Басня Толстого «Лев и собачка» показывает силу настоящей дружбы, которую не могут разрушить ни внешние различия, ни мнение окружающих. Повстречать пример такой привязанности получается не у всех людей.
Чтобы правильно оформить читательский дневник и понять мысли писателя, стоит ознакомиться с кратким содержанием «Льва и собачки».
Это поможет взглянуть на мир другими глазами, потому что нежные чувства животных были так сильны, что хищник не выдержал гибели пса и скончался от тоски.
Основные персонажи
Басню «Лев и собачка» написал Л. Н. Толстой. После прочтения его творений у читателей возникает большое количество вопросов и остается необычное послевкусие от довольно простых историй. Основных героев можно сравнить с людьми, потому что у них такие же проблемы в жизни.
Главными героями басни являются:
- Лев — могущественный хищник, который живет в зоопарке и выставленный напоказ зрителям. Он дикий и очень сильный, но с псом он заботливый и добрый. Преданность к другу оказалась столь сильной, что он погиб от тоски после его смерти.
- Собака — небольшое беззащитное животное, отданное людьми на съедение хищнику. Она слабая и забавная, но в то же время очень преданная.
Это трогательный и очень грустный рассказ о привязанности льва и собаки. Писатель довольно краток в повествовании. Он не отвлекается на описание чувств персонажей, собственных впечатлений и отношению к событиям.
Автор дает читателю книги возможность самостоятельно все прочувствовать и сделать выводы. Однако краткость и простота изложения не делает басню сухой или скучной.
История дружбы
Однажды в зоопарк Лондона поступили дикие животные. Там были не только львы, но и слоны, зебры и жирафы. Владелец показывал хищников за небольшое вознаграждение или за пищу своим питомцам. Кормом служили дворовые кошки и собаки.
Другими словами, посетить зоопарк мог любой человек. Один пожилой мужчина также хотел полюбоваться дикими животными. Он смог поймать бродячую собаку, которая находилась без присмотра. Посетителя пустили в зверинец, а пса бросили в клетку к большому льву. Обычно он сразу нападал на свою жертву, но только не теперь.
Пес сильно испугался хищника и лег на спину. Потом он встал перед львом на задние лапы и неожиданно начал танцевать. Король зверей тщательно обнюхал собачку и не захотел ее трогать. Он стал относиться к ней очень хорошо. Когда ему кинули свежее мясо, то он поделился собственной порцией с новым знакомым.
Вечером хищник и собака уснули рядом. Пес положил свою маленькую головку на лапу хищника и спокойно отдыхал, а днем они весело играли.
Однажды в зверинец пришел владелец собаки, который сразу узнал своего питомца. Хозяин диких зверей был не против возвратить ее, но царь зверей никого не пускал к ней. Они так и остались жить вместе. Хищник продолжал каждый день делиться пищей с псом.
Трагические события
Спустя год, собака сильно приболела, а потом погибла. Когда лев понял, что произошло с его лучшим другом, то начал громко рычать и бегать по клетке. Потом он тихо прилег около пса. Окружающие намеревались унести мертвое животное из вольера, но царь зверей никому не давал ее забрать.
Владелец зоопарка сильно переживал за льва. Он захотел подменить погибшего пса на другого. Работники отыскали похожее маленькое животное и бросили его в клетку. Однако хищник сразу понял, что это не его друг, и убил собачку. Потом он вернулся к погибшему приятелю и лег около него.
Таким образом, хищник пролежал около своей любимицы неделю. Лев не хотел пить холодную воду и не притрагивался к еде. Он обнимал мертвого пса и горевал над потерей друга.
Окружающие не могли помочь королю зверей. По истечении 7 дней он тоже погиб.
План пересказа басни
После прочтения краткого содержания «Льва и собачки» можно составить такой план пересказа:
- плата за проход в зверинец;
- небольшой пес;
- знакомство хищника и собаки;
- новый товарищ;
- старый владелец;
- жизнь вместе;
- гибель животного;
- тоска царя зверей;
- смерть хищника.
У Льва Толстого получился вовсе не детский сюжет басни. В произведении, как в настоящей русской народной сказке, в которой действующими лицами часто являются животные, их чувства и поступки и тут проецируются на обычных людей. Прочитав цитатное краткое содержание «Льва и собачки» Толстого, можно проанализировать произведение и обсудить его в школе.
Источник: https://na5.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/basni-tolstogo-lev-i-sobachka.html
Лев и собачка Краткое содержание | Инфошкола
Трогательная и грустная история о дружбе льва и собачки. Автор очень краток в повествовании: он не описывает чувства героев, свои впечатления и отношение к происходящему.
Читателю предоставляется возможность самому всё почувствовать, понять и сделать выводы. Но эта краткость и простота не делают произведение сухим и скучным. Автор очень правдив.
Он не скрывает подробностей, не приукрашивает и не смягчает события
О героях.
ЛЕВ — могучий зверь, живущий в зверинце и выставленный напоказ публике. Сильный и дикий, настоящий царь зверей. Однако с собачкой он заботливый, добрый и преданный. Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он умер от тоски после
её смерти.
СОБАЧКА — маленькое беззащитное существо, отданное жестокими людьми на съедение льву. Слабая и забавная, но преданная и верная.
лев и собачка
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему.
Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал. Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла.
Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.
Источник: https://info-shkola.ru/lev-i-sobachka-kratkoe-soderzhanie/
Лев и собачка — краткое содержание рассказа Толстого
В лондонском зоопарке любой желающий мог посмотреть на диковинных зверей. Если у посетителя не было денег, то он должен был принести какое-либо домашнее животное. Например, собаку или кошку.
Таким образом один мужчина подобрал на улице гуляющую собаку. Как только он отдал ее, собачонка оказалась в одной клетке со львом. Все ждали, что он на нее вот-вот накинется, но этого не произошло. Собачка легла на спину и замерла от страха. Лев ее обнюхал и отошел. Тогда собачка стала танцевать перед ним на задних лапках. Лев с любопытством наблюдал за ней.
Потом льву принесли мясо на обед. К удивлению публики, лев поделился небольшой порцией обеда со своей гостьей. С тех пор лев всегда разделял трапезу со своей новой подружкой.
Каждую ночь собака спала, положив свою маленькую головку на огромную лапу льва. Со временем она перестала его бояться. Собачонка стала доверять ему, любить его, дорожить им. Днем друзья увлеченно играли.
Потом как-то хозяин этой собачки увидел свою питомицу в зоопарке в львиной клетке. Он хотел ее забрать, но этого сделать ни ему, ни сотрудникам зоопарка не удалось. Лев никого не подпускал к своей подружке. Собачка так и осталась дружно жить с ним.
Однажды маленькая собачка серьезно заболела. Болезнь была так сильна, что малышка вскоре умерла. Лев не мог понять, что произошло с ней. Поначалу он пытался расшевелить ее играми, но потом все-таки понял, что случилось.
Тогда он стал громко реветь и метаться по всей клетке. Он ни на минуту не уходил от трупика собачки.
Лев перестал есть и пить, тогда хозяин зоопарка решил подбросить в его клетку другую собаку, очень похожую на умершую подружку.
Однако, это не помогло. Лев сразу понял, что это совсем другая собака. Как только он подошел к ней, он сразу же разорвал ее маленькое и беззащитное тело.
Лев не покидал труп своей умершей подружки. Пять дней он сидел над ним, не покидая ни на минуту, не ел и не пил, а на шестой и вовсе сам умер от тоски.
← Детство
← Власть тьмы↑ Толстой ЛевНаталья Савишна →
Акула →
- Вам привет от бабы Леры — краткое содержание романа Васильева
Рассказ повествует о судьбе женщины на долю, которой выпали: гражданская война раскулачивание, голод, сталинские лагеря. Рассказ ведётся от лица автора, вначале шестидесятых он познакомился с двумя женщинами преклонных лет - Несвоевременные мысли — краткое содержание книги Горького
Произведение является короткими заметками писателя, посвященными авторским размышлениями о военных и революционных событиях, судьбе русского народа, духовным спасением которого, с точки зрения автора, являются культура и знания. - Бунин
Иван Алексеевич Бунин – первый из русских писателей, получивших нобелевскую премию. Это достойная награда нашла его в эмиграции, в возрасте 60 лет, спустя долгое время после начала писательского пути. - Мериме
Проспер Мериме (1803 — 1870) – романист, переводчик и критик. Родился в Париже. Сын Жана-Франсуа-Леонора Мериме. Отец был художником и занимался химией. В возрасте 15 лет выучил английский.
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/lev-tolstoj/lev-i-sobachka-rasskaz
«Лев и собачка» краткое содержание были Толстого – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Быль «Лев и собачка» Толстого была написана в 1880 году. Это рассказ о трогательной дружбе льва, жившего в зоопарке, и крошечной собачки. Их привязанность друг к другу была столь сильной, что после смерти своего верного друга лев умер от тоски.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Лев и собачка» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится и для читательского дневника.
Содержание
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Заключение
Главные герои
Лев – грозный, свирепый хищник, ставший нежным и заботливым другом для собачки.
Собачка – маленькая, ласковая, игривая.
Другие персонажи
Мужчина – посетитель зоопарка, укравший собачку на корм льву.
Барин – владелец собачки, которую он нашел в зоопарке, но так и не смог вернуть себе.
Краткое содержание
Много лет назад в Лондоне за билет в зоопарк можно было заплатить не только деньгами, но также «собаками и кошками на корм диким зверям». В те времена это считалось вполне обычным делом.
Однажды один мужчина решил посетить зоопарк, но у него не было денег. Тогда он «ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец».
Маленькому песику была уготована печальная участь – быть съеденным свирепым львом.
Собачке было очень страшно – она «поджала хвост и прижалась в угол клетки». В свою очередь, лев не торопился нападать на нее. Он не спеша подошел к ней, обнюхал. Собачка перевернулась на спину, завиляла хвостом и подняла вверх лапки.
Когда лев аккуратно перевернул ее, она вскочила на задние лапки, словно предлагая поиграть с ней. Лев продолжал внимательно рассматривать собачку, не причиняя ей никакого вреда. Когда же ему кинули в клетку мясо, он «оторвал кусок и оставил собачке», а вечером не возражал против того, что собачка легла рядом с ним.
Так началась удивительная дружба грозного льва и маленькой безобидной собачки, больше похожая на сказку.
Однажды в зоопарке появился барин, который признал в собачке свою потерявшуюся питомицу. Владелец зоопарка попытался было забрать из клетки песика, но «лев ощетинился и зарычал», никого не подпуская к своему другу.
Спустя год собачка заболела и умерла. Лев не находил себе места от горя – кидался на прутья клетки, хлестал себя хвостом, перестал есть. Ему принесли новую собачку, но он тотчас разорвал ее на куски. Обняв свою любимицу, он пролежал так пять дней, а «на шестой день лев умер».
Заключение
Произведение Толстого доказывает, что даже дикие звери способны на возвышенные чувства – дружбу, привязанность, верность. Именно поэтому так важно беречь их не обижать.
После ознакомления с кратким пересказом «Лев и собачка» рекомендуем прочесть быль в полной версии.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/39407-lev-i-sobachka-kratkoe-soderjanie-byli-tolstogo-chitat-pereskaz-onlain.html
Конспект урока по литературному чтению «Великие русские писатели. Лев Николаевич Толстой. Краткий пересказ статьи. Л. Н. Толстой "Лев и собачка". Быль.» (3 класс)
Технологическая карта урока
-
Ф.И.О. учителя: Зайцева Елизавета Сергеевна
-
Класс: 3 «А»
-
Дата: 16.03.15
-
Предмет: литературное чтение.
-
Тема: «Великие русские писатели. Лев Николаевич Толстой. Краткий пересказ статьи. Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Быль.»
-
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
-
Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением Толстого Л.Н. «Лев и собачка» продолжить работу над формированием умений и навыков чтения.
-
Задачи
- Образовательные: сформировать представление о трагедийном смысле были « Лев и собачка»;
- Развивающие: способствовать развитию техники чтения; расширить кругозор учащихся; словарный запас обучающихся; выработать умение устанавливать логические связи и делать выводы, развить языковое чутьё.
- Воспитательные: способствовать воспитанию любви к животным, чувства ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.
- для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс, ИКТ (презентация, ноутбук), изображение солнца (формат А2)
- для обучающегося – учебник Литературное чтение 3 класс.
- №
- Название этапа, цель
- Содержание этапа
- Деятельность учителя
- Деятельность учащихся
- Форма
- работы
- Результат
- 1
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Приветствие.
- Орг. момент
- Здравствуйте, меня зовут Елизавета Сергеевна и урок литературного чтения проведу у вас я.
- Здравствуйте
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) волевая саморегуляция
- (Л) смыслоопределение
- (Л) смыслообразование
- 2
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы
Проверка д/з
Какое домашнее задание у нас было?Итак, к доске пойдет….(выз. 5 человек)
Вы молодцы. Сейчас мы проведем с вами речевую разминку (читаю) (слайд 2)Наш Полкан попал в капкан.
Проговорим: 1р. -медленно, 2р. — быстро, 3р. -тихо, 4р — громко.
- Прочитать наизусть басни
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
- (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
- (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
- 3.
- Постановка проблемы.
- Выявление места и причины затруднения.
- Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность
- Загадки учащимся
- Рассказ про льва, собачку.
- Помогает учащимся сформулировать тему, цель урока.
- -А Сейчас послушайте загадки. (слайд 3)
- •Белый хвост, чёрный носНаши тапочки унёсВ уголок под кроватьИ не хочет отдавать.
-Хорошо! А что вы знаете о собаках? Какие они?
— Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака — брошенный друг.
Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому.
Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой. (слайд 4)
- —Отгадайте еще одну загадку:
- Среди зверей кто самый главный?Храбрый, с гривою шикарной,Он не привык скрывать свой гнев,Зверей он царь, свирепый…
- -Кто из вас был в зоопарке?
- Кто видел льва?
- Что вы о нём можете рассказать?
— Длина льва- 2м 40см, вес – 230кг. Лев — рекордсмен по высоте в плечах среди всех кошачьих. По весу он находится на втором месте после тигра. У львов мощные ноги, сильные челюсти, а клыки имеют длину 8 см, поэтому эти хищники способны убивать достаточно крупных животных. Хищник, царь зверей.
- Как вы считаете, как называется
- рассказ, который мы будем читать?
- Сформулируйте тему нашего урока( слайд 5)
- А какую цель мы с вами поставим на наш урок? (слайд 6)
- Слушают
- -Собака
- -Добрые, преданные
- Лев
- Лев- это грозное животное, мощный, большой зверь.
- «Лев и собачка»
Л.Н.Толстой «Лев и Собачка»
- -Познакомиться с новым рассказом Лев и собачка
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- (Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
- (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
- 4.
- Проектирование и фиксация нового знания.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.
- Биография писателя
- Организует работу по учебнику, иллюстрации.
- Прослушивание текста.
- Работа над непонятными словами
-Перед тем, как приступить к изучению рассказа, познакомимся с факта из биографии Л.Н. Толстого (слайд 7)
— Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником.
Им было написано много маленьких рассказов — для самых маленьких, рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории.
Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
-Теперь откройте учебник на стр.52 , Рассмотрите иллюстрацию к нему. Что вы видите?
(слайд 12)
Действие происходит в зоопарке. Сейчас вы будете слушать текст и следить по учебнику внимательно, помечаете карандашом непонятные слова.
- Первичное восприятие текста
- Каково ваше впечатление от рассказа?
- Какие мысли, настроение вызвало чтение.
- Словарная работа. (слайд 13)
- Какие слова были непонятны?
- Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
- Барин – землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.
- Мы видим, что лев и собачка очень дружелюбно относятся друг к другу.
- -Слушают, помечают карандашом помеченные слова
Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил её. Он добрый- поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.
- Ощетиниться, Барин
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
- (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
- (Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
- (Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
- Физкультминутка
- Укротительница львов (наклоны головы влево/вправо)
- Удивит учеников (плечами вверх/вниз)
- Укрощает льва и львицу (наклоны туловища влево/вправо)
- Ужас, как мышей боится! (приседания)
- 5.
- Реализация построенного проекта.
- Работа по тексту( Анализ произведения)
- Работа с текстом
- — Назовите главных героев были.
- -Как вы думаете на сколько частей можно разделить данный рассказ.
- — Прочитаем, как начинается рассказ.
Это первая часть рассказа. Поставьте карандашом точку.
Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? — Что он хотел нам показать?
- -Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ?
- — А как мы с вами можем озаглавить первую часть рассказа?
- -Хорошо!
— Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (2 часть рассказа).
-Какие действия совершает собачка – найдите и подчеркните глаголы, которые передают эти действия.
— Что вы можете сказать о собачке? Какая она?
_ Какие действия совершает лев? (Подчеркните карандашом глаголы).
- -Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые её увидел
- Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных?
- Чем подкупила собачка льва?
- Что сблизило этих двух животных?
- Давайте подумаем как мы можем озаглавить эту часть рассказа
- Хорошо!
- — Как протекала жизнь льва и собачки дальше? (Чтение – 3 часть рассказа)
- -Кем стала собачка для льва?
- -Как лев относится к собачке?
- А как вы думаете, как можно эту часть текста озаглавить?
- — Читаем заключительную часть. (4 часть рассказа)
- Что же происходит дальше?
- — Как ведет себя лев?
- -Как же два таких зверя смогли ужиться в одной клетке?
- — А как вы можете озаглавить эту часть произведения.
- Лев и Собачка
- 4 части
- Читают
- Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать деньги, они уничтожают животных
Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые..
- Смотрины диких зверей
- Подчеркивают глаголы: поджала, прижалась, легла, подняла лапки, стала махать.
- Добрая, ласковая, предлагает дружбу
- Тронул, перевернул, посмотрел на собачку, смотрел, оторвал кусок мяса собачке.
- Посмотрел с любопытством, т интересом и удивлением.
- Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва.
- Встреча льва и собачки
- Читают
- Другом
- Лев относился к ней дружелюбно, полюбил её.
- Жизнь льва и собачки
- Читают
- Собачка умирает.
- Горюет, не выдерживает разлуки, преданный
- Они были одиноки, и это их объединило.
- Мучения и смерть льва от одиночества.
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) оценка, контроль, коррекция
- (К)умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- (К) умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
- (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
- (К) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения
- (Р) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- 6.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Цель: выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий
- Повторение понятия рассказ- быль
- Хорошо ребята!
- Но если вы заметили, мы сегодня с вами знакомились не просто с рассказом, а с рассказом- былью.
- Кто же знает что такое быль?
Быль- это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, т.е. не выдуманная история
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
- (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
- 9.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками
- рефлексия и самооценка учениками;
- Подведение итогов
- — О чем же было это произведение?
-Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя?Дети, прислушайтесь к слову «посочувствовали». К чему же обращается писатель?
Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем.
Какая же цель была нашего урока?
-А сейчас оценим нашу работу. На доске вы видите солнышко. Но оно необычное- у него нет лучиков. Поэтому оно просит вашей помощи. Вам нужно прикрепить желтый лучик, если урок вам понравился и узнали для себя что то новое. А вот если урок совсем вам не понравился или ничего нового вы не узнали, то прикрепите красный лучик (выходят по рядам)
А сейчас запишите домашнее задание:
-Спасибо за урок. До свидания!
- — О преданной дружбе льва и собачки
- Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…
- К нашим чувствам
- Познакомиться с рассказом Лев и собачка
- Записывают-
- До свидания.
- Фронтальная
- – рефлексия способов и условий действия (П);
- – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- – самооценка на основе критерия успешности (Л);
- – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
- – использование критериев для обоснования своего суждения (К);
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-velikie-russkie-pisateli-lev-nikolaevich-tolstoy-kratkiy-pereskaz-stati-l-n-tolstoy-lev-451383.html
Пересказ художественного произведения. Толстой «Лев и собачка» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Толстой «Лев и собачка»
Тема: Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Лев и собачка».
Цель: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи: добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами.
Ход занятия
— Ребята, послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка». (Воспитатель читает быль.)
Лев и собачка (Быль)
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.
- Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
- Лев тронул ее лапой и перевернул.
- Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
- Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону й не трогал ее.
- Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
- Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
- С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
— Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ? (Это рассказ.)
— Почему? (Здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы.)
— Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
— Какие события происходили: грустные или веселые? (Грустные.)
— Какими словами еще можно назвать это произведение, эти события? (Грустные, печальные, тоскливые.)
— Где происходят события? (В зверинце.)
— Кто главные герои? (Лев и собачка.)
— Что можно сказать о льве? Какой он? (Величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный.)
— А какая собачка? (Маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, веселая, дружелюбная.)
— Что было в начале? (Собаку бросили в клетку льву на съедение.)
— Как развивались дальше события? (Быстро, стремительно, неожиданно, печально, грустно.)
— Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (Лев обнюхал собаку, тронул ее лапой, смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собаку.)
— Как вела себя собака? Что она делала? (Вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом.)
— Как жили лев и собака в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собачка спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли…)
— Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать ее обратно.)
— Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал.)
— Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый
год.)
— Что случилось потом? (Собачка заболела и умерла.)
— Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал.)
— Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (Тотчас разорвал ее на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней.)
— Что стало со львом? (Он умер.)
— Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.)
— Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».)
— Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим? (Да)
— Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история? (Выслушиваются ответы детей).
— Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» еще раз; слушайте внимательно и запоминайте.
- Воспитатель повторно читает текст.
- — Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.
- Воспитатель читает начало, ребенок продолжает самостоятельно.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/01/27/pereskaz-hudozhestvennogo-proizvedeniya-tolstoy-lev-i-sobachka
Анализ рассказа «Лев и собачка» (Л.Н. Толстой) | Литрекон
Все знают Льва Толстого, как автора крупных и всемирно известных произведений — таких, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы».
Но мало кто знает, что писатель создавал очень простые и поучительные рассказы для детей. «Лев и собачка» — произведение Льва Толстого, способное тронуть любого человека до глубины души.
Подробнее о нем расскажет Многомудрый Литрекон в анализе по плану.
История создания
Лев Николаевич Толстой с детства был очень чувствительным и впечатлительным. Мог долго плакать над грустной историей, когда видел мертвого утенка или котенка со сломанной лапой. Эту черту характера он пронес сквозь года, через множество испытаний и жизненных впечатлений. Она же отразилась в некоторых рассказах, например, «Лев и собачка». Рассказ был написан в 1880 году.
В тот период писатель уже выработал свою философскую позицию, которая коснулась и его творчества. Он понял, что люди должны придерживаться минимализма во всех сферах жизни. Обременение материальными благами, хитросплетениями слов и мод делало человека несчастным.
Поэтому он стал исповедовать «опрощение» даже в творчестве. Вместо больших романов автор начал писать небольшие рассказы с притчевой основой — такие, какие могли понять даже крестьянские дети. Поэтому рассказ «Лев и собачка» так не похож на ранее творчество Толстого.
Жанр, направление
Произведение Льва Толстого относится к жанру рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, которое содержит малое количество лиц, и, как правило, имеет одну сюжетную линию. Некоторые исследователи называют жанр книги «былью», но существенной разницы между понятиями нет. Слово «быль» лишь акцентирует внимание на том, что события, описанные в тексте, действительно произошли.
Многие читатели все же задумываются: ««Лев и собачка» — это сказка или рассказ?». Верно лишь второе утверждение, так как произведение не имеет важнейших признаков сказки: счастливого финала, сказовой манеры повествования, фантастического элемента. Рассказ, напротив, относится к реализму и имеет все основания быть описанием реального случая. Такие феномены известны и наблюдаются по сей день.
Суть: о чем рассказ?
Когда-то давно в Лондоне для того, чтобы пройти в зоопарк, можно было привести кошку или собаку на съедение крупным хищникам. Один англичанин решил воспользоваться этим, чтобы попасть в зоопарк, и привел маленькую собаку. Ее отдали в клетку со львом в качестве обеда.
Собачка перепугалась, забилась в дальний угол. На удивление, лев спокойно подошел, понюхал ее. Собачка перевернулась на спину, замахала хвостом. Лев не тронул пленницу, а стал ее верным другом, делился с ней куском мяса. Так началась их дружба.
Однажды по зоопарку ходил богатый англичанин, он узнал дворняжку в клетке со львом и попросил ее вернуть ему. Но лев не собирался расставаться со своим другом, он рычал и никого не подпускал к клетке.
Прошло время, собачка заболела и умерла. Лев не понимал, что происходит, почему собачка не играет с ним. Он начал метаться по клетке, грызть ее, биться об стены. Чтобы утихомирить хищника, ему в клетку бросили другую собачку, но он разорвал ее на куски.
Лев никак не мог смириться с потерей своего близкого друга. Он обнял ее лапами. Не ел и не пил, а на шестой день умер.
Главные герои и их характеристика
Основными героями рассказа являются лев и собачка.
Лев | огромный хищный зверь, который оказался верным другом собачки. Лев жил в неволе и был одинок, а ласка собачки развлекла его и скрасила жизнь в клетке. От боли потери лев ожесточился (разорвал другую собаку) и умер. |
Собачка | маленькая, игривая, верная спутница льва. Автор все время называет ее уменьшительными формами слова «собака», чтобы подчеркнуть ее слабость и незначительность. Именно доброта, а не села расположила к ней льва. |
Темы
Тематика в рассказе «Лев и собачка» так же проста, как и ее содержание.
- В данном произведении можно выделить одну главную тему – это тема большой, искренней дружбы. Лев и собачка поддерживали друг друга и играли, противопоставляя свой хрупкий мир жестоким нравам людей.
- Доброта. Лев и собачка проявили по отношению друг к другу доброжелательность, чего не встретить даже в человеческом обществе, где люди готовы приносить жертвы вместо денег, чтобы получить услугу. Лев и собака, опасные звери, заключенные в клетке, были добрее, чем те, кто их туда запер.
- Взаимовыручка. Лев защищал свою подругу от тех людей, которые готовы были бросить ее хищнику в качестве обеда.
Проблема
Проблематика рассказа «Лев и собачка» может быть описана более подробно, если Вы напишите Многомудрому Литрекону, чего не хватает?
- Проблема жестокости людей, которые бросили собачку на съедение льву, является основной в тексте. Ради зрелища герои готовы были пожертвовать чужой жизнью и обрекали собак и кошек на мученическую гибель. Не зря автор описал именно английский зоопарк, ведь Европа является символом и главным носителем цивилизованности, а вместо этого господа ведут себя не лучше средневековых варваров.
- Отсутствие сострадания у людей и равнодушие. Все приходят посмотреть, как звери томятся в клетках, но никто не думает, каково им там живется? Никто не желает понимать, как льву одиноко ходить по загону, как ему больно и страшно находиться среди людей и вдали от родины и свободы? Зрители думают лишь о своих наслаждениях, но совершенно игнорируют нужды животных.
- Одиночество. Лишившись друга, лев заболел от горя и не смог смириться с утратой. А ведь его трагическая смерть — лишь одна из многих таких же смертей в этом зоопарке, так как все животные содержатся в одиночных камерах.
Главная мысль
Большое счастье в жизни — повстречать верного и настоящего друга, и абсолютно неважно, как он выглядит — это и есть основная идея рассказа «Лев и собачка».
Автор всячески указывает на ничтожность и слабость животного, но зато подчеркивает его нежность, дружелюбие и игривость по отношению к опасному хищнику, который всем внушает лишь страх.
Животным хватило мудрости не судить по одежке, а взглянуть в сердце того, кто стоит напротив, и обрести друга, а не врага или добычу.
Смысл рассказа «Лев и собачка» заключается еще и в том, что люди порой оказываются более жестокими и злыми, чем хищные звери.
Все они, такие цивилизованные и культурные, пришли смотреть, как лев убивает животных, случайно попавших в руки несостоятельных посетителей зоопарка. Получается, что дикий лев гуманнее, добрее и выше тем, кто смотрит на него по ту сторону решетки.
Люди должны быть достойны того, что имеют, иначе они деградируют и скатываются ниже всех ступеней эволюции, пройденных их предками.
Чему учит рассказ?
Рассказ «Лев и собачка» учит верности и настоящей дружбе. А также он заставляет задуматься о том, что нужно с любовью, добротой и состраданием относиться к животным, иначе мы сами превратимся в кровожадных зверей. Герои рассказа в состоянии преподать читателю нравственные уроки: нужно уметь дружить и любить, ведь это естественно для каждого живого организма.
Автор осуждает жестокость людей, а мы можем сделать вывод из рассказа «Лев и собачка». Судя по поведению, в клетке должен быть не лев, а те, кто кормит его чьими-то кошками и собаками.
Критика
Произведение Льва Николаевича Толстого оставило неизгладимый след в душе. Трогательная история верной и преданной дружбы большого, хищного льва и маленькой, беззащитной собачки способна растрогать любого читателя.
После смерти друга, лев не принял никакой другой собачки. Не смог пережить утрату. Данное произведение учит тому, что верных друзей нельзя купить, продать или поменять на кого-то другого.
«Любить — значит жить жизнью того, кого любишь» — писал Лев Толстой.
Об этом произведении писали филологи Е.Н. Янсарина и Н.В. Кожушкова в статье «Воспитание гуманизма в были Толстого «Лев и собачка»»:
В предложении «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец». Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы его удовлетворить его, человек идет на такой шаг.
Один человек, не говориться кто именно не имени этого человека ни статуса, просто один из множества людей это мог быть кто угодно, тут человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному.
Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватил ее, автор употребляет слово «ухватил» в значении действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lev-i-sobachka-tolstoj/
Чтение и обсуждение рассказа «Лев и собачка»
— Расшифруйте, что здесь написано.
1_8ЛУЕСУВ SMWILCOWBVASL4KWIVALS
— Сегодня, ребята, мы прочитаем другой рассказ Льва Николаевича — «Лев и собачка». Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с. 161. Что вы видите? (Мы видим, что лев и собачка сидят очень дружно, даже очень странно, как они мирно сидят.)
— Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)
— Я буду читать, а вы следите по учебникам. (После чтения выдерживается пауза.)
— Сейчас вчитайтесь сами в текст, а потом поделитесь своими мыслями. (Дети читают текст самостоятельно.)
— Каково ваше впечатление от рассказа? Какие мысли и чувства вызвало чтение? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый — поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.)
- V. Физкультминутка
- Я умею греться сам,
- Обхвачусь руками,
- Сильно их прижму к плечам,
- Постучу ногами.
- VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте отрывки, которые вам запомнились. Почему именно этот отрывок запомнился?
— Прочитайте, как начинается рассказ. (ВЛондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям…)
— Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны — вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.)
— Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)
— Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее. (Посмотрел с любопытством, интересом и удивлением.)
— Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
— Как автор относится к собачке? (Он ее любит.)
— Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другими словами — добрыми, ласковыми.)
— Какова же собачка? (Она добрая. Этим она и понравилась льву.)
— Как лев относился к собачке? (Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
— Что же происходит дальше? (Собачка умирает, лев не выдерживает разлуки с ней и умирает тоже. Л.Н. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
— Найдите и прочитайте слова, в которых Л.Н. Толстой говорит про льва и собачку как о людях. (На шестой день лев умер. Собачка заболела.)
— Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами? (Дети вспоминают истории из своей жизни.)
- VII. Рефлексия
- VIII. Подведение итогов урока
- — Что нового узнали на уроке о писателе, ознакомившись с новым рассказом?
- — Какие общечеловеческие ценности нам открылись?
- — Что будет с нами, если исчезнут добро, красота, любовь?
- Домашнее задание
Найти определение слов «доброта» и «трагедия». Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему.
Урок 5 2. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов
Цели: обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенному; сравнить текст-рассуждение и текст-описание; расширить знания детей о круговороте воды в природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте; сравнивать текст-рассуждение и текст-описание. 162
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слайды с изображением картин природы.
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Речевая разминка
- — Прочитайте пословицы способом «птичий базар».
- • Добра себе желаешь — делай добро.
- • Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.
— Прочитайте хором. Объясните их смысл.
- III. Проверка домашнего задания
- — Как понимаете значение слова «трагедия»?
- Трагедия — 1) драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную и общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя; 2) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.
- — Перескажите рассказ «Лев и собачка».
- (Дети пересказывают, показывают свои иллюстрации.)
- — Кто нашел значение слова «доброта»?
- Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
— А что же такое красота? (Дети пытаются объяснить.) Красота — все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
IV. Работа по теме урока
Чтение рассказа «Какая бывает роса на траве»
— Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.
(Самостоятельное чтение учащимися.)
Работа после чтения
— Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? Алмазы — прозрачные драгоценные камни.
Бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань смягким гладким и густым ворсом.
— Прочитаем текст еще раз по цепочке. Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек. (Повторное чтение текста.)
— Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнет.)
— Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рассказ можно назвать описанием.)
— Подумайте, с какой целью Толстой написал его. (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиденного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.)
- V. Физкультминутка
- Дует ветер нам в лицо.
- Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише… (Приседают.)
- Деревцо все выше, выше!
- VI. Продолжение работы по теме урока
- Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?»
- (Ребята читают самостоятельно.)
- 2. Работа над содержанием текста
— Попробуйте рассказать о причинах дождя. Какой получился текст — описание или рассуждение? (Тип текста —рассуждение.)
Да, это рассуждение. Этот тип текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
— Как называется явление, о котором пишет Л.Н. Толстой? (Это круговорот воды в природе.)
Сочинение рассказов учащимися
— Придумайте свой рассказ с описанием или с рассуждением. (Дается время на составление рассказа.)
- — Чей рассказ вам больше всего понравился?
- VII. Рефлексия
- VIII. Подведение итогов урока
- — Чем же рассказы, прочитанные вами сегодня, отличаются от ранее прочитанных?
— Какой из рассказов Л.Н. Толстого произвел на вас самое сильное впечатление?
- Домашнее задание
- Повторить произведения, которые прочитали в разделе «Великие русские писатели».
- Урок 5 3. Оценка достижений
- Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
- Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно.
- Оборудование: КИМы для учащихся 3 класса.
Во второй части урока можно провести защиту выполненных ранее проектов либо выслушать сообщения о писателях. Выступают те учащиеся, которые не делали сообщений на предыдущих уроках.
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Работа по теме урока
- Тест. Великие русские писатели
- Вариант 1
А1. Найдите лишнее произведение.
1) «Акула» 3) «Лев и собачка»
2) «Прыжок» 4) «Сивка-Бурка»
А2. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?
1) «Прыжок» 3) «Зимний вечер»
2) «На севере диком…» 4) «Ворона и Лисица»
A3. Из какого произведения приведенные строчки?
- Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
- 1) «Прыжок»
- 2) «Акула»
- 3) «Лев и собачка»
- 4) «Какая бывает роса на траве»
А4. Какое из приведенных произведений можно назвать научно-познавательным?
1) «Куда девается вода из моря ?»
2) «На севере диком…»
3) «Горные вершины»
4) «В тот год осенняя погода…»
А5. Сколько братьев и сестер было у Л.Н. Толстого?
- 1) два брата и две сестры
- 2) один брат и одна сестра
- 3) три брата и одна сестра
- 4) четыре брата и одна сестра
81. Кто иносказательно, а не прямо рассказал о недостатках людей?
1) А.С. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
2) М.Ю. Лермонтов 4) И.А. Крылов
82. О ком из писателей приведенные строки?
Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
1) Л.Н. Толстой У)А.С. Пушкин
2) М.Ю. Лермонтов 4) И.А. Крылов
83. Узнайте произведение по ключевым словам.
- Шляпа, забавляла, сын, капитал, ружье, страх.
- 1) «Акула»
- 2) «Прыжок»
- 3) «Куда девается вода из моря?»
4) «На севере диком…»
В4. Кто из писателей большую часть жизни провел в своем имении недалеко от города Тулы? Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счету, письму и чтению.
1) АС. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
2) И.А. Крылов 4) М.Ю. Лермонтов
С1. Кто из приведенных авторов писал басни?
1) А.С. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
2) И.А. Крылов 4) М.Ю. Лермонтов
С2. Как ласково называла няня маленького Сашу Пушкина?
- 1) мой свет, красно солнышко
- 2) мой ненаглядный
- 3) милый ангел
- 4) мой внучек
- Вариант 2
А1. Найдите лишнее произведение.
- 1) «Какая бывает роса на траве»
- 2) «Зимнее утро»
- 3) «Прыжок»
- 4) «Лев и собачка»
А2. Какое произведение принадлежит перу Л.Н. Толстого?
1) «Куда девается вода из моря ?»
2) «На севере диком…»
3) «Зимний вечер»
4) «Утес» A3. Из какого произведения приведенные строки? Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая
- погода, весь народ был на палубе.
- 1) «Акула»
- 2) «Лев и собачка»
- 3) «Прыжок»
- 4) «Какая бывает роса на траве»
А4. Какой из приведенных текстов можно назвать научно-познавательным?
1) «За весной, красой природы…»
2) «Какая бывает роса на траве»
3) «На севере диком…»
4) «Горные вершины…»
А5. В каком из произведений Л.Н. Толстого говорится о дружбе животных?
- 1) «Прыжок» 3) «Лев и собачка»
- 2) «Акула» 4) «Котенок»
- 81. Какие чувства вы испытали при чтении-стихотворений
М.Ю. Лермонтова?
1) веселье, радость 3) печаль
2) страх 4) легкую грусть
82. О ком из писателей здесь говорится? И получилось, что стихи, которые сочинял совсем маленький поэт, никто не запомнил, и мы их не знаем.
1) М.Ю. Лермонтов 3) Л.Н. Толстой
2) И.А. Крылов 4) А.С. Пушкин
83. Узнайте произведение по ключевым словам. Мальчики, артиллерист, купание в парусе, морское чудовище, страх отца.
- 1) «Прыжок»
- 2) «Акула»
- 3) «Лев и собачка»
- 4) «Куда девается вода из моря?»
- В4. Кто написал книгу «Азбука», в которую вошли многие его
- же рассказы и басни?
1) А.С. Пушкин 3) М.Ю. Лермонтов
2) И.А. Крылов 4) Л.Н. Толстой
С1. Найдите определение басни.
- 1) большой юмористический рассказ
- 2) маленький рассказ
- 3) сатирическое стихотворение
- 4) произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей
С2. Как называется явление, о котором написал Л.Н. Толстой?
- 1) круговорот воды в природе
- 2) вращение Земли вокруг своей оси
- 3) вращение Земли вокруг Солнца
- 4) смена времен года
- III. Подведение итогов урока
Источник: https://infopedia.su/9xf7eb.html