Краткое содержание набоков машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Владимир Владимирович Набоков – один из интереснейших писателей ХХ века. Много споров и неоднозначных суждений вызывало и вызывает его творчество. Поэтому достаточно увлекательно проводить анализ Набокова. «Машенька» же – не просто роман, а первый роман писателя, что делает его еще более значимым и ценным.

Творчество Набокова

Краткое содержание Набоков Машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Владимир Набоков представляет собой неразгаданную тайну и необъяснимую загадку литературы ХХ века. Одни считают его гением, другие совершенно не признают в нем талантливого писателя. Он родился в XIX столетии в Петербурге и умер в конце прошлого века в Швейцарии. Большая часть жизни была им прожита за границей, но не забыто русское детство. Набоков писал как на родном, так и на английском языке, переводил свои романы, читал лекции по филологии.

Многие его тексты упредили эпоху модернизма, а стиль его произведений настолько самобытен, что не имеет аналогов ни в русской, ни в зарубежной литературе.

Неоднозначность и разнородность его творений делают невозможным полный анализ Набокова.

«Машенька» берется нами для изучения не только потому, что это первый роман Владимира Владимировича, но и потому, что это первое произведение, написанное им в эмиграции.

История создания

Итак, начнем анализ Набокова («Машенька» – в фокусе нашего внимания). Роман был написан в 1926 году в Берлине. Он имеет много биографических мотивов, в первую очередь связанных с тоской по Родине, непереносимой грустью эмигранта по утраченному дому.

В журнале «Нива» сразу после выхода романа была напечатана рецензия на него: «Свою судьбу Набоков вышивает по канве своих произведений… отражена судьба целого человеческого типа – русского интеллигента-эмигранта».

Жизнь за границей была, как и для многих покинувших родную страну людей, трудна. Единственное, в чем Набоков мог найти утешение, – воспоминания о прошлом, где были радость, любовь, дом.

Именно эти светлые мысли легли в основу романа.

Краткое содержание: начало

Краткое содержание Набоков Машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Прежде чем приступить к анализу, обратимся к пересказу сюжета романа «Машенька». Краткое содержание следует начать описывать с весны 1934 года в Берлине. Главный герой, Ганин Лев Глебович, проживает в пансионе для русских, где, кроме него, обитают:

  • Алферов Алексей Иванович (математик);
  • Подтягин Антон Сергеевич (старый поэт),
  • «уютная барышня» Клара, влюбленная в Ганина и работающая машинисткой;
  • влюбленная пара – танцовщики балета Колин и Горноцветов.

Ганин приехал в Берлин год назад, за это время он сменил несколько работ: санитар, рабочий, официант.

Он сумел скопить достаточно денег, чтобы уехать, но сначала ему нужно расстаться с Людмилой, с которой они связаны отношениями уже три месяца, что ужасно надоело герою. Но предлога для разрыва найти Ганин никак не может.

Окна его комнаты, как назло, выходят на железную дорогу, и желание уехать становится непреодолимым. В порыве захлестнувших его чувств Лев Глебович объявляет хозяйке пансиона, что в субботу уезжает.

Первая любовь

Очень много чувств и переживаний самого Набокова отразилось в произведении «Машенька». Краткое содержание романа (особенно воспоминания Ганина о прошлом) тоже это доказывает.

Лев Глебович узнает от Алферова, что в субботу приедет его супруга – Машенька. В фотографии жены математика Ганин узнает девушку, в которую впервые влюбился. Его захватывают воспоминания о прошлом, он даже, по своим ощущениям, молодеет лет на десять. А на следующий день он говорит Людмиле, что влюблен в другую. Ганин чувствует свободу и целиком отдается воспоминаниям.

Краткое содержание Набоков Машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Ему шестнадцать лет, он находится в летней усадьбе, где восстанавливается после тифа. От скуки юноша создает в мыслях образ идеальной возлюбленной, которую и встречает ровно через месяц.

Это была Машенька – девушка с «каштановой косой в черном банте», горящими глазами, смуглым лицом и «подвижным, картавым» голосом. Она была постоянно веселой, очень любила сладкое.

Как-то Ганин встретил ее с подружками, и они договорились пойти кататься на лодке, но на следующий день Машенька пришла без подруг. С того времени молодые люди стали встречаться рядом с пустой усадьбой.

Когда накануне отъезда в Санкт-Петербург они свиделись в последний раз, Ганин заметил, что ставни у одного окна приоткрыты и в стекле угадывается лицо. Оказалось, что подглядывал за ними сын сторожа. Ганин так разозлился, что сильно избил его.

На следующее утро главный герой уехал. Машенька же переехала в Петербург лишь в ноябре. Теперь встречаться молодым людям стало труднее – на улице мороз, долго не погуляешь. Единственной отрадой был телефон – по вечерам они могли часами говорить друг с другом. А незадолго до Нового года семья Машеньки переехала в Москву. К своему удивлению, Ганин почувствовал от этого облегчение.

Летом у них появилась возможность встретиться вновь. Единственная проблема – в этом году отец Машеньки снял дачу в пятидесяти верстах от усадьбы Ганиных. Юноша отправился к своей возлюбленной, но добрался уже затемно. Она встретила его словами: «Я твоя, делай со мной все, что хочешь». Но вокруг было слишком много шорохов, Ганину казалось, что кто-то идет, поэтому он быстро ушел.

Последний раз они встретились через год после этого в поезде и с тех пор не виделись. Только обменялись несколькими письмами во время войны.

Завершение романа

Как видно, реалистическую и очень жизненную историю рисует в своем романе Набоков.

Краткое содержание подходит к концу. Накануне возвращения Машеньки Ганин поит Алферова на празднике, устроенном Колиным и Горноцветовым. Он планирует сам встретить женщину и ухать вместе с ней.

Утром Ганин прощается с пансионерами и отправляется на вокзал. До момента приезда поезда остается час. Постепенно в голову Ганина начинают лезть мысли о том, что их роман с Машенькой закончился давным-давно. Не дождавшись приезда женщины, он отправляется на другой вокзал и уезжает.

Тема и идея

С определения темы и идеи следует начать анализ романа «Машенька» Набокова. Создается впечатление, что тема любви в произведении стоит на первом месте и является ведущей, однако это не так. На самом деле роман посвящен исключительно утраченной родине – России. Все остальные подтемы и мотивы группируются вокруг этого образа.

В произведении Набоков, а вместе с ним и главный герой, пытаются вернуть себе утраченное счастье, вновь обрести рай. Но исход оказывается неутешительным – потерянного не вернуть, все закончилось, остается только скитание, назад дороги нет.

Краткое содержание Набоков Машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Конфликт в романе

Очень интересен и специфичен конфликт, который создал в романе Набоков. «Машенька» (анализ произведения) позволяет заключить, что основное противоречие строится на контрастах: подлинное – поддельное, повседневное – необычное. Мечты о России становятся более настоящими, чем жизнь в эмиграции, а обыденность Берлина сменяется исключительностью и необычностью просторов родной страны.

Сюжет и фабула

Если проводить тщательный анализ романа «Машенька» Набокова, то выясняется, что как таковой фабулы в нем и нет. Содержание произведения больше напоминает поток сознания: постоянные внутренние монологи Ганина, диалоги персонажей, описания мест, где происходит то или иное событие.

Конечно, нельзя назвать роман построенным только на этом. Здесь есть взгляд со стороны – повествование ведется от третьего лица, описанию пространства присуща определенная объективность, читатель слышит не только голос героя, но и речи других персонажей.

Однако весь сюжет романа можно свести к нескольким событиям: Ганин собирается уезжать, узнает о приезде давней возлюбленной, вспоминает о пережитых в юности чувствах, собирается возродить их, но в последний момент отказывается от этого и уезжает.

Именно в этой скудности действий выражается самобытность и необычность творчества Набокова, то, что делает его непохожим ни на русских, ни на зарубежных писателей.

Краткое содержание Набоков Машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Образ Ганина

Образ главного героя во многом списал с себя Владимир Набоков. «Машенька» (анализ чувств и переживаний Ганина как эмигранта) лишний раз подтверждает это. В Берлине он никому не нужен, и ему тоже нет ни до кого дела. Лев Глебович одинок и несчастен, угнетен, его душой завладела беспросветная тоска. У него нет никакого желания с чем-то бороться или что-то менять.

Оживляют героя лишь воспоминания о Машеньке. Мысли о былом возрождают его душу и тело, призрачное счастье согревает, толкает на действие, дает надежду на будущее. Но недолго длится эта эйфория. Сидя на вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг осознает, что былое вернуть невозможно, о потерянном рае (Родине) можно только мечтать, но обрести вновь уже никогда не получится.

Образ Машеньки

Краткое содержание Набоков Машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Невозможно, делая анализ рассказа «Машенька» (Набоков), не уделить внимания образу главной героини, пусть она и появляется только в мечтах Ганина. С Машенькой в произведении связаны только самые светлые и счастливые воспоминания. Образ девушки становится олицетворением навсегда утраченного счастья, России еще до войны и революции.

То, что Машенька, сливающаяся с образом Родины, так и не появляется в романе, говорит о недостижимости рая (России). Она предстает только в воспоминаниях и мечтах, большее для эмигрантов недоступно.

Своеобразие конца романа

Очень часто в этом произведении играет на обмане ожидания читателя Владимир Владимирович Набоков: Машенька (анализ ее образа представлен выше) так и не появляется, предполагаемый любовный треугольник, к которому подталкивает расстановка главных героев, оборачивается пшиком, а финал совершенно не соответствует традиционным литературным приемам.

Конец романа имеет скорее философский, чем психологический характер. Набоков не позволяет героям встретиться не из-за глубоких душевных переживаний, а потому, что в прошлое нет возврата.

Краткое содержание Набоков Машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Заключение

Таким образом, неординарность и некую загадочность произведения подтверждает анализ Набокова. «Машенька» в таком контексте – это не только первый роман автора, но и заявление о его необычном таланте, который в поздних произведениях только развивался.

Источник: https://autogear.ru/article/189/595/mashenka-analiz-nabokova-mashenka-kratkoe-soderjanie/

Краткое содержание Машенька, Набоков читать

Главная>Краткие содержания

Быстрый переход:

Очень краткое содержание (в двух словах)

Краткое содержание (подробно)

Очень краткое содержание (в двух словах)

Лев Ганин живёт в русском пансионе в Берлине в 20х годах прошлого века. Ему опротивел этот пансион, и он всё порывается уехать, но никак не может порвать со своей любовницей Людмилой. Однажды сосед Алфёров показывает Ганину фотографию своей жены Машеньки, которая скоро должна к нему приехать. С удивлением, Ганин узнаёт в ней свою первую и единственную любовь.

Вспоминая, как с ней было хорошо в прошлом, он задумывает напоить Алфёрова, встретить Машеньку и уговорить её уехать с ним. Его план срабатывает — ему удаётся споить Алфёрова на вечеринке, которую устроили соседи танцоры и приехать на вокзал. Но на вокзале, он понимает, что той Машеньки из его молодости уже нет.

Немного подумав, он переезжает на другой вокзал, и отправляется в сторону Франции.

Краткое содержание (подробно)

Главный герой Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине, где кроме него, живут ещё 5 русских – Алферов, поэт Подтягин, Клара, танцоры Колин и Горноцветов. Все они эмигранты, волею судеб, оказавшиеся за пределами родины в страшных 20х годах прошлого века. Хозяйка пансиона — Лидия­­ Николаевна­ Дорн, которая открыла этот пансион после смерти своего немецкого мужа.

Ганину не нравится этот пансион, и он мечтает куда-нибудь уехать, но никак не может порвать со своей любовницей Людмилой, которую просто возненавидел после первой же ночи.

Вообще, он замечает, что на него напала апатия ко всему – он ничего не хочет делать, не работает, всё его раздражает.

Единственный выход, который он видит, это порвать с Людмилой и куда-нибудь уехать, но сказать ей слова прощания, он не может.

В один из дней, Ганин просыпается ночью от напевания соседа Алфёрова. Он заходит к нему и просит его быть потише. Тот обещает, а в завязавшемся разговоре показывает ему фото своей жены – Машеньки, которая приезжает через четыре дня. Ганин узнаёт в ней свою первую и единственную любовь.

На следующий день Ганин просыпается помолодевшим. Он бодро встаёт, бреется и решительно идёт к Людмиле. Ещё находившейся в постели своей любовнице, он решительно заявляет, что больше её не любит и отношения их закончены. Оставив её в шоке, он уходит.

После этого, он садится на лавку и начинает вспоминать события девятилетней давности – как он познакомился с Машенькой в деревне, как они тайно встречались, много целовались. А потом, вернувшись в Санкт-Петербург их отношения стали затухать.

После Рождества она уехала в Москву, и он думал, что это даже хорошо, что потом, в деревне, их отношения вспыхнут с новой силой. Но отец Машеньки выбрал на лето другую дачу.

Однажды Ганин приехал к ней на эту дачу, и она сказала, что он может делать с ней всё, что хочет, но он отказался и уехал, поняв, что разлюбил её. После этого случая их отношения прервались.

Вернувшись в пансион, он увидел выходящего Алфёрова и решил зайти к нему в комнату, чтобы ещё раз взглянуть на фото Машеньки. Но в ту минуту, когда он открыл ящик стола, в комнату неожиданно вошла Клара. Подумав, что он ищет деньги, а с ужасом отпрянула. Ганин не стал ей объяснять, что он делал в комнате Алфёрова.

Читайте также:  Краткое содержание байрон шильонский узник за 2 минуты пересказ сюжета

На следующий день, Ганину пришло письмо от Людмилы, но он даже не стал его читать. За обедом, Подтягин пожаловался, что плохо понимает чиновников и никак не может получить визу, Ганин пообещал завтра пойти с ним и помочь.

Ганин опять погрузился в воспоминания -­ как виделся с Машенькой в последний раз – это было в вагоне поезда, на площадке. Он проехал с ней всего одну остановку, и когда она сошла, он долго смотрел ей вслед и понимал, что будет любить её всю жизнь.

За день до приезда Машеньки, танцоры разослали всем приглашение на вечеринку. Поводов было несколько – 26летие Клары, отъезд Подтягина и Ганина, а главное, они получили ангажемент.

Ганин отправился с Подтягиным за выездной и въездной визами, и довольно быстро во всём ему помог, но когда оставалось уже немного, выяснилось, что пока они переезжали с места на место, Подтягин потерял паспорт. После чего, у него опять случился приступ, и Ганин его еле довёл до дома.

Сам Ганин собрал чемоданы и отправился на вечеринку танцоров. Там он быстро споил Алфёрова и уложил в кровать, заведя его будильник не на пол восьмого, как тот просил, а на одиннадцать.

После этого простился с Подтягиным, которому стало совсем плохо, и он лежал полуживой в кровати, затем с Кларой, которая заплакала после его ухода, и отправился на вокзал встречать Машеньку.

На вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг понял, что той Машеньки, что он любил больше нет, что он любил её эти четыре дня, с того момента, как увидел фото, только её образ и воспоминания. Он решительно встал со скамейки, сел в таксомотор, уехал на другой вокзал и купил билет к границе Франции, а далее он собрался в Прованс, на море.

  • см. также:Краткие содержания других произведений
  • Характеристики главных героев произведения Машенька, Набоков
  • Краткая биография Владимира Набокова

Источник: https://www.sdamna5.ru/mashenka_kratko

Краткое содержание — «Машенька» Набокова

Владимир Набоков критично считал «Машеньку» незаконченным произведением, нуждающимся в доработке.

Однако писатель так и не притронулся к повести, чтобы улучшить ее, — возможно, потому, что в полной мере и с большой выразительной силой раскрыл тему, за которую взялся.

Эта тема — воспоминания о прошедшей любви. В этой повести автор поставил вопрос о том, можно ли вернуть пережитое чувство, испытать его вновь.

Главный герой произведения — Лев Глебович Ганин, русский эмигрант. От своего соседа по пансиону, некоего Алферова, тоже русского эмигранта, Ганин узнает о скором прибытии к тому из России супруги.

Из разговора Ганина и Алферова выясняется, что эта женщина — Машенька, которая некогда была возлюбленной Ганина. Лев решается на отчаянный поступок, он желает встретиться с Машенькой и увести ее у Алферова.

Однако вспоминая свои прежние отношения с ней, он понимает, что любит былую Машеньку, а перенести это чувство на жену Алферова никогда не сможет. И Лев отказывается от своего дерзкого плана.

Мыслями главного героя автор отвечает на поставленный вопрос. Былое чувство невозможно воспроизвести вновь в реальности. Оно настолько трепетно и невесомо, что пережить его и насытиться им возможно лишь в воспоминаниях.

Именно это происходит с Ганиным: вспомнив Машеньку и в своем воображении воскресив все эпизоды своего общения с ней, Лев вновь испытал наслаждение от образа возлюбленной.

Подобного ему не пережить с новой Машей, Марией Алферовой, которая является уже другим человеком — ее изменила жизнь, изменило супружество. И сам Ганин уже не тот, чтобы испытать прежнюю любовь.

В одну и ту же реку нельзя войти дважды, учит читателя Набоков. Область эмоций и страстей — это мир мимолетных, быстротекучих образов и ощущений. Образ возлюбленного является, вероятно, одним из наиболее тонких, эфирных, быстропроходящих. Страсть к предмету любви обязательно претерпит изменения по мере развития отношений с этим человеком.

Если же чувство неизменно, то это не любовь к человеку, а стойкая память о том образе, который был создан в фантазиях и представляет собой слепок, копию с данного человека.

Так Набоков вскрывает природу одного из миражей любви, попутно как бы оправдывая своего героя, но одновременно оставляя его и читателя терзаться мыслью: а какая она на самом деле, Машенька?

План пересказа «Машенька»

  1. Знакомство в лифте.
  2. Русский пансион.
  3. Тоска Ганина.
  4. Мысли о Машеньке.
  5. План Ганина.
  6. Бегство.

Источник: https://sochynenie.ru/kratkoe-soderzhanie-mashenka-nabokova/

Краткое содержание «Машенька»

Рассказ Набокова «Машенька» входит в школьную программу, поэтому мы привели для Вас ниже краткое содержание с легким биографическим экскурсом автора, так как этот роман является автобиографичным.

Сюжет разворачивается в одном из пансионов Берлина, где живет несколько русских эмигрантов. В начале романа завязывается разговор между Львом Ганиным и Алексеем Алферовым, живущими в соседних комнатах. Ганин очень недоволен: его сердит и неприятная ситуация (лифт застрял между этажами), и необходимостью поддерживать разговор с незнакомым человеком.

Во время разговора Алферов, не скрывая радостного настроения, говорит о том, что спустя шесть дней (в субботу) приедет его жена. Ганин раздражён и надеется вызвать швейцара. Вскоре лифт наконец-то поднимается на четвёртый этаж, и соседи выходят из кабины. Ганину настолько надоела болтовня Алферова, что он в сердцах хлопает дверью лифта.

Льва Глебовича Ганина можно понять: до революции он жил очень хорошо, никогда не сталкивался с бедностью и бытовыми проблемами. Теперь главный герой ютится в весьма неприятном немецком пансионе. Кроме заурядных неудобств (не очень чистая кухня, грязная ванная комната, узкий коридор), его раздражение вызывает соседство с железной дорогой: почти круглые сутки слышен стук колёс по рельсам.

За три месяца проживания в этом пансионе Ганин уже не раз подумывал о том, чтобы уехать, однако каждый раз откладывал свои планы. Мешало не отсутствие денег: Лев Глебович не знал, каким образом расстаться со случайной подругой — Людмилой. Любовь между ними давно прошла, а близкие отношения превратились в скучную рутину.

На следующий день после случая с застрявшим лифтом жильцы пансионата, как обычно, собрались за обеденным столом. Завязался политический разговор на тему «Россия и Германия – какая страна лучше?». Не дождавшись конца обеда, Ганин ушёл в свою комнату, а затем начал бесцельно гулять по Берлину. Вечером ему предстояло идти с Людмилой и ее подругой Кларой в кино.

Весь день Лев Глебович с тоской вспоминал подробности своего романа с Людмилой. Он уже давно осознал, что восторженное преклонение перед девушкой исчезло сразу же после первой близости.

Поход в кино обернулся для Ганина очередной морокой. Его раздражало, что Людмила постоянно разговаривает с Кларой, мешая смотреть фильм. Под конец сеанса Ганин испытал острое дежавю.

Он неожиданно узнал себя в одном из актеров фильма и почувствовал брезгливость и стыд.

Возвращение в пансион обернулось для главного героя бессонницей. Ужасно привередливый эмигрант не мог заснуть, страдал и сердился. Раздражение Ганина многократно усилилось после того, как он услышал за тонкой стеной пение Алферова.

Лев Глебович решительно зашел в комнату соседа, намереваясь сделать ему выговор. Алферов был очень взволнован, говорил о скором приезде своей жены Машеньки, а затем показал её фотографию.

Это почему-то рассердило Ганина, который молча ушел, хлопнув дверью.

Проснувшись поздним утром, Ганин неожиданно почувствовал себя бодрым и понял, что наконец-то сможет порвать с берлинской подругой. Вчера в жене Алферова он узнал свою давнюю возлюбленную. Ганин пришел к Людмиле и решительно заявил ей об окончании романа.

После расставания с опостылевшей женщиной Лев Глебович отправился в сквер, где окунулся в воспоминания о прошлом. Стало ли легче эмигранту? Конечно, потому что непрестанная тягучая тоска, связанная с томительным бездействием, наконец-то ушла.

Лев Глебович с грустью вспоминает о том счастливом времени, когда Российская Империя ещё не исчезла с мировой политической карты. Тогда гимназист Лева пережил первую любовь – чистое, искреннее чувство.

Их отношения с Машенькой были очень целомудренные. Молодые люди познакомились на даче, начали тайком от всех встречаться. Неприличная надпись хулигана об их отношениях стала толчком для взаимного признания.

Настала пора бесконечных поцелуев и задушевных разговоров.

После отъезда с дачи началась «снеговая эпоха любви». В зимнем Петербурге молодые влюбленные встречались редко, посылая друг другу письма и часами разговаривая по телефону. Следующим летом они встретились всего один раз. Свидание стало прощальным: Ганин почувствовал, что разлюбил девушку.

Воюя в рядах Белого движения, Лев Глебович получил от Машеньки несколько писем. Он мечтал увидеть ее вновь, но все надежды разбились после вынужденного отъезда из России.

Воспоминания все больше увлекали Ганина. Ему казалось, что настоящий Лев Глебович живёт там, в прошлом, а в Берлине прозябает двойник этого человека. Время от времени эти воспоминания прерываются раздражением от голоса надоедливого Алферова. Ганин не может понять, как могла Машенька стать женой этого неприятного человека.

Лев Глебович собирался субботним утром опередить Алферова на вокзале, встретить Машеньку и вместе с ней уехать из Берлина. Находясь в приподнятом состоянии духа, в пятницу он помог старому поэту Подтягину получить визу для отъезда во Францию. Однако старик нечаянно потерял паспорт.

Вечером жильцы пансиона собрались отмечать отъезд Ганина и Подтягина, приезд супруги Алферова и день рождения Клары. Праздник не удался: Алферов сильно напился, с Подтягиным произошел очередной сердечный припадок, влюбленная в Ганина Клара с тоской думала о своей одинокой жизни.

Ранним утром Лев Глебович собрал все свои вещи, попрощался с соседями и отправился на вокзал.

Сидя на скамейке, он вдруг осознал, что четыре дня счастливых воспоминаний о Машеньке стали концом давнего романа. Увидев подходящий экспресс, Ганин сел на таксомотор и уехал на другой вокзал.

Там он купил билет до юго-западной границы Германии, намереваясь попасть во Францию, а затем навсегда покинуть Европу.

Источник: https://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-mashenka/

Краткое содержание романа Набокова «Машенька»

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живет в русском пансионе в Берлине.

Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый российский поэт» Антон Сергеевич Подтягин, Клара — «полногрудая, вся в черном шелку, очень уютная барышня», работающая машинисткой и влюбленная в Ганина, а также балетные танцовщики Колин и Горноцветов. «Особый оттенок, таинственная жеманность» отделяет последних от других пансионеров, но, «говоря по совести, нельзя порицать голубиное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашел работу. Был он и рабочим, и официантом, и статистом.

Оставшихся у него денег достаточно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает.

Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возможность уехать дразнит неотвязно».

Он объявляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алферова Ганин узнает, что в субботу приезжает его жена Машенька. Алферов ведет Ганина к себе, чтобы показать ему фотографии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полностью погружается в воспоминания об этой любви, ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. На следующий день, во вторник, Ганин объявляет Людмиле, что любит другую женщину.

Теперь он свободен вспоминать, как девять лет назад, когда ему было шестнадцать лет, он, выздоравливая после тифа в летней усадьбе под Воскресенском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву.

У Машеньки была «каштановая коса в черном банте», «татарские горящие глаза», смугловатое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожиданными грудными звуками». Машенька была очень веселая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскресенске.

Как-то с двумя подругами она забралась в беседку в парке.

Ганин заговорил с девушками, они договорились на следующий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встречаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в черную бурную ночь, накануне отъезда в Петербург к началу учебного года, он в последний раз встретился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приоткрыты, а к стеклу изнутри прижалось человеческое лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

Читайте также:  Краткое содержание булгаков жизнь господина де мольера за 2 минуты пересказ сюжета

На следующий день он уехал в Петербург. Машенька переселилась в Петербург только в ноябре. Началась «снеговая эпоха их любви». Встречаться было трудно, подолгу блуждать на морозе было мучительно, поэтому оба вспоминали о лете. По вечерам они часами говорили по телефону.

Всякая любовь требует уединения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказалась для Ганина облегчением.

Летом Машенька вернулась. Она позвонила Ганину на дачу и сказала, что папа ее ни за что не хотел снова снять дачу в Воскресенске и она теперь живет в пятидесяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на велосипеде. Приехал уже затемно.

Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, — сказала она. — Делай со мной все, что хочешь». Но в парке раздавались странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и неподвижно. «Мне все кажется, что кто-то идет», — сказал он и поднялся.

Он встретился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следующей станции. Больше они не видались. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обменялись нежными письмами. Он был в Ялте, где «готовилась военная борьба», она где-то в Малороссии.

Потом они потеряли друг друга.

В пятницу Колин и Горноцветов по случаю получения ангажемента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и предполагаемого отъезда Подтягина в Париж к племяннице решают устроить «празднество». Ганин с Подтягиным отправляется в полицейское управление, чтобы помочь тому с визой. Когда долгожданная виза получена, Подтягин случайно оставляет паспорт в трамвае.

С ним случается сердечный припадок.

Праздничный ужин проходит невесело. Подтягину опять становится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алферова и отправляет его спать, а сам представляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезет ее.

Собрав вещи, Ганин прощается с пансионерами, сидящими у постели умирающего Подтягина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки остается час.

Он усаживается на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспоминал тиф, усадьбу, предчувствие Машеньки. Постепенно «с беспощадной ясностью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда.

«Он длился всего четыре дня, — эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни».

Образ Машеньки остался вместе с умирающим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожидается момента, когда по железнодорожному мосту проходит экспресс, идущий с севера.

Берет таксомотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.

Краткое содержание романа Набокова «Машенька»

Источник: https://essay.englishtopic.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-nabokova-mashenka/

Машенька

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине.

Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый российский поэт» Антон Сергеевич Подтягин, Клара — «полногрудая, вся в чёрном шёлку, очень уютная барышня», работающая машинисткой и влюблённая в Ганина, а также балетные танцовщики Колин и Горноцветов. «Особый оттенок, таинственная жеманность» отделяет последних от других пансионеров, но, «говоря по совести, нельзя порицать голубиное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашёл работу. Был он и рабочим, и официантом, и статистом.

Оставшихся у него денег достаточно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает.

Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возможность уехать дразнит неотвязно». Он объявляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алферова Ганин узнает, что в субботу приезжает его жена Машенька. Алферов ведёт Ганина к себе, чтобы показать ему фотографии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полностью погружается в воспоминания об этой любви, ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет.

На следующий день, во вторник, Ганин объявляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспоминать, как девять лет назад, когда ему было шестнадцать лет, он, выздоравливая после тифа в летней усадьбе под Воскресенском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву.

У Машеньки была «каштановая коса в чёрном банте», «татарские горящие глаза», смугловатое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожиданными грудными звуками». Машенька была очень весёлая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскресенске. Как-то с двумя подругами она забралась в беседку в парке.

Ганин заговорил с девушками, они договорились на следующий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встречаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в чёрную бурную ночь, накануне отъезда в Петербург к началу учебного года, он в последний раз встретился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приоткрыты, а к стеклу изнутри прижалось человеческое лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

На следующий день он уехал в Петербург. Машенька переселилась в Петербург только в ноябре. Началась «снеговая эпоха их любви». Встречаться было трудно, подолгу блуждать на морозе было мучительно, поэтому оба вспоминали о лете.

По вечерам они часами говорили по телефону. Всякая любовь требует уединения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву.

И странно: эта разлука оказалась для Ганина облегчением.

Летом Машенька вернулась. Она позвонила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскресенске и она теперь живёт в пятидесяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на велосипеде. Приехал уже затемно.

Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, — сказала она. — Делай со мной все, что хочешь». Но в парке раздавались странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и неподвижно. «Мне все кажется, что кто-то идёт», — сказал он и поднялся.

Он встретился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следующей станции. Больше они не видались. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обменялись нежными письмами. Он был в Ялте, где «готовилась военная борьба», она где-то в Малороссии. Потом они потеряли друг друга.

В пятницу Колин и Горноцветов по случаю получения ангажемента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и предполагаемого отъезда Подтягина в Париж к племяннице решают устроить «празднество». Ганин с Подтягиным отправляется в полицейское управление, чтобы помочь тому с визой. Когда долгожданная виза получена, Подтягин случайно оставляет паспорт в трамвае. С ним случается сердечный припадок.

Праздничный ужин проходит невесело. Подтягину опять становится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алферова и отправляет его спать, а сам представляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезёт её.

Собрав вещи, Ганин прощается с пансионерами, сидящими у постели умирающего Подтягина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки остаётся час. Он усаживается на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспоминал тиф, усадьбу, предчувствие Машеньки. Постепенно «с беспощадной ясностью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда.

«Он длился всего четыре дня, — эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умирающим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожидается момента, когда по железнодорожному мосту проходит экспресс, идущий с севера.

Берет таксомотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.

Вы прочитали краткое содержание романа Машенька. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/mashenka

Тема родины в романе «Машенька» В. В. Набокова

Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов.

Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур — русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, — подлинные литературные шедевры.

Набоков очень много сделал для знакомства западной читательской аудитории с вершинами русской литературной классики, переводил Пушкина и произведения русских писателей XIX века. Родина, огромная любовь к ней всегда оставались в сердце писателя.

Первый роман писателя «Машенька» был написан к осени 1925 года, а вышел в 1926 году. Роман был оценен положительно в среде русских эмигрантов, но шумного успеха не имел, так как содержание его было об их собственной жизни, унылой и тоскливой. В романе действие длится одну неделю апреля 1924 года. В это время большая часть русской эмиграции переезжала из Берлина в Париж.

События романа разворачиваются в недорогом берлинском пансионе, который находится рядом с железной дорогой. Тревожные гудки, стук колес постоянно напоминают русским эмигрантам о потерянной родине.

Перед нами семеро русских эмигрантов, но только одному из них нравится берлинская жизнь. Это Алексей Алферов, мелкий служащий, называющий себя математиком. Он не так давно приехал в пансион из России и намерен остаться в Берлине.

Он с нетерпением ждет приезда жены Марии. Своему ожиданию и вообще всему, что происходит с ним, Алферов придает широкий, даже мистический смысл.

Даже то, что они вместе с главным героем романа Ганиным застряли в лифте, Алферов предлагает трактовать как некий «знак», символ.

Сведения о жене Алферова, Маше, Набоков сообщает очень скупо. По рассказам Алферова, его жена — чистый идеал женственности и красоты. О ней он говорит только в приподнятых тонах.

Герой взахлеб рассказывает о том, как его жена обожает загородные прогулки, а ее облик может воссоздать только талантливый поэт.

Алферов предлагает поэту Подтягину, тоже живущему в пансионе, описать «такую штуку, как женственность, прекрасную русскую женственность».

Внешняя простота первого набоковского романа обманчива: простая композиция, все герои на первом плане, действие разворачивается как в пьесе. Казалось бы, нет никакого «второго плана» повествования.

Читатель воспринимает неуместное умничанье, бестактность, неприятную навязчивость, неряшливость Алферова как банальную пошлость этого персонажа.

Однако уже в этом первом романе робко проступают черты словесной игры, сложного стиля Набокова, который сформируется позже.

В романе Набокова «Машенька» талантливо описаны городские пейзажи. Читателя привлекает меткость портретных и психологических характеристик героев, а также сила чувств воспоминаний героя. На первый план автор выводит взгляды и суждения Ганина.

В этот образ Набоков вложил остроту и сложность своего восприятия мира, а также собственные воспоминания о России. Четыре дня герой воссоздает в своей памяти подробный образ родины. Воспоминания настолько живые и реальные, что полностью вытесняют в сознании героя впечатления о Берлине.

Лавину воспоминаний вызвало то, что на фотографии Ганин узнает в жене Алферова Машеньке свою первую возлюбленную. В душе Ганина происходит переворот, помогающий ему обрести реальность.

Толчком к раздумьям, к «возвращению в себя», служат и слова Алферова: «Пора нам всем открыто заявить, что России капут, что наша родина, стало быть, навсегда погибла». Материал с сайта //iEssay.ru

Автор убежден в том, что только искусство способно противостоять распаду и забвению, что жизнь, преображенная в роман, и есть единственная надежная реальность.

Поэтому в финале романа Ганин вдруг отказывается от намерения встретить и увезти с собой Машеньку: «Ганин глядел на легкое небо, на сквозную крышу — и уже чувствовал с беспощадной ясностью, что роман его с Машенькой кончился навсегда.

Он длился всего четыре дня, — и эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни». За эти четыре дня Ганин вспомнил три последних года жизни в России от первой встречи с Машенькой до последнего ее письма к нему.

В воспоминаниях героя о Машеньке воплотилась эмигрантская мечта и надежда на возвращение в Россию. Но вернуться на родину можно только в воспоминаниях. Таков смысл концовки романа.

На этой странице материал по темам:

  • набоков машенька сочинение
  • характеристика героев набокова машенька
  • В. В. Набоков, «Родина» анализ
  • как интерпретирует Набоков в романе Машенька тему родины7
  • Тест по роману Набокова Машенька

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/n/nabokov/sochineniya/mashenka/tema-rodiny-v-romane-mashenka-v.-v.-nabokova

Анализ романа "Машенька" Набокова | Инфошкола

Сюжет можно пересказать в двух словах: русский эмигрант узнает, что жена его соседа по пансиону — его бывшая возлюбленная Машенька, с которой он расстался девять лет назад; мечтая о встрече с ней, он в последний момент отказывается от этой долгожданной встречи.

Главное в романе — воспоминания. Сюжет разворачивается как поток сознания: перемежаются диалоги персонажей, внутренние монологи главного героя, описания места действия. И хотя повествование ведется от третьего лица, переживания героя описаны так, что постепенно они становятся переживаниями самого читателя.

— Что представляет собой главный герой? 

Лев Ганин — русский эмигрант, один из многих представителей дворянства, вынужденных покинуть родину после Октября 1917 г. у его имени, по словам Алферова, «сложное, редкое соединение» — Лев Глебович.

Кроме того, Лев — значимое имя, а отчество напоминает об одном из первых русских святых.

Это выделяет героя из общей массы; к тому же хозяйке пансиона Ганин кажется «вовсе не похожим на всех русских молодых людей, перебывавших у нее в пансионе».

  • Ганин хорош собой. Его портрет дан в восприятии Клары: «Острое, несколько надменное лицо Ганина, его серые глаза с блестящими стрелками, расходящимися вокруг особенно крупных зрачков, и густые, очень темные брови, составлявшие, когда он хмурился или внимательно слушал, одну сплошную черную черту, но зато распахивавшиеся, как легкие крылья, когда редкая улыбка обнажала на миг его прекрасные, влажно-белые зубы … »
  • У Ганина есть боевое прошлое: «в начале девятнадцатого года он дрался на севере Крыма», был контужен, а после, отрезанный от своей части, «попал поневоле в безумный и сонный поток гражданской эвакуацию>.
  • В Берлине Ганин, как и многие соотечественники, перебивается случайными заработками: он уже успел поработать и на фабрике, и официантом, и статистом в кино: «не раз даже продавал свою тень подобно многим из нас».
Читайте также:  Краткое содержание твардовский за далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

Этот образ растиражированной собственной тени — того, во что превратился человек, — возникает в романе еще несколько раз. И каждый раз это пугающий, призрачный, потусторонний, унизительный образ: судьба эмигранта — быть «тенью, проданной за десять марок».

В чужом городе его удерживает связь с женщиной, чуждой и даже неприятной ему (чего стоят только «шелковые чулки поросячьего цвета» и «пурпурная резина» губ!).

Ганин страдает от скуки и одиночества, но не может признаться Людмиле в том, что не любит ее: «Он был из породы людей, которые умеют добиваться, достигать, настигать, но совершенно неспособны ни к отречению, ни к бегству, — что в конце концов одно и то же».

Ганин, раньше физически сильный, стал замкнут, вял, угрюм, страдает бессонницей, мечтает покинуть Берлин: «Ничто не украшало его бесцветной тоски, мысли ползли без связи, сердце билось тихо».

Он словно впал в анабиоз, словно «жили одни только его глаза, а душа притаилась». Когда Ганин узнает на фотографии, которую показывает ему Алферов, Машеньку, он преображается.

Ему кажется, что и не было последних девяти лет, не было разлуки с родиной.)

— В чем особенность образа заглавной героини романа?

Машенька — образ России, утраченной родины, мечта, олицетворение утраченного счастья. Само имя очень русское, простое, ласковое, напоминающее добрые русские сказки. Это внесюжетный персонаж. Машенька не появляется в романе как действующее лицо, ее образ возникает только в воспоминаниях Ганина.

Образы Машеньки и России сливаются в сознании героя: «Завтра приезжает вся его юность, его Россия». Вспоминая Машеньку, герой ретроспективно понимает, что расставание было предначертано, и опять образ Машеньки нераздельно связывается с образом родины: «Судьба в этот последний августовский день дала ему наперед отведать будущей разлуки с Машенькой, разлуки с Россией».

 — Как вы поняли концовку романа? 

Ганин, казалось бы, близок к исполнению своей мечты: сейчас придет поезд, и он встретит Машеньку. Он «давно не чувствовал себя таким здоровым, сильным, готовым на всякую борьбу. И то, что он все замечал с какой-то свежей любовью — и тележки, что катили на базар, и тонкие, еще сморщенные листики, и разноцветные рекламы — это и было тайным поворотом, пробужденьем его».

Ганин воспринимает образ Машеньки как «знак, зов, вопрос, брошенный в небо», и на этот вопрос он вдруг получает «самоцветный, восхитительный ответ». Встреча с Машенькой должна стать чудом, возвращением в тот мир, в котором Ганин только и мог быть счастлив.

Но Набоков обманывает ожидания читателя. Ганин вдруг почувствовал «с беспощадной ясностью, что роман его с Машенькой кончился навсегда. Он длился всего четыре дня, — эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни.

Но теперь он до конца исчерпал свое воспоминанье, до конца насытился им, и образ Машеньки остался вместе с умирающим старым поэтом там, в доме теней, который сам уже стал воспоминаньем.

 И, кроме этого образа, другой Машеньки нет, и быть не может».

Жизнь воспоминаний, которой жил Ганин, становится тем, чем она вправду была, — далеким прошлым.

Герой уезжает не только из Берлина — из своих воспоминаний, уезжает уже другим, с другими мыслями и настроениями: «с приятным волненьем подумал о том, как без всяких виз проберется через границу, — а там Франция, Прованс, а дальше — море. И когда поезд тронулся, он задремал, уткнувшись лицом в складки макинтоша, висевшего с крюка над деревянной лавкой.

— В чем своеобразие конфликта в романе Набокова «Машенька»?

Можно подумать, что это типичный любовный треугольник: конфликт между Ганиным и Алферовым — за обладание Машенькой. Но главный конфликт — внутренний, конфликт в душе самого Ганина. Подлинными, настоящими оказываются мечты, воспоминания о Машеньке, о России, а внешняя жизнь героя оказывается поддельной, нереальной, он становится «тенью» себя самого.

— Как изображается место действия? В чем особенность образа дома в романе?

Действие происходит в пансионе: «Пансион был русский и притом неприятный. Неприятно было главным образом то, что день-деньской и добрую часть ночи слышны были поезда городской железной дороги, и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то». «Так и жил весь дом на железном сквозняке».

Этими описаниями передается неустроенность, непостоянство эмигрантской жизни, желание сбежать, покинуть холодный и чужой город.

Автор изображает вещи, обстановку пансиона едва ли не более живыми, чем живущих в нем людей: «Столы, стулья, скрипучие шкафы и ухабистые кушетки разбрелись по комнатам … и, разлучившись таким образом друг с другом, сразу поблекли, приняли унылый и нелепый вид, как кости разобранного скелета». Образ дома, настоящего дома, дан только в воспоминаниях. Берлинский пансион — лишь временное пристанище эмигрантов. 

— Определите тему и идею романа «Машенька».

В романе две темы, которые совмещаются, сливаются воедино: тема утраченной любви и тема утраченной родины. Главная мысль романа в том, что утраченная любовь, как и утраченная родина, невозвратима.

— Почему роман «Машенька» считается в творчестве Набокова наиболее «русским»?

«Машенька» — роман автобиографичный (но не автобиографический), то есть содержащий некоторые элементы автобиографии автора.

Когда в 1926 г. роман «Машенька» вышел в свет, журнал «Нива» написал: «Себя и свою судьбу в разных вариациях Набоков, развлекаясь, неустанно вышивает по канве своих произведений. Но не только свою, хотя едва ли кто-то интересовал Набокова больше, чем он сам. Это еще и судьба целого человеческого типа — русского интеллигента-эмигранта».

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-romana-mashenka-nabokova/

Читать онлайн "Машенька" автора Набоков Владимир Владимирович — RuLit — Страница 2

За последнее время он стал вял и угрюм. Еще так недавно он умел, не хуже японского акробата, ходить на руках, стройно вскинув ноги и двигаясь, подобно парусу, умел зубами поднимать стул и рвать веревку на тугом бицепсе. В его теле постоянно играл огонь, – желанье перемахнуть через забор, расшатать столб, словом – ахнуть, как говорили мы в юности.

Теперь же ослабла какая-то гайка, он стал даже горбиться и сам признавался Подтягину, что, «как баба», страдает бессонницей. Плохо он спал и в ту ночь с воскресенья на понедельник, после двадцати минут, проведенных с развязным господином в застрявшем лифте.

В понедельник утром он долго просидел нагишом, сцепив между колен протянутые, холодноватые руки, ошеломленный мыслью, что и сегодня придется надеть рубашку, носки, штаны, – всю эту потом и пылью пропитанную дрянь, – и думал о цирковом пуделе, который выглядит в человеческих одеждах до ужаса, до тошноты жалким. Отчасти эта вялость происходила от безделья.

Особенно трудиться ему сейчас не приходилось, так как за зиму он накопил некоторую сумму, от которой впрочем оставалось теперь марок двести, не больше: эти три последних месяца обошлись дороговато.

В прошлом году, по приезде в Берлин, он сразу нашел работу и потом до января трудился, – много и разнообразно: знал желтую темноту того раннего часа, когда едешь на фабрику; знал тоже, как ноют ноги после того, как десять извилистых верст пробежишь с тарелкой в руке между столиков в ресторане «Pir Goroi»; знал он и другие труды, брал на комиссию все, что подвернется, – и бублики, и бриллиантин и просто бриллианты. Не брезговал он ничем: не раз даже продавал свою тень подобно многим из нас. Иначе говоря, ездил в качестве статиста на съемку, за город, где в балаганном сарае, с мистическим писком закипали светом чудовищные фацеты фонарей, наведенных, как пушки, на мертвенно-яркую толпу статистов, палили в упор белым убийственным блеском, озаряя крашеный воск застывших лиц, щелкнув, погасали, – но долго еще в этих сложных стеклах дотлевали красноватые зори: – наш человеческий стыд. Сделка была совершена, и безымянные тени наши пущены по миру.

Оставшихся денег было бы достаточно, чтобы выехать из Берлина. Но для этого пришлось бы порвать с Людмилой, а как порвать, – он не знал. И хотя он поставил себе сроком неделю и объявил хозяйке, что окончательно решил съехать в субботу, Ганин чувствовал, что ни эта неделя, ни следующая не изменят ничего. Меж тем тоска по новой чужбине особенно мучила его именно весной.

Окно его выходило на полотно железной дороги, и потому возможность уехать дразнила неотвязно.

Каждые пять минут сдержанным гулом начинал ходить дом, затем громада дыма вздымалась перед окном, заслоняя белый берлинский день, медленно расплывалась, и тогда виден был опять веер полотна, суживающийся вдаль, между черных задних стен, словно срезанных, домов, и над всем этим небо, бледное как миндальное молоко.

Ганину было бы легче, если бы он жил по ту сторону коридора, в комнате Подтягина, Клары или танцоров: окна там выходили на скучноватую улицу, поперек которой висел, правда, железнодорожный мост, но где не было зато бледной, заманчивой дали.

Мост этот был продолженьем рельс, видимых из окна Ганина, и Ганин никогда не мог отделаться от чувства, что каждый поезд проходит незримо сквозь толщу самого дома; вот он вошел с той стороны, призрачный гул его расшатывает стену, толчками пробирается он по старому ковру, задевает стакан на рукомойнике, уходит, наконец, с холодным звоном в окно, – и сразу за стеклом вырастает туча дыма, спадает, и виден городской поезд, изверженный домом: тускло-оливковые вагоны с темными сучьими сосками вдоль крыш и куцый паровоз, что, не тем концом прицепленный, быстро пятится, оттягивает вагоны в белую даль между слепых стен, сажная чернота которых местами облупилась, местами испещрена фресками устарелых реклам. Так и жил весь дом на железном сквозняке.

«Уехать бы», – тоскливо потягивался Ганин и сразу осекался: а как же быть-то с Людмилой? Ему было смешно, что он так обмяк. В прежнее время (когда он ходил на руках или же прыгал через пять стульев) он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.

Бывало, он упражнял ее, заставлял себя, например, встать с постели среди ночи, чтобы выйти на улицу и бросить в почтовый ящик окурок. А теперь он не мог заставить себя сказать женщине, что он ее больше не любит.

Третьего дня она пять часов просидела у него; – вчера, в воскресенье, он целый день провел с нею на озерах под Берлином, не мог ей отказать в этой дурацкой поездке. Ему теперь все противно было в Людмиле: желтые лохмы, по моде стриженные, две дорожки невыбритых темных волосков сзади на узком затылке; томная темнота век, а главное – губы, накрашенные до лилового лоску.

Ему противно и скучно было, когда после схватки механической любви она, одеваясь, щурилась, отчего глаза ее сразу делались неприятно-мохнатыми, и говорила: «я, знаешь, такая чуткая, что отлично замечу, как только ты станешь любить меня меньше».

Ганин не отвечал, отворачивался к окну, где вырастала белая стена дыма, и тогда она посмеивалась в нос и глуховатым шепотком подзывала: «ну, поди сюда…» Тогда ему хотелось заломить руки, так, чтобы сладко и тоскливо хрустнули хрящи, и спокойно сказать ей: «убирайся-ка, матушка, прощай». Вместо этого он улыбался, склонялся к ней.

Она бродила острыми, словно фальшивыми, ногтями по его груди и выпучивала губы, моргала угольными ресницами, изображая, как ей казалось, обиженную девочку, капризную маркизу. Он чувствовал запах ее духов, в котором было что-то неопрятное, несвежее, пожилое, хотя ей самой было всего двадцать пять лет.

Он дотрагивался губами до ее маленького, теплого лба, и тогда она все забывала, – ложь свою, которую она, как запах духов, всюду влачила за собой, ложь детских словечек, изысканных чувств, орхидей каких-то, которые она будто бы страстно любит, каких-то По и Бодлеров, которых она не читала никогда, забывала все то, чем думала пленить, и модную желтизну волос, и смугловатую пудру, и шелковые чулки поросячьего цвета, – и всем своим слабым, жалким, ненужным ему телом припадала к Ганину, закинув голову.

Источник: https://www.rulit.me/books/mashenka-read-26060-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector