Краткое содержание лиханов благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Искусство и развлечения 8 июля 2016

Слоган Российского детского фонда, который возглавляет писатель и журналист Альберт Лиханов, звучит так: «Ни дня без добрых дел».

Лаконичная, легко запоминающаяся фраза как нельзя лучше отражает мнение признанного общественного деятеля (он возглавляет известную Международную ассоциацию детских фондов, является директором НИИ детства, академиком, Почетным гражданином города Кирова и Кировской области).

Лиханов считал и считает, что самые искренние человеческие замыслы ничто, если за ними не следуют реальные действия. Сегодня речь пойдет об известном произведении «Благие намерения». Книга увидела свет в 1981 году. Она о высоком нравственном облике педагога-современника.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

«Да будет солнце!»

Чтобы лучше понять человека, активно влияющего на умы родителей, но больше всего желающего быть услышанным самим ребенком, познакомимся с биографией писателя А. А. Лиханова. Он родился 13 сентября 1935 года в Кирове, в простой советской семье. Отец – слесарь, мать – лаборант в больнице, а в военные годы – в эвакогоспитале.

В 1958 году окончил отделение журналистики УрГУ (Уральский госуниверситет, г. Свердловск, ныне Екатеринбург). В родном городе известен как литсотрудник газеты «Кировская правда». В 1961 г. здесь же, на малой родине, возглавил периодическое издание «Комсомольское племя». Кировчане старшего поколения помнят публикации этого автора.

На кировской земле увидело свет первое литературное детище Лиханова («О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах», 1959). Сам писатель за точку отсчета взял повесть «Да будет солнце!» (1963). Прошли годы и десятилетия, и читатели стали узнавать «в лицо» скромный томик с надписью: А. Лиханов, «Благие намерения». Анализ этого произведения мы произведем сегодня.

Подростки – наша смена

Позже были Новосибирск и газета «Комсомольская правда», собкором которой Альберт Анатольевич проработал два года, перевод в аппарат Центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и журнал «Смена». Последний стал судьбой писателя на два десятилетия. 13 лет, начиная с 1975-го, А.А. Лиханов был главным редактором этого издания с мощными литературными традициями.

Молодежная печать позволила с головой окунуться в жизнь детей и подростков огромной страны под названием СССР, рассмотреть аспекты взаимоотношений отцов и детей с разных ракурсов.

Однажды выбранная тема навсегда стала главной в творчестве автора. Писатель уверен: растущий человек (наше будущее) заслуживает самого пристального внимания общества.

Особую роль в воспитании подрастающего поколения он отводит семье и школе. Много книг Лиханов посвятил детям войны.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Пик писательской активности А. А. Лиханова пришелся на 1970-1990 гг. В 1983-ом за книгу «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983) литератор получил Международную премию им. Я. Корчака. С 1987-го творческая деятельность писателя сочетается с общественной, направленной на защиту детства. Повесть «Благие намерения» тоже о прочном щите для хрупкого мира семилетних.

Мир не без сирот

Повесть А.А. Лиханова «Благие намерения» затрагивает тему сиротства при живых родителях, детское одиночество вне войны и бомбежек, под тихим голубым небом, покрытым белыми облаками. Мирное сиротство. Сердца вдумчивых читателей XXI века особенно тревожит то, что книга, написанная более 35 лет назад, как никогда, актуальна сегодня.

Действительно, отказ от исполнения родительского долга – явление в современной России распространенное. Существует мнение, что ситуация усложнена тем, что сегодня «Наде-Вны» – так называли маленькие герои повести свою любимую учительницу Надежду Георгиевну – становятся большой редкостью.

О книге «Благие намерения» отзывы читателей практически одинаковы. Они называют книгу доброй, наивной, пронизанной чистотой помыслов молодого педагога-словесника Надежды.

Девушка всей душой переживает за надломленные судьбы своих учеников, стремится к тому, чтобы ее одинокие «умки» познали любовь мам – «медведиц» (в одноименном художественном фильме по сценарию Альберта Лиханова есть трогательный эпизод, когда девчушки и Наде-Вна смотрят мультфильм «Умка»), отеческую ласку, даже если их подарят чужие по крови люди.

Куда ведут благие намерения?

Напомним фабулу: пединститут позади, распределение, начало трудовой биографии. Так случилось, что скромная девушка Надежда, словно на фронт, попадает в коллектив первоклассников, 22 из которых – сироты из детского дома.

Воспитанная в лучших традициях высокого советского патриотизма и самоотверженности («с ними, дева, сердца жалеть нельзя»), живя в обществе, где считалось, что человек человеку друг, товарищ и брат, учительница не допускает мысли отказаться от высокой задачи учить и воспитывать подранков. Ее намерения благие.

Но куда ведут они? Таково краткое содержание. Благие намерения Лиханов одобряет, но не в чистом «мечтательном» виде.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

32-летняя Надежда бесстрашно принимает на себя отголоски предательства горе-матерей и таких же отцов. Она хочет найти взрослого друга каждому ребенку-сироте, чтобы «маленькие люди» хоть таким образом познали тепло семейного очага.

Поначалу все складывается как нельзя лучше. Люди готовы (или думают, что могут) проявить милосердие. Но все не так просто: найти взрослых друзей для сирот оказалось легче, чем удержать их.

Причины разрыва можно понять, но что из этого?

По ходу изложения становится все яснее. Речь не просто о семилетних мальчиках и девочках, вынужденных расти без родителей, а о том, что на белом свете всему есть место: «рядом с добром уживается зло».

А еще об умении отвечать за свои поступки и безответственности. А ведь миры детей и взрослых, хоть порой такие полярные, по сути, должны быть едиными. Иначе – беда.

В повести «Благие намерения» Альберт Анатольевич Лиханов говорит и об этом.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Матери-кукушки

Птенцы из-под родительского крыла хорошо различают дом и школу-интернат, где они живут и учатся от выходных до выходных. Дети-сироты не ощущают разницы между учебным заведением и детдомом.

Для них текут будни-клоны: везде воспитатели, строгий режим дня, общий быт. Какая разница, как называется такое место? Это можно отметить, прочтя краткое содержание.

«Благие намерения» Лиханов выстроил так, что невозможно не прочувствовать всю боль и безысходность сиротства.

Героиня книги Лепестинья никак не может взять в толк, откуда берутся сироты, ведь не голодуха, не тяжелое время. А вот поди-ка, находятся! И тогда, и сейчас.

Может ли современное общество решить проблему сиротства? Многие считают, что задача разрешима (если не полностью, то в большей степени), если укреплять семейные ценности не на словах («благие намерения»), а на деле.

Престижность материнства и отцовства, ориентир на духовное, а не на материальное благополучие – вот «таблетка» от «кукушиной болезни». Детский дом не способен заменить семью.

Долг педагога

Легка ли профессия учителя-воспитателя? Конечно, нет! Практически на каждой странице повествования можно встретить строки, которые отражают размышления Надежды Георгиевны о высоком долге педагога, способного беззаветно погружаться в человека. Любовь – вот основной вид «топлива», поддерживающий горение души учителя.

Это чувство (если оно есть!) невозможно погасить или дозировать. Идеальный учитель – это благородный максималист, таким его рисует Альберт Лиханов.

В подтверждение его мысли руководитель школы-интерната называет учительское дело подвигом во имя детей. Можно сказать, что это сути профессии педагога краткое содержание.

Благие намерения Лиханов трактует широко и мощно: они не должны быть капризом, вспышкой эмоций.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Окунувшись в трудовые будни, молодая учительница, не виновная в том, что намерения «взрослых друзей» не реализовались, корит не их, а себя, потому что считает, что несет личную ответственность за все происходящее вокруг. Такая самоотверженность многим читателям кажется непостижимой. Или недостижимой? А может, все же не врет поговорка, что «в жизни всегда есть место подвигу», тем более если он во имя детей?

Преступление и наказание

Ответственность за судьбы сирот – чей же это крест? Опекунов? Государства? Всех, вместе взятых? Это общая задача, и решать ее нужно всем миром, чтобы не процветало, как сорная трава, противоположное человеческое качество, когда никто никому ничего не должен, а спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

В повести «Благие намерения» есть примеры как высокой сознательности, так и безответственности взрослых, что больно ранит детей. А уж не подлежащие контролю действия «родителей», приведшие к мирному сиротству, так и вовсе можно расценивать как преступление, за которым должно следовать наказание.

В путь, за надеждой

Надежда Георгиевна – главная героиня повести — способна и на высокие намерения, и на поступок, чем вызывает симпатию у большинства читателей. Книга призывает, но не заставляет стройными рядами следовать ее примеру – заставить любить невозможно. К этому каждый приходит (возможно, и нет) ценой многих жизненных проб и ошибок.

Тяжко, когда ошибки ранят наше сердце, но еще хуже, когда они оставляют «зарубки» на нежных детских душах – неокрепших, доверчивых, ранимых.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Мечтать не вредно, надо действовать

Примечательно, что ни в книге, ни в вышедшем вслед за ней на широкие экраны художественном фильме Альберт Лиханов не ставит точки над i, дает возможность каждому представить, как и чем закончилась история мирного сиротства в каждом конкретном случае.

Непосредственная педагогическая сила книг Альберта Лиханова в целом и повести «Благие намерения» в частности заключается в том, что они наполнены милосердием. Писатель не боится таких слов, как жалость, доброта, прощение, помощь.

Таково в широком смысле этого произведения краткое содержание. «Благие намерения» Лиханов, думается, считает «криком души». Он говорит, что сложилось так, что сегодня все дети России, по сути, – сироты. В людях, не ждущих «милости от природы», подчинивших, как им кажется, все вокруг, становится все меньше милосердия, они больше уповают на силу и деньги.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

А ведь спасение человечества кроется не в них, а в любовном отношении к другому человеку и миру вокруг. Альберт Лиханов является убежденным противником искаженного восприятия жизненных ценностей. Он считает, что сейчас самое время прочно соединить благие намерения и реальные дела.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов жан-жака руссо за 2 минуты

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/121393/

Повесть А. Лиханова «Благие намерения»: краткое содержание, авторская позиция и анализ текста

Нельзя ребёнку оставаться без семьи. Кто научит его способности любить этот мир? Кто подарит ласковое слово? Кто защитит от зла и жестокости? Кто отвратит от дурного влияния?

А если некому? Что тогда? О путях исправления этой жестокой несправедливости пишет А. Лиханов в своей повести «Благие намерения».

«Благими намерениями…» (О повести А. Лиханова)

Проблеме современного сиротства посвящена книга Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание повести может уместиться в нескольких словах: молодая учительница прониклась сочувствием к своим воспитанникам-сиротам и попыталась найти им родителей, но не всем из своих учеников она сумела помочь, и тогда сама заменила им мать. Это произведение – одно из главных в творчестве писателя.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Альберт Анатольевич Лиханов – защитник детства

Когда Альберт Лиханов создавал это короткое, но такое глубокое произведение, он ещё надеялся, что брошенные родителями дети не останутся один на один со своей страшной бедой. Поэтому таким светлым оптимизмом проникнуто это произведение.

Невозможно вернуть сиротам родителей, но можно защитить маленького гражданина большой страны от этой страшной беды. Отечество усыновит, всем миром выведет в люди – вот во что верилось писателю в 1981 году.

Писатель с энтузиазмом воспринял перестройку. Он надеялся на перелом в нравственной стороне жизни и ждал изменения положения сирот к лучшему. Но потом, разочаровавшись, заявлял, что весь народ должен стыдиться перед детьми за несделанное.

В своих книгах автор остаётся убеждённым борцом с уродствами жизни современного общества. Критерием здоровья нации он считает счастье ребёнка, именно этим он проверяет, насколько гуманен мир.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

А дети в стране по-прежнему оказываются беззащитными перед жестоким равнодушием взрослых людей и безразличны даже своим близким. Альберт Анатольевич Лиханов считает своим долгом напомнить современникам о том, что у нации, которая не заботится о детях, не может быть будущего.

Образ главной героини

Сам Лиханов считал, что его произведение не столько о молодой учительнице и её воспитанниках, сколько об истинной доброте, о том, что дорога в ад вымощена не благими намерениями, а неспособностью исполнить до конца свои благие намерения.

Образ главной героини – воплощение такого человека, который способен до конца исполнить свой долг. И как привлекателен этот образ! Он восхищает силой характера, самоотверженностью, честностью и любовью к детям.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Ретроспективный рассказ – такова композиция повести Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание истории главной героини таково: зрелая женщина вспоминает о своей юности, о первых самостоятельных шагах в жизни, которые были трудны.

Трудности возникают потому, что во всём руководствовалась Надежда Победоносная (как называет её директор интерната) исключительно своими чувствами. Жалость к несчастным детям поразила её в самое сердце и пробудила в ней стремление устроить их судьбы.

Чувство вины перед детьми, пострадавшими из-за людей, не способных думать о ком-то, кроме себя, заставило её взять на себя ответственность за их судьбы.

Руководствуясь своими чувствами, главная героиня безошибочно находит своё призвание — служение добру и долгу.

Люди раскрываются в отношении к ребёнку

Необходимо полностью погрузиться в мир отношений взрослых и детей в произведении Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание не даст полного представления о глубине этого произведения.

В отношении к ребёнку проявляется человек таким, каков он есть.

Бездетная чета Запорожцев – люди на вид интеллигентные — явно отрицательно влияют на ребёнка, которого они выбирают среди других детей, ориентируясь на внешний вид, как вещь.

Самая красивая девочка введена в их семью. Уже после первого опыта общения с ними она изменилась. Шубки, красивые платья, дорогие игрушки, автомобиль, на котором её увозили и привозили Запорожцы, испортили её характер. Почти сразу она почувствовала себя вознесённой над всем, привилегированной, особенной.

И тем больнее ей было вернуться после предательства этих двух самодовольных мещан в своё обычное сиротское положение. Выражая свой протест, Алла сжигает подарки от бывших приёмных родителей.

Надежда Георгиевна не может наказать ребёнка за устроенный пожар. Она хорошо понимает девочку, но при этом в ней пробуждается уверенность, что предательство Запорожцев – благо для Аллочки.

Кем бы она выросла в этой семье? Копией ограниченных самовлюблённых эгоистов?

Инженер Степан Иванович, в отличие от Запорожцев, отказался от Севы Агапова по причине, не зависящей от него. Кроме того, он никогда не говорил, что собирается усыновить Севу.

Он искренне переживает, отправляясь в длительную заграничную командировку, и обещает сразу восстановить дружеские отношения с мальчиком по возвращении. Вынужденная разлука драматична не только для Севы, но и для Степана Ивановича.

Однако всё же есть основания сказать, что и в этом случае взрослый не идёт до конца в своих благих намерениях в своём отношении к ребёнку.

Нужно вдумчиво отнестись к прочтению повести «Благие намерения». Анализ произведения откроет понимание самых непостижимых вещей. Пример одной такой загадки – это отношения Ани Невзоровой с её матерью.

К девочке успела привязаться одинокая Евдокия Петровна, но Аню преследует родная мать, лишённая родительских прав. И в новогоднюю ночь она выкрала девочку. Дальнейшие события свидетельствуют, насколько опасны для ребёнка контакты с матерью, напоившей ребёнка шампанским.

Анечка, всё понимая про свою маму, очень переживает за неё и отказывается быть удочерённой Евдокией Петровной. Тут явно тот случай, когда ребёнок оказывается внутренне духовно сильнее взрослого человека.

Делясь с Надеждой Георгиевной своими мечтами, Аня излагает свой план по «удочерению» матери.

И Надежда понимает, насколько крепки ростки ответственности в этом маленькой девочке, намного крепче они, чем во взрослой женщине, лишённой родительских прав.

Что даёт такую силу маленькому ребёнку? Любовь, всепрощающая, всепроникающая, святая и простая любовь.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Счастливые семьи в повести Лиханова

Есть и примеры счастливых семей в повести «Благие намерения». Краткий пересказ отношений самой Надежды с её матерью может послужить этому доказательством: мама любит Надю как умеет, дочь обожает свою маму.

Но однажды дочь выходит из-под материнского контроля. Мама сначала обиделась, а потом простила Надежду. Дочь была очень рада примирению, но к маме не вернулась. Вот и всё.

Но это обычная ситуация в каждой нормальной счастливой семье.

Такой является семья Аполлона Аполлинарьевича и Елены Евгеньевны, директора и завуча интерната. Их сын тоже устраивает родителям сцены неповиновения, но взаимная любовь родителей и детей побеждает всё.

Идеальная семья – дочь и мать Мартыновы. Наталья Ивановна Мартынова – директор детского дома, в котором жили дети до прибытия в интернат.

Этот персонаж очень важен для понимания идеи всего произведения, хотя образ Мартыновой является второстепенным в повести Лиханова «Благие намерения».

Краткое содержание той части повести, в которой даётся её жизнеописание, укладывается в несколько предложений. Пятьдесят лет отдала эта женщина детям-сиротам. Детский дом, в котором она работает, — образцовое место.

В нём поистине всё для детей. Но она была бы рада, если бы однажды он закрылся.

И в этой судьбе как в зеркале отражена основная мысль всей повести: если есть несчастные дети, нужно всю свою жизнь отдать им, чтобы исправить это страшное зло.

Эта женщина живёт одной страстью – любовью к обездоленным малышам. Она отказалась от всего, что мешает её служению. Дочь похожа на свою мать не только внешне, она разделяет нелёгкое бремя ответственности, которую взвалила на себя Наталья Ивановна, и в отношении дочери к ней читается благоговение.

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Есть что-то от святых в образах этих двух женщин, не зря же Лиханов, описывая их портретное сходство, упоминает об иконописных ликах. И отношения матери и дочери идеальны именно по этой причине: святые не ссорятся между собой, у них есть дела поважнее — служение добру и долгу.

Что позволяет назвать их святыми? Опять же любовь. Только тут идёт речь не о любви к своим детям, а о любви ко всем детям, ко всем людям. Уместно вспомнить: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Вот она – главная идея произведения Лиханова, и не только этого, а всякого хорошего произведения.

В судьбах этих святых образов просматривается и будущее Надежды Победоносной. Это судьбы людей, которые идут по дороге благих намерений до конца. И в конце этого пути их ждёт не ад, а что-то другое.

Источник: https://autogear.ru/article/259/548/povest-a-lihanova-blagie-namereniya-kratkoe-soderjanie-avtorskaya-pozitsiya-i-analiz-teksta/

Книга: А. Лиханов «Благие намерения»

«У сердца нет ученых степеней» (с) А. Лиханов

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Хорошая книга: добрая, чистая и бесконечно наивная, как и ее главная героиня, от лица которой ведется повествование – молодая учительница Надежда Георгиевна.

Повесть невелика – всего 176 страниц в моем планшете. Но если б эту повесть я прочитала в 16-17 лет, то возможно и не пошла бы в педагогический.

А может наоборот, пошла бы и посвятила всю свою жизнь служению детям: искреннему и преданному.

«Благими намерениями выстлана дорога в ад» — красной нитью проходит эта поговорка через всю книгу. Повесть представляет собой воспоминания учительницы. Она окончила институт, став учителем-словесником, из-за болезни матери опоздала к началу учебного года, а когда приехала в город распределения, место было уже занято.

Вчерашнюю студентку берут работать воспитателем в школу-интернат, где дают ей особую группу первоклашек – среди трех десятков учеников 22 детдомовские. Повествование ведется от лица 32-летней учительницы. Она в подробностях вспоминает первую встречу, первую неделю с ее малышами, первые и дальнейшие победы и поражения.

Читайте также:  Краткое содержание некрасов коробейники за 2 минуты пересказ сюжета

И все время анализирует-анализирует-анализирует.

Надежда Георгиевна к середине книги становится для детей просто Наде-Вной или Надюшей, а в конце – мамой Надей. Я под большим впечатлением не столько от лаконичного сюжета и кратко прописанных судеб детей, сколько от мыслей и замечаний главной героини – ее вечного поиска себя в профессии и профессии в себе. Быть педагогом непросто, но быть Педагогом – намного труднее.

С самых первых строк она пишет об «искуплении своей вины». Лишь спустя неделю после начала работы, Надежда Георгиевна узнает, что в ее группе большая часть детей из детского дома. Остальные же немногие днем в субботу уходят домой, а возвращаются в интернат лишь в воскресенье вечером.

И тогда она придумала найти своим малышам взрослых друзей – людей за пределами интерната, которые могли бы дарить внимание мальчишкам и девчонкам: не по обязанности, а от души. Решение педсовета, заметка в газете, комиссия-собеседование – и вот у каждого ребенка появляется взрослый друг.

«Я смотрела на школьную лестницу, и что-то потихоньку стало раскачиваться во мне. Вдоль лестницы, на каждой ступеньке, стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах, нет, назвать их малышами не поворачивается язык: это были печальные и усталые маленькие люди»

Еще одну цитату просто не могу не привести в данный момент:

«Толстой сказал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая несчастна по-своему. И я, взрослый человек, только теперь начинала понимать эту фразу.

У каждого моего птенца было свое несчастье. А я, счастливый человек, не знала, не думала о них. Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далеким, порой даже нереальным.

Если у тебя все хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Да, когда человек счастлив, ум как бы теряет осторожность, дремлет. Знание уступает место чувству, и, наверное, это справедливо.

Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе. Но правда трезвее благополучия. Пока есть жизнь, будет и беда. Будут аварии и землетрясения, будет смерть, она неизбежна, и будет, наверно, человеческая подлость – что-то не исчезает она никак.

Да, несчастья – это неизбежность, но если все несчастья собрать вместе, как здесь, в интернате? Что же получится? Груды беды? Темный день? Мрак?

Что ж, выходит, так. И нет другого выхода, как развеять этот мрак, когда речь идет о маленьких людях.»

Честно признаюсь, я, читатель, ждала того момента, когда героиня совершит ошибку, о которой в первых же строках пишет. что за нее «искупает вину». Страница за страницей, а ошибки-то я и не видела. Да, нашла она своим подопечным взрослых – кому одиноких женщин и мужчин, кому супружеских пар, кому крепкие и сложившиеся семьи.

Да, далеко не все союзы сложились. И это жизнь.

Почему молодой воспитатель берет на себя вину за то, что кто-то взрослых переоценил свои силы или разочаровался в себе или в ребенке? Каждый человек имеет право на ошибку, но почему ответственность за это несет педагог? Очень хорошей иллюстрацией к этому будет следующая цитата:

«Первый класс мы закончили вот с каким результатом: Зину Пермякову, Сашу Суворова, Колю Урванцева и еще троих детей усыновили и удочерили хорошие люди. Шестеро – обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали. Десять же мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей… Счет шесть – шестнадцать.

Но все дело в том, что педагогика не точная дисциплина. Можно выиграть со счетом один – девятнадцать. И проиграть девятнадцать – один. Единица перетянет девятнадцать, и сто, и тысячу. Вот почему судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы…»

«Жертвовать своим покоем, своими удобствами, всем-всем-всем своим» решила эта молодая учительница, волею судьбы ставшая воспитательницей семилеток-сирот.

Так их учили будущих советских учителей в педагогических институтах: думать перед тем, что что-то сделать, а начав делать – идти до конца. А еще анализировать свои поступки и исправлять ошибки, если случится их совершить.

Не получится исправить – искупать, пусть даже и ценой собственных след и сердечных ран. Нас, будущих российских учителей (в 3-5% случаев пед.

вузов идут работать в школы) в педагогических университетах учили другому: делать трассировку текста, правильно подчеркивать предложения да пользоваться десятками томов словарей, экземпляры которых найдутся далеко не в каждой библиотеке. Даже полвека не прошло, а акцент на душевных качествах профессии учителя сменился чисто утилитарным подходом.

Люблю, когда в книгах название и основная тема раскрыты до конца. Здесь – раскрыта:

«Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. Я думаю, и дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными»

Краткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Лиханов Благие намерения за 2 минуты пересказ сюжетаАнатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Киров в самой обычной семье. Отец – слесарь, мать – сотрудник медицинской лаборатории. После окончания школы Альберт учится в Уральском государственном университете на отделении журналистики, а затем возвращается из Свердловская в родной Киров, где устраивается работать литературным сотрудником в «Кировскую правду». В 1960 году он становится непосредственным участником истории, на основе которой написана повесть «Благие намерения». В течение 3 лет он работает главным редактором газеты «Комсомольское племя», а затем едет в Новосибирск собкором «Комсомольской правды».

Первый рассказ Лиханова был опубликован под названием «Шагреневая кожа» в 1962 году в журнале «Юность». Молодой автор переезжает в Москву, где много лет работает ответственным секретарем, а потом и главным редактором молодежного журнала «Смена».

В 1976 году увидел свет первый двухтомник избранных произведений Лиханова. В 1986-1987 годах выходит первое собрание сочинений в четырех томах.

Всю свою жизнь Альберт Лиханов уделяет немало времени общественной деятельности. В 1985 и 1987 годах в СССР принимаются Постановления Правительства о помощи детям-сиротам, что является результатом писем Лиханова.

В 1987 году уже известный в Союзе писатель и журналист создает Советский детский фонд имени В.И. Ленина, который в 1992 году преобразуется в Международную ассоциацию детских фондов. В 1991 году появляется Российский детский фонд, председателем которого избирается Лиханов.

Альберту Анатольевичу принадлежит идея и реализация Научно-исследовательсокго института детства, чьим директором он является.

https://www.youtube.com/watch?v=B98MrLJqCiw

В 2010 году опубликован 15-томник произведений Альберта Лиханова, на страницах которого использован крупный шрифт и размещены цветные иллюстрации.

PS: Мне бесконечно стыдно, что я, филолог, только сейчас, в 30 лет, открыла для себя этого замечательного писателя, человека и гражданина.

О книге

Повесть «Благие намерения» была впервые опубликована в журнале «Знамя» в 1980 году, затем ее публиковали в 1981 году в «Роман-газете» и «Литературной России». Сам Лиханов так говорит о произведении:

«Это повесть о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых»

Спустя 3 года после первой публикации повесть автора повести Альберта Лиханова за повесть «Благие намерения» удостаивают Международной премии социалистических стран им. Максима Горького.

В 1985 году по книге Лиханов пишет сценарий, который становится основой фильма «Благие намерения» (режиссер А.Бенкендорф, киностудия им. А.Довженко)

Скачать книгу А. Лиханова «Благие намерения»Фильм

Источник: https://ozma-lipetsk.livejournal.com/78696.html

План-конспект урока (9 класс) по теме: Обсуждение книги А.Лиханова "Благие намерения" | Социальная сеть работников образования

Обсуждение книги А. Лиханова «Благие намерения» (учитель русского языка и литературы Лузина Т.А. и заведующая библиотекой Янина С. Д.)

        Вступительное слово: Сочувствие. Соучастие. Сопережевание. Сострадание. Ведь за этими словами – изначальные нравственные устои, нормы поведения, обязательные для каждого – независимо от образования, образа жизнми, воспитания. Со – значит вместе.  Ведь в основе  основ человеческого общежития  – любовь родительская к детям, забота старших о младших… И вот всё-таки, дети без родителей.

Да, они остаются без родителей – в силу стихийных бедствий, катастроф, всегда нежданных, беспощадных.

Но есть беда другого толка: дети остаются без родителей в силу родительской подлости, слабости.

Настаёт миг, когда дети остаются никому не нужными, кроме нашего государства, социальная суть, полнокровное родительство которого проявляется в заботе, ответственности за этих детей, может быть, с не сравнимой ни с кем и ни с чем гуманистической силой. (Лиханов, А. От автора // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 3)

Дети без родителей… Мирное сиротство… – это тема, проходящая через всё произведение «Благие намерения». Сегодня мы обсудим главные, на наш взгляд темы, отражённые в повести.

Действие, как вам известно, происходит в школе-интернате, где в первом классе вместе с детьми, у которых есть семьи, учатся 22 ребёнка из детского дома.

И я приглашаю всех присутствующих в нашей аудитории к разговору на тему:

Начинает разговор лидер первой группы Павлишин Виталий (выступление включает объяснение ключевых терминов: детский дом, интернат, семья). Слайд 8,9.

Вопросы для обсуждения:

  • для детей-сирот нет разницы между школой интернатом и детским домом, почему?
  • Одна из героинь в книге, Лепестинья, рассуждает: «Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?» Приведите примеры из повести, кто эти сироты и откуда они взялись?
  • Знаете ли вы, сколько детских домов в Сургуте? Кто посещал детский дом? Кто общался с детьми из детского дома? Ваши впечатления.
  • Как вы считаете, можно ли в нашем обществе решить эту проблему? Как?
  • Выход ли из этой проблемы семейный детский дом?
Читайте также:  Краткое содержание крапивина дети синего фламинго за 2 минуты пересказ сюжета

Вывод: Ребёнок должен жить в семье, тогда он получит полноценное воспитание, заботу, тепло. Детский дом не может заменить семью.

 Но всё-таки, если ребёнок живёт в детском доме, то его воспитанием занимаются люди, которым государством доверена судьба ребёнка. Прежде всего – это воспитатели. А. Лиханов в предисловии к книге «Дети без родителей» (Лиханов, А. От автора // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн.

для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 3) отмечает, что книга адресуется молодым педагогам, посвящающим себя в первую очередь малому человечеству, оставшимся  без родительской опоры, как впрочем, и педагогу опытному, бывалому. Итак, отношение к профессии учителя.

  1. Профессия учителя-воспитателя. Слайд 10,11.

Лидер группы Мартынов Женя наряду с выступлением объясняет термины: учитель, воспитатель.      

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, трудно воспитывать детей- сирот?

Во время обсуждения зачитать ответы учителей нашей школы.

на вопрос анкеты: «С какими трудностями в воспитании детей-сирот вы сталкиваетесь?»

  • На протяжении всего повествования Надежда Георгиевна рассуждает о правильности выбора профессии, о долге учителя… «Я твёрдо знаю, что учительдолжен уметь погрузиться в человека…» (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 177-178). Согласны вы с таким утверждением? Примеры из текста.
  • Учителям был задан вопрос в анкете: «Как Вы считаете, почему эмблемой конкурса учитель года является пеликан?». Ваш и варианты ответов.

Дети отвечают, приводя примеры из произведения. Наряду с их отвеиами зачитываются ответы учителей.

  • Лучше, чем директор школы-интернат, куда пришла работать Надежда Георгиевна, просто не скажешь: «..подвиг во имя детей…» (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 85)

 Вывод:  Отношение к профессии учителя-воспитателя: подвиг во имя детей.

Очень часто Надежда Георгиевна рассуждает об ответственности, прежде всего отнесся её к себе: «За несостоявшиеся намерения других людей единственная в ответе ты сама». (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 180).

  1. Ответственность. Слайд 12.

  Лидер группы Рязанов Стас даёт определение терминов: ответственность, опекун и рассматривает с его точки зрения: ответственность родителей перед детьми, воспитателей перед детьми, опекуны пред детьми, государство перед сиротами.

Вопросы для обсуждения:

  • Всё-таки, кто, во-вашему мнению прежде всего несёт ответственность пред детьми?
  • Ответственность – безответственность. Приведите примеры из  повести, в чём проявилась безответственность взрослых?
  • Дети-сироты при живых родителях.. Как можно, по-вашему это назвать: безответственность, преступление?..
  • Должна ли быть наказуема безответственность? Каким образом?

Вывод:  Безответственность должна быть наказуема.

Повесть, которую мы сегодня обсуждаем, называется «Благие намерения». Почему такое название?  И заключительный блок вопросов на тему:

  1. Благие намерения – это благо?

Лидер группы Кряжева Аня наряду с выступлением объясняет термины: благо, намерения.

Вопросы для обсуждения:

  • Согласны ли вы с утверждением, что благими намерениями вымощенва дорога в ад?
  • Всегда ли благие намерения – благо? (Зачитать ответы учителей из анкет.)
  • Кто из героев действительно совершил благо?

Почему Надежда Георгиевна приводит соотношение 6 и 16? (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 183-184).

  • Почему  ударили благие намерения шестерых малышей? Как Надежда Георгиевна относит это к себе?
  • Всё-таки, почему такое название повести?

Вывод: Жить надо благими намерениями и делами. ((Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 184).

Слайд 15 (из фильма).

 Вопрос к аудитории: Вы знаете, как заканчивается книга, как заканчивается фильм. Автор не даёт точного  ответа, что дальше? Давайте выступим в роли автора и закончим повесть так, как вы этого хотите. И в конце нашей конференции мы вернёмся к обсуждению этого вопроса: что дальше?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2011/11/04/obsuzhdenie-knigi-alikhanova-blagie-namereniya

Альберт Лиханов: Благие намерения

Альберт Анатольевич Лиханов

Благие намерения

Снова навалилась бессонница.

Дверь на балкон распахнута, и в комнату вливается душный аромат черемухи. Может, из-за него я не могу уснуть? Надо бы встать, прикрыть дверь, но я не в силах шевельнуть рукой. Точно опьяняющий наркоз сковал меня. Голова ясная, утренняя, а тело налито неимоверной тяжестью, не то что рукой, пальцем шевельнуть немыслимо.

Я живу на втором этаже и когда-то – совсем недавно! – мечтала, чтобы черенки черемухи, высаженные у дома, скорей поднялись и сравнялись с моим балконом. Тогда весной цветы будут перед окном, точно сад приподнялся на цыпочки прямо в мою келью. И вот это сбылось, а я не рада. Запах черемухи дурманит и не дает спать.

  • Впрочем, все это глупости, и черемуха тут ни при чем.
  • Ветер колышет прозрачную штору и вносит в комнату волну пряного аромата.
  • Я точно купаюсь в нем.

Я говорю себе: наслаждайся, ты хотела этого, и твое желание сбылось. Наслаждайся и спи, все условия для волшебных снов: ведь, вдыхая черемуху, можно увидеть во сне только сказки.

Но сказки не приходят.

Я облокачиваюсь и таращусь в неверные июньские сумерки, в белую северную ночь, стараюсь разглядеть черемуховые ветви там, за окном. Смутные тени колышутся у балкона. Я знаю: ветви унизаны белыми гроздьями.

Я вдыхаю полной грудью и чувствую, как приливает к вискам кровь. Завтра у меня необыкновенный день, точнее, вечер.

Выпускной вечер моего класса.

Первый мой выпуск. Об этом знают все.

Искупление моей вины. Об этом знают немногие.

День исполнения моей клятвы. Про это известно одной мне.

Остался один день. И эта ночь.

Я пришла в школу-интернат десять лет назад, оказалась тут почти случайно. Впрочем, в каждой случайности есть своя закономерность…

В начале августа у мамы случился инфаркт, я дала в гороно телеграмму, заверенную врачом, и осталась возле нее.

У меня было странное ощущение – как будто я не нужна ни маме, ни Ольге и Сергею, старшей сестре и старшему брату. Всю весну и лето, с тех пор как я получила назначение, они во главе с мамой без устали дулись на меня.

О матерях не принято говорить дурно, не скажу и я, хотя теперь, спустя десять лет, мне многое стало ясным. Кажется, я протрезвела за эти годы. Точно во мне бродил молодой хмель, но вот шибануло меня об острый угол раз-другой, и все стало очевиднее, реальней, что ли. И мама стала реальней. Ее взгляды.

А тогда я не могла ничего понять – я ухаживала за мамой, сидела в больнице возле нее дни и ночи, и рядом непременно сидела Ольга, или Сергей, или Сережина жена Татьяна, и они ухаживали за мамой с таким видом, будто меня здесь нет.

Я старалась не обращать на это внимания, но не так-то это легко, когда ты только окончила институт, а взрослые и любимые люди, точно сговорившись, в один голос осуждают тебя, да еще осуждают высокомерно, с презрением, мол, молодые должны внимать благодарственно, а не высказывать собственных суждений, пользоваться чужим опытом, пока, скажите спасибо, его предлагают, и жизнь начинать по общепринятым правилам, а не так, как ты…

Это был молчаливый спор, который начала мама.

Мама вообще очень властный человек. Тогда мне казалось, что она совершенно не любит меня. Собственная прихоть была для нее всегда важней моих намерений. Она подавляла.

И не отдельные дни и часы, а всегда. Теперь я думаю совсем иначе. Мама любит меня. Может быть, даже сильнее, чем Ольгу и Сергея, ведь я младшая, для нее последняя.

Просто любовь у нее властная, вот в чем дело. Властная, как и сама мама.

У нее всегда были странные отношения со всеми нами. Даже явно ошибаясь, мама говорила уверенно и требовательно, никогда не сознаваясь в ошибке.

– Оля, тебя, кажется, опять провожал этот парень из соседнего подъезда. Так запомни, он тебе не подходит, тебе больше подходит Эдик.

– Но почему? – спрашивала Оля. – Николай очень милый, ты же знаешь, мы из одной группы, – Оля тогда заканчивала иняз, – а Эдик мне надоел! И вообще он сухарь!

  1. Эдик был одноклассником Оли, учился в политехе и был некрасив до предела – длинный, плоский, как бы вырезанный из бумаги, а главное – скучно-сухой, протокольно-стандартный, точно параграф из учебника математики. Словом, розовощекому баскетболисту-крепышу Николаю Эдик, бесспорно, уступал, и Оля спрашивала маму, округляя глазки:
  2. – Но почему?
  3. – Он тебе не подходит! – резала мама, выделяя последние слова, выставляя над ними знаки ударения величиной, пожалуй, со столб, и добилась-таки того, что потом, позже, Оля вышла все же за своего плоского Эдика и живет, по-моему, без намека на счастье…

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/sovetskaya-klassicheskaya-proza/241058-albert-lihanov-blagie-namereniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector