Краткое содержание коваль соловьи за 2 минуты пересказ сюжета

Тема :Ю. Коваль «Соловьи»

Цели: формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.

1.Познакомить детей с творчеством Ю.И. Коваля.

2. Развивать внимательность, речь, мышление. развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к литературе.

4. Формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, конспект. картинка «Соловьи»; выставка творческих работ учащихся; запись «Звуки леса», презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Всех позвал он на урок.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка творческих работ учащихся на тему «Музыка, которая звучит в моей душе».

Учащиеся кратко рассказывают о своих работах.

III. Подготовка к восприятию.

Ребята, а где еще может звучать музыка, кроме нашей души?

музыка улиц, музыка дорог, музыка реки, моря, музыка леса и т.д.

1.– А какая прозвучит музыка сейчас? (Звучит запись «Звуки леса»)

  • — Как догадались?
  • А кого — нибудь из птиц вы узнали?
  • 2.Учитель читает загадку:
  • Кто без нот и без свирели
  • Лучше всех выводит трели,
  • Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей.)

Учитель показывает картинку, изображающую соловья. Послушайте сообщение о соловьях.

Краткое содержание Коваль Соловьи за 2 минуты пересказ сюжета

Соловьи — род птиц семейства дроздовых. Стройные птицы размером с воробья или немного крупнее (длина тела в среднем около 16 см), вес около 25 г. Окраска рыжевато-оливково-серая, более яркая на горле и груди, брюшко охристое с пестринами. Очень большие темные, кажущиеся почти черными глаза. Хвост прямой или закругленный на конце, сидящая птица постоянно поднимает или опускает его.

Соловьи — перелетные птицы. Со своих зимовок, находящихся в Северной Африке, Аравии и Южном Иране, они прилетают довольно поздно — не раньше середины апреля, когда начинают зеленеть деревья и появляется достаточное количество насекомых. Обитают в основном по влажным болотистым участкам в густых кустарниковых зарослях, чаще на опушках леса, в садах и парках.

  1. – Интересную историю о соловьях нам расскажет сегодня писатель Юрий Коваль.(портрет) Краткое содержание Коваль Соловьи за 2 минуты пересказ сюжета
  2. А об этом человеке нам расскажут наши ученики.
  3. 3. Рассказ об авторе

— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

— Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. (Во время рассказа дети видят портрет писателя, обращаем внимание на выставку книг.)

— Как вы думаете, с произведением какого писателя мы сегодня познакомимся?

— Сегодня мы познакомимся с его произведением Ю. Коваль, которое называется «Соловьи». Послушайте.

IV. Первичное чтение, проверка восприятия рассказа.

Чтение и анализ текста Ю. Коваля «Соловьи» (с. 92-94).

1. Чтение учителем всего текста.

— Ребята, вам понравилось это произведение?

— Чем вам понравился рассказ? (В тексте описывается природа.)

— А о чём или о ком говорится в тексте? (В тексте говорится о соловьях, которые сопровождали своим пением главного героя, когда он шёл на рыбалку.)

— Кто главный герой? (Главный герой – автор.)

— Почему так назван рассказ? (Рассказ назван так, потому что в нём говорится о соловьях.)

Словарная работа.

— Ребята, при чтении рассказа вы услышали незнакомые или непонятные слова? Какие это слова? (Почин, язь, соловьиные колена, юлиная стукотня и др.)

  • — Запишем в словари  некоторые слова и их значение:
  • почин– начало;
  • язь– рыба из семейства карповых;

Соловьи передают меня из рук в руки, т.е. один другому. Прошёл автор мимо одного соловья, запел другой. И так всю дорогу к озеру.

приозёрный– то есть  соловей, который живёт при озере или другими словами –  рядом с озером.

2. Беседа.

  1. – Кому-нибудь из вас доводилось слышать соловья или пение другой птички?
  2. – Похоже, ли описывает писатель пение соловья?
  3. Учитель предлагает прослушать пение соловья в записи «Звуки леса».
  4. – Как вы считаете, те строчки, которые являются звукоподражанием пению соловья, нужно читать медленно или быстро?

— Что вам подсказывает это в самом тексте? (Читать нужно достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу.

В тексте это выглядит так: по пять одинаковых слов через запятую с обязательным восклицательным знаком в конце.)

V. Повторное чтение рассказа детьми по частям. Анализ содержания

Прочитаем первую часть рассказа.(до с. 93 Некогда мне, …)

— Почему спешит автор рассказа? Прочитайте. («А я бегу – боюсь опоздать на утренний клёв».)

— Что значит утренний клёв? (Утром рыба ловится лучше. Днём, в жару рыба клевать уже не будет.)

— Что слышит Ю.И. по пути к озеру? (Он слышит, как поют в лесу соловьи.)

  • — Прочитайте, какими словами писатель передаёт пение соловьёв. –
  • «Пуль, пуль, пуль, пуль!»
  • «Клы, клы, клы, клы, клы!»
  • «Плен, плен, плен, плен!»

— А вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички? Если да, то расскажите где и когда. (Мне доводилось слышать пение соловья летом у бабушки в деревне. А я слышал пение птички в парке.)

— Похоже описывает пение соловья писатель? (Да.)

— Как вы думаете, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро? (Быстро. Так как будет больше похоже на пение птиц.)

— Что вам подсказывает в самом тексте, что надо читать звукоподражание быстро? (Восклицательные знаки.)

– Попробуйте прочитать этот отрывок выразительно. (Работа в группах. Чтение по одной строчке.)

Физкультминутка.

Прочитаем вторую часть рассказа. По цепочке (с.94 А черемуха-то цветет, …)

— Как автор описывает пение соловья, который спрятался в середине ольхи? Прочитайте. («… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца: пульканье, клыканье, пленьканье, дробь, раскат, колокольца, летний громок, и юлиная стукотня».)

— Как вы понимаете эти строчки? (Писатель пытается передать соловьиную песню.)

— Есть ли такие слова как пульканье, клыканье, пленьканье? (Нет, их придумал автор, чтобы описать соловьиную трель.)

— Да, а выражение «соловьиные колена и кольца» означает переливы, которые издаёт соловей.

«Дробь, раскат, колокольца» тоже можно услышать в пении соловья. Как вы это понимаете? (Песенка соловья звучит иногда как дробь и как раскат, т.е. звуки как бы посыпались, раскатились.)

— С чем ещё сравнил писатель соловьиную трель? (С летним громком и юлиной стукотнёй.)

— Почему Ю.И. употребил именно эти слова? (Наверное он хотел показать, что иногда в пении соловья слышится небольшой гром, писатель сказал очень точно –громок. И что-то стучит, как юла, когда она кружится и падает.)

— Как вы думаете, Ю.И. восхищается пением соловьёв?

— Какие строчки показывают это? Прочитайте. «Да что же это – голова крýгом! Впереди – пульканье, сзади – клыканье!» И т.д.

— Если бы герой не бежал бы всё время, а просто стоял в лесу и слушал соловьёв, впечатление изменилось бы? А почему? (Впечатление изменилось бы. Если главный герой шёл бы медленно, то можно было бы уловить все звуки. А так, возможно, он не услышал всех звуков.)

Прочитаем третью часть рассказа. По цепочке (до конца)

— В каком месяце происходит действие рассказа?

— Найдите в тексте предложение, которое может подсказать это? («А черёмуха цветёт, осыпается на чёрную дорогу… » Черёмуха цветёт в середине мая.)

— Прочитайте, как описывает автор пение приозёрного соловья? («А новый певец, приозёрный уже… »)

— Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьёв? (Да, помогают.)

  1. — Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой? (В каждой паре слова отличаются одной буквой:
  2. пулькает-булькает,
  3. клыкает-клокает,
  4. пленькает-плинькает.)

— Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами? (Чтобы лучше передать разнообразные звуки, которые издают при пении соловьи.)

— О каких бусах идёт речь в рассказе? (Это новое сравнение, которое придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. Она прозвучала так, как будто по поверхности озера рассыпались бусы.)

— Что тебе лучше помогает представить пение соловья: звукоподражание, которое придумал писатель, или образ рассыпавшихся по поверхности озера бус? (Оба приёма, и звукоподражание, и рассыпавшиеся бусы.)

— Почему, автор так отозвался о соловье: «Так холодом и ошпарит». (Он хотел подчеркнуть своё впечатление от соловьиного пения. Сердце сжимается, как будто от холода.)

— Да, и это впечатление усиливает глагол «ошпарит», так как обычно ошпарить можно чем-то горячим. А здесь глагол употребляется, чтобы подчеркнуть силу воздействия соловьиной трели на писателя.

— Удалась ли рыбалка? (Да, писателю попался большой лещ.)

— Почему вы решили, что лещ – большой? (Ю.И. называет его лещище.)

— А как называет приозёрного соловья автор? Почему? (Хрустальный Горошек. Это ещё одно яркое сравнение.)

– Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьев? (Помогают. Но как сложно передать в слове пение птички, насколько неуловимы и неопределенны те музыкальные звуки, которые исторгает крошечное тело соловья!)

– Посмотрите, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой?

– Как вы думаете, зачем писатель пользуется такими парами? (Чтобы показать разнообразие соловьиного пения и неуловимость соловьиных трелей, невозможность точно обозначить их в слове.)

– О каких это бусах рассказывает писатель? (Раскатистую трель соловья писатель сравнивает с рассыпавшейся по поверхности озера «полутысячею» бус.)

– Что лучше помогает вам представить пение соловья: звукоподражание, которое придумал писатель, или образ рассыпавшихся по гладкой поверхности бус?

VI. Работа над выразительным чтением рассказа (3 ученика)

Прочитаем рассказ ещё раз выразительно. Как вы будете читать звуки, которые издаёт соловей? (Быстро, звонко и певуче.)

— Постарайтесь передать голосом и реакцию автора: то удивление, то восхищение, то радость от того, что удалось услышать такие чарующие соловьиные трели.

VII. Обобщающая беседа

Как вы думаете, любит ли Ю.И. Коваль природу? (Да, он любит природу и бережно к ней относится.)

— Что навело вас на такие мысли? (Поэтический рассказ, который мы прочитали.)

— С чем сравнивал автор пение соловья? (И с дробью, колокольчиками, раскатом, летним громом, юлиной стукотнёй, и с рассыпавшимися бусами, и с хрустальным горошком.)

  • — Какое сравнение вам понравилось больше всего?
  • 8. Работа над пословицами и поговорками
  • Поёт, как соловей.
  • Соловья баснями не кормят.
  • Соловей – «лесной чародей».
  • Соловей в «лесном оркестре – первая скрипка»-самая трепетная, самая звонкая, самая нежная.
  • IX. Итог урока
  • — Скажите, с рассказом какого писателя мы сегодня познакомились?

– Юрий Коваль создал необыкновенный по красоте текст, поскольку слово для него – это не просто то, что обозначает тот или иной предмет.

Слово – это то, что, соединяясь с другими словами, может быть свежим и шершавым, гладким и звенящим, мокрым и вязким и т. д.

Слово – это то, что может воздействовать на читателя своей формой, содержащейся в нем энергией звуков, а не только своим содержанием, тем, что оно обозначает.

10. Домашнее задание.

Выразительное чтение рассказа Ю. Коваля «Соловьи» (с.92 — 94); нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду рассказа (по желанию учащихся).

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-koval-yu-solovi-klass-2180935.html

Краткое содержание коваль недопёсок точный пересказ сюжета за 5 минут —

Краткое содержание Коваль Соловьи за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Коваль Соловьи за 2 минуты пересказ сюжета

Часть 1На звероферме “Мшага” за песцами обычно ухаживала Прасковьюшка. Перед праздниками директор зверофермы, Петр Ерофеич Некрасов, лишил ее премии. Это оказалось настоящим ударом для работницы – у нее уже были свои планы на премию, ей хотелось помочь сестре с тремя детьми. Весь день она ходила потерянная и, покормив зверей, за двумя забыла запереть клетку. Когда наставало время обеда, по звероферме разносился металлический звон. Это песцы начинали “играть на тарелочках” – крутить свои миски-пойлушки. В это время Прасковьюшка-то и обнаружила пропажу двух песцов: Наполеона Третьего, с очень ценным мехом платинового цвета, и голубого песца под номером 116. Узнав о случившемся, Некрасов был в ярости – побег редкого песца сулил большие убытки, решено было искать беглецов.Сперва на поиски отправились директор Некрасов и бригадир Филин. Сами они ничего не добились и обратились за помощью к охотнику Фролу Ноздрачеву, у которого был гончий пес Давило. Псу не нравился запах песца, он лишь некоторое время бежал по следу, а потом обнаружил зайца и с радостью погнал зверька. Беглецов так и не удалось найти.А тем временем Наполеон убегал все дальше и дальше от зверофермы. Свобода нравилась ему, а природа казалась знакомой, хотя ранее он видел ее только из своей клетки. Наполеон уверенно бежал вперед, на север, а Сто шестнадцатый верно следовал за ним. Ночевать песцам пришлось в барсучьей норе, но Наполеону не спалось – он чувствовал опасность и готов был в случае чего дать отпор.

На звероферме было неспокойно: все переживали о беглецах. Решено было отправить за ними Маркиза. Маркиз, взрослый, рыжий песец, жил в соседней от Наполеона клетке. Маркиза знали как мудрого и спокойного песца. “Третий раз в своей жизни оказался Маркиз на воле. В первый раз, так же как Наполеон, сбежал он и три дня мыкался по лесам.

Голодный и ободранный, вернулся на ферму. Через год сбежал другой песец, по имени Рислинг. Дело было летом, и следов беглеца не могли найти. Тогда-то директор Некрасов придумал послать вдогонку Маркиза. Директор понимал, что Маркиз, хлебнувший вольной жизни, обязательно вернется на ферму.

Читайте также:  Краткое содержание пикуль каторга за 2 минуты пересказ сюжета

И верно, Маркиз вернулся к обеду, а за ним бежал измученный Рислинг”.И директор не прогадал: Маркиз смог найти бежавших песцов и привести их обратно к ферме, но Наполеон не пожелал вернуться, а Сто шестнадцатый долго терзался сомнениями.

Ему хотелось есть, быть в тепле, но все же он решил следовать за Наполеоном, который так уверенно куда-то его вел. Беглецы так и не вернулись в свои клетки.Песцы бежали по проселочной дороге. Мимо проезжала грузовая машина.

Шофер Шамов принял Сто шестнадцатого за серую лису, смекнул, что она может быть ценной, и поймал, вернул на ферму. Он был крайне удивлен, когда получил награду за лису, премию в 20 рублей.

Теперь Наполеон стал осторожнее, он уже бежал по обочине, чтобы в случае опасности можно было спрятаться. Но все же его заметили два мотоциклиста, опять же приняли за лису и захотели поймать. Наполеон смог от них убежать, а заодно утащить перчатку.

Сам не зная как, Наполеон забежал в деревню Ковылкино. Там он подрался с дворняжками, а плотник Меринов разнял собак и спас песца, приняв его за английского шпица. В кабаке никто не захотел приютить столь редкое животное, и плотнику пришлось забрать его себе.

Наполеона познакомили с семьей Меринова – с женой, Клавдией Ефимовной, с дочкой Верой, второклассницей, и с собакой Пальмой. Наполеону пришлось жить в одной конуре с…Пальмой, но они сдружились, Пальма радушно приняла своего гостя, угостила отложенными косточками, а ночью согрела.

Часть 2Утром к пальме пришли дворняжки, они узнали песца. Завязалась драка. Проходивший мимо дошкольник Леша Серпокрылов разогнал собак, а заодно и увел Наполеона. Леша вообразил себя начальником экспедиции, а Наполеон (он его называл Филькой) должен был вести людей на северный полюс.

Шел последний урок, дошкольник все бегал с песцом, стараясь, чтобы тот не чувствовал веревки на шее. На уроке рисования Вера взглянула в окно и увидела Лешу со своим Тишей (так она звала песца). После уроков она вместе с одноклассником Колей и учителем рисования Павлом Сергеевичем побежала спасать своего песца.

Оказалось, что какой-то мужчина отнял зверька у дошкольника, и замышлял убить Наполеона, сделать жене воротник. Но Наполеона удалось спасти. Решено было оставить на ночь зверя в школе, в кроличьей клетке, а утром вернуть звероферме.

Уже третью ночь Наполеон был на свободе – его шерсть перестала быть платиновой, и сам зверь уже более походил на дворняжку, а не на гордого песца.

Утро на школьном дворе собралось много ребятишек, все хотели посмотреть на редкого зверька, которого уборщица назвала Сикиморой. Директору школы, Губернаторову, это не понравилось. Он разогнал учеников, а у Коли с Верой стал выяснять, что это за зверь и откуда он взялся. Решено было звонить на звероферму.

Вера и Коля стали настоящими знаменитостями в школе, о них и о зверьке стали распространяться невероятные слухи. Второклашки решили, что нельзя отдавать песца на ферму – из него сделают воротник. Поручили дошкольнику Леше спрятать Наполеона в бане.Пропажа песца обнаружилась, когда приехал директор Некрасов. Два директора, Некрасов и Губернаторов, провели серьезную беседу с учениками.

Директор зверофермы разъяснил ребятам, что Наполеон – редкий песец, он живет для получения совершенно нового вида, и никто не собирается делать из него воротник.

Ребятам даже разрешили приходить на ферму и ухаживать за зверями. Все согласились выдать песца, однако в бане его не оказалось.

Леша выпустил песца на волю, чтобы тот мог бежать на Северный Полюс. Ребята были огорчены, но они пошли искать зверя. А Вера в один миг из хорошей и прилежной девочки-героя превратилась в изгоя: ведь это она ручалась за дошкольника.

Вера вернулась домой и стала размышлять, правильно ли она поступала, когда кормила песца, привязала его, оставила у себя в доме? Но вскоре все эти мысли ушли, и будто гора с плеч упала. И именно в этот момент девочка увидела Наполеона, выходящего из конуры Пальмы. Гора вновь забиралась на плечи Веры. Получается, песец бежал не на Северный полюс, он бежал в тепло и уют.

Вера привела Наполеона к директору фермы. Песца вернули в клетку. Вечером Вера пришла в гости к Леше, девочка никак не могла разобраться, правильно ли она поступила.

“Долго тянулся вечер, задерживал, отодвигал ночь, но вот наконец она нахлынула на землю, погасила все окна, а в небе над одинокой сосною, по дороге, сотканной из мельчайших звездочек, медленно помчался Орион. Тускло горела красная звезда на его плече, сверкал кинжал, звездным острием указывал на водокачку, отмечающую над черными лесами звероферму “Мшага”.

Песцы давно уж заснули. Только Маркиз и Сто шестнадцатый метались по клеткам, карябали решетки и глядели, не отрываясь на свернувшегося в клубок Наполеона.

На этом заканчивается повесть о недопеске Наполеоне Третьем. Добавить больше нечего, кроме того, что ровно через месяц недопесок снова сбежал. На этот раз он нигде не задерживался и наверняка добрался до Северного полюса”.

Книга «Недопесок»

Краткое содержание Коваль Соловьи за 2 минуты пересказ сюжета

Небольшая детская книжка про пушистого четвероногого обитателя зверофермы, сбежавшего из тесной клетки и познакомившегося с обитателями деревни Ковылкино, в десять раз менее пушистыми, в два раза менее четвероногими, но тоже удивительно обаятельными. Это, кстати, первое, что хочется отметить, говоря о “Недопёске” – доброта автора, то, как он чутко прислушивается к своим персонажам, с какой любовью их вырисовывает, делает каждого в этой книге объектом сочувствия читателя.

Ну, разве что исключить совсем уж антисоциального типа, силой отобравшего зверюшку у ребёнка? Да, его исключим, а остальные – носители таких разных правд, противоречащих друг другу, – все в какой-то степени милы и трогательны, и все правы, и всех хочется обнять. Это детская книга, да. Но и у взрослого читателя слёзы на глазах появляются от этой доброты и любви к миру.

Юрий Коваль – особенный писатель. Я не знаю, как это объяснить, но я это чувствую. Я читала и думала: “Вот – настоящая детская литература, вообще настоящая литература, ни на копейку фальши и на сто рублей смысла, и если составлять список лучших детских писателей, то без Юрия Коваля не обойтись”.

Немножко слишком восторженно, да? Но мне можно, я же под впечатлением. Раз уж заговорили о смысле – эта книга удивительно богата, и здесь найдётся немало тем для обсуждения с ребёнком.

Конфликты в “Недопёске” возникают в основном не между плохими и хорошими персонажами, а между несколькими хорошими, а потому не так просто сходу решить, кто прав, кто виноват. И потихоньку приходишь к выводу, что каждый в чём-то прав, а не виноват никто, не надо привыкать с детства людей виноватить.

Как думала девочка Вера, что-то сделано правильно, а что-то нет, и вот такой дорожкой каждый человек идёт, где-то ошибаясь, где-то исправляя курс, но в целом оставаясь хорошим.

И какой же у Коваля замечательный язык, как он вольно пишет – как будто разговаривает. Выражение “пишет, как дышит” тут очень подошло бы. И не потому что безыскусно – нет, дело в другом.

Любые игры со стилем – а их немало в “Недопёске” – выглядят естественными, лёгкими. И радует каждый маленький абзац, каждое удачное сочетание слов, умилительно мне, хорошо мне. И такой добрый авторский голос слышится за текстом, с интонациями сказочника.

Натужности нет в этой книге, и сухости нет, и схематичности – а есть красота из края в край.

Я в детстве очень любила “Полынные сказки”, а теперь ещё и “Недопёска” буду любить.

P.S. СПОЙЛЕРНЫЙ ПОСТСКРИПТУМ!Как и положено читателю, я переживала, отдадут ли Наполеона/Тишку/Фильку обратно на звероферму или пустят бежать до самого Северного полюса. И когда дочитала, осознала, что мне очень нравится именно тот финал, который предлагает автор.

Как хорошо, что Лёшка выпустил песца – он поверил в мечту другого существа, подарил ему возможность. Как хорошо, что Вера привела песца обратно – потому что он и правда “государственный”, а девочка – не воришка.

Можно было бороться за жизнь песца, за мечту песца, но не за то, чтобы песец жил не на ферме, а у тебя в конуре.

Как хорошо, что успокоен маленький читатель предстоящим побегом Наполеона Третьего, когда он уж точно доберётся до своего Северного полюса – потому что мечты должны сбываться. Как же всё хорошо!..

Алый – краткое содержание

Краткое содержание Коваль Соловьи за 2 минуты пересказ сюжета

1f0e3dad99908345f7439f8ffabdffc41f0e3dad99908345f7439f8ffabdffc41f0e3dad99908345f7439f8ffabdffc41f0e3dad99908345f7439f8ffabdffc4   Приехал однажды на границу служить молодой солдат по фамилии Кошкин. А так как служба на границе ведется с собаками, то отправили его, первым делом, в школу инструкторов служебных собак. Дали Кошкину там щенка и приказали придумать щенку имя, обязательно на букву «А» – дело в том, что каждый год пограничным собакам давали имя на определенную букву, так всегда можно было легко узнать, сколько лет собаке.

Долго думал Кошкин , как назвать собаку, пока щенок не высунул язык, и тогда сразу придумалось имя – Алый.

   Стал Кошкин учить Алого, но поначалу щенок никак не реагировал на его команды, просто лежал на земле и смотрел – за палочкой не бегал, к Кошкину, когда тот его звал, не подходил.

Но прошло несколько месяцев и понял Алый, что Кошкин – мужик хороший, никогда его не ударит, всегда подкармливает и продуктами из посылок своих делится, и начал он выполнять команды Кошкина, чтобы сделать ему приятное. Как-то раз взял Кошкин Алого и сел вместе с ним в машину.

А по дороге инструктор сказал им, что нарушитель перешел через границу и надо этого нарушителя задержать. Доехали они до места, вышел Алый вместе с Кошкиным из машины, стал принюхиваться и почуял чужой запах, дающий понять – здесь прошел человек.

Побежал он по следу, наконец, след вывел его к речке, а здесь он и пропал – вода унесла запах.

Отвлекся Алый от следа – увидел в речке пескаря и стал его ловить. Хорошо, Кошкин это заметил, и команду дал оставить пескаря. Перебрались они через речку, и Алый снова след нашел, а потом и нарушителя нагнал и задержал. Только оказалось, что это был не настоящий нарушитель, а проверка для Алого. И выдержал он эту проверку хорошо.

   Приехали Алый с Кошкиным на границу служить. Каждый день они ходили по инструкторской тропе и смотрели, не перешел ли кто границу. Но ничего не случалось.

   Однажды пришел Кошкин с ночного патруля и собирался спать лечь, как вдруг сирена завыла – кто-то нарушил границу. Взял он Алого и пошел искать нарушителя. Донес ветер до Алого запах чужой, и взял он след. Вскоре остановился он на месте и залаял, глядя на яблоню.

Поднял голову Кошкин и увидел, что на яблоне человек сидит. Приказал Кошкин ему слезать, а человек сказал, что просто залез яблочек поесть. Спустился он с яблони и бросился на Кошкина с ножом, только Алый был начеку – выбил он нож из руки нарушителя, и его самого повалил.

   Прошла осень, потом и зима, наступила весна. Однажды, шагая вдоль пограничной полосы, Алый с Кошкиным увидели следы. Это были следы медведя, но Кошкин знал, что иногда нарушители надевают такую обувь, которая оставляет на земле звериные следы, поэтому решил проверить.

Пошел Алый по следу и вышел на медведя. Медведь был очень злой, кинулся он на Алого и ранил его, а Кошкин застрелил медведя и понес Алого на заставу к фельдшеру. Фельдшер промыл ему рану и зашил. Прошло время, и Алый поправился, вновь стал ходить с Кошкиным вдоль границы.

    Наступила зима, как-то раз увидели они следы человека, границу переходящего. Глубокие следы оставил нарушитель – «тяжелый человек» – так сказал про него рядовой Снегирев, патрулировавший границу вместе с ними. Пошли они по следу, и понял Кошкин, что не один человек тут идет, а один другого несет – оттого и следы глубокие.

   Догнали они нарушителя, поймали. Только один он оказался, а значит, надо и второго искать. Остался Снегирев с этим нарушителем, а Кошкин и Алый пошли другого искать. Нашли они и второго нарушителя, задержал его Алый, прыгнув на него, но пока летел к нему пес, успел нарушитель несколько раз выстрелить в него из пистолета.

Принес Кошкин Алого на заставу к фельдшеру, но тот сразу сказал, что слишком тяжелое у него ранение – не выживет Алый. Не поверил этим словам Кошкин и продолжал сидеть около Алого, гладя его по голове и обещая ему угостить его, как только из дому придет посылка. Так и сидел он около пса, гладя его и не замечая, что Алый уже умер.

Юрий Коваль – Недопёсок

Краткое содержание Коваль Соловьи за 2 минуты пересказ сюжета

Здесь можно скачать бесплатно “Юрий Коваль – Недопёсок” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская проза, издательство Астрель, АСТ, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-koval-nedopesok-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt

Краткое содержание Илья Муромец и Соловей разбойник былина за 2 минуты пересказ сюжета

«Илья-Муромец и Соловей-разбойник» — это былина, повествующая о подвигах славного богатыря Ильи, который, благодаря своей силе и храбрости, попал на службу к князю Владимиру Красно Солнышко.

Являясь народным сказанием, произведение не имеет автора. Сюжет былины повествует нам о двух событиях, в которых участвовал Илья Муромец: бой с врагом («войско», «силушка»), а также схватка и победа над разбойником по имени Соловей Рахматович.

История произведения

(Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год)

Читайте также:  Краткое содержание рассказа пожар льва толстого за 2 минуты пересказ сюжета

Как и многие другие народные эпосы, в сюжетной линии былины участвуют персонажи, упоминания о которых можно найти в исторических документах. В частности: князь киевский Владимир Святославович, правивший в Новгороде, а впоследствии и в Киеве, а также Илья Муромец.

Считается, что упоминание о богатыре, как о защитнике Руси, было найдено в письме смоленского воеводы в 16 веке. Подтверждение этому мы находим и в сюжете: доблестный Илья Муромец показывает свою любовь к Родине, готовность защищать русскую землю и свой народ.

Русские народные былины про Илью Муромца

Родился народный богатырь под городом Муромом, который находится во Владимирской области, в селе Карачарове.

Прославился Илья своими подвигами уже в зрелом возрасте, после тридцати лет, так как с самого рождения был болен и до 33 лет не вставал с кровати.

Исследователи выяснили, что Илья Муромец не мог ходить вследствие генетического заболевания, которое спровоцировало проблемы с позвоночником.

Но, однажды, произошло чудо, к нему в дом постучались старцы и попросили Илью подать воды. Илья ответил, что не может этого сделать, так как не владеет ни руками ни ногами. Старцы настояли, и будущий герой встал с кровати. Волхвы не зря пришли к нему в дом, так как ими было сказано, чтобы Илья собирался в дорогу для совершения ратных подвигов.

С этого момента и начинаются приключения Ильи Муромца. Всего известно 53 былины, из них, в пятнадцати сюжетах, главный герой — Илья Муромец.

Главные герои

(Картина «Илья Муромец», гравюра, Шитиков Евгений Петрович)

Илья Муромец

Богатырь, олицетворяющий собой добро и бесстрашие, боролся со злом, нападающим на русскую землю. По сюжету мы видим, что именно любовь к родине обязывала богатыря быть ее защитником от злых сил.

Главный герой не только силен и смел, но и умен, обладает спокойным и добрым характером. Считается, что прототипом богатыря, о котором сложено множество легенд, является святой Илия Печерский, мощи которого упокоены в Киево-Печерской лавре.

Соловей-разбойник

Образ второго героя, который является злодеем, не имеет прототипа из реальной жизни. Народные сказатели изобразили страшного мучителя, который безнаказанно убивал, грабил и разорял целые земли. Соловьем разбойника прозвали за свист, который он издавал, разрушая и сметая всех и вся на своем пути.

Разбойник был уверен в своих силах, поскольку его никто не мог победить. Пешие и конные обходили место его обитания «Черная Грязь» у реки Смородинки. У Соловья Рахматовича была жена и три дочери.

Князь Владимир

Ученые предполагают, что в былине говорится о князе Владимире Красно Солнышко, который правил в Киеве. По сюжету богатырь Илья встречает правителя именно в Киев-граде. Несмотря на опасности и разрушительную силу свиста разбойника, которого защитник русской земли привозит к князю, правитель просит его продемонстрировать способности.

Тем самым князь показывает себя не слишком мудрым человеком, т. к. его самолюбие было задето поведением злодея: тот отказался свистеть, сославшись на то, что теперь повинуется лишь приказам Ильи. В конце произведения князь смягчается и назначает богатыря, укрывшего его от разрушительной силы Соловья, служить при дворе.

В народных эпосах Цари, как правило, изображаются с насмешкой и иронией. Образ Владимира не стал исключением.

Автор былины об Илье Муромце

Существует несколько версий. Одна из них, это тексты воеводы Смоленского Филона Кмита-Чернобыльского, владевшего имением недалеко от города Киева. Он пишет о былинном богатыре, защитнике русских земель, Илье Муравленине.

В киевском цикле былин так же фигурирует герой-богатырь, однако никакого отношения его похождения к Киеву не имеют. В германских эпических поэмах можно прочитать об Илье Русском, могучем витязе, происходящим из княжеского рода.

В сочинениях норвежского автора в 1250 году (поэмы Вилькина или Тидрек) — у князя, по происхождению русского, Гертнита, был сын незаконнорожденный, Илииас, приходящийся братом по отцовской линии Владимиру Мономаху.

Наиболее полный свод упоминаний собрал известный ученый историк, С.Н.Абзалов. Он обнаружил 53 былины, но лишь в 15 из них, Муромец является главным персонажем.

Краткое содержание

(«Илья Муромец», картина Малютина Сергея Васильевича, создана ранее 1937 года)

Проезжая через город Чернигов, Илья встречает несметное войско врагов, с которыми вступает в бой и выходит победителем. Далее, в лесу богатырь встречает Соловья-разбойника и одерживает над ним победу, несмотря на сопротивление. Взяв злодея с собой, богатырь продолжает держать путь в Киев. Там он встречается с князем Владимиром и рассказывает о своем «трофее».

Владимир просит разбойника показать силу его свиста. Поняв, что может случиться несчастье, богатырь загораживает князя и его жену своим плащом, тем самым спасая их от смерти. Впоследствии он убивает лиходея, поняв, что тот неуправляем. Владимир назначает Илью к себе на службу.

Когда происходили события в былине об Илье Муромце

Фигура исторического персонажа, Ильи Муромца, окутана тайнами и легендами. В былинах и сказаниях нет четкого ответа, когда родился и жил богатырь. В истории Руси можно ассоциировать образ Ильи с разными личностями.

Наиболее правдивой версией считается жизнь Илии Печерского, инока и силача, по прозвищу Чоботок (Сапожок), родившегося в Муроме.

Жил он в двенадцатом веке, принял монашество в преклонном возрасте с именем Илия в Киево-Печорской лавре.

Согласно этой версии, умер инок в 1188 году. Его памяти посвящен день — 1 января. Причислен к лику святых в 1643 г.

В лавре, где он служил монахом, покоятся его мощи. В одном из храмов Мурома находится средний палец левой руки. Согласно исследованиям, было выяснено, что это мощи человека крепкого телосложения, роста 177 см (что считалось по тем временам очень много), который умер в возрасте 50 лет, перенесший паралич и имеющий множественные ранения.

Содержание по главам

Часть 1. Бой и встреча с Соловьем-Разбойником

(Встреча Ильи Муромца с Соловеем разбойником. Иллюстрация из книги Роберта Стила «Гирлянда русских сказок», изданной в Нью Йорке в 1916 году.)

Из города Мурома, села Карачарова, откуда Илья Муромец родом, главный герой отправляется в Киев. Он путешествует на удалом, резвом коне, который несется, словно вихрь. Путь Ильи лежал через город Чернигов, на который напала несметная рать врагов. Увидев, что вражьи полчища уже подобрались к крепостным стенам, богатырь счел своим долгом уничтожить захватчиков.

И принялся он их как траву косить своей палицей, и даже его боевой конь помогал в сражении, топча врагов копытами. Спасенные черниговцы были благодарны богатырю, и пригласили его быть воеводой в своем городе. Но Илья по-прежнему торопился в Киев-град.

И тут горожане поведали герою, что по дороге на Киев засел в лесах у реки Смородинки страшный Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Сидит злодей на дубах и кричит: то по-звериному, то по-птичьи, то по-змеиному. От его крика не только деревья падают, но и люди мертвыми ложатся!

-Не езди той дорогой, славный богатырь!

(Соловей-разбойник)

Но не послушал их Илья Иванович. Прибыл он к тому месту, где на высоких дубах бесчинствовал Соловей-разбойник и увидел, что трава там пожухла, деревья упали. Даже булатный конь под богатырем стал неуверенно топтаться на месте. А Соловей ему говорит:

  • — Ох, попал я в крепкие руки, видно не бывать мне больше на волюшке!
  • Отвечает Илья:
  • — Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?

Тут Илья Иванович рассердился и пустил в глаз разбойника стрелу, от чего тот упал на землю. Подхватил богатырь лиходея и приторочил его к стремени.

Часть 2. Путь в Киев-град

(Илья Муромец и Соловей Разбойник. Русский лубок, XVIII век)

Илья Иванович не сразу поехал в Киев. По пути он решил посетить владения Соловья-разбойника. Приехав туда, он увидел, сколько награбленного богатства лежит в его крепости, а на острых кольях висят богатырские головы.

Дочери и жена злодея увидели, что их батюшку везет на коне деревенский мужик, и набросились на Илью. Но силы были неравны: богатырь раскидал людей своим щитом. Жена Соловья стала предлагать ему выкуп – несметные богатства, а взамен просила отпустить мужа.

— Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку.

Но Илья отказался:

— Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою.

Поехал Илья дальше, да прямиком к Киевским палатам. Там, в каменных палатах, он увидел пир, который устроил князь Владимир.

Пересказ былины три поездки Ильи Муромца

На перекрестке трех дорого увидел Илья Муромец камень Алатырь, на котором было написано: поедешь прямо, будешь убит, поедешь направо, обогатишься, а налево — женишься. Выбрал Илья путь прямо, где ждала его смерть, так как богатство ему ни к чему, а жениться поздно.

В Смоленских топях увидел он множество разбойников, сорок тысяч, которые хотели его ограбить и убить. Только богатства у него не было, и стал Илья своим шлемом размахивать, так всех разбойников и перебил. Вернулся он к камню и исправил надпись, что дорога прямо открыта.

Затем выбрал он дорогу, указывающую на женитьбу. Встретила его девица, отвела в свои покои и стала на кровать укладывать. Тогда Илья схватил ее и саму на кровать бросил. Упала она в подвал, где томились 12 богатырей. Выпустил их Илья. Вернулся к камню и еще одну надпись исправил.

Поехал по третьему пути, нашел богатства и раздал бедным. И третью надпись на камне исправил.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Подробнее >>

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Подробнее >>

Идолище Поганое (злодей)

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Подробнее >>

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Краткое содержание Коваль Соловьи за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://memblog.ru/biografii-avtorov/iscelenie-ili-muromca-kratkoe-soderzhanie.html

Сочинение на тему Краткий пересказ «Соловей» ( : Андерсен Х. К.)

За прекрасным дворцом китайского императора, за его садом в дремучем лесу у самого берега моря жил соловей. Пел он чудесным голосом.

Со всех концов света в Китай съезжались путешественники, они любовались дворцом и садом, но услышав соловья говорили, что он лучше всего.

Когда путешественники возвращались домой, рассказывали людям про соловья. Учёные писали книги и никогда не забывали упомянуть о соловье.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

А поэты слагали в честь певца стихи.

Однажды к Китайскому императору попала в руки такая книга. На последней странице он прочитал о соловье. Автор писал, что тот лучше всего и советовал читателю съездить в Китай. Император очень удивился, что рядом с его дворцом живёт чудесная птица, а он даже не слышал её пения. Велел он призвать к себе первого министра.

Спросил император у министра о соловье, но тот ничего не слыхал о нём. Тогда император приказал отыскать чудесную птицу. Министр обегал весь дворец, но никто не знал о соловье. Тогда он доложил императору, что соловья никогда не было в Китае.

Император сказал, что требует слышать соловья к вечеру, а если соловья не найдут, то всех министров отколотят палками по пяткам.

Все придворные забегали по дворцу. И вот, наконец, они прибежали на кухню. Там сидела девочка и вытирала посуду. Первый министр спросил у неё где найти соловья.

Девочка рассказала, что она каждый вечер ходит к своей больной матушке и приносит ей еду. И что когда она садится под старым дуплистым деревом, то слышит чудесное пение соловья.

Министр пообещал девочке назначить её шестой судомойкой если та покажет ей где живёт соловей.

И вот все отправились в лес. Там придворные приняли за соловья корову, лягушек. Но, наконец они дошли. Запел соловей, все стали восхищаться его голосом.

Но когда девочка указала на саму серенькую птичку, все удивились, что она так прекрасно поёт, но некрасива с виду. Девочка сказала соловью, о том, что министр хочет послушать его пение. Соловей запел ещё звонче.

Министр сказал соловью, что император желает слышать его вечером.

Во дворце все суетились и бегали готовясь к празднику. И вот все собрались в зале где на троне восседал сам император. В этом зале на золотом шесте сидел соловей. Император кивнул и соловей запел.

Он пел так прекрасно, что слёзы покатились по лицу императора. И когда соловей кончил петь, император сказал, что жалует ему награду.

Но соловей отказался, сказав, что уже получил награду- увидел слёзы в глазах императора.

Дамы восхищались соловьём и когда надо было с кем то поговорить, они набирали в рот воды, которая булькала при беседе. Дамы считали, что это бульканье похоже на голос соловья. Соловью отвели комнату и двенадцать слуг, которые держали его на ленточке во время прогулки. Соловей прославился на весь город.

Но вот однажды китайскому императору прислали из Японии посылку. В ящике был искусственный соловей. Он пел так-же как и настоящий, но был усыпан драгоценными камнями. Император приказал соловьям должны спеть дуэтом. Но дело на лад не пошло. Живой соловей пел разные песни, а искусственный одну. Тогда император приказал петь только искусственной птице.

Читайте также:  Краткое содержание пруст в поисках утраченного времени за 2 минуты пересказ сюжета

Потом он приказал петь живому, но его уже не было на золотом шесте. Его стали бранить и называть неблагодарным. Новая птица всем понравилась и искусственному соловью пришлось спеть свою песню в тридцать четвёртый раз. Все расхваливали нового соловья. Император приказал в следующее же воскресенье показать его народу. И горожанам птица понравилась.

Тем временем император издал указ в котором говорилось, что живой соловей признан изгнанным, а искусственный получает особое звание.

И вот однажды император снова слушал его, а он вдруг сломался. Император призвал лекаря, но тот не смог ничего сделать. Только часовщик смог сказать, что петь соловей будет, но обращаться с ним надо осторожно. Император издал указ заводить соловья только раз в год.

Через пять лет император заболел и был уже при смерти. Он лежал на своём ложе, и все думали, что он мёртв, но он был жив. Ему казалось, будто кто то сжимает ему горло. Приоткрыв глаза он увидел на себе смерть. Потом он увидел разные уродливые и красивые рожицы- свои поступки, злые и добрые.

Он не хотел слышать то о чём напоминали ему эти рожицы и кричал, чтобы начали играть музыку, но никто его не слышал. И вдруг из окна послышался чудесный голос живого соловья.

Смерть слушая соловья по его желанию отдавала драгоценности императора, а когда соловей запел о кладбище, смерть заскучала о своём доме и улетела.

Император раскаялся, что когда-то прогнал соловья. И захотел наградить его, но тот опять отказался, сказав, что увидел слёзы императора в прошлый раз и, что слёзы слушателя лучшая награда певцу. Тогда соловей запел снова, и император уснул.

Проснувшись здоровым, он попросил соловья остаться и петь когда захочет сам. А искусственную птицу хотел разбить, но соловей сказал, что этого делать не надо. Соловей отказался жить у императора, но сказал, что сам будет прилетать когда захочет и рассказывать обо всём, что творится вокруг.

Они договорились, что император никому не расскажет, о маленькой птичке, и соловей улетел.

В комнату вошли слуги, чтобы посмотреть на умершего императора и так и застыли на месте.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50397

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=50397

Краткое содержание: Сергей Сергеевич Прокофьев. Повесть о настоящем человеке

ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ

Опера в трех актах (десяти картинах)

Либретто С. С. Прокофьева и М. А.
Мендельсон-Прокофьевой

Действующие лица:

Алексей, летчик Ольга, невеста Алексея баритон сопрано
Федя Серёнька } ребята из колхоза ритмический говор
  • Дед Михайло, председатель колхоза
  • Петровна, колхозница
  • Варя, сноха деда Михайлы
  • Бабка Василиса
  • Андрей Дегтяренко, летчик, друг
  • Алексея
  • Василий Васильевич, известный хирург
  • 1-й хирург
  • 2-й хирург
  • Мать Алексея
  • Клавдия, медсестра
  • Комиссар
  • Кукушкин, летчик
  • Гвоздев, танкист
  • Анюта, студентка
  • Старший врач
  • Полковник
  1. тенор
  2. сопрано
  3. меццо‑сопрано
  4. контральто
  5. бас
  6. бас
  7. тенор
  8. баритон или бас
  9. меццо‑сопрано
  10. меццо‑сопрано
  11. бас
  12. тенор (характерный)
  13. тенор
  14. сопрано
  15. тенор
  16. бас
  • Летчики, колхозницы.
  • Время действия: Великая Отечественная война 1941—1945 годов.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Свою последнюю оперу Прокофьев посвятил прославлению
беспримерного мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Литературным источником послужила одноименная повесть Б. Полевого (1946),
которая основана на подлинных фактах героической биографии летчика Алексея
Маресьева. Это одна из первых советских опер, в которой были воскрешены события
недавно отгремевшей войны.

Творческая смелость композиторского замысла
заключалась не только в идейном содержании, но и в том, что вся обстановка
действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные
представления об оперной условности. В значительной части произведения главный
герой показан больным, физически неполноценным человеком.

Основной
драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания
действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил. Так
Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по
содержанию и по форме.

В либретто при неизбежном сокращении ряда эпизодов,
свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако,
основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.

К сочинению оперы Прокофьев приступил в октябре 1947
года и закончил ее в августе 1948 года. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря
1948 года в ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова.

Спустя
двенадцать лет, 7 октября 1960 года премьера «Повести о настоящем человеке»
была показана в Большом театре Союза ССР. При этом либреттист М. А.
Мендельсон-Прокофьева совместно с постановщиком внесли в либретто ряд
изменений; действие стало более концентрированным, динамичным.

Были произведены
некоторые сокращения. В этой редакции опера имела большой успех и была
поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге.

СЮЖЕТ

В воздушном бою вражеские истребители сбили машину
Алексея, он оказался в глухом безлюдном лесу, где каждая ветка таит опасность,
каждый шорох угрожает смертью. Надо двигаться на восток к своим, но что-то
случилось с ногами: каждый шаг причиняет нестерпимую боль.

Три дня мучительного пути привели Алексея на опушку
леса, хранящую следы недавнего боя. Жуткую картину представляет мертвое поле:
подбитые танки, разорванные пушки, замерзшие трупы бойцов. Летчик совершенно
выбился из сил, ему хочется лечь, забыться.

Но раненый понимает, что стоит хоть
немного расслабить волю — и ему больше не подняться. На груди он хранит
фотографию любимой, ему вспоминаются Волга, Камышин. Воспоминания рождают новый
приток энергии. Хоть ползком, но двигаться вперед.

Не умолкает гул канонады —
фронт близок.

Двое ребят, Федька и Серёнька, с удивлением следят
из-за кустов, как то ли зверь, то ли человек катится по снегу, издавая время от
времени глухой стон. Ребята окликнули его. Трудно поверить, что это изможденное
существо — советский летчик.

Их убеждают в этом слезы радости Алексея, впервые
за 18 дней своего тяжкого пути услышавшего родную речь. Дети рассказали ему,
что немцы сожгли их деревню, и всем пришлось уйти в лес. Сейчас колхозники
живут в землянках.

Бережно укутав Алексея, они на санках увозят его к себе.

В землянке деда Михаилы тускло горит лучина.
Неторопливо текут стариковские думы о разоренном оккупантами хозяйстве,
приближающейся поре сева. Тоскует Варвара о пропавшем без вести
муже-фронтовике. В полузабытье тихо стонет на нарах Алексей.

Его состояние
тревожит всех жителей лесной деревни. Бабка Василиса зарезала единственную
курицу, чтобы подкрепить силы раненого. Слышен шум приближающегося самолета. В
землянку входит Андрей, полковой друг Алексея. Это Серёнька оповестил его о
раненом летчике.

Алексея увозят в столичный госпиталь.

На больничной койке Алексей тревожно бредит после
только что прошедшей операции. Врачи, мать, Ольга, Андрей рисуются в его
воспаленном сознании. Путаные видения сопровождает неотвязная мысль: он лишился
ног, им будут тяготиться близкие, напрасно ждут однополчане.

Ведь летчик без
ног, что птица без крыльев, жить и клевать еще может, но летать — никогда.
Медсестра Клавдия пытается успокоить больного. А жизнь в палате идет своим
чередом. Комиссар Воробьев рассказывает о героизме красных конников в
гражданской войне. Брюзжит по обыкновению Кукушкин.

Мечтает о встрече с Анютой
Гвоздев, завязавший переписку со студентками-медичками. Только Алексей
замкнулся, ушел в свои невеселые думы. Но и к его душе подобрал ключ комиссар.
Он разыскал в журнале статью о поручике Карповиче, который, несмотря на
ампутацию ступни, продолжал боевые вылеты.

Задумался Алексей: он лишился обеих
ног, да и современный самолет требует значительно большей ловкости и сноровки.
Но ведь он советский человек! Алексей принимает решение во что бы то ни стало
вернуться в строй.

Приближается весна. Выздоравливающие мечтают о скором
возвращении на фронт. Упорно тренируется Алексей, огромным усилием воли
заставляя себя сделать первые шаги на протезах. Гвоздев беспокойно посматривает
в зеркало на обезображенное ожогами лицо.

Суетится Кукушкин, удивляясь выдержке
друзей. И только комиссар Воробьев, сумевший поднять на ноги всех обитателей
палаты, возродить в них любовь к жизни, уверенность в достижении поставленной
цели, слабеет с каждым днем.

Как большое горе воспринимают раненые, его смерть.

Перед выпиской из госпиталя Алексей решился, наконец,
отправить Ольге письмо, сообщить ей о своем ранении, обо всем выстраданном и
пережитом, о той внутренней борьбе, которую ему пришлось выдержать.

В санатории летчиков радостное оживление — группе
отдыхающих разрешена досрочная выписка. Они отправятся защищать город на Волге,
где решается судьба Родины, исход войны.

И Алексей надеялся вернуться с ними на
фронт, но медицинская комиссия не удовлетворила его просьбу и направила на
работу в тыл. Чтобы показать, как ловко он владеет протезами, Алексей принимает
участие в танцах.

Его выдержка и самообладание заставляют врачей изменить
решение. Они отправляют Алексея в тренировочную школу.

Алексей, Андрей и Анюта любуются красотой озера, мягко
освещенного лунным светом. Их мысли обращены к боевым друзьям в действующей
армии. Возникает фронтовая панорама. Насмерть стоят сотни бойцов, веря в
близкую победу над врагом.

На лесном аэродроме все ждут возвращения Алексея из
боевого полета. Раненый Андрей рассказывает, как в воздушном бою Алексей
выручил его. Он не верит, что его друг, такой ценой вернувшийся в строй, погиб.
Показывается самолет. Товарищи радостно приветствуют Алексея, совершившего
новый подвиг. Он вновь будет сражаться.

МУЗЫКА

В центре оперы ее основной герой — Алексей Мересьев.
От картины к картине прослеживаются его судьба, переживания, сомнения, надежды,
и лишь попутно рассказывается о людях, окружающих Алексея. Все подчинено
раскрытию его замечательного духовного облика. Основой музыкального языка оперы
является народная песня, которая служит средством характеристики действующих
лиц и драматических ситуаций1.

Жизнеутверждающе звучит оркестровое вступление. В
быстром темпе проносятся маршеобразная тема победы и распевная, величавая тема
стойкости советского человека2.

Глубоким драматизмом, эмоциональной напряженностью
отличается музыка первой картины.

Сопровождая речитативный монолог Алексея «Подшибли…»,
словно мрачная тень, закрывающая ясное небо, в оркестре неоднократно возникает
жесткая мелодическая тема войны.

Ей контрастирует исполненная эпической силы,
патетически окрашенная тема природы, заповедного леса. В симфоническом антракте
напряженно пульсирующий фон оттеняет волевую собранность мелодии, подымающейся
в басах.

Вторая картина («Мертвое поле») передает оцепенение
смерти, застылость места недавнего боя. Светла и ласкова песня Ольги, в которой
композитор использует мелодии своих песен «Подруга бойца» и «Любовь воина».

Второй симфонический антракт, как и первый, рисует мучительный путь Алексея.
Щемяще-скорбная мелодическая фраза, звучащая на фоне темы леса, передает
ощущение физической боли, мучительных усилий раненого.

В третьей картине выразительная печальная мелодия
флейты сопровождает рассказ Серёньки о зверствах на селе. Меткими
характеристическими деталями передается своеобразие речи встревоженных людей в
сцене прихода колхозников.

Их разноголосый ансамбль завершается хоровой песней
о молодом дубке; ее плавное вальсо-образное движение, гибкий напев проникнуты
большим теплом и задушевностью.

В симфоническом послесловии (3-й антракт) эта
простая, в духе протяжных лирических песен мелодия приобретает обобщающее
значение темы настоящего человека, прославляя величие подвига раненого летчика3.

Четвертая картина выразительно воспроизводит быт
подземной деревеньки. Проникновенный напев, напоминающий народную песню «Что же
ты, Варенька-радость, приуныла», передает тоску Варвары о любимом. Ария деда
Михайлы «Одна утеха» сочетает ритмическую остроту частушки с широким распевом.
Задорно и остро звучит радостный гопак Андрея.

В пятой картине (второй акт) центральное место
занимает сцена бреда Алексея. На фоне возбужденно стремительной оркестровой
партии чередуются нервные, умоляющие реплики больного, волевые приказания
докторов, ласковые слова матери, песенка Ольги, скороговорка Андрея.

Раздумчиво, неторопливо звучит чуть суровая народная лирическая песня «Зеленая
рощица» Клавдии. Целеустремленностью, волевой активностью пронизана баллада
Комиссара; основная ее мелодия уже знакома по двум первым антрактам. Задорный
игровой характер имеют частушки Кукушкина «Анюта».

Сцена Алексея с Комиссаром
завершается жизнеутверждающей мелодией песни о молодом дубке.

Светлым созерцательным настроением окрашено ариозо
Андрея «Весна. В Камышине ручьи» в шестой картине; музыка рисует поэтический
образ расцветающей природы, вселяющей в человека бодрость и уверенность.
Действенным драматическим контрастом выступает эпизод смерти Комиссара, Взрыв
отчаяния и горя сдерживается мудрой сосредоточенной народной песней Клавдии «Сон
мой милый, торопливый».

Седьмая картина (третий акт) — развернутая
ария-монолог Алексея (письмо к Ольге); здесь в музыке господствует тема весны,
прозвучавшая в предыдущей картине.

Радостно приподнятый хор летчиков «Скоро в бой»
открывает восьмую картину. Общее оживление, веру в близкую победу передаетзвучащая здесь первая тема увертюры.

Вальс, фокстрот, темпераментная румба,
воспроизводящие бытовой фон жизни в санатории, одновременно становятся важным
звеном в характеристике Алексея.

В центре этой сцены — шутливый дуэт Андрея и
Кукушкина «Всякой на свете-то женится». Отъезд летчиков сопровождается музыкой
увертюры.

Девятая картина состоит из двух контрастных разделов: «Баркарола»
и «Фронт». Светлое, завораживающее мерным ритмом вступление рисует тихую гладь
лесного озера, легкое скольжение лодки. Как воспоминание об Ольге звучит в
ариозо Алексея мелодия ее песенки.

Выразительна музыка лирического трио (Алексей,
Андрей и Анюта) «Словно звезд далеких мягкий свет»4.

Величественным суровым колоритом наделен хор бойцов «Нас зовет страна родная»,
к которому присоединяются Ольга, Анюта, Алексей и Андрей (квартет с хором); его
музыкальным прообразом послужила старая солдатская песня «Московская славна
путь-дороженька».

Музыкальным рефреном десятой картины служит тема
победы (увертюра, восьмая картина). Друзья радостно приветствуют возвращение
Алексея, его новый боевой подвиг. Радостной уверенностью и спокойствием дышат
ариозо Алексея «Спасибо, сказал мне», его второе письмо к Ольге и дуэт.
Завершается опера торжественной хоровой песней о молодом дубке.

1 В оперу включены несколько обработок подлинных народных напевов, незадолго до создания «Повести» изданных Прокофьевым для голоса с фортепиано.

2 В редакции, идущей на сцене Большого театра СССР, опера открывается хором «Вырос в Плавнях дубок молодой» (I акт, 3 картина). В дальнейшем характеристика музыки дается по этой редакции.

3 Эта песня была написана Прокофьевым десятилетием ранее и издана под названием «Песня о Родине» в 1939 году.

4 В постановке Большого театра СССР первая половина девятой картины («Баркарола») выпускается.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/137.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector