Краткое содержание мещанин во дворянстве мольера за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Мещанин во дворянстве Мольера за 2 минуты пересказ сюжета

Предлагаем изучить образец французской литературы в стиле реализма комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»: краткое содержание по действиям. Изложенный ниже текст позволит лучше понять данное произведение и ознакомиться с важными социально-историческими проблемами XVIII века.

Одна из самых известных комедий Мольера не раз была экранизирована и до сих пор пользуется популярностью. Она входит в программу 8 класса и изучается в полном варианте.

Однако недостатки перевода и устаревший стиль изложения мешают современным школьникам оценить всю глубину произведения.

Краткий пересказ «Мещанин во дворянстве» изложен доступным языком, а потому лучше воспринимается учащимися 8-х классов.

«Мещанин во дворянстве»: краткое содержание по действиям

Сюжет комедии «Мещанин во дворянстве» построен на описании жизни представителя французской буржуазии XVIII века господина Журдена. У него всё есть – достаток, дом, репутация. Однако почтенному буржуа этого мало. Он мечтает о дворянстве. Поэтому господин Журден активно подражает дворянам. Из-за этого над ним смеётся весь Париж, а многочисленные мошенники наживаются на его слабостях.

Однако Господин Журден не замечает всей нелепости своего поведения и продолжает попытки приблизиться к высшему свету.

Краткое содержание пьесы «Мещанин во дворянстве» лучше всего изучать частями. Это помогает представить саму постановку и лучше понять комедию.

Действие I. Сцены 1-2

Перед читателем (или зрителем) открывается дом мещанина в Париже. В одном из залов учителя искусств обсуждают господина Журдена. Они высмеивают недалёкость хозяина дома и неспособность разобраться в элементарных вещах. По диалогу между ними становится понятно, что отсутствие талантов хозяин дома пытается заменить деньгами.

Появляется хозяин дома. Он хвастается новым халатом и ливреями слуг. Портной продал ему эти вещи утверждая, что так выглядят наряды придворных. Учителя и их подмастерья всячески нахваливают вещи и льстят хозяину дома.

Начинается небольшой домашний концерт. Мещанин откровенно скучает – ему не нравится звучание скрипки. Однако учителя настаивают, что ему следует сосредоточиться на изучении искусств подобно дворянам. С их слов все мировые проблемы возникают из-за непонимания силы искусства.

Действие II. Сцены 1-10

Мещанин даёт указание подготовить к вечеру балет. Хозяин дома ожидает важную гостью и рассчитывает её таким образом поразить. Учитель музыки видит возможность заработать на этом и предлагает устраивать такие мероприятия каждую неделю, подобно представителям знати.

Приходит учитель фехтования. С его слов фехтование – это простая наука. Параллельно он оскорбляет других учителей, заявляя о бесполезности их занятий. Между преподавателями начинается спор, перерастающий в драку.

Появляется учитель философии. Мещанин предлагает ему примирить спорщиков, однако, философ сам становится участником потасовки. Вырвавшись из драки, философ предлагает начать урок и обучить господина Журдена логике, физике и этике. Мещанин не проявляет интереса к названным наукам и просит научить правописанию.

Целью урока для хозяина дома стало написание любовной записки. Философ пытается помочь господину Журдену придумать что-то изящное. Однако, в результате, текст записки остаётся таким, каким предложил написать его мещанин.

Приходит портной. Он предлагает мещанину новый костюм, который пошит из той же материи, что и наряд самого портного. Однако на новом костюме господина Журдена рисунок перевёрнут. Портной заявляет, что это новое веяние моды.

Подмастерья портного помогают мещанину одеться. Они обращаются к нему со словами «Ваше сиятельство» и «Ваша светлость», как будто господин Журден является графом или герцогом. Хозяину дома это льстит, и он даёт щедрые чаевые.

Действие III. Сцены 1-20

Новый наряд мещанина вызывает смех у служанки его жены Николь. Супруга мещанина возмущается и заявляет, что над ним и так смеётся весь Париж. В ответ мещанин пытается поразить женщин новыми знаниями. Однако это ему не удаётся, а служанка ещё и побеждает его в фехтовальном поединке.

Появляется дворянин Дорант. Он всячески льстит мещанину, хвалит его наряд и вскользь сообщает, что рассказывал о господине Журдене при дворе. Задобрив мещанина лестью, он просит одолжить ему денег, чтобы округлить сумму долга. Поведение Доранта возмущает госпожу Журден, однако, её муж отсылает жену и даёт требуемую сумму.

Дорант говорит мещанину, что уговорил маркизу Доримену приехать в гости, передав ей в подарок от господина Журдена бриллиант. Мещанина радует эта новость и он поспешно отправляет жену в гости к её сестре, чтобы она не помешала ему ухаживать за маркизой.

Этот разговор слышит Николь. Она направляется к госпоже Журден, которая в это время разговаривает с женихом своей дочери Клеонтом. Молодой человек ей очень нравится, и она хочет выдать Люсиль за него замуж. Николь тоже хотела бы этого, потому что ей нравится его слуга Ковьель.

Клеонт направляется к господину Журдену просить руки его дочери. Однако мещанина интересует только одно – является ли молодой человек дворянином. Узнав, что Клеонт не дворянин, мещанин отказывает ему. В это время Ковьель придумывает, как обмануть Журдена и женить Клеонта на Люсиль.

Дорант везёт маркизу Доримену в гости к господину Журдену. Он не собирается помогать мещанину соблазнить маркизу. Наоборот – он сам ухаживает за ней и все подарки мещанина выдаёт за свои. А визит к Журдену они оба рассматривают как возможность встретиться без осуждения со стороны общества.

Мещанин радуется визиту маркизы и делает нелепые поклоны, забавляющие её. Дорант напоминает ему, что не стоит говорить о подаренном бриллианте, потому что это неучтиво.

Действие IV. Сцены 1-13

Маркиза поражена тем, насколько роскошный пир затеяли ради её визита. Неожиданно приезжает госпожа Журден и устраивает скандал. Она возмущена тем, что её муж ради другой женщины устроил целое представление. Дорант заявляет, что всё это его идея и оплачивает пир тоже он. Однако разгневанная женщина ему не верит, и знатные гости покидают дом.

Приходит переодетый Ковьель. Он представляется другом отца господина Журдена и говорит, что старик был дворянином, а не купцом. Также он сообщает, что в Люсиль давно влюблён сын турецкого султана и желает на ней жениться. Вместо сына султана появляется переодетый Клеонт с актёрами, выдающими себя за свиту.

Начинается турецкая церемония. Господина Журдена посвящают в мамамуши (так называют турецких паладинов).

Действие V. Сцены 1-7

Господин Журден заявляет жене, что его посвятили в мамамуши. Бедная женщина думает, что муж сошёл с ума. В это время возвращаются Дорант с Дорименой. Клеонт уговорил Доранта подыграть ему и поддержать его идею.

Мещанин вызывает дочь и сообщает ей о замужестве. Люсиль не хочет выходить замуж за турка. Однако вскоре она узнаёт переодетого возлюбленного и меняет своё решение. Госпожа Журден тоже против свадьбы. К ней подходит Ковьель и тихо рассказывает о сути происходящего. Счастливая семья посылает за нотариусом.

Николь и Клеонт женятся. Решение пожениться принимают и Дорант с Дорименой. Господин Журден так и не понял, что его обманывают все вокруг и воспринимает происходящее радостно.

В конце пьесы театральная постановка заканчивается балетом.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-komedii-meshhanin-vo-dvoryanstve.html

Мещанин во дворянстве

Данное произведение написано в 1670 году. Сюжетная линия построена вокруг одного невежественного господина, пытающегося любым способом примкнуть к «высшему сословию». Краткое содержание комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» по действиям и явлениям покажет читателю, каким глупым и неотесанным может быть человек с большими деньгами, не понимающий, что ум за деньги не купить.

Главные действующие лица

  • Господин Журден – мещанин, мечтающий стать дворянином.
  • Госпожа Журден – супруга Журдена.
  • Люсиль – единственная дочь г-на Журдена.
  • Николь – служанка в доме г-на Журдена.
  • Клеонт – влюблен в Люсиль.
  • Ковьель – слуга Клеонта.
  • Доримена – маркиза.
  • Дорант – граф. Влюблен в Доримену.
    • Второстепенные персонажи
  • Ученик учителя музыки
  • Учитель танцев
  • Учитель фехтования
  • Учитель философии
  • Портной
  • Подмастерье портного
  • Лакеи
  • Действие первое

    Явление первое

    В доме господина Журдена гости: учителя, певцы, музыканты, танцовщики. Ученик учителя музыки сочиняет мелодию для серенады, заказанной господином. Все в ожидании прихода хозяина.

    Учителя считают, что он слегка помешан на дворянстве и светском обхождении. Им обидно выступать перед человеком, ничего не понимающим в искусстве, но они готовы закрыть на это глаза.

    Деньги за выступление обещаны хорошие.

    Явление второе

    Появляется Журден одетый, как знать. Он в восторге от сшитого на заказ халата. Купец хвастается обновкой в ожидании комплиментов. Наряд нелеп, но учителя льстят, восхищаясь прекрасным вкусом.

    Учитель музыки просит прослушать музыку, написанную учеником. Журден сомневается в способностях ученика. Мужчина озадачен, как удобнее слушать музыку, в халате или без него. Музыка не приводит его в восторг. Он начинает напевать свою песенку, считая, что исполняет ее прекрасно. Его осыпают похвалой. Учителя предлагают ему взять уроки музыки и танцев, как положено в высшем обществе.

    Действие второе

    Явление первое

    Балет, серенада — все затевалось ради приглашенной на вечер особы, к которой г-н Журден был неравнодушен. Учитель музыки советует Журдену самому давать концерты у себя дома, как принято у знатных господ.

    Купец переживает насколько хорош будет балет. Его успокаивают. Все должно пройти на отлично. Зритель не устоит перед менуэтами. Он начинает приплясывать. Его вновь нахваливают.

    Журден просит научить его правильно кланяться, чтобы не опростоволоситься перед маркизой Дорименой.

    Явление второе

    Слуги оповещают о приходе учителя фехтования.

    Явление третье

    Преподаватель дает основные правила ведения боя в фехтовании. Все восхищаются, как ловко Журден машет рапирой. Учитель фехтования убеждает всех, что его наука самая важная. Словесная перепалка переходит в драку.

    Явление четвертое

    На пороге возникает учитель философии. Журден просит примирить разгневанных учителей. Пытаясь успокоить ссорящихся, философ втягивается в спор. Обстановка накалена до предела.

    Явление пятое

    Журден машет на дерущихся рукой. Не стоит их разнимать. Вдруг новый халат пострадает.

    Явление шестое

    Журден сожалеет, что учитель философии такой потрепанный после потасовки с коллегами. Учитель пытается выяснить, к какой науке у господина больше лежит душа: логике, этике, физике.

    Логика Журдена не вдохновила. Этику он посчитал бесполезной. Физику слишком навороченной. Остановились на правописании.

    Журден делится секретом, что давно без ума от одной дамы и хочет написать ей записку, в которой признается в чувствах.

    Явление седьмое

    Журден в волнении. Заказанного для вечера костюма нет. В адрес портного сыплются бранные слова.

    Явление восьмое

    Портной доставляет костюм, сшитый с учетом последних модных веяний. Журден оценивающе приглядывается к обновке, замечая, что цветочки пошиты бутонами вниз. Портной уверяет, что в этом вся прелесть.

    Явление девятое

    Подмастерья, пританцовывая, помогают переодеться в обновку, попутно распыляя похвалы и получая за это щедрые чаевые.

    Явление десятое

    Подмастерья танцуют, радуясь неслыханной щедрости хозяина.

    Действие третье

    Явление первое

    Журден решил выгулять новый костюм в сопровождении лакеев, чтобы видели какая важная особа гуляет.

    Явление второе

    Увидев хозяина, служанка истерически хохочет. Остановить нахалку удалось лишь под угрозой увесистой оплеухи. Николь получает задание прибраться в доме. Будут гости.

    Явление третье

    У г-жи реакция не лучше, чем у Николь. Шут он и есть шут. Женщина пытается вразумить супруга, что ни к чему ему уроки с учителями. Все они хотят одного, содрать побольше денег за уроки. Толку от учителей ноль, зато грязи натоптано.

    Журден пытается произвести впечатление, показывая чему его научили, но бесполезно. Служанка произносит звуки, так же как учили его. Да и с рапирой она справилась на раз.

    Госпожа винила во всем знатных господ, постоянно бывающих у них. Она убеждена, что мужа используют, как кошелек в отличие от него, считающего, что дружба с господами сулит выгодное сотрудничество в дальнейшем. Примером тому граф, взявший взаймы приличную сумму. Она уверена, что долг он не вернет.

    Явление четвертое

    Появляется граф. Господа обмениваются любезностями. Дорант заводит речь о сумме, которую задолжал. Граф просит добавить ему немного денег, чтобы округлить занятую сумму. Г-жа перемигивается с мужем, намекая, как она была права в отношении этого пройдохи.

    Читайте также:  Краткое содержание астафьев зачем я убил коростеля? за 2 минуты пересказ сюжета

    Явление пятое

    Дорант замечает, что г-жа не в духе. Он интересуется, в чем причина и замечает, что давно не видел ее дочь. Граф приглашает дам на придворный спектакль.

    Явление шестое

    Журден приносит Доранту деньги. Дорант обещает, что для г-жи будут самые лучшие места в зале. Граф докладывает господину, что маркиза получила записку и обещала приехать отобедать.

    Бриллиант, подарок от Журдена, Доримена взяла, но пришлось ее поуговаривать. Маркиза весьма довольна, оказанным ей вниманием. Журден клянется, что сделает все возможное на пути к ее сердцу.

    Служанка подслушивает разговор мужчин.

    Явление седьмое

    Николь докладывает г-же, что ее супруг что-то замышляет. Г-жа отвечает, что давно подозревает мужа в том, что он за кем-то приударяет. Сейчас женщину волнует судьба дочери. В Люсиль влюблен Клеонт. Парень нравился г-же. Она хотела посодействовать ему в женитьбе на Люсиль.

    Николь идея понравилась. Если Клеонт женится на Люсиль, то она сможет выйти замуж за его слугу, который был ей симпатичен. Госпожа отправляет служанку к Клеонту с просьбой прийти к ним в дом. Они вместе должны уговорить Журдена дать согласие на брак.

    Явление восьмое

    Николь несется с радостной вестью к Клеонту. Однако вместо ответной радости слышит гневные речи. Слуга с ним заодно. Девушка не понимает причину подобного поведения. В расстроенных чувствах она покидает дом.

    Явление девятое

    Клеонт жалуется слуге на то, как жестоко с ним обошлись в доме невесты. Люсиль совсем не смотрит в его сторону. Девушка прошла мимо, как будто они не знакомы. В чем он провинился? Ведь его намерения к ней искренни.

    Парень предполагает, что виной всему граф, часто бывающий в доме невесты. Он богат, знатен. Прекрасная партия для нее. Пока они обсуждали различные версии происходящего, на пороге дома появляется Люсиль вместе с Николь.

    Явление десятое

    Молодые люди препираются, предъявляя друг другу обвинения. Причина поведения Люсиль стала понятна, когда она обрисовала утреннюю ситуацию. Тетка, с которой она утром прогуливалась, сказала, что мужчин надо опасаться. При виде их бежать куда подальше. Вот и весь секрет.

    Явление одиннадцатое

    Г-жа рада приходу Клеонта. Они собираются дождаться прихода г-на Журдена, чтобы попросить согласие на брак.

    Явление двенадцатое

    Обозначив цель визита, Клеонт слышит вопрос о своем происхождении. Услышав ответ, что будущий зять никакого отношения к дворянству не имеет, г-н Журден дает отказ на брак. Г-жа Журден попыталась встать на сторону Клеонта, но бесполезно. Муж не стал ее слушать. Не о такой партии для дочери он мечтал. Он желает видеть Люсиль не иначе как маркизой или герцогиней.

    Явление тринадцатое

    Г-жа Журден успокаивает расстроенного Клеонта. Дочка получает от матери совет, как вести себя с отцом.

    Явление четырнадцатое

    Для Клеонта было полной неожиданностью узнать, что будущий зять должен иметь дворянские корни. Он расстроен. Ковьель предлагает разыграть Журдена.

    Явление пятнадцатое

    Журден недоумевает, почему его все пытаются ткнуть лишний раз знакомствами с вельможами. Для него нет ничего приятнее, чем подобные связи. Он бы все на свете отдал за то, чтобы родиться маркизом или графом.

    Явление шестнадцатое

    Слуга доносит Журдену, что в дом пожаловал граф с какой-то дамой под руку.

    Явление семнадцатое

    Лакей докладывает гостям, что барин скоро выйдет.

    Явление восемнадцатое

    Доримену гложат сомнения, правильно ли она поступила, приехав в незнакомый дом. Граф убеждает ее, что она все сделала правильно. Он сам давно в нее влюблен, но у него не было возможности видеться с ней ни у себя, ни у нее дома. Это могло скомпрометировать маркизу.

    Маркиза польщена вниманием графа. Она благодарит его за подарки, полученные от него. Особенно за бриллиант, которому нет цены. Женщина даже не догадывается, что подарки от Журдена, наглый граф выдавал за свои, желая таким образом выразить свою любовь.

    Явление девятнадцатое

    Журден раскланивается перед маркизой, но поклон вышел такой неуклюжий, что гости еле сдержали смешок. Приветственная речь оказалась не лучше. Дорант намекает, что пора уже отобедать.

    Явление двадцатое

    Гости проходят к накрытому столу. Зовут певцов.

    Явление двадцать первое

    Повара, готовившие обед, пританцовывают в предвкушении праздника.

    Действие четвертое

    Явление первое

    Доримена в восторге от роскошного пира. Г-н Журден без остановки отвешивает комплименты дорогой гостье. Между делом заостряет внимание на бриллианте на пальчике Доримены. Он уверен, что она знает от кого кольцо.

    Явление второе

    Неожиданно появляется г-жа и закатывает скандал. Она поняла ради кого все затевалось. Вот куда супруг разбазаривает деньги. Пир, певцы, танцоры, а ее за порог. Дорант берет удар на себя. Он оправдывает г-на, объясняя, что все затраты из его средств, но госпожа не верит в этот бред. Оскорбленная Доримена выбегает из-за стола. Дорант за ней.

    Явление третье

    Супруги препираются друг с другом.

    Явление четвертое

    Г-н недоволен, что супруга явилась раньше времени и все испортила, а ведь он только начал сражать присутствующих остроумием и был явно в ударе.

    Явление пятое

    Появляется переодетый Ковьель, представляясь близким другом покойного батюшки г-на Журдена. Г-н не узнает в нем слугу Клеонта. Ковьель озадачил его, упомянув, что помнит покойного, как настоящего дворянина. Журден в недоумении, ведь все уверяли его, что отец был купцом.

    Следующая новость еще более ошеломляющая. Ковьель рассказывает о друге, сыне турецкого султана, якобы влюбленного в Люсиль. Юноша готов жениться на девушке, если получит добро от ее отца, но перед этим необходимо провести особую церемонию над будущим тестем, посвящение в мамамуши. Тогда Журден получит самый почетный сан, встав в один ряд с наизнатнейшими вельможами.

    Журден говорит, что дочь влюблена в Клеонта и поклялась выйти замуж только за него. Ковьель успокаивает его, говоря, что по случайному совпадению его друг, как две капли воды похож на него.

    Явление шестое

    Появляется Клеонт, переодетый в турка. Он просит Журдена как можно быстрее начать подготовку к церемонии.

    Явление седьмое

    Ковьель доволен собой. Ловко у него все получилось.

    Явление восьмое

    Ковьель просит Доранта подыграть им в маскараде с их участием.

    Явление девятое

    Начало турецкой церемонии.

    Явление десятое

    Г-на Журдена переодели в турецкие одежды, побрили наголо. Все танцуют и поют.

    Явление одиннадцатое

    Турки поют на своем языке и пляшут национальные танцы. Веселье продолжается.

    Явление двенадцатое

    Турки пляшут и поют.

    Явление тринадцатое

    Журден в тюрбане с саблей в руках. Муфтий и дервиши проводят обряд посвящения во время которого в такт музыке Журдена бьют палками. Только так можно призвать Магомета.

    Действие пятое

    Явление первое

    Г-жа Журден, глядя на мужа в новом обличье, начинает думать, что он сошел с ума. Журден объясняет жене, что теперь он мамамуши и требует почтительного отношения к себе.

    Явление второе

    Доранту пришлось постараться, чтобы уговорить Доримену вернуться в дом Журденов. Необходимо поддержать Клеонта с розыгрышем. Маркиза дает согласие на брак с Дорантом, но впредь просит его не быть таким расточительным.

    Явление третье

    Доримена и Дорант приносят поздравления Журдену в связи с новым званием.

    Явление четвертое

    Дорант раскланивается перед переодетым Клеонтом, убеждая в своей преданности.

    Явление пятое

    Г-н Журден представляет Клеонту Доранта и Доримену, объясняя, что эти люди его близкие друзья и они готовы засвидетельствовать свое почтение перед турецким гостем.

    Явление шестое

    Г-н Журден просит дочь подойти ближе и познакомиться с будущим мужем. Люсиль ничего не понимает. Она думает, что отец шутит. Девушка против замужества, но узнав в турке переодетого Клеонта, соглашается на брак.

    Явление седьмое

    Г-жа против брака с иностранцем. Ковьель объясняет ей, что это игра. Посылают за нотариусом. Дорант объявляет г-же, что теперь поводов для ревности у нее не будет. У них с маркизой скоро свадьба. В ожидании нотариуса все смотрят балет, продолжая развлекаться.

    Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2416-meschanin-vo-dvoryanstve.html

    Краткое содержание Мещанин во дворянстве, Мольер по действиям читать

    Главная>Краткие содержания

    Быстрый переход:

    Очень краткое содержание (в двух словах)

    Краткое содержание (подробно по действиям)

    Очень краткое содержание (в двух словах)

    Глуповатый мещанин Журден очень хочет стать уважаемым человеком в городе. Для этого он нанимает портных, учителей, заводит дружбу с аристократом Дорантом. Жена не разделяет этого стремления мужа, а Доранта считает мошенником. В тот день Клеонт, возлюбленный дочери Журдена Люсиль, попросил у него её руки.

    Тот, спросив, дворянин ли Клеонт, и получив отрицательный ответ, отказал ему, хотя сам дворянином не был. После этого Журден отправляет жену в гости, а дома устраивает пышный обед в честь Доримины, его тайной страсти, но он не знает, что Дорант использует его, так как он сам влюблён в Доримину и выдаёт его подарки за свои.

    Госпожа Журден догадавшись, что её не просто так отправили в гости, неожиданно возвращается домой. Устроив скандал, она вынуждает Доримину и Доранта уйти. Тем временем, Ковьел, слуга Клеонта, разыгрывает представление, чтобы Журден дал согласие на брак Люсиль и Клеонта. Он выдаёт себя за друга семьи и предлагает своего друга, сына турецкого султана в качестве жениха для Люсиль.

    Они даже проводят церемонию посвящения Журдена в мамамуши, чтобы польстить его самолюбие, после чего, тот даёт согласие на брак с султаном, не догадавшись, что это Клеонт.

    Краткое содержание (подробно по действиям)

    Действие 1

    У почтенного господина Журдена есть все, о чем можно только мечтать: и семья, и здоровье, и деньги. Однако ему этого недостаточно и он хочет стать истинным аристократом. Эта мания причиняла массу неудобств его домочадцам, но была на руку услужливым парикмахерам, портным, учителям.

    Журден платил им большие деньги за то, чтобы они сделали из него знатного кавалера. Вот теперь с самого утра его ожидали учитель музыки и учитель танцев. Они были счастливы поработать на такого щедрого господина.

    Он же их пригласил, чтобы они подготовили интересное представление для одной знатной особы, которую он пригласил сегодня на обед.

    Когда Журден появился, первым делом, он спросил у учителей, нравится ли им его новый халат. По словам портного в таких по утрам ходили все аристократы. Музыкант и танцор, понимая, что от их оценки зависит размер гонорара, не скупясь, нахваливали халат как могли.

    Затем они стали показывать Журдену номера, которые сочинили для сегодняшнего вечера. Не понимая ничего в искусстве, он лишь делал вид, что наслаждается представлением, а про балет даже сказал, что «танцоры лихо откалывают».

    Серенада ему показалось пресноватой, потому он исполнил свою уличную песенку, за что снова был осыпан похвалой.

    Действие 2

    Учителя от души обрадовались своему успеху и Журдена и пригласили господина заниматься у них. Музыкант даже посоветовал почаще устраивать такие домашние представления, как это принято во всех знатных домах. Учитель танцев предложил обучаться изысканному танцу — минуэту.

    Журден попросил его научить, как правильно кланяться, чтобы он мог поклониться перед своей гостьей — маркизой, в которую он был тайно влюблен. Затем появился учитель фехтования. Он объяснил, что вся суть его «науки наук» в том, чтобы наносить удары, а самому избегать их.

    Следующим в списке был урок философии. Учитель спросил господина, чему бы тот хотел обучаться: логике, физике или может быть этике. Журден попросил разъяснить, что это за предметы такие, но услышав много незнакомых слов, отказался их изучать.

    Он попросил заняться с ним правописанием и очень радовался своим познаниям в этой сфере. Весь урок они занимались произношением гласных букв, в частности буквы «у». Для того чтобы ее правильно произнести, нужно было верхние и нижние губы приблизить и вытянуть их в «у».

    Вслух он сожалел, что раньше этому не учился.

    Он попросил учителя философии помочь ему написать записку для маркизы. Когда учитель поинтересовался в прозе или в стихах, Журден сказал, что ему не нравится ни то, ни другое. Философ объяснил, что все написанное бывает либо в прозе, либо в стихах.

    Сделав открытие, что сам он говорит прозой, Журден выбрал прозу. Появился портной и принес ему новый костюм. Подмастерье, надевая его на господина, не скупился на лестные слова, называл его то «Ваша светлость», то «Ваша милость». За каждую похвалу он получал деньги.

    А если бы назвал его еще «Ваше высочество», то получил бы целый кошелек денег.

    Читайте также:  Краткое содержание произведений цветаевой за 2 минуты

    Действие 3

    В своем новом костюме господин решил прогуляться по городу. В этот момент появились госпожа Журден и служанка Николь. Служанка, увидев своего хозяина в таком костюме, не могла удержаться от смеха. Госпожа Журден упрекнула мужа в том, что он вырядился как шут, на что он ответил, что так полагают только дураки и дуры.

    Затем он собрался показать жене и Николь чему научился за сегодняшний день. Для начала он спросил их, знают ли они, как правильно произносить букву «у». Ничего не понимающих женщин он назвал невеждами. Для того, чтобы продемонстрировать искусство фехтования он попросил Николь кольнуть его шпагой, что она и сделала.

    Журден закричал и сказал, что это слишком быстро, ведь он не успевает отразить удары.

    Госпожа Журден сказала мужу, что с ним все водятся только из-за богатства и денег, как, например, граф Дорант. Появился сам Дорант и просил подсчитать, сколько он уже задолжал господину. Журден сказал, что сумма составляет пятнадцать тысяч восемьсот. Тогда Дорант попросил занять еще двести рублей, дабы округлить сумму.

    За это госпожа Журден назвала его «дойной коровой». Когда мужчины остались одни, Дорант попросил Журдена не напоминать Доримене о бриллианте, подаренном через него, так как маркиза не любит таких разговоров. Пока они обсуждали предстоящий ужин, Николь сказала госпоже, что у мужчин какие-то планы.

    На это госпожа ответила, что давно подозревает своего муженька в том, что он за кем-то приударяет.

    Молодой юноша Клеонт был влюблен в Люсиль и она вроде тоже отвечала ему взаимностью. Госпожу Журден он полностью устраивал как зять. Она попросила Николь отвести юношу к господину Журдену, чтобы он мог просить руки их дочери. Николь и сама была заинтересована в этом, так как была влюблена в слугу Клеонта по имени Ковьель и собиралась за него замуж.

    Господин Журден, в первую очередь, поинтересовался у Клеонта дворянин ли он. Когда тот ответил, что нет, то Журден отказал ему. Жена напомнила ему, что он и сам мещанин, но он, и слышать об этом не хотел. Появились Дорант с Дорименой. Все устроенное Журденом, как и бриллиант, Дорант причислял к своим подаркам. Он ведь и сам давно приударял за маркизой.

    Приписывая все безумные траты Журдена себе, он все-таки смог покорить ее сердце.

    Действие 4

    Позабавив гостей своими неуклюжими поклонами, Журден пригласил их за стол. Доримена была польщена роскошным обедом, но упрекнула Доранта в излишних затратах. Она с удовольствием поглощала изысканные яства под комплименты странного буржуа.

    В этот момент появилась госпожа Журден, которую муж отправил к сестре. Теперь она поняла, для чего были все эти приготовления, и устроила скандал. Журден уверял ее, что обед был устроен в честь маркизы графом Дорантом, но она не унималась.

    Маркиза, смутившись, покинула их дом, так как не желала вносить разлад в чужую семью. Граф последовал за ней.

    Как только они удалились, прибыл новый гость. Это был переодетый Ковьел. Он представился бывшим другом покойного отца Журдена, которого он называл истинным дворянином. После этого заверения он мог рассказывать, что угодно и тот всему верил. Ковьель рассказал, что в Париже находился его хороший друг, сын турецкого султана, который был без памяти влюблен в Люсиль.

    Для того чтобы породниться тестя нужно было посвятить в мамамуши, то есть паладины. Журдену эта идея понравилась. Затем прибыл сам сын турецкого султана — переодетый Клеонт. Он говорил на каком-то непонятном языке, а Ковьель переводил. С сыном султана прибыли «важные» муфтии и дервиши для проведения обряда посвящения.

    Далее проходила колоритная церемония с турецкой музыкой, плясками и даже ритуальными побоями посвящаемого.

    Действие 5

    В это время вернулись Дорант с Дорименой. Граф уже был посвящен в план Ковьеля и смог уговорить маркизу вернуться, чтобы не пропустить такое представление. Они с маркизой с самым серьезным видом поздравили Журдена с посвящением в паладины. Тот, в свою очередь, хотел поскорее выдать замуж Люсиль за сына турецкого султана.

    Бедная девушка сначала не желала идти за турка, но как только узнала в нем Клеонта, сразу же согласилась. Журден благословил молодых и послал за нотариусом, чтобы поскорее заверить этот союз. Услуги нотариуса пригодились еще одной паре — Доранту с Дорименой.

    А пока они ждали, все наслаждались славным балетом и просто весело проводили время.

    • см. также:Краткие содержания других произведений
    • Характеристики главных героев произведения Мещанин во дворянстве, Мольер
    • Сочинения по произведению Мещанин во дворянстве, Мольер
    • Краткая биография Жана-Батиста Мольера

    Источник: https://www.sdamna5.ru/mecshanin_kratko

    «Мещанин во дворянстве»

    Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье — все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам.

    Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей — танцев и музыки — вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома.

    Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.

    Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат — такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать — и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.

    Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку — в нем или без него.

    Выслушав же серенаду, он счёл её пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами.

    Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.

    К грядущему приёму учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек — ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришёлся Журдену совсем по душе.

    Окрылённые успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев — менуэту.

    Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук — умения наносить удары, а самому таковых не получать.

    Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освящёнными веками искусствами.

    Народ подобрался увлекающийся, слово за слово — и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.

    Когда пришёл учитель философии, Журден обрадовался — кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерёг противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук… Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.

    Потрёпанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой — слова там уж больно заковыристые, — так и этикой — к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдётся, ничто его не остановит, — учёный муж стал посвящать его в тайны правописания.

    Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку.

    Философу это было пара пустяков — в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов.

    Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий — оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!

    Впрочем, и в области словесности Журден был все ж таки не лыком шит — как ни старался учитель философии, ему не удалось улучшить сочинённый Журденом текст: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви».

    Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде.

    Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена.

    При этом весьма пострадал его кошелёк: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден — на чаевые.

    В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению — и без того над Журденом смеётся полгорода.

    Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?

    Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.

    Во всех глупостях, которым предавался её муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними даёт ему значительные — как их там — пре-ро-га-тивы.

    Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне.

    Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему ещё две тысячи двести — для ровного счета.

    В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения — маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.

    Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре.

    О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден.

    По её просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.

    Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал — он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней.

    Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что ещё не все потеряно.

    Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актёры, и соответствующие костюмы были под рукой.

    Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены.

    Граф привёл даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у неё, ни у себя — это могло бы скомпрометировать Доримену.

    К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для неё он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.

    Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.

    Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем её хотели спровадить на обед к сестре — чтобы муженёк мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами.

    Журден с Дорантом принялись заверять её, — что обед в честь маркизы даёт граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорблённой супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство.

    Смущённая и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.

    Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена.

    Читайте также:  Краткое содержание монтень опыты за 2 минуты пересказ сюжета

    Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином.

    Расчёт Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.

    Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюблённый в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему — паладины. Журден был в восторге.

    Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.

    Доранту, посвящённому в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом ещё и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьёзным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана.

    Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать её дочери, как собственных ушей.

    Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.

    Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара — Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.

    Источник: https://www.allsoch.ru/moler/meshanin_vonbspdvoryanstve/

    Краткое содержание «Мещанин во дворянстве» Мольер — изложение для 8 класса

    С некоторых пор довольно успешный буржуа г-н Журден решил стать аристократом. Для этого были наняты учителя, парикмахеры и портные. Мужчина посчитал, что они помогут ему поднять свой социальный статус.

    Домочадцы Журдена не поддерживали стремления главы семейства.

    Учителя наперебой советовали будущему аристократу свое понимание прекрасного, и того, что по их мнению должен знать каждый уважающий себя ценитель искусства. Спор постепенно перешел в потасовку.

    Попало и преподавателю философии, который пытался всех помирить.

    Было у г-на Журдена тайное желание — добиться расположения одной знатной дамы. Именно поэтому он всячески старался придать себе внешний лоск. Успешными оказались и уроки словесности. Теперь мужчина мог красиво изложить свои чувства в любовной записке.

    Жена Журдена не хотела появляться с мужем в общественных местах, так над ним насмехались из-за его причуд. В выигрышном положении были лишь учителя и портные — с ними хозяин расплачивался чрезвычайно щедро. А еще с будущего аристократа тянули денежки его новоиспеченные друзья.

    Вот и сейчас один пришел к Журдену в гости. Это был граф Дорант. Кроме хвалебных од хозяину граф обещал помочь устроить свидание с той самой дамой, в которую был влюблен Журден. Для этого намечался обед, где маркиза Дормена и Журден будут представлены друг другу.

    Г-жа Журден на это время должна была уйти к сестре. У нее были другие заботы. Достойный молодой человек по имени Клеонт просил руки их дочери Люсиль. Девушка соглашалась, а вот для отца парень оказался недостаточно знатным. Слуга Клеонта предложил добиться благословения другим путем.

    В разгар обеда, за которым Журден пытался блеснуть своей изысканностью перед прекрасной маркизой, появляется жена. Она возмущена поведением мужа и не стесняется в словах. Маркиза покидает неприветливый дом вместе с графом.

    Вскоре появился новый гость. Он сказал, что Париж посетил сын турецкого султана, которого покорила красота дочери Журдена. Ну и конечно, он просит ее руки. Новоиспеченный аристократ онемел от счастья. Он, конечно же, благословил молодых в присутствии нотариуса. Все это действо сопровождалось восточной музыкой и танцами. А переодетыми турками были Клеонт и его слуга.
    источник

    1. О произведении
    2. Главные герои
    3. Другие персонажи
    4. Краткое содержание
    5. Заключение

    Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

    Если вам нужно быстро понять о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

    Главные герои

    Господин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

    • Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.
    • Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.
    • Ковьель – слуга Клеонта.

    Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

    Другие персонажи

    1. Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.
    2. Николь – служанка Люсиль.
    3. Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.
    4. Учителя танцев, музыки, фехтования, философии, которых нанимал Журден.

    Краткое содержание

    Действие первое

    Явление 1

    Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке».

    Явление 2

    Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

    Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле», «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

    Действие второе

    Явление 1

    Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

    Явления 2-3

    Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы наносить противнику удары» и «самому таковых не получать». Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки.
    Между учителями начинается спор.

    Явления 4-5

    Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

    Явление 6

    Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

    Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви». Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

    Явления 7-8

    Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

    Явления 9-10

    Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость», «Ваше сиятельство», «Ваша светлость», за что получают щедрую плату.

    Действие третье

    Явления 1-3

    Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом», а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

    Явления 4-5

    Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне», чем тешит самолюбие мещанина.

    Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей», чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой», а Доранта «проходимцем».

    Явления 6

    Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена.
    Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило».

    Явления 7-11

    Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет». Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от ее решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

    Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

    Явление 12

    Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

    Явления 13-14

    Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта – слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю».

    Явления 15-18

    Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

    Явления 19-20

    Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

    Действие четвертое

    Явление 1

    Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир». Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей», считая, что женщина знает, что это подарок от него.

    Явления 2-4

    Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

    Явления 5-8

    Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

    Ковьель просит Доранта подыграть им.

    Явления 9-13

    Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

    Действие пятое

    Явление 1

    Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

    Явления 2-3

    Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

    Явления 4-7

    Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

    Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

    Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно». Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!».

    «Комедия заканчивается балетом».

    Заключение

    Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

    Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Мещанина во дворянстве», а прочесть комедию в полном варианте.

    Краткое содержание «Мещанин во дворянстве» | источник

    Источник: http://sochinenie-o.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-meshhanin-vo-dvoryanstve-moler-izlozhenie-dlya-8-klassa.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector