сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 38 страниц)
Задача произведения – изобразить «разоренье», крушение старых, уходящих корнями в крепостническое прошлое порядков России, подметить черты новых явлений, идущих на смену прошлому.
Писатель, изображая действительность с революционно-демократических позиций, не испытывает никакого сожаления к доживающим свой век ревнителям старины, «столпам» старого чиновного мира, основателям «лихоимных гнезд», огромных «взяточных полипов».
До большого сатирического обобщения вырастает эпизодический образ старухи Птицыной, хранительницы «устоев» одного из «лихоимных гнезд».
Правило поведения, которое она проповедовала своим домочадцам, было простое и единственное: «В карман-то, в карман-то норови поболе!» Распад и вырождение семьи Птицыных, возросшей на «жирных крохах» крепостных порядков, показаны Успенским с щедринской силой.
Но беспощадно осуждая старое, идущее от крепостного прошлого, писатель отнюдь не в восхищении и от того нового, что несут с собой буржуазные порядки.
Примечательно, что выразителем протеста и против «старых» и против «новых», буржуазных порядков Успенский делает рабочего человека, бунтаря и обличителя Михаила Ивановича.
Именно он и является главным героем первой части «Разоренья» («Наблюдения Михаила Ивановича»).
Михаил Иванович – яркий представитель народных низов, пробуждающегося сознания рабочей массы.
Интеллигенты-разночинцы помогли ему разглядеть царящую вокруг социальную несправедливость, угнетение трудового человека, и с тех пор «защищать простого человека… составляло его заветную мечту».
Голос Михаила Ивановича слышен везде и всюду, он неустанно говорит о несправедливом устройстве жизни, о «прижимке», которой подвергается рабочий люд.
Образ Михаила Ивановича – доказательство большой социальной зоркости писателя, уже в шестидесятые годы заметавшего первые вспышки рабочего протеста со всеми особенностями его ранних проявлений. Из этого, конечно, не следует заключать, что Успенскому и тогда и позднее были ясны перспективы и значение революционного движения рабочего класса.
Существенные вопросы русской жизни освещались и в последующих частях «Разоренья»: «Тише воды, ниже травы» и «Наблюдения одного лентяя». Особенно важно здесь отметить пристальное внимание писателя к вопросам крестьянской жизни.
Большой политический смысл имели картины усмирения крестьянских бунтов против помещиков и эпизодические, но яркие образы солдат-усмирителей. Говорится в «Разоренье» и об отношении разночинной интеллигенции к народу, о ее задачах по облегчению участи трудовых масс.
Изображение крестьянской жизни, вопрос о роли интеллигенции – это центральные темы уже последующего периода в творчестве Успенского.
Части «Разоренья», слабо связанные между собой в сюжетном отношении, вместе с тем составляют глубоко единое в своей идейной основе произведение. Объединение очерков и рассказов по их идейному и тематическому родству – характерная черта всех крупнейших циклов Успенского.
На грани 1860-1870-х годов Успенский был уже широко известным, прославленным русским писателем-демократом.
Он был автором «Нравов Растеряевой улицы» и «Разоренья», в 1866 и 1867 годах вышли первые два сборника его очерков и рассказов («Очерки и рассказы», «В будни и в праздник»), укрепились его связи с новым органом революционной демократии – журналом «Отечественные записки».
Как идейный соратник Некрасова и Щедрина, возглавлявших журнал, Успенский не раз подвергался нападкам реакционной критики. Но демократический читатель уже научился ценить в Успенском зоркого наблюдателя и глубоко правдивого художника, живописца нарождающихся «новых, неясных стремлений», все новых и новых явлений в русской действительности.
К началу 1870-х годов совершенно ясно определились практические последствия крестьянской реформы, не уничтожившей зависимости крестьянских масс от помещиков и вместе с тем положившей начало все большему гнету со стороны нового эксплуататорского класса, буржуазии.
Недовольство крестьян засильем помещиков, растущим налоговым гнетом, кулацкой кабалой было повсеместным и очевидным. Это недовольство пореформенного крестьянства своим положением находило глубокое выражение и во всем русском освободительном движении. В семидесятые годы господствующим революционным направлением явилось народничество.
«Расцветом действенного народничества, – указывал В. И. Ленин, – было „хождение в народ“ (в крестьянство) революционеров 70-х годов». [5]
5
В. И. Ленин. Сочинения, т. 18, стр. 490.
[Закрыть]
Социальная сущность народничества, основными деятелями которого выступали разночинцы, заключается «в представительстве интересов и идей русского мелкого производителя». [6]
6
Там же, т. 1, стр. 384.
[Закрыть]
Основные положения воззрений народников, по определению В. И. Ленина, заключаются в следующем: 1) «Признание капитализма в России упадком, регрессом».
2) «Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общиной, артелью и т. п. в частности».
3) «Игнорирование связи „интеллигенции“ и юридико-политических учреждений страны с материальными интересами определенных общественных классов». [7]7
В. И. Ленин. Сочинения, т. 2, стр. 481.
[Закрыть]
Движение народников, столь ошибочное по своим исходным теоретическим положениям и по своей тактике («хождение в народ», индивидуальный террор, призывы к укреплению общины и т. д.), уже с самого начала было чрезвычайно сложным и противоречивым явлением.
Дальнейшая эволюция народничества заключалась в постепенном перерождении его как революционного течения в буржуазное реформаторство, в либерализм. Но в пору своего расцвета движение народников сыграло известную положительную роль в русском освободительном движении. В. И.
Левин указывал, что «социал-демократы… вовсе не выкидывают за борт все народничество…, а выделяют из него и признают своими его революционные, его общедемократические элементы». [8]8
Там же, т. 6, стр. 119.
[Закрыть]
В числе предшественников русской социал-демократии В. И. Лениным названа и «блестящая плеяда революционеров 70-х годов». [9]9
Там же, т. 5, стр. 342.
[Закрыть]
Наиболее типичными выразителями народнических представлений о русской действительности в литературе были такие писатели-народники, как Н. И. Наумов, П. В. Засодимский, Н. Н. Златовратский и др, В сложном отношении к народничеству как идейному течению находился Успенский.
Биография Успенского периода 1870-х годов, особенно второй их половины, бедна сведениями. Скудость материалов здесь в значительной мере обусловлена историческими обстоятельствами, понятным стремлением писателя скрыть от полицейских ищеек свои связи с революционными кругами.
В личной жизни Успенского в эту пору происходят значительные перемены. В 1870 году состоялась его свадьба с А. В. Бараевой, ставшей добрым спутником и помощником писателя до конца его жизни. Александра Васильевна не была в стороне от литературных и общественных интересов своего времени.
В 1877 году она выступила с переводом книги французского писателя Леона Кладеля «Очерки и рассказы из жизни простого народа» (предисловие к книге написал И. С. Тургенев), занималась во время пребывания в деревне преподавательской деятельностью.
Семейная жизнь в какой-то мере упорядочила быт писателя, яркое представление о котором дает одно из писем Успенского к будущей своей жене. «В комнате и на столе у меня все по-старому, – сообщает он в марте 1869 года, – щетки, окурки, „Современник“ старый… На шкафу висит серое пальто, которым я подметаю пол».
Бытовая неустроенность усугублялась и непрерывной нуждой, которая сопровождала писателя-разночинца всю его жизнь.
Творческая деятельность Успенского после создания «Разоренья» по-прежнему характеризуется неослабным вниманием писателя к новым насущным вопросам современности, к общественному движению того времени. Вначале 1870-х годов Успенский совершает ряд поездок с целью изучения русской жизни. Писатель побывал в приволжских селениях и городах, у кустарей с.
Павлова, где уже отчетливо сказывались новые процессы в народной жизни, связанные с развитием капитализма. Результатом поездки явились очерки «Путевые заметки», «Из путевых заметок по Оке». Успенский сближается с деятелями революционного народничества (1874 год был кульминационным годом «движения в народ»).
Связи писателя с революционерами и характер их оказались в какой-то мере известными и царской полиции. В 1873 году за писателем учреждается негласный надзор, который был прекращен лишь в 1901 году.
В карточке поднадзорного, заведенной в 1873 году департаментом полиции, говорилось: «Заподозрен в политической неблагонадежности ввиду стремления к сближению с крестьянами в Саратовской губ.
Из наблюдения за Успенским в Петербурге обнаружена его дружба с государственными преступниками: Исаевым и Саблиным и связи вообще с лицами политически неблагонадежными». Хорошо известно, в каких дружественных отношениях находился Успенский с видными представителями революционного народничества: В. Н. Фигнер, Д. А. Клеменцом, Г. А. Лопатиным, С. М. Кравчинским и др.
Важными событиями в жизни Успенского этих лет были его поездки за границу в 1872 и в 1875–1876 годах. Первую поездку помог Успенскому осуществить Некрасов; о самой цели поездки писатель впоследствии сообщал: «Ехать за границу для меня было необходимо, просто чтобы учиться».
В письмах Успенского ярко запечатлено, как писатель-демократ смог сразу же разглядеть изнанку буржуазной «цивилизации», всю фальшь и лицемерие буржуазных «свобод», буржуазного парламентаризма. Гнев и глубокая скорбь звучат в словах писателя по поводу расправы французской буржуазии над коммунарами.
«Здесь, на этом самом месте, – говорится в одном из писем, – версальцы в прошлом году 21-го мая расстреляли 450 коммунистов, вся площадь была залита кровью, – и теперь даже кровь так въелась в камни, что, как ни очищали ее, пегие пятна видны.
Я на этой площадке простоял час, словно помешанный или в столбняке, – ноги мои словно прилипли к тому месту, где умерло столько народа». Не менее тяжелое впечатление произвела на писателя и судебная расправа над коммунарами.
В том же письме сообщается: «Мы пошли в Военный суд,в котором судят коммунистов… Через 2 минуты подсудимому объявляют решение, по которому он на 20 лет ссылается в Новую Каледонию. В 1 час таким образом при нас захерили на смерть 3-х человек. Возмутительнее я ничего не видел. Вот злодеи! Это злодеи!»
Тяжелые переживания вызывают и другие картины, виденные писателем в буржуазной Европе: беспросветный труд бельгийских рабочих, бедность французской деревни, контрасты роскоши и нищеты Лондона.
Источник: https://itexts.net/avtor-gleb-ivanovich-uspenskiy/161522-tom-1-nravy-rasteryaevoy-ulicy-gleb-uspenskiy/read/page-2.html
Читать
Успенский Глеб
Нравы Растеряевой улицы
ГЛЕБ ИВАНОВИЧ УСПЕНСКИЙ
НРАВЫ РАСТЕРЯЕВОЙ УЛИЦЫ
В городе Т. существует Растеряева улица.
Принадлежа к числу захолустий, она обладает и всеми особенностями местностей такого рода, то есть множеством всего покосившегося, полуразвалившегося или развалившегося совсем. Эту картину дополняют ужасы осенней грязи, ужасы темных осенних ночей, оглашаемых сиротливыми криками «караул!», и всеобщая бедность, в мамаевом плену у которой с незапамятных времен томится убогая сторона.
Бедное и «обглоданное», по местному выражению, население всякого закоулка, состоящее из мелких чиновников, мещанок, торгующих мятой и мятной водой, мещан, пропивающих все, что выторговывают их жены, гарнизонных солдат и проч., такое бедствующее население в городе Т. пополняется не менее обглоданным классом разного мастерового народа.
В Т. с давнего времени процветала промышленность всякого рода металлических изделий: в городе и в окрестностях находятся чугунолитейные, колокольные, самоварные и другие заводы.
Кроме того, город славится известным заводом стальных изделий, населившим своими рабочими все Заречье и целую слободу Чулково.
Это сторона совершенно особенная; обыватели ее, когда-то пользовавшиеся разными правительственными привилегиями, гордо посматривали на мастеров городской стороны, работающих в одиночку, и при встречах не упускали случая поделиться взаимными любезностями: «кошкин хвост!» — говорил один, «огурцом зарезался», — отвечал другой, и оба с серьезными лицами проходили мимо. От насмешек зареченского мастера, или казюка, как называют их мещане, не уходил даже чиновник, для которого тоже были изобретены особенные клички, например: «стрюцкий» или «точеные ляшки» и проч.
Растеряева улица лежит на городской стороне, но общий колорит рабочего города отразился и здесь. Вот, между прочим, в лачуге, ниоткуда не защищенной заборами, проживает представительница собственно растеряевского мастерства, старая солдатка, «кукольница».
Под ее дряхлыми пальцами цветет отечественная скульптура; в летние, погожие полдни на завалинке ее лачуги непременно сушится несколько глиняных офицеров и дам и бесчисленное множество лошадей-свистулек с одними передними ногами.
Растеряевские мальчишки запасаются этими свистящими конями и в течение целого года разнообразят смертельно пронзительным свистом свое горестное существование. В таких же лачугах живут сверлилыцицы, наждашницы, женщины и девушки, занимающиеся на фабриках. В этой же улице живут гармонщики, токари, наводияыцики и т. д.
На конце улицы, упирающейся в широкое Воронежское шоссе, виднеется квадратное здание из темно-красного кирпича самоварная фабрика. Все эти мастерства дают Растеряевой улице несколько иную сравнительно с другими захолустьями физиономию. В дни отдыха молчаливая физиономия ее оживляется драками и пьяными, разбросанными там и сям.
В будничные дни к звонкому пению кур присоединяется стук молотков, то вперемежку, то сразу вдруг обрушивающихся на отчеканиваемую металлическую массу; звуки гармонии, на которой мастер для пробы тронул с «перехватом»; жужжание токарного станка — и надо всем этим, по обыкновению, тихая песня.
В темные зимние вечера, когда бывали обыкновенно везде уже заколочены наглухо ворота и ставни и обыватели ложились спать, окна фабрики были еще ярко освещены, из осьмигранной трубы медленно выползали большие мутно-красные искры, тотчас же потухавшие в темном воздухе.
Никем не вспоминаемая, никем не сторожимая, Растеряева улица покорно несет свое бремя — нужду.
Стук молотков, постоянная песня или бойкая шутка мастерового, идиллическая веселость детских уличных игр или развеселая сцена бабьего столкновения, разыгравшаяся среди бела дня и среди улицы, все эти внешние, уличные проявления растеряевской жизни не дают, однако, никакого понятия о том темном горе жизни растеряевского обывателя, которое гнетет его от колыбели до могилы.
- Мы узнаем его постепенно и, как ни удивительно будет это для читателя, начнем наше знакомство с растеряевским горем при помощи такого растеряевского человека, который, ко всеобщему удивлению, иногда с совершенно покойною совестью может сказать о себе:
- — Чего ж мне еще от Христа моего желать?
- Человек этот был пистолетный мастер, молодой малый, по прозванию Прохор Порфирыч, обитавший в собственном
домишке. Ради такого дивного дива мы прежде всего и познакомимся с этим счастливым человеком, чтобы вместе с тем познакомиться с скромными растеряевскими людьми всякого звания, по-своему недовольными и по-своему счастливыми…
I. ПРОХОР ПОРФИРЫЧ
Источник: http://litmir.co/br/?b=43866
Обзор произведений Глеба Успенского
Глеб Успенский — один из наиболее выдающихся представителей демократической русской литературы второй половины XIX в. — эмоционально и точно отразил важнейшие процессы российской действительности 60—80-х гг., идейные искания передовых людей.
Родился Глеб Успенский в Туле, в чиновничьей семье, учился в Петербургском и Московском университетах, но ни один не закончил из-за материальных затруднений. В 60-е гг.
Глеб Успенский был близок русской революционной демократии, сотрудничал в «Современнике», в «Отечественных записках», был литературным соратником Н. Некрасова и М. Салтыкова-Щедрина, в 70-х гг. был связан с идейными исканиями революционного народничества, с Н.
Михайловским, П. Лавровым, С. Степняком-Кравчинским, В. Фигнер. В 80-х гг. он испытал крах народнических иллюзий.
Проза Глеба Успенского развивалась в русле реалистических традиций «натуральной школы».
И хотя свои произведения он называл не «романами», а «очерками», они, объединенные самим автором в циклы, создавали нерасторжимое единство в показе панорамы действительности.
Их отличали глубина и широта отражения действительности, сила художественной типизации человеческих характеров и социальных явлений, присущие специфике романа.
С неизбывной болью, скорбными раздумьями писатель раскрывал общественные процессы, происходившие в пореформенной России, вступившей в капиталистическую эпоху, говорил о тех новых бедах и печалях, которые нес трудящимся «господин Купон»; в то же время Глеб Успенский писал о народе правду, без всяких прикрас, стремясь помочь ему стать лучше, осознать себя, свою силу.
Постоянные идейные искания, ощущение острейших противоречий действительности, невозможность найти верный путь к обретению гармонии в общественном устройстве и в человеческой личности стали для Успенского подлинно трагическими.
Но для многих и многих читателей его произведения были школой жизни и, как подчеркивала «Искра», «расчищали путь к принятию нового революционного мировоззрения». В 70—80-х гг. Глеб Успенский был одним из любимых писателей, «властителем дум» демократической молодежи, которую привлекала чистота идей и помыслов писателя.
«Совесть — вот тема всех произведений Глеба Успенского, — справедливо утверждал Л. Андреев. — … Это коренная тема всей русской литературы».
Первое крупное произведение писателя — цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866), объединенных единой мыслью, проблематикой, образами. Материал для этого цикла писатель собирал в Туле, а публиковать его начал в «Современнике».
В отдельных ярко и выразительно выписанных характерах, бытовых сценках писатель создает обобщенную типическую картину пореформенной действительности, жизни социальных низов. На страницах очерков возникают портреты ремесленников, мелких чиновников, лавочников, мещан.
С болью и грустью пишет Глеб Успенский о тяжелой доле тружеников, о людях, искалеченных окружающей средой, с тупой покорностью принимающих униженность своего рабского существования, о пьянстве, ругани, нищете, горе растеряевцев. Гнев и ненависть вызывает у него растеряевская обывательско-мещанская мораль с ее «повсеместным душегубством» (по словам М.
Горького), непререкаемой властью собственничества, постоянным страхом.
Порождение этой морали — и ловкий делец-хищник Прохор Порфирыч, который цинично формулирует свой жизненный принцип — «подкараулил минутку — только пятачком помахивай», чтобы сесть другому на шею; и самодур-благодетель Семен Иванович Толоконников, садистски наслаждающийся мучениями зависящих от него людей, и шарлатан-«медик» военный писарь Иван Алексеич Хрипушин.
В тоне писателя, в соответствии с изображенными типами, появляется то мягкий, печальный юмор, то злой, ироничный сарказм.
Одно из важнейших произведений Глеба Успенского — состоящая из трех повестей трилогия «Разоренье» (1869—1871). Она, говорил писатель, «в сущности, та же «Растеряева улица», только в новых условиях жизни». Перед читателем предстают пореформенная Россия, заботы и затруднения, которые принесло народу «время «разоренья» старых порядков», капитализация страны.
Особо интересна первая повесть трилогии — «Наблюдения Михаила Ивановича», главный герой которой — рабочий-оружейник, бунтовщик, с присущим ему «прояснением ума».
Он уже осознал социальную несправедливость — «прижимку» — и гневно поднимает против нее свой голос, защищает достоинство простого человека, униженного и оболваненного богачами.
Этот образ был, по существу, открытием Глеба Успенского в литературе.
Повесть «Тише воды, ниже травы» написана в форме дневника интеллигента-разночинца Василия Петровича, который оказывается в провинциальной глуши. Большое место в повести занимают картины крестьянской жизни, раздумья повествователя об участи народа, остро критические оценки результатов реформ 60-х гг.
Широки хронологические рамки третьей повести — «Наблюдения одного лентяя». Она охватывает период от 30—40-х до 60—70-х гг. и отражает провинциальную жизнь той поры. В трилогии писатель сочувствует отсталым, забитым народным массам и в то же время верит в их силу и возможности.
Широчайшую известность приобрели циклы очерков Глеба Успенского «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882).
С большой реалистической силой, с глубоким проникновением в душу крестьянина, с использованием убедительнейшего фактического материала в очерках создана картина жизни пореформенной деревни, с ее социальными противоречиями, массовым расслоением крестьянства, тяготами бедняков.
В очерках «Крестьянин и крестьянский труд» писатель воспевает поэзию земледельческого труда, на котором, по его убеждению, основана вся жизнь крестьянина.
Внимательно исследует Глеб Успенский психологию вызвавшего его симпатию героя очерков — «истинного крестьянина» Ивана Ермолаевича, целиком, с увлечением погруженного в земледельческий труд.
Однако Ивану Ермолаевичу присущи и острое чувство собственничества, индивидуализм, абсолютное отсутствие заинтересованности общими вопросами крестьянской жизни, и это с беспощадной правдой, с тоской и мукой показывает Успенский.
Трагическая история разорившегося крестьянина Ивана Босых — в центре очерков «Власть земли», в которых Глеб Успенский пытается силой «власти земли» объяснить сущность народной жизни. Но и в этих очерках показана деревня, подчиняющаяся не только власти земли, а и власти денег, а собственническая позиция героя очерков близка взглядам Ивана Ермолаевича.
Таким образом, эти очерки Глеба Успенского отвергали иллюзии народнического общинного социализма, звали к изучению реальных условий деревенской действительности.
В истории русской литературы огромна роль творчества Успенского — человека, трагически переживавшего горести трудового народа, сумевшего осознать вред позиции либерального народничества, быть в числе борцов против политической и идеологической реакции 80-х гг., ощутить страшную опасность власти капитала, бесчеловечность капиталистической эксплуатации. Творчество его получило высокую оценку А. Луначарского, В. Воровского, М. Салтыкова-Щедрина, И. Тургенева, В. Короленко, М. Горького, А. Серафимовича и др.
Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII — начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. — М.: Книжная палата, 1988
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/drugie_avtory/obzor_proizvedenij_gleba_uspenskogo/69-1-0-2716
Краткое содержание: Нравы Растеряевой улицы
В одном городе, название которого неизвестно, есть улица Растеряева. Это грязная улица, на которой живет, в основном, нищий люд. Это и мещане, и мелкие чиновники, и мастеровые. Также на данной улице живет Прохор Порфирыч, молодой пистолетный мастер. Он был незаконно рожден.
Его отец — полицейский чиновник, но происхождение не сделало жизнь Прохора лучшей. Его мать, Глафира, была кухаркой у барина. Еще в довольно юном возрасте мальчика отдали на обучение к мастеру-пьянице. Во время обучения он пережил много чего. Прохор и голода и терпел побои.
Со временем юноша пытался вести дело со своим другом, но после пьяной драки все делал сам.
Прохор Порфирыч считает остальных мастеров не ровня себе. Он презирал из за невежество и пьянство. Эти недостатки были и вправду им свойственны. Пьяницы не имели никакого интереса в жизни. Их бедность толкает в кабак. Сам Прохор рассчитан и сдержан. Он не несет нажитые деньги в кабак. Он мечтает разбогатеть, при этом используя общественное «прекабыльство» и полоумие.
Старый барин, отец Прохора, умирает. Сын в полном объеме этим пользуется, извлекая при этом все выгоды, которые возможно. В результате он присваивает себе даже больше, чем полагалось. Прохор за копейки покупает у одной старухи дом.
При этом он обманул и свою мать, ведь он должен был купить дом ей. Позже он обзавелся кухаркой и пьянчугой-подмастерьем, Кривоноговим, который делает за него большую часть роботы.
Он самыми различными путями наживается на людях, за копейки скупает изделия у мастеров, которым срочно нужны деньги на опохмел. Также Прохор обирает бестолкового и добродушного лавочника Лубкова, то есть покупает у него товар по самой низкой цене, а потом сбывает его намного дороже.
Со временем он находит девицу для хозяина лавки стальных изделий, Капитона Иваныча. В результате такой махинации получает возможность сбывать свои пистолеты по довольно неплохой цене.
В свободное от работы время Порфирыч ходит в гости к знакомым чиновникам, к котрым относились статский генерал Калачов и Егор Матвеич Богоборцев. Богородцев был равнодушен абсолютно ко всему. Его интересовало только разведение кур. Генерала Калачкова все считают очень свирепым человеком.
Все это случайность. Он хочет просто внести в жизнь людей хоть какой-то смысл и упорядоченность. Это даже у его семьи вызывает неприятие и ужас.
Он хотел срубить вербу в саду, ведь она губит другие садовые деревья, но жена в тоже время считает что он делает это ей назло, ведь это ее любимое дерево.
Еще одной знаменитой личностью на Растеряевой улице был Хрипушин, военный писарь, который в городе славился как медик. На самом деле он выдает себя за медика для того, чтобы посещать различные дома, где можно пропустить рюмочку за беседой. Он не может сидеть дома, ведь его драчливая жена постоянно выгоняет из дому. Хрипушин достаточно часто посещает семью Претерпеевых.
Семья очень экономно ведет хозяйство. Они собирают деньги на приданое дочери. Семья жила очень дружно до того времени, как жена решила отдать старшую дочь в пансионат. Там она начала стремиться к светской жизни. Трое младших дочерей последовали старшей. Родители постоянно потакали дочерям, пока хозяйство полностью не рухнуло.
Отец начал очень сильно пить, в результате чего тяжело заболевает и умирает.
В скорее на Претерпевых обрушилось внимание местного чиновника Толоконкова. Он начинает им помогать присылая различные подарки и съедобные припасы. Претерпеевы считают, что он хочет взять в жены одну из дочерей, но это абсолютно не так.
Чиновник просто хочет, чтобы его благотворили и боялись. Он даже решается снять у них жилье. Семья начинает по всякому его ублажать, но его обращение с ними превращается в деспотичное и бесцеремонное.
Он начинает постоянно устраивать сцены, в результате которых жизнь семьи протекает в страхе перед Толокотниковым. Семья начинает бунтовать. Они приглашают в гости другого знакомого. Чиновник в ярости забирает все свои подарки и уходит со скандалом.
В скорее он поженился на очень некрасивой девушке. Ее главное достоинство — это то, что она напугана, застращена.
Все жители Растеряевой улицы с опасением относятся к книгам. Это связано с судьбой Алифана. Он с большим желание выучил азбуку и прочел «Путешествие капитана Кука». Алифан начинает торговать всякими мелкими вещами, хотя благодаря мечтательности торговать парень совсем не умеет. Всем желающим он рассказывает о капитане Куке, становясь при этом посмешищем. В скорее он сходит с ума.
Не смотря на это расстеряевы презирают не всю образованность. Они очень сильно уважают Пелагею Петровну Балканову, которая весьма образована в церковных делах. Балканова — очень суровая женщина. Ее муж очень сильно ее боялся.
В городе ходят слухи, что то умер от страха, когда жена застала мужа тайком едящего варенье. Потом ей сделал предложение Дрыкин, разбогатевший на каком-то темном деле.
Обнаружив, что она слишком умная, тот испугался и женился на молодой Нениле, которую сразу после свадьбы усмирил. Она была слишком строптивая.
Жена стала очень покорной, но тайком начала ненавидеть мужа. Когда Дрыкин ослеп, та начала чувствовать свободу, перестала заниматься хозяйством. Жена тратит деньги налево и направо, иногда избивает мужа. Балканова изредка наведывается к супругам и ссорит их еще больше.
У Балкановой есть жилец — Никита, извозчик. Хозяйка каждый день наставляет его на истинный путь, а тот обещает перестать пьянствовать. Но эти благие намерения никак не помогают Никите.
У Пелагеи Петровны растёт сын — Кузька. Он только ест и спит, его ничего не интересует. Он был совсем необразован. Однажды, когда ему исполнилось семнадцать лет, Кузька пошел с Прохором Парфирычем на богослужение в соседнее село. Там он на спор выпивает четверть пива, и в результате от, непривычки организма к спиртному умирает.
На богомолье Прохор находит себе невесту. Это была Раиса Карповна, содержанка капитана Бурцева. Перед отъездом капитан обещает полторы тысячи тому, кто возьмет ее в жены. Порфирыч очень доволен, что так сложились обстоятельства. Он берет Раису в жены. Они живут душа в душу, невеста счастлива.
Краткое содержание очерка «Нравы Растеряевой улицы» пересказала Осипова А.С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Нравы Растеряевой улицы». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/uspenskiy/nravy-rasteryaevoj-ulicy/
«Нравы Растеряевой улицы»
В городе Т. на убогой и грязной Растеряевой улице живёт множество бедного люда: мелкие чиновники, мещане, мастеровые. Среди них — молодой пистолетный мастер Прохор Порфирыч. Он «из благородных»: незаконнорождённый сын барина, полицейского чиновника.
Но происхождение не сделало жизнь Прохора более лёгкой. Глафира, мать Прохора, была «низведена» барином в кухарки, а мальчика отдали в обучение к пьянице-мастеру, где пришлось ему терпеть и голод, и побои.
Потом Прохор пытался вести дело вместе со своим другом, но после пьяной ссоры порвал с ним отношения и начал работать один.
Прохор Порфирыч считает всех прочих мастеровых не ровней себе, презирая их за пьянство и невежество (а эти недостатки действительно им свойственны: отсутствие каких бы то ни было интересов в жизни и беспросветная бедность толкают человека в кабак). Сам Порфирыч сдержан и расчётлив. Он не спешит нести к целовальнику нажитые деньги. Прохор Порфирыч мечтает разбогатеть, использовав всеобщее «полоумство» и «перекабыльство» (от слова «кабы») в своих целях.
Умирает старый барин, отец Прохора.
Сын извлекает из его смерти все возможные выгоды: пристраивает кое-что из вещей и получает в наследство даже больше, чем полагается, После этого он за гроши покупает себе дом у одной безумной старухи, обманывая и собственную мать, так как должен был купить дом для неё.
Прохор Порфирыч обзаводится кухаркой и пьянчугой-подмастерьем по фамилии Кривоногов, который делает за него большую часть работы. Порфирыч различными способами наживается на окружающих людях. Он за бесценок скупает изделия у тех мастеров, которым срочно нужны деньги, чтобы опохмелиться.
Он обирает добродушного и бестолкового лавочника Лубкова (покупает у Лубкова вещи подешевле, продаёт подороже), не гнушается Порфирыч и сводничеством: находит «девицу» для Капитона Иваныча, хозяина лавки стальных изделий, и за это получает возможность сбывать ему свои пистолеты по хорошей цене.
В свободное время Прохор Порфирыч ходит в гости к своим знакомым чиновникам, среди которых Егор Матвеич Богоборцев и статский генерал Калачов. Богоборцев равнодушен ко всему, кроме разведения кур.
А генерала Калачова все, в том числе и Порфирыч, считают человеком необычайно свирепым, тогда как это просто недоразумение. Генерал пытается внести в жизнь хоть какую-то упорядоченность и смысл, что вызывает у его семьи ужас и неприятие.
Хочет он, например, срубить вербочку, которая губит окружающие садовые деревья, — жена же считает, что муж назло ей хочет срубить её любимое деревцо.
Ещё одна «замечательная личность» Растеряевой улицы — военный писарь Хрипушин, слывущий в городе «медиком». Собственно, за «медика» он себя выдаёт для того, чтобы посещать множество домов, всюду пропускать по рюмочке и вести беседы. Дома Хрипушин сидеть не может: драчливая раскольница-жена выгоняет его.
Нередко заходит он в Томилинский переулок и навещает семейство Претерпеевых. Супруги Артамон Ильич и Авдотья Карповна Претерпеевы экономно ведут хозяйство, копят дочерям приданое. Жили они душа в душу, пока жена не решила отдать старшую дочь Олимпиаду в пансион.
«Образованная» девушка стала стремиться к светской жизни, три младшие сестры подражают ей в этом. Родители потакали дочерям, пока их хозяйство не пришло в полный упадок. Однако не только нищету приходится им терпеть: барышни Претерпеевы стали предметом злословия и насмешек для всех окружающих.
С горя отец семейства начинает пить, заболевает и вскоре умирает.
На Претерпеевых обращает внимание живущий на Растеряевой улице чиновник Толоконников. Он становится их благодетелем: присылает съестные припасы, дарит подарки. Претерпеевы думают, что он хочет жениться на одной из барышень. Но это не так: Толоконников просто хочет, чтобы перед ним благоговели, чтобы его боялись.
Ему мало власти над своей кухаркой — такую же власть он хочет приобрести над Претерпеевыми. Для этого он даже решает снять у них жилье. Претерпеевы всячески его ублажают, а его обращение с ними становится все более бесцеремонным и деспотичным.
Он постоянно устраивает несчастной семье сцены, так что жизнь её протекает в постоянном страхе перед Толоконниковым. Наконец Претерпеевы начинают бунтовать: приглашают в гости другого знакомого. Толоконников в ярости съезжает от них и забирает все свои подарки.
Семья Претерпеевых вновь в нищете, А Толоконников женится на некрасивой девушке, главное достоинство которой видит в том, что она «застращена», то есть напугана жизнью до последней степени.
Обитатели Растеряевой улицы к книгам относятся опасливо. Поучительной считают они судьбу сироты по имени Алифан. Он, вызубрив с большим рвением азбуку, прочёл книгу «Путешествие капитана Кука».
Книга произвела на него огромное впечатление. Алифан торгует вразнос мелкими вещами (а торговать рассеянный и мечтательный парень не умеет) и рассказывает всем желающим о капитане Куке.
Эти рассказы делают его всеобщим посмешищем. Он слывёт сумасшедшим.
Но все-таки не всякую образованность растеряевцы презирают. Так, они очень уважают Пелагею Петровну Балканову, или Балканиху, весьма сведущую в церковных вопросах. Балканиха — женщина почтенная и суровая. Муж боялся её необыкновенно.
В городе ходит молва, что умер он со страху, когда жена застала его тайком поедающего варенье. За овдовевшую Балканиху посватался мещанин Дрыкин, разбогатевший на некоем тёмном деле. Обнаружив в Балканихе незаурядный ум, Дрыкин испугался и женился на молоденькой Нениле.
После свадьбы Дрыкин сразу «усмирил» строптивую супругу.
Она стала совершенно покорной, но втихую начала ненавидеть мужа. Когда Дрыкин ослеп, Ненила почувствовала свободу. Хозяйством она не занимается, тратит деньги на наряды и поколачивает мужа. Балканиха ходит к супругам Дрыкиным в гости и ссорит их ещё сильнее.
Один из жильцов Балканихи — извозчик Никита. Хозяйка постоянно наставляет его на путь истинный. Никита каждый раз искренне обещает исправиться и больше не пьянствовать, но из этих благих намерений ничего не выходит.
У Пелагеи Петровны растёт приёмный сын Кузька. Он «закормлен и усыплён», ничто не интересует его скучающую душу. В семнадцать лет Кузька неразумен, как ребёнок. Как-то раз Кузька с Прохором Порфирычем идут на богомолье в соседнее село 3-во. Там Кузька выпивает на спор четверть пива и от непривычки к спиртному умирает.
А Прохор Порфирыч на богомолье находит себе невесту — Раису Карповну. Она содержанка капитана Бурцева; капитан уезжает и обещает дать полторы тысячи (притом до венца) тому, кто женится на Раисе Карповне. Узнав об этом, Прохор Порфирыч решает жениться. Он очень доволен выгодной сделкой.
Невеста счастлива и благодарна своему жениху.
Молодой пистолетный мастер Прохор Порфирыч живет в городе Т. на одной из грязных и убогих улиц. Здесь располагаются разные люди, основная масса их составляет бедное население.
Мать Прохора родила сына вне брака от барина, который отправил женщину в кухарки, а ребенка отдали на обучение к пьянице-мастеру. Здесь герой узнал, что такое голод и жестокие побои.
Прохор Порфирыч организовал вместе с другом совместное дело, но поссорившись после очередной пьянки, занялся работой самостоятельно.
Прохор Порфирыч уважает себя как личность и пытается отличаться от остальных мастеров нормальным образом жизни. Нищие люди, не имеющие в жизни интересов, отправляются в кабак искать радость и лучшую жизнь. Герой строил свою судьбу иным образом, пытаясь заработать деньги.
После смерти отца-барина, Прохор ищет выгоду в его смерти и получает неплохое наследство, на которое даже не рассчитывал. Он покупает дом для себя вместо покупки жилья для матери. Берет к себе на службу кухарку и пьяницу подмастерья Кривоногова.
Тем временем пытается заработать всеми способами на окружающих людях: скупает изделия по смешной цене, а продает – дорого, находит женщину для утех местному хозяину лавки стальных изделий и сбывает ему свой товар.
Иногда герой посещает своих знакомых чиновников, стараясь поддержать выгодные связи.
Писарь Хрипушин – персонаж рассказа. Его в «Растеряевой улице» называют «медиком». На самом деле он обманывает общество в своем медицинском звании по причине посещения различных домов и общения с людьми за рюмочкой.
У «медика» сварливая жена, которая часто выгоняет мужика из дома. Он находит утешение у своих знакомых и приходит в гости к Претерпеевым. Эта семья очень экономная, заботится о приданном своих девочек.
Все у них было хорошо, пока старшая дочь не начала интересоваться светской жизнью. Растратив приличную сумму на светские прихоти, родители обнищали.
Его дети стали посмешищем для местного общества и отец начал сильно пить, а вскоре умер.
Люди, живущие здесь, не желают развиваться и читать книги. Одним из примеров такого отношения становится сирота Алифан. Парень прочел произведение «Путешествие капитана Кука» и во время неудачной торговли рассказывает всем о своих впечатлениях. Слушатели почему-то считают парня странным и высмеивают его.
Живет на улице уважаемая всеми Балканиха. Она считается достаточно образованной и разбирающейся в вопросах религии. Ее муж умер от страха к жене. Начал свататься к Балканихе мещанин Дрыкин, но рассмотрев ум женщины, передумал и женился на молодой девице.
С женой Дрыкин обращался сурово, чем вызвал ненависть к себе. А когда ослеп, девушка почувствовала легкость и свободу. Начала тратить все деньги на наряды и периодически поколачивать мужа.
Источник: https://www.allsoch.ru/uspenskij/nravi_rasteryaevoj_ulitci/
Краткое содержание «Нравы Растеряевой улицы»
В городе Т. на убогой и грязной Растеряевой улице живет множество бедного люда: мелкие чиновники, мещане, мастеровые. Среди них — молодой пистолетный мастер Прохор Порфирыч. Он «из благородных»: незаконнорожденный сын барина, полицейского чиновника.
Но происхождение не сделало жизнь Прохора более легкой. Глафира, мать Прохора, была «низведена» барином в кухарки, а мальчика отдали в обучение к пьянице-мастеру, где пришлось ему терпеть и голод, и побои.
Потом Прохор пытался вести дело вместе со своим другом, но после пьяной ссоры порвал с ним отношения и начал работать один.
Прохор Порфирыч считает всех прочих мастеровых не ровней себе, презирая их за пьянство и невежество (а эти недостатки действительно им свойственны: отсутствие каких бы то ни было интересов в жизни и беспросветная бедность толкают человека в кабак). Сам Порфирыч сдержан и расчетлив. Он не спешит нести к целовальнику нажитые деньги. Прохор Порфирыч мечтает разбогатеть, использовав всеобщее «полоумство» и «перекабыльство» (от слова «кабы») в своих целях.
Умирает старый барин, отец Прохора.
Сын извлекает из его смерти все возможные выгоды: пристраивает кое-что из вещей и получает в наследство даже больше, чем полагается, После этого он за гроши покупает себе дом у одной безумной старухи, обманывая и собственную мать, так как должен был купить дом для нее.
Прохор Порфирыч обзаводится кухаркой и пьянчугой-подмастерьем по фамилии Кривоногов, который делает за него большую часть работы. Порфирыч различными способами наживается на окружающих людях. Он за бесценок скупает изделия у тех мастеров, которым срочно нужны деньги, чтобы опохмелиться.
Он обирает добродушного и бестолкового лавочника Лубкова (покупает у Лубкова вещи подешевле, продает подороже), не гнушается Порфирыч и сводничеством: находит «девицу» для Капитона Иваныча, хозяина лавки стальных изделий, и за это получает возможность сбывать ему свои пистолеты по хорошей цене.
В свободное время Прохор Порфирыч ходит в гости к своим знакомым чиновникам, среди которых Егор Матвеич Богоборцев и статский генерал Калачов. Богоборцев равнодушен ко всему, кроме разведения кур.
А генерала Калачова все, в том числе и Порфирыч, считают человеком необычайно свирепым, тогда как это просто недоразумение. Генерал пытается внести в жизнь хоть какую-то упорядоченность и смысл, что вызывает у его семьи ужас и неприятие.
Хочет он, например, срубить вербочку, которая губит окружающие садовые деревья, — жена же считает, что муж назло ей хочет срубить её любимое деревцо.
Еще одна «замечательная личность» Растеряевой улицы — военный писарь Хрипушин, слывущий в городе «медиком». Собственно, за «медика» он себя выдает для того, чтобы посещать множество домов, всюду пропускать по рюмочке и вести беседы. Дома Хрипушин сидеть не может: драчливая раскольница-жена выгоняет его.
Нередко заходит он в Томилинский переулок и навещает семейство Претерпеевых. Супруги Артамон Ильич и Авдотья Карповна Претерпеевы экономно ведут хозяйство, копят дочерям приданое. Жили они душа в душу, пока жена не решила отдать старшую дочь Олимпиаду в пансион.
«Образованная» девушка стала стремиться к светской жизни, три младшие сестры подражают ей в этом. Родители потакали дочерям, пока их хозяйство не пришло в полный упадок. Однако не только нищету приходится им терпеть: барышни Претерпеевы стали предметом злословия и насмешек для всех окружающих.
С горя отец семейства начинает пить, заболевает и вскоре умирает.
На Претерпеевых обращает внимание живущий на Растеряевой улице чиновник Толоконников. Он становится их благодетелем: присылает съестные припасы, дарит подарки. Претерпеевы думают, что он хочет жениться на одной из барышень. Но это не так: Толоконников просто хочет, чтобы перед ним благоговели, чтобы его боялись.
Ему мало власти над своей кухаркой — такую же власть он хочет приобрести над Претерпеевыми. Для этого он даже решает снять у них жилье. Претерпеевы всячески его ублажают, а его обращение с ними становится все более бесцеремонным и деспотичным.
Он постоянно устраивает несчастной семье сцены, так что жизнь её протекает в постоянном страхе перед Толоконниковым. Наконец Претерпеевы начинают бунтовать: приглашают в гости другого знакомого. Толоконников в ярости съезжает от них и забирает все свои подарки.
Семья Претерпеевых вновь в нищете, А Толоконников женится на некрасивой девушке, главное достоинство которой видит в том, что она «застращена», то есть напугана жизнью до последней степени.
Обитатели Растеряевой улицы к книгам относятся опасливо. Поучительной считают они судьбу сироты по имени Алифан. Он, вызубрив с большим рвением азбуку, прочел книгу «Путешествие капитана Кука».
Книга произвела на него огромное впечатление. Алифан торгует вразнос мелкими вещами (а торговать рассеянный и мечтательный парень не умеет) и рассказывает всем желающим о капитане Куке.
Эти рассказы делают его всеобщим посмешищем. Он слывет сумасшедшим.
Но все-таки не всякую образованность растеряевцы презирают. Так, они очень уважают Пелагею Петровну Балканову, или Балканиху, весьма сведущую в церковных вопросах. Балканиха — женщина почтенная и суровая. Муж боялся её необыкновенно.
В городе ходит молва, что умер он со страху, когда жена застала его тайком поедающего варенье. За овдовевшую Балканиху посватался мещанин Дрыкин, разбогатевший на некоем темном деле. Обнаружив в Балканихе незаурядный ум, Дрыкин испугался и женился на молоденькой Нениле.
После свадьбы Дрыкин сразу «усмирил» строптивую супругу.
Она стала совершенно покорной, но втихую начала ненавидеть мужа. Когда Дрыкин ослеп, Ненила почувствовала свободу. Хозяйством она не занимается, тратит деньги на наряды и поколачивает мужа. Балканиха ходит к супругам Дрыкиным в гости и ссорит их еще сильнее.
Один из жильцов Балканихи — извозчик Никита. Хозяйка постоянно наставляет его на путь истинный. Никита каждый раз искренне обещает исправиться и больше не пьянствовать, но из этих благих намерений ничего не выходит.
У Пелагеи Петровны растет приемный сын Кузька. Он «закормлен и усыплен», ничто не интересует его скучающую душу. В семнадцать лет Кузька неразумен, как ребенок. Как-то раз Кузька с Прохором Порфирычем идут на богомолье в соседнее село 3-во. Там Кузька выпивает на спор четверть пива и от непривычки к спиртному умирает.
А Прохор Порфирыч на богомолье находит себе невесту — Раису Карповну. Она содержанка капитана Бурцева; капитан уезжает и обещает дать полторы тысячи (притом до венца) тому, кто женится на Раисе Карповне. Узнав об этом, Прохор Порфирыч решает жениться. Он очень доволен выгодной сделкой.
Невеста счастлива и благодарна своему жениху.
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/uspenskiy-gleb-nravy-rasteryaevoy-ulicy/