Меню статьи:
В 1830 году русская и мировая литература пополнилась шедевром, вышедшим из-под пера великого Александра Пушкина. «Моцарт и Сальери», краткое содержание которого читатель увидит ниже, прочно вошло в Пантеон литературных памятников.
Пьеса, о которой идет речь, включена в состав цикл под названием «Маленькие трагедии». Во многом образ Сальери, к которому привыкли почитатели творчества Моцарта – австрийского музыкального гения, сложился благодаря перу Пушкина.
Дорогие любители сказок! Предлагаем вашему вниманию “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина, которая написана на основе материалов из народного произведения «Волшебное зеркальце».
В центре повествования – рассказ об австрийских композиторах, творивших в одно и то же время. Первый – сын жестокого отца, композитор Антонио Сальери, добившийся успеха и признания с помощью упорного труда.
Второй герой – известный всему миру Вольфганг Амадей Моцарт, который следовал гению и вдохновению. Пушкин описывает ситуацию, в которой старый композитор позавидовал гениальному коллеге, от зависти убив соперника.
Читатели часто путают вымышленных персонажей, рожденных воображением Пушкина, и реальных исторических лиц.
Как родилась идея написания «Моцарта и Сальери»
Труд принадлежит так называемому болдинскому периоду творчества писателя. Пушкин работал успешно, результативно, завершив пьесу в 1830 году.
На следующий год альманах «Северные цветы» опубликовал произведение русского гения.
Пушкин создал эту полюбившуюся читателям пьесу, вдохновившись реальной историей жизни Моцарта, загадочной и бесславной смертью австрийского музыканта, а также множеством легенд и слухов, которыми обросла биография Моцарта.
Дорогие любители творчества Александра Пушкина! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием трагедии “Борис Годунов”.
Современники Пушкина подчеркивают, что идея о написании работы на подобную тематику возникла у автора в 1826 году. Биография Александра Сергеевича пестрит воспоминаниями о болдинском периоде – плодотворной и богатой на шедевры осени. Изначально Пушкиным планировалось написать девять пьес для цикла о «маленьких трагедиях», однако писатель закончил только половину из них.
Фигура Моцарта и отображение образа Сальери в литературном творчестве
Начало XIX-го века прославляло гениальность Моцарта, композитора, странно умершего в нищете и похороненного в неизвестной могиле. Жизнь и смерть Амадея – овеяны легендами и догадками, поэтому биография композитора как источник идей для литературного произведения попалась на глаза и Пушкину. Судьба гения волновала европейцев и русских – всех почитателей творчества австрийца.
Пушкин придумал историю об отравлении композитора, не ожидая, что художественный вымысел превратится в миф. Образ Сальери, выписанный русским автором, прочно вошел в сознание людей, слившись с личностью реально существовавшего Сальери.
Эпизод с убийством Моцарта, павшим от руки соперника, стал стереотипной историей.
Антонио Сальери же прочно укрепился в общественном сознании в образе завистника, конкурента, который так и не смог смириться с успехом и гениальностью младшего коллеги.
Пушкин прославился как поклонник художественной мистификации. Писателю нравилось придумывать литературные мифы, слухи, скандалы, запутывать следы, превращая любую новость в детективную загадку.
Любопытно, что Пушкин изначально задумывал другое название для произведения – «Зависть».
Таким образом, темой пьесы обозначается чувство зависти, творческое соперничество, противостояние таланта и гения, природного дара и упорного труда, рационализма и творческого порыва, ремесленничества и гениальности.
Художественная специфика «Моцарта и Сальери»
Пьера русского писателя относится к разряду трагедий, которые представляются творческим переосмыслением авторами литературных произведений человеческих пороков. В данном случае такой порок – зависть. Образы персонажей – только вспомогательные инструменты, которые помогают раскрыть главные мотивы текста.
Пушкин часто останавливался в творчестве на проблеме взаимоотношений между людьми. В этом великий русский поэт и писатель потакал признанным мастерам пера, однако, не забывая при этом вносить и индивидуальные элементы. «Моцарт и Сальери» – не историческая трагедия, потому что история не нашла подтверждения того, что Сальери – убийца Амадея.
Композиционно пьеса наследует классические образцы, свойственные этому жанру литературных произведений. Жанр, таким образом, можно определить как трагедию в два действия. Русский писатель вводит собственное жанровое определение, называя «Моцарта и Сальери» «маленькой трагедией».
Эта дефиниция нашла свое место в литературной критике. Пьера создана в рамках классицистического направления, когда автор придает единство месту, времени и действию. Эта традиция пришла в искусство из античности, в частности, из древнегреческого театра.
Особенный акцент Пушкин поставил на монологи соперника Моцарта – Антонио Сальери.
Охарактеризовав некоторые ключевые особенности пьесы, перейдем к описанию сцен и действий «Моцарта и Сальери», остановившись перед этим на анализе центральных действующих лиц.
Особенности образов главных героев «Моцарта и Сальери»
Антонио Сальери представлен Пушкиным пожилым музыкантом, придворным композитором, который занял высокое положение, благодаря упорству, трудоспособности, стойкому желанию научиться музыкальным премудростям.
Композитор отрицательно относится к Моцарту, считая, что юный композитор слишком легкомысленно относится к музыке и не уважает искусство.
Соответственно, Моцарт не приносит пользы музыкальному делу, учитывая ветреность гениального мальчика.
Для Сальери музыка представляется комплексом приемов, техник, которые умелыми руками и разумом мастера складываются в целостное произведение, написанное по законам гармонии и композиции.
Среди излюбленных мастеров Сальери – Гайдн, Глюк, Пиччини.
Музыка Амадея нравится Сальери, однако старый композитор убежден: произведения юного гения гармонична, глубока, однако повторить эту музыку – невозможно, значит – это бесполезно для музыкального мира.
Сальери считает, что трудности овладения секретами музыкального и композиторского мастерства позволяют входить в храм музыки только особенным – посвященным.
Кастовости в музыке, которую предлагает Сальери, противостоит демократизм Моцарта. К Моцарту Сальери чувствует одновременно и любовь, и ненависть. Старый композитор убежден, что разум должен контролировать страсть.
Сальери и Моцарт демонстрируют два противоположных начала.
Образу Сальери противостоит образ Вольфганга Амадея Моцарта.
Следует напомнить, что миф о том, что Моцарт умер от отравления, ныне опровергли, поэтому персонаж Моцарта основан на реальном историческом прототипе, однако является все же художественным вымыслом.
Моцарт предстает в пушкинском произведении с помощью, с одной стороны, слов Сальери, а также – действий самого австрийского гения, с другой стороны.
Моцарт любит развлечения, за что Сальери считает соперника «праздным гулякой».
Амадею свойственно своеобразное «безумие», потому что музыку композитор пишет спонтанно, любит импровизации, следует зову природного дарования, страсти, а не холодного разума и рациональности.
При этом, Моцарт не считает себя гением, избранным, испытывая обычные человеческие чувства: голод, страсть к женщинам, желание развлечений и отдыха. В образе Моцарта Пушкин воплотил собственный идеал поэта, действующего прямо, наивного, открытого миру.
Содержания пушкинской пьесы о Моцарте и Сальери: краткие эскизы
События Первой сцены
Писатель представляет Сальери, который, находясь в своих апартаментах, ругает судьбу за несправедливость. Старый композитор предается воспоминаниям о прошлом. В детстве, Сальери – еще маленький мальчик, далекий от музыки, узнал, как звучит орган в церкви. Звук органа навсегда привил Антонио любовь к искусству и страстное желание писать музыку.
Сальери отказался от «праздных забав», от увеселений в пользу упорной работы – ради того, чтобы освоить секреты музыкального мастерства. Сальери считает, что любовь к музыке – качество, присущее ему с рождения.
Звуки впечатляли маленького Анонио, заставляя плакать от игры музыкальных инструментов. С тех пор Сальери понял, что хочет посвятить жизнь служению музе искусства, забыв игры и веселье детства.
Пушкин говорит, что композиторское мастерство Сальери воспринимает как ремесленничество, считая, что единственный путь овладеть этими знаниями и умениями – это работа, труд.
Отношение к музыке Сальери
Очевидно, что композитор видел музыку как математику, как набор техник, цифр, приемов, которыми позволяла овладеть сила воли. Пушкин говорит, что Сальери «убил» музыку, потому что не допускал присутствие в музыке спонтанного духа, эмоций. Страсть заслонилась и вытеснилась разумом.
Сальери – перфекционист. Композитора часто не удовлетворяли результаты труда, которые уничтожались бесследно. Если произведение получалось недостаточно качественным (по мнению автора), то музыкант сжигал ноты. Антонио не желал славы, считая себя слугой музыки.
Искусство мыслилось Сальери с точки зрения элитарности и избранности. Музыкант уверен: чтобы освоить музыку, следует принести немалые жертвы. Когда Сальери, казалось бы, достиг намеченной вершины, Глюк внес новации в музыкальное творчество. Сальери отринул предыдущие знания и изучил музыкальное мастерство по-новому.
Со временем судьба улыбнулась композитору: музыка Сальери нашла почитателей.
Старый композитор принимал свалившуюся на голову славу спокойно и тихо. Зависть – чувство, не свойственное Сальери. Музыкант поддерживал начинающих композиторов, радовался достижениям коллег и друзей. Однако после встречи с Моцартом в душе Сальери пробудилась зависть, которая не давала старому мастеру покоя. Новое чувство мучит композитора, потому что Моцарт – все же друг Сальери.
Сальери сетовал на фатум, потому что герой считал несправедливым, что жизнь награждала гуляку и повесу гениальностью, а Сальери всего достигал упорным, мучительным, долгим трудом. Тогда как Моцарту музыка давалась легко, просто. Моцарт создавал музыку без напряжения, в легкой игре. Сальери, охваченный отчаяньем, произнес имя Амадея и на сцене появился соперник.
Приход Моцарта
Амадей услышал свое имя из уст Сальери и решил обрадовать друга якобы внезапным приходом. С Моцартом пришел гость – слепой скрипач. Моцарт нашел скрипача около питейного заведения, где музыкант исполнял творение рук австрийского гения – отрывок из оперы «Дон Жуан».
Слепец исполняет произведение снова: Моцарта забавляет, как неумело и фальшиво играет мужчина. Однако Сальери не развеселился, а, напротив, рассердился, увидев в развлечении Амадея оскорбление высокого искусства.
После этого, Моцарт заплатил почитателю своего творчества и проводил скрипача.
Друг посчитал, что Сальери без настроения и не желает, чтобы его тревожили, поэтому собирался попрощаться с композитором. Но Сальери заметил, что Амадей держит в руках листы бумаги.
Моцарт делится с коллегой ночным творением: бессонница застала музыканта ночью, поэтому Амадей, тщетно пытаясь уснуть, набросал кое-какие ноты. Музыка, сыгранная Моцартом, гениальна. Сальери восхищен.
Однако старого музыканта поражает, что, сочинив такое произведение, Амадей остановился у трактирной двери, чтобы послушать игру слепца.
Чувства Сальери в отношении Моцарта
Отношение Антонио Сальери к гениальному коллеге крайне неоднозначное. С одной стороны, композитор, безусловно, восхищается творениями гения Моцарта. С другой же – ненавидит и презирает музыканта, считая, что тот недостоин великого дара.
Сальери нашел в музыке Моцарта смелость и стройность, однако старый композитор также уверен в том, что Амадей не подозревает о том, насколько божественен.
Сальери влюблен в гениальность, в музыкальное дарование Моцарта, однако не любит Моцарта как личность.
На фразу Сальери о божественности, Моцарт ответил, что голоден. Тогда композитор предложил коллеге поесть в «Золотом Льве», находящемся неподалеку. Моцарт согласился, предупредив супругу, чтобы та обедала без него.
Пока Моцарт отсутствует, Сальери охватывают странные чувства. Композитора съедает зависть к гениальному коллеге. Сальери имел возлюбленную по имени Изора. Девушка умерла, подарив любимому перед смертью флакон с сильным ядом.
18 лет прошло со дня смерти Изоры, все эти годы Сальери сохранял отраву, хотя мысли о том, что с жизнью следует покончить, не раз навещали голову композитора.
Намерения Сальери оправдывает тем, что судьба заставляет композитора спасти музыку от Моцарта, который угрожает жизни высокого искусства.
Сальери воспринимает соперника как райского херувима, который посетил землю, пробудив в людях музыкой бескрылые, беспочвенные желания, продемонстрировать людям конечность, тленность. Поэтому, считает Сальери, от Моцарта следует избавиться. Яд, который достался музыканту от Изоры, не предназначался врагу или недоброжелателю, но должен был использоваться ради высокой цели.
События Второй сцены
Трактир. Комната с фортепиано. Музыканты наслаждаются обедом. Однако Сальери заметил, что коллега погружен в пасмурные размышления. Моцарт поведал Сальери, что несколько недель назад его дом посетил странный человек, одетый в черные одежды. Посетитель, раскланявшись с композитором, оставил для Моцарта заказ: Амадей должен был написать реквием.
Моцарт принялся за создание реквиема сразу же, однако заказчик исчез и с того времени не давал о себе знать. Исчезновение человека в черном обрадовало Моцарта, так как музыканту было жаль отдавать прекрасное творение незнакомцу. Но после визита странного посетителя голову Моцарта охватили тревожные мысли.
Образ незнакомца в черных одеждах преследует музыканта.
Сальери ободряет Моцарта, советуя музыканту выпить несколько бокалов шампанского, чтобы расслабиться, или же обратиться за улучшением настроения к чтению «Женитьбы Фигаро».
Когда-то и сам Сальери справлялся с грустными мыслями и тревогой с помощью этих средств, которые посоветовал старому композитору Бомарше. Французский писатель – друг Сальери.
Зная об этом, Моцарт поинтересовался историей о том, что Бомарше, якобы, называли отравителем.
Сальери считает, что Бомарше чужд дух убийства, однако Моцарт отвечает, что писатель – гений, а значит, не мог совершить и злодейство, потому что гений не идет рука об руку со злодейством. Амадею кажется, что Сальери согласен с этим утверждением. В этот момент старый композитор тайно открывает флакон с ядом и разбавляет отраву в бокале соперника.
Моцарту пришел на ум отличный тост – за гармоничные связи, соединяющие служителей музы музыкального искусства. Сальери вдруг охватило раскаяние. Ужаснувшись поступку, который намеревался совершить, композитор поспешил помешать Моцарту выпить яд, однако тот уже опустошил бокал.
После обеда Моцарт пожелал исполнить для друга реквием, которому гений посвятил три недели работы. Сальери слушает сочинение соперника: на глазах композитора показались слезы. Мимолетное чувство раскаяния покинуло Сальери: старый музыкант плакал, потому что осознавал исполненный долг перед музыкой.
Внезапно Моцарт ощутил приступ недомогания и спешно вышел из трактира. Когда Сальери остался в одиночестве, композитор вспомнил слова Моцарта о том, что гениальность и склонность к злодеяниям – вещи, которые не могут соединиться в одном человеке.
Проблемы пушкинского произведения
Пушкин уделяет значительную часть внимания теме конфликта дух начал: творческого порыва и рационального, выверенного труда. Этот сюжет – не новый для литературы. Рациональное начало воплощено в образе композитора Сальери, который достиг вершин в музыкальном мастерстве, прибегая к помощи тяжелой и упорной работы, самосовершенствования.
Моцарту же гениальность дарована от природы, молодой музыкант следует вдохновению, порыву, создавая музыку, играя. Сальери раздражается, считая, что Моцарт растрачивает собственную гениальность, не осознавая соей ценности для искусства. В поведении и образе жизни молодого австрийца Сальери усматривает пощечину музыке.
Дружба и зависть – еще один лейтмотив, который Пушкин вводит в повествование. С одной стороны, твердые, крепкие дружеские связи соединяют двух коллег – Моцарта и Сальери. Но, с другой стороны, Сальери завидует молодому музыканту, потому что тому овладение мастерством дается с легкостью, а Сальери же приходилось достигать признания через мучительное совершенствование.
Зависть – это идея пьесы. Совершив злодеяние, позволив зависти – одному из смертных грехов овладеть собственной душой, человек непременно останется наедине со страшным судьей. Это совесть.
Пушкин завершает произведение философски: даже краткое содержание творения пушкинского гения о Моцарте и Сальери позволяет увидеть символичность концовки пьесы.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/mocart-i-saleri.html
Краткое содержание трагедии "Моцарт и Сальери" Пушкина: пересказ сюжета по сценам (главам), пьеса в сокращении
Главная страницаПушкин
«Моцарт и Сальери». Иллюстрация М. Врубеля |
Произведение «Моцарт и Сальери» входит в состав знаменитого цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери» — это небольная пьеса в двух сценах. В ее основе лежит миф о том, что композитор Сальери якобы отравил великого Моцарта из зависти к его таланту. В этой статье представлено краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» Пушкина: пересказ сюжета по сценам (главам), произведение в сокращении для читательского дневника.
Смотрите:
— Все материалы по трагедии «Моцарт и Сальери»
— Все материалы по творчеству Пушкина
Сцена I
Композитор Сальери один в комнате, он беседует сам с собой. Сальери говорит, что посвятил музыке всю жизнь. Благодаря упорному труду он стал уважаемым и известным музыкантом. Он был счастлив и никогда не испытывал зависти. Но теперь он мучительно завидует Моцарту. По мнению Сальери, «безумец» и «гуляка» Моцарт не заслуживает своей гениальности.
В комнату входит Моцарт. Он приводит с собой слепого музыканта из трактира. Моцарта развеселило то, как мужчина играл отрывки из его опер. Сальери не понимает, как Моцарт может радоваться такому. Сальери прогоняет музыканта. Моцарт дает мужчина немного денег.
Моцарт играет для Сальери несколько своих новых сочинений. Сальери восхищается этими работами. Он называет Моцарта богом музыки, но упрекает его в том, что тот не достоин сам себя. Сальери предлагает Моцарту пообедать в трактире. Тот соглашается, но сначала идет домой, чтобы предупредить жену.
Оставшись один, Сальери говорит себе, что он должен остановить Моцарта. По его мнению, гениальный Моцарт все равно не принесет пользы искусству, потому что после его смерти музыка вернется к прежнему уровню. Сальери решает отравить приятеля с помощью яда.
Сцена II
Моцарт и Сальери в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его новое произведение «Реквием (Requiem)» — заупокойная месса. Три недели назад мужчина в черной одежде заказал ему этот реквием. Моцарт уже закончил работу, но заказчик все не приходит. Моцарту не дает покоя мысль об этом незнакомце.
В ходе беседы Моцарт называет себя и Сальери гениями. Он также говорит, что гений и злодейство не совместимы, то есть гениальный человек не может быть злодеем. В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьет за здоровье Сальери и их дружбу. Затем Моцарт играет на фортепиано свой реквием, Сальери плачет. Вдруг Моцарту становится плохо, он уходит домой. Сальери понимает, что несчастный скоро умрет.
Сальери спрашивает себя: гений ли он сам, если совершил такое злодейство — убийство Моцарта.
-
Конец.
- Смотрите:
- — Все материалы по трагедии «Моцарт и Сальери»
- — Все материалы по творчеству Пушкина
Таково краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина: пересказ сюжета по сценам (главам), произведение в сокращении для читательского дневника.
Источник: https://www.literaturus.ru/2019/02/kratkoe-soderzhanie-mocart-i-saleri-pushkin-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii-po-scenam-glavam.html
"Моцарт и Сальери" (Маленькие трагедии А.С. Пушкина): краткое содержание
Первая сцена начинается в комнате, где живет Сальери. Он один в комнате. Сцена начинается его монологом. Сальери любит музыку и с детства он заслушивался величественными звуками церковного органа. Добросовестно изучал гармонию, тайны музыкальных созвучий, учится играть. Все свое время он посвящал музыке, отказавшись от юношеских забав. Науки, не имевшие отношения к музыкальной грамоте, его не интересовали.
Антонио Сальери стал оперным композитором. Своим наставником он в монологе назвал известного в Вене оперного композитора Кристофа Глюка.
Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним…
Сальери добился в своей жизни немалого. Он был придворным композитором. И по сюжету Пушкина завидовал Моцарту – человеку, которому талант был дан свыше. Сальери кажется, что Моцарту все дается легко и шутя.
Вот он вошел в комнату. Моцарт рассказал о том, что когда шел к Сальери, он увидел слепого музыканта. Его игра на старенькой скрипке развеселила композитора. Он просит старика сыграть «из Моцарта нам что-нибудь».
Слепой музыкант, конечно, не мог видеть, что перед ним два великих композитора, и начал играть арию из «Дон Жуана». Моцарт весело смеется.
А Сальери не в состоянии понять своего приятеля, как можно веселиться, когда твое творение так бессовестно искажают. Сальери говорит:
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.
Моцарт дает старику деньги и выпроваживает его. Он принес Сальери ноты своего нового произведения. Но перед этим говорит:
Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а слегка —
С красоткой, или с другом — хоть с тобой,
Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое…
Ну, слушай же.
Музыка приводит Сальери в восторг, но восторг, смешанный с удушающей завистью. Сальери понимает, что никогда не напишет такой музыки, что Моцарт, этот «гуляка праздный», всегда будет лучше его, выше его. Он не понимает, как можно, имея партитуру столь божественного музыкального произведения, слушать какого-то слепого скрипача, который к тому же бессовестно фальшивит.
Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
- Моцарт
- Что ж, хорошо?
- Сальери
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Моцарт признается, что голоден и предлагает Сальери отобедать в трактире «Золотого Льва». И тут Сальери решается использовать яд, который 18 лет хранил у себя на всякий случай.
В жизни были ситуации, когда люди причиняли душевную боль, и было велико искушение пустить этот яд в ход. Но он сдерживал свои эмоции и страсти. Теперь он не в силах совладать с собой.
Ему кажется, что убив гения, он спасет мир музыки.
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Вторая сцена происходит в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его Реквием. Однажды к нему пришел человек в черном одеянии, и заказал Реквием.
Прошло уже недели три, а – заказчик более не приходил, не интересовался тем, как идет работа, хотя произведение почти закончено. Но у Моцарта постоянно возникает странное чувство, будто этот «человек в черном» ходит за ним повсюду.
Вот и сейчас Моцарту казалось, что этот человек «сидел вместе с ними за столом». Приятели вспоминают известного французского драматурга Пьера Бомарше, который советовал:
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Моцарт спросил у Сальери: а правда ли что Бомарше кого-то отравил? И тут же ответил самому себе:
Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные.
В этот момент Сальери бросает яд в бокал Моцарта. Моцарт выпивает шампанское и садится за пианино, играет Реквием. Сальери чувствует облегчение, словно он исполнил некий долг, он плачет, слушая заупокойную мессу в трактире, но одна мысль все-таки тревожит его душу:
Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
Таково краткое содержание трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», но право же лучше прочесть текст пьесы целиком! Тем более, что она невелика.
Но кстати: следует отметить, что, к великому сожалению, вслед за венскими современниками Пушкин оболгал Сальери — тот точно не был причастен к смерти великого Моцарта.
Источник: https://PoetPushkin.ru/pesy/malenkie-tragedii/motsart-i-saleri-kratkoe-soderzhanie.html
Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» была написана в 1830 году и вошла в известный цикл автора «Маленькие трагедии».
Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки – через упорный труд (Сальери) и вдохновение (Моцарт). В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности.
Несмотря на то, что оба героя трагедии «Моцарт и Сальери» условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.
Прочитать краткое содержание «Моцарта и Сальери» вы можете прямо на нашем сайте.
Сальери – пожилой композитор, достигший славы долгим и тяжелым трудом, отравил Моцарта, потому что завидовал его таланту.
Моцарт – молодой талантливый композитор, не осознающий своей гениальности, был отравлен Сальери.
Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув «праздные забавы».
Для Сальери искусство было подобно ремеслу. Он, «звуки умертвив», музыку «разъял, как труп», и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.
Творя произведения, Сальери нередко сжигал свои работы, так как не считал их достаточно талантливыми.
Сейчас же, благодаря упорному многолетнему труду он достиг «степени высокой» и мирно наслаждался своим «успехом, славой».
Однако Сальери мучает то, что ранее он не завидовал другим музыкантам, тогда как теперь испытывает зависть к своему другу Моцарту – молодому праздному гуляке, но гениальному композитору.
К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить», привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача.
Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его.
Сальери восхищен музыкой друга:
«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я»
.
Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось». Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.
Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:
«Теперь – пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы».
Сцена 2
Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил «человек, одетый в черном». Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся.
Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой.
Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:
«Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит»
.
Сальери пытается развеять страхи друга – он вспоминает, что как-то Бомаше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро». Моцарт интересуется: правда ли, «что Бомаше кого-то отравил?», но сам не верит в это:
«Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?»
.
Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:
- «Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно, - Как будто тяжкий совершил я долг»
- Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:
.
«Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?»
.
В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения – того, что после смерти Моцарта, таким как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.
Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Моцарта и Сальери», а оценить полный вариант гениальной трагедии.
Проверьте своё знание краткой версии произведения:
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 2152.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/pushkin/mocart-i-saleri
«Моцарт и Сальери», краткое содержание по сценам пьесы Пушкина
Действие происходит в доме известного композитора Сальери. Хозяин рассказывает о том, как еще ребенком полюбил музыку, услышав в церкви орган. Он отверг все науки и детские забавы, посвятил себя искусству.
Сальери в совершенстве освоил технику игры на музыкальных инструментах, досконально изучил теорию. Только овладев всеми тайнами и приемами, Сальери начал сочинять сам. Первые произведения он безжалостно сжигал.
Наконец, после долгих трудов, композитор добился признания.
Сальери уверен, что никогда не унижался до зависти. Но сейчас в среде композиторов появился не просто талант, а гений. Несправедливо, когда подобные высоты даются не за многолетние труды, не за любовь и самоотречение, а при рождении. Так повезло пустому и праздному гуляке – Моцарту.
В это время входит сам Моцарт. Он считает Сальери другом, поэтому принес ему новое сочинение. По дороге возле трактира Моцарт увидел слепого скрипача, который играл его произведения. Уличный музыкант сильно фальшивил, что Моцарту показалось забавным. Он привел скрипача с собой и предлагает Сальери послушать его.
Входит слепой старик и начинает играть. Моцарт смеется. Сальери возмущен, что скрипач «коверкает» гениальную музыку. Он прогоняет старика. Моцарт расплачивается со скрипачом, а затем садится за рояль. Ночью его посетили несколько мелодий. Одну из них он и представляет на суд Сальери.
Хозяин дома потрясен: как можно, написав столь гениальную музыку, слушать фальшивую игру слепого скрипача. Сальери упрекает Моцарта в том, что тот не знает себе цену, называет его Богом. Гость весело сообщает, что «божество» проголодалось. Сальери приглашает друга отобедать с ним в трактире.
Моцарт соглашается, но уходит, чтобы предупредить жену.
Сальери рассуждает о том, что он должен остановить Моцарта, чтобы на его фоне другие композиторы не выглядели так жалко. Великий талант бесполезен, ведь ни один человек не сможет подняться до него, как бы ни старался. Моцарт, словно ангел, случайно залетевший к смертным с небесной вышины. Ему пора вернуться в свой рай.
Сальери говорит о яде – последнем даре его возлюбленной. Много раз он испытывал искушение воспользоваться им, мечтая прервать свою жизнь, но уже восемнадцать лет продолжает носить с собой. Сальери все надеялся, что придет время, когда этот яд будет нужнее. И, похоже, этот день настал. Сегодня последний дар любви перейдет в чашу дружбы.
Сцена II
Моцарт и Сальери обедают в трактире, где есть фортепиано. Моцарт пришел мрачный и рассказывает Сальери, что его тревожит Requiem. Три недели назад к нему заходил человек в черном, но не застал дома.
На второй день странный посетитель снова приходил и снова не застал хозяина. И только на третий день он пришел в дом, когда композитор играл с сыном. «Черный человек» заказал Requiem и тут же исчез.
Произведение готово, но заказчик с тех пор не появляется.
«Черный человек» не дает Моцарту ни минуты покоя. Он как бы преследует композитора. Кажется, что все время за ним наблюдает. Вот и сейчас он сидит третьим за их столом в трактире. Сальери пытается вернуть другу хорошее настроение. Он рассказывает о Бомарше, который советовал во время приступа хандры выпить шампанского или перечитать его «Женитьбу Фигаро».
Моцарт интересуется, правда ли, что Бомарше кого-то отравил? Сальери считает, что для этого он был слишком несерьезным человеком. Моцарт произносит ключевую фразу трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». В этот момент Сальери незаметно бросает яд в стакан.
Моцарт провозглашает тост за братский союз и выпивает отравленное вино. Он идет к фортепиано, играет Requiem. Потрясенный Сальери плачет. Моцарт замечает это и спрашивает о причине такой реакции. Преступник отвечает, что испытал настоящее облегчение, словно совершил тяжкий долг. Моцарт чувствует себя неважно и торопится домой, чтобы отоспаться. Он прощается с Сальери.
Убийца остается один и в смятении повторяет слова о гении и злодействе. Он – не гений? Завистник не хочет верить в правоту отравленного друга. Он в ужасе вспоминает об убийстве, которое приписывают Микеланджело. Была ли это правда?
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
- «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Метель», анализ повести Пушкина
- «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
- «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
- «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
- «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
- «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
- По произведению: «Моцарт и Сальери»
- По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/797-mozart-saliery-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание Пушкин Моцарт и Сальери для читательского дневника
- Александр Пушкин
- Год написания: 1830
- Жанр: трагедия
- Главные герои: композиторы Моцарт и Сальери
- Пересказ
Трагедия «Моцарт и Сальери» состоит всего из двух сцен. Действующих лиц, кроме появления слепого музыканта, тоже двое – два композитора. Один – уже пожилой музыкант – Сальери. Он достиг своих высот в искусстве с помощью тяжелого и долгого труда, изучая музыку как науку. Второй – молодой, ветреный, но невероятно талантливый – Моцарт.
Начинается действие этой пьесы с монолога Сальери. Он вспоминает о том, как, еще в детстве, услышав звучание церковного органа, полюбил это искусство и решил посвятить свою жизнь ему. Вспоминает, как он трудился, изучая его, добиваясь своих высот.
Рассуждает герой о том, что сейчас он, достигнув величия и славы и, наслаждаясь их плодами, завидует своему молодому другу Моцарту. Зависть берет Сальери именно из-за того, что его легкомысленный, как он считает, приятель действительно очень талантлив. Он не изучает музыку, а создает ее, она льется из него.
Он один из немногих, в которых есть какая-божественная искра, позволяющая творить неповторимое.
Дальше появляется сам Моцарт. Еще и приводит с собой слепого скрипача с целью повеселить своего друга. Говорит, что встретил его на улице, когда тот играл арию из Дон-Жуана и просит того повторить. Слепец играет фальшиво. Моцарта это смешит, а Сальери – злит. Он удивляется, как можно смеяться, когда какай-то бездарь коверкает произведение. Называет Моцарта богом. Скрипача прогоняют.
Моцарт хотел показать Сальери свое новое произведение. С этим он и шел к нему. Но, увидя своего друга в плохом и гневном настроении, решает, что тому сейчас не до него. Сальери же разубеждает его в этом и друзья договариваются пообедать в трактире. Моцарт решает сходить домой и предупредить жену.
После его ухода Сальери и решается на исполнение вынесенного им же самим приговора. Он решает отравить своего друга, воспользовавшись ядом, оставленным ему его возлюбленной, которой уже не было в живых.
Музыкант пытается оправдать свои действия, убеждает себя в своей правоте. В качестве аргумента он приводит довод о том, что Моцарт своим талантом только загубит искусство.
Он же легкомыслен, не оставит наследника своего таланта и после его ухода искусство рухнет опять вниз. Так рассуждает пожилой музыкант.
Вторая сцена этого произведения происходит уже в трактире. Там Моцарт играет для товарища свой «Реквием» и рассказывает ему странную историю.
Рассказывает о том, как человек в черном, обладающий весьма деликатными манерами в общении заказал у него этот самый «Реквием» и ушел. С тех пор он не приходил больше.
Но странным было то, что молодой музыкант ощущал его присутствие и ему было не по себе от этого. Казалось юноше даже, что будто и в данный момент он присутствовал с ними.
Заходит разговор о Бомарше, который якобы кого-то убил. В итоге Моцарт приходит к выводу, что гений и злодейство несовместимы. В это время яд был уже подсыпан ему в бокал его коварным собеседником.
Выпив, исполнив «реквием», Моцарт заявляет, что ему нехорошо и уходит. Отравитель же, оставшись наедине с собой, начинает уже сомневаться в правильности своего решения.
Но больше его мучает вопрос – а гений ли он сам? Ему запомнились слова Моцарта, о том , что гений и злодейство несовместимы.
Это произведение показывает разницу между людьми, по-разному мыслящих и живущих. Здесь показано, как талант «поддельный» завидует таланту «настоящему» и не может его принять, «боится» его и в итоге устраняет. Ни к чему хорошему не может привести зависть, удовлетворив ее, легче герою не стало.
Читательский дневник для 9 класса
Читать краткое содержание Моцарт и Сальери Пушкина
Сальери — композитор, он часто жалуется на свою жизнь, вспоминая, что родился с любовью к искусству и наслаждался игрой органа. После чего стал усердно заниматься и практиковаться.
После долгих лет старании его все же заметили и признали его талант. После чего он только и наслаждался своей славой, но не завидуя другим, а только радовался успехами товарищей.
Но все же в его душе зарождается чувство зависти к Моцарту, к его игре.
Моцарт по пути к Сальери видит как играет слепой на скрипке, сразу замечает, что его игра не очень — это высмеивает он при Сальери. Но для друга это не смешно, а наоборот неприемлемо. Поэтому Сальери прогоняет старика, дав ему денег.
Моцарт хочет уйти, видя, что товарищ не в настроении, но Сальери настаивает, чтоб он остался и показал то, с чем пришел. Моцарт играет свое произведение, написанное ночью и пересказывает чувства и ощущения во время написания.
Сальери поражен и обескуражен творчеством Моцарта.
После ухода товарища, Сальери задумывает остановить его. Ему чудится, что Моцарт представляет большую угрозу для всего искусства. Он достает яд, который хранил около восемнадцати лет.
На следующий день Сальери приходит к Моцарту и застает его за написанием реквиема, который заказал незнакомый человек в черном, его беспокоит этот человек, но Сальери пытается успокоить друга.
Дальше Сальери рассказывает историю о друге Бормаше, который отравил человека. Разговаривая об этом, Сальери подсыпает яд в стакан Моацарта, и оба пьют за гармонию и искусство.
Пока яд не подействовал, Сальери успевает сыграть свой реквием, в это время Сальери плачет, но не от восхищения, а от понимания, что выполнил свой долг.
После чего Моцарту становится плохо, и он выходит из комнаты, где Сальери остается один наедине со своими мыслями.
Рассказ учит тому, что не нужно завидовать другим, это может привести к преступлению и отречению от самого себя. Также рассказ показывает, что слава в искусстве играет второстепенную роль, нужно любить искусство и творить ради людей, как это делал Моцарт, а не для того, чтобы слава была в кармане.
Сальери — прототип завистливого человека, который жаждет славы, он уверен в том, что идет по верному пути и готов устранить любого, кто смеет помещать ему. Он не хочет признавать искусство, как творение чего-то прекрасного, а воспринимает только как средство заработка и признание своей персоны.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/mocart-i-saleri
Краткое содержание книги «Моцарт и Сальери» (А. С. Пушкин) | Литрекон
Основные события из «маленькой трагедии» А. С. Пушкина многомудрый Летрекон воспроизведет для вас в сокращении, ибо питает слабость к пушкинской прозе. Сюжет книги прост: завистливый приятель убивает Моцарта за то, что тот является непревзойдённым музыкальным гением, которого Сальери не обойти без хитрости. Все подробности этого конфликта вы узнаете из краткого пересказа.
Первая сцена
Начинается «маленькая трагедия» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» с того, что Сальери предается размышлениям по поводу своего детства, сидя в комнате в одиночестве.
Он вспоминает, как начался его творческий путь в мир музыки, говорит, что с малых лет восхищался церковным органом.
Герой рано начал взрослеть и осознавать пристрастие к музыке, в результате чего отказался от «праздных забав» и равнодушно относился к ремеслам и наукам.
Таким образом, композитор постепенно овладел некоторым мастерством в своем деле. Тогда же он начал мечтать о творческом величии, но не задумывался о славе. Трудился музыкант усердно, днями напролет, «позабыв и сон и пищу», после чего сжигал неудачные произведения и наблюдал, как те «пылая, с легким дымом исчезали».
Слава все-таки пришла к Сальери. Музыкант искренне наслаждался не только своим успехом, но и успехом коллег. «Никогда я зависти не знал», — открыто говорит композитор.
Но, по его словам, все изменилось, когда в его жизни появился гений Моцарт, а трудолюбие отошло на второй план. Именно тогда Сальери узнал, что такое «мучительно завидовать».
Заканчивается исповедь тем, что музыкант выкрикивает имя Моцарта, и тот приходит на его зов.
Моцарт желает представить своему другу старого скрипача, который насмешил композитора своим исполнением арии из «Дон-Жуана». Гость относится к сомнительному мастерству скрипача с усмешкой, а Сальери негативно настроен на такого рода искусство и негодует по поводу реакции друга. Он прогоняет старика.
Однако у Моцарта есть еще новость для Сальери, и он решает показать ему несколько своих творений, которые создал от бессонницы. Музыкант был поражен композициями коллеги и называет его «богом». Автор же не видит в своих работах ничего «божественного» и отвлекается на желание перекусить.
Сальери зовет товарища пообедать в трактир Золотого Льва. Моцарт уходит, чтобы предупредить жену о своем отсутствии.
Оставшись в одиночестве, композитор снова начинает размышлять, но теперь уже о своем предназначении остановить коллегу, от которого он не ждет пользы для музыки. Герой думает, что не стоит Моцарту продолжать создавать музыкальные шедевры, которые никто не сможет перерасти, ведь из-за этого искусство погибнет, так как не сможет развиваться.
У Сальери есть яд, который оставила ему возлюбленная Изора. Композитор не смог отравить сам себя, хотя множество лет тянулся к колбе. Он продолжал надеяться, что однажды «мир принесет внезапные дары», и его «посетит восторг», или же он встретит «злейшего врага» и отравит его подарком Изоры. Сальери решает, что яд станет причиной гибели противника. На этом заканчивается первая сцена.
Вторая сцена
Вторая сцена начинается с того, что два композитора сидят в трактире за обедом. Моцарт жалуется на то, что имеет некоторые затруднения со своим «Requiem» и не может его закончить уже три недели.
А все потому, что некий «черный человек» заказал у творца это произведение и с тех пор не появлялся, однако композитор переживает по поводу этого происшествия. Герою кажется, что «черный человек» всюду ходит за ним.
Сальери не воспринимает всерьез опасения коллеги и рассказывает историю о Бомарше, его товарище, который советовал при любых переживаниях «откупоривать бутылку шампанского» или перечитывать «Женитьбу Фигаро».
Моцарт наслышан о Бомарше и даже знаком с историей про то, как этот композитор кого-то отравил. Однако творец уверен, что это просто слухи, ведь «гений и злодейство — две вещи несовместные». После этого Сальери подливает яд в стакан с вином приятелю, который незамедлительно говорит тост в знак дружбы и пьет один.
Сальери начинает плакать, но просит не обращать на него внимание. Моцарт чувствует слабость и отправляется домой, чтобы прилечь. Оставшись в одиночестве, герой думает о словах коллеги на тему того, что нельзя быть гением, совершая зло, но вспоминает о злодеяниях Бонаротти и создателя Ватикана, которых считает гениями.
Юлиана Шейн
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/motsart-i-saleri-pushkin/
Моцарт и
Сальери
В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребёнком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки.
Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе.
Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рождённые в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашёл в сердцах людей отклик на свои созвучья.
И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту.
Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять.
В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнёс его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить».
Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привёл с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьёзен и даже укоряет Моцарта.
Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт даёт ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.
Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принёс ему. Моцарт отговаривается, считая своё новое сочинение безделицей.
Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет.
Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности.
Смущённый Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.
Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падёт опять, как только он исчезнет.
Сальери считает, что живой Моцарт — угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше.
Сальери достаёт яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением.
Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.
В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен.
Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца.
Моцарту не даёт покоя мысль об этом человеке, который был в чёрном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.
Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от чёрных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения «Женитьбы Фигаро».
Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодейство две веши несовместные».
Моцарт убеждён, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem.
Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир.
Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принёс жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмысленной толпы».
Источник: https://teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/Pushkin/motsart_soljeri.htm