Краткое содержание мельников в лесах за 2 минуты пересказ сюжета

   Дело происходит во владениях Гурмыжской, она очень богатая помещица. Господин Буданов тактично пристает к девушке Аксинии. Молодая особа покидает Буланова, а его лакей предлагает Буланову начать ухаживать за барыней.

   В то самое время мы наблюдаем Гурмыжскую вместе с которой Бодаев и Милонов. Раиса Павловна желает помочь всем: выдать замуж Аксинью за Буланова и найти своего единственного наследника. Восмибратов, купец, желает что бы Аксюша вышла за его сына Петра замуж, ну и заодно хочет приобрести лес. За лес денег он не приносит, да и в замужестве ему отказывают.

   Но, несмотря ни на что, лес он покупает и очень даже выгодно. Отец и сын уезжают, не оставляя даже расписки. Гурмыжская заставляет Аксюшу играть роль невесты Буланова, но так как та ненавидит своего «жениха», бесит тем самым Раису.

   Тайком ото всех влюбленные Перт и Аксюшка, видятся наедине в лесу. Счастливцев с Несчастливцевым спонтанно сталкиваются на пути. Один путешествовал из Вологды, второй из Керченя. Они делятся, что ни там, ни там, нет труппы и играть не выйдет. И продолжают свой путь пешком и без финансов.

   Геннадий Демиянович Несчастливцев несет в своем рюкзаке пару платьев хороших и пистолет, сломанный. У Счастливцева — узелок, в котором легкое пальто, несколько книг и ордена, которые он где-то стащил. Оба они желают создать труппу, но хорошую актрису очень тяжело найти.

   Немного пообщавшись и любезно повздорив, Геннадий и Аркадий удаляются. Раиса Павловна заигрывает с господином Будановым, рассказывая сон о ее пропавшем родственнике, в котором племянник убивает его. Но вскоре они завершают этот нелепый разговор. Приезжает барин.

   Несчастливцев сообщает всем, что он офицер в отставке, а Счастливцева представляет своим лакеем. В помещение заходят Петр и Восмибратов. О их приезде Карп докладывать отказывается, ссылаясь на нелепую отговорку. Общаясь с Несчастливцевым, Булавинов отмечает, что учеба не для его ума, так как у него изумительный ум от природы.

   Булавинов жаждет научиться блефовать в карточных играх. Гости обживаются в беседке. Восмибратов лжет Гурмыжской, забирая расписку, и намекает на отказ в сватовстве.

Раиса Павловна недовольна и рассказывает об этой ситуации Булавинову. Восмибратов с сыном были пойманы, но как только разговор заходит об обмане, он начинает громко кричать, изображая из себя довольно грозного.

В итоге Несчастливцев все-таки забирает деньги и отдает их Гурмыжской.

   Раиса Павловна очень довольна тем, что ей помогли и обещает, что даст ему точно такую же сумму денег. Несчастливцев ей не верит. Но очень обходительно делая почти прямые намеки, показывает свое влечение к Гурмыжской. Он клянется сделать из нее своего идола, и обещает на него молиться.

   Аркадий смотрит на все происходящее из-за куста, и видит, как Раиса Павловна насмехается над актером, отдавая все финансы Буланову. Ночью аркадий хвастается Несчастливцеву, что он умен, так как сумел поужинать с барином за одним столом и взял в долг у ключницы. Аркадий пугается Несчастливцева, договаривая фразу из кустов.

   Несчастливцев уверен, что больше он барыню не простит. Приходят Улита с Карпом. После них входит Счастливцев. Карп шутит над Улитой, которая появляется здесь из-за свидания. Он ведет сплетни о романах барыни. Улита остается с Аркадием и изливает ему всю душу о том ,как ей не по душе ее положение.

   Несчастливцев все еще держит в страхе Аркадия и ненароком рассказывает Улите, что на самом деле он не является офицером, и то, что он и его лакей – актеры. Петр и Аксюша находятся в саду. Восмибратов соглашается на меньшее приданное.

Влюбленная пара просит у Геннадия денег, он с легкостью располагает их к себе. Аксюша в отчаянии, но он объясняет ей, что у него с финансами еще хуже, чем у нее. Аксинья хочет наложить на себя руки, утопившись в озере. Геннадий ее останавливает.

Несчастливцев покидает всех, сталкиваясь с Петром и его возлюбленной.

   Геннадий воодушевлен, он предлагает Аксинье пойти работать актрисой в его труппе. Аксинья соглашается. Геннадий рад. Он говорит Аксинье, что они смогут поразить всю Россию. Несчастливцев, Петр и Аксинья уходят. Раиса с Улитой появляются. Улита рассказывает все новости Гурмыжской. Улита, зовет Буланова и удаляется.

   Гурмыжская заигрывает с Булановым, заставляя угадать, что ей нравится. Раиса Павловна лезет с поцелуем с Буланову и отталкивая его, говорит, что он лишился ума. И желает, что бы он удалился из ее усадьбы. Буланов не уходит и с утра задевает шутками Карпа.

Тот объясняет, что беспорядки в доме он не потерпит. Буланов немного боится Несчастливцева. А тот, в свою очередь, издевается над Булановым, но у него нет выбора, и он уходит, объясняя это желанием барыни. Покидая помещение, он случайно видит шкатулку с деньгами.

   Буланов разговаривает с Раисой на ты. Аксинье жалко денег на приданное. Гурмыжская начинает беседу с Аксиньей по поводу Буланова. В итоге Гурмыжская ревнует Буланова к Аксюше. Аксинью сменяет Геннадий. Несчастливцев с угрозами уговаривает хозяйку отдать шкатулку.

Раиса отдает ему тысячу рублей, но он грозится ей застрелить себя. Он просит запрячь лошадей, предвкушая очень выгодные для себя договора. Аксиния ищет Петра, для того чтобы попрощаться с ним и уехать работать актрисой.

Восмибратов соглашается взять в приданное 1000 рублей и Аксюша взмаливается, чтобы барыня дала им эту сумму.

   Появляются Милонов с Бодаевым. Раиса и Буланов решают пожениться. Геннадий ради праздника пытается уговорить Раису Павловну дать приданное, но та отвечает отказом. Жених ее поддерживает. Несчастливцев дает сам деньги влюбленным. Аксинья с откровением благодарна Геннадию, а Бодаев настолько удивлен этим поступком, что желает написать об этом в газете.

   Комедия Островского «Лес» заканчивается монологом, в нем говорится о том, что старые женщины могут выйти за молодых парней, молодые девушки желают побыстрее уйти из родного дома. Аркадий говорит Карпу, что если повозка с лошадьми приедет, то ее необходимо развернуть обратно, чтобы все молодые смогли прогуляться пешком.

Источник: http://szhato.ru/ostrovskiy/138-les.html

Краткое содержание романа Мельникова «В лесах» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

1874Краткое содержание романа

Читается за 15 минут, оригинал — 37 ч

Середина XIX столетия. Привольный, богатый лесами и мастеровым людом край — Верхнее Заволжье. Живут здесь в труде и достатке, исповедуя старую веру. Тут немало мужиков, выбившихся в купцы, что зовутся тысячниками.

Один из таких богатеев-тысячников Патап Максимыч Чапурин обитает за Волгой в деревне Осиповка. Дела свои Чапурин ведёт по совести, и за то ему ото всех почёт и уважение.

Чапуринская семья невелика. Жена Аксинья Захаровна да две дочери: старшая, восемнадцатилетняя Настя, отцова любимица, и Прасковья, годом помоложе. Дочери только что возвратились в родительский дом из Комаровской обители, где игуменьей была мать Манефа, сестра Патапа Максимыча,

Есть у Чапурина ещё одна богоданная дочка, воспитанная им сирота Груня, но она уже замужем за богатым купцом и живёт в другой деревне.

Зимней студёной порой возвращается Чапурин из удачной деловои поездки, радуется встрече с домашними, наделяет их подарками.

Оставшись после ужина наедине с женой, Патап Максимыч объявляет ей, что на днях приедут дорогие гости — богатый купец Снежков с сыном, за которого Чапурин прочит выдать Настю. Для него этот брак почётен и выгоден.

У Трифона Лохматого трое сыновей и две девки. Самый удачный из детей — старший, красавец и первый искусник по токарному делу, Алексей. Держал Трифон токарню, и все бы хорошо, но навалились на мужика несчастья — сначала пожар, а потом неведомые злодеи обокрали дочиста. Пришлось Лохматому двух сыновей в люди на заработки отдавать. Алексей попал к Чапурину.

Чапурин не на шутку полюбил нового работника за скромность, старание и мастеровитость. Собирается он сделать его приказчиком, который всеми остальными распоряжаться будет, но намерения своего пока не объявляет.

На именины Аксиньи Захаровны приезжает мать Манефа в сопровождении двух молоденьких послушниц. Одна из них, бойкая Фленушка, выпытывает сердечную тайну подружки — Настя признается ей в любви к Алексею.

Обсуждая с домашними, как все лучше устроить для приёма гостей, Патап Максимыч спрашивает Настю, что она думает о замуже-стве, у него уже и женишок для неё припасён.

Настя сначала слёзно просит отца не выдавать её за нелюбимого, а получив отказ, заявляет твёрдо, что в таком случае она примет иночество.

Бойкая и проворная Фленушка сводит Настю с Алексеем. При первом же свидании Настя «страстно взглянула в очи милому и кинулась на грудь его…».

Проведать названых родителей и поздравить Аксинью Захаровну с днём ангела приезжает и Аграфена Петровна (Груня).

Приезжают все новые гости, среди которых и Яким Прохорыч Стуколов, давний знакомец Чапурина; он больше четверти века странствовал где-то по свету. Вместе со Стуколовым держится и купец из города Дюков.

Стуколов рассказывает собравшимся о своих скитаниях, намекает на то, что является посланцем белокриницкого старообрядческого епископа, но здесь занят делами не церковными. Располагает он сведениями о залежах в заволжских лесах «земляного масла» (золота) и ищет компаньонов для добычи его.

Разговор этот слышит Алексей, и у него загораются глаза при помыслах о возможном скором обогащении.

Завязавшаяся беседа прерывается прибытием отца и сына Снежковых. Старший Снежков держится уверенно — он здесь богаче и знатнее всех, — похваляется вольными нравами московского купечества. Чапурина и его гостей рассказ этот повергает в смущение.

Настя сразу же догадывается о намерениях отца и шепчет Фленушке: «Не бывать сватовству».

Чуть не до полночи пировали гости, наконец разошлись по комнатам, но далеко не все уснули. Не спит и мать Манефа, потрясённая встречей с человеком, которого она давно считала погибшим.

Был у неё грех в юности, родила она от Стуколова дочку. Скитницы укрыли ребёнка, а взамен взяли с грешницы обещание «принять ангельский образ иночества».

И хотя отец со временем уже соглашался на брак её со Стуколовым, не решилась девица нарушить клятву, данную Господу.

С годами прославилась она богомольностью и умением управляться со всеми церковными делами. Девочку же, которая воспитывалась в деревне, мать Манефа себе в послушницы взяла, и никто не ведал, что Фленушка приходится ей родной дочерью.

Отказав Снежковым, немало обиженным таким неожиданным поворотом дела, Патап Максимыч возвращается к разговору со Стуколовым о золоте. Странник разъясняет: хотя местные ветлужские прииски даже богаче сибирских, но, чтобы добыть золото, потребуется не менее пятидесяти тысяч. Зато потом обернутся они пятью, если не десятью миллионами.

Чапурин осторожничает, его не устраивает, что половина барышей будет отдана епископу Софронию, владеющему картой россыпей.

В конце концов они все же договариваются, порешив держать все предприятие в тайне. Чапурин решает сам съездить на Ветлугу, на месте разобраться что к чему.

И овладевают Патапом Максимычем горделивые мечты о будущем богатстве, думает он и о дочери, прикидывает, кто бы мог стать ей достойным мужем. «И попал ему Алексей на ум. Если бы Настя знала да ведала, что промелькнуло в голове родителя, не плакала бы по ночам…»

Выехал Чапурин на двух санях вместе со Стуколовым и Дюковым. В канун львиного дня, 18 февраля, сбились они с пути.

Потом им повезло — натолкнулись на артель лесорубов, которые вывели их на нужное направление. Пока ехали, Чапурин расспросил провожатых о здешних местах, не встречается ли где-нибудь золото. Лесник отвечал, что слыхивал о золоте на Ветлуге, но где именно оно залегает, ему неведомо. Притворившийся спящим Стуколов прислушивается к разговору, ему этот слух на руку.

Чапурин решает навести справки у своего доброго знакомца, горного чиновника Колышкина. Стуколов же предлагает сначала заехать к отцу Михаилу, игумену Красноярского скита, который тоже участвует в поисках золота, а сам тайно уведомляет игумена о приезде.

Встретили их в скиту с таким почётом и радушием, что Патап Максимыч сразу проникся расположением к здоровенному, как из матёрого дуба вытесанному, отцу Михаилу.

Осторожный Чапурин для верности все же собирается проведать Колышкина. Стуколов с Дюковым вынуждены подменить данный ему фальшивый золотой песок настоящим, дабы специалист не уличил их в афере. Допытывается странник и о сбыте налаженного в скиту производства фальшивых ассигнаций, а отец Михаил жалуется, что дело опасное и не такое уж прибыльное.

Отставной горный чиновник Сергей Андреич Колышкин сразу же объясняет Чапурину, что почтенного купца вовлекают в аферу. Сообщает он и об их общем знакомом, который, польстясь на баснословную прибыль, связался со сбытом фальшивок и теперь сидит в тюрьме, а деньги те, по слухам, вышли из Красноярского скита.

Снова встретясь со Стуколовым и Дюковым, Чапурин не подаёт вида, что раскусил их замысел, и даёт им три тысячи, с тем чтобы потом поймать мошенников с поличным.

В Комаровской обители же мать Манефа вникает во все хозяйственные мелочи, интересуется каждой обитательницей скита. Особое внимание проявляет она к Марье Гавриловне Масляниковой, богатой и ещё молодой вдове, живущей здесь по своей воле.

Немало вытерпела она горя при старике муже, а теперь обрела в Комарове тихую сердечную пристань.

К Насте за время пребывания её в скиту Марья Гавриловна очень привязалась, по дочери и отцу благоволила. Патап Максимыч однажды занял у Марьи Гавриловны двадцать тысяч, а в срок не сумел вернуть, так она согласилась ждать, сколько ему надобно будет.

Через несколько дней в скит приезжает доверенный человек Чапу-рина и сокрушённо делится с монахинями своими догадками: Стуколов и Дюков, считает он, Чапурина подбивают на изготовление фальшивых денег. Услышав это, Манефа падает в обморок.

Долгое время, до Пасхи, пролежала она в постели. Фленушка подговаривает Марью Гавриловну просить Чапурина, чтобы тот отпустил дочерей погостить в скиту. Марья Гавриловна, и сама соскучившаяся по Насте, охотно пишет письмо Патапу Максимычу.

А в доме Чапуриных невесело. Хозяйке неможется. Братец её непутный в отсутствие хозяина опять запил. Параша от скуки спит непробудным сном. Настя тоскует по Алексею.

У Алексея свои думы. И хочется ему жениться на Насте, и Чапурина он боится, и золото голову туманит. И уже чёрная тень пробежала меж ним и Настей, что-то почуяла она и грозит возлюбленному: «Коль заведётся у тебя другая — разлучнице не жить… Да и тебе не корыстно будет…»

Наконец, на шестой неделе Великого поста, возвратился Чапурин домой. Узнав о болезни Манефы, даёт он разрешение дочерям навестить игуменью. Алексея Патап Максимыч посылает в Красноярский скит, чтобы предостеречь отца Михаила насчёт тёмных стуколовских замыслов. Одновременно Чапурин намекает Алексею, что возлагает на него большие надежды.

Перед отъездом в Комаров Настя, не вытерпев душевной муки, признается матери: «Потеряла я себя!.. Нет чести девичьей!.. Понесла я, маменька…»

Читайте также:  Краткое содержание крапивина дети синего фламинго за 2 минуты пересказ сюжета

А в Комаров приезжает московский начётчик Василий Борисыч, елейный ходок по женской части. От него Манефа случайно узнает, что праведник Стуколов вдобавок ко всему и весьма корыстолюбив.

Прибывший к Манефе с письмом от брата Алексей видится и с Марьей Гавриловной, и вспыхивает меж ними взаимное тяготение. Для молодой вдовы словно воскресла её первая любовь, а у Алексея к любовной новизне примешана и корысть — у Марьи Гавриловны денег не считано.

Фленушка замечает, что с парнем творится что-то неладное, но думает, что его печалит Настина гордость.

Да и не до других сейчас Фленушке. Манефа предлагает ей серьёзно подумать о будущем. Когда не будет Манефы, монахини её любимицу поедом заедят. Не лучше ли сейчас принять иночество? Тогда бы Манефа сделала Фленушку своей преемницей. Пока фленушка наотрез отказывается.

Настя, которая с того самого дня, как призналась матери, лежит без памяти, наконец приходит в себя и просит прощения у родителей. Девушка знает, что жить ей осталось недолго, и просит отца простить её «погубителя». До глубины души тронутый Патап Максимыч обещает не чинить зла Алексею.

Так, покаявшись, и преставилась раба Божия Анастасия.

Алексей из поездки возвратился в тот самый момент, когда похоронная процессия с гробом Насти вышла за околицу села.

Патап Максимыч берет с Алексея обет молчания. Алексей сообщает, что в дороге столкнулся со Стуколовым, Дюковым и отцом Михаилом — их в кандалах в острог гнали.

Марья Гавриловна, после встречи с Алексеем словно бы расцветшая, объявляет Манефе, что решила уйти из обители в город.

По весне в Заволжье для молодёжи начинаются гулянки. В скитах же места гуляньям нет. Здесь в эту пору ещё усерднее творят молитвы и службы.

А на Манефу сваливается новая беда, почище прежних. Из Питера потайным письмом сообщают, что грядёт гонение на скиты: иконы опечатывают и отбирают, а монашествующих отправляют по месту рождения.

Игуменья решает пока держать эти сведения в тайне, дабы купить в городе для скитниц дома подешевле, известив о грядущих событиях лишь самый узкий круг доверенных матушек. Организовать съезд в Комарове берётся Фленушка.

Перед тем как расстаться с Алексеем, Чапурин уведомил его, что Марья Гавриловна приказчика ищет, и он, Чапурин, ей Алексея порекомендовал.

Алексей направляется в губернский город и мается там от безделья и неопределённости своего положения, а от Марьи Гавриловны никаких известий все нет.

На сороковой день Настиной кончины к Патапу Максимычу на поминки съезжается множество гостей. Среди них и вездесущий Василий Борисыч, успевающий и стихиры распевать, и расцветшую пышность Параши Чапуриной углядеть.

Смущает Чапурин московского начётчика своими фривольными речами насчёт скитских нравов.

Василий Борисыч поразил присутствующих, а Чапурина особенно, своим кругозором и свежим взглядом на вещи. В Заволжье, говорит он, следует заводить разные промыслы, и кто первым здесь будет, тот несметные барыши получит.

И начинает Чапурин сманивать начётчика к своим торговым занятиям, предлагает помочь на первых порах и советом и деньгами. Как ни отказывается Василий Борисыч, Чапурин стоит на своём.

Наконец упорный купец почти добивается своего. Обещает ему Василий Борисыч, исполнив за шесть недель все данные ему в Москве поручения, перейти к Чапурину в приказчики. «А сам на уме: «Только б выбраться подобру-поздорову».

Марья Гавриловна стала мрачна и молчалива, спит плохо, тает ровно свеча на огне. А тут ещё новая забота: получила она письмо от брата — купил он по её поручению пароход и спрашивает, кому его передать. А от Алексея ни слуху ни духу… Наконец объявился. Без слов поняли они друг друга и расстались только на заре. Марья Гавриловна оставляет скит без малейшего сожаления.

А Алексей искусно играет на чувствах Марьи Гавриловны. Она уже и пароход на его имя записала, хоть они ещё не повенчаны. Марья Гавриловна решает сама только одно: венчаться они будут в единоверческой церкви (оно и грех, да все покрепче старообрядческой).

Алексею это все равно. Ему главное — на людях покрасоваться. Он теперь оделся франтом, нахватался всяких «мудрёных словец», и спеси у него с каждым днём прибавляется.

Затейница Фленушка, которой прискучила елейность Василия Борисыча, сводит его с Парашей Чапуриной. Сладка кажется начётчику новая любовь, но побаивается он гнева Чапурина, да и сама Параша ни словечка не скажет (а обниматься и целоваться горазда)… Рад он, что отправился со скитскими монахинями на богомолье к чудесному граду Китежу.

В пёстрой толпе богомольцев сталкивается Василий Борисыч с почтенным купцом Марком Данилычем Смолокуровым и его красавицей дочерью Дуней.

Монахини приглашают щедрого на пожертвования Смолокурова вместе с Дуней погостить в Комарове. Присоединяется к ним и Василий Борисыч, уже позавидовавший на Дунину красоту.

И ещё один гость появляется в Комарове — молодой купец Петр Степанович Самоквасов. Приехал он вроде бы и по делам, но пуще всего не терпится ему свидеться с Фленушкой, которая его третий уж год на верёвочке водит.

И ставит она Петру Степанычу условие: прежде чем самим венчаться, пусть поможет он сначала Василья Борисыча с Парашей окрутить. Самоквасов на все согласен, лишь бы улестить свою ненаглядную.

Настала пора съезда матерей из всех скитов. Целый день велись споры и прения на этом соборе. «Ничем он не кончился, ни по единой статье ничего не решили». Надежды, которые возлагались на московского витию Василья Борисыча, прахом пошли. Не церковным, а мирским его помыслы заняты.

Как раз в разгар собора прискакал нарочный с вестью, что в ближайшие дни начнётся разорение скитов. Стали разъезжаться матери по своим скитам, дабы укрыть иконы, книги и что поценнее из скитского имущества от «слуг сатаны».

Василий Борисыч принимает предложение Чапурина, который пуще прежнего желает привлечь его к своим делам.

Женщины и девицы, гостившие в Комарове, собираются своей компанией и в шутку начинают допрашивать незамужних, как они с мужем жить собираются.

Фленушка, разошедшись, говорит, что она бы обязательно стала мужем помыкать, однако несбыточно это, не станет она матушку огорчать, не уйдёт из скита.

Одна Дуня Смолокурова заявила, что выйдет замуж только по любви и будет делить с супругом и радость и горе до самого конца, а в остальном её Господь научит…

Речи Дуни слышит оказавшийся под окном светёлки Петр Степаныч Самоквасов.

Фленушка, исполняя обещание, данное ею Манефе, порывает с Самоквасовым, но все же требует, чтобы он исполнил обещание — помог «окрутить уходом» Василья Борисыча с Парашей. Молодой купец от своего слова не привык отказываться. Он договаривается с попом и ямщиками — для свадьбы все готово.

Заехавший по делам в губернский город и посетивший Колышкина Чапурин с удивлением узнает, что его бывший приказчик женился на Марье Гавриловне, стал владельцем дома и парохода и записался в первую гильдию.

Ему все это не по сердцу, но делать нечего, надо идти к Марье Гавриловне, просить об отсрочке долга. Марья Гавриловна встретила гостя учтиво и приветливо, но сообщила, что теперь всеми делами у неё ведает муж, а появившийся вскоре Алексей отсрочить долг наотрез отказывается.

Выручает Чапурина тот же Колышкин, где-то добывший необходимые двадцать тысяч. Получив деньги, Алексей каждую бумажку на свет рассматривает и заявляет, что процентов по векселю он по старой памяти взыскивать не станет. Еле сдержался Чапурин.

Петр Степаныч своё обещание выполнил: Василья Борисыча с Парашей окрутили как; нельзя лучше. Патап Максимыч простил молодых и приказал свадебные столы готовить. «Во всю ширь разгулялся старый тысячник и на старости лет согрешил — плясать пошёл на радостях».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/50621-kratkoe-soderzhanie-romana-melnikova-v-lesah.html

Краткое содержание “Сотников Пересказ 2” Быков

Сотников окончил двухгодичный “учительский институт”, работал в школе, а в тридцать девятом году определился в артиллерийское училище.

“Круглый год он получал… только пятерки и благодарности от начальства за боевую подготовку, мастерство и меткую стрельбу… Думалось, разразится война, и им будут обеспечены блестящая победа, ордена, газетная слава и все прочее, к чему они были вполне подготовлены и чего, безусловно заслуживали… Но на войне все получилось иначе”.

Первый и последний фронтовой бой Сотникова продолжается всего несколько минут. Сначала четыре дня колонна их полка движется по дороге, никуда не сворачивая, потому что нет команды, и их регулярно бомбит немецкая авиация.

Высказывается предположение, что полк попал в окружение.

Когда же, наконец, в виду приближающихся танков противника все же поступает команда “к бою”, то большая часть орудий и тракторов выводится немцами из строя за считанные минуты.

Сотников – один из немногих командиров, кто успевает очень быстро развернуть гаубицу и открыть огонь по противнику.

Его орудие подбивает несколько танков, однако становится очевидным, что бой выигрывают немцы, и советские солдаты бросаются бежать. Сотникову удается спастись, но он попадает в плен. Колонну пленных гонят на расстрел.

Один из пленных, тяжело раненый лейтенант сообщает своему товарищу, что прикончит хотя бы одного фашиста, и достает из-под бинтов нож.

Сотников слышит их разговор и, когда колонна вновь трогается в путь и лейтенант осуществляет свое намерение, Сотников бросается бежать прочь через поле.

Конный немец догоняет его, начинает стрелять, но Сотников поднимает камни и бросает их во всадника. Попав ему в лицо, Сотников получает несколько секунд на то, чтобы добежать до болота и укрыться от преследования.

Через некоторое время ему удается прибиться к новообразованному партизанскому соедиНе – нию.

Среди его новых товарищей – Коля Рыбак. Он сверстник Сотникова . Он родился и вырос в деревне. Когда ему было двенадцать лет, он буквально остановил коня на скаку и спас свою сестру и соседскую девочку. С тех пор Рыбак научился ничего не бояться.

У отряда кончается продовольствие. Командир посылает Рыбака в деревню за продуктами. При выборе напарника двое отказываются . Очередь доходит до Сотникова. Он простужен, но соглашается идти с Рыбаком, потому что не хочет “отказываться, как другие”.

По дороге состояние Сотникова ухудшается. Он надрывно кашляет, у него поднимается температура. Тепло одетый Рыбак досадует на Сотникова, который не догадался “разжиться” одеждой.

Рыбак отдает товарищу свое полотенце, чтобы тот завязал им горло, как шарфом.

По дороге Рыбак старается развлечь Сотникова разговорами о девушках и еде, но тот отвечает резко, потому что чувствует себя совсем плохо.

Хутор, к которому они направлялись, оказывается сожженным немцами. Бойцам приходится идти в другую деревню почти наугад. Сотников плетется сзади, сильно отстает, не может прокашляться, но предложения Рыбака о помощи или о возвращении в отряд отвергает, потому что боится показаться слабым. Они приходят в деревню Лясины.

Памятуя о том, что немцы и полицаи, как правило, обходят крайние избы в деревнях, Рыбак вместе с Сотниковым проходит мимо первого дома и направляется в избу старосты Петра Качана.

Пожилой староста встречает незваных гостей со сдержанным достоинством, не реагируя на их обвинения в сотрудничестве с оккупантами. Рыбак язвит по поводу чтения Петром Библии.

Жена Петра угодливо угощает партизан, предлагает Сотникову попить “зелья” от простуды, сует мешочек сушеной малины.

Рыбак вместе со старостой идет во двор. Сотников говорит старостихе, что решил расстрелять Петра. Женщина плачет, умоляет Сотникова пустить ее к мужу, рассказывает, что их сын пропал без вести на войне.

Сотников непреклонен, “он не желал этой тетке хорошего и не хотел ничего брать”: он вспоминает, как однажды едва спасся из дома такой же хлебосольной и ласковой женщины, которая успела-таки донести на него полицаям, пока он ел принесенное угощение.

Рыбак же, выйдя со старостой в сарай, раздумывает его убивать. Он вспоминает, как когда-то точно так же резал овцу в сарае с отцом. Забрав овцу и не поблагодарив старосту, бойцы двигаются в обратный путь. Рыбак несет тяжелую овцу на плечах, Сотников просит его обойтись без его помощи, и все больше отстает.

Ночью они случайно нарываются на отряд полицаев, те открывают огонь. Рыбак с овцой бросается бежать к лесу. Сотников отстает, падает в снег, его ранят, он начинает отстреливаться. Рыбак вначале решает бросить Сотникова , однако потом бросает овцу и возвращается спасать товарища и выносит его на себе.

Сотников пытается идти сам, но делает это настолько медленно, что они теряют направление и утром оказывается, что они заблудились: вместо леса перед ними оказывается кладбище.

Сотников настолько болен и немощен, что Рыбак решает оставить его в первом же деревенском доме, а самому отнести овцу в отряд и вернуться за товарищем с подмогой. Забыв все предосторожности, они заходят в крайнюю избу.

Их встречает девочка девяти лет, которая в отсутствие матери присматривает за младшими братом и сестрой.

Вскоре с работы приходит мать, по прозвищу Демчиха. Она всем своим видом показывает, что не согласна оставить раненого и почти потерявшего сознание Сотникова в доме: она целыми днями работает, дома только дети, а если полицаи узнают о том, что в их доме красный партизан, им не поздоровится. Рыбак и сам понимает, что собирается взвалить на плечи этой женщины непосильную для нее ношу.

Пока он обдумывает план дальнейших действий, Демчиха дает им теплой воды и полотна – перевязать рану Сотникова. Рыбак обрабатывает рану. Неожиданно он видит в окно, что к дому направляются полицаи. Они с Сотниковым прячутся на чердаке. Полицаи заходят в избу, требуют водки и еды.

Демчиха твердит, что у нее ничего нет, ей нечем кормить детей. Полицаи собираются уходить, но тут Сотников заходится кашлем.

Полицаи обнаруживают партизан, забирают и их, и голосящую по своим брошенным детям Демчиху. Полицаи шли по их следу с ночи: Сотников в перестрелке застрелил одного из них.

Преследуя их, полицаи обнаруживают брошенную овцу и устанавливают, что она принадлежала старосте.

Его тоже арестовывают за пособничество партизанам. Петр, Рыбак и Сотников оказываются в одной камере, через некоторое время к ним сажают девочку-еврейку Басю, которую полицаи обнаружили в подполе у Петра.

Выясняется, что Петр стал старостой по заданию партии, чтобы это место не занял Будила, всем известный изверг, который-таки получил у немцев должность палача.

Сотникова жестоко избивают на допросах, но он ни в чем не признается.

Староста держится с достоинством и готовится спокойно принять смерть. Рыбак же пытается “перехитрить” следователя, наугад дает ответы на вопросы и частично склоняет того на свою сторону.

Следователь предлагает Рыбаку вступить в полицию и оставляет день на раздумья.

Рыбак пытается и Сотникова уговорить схитрить, договориться, как именно им следует врать, чтобы отложить расстрел, а может быть, и сбежать.

Читайте также:  Краткое содержание бармалей чуковского за 2 минуты пересказ сюжета

Сотников все подобные предложения отвергает с презрением и негодованием. В ночь перед расстрелом в их камеру сажают и Демчиху. Ее, ни в чем не повинную, тоже казнят. Сотников решает взять всю вину на себя. Рыбак не в силах смотреть в глаза Петру и Демчихе, которых они с Сотниковым так “подставили”.

Сотников вспоминает случай из своего детства, когда он без разрешения взял отцовский маузер и выстрелил из него.

Мать заставила его признаться отцу и тот простил сына, поскольку Сотников-младший сказал, что сам решил признаться. “Это был урок на всю жизнь.

И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за все держал ответ, глядя людям в глаза”. Рыбака он презирает за малодушие и считает предателем. Утром всех пятерых ведут на казнь.

Сотников публично объявляет себя красным командиром, а остальных просит считать невиновными и освободить. На его слова никто не обращает внимания. Рыбак умоляет позвать следователя и заявляет, что согласен работать на немцев. Его немедленно освобождают и приказывают сопровождать Сотникова к месту казни.

Казнь предусмотрена через повешение. Вешают старосту, затем – Басю, после нее – Демчиху, которая до последнего момента умоляет пощадить ее ради детей. Рыбак помогает Сотникову подняться на чурбан, накидывает на шею петлю, вышибает чурбан из-под ног, прося при этом у него прощения.

Сотников посылает его к черту. Полицаи хвалят Рыбака за “способности”, он встает с ними в строй – и будто бы ничего для него не меняется, он шагает в ногу, как шагал среди партизан. Ему не хочется считать себя виноватым. Виноват, по его мнению, Сотников: все прошло бы хорошо, если бы тот отказался с ним идти по причине болезни и командир послал бы кого – то еще.

Рыбак понимает, что ему не удастся уйти из полиции: он сделал выбор, за который ему предстоит расплачиваться всю жизнь, за который его всегда будет окружать ненависть народа. Он пытается уединиться и покончить с собой, но оказывается, что у него нет ремня, на котором он мог бы повеситься. “Наверное, ничего уже не поделаешь – такова судьба. Судьба заплутавшего на войне человека”.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-soderzhanie-sotnikov-pereskaz-2-bykov.html

Читать

Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский)

В лесах

Часть первая

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Верховое Заволжье – край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца. Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая черемиса, чуваши, татары. А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье.

Там новое заселение, а в Заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору – новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре.

Цел тот город до сих пор – с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа.

Сокрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять.

Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, – откроется перед страшным Христовым судилищем.

А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит, – какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина.

В лесистом Верховом Заволжье деревни малые, зато частые, одна от другой на версту, на две. Земля холодна, неродима, своего хлеба мужику разве до масленой хватит, и то в урожайный год! Как ни бейся на надельной полосе, сколько страды над ней не принимай, круглый год трудовым хлебом себя не прокормишь. Такова сторона!

Другой на месте заволжанина давно бы с голода помер, но он не лежебок, человек досужий. Чего земля не дала, уменьем за дело взяться берет. Не побрел заволжский мужик на заработки в чужу-дальнюю сторону, как сосед его вязниковец, что с пуговками, с тесемочками и другим товаром кустарного промысла шагает на край света семье хлеб добывать.

Не побрел заволжанин по белу свету плотничать, как другой сосед его галка.[1] Нет. И дома сумел он приняться за выгодный промысел. Вареги зачал вязать, поярок валять, шляпы да сапоги из него делать, шапки шить, топоры да гвозди ковать, весовые коромысла чуть не на всю Россию делать. А коромысла-то какие! Хоть в аптеку бери – сделаны верно.

Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит да красит; гребни, донца, веретена и другой щепной товар работает, ведра, ушаты, кадки, лопаты, коробья, весла, лейки, ковши – все, что из лесу можно добыть, рук его не минует.

И смолу с дегтем сидит, а заплатив попенные, рубит лес в казенных дачах и сгоняет по Волге до Астрахани бревна, брусья, шесты, дрючки, слеги и всякий другой лесной товар. Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал.

Последнее дело в бурлаки идти! По Заволжью так думают: «Честней под оконьем Христовым именем кормиться, чем бурлацкую лямку тянуть». И правда.

Живет заволжанин хоть в труде, да в достатке. Сысстари за Волгой мужики в сапогах, бабы в котах. Лаптей видом не видано, хоть слыхом про них и слыхано. Лесу вдоволь, лыко нипочем, а в редком доме кочедык найдешь.

Разве где такой дедушка есть, что с печки уж лет пяток не слезает, так он, скуки ради, лапотки иной раз ковыряет, нищей братье подать либо самому обуться, как станут его в домовину обряжать.

Таков обычай: летом в сапогах, зимой в валенках, на тот свет в лапотках…

Заволжанин без горячего спать не ложится, по воскресным дням хлебает мясное, изба у него пятистенная, печь с трубой; о черных избах да соломенных крышах он только слыхал, что есть такие где-то «на Горах».[2] А чистота какая в заволжских домах!..

Славят немцев за чистоту, русского корят за грязь и неряшество. Побывать бы за Волгой тем славильщикам, не то бы сказали. Кто знаком только с нашими степными да черноземными деревнями, в голову тому не придет, как чисто, опрятно живут заволжане.

Волга – рукой подать. Что мужик в неделю наработает, тотчас на пристань везет, а поленился – на соседний базар.

Больших барышей ему не нажить; и за Волгой не всяк в «тысячники» вылезет, зато, как ни плоха работа, как работников в семье ни мало, заволжанин век свой сыт, одет, обут, и податные за ним не стоят. Чего ж еще?.. И за то слава те, Господи!..

Не всем же в золоте ходить, в руках серебро носить, хоть и каждому русскому человеку такую судьбу няньки да мамки напевают, когда еще он в колыбели лежит.

Немало за Волгой и тысячников. И даже очень немало. Плохо про них знают по дальним местам потому, что заволжанин про себя не кричит, а если деньжонок малу толику скопит, не в банк кладет ее, не в акции, а в родительску кубышку, да в подполье и зароет. Миллионщиков за Волгой нет, тысячников много.

Они по Волге своими пароходами ходят, на своих паровых мельницах сотни тысяч четвертей хлеба перемалывают. Много за Волгой таких, что десятками тысяч капиталы считают. Они больше скупкой горянщины[3] да деревянной посуды промышляют. Накупят того, другого у соседей, да и плавят весной в Понизовье.

Барыши хорошие! На иных акциях, пожалуй, столько не получишь.

Один из самых крупных тысячников жил за Волгой в деревне Осиповке. Звали его Патапом Максимычем, прозывали Чапуриным. И отец так звался и дедушка. За Волгой и у крестьян родовые прозванья ведутся, и даже свои родословные есть, хотя ни в шестых, ни в других книгах они и не писаны. Край старорусский, кондовый, коренной, там родословные прозвища встарь бывали и теперь в обиходе.

Большой, недавно построенный дом Чапурина стоял середь небольшой деревушки. Дом в два жилья, с летней светлицей на вышке, с четырьмя боковушками, двумя светлицами по сторонам, с моленной в особой горнице.

Ставлен на каменном фундаменте, окна створчатые, стекла чистые, белые, в каждом окне занавеска миткалевая с красной бумажной бахромкой. На улицу шесть окон выходило. Бревна лицевой стены охрой на олифе крашены, крыша красным червляком.

На свесах ее и над окнами узорчатая прорезь выделана, на воротах две маленькие расшивы и один пароход ради красы поставлены. В доме прибрано все на купецкую руку.

Пол крашеный, – олифа своя, не занимать стать; печи-голландки, кафельные, с горячими лежанками; по стенам, в рамках красного дерева два зеркала да с полдюжины картин за стеклом повешено. Стулья и огромный диван красного дерева крыты малиновым трипом, три клетки с канарейками у окон, а в углу заботливо укрыты платками клетки: там курские певуны – соловьи; до них хозяин охотник, денег за них не жалеет.

По краям дома пристроены светелки. Там хозяйские дочери проживали, молодые девушки. В передней половине горница хозяина была, в задней моленная с иконостасом в три тябла. Канонница с Керженца при той моленной жила, по родителям «негасимую» читала. Внизу стряпущая, подклет да покои работников да работниц.

У Патапа Максимыча по речкам Шишинке и Чернушке восемь токарен стояло. Посуду круглую: чашки, плошки, блюда в Заволжье на станках точат – один работник колесо вертит, другой точит. К такому станку много рук надо, но смышленый заволжанин придумал, как делу помочь. Его сторона место ровное, лесное, болотное, речек многое множество.

Больших нет, да нет и таких, что «на Горах» водятся: весной корабли пускай, в межень курица не напьется. В песчаных ложах заволжских речек воды круглый год вдосталь; есть такие, что зимой не мерзнут: летом в них вода студеная, рука не терпит, зимой пар от нее.

На таких-то речках и настроили заволжские мужики токарен: поставит у воды избенку венцов в пять, в шесть, запрудит речонку, водоливное колесо приладит, привод веревочный пристегнет, и вертит себе такая меленка три-четыре токарных станка зараз. Работа не в пример спорее.

Таких токарен у осиповского тысячника было восемь, на них тридцать станков стояло; да, кроме того, дома у него, в Осиповке, десятка полтора ручных станков работало. Была своя красильня посуду красить, на пять печей; чуть не круглый год дело делала. Работников по сороку и больше Патап Максимыч держал. Да по деревням еще скупал крашоную и некрашоную посуду. Горянщиной сам в Городце торговал.

Две крупчатки у него в Красной Рамени было, одна о восьми, другая о шести поставах. Расшивы свои по Волге ходили, из Балакова да из Новодевичья пшеницу возили, на краснораменских крупчатках Чапурин ее перемалывал. Мукой в Верховье он торговал: славная мука у него бывала – чистая, ровно пух; покупатели много довольны ей оставались.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=134601&p=178

Краткое содержание рассказа «Пугало» Н. Лескова

«Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.

Лесков «Пугало» в сокращении

  • Н. Лесков «Пугало» краткое содержание для читательского дневника:
  • Главным героем произведения является мужчина по имени Селиван, которого людская молва волею случая приравняла к разбойникам и колдунам, превратив жизнь мужчины в пугало по отношению к окружающим.
  • Когда-то давно Селиван занимается продажей хлебобулочных изделий, реализовывая горожанам калачи, но в один момент исчезает из города по неизвестным причинам вместе со своей семьей, не взяв ни копейки из прибыли.
  • Обнаруживается Селиван спустя три года, живущим с больной женой на постоялом дворе, который предоставил ему купец в благодарность за спасенную им Селиваном жизнь из-за перевернутой телеги.
  • Местные крестьяне, наблюдая за Селиваном и видя, что у него нет никакого дохода, судачат между собой о возможной продаже Селиваном своей души дьяволу.

Однажды, возвращаясь из поездки по святым местам, из-за разбушевавшейся метели на пару дней на постоялом дворе останавливается тетя писателя. Приехав в собственное имение, тетя обнаруживает в багаже пропажу шкатулки, в которой хранит деньги.

  1. Вызванная полиция считает подозреваемым Селивана, но явившись на постоялый двор с целью его ареста, сталкиваются в дверях с героем, который сам предъявляет пропажу со всеми деньгами, оставленную забывчивой женщиной в комнате.
  2. Вывод:
  3. Раскрывая сюжетную линию произведения, писатель утверждает простую истину о том, что недоверчивость людей всегда порождает злобу, которая впоследствии создает еще большее зло.
Читайте также:  Краткое содержание лиханов благие намерения за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.

Короткий пересказ «Пугала» с цитатами

Краткое содержание «Пугало» Лесков с цитатами из произведения:

Действие разворачивается в Кромском уезде Орловской губернии. Главный действующий герой — мещанин Селиван, которого слухи и крестьянская фантазия окрестили колдуном и разбойником и таким образом превратили в «пугало» для окружающих, пока случай не раскрыл всем доброту и справедливость его натуры.

Троицкий, Всеволод Юрьевич в предисловии к собранию сочинений 1989 года упоминает этот рассказ как иллюстрацию к таланту Лескова показывать скрытое величие души человека: «Злой лесной дух, воплощенный молвой в леснике Селиване, бесследно исчезает после знакомства с этим бесподобно честным от природы и сострадательным „пугалом“…».

Семья мальчика, от лица которого ведётся повествование, переезжает из города Орла в деревню, где у него «сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами». Старый мельник, дедушка Илья, рассказывает историю о местном «ужасном человеке», Селиване. Сирота Селиван в юности работал у калачника — продавал калачи.

Однажды он таинственно исчезает из города, оставив в целости все деньги, вырученные в тот день от продажи. Одновременно с ним исчезает и другая сиротка — девочка, дочь палача, которую никто не хотел пустить в дом или накормить.

Селиван появляется снова через три года. Купец, которого он спас на дороге, вытащив из-под опрокинувшегося воза, разрешает ему поселиться на пустом постоялом дворе за арендную плату. Несмотря на очевидную недоходность двора на мало используемой дороге, Селиван соглашается и привозит туда свою больную жену, которая, как выясняется только в конце рассказа, и есть пропавшая дочка палача.

«Словоохотливости и вообще приятной общительности в Селиване не было; людей он избегал, и даже как будто боялся, и в городе не показывался, а жены его совсем никто не видал с тех пор, как он её сюда привёз в ручной навозной тележке».

Прошло много лет, а «Селиван и его убогая калека всё жили здесь и, к общему удивлению, платили за двор наследникам купца какую-то плату». Зная, что дохода с этого постоялого двора взять неоткуда, а «между тем Селиван хотя жил бедственно, но всё ещё не умирал с голода», крестьяне решили, что он продал душу нечистой силе. После этого все несчастья и пропажи ставились в вину Селивану.

Истинное лицо героя открывается после одного случая. Тётушка рассказчика из-за метели вынуждена была остановиться на постоялом дворе Селивана. Но ночью поднимается переполох, и тетушка с племянником и слугами спешно уезжает. Добравшись до имения родителей племянника, выясняет, что нет на месте шкатулки с деньгами.

Совместно решается, что её украл Селиван. Однако именно в тот момент, когда исправник направлялся арестовывать вора, он является сам с забытой шкатулкой и при этом отказывается от вознаграждения. Тогда отношение окружающих к нему совершенно меняется и жизнь Селивана идёт по-другому.

Рассказ «Тупейный художник» Лесков написал в 1883 году. В произведении автор затрагивает темы праведничества, крепостного гнета, гибели народных талантов. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Тупейного художника» по главам, а также краткую версию для читательского дневника.

Сюжет рассказа «Пугало» Лескова

«Пугало» Лесков краткое содержание:

Детство рассказчика проходит в Орле. Каждый день он видит картины жестокой армейской жизни, которые пугают его. Престарелая няня Мария Борисовна водит ребёнка на берег реки, туда, где маленькие дети ловят рыбёшку.

Эта рыба, как и своеобразная рыбалка малышей, тянула рассказчика к свободе, которая, по доводам няни, была бы ему доступна лишь в деревне. Радости мальчика не было границ, когда его благородные родители приобрели именьице в Кромском уезде, куда вся семья и переехала.

В деревне мальчик заводит множество знакомств. Старый мельник, дедушка Илья, стал и главным другом, и наставником. Он верил в водяного, с которым имел «близкое соотношение», и в домового, и в лешего, и в кикимору.

Дедушка Илья открывал для городского мальчика другой мир, полный сказочных фантазий. Все герои становились настолько реальны, что стали пугать ребёнка.

В особенности боялся он чародея Селивана, который имел власть над всем краем.

«Пустой дворник» Селиван — кромский мещанин, который рано осиротел. С детства он продавал калачи, зарабатывая себе на жизнь. Но люди его побаивались, потому что на лице у паренька была красная метинка. Говорили: «бог плута метит», ждали от него подвоха. А в то время в Кромы пришёл «отслуживший палач» с дочерью.

И его люди принимать не хотели, отовсюду прогоняли. Старик палач помер, и девочка осталась одна. Про неё все забыли, она пропала. А вместе с ней исчез и Селиван.

Герой ничего с собой не унёс, даже оставил все деньги, вырученные за калачи. Только через три года узнали, что бродяжка Селиван спас купца, а тот ему в благодарность отдал в аренду пустой двор на развилье.

Он поселился на дворе со своей калекой женой, которая не выходила из дома.

Много времени прошло, а Селиван исправно платил аренду, хотя на его двор никто не заезжал. Жил бедно, но не голодал. Стали ходить слухи, что связался он с нечистой силой — продал душу дьяволу, а тот приводил заплутавших странников на двор. Но назад никто не возвращался. Все смотрели на Селивана, как страшное пугало.

Снова вспомнили про Селивана, когда вблизи его двора замёрз мужик Николай. Стали припоминать и старые проделки. Окрестные люди мстили ему за колдовство. Мальчик не верит всему тому, что говорят про Селивана люди. Он считает, что подружится с ним. Он ждёт не дождётся, когда столкнётся с чародеем.

Однажды все собрались пройти тот страшный лес и пленить Селивана. В лесу все испугались и убежали, а детей оставили на произвол судьбы. Надвигалась гроза, дороги домой никто не знал. Увидав в кустах страшное лицо мужика, мальчик со своим маленьким братиком в испуге побежали.

Добежав до ручья, который был велик для детей, они в оцепенении стояли под дождём. И вдруг крепкие руки подхватили ребятишек. Селиван (а это был именно он) вынес детей на своих плечах к самой усадьбе. После этого случая, дворовые ополчились на Селивана ещё больше, утверждая, что это именно он всё подстроил.

Однажды экипаж, в котором был рассказчик с тёткой, накрывает метель. Доехать до дома невозможно. Судьба привела путников прямиком на селиванов двор.

Страшно было ночевать у Селивана, да ещё тётушка везла с собой шкатулку с большой суммой денег. Но делать было нечего. Никто ночь не мог сомкнуть глаз, кроме мальчиков. Все беспокоились за шкатулку.

Утром, не скрывая ужаса, весь экипаж поспешно отправился в дорогу.

Дома спохватились — шкатулки нет. Стали наговаривать на Селивана, как вдруг он сам принёс пропажу и даже не взял положенного вознаграждения. После того случая к герою стали относиться с уважением. Тётушка предложила ему постоялый двор в своём новом имении.

Через несколько лет, уже после смерти Селивана, тётушка открыла тайну бывшего «пустого дворника». Пожалев маленькую сиротку, дочь палача, он скрывал её от посторонних глаз, зная, что злые языки не дадут ей житья из-за прошлого ее отца.

Заключение

Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения — с другой, — и всем казалось, что все они — враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».

Рассказ «Старый гений» Н. С. Лесков написал в 1884 году и в том же году он был опубликован в журнале «Осколки». На нашем сайте представлено краткое содержание «Старого гения» по главам: краткий пересказ произведения.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/pugalo-leskova.html

Анализ Роман В лесах судьба русского народа Краткое содержание — Мельников П. И

Назад || Далее

Роман «В лесах» — произведение многоплановое и исключительно своеобразное, реалистически изображающее малоизвестные в литературе стороны русской жизни конца 40 —начала 50-х годов XIX века. В присущей Мельникову непринужденной форме эпического повествования воссоздаются живописные пространные картины левого лесистого берега Волги, рассказывается о жизни занимающихся кустарными промыслами крестьян, никогда не знавших крепостной зависимости, о патриархальном быте купцов, выбившихся из народа, о старообрядческих скитах, «хранивших доселе заветную нашу старину».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Столь богатый и обширный жизненный материал писатель привлекает в связи с раздумьями о будущем развитии России и исторических судьбах русского народа. Проблематика и идейная направленность романа обнаруживали органическую связь с произведениями Мельникова 50-х годов и отражали новый этап его творческой эволюции.

На протяжении всей своей жизни автор романа «В лесах» оставался чужд революционно-демократическим идеям своего времени.

Мельников искренне сочувствовал закрепощенному крестьянству, был убежден в необходимости изменения общественных отношений, но не «снизу», а под эгидой правительства.

Его отрицание крепостничества и домостроевской морали «темного царства», сатирическое изображение чиновничества питалось либерально-просветительскими иллюзиями.

Но в условиях общественно-политической жизни России 50-х годов, когда резко обострились социально-экономические противоречия, остро встал вопрос об отмене крепостного права, сложилась революционная ситуация, повести и рассказы писателя-реалиста воспринимались широкой демократической общественностью как произведения актуальные, несущие людям правду о русском народе, утверждавшие превосходство народной морали, проникнутые глубоким и искренним сочувствием к простому человеку.

Свое отрицательное отношение к русскому купечеству, его деловым качествам, житейской философии и морали Мельников определил еще в повести «Красильниковы». Сложным было отношение писателя к прошлому России и патриархальному быту.

Он полон глубокой симпатии к старине, народным традициям, однако прошлое России ассоциируется в его сознании с господством дикого самоуправства власть имущих и тупого презрения их к народу. Об этом Мельников писал в своей автобиографии в 1859 году.

«Нет, что бы ни говорили любители старины, как бы ни величали они времена мимошедшие, а как всмотришься поглубже в эту пресловутую старину, да как вглядишься попристальнее в жизнь наших предков — нелицемерно воздашь хвалу господу, что не судил он нам родиться полтораста лет тому назад, а сотворил русскими людьми XIX столетия. Прошли, миновались беспутные старые годы! Благодаря бога они и не воротятся… Прошла пора дикого самоуправства, тупого презрения к народу, безверия, смешанного с ханжеством и боязнью черта, надменного высокомерия, так легко и быстро переходившего в унижение. Слава богу!» Это убеждение писатель сохранил и в период работы над романом «В лесах». Идейно-эстетическая позиция писателя, его мировоззрение были последовательными, и это нашло отражение в его произведениях.

В связи с этим нам представляется неправомерной попытка некоторых исследователей творчества Мельникова рассматривать проблематику, образную систему и идейную позицию автора романа «В лесах» в отрыве от предшествующего творчества писателя.

При подобном подходе оказывается, что в романе «В лесах» Мельников со славянофильским умилением поэтизирует патриархальный быт русского купечества, что именно с этим купечеством он связывает будущее развитие России, создает идеализированный, облагороженный образ Патапа Максимыча Чапурина, руководствуясь при этом не реалистическими принципами изображения, а «абстрактно-морализаторской тенденцией», «заданной схемой». «Публицистика Мельникова, — пишет Ф. М. Левин, — и его художественные произведения дают основание считать, что именно буржуазная монархия была социально-политическим идеалом писателя, что именно такой он хотел видеть Россию, хотя, конечно, не мог столь ясно формулировать свою позицию».

Источники:

  • Мельников П. И. (Андрей Печерский) В лесах. В 2-х кн. Кн. 1/Вступ. ст. и примеч. В. А. Грихина.—Мл Сов. Россия, 1984.—496 с.

Аннотация:Эпопея «В лесах» (И продолжение ее «На горах») — главный труд русского писателя Павла Ивановича Мелышкопа-Печерского (18 I 8 -1883) В романе описана жизнь старообрядческого купечества Заволжья середины XIX века, промыслы, обычаи местного населения, быт роскольничьих скитов. В этом произведении наиболее полно проявился реалистический талант писателя, прекрасного рассказчика, знатока народной речи.

Эпопея «В лесах» имела большой успех у читателя, современники назвали роман «поэмой народной жизни».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id1931

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=1931

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector