Краткое содержание крапивин та сторона, где ветер за 2 минуты пересказ сюжета

В небольшом городе живёт мальчуган Генка, он учится в школе, но с успеванием у него проблемы. Мальчик так и не смог сдать зачёт по английскому языку и оставлен на пересдачу. Ситуация для Генки прямо сказать не приятная, его грозятся оставить на второй год, в этом случае ему не избежать наказания отца, а оно будет суровым.

Стоит лето, вместо подготовки к зачёту Генка со своим другом Илькой целыми днями гоняют по улице. У них есть преинтересное занятие. Они мастерят бумажных змеев, а потом запускают их в небо. В этом занятии у ребят существует правило: тот, кто запускает змея, должен подать голос.

Однажды запуская своих змеев, ребята увидели в небе белый квадрат, это тоже был змей, он парил выше всех, но запустили его молчком. Ребята решают сбить незнакомца, Илья хочет взять трофей себе, Генка не возражает.

Сбитый змей падает, Генка во всю прыть бежит к сбитому трофею и видит на месте падения мальчика. Он бережно держит сбитый предмет в руках, и ощупывает его, не обращая внимания на окружающих. Мальчик оказался слепым.

Генке стало стыдно за свой поступок, что бы как то исправить ситуацию он мастерит нового змея. Генка объясняет Владику, что бумажный змей взлетает высоко, и просит подать мальчика голос при запуске. Но мальчик поясняет Генке, что он слепой и не видит предмет, а чувствует его. Так за разговором ребята подружились.

Геннадий узнаёт о новом товарище интересную вещь, Владик любит и ждёт грозу, он верит что во время грозы он снова будет видеть. Поэтому слепой мальчик каждый день запускает змея в ожидании грозы, он её дождался. Если бы не Генка парень мог погибнуть, а через некоторое время Влад уехал с отцом на операцию.

Владьку прооперировали успешно, он может теперь видеть одним глазом. Генка и Илька очень радовались за нового товарища, между ребятами успела завязаться дружба. Генка ревнует Влада к Илье, у них много общих интересов. Генка случайно узнает, что мама Ильки и отец Владьки должны пожениться и отправиться в Одессу с мальчиками.

  • Влад отказывается от поездки и остаётся с Генкой.
  • Рассказ учит верной дружбе, о том ка важно творить добро, не смотря на обстоятельства.
  • ← Мальчик со шпагой
    ← Колыбельная для брата↑ КрапивинЖуравлёнок и молнии →
    Ковер-самолет →

Краткое содержание Крапивин Та сторона, где ветер за 2 минуты пересказ сюжета

  • Похититель трупов — краткое содержание романа Стивенсона
    Вечерами в гостинице собиралась компания любителей выпить. Участником хмельных посиделок был старый бездельник Феттс. Все звали его доктором за то, что он умел вправлять вывихи. Однако о своем прошлом Феттс никому не рассказывал.

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/krapivin/ta-storona-gde-veter-rasskaz

Книга «Та сторона, где ветер»

Как же здорово, что есть такие книги! Как здорово, что есть писатели, которые пишут такие книги! Я только в этом году открыла для себя творчество Крапивина, и окончательно и бесповоротно влюбилась во все, что он пишет. Ранее, когда ещё не открыла для себя Крапивина, мне казалось, что лучше Носова никто для детей не писал/не пишет.

Носов так и остаётся для меня лучшим писателем книг для детей младшего школьного возраста. Крапивин — лучший писатель для детей среднего, старшего школьного возраста, а также для детей побольше, ну где-то лет до 99.

Да! Книги Крапивина для детей, но не только для тех, чей биологический возраст близок к возрасту персонажей, но и для всех детей, которые всегда будут жить в уже выросших дяденьках и тетеньках. Меня не удивляет то, что детские книги могут цеплять взрослую аудиторию.

Но я не могу не удивляться тому факту, что взрослый человек может писать настолько живо, ярко и просто, как будто он и сам ребенок; насколько автору понятны все детские проблемы, все мелочи, на которые взрослые уже и внимания не обратят; насколько автор мудро рассказывает нам о настоящих вечных ценностях, которые теряются в бесконечном неукротимом ритме жизни, в потоке времени, ускользающем сквозь пальцы. Автор дарит читателю уникальную возможность, не вернуть время вспять, а прожить его сейчас, разбудить своего внутреннего ребенка и ощутить себя по-новому: с одной стороны вы вспомните и своё детство, с другой, посмотрите по-другому на детство своих детей и внуков, и главное, посмотрите на себя сегодня и сейчас. Дело в том, что у Крапивина очень хорошо получаются не только детские персонажи, но и взрослые, а также замечательно прописано построение их сложных взаимоотношений.

/Возможны лёгкие спойлеры/

Ещё одно преимущество и отличительная особенность произведений Крапивина — он совершенно не щадит своего читателя. Иногда читать его книги больно, иногда просто страшно. Некоторые моменты в книге «Та сторона, где ветер» я читала как настоящий триллер.

В книге достаточно много трагических моментов, раскрыты все эмоции и чувства, которые переживают персонажи повести. Один из главных героев книги мальчик Владик полностью слеп на оба глаза. Случайность сводит его с Генкой, который с мальчишками сбил Владькиного воздушного змея.

Сначала мальчиков связала крепкая дружба, но Генка все больше отдаляется от Владика, так как его мучает его собственная беспомощность перед горем лучшего друга. Есть в компании друзей и Яшка Воробьев, который мечтает когда-нибудь отправиться в Африку, но мечте его так и не суждено будет исполниться.

Яшка погибнет, спасая двух малышей, которые сорвутся с обрыва в весенний ледоход. Есть Илька, малявка, у которого даже собственного змея нет, но зато у него доброе сердце, и не смотря на кучу страхов, которые точат детское сердце, он совершает сомоотверженный поступок.

Правда он так никогда и не узнает, что рисковал он зря, а опасность не грозила никому, кроме него самого.

Я на самом деле очень испугалась, когда в походе после сплава по реке, в котором участвовали трое мальчишек и один взрослый, всё-таки приключилась целая куча неприятностей: один мальчик сломал/вывихнул ногу, второй чуть не заблудился в лесу, а третий сначала чуть не сгорел, а потом чуть не утонул. Нет, не щадит Крапивин своих героев, а заодно и читателей.

Но столько в этих поступках поучительных моментов, когда читателю-ребенку самому предоставляется возможность решить, что было сделано не так, что можно было изменить, чтобы избежать трагедии, сколько стоит риск на самом деле, когда он необходим, а когда следует принять только четко обдуманное решение, тем более в случае, если счёт идёт уже на минуты, на секунды.

В общем, я от книги осталась в полном восторге. Такие книги нужны в каждом доме, и хотя бы с одним произведением автора нужно ознакомиться каждому читателю. И если у вас есть возможность прочесть только одну книгу Крапивина, пусть это будет «Та сторона, где ветер».

Краткое содержание Крапивин Та сторона, где ветер за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000799764-ta-storona-gde-veter-vladislav-krapivin

Владислав Крапивин «Та сторона, где ветер»

Краткое содержание Крапивин Та сторона, где ветер за 2 минуты пересказ сюжета

«Август — месяц ветров. Широкой полосой движутся они с северо-запада, и над городом начинают шуметь старые тополя. Хлопают незапертые калитки, во дворах летит с веревок мокрое белье.

А на реке над трубами буксиров рвется в клочья черный дым и полощут на мачтах флаги. В синеве, чисто вымытой ветрами, бегут маленькие желтые облака.

А под облаками, вздрагивая в потоках воздуха, стоят разноцветные квадратики воздушных змеев».

Август — главный и самый важный месяц в жизни мальчишек, потому что ветра делают их хозяевами неба, всего пространства от нагретых солнцем железных крыш и до бесконечно голубой густой синевы.

Здесь у каждого «конверта» есть свое имя и свой позывной, здесь все стремительно бросаются на помощь, если один из конвертов упал.

И здесь не любят конвертов-чужаков, не отвечающих на позывные, таких как недавно появившийся большой белый змей, поднявшийся в потоке выше всех остальных.

«Леонардо», «Шмель», «Кондор», «Желтый щит», «Василек», «Битанго», «Восток-203», «Гагаринец»… Такие же разные и не похожие друг на друга, как и их хозяева. Их очень много, мальчишек, объединенных мечтами и надеждами, про всех и не рассказать.

  • Шурик — отличник, самый начитанный и образованный из компании;
  • Генка — самый решительный и «трезвый». Но готовый ради друга не только просидеть лучшую половину августа за ненавистным учебником английского, но и рисковать собственной жизнью;
  • Восьмилетний Илька — гонец, самый младший из ребят, любящий «лететь по улицам быстрее всех, и так, чтобы ветер навстречу!» и мечтающий о своем собственном змее;
  • Яшка Воробей — самый противоречивый из ребят, замкнутый и задиристый, при этом пишущий стихи и мечтающей о синей марке с пятнистым леопардом; умеющий дружить не хуже остальных и готовый каждому придти на помощь, невзирая на опасность;
  • И Владик — хозяин того самого белого конверта-чужака, внешне кажущийся худеньким, хрупким и тонким, но с таким сильным, твердым и упорным характером.

«- Ты что, взбесился? — с тихой яростью сказал Генка. — Не видишь, да? Не видишь, что я… держу!

Мальчишка выпрямился и прижал порванного змея к груди. На секунду лицо его сделалось растерянным. Он вскинул глаза и взглянул куда-то сквозь Генку. Но тут же снова стал спокоен. Опустил голову, отбросил змея. Сказал тихо и жестко:

— Не вижу. Ну и что?»

По-прежнему дуют ветра, проносятся облака, и взмывают ввысь «конверты». Постороннему может показаться, что ничего не изменилось. Но это не так, и каждый мальчишка знает: белый «Фрегат» и черный «Кондор» теперь всегда рядом, вместе.

«Генка и Владик стоят у флюгера, на самом гребне. Спина к спине, затылок к затылку. Вот так, прислонившись друг к другу, удобнее стоять на скользком шифере, прочнее.

Владик пониже ростом, и его отросшие волосы щекочут Генкину шею. Еще Генка чувствует, как ходят под майкой острые Владькины лопатки. Владик медленно «качает» нитку, пробует, как держится змей. Нитка тянется от зажатой в кулаке катушки через Владькино плечо, мимо Генкиной щеки к белому «Фрегату».

«Фрегат» — Владькин змей. Выпуклый, как парус, большой. Правда, сейчас он стоит высоко и не кажется большим. Генка тоже держит нитку. Он поднял «Кондора».

Это вопреки всем правилам. Нельзя запускать с одной крыши два змея: порывом ветра их может запутать и тогда погибнут оба. Но Генке и Владику хочется быть вместе. Стоять здесь вдвоем, чувствовать живое дрожание нитей, тугую силу ветра, солнечное тепло и понимать друг друга с полуслова».

«Крыши — взлетные площадки. С них поднимаются к желтым облакам пестрые гудящие «конверты». А еще выше, туда, где синева прошита белыми нитками реактивных лайнеров, улетают мысли, мечты о такой высоте, когда облака остаются внизу и кажутся комочками ваты, лежащими на зеленых лоскутках лесов и степей. И еще выше. Здесь, на этих крышах, начинаются звездные дороги».

Насколько входновила и окрылила меня первая часть повести, настолько же больно ударило начало второй. Покачнулся и развалился созданный в моем воображении и казавшийся уже знакомым мир Крапивинских мальчишек. Мир свободы и мечты, полный приключений и опасностей, не лишенный бед и проблем, но всегда надежно защищенный самим детством. И вдруг… Так просто и так страшно…

Но время течет. Снова придут ветра и принесут с тобой новые радости и новые печали. Вернется Владик, появится большое общее дело — фрегат «Африка», и ребята еще не раз докажут друг другу свою преданность, а Илька совершит свой первый отчаянный и мужественный поступок.

И только ярко красные буквы на серых камнях обрыва останутся неизменными… И память…

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3145883

По колено в траве крапивин краткое содержание

Владислав Крапивин. Собрание сочинений в серии «Отцы основатели: Русское пространство» (Эксмо)

Краткое содержание Крапивин Та сторона, где ветер за 2 минуты пересказ сюжета

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей

Читайте также:  Краткое содержание легенда о робин гуде за 2 минуты пересказ сюжета

Читать далее »

(Краткое содержание томов)

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Летчик для особых поручений

  • Баркентина с  именем звезды (повесть)
  • Летчик для особых поручений (повесть)
  • Ковёр-самолет (повесть)
  • Дети синего фламинго (повесть)
  • Возвращение клипера «Кречет» (повесть)
  • Дырчатая луна

  • Самолёт по имени Серёжка (повесть)
  • Лето кончится не скоро (повесть)
  • Взрыв Генерального штаба (повесть)
  • Лужайки, где пляшут скворечники

    1. Полосатый жираф Алик (повесть)
  • Лужайки, где пляшут скворечники (роман)
  • Бабушкин внук и его братья (роман)
  • Портфель капитана Румба

    1. Портфель капитана Румба (роман)
  • «Я больше не буду» или Пистолет капитана Сундуккера (повесть-сказка)
  • «Чоки-чок» или Рыцарь Прозрачного Кота (повесть-сказка)
  • Голубятня на желтой поляне

    1. Я иду встречать брата (повесть)
  • Голубятня на желтой поляне (роман-трилогия)
  • Серебристое дерево с поющим котом (повесть)
  • В ночь большого прилива

    1. В ночь большого прилива (повесть)
  • Выстрел с монитора (повесть)
  • Гуси-гуси, га-га-га… (повесть)
  • Застава на Якорном поле (повесть)
  • Сказки о рыбаках и рыбках

  • Белый шарик Матроса Вильсона (повесть)
  • Сказки о рыбаках и рыбках (повесть)
  • Синий треугольник

  • Кораблики, или Помоги мне в пути… (роман)
  • Синий треугольник (повесть)
  • Мальчик со шпагой

    1. Мальчик со шпагой (роман)
  • Бронзовый мальчик (роман)
  • Давно закончилась осада…

    1. Давно закончилась осада… (роман)
  • Трое с площади Карронад (повесть)
  • Рассекающий пенные гребни (повесть)
  • Звезды под дождем

    1. Звёзды под дождём (повесть)
  • Валькины друзья и паруса (повесть)
  • Колыбельная для  брата (повесть)
  • Журавлёнок и молнии (роман)
  • Мушкетер и фея

    1. Бегство рогатых викингов (повесть)
  • След крокодила (повесть)
  • Мушкетер и Фея (повесть)
  • Шлем витязя (повесть)
  • Тайна пирамид (повесть)
  • Сказки Севки Глущенко (повесть)
  • Стеклянные тайны Симки Зуйка (роман)
  • Оранжевый портрет с крапинками

    1. Тополиная рубашка (повесть)
  • Оранжевый портрет с крапинками (повесть)
  • Яхта «Кречет», или Снова о капитане Румбе (кинороман)
  • Стража Лопухастых островов

    1. Мальчик девочку искал… (повесть)
  • Колесо Перепелкина (повесть)
  • Стража Лопухастых островов (роман)
  • Рыжее знамя упрямства

    1. Рыжее знамя упрямства (роман)
  • Семь футов брамсельного ветра (роман)
  • Острова и капитаны

    1. Острова и капитаны (роман-эпопея)

    Топот шахматных лошадок

    1. Прохождение Венеры по диску солнца (роман)
  • Топот шахматных лошадок (роман)
  • Нарисованные герои (лоскутная повесть)
  • Тень Каравеллы

    1. Та сторона, где ветер (повесть)
  • Оруженосец Кашка (повесть)
  • Тень каравеллы (повесть)
  • Болтик (повесть)
  • Синий город на Садовой

    1. Синий город на Садовой (повесть)
  • Тридцать три — нос утри… (повесть)
  • Дело о ртутной бомбе (повесть)
  • Золотое колечко на границе тьмы

    1. Сентябрьское утро (рассказ)
  • Алька (рассказ)
  • Бастионы и форты (рассказ)
  • Стрела от детского арбалета (рассказ)
  • Остров Привидения (рассказ)
  • Путешествие по старым тетрадям (рассказ)
  • Далеко-далеко от моря (рассказ)
  • Вечерние игры (рассказ)
  • Мокрые цветы (рассказ)
  • Сандалик, или Путь к Девятому бастиону (повесть)
  • Заяц Митька (повесть)
  • «Пошёл, все наверх!» или Жертва эрудиции (повесть)
  • Клад на Смоленской улице (повесть)
  • Мой друг Форик, или Опаляющая страсть киноискусства (повесть)
  • Босиком по Африке (повесть)
  • Битанго (повесть)
  • Золотое колечко на границе тьмы (повесть)
  • Под созвездием Ориона

    1. Однажды играли… (фрагменты «Дневника с долгими воспоминаниями»)
  • След ребячьих сандалий (повесть)
  • Ржавчина от старых якорей (повесть)
  • Непроливашка (повесть)
  • Пять скачков до горизонта (повесть),
  • Трое в «копейке», не считая зайца Митьки (путевые заметки)
  • Синий краб

    1. Камень с морского берега (рассказ)
  • Похищение агента (рассказ)
  • Четыреста шагов (рассказ)
  • Бабочка (рассказ)
  • Победитель (рассказ)
  • Экспедиция движется дальше (рассказ)
  • Зеленая монета (рассказ)
  • «Овод» (рассказ)
  • Светлый день (рассказ)
  • Восьмая звезда (рассказ)
  • Прачка (рассказ)
  • Табакерка из бухты Порт-Джексон (рассказ)
  • Письмо Северной королевы (рассказ)
  • Надпись на брандмауэре (рассказ)
  • Снежная обсерватория (рассказ)
  • Там, где прячется Ориноко (рассказ)
  • Медленный вальс (рассказ)
  • Галинка (рассказ)
  • Имени погибших… (рассказ)
  • Похлебка с укропом (рассказ)
  • Рик — лайка с Ямала (рассказ)
  • Минное заграждение (рассказ)
  • Костёр (рассказ)
  • Планшет (рассказ)
  • Рейс «Ориона» (рассказ)
  • Осколок моря (рассказ)
  • Настоящее (рассказ)
  • Вспомните «Эдельвейс» (рассказ)
  • Рукавицы (рассказ)
  • Трое с барабаном (рассказ)
  • Самый младший (рассказ)
  • Толька (рассказ)
  • Риск (рассказ)
  • Крепость в переулке (рассказ)
  • Генка и первый «А» (рассказ)
  • Почему такое имя? (повесть)
  • Капитаны не смотрят назад (рассказ)
  • Львы приходят на дорогу (рассказ)
  • Такая была планета (рассказ)
  • Путешественники не плачут (рассказ)
  • Гвозди (рассказ)
  • Победители (рассказ)
  • Сигнал горниста (рассказ)
  • Красный кливер (рассказ)
  • Штурман Коноплёв (рассказ)
  • Воробьиная ночь (рассказ)
  • Альфа Большой медведицы (рассказ)
  • Первый шаг (рассказ)
  • Брат, которому семь (повесть)
  • Белый щенок ищет хозяина (повесть)
  • Палочки для Васькиного барабана (повесть)
  • Лерка (повесть)
  • Синий краб (собрание стихов)
  • Алые перья стрел

    1. Алые  перья стрел (повесть)
  • Каникулы Вершинина-младшего (повесть)
  • Шесть лет спустя (повесть)
  • Сценарии и пьесы
    • Три мушкетера (сценарий)
    • Белоснежка и семь гномов (киносценарий)
    • Жили-были барабанщики… (сценарий)
    • Пробки от графина, или Новые приключения мушкетеров (пьеса)
    • Манекен Васька (киноповесть)
    • В ночь большого прилива (пьеса)
    • Дети синего фламинго (пьеса)
    • Еще одна сказка о Золушке (пьеса)
    • Летчик для особых поручений (сценарий)
  • Очерки
    1. Солнце над морем (эссе)
    2. Beтep (эссе)
    3. Мальчик со шпагой (эссе)
    4. Одиннадцатилетний полководец (эссе)
    5. Из кубинского дневника (эссе)
    6. След каравеллы (эссе)
    7. Паруса (эссе)
    8. Командорская каюта (эссе)
    9. Фрегат «Звенящий»
    1. Фрегат «Звенящий» (роман)
  • Кратокрафан
  • Струна и люстра

  • Струна и люстра. Мысли и заметки о ребячьих отрядах (статья)
  • Крапивинский календарь (статья)
  • Белые башни города (эссе)
  • Дагги-Тиц

    1. Трофейная банка, разбитая на дуэли (роман)
  • Дагги-Тиц (повесть)
  • Стальной волосок

  • Гваделорка (роман)
  • Бабочка на штанге

    1. Бабочка на штанге (повесть)
  • Прыгалка (повесть)
  • Источник: http://fantlab.ru/article643

    НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

    Для лечения суставов наши читатели успешно используют Сусталайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
    Подробнее здесь…

    Источник: https://diagnostika1.ru/narodnye-sredstva/po-koleno-v-trave-krapivin-kratkoe-soderzhanie/

    Владислав Крапивин — Та сторона, где ветер

    Крапивин Владислав

    Та сторона, где ветер

    • Владислав Крапивин
    • ТА СТОРОНА, ГДЕ ВЕТЕР
    • Телевизионная пьесса в двух частях
    • по одноименной повести Владислава Крапивина
    • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • Действующие лица:
    • Владик — мальчик одинадцати лет.
    • Генка Звягин — двенадцати лет.
    • Илька — восьми лет.
    • Яшка Воробьёв — десяти лет,
    • Шурик Черемховский — двенадцати лет,
    • Антон Калинов — десяти лет — компания «змеевиков».
    • Серёга Ковалёв,
    • Витька Ковалёв — «голубятники»
    • Иван Сергеевич — отец Владика.
    • Мать Генки.
    • Отец Генки.
    • Бабушка Генки.
    • Тамара Васильевна — мать Ильки.
    • Мать Яшки Ворбьёва.
    • Дядя Володя — знакомый Тамары Васильевны.
    • Вера Генриховна — учительница английского языка.
    • В эпизодах:
    • Генка Звягин в возрасте четырёх лет;
    • ребята занимающиеся с Верой Генриховной;
    • мальчишки из компаний «змеевиков» и «голубятников»;
    • рабочие в школьном коридоре;
    • хозяйка огорода.

    Лето. В школьном коридоре вдоль стен стоят друг на дружке вытащенные парты. Маляры красят дверь. Двое рабочих волокут по коридору забрызганный известкой шкаф, из которого выглядывает пожилой, видавший виды скелет — житель кабинета биологии. Ремонт…

    В одной из классных комнат — тоже со следами известки на полу и стёклах — четыре парты. За партами маются несколько пятикласников. Это неудачники, схлопотавшие переэкзаменовку по английскому языку.

    Пожилая сухопарная «англичанка» Вера Генриховна раздельно диктует:

    ВЕРА ГЕНРИХОВНА: Ай гоу ту зэ ярд… Пишем: ай гоу… Звягин! Ты опять смотришь в окно! Ты смотрел туда весь учебный год, по крайней мере, на уроках английского языка. Потрудись заниматся хотябы сейчас. Пора понять, что до решающей контрольной осталось всего две недели.

    Генка, лохматый скуластый парнишка, досадливо повернулся к доске и сделал вид, что слушает. Вера Генриховна, отвернувшись, начинает писать мелом.

    ВЕРА ГЕНРИХОВНА: Все пишем без ошибок и запоминаем: Ай гоу ту зэ ярд… Ай…

    Она неожиданно поворачивается. Генка не пишет. Он опять смотрит в окно. По его лицу видно, что всеми помыслами он там, на солнечной летней улице.

    Вера Генриховна раздосадована. Её можно понять: ради чего она бьётся с оболтусами вроде Звягина?

    ВЕРА ГЕНРИХОВНА: Звягин! В конце концов, если тебе всё равно, перейдёшь ли ты в шестой класс, можешь отправлятся на улицу! Ступай!

    Генка пожимает плечами и для приличия человека, к которому придираются зря. Берёт с парты учебник и тетрадь и степенной походкой покидает клас. Но в коридоре его сдержанность лопается, он подлетает к окну. А за окном

    АВГУСТ — МЕСЯЦ ВЕТРОВ.

    Жёлтые кучевые облака стоят над городом, над рекой. Солнцем залиты крыши. На крышах мальчишки. В небе, под облаками парят пёстрые прямоугольники воздушных змеев.

    Маленький Илька промчался по улице, остановился перед тенью змея, упавшей на тротуар. Весело и прищуренно глянул вверх.

    ИЛЬКА: «Жёлтый щит»… «Леонардо»… «Битанго»… «Стрелец»…

    Он помахал змеям, как своим друзьям, и помчался дальше.

    … Вдоль палисадников, по заросшей лопухами окраинной улице компания мальчишек тащит странное сооружение на колёсах от детского велосипеда. Ребята веселы ивозбуждены, словно после победного боя. Среди них Антон Калинов и Яшка Воробьёв по прозвищу Ворбей — тонкошеий и тонконогий веснущатый пацанёнок лет десяти.

    МАЛЬЧИШКИ(наперебой): Теперь пускай стреляют!.. Ха, из рогаток!.. А как увели! Никто и не моргнул… Теперь поищут!..

    ЯШКА (с гордостью): А говорили «не получится»! Я везде пролезу.

    Неожиданно компания остановилась: навстречу шагал признаный афторитет и командир — Генка Звягин.

    ГЕНКА (стараясь за сдержаностью скрыть досаду, что такое дело провернули без него): Вот это да… Когда успели?

    ЯШКА: Только что. Они все у Серёги Ковлёва на голубятне собрались, а катапульта у забора осталась! Мы верёвку накинули и р-раз!..

    ГЕНКА: Никто не видел?

    ЯШКА: Ха! Ты что! Мы это дело за одну секунду!

    ГЕНКА (с прорвавшимся удовольствием): Ну, будут теперь голубятники лапу сосать! Фиг им дострелятся до наших «конвертов»!

    И все глянули в небо, где дрожали в потоках воздуха змеи: прямоугольники, косо перечёркнутые дранками — конверты.

    ЯШКА: Мы её пока у меня за сараем спрячем. Можно? Мамка туда не заглядывает.

    ГЕНКА: Давай… Вобще-то испытать эту штуку надо. Стрельнуть куда-нибудь.

    АНТОН КАЛИНОВ: Ильку уже за Шуриком Черемховским послали. Шурка в технике разбирается. Придёт — стрельнем.

    Генку всегда раздражал непререкаемый авторитет Шурика в вопросах науки и техники.

    ГЕНКА: Сами что ли, не разберёмся? Из детского сада, что ли? Айда!

    Они вкатили катапульту в Яшкин двор.

    ЯШКА (опасливо косясь на окна): Мамка может увидать…

    ГЕНКА: Что ты всё вздрагиваешь! Попробуем разик и запрячем. Никто не заметит.

    Все обступили катапульту. Сложная система требовала, что бы в ней разобрались. Антон Калинов взялся за рычаг с примотаной поварёшкой.

    АНТОН: Эту штуку отвести и зацепить. Я видел, как они делали… А колесо закручивается. Изо всех сил.

    Генка перехватил у него рычаг.

    ГЕНКА: Взялись! Воробей, крути колесо… Да сильней крути, не лопнешь… А снаряд где?

    АНТОН: Вот, кирпич можно…

    ЯШКА: Ага! А если он кому-нибуть по башке сбрякает?

    ГЕНКА: Кому он сбрякает? Он же вверх полетит.

    ЯШКА: А потом-то вниз!

    ГЕНКА: Ну и что? Сразу уж по башке! Метеоритов вон сколько на землю падает, а ещё ничью голову не стукнуло… Ну-ка, приготовились.

    Он взял спусковой шнур. Все отошли в сторону. Посреди солнечного двора грозно темнела катапульта, затаив в себе тугую силу сжатых диванных пружин и скрученных верёвочных жгутов.

    Генка махнул рукой, что бы отошли ещё подальше. Прищурился и рванул верёвку. Катапульта с лязгом подпрыгнула. Но плохо, когда нет спецеалистов: кирпич пошёл не вверх, а просвистел через двор и грянул в старый курятник, где хранились пустые стеклянные банки.

    Звон, грохот, летящие осколки. Летящие со всех ног ребята — кто к калитке, кто к забору. Все знают, что с воробеихой — Яшкиной матерью — шутки плохи.

    Только Яшка не побежал, заметался у катапульты: надо прятать. Остался и Генка. Они вдвоём ухватили орудие и сразмаха закатили за сарай. Яшка поспешно прикрыл катапульту листом фанеры. Потом они вместе кинулись к забору.

    Генка успел перемахнуть. А неудачливого Яшку подоспевшая Воробеиха ухватила за штаны, и он брякнулся назад в траву. Из-за забора Генка слышал шум перепалки.

    Читайте также:  Краткое содержание ремарк жизнь взаймы за 2 минуты пересказ сюжета

    ЯШКИНА МАТЬ: Ах ты бандит! Дружки — шпана, и сам такой же сделался! Ну подожди, ты у меня сейчас попробуешь лекарства!..

    ЯШКА (плаксиво и привычно): Ну чего! Чего дерёшся! Ой, не буду! Ну чего ты!..

    Приникнув к щели, Генка увидел, как Воробеиха тащит сына в дом, награждая тумаками.

    Он огорчённо качнул головой, потёр лохматый затылок. Уколола совесть: сам спасся, а всегда страдающего Воробья не смог избавить от неприятности.

    Но, в конце концов, кто виноват? Прыгал бы как следует. Да и не убьёт Воробеиха собственного сына. Она крикливая, но отходчивая…

    Генка встряхнулся, сунул кулаки в карманы, поправил за ремешком учебник и тетрадь. И зашагал к дому.

    Генкин отец в сенях дома зашнуровывал стоящий на табуретке рюкзак и хмуро поглядывал на дверь. Генкина мать помогала ему.

    Отец затянул узел, привычным движением кинул рюкзак за спину. Бросил на локоть плащ.

    ОТЕЦ: Ладно… Пора.

    МАТЬ: Минут пять ещё подождал бы… Может, сейчас придёт.

    ОТЕЦ: «Минут пять». А самолёт меня будет ждать? Откуда ты взяла, что он сейчас придёт? Каждый день до ночи по улицам свищет, двоечник…

    Он решительно направился к двери. Генкина мать, вздохнув, пошла вместе с ним. Дверь на крыльце распахнулась, прикрыв от родителей Генку — он стоял, прижавшись к косяку и слушал разговор.

    ОТЕЦ: В общем так и передай: не перейдёт в шестой — шкуру спущу.

    Он сошёл с крыльца и зашагал к калитке. Мать, вздыхая, пошла провожать.

    Когда калитка закрылась, Генка юркнул в дом.

    В комнате он хмуро пнул табуретку, выдернул шнур приёмника, из которого доносилась дребезжащая музыка. Сел у подоконника и сердито задумался.

    Из кухни заглянула в открытую дверь бабушка, сокрушенно покачала головой и пошла мыть посуду. Загремела кастрюлями и сковородками.

    Этот звон раздражал Генку. Он повернулся к двери.

    ГЕНКА (громко, что бы слышно было в кухне): Чем каждой тарелкой греметь, взяла бы все сразу да об пол!

    БАБУШКА: Уехал отец-то, оставил ирода на погибель нашу. Не будет сладу.

    ГЕНКА (с мрачным уровольствием): Не будет.

    БАБУШКА: Мать-то все глаза проплакала из-за тебя, неуча окоянного. Ни зимой, ни летом учится не хочет, лодырь бессовестный.

    ГЕНКА: Не хочет… А если не может?!

    БАБУШКА: А чего ты можешь? Только обед спрашивать, да по крышам шастать. А что бы язык этот английский учить, толку нету.

    Источник: https://mybrary.ru/books/detskaya-literatura/children/203083-vladislav-krapivin-ta-storona-gde-veter.html

    Читать

    Владислав Крапивин

    Та сторона, где ветер

    С первым ветром проснётся компас.

    А.C. Грин.

    Часть первая

    АВГУСТ

    ***

    Ночью грянул норд-вест. Он ударил так, что несколько шиферных плиток сорвались с крыши и застучали о деревянное крыльцо. Застонали расшатанные ворота.

    Потом, когда первая волна ветра ушла и он сделался ровнее, Владик услышал гудение проводов.

    Они дрожали в потоках воздуха, как басовые струны, и низкий звук их проникал сквозь шум ближних деревьев и беспорядочное, как перестрелка, хлопанье калиток.

    Владику захотелось подняться на чердак и проверить стрелку флюгера. Но он побоялся разбудить отца. Ведь отец обязательно проснется от осторожных Владькиных шагов. Нет, пусть уж спит, он и так лег совсем недавно. Владик еще слышал неостывший запах обуглившейся газеты, которой отец прикрывал лампу, когда сидел над чертежами.

    Владик нащупал упавшее на пол одеяло, натянул его до подбородка и стал медленно засыпать под шум тополей и гудение проводов. «Циклон с северо-запада», – подумал он сквозь дремоту. Сейчас он уже и без флюгера знал, с какой стороны пришел ветер.

    Темнота, словно стены черной палатки, вздрагивала под ветром. И вот наконец он пробил ее, рассыпав редкие оранжевые искры. Они выросли, превратились в яркие шары с пушистыми лучами и заплясали вокруг Владика, разрывая темноту на клочья. Так всегда начинался самый хороший сон.

    Но сейчас в него вмешалось что-то чужое и недоброе.

    Откуда-то из глубины донеслись шаркающие шаги тетки. «Приехала уже! – недовольно подумал Владик. – И когда успела?» Медленно и скрипуче тетка заговорила издалека:

    – Продырявил крышу-то. Навтыкал всяких палок. Все не как у людей! У других-то уж, если не дал господь…

    – Чего не дал? – поднимаясь, тихо спросил Владик и почувствовал, как от обиды и злости холодеет лицо.

    • Тетка замахала руками и стала быстро уменьшаться, словно таять.
    • – «Господь»… – сквозь зубы сказал Владик.
    • Но маленькие оранжевые солнца снова закружились перед ним, сливаясь в яркие полосы, и темнота рассеялась совсем. Владику снилось, что кругом уже день и, как зеленые костры, полыхают на ветру деревья…

    Глава первая

    О том, что Генка три дня подряд не ходил на занятия по английскому языку, отец узнал случайно, перед самым отъездом. Сгоряча он закатил сыну такую затрещину, что у того даже зачесалось в носу. Генка отскочил в угол, прижался спиной к стене и приготовился крикнуть, что пусть хоть убьют, а толку все равно не будет, потому что…

    Но отец слушать не стал. Рванул с вешалки дождевик, вскинул на плечо рюкзак и шагнул за дверь, сказав на прощанье:

    – Не перейдешь в шестой – шкуру спущу!

    Мать посмотрела на Генку долгим взглядом, вздохнула и пошла провожать отца. Хлопнула дверь.

    Генка стер со щеки слезу, пнул табуретку и, сев на подоконник, стал грызть ногти в злом раздумье.

    За «шкуру» он не боялся. Отец вернется только в октябре, а тогда уже будет поздно шуметь, если Генка и останется на второй год. А в том, что он останется, Генка был уверен.

    К этой мысли он привык, и мучило его другое: надо было каждое утро таскаться в школу, где худая и раздражительная «англичанка» Вера Генриховна пыталась вдолбить в голову Генке и еще нескольким неудачникам то, что они не смогли выучить за весь учебный год.

    Генка передернул плечами. Он вспомнил гулкие ступени пустых школьных лестниц, перевернутые парты у стен, тяжелые шаги маляров, таскавших стремянки по забрызганным известковыми звездами коридорам, и пыльные окна класса.

    Класс казался теперь очень большим, потому что в нем осталось только четыре парты, остальные вынесли ремонтировать.

    Генка сидел там на крайней парте, у стены, и тоскливо слушал, как Вера Генриховна с расстановкой произносит:

    – Пора понять: до решающей контрольной осталось не больше трех недель.

    Для большей убедительности она слегка нажимала на «р»: порра… ррешающей контррольной… тррех… Потом она поворачивалась к треснувшей порыжевшей доске и брала мел. Из-под мела сыпался белый порошок. На доске появлялись английские слова. Те слова, которые читались вовсе не так, как были написаны, и которые нельзя выговорить, не вывихнув язык.

    Генка разглядывал седоватый узел волос на затылке «англичанки», уныло грыз ручку, и постепенно в него заползала тоска и безнадежность.

    Так проходили два часа. Они все-таки кончались, несмотря на свою бесконечность, и Генка выходил на улицу, где в тополях и кленах посвистывал ветер августа. И в листьях плясало солнце. Но день был испорчен, потому что до вечера сидело в Генке это чувство безнадежности, едкое, как запах сырой известки в пустых коридорах…

    А ветер шумел и сейчас, качал в палисаднике ветки сирени. Но Генка не радовался ветру. Он сидел и злился на весь белый свет. Злость бывает разная. Иногда рассердишься, и будто сил прибавится, а иногда наоборот: приходит злость беспомощная, такая, что даже кулаки сжать как следует не хватает силенок.

    Только сидишь и смотришь на все кругом из-под насупленных бровей. И хорошо еще, если есть что насупить. А если вместо бровей – чуть заметные полоски редких рыжеватых волосков? Генка с отвращением глянул в зеркало на дверце облезлого гардероба. Но лица не увидел.

    В отраженном солнечном окне рисовался только темный Генкин силуэт – зябко сведенные плечи, круглые, чуть оттопыренные уши, торчащие вверх сосульки волос.

    Впрочем, Генка и без зеркала отлично помнил свое лицо – скуластое, толстогубое, с широко посаженными глазами, со вздернутым носом и пояском желтых веснушек, протянувшимся через переносицу. «Самый подходящий портрет для второгодника», – подумал он даже со злорадством.

    Его злило все: шуршание ветра, хлопанье форточки, дребезжащая музыка приемника. Генка прыгнул на пол. Со звоном закрыл форточку. Рванул штепсель. С кухни доносилось звяканье тарелок и погромыхиванье кастрюль: бабушка мыла посуду. Генка приоткрыл дверь и просунул голову:

    – Чем каждой тарелкой греметь, взяла бы лучше всё сразу да об пол!..

    – Уехал отец-то, – печально сказала бабушка. – Оставил ирода на погибель нашу. Не будет сладу.

    – Не будет, – мрачно согласился Генка.

    Вернулся в комнату и снова залез на подоконник. Прямо в ботинках на чисто вымытый подоконник.

    Опять заюлила беспокойная мысль: «Что делать, что делать?» Нет, ну в самом деле, что же делать? Вот были бы такие таблетки, чтобы принять их и сразу уснуть на три недели! Лишь бы не ходить в пустой, пахнущий известкой класс, не слышать унылое поскрипыванье мела. Спать и ничего не чувствовать. Даже не жалко августа и ветров. Лишь бы кончилось все скорее! Ну и пусть он будет второгодник. Второгодники разве не люди?

    Мать, когда узнает, схватит, конечно, Генку за воротник, закричит и начнет колотить его сухим кулачком по спине. Это не страшно. Хуже, если она не станет колотить, а просто опустит руки и заплачет.

    Слезы у нее крупные и медленные. Они стекают по тонким морщинкам на щеках, падают с худого подбородка и застревают в зеленых ворсинках потертой шерстяной кофточки.

    Генка не может смотреть на это… А бабушка обязательно будет стоять рядом и тихо говорить:

    «Ведь учил отец-то его, нехристь окаянную: старайся ты, будь человеком. Не хочет, лодырь бессовестный!»

    Не хочет! Да он просто не может. Ну нет способностей. Вот на музыканта, например, ни одного человека не станут учить, если нет у него совсем таланта. А если нет никакого таланта, чтобы учить английский язык?

    «Будь человеком». А разве обязательно знать английский, чтобы стать человеком? «Будь»! А почему «будь»? А сейчас он разве не человек?..

    Вдруг знакомый звук перебил невеселые Генкины мысли. Словно неподалеку сыпали на сухие доски горох. Но, конечно, никакого гороха не было. Это мчался куда-то восьмилетний малыш Илька – щелкали по асфальту его сандалии.

    Источник: https://www.litmir.me/br/?b=33580&p=1

    Владислав Крапивин «Та сторона, где ветер»

    Не важно, сколько человеку лет и где он живет — если он живет по законам неба, — он научит летать своего воздушного змея и взлетит сам. И по особым знакам всегда найдет своих — тех, кто знает, что такое настоящие чудеса. Найдет, даже если не может их увидеть. Ведь для этого нужно просто жить лицом к ветру…

    Первая публикация в журнале «Пионер», 1965, N1-2, под названием «Август, месяц ветров». Две публикации в авторских сборниках «Звезды под дождем» (1965 и 1968 г.).

    В последующих изданиях всегда публиковалась вместе со второй частью «Люди с фрегата «Африка» под общим названием «Та сторона, где ветер».

    Входит в:

     Издания: ВСЕ (13) 1965 г. 1968 г. 1975 г. 1985 г. 1986 г. 1994 г. 2001 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2015 г. 2009 г.
    Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

    kkk72, 18 июня 2009 г.

    • Тот век рассыпался как мел,
    • Который словом жить умел,
    • Что начиналось с буквы Л,
    • Заканчиваясь мягким знаком.
    • Ю. Визбор

    Это было в те незапамятные времена, когда голубятники воевали со змеевиками. Да неужели и впрямь такое когда-то было? Во дворах стояли голубятни, высоко в небе реяли змеи, по улицам носились стайки мальчишек и гоняли в футбол до темноты…

    Читайте также:  Краткое содержание успенский вниз по волшебной реке за 2 минуты пересказ сюжета

    Другая эпоха, другая страна. А кажется — просто другая планета. Даже не верится, что прошло всего сорок лет — настолько изменилась жизнь за это время.

    Обычный мальчишка, одногодок героев повести, больше расскажет про Египет эпохи фараонов, чем про страну, в которой росли его родители и деды.

    Вы скажете, в этой повести нет фантастики? Даже для меня, чье детство и юность прошли в Советском Союзе, в этой повести больше незнакомого, диковинного, странного, чем в каком-нибудь романе про эльфов или рыцарей Круглого стола. И дело не только в давно ушедших реалиях, покоящихся на дне памяти, словно затонувшая Атлантида. Дело еще и в людях, тех, которые были когда-то, и которых сейчас почти не осталось.

    Об этой повести можно сказать много хорошего. Можно начать расхваливать замечательные образы мальчишек, с таким мастерством созданные автором. Можно похвалить изумительную точность автора в деталях, благодаря которой эта повесть кажется такой живой.

    Можно восхититься тонкостями отношений между родителями и детьми, между друзьми, когда автор скупыми мазками ухитряется показать нам столь многое, когда несколько слов передают обиду и радость, надежду и боль.

    А можно восхититься силе воли маленьких героев, каждый из которых преодолевает себя, свои обиды, страхи и несчастья.

    Да, эта повесть немного наивна, как было немного наивно то далекое время, когда жизнь была тяжелее, но проще и честней. Но при этом она не кажется устаревшей.

    А еще эта повесть пронизана ощущением беспокойства, хрупкости и ненадежности человеческого счастья, когда одна ошибка, один неосторожный шаг могут привести к страшным последствиям.

    Перед нами не просто замечательная история становления мальчишеских характеров, история настоящей дружбы больших и маленьких мужчин.

    Эта повесть — укор всем нам, за повседневными делами и хлопотами забывшим о самом важном. Мы научились пережидать ветер, умело прятаться от него за прочными стенами, использовать в своих целях.

    Но как же редко мы можем позволить себе роскошь встретить этот ветер лицом к лицу!

    alex2, 26 октября 2007 г.

    Трудно сейчас писать отзыв о книге, прочитанной давным давно. Большинству взрослых людей, возможно, такие книги будут уже неинтересны. И мне тоже нелегко. Но знаете,я вспомнил… Да-да, я вспомнил состояние души, в которое погрузила меня эта книга! Я сидел и глотал страницу за страницей, а за окном был тёплый летний день.

    А я не мог оторваться от строчек, и в тот день друзья по уличным играм так меня и не дождались. Потому что у меня появились новые друзья — герои книги. За печатным листом я увидел живых людей, своих сверстников. Мечтал, путешествовал, запускал змея вместе с ними. Надеялся, что Яшка всё же не погиб, что Владик будет видеть.

    Да,так и было.

    Эта книга, конечно, для детей, и в то же время без сюсюканья и сказочности. О том, что в жизни всё совсем не так хорошо и просто, как кажется в детстве. А ведь это очень важно понять.

    Пусть для такой цели служат произведения замечательного автора Владислава Крапивина. Лучше бы детвора вместо нескончаемых гарипотеров читала именно его книги.

    Не хотелось бы думать,что в даном случае слова «у каждого времени свои герои» верны.

    Zvonkov, 27 февраля 2009 г.

    Первая книга Крапивина, 5 класс. В то время я не читал, я глотал книги. Я жил в них. И никак не мог принять смерть Яшки… это было просто невозможно. За что? Также не мог принять смерть моей подруги — однокурсницы, скончавшейся внезапно утром, собираясь на дежурство. Это просто не могло быть. Я предпочтал думать, что она просто уехала к бабушке — надолго, и когда-нибудь вернется.

    В этой книге я впервые осознанно встретился со смертью героя — ребенка и Героя, человека совершившего героический поступок ценой своей жизни.

    За что до сих пор благодарен автору. Эта не фантастическая книжка о мальчишках. Они жили в мое время и сейчас живут, став уже взрослыми… но ощущение нитки в руке, и змей парящий выше всех — просто белый. Белый, потому что его создатель — слепой.

    AngelFai, 18 октября 2009 г.

    ну, что я могу сказать?

    это моя любимейшая книга!

    самая-самая-самая!!!!

    всех знакомых заставила прочитать её!!!

    Leo_Sheard, 20 апреля 2010 г.

    вот она, НАСТОЯЩАЯ литература для подростков.

    как тех, советских, так и современных.

    Подписаться на отзывы о произведении

    Источник: https://fantlab.ru/work28308

    Конспект урока внеклассного чтения. « Старайся ты, будь человеком!» (по повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»)

    • МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9»
    • Конспект урока внеклассного чтения.
    • « Старайся ты, будь человеком!»

    (по повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»)

    Составила: Л. В. Серебрякова,

    1. учитель русского языка и литературы,
    2. высшая категория
    3. 2018 год

    г.о. Луховицы

    Урок внеклассного чтения.

    Тема: « Старайся ты, будь человеком!» (по повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»)

    Цель урока: раскрыть содержание повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер».

    Задачи: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава Крапивина, познакомиться с его произведением.

    Развивающая: Развить умение и способность разбираться в прочитанном, в том, чему учит книга В. Крапивина.

    Воспитывающая: Понять современность и воспитательную роль его произведений в самосовершенствовании личности. На примере книги Крапивина стремиться воспитывать в себе честность, справедливость, желание всегда прийти на помощь, умение дружить.

    Оборудование:компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

    Домашнее задание к уроку: 1) прочитать повесть В. П. Крапивина  

                                                          «Та сторона, где ветер»

                                                          2) индивидуальные задания:

                                                          а) выступление о В. П. Крапивине.

    На доске план урока:

    1. Постановка цели урока. Определение темы урока.

    2. Биография Крапивина. (Выступления ребят).

    3. Беседа по книге «Та сторона, где ветер».

    4. Просмотр фрагмента фильма и обсуждение.

    5. Выразительное чтение эпизодов из книги

    6. Подведение итогов.

    Ход урока.

    I . Чтение и запись в тетради эпиграфа урока. Постановка проблемы урока.

    «Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь».

    • В. Крапивин
    • — Ребята, что такое эпиграф?
    • — Глядя на эпиграф, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

    II. Вступительное слово учителя.

       — На окраине Свердловска есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным свердловчанам. Каждый день здесь собираются начинающие моряки и фехтовальщики, журналисты и барабанщики. Они приходят в свой клуб с гордым названием «Каравелла».

    И хотя Свердловск находится далеко от моря, у клуба есть свои яхты, на которых ежегодно совершаются походы, есть свои лесные палаточные лагеря, живущие по строгим армейским законам. Но не это в первую очередь привлекает сюда ребят. «Каравелла» — это клуб товарищей, единомышленников, смелых и честных людей.

    Равнодушие и трусость — главные враги каравелльцев.

       Руководит этим клубом с 1961 года журналист, писатель и замечательный человек Владислав Петрович Крапивин

     III. Индивидуальное выступление ученика.

     Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году в Тюмени, в семье педагогов. В этом городе прошло его детство. «Жизнь еще была нелегкая,- вспоминает Крапивин.- Хлеб давали по карточкам, одежды не хватало, с дровами тоже случались перебои». А еще была тоска по отцу, который все не возвращался домой, стычки с дворовой шпаной, когда приходилось отчаянно бороться со страхом.

    Однако в жизни писателя было и другое: друзья, которые знали, что нельзя нападать сзади, бить лежачего, жадничать, хвастаться обновками и бросать человека в трудную минуту.

    Эти незыблемые правила мальчишечьей жизни Крапивин пронес через годы, и любая его книга об этом. И, конечно, в той неустроенной послевоенной жизни отвлечься от трудностей помогали книги и мечты о море и парусах.

    Читал Крапивин, как он вспоминает, напропалую, а когда ему было чуть больше семи, написал свою первую книжку «Остров привидения».

    Поступив на факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, Крапивин продолжает писать (в основном, рассказы о детях), и в 1962 году выходит его первая книга.

      IV. Слово учителя:

    Работая в отряде, В. П. Крапивин наблюдал за ребятами, за тем, как под влиянием работы клуба меняются их характеры, записывая, запоминая.

    «Когда вертишься среди ребят ежедневно, жизнь их знаешь не понаслышке. Я научился понимать, что ребячья жизнь ничуть не проще, не легче жизни взрослых.

    Порой она даже труднее, драматичнее, чем у их родителей и учителей. Потому что маленький по возрасту человек чувствует и переживает ничуть не меньше большого, а защищен от суровой жизни он гораздо слабее.

    Я мог делать выводы и обобщать. И в жизни, и в книгах». 

      VI. Знакомство с законами отряда «Каравелла».

    1.  Учитель: В программе «Каравеллы» названы законы, по которым живет отряд. Давайте их прочитаем
    2.    -Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их не встретил.
    3.     -Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой раньше меня.
    4.     -Смелость — это то, когда человек боится и всё- таки не сворачивает с дороги.
    5.    -Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребёнка.

    VI. Беседа по прочитанному.

       -Чему он учит в своих книгах? Каким качествам? Давайте попробуем в этом разобраться, обратившись к повести, которую вы прочитали.

    А начнём мы с эпиграфа к повести.(прочитаем эпиграф А. Грина)

    — Что такое компас? Запишите ваше определение в тетрадь.

    — А что такое ветер? Давайте тоже запишем определение в тетрадь.

    — А почему компас должен проснуться? (Обратите внимание, что Грин уверен в этом, он не сомневается)

    — Назовите главных героев повести.

    — Расскажите о Генке и Владике. Найдите портреты героев и прочитайте. (1 группа – о Генке, 2 группа – о Владике)

    — Скажите, Владик чем-то отличался от других? У него были и велосипед, и альбом с красками, и даже собственный чердак-корабль, а чего ему так не хватало?

    — Как зародилась их дружба?

    — Почему Генка впервые извинился? ( «Легче было ему выдержать сто разных несчастий, чем выдавить это слово»)

    — Почему хулиган и двоечник Генка считал себя слабее Владика? ( « Чем он мог помочь Владьке? Ничем. Ведь жалостью не поможешь. Нужно было дать ему хоть какую-нибудь надежду на выздоровление. И Генка дрался за эту надежду и понимал, что, пока не победит в этой драке, не сможет чувствовать себя перед Владькой как равный перед равным»)

    — Изменила ли Генку дружба с Владиком?

    — Владик делился со своим другом тайным, сокровенным. О чём мечтал Владик?

    VII. Прочитайте эпизод, как Генка спасает Владика.

    — Почему в грозу Владик не ушёл с крыши? Так какая же его самая сокровенная мечта?

    — А другие друзья Генки? Какие они?

    — Каким был Илька?

    VIII. Физминутка.

    IX

    Источник: https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-vneklassnogo-chteniia-staraisia-ty.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector