Краткое содержание лиханов солнечное затмение за 2 минуты пересказ сюжета

Урок внеклассного чтения по повести Лиханова А.А. «Солнечное затмение» «Обрести и сохранить душу»

  • Для обучающихся 8–9-х классов
  • Камалетдинова Зульфия Габдулхаевна, учитель русского языка и литературы
  • МАОУ «Лицей №42»  Октябрьского района городского округа город Уфа
  • Республики Башкортостан
  • Раздел: Литература
  • Цели:
  1. Дать краткий обзор жизненному и творческому пути  А.А.Лиханова;
  2. Развивать умение анализировать художественный текст.
  3. Воспитывать чувство любви, сострадания и уважения к ближним.

Методы:

  • беседа по вопросам;
  • инсценировка  эпизода;
  • комментирование эпизодов;
  • сообщения учащихся;
  • диспут.

Средства обучения:

  • портрет А.А. Лиханова;
  • выставка произведений А.А. Лиханова;
  • толковый словарь;
  • тетрадь по литературе;

Опережающее индивидуальное домашнее задание:

  •  сообщения о биографии писателя,
  • определить лексические значения слов:  душа, обретение, затмение.
  • сообщение  о солнечном  затмении.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести писателя Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Выбор произведения не случаен: главные герои повести — ваши сверстники. Вы прочитали повесть самостоятельно, думаю, что этот рассказ вызвал в вас особые переживания, воспоминания, и обо всём этом мы с вами поговорим на  нашем уроке.

  1. Откройте тетради,  запишите число и тему нашего урока.
  2. На предыдущих уроках мы с вами изучали творчество писателей 19 века, а для чего, как вы думаете, сегодня мы обращаемся к творчеству писателей современности?
  3. Возможные ответы учащихся:
  4. — Для того чтобы узнать, что волнует писателей современности.
  5. — Обогатить свой дух жизненными примерами, примерами из жизни героев.
  6. — Прочитав произведение, мы должны извлечь какие-то нравственные принципы.
  7. — Раскрыть смысл названия повести.
  8. Ознакомимся с биографией писателя Альберта Анатольевича Лиханова.

3. Сообщение обучающегося.

Альберт Анатольевич Лиханов   родился 13 сентября 1935 года  в г. Кирове. Учился в Кировских школах — № 9  и  № 16.

Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского Государственного университета им. М. Горького в Свердловске.

1959 г. — первые книги прозы А. А. Лиханова .

1962 г — первая публикация рассказа «Шагреневая кожа» в журнале «Юность».

Основные литературные произведения объединены в трилогию: «Семейные обстоятельства» (1974) – повести «Чистые камушки» и «Обман».  Произведения писателя более ста раз издавались за рубежом, по ним сняты фильмы: «Мой генерал», «Команда 33», «Карусель на базарной площади», «Высшая мера».

Награды. Творчество А. А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР.

В 1987 г. — по инициативе писателя создан советский детский фонд имени В.И.Ленина, который   возглавил  Альберт Анатольевич.

С 1991 г. – писатель стал председателем  Российского детского фонда.

С 1992 г. – избран президентом  Международной ассоциации детских фондов.

4. Беседа по вопросам:

Сегодня наш урок по повести А.Лиханова «Солнечное затмение». Впервые произведение опубликовано в журнале «Юность» в 1977г , № 7.

  • — Что такое повесть?
  • Повесть — эпическое произведение, в основе которого лежит повествование о каких – либо событиях, происходящих в жизни главных героев.
  • В каждом произведении есть тема и идея.
  • Тема — о чём говорится в тексте.
  • Идея  – это смысл произведения, то, на что обращает наше внимание автор, ради чего он пишет то или иное повествование.
  • Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов.
  • Какие темы вы определили в  произведении «Солнечное затмение»?
  •  Прокомментируйте ответы.
  • — Тема любви;
  • — Тема милосердия;
  • — Тема  взаимоотношения отцов и детей; 
  • — Тема дружбы;
  • -Тема любви к  малой Родине.
  • Тема нашего урока: «Обращение к душе».        

Что такое душа? Как вы можете объяснить значение этого слова?

  1. С какими понятиями у вас ассоциируются понятие душа?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/11/12/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-lihanova-a-a-solnechnoe

"Солнечное затмение" Альберт Лиханов
1. чего требовали воспитанники-игвалиды от своих — Школьные Знания.com

Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.

Я с огромным интересом прочитал повесть
А.А.Лиханова «Солнечное затмение». Эта повесть мне очень запомнилась, я
снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Фёдора и Лены, думал, как бы
я поступил на месте Фёдора, обсуждал с мамой страницы, которые
взволновали, перевернули что-то в моей жизни.

Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк.

Он
написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию,
дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что
такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь
которых очень трудна.

Главные герои повести – мальчик Федор и девочка
Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске. У подростков
есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он
стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены хоть и
есть подружки в школе-интернате, но ее жизнь ограничена.

Она не
может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже
самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся
друзьями. Их дружба очень крепка.

Федор помог Лене пережить смерть ее
подружки Зины, остановил её и вселил надежду, когда Лена в инвалидной
коляске неслась по дороге навстречу движущемуся транспорту, можно
сказать, что он спас Лене жизнь.

В наше время мало таких настоящих друзей, которые
могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые
вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя. Эти друзья –
только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы
друзей было много-много, и набирают таких «друзей» в Интернете.

Будто
то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и
крутым.

А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в
футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более
поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я
очень надеюсь, что он появится со временем.

У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее
детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой.
Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет! Мама водила ее из
школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в
гости, даже берет меня с собой.

И теперь я не понаслышке знаю, как
живется инвалидам. Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для
них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из
инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень
трудно.

И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с
препятствиями почти на каждом шагу. Мы можем без проблем перешагнуть
бордюр, подняться по ступенькам, а для них это — трудно. Для того,
чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают
пандусы.

Но во многих магазинах пандусы такие крутые, что я бы не
рискнул с них съехать, даже если бы удалось на них забраться.

Но что самое плохое – это то, что им каждый день
приходится сталкиваться с ненормальным человеческим отношением и
невниманием к себе. Мама рассказывала, как их с подружкой, по дороге в
школу, обзывали другие дети, передразнивали, забрасывали снежками… И как
это все было противно и обидно.

Да и сейчас подружку обзывают даже
взрослые люди, смеются над ней со словами: «О, у тебя проблемы!.. Как ты
смешно ходишь!..» Почему они себя так ведут? Это же так невоспитанно!
Подружка давно научилась не принимать все близко к сердцу, и старается
вообще не обращать внимание на таких людей. Я никогда не буду так себя
вести.

Если будет нужна моя помощь – помогу, а нет – буду вести себя
так, будто не вижу отличия между нами.

Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к
себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько
ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить
трудности, как солнечное затмение, кото-рое надо просто переждать.

Источник: https://znanija.com/task/23726764

Закон любви по повести А. Лиханова Солнечное затмение Урок -размышление

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа №2»
  • округа Муром.
  • Урок-размышление
  • «Закон любви»
  • по повести А. Лиханова
  • «Солнечное затмение»
  • Разработала:
  • учитель русского языка
  • и литературы
  • Морозова Наталья Алексеевна
  • Цели урока
  • развивающая: развитие речи и творческой
  • фантазии; аргументация соб-
  • ственного высказывания.
  • обучающая: выбирать в развитии дейст-
  • вия главное; выявлять автор-
  • скую позицию.
  • воспитательная: помочь разобраться в таком
  • непростом чувстве как лю-
  • бовь.
  • Ход урока
  • Любовь – высочайшая награда.

И. С. Тургенев

Романтика первых чувств… Любовь… Что это за чувство? Всем ли оно доступно? Одной из важнейших проблем, волнующих каждого человека в течение всей жизни, особенно в пору молодости, является любовь. Понятиелюбви в этике многозначно. Общее ее определение звучит так: «Любовь – нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту».

Любовь связана со стремлением к идеалу, она облагораживает человека, пробуждает его душевную щедрость. Неслучайно с понятием любви тесно связано представление о счастливой человеческой жизни, о богатстве духовного мира личности.

Как узнать первую любовь? Как ее сохранить?

Обратимся к нашим героям, Феде и Лене. Попытаемся ответить на эти непростые вопросы.

  1. I)Разберемся в прочитанном.
  2. Первый этап. (слад 1)
  3. Обсуждение первичного восприятия по вопросам на карточках.
  4. Вопросы для обсуждения:
  5. Как любовь изменила Федора?
  6. Помогла ли влюбленность Лене справиться со своими проблемами?
  7. Смогли ли герои сохранить свое хрупкое счастье?
  8. Что символизирует голубь в повести?
  9. II) Cделаем выводы
  10. Второй этап. (слайд 2)
  11. Работа в микрогруппах по карточкам
  12. (6 групповых заданий по 3 вопроса)
  13. 1

Как произошло знакомство Федора и Лены? Прочитайте эпизод.

Опишите чувства героев. Выделите ключевые слова («Все это будто во сне: перед глазами стояла Лена).

Найдите отрывок, описывающий портрет Лены.

2

Что больше всего поразило Федю? (Синие огромные глаза, пшеничная коса).

Объясните выражение: «Она не просто какая-нибудь девчонка. Она – прекрасная!»

«Что-то путалось в нем. Что-то ломалось». Найдите эти строки в повести.

3

Какие события происходили в течение этого дня? Выделите их.

Составьте план из цепи событий, кратко перескажите.

Какими чертами отмечены отношения Феди и Лены? (трепетное, оберегающее, хрупкое чувство влюбленности).

  • 4
  • Верите ли вы в романтику первых чувств? (У Федора сразу сердце оборвалось – какая она была красивая)
  • Как меняются характеры героев с той минуты, когда их настигла любовь?
  • Выпишите ключевые слова.
  • 5
  • Найдите и пересмотрите фрагмент, когда Лена признается, что не может ходить.
Читайте также:  Краткое содержание казакевич звезда за 2 минуты пересказ сюжета

Проследите и выделите, как меняется настроение Федора. Обоснуйте.

Сделайте вывод: какое решение принимает герой? Как это характеризует его?

  1. 6
  2. Перечитайте сцену «Солнечного затмения».
  3. Как вы понимаете фразу «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – само солнце»?
  4. В чем символичность названия?
  5. Третий этап. (слайд 3)
  6. Выступление групп, коллективное обсуждение-дополнение.
  7. Выводы. Акцентировать внимание на вопросах:

Как и почему наш рациональный век мешает осуществляться счастью первой любви? (Разве можно так безжалостно все уничтожить: старые дома, голубятню, тополя, мир восторженной любви героев?)

Пересмотрите эпизод разговора от слов «Наш райончик скоро снесут… Что теперь будет? С голубями? С Леной?» и до конца повести.

Как вы представляете героев в этот момент? Опишите.

Подготовьте выразительное чтение, передаваемое настроение героев и особенности их чувств.

И, наконец, последний, проблемный вопрос урока: каков же он, закон любви? в чем его особенности?

  • Чувство любви – большая нравственность ценность.
  • Видеть в другом человеке друга.
  • Стремление быть лучше, быть достойным любви.
  • Чуткость, такт, внимание в любви.

Обман разрушает любовь. Будь искренним.

  1. Подумайте о смысле эпиграфа.
  2. Заключительное слово учителя.
  3. Обобщающие ответы.

Усвоить законы нравственности необходимо. Воспитание в себе прекрасных чувств – важная, но трудная задача. Наш мир, к сожалению, полон жестокости, страдания.

Как необходим островок спасения, который поможет приобрести такие чувства, как милосердие, доброту, совесть, сострадание – составляющие любовь. Разобраться во всем многообразии человеческих эмоций нам помогают произведения А. Лиханова.

Хочу надеяться, что писатель поможет нам определить главные ориентиры в жизни.

  • Домашнее задание.
  • Напишите сочинение-миниатюру «Что есть любовь»?
  • Найдите афоризмы о любви.
  • Сочините продолжение повести.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/33251-zakon-ljubvi-po-povesti-a-lihanova-solnechnoe

Читать онлайн "Солнечное затмение" автора Лиханов Альберт — RuLit — Страница 34

Федор смотрел на нее молча, горячо, и Лена повторила бессмысленно:

– Ты? – И отъехала назад. – Зачем?

Лена чувствовала одно, а говорила совсем другое.

– Зачем ты нашел меня? – говорила она, спеша. – Это ни к чему, понимаешь. Рано или поздно все кончится. Надо самим. Самим легче!

– Голубятни больше нет, – прервал ее Федор. – И твоего дома.

Лена вздрогнула.

Вспомнила поселочек, свой дом, казавшийся ей чужим, гулькание голубей и острый запах трухи.

Нет. Она знала, что не будет. Знала, что не будет и их – Федора и ее. Она все на свете знала и понимала, умная девочка Лена, а вот Федор стоял перед ней, и все тут, стоял, держал голубей, и мелкая дрожь била его.

– Не надо, Федя, – сказала она, не слушая свое сердце. Повторила: – Лучше самим и теперь.

– Знаю, – твердо сказал Федор. – Но ведь нельзя. Понимаешь, я согласен, так, наверное, и бывает, когда люди становятся взрослыми. Но мы же не взрослые. Мы не должны, пока мы не взрослые…

Он умолк на полуслове, не договорил, но Лена поняла.

«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

– Не должен! – повторила она вслух, и Федор понял, кивнул, подтверждая.

Лена услышала за спиной шаги и голос тети Дуси:

– Деточка, голубушка, а как остынешь?

Она встала между ними, поглядывая то на Федора, то на Лену, и Федор протянул тете Дусе голубя. Потом достал еще. И еще.

– Их надо в клетку, – бормотал он. – Я приду. Сделаю голубятню.

Тетя Дуся ойкала, совала голубей под халат, за пазуху, они бурчали недовольно, но слушались – куда было деваться. Нянечка ушла, шаркая ногами.

Они вновь остались одни.

– Я приду, – спокойно повторил Федор. – Сделаю голубятню. И мы… Пока мы не взрослые.

  • Он наклонился к Лене, уверенно взял ее лицо в свои ладони.
  • Лена закрыла глаза.
  • В ближнем окне громко хлопнула форточка.

Солнечное затмение. – Впервые повесть опубликована в журнале «Юность», 1977, № 7. Вошла во второй том избранных произведений писателя – «Солнечное затмение». (М., Молодая гвардия, 1979).

«Нет, это не рождественский рассказ о том, как здоровый юноша подарил любовь искалеченной девушке, – говорил о повести поэт О. Шестинский. – Это повесть о силе, мощи духовной жизни человека, о том, что прекрасное, нравственное начало в человеке способно преодолеть всяческое зло, ханжество, обывательское ничтожество. И притом повесть сурова, как сурова и неожиданна сама жизнь.

Писатель не утверждает, что благодаря этому чувству молодые люди отныне и вовек будут вместе и будут счастливы. Он тонко чувствует реалистическую правду человеческих отношений. Мы не знаем, как со взрослением молодых людей будет развиваться их дружба.

Но мы ясно отдаем себе отчет, что нравственное озарение, посетившее их на пороге жизни, на всю их жизнь, – это моральный критерий их дальнейшей жизни».

«В «Солнечном затмении» – трагедия, – писала «Комсомольская правда» (1979, 2 ноября).

– Но здесь как бы еще раз, а лучших традициях русской литературы, выявляется то обстоятельство, что только сила человеческого духа способна преодолеть трагическую безысходность.

Подлинно человеческое сострадание может победить равнодушие, пассивную мораль «непреодолимых обстоятельств» (Ганичев В. Крутые горы).

На жизнеутверждающий пафос повести, гражданственность ее юных персонажей указывала и И. Стрелкова в статье «Воспитание чувств» (Наш современник, 1978, № 1):

«Финал «Солнечного затмения» звучит печально. В повести для юношества правда может быть сказана мягче, но скрыть ее невозможно… Отсюда, от чистой правды, идет чувство оптимизма, которым пронизана повесть Лиханова, открывающая читателю светлые черты нынешнего юного поколения, его высокую духовность…»

«Сдается, что удача Лиханова заключена в абсолютнейшем отсутствии писательского спокойствия… – писал о «Солнечном затмении» Юлиан Семенов. – Повесть напрочь лишена велеречивости, авторских подсказок; очевидная жестокость сюжета (именно так!) не есть самоцель, но средство вылепить характеры двух маленьких наших граждан трудной и горькой судьбы.

Я глубоко убежден, что новая повесть Альберта Лиханова будет прочитана и подростками, и взрослыми, его повесть – в самом высоком, не декларативном смысле – воспитательна…

Повесть «Солнечное затмение» – произведение светлое и доброе, она учит читателей вере в людскую солидарность, умению найти в человеке хорошее и, что самое главное, исследует взаимоотношения взрослых и подростков, которые порой бывают очень сложными» («Вера и верность». – Литературная газета, 1978, 18 января).

В 1980 году за повести «Солнечное затмение», «Обман» и роман «Мой генерал» А. Лиханову присуждена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской.

Источник: https://www.rulit.me/books/solnechnoe-zatmenie-read-143189-34.html

Солнечное затмение Лиханов — по русскому языку и литературе

Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьёзных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.

Я с огромным интересом прочитал повесть А.А.Лиханова «Солнечное затмение». Эта повесть мне очень запомнилась, я снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Фёдора и Лены, думал, как бы я поступил на месте Фёдора, обсуждал с мамой страницы, которые взволновали, перевернули что-то в моей жизни.

Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк. Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.

Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске.

У подростков есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены хоть и есть подружки в школе-интернате, но ее жизнь ограничена.

Она не может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся друзьями. Их дружба очень крепка.

Федор помог Лене пережить смерть ее подружки Зины, остановил её и вселил надежду, когда Лена в инвалидной коляске неслась по дороге навстречу движущемуся транспорту, можно сказать, что он спас Лене жизнь.

В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Эти друзья – только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы друзей было много-много, и набирают таких «друзей» в Интернете. Будто то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и крутым.

А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.

У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой. Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет! Мама водила ее из школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в гости, даже берет меня с собой.

И теперь я не понаслышке знаю, как живется инвалидам. Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень трудно.

И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с препятствиями почти на каждом шагу. Мы можем без проблем перешагнуть бордюр, подняться по ступенькам, а для них это — трудно. Для того, чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают пандусы.

Читайте также:  Краткое содержание газданов вечер у клэр за 2 минуты пересказ сюжета

Но во многих магазинах пандусы такие крутые, что я бы не рискнул с них съехать, даже если бы удалось на них забраться.

Но что самое плохое – это то, что им каждый день приходится сталкиваться с ненормальным человеческим отношением и невниманием к себе. Мама рассказывала, как их с подружкой, по дороге в школу, обзывали другие дети, передразнивали, забрасывали снежками… И как это все было противно и обидно.

Да и сейчас подружку обзывают даже взрослые люди, смеются над ней со словами: «О, у тебя проблемы!.. Как ты смешно ходишь!..» Почему они себя так ведут? Это же так невоспитанно! Подружка давно научилась не принимать все близко к сердцу, и старается вообще не обращать внимание на таких людей. Я никогда не буду так себя вести.

Если будет нужна моя помощь – помогу, а нет – буду вести себя так, будто не вижу отличия между нами.

Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить трудности, как солнечное затмение, кото-рое надо просто переждать.

И очень хорошо, что Альберт Анатольевич Лиханов поднял эту тему в своей повести, он показал, что инвалиды – те же люди, со своими заботами и проблемами, при том гораздо большими, чем у обычных людей. Им надо помогать, а не обижать.

Может быть, кто-то из подростков, прочитавших это произведение, задумается об этом и будет лучше к ним относиться, а еще будет больше ценить дружбу, любовь и поддержку. Тогда и мир будет хоть немного лучше и добрее.

Спасибо автору за это!

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/solnechnoe-zatmenie-lixanov

Фестиваль педагогического мастерства

  • Конкурс методических разработок «Мой лучший урок 2012-2013 учебного года»
  • Урок по литературе в 8 классе
  • «Что же вы делаете,
  • взрослые люди?»
  • Читательская конференция
  • по повести Альберта Лиханова
  • «Солнечное затмение».
  • Морозова Наталья Алексеевна
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
  • округ Муром Владимирская область
  • Цель
  • Обучающая: развивать современное представление школьников о взаимоотношениях детей и родителей ; умение выявлять эту проблему через литературное произведение
  • Развивающая: творческое осмысление содержания повести ; обращение к жизни и ее примерам, обсуждение проблемы через анализ идейно-художественное содержание повести.
  • Воспитательная: формирование ценностных ориентаций и нравственного самосознания.
  • Оборудование :медиапроектор, экран.
  • Краткая аннотация.
  • Методические рекомендации.
  • I.В предлагаемых материалах выделяются разделы, которые соответствуют следующим основным методическим задачам:
  • -организация чтения повести (важно заинтересовать восьмиклассников и добиться, чтобы все ее прочитали. Строить изучение повести на основе целостного ее восприятия);
  • -подготовка к изучению (знакомство с автором, проблематикой его творчества, особенностями стиля);
  • -работа с текстом (истолкование).

Вопросы и задания помогут в изучении повести. В разделе «Заметки на полях» содержатся мысли и афоризмы нравственно-эстетического характера.

Все это может быть использовано на уроках, классных часах, родительских собраниях в различных вариантах.

Рабочие материалы для подготовки к занятиям, не сковывая инициативы учителя, значительно облегчат его труд. Материалы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта и могут использоваться учителями, работающими по любым учебным программам.

II.Материалы уроков разработаны с учетом современных образовательных технологий (педагогических мастерских), ИКТ.

Выбор приемов школьного анализа определяется своеобразием художественного мира Альберта. Лиханова, его стиля.

  1. Первый этап:
  2. -формулировка интерпретационного вопроса, дающего проблемный импульс (авторское название рассказа)
  3. — активизация ассоциативного «фона»(фиксируется первичное читательское восприятие, которое затем будет уточняться)
  4. Второй этап.
  5. Решение проблемного вопроса – сопряжено с погружением в текст автора, активизирующим внимание к языку произведения, чему способствует обращение к лексическим повторам, смысловым ассоциациям.
  6. Третий этап:
  7. Завершение урока – творческая интерпретация смысла названия повести с опорой на записи.
  8. Четвертый этап:
  9. Рефлексия – самоанализ собственных мыслительных путей и действий в процессе урока.
  10. Какой этап урока был для вас самым интересным?
  11. Какие открытия, выводы показались неожиданными?
  12. Над какими вопросами хотелось бы поразмышлять после урока?
  13. Обоснование выбора темы.

За последнее десятилетие качественно обновилась программа по литературе, в нее стремительно вошли «новые имена» — открылось иное зрение на многое в жизни. Уроками добра и справедливости, взаимной любви и доверия стали уроки по творчеству А. Лиханова.

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Одна из ведущих тем его творчества – детство, проблемы и радости ребенка. становление личности.(не случайно писатель с 1992 г.является президентом Международной ассоциации детских фондов. А.

Лиханов продолжает традиции русской классической литературы с «единым полюсом милосердия», с сюжетами из жизни обыкновенных людей, «со слезинкой ребенка» Достоевского, с чеховским Ванькой Жуковым, горьковским Алешей Пешковым, Андреевским страдальцем – ребенком Петькой, Никитой из «Детства» Толстого… Настоящее, подлинно художественное произведение всегда открывает перспективы в работе, возможности, которые содержит повесть «Солнечное затмение»

Писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий потаенные уголки души своих героев. Мастерство писателя неотделимо от правды изображенного им, как сама правда неотделима от мастерства.

Организация чтения.

Объяснение значений непонятных слов (словарь см. в конце урока).

Подготовка к изучению повести.

Сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами, читателями) в повести А. Лиханов, и мы с восьмиклассниками будем размышлять над ними. Сумеем ли мы прочитать ее вместе с детьми так, чтобы она стала событием в их жизни, откровением.

О чем будем говорить на 3-х уроках по повести? Медленно, с наслаждением (этому тоже надо учиться) о событиях, которые произошли в жизни подростков, Феди и Лены, за несколько дней их жизни: о том, как они учатся, увлечением голубями Федей, болезнью и мудростью Лены, их влюбленностью и страданиями, испытанием первым в жизни страшным горем – смертью подруги Зины.

  • Что такое любовь в жизни человека (Любовь к матери, девочке, женщине, ко всем людям «ближним и дальним»).
  • Идиомы: конфликт поколений – «отцов» и «детей».
  • Что есть доброго? (жизнь мальчика Феди, любовь к птицам, поведение отца Лены, работников интерната)

Что есть зло? (пивная будка, «друзья детства» отца: Седой, Платонов). Неизбежно ли оно в жизни?

Как самому избежать дурных поступков?

Что есть страдание и можно ли прожить жизнь без страданий? (и много ли будет «стоить» такая жизнь?)

Что есть счастье? (и несчастье)?

Что есть смерть? (Что – то остается после нас? Что же?)

И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Заметки на полях.

«Люди как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских» (Л.Н. Толстой

  1. Неужели нет дома,
  2. нет семьи, где было бы
  3. все в порядке?
  4. А.Лиханов
  5. Ход конференции.
  1. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

Взрослые и дети… Два мира с общими проблемами. Современная общественная ситуация сложна и проблематична. Это проявляется в отсутствии взаимопонимания, нарастания взаимного отчуждения. Отсюда – острая необходимость в примере положительной деятельности, в примере, достойном подражания.

Всегда ли мы понимаем друг друга – взрослые и дети? Можем ли осуждать поступки старших? Умеем ли мы прощать? Как важно сохранить мир семьи, ее покой и уют. Это зависит в равной мере и от взрослых, и от детей. Повесть А.Лиханова помогает читателям осмыслить свое отношение к действительности, к близким людям.

«Солнечное затмение» — предостережение, предупреждение: берегите друг друга, дети и родители. Новому поколению необходимо наследовать лучшее и не повторять прошлых ошибок.

  1. Мини-сообщения учащихся.

  2. (слайд1)

  • а) Тепло родного очага, чувство духовной близости с родителями (запись на доске)
  • Краткое содержание Лиханов Солнечное затмение за 2 минуты пересказ сюжета единый дом
  • со – переживание со – радость дети и взрослые –
  • единое целое
  • Вывод: Счастливая семья – атмосфера любви, дух доброжелательства, взаимопонимания.

б) Двое взрослых любят друг друга, но мучают и терзают. Зачем? (запись)

конфликт в семье

Краткое содержание Лиханов Солнечное затмение за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Лиханов Солнечное затмение за 2 минуты пересказ сюжета

? ? ? ?

…………. …………. …………. ………….

  1. страдание обида разрушение отчуждение
  2. (постройте ассоциативные ряды)
  3. Вывод: Конфликт в семье – атмосфера подавленности, взаимных обид, разлада.
  1. Конкурс на самого внимательного читателя. (слайд 2)

Вопросы конкурса.

  1. Кому из героев принадлежат слова «Что же вы делаете, взрослые?» (Федор)

  2. Почему Федору стыдно за отца? (Над ним издеваются другие, обзывают Американцем, он слабоволен).

  3. Какова история имени отца?

  4. В какой ситуации мать говорит сыну: «Оправдай и помоги». (Когда предлагает ему уехать к бабушке).

  5. Какие жизненные уроки извлек герой из этой ситуации. (Взрослые просят у него помощи, с ним считаются, его любят, он должен спасти родных, забыть обиды. Он нужен семье).

  6. Какая беда случилась с матерью? (Недостача на базе).

  7. Как беда объединила членов семьи? (Желание помочь).

IY. Поделитесь своими впечатлениями.

Проанализируйте эпизоды, отметьте ключевые слова.

  1. За отца стыдно.

  2. Разговор с матерью. Отца жалко.

  3. Беда в доме.

  4. Перерождение отца.

Заметки на полях. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л.Н.Толстой).

Y. Составьте портретную характеристику отца, матери Федора, укажите их привычки, черты характера. (слайд 3)

Микродетали для создания Микродетали для создания

образа матери. образа отца.

  • Узкие плечи, лицо заострилось; Робкий, как будто тайна у
  • него;
  • ходит, опустив голову.
  • чернявая, худая, совсем как смотрит виновато,
  • старуха от глаз к вискам озирается вокруг
  • морщины тянутся; «пивнушка» притягивает его
  • взгляд сухой и острый.
  • Вывод: Усталость матери, неуверенность отца подтверждают неблагополучие в семье.

YI. Как реагирует Федор на домашние конфликты родителей?

(Он осуждает их, что понять друг друга не могут да и не хотят «Разве же не могут они рядышком, друг к дружке прижавшись, сбросить этот стыд и жить, как люди?»).

YII. Как пытается сын примерить родителей.

  1. (Найти примеры из текста).
  2. Зачитайте от слов:
  3. «Федор убрал в комнате, вымыл посуду… до «оглядел свою работу».

(Ощущение беды не покидает Федора. он горячо желает помочь отцу и матери обрести, вернуть утерянное счастье. Любит он и отца, не меньше, чем мать. Федор берет на себя ответственность сохранить мир в семье, помочь взрослым.)

  • Вывод: Только доброта, взаимопонимание смогут уберечь мир семьи.
  • YIII. Сообщение:
  • Все беды – это солнечные затмения.
  1. Знакомство с выставкой иллюстраций к произведению.

Читайте также:  Краткое содержание радищев житие ушакова за 2 минуты пересказ сюжета

(Защита художников).

  1. Поделитесь своими открытиями. Чтение любимых фрагментов из повести на заданную тему.

  • Разговор по душам (диалог).
  • Жили просто – вот и все.
  • Как же вдруг хорошо и ясно.
  1. Конкурс думающего читателя.

Учащиеся объединяются в три группы, выбирают для анализа одну из цитат, написанных на доске и пытаются объяснить смысл, используя текст.

  • Поверим в себя, в свои силы (отец Лены).
  • Мера ценностей взвешивается на весах сердечности и души.
  • Счастье до конца, без оговорок.
  1. Сюрпризы читательской конференции.

Чтение стихов – посвящений своей семье, героям повести, друзьям.

XIII. Подведение итогов конференции.

В конце встречи учитель прикрепит лист бумаги в виде сердца, на котором ребята могут оставить свое мнение и впечатление о конференции в письменной форме.

XIY. Заключение.

Спасибо за работу! Надеюсь, что разговор о взаимной ответственности взрослых и детей у нас продолжится. Вы поделитесь своими жизненными наблюдениями. К этому призывает нас автор повести. А.Лиханов утверждает зависимость детских судеб от жизни и поведения взрослых. Старайтесь хранить мир вашей семьи.

XY. Домашнее задание.

  1. Продолжи фразу, обсуди ее в классе. «Жить в ясности — …»

  2. Эссе «Я и мои родители».

  3. Модель счастливой семьи. Аргументы.

  4. Составить памятку «Как хранить мир в семье».

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-chto-zhe-vi-delaete-vzroslie-lyudi-.html

Читать

Альберт Лиханов

Солнечное затмение

Не такая уж это была окраина, нет. Окраины давно уже поощетинились бетонными доминами. Издали еще ничего, издали, сквозь дымку, этакий сказочный многоглазый городище, весь белый, чего-то обещающий. А вблизи – каменный забор.

Выйдешь из-за одного дома, думаешь, ну сейчас вот и простор будет – поле, одуванчики, земля, – а вместо одуванчиков снова дом, а за ним еще и еще, и сил уже нет добираться до выхода, и глаза тоскуют от асфальтовой серости…

Так что было это вовсе не на окраине, а посередине где-то, между центром и новыми районами, и были еще тут старые деревянные домишки, бараки-засыпухи – от военных лет, и была еще земля, и одуванчики, и старые черемухи осыпали весной дощатый тротуар опавшими лепестками.

И такой тут покой стоял, отрада душе, что порой забывалось, будто это город, большой, шумный город, и казалось, что ты в районном поселке незначительного масштаба.

И люди, торопливо выходившие из-за кустов акаций, от троллейбусных остановок, приехавшие из центра, с авоськами в руках или портфелями, вывернув из-за акаций, вступив из города в старый свой поселок, где жили они давно, сами не замечая, вдруг успокаивали шаг, глядели вокруг новым, ожившим взглядом, размякали как-то, потому что уголок этот, отгороженный от шума и суеты тополями, кустами и тишиной, жил другим дыханием, другим ритмом и того же требовал от всякого, кто входил сюда…

Один только батяня Федькин ходу не сбавлял. Газовал на четвертой передаче. Выруливал из-за акаций и к дому пылил.

Федор глядел на него со своей голубятни и взглядом как бы сопровождал, как бы старался отца уберечь. Только не всегда это ему удавалось.

Дорога отцова шла мимо фанерной будчонки с пластиковой волнистой желтой крышей – самого, пожалуй, современного сооружения в старом районе. Палатка бесперебойно торговала пивом, возле нее толпились мужики; мужской этот водоворот рассасывался только в сумерки, и будка эта была для Федора самым тоскливым местом. Не в городе, нет. Во всей его жизни.

Эх, жизнь!..

Хватало Федьке в ней расстройств и огорчений, и пары он огребал букетами, и дрался, бывало, с другими голубятниками – такое уж это дело, не обойтись, – и порол его батяня, но все неприятности и досады были в сравнении с пивнушкой этой проклятой семечками, царапиной, пустяком, мелочью. Вот чем были для Федьки все остальные неприятности. Потому как нет для человека ничего больнее срама собственного отца.

А Федькин батяня, загребая ботинками с оббитыми, побелевшими носами пыль, мчал к дому, не сбавляя скорости. Не видел черемухи, травы, облаков. Дул, страшно сосредоточенный, глядя под ноги, как бы задумавшийся о чем-то серьезном.

И Федька глядел на него не отрываясь, и этот взгляд его частенько все же помогал – отец проходил мимо будки; правда, потом, миновав ее, становился он вялый и мешковатый, и пропадала враз его сосредоточенность.

Но стоило Федьке сморгнуть, или оглянуться на турмана, или подумать о чем другом, даже не сводя глаз с отца, как все и начиналось.

«Э! – кричал от пивнушки какой-нибудь сиплый голос. – Джон Иванович! Подгребай к причалу!» Или еще хуже: «Американец! Валяй сюда!»

И все возле будки ржали, просто хором ржали, а отец резко разворачивался, подступал к пивнушке, задиристо выкрикивая: «Кто обзывается? Кто?» Но его обнимали, говорили пьяно: «Брось, Гера, брось, давай по единой», – и отец затухал, замолкал, толкался у будки до позднего вечера, а когда являлся домой, комната, где жили они втроем – отец, мать и Федор, – тотчас наполнялась пивным духом… Эх!

Мать уже и не плакала теперь. Глядела на отца высохшими глазами, сама высохшая, как доска, чернявая и худая, совсем старуха, а отец отворачивался в сторону, сопел, снимая ботинки, потом говорил, оправдываясь:

– Ну чо ты, чо ты, Тоня, я же не пьяный, всего кружечку.

Бог с ней, с кружечкой, пил бы себе на здоровье и три, и пять, и бутылку, если уж приспичило, нет, не это Федьку терзало, а срам. Срам отцовский. И слабость его немужская.

Звали батяню Фединого Джон Иванович в самом деле. Родился он в тридцатые годы, аж до войны. И мода тогда была. Сейчас мода на обувь, сапоги каким-то чулком носят, к примеру, очередища страшная у обувного магазина неподалеку от их поселка, ну вот, а тогда мода на имена была. На заграничные.

И родители назвали отца Джоном – по-американски.

Мог бы сто раз сменить это свое имя, да он и так сменил, называя себя, знакомясь, Георгием, но народ настоящее отцово имя знал, насмехался; мать объясняла, насмехался потому, что отец тут, в райончике этом и в этом доме, жил сызмальства и алкаши эти несчастные – его детские друзья.

Федор думал об этом частенько. Вот как! Вон тот, седой совсем и с палкой, – тоже, значит, отцовский кореш с детских лет. И этот, рыжий. И тот, лысатик-пузан. Сдувают с кружек пену, чокаются с отцом. Федор глядел на них с голубятни и все представить не мог, какими они мальчишками были. И были ли? Чудно это все ему казалось. И глупо.

Пусть даже были они друзьями, пусть сто лет тут живут и друг друга всегда знают. Пусть… Обзываться-то чего же! Дразниться до седых волос! Ну и чем виноват отец перед ними? Объясните – чем? Этот, седой, Иван Степанович, другой Платонов, его и по имени-то никогда не зовут, просто Платонов, будто и имени нет, лысый – Егор, а отец – Американец, вот тебе… Американец. Джон.

Взрослый человек, а все Американец.

Эх, батяня!.. Другой бы послал к черту старых друзей, коли такое дело, коли дразнят взрослого человека, детство забыть не могут. И все. Жил бы, как остальные. Шел спокойно мимо пивнушки.

Не дергался по пустякам. Но, видно, была у отца какая-то своя тайна, что ли. Своя робость, которую никак не перешагнуть. Вот вырулил он из-за угла, дует домой, сосредоточившись, голову опустив, думая о чем-то.

Поравнялся с будкой.

– Дядя Сэм! – кричит лысый. – Хэлло! Дуй сюда, у меня аванец! – И отец словно спотыкается. Минуту стоит, потом рукой самому себе махнет, мол, была не была, к пивнушке идет, кричит истошным голосом: «Кто сказал „дядя Сэм“?» – и народ у ларька хохочет, за животы держится. Ладно бы эти трое, друзья детства, а то все уже потешаются.

Шут гороховый!

Федор глядел, как сворачивает отец к ларьку, и закусил губу, зло воткнул топор в бревно. «Черт с ним! Горбатого могила исправит!» Это материны слова, не его, но он их всегда повторяет. Повременив, огляделся вокруг себя, словно бы к жизни возвращался.

А жизнь у Федьки отдельная от всех. Собственная. С ребятишками он не якшается по причине простой: не желает быть, как отец, американцем. Он бы, правда, и не стал никогда американцем, любой бы, кто обозвал, получил как следует по зубам. Тут же. Да за такие слова!..

Но он с ребятами все равно не водится. Не потому, что боится, как бы по-отцовски не обозвали. Потому что за отца стыдно. Мало у кого отцы не выпивают, это есть, случается. Но ни над кем в округе не издеваются, как над Федькиным родителем. Поэтому Федор все больше один.

Чтоб не пришлось говорить: «Это мой батя».

Федор привык один быть. Привык своей жизнью жить, от всех отдельной. Стучал топором, рубанком стружку гнал.

Собрал старые доски, пару со стройки стянул, а сетка старая – и притих, мурлычет под нос песенку.

Песенка у Федора забавная, из какой-то там старины, в кино услышал или по радио, теперь уж и не упомнит…

Не нужен мне берег турецкий,

И Африка мне не нужна…

Других слов не помнит, зато эти ему нравятся очень. Правда, на что ему берег турецкий? Или Африка, опять же? Ему тут нормально. В этом их углу. Тихо летом, тепло.

Турманы урчат, зобы раздувают, золотистый самец перед голубкой хвост развернул, пошалить хочет, ах вы, летуны, ах, мерзавчики! Ну ничего, потерпите малость, доделает ваш Федька новую голубятню, всем голубятням голубятня.

Просторная, не на крыше где-нибудь, а отдельно стоит, на четырех столбах, с крышей покатой, чтоб дождь не заливал, по всем правилам искусства, ах ты, елки-моталки, и пусть они там живут, как им нравится, папаня этот…

Источник: http://litmir.co/br/?b=165753

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector