Краткое содержание лиханов крутые горы за 2 минуты пересказ сюжета

  • Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
  •  средняя общеобразовательная  школа пгт Лальск
  • Лузского района Кировской области
  • Сочинение на конкурс «Да будет светлой наша память…» по повести

А.А.Лиханова «Крутые горы»

  1.                                                            Выполнила: Семушина Дарья
  2.                                                            Константиновна, ученица 3 класса.
  3.                                                            Руководитель: Тетерина Вероника
  4.                                                            Павловна, учитель начальных классов
  5.                                                            (контактный телефон: 8 922 935 46 12)
  6. Лальск 2015
  7.                   Была земля и жесткой и метельной,
  8.                                                                     Была судьба у всех людей одна…
  9.        У нас и детства не было отдельно,
  10.   А были вместе – детство и война.
  11. Роберт Рождественский

          Прошло уже 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Сквозь эти годы война кажется нам, детям, лишь страшным сном. Но это был не сон, и когда-то тысячи наших сверстников услышали страшное слово – «война». В том числе и Альберт Лиханов.

         Альберт Лиханов родился в 1935 году в городе Кирове. Его мама проработала всю жизнь в больнице лаборанткой. А отец с первых же дней войны ушел на фронт.

Мальчик вместе со своими сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых бойцов. Как он говорил, «у него было  трудное и счастливое детство».

 Писатель сам пережил много горечи в войну и поэтому так правдиво изложил  тяжелую жизнь мальчиков.

           «Я не понял, что началась война…»  Так начинается его повесть «Крутые горы».  22 июня 1941 года. Летнее прекрасное утро. Выходной день. Все как обычно.  Коля с мамой сидели под вишнями и даже ничего не подозревали о войне. Вдруг пришёл отец. Он сказал: «Началась война!».

 Коля не понял, что такое война. У него было хорошее настроение, хотелось  бежать куда-нибудь по прохладной траве и радостно засмеяться. «Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего еще толком не понимая, и махал рукой вслед отцу, радуясь, что напоследок он все-таки догадался подарить мне значок ГТО…».

 Отец Коли ушел на фронт.

           Что такое война, Коля узнавал постепенно. Сначала это были открытки от отца, на которых нарисована женщина с листком в руке и надписью: «Родина мать зовет!».  Потом это были карточки, и теперь только по ним выдавалась еда.

 Завариха вместо гречки и пшенки. Пшенка в горшочке с поджаристой корочкой снилась теперь мальчику только по ночам.  Так же мама обменивала свои вещи на продукты. Только отцовский костюм, как священная память об отце, хранилась в гардеробе.

Мальчик стал понимать, что война – это горе и голод.

         Во вторую осень Коля пошел в школу.  Школа была старая и маленькая. В классе между партами были узкие проходы, вместо света горела керосиновая лампа, а на партах стояли свечи, дети писали на газетах.

 «Почему дети учились в таких условиях, а не в светлых и просторных классах?» — я задала себе такой вопрос. Ответ я нашла в продолжении рассказа. Это потому, что идет война  и всё разрушено, не хватает помещений, электроэнергии.

 Все работают под девизом: «Все для фронта, все для победы нашей страны!».

        Учительница у Коли, Анна Николаевна, просто замечательная, добрая, справедливая, строгая, всегда понимающая. Но и ее не обошла беда стороной. Страшное горе постигло ее.

 Пришла похоронка на сына. Но при этом она учила  и  воспитывала детей, не показывая им своего горя. Горе  не озлобило ее душу, она осталась такой же доброй и  строгой.

 Но в то же время дети искренне сочувствовали ее горю.

         Тяжело в  военное время. Люди берегут свои карточки как самое дорогое, как единственное, чтобы не умереть с голоду. Семью Коли постигла большая беда. Им было совсем нечего есть. Их обокрали. Воры унесли все карточки и самое главное — отцовский костюм. Мальчика это потрясло: «…Меня всего колотило, меня трясло…».

         Трудно в наше время представить, как твою подругу или одноклассника трясёт от голода, а вот Коля из этого рассказа испытал такое чувство. От голода мальчику стала мерещиться еда. Силы его покидали. Все время хотелось спать. Чувство голода пропало,   и не было желания и сил что-либо делать.

 Чтобы спасти сына, обессиленная мама сдает свою кровь и получает донорский паек. Коля, увидев эти кулечки с едой и вглядевшись в мамино зеленое лицо, заплакал. Он все понял:  мама сдала кровь. «Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…».

Такие тёплые и преданные отношения между родителями и детьми сейчас встретишь нечасто.

         Настоящую войну Коля увидел благодаря своему другу Вовке, который рассказал ему о санитарном поезде. Ребята вместе с учительницей пошли к нему.  «…И я увидел, что окна в этом вагоне без стекол – только в углах торчат острые, похожие на ножи осколки, а обшивка вагона в разных местах пробита рваными дырками…». Мальчики догадались, что поезд бомбили.

 Дальше было еще страшнее. Они увидели носилки, на которых лежат мертвые солдаты.   У Коли в душе все перевернулось, его трясло, а учительница и ребята расплываются перед глазами. Я думаю, что в голове у Коли все перепуталось, и он не знал, что ему делать и куда идти.

Он вдруг вспомнил отца и то летнее утро, он  вспомнил, как смеялся ему вслед и радостно махал рукой, какой же он был дурачок!…

          Мама старалась скрыть войну. Да разве скроешь войну? Вот она вся на виду: тетради из старых газет, керосиновая лампа, голод, завариха, изрешеченный осколками вагон. А та женщина в платке у санитарного поезда  поразила мальчика особенно.

«… Я посмотрел на эту женщину, и мне сделалось страшно…» Ее стеклянные, прозрачные, пустые  глаза говорили о том, что и на душе ее пусто.  Хочется подбежать и помочь этой женщине, но Анна Николаевна сказала: «Им не поможешь…».

 Да, мертвых не воскресишь, утрата невосполнима.

        Коля вспомнил те открытки, полученные от отца и ту женщину, которая с открытки призывала всех «Родина мать зовет!». Как и у взрослых, душа мальчика наполнилась ненавистью к фашистам. И мальчик теперь твердо знает, куда зовет его Родина-мать, это помогать Родине здесь, в тылу – шить кисеты и ненавидеть фашистов.

        Ребята понимают, что делают очень важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Видя их старания, им помогает вся семья. Общими усилиями Коля с помощниками сшили целую корзину кисет. Анна Николаевна была приятно удивлена и горда за труд ребят. Особенно она похвалила детей за то, что трудились всей семьей. «Мало сделать самому хорошее – надо увлечь других!».

        И вот радостное событие. Приезжает из госпиталя отец. Коля очень ждал этого дня. Он обнимал отца и молчал, сжимая зубы, чтобы не расплакаться. Отец был горд за сына, узнав про кисеты для фронта. Он пожал Коле руку и сказал: «Вот это по-нашему, вот это по-военному!».  Мальчика переполняли чувства:  «…у меня по спине побежали мурашки, запершило в горле, от такой похвалы отца…».

          Однажды, катаясь на лыжах, отец научил Колю преодолевать трудности. Мальчик показывал отцу свое мастерство. Но тут папа показал мальчику на гору, которую Коля никогда не мог  преодолеть и боялся ее.

Коля не хотел показаться отцу трусом и полез на крутую гору. Но у него ничего не получалось и он пробовал  снова и снова.

Тогда папа сказал: «Главное преодолеть бессилие, и у тебя все получится, ты мне потом напиши».

         И вот настал долгожданный день – вручение кисетов бойцам. «Настала недолгая пауза…  я никогда  не забуду этого…».  Бойцы кричали: «Ура!»   Коля заревел, не выдержали нервы.

Коля испытывает к солдатам большое уважение и чувство гордости за них.  Он уже начинает понимать, что он не тот мальчик, которого мама тащит за руку в школу.

 Он повзрослел, научился переживать и сочувствовать горю.

       Поезд уходил на войну. Война продолжалась.  И впереди всех ждали крутые горы. А покорение крутых гор – это тяжелый труд как  по преодолению спуска с крутых  гор, так и по преодолению жизненных испытаний.

      Ах, война, что ж ты сделала!  Унесла жизни людей, лишила детства детей. Но наш народ, он очень сильный, сплоченный, выносливый, дружный.  Не поддались врагу! Все встали на призыв «Родина мать зовет!». И старый и малый. И в тылу и на фронте. Все вместе. Пришли к победе!

      Люди! Всегда помните о тех подвигах,  которые совершил наш народ!  Если бы не они,  нас бы не было сейчас. Люди! Всегда помните, сколько горечи перенес наш народ.  Ведь они голодали, мерзли, страдали. И все-таки они выстояли! Они победили! Чтобы мы жили! Чтобы мы были!

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2018/02/22/sochinenie-da-budet-svetloy-nasha-pamyat-po-povesti-a

Читательская конференция по книге А.А.Лиханова "Крутые горы"

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ПОВЕСТИ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА «КРУТЫЕ ГОРЫ»

Цель: Расширить знания учащихся о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова. Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, сопричастности к великому подвигу нашего народа. Донести до сознания учащихся смысл понятий благородство, доброта, совесть. 

  • Задачи занятия:
  • 1. воспитание патриотизма и любви к Родине;
  • 2. стимулирование читательских интересов учащихся;
  • 3. воспитание культуры чтения;

4. развитие коммуникативных способностей детей.

  1. Ожидаемый результат:
  2. В результате работы учащиеся должны углубить знания о жизни детей в годы войны; усвоить основные понятия: доброта, отзывчивость, совесть.
  3. -Личностные УУД: уметь оценивать поступки: хорошие и плохие, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей,
  4. -Познавательные УУД: формирование новых знаний и новых понятий.
  5. -Коммуникативные УУД: поиск информации при работе с книгой, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выразительно читать.
  6. Оборудование: 

— портрет А.А. Лиханова;

  • — плакат «Родина-мать зовёт»,
  • — книжная выставка «Читаем Альберта Лиханова»,
  • — творческие работы учащихся,
  • — карточки-слова,
  • -толковый словарь,
  • — компьютер, проектор, экран,
  • — презентация.
  • Форма организации работы: индивидуально-групповая работа учащихся
  • Продуктдеятельности: оформление отзыва в читательском дневнике, рисунок к прочитанной повести, выразительное чтение понравившегося отрывка (по выбору).
  • Место проведения: школьная библиотека (класс)
  • Ход занятия:

Главное, одолеть бессилие – всегда и во всем. Главное, почувствовать себя сильным.

  1. А. Лиханов
  2. Ход занятия:
  3. На доске и экране
  4. Вступительное слово библиотекаря:

Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и Великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории.Писатели и художники, композиторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть страницы нашей истории, донести до нас все ужасы войны.

Читайте также:  Краткое содержание умберто эко имя розы за 2 минуты пересказ сюжета

Мы прочитали одну из повестей А.А.Лиханова «Крутые горы», дилогии «Русские мальчики», повествующей об этом тяжелом времени. Автор предоставляет нам возможность посмотреть на войну глазами тех детей, которые её испытали.

Слайд 1, 2

Портрет

А. А. Лиханова. Книга

«Крутые горы»

Коротко об авторе

Родился Альберт Лиханов 13 сентября 1935 года в г. Киров в простой семье.

Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первыедни войны ушёл добровольцем на фронт. В звании сержанта вернулся с войны и дожил до старости.

Мама, Милица Алексеевна — медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. Сначала в железнодорожной поликлинике, затем, в годы войны – в военном госпитале, а потом в госпитале для инвалидов войны.

Алик рос любимым, окружённый заботой близких. Хотя семья жила небогато, ему давалось всё самое лучшее.

Детство проходило в тыловом городе. Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых. Писатель много пережил сам, поэтому так правдиво изображает трудное военное время. По его словам, у него было «трудное и счастливое детство». Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.

Слайды 3-7

Библиотекарь:

Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают.

Плакат

«Родина-мать зовет»

«Я не понял, что началась война… ». Так начинается повествование. 

  • Отзыв из читательского дневника в подтверждение слов читает –Кочурин Михаил, Пинигина Даша
  • Слайд 8, 9
  • Карточка со словом «ВОЙНА»
  • Библиотекарь:
  • По-прежнему цветет вишня, по-прежнему играют дети, но что изменилось в городе, что является свидетельством военного лихолетья?
  • Чтение текста из книги учеником ___________________
  • «Что такое война, я узнавал постепенно …», (стр. 6)
  • Слайд 10
  • «ОТКРЫТКА»,
  • «ПРОДУКТОВАЯ КАРТОЧКА», «ЗАВАРИХА»
  • Карточки со словами вывешиваются на доске во время чтения текста
  • Вопрос: Что узнал Коля о войне?
  • Вывод:Война-это горе, это голод. 
  • Подтверждение из читательского дневника
  • Читает – Пенских София
  • «ГОЛОД»,
  • «ГОРЕ»
  • Карточки со словами вывешиваются на доске после ответов детей на вопрос

Библиотекарь:Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему?

(Костюм отца. Эта вещь — священная память об отце, защитнике Родины, воине. Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война)

  1. «КОСТЮМ ОТЦА»
  2. Карточки со словами вывешиваются на доске после ответов детей на вопрос
  3. Слайд 11
  4. Библиотекарь:

Идёт второй год кровопролитной войны. Но в городе, где живет наш герой, работают заводы, фабрики, школы. Какая была школа, где учился Коля? («Парты в нашем классе стояли в четыре ряда …Школа работала в три смены…».) 

  • Отзыв из читательского дневника
  • читает – Пахтусова Соня
  • Библиотекарь:
  • Легко ли было учиться детям во время войны?
  • Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах?

(Всему причина – война, разруха, нехватка помещений, электроэнергии. Страна работала под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы». И это понимали не только взрослые, но и дети).

  1. «РАЗРУХА»
  2. Карточки со словами вывешиваются на доске
  3. Библиотекарь:

Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе?

  • («Но настоящую войну мне показал Вовка Крошкин»).
  • Отзыв из читательского дневника
  • Читает –Русаков Владимир, Кузьминых Артем
  • СЛАЙД 12
  • «САНИТАРНЫЙ ПОЕЗД»
  • Карточки со словами вывешиваются на доске
  • Библиотекарь:

Найдите в тексе описание санитарного поезда (стр.19, 21). 

«… и я увидел, что окна в вагоне без стекол — только в углах торчали острые, похожие на ножи осколки, а обшивка в разных местах пробита рваными дырками…».

Библиотекарь:

Детей осенила страшная догадка: санитарный поезд бомбили. Что особенно потрясло детей? («…и мы увидели жуткое… Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом…»).

  1. «БОМБЕЖКИ»
  2. Карточки со словами вывешиваются на доске
  3. СЛАЙД 13
  4. Библиотекарь:

Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его?

  • Чтение текста учеником (стр. 20) ______________
  • «Одна женщина потрясла меня особенно».
  • Библиотекарь:

Глаза — зеркало души. Они бывают добрые и злые, сияющие, весёлые. А как автор говорит о глазах этой женщины? («Прозрачные, пустые, остекленевшие»)

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

О чем говорят слова Анны Николаевны: «Им не поможешь…». (Мертвых не воскресишь.Утрата невосполнимая).

  1. «СМЕРТЬ»
  2. Карточки со словами вывешиваются на доске
  3. Библиотекарь:

Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит.

Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине. 

«Гады, — прошептал я, — гады!…Я буду шить кисеты. И я буду ненавидеть немцев…».

  • Отзыв из читательского дневника
  • Читает –Воронин Кирилл, Суханова Ариадна
  • СЛАЙД 14
  • Библиотекарь:

Какое горе постигло Анну Николаевну? (Погиб сын.

Как переносит свое горе учительница? Ведь она потеряла самое дорогое – сына. (Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой. А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю). 

  1. «ПОХОРОНКА»
  2. Карточки со словами вывешиваются на доске
  3. Библиотекарь:

Трудное военное время. Как зеницу ока берегут люди свои продовольственные карточки. И вот в семье Коли горе: украли карточки. Семья голодает. Мама находит выход, как спасти ребенка от голода.

Почему мальчика грызет беспощадная совесть, когда он ест «донорский паек» мамы? («Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…»).

А что такое совесть? (Совесть это ответственность за свои поступки.)

  • «СОВЕСТЬ»
  • Найти значение этого слова в «Толковом словаре».
  • Библиотекарь:

Горести сменяются радостями. Приезжает из госпиталя отец.Расскажите о встрече Коли с отцом, о том, как они катались на лыжах с крутых гор. Чему учил отец Колю? (Покорять крутые горы. «Главное, одолеть бессилие — всегда и во всем, главное — почувствовать себя сильным»)

  1. Отзыв из читательского дневника
  2. Читает –Воронин Кирилл
  3. СЛАЙ 15
  4. Библиотекарь:

Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.) 

Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачитать описание этого торжественного момента (стр.74-76)

(«Настала недолгая пауза… я никогда, не забуду этого…» Мальчик «заревел» оттого, что солдаты кричали им «Ура!»).

Библиотекарь:

Зачитать последние строки повести.

(«…Поезд уходит на войну. Война продолжалась…Имного было впереди всего. У меня — крутых гор. У отца — трудных дней»)

СЛАЙД 16

Вывод:

Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

Почему повесть называется «Крутые горы»?

(Покорение крутых гор–дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои Лиханова преодолевают их)

  • СЛАЙ 17
  • с вопросом
  • Заключительное слово:

Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды. Произведение заставляет нас задуматься над тем, как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Лиханова помогают нам в этом.

На сегодняшнем уроке мы мысленно вернулись к суровым годам войны. Страшной войны, но и священной для нашего народа. Преодолев тяжелейшие испытания, наш народ пришел к желанной Победе. И пусть больше никогда не будет войн: ни больших, ни малых. Пусть людьми правят доброта и благородство.

  1. «ДОБРОТА»,
  2. «СОВЕСТЬ»,
  3. «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»
  4. Карточки со словами вывешиваются на доске
  5. Используемые источники:
  1. Альберт Лиханов: книги об истинах, честности и победах [Презентация] / Арапова А. Е., вед.библиотекарь Филиала МБУК «ПБ» НГО«Читай-город». — Новоуральск , 2015. – 55 слайдов.

  2. Лиханов А.А. Крутые горы/ А.А. Лиханов. Рис. В. Юдин. – М.: Издательство «Машыш», 1983. – 89с. : ил.

  3. Мамончикова Е. Б. Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»: 5 класс » [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Источник: https://infourok.ru/chitatelskaya-konferenciya-po-knige-aalihanova-krutie-gori-959221.html

Лиханов, Последние холода краткое содержание

Многие писатели обращались к теме войны, изображая судьбу людей в сложное для них время. Лиханов также написал замечательное произведение, которое посвятил детям войны. Повесть Лиханова Последние холода передает лишения и недетские страдания, раскрывая читателю тему детей и войны.

https://www.youtube.com/watch?v=etamlgd_-Zk

Изучение повести Последние холода в кратком содержании для читательского дневника, позволит за короткое время прикоснуться к прошлому, к событиям, которые оставили отпечаток и в детских сердцах.

В своем рассказе, изображая тяжкие испытание детей военного времени, автор отражает настоящие ощущения и переживания, ведь он был свидетелем всего происходящего.

Начнем же знакомство с кратким содержанием работы Альберта Лиханова и его произведением Последние холода.

Повествование автор ведет от первого лица. Это Коля, который уже глазами взрослого смотрит на пережитое и делится с читателями страшными мгновениями из своей жизни.

Краткое содержание книги Последние холода

Рассказчик вспоминает школьные годы и свою учительницу. Звали ее Анной Николаевной. Это была прекрасная женщина, которая не только преподавала школьные предметы такие как математика, география, русский язык, но и давала уроки жизни, преподнося их ненавязчиво, произнося тихо, как будто разговаривая сама с собой.

Из рассказа мы узнаем имя героя. Это Коля, который живет в городе. Хоть на улице военное время, отец на фронте, сам город в тылу. Это последний год войны и из радиоприемников постоянно сообщается об очередной победе. Повсюду царит голод, и его испытывают как взрослые, так и дети.

Живет мальчик с мамой и бабушкой, которые стараются защитить ребенка от лишений, голода и холода. Коля ходит в третий класс и ему, как и другим детям, полагаются талоны на питание.

Несмотря на то, что родные старались всеми силами сделать так, чтобы их ребенок не испытывал нужды, у Коли все равно присутствует ощущение не сытости.

Мальчику предстоит посещать восьмую столовку, которая ему представляется райским местом, но в реальности все было другим. Это был большой холодный зал, который наполняли голодные дети. Талоны доставались не всем, поэтому дети ходили питаться по очереди. Получали же они хлеб и невкусную овсянку. Еда была безрадостной для героя, но другие дети поглощали все быстро и с аппетитом.

Доедал свои обеды и главный герой, ведь так его учила мать. Поэтому в силу своего воспитания он старался съесть холодную кашу. Сам мальчик рос в окружении заботы, но в школе он увидел и судьбы других детей. Как раз рассказ Лиханова помогает понять всю тяжесть их судьбы. Дети старались все доедать, а крошки оставлять птицам, чтобы те не оставались шакалам.

О шакалах Коля слышал часто и уже на следующий день понял кто это. Это были те дети, которым не доставались талоны и они приходили в столовую, чтобы выпрашивать питание, а то и воровать. Так герой встречает брата с сестрой, которые попрошайничают. Но кроме них еще есть шайка злых детей, которые только и умеют, что насмехаться и издеваться.

Как рассказали Коле, среди шакалов были и те, кто забирал не только хлеб, но и кашу. В этот раз получилось, что мальчик, которому Коля давал еду, также обворовал девочку. Шайка с носатым предводителем решает побить вора, и догнав на улице, стали его избивать.

Защищаясь, мальчик хватает главного за шею и начинает душить. Дети разбегаются, а Коля подходит к пострадавшему ворюге, который потерял сознание. Герой спасает мальчишку, позвав гардеробщицу. Та угощает пострадавшего чаем.

Читайте также:  Краткое содержание осеева сыновья за 2 минуты пересказ сюжета

Мальчик рассказывает, что уже более пяти дней ничего не ел.

У мальчишки оказалось имя, и Вадим рассказывает о своей сестре Марье, и о том, что их отец воевал и погиб на фронте. Их эвакуировали из Минска, а без талонов они оказались, так как потеряли их. Мать же, заболев тифом, находится в больнице, а дети, чтобы той не стало известно об их проблемах, пишут веселые письма, где в каждом слове сплошная ложь.

Коля не остался равнодушным к горю детей. Вадим одалживает у Коли курточку, так как решает продать свое дорогое пальто, чтобы прокормиться до раздачи новых талонов. Коля соглашается отдать свою верхнюю одежду.

Когда Вадим примерял куртку, мама Коли увидела эту картину и подошла к детям. От сына она узнала о бедах детей. Она пытается им помочь, пригласив в дом, накормив и уложив спать. Дальше она позвонила в школу, сообщая об ужасном положении детей, хотя те просили держать их историю в тайне.

Следующий день ознаменовался Колиным прогулом. Тот пропустил уроки, так как подался с Вадимом на поиски еды. Как показала прогулка, новый знакомый уже хорошо знал злачные места. По дороге Вадим рассказал о детях, которые отбирают еду, угрожая ножом.

Мальчики подошли к коммуналке, которую выделили семье Русаковых. Такой убогой комнаты Коля еще не видел. В этот день он опять делится своей едой с другом. Когда они ели, увидели Марью, что радостно бежала к брату. Она рассказала о том, что им выделяют новые талоны, и еще для них собрали небольшую сумму денег.

Сестра Вадима получила обед первой, но не успела его съесть, как к ней подбежал с лезвием шакал и отобрал котлету. Вадька пошел заступаться за сестру, напугав вора. Тот бросил котлету и убежал. Теперь надкушенная котлета осталась без внимания, хотя только вчера дети тут же доели бы ее. Получается, когда чувство голода покидает человека, он становится другим.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Выходя из столовой, на Вадима напал все тот же шакал с лезвием и подпортил парню пальто, которое тот хотел продать. Это расстраивает Вадима. Дети расстались.

Вадька направился на уроки, а Коля с Марьей, написав письмо, пошли в барак, где находились тифозные больные.

Дорогой Марья делилась, как было стыдно воровать и как стыд со временем сменяется, ведь голод быстро убивает все человеческие начала.

Коля вечером узнает от Марьи и ее брата о том, что учителя вновь дали портфель с продуктами, при этом мама Коли не признавалась, что это ее рук дело.

Позже Марья рассказала о своем походе в баню, но в женское отделение брат ее не пустил, так как боялся, что сестра там ошпарится и взял ее с собой в мужскую баню. Теперь сестре стыдно посещать баню.

А еще вечером Коля получил нагоняй от мамы, которой стало известно о прогуле ее сына. Несмотря на объяснения, мама была неумолимой и считала, что брат с сестрой плохо влияют на ее ребенка.

Далее из краткого пересказа повести Последние холода, мы узнаем о том, что мама Коли передавала Вадиму вести о хорошем состоянии их мамы. А вот восьмого мая, накануне дня Победы, мать пришла расстроенная. Собрав еды, они направляются в гости к детям. Там она странно себя ведет.

На следующий день город праздновал знаменательный день. Учителя просят всех детей запомнить пережитое и пронести эти воспоминания через всю жизнь, передав память своим внукам.

После праздника Коля идет к Вадиму и узнает о их горе. Мать Вадима умерла от тифа. Теперь стало понятно странное поведение его мамы. Теперь знакомых Коли увезут в детский дом. Наш герой еще пару раз встретится со своим другом, который в последствии сообщит, что их детский дом переезжает в другой город.

Уже осенью Коля пойдет вновь в школу, в следующий класс. Там опять будут талоны на допитание и вновь он увидит голодного мальчугана, с которым поделится своей едой.

Источник: https://sochinyshka.ru/lixanov-poslednie-xoloda-kratkoe-soderzhanie.html

Читать

Альберт Лиханов

Крутые горы

Я не понял, что началась война.

Мы сидели на стеганом одеяле под вишнями, чтобы не просквозила земляная сырость, а отец ушел за пивом.

Его что-то долго не было, хотя пивом торговали на углу – пять минут ходу, а потом он, вошел в сад – громко хлопнула калитка, и я увидел, что он идет быстро, будто опаздывая, и лицо его напряжено, и вообще что-то с ним такое случилось, потому что пиво не приносят с таким лицом, и немножко удивился, а отец подошел торопливым шагом и остановился у одеяла.

– Война началась! – сказал он, и все ему улыбнулись, не понимая, а потом вдруг вскочили с одеяла, и я отвернулся, уже забыв про отцовские слова, и увидел, как опять дунул легкий ветер и на траву просыпались вишневые белые лепестки, будто в самую жару выпал снег.

Я не понял, что началась война, и позже, когда собралось много родственников и отцовских друзей, все выпивали, как на празднике, а потом отец встал – в черном пиджаке со значком ГТО на серебряной цепочке, надел на крутой лоб крапчатую модную кепку с длинным козырьком и закинул за плечи брезентовый походный мешок.

Все вышли во двор – знойный от жары, зеленый от травы и светлый от солнца и, потоптавшись, помолчав, словно не зная, что прибавить, вдруг стали рассаживаться где попало. Бабушка уселась на бревно, старый такой кряж, который все никак не собрались распилить, мама с отцом на лавочку, а гости прямо на траву – сочную и густую.

Взрослые сидели молча, усадив и меня, а мне все хотелось вскочить и побежать куда-нибудь по прохладной траве. Но меня не пускали. Чья-то тяжелая рука лежала на моем плече, будто груз, и я не мог вскочить, не мог побежать по манящей траве и удивленно разглядывал хмурые лица, краешки опущенных губ и морщины.

Потом все встали, и отец подошел ко мне. Я почувствовал, как он подхватил меня, подбросил вверх, к солнцу, и я счастливо рассмеялся. Я взлетал и взлетал прямо к небу и видел, как разглаживаются хмурые лица внизу, как улыбается бабушка, как смотрят на меня гости, приятели отца. Приветливо и открыто.

Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего еще толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что напоследок он все-таки догадался, все-таки подарил мне значок ГТО на серебряной цепочке.

Отец шел по пыльной жаркой улице, а справа и слева от него и мамы шли гости; они шагали, взявшись под руки, словно собрались на прогулку, и заняли всю булыжную мостовую. Они еще пели про Катюшу – замечательная такая песня, – отец оборачивался иногда, а я стоял возле бабушки и все улыбался, потому что у меня было хорошее настроение.

* * *

Что такое война, я узнавал постепенно.

Сначала это были письма. Отец посылал открытки с войны, и на открытках была нарисована женщина. В одной руке она держала листок с клятвой, а второй указывала вверх. Вверху же было что-то написано, я разбирал по слогам: «Ро-ди-на-м-ать зо-вет!» – и всякий раз подпирал кулаком подбородок.

Кого это зовет Родина-мать? Получалось, она звала всех, а значит, и меня, но я все не мог придумать, куда идти мне. Пригорюнясь, я вспоминал светлую летнюю улицу, по которой уходил отец с гостями, пытался припомнить его лицо, но оно исчезало, стиралось из памяти, и я пугался этого.

Тогда я смотрел на карточку, которая висела над комодом. Отец был там каким-то ужасно молодым, но все-таки очень похожим на себя, и я успокаивался. Но куда же звала меня Родина-мать, я не понимал, как ни внимательно разглядывал открытку.

Отец писал какие-то веселые слова – мама всегда читала вслух его открытки, плакала при этом, а мне страшно хотелось понюхать отцовскую открытку, потому что она была желтой, будто пропитанной маслом.

Оставшись один, я нюхал ее тщательно, долго, будто пес, но она ничем, кроме бумаги, не пахла.

Потом мама принесла разноцветные листки. Листки состояли из клеточек с цифрами, и мама сказала, что теперь вся еда будет продаваться только по этим талончикам. И полезла в ларь, смотреть, сколько осталось у нее довоенной пшенки и гречи. Мама вздыхала, качала головой, говорила, что остались крохи, а я радовался, что теперь меня не будут заставлять есть эти ненавистные каши.

Впрочем, скоро я переменил свою точку зрения, и пшенка в горшочке, с поджаристой румяной корочкой являлась мне во сне как укор и как наказание, потому что мама освоила новое блюдо – завариху.

Завариха была удивительной едой. Я много раз видел, как ее готовила бабушка или мама, и до сих пор помню, как это делается. В горячую воду сыплют муку, добавляют чуть соли, варят – и все в порядке – берись за ложку и проверяй свою жизнь.

Если ложка в заварихе стоит торчком – еще ничего, жить можно, мука, значит, есть, а если ложка падает, дело худо, мука на исходе, и значит, за едой мама опять станет вздыхать, а потом подойдет к гардеробу и будет перебирать плечики с одеждой.

Мама сердито двигает плечики, они стучат железными крючками, стучат с каждым разом все громче, потому что все больше в шкафу пустых плечиков.

Один лишь отцовский костюм висел в стороне, укутанный простыней, будто ему холодно и он может замерзнуть. Мама никогда не прикасалась к нему – она двигала свои платья, и каждый раз, как жиже становилась завариха, одно куда-то уносила.

Мамины платья исчезали, а завариха не исчезала никуда, и тогда по ночам мне стали сниться эти маленькие глиняные горшочки с распаренной крупитчатой кашей, покрытой румяной корочкой. Такие горшочки бабушка доставала из печи по утрам в воскресенье, и я начинал понимать, что те воскресенья и те утра были раньше.

  • Были до войны.
  • * * *
  • Во вторую военную осень я пошел в школу.

Парты в нашем классе стояли в четыре ряда, оставляя узкие проходы, такие узкие, что учительница ходила по ним боком. К концу каждого урока становилось жарко и душно, на переменке дежурные строго-настрого всех выгоняли, открывали настежь все форточки.

Школа была старая, маленькая, неприспособленная для такого множества учеников, и поэтому коридор в перемену был так забит стриженными наголо головами, что не только разбежаться было невозможно, но даже продираться сквозь эту толпу приходилось, лишь усиленно работая локтями.

  1. Мне эта толкотня и теснота не казались удивительными, потому что в другой – просторной – школе я не учился, не знал, что может быть как-нибудь по-иному, и я продирался на переменках сквозь ребячью толпу, двигая локтями в бока, сам наезжая на чужие локти и радуясь этой веселой неразберихе.
  2. Школа работала в три смены, первышам, конечно, уступали первую, и подниматься приходилось рано, потому что уроки начинались в восемь.
  3. Зимой мы с мамой выходили из дому, когда была еще настоящая ночь, над головой висели россыпи крупных звезд, хрупал под валенками жесткий снег, на улице горели редкие фонари, похожие на одуванчики оттого, что их свет в морозном воздухе расходился ровным кругом.

Я шагал, еще не совсем проснувшийся, слушал скрип своих шагов, мама вела меня за руку, и иногда я закрывал глаза. В такие минуты я походил на старую клячу, которая может и не глядеть, что делается перед ней, а только послушно поворачивать, когда дергают вожжи.

Мама молчала тоже, неуютное утро не располагало к разговору, и если хотела, чтобы я шагал быстрее, тихонько встряхивала мою руку.

Не открывая глаз, я прибавлял пару, я чувствовал, что начинается подъем, значит, до школы уже недалеко, и с трудом разлеплял слипшиеся от инея ресницы.

Сколько раз ходил я в школу, столько раз ждал этого торжественного мгновения. Без четверти восемь в морозной тишине вдруг раздавался протяжный сиплый звук, похожий на вой доисторического чудовища.

Тотчас ему подтягивал еще один, еще и еще, и вот уже стадо странных зверей выло в один голос.

Читайте также:  Краткое содержание железников каждый мечтает о собаке за 2 минуты пересказ сюжета

Люди на улицах оживлялись, шли быстрее, некоторые даже бежали, и мама отпускала мою руку, приговаривая:

– Иди скорей! Я побежала!

Она сворачивала к своему госпиталю, прибавляла шаг, а доисторические животные все ревели в один голос, предупреждая тех, кто работает, чтобы они не опаздывали. Они ревели, сипели, наверное, с минуту, а то и больше и утихали так же неожиданно, как и начинали.

Это ревели заводские гудки, и я всегда с ужасом думал о них. В первый день, как мы пришли учиться, нам объяснили, что если заводы загудят вот так же, как утром, среди бела дня и будут гудеть долго, это начинается воздушная тревога.

И тогда надо бежать в бомбоубежище, надо прятаться в щели, отрытые во дворах.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=17428&p=1

Эссе Мосина Дмитрия. Эссе по произведению Альберта Лиханова Крутые горы

Эссе по произведению Альберта Лиханова «Крутые горы»

Альберт Лиханов — известный российский писатель, но я о его творчестве совсем ничего не знал. Его имя мне ни о чём не говорило.

Насторожил меня тот факт, что предлагали познакомиться с этим автором в юбилейном году 70-летия Победы. Думаю, наверное, о войне. Взял в руки сборник рассказов и остановился на рассказе с многообещающим названием «Крутые горы».

Начал читать произведение — и не мог оторваться.

Рассказ ведётся от лица главного героя — мальчика Саши. Ему семь лет. Он живёт с родителями и бабушкой в небольшом городке. Осенью 1941 он должен был пойти в первый класс. Но в этот год началась война. Саша в силу своего возраста ещё не понимал, что это такое. Поэтому отца на фронт он проводил с радостью.

Постепенно мальчик узнал, что война – это беда и горе. Автор очень хорошо описал переживания ребёнка, его взросление. Ему с мамой и бабушкой пришлось и голодовать в военное время, и испытать чувство обиды и беспомощности, когда воры из дома вынесли самое ценное, даже костюм папы, который так берегла мать.

И как все радовались, когда бабушка совершенно случайно нашла на улице спасительную бумажную денежку!

Меня больше всего поразило сострадание мальчика маме, которая сдала кровь, чтобы порадовать в трудное голодное время своих близких чем-то вкусненьким. Вряд ли сейчас найдёшь таких внимательных к своим родителям детей!

Мать Саши работала в госпитале, ухаживала за ранеными. Саше туда она ходить не позволяла, чтобы мальчик не видел всех последствий ужаса войны.

Но однажды он всё же увидел, что это такое — война. Это был санитарный поезд, попавший под бомбёжку. Дети вместе с учителем пошли посмотреть на произошедшее, и увидели, как из поезда выносят раненых и убитых и отвозят кого в госпиталь, а кого на кладбище.

Я думаю, что в этот момент мальчик понял, что война – не приключения, а смерть и слёзы. Мне кажется, что именно в это время он сразу повзрослел. Автор очень глубоко описал ненависть мальчика к фашистам, показал его желание хоть чем-то помочь солдатам на фронте. Он стал шить кисеты для табака.

Это придало Саше и его другу решимости, уверенности в собственных силах, сопричастности к общему делу приближения победы.

А война всё ещё шла. По случаю ранения в отпуск пришёл Сашин отец, который увидел сына повзрослевшим. Весь отпуск отец проводил с сыном, зная, что скоро возвращаться на фронт. Они катались на лыжах. Саша рассказал отцу, что покорил все горы в округе, и лишь одна крутая гора ему не поддавалась.

Отец ответил мальчику: «Ты съедешь с неё и мне обязательно об этом напишешь. Ты обязательно съедешь». Отец скоро ушёл воевать, а Саша покорил самую крутую гору.

В рассказе Альберт Лиханов хотел показать, что покорить крутую гору — значит побороть в себе чувство неуверенности, победить самого себя.

Что может быть сложнее в жизни?! Именно преодоление себя делает нас сильными, мужественными, взрослыми. Вот таким мне показался главный герой произведения Сашка. Мне понравился рассказ, который вселяет в меня уверенность в собственные силы, заставляет поверить в себя.

Ведь, если семилетний мальчонка смог покорить крутые горы, значит, и я могу справиться со всеми сложностями, что меня ждут.

перейти в каталог файлов

Источник: http://uhimik.ru/esse-po-proizvedeniyu-aleberta-lihanova-krutie-gori/index.html

«В поисках смысла…» по произведению Альберта Анатольевича Лиханова «Крутые горы». Урок внеклассного чтения в 3 классе, осуществляющий нравственное воспитание. — презентация

1 «В поисках смысла…» по произведению Альберта Анатольевича Лиханова «Крутые горы». Урок внеклассного чтения в 3 классе, осуществляющий нравственное воспитание. Данная тема является актуальной в становлении личности младшего школьника. Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока:

2 Дидактическая цель урока : создать условия для восприятия и осмысления содержания произведения, представленного на уроке, средствами развивающего обучения. Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

3 Цели по содержанию. — Воспитательные: 1. подвести детей к пониманию того, что сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – формы гуманистического отношения между людьми, которые находятся рядом ( между одноклассниками, между взрослыми и детьми). — Развивающие: 1.

создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать объекты и явления по тексту повести и дополнительному материалу урока; 2. способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи; 3.

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала. — Образовательные: 1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности; 2.

познакомить учащихся с новым жанром литературного произведения- повесть; 3. создать условия для раскрытия причинно — следственных связей отношений литературных героев.

4 Основные методы обучения: — репродуктивный; — объяснительно – иллюстративный; — частично – поисковый; — проблемного изложения; — исследовательский. Формы организации познавательной деятельности: — фронтальная; — индивидуальная; — групповая; — парная.

5 Структура урока. Организационный момент. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Первичная проверка понимания изученного. Закрепление изученного. Обобщение и систематизация. Информация о домашнем задании. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Средства обучения: — компьютерная презентация; — фрагмент документального фильма «Земляки» из фонда библиотеки А.Лиханова; — текст повести «Крутые горы»; — наглядность ( портрет писателя, опорные схемы); — дидактический материал; — выставка книг Альберта Анатольевича Лиханова. Результат: достижение поставленных целей.

Система работы: развивающая.

6 ХОД УРОКА ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ( I ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 1. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Организация внимания школьников. Слайд презентации 2. Проверка готовности к уроку. Общий настрой на работу. Образовательная задача этапа: приветствие, проверка подготовленности к уроку.

7 АКТУАЛИЗАЦИЯ ( III этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 3. Сообщает тему урока, предлагая учащимся ответить на вопросы. Слайд презентации 4. Определение целей урока. Слайд презентации 5. Слайд презентации 6. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цели урока. Образовательная задача этапа: сообщение темы учебного занятия, формулирование целей учебного занятия вместе с детьми, показ социальной и практической значимости изучаемого материала, постановка перед детьми учебной проблемы, актуализация их субъектного опыта.

8 УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( IV этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 7. Выясняет известные учащимся сведения об авторе. Слайд презентации 8. Уточняет сведения детей о литературных жанрах. Слайды презентации 9,10, 11.

Предлагает учащимся дать сравнительную характеристику жанров «повесть» и «рассказ». Ученики сообщают, что они знают об авторе произведения. Называют литературные жанры. Сравнивают. (Работа в парах) Образовательная задача этапа: определение признаков изучаемых познавательных объектов.

Работа с понятиями «литературный текст», «жанр», «повесть», «рассказ».

9 ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО ( V этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 12. Учитель предлагает вспомнить и назвать главных героев повести Альберта Анатольевича Лиханова « Крутые горы». Слайд презентации 13.

Мотивирует учащихся на определение основной мысли произведения. Называют главных героев. Определяют основную мысль произведения.

Образовательная задача этапа: проверка понимания детьми сущности содержания, полноты и осознанности, выявление пробелов первичного осмысления.

10 ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( VI этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 14. Слайд презентации 15. Организует работу в группах. Осуществляет необходимые консультации в групповой работе. Проверяет выполнение работы.

Слайд презентации 16. Работа в группах: 1 группа – используя выдержки из текста, анализируют изменение представления главных героев о войне; 2 группа – определяют признаки войны по опорным словам из текста; 3 группа – рассказывают о помощи детей военного времени взрослым.

Образовательная задача этапа: использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий ( на узнавание, на применение действий по образцу и в измененной ситуации), использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности

11 ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (VIII этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 17. Предлагает дать качественные характеристики героев. Слайд презентации 18.

Мотивирует учащихся на выполнение творческого задания, используя методику незаконченного предложения Определяют личностные качества героев. Выполняют творческое задание.

Образовательная задача этапа: обобщение и систематизация изученного материала на творческом уровне.

12 ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ ( XI этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 19. Предлагает домашнее задание по выбору, дает пояснения к каждому виду задания. Выбор учащимися домашнего задания. Образовательная задача этапа: создание условий для выбора детьми домашних заданий, рекомендации по организации работы.

13 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ( XII этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Подводит итоги работы учащихся на уроке. Слайд презентации 20. Побуждает к уточнению учащимися основной идеи произведения А.

Лиханова «Крутые горы». Дают оценку собственной деятельности на уроке.

Устанавливают взаимосвязь между событиями, отраженными в повести, и современной действительностью Образовательная задача этапа: качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.

14 РЕФЛЕКСИЯ ( XIII этап) Деятельность учителяДеятельность учеников Мобилизует учащихся на рефлексивную оценку своей деятельности на уроке. Осмысление учащимися своей деятельности на уроке и самооценка.

Образовательная задача этапа: стимулирование учащихся к осмыслению своей деятельности, реализация рефлексивного алгоритма« Я» ( как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли своей работой), «Мы» ( комфортно ли было работать в группе, какие затруднения были в общении), «Дело» ( достиг ли цели учения, как преодолеть свои учебные проблемы)

15 Задания для самостоятельной работы Задание 1. Работа в парах. Соотнесите понятия и формулировки двух литературных жанров. Чем они похожи, чем отличаются. Запомните их и расскажите своему соседу по парте.

Рассказ – это художественное, повествовательное, прозаическое произведение, небольшого размера и простого сюжета, где описываются события, связанные чаще всего с одним или двумя главными героями.

Повесть – это художественное, повествовательное, прозаическое произведение несложного тематического сюжета (исторический, военный, приключенческий,…), где описываются события, связанные с несколькими главными героями.

16 Задание 2. Работа в группах. 1 группа. Проанализируйте факты, описанные в эпизодах повести. Расскажите, как изменялось представление о войне у главных героев повести. 2 группа.

Воспроизведите по опорным словам, как происходило «узнавание войны» у детей: известия с фронта (повестки, письма, похоронки); продуктовые карточки, их кражи, голод; жизнь города: школы, заводы, госпитали. 3 группа.

Прочитайте слова Альберта Анатольевича «…Мы росли, явственно ощущая свою нужность Отечеству» Объясните, в чем проявилась эта «нужность» в повести?

17 Задание 3. Творческая самостоятельная работа учащихся. Закончите предложение. « Если бы Вовка Крошкин не сообщил о том, что он был на берегу, то…»

18 Задание 4. Выбери для себя задание на дом. 1.Составь небольшой рассказ об одном из героев повести «Крутые горы» 2. Ответь на вопросы: — Почему автор назвал произведение «Крутые горы» ? — Какие «крутые горы» подразумеваются в повести? 3. Расскажи, какие еще произведения Альберта Лиханова о военном детстве ты прочитал.

19 Задание 5. Обсуди дома с родителями высказывание А. Лиханова: «…Увы, взрослые часто недооценивают своих собственных детей, но маленькие люди горюют и радуются куда более трагично и возвышенно, чем иные взрослые, потому, может быть, что чувства эти велики, а тела-то еще не большие, вот и занимают эмоции всего маленького человечка, без остатка… »

20 Урок подготовила учитель высшей квалификационной категории МОУ Гимназия 46 города Кирова Перешеина Галина Евгеньевна

Источник: http://www.myshared.ru/slide/228656/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector