В 1915 году вышла в свет книга «Яма». Повесть Чуковский назвал «пощечиной обществу». Один из критиков – лучшим произведением Куприна. Однако оно вызвало гневное возмущение в определенных слоях общества. Многие, даже не зная краткого содержания «Ямы» Куприна, но имея поверхностное представление о проблематике повести, отказывались от прочтения произведения.
Писатель понимал, что щепетильные читатели его произведение найдут неприличным, безнравственным. Тем не менее он посвятил повесть «Яма» матерям и юношеству. О чём книга, которая вызвала негативные отзывы критиков? Краткое содержание «Ямы» Куприна даст ответ на этот вопрос.
Это самое объемное произведение русского писателя. Состоит из трех частей. Краткое содержание «Ямы» Куприна в этой статье изложено по следующему плану:
- Большая Ямская.
- Платонов.
- В чем же трагедия?
- Девушки.
- Лихонин.
- Болезнь Жени.
- Конец заведению Анны Марковны.
Большая Ямская
Когда-то давно, на окраине некоего южного города, жили исключительно ямщики. А потому местность эту назвали Ямской слободой. Но появились паровозы, и труд жителей района потерял смысл. Ямщики разбрелись кто куда, но название сохранилось. Правда, со временем район начали называть просто – Яма. В этом имелся некоторый социальный и даже философский смысл.
На Большой Ямской (так официально называлась одна из улиц района) располагались дорогие, дешёвые и средние публичные дома. Героини повести Куприна – проститутки, которые трудятся в заведении Анны Марковны Шойбес. Есть дома пошикарнее. Например, заведение Треппеля. Но имеются на Большой Ямской и совсем дешевые, рублевые, куда боится попасть каждая обитательница дома Анны Марковны.
Платонов
Это главный герой «Ямы» Куприна. Платонов – довольно странный человек. Он много вечеров провел в заведении Анны Марковны, всё знает об унылом, принужденном веселье, которое царит здесь каждую ночь. Ему известны секреты обитательниц заведения. Но ни у одной из девушек Платонов не бывал.
Великие художники избегают темы проституции. Вероятно, у них не хватает самоотверженности, времени, самообладания вникнуть в жизнь падшей женщины. Но если б кто-нибудь создал книгу о проституции, искреннюю и правдивую, она бы стала великим произведением. Приблизительно такие слова произносит Платонов. Прототипом этого героя является сам писатель А. И. Куприн.
Название повести символизирует социальное дно. Но можно ли назвать героинь падшими? Куприн не осуждает их. Он сторонний, объективный наблюдатель. Автор осуждает, скорее, тех, кто меняет жизнь девушек в худшую сторону.
Так, одну из героинь в бордель привез не кто иной, как ее муж.
Позже оказалось, что он профессиональный мошенник, который тем и промышляет: влюбляет в себя молодую особу, женится на ней, затем отправляет к Анне Марковне за неплохой гонорар.
В чем же трагедия?
Произведение вызвало неоднозначную реакцию критиков не только из-за скандальной темы. Краткое содержание «Яма» Куприна изложить непросто. Ведь проблематику понять можно из диалогов героев, рассуждений Платонова, страшных подробностей быта героинь.
В доме Анны Марковны творится ужас. Но воспринимается он как нечто обыденное. Девушки продают себя, но лишь немногие из них осознают, насколько жалким, грязным является их существование. К слову, Лев Толстой, не оценил глубокую тему повести «Яма». Прочитав лишь несколько первых глав, он отметил: «Автору доставляет удовольствие копаться в неприглядных подробностях».
Девушки
Женя – одна из героинь повести А. И. Куприна. Это самоуверенная, красивая, дерзкая девушка. Тамара – личность довольно загадочная. Известно, что прежде она была монахиней. Паша – самая востребованная проститутка в заведении Анны Марковны. Она единственная пришла сюда добровольно. Эта девушка больна. Основной симптом ее недуга заключается в том, что ей нравится ее работа.
Люба – девушка простая, недалекая. С ней приключится история, которая станет одной из ведущих сюжетных линий повести «Яма». Есть здесь и проститутка Сонька Руль. Прозвище получила из-за крупного носа.
Жизнь обитательниц борделя
Заведение Анны Марковны представляет собой двухэтажный дом. На втором этаже девушки и работают, и отдыхают. Обитательницы этого логова так же разношерстны, как и их клиентура. У каждой своя история.
В этом месте они потеряли свои имена, родных, близких, права, принципы и, наконец, свое «я». Жизнь их сера и уродлива, статична и не имеет развития, лишена всякого смысла.
Скорее, это не жизнь, а жалкое существование.
О чем пишет Куприн? Об отвратительных обитательницах борделя? Или о мужчинах, которые в своем стремлении получить удовольствие губят судьбы молодых женщин? Можно сформулировать идею повести как угодно, но смысл остается один. Александр Куприн написал страшную историю о проститутках – женщинах, которые жить иначе не умеют.
Автор извлек наружу всю подноготную публичного дома, раскрыл все тайны и хитрости. Мужчина хочет историю о том, как девушка докатилась до такой жизни? Она расскажет ему милую ложь о подлом друге семьи, бросившем ее на растерзание судьбе. Клиенту нужны зрелища и веселая компания? Он получит это, если оплатит девушке шампанское.
В книге плотно переплетаются истории разных девушек. У каждой из них своя жизнь и судьба. Одна попала сюда по собственному желанию. Другая мечтает о сказочном принце.
Третья вынашивает жесткой план мести «двуногим подлецам». Всех девушек объединяет лишь одно. Все они ненавидят мужчин, не всех, но именно тех, что готовы платить за любовь.
Они презирают их скупость, глупость, склонность к извращениям.
Лихонин
Этого студента однажды вдохновляют речи Платонова. В голову ему приходит безрассудная, глупая идея – спасти одну из девушек. Платонов пытается отговорить Лихонина.
Хорошо зная нравы и психологию обитательниц заведения, он понимает, что задача эта непростая. Многолетний разврат сделал их глупыми, ленивыми существами. Но студент стоит на своём. Уехать с ним соглашается Люба.
В чём же суть перевоспитания проститутки по методу Лихонина?
Студент и его друзья просвещают Любу. Он водит ее по театрам, выставкам. Его товарищи рассказывают девушке о литературных произведениях. Однако в эти моменты их посещают мысли отнюдь не об искусстве.
Много сил потрачено, но результата никакого. Люба недоумевает, отчего студент отказывается от интимной связи с ней. Тем временем она превращается в непосильную ношу для Лихонина.
Наконец он возвращает Любу в заведение Анны Марковны.
Болезнь Жени
Эта девушка неглупая и, быть может, именно поэтому всей душой ненавидит двуногих подлецов – именно так она называет клиентов. В доме Анны Марковны регулярно бывает доктор. Если девушка больна, ее отправляют в более дешевое заведение. Медицинского обследования обитательницы дома панически боятся.
Женя узнаёт о своем страшном недуге – сифилисе. Но она, конечно, ничего не говорит об этом Анне Марковне. Более того, она каждую ночь пытается заразить как можно больше мужчин. Такова ее месть. О прошлом девушки известно немного. Но однажды Платонову Женя поведала: в публичный дом ее продала родная мать.
Конец заведению Анны Марковны
Жене удаётся заразить многих. Только гимназиста, влюблённого в неё, она жалеет. В день обследования она кончает жизнь самоубийством. Печальная участь ждет и других девушек дома терпимости.
Паша впадает в беспамятство, после чего ее определяют в сумасшедший дом. В лечебнице девушка умирает. Тамара исчезает из города со своим любовником-вором. В драке погибает ещё одна проститутка – девушка по прозвищу Манька Маленькая.
Что же касается хозяйки дома, то и ей приходится спасаться бегством. Смерть Жени и недуг, которым она наградила десятки клиентов, а среди них есть и важный чиновник, – все это привело к большому скандалу. Экономка выкупает заведение, которое вскоре разграбят солдаты. В этом весь сюжет книги Куприна «Яма». Итак, каковы были рецензии на повесть, открывшую мрачные стороны общества?
Критика повести «Яма»
Произведение встречено было самыми противоречивыми отзывами. О повести Куприна до сих пор не сложилось у критиков определенного мнения. Эта книга является плодом большого труда писателя, но она вызвала, скорее, осуждение, нежели понимание. Автора обвинили в чрезмерном натурализме и безнравственности.
В советское время критиками о повести почти ничего не было написано. Немногие статьи, предлагающие анализ произведения «Яма» Куприна, были пронизаны идеологией.
Проституция – это явление, которое могло существовать исключительно в царской России, автору удалось красочно передать ужасы дореволюционных времен – примерно такой была точка зрения советских критиков. Прошло более ста лет после первой публикации «Ямы».
Давно нет ни царской, ни советской России. На произведение Куприна все так же актуально.
Положительные отзывы
Одним из немногих, кто оценил произведение Куприна, стал Корней Чуковский. Писатель согласился с мнением критиков о том, что героини книги действительно омерзительны.
Но при этом подчеркнул, что чем больше в них грязи, тем больше позора для общества.
Чуковский в статье, опубликованной в журнале «Нива», сказал: «Необходимо перестроить общественный быт так, чтобы не было в нём места для ямы».
Повесть стала последним крупным произведением Александра Куприна. После ее публикации талант писателя, конечно, не иссяк. Он всё так же продолжал создавать интересные рассказы и повести. Но больше уже не достигал столь высоких творческих вершин.
Страшнее, чем война
Над повестью «Яма» Александр Иванович Куприн работал на протяжении шести лет. Он первым осмелился задеть столь больную тему социального общества. В самом же обществе порыв автора совсем не оценили. Произведение назвали порнографическим, на издательство даже подали в суд.
Негативных отзывов стоило ожидать. Общественный строй во все времена видит то, что желает видеть. Куприн все же ответил критикам: «Я убежден, что свое дело сделал. Проституция – это еще более страшное зло, чем война, мор, голод. Войны проходят, но проституция живет веками».
Фильм 1990 года
Первую экранизацию «Ямы» Куприна сегодня помнят немногие, несмотря на блестящий актерский состав. Главную роль в этом фильме исполнила Татьяна Догилева. Олег Меньшиков сыграл Лихонина.
Правда, согласно сюжету киноленты, молодой человек, решивший перевоспитать проститутку, не студент, а состоявшийся адвокат. Режиссер фильма – Светлана Ильинская.
В картине также сыграли Евгений Евстигнеев, Ирина Цывина, Валентина Талызина.
Телесериал «Куприн»
Этот фильм не является экранизацией «Ямы» в полном смысле этого слова. Сериал снят по мотивам не только повести об обитательницах борделе, но и произведений «Поединок», «Впотьмах». Кроме того, нет в фильме такого персонажа, как Платонов. Есть Александр Куприн. В образе писателя перед зрителями предстал Михаил Пореченков.
Женю в сериале сыграла Светлана Ходченкова. Тамару – Полина Агуреева. Роль Лихонина исполнил Антон Шагин. В первой части телевизионного фильма «Куприн», основная сюжетная линия которой основана на повести «Яма», сыграли Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Нелли Попова и другие.
Многие знают такие произведения Куприна, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Неудивительно, ведь повести включены в школьную программу.
«Яма» не относится к самым известным книгам Александра Куприна. Интерес к ней возрос после премьеры сериала «Куприн». Стоит сказать, что отрицательных рецензий на литературный первоисточник очень мало.
Читатели в основном с восхищением отзываются о повести «Яма».
Сегодня уже никто не назовет книгу Куприна порнографической, как это было в начале минувшего столетия. Она получила гневные отзывы от критиков прежде всего в силу натурализма, непривычной откровенности.
Для современных читателей нет ничего странного в описании быта проституток. В книге нет откровенной пошлости и непотребства.
Куприн оставил за кадром все лишнее, донеся без потерь глубину эмоций, переживаний героинь.
Источник: https://www.syl.ru/article/360471/povest-aleksandra-kuprina-yama-kratkoe-soderjanie-kritika
Краткое содержание повести Куприна «Яма»
пересказы
школьная программа
В этой статье вы сможете прочитать краткое содержание самой большой повести Александра Куприна «Яма». Начинается книга с описания истории Ямской слободы, где раньше бурлила разудалая ямщицкая жизнь.
Во времена описываемых событий две главные улицы южного города – Большая Ямская и Малая Ямская уже застроены публичными домами, которых насчитывается более тридцати.
Самым респектабельным считается публичный дом Треппеля, где за визит берется три рубля, а в незатейливых публичных домах с дырявыми одеялами, грязными простынями и убогой обстановкой посещение обходится клиенту всего в пятьдесят копеек. В средней ценовой категории находится дом Анны Марковны – плата за вход составляет два рубля.
Хозяйке заведения около шестидесяти лет, и она как бы состоит из трех шаров: пышного низа, круглых торса и головы. Ее старичок-муж тоже не сидит без дела: аккомпанирует на гитаре во время танцев. В штате заведения также две экономки и швейцар-вышибала Симеон.
К девушкам, работающим в заведении, Анна Марковна относится как тиран и кровопийца, но для своей дочери Берточки она самая нежная мать, не жалеющая для нее ни лошадей, ни бриллиантов, ни ежегодных поездок за границу.
Утром и днем дом терпимости напоминает сонное царство, обитательницы ходят немытые, нечесаные, полураздетые. Но к вечеру все разительно меняется: зажигаются красные фонари, наряжаются и красятся жрицы продажной любви, льется музыка, съезжаются разномастные гости: студенты, чиновники, актеры, приказчики.
Проститутки не только обслуживают клиентов, но и стараются раскрутить их на шампанское, конфеты, апельсины. Каждая лелеет надежду, что какой-нибудь знатный господин влюбится в нее и возьмет к себе на содержание.
Этот дом постоянно посещает репортер Платонов, но не с целью развлечения, а с целью изучения внутренней жизни в подобном заведении. Он утверждается в мысли, что такой порок, как проституция, непобедим. Многие литературные критики считают данный персонаж прототипом автора, от его имени Куприн выражает свое отношение к этому социальному злу.
Студент Лихонин считает, что этих заблудших женщин еще можно спасти, и выкупает обитательницу публичного дома Любу, чтобы наставить ее на путь истинный.
Он начинает заниматься ее образованием, водит в театр, друзья-студенты учат ее играть на музыкальных инструментах.
Но вскоре молодой человек понимает, что взвалил на себя непосильный груз, и в результате Люба переживает «второе» падение — возвращается в публичный дом.
Самыми яркими представительницами древней профессии в доме Анны Марковны являются красавица Женя, которую собственная мать продала в порочное рабство некоему доктору в Житомире еще в детстве, и бывшая воспитанница монастыря Тамара, бегло говорящая на двух языках – английском и немецком.
Когда Женя узнает, что заразилась позорной болезнью – сифилисом, то не приступает к лечению, а старается заразить как можно больше клиентов, которых считает «двуногими подлецами». После воплощения своего плана Женя сводит счеты с жизнью.
В дальнейшем хозяйкой публичного дома становится бывшая экономка Эмма Эдуардовна, заведение приходит в упадок, а все бывшие обитательницы по разным причинам трагически уходят из жизни. Паша сходит с ума; как мы уже писали раньше, кончает самоубийством Женя; Верку убивает «возлюбленный», в пьяной драке умирает Манька, а Тамара попадает в тюрьму.
Славящиеся своим буйством и развратом Ямки превращаются в будничную и мирную городскую окраину.
В этой повести писатель без прикрас описал тему продажной любви, ее нравственные, психологические и социальные аспекты.
И как мы видим, этот путь ведет в никуда, к разрушению и поруганию жизни, которая, выражаясь словами Платонова, должна быть проявлением «великой радости и беспристрастного творчества». А проституцию сам автор считал еще большим злом, чем войну.
Так как войны проходят, а этот порок продолжает существовать веками. Поэтому данное произведение можно назвать предостережением для тех, кто хочет купить или продать любовь за деньги. И оно актуально и по сей день.
Текст подходит для использования в читательском дневнике.
Краткое содержание предоставлено Коровиной Мариной.
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: https://chitatelnica.ru/pereskazy/kuprin-yama-kratkoe-soderzhanie.html
Яма
Заведение Анны Марковны не из самых шикарных, как, скажем, заведение Треппеля, но и не из низкоразрядных. В Яме (бывшей Ямской слободе) таких только два. Остальные — рублёвые и полтинничные, для солдат, воришек, золоторотцев.
Образ жизни, нравы и обычаи почти одинаковы во всех тридцати с лишком заведениях, разница только в плате, взимаемой за кратковременную любовь.
Поздним майским вечером у Анны Марковны в зале для гостей веселится компания студентов. В их компании приват-доцент Ярченко и репортёр местной газеты Платонов. Девицы уже вышли к ним, но мужчины продолжают начатый ещё на улице разговор.
Продолжение после рекламы:
Платонов рассказывает, что давно и хорошо знает это заведение и его обитательниц. Он, можно сказать, здесь свой человек, однако ни у одной из «девочек» он ни разу не побывал. Ему хочется войти в этот мирок и понять его изнутри.
Все громкие фразы о торговле женским мясом — ничто в сравнении с будничными, деловыми мелочами, прозаическим обиходом. Ужас в том, что это и не воспринимается как ужас. Мещанские будни — и только.
Причём самым невероятным образом сходятся здесь несоединимые, казалось, начала: искренняя набожность и природное тяготение к преступлению.
Вот Симеон, здешний вышибала. Обирает проституток, бьёт их, в прошлом, наверняка, убийца, но любит творения Иоанна Дамаскина и религиозен необычайно. Или Анна Марковна. Кровопийца, гиена, но самая нежная и щедрая мать для своей дочери Берты.
Брифли существует благодаря рекламе:
В залу в это время входит Женя, которую Платонов, остальные клиенты и обитательницы дома уважают за красоту, насмешливую дерзость и независимость.
Взволнованная девушка очень быстро говорит на условном жаргоне с Тамарой, но Платонов понимает его: Женя волнуется за подружку Пашу. Из-за наплыва публики её уже более десяти раз брали в комнату, и это закончилось истерикой и обмороком.
Но как только девушка приходит в себя, хозяйка вновь отправляет её к гостям. Девушка пользуется бешеным спросом из-за своей сексуальности.
Платонов платит за неё, чтобы Паша отдохнула в их компании. Студенты вскоре расходятся по комнатам, и Платонов, оставшись вдвоём с Василием Васильичем Лихониным, идейным анархистом, продолжает свой рассказ о здешних женщинах. Что же касается проституции как глобального явления, то она — зло непреоборимое.
Лихонин сочувственно слушает Платонова и вдруг заявляет, что не хотел бы оставаться лишь соболезнующим зрителем. Он хочет взять отсюда девушку, спасти. Платонов убеждён, что девушка вернётся назад, так же считает и Женя.
Лихонин спрашивает у ещё одной девушка, Любы, хочет ли она выйти отсюда и открыть свою столовую. Девушка соглашается.
Лихонин нанимает её на целый день, а назавтра собирается потребовать у Анны Марковны её жёлтый билет и сменить его на паспорт.
Продолжение после рекламы:
Беря ответственность за судьбу человека, студент плохо представляет себе связанные с этим тяготы. Жизнь его осложняется с первых же часов. Впрочем, друзья согласны помогать ему развивать спасённую.
Лихонин начинает преподавать ей арифметику, географию и историю, на него же ложится обязанность водить её на выставки, в театр и на популярные лекции. Нежерадзе читает ей «Витязя в тигровой шкуре» и учит играть на гитаре, мандолине и зурне.
Симановский предлагает изучать Марксов «Капитал», историю культуры, физику и химию.
Всё это занимает уйму времени, требует немалых средств, но даёт очень скромные результаты. Студенты стараются поддерживать с Любой братские отношения, но она воспринимает их как пренебрежение к её женским достоинствам.
Чтобы получить у хозяйки Любин жёлтый билет, Лихонину приходится отдать все долги девушки, и паспорт обходится в кругленькую сумму. Проблемой становятся и отношения друзей Лихонина к Любе, хорошеющей вне обстановки публичного дома.
Но Люба всем отказывает, потому что всё больше привязывается к своему Василь Васильичу.
Тот же, заметив, что она нравится друзьям, уже подумывает о том, чтобы застать их ненароком, устроить сцену и освободиться от непосильной для него ноши.
Брифли существует благодаря рекламе:
Люба вновь появляется у Анны Марковны вслед за другим необыкновенным событием. Известная всей России певица Ровинская, большая, красивая женщина с зелёными глазами египтянки, в компании баронессы Тефтинг, адвоката Розанова и светского молодого человека Володи Чаплинского от скуки объезжает все заведения Ямы и наконец появляется у Анны Марковны.
Компания занимает отдельный кабинет, куда экономка сгоняет девиц. Последней водит Тамара, тихая, хорошенькая девушка, когда-то бывшая послушницей в монастыре, бегло говорящая по-французски и по-немецки. Все знали, что был у неё сутенёр Сенечка, вор, на которого она изрядно тратилась.
Если ты любишь человека, то тебе всё должно быть мило от него. Он в тюрьму, и ты с ним в тюрьму. Он сделался вором, а ты ему помогай. Он нищий, а ты всё-таки с ним.
По просьбе Елены Викторовны барышни поют свои обычные песни.
Вдруг в кабинет врывается пьяная Манька Маленькая. В трезвом виде это — самая кроткая девушка в заведении, но сейчас она падает на пол и кричит: «Ура! К нам новые девки поступили!».
Возмущённая баронесса говорит, что она патронирует монастырь для павших девушек — приют Магдалины. Женька предлагает этой старой дуре немедленно убираться.
Её приюты — хуже, чем тюрьма, а Тамара заявляет: ей хорошо известно, что половина приличных женщин состоит на содержании, а остальные, постарше, содержат молодых мальчиков. Из проституток едва ли одна на тысячу делала аборт, а они все по нескольку раз.
Во время Тамариной тирады баронесса говорит по-французски, что она где-то уже видела это лицо, и Ровинская, тоже по-французски, напоминает ей, что перед ними хористка Маргарита из Харькова. Тогда Ровинская не была ещё баронессой.
Ровинская встаёт, обещает уехать и оплатить время девочек, а на прощание поёт им романс Даргомыжского «Расстались гордо мы…». Как только смолкает пение, неукротимая Женька падает перед Ровинской на колени и рыдает. Елена Викторовна наклоняется её поцеловать, но та о чём-то тихо спрашивает её. Певица отвечает, что несколько месяцев лечения — и все пройдёт.
После этого визита Тамара интересуется здоровьем Жени. Та признаётся, что заразилась сифилисом, но не объявляет об этом, а каждый вечер нарочно заражает по десять — пятнадцать двуногих подлецов.
Девушки проклинают всех своих самых неприятных или склонных к извращениям клиентов.
Женщина любит один раз, но навсегда, а мужчина, точно борзой кобель… Это ничего, что он изменяет, но у него никогда не остаётся даже простого чувства благодарности ни к старой, ни к новой любовнице.
Женя вспоминает имя человека, которому её, десятилетнюю, продала собственная мать.
Зоя припоминает своего учителя, который сказал, что она должна его во всём слушаться или он выгонит её из школы за дурное поведение.
В этот момент и появляется Любка. На просьбу принять её обратно экономка отвечает руганью и побоями. Женька, не стерпев, вцепляется ей в волосы. В соседних комнатах начинают кричать, и припадок истерии охватывает весь дом. Лишь через час Симеон с двумя собратьями по профессии утихомиривает девочек, и в обычный час младшая экономка вызывает их в залу.
Кадет Коля Гладышев неизменно приходит именно к Жене. И сегодня он сидит у неё в комнате, но она просит его не торопиться и не позволяет поцеловать себя. Наконец она говорит, что больна, другая бы не пощадила его. Ведь те, кому платят за любовь, ненавидят платящих и никогда их не жалеют. Женя прощается с кадетом навсегда.
Утром Женя отправляется в порт, где, оставив газету ради бродяжей жизни, работает на разгрузке арбузов Платонов. Она рассказывает ему о своей болезни, а он о том, что, наверное, от неё заразились Сабашников и студент по прозвищу Рамзес, который застрелился, оставив записку, где писал, что виноват в случившемся он сам, потому что взял женщину за деньги, без любви.
Любящий Женьку Сергей Павлович не может разрешить сомнений, охвативших её: не была ли мечта заразить всех глупостью? Женя теряет смысл жизни. Дня через два её находят повесившейся.
Это попахивает для заведения скандальной славой, но теперь это волнует только экономку, которая наконец стала хозяйкой, купив дом у Анны Марковны.
Она объявляет барышням, что отныне требует настоящего порядка и безусловного послушания, и предлагает Тамаре стать её главной помощницей, но чтобы Сенечка не появлялся в доме.
Через Ровинскую и Резанова Тамара хоронит самоубийцу Женьку по православному обряду. Вслед за Женькой умирает Паша. Она окончательно впала в слабоумие, и её отвезли в сумасшедший дом, где она и скончалась. Но и этим не кончились неприятности бывшей экономки.
Тамара втирается в доверие к нотариусу и вместе с Сенькой вскоре грабит его. Нотариусу она подмешала сонный порошок, впустила в квартиру Сеньку, и он вскрыл сейф. Спустя год Сенька попадается в Москве и выдаёт Тамару, бежавшую с ним.
Затем уходит из жизни Вера. Её возлюбленный, чиновник военного ведомства, растратил казённые деньги и решил застрелиться. Вера захотела разделить его участь. В номере дорогой гостиницы после шикарного пира он выстрелил в неё, смалодушничал и только ранил себя.
Наконец, во время одной из драк убивают Маньку Маленькую. Завершается разорение заведения, когда на помощь двум драчунам, которых обсчитали в соседнем борделе, приходит сотня солдат.
Пересказал И. Г. Животовский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Источник: https://briefly.ru/kuprin/jama/
Краткое содержание Куприн Яма для читательского дневника
Развлекательное заведение Анны Марковны находится в так называемой Яме (Ямской слободе), оно не относится к изысканным и шикарным местам, но и не принадлежит к самым низким.
Сюда в поисках удовольствий приходят разные мужчины. Среди них одним вечером появляются репортёр Платонов и приват-доцент Ярченко. Во время их беседы с одной из девушек, Пашей, случается истерика, из-за того, что её в течение вечера десятки раз вызывали клиенты.
К мужчинам подходит самая уважаемая, умная и дерзкая девушка Женя. Женя, Платонов и студент – анархист Лихонин Василий Васильевич спорят о том, можно ли спасти девушку, попавшую в сеть проституции и вернуть её к нормальной жизни.
Лихонин жаждет доказать, что это возможно. С этой целью он забирает из публичного дома девушку Любу. И с помощью своих товарищей, пытается дать ей образование и воспитание. Люба влюбляется в него.
Но для Лихонина она становится тяжким грузом, и он лишь ищет повода расстаться с ней.
Люба возвращается к заведение, но новая хозяйка избивает её. Завязывается драка между Женей, защищавшей Любу, и хозяйкой.
После визита известной певицы Ровинской, Женя признаётся, что больна сифилисом и намеренно заражает мужчин, приходящих к ней. Наказывает их.
Женя теряет цель в жизни и вешается. Паша умирает в дурдоме. Тамару предаёт жених Сенька. Затем от выстрела возлюбленного погибает Вера. Так заканчивается существование Ямы.
Подробный пересказ Ямы Куприна
В повести говорится о жизни девиц легкого поведения.
Произведение начинается с описания одного из публичных домов, который находится в Ямской слободе. Заведение содержала Анна Марковна и считала его роскошным. В один из вечеров у нее веселились студенты. Недалеко от них беседовал корреспондент местной газеты Платонов и доцент Ярченко.
В ходе разговора Платонов хвалился тем, что он часто заходит сюда, однако ни с одной проституткой он так и не был. Ему очень хочется узнать, как проходят обыкновенные будни таких девушек, ведь если они здесь работают, то и обязательно такой вид деятельности приведет их к преступным действиям.
В это время появляется одна из девушек, которая торопливо говорит хозяйке за свои опасения насчет состояния Паши. Ее постоянно приглашают посетители, и Паша находится в панике. Однако, ее приводят в чувство и она опять идет к посетителям.
Платонов приглашает ее к разговору для того, чтобы она немного отдохнула.
После этого он знакомится с Лихониным, который хочет вытащить из этого мерзкого места Любу. Он интересуется у нее, готова ли она открыть столовую, выйдя из дома терпимости, на что та соглашается.
Василий Васильевич начинает учить девушку, не осознавая, насколько это тяжело будет. Его приятели дают согласие на то, что они помогут Лихонину в обучении. Сам студент преподает ей арифметические, исторические и географические науки.
Кроме того он водит ее на спектакли в театр. Его друг пытается научить Любу игре на музыкальных инструментах. Лихонин оплачивает все долги проститутки, чтобы получить для нее паспорт.
Вскоре Люба становится самым ярким объектом внимания среди студентов, однако, у нее чувства лишь только к Лихонину. Но студент, улучает момент, чтобы приревновать ее к приятелям, и отвязаться от нее.
Люба вновь оказывается у Анны Марковны. У той же с визитом в компании своих друзей пребывала красивая певица Ровинская. По ее просьбе хозяйка сгоняет всех проституток, которые поют песни для Елены Викторовны.
После этого, баронесса говорит, что под ее патронажем находится приют Магдалины, где содержатся проститутки. Одна из девушек говорит, чтобы женщина уезжала. Отбыв, певица, оплачивает время девушек и поет им на прощание романс.
После этого Женька тихонько ее о чем-то спрашивает, на что Ровинская отвечает, что эта болезнь поддается лечению.
Однако, девушка после визита певицы отправляется в порт, где разгружает арбузы. Между тем она рассказывает повстречавшему Платонову о том, что больна, на что он говорит о том, что наверняка от нее заразились несколько его друзей.
Потеряв интерес к жизни, Женька покончила жизнь самоубийством. А в это время бывшая экономка приобрела дом у Анны Марковны и устроила свои законы. Но у нее вдруг пошли неприятности одна за другой. После Женьки сошла с ума Паша.
Затем Тамара со своим сутенером обворовывает нотариуса и попадает в тюрьму. Вера попросила возлюбленного, чиновника одного из ведомств после его растраты застрелить ее тоже. В итоге она умерла, а он только ранил себя. В одной из драк погибает Манька Маленькая.
А заведение разоряется. Повесть учит сохранять нашему поколению целомудрие и придерживаться чистых отношений.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/kuprin/yama
Краткое содержание Яма, Куприн читать
Главная>Краткие содержания>Произведения Куприна
Быстрый переход:
Очень краткое содержание (в двух словах)
Краткое содержание (подробно)
Очень краткое содержание (в двух словах)
В произведении рассказываются обычные будни одного из публичных домов расположенного на городской окраине под названием Яма. В публичном доме главенствует жёсткая Анна Марковна, где происходят разные события.
Сначала студент Лихонин забирает девушку Любу домой, чтобы спасти её от нравственного падения, но ничего не получается, и она вскоре возвращается обратно. Другая девушка Женя заболевает сифилисом и намеренно заражает всех клиентов, жалея только молодого кадета Колю.
Перед медосмотром она совершает самоубийство. Проститутка Пашка сходит с ума. Тамара попадает в тюрьму. За всем этим наблюдает завсегдатай заведения — журналист Платонов. В конце произведения Анна Марковна продаёт заведение и отходит от дел.
А через некоторое время, после разгрома драгунами многих заведений Ямы, выходит указ генерал-губернатора о закрытии всех публичных домов в городе.
Краткое содержание (подробно)
В неком южном городе, на окраине, в районе Ямской слободы, или так называемой Ямы, располагалось заведение Анны Марковны. Оно не было из разряда шикарных, но и не относилось к низкоразрядным. Таких публичных домов, как у нее, в области было еще два, а остальные были рублевыми или полтинничными, специально для солдат и воришек.
В один майский вечер к ней заглянули студенты в компании с приват-доцентом Ярченко и журналистом Платоновым. К ним уже подошли девицы, а они все продолжали свою беседу. Платонов рассказывал, что он здесь завсегдатай и его воспринимают как «своего».
Однако ни с одной из девиц не бывал, так как его интересует другая сторона вопроса. Он просто внимательно наблюдает изнутри за этим миром, где торгуют женским мясом, и все записывает. Его удивляет то, что этот ужас вовсе не воспринимается как ужас.
В этом «доме» искренняя набожность каким-то образом свободно соседствует с преступлением. Вот, например, местный вышибала Симеон. По нему сразу видно, что он бывший убийца и преступник.
Не раз он обирал и бил проституток, но при этом необычайно религиозен и искренне почитает творения Иоанна Дамаскина. Сама Анна Марковна была по натуре настоящей мегерой и кровопийцей, а для дочери своей нежнейшей матерью.
Для своей Берточки она ни денег, ни бриллиантов не жалеет. Дает ей лучшее образование, вот даже Платонова наняла ей в учителя.
В зале появилась Женя – девушка красивая, но дерзкая и независимая. За это в заведении все ее уважали. Сегодня она была какой-то взбудораженной и о чем-то переговаривалась с Тамарой.
Пашку уже десятый раз забирали в комнату, девушка пользовалась бешеной популярностью у посетителей. Вскоре у нее случился срыв. Ей дали немного передохнуть, а потом снова отправили работать.
Платонов с молодым студентом Лихониным беседовали о местных женщинах.
По натуре Лихонин идейный анархист. Он приехал жениться на Лене, которая не сказала ему, что уже является содержанкой пожилого мужчины. Разочаровавшись, он стал с друзьями выпивать и посещать заведение Анны Марковны. Здесь ему встретилась Люба – невинная девушка, которую продали в публичный дом.
Лихонин хотел помочь ей уйти отсюда. Платонов предупредил студента, что дело может закончиться тем, что Люба вернется. Женька подтвердила. Она сама видела, как многие возвращались, но Лихонин стоял на своем. Любе он предложил уйти не в качестве содержанки, а по-дружески.
Он обещал помочь ей с открытием бакалейной лавки.
Люба согласилась. Тогда студент купил ее за десятку у экономки на целый день и с помощью Платонова увез ее. Анна Марковна, узнав об этом, сразу же его уволила. Ей давно не нравилось, что Сергей Иванович сует нос не в свои дела.
Лихонин на следующий день покрыл долги Любы, забрал ее паспорт и желтый билет. Взяв на себя такую ответственность за другого человека, он вряд ли понимал, чем это обернется. Проблемы начались с первых же часов.
Несмотря на то, что все его друзья согласились помогать ему в развитии спасенной, ничего не получалось.
Он лично учил ее арифметике, истории, географии. Он водил ее по театрам, музеям и выставкам. Другие студенты читали Любе «Витязя в тигровой шкуре», «Капитал» Маркса, учили играть на гитаре, но результаты были очень скромные, а усилия и растраты большие.
К тому же Лихонин относился к девушке как к сестре, а она воспринимала это как пренебрежение ее женским началом. Более того, Соловьев стал уделять ей все больше внимания, а Лихонин и не возражал. Люба на любые ухаживания отвечала отказом, так как хотела оставаться верной своему благодетелю.
В конце концов, она ушла обратно к Анне Марковне.
Ее возвращение совпало еще с одним событием в городе. В слободе была известная оперная певица Ровинская – женщина необычайно красивая с большими зелеными глазами.
От скуки она объезжала любые заведения Ямы, начиная с самых дорогих и, заканчивая самыми дешевыми. Компанию ей составили баронесса Тефтинг, адвокат Розанов и Володя Чаплинский.
У Анны Марковны е выделили отдельную комнату, где собрались все девицы. По просьбе Ровинской они пели свои самобытные песни.
Последней пришла Тамара – бывшая послушница монастыря. Девушка была хорошо образована и знала два иностранных языка: французский и немецкий. Все знали, что у нее есть молодой иждивенец Сенька – редкостный проныра и бандит.
Она на него изрядно тратилась и многое ему позволяла. В комнату ворвалась пьяная Манька Маленькая. Упав на пол, она оскорбляла гостью, на что та ответила, что она всего лишь патронирует монастырь для падших девушек.
Женька не сдержалась и назвала баронессу старой дурой, а ее приют – тюрьмой.
В этот конфликт вмешалась Тамара. Она сказала, что добрая половина приличных женщин сами находятся либо на содержании у кого-то, либо содержат молоденьких любовников.
Они чаще проституток делают аборты, а у них все в открытую, им скрывать нечего. Пока Тамара говорила, Ровинская на французском сказала, что где-то видела ее раньше.
Тамара, ей на том же французском сказала, что она та самая хористка Маргарита, выступавшая с ней в Харькове.
Перед уходом баронесса сказала, что их время будет, несомненно, оплачено, а пока она что-нибудь споет для девушек. Она пела романс Даргомыжского.
На удивление неукротимая Женька расчувствовалась, упала ей в ноги и зарыдала. Когда Ровинская наклонилась к ней, Женька прошептала ей, что безнадежно больна.
Баронесса уверяла, что несколько месяцев лечения пойдут ей на пользу, но Женька не унималась.
После ухода Ровинской Тамара поинтересовалась, все ли в порядке с Женькой. Женька ответила, что больна сифилисом и нарочно заражает мужчин, которые к ней приходят.
Затем девушки вспоминали и проклинали тех, из-за кого они оказались здесь. Как раз на пороге появилась Любка, которую экономка пыталась прогнать.
Тогда Женька вцепилась той в волосы, да и другие девушки подняли истерику. Было решено оставить Любу до первого проступка.
В заведении часто бывал молоденький кадет Коля. Он любовался Женькой и был в нее влюблен. Сегодня он смог оплатить время с ней, но она не торопилась его ублажать. Ей отчего-то было жаль кадета.
Она рассказала ему, что больна и не хочет его заражать. Наутро она отправилась в порт, где бывал Платонов.
В беседе с ним она рассказала своей беде и о том, что возможно заразила многих других людей, в том числе и студентов.
Когда пришло время медосмотра, Женька повесилась. Для заведения это стало страшным ударом. Анна Марковна наскоро упаковала чемоданы и решила уехать. Управляющей была назначена Эмма Эдуардовна, а ее помощницей Тамара. Эмма Эдуардовна предупредила всех, что теперь здесь должен быть полный порядок и безупречное послушание. От Тамары она потребовала, чтобы она перестала принимать Сеньку.
Тамаре удалось организовать похороны Женьки через Ровинскую. Следующей умерла Пашка, которая окончательно свихнулась и в последнее время пребывала в сумасшедшем доме. На этом неприятности не закончились.
Вскоре в потасовке была убита Манька Маленькая. Тамара помогла Сеньке совершить крупный грабеж. Когда его поймали в Москве, он выдал и ее.
Ну и итогом разорения заведения Эммы Эдуардовны стала крупная драка, в которой на помощь двум задирам, которых обсчитали, пришла сотня других солдат.
- см. также:Краткие содержания других произведений
- Характеристики главных героев произведения Яма, Куприн
- Сочинения по произведению Яма, Куприн
- Краткая биография Александра Куприна
Источник: https://www.sdamna5.ru/yama_kratko
«Яма», анализ повести Куприна
А. Куприн работал над повестью «Яма» на протяжении шести лет – с 1908 по 1914 гг., хотя замысел произведения родился еще в 1906 г. Он первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви, показать жизнь продажных женщин «во всей ее чудовищной простоте».
Своеобразие сюжетной композиции повести
Повествование в «Яме» не связано с судьбой одного или нескольких героев, в ней отсутствует единый сюжетный стержень.
Сюжетную основу «Ямы» составляют картины жизни определенной социальной среды — обитательниц публичных домов.
Автор описывает день за днем жизнь девушек в «двухрублевом заведении»; своеобразную хронику событий объединяет диалог Платонова и Лихонина о причинах «страшной социальной язвы» — проституции.
Для повествования характерна чисто очерковая описательность, обилие различных, мало связанных между собой эпизодов.
В определенной мере это является отражением отсутствия целостной идейной концепции у Куприна. Отсутствие центральных героев в повести не случайно.
Автор стремится показать, что «маленький человек» бессилен в борьбе с социальным злом, он просто эпизодическая фигура в этой картине жизни.
Композиционно повесть состоит из трех частей. Первая часть включает 12 глав, вторая имеет 17 глав, третья – 9. В заключительной главе повести, играющей роль эпилога, кратко описывается трагическая судьба всех проституток.
Сюжетной связкой первой и второй частей повести является желание студента Лихонина провести социальный эксперимент – спасти одну из девушек-проституток. История отношений Лихонина с проституткой Любкой составляет сюжетную основу второй части произведения, но наряду с ней продолжается рассказ о жизни обитателей «Ямы». В третьей части повести подводятся итоги жизни каждой проститутки.
Первая часть повести сильнее в художественном отношении, в последующих усиливаются элементы публицистики, обесцвечивается язык персонажей. Для повести характерны новеллизм (особенно во второй и третьей части), внесюжетные вставные эпизоды (новелла о торговце «живым товаром» Горизонте, эпизоды с певицей Ровинской и адвокатом Рязановым). «Яма» — яркий пример натуралистической прозы.
Тематика и проблематика повести
Куприн подходит к главной теме произведения – проституции — с честной, неравнодушной и человечной позицией художника-гуманиста, глубоко сочувствуя женщинам, оказавшимся на «дне» жизни.
В повести поднимается также целый ряд сложных социально-философских проблем, так или иначе связанных с главной темой произведения.
В книге идет речь о силе искусства, о системе воспитания и образования, о порочности нравов в обществе, о невежестве. В уста героев Куприн вкладывает рассуждения о революции, о русском характере.
Во второй части повести через сюжетную линию отношений Лихонина и Любки Куприн поднимает важную тему оторванности интеллигенции от народа.
Повесть о домах терпимости смело можно назвать произведением о социальных и моральных тупиках современности.
Система образов повести
Образы обитательниц публичного дома художественно ярки и жизненны. Куприн создал целую галерею психотипов проституток – кроткая в трезвом состоянии Маня Маленькая, несчастная Паша, влюбленная в вора Сеньку Тамара, единственная любительница чтения Женька.
Девушки, живущие в «заведении» Анны Марковны, различаются как внешне, так и внутренне. Давая яркие, колоритные портретные зарисовки проституток, автор не случайно сравнивает их с животными, ведь вся их жизнь проходит на уровне животных инстинктов.
За исключением образов Любки и Женьки образы жриц любви даны статично, без развития, так как и жизнь этих людей подобна застоявшемуся болоту.
Мастерски выписаны образы содержателей публичного дома – Анны Марковны и ее безвольного мужа Исая Саввича. Не менее ярок и точен образ старшей экономки Эльзы Эдуардовны.
- Во многом автобиографичен образ репортера Платонова, наблюдающего жизнь дома терпимости и выступающего в роли рупора идей автора.
- Куприн с потрясающей правдивостью раскрывает всю уродливость жизни падших женщин, сочувствуя при этом всем сердцем проституткам, поскольку они – порождение духовной нищеты общества.
- «Гранатовый браслет», анализ рассказа
- «Олеся», анализ повести Куприна
- «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
- Александр Иванович Куприн, биография
- «Поединок», анализ повести Куприна
- «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
- «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
- «Тапёр», анализ рассказа Куприна
- «Слон», анализ рассказа Куприна
- «Суламифь», анализ повести Куприна
- «Allez!», анализ рассказа Куприна
- «Молох», анализ повести Куприна
- «Изумруд», анализ рассказа Куприна
- Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
По писателю: Куприн Александр Иванович
Источник: https://goldlit.ru/kuprin/273-yama-analiz
Готовые школьные сочинения
мая
23 2010
Краткое изложение повести Куприна «Яма»
Заведение Анны Марковны не из самых шикарных» как, скажем, заведение Треппеля, но и не из низкоразрядных. В Яме (бывшей Ямской слободе) таких было еще только два. Остальные — рублевые и полтинничные, для солдат, воришек, золоторотцев.
Поздним майским вечером у Анны Марковны в зале для гостей разместилась компания студентов, с которыми был приват-доцент Ярченко и репортер местной газеты Платонов. Девицы уже вышли к ним, но мужчины продолжали начатый еще на улице разговор. Платонов рассказывал, что давно и хорошо знает это заведение и его обитательниц.
Он, можно сказать, здесь свой человек, однако ни у одной из «девочек» он ни разу не побывал. Ему хотелось войти в этот мирок и понять его изнутри. Все громкие фразы о торговле женским мясом — ничто в сравнении с будничными, деловыми мелочами, прозаическим обиходом. Ужас в том, что это и не воспринимается как ужас.
Мещанские будни — и только. Причем самым невероятным образом сходятся здесь несоединимые, казалось, начала: искренняя, например, набожность и природное тяготение к преступлению. Вот Симеон, здешний вышибала. Обирает проституток, бьет их, в прошлом наверняка убийца. А подружился он с ним на творениях Иоанна Дамаскина.
Религиозен необычайно. Или Анна Марковна. Кровопийца, гиена, но самая нежная мать. Все для Берточки: и лошади, и англичанка, и бриллиантов на сорок тысяч.
В залу в это время вошла Женя, которую Платонов, да и клиенты, и обитательницы дома уважали за красоту, насмешливую дерзость и независимость. Она была сегодня взволнованной и быстро-быстро заговорила на условном жаргоне с Тамарой. Однако Платонов понимал его: из-за наплыва публики Пашу уже более десяти раз брали в комнату, и это закончилось истерикой и обмороком.
Но как только она пришла в себя, хозяйка вновь отправила ее к гостям. Девушка пользовалась бешеным спросом из-за своей сексуальности. Платонов заплатил за нее, чтобы Паша отдохнула в их компании… Студенты вскоре разбрелись по комнатам, и Платонов, оставшись вдвоем с Лихониным, идейным анархистом, продолжил свой рассказ о здешних женщинах.
Что же касается проституции как глобального явления, то она — зло непреоборимое.
Лихонин сочувственно слушал Платонова и вдруг заявил, что не хотел бы оставаться лишь соболезнующим зрителем. Он хочет взять отсюда девушку, спасти. «Спасти? Вернется назад», — убежденно заявил Платонов. «Вернется», — в тон ему откликнулась Женя. «Люба, — обратился Лихонин к другой вернувшейся девушке, — хочешь уйти отсюда? Не на содержание. Я тебе пособлю, откроешь столовую».
Девушка согласилась, и Лихонин, за десятку взяв ее у экономки на квартиру на целый день, назавтра собрался потребовать ее желтый билет и сменить его на паспорт. Беря ответственность за судьбу человека, студент плохо представлял себе связанные с этим тяготы. Жизнь его осложнилась с первых же часов.
Впрочем, друзья согласились помогать ему развивать спасенную. Лихонин стал преподавать ей арифметику, географию и историю, на него же легла обязанность водить ее на выставки, в театр и на популярные лекции. Нежерадзе взялся читать ей «Витязя в тигровой шкуре» и учить играть на гитаре, мандолине и зурне.
Симановский предложил изучать Марксов «Капитал», историю культуры, физику и химию.
Все это занимало уйму времени, требовало немалых средств, но давало очень скромные результаты. Кроме того, братские отношения с ней не всегда удавались, а она воспринимала их как пренебрежение к ее женским достоинствам.
Чтобы получить у хозяйки Любин желтый билет, ему пришлось уплатить более пятисот рублей ее долга. В двадцать пять обошелся паспорт. Проблемой стали и отношения его друзей к Любе, хорошевшей и хорошевшей вне обстановки публичного дома.
Соловьев неожиданно для себя обнаружил, что подчиняется обаянию ее женственности, а Симановский все чаще и чаще обращался к теме материалистического объяснения любви между мужчиной и женщиной и, когда чертил схему этих отношений, так низко наклонялся над сидящей Любой, что слышал запах ее груди. Но на всю его эротическую белиберду она отвечала «нет» и «нет», потому что все больше привязывалась к своему Василь Васильичу. Тот же, заметив, что она нравится Симановскому, уже подумывал о том, чтобы, застав их ненароком, устроить сцену и освободиться от действительно непосильной для него ноши.
Любка вновь появилась у Анны Марковны вслед за другим необыкновенным событием. Известная всей России певица Ровинская, большая, красивая женщина с зелеными глазами египтянки, в компании баронессы Тефтинг, адвоката Розанова и светского молодого человека Володи Чаплинского от скуки объезжала заведения Ямы: сначала дорогое, потом среднее, потом и самое грязное.
После Треппеля отправились к Анне Марковне и заняли отдельный кабинет, куда экономка согнала девиц. Последней вошла Тамара, тихая, хорошенькая девушка, когда-то бывшая послушницей в монастыре, а до того еще кем-то, во всяком случае бегло говорила по-французски и по-немецки. Все знали, что был у нее «кот» Сенечка, вор, на которого она изрядно тратилась.
По просьбе Елены Викторовны барышни спели свои обычные, канонные песни. И все бы обошлось хорошо, если бы к ним не ворвалась пьяная Манька Маленькая.
В трезвом виде это была самая кроткая девушка во всем заведении, но сейчас она повалилась на пол и закричала: «Ура! К нам новые девки поступили!» Баронесса, возмутившись, сказала, что она патронирует монастырь для павших девушек — приют Магдалины.
И тут возникла Женька, предложившая этой старой дуре немедленно убираться. Ее приюты — хуже, чем тюрьма, а Тамара заявила:
ей хорошо известно, что половина приличных женщин состоит на содержании, а остальные, постарше, содержат молодых мальчиков. Из проституток едва ли одна на тысячу делала аборт, а они все по нескольку раз.
Во время Тамариной тирады баронесса сказала по-французски, что она где-то уже видела это лицо, и Ровинская, тоже по-французски, напомнила ей, что перед ними хористка Маргарита, и достаточно вспомнить Харьков, гостиницу Конякина, антрепренера Соловейчика. Тогда баронесса не была еще баронессой.
Ровинская встала и сказала, что, конечно, они уедут и время будет оплачено, а пока она споет им романс Даргомыжского «Расстались гордо мы…». Как только смолкло пение, неукротимая Женька упала перед Ровинской на колени и зарыдала. Елена Викторовна нагнулась ее поцеловать, но та что-то прошептала ей, на что певица ответила, что несколько месяцев лечения — и все пройдет.
После этого визита Тамара поинтересовалась здоровьем Жени. Та призналась, что заразилась сифилисом, но не объявляет об этом, а каждый вечер нарочно заражает по десять — пятнадцать двуногих подлецов.
Девушки стали вспоминать и проклинать всех своих самых неприятных или склонных к извращениям клиентов. Вслед за этим Женя припомнила имя человека, которому ее, десятилетнюю, продала собственная мать. «Я маленькая», — кричала она ему, но он отвечал:
«Ничего, подрастешь», — и повторял потом этот крик ее души, как ходячий анекдот. Зоя припомнила учителя ее школы, который сказал, что она должна его во всем слушаться или он выгонит ее из школы за дурное поведение. В этот момент и появилась Любка.
Эмма Эдуардовна, экономка, на просьбу принять ее обратно ответила руганью и побоями. Женька, не стерпев, вцепилась ей в волосы. В соседних комнатах заголосили, и припадок истерии охватил весь дом.
Лишь через час Симеон с двумя собратьями по профессии смог утихомирить их, и в обычный час младшая экономка Зося прокричала: «Барышни! Одеваться! В залу!»
…Кадет Коля Гладышев неизменно приходил именно к Жене. И сегодня он сидел у нее в комнате, но она попросила его не торопиться и не позволяла поцеловать себя.
Наконец она сказала, что больна и пусть благодарит Бога: другая бы не пощадила его. Ведь те, кому платят за любовь, ненавидят платящих и никогда их не жалеют. Коля сел на край кровати и закрыл лицо руками.
Женька встала и перекрестила его: «Да хранит тебя Господь, мой мальчик».
«Ты простишь меня, Женя?» — сказал он. «Да, мой мальчик. Прости и ты меня… Больше ведь не увидимся!»
Утром Женька отправилась в порт, где, оставив газету ради бродяжей жизни, работал на разгрузке арбузов Платонов.
Она рассказала ему о своей болезни, а он о том, что, наверное, от нее заразились Сабашников и студент по прозвищу Рамзес, который застрелился, оставив записку, где писал, что виноват в случившемся он сам, потому что взял женщину за деньги, без любви.
Но любящий Женьку Сергей Павлович не мог разрешить ее сомнений, охвативших ее после того, как она пожалела Колю: мечта заразить всех не была ли глупостью, фантазией? Ни в чем нет смысла. Ей остается только одно… Дня через два во время медосмотра ее нашли повесившейся. Это попахивало для заведения некоторой скандальной славой.
Но волновать теперь это могло только Эмму Эдуардовну, которая наконец стала хозяйкой, купив дом у Анны Марковны. Она объявила барышням, что отныне требует настоящего порядка и безусловного послушания. Ее заведение будет лучше, чем у Треппеля. Тут же она предложила Тамаре стать ее главной помощницей, но чтобы Сенечка не появлялся в доме.
Через Ровинскую и Резанова Тамара уладила дело с похоронами сомоубийцы Женьки по православному обряду. Все барышни шли за ее гробом. Вслед за Женькой умерла Паша. Она окончательно впала в слабоумие, и ее отвезли в сумасшедший дом, где она и скончалась. Но и этим не кончились неприятности Эммы Эдуардовны.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Краткое изложение повести Куприна «Яма» . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/kratkoe-izlozhenie-povesti-kuprina-yama/