Краткое содержание кроткая достоевского за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Кроткая Достоевского за 2 минуты пересказ сюжетаТалантливый русский писатель – художник и мастер слова Федор Михайлович Достоевский – в своих произведениях затрагивает темы философии, религии, истории и этики. Его романы «Бедные люди», «Двойник», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» – назидательны для читателя. В них обнажается проблема бедности и тех пороков, которые приводят человека к краху личности.

Живой интерес для писателя представляет образ жизни людей. Федор Михайлович как никто другой гениально и талантливо раскрывает тайны человеческой природы.

Обзор романа «Бедные люди»

Роман «Бедные люди» написан в 1845 году. В нем раскрывается тема маленького человека, который влачит жалкое существование: недоедает, замерзает, прозябает в жутких условиях быта. Произведение состоит из писем героев, в которых обнажаются сокровенные тайны сердца бедных людей.

Титулярный советник Макар Алексеевич Девушкин ведет оживленную переписку с соседкой напротив – девушкой Варенькой. В каждой строчке мужчины – нищета и безысходность человека, живущего в трущобе – у кухни, за перегородкой.

Там – злые, играющие в карты соседи, там – нехорошо пахнет и сушится белье. Единственная отдушина – Варенька, к которой добродушный старичок испытывает отеческие чувства.

Письма к ней скрашивают жалкое существование бедного человека.

А что же сама Варенька? В дневнике, высланном Макару Алексеевичу, отображена вся её жизнь и нелегкая судьба. Ведь с детства пришлось хлебнуть горя. Уже с 14 лет, когда от болезни умер её отец (бывший управитель большого имения князя П-го в Т-й губернии).

Сироту и больную вдову приютила в своем доме дальняя родственница Анна Федоровна. Но вовсе не добрым отношением к этим многострадальным женщинам отличалась она, а напротив, вела себя презрительно, а порой и жестоко.

Краткое содержание Кроткая Достоевского за 2 минуты пересказ сюжета

Студент Покровский, живущий на квартире у Анны Федоровны, был хорошим человеком. Он давал уроки Варваре и её двоюродной сестре Александре. Покровитель юноши, у которого умер отец, – некий господин Быков, сначала пристроивший его в гимназию, а затем – в университет. Между Варенькой и Петром завязывается дружба.

Однажды девушка решила с пользой потратить заработанные шитьем деньги и решила сделать Покровскому подарок в честь Дня рождения. Вместе с отцом Петра они объединились и купили сборник сочинений Пушкина. И здесь Варя делает благородный поступок – она позволяет подарить все книги от его лица.

Спустя два месяца Покровский умирает от неизлечимой в те времена болезни – туберкулеза…

В романе «Бедные люди» показана беспросветная жизнь обывателей. Даже талантливые дети умирают и нельзя надеяться, что жизнь станет лучше.

Жизнь Девушкина тоже полна лишений, но, несмотря на это, он во время болезни Варвары тратит на её лечение последние деньги.

В благодарность благородная девушка, узнав о большом долге Макара Алексеевича за квартиру, посылает нужную сумму, чем спасает его от гнева квартирной хозяйки.

Краткое содержание Кроткая Достоевского за 2 минуты пересказ сюжетаДобрая душа

Вообще очень большим было значение Вареньки в жизни Девушкина. Она стала своеобразным лучиком света в темном царстве его жизни. Благодаря её доброте, он узнал, что не хуже других.

Счастье общения молодой девушки и пожилого человека прерывается в тот самый миг, когда Девушкин узнает о Варином согласии выйти замуж за Быкова и уехать в степную губернию. Немудрено, что Макар Алексеевич в отчаянии. Но как бы он ни умолял девушку остаться, она не соглашается, потому что понимает, что ей не выжить в Петербурге. Герои расстаются.

Повесть «Двойник», краткое содержание

Краткое содержание Кроткая Достоевского за 2 минуты пересказ сюжетаЭто произведение написано Федором Достоевским в возрасте двадцати четырех лет. Впервые оно было опубликовано в 1846 году в журнале «Отечественные записки» и являлось продолжением рассуждения над темой маленького человека, отраженной в романе «Бедные люди».

Главный герой повести – Яков Петрович Голядкин, титулярный советник.

Человек добрый, открытый, мягкий, простодушный, но обидчивый и замкнутый в своем мире, он однажды идет на день рождения дочери советника Берендеева и попадает в нелепую ситуацию, вдруг замечая ничем не объяснимую резкую перемену в отношении к нему людей: они перешептываются, не желают принимать его Герой недоумевает по этому поводу, но вскоре причина выясняется: человек, очень похожий на него (причем совпадают даже фамилия, имя, отчество), но с совершенно иным, несносным характером. На каждом шагу он компрометирует Якова Петровича, являясь его полной противоположностью.

Краткое содержание повести «Хозяйка»

Замысел этого произведения возник у писателя в 1846 году, когда ему было двадцать шесть лет. В ней рассказано об интеллигентном человеке, мечтателе по имени Василий Ордынов.

В самом начале повести он вынужден оставить квартиру в Петербурге и искать новое жилье. Неожиданно для себя Василий оказывается в эпицентре уличной жизни Петербурга.

И вдруг ему после долгого уединения становится легко и хорошо от этой ранее неизведанной городской суеты.

Краткое содержание Кроткая Достоевского за 2 минуты пересказ сюжета

Прогуливаясь в следующий раз по городу, Ордынов зашел в церковь, и там познакомился со стариком и одной женщиной. Следующим вечером Василий тоже посетил церковь и вновь встретил незнакомку, которую видел вчера.

После окончания службы он последовал за женщиной в её квартиру. Обстоятельства сложились так, что старик по фамилии Мурин и Екатерина (так звали новую знакомую) приняли Ордынова на постой. Вдруг Василию вечером становится плохо, и Катя с готовностью ухаживает за ним.

Ночью постоялец просыпается и идет в комнату хозяйки. Как оказалось, совсем не вовремя, чем вызывает у хозяина приступ гнева (он даже делает попытку выстрелить в жильца из ружья, но, к счастью, промахивается). После этого с Муриным случается сильный припадок эпилепсии.

В дальнейшем Ордынов понимает, какой страшный человек – Илья Мурин (в прошлом душегуб) и пытается освободить молодую красавицу, его жену, от негативного влияния. Между мужчинами происходит борьба.

Любовь Ордынова противопоставляется злой воле таинственного старика.

Здесь имеет место некая символика происходящего – образ Екатерины олицетворяет национальную стихию души народа, которая томится под гнетом прошлого.

Краткое содержание романа «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» – произведение, описывающее нравственные проблемы современников Федора Достоевского. Он основан на фактах, взятых писателем из газетной хроники 19-го века.

Главный герой – Родион Раскольников – живет в убогой каморке и ходит в лохмотьях и очень беден. Он погряз в долгах, и не видит просвета.

Однажды Раскольников решает сходить к старухе-процентщице по имени Алена Ивановна, чтобы взять денег в долг. Но это не единственная цель визита.

У Родиона Романовича постепенно вырабатывается жестокий план её убийства. Запомнив все детали (где прячет ключи, всегда ли бывает дома одна), Раскольников готовится к преступлению. Зайдя на обратном пути в распивочную, он знакомится с бывшим чиновником по фамилии Мармеладов и узнает историю его жизни.

Дома Родион приступает к выполнению предпоследнего пункта своего плана – пришивает к пальто петлю для топора и прячет его. Затем переступает порог дома Алены Ивановны и приводит в исполнение свой замысел. Но неожиданно возвращается сестра процентщицы Елизавета. Раскольников убивает и её.

С той самой минуты жизнь Раскольникова превращается в кошмар. Мучимый угрызениями совести молодой человек не может найти себе места.

А судьба продолжает преподносить неприятные сюрпризы – один за другим: он слышит разговоры об убийстве, понимает, что за его преступление пострадал невиновный человек – красильщик Миколай; видит женщину, бросающуюся с моста, становится свидетелем того, как под колеса экипажа попадает Мармеладов, что приводит к его смерти.

У Раскольникова есть сестра – Дуня. О судьбе девушки он узнает из письма, которое прислала мама. Оказывается, Евдокия, работавшая у господ Свидригайловых гувернанткой, уже полтора месяца дома. Дело в том, что Свидригайлов стал склонять её к любовной связи. Этот разговор нечаянно подслушала жена Свидригайлова Марфа Петровна и, конечно, обвинила в случившемся Дуню.

Сплетня разошлась по всему уезду. От позора девушку спасло раскаяние самого Свидригайлова и то, что Марфа все же удосужилась рассказать знакомым о невиновности Дуни. А теперь к сестре Родиона сватается Петр Петрович Лужин. Родион категорически против такого брака.

Вместе с другом по университету Разумихиным (который влюбляется в Дуню) они пытаются отговорить девушку от этого опрометчивого шага.

Краткое содержание Кроткая Достоевского за 2 минуты пересказ сюжета

К Раскольникову приходит Соня Мармеладова и зовет на поминки отца. Эта молоденькая, бедно одетая и приниженная девушка вызывает жалость у Раскольникова. Родион идет её провожать, берет адрес и обещает зайти.

В разговоре с Разумихиным Родион Романович рассказывает о заложенных у старухи-процентщицы часах и кольце сестры. Чтобы забрать эти вещи, они отправляются к Порфирию Петровичу, следователю, который приглашает Раскольникова прийти в контору на следующий день.

По окончании поминок у Мармеладовых Раскольников сознается Соне в убийстве старухи и Лизаветы. Она советует поступить по совести – публично, на площади сознаться в этом грехе, попросить у людей прощения и сознаться во всем следователю. Свидригайлов слышит этот разговор, потому что живет через стенку от комнаты Сони.

Не успевает девушка оправиться от одного горя, как следом умирает и её мама. Организацию похорон Свидригайлов берет на себя, а детей обещает устроить в сиротские приюты, назначив каждому содержание до совершеннолетия.

Следователь Порфирий Петрович догадывается о том, кто настоящий убийца Алены Ивановны и, придя к Раскольникову, советует ему во всем сознаться. Раскольников соглашается и идет в контору.

Там он узнает еще одну страшную новость – Свидригайлов застрелился. Выходит на улицу, но, видя Соню, возвращается обратно и сдается с повинной.

За свое преступление Родион приговаривается к восьми годам каторжных работ в Сибири. Соня едет за ним.

Краткое содержание Кроткая Достоевского за 2 минуты пересказ сюжетаОсвобождение от груза

Итак, после стольких мучений, после угрызений совести Раскольников оказывается в местах лишения свободы. Он часто задает себе вопрос: правильно ли сделал, что сознался в убийстве.

Гордость этого человека уязвлена. Жизнь идет под откос – каторжане ненавидят, мать умерла от горя. И только благодаря Соне, которая поселилась рядом с ним и которую он очень любит, герой романа, наконец, воскресает в жизнь новую.

Потому что Соня была живым свидетельством любви Христовой, письмом, читаемым и узнаваемым. Глядя на её преданность и любовь к Богу и ближним, он решается взять в руки Евангелие.

Чтобы началась новая история – история обновления человека.

Краткое содержание романа «Братья Карамазовы”

Этому последнему роману талантливый автор прозы посвятил два года. Он был написан и опубликован перед его смертью.

Но еще одна тайна тяготит сердце Дмитрия. Он растратил чужие деньги, которые дала Катерина Ивановна, невеста для того, чтобы тот отправил их в Москву. Молодого человека мучают угрызения совести и стыд за содеянное.

Читайте также:  Краткое содержание мельников на горах за 2 минуты пересказ сюжета

Иван любит невесту Дмитрия – Екатерину Ивановну.

Он смотрит на лицемерие и цинизм окружающих и в душе негодует, мучаясь вопросом: есть ли Бог; слушает рассуждения Смердякова, низкие, носящие отпечаток безнравственности и осознает, что они перекликаются с его мыслями.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/knigi-dostoevskogo.html

Краткое содержание романа "Преступление и наказание": краткий пересказ, роман в сокращении

Главная страницаПреступление и наказание
Краткое содержание Кроткая Достоевского за 2 минуты пересказ сюжета
Роман «Преступление и наказание» — выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой статье представлено краткое содержание романа «Преступление и наказание»: краткий пересказ, роман в сокращении.

Смотрите:

Бывший студент, 23-летний Родион Раскольников уже больше месяца обдумывает убийство старухи-процентщицы, у которой он закладывает вещи. Раскольников уже 3 года живет в Петербурге. Полгода назад он бросил учебу в университете, где учился на юриста. Он также перестал давать частные уроки и впал в нищету. Последнее время Раскольников целыми днями лежит дома, думая о жизни.

В результате долгих размышлений Раскольников избретает свою теорию о том, что все люди делятся на обыкновенных и великих. Раскольников надеется, что относится к числу великих людей. Чтобы проверить свою теорию, он совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. После убийства Раскольников грабит старуху и уходит незамеченным с места преступления.

После этого Раскольников тут же впадает в апатию и болезненное состояние. Он понимает, что теперь не сможет жить как прежде. Он осознает, что его теория потерпела крах и что он не является великим человеком, потому что великие люди не сомневаются в своем величии и не задумываются над такими вопросами.

В этот период Раскольников знакомится с девушкой «неприличной профессии», 18-летней Соней Мармеладовой. Добрая и кроткая Соня вынуждена заниматься своей «грязной работой», чтобы прокормить свою большую семью (семью Мармеладовых). Узнав историю Сони, Раскольников сразу видит в ней родственную душу, грешную и глубоко страдающую.

Тем временем убийство старухи-процентщицы расследует опытный и умный следователь Порфирий Петрович. Порфирий с самого начала подозревает Раскольникова (на это у него есть несколько косвенных мотивов).

Однако следователь не обвиняет его прямо, а играет с ним в «кошки-мышки». Раскольников выкручивается, как может, но эти поединки со следователем истощают его силы.

Порой Раскольников сам остро желает, чтобы его арестовали и прекратили его мучения.

В конце концов Порфирий Петрович прямо говорит Раскольникову о том, что считает его убийцей. Следователь советует ему явиться с повинной, чтобы получить наименьший срок. Он угрожает ему арестом. При этом у Порфирия нет официальных улик против Раскольникова, и молодой человек тоже это знает. Но нравственные мучения не дают Раскольникову жить. Спустя около 12 дней после преступления Раскольников наконец идет в полицию и сознается в убийстве. Его осуждают на 8 лет каторги. Соня Мармеладова едет за Раскольниковым в Сибирь, где всячески поддерживает его. Вскоре после случившегося мать Раскольникова заболевает от горя и умирает. Сестра Раскольникова, Дуня, выходит замуж за друга своего брата, Разумихина. Дуня и Разумихин тоже собираются когда-то перехать в Сибирь. На каторге в душе Раскольникова происходит перелом: он наконец осознает, насколько любит добрую и самоотверженную Соню. Вероятно, он также раскаивается в совершенном преступлении. Соня и Раскольников ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

Конец романа.

Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/01/prestuplenie-i-nakazanie-kratkij-pereskaz-v-sokrashhenii-ochen-kratko.html

«Преступление и наказание»

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь.

На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым.

Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни.

Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете.

Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей.

Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина.

Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень.

Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора.

Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их.

Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы.

Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей».

Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие».

«Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями».

Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства.

Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон.

Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение.

Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу.

Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока.

Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни.

Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации.

«Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку.

Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Читайте также:  Краткое содержание мельников в лесах за 2 минуты пересказ сюжета

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника».

Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других.

«Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне.

На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Разворачиваются события в 60-е годы девятнадцатого века, в Петербурге. Одним теплым летним вечером бывший студент Родион Раскольников относит свою последнюю дорогую вещь старой процентщице Алене Ивановне. Он планирует убить старуху, и этим поступком избавить от мучений остальных молодых людей, зависящих от нее.

Возвращаясь, он заходит в кабак, где знакомится со спившимся чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает историю о том, как его жена из-за нищеты и чахотки отправила дочь Соню на панель.

Утром пришло письмо от матери с рассказом о мучениях сестры Раскольникова, попавшей к помещику Свидригайлову. Мать сообщает, что скоро приедет с Дуней в Петербург, в связи со свадьбой сестры.

Ее жених Лужин скорее пользуется нищенским положением невесты, нежели испытывает к ней чувства.

Раздумывая о тех жертвах, которые приносят девушки во имя благополучия своих семей, Раскольников сомневается. Но он все же решается на убийство. От его рук погибла не только старуха, но и внезапно появившаяся ее сестра Лизавета.

Похищенное имущество он спрятал в укромном месте, не успев толком посмотреть на него. Пережитое не оставляет его в покое, он близко к сердцу принимает все разговоры о происшествии. Ему известно, что арестовали деревенского парнишку Миколку.

Родион практически готов признаться в содеянном.

Прогуливаясь, он натыкается на пострадавшего от кареты человека. Это его недавний знакомый Мармеладов. Помогая ему последними деньгами, Раскольников привозит его домой и вызывает врача. Там же знакомится с Катериной Ивановной и Соней. На какое-то время ему легче. Но, увидев в своей каморке приехавших к нему мать и сестру, он выгоняет их.

Чувствуя себя одиноким, он надеется на понимание такой же грешной как он, Сони. Его друг Разумихин заботится о родных Родиона. В сестру он влюбился с первого взгляда, и узнавший об этом Лужин ставит ультиматум: он или брат. Родион, дабы отвести от себя подозрения, ищет встречи с Порфирием Петровичем, расследовавшим дело старухи.

В процессе беседы, опытный следователь приходит к выводу, что перед ним идеологический убийца. Порфирий Петрович надеется, что угрызения совести приведут Раскольникова с признанием. Родион близок к этому. Обедая в одном из номеров, куда поселились Дуня с матерью, раскрывается обман Лужина.

Он убеждал присутствующих, что Родион отдал Соне за ее низменные услуги те деньги, которые мать собрала для учебы. Лужина выгоняют.

Раскольников ищет приюта у Сони, но их взгляды на жизнь разнятся. Он снова приходит на встречу со следователем и почти выдает себя. Лужин снова обманом пытается вернуть доверие невесты, но Раскольников его разоблачает. Оказавшаяся на улице Катерина Ивановна умирает от кровотечения. Свидригайлов предлагает помочь Соне и детям.

Свидригайлов, так и не добившись взаимности от Дуни, застрелился. Раскольников решается на признание, и его отправляют в ссылку в Сибирь. Мать, не выдержав горя, умерла. Разумихин женился на Дуне. Соня приехала вслед за любимым, и терпеливо переносит его равнодушие. Но со временем, к нему приходит понимание поступков и их следствия, и он ищет ответы в Евангелие.

Источник: https://www.allsoch.ru/dostoevskij/prestuplenie_inbspnakazanie/

Достоевский «Кроткая» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

В ноябрьском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год было помещено одно из самых совершенных художественных произведений Достоевского – повесть «Кроткая».

«С месяц тому назад, сообщает автор, во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка швея – «потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы».

Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ. Этот образ в руках – странная и неслыханная в самоубийстве черта! Это уже какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже видимо не было никакого ропота или попрека: просто стало нельзя жить.

«Бог не захотел» – и умерла, помолившись. Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится и даже точно вы в них виноваты. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль…»

Достоевский. Кроткая. Аудиокнига

Пытаясь проникнуть в душевное состояние несчастной девушки, Достоевский и написал свой рассказ. Он построил его ретроспективно. Катастрофа, самоубийство Кроткой, поставлена в начале; медленно, нить за нитью распутывается клубок причин, вызвавших ее смерть. Психологический анализ, беспримерный по остроте, вскрывает трагедию самоубийцы.

Герой – ростовщик. Однажды пришла к нему с закладом девушка лет шестнадцати «тоненькая, белокуренькая, средне-высокого роста». «Глаза у нее голубые, большие, задумчивые». Она искала место гувернантки, закладывала последнее имущество, какие-то «остатки старой заячьей куцавейки».

Ему понравились ее чистота и гордость и он сразу принял решение – она будет ему принадлежать. «Я тогда смотрел на нее, как на мою и не сомневался в моем могуществе. Знаете, пресладострастная это мысль, когда уж не сомневаешься-то».

И вот он спасает ее от нищеты и сватовства какого-то толстого лавочника; предлагает свою руку. Правда, у него «касса ссуд», но все же он – отставной штабс-капитан и родовой дворянин. «Кроткая» становится его женой; с великодушием молодости и доверчивостью неопытного сердца отдает свою любовь мужу. Но он ищет не любви.

У него своя «идея»: он хочет власти, безграничного, деспотического могущества над другой душой. Жизненные неудачи, загнанное внутрь честолюбие и раздраженное самолюбие отравили его трупным ядом. Он «проиграл» свою жизнь, унизился до ростовщичества и теперь «мстит» обществу.

Ему нужно, чтобы хоть одно человеческое существо преклонилось перед ним, как перед героем и мучеником. Он хочет воспитать Кроткую, поставить ее на колени перед своим величием. На любовный порыв жены муж отвечает строгостью. «Я все это упоение тут же обдал холодной водой. Вот в том-то и была моя идея…

Во-первых, строгость – так под строгостью и в дом ее ввел… Я хотел полного уважения, я хотел, чтобы она стояла передо мной в мольбе за мои страдания – и я стоил того. О, я всегда был горд, я всегда хотел или всего или ничего!»

Оскорбленная в своем чувстве, Кроткая начинает бунтовать: замыкается в молчании, уходит на целые дни из дому и наконец с вызовом бросает мужу: «А правда, что вас из полка выгнали за то, что вы на дуэль выйти струсили?» Он чувствует, что в душе жены растет презрение и ненависть к нему и делает страшный опыт: ложась спать, кладет перед ней на стол револьвер. Утром просыпается, ощущая у виска холодное прикосновение железа; глаза противников на секунду встречаются. Он продолжает лежать неподвижно, притворяясь спящим. «Я знал, всей силой моего существа, что между нами, в то самое мгновение идет борьба, страшный поединок на жизнь и смерть, поединок вот того самого вчерашнего труса, выгнанного за трусость товарищами». Минуты проходят, длится мертвая тишина. Наконец она опускает револьвер. «Я встал с постели: я победил – и она навеки побеждена!» Бунт жены укрощен; восстание свободной души против тирании злой воли подавлено. «В моих глазах она была так побеждена, так унижена, так раздавлена, что я мучительно жалел ее иногда, хотя мне при всем этом решительно нравилась иногда идея об ее унижении». Он – выше ее любви, выше ее ненависти, он притязает на звание божества, внушающего трепет благоговения покорной рабыне.

Достоевский. Кроткая. Художественный фильм 1960 г.

Шесть недель Кроткая лежит в горячке. Наступает весна; она худеет и кашляет. Непрерывающееся молчание стеной разделяет их. И вдруг раз, в начале апреля – она начинает петь. Она никогда не пела раньше в его присутствии. Он потрясен: пелена падает с его глаз. «Коль запела при мне, думает он, так про меня забыла, – вот что было ясно и страшно.

«Сон гордости» кончается – один восторг сияет в егодуше. Он понимает, что любит ее безгранично, что иначе любить не умеет. В раскаянии и муке падает он к ее ногам. «Я понимал вполне мое отчаянье, о, понимал! Но верите ли, восторг кипел в моем сердце до того неудержимо, что я думал, что я умру. Я целовал ее ноги в упоении, в счастьи».

Она смотрит на него с испугом, удивлением, стыдом; с ней делается страшный припадок истерики.

Когда она приходит в себя, у нее как-то невольно вырываются слова: «А я думала, что вы меня оставите так». Тогда он еще не понимал рокового смысла этой фразы. Восторг заливал его. Он верил, что все еще поправимо, что завтра он ей объяснит, она опять его полюбит, они поедут в Булонь купаться в море и наступит новая, счастливая жизнь.

На следующий день он исповедуется перед женой во всех падениях и грехах своей жизни. Лицо ее все более задумчиво и испугано. Он любит ее – ее, которая посягала на его жизнь! Он великодушен и благороден, а она так низко о нем думала, так глубоко его презирала! И главное она верила, что он оставит ее так.

– «И вдруг я тут подхожу, муж, и мужу надо любви!»

Робкая и смиренная душа Кроткой не выносит этого потрясения. Она кончает с собой, выбрасываясь из окна с иконой в руках, и вот – тело ее лежит на столе.

Муж всматривается в мертвое лицо, и «вопрос стучит у него в мозгу» – почему она умерла? Мучительно разгадывая эту загадку, он наконец понимает: Кроткая умерла потому, что он убил ее любовь; она была слишком целомудренна, слишком чиста, чтобы притворяться любящей женой. «Не захотела обманывать полулюбовью под видом любви, или четверть любовью» – и предпочла самоубийство.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст повести «Кроткая» и её литературный анализ

Читайте также:  Краткое содержание куприн олеся кратко и по главам за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4192-dostoevskij-krotkaya-kratkoe-soderzhanie

«Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского

Главный герой произведения (его имя автор не называет) – бедный чиновник двадцати шести лет. Он уже восемь лет живет в Петербурге, но так и не завел себе друзей. В свободное время мужчина гуляет по городу и предается мечтаниям, в которых видит себя героем разных романтических историй.

В начале повествования мечтатель испытывает беспричинную тоску, ему кажется, что все его покинули. Он ругает кухарку Матрену за то, что женщина не убрала паутину. Квартира героя кажется ему унылой и холодной.

Мечтатель привык гулять по городу и встречать разных людей. Но теперь все выехали на дачи, а он бродит один по улицам, не находя знакомых лиц. Герой в полной растерянности: все, кого он встречал раньше, словно исчезли.

Правда, за городом его настроение значительно улучшается. Мечтатель радуется весеннему обновлению природы, раскланивается незнакомым людям. Но такие минуты быстро проходят. После приятной прогулки нужно вновь возвращаться в унылый опустевший город.

Как-то поздним вечером герой возвращается домой и на берегу канала встречает девушку, которая плачет, облокотившись на парапет. Он хочет успокоить незнакомку, но не решается к ней подойти.

Испугавшись мужчину, девушка уходит прочь. Герой идет следом, жалея о том, что не может найти повод для знакомства. Но тут его выручает случай, к молодой особе пристает пьяный прохожий.

Наш герой бросается на выручку и прогоняет хулигана.

Защитник предлагает незнакомке проводить ее домой, на что та соглашается. Мечтатель подробнее рассматривает прелестные черты девушки и ее красивые черные волосы. Он признается, что впервые в жизни познакомился с женщиной. Незнакомка удивлена, но верит своему спасителю.

Герой умоляет о новом свидании, и девушка соглашается встретиться завтра на том же месте. Однако незнакомка выдвигает условие – это не будет романтическое свидание, молодой человек не должен в нее влюбляться.

Девушка обещает завтра подробнее рассказать о себе и выслушать рассказ мужчины.

Ночь вторая

Мечтатель с большим нетерпением ждет нового свидания. Во время разговора выясняется, что девушку зовут Настенькой. Живет она с бабушкой, которая ослепла и не отпускает ее от себя ни на шаг. Даже пришпиливает булавкой платье девушки к своей одежде. Исполняя желание Настеньки, герой подробно рассказывает о том, что все свободное время проводит в мечтах.

Он понимает бесполезность такого существования, бесплодность постоянного пребывания в фантазиях, в то время как мимо проходит настоящая жизнь. Молодому человеку хочется найти родственную душу, кому-нибудь помочь. Но у него никого нет, жизнь проходит одиноко и пусто. Настенька жалеет нового знакомого и говорит, что теперь он не одинок, они друзья.

Затем девушка рассказывает свою историю.

История Настеньки

Настеньке сейчас семнадцать лет. Осиротела она еще в детстве, и ее воспитанием занималась бабушка. До пятнадцати лет она нанимала девочке учителей, в том числе и преподавателя французского языка. Однажды Настенька, воспользовавшись тем, что бабушка задремала, приколола к ее одежде платье глухой кухарки Феклы, а сама убежала к подружке.

Бабушка проснулась и стала о чем-то спрашивать Феклу, думая, что разговаривает с Настенькой. Кухарка видела, что к ней обращаются, но ответить, естественно, не могла. Она испугалась, отстегнула булавку и убежала. Так обман девушки раскрылся, за что бабушка сильно бранила внучку.

После этого случая старуха еще больше стала ограничивать свободу девушки.

Настенька рассказала также, что живут они в небольшом двухэтажном доме. На первом этаже – она, бабушка и Фекла, а мезонин сдается в аренду. Однажды в нем поселился заезжий молодой человек.

Новый жилец зашел поговорить с бабушкой о ремонте в своих комнатах, и старуха попросила Настеньку принести счеты. Девушка вскочила, позабыв, что приколота булавкой. Ей стало стыдно перед молодым человеком.

Жилец тоже смутился и сразу ушел.

Спустя две недели новый постоялец сообщил девушке, что у него есть много книг. Настенька может брать их, чтобы читать бабушке. Старушка согласилась, при условии, что это будут «нравственные книги». Так Настенька прочитала произведения Пушкина и несколько романов Вальтера Скотта.

Как-то раз девушка случайно встретила квартиранта на лестнице, и между молодыми людьми завязался разговор. Постоялец расспрашивал Настеньку о прочитанных книгах. Через несколько дней он поинтересовался: не скучно ли девушке сидеть все время со старухой? Есть ли у нее подруги? Настенька рассказала, что ее приятельница Маша переехала жить в другой город, а больше подруг нет.

Когда жилец пригласил Настеньку в театр, девушка отказалась, испугавшись гнева бабушки. Молодому человеку не оставалось ничего другого, как пригласить на спектакль и старушку.

Так Настенька впервые попала в театр на «Севильского цирюльника». После этого постоялец еще несколько раз приглашал старушку с внучкой в театр. Настенька и сама не заметила, как влюбилась в молодого человека.

Она, правда, боялась, что ее любовь не будет взаимной. И опасения эти начали оправдываться.

Вскоре квартирант сообщил, что уезжает по делам в Москву. Настенька была очень расстроена таким известием. Несколько дней она не находила себе места и в последнюю ночь перед отъездом решилась на отчаянный поступок. Девушка собрала в узелок вещи и поднялась в мезонин.

Мужчина явно не ожидал такого визита, был очень подавлен. Настенька же плакала от стыда и отчаяния. Сквозь слезы она клялась в любви молодому человеку, уверяла что не хочет больше жить с бабушкой и готова ехать в Москву. Постоялец долго утешал девушку, объяснял ей, что слишком беден и не может сейчас жениться.

Но в итоге пообещал, что вернется и предложит ей руку и сердце. Молодые люди договорились: ровно через год они встретятся на набережной в десять часов вечера. В том месте, где мечтатель впервые повстречал заплаканную девушку.

Настенька знала, что ее возлюбленный уже три дня как в городе, но так и не пришел на свидание.

Мечтатель вызвался отнести возлюбленному письмо от девушки. Настенька очень обрадовалась такому предложению. Оказалось, что письмо уже написано, и девушка сама хотела просить героя о таком одолжении.

Весточку следовало отнести общим знакомым Настеньки и ее жениха. Перед отъездом молодой человек пообещал, что наведается к ним, как только приедет. Если Настенька пожелает, то может оставить там сообщение.

Ночь третья

Герой отнес письмо по указанному адресу. Настенька очень надеялась, что любимый откликнется на ее послание и придет в назначенное время.

Она пригласила мечтателя разделить радость от этой встречи, решила познакомить возлюбленного с новым и единственным своим другом. В приподнятом настроении Настенька строит планы на жизнь.

Однако наш герой начинает осознавать, что уже успел полюбить девушку. Ему становится горько оттого, что Настенька воспринимает его лишь как друга.

Ожидание оказывается напрасным – возлюбленный Настеньки так и не пришел. Девушка очень огорчена. Мечтатель утешает ее, убеждает, что тот еще не получил письмо и обязательно придет завтра.

Эти слова успокаивают Настеньку, она немного воспрянула духом. Девушка просит своего друга сходить за ответом завтра. Герой, конечно же, соглашается.

Однако девушка предупреждает: если завтра будет дождь, она не сможет прийти на встречу и тогда они увидятся послезавтра.

Ночь четвертая

На следующий день был дождь. Несмотря на ненастье, мечтатель все же пришел в условленное место. Настенька, как и ожидалось, не явилось. Герой переживал целый день и с трудом дождался следующего вечера.

Ответа на письмо так и не было. Впрочем, как и самого возлюбленного Настеньки. Решив, что он уже никогда не придет, девушка сильно расстроилась и расплакалась. Мечтатель всячески утешает ее, но тщетно. Настенька объявляет, что все кончено, она больше не любит этого злого человека, который жестоко ее обманул.

После таких слов мечтатель решается признаться Настеньке в любви. Он ожидает, что девушка его прогонит – ведь нарушено условие их дружбы. Но Настенька прощает молодого человека.

Она догадывалась о чувствах мечтателя. Девушка уверяет, что если и не любит его сейчас, то скоро полюбит, так как он – замечательный. А прежнего возлюбленного она ненавидит.

Он отверг девушку и даже не удостоил ее разговора или короткой записки.

Настенька предлагает герою переехать к ним в пустующий мезонин, и молодой человек соглашается сделать это завтра. Мечтатель и девушка мечтают о том, как поженятся, будут жить вместе с бабушкой, Феклой и Матреной.

Но в это время к паре подошел молодой человек. Настенька узнала в нем своего возлюбленного и бросилась в объятия. Мечтателю ничего не оставалось, как с горечью наблюдать за этой трогательной встречей.

Утро

Утро следующего дня выдалось дождливым. Герой почувствовал сильное недомогание, он разбит и подавлен. Матрена приносит письмо от Настеньки, в котором девушка извиняется, благодарит мечтателя за помощь, любовь и участие. Она пишет, что через неделю выходит замуж. Настенька хочет познакомить героя со своим женихом, чтобы они тоже стали друзьями.

Мечтателю кажется, что мир потемнел. Квартира, несмотря на отсутствие паутины, представляется ему грязной и мрачной, а дальнейшая жизнь совершенно безрадостной. Но герой все же благодарен Настеньке за короткое счастье любить и надеяться, которое она ему подарила.

  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • По произведению: «Белые ночи»
  • По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/dostoevsky/584-belye-nochi-kratkoe-soderzhanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector