Краткое содержание корабельная чаща пришвина за 2 минуты пересказ сюжета

Здесь можно купить и скачать «Михаил Пришвин — Том 6. Осударева дорога. Корабельная чаща» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство Художественная литература, год 1984. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Краткое содержание Корабельная чаща Пришвина за 2 минуты пересказ сюжета

Описание и краткое содержание «Том 6. Осударева дорога. Корабельная чаща» читать бесплатно онлайн.

В шестой том Собрания сочинений М. М. Пришвина входят произведения, созданные писателем в последние годы жизни: роман-сказка «Осударева дорога» и повесть-сказка «Корабельная чаща».

http://ruslit.traumlibrary.net

Михаил Михайлович Пришвин

Собрание сочинений в восьми томах

Том 6. Осударева дорога. Корабельная чаща

Роман-сказка

«Осударева дорога» написана по материалам, освещенным личными переживаниями автора. Не скрою от читателя, что опыт сплетения истории, автобиографии и современного строительства для меня был нелегок.

  • В повести я хочу показать рождение нового сознания русского человека через изображение души крестьянского мальчика – помора.
  • Если человек прожил долгую жизнь и ему все еще хочется жить, то прошлое складывается в его душе неминуемо как роман или сказка. Столько есть на свете таких людей, что жизнь, пережитая в них, ищет себе выхода, и они говорят о себе:
  • – Если бы мне свою жизнь пересказать, то это был бы роман замечательный!

Я принадлежу сейчас к этим людям, и мне всегда кажется так, что если я о себе рассказываю, то это не есть простодушное удовольствие показать себя самого людям, а действительно мой лучший роман или сказка. Больше! Мне кажется, в этом деле освобождения себя от пережитого есть не только поэзия, но и еще что-то больше поэзии…

Всегда я понимал при чтении книг, что автор и есть настоящий источник его героев, но как это делается, что он забывает себя и превращается в кого только ему захочется, я и до сих пор понять вполне хорошо не могу.

Не раз удавалось мне описывать неплохо собак и разных животных. Разбираясь в условиях происхождения образа каждого положительного героя своего среди животных, я находил, что сам я увлекался, влюблялся, забывал о себе, и героя своего любил временно больше себя.

По-моему, вот это «больше» и превращается в положительного героя. И то же, наверно, так и во всяком труде: всякая новая небывалая вещь создается, когда творец забывает о себе и входит в нее.

О героях же отрицательных беспокоиться нечего: они сами непременно являются, если кого-нибудь любишь больше себя. Такова моя домашняя теория.

Раз было на моих глазах: по тонкому, запорошенному первым снегом льду пробежала осторожно гонная лисица, а через несколько минут на этот след налетел безумный выжлец.

Лисица осторожно, по-лисьему прошла тонким льдом, а грузный костромич провалился среди озера.

Лед на краях провала обламывался под его лапами, и вылезть ему было невозможно: лучший гонец в нашей округе был обречен на гибель в гонный день первой великолепной пороши.

Но прибежал его хозяин и, увидев своего друга в таком положении, быстро изорвал свою рубашку, связал веревку, сделал петлю, дополз на четвереньках по льду до собаки, накинул петлю и вытащил.

Так охотник «вышел из себя», чтобы спасти своего выжлеца. Но спасенный выжлец, тоже не помня себя, помчался за той же лисой.

Охотник без рубахи, изорванной на веревку, в одном ватнике, перехватывая лису с круга на круг, наконец встретился с ней и убил.

Мелькнет ли когда-нибудь даме, с горжеткой из этой лисицы, догадка об истинной цене ее наряда?

Этот охотник любил свою собаку и всю охотничью жизнь больше себя. И вот из этого-то самого «больше», по-моему, и должны создаваться положительные герои.

И мой герой в этой повести, мальчик Зуек, должен выйти из того самого, что больше меня, и в то же самое время присутствовать в моем чувстве жизни как возможность.

Так тоже спящая почка иного растения много лет дремлет и остается почкой. Но при хороших условиях почка «выходит из себя» и обращается в зеленый росток.

Это моя домашняя теория творчества, и я не знаю, почему укрывать ее от читателя, почему не пригласить его к участию в творчестве моей сказки-были, или, назовем, исторической повести.

Из себя самого я буду выводить Зуйка и в то же время буду смотреть туда; на хорошо знакомый мне берег, где поморы ловят рыбу сетями. Чайки-зуйки носятся там, как снег на ветру, и мальчики-зуйки всюду снуют, и среди них мой Зуек. Думаю о себе, а гляжу на него. Думаю о нем – и себя самого раскрываю.

С самого раннего детства мой внутренний мир разделялся надвое: один мир – это все, что мне самому хочется, другой мир, который больше меня, больше того, что мне самому хочется и что для меня выступает как «надо»: надо и надо, а не то, что я сам хочу. Очень рано это самое «надо» пробудилось во мне как требование матери моей: чего-то я сам хочу и что-то требует мать.

С этой далекой горы моего прошлого и текут все родники моей нынешней жизни. Темной стороной представляется это мое прошлое, и мне все хочется при свете яркого дня современности туда заглянуть и там все понять.

Очень давно я стал так понимать и поэзию, что это луч нашего дня, свет современности, брошенный на то отдаленное прошлое.

Пусть очень многое в нашей жизни теперь умело записывается и складывается в архивы и книгохранилища. Очень многое тоже и так остается и постепенно погружается в темное прошлое.

Бывает, однако, такой яркий день современности, что из него виднеется самое отдаленное прошлое, уже многими забытое, а для самых молодых и совершенно неведомое.

И вот в этом-то свете современности рождается сказка, и старые люди, свидетели забытого новым поколением, начинают сказывать о том, что было когда-то, в некотором царстве, в некотором государстве, при каком-то царе Горохе.

Было мне лет тридцать, когда я отправился в тот самый край, где мои предки-старообрядцы боролись с царем Петром и в государстве его великом создавали свое «государство» – известную Выгорецию.

Мне до смерти захотелось подышать тем воздухом народной жизни, где не было жестокости крепостного права и где в дебрях тайги, наверно и до сих пор, сохранились сказания о былых героических временах простого русского народа.

Действительность оказалась больше моих замыслов, больше моей мечты, больше меня самого. Мне было, как если бы человеку взрослому вернулось бы его детство и он, сохраняя где-то вдали в запасе нажитой свой разум и образование, восхищенно стал бы отдаваться природным детским силам доверчивости и особенному, проникновенному вниманию к подробностям жизни природы и человека.

Я родился с верой в какой-то лучший мир, чем где я живу, в какую-то страну, лучшую, чем наша, с уверенностью, что если сильно захотеть, то ее можно открыть всем, и даже так, что долг каждого из нас открыть для всех эту свою страну.

Еще девяти лет я пробовал из гимназии убежать в эту страну, и не я один был такой, а одно время гимназисты массами бежали. После моей неудачной попытки вера моя не умерла, а попала в положение семени, переживающего в земле зиму, чтобы раскрыться весной.

Так вот и вышло, что девяти лет я бежал в какую-то чудесную страну, а ровно через двадцать лет открыл ее на Карельском острове озера Выг, и был уверен, и вел себя, как будто это была та самая страна, куда я в детстве бежал.

Как, бывает, влюбленному кажется, будто все люди в существе своем прекрасны и ему, влюбленному, даже злодеи желают добра, так и в моей стране детства, в этом краю непуганых птиц, все люди мне были хороши, и так много хороших в одном месте я никогда нигде не видал. Это не был самообман. Ведь я не был хищным колонизатором или мистификатором-миссионером, а искал у них только былин, сказок и песен.

Много они мне пели былин и сказывали всякой «досюльщины». Но всего интересней мне были остатки людей, боровшихся когда-то по-своему за свою веру с царями.

Среди этих людей трудней всего досталось мне добиться душевной беседы у «бегунов» или «скрытников». У большинства прежних борцов за веру их вера теперь перешла просто в быт, в строгость нравов сравнительно с бытом «новолюбцев».

Но бегуны продолжали искренно верить, что антихрист уже овладел почти всей землей и спасаться от него можно только в бегах.

Чтобы не искушаться соблазнами, не застревать в человеческом болоте, они считали для себя необходимым вечно менять место, вечно бежать и не давать себе отдыху.

Только на короткие дни в случаях болезни или необходимости что-то свое открыть другу они позволяли себе останавливаться в великой тайне у «христолюбцев», имеющих в своих домах особые тайные светелки. Они берегли свое имя в великой тайне и на все вопросы о себе встречных людей отвечали:

– Мы странники божьи, ни грады, ни веси не имамы.

Вот, наверно, тогда еще пришла мне эта мысль, и до сих пор я ею живу, что истинный наш современник не тот, кто для себя потребляет достижения нового времени, а для кого современность открывает свет на свое прошлое.

В свете современности как понятны были мне эти люди, презирающие место своего пребывания и собирающие дух свой в пространстве.

Мы сами, революционеры того времени, готовые идти на какие угодно страдания, чтобы только поднять дух своего народа, привести его в движение, дух, остановленный косностью царя и его чиновников, мы сами отчасти были похожи на бегунов: мы были странники в своем народе, мы не держались ни села родного, ни города, правда нам была дороже родного села.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Краткое содержание Корабельная чаща Пришвина за 2 минуты пересказ сюжета
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/538077-mihail-prishvin-tom-6-osudareva-doroga-korabelnaya-chashcha.html

Краткое содержание Корабельная чаща Пришвина

В небольшом таёжном посёлке жил Вася Весёлкин. Он дружил с лесником Антипычем. Однажды старый лесник показал Васе высокую гладкую сосну и с горечью объявил, что в их лесу она последняя. Остальные сосны были вырублены для государственных нужд.

Ещё Антипыч рассказал, что в Коми, у северной реки Пинеги есть заповедная Корабельная чаща. Сосны в ней растут так густо, что погибшие деревья не могут упасть на землю, так как их собратья не дают им это сделать.

Вася решил когда-нибудь разыскать эту чащу.

Прошли годы. Давно умер лесник Антипыч, его место занял Василий. Началась Великая Отечественная война, и Вася Весёлкин ушёл на фронт. Дома он оставил жену и детей – Настю и Митрашу.

В конце войны с тяжёлым ранением Василий попал в госпиталь. Там он познакомился с Мануйло, до войны тот был охотником и жил недалеко от реки Пинеги. От него же Василий второй раз услышал о Корабельной чаще. Местные жители считали чащу святым местом и много лет охраняли от постороннего глаза. Василий решил после выздоровления найти Корабельную чащу.

Леса эти были заповедные, поэтому промышленные вырубки здесь не проводились. Недалеко от чащи располагался колхоз, но его руководитель не хотел брать заповедник под свою ответственность. Тогда Василий посоветовал Мануйло поехать в Москву и рассказать обо всём Калинину, который в это время занимал пост главы государства.

После его отъезда Весёлкин решил ехать на север страны, в Коми, на поиски Корабельной чащи. Перед отъездом он отправил письмо жене, которая ничего не знала о его судьбе. В это время до жены Василия дошли слухи о его гибели. Женщина не смогла пережить свалившегося на неё горя, дети остались сиротами.

Вскоре они узнали, что их отец жив, и отправились на его поиски.

Мануйло вернулся из Москвы с документами, в которых сам Калинин приказывал беречь и охранять Корабельную чащу. Война близилась к концу, поэтому особой нужды рубить сосны не было. Мануйло поспешил домой.

Перед отъездом он встретил в Вологде Настю и Митрашу. Они рассказали охотнику, что их отец уехал на Пинегу искать Корабельную чащу. Мануйло обещал помочь им.

Вместе со сплавщиками леса они отправились в дорогу.

Василий Весёлкин нашёл Корабельную чащу и получил разрешение на её вырубку. Он считал, что лес должен приносить государству пользу, особенно в тяжёлые годы войны. С этой целью в тайгу были посланы рабочие и необходимый транспорт. Но охотник Мануйло вовремя остановил работу, и сосны были спасены. Дети Василия приехали вместе со старым охотником.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пришвин. Все произведения

Корабельная чаща. Картинка к рассказу

Краткое содержание Корабельная чаща Пришвина за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени)
    Две недели своей жизни Печорин провел в казачьей станице. Вечерами офицеры любят собираться за карточными играми.
  • Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко
    «Мёртвые души» являются одним из самых известных произведений, созданных Н.В.Гоголем. Первый том книги был выпущен в 1842 году, но работу над ним он начал ещё в 1835

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/prishvin/korabelnaya-chashcha-pereskaz

Отзыв о повести-сказке Пришвина «Корабельная чаща»

Краткое содержание Корабельная чаща Пришвина за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные герои повести-сказки М.Пришвина «Корабельная чаща» — таежный житель Василий Веселкин и охотник по имени Мануйло. С самого детства Вася Веселкин пытался разобраться, что такое правда. Лесник Антипыч говорил ему, что правда существует одна на всех, истинная правда. Еще Антипыч говорил, что у правды нет слов, что она вся в делах. Старый лесник любил повторять, что не следует гоняться за счастьем поодиночке, а следует всем дружно гоняться за правдой.

Читайте также:  Краткое содержание войнич овод за 2 минуты пересказ сюжета

Однажды Антипыч вместе с Васей выбирал сосну, которая подошла бы для изготовления фанеры. В той местности, где они жили, осталась только одна такая сосна. Она была высокой, ствол ее был ровным, без единого сучка, а обхватить эту сосну могли разом только несколько человек.

Антипыч с сожалением отметил, что это последняя такая сосна в здешних местах. Но потом он рассказал Васе, что на севере, в области Коми, в немерянных лесах есть заповедная Корабельная чаша, в которой подобные сосны стоят так плотно, что умершее дерево не может упасть на землю. Местные жители берегут эту чащу от посторонних глаз и считают это место святыней.

Прошло много лет. Старый лесник умер, а его место занял Василий Веселкин. Он женился, и у него теперь подрастали дочь Настя и сын Митраша. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Веселкин ушел на фронт. Там он получил тяжелое ранение в правую руку и попал в госпиталь. Врачи хотели ампутировать руку, но Василий сумел уговорить их не делать этого.

В госпитале Василий познакомился с лесным охотником по имени Мануйло. Охотник был родом с берегов реки Пинеги. Мануйло рассказал Веселкину о том, что его не хотят принимать в колхоз вместе со своими охотничьими угодьями. Василий посоветовал ему ехать в Москву, к Калинину. Мануйло решил последовать его совету.

От лесного охотника Василий снова услышал и о необыкновенной Корабельной чаще. Веселкин решил, что такое количество качественного леса может послужить на пользу государству и после выписки из госпиталя отправился на поиски этого заповедного места, заручившись поддержкой властей. Перед этим он отправил письмо своей семье, о жизни которой ничего не знал.

А дома случилась беда. Жена Василия Веселкина получила известие, что ее муж погиб, и умерла от горя. Дети, Митраша и Настя, остались сиротами. Получив письмо отца, они решили отправиться на его поиски и поехали на поезде в Вологду, откуда можно было добраться до Пинеги.

В Вологде им посчастливилось встретиться с Мануйло, который уже побывал в Москве, у Калинина и направлялся в родные места. Так получилось, что Мануйло не понял, что Митраша и Настя – дети его товарища по госпиталю Веселкина. Но все равно он взял их с собой, решив помочь сиротам найти отца.

Они отправились в путь на плотах. Во время этого путешествия, которое проходило ранней весной, Мануйле пришлось расстаться с детьми из-за срочной работы по сплаву леса. Их пути разошлись. Митраша и Настя решили продолжать свои поиски самостоятельно, в этом им помогали все, кто попадался по пути.

Тем временем Василий Веселкин успешно добрался до Корабельной чащи. Обладая напористым характером и стремясь добиться торжества истинной правды, он уговорил местных жителей подписать бумаги с согласием на вырубку заповедного леса.

Но Василий не знал, что война скоро закончится и уже нет такой острой необходимости рубить Корабельную чащу для нужд фронта. Однако о скором окончании войны знал Мануйло.

Во время встречи с Калинным он рассказал о намерении Веселкина срубить заповедный лес для пользы государства. Калинин эту идею не поддержал и сказал, что заповедные леса надо охранять.

Он дал Мануйле документы, подтверждающие необходимость сохранения Корабельной чащи и попросил догнать Веселкина, чтобы остановить уничтожение заповедника.

Из-за проблем со сплавом леса Мануйло был вынужден задержаться и чуть не опоздал к началу вырубки. Но он успел вовремя, да еще по пути догнал Митрашу и Настю. Вскоре состоялась встреча всех главных героев в Корабельной чаще. Василий Веселкин встретился со своими детьми, подготовку к вырубке леса остановили, и Корабельная чаща осталась невредимой.

Таково краткое содержание повести-сказки.

Главная мысль повести-сказки Пришвина «Корабельная чаща» состоит в том, что истинная правда там, где откуда идёт наибольшая польза всем людям. Василий Веселкин был прав по своему, когда убеждал людей отдать Корабельную чащу для нужд фронта.

Но он не знал, что война заканчивается, и что для предстоящего мирного времени сохранение заповедного леса является более важной государственной задачей.

Спасти лес удалось благодаря охотнику Мануйле, который сумел побывать на приеме у одного из первых лиц государства и заручился его поддержкой.

Повесть-сказка «Корабельная чаща» учит быть настойчивым в достижении поставленной цели. Митраша и Настя, оставшись без матери, решили найти отца, который затерялся в глухой тайге. На их долю выпало много испытаний, но дети сумели добиться поставленной цели и нашли отца.

В повести-сказке мне понравились главные герои: Василий Веселкин, его дети, Настя и Митраша, охотник Мануйло. Они искренне любят природу и бережно относятся к ней, понимая, что лес является для них родным домом. Взрослые искренне переживают за результаты дела.

Какие пословицы подходят к повести-сказке Пришвина «Корабельная чаща»?

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не течет.

Не гоняйтесь за счастьем поодиночке, а гоняйтесь дружно за правдой.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_korabelnaya_chashha/

Краткое содержание «Кладовая солнца»: пересказ произведения Пришвина по главам

Перед прочтением краткого содержания рассказа «Кладовая солнца» многим наверняка интересно будет узнать, что Михаил Пришвин написал это произведение в 1945 году.

Автор, известный своей любовью ко всему живому миру, и в этом рассказе использовал природу как отдельное действующее лицо, оживляя ее перед читателем.

Через описание леса, болот, ветра, ручья он передает состояние людей, и читатель видит смену настроений в книге.

Основные персонажи

В кратком содержании «Кладовой солнца», помимо главных героев, представлены несколько второстепенных персонажей. Главными героями рассказа «Кладовая солнца» Пришвин сделал двух малолетних детей-сирот.

  • Настя – девочка двенадцати лет, не по годам умная и очень хозяйственная. На ее плечах лежит вся работа по дому, в том числе и уход за скотиной.
  • Митраша – младший брат Настасьи. Он, словно маленький мужчина, уже многое делает по хозяйству и помогает сестре.

Из второстепенных героев Пришвина стоит отметить:

  • Старика Антипыча – мудрого лесника;
  • его собаку Травку – умную и преданную;
  • волка Серый Помещик, который досаждал всей деревне;
  • рассказчиков – от их имени ведется повествование.

Пересказ тезисно

Краткое содержание произведения Пришвина «Кладовая солнца» знакомит читателя с маленькими детьми, Настей и Митрашей, которые рано остались без родителей.

Им приходится самостоятельно хозяйничать в деревенском доме. Как-то они собрались в лес за клюквой. На пути была развилка, и им было трудно договориться, в какую же сторону следует идти.

Брат с сестрой поссорились и разошлись разными дорогами.

Митраша решает добраться до места раньше сестры. Выбрав ненадежную тропку, он попадает в болотную трясину, которая начинает засасывать его. Он зовет сестру, но девочка не слышит – она уже увлечена сбором ягоды.

Ее отвлекает собака лесника, и Настя вспоминает о Митраше. Брат не отзывается. Девочка пугается и плачет. Собака Травка протяжно воет, а затем бросается к болоту, почуяв зайца.

Внезапно пес видит в топи брата и двигается к нему, желая спасти. Митраша хватает его и выбирается. Как раз в это время появляется волк. Мальчик реагирует мгновенно – точным выстрелом он сражает зверя. На звук выстрела приходит Настя. Детям пришлось заночевать в лесу, а утром они вернулись домой.

Там Митрашу встретили, словно героя, узнав, что он подстрелил волка. Девочка же долго мучилась от угрызений совести, что забыла о брате, когда увлеклась ягодой. Поэтому она клюквой угостила эвакуированных детей.

Краткое содержание

Краткое содержание разделено по главам, как и само произведение.

Глава 1 В одном из сел двое детей рано остались без родителей. Отец у Насти и Митраши погиб на фронте, а мама – от тяжелой болезни. От них им досталось хозяйство и дом. Первое время детям часто помогали добрые соседи, но затем они стали справляться самостоятельно.

Краткое содержание Корабельная чаща Пришвина за 2 минуты пересказ сюжетаНастя выполняла всю домашнюю работу в доме, брат ей помогал

Жили они довольно дружно и во всем помогали друг другу, управляясь по хозяйству с раннего утра до глубокой ночи. Настя выполняла женские обязанности по дому и ходила за скотиной, а Митраша изготавливал плошки из дерева, которые продавал.

Глава 2 По весне все сельчане искали в лесу клюкву, которая зимовала под снегом. Она считалась лучше осенней. Собравшись за клюквой, дети двинулись в путь с самого утра.

Настя несла корзину с провизией, а ее брат – старое ружье и компас. Он помнил слова отца о том, что по компасу при необходимости легко найти дорогу домой.

Дети хотели добраться до той полянки, где ягоды было особенно много.

Глава 3 Митраша шел по компасу к той самой поляне, по дороге рассказывая Насте про старого матерого волка, который давно живет в этих местах. В это время они услыхали вдалеке его вой.

Глава 4 Судя по компасу, детям следовало пойти по маленькой тропочке, но Настя настаивала, что нужно пойти по хорошо протоптанной дорожке, которая и приведет к полянке. Дети поссорились и разошлись каждый сам по себе.

Глава 5 Около дома лесника, который находился недалеко от той поляны, давно жила одинокая собака, после смерти хозяина ставшая беспризорной. Старик умер около двух лет назад, а собака все еще тоскливо выла, забираясь на холм.

Глава 6 Когда-то в этом лесу охотники истребили всех волков. Уцелел только самый матерый, осторожный зверь по кличке Старый Помещик. Летом он промышлял в селе, убивая собак и домашнюю скотину. Поймать его пока не удалось никому из сельских мужиков.

Глава 7 Болото огибало русло небольшой речки. Учуяв Травку на другом берегу, волк пустился в погоню. Но собака побежала за зайцем, а затем пошла за девочкой, почувствовав запах из ее корзины.

Глава 8 Местные болота из-за большого запаса нефти называли «кладовой солнца». Туда и пришел Митраша. Место было страшным – людей там утопло множество.

Земля с каждым шагом становились все ненадежнее. Боясь ступать на эту тропу, мальчик сокращает путь, шагает в сторону поляны. Но внезапно он увяз. Отчаянно дернувшись, ушел по грудь.

Чтобы не утонуть с головой, Митраша крепко держался за ружье.

Глава 9 Настя в это время набрела на полянку с ягодой, совершенно забыв о брате, и увлеклась сбором клюквы. Очнулась она, когда увидела Травку. Девочка покормила ее и попробовала позвать брата, но ветер относил ее крики в другую сторону. Настя отчаялась и заплакала.

Глава 10 Следом завыла и Травка. На этот звук бросился волк. Тем временем, собака, почуяв, что где-то лиса гонит зайца, побежала вдогонку. Так она обнаружила мальчика.

Глава 11 Митраша сразу увидел собаку лесника и позвал поближе. Едва она приблизилась, мальчик крепко схватил ее, Травка дернулась и вытащила его. Собака, признав в нем нового хозяина, громко радовалась.

Глава 12 Травка принялась снова преследовать зайца, мальчик же в это время решил поохотиться на зверька, чтобы подкрепиться. Он ждал его, притаившись в зарослях, и собака погнала добычу прямо на него. На их беду, прибежал и волк, но Митраша не растерялся, а сразу выстрелил в зверя.

На звуки выстрела из леса вышла Настя. Дети разожгли огонь и приготовили еду из пойманного зайца. В село они пришли по утру, сразу сообщив односельчанам об убитом волке. Всю ягоду, которую насобирала Настя, дети отдали эвакуированным малышам.

Основная мысль автора

Михаил Пришвин создал произведение в жанре сказка-быль. Пересказ сюжета помогает понять жизнь детей, оставшихся без родителей.

Автор передает их сильный внутренний мир, где есть место любви к людям и природе. В их сердцах есть воля к жизни, но и некая детская самонадеянность.

Однако Пришвин показывает, что из прежних ошибок можно сделать выводы и, исправив их, идти дальше, став более зрелой личностью.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/prishvin/kladovaya-solntsa.html

Изобретатель — краткое содержание рассказа Пришвина

Однажды автор принес к себе домой трех черных утят кряквы. Когда селезень и уточки подросли, им подрезали крылья, чтобы не улетели, и оставили жить вместе с домашней птицей.

А весной устроили на болоте для дикарей настоящие гнезда, в которых Муся и Дуся стали высиживать птенцов.

Но Дуся была хорошей матерью и исправно сидела на своих шестнадцати яйцах, а Дуся бросила свое гнездо с четырнадцатью, и на них пришлось посадить черную курицу, Пиковую Даму.

Спустя положенный срок обе мамочки вывели птенцов, а еще через несколько дней пришла пора выводить их в мир. Дуся повела свой черный выводок на озеро, а Пиковая Дама — в огород за червяками. Покрякивает уточка на птенцов в озере, а на берегу курица кудахчет.

И не понимают детки Пиковой Дамы, что им мама толкует, но отлично слышат, что с озера доносится: «К своим, плывите к своим!»  Побежали утята из огорода к воде, встретились с другими малышами, довольные, а Дуся и сама рада племянникам. Как не зазывала мама-курица детей обратно в огород, не вышли они на землю.

А когда вечером весь большой выводок прошел мимо Пиковой Дамы домой, ни один утенок не глянул в сторону приемной матери. Пришлось всех утят с Дусей поместить на ночлег в кухню в высокую корзину.

Утром все в доме проснулись от утиного крика. На полу обнаружили Дусю и маленького черного утенка, который неизвестно каким образом вылез из высокой корзины. Малышу перевязали ниточкой лапку и посадили на место. На следующее утро все повторилось в точности.

Читайте также:  Краткое содержание платонов июльская гроза за 2 минуты пересказ сюжета

Вокруг корзины, из которой рвалось на волю большое утиное стадо, бегал птенец с перевязанной лапкой, а следом за ним носилась Дуся.

Автору стало интересно, каким образом малыш на своих тонких перепончатых лапках выбирается из корзины, и он устроился на ночлег в кухне.

Едва за окном забрезжил рассвет, Дуся начала крякать, но все утята еще спали и не отвечали маме. Автор поспешил включить свет и был удивлен находчивости маленького изобретателя.

Пока остальные его товарищи спали под мягким крылом, отважный малыш ловко взгромоздился на голову к Дусе, а еще через мгновение кряква встала с места, и утенок кувыркнулся на пол, следом за ним из корзины вылетела растревоженная мать.

← Паутинка
← Берестяная трубочка↑ ПришвинСиний лапоть →
Москва-река →

Краткое содержание Корабельная чаща Пришвина за 2 минуты пересказ сюжета

  • Анна на шее — краткое содержание рассказа Чехова
    Никогда не знаешь, как развернется твоя судьба. Бывает, все идёт тихо да гладко, словно по течению. И вдруг резко жизнь начинает течь совершенно по иному руслу. И перестаешь понимать, как жить дальше.
  • Лошадиная фамилия — краткое содержание рассказа Чехова
    Однажды у генерала Булдеева заболел зуб. Народные средства не помогали или вызывали тошноту. Приезжий доктор прописал хину, но и он не помог. Лекарь настаивал на удалении зуба, но больной отказался
  • Вадим — краткое содержание романа Лермонтова
    Место действия в произведении, Пензенская область, родина Лермонтова. Тут на самом краю деревни стояло поместье Палицына. Палицын поддерживал пугачёвское движение и принадлежал к пугачёвцам.
  • Бегство от свободы — краткое содержание книги Фромм
    Прежде чем начать краткий рассказ о книге психолога Эриха Фромма, нужно указать на исторический контекст, в котором его труд создавался. Он написан в 1941 году, то есть в период, когда нацизм в Германии достигнул своего расцвета и вопрос свободы

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/prishvin/izobretatel-rasskaz

Михаил Пришвин — Глаза земли. Корабельная чаща

Михаил Михайлович Пришвин оставил обширные многолетние дневники за пятьдесят лет жизни. Над ними писатель работал с такой же тщательностью, как над остальными своими художественными произведениями.

Краткая запись дневника являлась часто материалом при зарождении нового произведения, но вместе с тем эти записи имеют самостоятельную художественную и биографическую ценность.Книга «Глаза земли» создана из дневников 1946–1950 годов.

Это — собрание мыслей, представленных в афористической или поэтической образной форме.Также в книгу вошла повесть-сказка «Корабельная чаща».http://ruslit.traumlibrary.net

Михаил Михайлович Пришвин

Глаза земли. Корабельная чаща

(Дневник писателя)

От автора

(Вместо предисловия)

Из клочков моих признаний в дневнике в конце концов должна выйти книга «Дорога к другу» (дневник писателя).

Весь путь мой был из одиночества в люди.

Мелькает мысль, чтобы бросить все лишнее, машину, ружья, собак, фотографию и заниматься только тем, чтобы свести концы с концами, т. е. написать книгу о себе со своими всеми дневниками.

О себе я говорю не для себя: я по себе других людей узнаю и природу, и если ставлю «я», то это не есть мое «я» бытовое, а «я» производственное, не менее рознящееся от моего индивидуального «я», чем если бы я сказал «мы».

Мое «я» в дневнике должно быть таким же, как и в художественном произведении, т. е. глядеться в зеркало вечности, выступать всегда победителем текущего времени.

Что же касается нескромных выходок с интимной жизнью, то разобраться в том, что именно на свет и что в стол, можно только со стороны. И еще есть особая смелость художника не слушаться этого голоса со стороны. Примером возьму Ж-Ж. Руссо: если бы он слушался этого голоса, у нас бы не было «Исповеди».

Таких примеров могу дать бесчисленное множество.

Ищем, где бы нам свить гнездо.

В Поречье

Вчера с утра зима рванулась было с морозом и ветром, нарушила было спокойное чередование одинаковых мягких дней. Но среди дня явилось богатое солнце, и все укротилось.

Вечером опять воздух после мороза и солнце были, как летом на ледниках.

Завтра отправляемся в Поречье, под Звенигородом— дом отдыха Академии наук.

В 9 часов выехали из Москвы и в 11 приехали, хорошо, как и не мечтали. Тихий, теплый и крупный снег падал весь день.

С утра на солнце деревья покрылись роскошным, инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и ароматными лунными сумерками под вечер.

Денек просверкал

Какой денек вчера просверкал! Как будто красавица пришла «ослепительной красоты». Мы притихли, умалились и, прищурив глаза, смотрели себе под ноги. Только в овраге в тени, деревьев осмелились поднять глаза на все белое в голубых тенях.

Ночь была звездная, и день пришел пасмурный, и слава богу, а то со сверкающим мартовским днем не справишься, и не ты, а он делается твоим хозяином.

Березам зябко

Всю ночь бушевал ветер, и слышно было в доме, как вода капала. И утром не пришел, мороз: то солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнет крупой, как из мешка. И так быстро мчатся облака, и так зябко белым березкам, так они качаются!

Тихий снег

Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы». Но что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину.

Этот целомудренный снег в целомудренном мартовском свете младенческой пухлотой своей создавал такую обнимающую все живое и мертвое тишину. И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла.

Какая тишина, какая благодать, как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни, прикосновение к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина.

Живая елка

Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся елка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет.

Особенно хорошо смотреть сзади елки против солнца.

Река под снегом

Река до того бела, до того вся под снегом, что узнаешь берега только по кустикам. Но тропинка через реку вьется заметная, и потому только, что днем, когда под снегом хлюпало, проходил человек, в следы его набежала вода, застыла, и теперь это издали заметно, а идти колко и хрустко.

Теплая поляна

Как все затихает, когда удаляешься в лес, и вот наконец солнце на защищенной от ветра полянке посылает лучи, размягчая снег.

А вокруг березки волосатые и каштановые, и, сквозь них новое чистое голубое небо, и по небу бирюзовому проносятся белые прозрачные облачка, одно за другим, будто кто-то курит, стараясь пускать дым колечками, и у него колечки все не удаются.

Скворцы прилетели

Утро ясное, как золотое стеклышко. Забереги все растут, и уже видно, что лед лежит на воде и незаметно для глаза поднимается.

На деревьях в Дунине скворцы, прилетели и маленькие птички — чечетки, во множестве сидят и поют.

Мы ищем, где бы нам свить гнездо — дачу купить, и так всерьез, так, кажется, вправду, и в то же время где-то думаешь тайно в себе: я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и птицы сядут на яйца, и сказка исчезает.

Чем краше день, тем настойчивей вызывает и дразнит нас природа: день-то хорош, а ты какой! И все отзываются — кто как.

Счастливей всех в этом художники.

Вода

Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет и зеленеет.

Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.

И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода.

Последу

Случается, пролезет один какой-нибудь человек по глубокому снегу, и выйдет ему, что недаром трудился. По его следу пролезет другой с благодарностью, потом третий, четвертый, а там уже узнали о новой тропе, и так благодаря одному человеку на всю зиму определилась дорога зимняя.

Но бывает, пролез человек один, и так останется этот след, никто не пройдет больше по нем, и метель-поземок так заметет его, что никакого следа не останется.

Такая нам всем доля на земле: и одинаково, бывает, трудимся, а счастье разное.

Восхищенный человек

Зорька нежнее щечки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко и мерно капля на балконе… Из глубины души встает и выходит восхищенный человек с приветствием пролетающей птичке: «Здравствуй, дорогая!» И она ему отвечает.

Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищенный.

Березовый сок

Вечер теплый и тихий, но вальдшнепов не было. Заря была звукоемкая.

Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают, значит, и сок есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу, — есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы — есть сок в березе.

Мысли мои старые все разбежались, как лед на реке, — есть сок в березе.

Счастливый хомут

Сегодня должна совершиться покупка дома. Что-то вроде свадьбы Подколесина! И это вечное: везде и каждому в промежутке между решением и действием хочется убежать в сторону, прыгнуть в окно.

Недоволен я собой: весь я в настроениях, нет смелости, прямоты, нет лукавства достаточного. Боже мой! как я жил, как я живу! Одно, одно только верно — это путь мой, тропинка моя извилистая, обманчивая, пропадающая…

Около времени вечернего чая пришли девушки: предсельсовета и агроном. Они поставили печать к заготовленной нами бумаге, и двухмесячная борьба и колебания были закончены: развалины дачного дома стали нашим владением.

Я подарил Критской книгу с надписью: «Н. А. Лебедевой-Критской на память о счастливом хомуте: я счастливо влез в хомут счастливого 13 мая 46 года, она счастливо из него вылезла».

Глубокая почва

Брожу весь день между липами, и вдруг вспомнилось Хрущеве: там был тоже такой легкий для дыханья воздух. С тех пор я не дышал таким воздухом, я не жил в здоровой природе и мало-помалу забыл, что она существует…

Я жил в болотах, в комарах, понимал такую природу как девственную, как самую лучшую. А разве мать моя жила не тем же чувством благодарности за жизнь, какая она ей пришлась, не имея никакой претензии на лучшую? Та даже и умерла, не испытав женской любви. Да и вся Россия такая жила, в бедной истине, думая о том, что где-то лучше живут и нам бы можно так.

И вот почему, когда я вышел из болот и стал здесь на глубокую почву, где липы растут и нет комаров, мне кажется, будто я вернулся в Хрущево, в лучшее, прекрасное место, какого и не бывало на свете.

Начало любви

Сад цветет, и каждый нагружается в нем ароматом. Так и человек бывает, как цветущий сад: любит всех, и каждый в его любовь входит. Мать моя была такая: любила всех и каждого, но ни на кого не тратилась. Это, конечно, еще не любовь, а скорее всего это таится нетронутый клад души, от которого истекает любовь.

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/150924-mihail-prishvin-glaza-zemli-korabelnaya-chashcha.html

Кладовая солнца

Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле.

Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи.

Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.

В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые.

«Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке».

Сначала им помогали всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.

Продолжение после рекламы:

Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.

Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.

Тем временем неподалёку проснулась Травка, собака лесника Антипыча. Лесник умер, и его верная собака осталась жить под остатками дома. Травке было тоскливо без хозяина. Она завыла, и этот вой услыхал Серый Помещик.

В голодные весенние дни он питался, в основном, собаками, и теперь побежал на вой Травки. Однако вскоре вой прекратился — собака погнала зайца. Во время погони она учуяла запах маленьких людей, один из которых нёс хлеб.

Читайте также:  Краткое содержание брэдбери всё лето в один день за 2 минуты пересказ сюжета

По этому-то следу Травка и побежала.

Брифли существует благодаря рекламе:

Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь.

Мальчик прошёл больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра.

Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.

Всё это время девочка шла по утоптанной тропе, которая тоже вела к Слепой елани, только в обход. В конце тропы она наткнулась на то самое клюквенное место, и начала собирать ягоду, забыв обо всём. О брате она вспомнила только к вечеру — еда-то осталась у неё, а Митраша так и ходит голодный.

Оглянувшись, девочка увидела Травку, которую привёл к ней запах съестного. Настя вспомнила собаку Антипыча. От тревоги за брата девочка заплакала, а Травка старалась её утешить. Она завыла, и Серый Помещик поспешил на звук.

Вдруг собака снова почуяла запах зайца, помчалась за ним, выскочила на Слепую елань и увидела там ещё одного маленького человека.

Продолжение после рекламы:

Митрашка, совсем замёрзший в холодной трясине. увидел собаку. Это был его последний шанс спастись. Ласковым голосом он подманил Травку. Когда лёгкая собака подошла совсем близко, Митраша крепко ухватил её за задние лапы, и Травка вытащила мальчика из трясины.

Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя.

Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос.

Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.

Источник: https://briefly.ru/prishvin/kladovaia_solntca/

Пришвин М. “Выскочка” Читательский дневник

  • Пришвин М.
  • Название: “Выскочка”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: о животных
  • Число страниц: 2
  • Главные герои и их характеристика

Вьюшка, охотничья собака, лайка. Веселого нрава, дружелюбная, игривая. Осторожная и предусмотрительная.

Выскочка, сорока. Наглая, бесцеремонная, глупая, хвастливая. Отбилась от коллектива и хотела получить кость нахрапом.

  1. О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
  2. Рассказ о наглой сороке, которую проучила умная
    собака.
  3. Сюжет — краткое содержание
  4. Очень хорошей и веселой собакой была Вьюшка, любившая получать вкусные косточки.
  5. Сороки тоже любили косточки и, увидев, что Вьюшка получила две косточки, попытались отобрать их.
  6. Сороки напали стаей и пока часть их отвлекала внимание собаки, остальные успели утащить кость.
  7. Одна из сорок, Выскочка, решила захватить вторую кость сама, понадеявшись на свою быстроту и наглость.
  8. Она стала подкрадываться к собаке, которая претворялась, что не замечает новой угрозы.
  9. Выскочка схватила кость, но Вьюшка схватила сороку за хвост и сорока без хвоста стала всеобщим посмешищем.
  10. Понравившийся эпизод

Мне очень понравилось, как Выскочка пыталась
захватить кость. Она подскочила к Вьюшке, извернулась и ухватила кость. Успела
даже развернуться и ударить крыльями, но ее хвост остался в лапах собаки.

План произведения для пересказа

  • Как Бийка стала Вьюшкой.
  • Добрый нрав собаки.
  • Две косточки.
  • Атака стаи сорок.
  • Действия Выскочки.
  • Сорока без хвоста.
  • Главная мысль
  • Иногда отрываться от коллектива не только плохо,
    но и опасно.
  • Чему учит эта книга

Рассказ учит действовать командой, сообща. Учит
осторожности и предусмотрительности. Учит не наглеть и не жадничать. Учит не
считать себя умнее других.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ и, особенно,
понравилась мудрая Вьюшка. Эта собака сумела отомстить наглой сороке и лишить
ту ее сорочьего достоинства.

  1. Новые слова и выражения
  2. Бия — река в Сибири.
  3. Пословицы к произведению
  4. Поперед батьки в пекло не лезь.
  5. Всякой наглости есть предел.
  6. В семье не без урода.
  7. Голова без ума, что фонарь без огня.
  8. Поспешишь — людей насмешишь.
  9. Другие читательские дневники

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/prishvin-m-vyskochka-chitatelskiy-d/

Читать — Оглавление — Книга

В 1935 году Пришвин вместе с младшим сыном Петром совершили поездку в Архангельскую область к границам Коми АССР. Пришвин был привлечен рассказами и легендами о «немеряных» лесах, расположенных в бассейне реки Пинеги.

Прибыв поездом 10 м&я 1935 года в Вологду, Пришвин на пароходе 18 мая приплывает в Великий Устюг, на следующий день – в Котлас, а далее продолжает плавание по Северной Двине и Вычегде до Верхней Тоймы, где наблюдает сплав, бревен.

Переправившись на правый берег реки Тоймы, Пришвин с проводниками-охотниками верхом и на лодке достигает границы Коми АССР, а затем по Пинеге, на пароходе, поднимается до Архангельска, где и заканчивает свое путешествие, продолжавшееся сорок один день.

Впечатления об этой поездке на север, закрепленные на страницах путевого дневника Пришвина, дали писателю обширный «познавательный» материал, использованный в «Корабельной чаще». Работая над «Корабельной чащей», Пришвин обращался и к своим путевым очеркам «Берендеева чаща» (1935), опубликованным им после возвращения с севера. Настя и Митраша в «Корабельной чаще» повторят часть пути Пришвина.

Надо отметить, что и эти персонажи «Кладовой солнца», а затем «Корабельной чащи» не выдуманы Пришвиным. В 1946 году писатель приобрел дом в деревне Дунино под Звенигородом. Здесь Пришвин собирает материалы для романа о новых отношениях в крестьянской семье, о победе в этих отношениях нового над старым.

В августе 1950 года нм были написаны три первые главы «Лесной повести» («Лесной колхоз, или Справедливая жизнь») о семье лесника Василия Кузнецова (Василия Веселкина), женатого по-старому, «по сговору», без любви на крестьянке. Во время Великой Отечественной войны Кузнецов (Веселкин) служил кладовщиком на военном заводе (из-за больной ноги его не призвали в армию).

На заводе Кузнецов (Веселкин) сошелся с «красивой вдовой с тремя детьми», утаив о своих детях-близнецах Зине и Васе. Лесник тоскует по оставленным им родным детям, хочет взять их в новую семью, по этому противится его теща, олицетворяющая собой старые крестьянские понятия о семье.

Тогда Кузнецов (Веселкин), вспомнив рассказ лесника Антнпыча об удивительной корабельной чаще, уходит на лесоразработки на север. Зина и Вася находят отца, и он возвращается домой. Таким представлялся Пришвину сюжет его семейно-бытового романа из современной крестьянской жизни. Однако, написав по собранным для романа материалам рассказ «Молодой колхозник» (первоначальное заглавие – «Арина, мать солдатская»; 1950), автор дальнейшую работу над романом прекратил. Для своей новой повести Пришвин, вернувшись к сюжету и персонажам романа, переносит теперь акцент с бытовой драмы в крестьянской семье на изображение природы. Начало второй главы «Лесной повести» («Солнце всем одинаково светит…») станет началом и «Корабельной чащи».

Сочетание в «Корабельной чаще» плана «географического» и плана «человеческого» и определило жанр произведения как повести-сказки.

Для Пришвина сказка – это не противопоставление вымысла действительности, а такая поэтизация реальной действительности, которая прокладывает путь в «небывалое», где мечта сливается с реальностью.

В начале апреля 1952 года Пришвин отмечает в дневнике: «Вспомнить ошибки свои, как художника, из-за верности правде (натуре). – Вы думаете это путь – глядеть в натуру? Нет, это не путь: надо глядеть и туда, и в себя.

В путешествии, благодаря трудностям, возбуждается в себе борьба с ними, и когда, двигаясь вперед, видишь лучшее, то это потому видишь, что сам к нему подготовился. На месте сидишь и ничего не видишь, но можно и на месте жить в тревоге, и тогда будешь, сидя на месте, открывать новые страны (это можно просто рассказать в Лесной повести)» (ЦГАЛИ).

Поэтизация действительности в повести-сказке «Корабельная чаща» выражается в том, что, верный «правде (натуре)», Пришвин устраняет из своего произведения все случайное, «будничное».

Создавая индивидуальные характеры, Пришвин подчиняет второстепенное главному.

Герои его произведения обращены к читателю прежде всего своей «сущностной», духовной стороной; их личная жизнь, биография каждого, подобно большим и малым ручьям, сливаются в единую и широкую реку жизни всего народа.

22 марта 1952 года Пришвин делает (еще в дневнике) первый набросок начала «Корабельной чащи» (в окончательном тексте начало шестой главы второй части), в котором зачином для всего произведения становится народное представление о войне (тема «детского сиротства»).

19 апреля 1952 года Пришвин пишет новое начало для своей повести, в котором углубляет психологическую характеристику героев, Насти и Митраши, связывая тему «детского сиротства» с темой «материнства». После смерти матери, получившей известие о гибели на фронте мужа, Настя заменяет брату мать.

«Вот этого о сиротах никто не знал, что живые маленькие существа не могут жить без отца и матери. И что если их нет, то кто-нибудь заменит их детям, как взрослым заменяют часто детей их милые домашние животные. Так и Митраша с виду был такой самостоятельный мужичок, и Настя в хозяйстве у него под рукой.

Если же подглядеть потихоньку их домашнюю жизнь, то часто Настя ему была, как мама. Если же люди видели, как она в хозяйстве ему подчинялась, то на самом деле Настя подчинялась не ему, а отцу. Так у многих сирот бывает, что родители как бы невидимо с ними живут и управляют» (ЦГАЛИ).

Рассказу о детях Веселкина и о полученном ими письме от отца Пришвин теперь предпосылает рассказ о самом Василии (пока еще названным Герасимом) Веселкине и его «елочке», выросшей в тени великой сосны.

Последняя реликтовая сосна, срубленная лесником Антипычем на фанеру для самолетов в лесу под Переславлем-Залесским, предвосхищает возможную, но не неизбежную участь реликтовой Корабельной чащи, а красавица ель, в которую превратилась хилая «елочка» Веселкина, открывшаяся после падения срубленной сосны «на весь великий солнечный свет», является символическим образом судьбы самого Веселкина, решающего, как и автор, тревожащую обоих проблему «хочется» и «надо».

Символический смысл открывающей «Корабельную чащу» главы «Васина елочка» сам автор определяет в дневнике (запись от 23 мая 1952 г.) следующим образом: «…Вася еще мальчиком освободил деревцо от тени соседа, срубил его, и елочка ожила, и с ней в душе он пошел на войну.

Вместе с тем освободить северный лес от сентиментальных привкусов: тайга, так и тайга. И через это ярко дать чувство радости человека, когда он вырубается из леса на поляну» (ЦГАЛИ).

31 мая 1952 года Пришвин, продолжая работу над главой «Васина елочка» (в дальнейшем она станет первой частью «Корабельной чащи», разделенной на четыре главы), пишет завершающий главу черновой вариант поэтического отступления на тему «лес и человек» («От Москвы и до северных морей, если сверху посмотреть, то все будет лес и лес…»; (ЦГАЛИ). В окончательной редакции «Корабельной чащи» это отступление найдет свое место в четвертой главе первой части повести.

Еще на первом этапе работы над «Корабельной чащей» Пришвин сознавал необходимость дополнить образ Веселкина-отца (правдолюбца) образом «жизнелюбца», идущего к общему делу своим «путиком». В повести-сказке Это охотник-полесник Мануйло. Его образ настолько занимал писателя, что на какое-то время даже оттеснил в сторону другие персонажи.

Так, 20 апреля 1952 года, намечая план повествования о детях-сиротах, Пришвин пишет: «Как люди отправляют детей к отцу, я бросаю рассказ о них – и к Мануйле». И дальше: «Василий Веселкин и Мануйло» (ЦГАЛИ).

В архиве Пришвина сохранилась заметка «Герой нашего времени», важная для уяснения того, как в сознании автора оформлялся творческий замысел его произведения. Как видно из этой записи, Маиуйло сначала мыслился Пришвиным как отец Веселкина: «Конфликт отцов и детей в отношении сказки у Мануйлы и у сына Васи, равно как у бабушки – тещи и ее внуков.

Сказка (искусство), как атмосферная тень против солнца. Показать на росте тенелюбивой елки и человека роль ОТЦА. Образ Митраши из „Клад солнца“ как прообраз Веселкина. Отец-сказочник, сын без воображения, но что-то вместо сказки, подобное „правде“, и эта правда за счет сказки.

Итак, смена двух поколений, как смена сказки на правду и в свете правды сказка как ложь („эстетизм“)… Сказка все-таки личное дело и как личное она вытесняется правдой… Отец и сын – творчество бесчеловечное и правда, как творчество человеческое. Мануйло погиб на первой войне. Сын его сказку превращает в правду.

Найти выражение начала человека в природе… Правда единичная и правда единая, правда – частное дело, как личное поведение в правде, и правда как общее дело (философия общего дела)» (ЦГАЛИ). Образ полесника Мануйлы в «Корабельной чаще» – собирательный.

Со «сказочником» Мануйлой мы встречаемся еще в первой книге Пришвина «В краю непуганых птиц» (1907), чем-то напоминали его Пришвину охотники Осип Романов и Александр Губин, бывшие его проводниками во время путешествия по Пинеге в 1935 году (см. «Берендееву чащу»; наст, изд., т. 4). В 1952 году, перечитывая Н.

Лескова, Пришвин узнает своего Мануйлу в «Очарованном страннике». По свидетельству В. Д. Пришвиной, в образе Мануйлы из «Корабельной чащи» Пришвиным переданы и некоторые черты встреченного писателем во время эвакуации крестьянина Ивана Кузьмича, колхозного счетовода. Был он соседом Пришвина по деревне Усолье (см.: В. Пришвина. Круг жизни, с. 32).

В июне 1952 года вчерне были написаны третья («Друзья») и четвертая («Мануйло из Журавлей») части «Корабельной чащи» (знакомство Веселкина в госпитале с пинжаком Мануйлой и «хождение» Мануйлы в Москву к М. И. Калинину с жалобой на колхоз «Бедняк»: «Они не хотят меня принять со своим путиком, а я не хочу быть единоличником». 30 июня 1952 года Пришвин набрасывает краткий план пятой («Утиная вечерка») и шестой («Красные Гривы») частей повести.

Источник: https://litlife.club/books/242516/read?page=108

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector