/ Сочинения / Лиханов А. / Высшая мера / Анализ повести А. Лиханова «Высшая мера»
Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения
Повесть Альберта Лиханова “Высшая мера” читается без отрыва, но очень нелегко, и будучи “короткой” повестью, она вместила в себя целый жизненный роман, драматичный, современный. Начинаешь читать ее настороженно и даже с некоторым недоверием. Повествование ведется от первого лица. Это не ново.
И даже модно. Но вот лицо-то непривычное — пожилая женщина рассказывает о себе и о своей небольшой семье в момент ее развала, и даже не развала — кончины, краха.
Быть может, обаяние этой повести состоит в том, что она ведется по законам бесхитростного дорожного рассказа о себе, о судьбе своей, о своих близких.
Вот она, славная, добрая, самоотверженная женщина — Софья Сергеевна, обыкновенная работница студенческой библиотеки, едет в двухместном вагонном купе одна, оглушает себя снотворным, чтобы забыться и забыть, да плохо у нее это получается, и побеседовать возможно только с одним человеком — с собою.
Пробует милая вагонная проводница завязать разговор, развеять явно чем-то расстроенную и больную пассажирку, но даже и этот привычный дорожный контакт не налаживается… Да и как ему наладиться? Сердце надорвано. Жизнь сломлена. И если бы одна ее жизнь! У всех ее близких и у самой Софьи Сергеевны отныне все пойдет по другому, не по лучшему пути. Жили две сестры: Софья и Женечка.
В трудное время, в войну, разом осиротели. И вот в самый тяжкий период войны Женя влюбилась, ну конечно же, по всем законам “жестокой” военной истории влюбилась в героя, настоящего Героя Советского Союза. Если бы одна влюбилась, а то и сестра ее, Софья, тоже “тайно страдала” по Герою. “Роковая” любовь привела к тому, что у Женечки родился-сын Саша, а потом и дочь Аля.
После смерти сестры Софья Сергеевна забирает малышей, уезжает в провинцию и там растит “сына и дочь”. Итак, маленький домашний мир, полный забот о хлебе насущном, каждодневная, привычная и любимая работа в очень небольшом и славном коллективе, веселый народ студенты, среди которых Саша. Будучи студентом, он повстречал Ирину и женился на ней.
В общем-то типичная история.
Только в квартире сделалось еще тесней и материально трудней. Саша, окончив институт на тройки, остался учителем в школе, тоже средненьким, а вот жена его — отличница — осталась вовсе без работы: она “испанистка”, в “испанцах” же этот провинциальный город не нуждается. И вот Ирина решила устраивать свою судьбу.
И устроила! Достигла своего, определилась секретаршей к директору огромного завода. Директор так и останется ее “восторженным воздыхателем”, но все, что надо и возможно от него получить, Ирина получит, даже путь в столицу ей и мужу откроется.
Вот и захочется супругам “маленько обзавестись”, пожить “для себя”, да где граница этого “маленько”, кто ее указывал? Нет такой границы, что со всей очевидностью доказывает нам окружающая жизнь.
Наша повседневная действительность дает примеры того, как рушатся судьбы, семьи под напором алчности, все возрастающих потребностей, страсти к накопительству, или вещизму, как это ныне называется.
В другой семье, может быть, это накопительство и почиталось бы, сделалось бы смыслом жизни, но куда деть “влияние старой библиотекарши”, ее щепетильность, всю жизнь экономившей “рублевки и копейки”?! Но дети “справились” с ее моралью: “разбежались” выгодно для себя: Саша пристроился возле денежной вдовы, Ирина “при ее полете хватанула выше” — вышла замуж за дипломата.
“Тебе трудно, понимаю, такие новости,— говорит Саша матери, и говорит-то обиженным голосом.— Но я, кажется, впервые счастлив. Меня любят. Я люблю тоже…” Вот она, мораль: “Я — счастлив”, “Меня любят”, “Я, я, я, мое”. Ну, а где же мать? Где, наконец, сын Игорь, которого родители “вырвали” у строптивой бабушки, избавились от нее и от ее надоедливого досмотра?..
А сын Игорек, подросток еще, учащийся школы, живет в хорошо обставленной квартире, с холодильником, набитым едой. Мама приезжает убираться в квартире, папа навещает его, интересуется учебой, отвлекает и развлекает… Превосходно написана сцена “торжества”, во время которой не покидает читателя чувство нарастающей тревоги и протеста.
“Не так-то просто стереть доброту, да и не купить ее ни за какие деньги, ни за какие вещи” — так мыслит героиня повести. Да, добро со злом несовместимо, как “гений и злодейство”. Игорь и десяти классов не закончит — он разобьется на том самом мотоцикле “Ява”, который ему преподнесли родители в честь окончания девятого класса.
Его незрелую душу разорвут надвое — с одной стороны, ложная жизнь родителей, а с другой — такая простая, но праведная жизнь Софьи Сергеевны, которая и бабкой-то ему не была. Когда-то она не бросила больную девочку и маленького мальчика. Могла ведь выйти замуж, нарожать своих детей, испытать полноценное чувство материнства.
А долг? А исполнение простых человеческих обязанностей? И мыслимо ли все рассчитать? Мыслимо ли добиться счастья, думая лишь о себе? “Нет, немыслимо!” — отвечает своей повестью Альберт Лиханов.
И вот они, двое, провожают бабку домой — все трое, чужие друг другу, разъединенные смертью любимого, ни в чем не повинного человека, приговорившие себя к “высшей мере” — к вечной муке и вине.
Тревожная повесть, своевременная повесть.
5732 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Лиханов А. / Высшая мера / Анализ повести А. Лиханова «Высшая мера»
Читать
Annotation
Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-lihanov-vysshaia-mera-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt
Краткое содержание Высшая мера Лиханов
В повести развернута жизнь Софьи Сергеевны и ее семьи в виде анализа и воспоминания. Она едет в поезде с похорон и ведет свой рассказ самой себе.
Простая и добрая женщина Софья Сергеевна, служащая студенческой библиотеки, переживает душевный надлом, трагедию, случившуюся в ее семье.
Во время войны Софья со своей сестрой Женечкой осиротели. Женя влюбилась в настоящего Героя Советского Союза. Софья тоже была тайно в него влюблена и страдала по нему.
У Женечки родились двое детей: сын Саша и дочь Аля. В скором времени Женя умирает и Софья Сергеевна берет детей к себе, воспитывая как своих родных детей и уезжает в глубинку страны.
Работает в библиотеке института, где учится и ее сын Саша.
В студенческую пору Саша женился на Ирине. Дома начались неурядицы и материальные затруднения. Саша учитель в школе, а Ирина вовсе не работала из-за невозможности найти работу – она учила испанский, а знание этого языка не было нужно в провинции. Она находит работу секретарши директора завода.
Ирина начинает получать все, что требовалось, а директор остался одним из ее поклонников. Она пробивает себе и мужу дорогу в столицу. В семье сына расцветает “вещизм” и накопительство, жизнь в удовольствие, “для себя”. Семья распадается.
Саша пристраивается возле богатой вдовушки, а Ирина находит себе мужа-дипломата.
Софья Сергеевна растила внука Игоря, но родители “вырвали его из ее лап”. Игорь, учащийся десятого класса, живет в отдельной квартире, с холодильником, всегда набитым продуктами. Мать бывает у него для проведения уборки. Отец тоже навещает.
После девятого класса Игорю делают подарок – мотоцикл “Ява”. Незрелую душу молодого человека раздваивает неискренняя, неправильная жизнь родителей и справедливая жизнь Софьи Сергеевны, которая даже не была ему родной бабушкой.
В свое время она не бросила двух малых детей, вырастила их, не думая о том, что и сама могла выйти замуж и родить детей.
И вот они, эти двое, провожают бабку после похорон Игоря, разбившегося на мотоцикле, так и не закончив даже десятый класс. Все трое приговорены к мучению виной – “высшей мере”.
(1
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-vysshaya-mera-lixanov/
Как построить свой дом??? (По повести А.Лиханова «Высшая мера») план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Как построить свой дом???
- (По повести А.Лиханова «Высшая мера»)
- Цель урока: создать условия для формирования ключевых компетенций школьников посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
- Задачи: 1) осмыслить идейное содержание повести А.Лиханова «Высшая мера» через сопоставление жизненных принципов Ирины и Софьи Сергеевны;
- 2) формирование УУД в ходе анализа текста художественного произведения;
- 3) осознание истинных семейных ценностей.
- Дом
- Хорошо, когда у тебя есть дом, способный приютить, обогреть, утешить, поддержать, дать отдохновение душе и телу.
- Хорошо, когда в доме есть человек, способный встретить и понять твои мечты и поступки.
- Хорошо, когда в доме раздаются голоса, способные подарить любовь и почитание.
- Хорошо, когда в доме у тебя мир и покой.
- Как построить такой дом, в котором не будет боли, страданий, разочарований и уныния?
- (На кирпичиках пишем свои ответы…)
- Тема сегодняшнего урока – «Как построить свой дом?»
Мы обратимся к судьбам героев повести А. Лиханова «Высшая мера». Наша повседневная действительность дает примеры того, как рушатся судьбы, семьи под напором алчности, все возрастающих потребностей, страсти к накопительству, или вещизму, как это ныне называется.
Повесть «Высшая мера», по-моему, должна волновать каждого, у кого собственное «я» еще не затмило такие ценности, как внимание и любовь к ближнему своему, сострадание и доброту. Невозможно добиться счастья, думая лишь о себе.
Говоря словами Софьи Сергеевны, которую легко назвать подвижницей, так как ее жизнь отдана неизлечимо больной Асе «не так просто стереть доброту, да и не купить её ни за какие деньги…»
Джо Джиральд сказал: «Лифт к здоровью, счастью и успеху не работает – вам придется воспользоваться лестницей и пройти все ступени по очереди». Расскажите о лестнице героев повети. Как Ирина и Саша строят свой дом?
Дом | Обстановка | Отношения людей |
Квартирка Софьи Сергеевны | Интеллигентская опрятность, граничащая с нищетой | Одна комната для молодоженов, в другой – Софья Семеновна и инвалид Аля. Ирина проявляет к Але ласковость и сострадание: иногда касается рукой головы, целует в лоб, помогает одеваться. «Эта ласковость к Але была, пожалуй, единственным искренним чувством моей невестки». Между свекровью и невесткой отношения сложные: «меня заколодило на Ирине», Ирина приняла вызов. |
Двухкомнатная квартира ближе к центру | Заботы о малыше, покупки чудных детских мелочей – все эти погремушки и ползунки! – ежевечернее таинство купания, в котором участвуют все: отец, мать, бабушка | Хлопоты над Игорем сблизила нас с Ириной. Я часто любовалась, как она сидит в материнской простоте, с расстегнутой блузкой, кормит Игорька обильной, щедрой данью, такая вся естественная, домашняя, совершенно не похожая на себя, — и мне казалось, все позади, теперь начинается иная жизнь, такая, о какой я мечтала для Саши. |
Квартира в Москве | Квартирка была ухоженной, устроенной по образцам с ненашенских картинок, но бедноватой: желания расходились с возможностями. | Спокойная и самоуверенная Ирина возвращается домой около 11, Игорек не спит, ждет маму, Саша работает, ходит за Игорьком в садик, потом сидит допоздна, дожидаясь элегантную жену, переполненную знакомствами, знаниями, жизнью, а когда жена появляется, теряется, сжимается, уходит в себя, он стал попивать. Игорек ходит в садик с внуком знаменитого маршала! |
Квартира Игоря | Дом менялся: сменилась мебель, возник стиль. Импортная стенка с баром, роскошный голубой диван, мохнатый ковер. Светильники расставлены так, что вечером в комнате уютно приглушенное освещение с яркими точками у дивана да на столе. Ненашенские картинки овеществлены, и хоть ничего плохого в этом нет – одно удовольствие, напротив, — мне видится во всем этом какая-то выспренность: натянутость, отсутствие простоты, которая так нужна в доме. | Все-то у вас есть, дорогие мои, только призадуматься, так ничего нет.Нет семьи. Бывшие мужья и жены приходят на день рождения, Игорька соревнуясь в невероятной щедрости подарков и интеллигентности. Меня коробит их наступательная вежливость, но постепенно я начинаю разбирать, что они прикрывают растерянность болтливостью. Игорь сдержан, хладнокровно, без эмоций принимает подарки, говорит, ни к кому не обращаясь: «Я богат, как шейх». А потом наедине бабушке : «Ба, ты видала? Предки-то как откупаются?» |
Почему Ирина вызывают отторжение Софьи Сергеевны?
(Ирина – хищница, ее металлическая логика и точный расчет скрыты хорошенькой внешностью: «пепельные, чуть ли не голубые, как у Мальвины, волосы в мелких кудряшках, водянистые, прозрачные глаза, округлое, точно у пупсика, лицо, неестественно румяные щеки. Только вот губы подводили ее – тонкие, плоские, такие губы, должно быть, невкусно целовать. И еще одно мне не нравилось в ней – она была старше Саши, и выше, немного, сантиметра на три, но выше…»)
Какие портретные детали раскрывают характер героини?
Какие поступки невестки кажутся Софье Сергеевне кощунственными?
(В учении ее был какой-то тракторный напор, мужская мощь и адово терпение. Ирина без конца читала книги на испанском, а Софье Сергеевне казалось, что она читает «Дон Кихота», чтобы до конца овладеть донкихотским характером Саши. Софью Сергеевну пугает, что Ирина забьёт Сашку, «как забивает сильная птица слабую»
Ирина решает завести ребенка, чтобы получить двухкомнатную квартиру. Софья Сергеевна с ужасом думает: «Дети не котята! Ребенок – высшее, а не лишнее лицо, на которое дают квадратные метры! Бедный Игорек! Он появился на свет не как плод любви, а как бытовая необходимость!»)
- Какими, по мнению Софьи Сергеевны, должны быть домашние отношения?
- (В доме должно быть равенство, а уж если соревнование, то не за то, кто умнее, сильнее, настойчивее, а за то, чтобы побольше уступить другому, скорей простить, глубже понять.)
- В какой момент жизнь семьи становится именно такой, по-книжному идеальной?
(Детство Игорька – самые светлые страницы повести. Хлопоты над Игорем сблизили женщин. Маленький пушистый Игорек излучал ответную улыбку, радость, ворковал, словно птенец.
Как сладки были его первые слюнявые поцелуи! Как бессола его чистая слюнка! Этот обаятельный, лохматый карапуз, смешной, шаловливый, настоящий Везувий дарит лучшие минуты жизни Софье Сергеевне, заглядывает за край ее души.)
Почему в Москве жизнь героев меняется?
(Известно, что в супружеской жизни кто-то непременно должен уступать другому, один – коренник, другой – пристяжной, так вот мой Саша – пристяжной к Ирине, а она прет по той дороге, которая нравится ей, и пристяжной ничего поделать с этим не может.
Ирина занята научной работой, приемы в посольствах, светские рауты — процветает, у Саши своя жизнь, даже стал попивать. Софья Сергеевна опасается: как бы не вышло худа. Более всего Софью Сергеевну беспокоит, что родители не могут оторвать что-то от своих удовольствий во благо сына.
Игорек стал строптив, непокладист, заброшен, плывет по течению, а в жизни полно опасных рифов. Взрослые люди, родители, должны отвечать за своего сына).
Закономерный итог супружеского разлада – развод. В наше время разводом трудно удивить.
Согласно статистике, и в Москве, и в России в целом на каждые 10 браков в Москве сейчас приходится 5-6 разводов, а это очень много! Кстати, в семьях, где есть дети, инициаторами развода, по данным разных исследований статистика разводов, в 60-80% случаев являются женщины. И все-таки этот развод можно считать из ряда вон выходящим. Почему?
(16-летний сын отказывается ехать с кем-либо из родителей, и они соглашаются.)
Как на вопрос: «Почему вы оставили Игоря?» отвечают родители?
(Ирина: «Он ведь взрослый. Ему будет трудно в новой семье. Моей или Саши все равно. Новый отец – не отец, кто он? Новая мать или мачеха?..» «Ему намного лучше, чем было, не слышит ссор. Не видит нелюбви. А это не так мало.»
Саша: «Он не нуждается в нас, взрослый парень»)
Почему разговор с сыном делает Софью Сергеевну и Сашу чужими?
(Саша сообщает, что он впервые счастлив: меня любят. Я люблю тоже, но и меня любят, понимаешь? Мать по привычке желает на прощание: «Будь счастлив!» И тут же укоряет себя в неискренности – теперь я не верила в его счастье.)
Перескажите сцену праздника по случаю окончания Игорем 9 класса от лица героев? (Ирины, Саши, Софьи Сергеевны, Игорька)
(В рассказе от лица Софьи Сергеевны звучат слова: «Все-то у вас есть, дорогие мои. Все-то у вас есть, только ничего нет, всем этим ценностям – алтын в базарный день. А втолк не возьмете, глупцы, если что и есть – дорогого, настоящего, неизменного – так это сын, родная кровь, такое не скоро наживешь, не просто получишь, а потеряешь, так не найдешь. И вы, бедняки, от этого отказываетесь!
Что ж! Жизнь вам судья, она и рассудит. Рано ли, поздно ли, а назначит Судный день.
Каким он станет, никто не знает. Может, отвернется собственный же сын, скажет: нет у меня родителей, может, тогда вам сиро и одиноко на свете станет, поступит так же, как вы…»)
Почему Игорек везет кататься на новеньком мотоцикле на мотобродвей, где пацаны катают своих девчонок?
(За внешней бравадой Игорька: «Я богат, как шейх! Ба, видала, как предки-то откупаются!» — боль, обида и одиночество. Кроме бабушки, у него никого не осталось. Мальчик знает тайну Софьи Сергеевны: Саша и Аля – дети ее сестры. Игорек мучительно думает о том, почему Софья Сергеевна чужих детей не бросила, а его родители отказались от родного.)
- Почему погибает Игорек?
- (Когда человек не нужен близким, он умирает)
- Почему повесть называется «Высшая мера»?
(Это судный день. К высшей мере приговорены великие грешники: никогда не видела у Ирины такого человеческого лица, никогда не видела сына таким сломленным. Не приведи господь никому такого! Даже самым великим грешникам.)
Письмо по кругу… Продолжаем по предложению текст, с которого начали урок.
Как построить такой дом, в котором не будет боли и страданий, разочарований и уныния? Как сохранить тепло родного очага? Как сохранить ясный свет в окнах дома? Как важно, чтобы в окнах дома горел свет, чтобы кто-то родной ждал твоего возвращения…
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/12/12/kak-postroit-svoy-dom-po-povesti-a-lihanova-vysshaya-mera
Лиханов, Последние холода краткое содержание
Многие писатели обращались к теме войны, изображая судьбу людей в сложное для них время. Лиханов также написал замечательное произведение, которое посвятил детям войны. Повесть Лиханова Последние холода передает лишения и недетские страдания, раскрывая читателю тему детей и войны.
Изучение повести Последние холода в кратком содержании для читательского дневника, позволит за короткое время прикоснуться к прошлому, к событиям, которые оставили отпечаток и в детских сердцах.
В своем рассказе, изображая тяжкие испытание детей военного времени, автор отражает настоящие ощущения и переживания, ведь он был свидетелем всего происходящего.
Начнем же знакомство с кратким содержанием работы Альберта Лиханова и его произведением Последние холода.
Повествование автор ведет от первого лица. Это Коля, который уже глазами взрослого смотрит на пережитое и делится с читателями страшными мгновениями из своей жизни.
Краткое содержание книги Последние холода
Рассказчик вспоминает школьные годы и свою учительницу. Звали ее Анной Николаевной. Это была прекрасная женщина, которая не только преподавала школьные предметы такие как математика, география, русский язык, но и давала уроки жизни, преподнося их ненавязчиво, произнося тихо, как будто разговаривая сама с собой.
Из рассказа мы узнаем имя героя. Это Коля, который живет в городе. Хоть на улице военное время, отец на фронте, сам город в тылу. Это последний год войны и из радиоприемников постоянно сообщается об очередной победе. Повсюду царит голод, и его испытывают как взрослые, так и дети.
Живет мальчик с мамой и бабушкой, которые стараются защитить ребенка от лишений, голода и холода. Коля ходит в третий класс и ему, как и другим детям, полагаются талоны на питание.
Несмотря на то, что родные старались всеми силами сделать так, чтобы их ребенок не испытывал нужды, у Коли все равно присутствует ощущение не сытости.
Мальчику предстоит посещать восьмую столовку, которая ему представляется райским местом, но в реальности все было другим. Это был большой холодный зал, который наполняли голодные дети. Талоны доставались не всем, поэтому дети ходили питаться по очереди. Получали же они хлеб и невкусную овсянку. Еда была безрадостной для героя, но другие дети поглощали все быстро и с аппетитом.
Доедал свои обеды и главный герой, ведь так его учила мать. Поэтому в силу своего воспитания он старался съесть холодную кашу. Сам мальчик рос в окружении заботы, но в школе он увидел и судьбы других детей. Как раз рассказ Лиханова помогает понять всю тяжесть их судьбы. Дети старались все доедать, а крошки оставлять птицам, чтобы те не оставались шакалам.
О шакалах Коля слышал часто и уже на следующий день понял кто это. Это были те дети, которым не доставались талоны и они приходили в столовую, чтобы выпрашивать питание, а то и воровать. Так герой встречает брата с сестрой, которые попрошайничают. Но кроме них еще есть шайка злых детей, которые только и умеют, что насмехаться и издеваться.
Как рассказали Коле, среди шакалов были и те, кто забирал не только хлеб, но и кашу. В этот раз получилось, что мальчик, которому Коля давал еду, также обворовал девочку. Шайка с носатым предводителем решает побить вора, и догнав на улице, стали его избивать.
Защищаясь, мальчик хватает главного за шею и начинает душить. Дети разбегаются, а Коля подходит к пострадавшему ворюге, который потерял сознание. Герой спасает мальчишку, позвав гардеробщицу. Та угощает пострадавшего чаем.
Мальчик рассказывает, что уже более пяти дней ничего не ел.
У мальчишки оказалось имя, и Вадим рассказывает о своей сестре Марье, и о том, что их отец воевал и погиб на фронте. Их эвакуировали из Минска, а без талонов они оказались, так как потеряли их. Мать же, заболев тифом, находится в больнице, а дети, чтобы той не стало известно об их проблемах, пишут веселые письма, где в каждом слове сплошная ложь.
Коля не остался равнодушным к горю детей. Вадим одалживает у Коли курточку, так как решает продать свое дорогое пальто, чтобы прокормиться до раздачи новых талонов. Коля соглашается отдать свою верхнюю одежду.
Когда Вадим примерял куртку, мама Коли увидела эту картину и подошла к детям. От сына она узнала о бедах детей. Она пытается им помочь, пригласив в дом, накормив и уложив спать. Дальше она позвонила в школу, сообщая об ужасном положении детей, хотя те просили держать их историю в тайне.
Следующий день ознаменовался Колиным прогулом. Тот пропустил уроки, так как подался с Вадимом на поиски еды. Как показала прогулка, новый знакомый уже хорошо знал злачные места. По дороге Вадим рассказал о детях, которые отбирают еду, угрожая ножом.
Мальчики подошли к коммуналке, которую выделили семье Русаковых. Такой убогой комнаты Коля еще не видел. В этот день он опять делится своей едой с другом. Когда они ели, увидели Марью, что радостно бежала к брату. Она рассказала о том, что им выделяют новые талоны, и еще для них собрали небольшую сумму денег.
Сестра Вадима получила обед первой, но не успела его съесть, как к ней подбежал с лезвием шакал и отобрал котлету. Вадька пошел заступаться за сестру, напугав вора. Тот бросил котлету и убежал. Теперь надкушенная котлета осталась без внимания, хотя только вчера дети тут же доели бы ее. Получается, когда чувство голода покидает человека, он становится другим.
Выходя из столовой, на Вадима напал все тот же шакал с лезвием и подпортил парню пальто, которое тот хотел продать. Это расстраивает Вадима. Дети расстались.
Вадька направился на уроки, а Коля с Марьей, написав письмо, пошли в барак, где находились тифозные больные.
Дорогой Марья делилась, как было стыдно воровать и как стыд со временем сменяется, ведь голод быстро убивает все человеческие начала.
Коля вечером узнает от Марьи и ее брата о том, что учителя вновь дали портфель с продуктами, при этом мама Коли не признавалась, что это ее рук дело.
Позже Марья рассказала о своем походе в баню, но в женское отделение брат ее не пустил, так как боялся, что сестра там ошпарится и взял ее с собой в мужскую баню. Теперь сестре стыдно посещать баню.
А еще вечером Коля получил нагоняй от мамы, которой стало известно о прогуле ее сына. Несмотря на объяснения, мама была неумолимой и считала, что брат с сестрой плохо влияют на ее ребенка.
Далее из краткого пересказа повести Последние холода, мы узнаем о том, что мама Коли передавала Вадиму вести о хорошем состоянии их мамы. А вот восьмого мая, накануне дня Победы, мать пришла расстроенная. Собрав еды, они направляются в гости к детям. Там она странно себя ведет.
На следующий день город праздновал знаменательный день. Учителя просят всех детей запомнить пережитое и пронести эти воспоминания через всю жизнь, передав память своим внукам.
После праздника Коля идет к Вадиму и узнает о их горе. Мать Вадима умерла от тифа. Теперь стало понятно странное поведение его мамы. Теперь знакомых Коли увезут в детский дом. Наш герой еще пару раз встретится со своим другом, который в последствии сообщит, что их детский дом переезжает в другой город.
Уже осенью Коля пойдет вновь в школу, в следующий класс. Там опять будут талоны на допитание и вновь он увидит голодного мальчугана, с которым поделится своей едой.
Источник: https://sochinyshka.ru/lixanov-poslednie-xoloda-kratkoe-soderzhanie.html
Лиханов детская библиотека краткое содержание и сюжет — Школьные Знания.com
События в повести А. Лиханова происходят во время Великой Отечественной войны.
Главный герой – мальчик Коля, ученик 2 класса. В его жизни происходит важное событие – первое посещение библиотеки. Учительница объявила, что весь класс может пойти и записаться в библиотеку. Все дети обрадовались.
Коля пошел в библиотеку с бабушкой, и библиотекарь предложила ему выбрать книгу. Он растерялся, потому что не знал, о чем хочет читать. Библиотекарь посоветовала ему Б. Житкова «Что я видел».
Это была первая книга в жизни Коли. Она была толстой и большой. Он с упоением ее читал. Альберт Лиханов ярко описывает чувства мальчика, наслаждение от чтения автор сравнивает с поеданием вкуснейшего десерта или мороженого.
Все ученики посещали библиотеку, и Коля часто туда ходил. Его приняли в актив библиотеки, а это много значило.
Дети помогали библиотекарю ремонтировать старые и потрепанные книги: подклеивали корешки, склеивали рваные страницы. Чтение книг и бережное к ним отношение было важным делом для детей того времени.
Книг осталось мало, книги использовали вместо дров в те тяжелые военные времена, чтобы только не умереть от холода и голода.
Коля познакомился со старушкой-библиотекарем. Она эвакуировалась из блокадного Ленинграда вместе с внуком Артуром. Библиотекаря звали Татьяна Львовна, в молодости она была известной балериной Мариинского театра в Питере.
Ребята заботились о библиотеке. Они знали, что в помещении холодно, дров нет, потому что их украли. Татьяна Львовна мерзнет и может заболеть.
Книги тоже страдают, от холода портится переплет, и книга рассыпается на части. Однажды ребята узнали, что в библиотеку привезли дрова, но пилить и колоть некому.
Собрались и всем классом смогли распилить, расколоть и занести дрова в библиотеку, чтобы их снова не украли.
И вот Коля прочитал свою первую книгу и пошел в библиотеку, но она оказалась закрытой. Мальчик в недоумении вернулся домой и понял, что очень хочется еще что-то почитать.
Нашел папины книги, но они оказались чертежами и показались неинтересными. Наткнулся на толстенную книгу и подумал, что это книга о сокровищах, ведь она называлась «Капитал».
Мама сказала, что ему еще рано такие книжки читать.
Оказалось, библиотека закрылась, потому что у библиотекаря заболел внук Артур. Бабушка очень любила внука и старалась его вылечить.
Коля продолжал ходить в библиотеку, подклеивал книги и наслаждался запахом книг. Этот запах будил фантазию ребенка, и он представлял себя то Филиппком из рассказа Л. Толстого, то царевичем из сказки А. Пушкина, то Гаврошем из романа В. Гюго.
Однажды случилось важное событие в жизни Коли. Татьяна Львовна дала ему почитать книгу Пушкина и сказала, что это очень ценная и редкая книга в издании Вольфа. Это была книга ее юности, которую она не могла оставить в блокадном Ленинграде и привезла ее с собой.
Мальчик нес книгу Пушкина домой как сокровище: завернул в газету и крепко прижимал к груди. Боялся, что по дороге кто-нибудь из хулиганов отнимет ее. Повстречался со своим другом Вовкой и поделился с ним радостью, сказал, что будет читать Пушкина как взрослый. Вовка тоже захотел читать. Придя домой, они просто восхищались книгой, рассматривали картинки, а потом вдохновенно читали стихи.
Стихи Пушкина так сильно повлияли на мальчиков, что они запоминали их на лету и разговаривали между собой словами из стихов. Пушкин снился Коле по ночам, во сне мальчики читали ему стихи или просили его почитать им стихи.
Позднее по инициативе Татьяны Львовны в школе провели конкурс «Юный чтец Пушкина». В конкурсе участвовало много учеников. Победила девочка Света, одноклассница Коли.
Позднее Коля узнал, что внук Татьяны Львовны серьезно болен. Мальчику поставили диагноз туберкулез. В библиотеке она часто плакала и переживала за внука. Денег не было, и она продавала на рынке свою последнюю одежду и покупала Артуру топленое масло, еду и лекарства.
Татьяна Львовна совсем отчаялась и решила продать книгу Пушкина. Коля узнал об этом и пытался спасти книгу, но тщетно, денег не было ни у его мамы, ни у знакомых. Библиотекарь трясущимися руками отдала Пушкина военному за 500 рублей. Она это сделала ради спасения внука.
Коля переживал, он понимал это как предательство по отношению к Пушкину. Он даже намеревался выкупить книгу, но понял, что не сможет этого сделать. Коля успокаивал себя тем, что Пушкин спасет Артура.
Все надеялись, что внук Татьяны Львовны поправится, но мальчик Артур умер. Его не смог спасти даже Пушкин.
Прошло время. Татьяна Львовна уехала обратно в Ленинград. В библиотеке работала новая молоденькая библиотекарша. Коля читал все новые и новые книги. Но первая книга «Пушкина, собрание сочинений в одном томе, издание Вольфа» врезалась в память навсегда. Коля придумал историю о дальнейшей судьбе книги. Он успокаивал себя тем, что мужчина в военной форме, купивший книгу, был из Ленинграда.
Источник: https://znanija.com/task/29331164
Читать онлайн "Высшая мера" автора Лиханов Альберт Анатольевич — RuLit — Страница 2
Было ли это? Можно ли назвать сон воспоминанием о действительно происшедшем со мной? Я не знала. Не знаю и сейчас. Но от того, что сон повторялся, а к старости все чаще, я верила: это было.
В последний раз я видела этот сон почти год назад, когда жила в Москве у Игорька. Детство являлось, как в волшебстве, троекратно, и я, наконец, поняла мой вещий сон.
Судьба Игоря терзала меня, я тщетно отыскивала ему надежную опору, не находила, и вот подсознание помогало мне.
Проснувшись, я поняла, что Игорьку нужна голоножка в белом платьице, что его спасет преданное и верное сердце, ждущее любви и привязанности.
Спасет? Еще тогда я вздрогнула от этого слова. Выручит, поможет, — суеверно и, пожалуй, слишком быстро отыскала я синонимы, — разве могло вериться в плохое! — да, да, преданное и верное сердечко выручит Игорька, поможет ему. Только вот Игоря и девчонку из моего сна судьба развела пространством, временем и родством, а похожей на нее вокруг не было.
Это просто моя исстрадавшаяся душа подсовывала последнюю соломинку. Она подсовывала нереальное, а моему внуку Игорю требовалось реальное спасение. От чего?
Его отец и мать разошлись.
Впрочем, это предпоследняя глава. А начало было совсем иным.
Я работала в университетской библиотеке, заведовала читальным залом. До нашего города от Москвы двое суток езды, но я, коренная москвичка краснопресненского происхождения, превосходно чувствовала себя тут, освобожденная от столичной суеты и недобрых воспоминаний, жила себе, как живут многие, не тяготясь, а радуясь пришедшему облегчению.
Университетская библиотека оказалась для меня оазисом душевной незамутненности и юношеской чистоты. Выяснилось — можно взрослеть годами, даже уходить в старость, сохраняя при этом привилегии юности — простодушие, наивность, и при этом не опасаться, что попадешь впросак и над тобой станут смеяться.
Дело, во-первых, в том, что ты всегда имеешь дело с совершенно молодыми людьми, еще не владеющими опытом притворства, каверз и двоедушия. Во-вторых, контакт с ними, как правило, ограничен книгами, выдаваемыми на несколько часов — таков закон читального зала. Библиотечное начальство в ту пору не требовало от нас ничего иного, кроме бесперебойной, как часы, работы: от и до.
Правда, эти от и до оказывались не такими краткими — с восьми утра до десяти вечера, мы работали в две смены, но то обстоятельство, что в зале занимались студенты разных курсов и разных специальностей, делало, в сущности, невозможными читательские конференции или еще что-то в этом роде.
Причина одна — кто-то непременно остался бы ущемленным: не успевал подготовиться к семинару, к зачету, к занятиям по языку, не успевал сдать задолженность — да мало ли разновеликих забот и авралов у бедного, вечно не поспевающего студенчества!
- Так что сперва книги выдай, к ночи собери да обеги еще ближние аудитории, коли они не закрыты, чтобы каждый, кто книгу забрал, ее непременно отдал, — у всякого ведомства свои законы, к тому же многих учебников тогда не хватало.
- С помощницами своими — нас работало четверо — я жила душа в душу, на редкость милейшие собрались женщины: статная, с казацким разлетом черных бровей Лиза вышла потом замуж за венгерского студента, живет в Будапеште, раздобрела, стала матерью троих детей, шлет открыточки к Новому году и 8 Марта, Антонина Николаева, веснушчатая хохотушка Тоня, умерла от рака, скосившего ее в два месяца, а Агаша, самая молодая среди нас, до сих пор в университете, заведует всей библиотекой, говорит мне при встрече всякий раз, тонко посмеиваясь: «Видишь, совсем усохла от книжной пыли, скоро превращусь в сушеный стручок, но когда на улицу выхожу, задыхаюсь и отхожу только в библиотеке».
- Чувство юмора в Агаше проснулось к старости, молодой-то она не очень им пользовалась, все больше пугалась — округлит и без того круглые вишневые глаза, брови вскинет домиком и бежит ко мне:
— Софь Сергеевна! Там опять целуются!
Что поделаешь! Студенты на то и студенты, чтобы целоваться, — закон жизни, может, самый справедливый на свете.
Я этому не противилась, наоборот. Идешь вечером по опустевшим аудиториям, и, честное слово, неловко нарушать идиллию. Книги в стороне, давно захлопнуты, сумки и чемоданчики образуют ненадежную баррикаду — от кого? — а за нею влюбленное токовище: или воркуют, как голубки, или обнялись в поцелуе.
Со временем я выработала даже прием: весь день ходишь в тапочках, чтобы ногам легче, а когда собираешься в дозор по аудиториям, нарочно надеваешь туфли на каблуке, чтоб слышно было. Да у дверей еще ногами погромче постучишь — мол, пора, люди добрые, и нам по домам, сдавайте книги.
Мы, бывало, хохотали! Во время лекций, когда студенты на занятиях, собирали свой библиотекарский коллоквиум по противолюбовным предупреждениям.
Тоня рассказывала, что она в каждую дверь стучит линейкой — громко, раздельно, три раза, а уж потом, через паузу средней величины, смело распахивает дверь, — и действительно, книги по вечерам Тоня собирала с большой линейкой, за что и подучила от студентов милое прозвище Антонина Прямолинейная.
Лиза в хорошем настроении применяла пение — шла по коридору и напевала что-нибудь новомодное, но это не всегда помогало, влюбленные на песню не реагировали, не тот, видать, жанр; тогда Лиза принималась куковать перед дверью, но это, повторяю, в хорошем настроении. Когда на нее нападал стих — а он таки нападал нередко, — Лиза врывалась в помещение, широко при этом распахнув дверь, возникала в проеме и восклицала:
Источник: https://www.rulit.me/books/vysshaya-mera-read-134853-2.html