Краткое содержание короленко река играет за 2 минуты пересказ сюжета

«Слепой музыкант» – повесть, краткое содержание которой будет рассмотрено ниже. Она затрагивает важную тему целеустремленности и любви к искусству.

Рассказывает о роли прекрасного в жизни каждого человека, помогает пробудить целеустремленность. Чтобы понять, что еще автор попытался рассказать читателям, нужно рассмотреть пересказ произведения.

Описание повести поможет запомнить главные моменты истории и сделать выводы по главам.

Главные герои повести

В каждом герое рассказа читатель может увидеть знакомые черты. В образах персонажей автор вложил ряд положительных и отрицательных качеств. Кто принимает участие в сюжете:

  • Петр Попельский – слепой мальчик, главный герой повести.
  • Максим Яценко – дядя главного героя, сыграл важную роль в его становлении.
  • Эвелина Яскульская – любимая девушка Петра.

Второстепенные герои книги:

  • Анна Попельская – мама главного героя.
  • Иохим – молодой человек, ухаживающий за лошадьми, который играл на дудке.
  • Федор и Кузьма – знакомые Петра, также лишенные зрения.
  • Егорий – звонарь, который также потерял зрение.
  • Ставрученки – братья,студент и кадет, которые гостили у семьи главного героя.

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные герои в экранизации произведения

Краткое содержание по главам

Прочтение краткого содержания книги Короленко В.Г. «Слепой музыкант» поможет понять главную мысль, которую пытался донести автор. Каждую главу можно рассматривать как отдельную историю, а в конце делать небольшие заключения. Книга разделена на 7 глав и эпилог.

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 1

В забытом украинском селе мать родила особенного мальчика. В доме жил отец, мать и ее брат – дядя Максим. На удивление, именно он больше всех заинтересовался малышом.

Отец был равнодушен к воспитанию, уделяя больше внимания хозяйству. Однако он был добрым, простым человеком.

А вот дядя проявлял противоположные качества: он был решительным «бойцом» и даже покинул страну в поисках приключений.

Вскоре после рождения, опасения Анны подтвердились врачом. Мальчик был незрячим. Мать пыталась всячески заботиться о сыне и не упускала его из вида. И только дядя Максим настоял – ребенку нужно дать немного самостоятельности. Петр начал ползать, и даже отсутствие зрения не помешало. Он прекрасно слышал и ощущал запахи. Это подтвердилось во время прогулки к реке.

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 2

Слепой мальчик начал проявлять интерес к прекрасным звукам. Зрение компенсировалось чутким слухом. Вскоре стало понятно – ребенок чрезвычайно музыкален.

Уже в 5 лет Петр обратил внимание на свирель конюха и стал все чаще его навещать. Попытки игры на дудочке были особенно удачны. Однако мать решила, что мальчик должен заниматься дома. Ее ревность привела к покупке фортепиано.

Она и сама умела играть, но пьеса не пробудила желание музицировать у Петра.

Вскоре Анна поняла, что же так влекло ее сына. Иохим играл, выражая свои чувства. Звуки лились, рассказывая целую историю. Чтобы рассказать о переживаниях, конюх использовал дудочку. Эту тактику переняла Анна, и маленький музыкант вскоре подружился с пианино.

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 3

Вдохновение дяди Максима сделать Петра самостоятельным приносило видимые плоды. В шесть лет мальчик складывал вещи на место и вытирал пыль в доме, а позже ездил на лошади под пристальным взглядом других. К сожалению, малец был обделен друзьями. Сельские мальчишки сторонились его.

Неподалеку в соседнем селе поселилась девочка Эвелина. Ей было шесть лет отроду, однако малышка проявляла огромную самостоятельность.

Вскоре впервые увидела Петра. Эвелина заслушалась, когда тот играл на берегу реки. Но знакомство состоялось только на второй встрече. То, что Петя не видел, ее сначала отпугнуло. Однако затем зародилась настоящая дружба. И Эвелина начала навещать талантливого друга.

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 4

Несмотря на прекрасный слух, самостоятельность и ум, Петр начал ощущать неполноценность и неудовлетворенность. Мальчику хотелось видеть окружающих его людей, живописные пейзажи. Для полного ощущения прекрасного ему не хватало зрения. В жизни стало появляться много интересного. И вещи хотелось не только щупать, но и видеть.

Глава 5

Однажды Максим пригласил в гости своего знакомого. Он пришел в дом со своими сыновьями. Ставрученки уже окончили школу. Один сын был студентом консерватории, второй – кадетом. В доме стало оживленно. Парни активно беседовали, однако в обсуждении Петр не участвовал.

Мальчик не стал слушать студенческие умные речи и оставил их. У старой мельницы его нашла верная подруга. Петя стал чувствовать себя ограниченным во внимании, чувствуя себя никому не нужным.

Тогда девочка предложила жениться на ней и объяснила, что его болезнь – вовсе не помеха настоящим, искренним чувствам. Они должны быть неразлучны из-за любви друг к другу.

В комнате Петр стал играть, да так, что все гости были очарованы.

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 6

Все семейство решило посетить старых приятелей. Вместе они пошли в храм, где состоялось знакомство с невидящим Егорием, который служил звонарем. Они с Петром были похожи.

В разговоре послушник упомянул, что не испытал радости в полную меру оценить этот мир. Но есть в округе юноша Роман, который перестал видеть мир, будучи школьником. Егорий таил обиду.

Зависть грызла его, ведь мальчик успел увидеть мать до наступления слепоты.

Это натолкнуло Петра на вопросы о том, зачем он живет. Его не покидали мысли о том, что он зол на весь мир и приносит лишь разочарования окружающим. Максим рассказал слепому Петру, что есть связь между оттенками и полутонами.

В жаркую пору Петр должен был посетить Киев, чтобы усовершенствоваться в игре на любимом инструменте. По дороге ему вместе с дядей Максимом встретились два невидящих мужчины, с которыми Петр и ушел. Они спешили к Почаеву – там, в знаменитом монастыре, пианист хотел вымолить у Богоматери возможность видеть, однако чуда не произошло, и осенью юноша вернулся домой.

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 7

Петр обрел семью. Как и прежде, уже будучи девушкой, Эвелина проявляла желание выйти за него замуж и навсегда остаться с ним. Вскоре у них родился ребенок: он был здоровым и не лишенным зрения. Петр продолжал общаться со слепцом Кандыбой, который встретился ему по дороге в Киев.

Эпилог

Через 3 года состоялся дебют гениального пианиста. Жители Киева были поражены прекрасной игрой, мелодия лилась по всей округе, оживляя ярмарку. Брат Анны указал, что все происходит не зря в этом мире. Гений напомнил миру о несчастных.

Главная мысль «Слепой музыкант»

Владимир Короленко создал произведение, которое пробуждает в читателях много чувств. Каждый может вынести со страниц книги то, что для него особенно важно. Повесть рассказывает о целеустремленности, которую проявил Максим и маленький Петр.

Ведь если бы не она – желание играть и слышать так и осталось бы желанием. Красной линией по всем страницам проходит любовь. Чувства Эвелины к Петру были искренними.

Она показала, что в человеке важно ценить его внутренние качества, его отношение к миру.

Важно! Иногда без мелких нюансов невозможно сделать глубокий анализ произведения, которое нужно читать. Они упускаются в пересказах.

Краткий пересказ позволяет сделать вывод о том, что человек всегда может отказаться от длинного и интересного пути и закончить поиски. Однако Петр приложил усилия, принял свой недостаток и восполнил недостающее качество музыкальным даром.

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжетаТрудолюбие музыканта привело его к успеху

Благодаря краткому содержанию можно уловить главную мысль, которую хотел донести автор. Владимир Короленко пробудил чувство желания к жизни. Он объяснил, что счастье не заключается в физических качествах. Главный герой получил любовь, крепкую семью, невероятный талант.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/slepoy-muzykant.html

Краткое содержание Короленко Река играет

Повествование ведется от первого лица, — автора-рассказчика. Он начинает свое повествование с того момента, когда просыпается на берегу реки, совершенно забыв кто он, и как там оказался.

Но, увидев мужика с похмельными чертами лица у палатки, понимает, что это перевозчик Тюлин, которого он ждал со вчерашнего вечера, чтобы перебраться через реку Ветлуга.

От постоянных дождей река разлилась и стала бурной, и переправляться через нее самостоятельно люди боялись. Ждали паромщика Тюлина.

Тюлин был ленив, никогда не обращал внимания, когда кто-то его звал, был нетороплив и неопрятен. Весь его внешний вид не вызывал никакого доверия, особенно у тех, кто видел его впервые.

Интересно, что автор сравнивает Тюлина с местностью, в которой тот живет. Он также непоколебим в своём образе жизни, как и местная река, и столб и все в округе.

  Когда паром отходил от берега, и река начинала нести его по своему течению, Тюлин преображался и превращался в настоящего, могучего русского богатыря.

Его умение и навык восхитили нашего рассказчика, так, что тот снова и снова наблюдал, как Тюлин гонял свой паром от одного берега к другому, бережно перевозя народ и все его пожитки. Но, когда связывал он свои лодки у берега, сила как будто того покидала, оп превращался в осунувшегося, неопрятного, невозмутимого мужичка, находившегося постоянно либо навеселе, либо с похмелья.

Персонаж Короленко отражает суть характера большей части русского мужика, который, когда не занят своим делом, похож на бездарность.

Но если этот человек берется за дело, — ему нет равных, — ни в мастерстве, ни в умениях.

Именно поэтому люди, которые так долго ожидают Тюлина на берегу реки, не высказывают ему своего недовольства, а смиренно ожидают, ночуя у костров, когда тот соизволит их перевезти.

Все эти характеры, как и природа, как и сама река, являются сутью одного целого, — нашей страны.

Читайте также:  Краткое содержание тургенев касьян с красивой мечи за 2 минуты пересказ сюжета

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Короленко. Все произведения

Река играет. Картинка к рассказу

Краткое содержание Короленко Река играет за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Шукшин Обида
    Рассказ начинается с авторского обсуждения об обиде. Писатель говорит, что из-за нее не стоит разочаровываться в жизни, нужно оставаться спокойным и здравомыслящим человеком.
  • Краткое содержание Моцарт и Сальери Пушкина
    Сальери вспоминает свое детство. Он с самого рождения любил искусство. Он помнит, как слушал церковный орган. Ему очень нравилось его звучание. Он даже иногда плакал от наслаждения. Ему не интересны были игры с другими детьми
  • Краткое содержание Сокровенный человек Платонова
    У Фомы Пухова умерла жена. Он был человеком не очень чувствительным и резал колбасу на гробе, потому что проголодался. К нему пришёл рабочий и принес путевку на подпись
  • Краткое содержание Вулф Миссис Дэллоуэй
    Кларисса Дэллоуэй – светская дама, лет пятидесяти. Она готовится к приему гостей, а точнее представителей высшего общества Англии. Мисс Дэллоуэй отправляется в цветочный магазин. По пути она встречается со старым знакомым
  • Краткое содержание Искандер Возмездие
    Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/korolenko/reka-igraet-kratko

«Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко

Рассказ написан от первого лица. Автор не сразу понимает, почему проснулся в этом месте. Кругом высились зеленые деревья, ласкало глаз синее безоблачное небо, вдали виднелась небольшая церквушка, справа стоял небольшой шалаш, а у ног плескалась река. Ее приятный звук и разбудил рассказчика.

Постепенно автор начинает вспоминать события вчерашнего дня, который он провел на Святом озере. Там собралось много верующих, и рассказчику пришлось всю ночь стоять на ногах. На заре, после долгих утомительных споров, он ушел в лес, затем вышел к реке Ветлуге и там моментально заснул.

II

Автор любуется красотой реки. Из-за обильных дождей, которые прошли накануне, Ветлуга наполнилась водами и залила берега. Все вокруг словно ожило. Рассказчику кажется, что такой мирный пейзаж он уже где-то видел. Ему невольно вспомнились слова поэта: «Все это было когда-то, но только не помню когда…»

III

Автор знакомится с хозяином шалаша. Это мужчина средних лет по фамилии Тюлин, который работает здесь перевозчиком. Одет он в грязную ситцевую рубаху, на ногах – отопки. У Тюлина доброе простодушное лицо, но выглядит мужчина уставшим, поскольку не может отказать себе в выпивке. Его похмельное состояние заметно невооруженным глазом.

Тюлину помогает в работе светловолосый паренек лет десяти, его сын Иванко. Мальчик перевозит людей на лодке, а Тюлин управляет паромом.

В это время по тропинке к шалашу спускается баба с двумя детьми. Она явно не любит Тюлина, но вынуждена пользоваться его услугами, чтобы перебраться на другой берег. Там никак не может докричаться до перевозчика мужичок по имени Евстигней.

Иванко перевозит бабу с детьми на другой берег, а Тюлин делится своей бедой с рассказчиком. Признается, что просто лакает «винище».

IV

На обратном пути Иванко захватил Евстигнея. Тот не стал ругаться с перевозчиком, а присел у шалаша и принялся сочувственно расспрашивать Тюлина о его здоровье. После долгих переговоров Евстигней уговаривает перевозчика переправиться на тот берег на пароме. Ему нужно переправить через реку лошаденку с телегой. Тюлин приглашает на помощь рассказчика, которого называет проходящим.

Паром заскрипел и быстро был подхвачен полноводной рекой. Но тут оказалось, что управлять им очень сложно, поскольку Тюлин не прихватил длинные шесты. Те, что были на пароме, до дна не доставали. Все пассажиры заволновались и засуетились, но Тюлин оставался невозмутимым.

V

Сильное течение все дальше уносит паром от того места, где стоит баба с детьми и лошадь с телегой. Женщина что-то кричит и машет руками, но слова ее до парома не долетают.

Столкнувшись с серьезной проблемой, Тюлин преобразился. Он раздал четкие указания Евстигнею, проходящему и сыну. Все бросились помогать Тюлину, и вскоре паром послушно остановился, а затем пошел вверх реки против течения. К месту, где нужно было причалить, добирались примерно два часа.

Теперь все уважительно смотрели на Тюлина, даже Евстигней, который вначале обвинял паромщика во всех бедах. Несмотря на похмельное состояние, Тюлин показал себя настоящим мастером своего дело. В критическую минуту он проявил истинное умение и бесстрашие.

Лошаденку и телегу Евстигнея не без труда погрузили на паром, и все вновь переправились на противоположный берег к шалашу.

VI

Деревенский торговец Ивахин – мужчина лет сорока пяти – быстро приближался к Тюлину. Выражение его лица было крайне озабоченным. Вчера он обсчитал артельщиков на двадцать рублей, а сегодня воды Ветлуги могут унести его плоты быстрым течением. Пришлось Ивахину идти на поклон к артельщикам с четвертью водки. Однако те содержимое выпили, но работать наотрез отказались.

Тюлин согласился перевезти торговца на другой берег с очередной четвертью. На этот раз, похоже, Ивахину удалось договориться с артельщиками. Те принялись руками доставать из воды бревна, а местный торговец несколько раз привозил рабочим очередную бутыль.

После того, как все плоты Ивахина были собраны в безопасном месте, артельщики стали звать Тюлина в гости. Перевозчик, не долго думая, связал две лодки и отправился пьянствовать к рабочим.

VII

Рассказчик расположился у шалаша Тюлина и долго любовался речным пейзажем. Солнце постепенно скрылось за горизонт, наступили сумерки. К шалашу Тюлина подходили местные жители. Узнав, что перевозчик уплыл на тот берег вместе с лодками, они присаживались к огоньку и рассказывали проезжему о соседних деревнях и местных обычаях.

VIII

Артельщики гуляли всю ночь, но ближе к рассвету пьяные песни рабочих стали постепенно стихать. Где-то на середине реки показалась лодка с Тюлиным. Перевозчик усердно греб к своему берегу, где собралось уже достаточное количество пассажиров.

Через некоторое время паром отчалил от берега. Рассказчик сел на проходящий пароход, который медленно увозил его вдаль по красавице Ветлуге. Воспоминания о настоящем русском мужике Тюлине и недавних приключениях наполняли сердце автора особенной радостью.

  • «Река играет», анализ рассказа Короленко
  • «Слепой музыкант», анализ повести Короленко
  • «В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко
  • «Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко
  • «Парадокс», анализ рассказа Короленко
  • «Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко
  • «Огоньки», анализ рассказа Короленко
  • «В дурном обществе», анализ повести Короленко
  • «Чудная», анализ произведения Короленко
  • «Мгновение», анализ произведения Короленко
  • «Без языка», анализ рассказа Короленко
  • «Без языка», краткое содержание рассказа Короленко
  • Владимир Галактионович Короленко, краткая биография
  • «Мороз» , анализ рассказа Короленко
  • По произведению: «Река играет»
  • По писателю: Короленко Владимир Галактионович

Источник: https://goldlit.ru/korolenko/1283-reka-igraet-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание Река играет Короленко

Рассказчик, проснувшись поутру, долго не мог сообразить где он находиться. Рядом бушевала река, а у шалаша на скамеечке сидел мужик. И тут он вспоминает, что он на реке Ветлуга и ждет парохода, а мужик тот – местный перевозчик Тюлин.

Из-за обильных дождей река переполнилась и стала бурной. Шустрая вода перевернула лодку и та, вверх дном лежала в воде у берега, готовая в любой момент унестись по волнам играющей реки. Тюлинс похмелья – обычное его состояние – сидит и, глядя на лодку, вслух размышляет, что ее может унести и надо бы вытащить ее, но с места не сходит.

С берега начинают его звать. Перевозчик хоть и слышит, но ухом не ведет на нарастающий зов с противоположного берега. Постепенно у переправы собирается народ. Подходит баба с ребенком, а позже и зовущий Тюлина мужик с того берега, переправляется к ним на лодке с Иванком – сынком Тюлина.

К удивлению рассказчика, он благодушно здоровается с Тюлиным и садится рядом, договариваясь о перевозе. Иванко принес длинные шесты из дома и все погрузились на дощатый паром. Бурная река подхватила паром и понесла его. Тюлин, оказавшись в своей стихии, меняется. Его как будто подменили.

Теперь это крепкий здоровый мужик, знающий свое дело и даже в самой критической ситуации спасает всех пассажиров, включая лошадь с телегой, и доставляет их до места. Вернувшись к своей переправе, вновь становится беззаботным бездарям, который не слышит зовущих его людей.

К вечеру и вовсе, связывая лодки, уплывает от своей переправы хлебать вино.

У переправы начинает собираться запоздалый народ. Но сколько бы они ни звали перевоза – Тюлин так и не появляется. Народ сильно и не сетует, а разжигает костер и садятся у него за разговорами.

Приучил их местный перевозчик к своей безалаберности, но держат его здесь лишь потому, что Тюлин, оказавшись в бурной реке, всегда вывезет свой паром целым, а такое мастерство не каждому дано. Ночь прошла, странники начали просыпаться.

У туманной реки люди вновь звали перевоза.

С другого берега на лодке греб Тюлин, везя настоящих богатырей, а на его лице была обычная похмельная скорбь. Причалив, он шустро сбегал за длинными шестами и погрузил всех на свой дощатый паром. У Тюлина начался обычный трудовой день, а наш рассказчик, наконец, дождавшись парохода, поплыл, глядя на то, как Тюлин высаживает на берегу пассажирский люд.

Читайте также:  Краткое содержание бианки кто чем поет? за 2 минуты пересказ сюжета

(2

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-reka-igraet-korolenko/

Краткое содержание «В дурном обществе»

Повесть «В дурном обществе» Короленко была написана в 1884 году, во время пребывания писателя в якутской ссылке. В своей книге автор раскрывает тему социального неравенства сквозь призму детского мировоззрения. Позже повесть «В дурном обществе» была адаптирована в более подходящий для детей вариант, который публиковался в виде рассказа «Дети подземелья».

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В дурном обществе». Также пересказ повести пригодится для читательского дневника.

  • Вася – девятилетний мальчик с добрым и чутким сердцем.
  • Валек  – нищий, бездомный мальчик, самостоятельный и ответственный, ровесник Васи.
  • Маруся – младшая сестра Валека, болезненная, слабая девочка четырех лет.
  1. Тыбурций – бездомный мужчина, с чистой доброй душой, приемный отец Маруси и Валека.
  2. Отец Васи – средних лет мужчина, городской судья, вдовец, отец Васи и Сони.
  3. Соня – младшая сестра Васи.

Васе было всего шесть лет, когда его мать умерла. После смерти жены отец почти забыл о его существовании, и по-своему заботился только о дочери Соне, «потому что в ней были черты матери».

В небольшом местечке Княжье-Вено, где проживала семья Вани, местной достопримечательностью служил «старый, полуразрушенный за́мок». Среди жителей он пользовался дурной славой и о нем «ходили предания и рассказы один другого страшнее».

Одно время развалины замка служили бесплатным «убежищем всякому бедняку без малейших ограничений», но затем бывший графский слуга Януш принялся сортировать местное общество, оставив «в за́мке только «добрых христиан», то есть католиков».

II. Проблематические натуры

Изгнанные из замка нищие в течение нескольких дней искали себе убежище, и вскоре «нашли приют где-то на горе, около униатской часовни».

Среди изгоев общества встречались поистине неординарные личности. К примеру, вечно бормочущий что-то себе под нос мужчина по прозвищу «профессор», который «не мог равнодушно слышать упоминания о режущих и колющих орудиях».

Нищие всегда стояли друг за друга горой, особенно, пан Туркевич и отставной штык-юнкер Заусайлов. Под особой опекой у пана Туркевича находился спившийся чиновник Лавровский, который опустился на самое дно из-за несчастной любви.

Еще одной примечательной личностью среди нищих был Тыбурций Драб, поражавший всех своей необычайной ученостью и энциклопедическими знаниями.

С приходом пана Тыбурция в обществе местных нищих появилось двое детей: «мальчик лет семи, но рослый и развитой не по летам, и маленькая трехлетняя девочка» – Валек и его младшая сестренка Маруся.

III. Я и мой отец

После смерти матери Васю «очень редко видели дома»: с утра и до позднего вечера он бродил по окрестностям местечка, тщательно изучая их.

Бесконечные похождения Васи были связаны с натянутыми отношениями с отцом, на лице которого «лежала суровая печать неизлечимого горя». Вася и рад бы вместе с ним разделить горечь утраты, но тот был всегда скован и холоден в общении с мальчиком.

IV. Я приобретаю новое знакомство

Изучив все достопримечательности в городе, Вася решил исследовать изнутри заброшенную часовню, и для этой цели позвал с собой друзей. Они помогли ему забраться внутрь, но сами отказались последовать за ним.

Мрачная обстановка, едва освещенная заходящим солнцем, произвела на Васю сильное впечатление – ему показалось, что он очутился в загробном мире.

Неожиданно из сумрака часовни к Васе вышли две детские фигуры. Это были приемные дети пана Тыбурция – Валек и Маруся. Ребята быстро подружились и договорились о скорой встрече.

V. Знакомство продолжается

С тех пор жизнь Васи переменилась. Каждый вечер и каждое утро он «думал о предстоящем визите на гору». Он стремился как можно больше времени проводить в «дурном обществе», и неизменно приносил своим новым друзьям яблоки и лакомства.

Визитам Васи особенно радовалась малышка Маруся, напоминавшая «цветок, выросший без лучей солнца». Мальчик часто сравнивал сестру Соню с Марусей и удивлялся разительному контрасту между ними. Соня была здорова, крепка и очень игрива, в то время как Маруся из-за слабости «никогда не бегала и смеялась очень редко».

VI. Среди серых камней

Валек полностью доверился новому другу и раскрыл ему главную тайну местного «дурного общества» – подземелье. Его холодные серые камни поразили Васю – «казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву». Ему стало худо внутри, и он попросил Валека и Марусю побыстрее подняться наверх, к солнцу.

Валек признался, что бегал в город за булкой, которую вынужден был украсть – денег у него нет и никогда не было, а сестренка была очень голодна.

VII. На сцену является пан Тыбурций

Сильная гроза вынудила детей, резвившихся на улице, спуститься в подземелье. Во время их резвой игры в жмурки в подземелье спустился пан Тыбурций, который никак мог взять в толк, что делает в компании нищих сын городского судьи.

Наскоро приготовив обед, пан Тыбурций пригласил к «застолью» и Васю, предварительно взяв с него обещание, что он никому не расскажет, куда ходит.

Вася впервые осознал, что связался с кастой отверженных, но «изменить этому обществу, изменить Валеку и Марусе» он уже не мог.

VIII. Осенью

С наступлением осенних холодов «Маруся начала прихварывать» – она не жаловалась на плохое самочувствие, но с каждым днем все больше худела и бледнела. Холодные и сырые камни подземелья делали свою «ужасную работу, высасывая жизнь из маленького тельца».

Вася с Валеком старались чаще выносить Марусю на свежий воздух, где ей немного легчало. Но оживление у девочки быстро проходило.

IX. Кукла

Болезнь Маруси стремительно прогрессировала, и девочка смотрела на мир «равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами». Чтобы хоть немного отвлечь ее от грустных мыслей, Вася принес ей куклу, которую на время выпросил у Сони.

При взгляде на большую куклу «с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами» Маруся заметно ожила – еще ни разу в своей крошечной жизни она не видела такой удивительной красавицы.

Спустя несколько дней отец Васи, узнав о пропаже куклы, решил строго наказать сына за воровство. Но в этот момент в их доме появился Тыбурций с куклой в руках. Он наедине переговорил с отцом Васи, а после подошел к мальчику и попросил прийти проститься с Марусей, которая умерла.

После разговора с нищим Вася впервые за долгое время увидел отца совсем другим – он смотрел на сына любящими добрыми глазами.

Заключение

После смерти девочки «члены «дурного общества» рассеялись в разные стороны». Каждую весну маленькая могилка Маруси «зеленела свежим дерном, пестрела цветами», и сюда часто приходили Вася с отцом и Соней.

В своем произведении Владимир Короленко продемонстрировал всю трагичность разделения общества на высшие и низшие классы, от которого больше всего страдают дети.

Для беглого ознакомления с сюжетом подойдет краткий пересказ «В дурном обществе», после прочтения которого рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 2458.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/korolenko/v-durnom-obshchestve

Краткое содержание “Река играет” Короленко

Короленко Владимир Галактионович Произведение “Река играет”

Тюлин – герой рассказа, перевозчик на реке Ветлуге.

У него моложавое лицо, “почти без бороды и усов, с выразительными чертами”, басистый грудной голое, “немного осипший, будто с сильного похмелья”, но в нем слышатся “ноты такие же непосредственные и наивные, как и эта церковь, и этот столб, и на столбе надпись”, – замечает рассказчик.

За внешне простым сюжетом, состоящим из нескольких сценок, где мужик, мучающийся с перепою, преображается в борьбе с взыгравшей от дождевого паводка рекой, возникает идея особой жизненной силы, возвышающей человека.

Объяснение этого эффекта трудно связать с тем противопоставлением, которое есть в рассказе: богомольцев на Светлояре, “святом озе-ре, у невидимого града Китежа” – и перевозчика, “книжных народных разговоров, среди “умственных” мужиков и начетчиков” – и “стихийного, безалаберного, распущенного и вечно страждущего от похмельного недуга” Тюлии. Здесь автор из-лишне рационализирует повествование – излишне, ибо Тюлин с

его неизменным “разве-либо” самодостаточен.

Он, как и река, играет своей волен, сам по себе. Рассказ сразу приобрел известность, многократно переиз-давался, а образ Тюлнна привлек особое внимание М. Горького, неоднократно к нему обращавшегося. Однако связывать об-раз Тюлина с “революционными настроениями” народа, как это делал Горький, было бы натяжкой.

Тюлин гораздо ближе к рус-ской фольклорной традиции, к архетипам Емели, Иванушки, его можно связать с носителями травестийного богатырства в русской литературе (Кузька в “Нравах Растеряевой улицы” Г. И.

Успенского, бушшский Захар Воробьев из одноименного рассказа И. А. Бунина, а также с народными героями русской литературы советского периода – Иваном Африканычем В. И. Белова (“Привычное дело”), Федором Кузькиным Б. А. Мо-жаева (“Живой”), “чудиками” В. М.

Шукшина, Кирпиковым В. Н. Крупина (“Живая вода”).

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://englishtopik.ru/kratkoe-soderzhanie-reka-igraet-korolenko/

Владимир Короленко — Река играет

Здесь можно скачать бесплатно «Владимир Короленко — Река играет» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Читайте также:  Краткое содержание оперы руслан и людмила глинки за 2 минуты пересказ сюжета

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Река играет» читать бесплатно онлайн.

Короленко Владимир Галактионович

Река играет

  • Владимир Галактионович Короленко
  • Река играет
  • (Эскизы из дорожного альбома)
  • I
  • Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я.

Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако.

Закинув несколько голову, я мог видеть в вышине темную деревянную церковку, наивно глядевшую на меня из-за зеленых деревьев, с высокой кручи.

Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево — серый неуклюжий столб с широкою досчатою крышей, с кружкой и с доской, на которой было написано:

  1. Пожертвуйте проходящий
  2. на колоколо господне.
  3. А у самых моих ног плескалась река.

Этот-то плеск и разбудил меня от сладкого сна. Давно уже он прорывался к моему сознанию беспокоящим шепотом, точно ласкающий, но вместе беспощадный голос, который подымает на заре для неизбежного трудового дня. А вставать так не хочется…

Я опять закрыл глаза, чтоб отдать себе, не двигаясь, отчет в том, как это я очутился здесь, под открытым небом, на берегу плещущей речки, в соседстве этого шалаша и этого столба с простодушным обращением к проходящим.

Понемногу в уме моем восстановились предшествующие обстоятельства.

Предыдущие сутки я провел на Святом озере, у невидимого града Китежа, толкаясь между народом, слушая гнусавое пение нищих слепцов, останавливаясь у импровизованных алтарей под развесистыми деревьями, где беспоповцы, скитники и скитницы разных толков пели свои службы, между тем как в других местах, в густых кучках народа, кипели страстные религиозные споры. Ночь я простоял всю на ногах, сжатый в густой толпе у старой часовни. Мне вспомнились утомленные лица миссионера и двух священников, кучи книг на аналое, огни восковых свечей, при помощи которых спорившие разыскивали нужные тексты в толстых фолиантах, возбужденные лица «раскольников» и «церковных», встречавших многоголосым говором каждое удачное возражение. Вспомнилась старая часовня, с раскрытыми дверями, в которые виднелись желтые огоньки у икон, между тем как по синему небу ясная луна тихо плыла и над часовней, и над темными, спокойно шептавшимися деревьями. На заре я с трудом протолкался из толпы на простор и, усталый, с головой, отяжелевшей от бесплодной схоластики этих споров, с сердцем, сжимавшимся от безотчетной тоски и разочарования, — поплелся полевыми дорогами по направлению к синей полосе приветлужских лесов, вслед за вереницами расходившихся богомольцев. Тяжелые, нерадостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскуемого народом града… Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампадки, провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над заснувшей навеки народною мыслью.

  • Солнце встало уже над лесами и водами Ветлуги, когда я, пройдя около пятнадцати верст лесными тропами, вышел к реке и тотчас же свалился на песок, точно мертвый, от усталости и вынесенных с озера суровых впечатлений.
  • Вспомнив, что я уже далеко от них, я бодро отряхнулся от остатков дремоты и привстал на своем песчаном ложе.
  • II

Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.

Когда, часа три назад, я укладывался на берегу, в ожидании ветлужского парохода, вода была далеко, за старою лодкой, которая лежала на берегу кверху днищем; теперь ее уже взмывало и покачивало приливом.

Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам. Еще полчаса, будь мой сон еще несколько крепче, — и я очутился бы в воде, как и эта опрокинутая лодка.

Ветлуга, очевидно, взыграла. Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои веселые зеленые берега.

Резвые струи бежали, толкались, кружились, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены.

По берегам зеленый лопух, схваченный водою, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками, между тем как в нескольких шагах, на большой глубине, и лопух, и мать-мачеха, и вся зеленая братия стояли уже безропотно и тихо… Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби.

На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубнячок и ветлы. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой; далее высились красивые осокори и величавые сосны. В одном месте, на вырубке, белели клади досок, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчала из воды верхушка затонувших перевозных мостков..

. И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи на стрежне, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».

И казалось мне, что все это когда-то я уже видел, что все это такое родное, близкое, знакомое: река с кудрявыми берегами и простая сельская церковка над кручей, и шалаш, даже приглашение к пожертвованию на «колоколо господне», такими наивными каракулями глядевшее со столба…

  1. Все это было когда-то,
  2. Но только не помню когда
  3. невольно вспомнились мне слова поэта.
  4. III

— Гляжу я, братец, вовсе тебя заплескивает река-те. Этто домой ходил. Иду назад, а сам думаю: чай, проходящего-те у меня поняла уж Ветлуга. Крепко же спал ты, добрый человек!

Говорит сидящий у шалаша на скамеечке мужик средних лет, и звуки его голоса тоже мне как-то приятно знакомы. Голос басистый, грудной, немного осипший, будто с сильного похмелья, но в нем слышатся ноты такие же непосредственные и наивные, как и эта церковь, и этот столб, и на столбе надпись.

— И чего только делат, гляди-ко-ся, чего только делат Ветлуга-те наша… Ах ты! Беды ведь это, право беды…

Это перевозчик Тюлин. Он сидит у своего шалаша, понурив голову и как-то весь опустившись. Одет он в ситцевой грязной рубахе и синих пестрядиных портах. На босу ногу надеты старые отопки.

Лицо моложавое, почти без бороды и усов, с выразительными чертами, на которых очень ясно выделяется особая ветлужская складка, а теперь, кроме того, видна сосредоточенная угрюмость добродушного, но душевно угнетенного человека…

— Унесет у меня лодку-те… — говорит он, не двигаясь и взглядом знатока изучая положение дела. — Беспременно утащит.

— А тебе бы, — говорю я, разминаясь, — вытащить надо.

— Коли не надо. Не миновать, что не вытащить. Вишь, чего делат, вишь, вишь… Н-ну!

Лодка вздрагивает, приподнимается, делает какое-то судорожное движение и опять беспомощно ложится по-прежнему.

— Тю-ю-ю-ли-ин! — доносится с другого берега призывной клич какого-то путника. На вырубке, у съезда к реке, виднеется маленькая-маленькая лошаденка, и маленький мужик, спустившись к самой воде, отчаянно машет руками и вопит тончайшею фистулой:

— Тю-ю-ю-ли-ин!..

Тюлин все с тем же мрачным видом смотрит на вздрагивающую лодку и качает головой.

— Вишь, вишь ты — опять!.. А вечор еще, глико-ся, дальше мостков была вода-те… Погляди, за ночь чего еще наделат. Беды озорная речушка! Этто учнет играть и учнет играть, братец ты мой…

— Тю-ю-ю-ли-ин, леш-ша-а-ай! — звенит и обрывается на том берегу голос путника, но на Тюлина этот призыв не производит ни малейшего впечатления. Точно этот отчаянный вопль — такая же обычная принадлежность реки, как игривые всплески зыби, шелест деревьев и шорох речного «цвету».

— Тебя ведь это зовут! — говорю я Тюлину.

— Зовут, — отвечает он невозмутимо, тем же философски-объективным тоном, каким говорил о лодке и проказах реки. — Иванко, а Иванко! Иванко-о-о!

Иванко, светловолосый парнишка лет десяти, копает червей под крутояром и так же мало обращает внимания на зов отца, как тот — на вопли мужика с того берега.

В это время по крутой тропинке от церкви спускается баба с ребенком на руках. Ребенок кричит, завернутый с головой в тряпки. Другой — девочка лет пяти — бежит рядом, хватаясь за платье. Лицо у бабы озабоченное и сердитое. Тюлин становится сразу как-то еще угрюмее и серьезнее.

— Баба идет, — говорит он мне, глядя в другую сторону.

— Ну! — говорит баба злобно, подходя вплоть к Тюлину и глядя на него презрительным и сердитым взглядом. Отношения, очевидно, определились уже давно: для меня ясно, что беспечный Тюлин и озабоченная, усталая баба с двумя детьми — две воюющие стороны.

— Чё еще нукаешь? Что тебе, бабе, нужно? — спрашивает Тюлин.

— Чё-ино, спрашиват еще… Лодку давай! Чай, через реку ходу-то нету мне, а то бы не стала с тобой, с путаником, и баять…

— Ну-ну! — с негодованием возражает перевозчик. — Что ты кака сильна пришла. Разговаривашь…

— А что мне не разговаривать! Залил шары-те… Чего только мир смотрит, пьяницы-те наши, давно бы тебя, негодя пьяного, с перевозу шугнуть надо. Давай, слышь, лодку-те!

Источник: https://www.libfox.ru/28797-vladimir-korolenko-reka-igraet.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector