- Одоевский Федор
- Название: “Мороз Иванович”
- Жанр: литературная сказка
- Тема произведения: волшебство
- Число страниц: 7
- Главные герои и их характеристика
- Рукодельница. Работящая, трудолюбивая, робкая и
тихая девушка. - Ленивица. Ленивая, грубая, не вежливая девушка.
- Мороз Иванович. Справедливый, суровый, добрый.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Нянькаотправляет Рукодельницу в колодец за ведром,
но Мороз Иванович вознаграждает добрую и вежливую девушку. А вот грубую
Ленивицу наказывает по заслугам.
Сюжет — краткое содержание
- Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька
велит ей спуститься вниз и достать ведро. - Рукодельница спускается в колодец, рвет яблоки и
берет из печи пирожки. - Она угощает Мороза Ивановича, взбивает его
перину, и возвращается с богатыми дарами. - Ленивица бросает ведро в колодец и отправляется
за ним. - Она отказывается от яблок и пирогов, кормит
Мороза Иванович помоями и ничего не делает. - Ленивица получает в дар ведро со льдинками и
сосульку на нос.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с периной Мороза Ивановича. Когда
Рукодельница приподняла перину, она увидела зеленую травку. Оказывается, Мороз
Иванович так защищает молодую траву от мороза, чтобы весной она быстро пошла в
рост.
План произведения для пересказа
- Две девочки;
- Оброненное ведро;
- Рукодельница в колодце;
- Яблоня и печь;
- В гостях у Мороза Ивановича;
- Вознаграждение;
- Ленивица в колодце;
- Ленивица у Мороза Ивановича;
- Наказание.
- Главная мысль
- Вежливость и трудолюбие всегда будут вознаграждены, а лень и
грубость наказаны. - Чему учит эта книга
Сказка учит трудолюбию, вежливости, спокойствию, терпению.
Учит наказывать зло и вознаграждать добро. Учит тому, что ничто не дается человеку
просто так. Учит не лениться и не грубить старшим.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта замечательная сказка. Я была очень
рада за добрую и трудолюбивую Рукодельницу, которая получила щедрые дары. И мне
кажется справедливым наказание, которое понесла Ленивица.
- Новые слова и выражения
- Колодезь — колодец.
- Горемычная — бедная, несчастная.
- Платки рубить — подшивать края.
- Диковинки — чудеса.
- Пословицы к произведению
- Лень до добра не доводит.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/odoevskiy-fedor-moroz-ivanovich-chi/
Владимир Одоевский — Игоша
Владимир Федорович Одоевский
Игоша
Я сидел с нянюшкой в детской; на полу разостлан был ковер, на ковре игрушки, а между игрушками – я; вдруг дверь отворилась, а никто не взошел. Я посмотрел, подождал – все нет никого.
– Нянюшка! нянюшка! Кто дверь отворил?
– Безрукий, безногий дверь отворил, дитятко! Вот безрукий, безногий и запал мне на мысль.
- – Что за безрукий, безногий такой, нянюшка?
- – Ну, да так – известно, что, – отвечала нянюшка, безрукий, безногий.
- Мало мне было нянюшкиных слов, и я, бывало, как дверь ли, окисли отворится – тотчас забегу посмотреть: не тут ли безрукий – и, как он ни увертлив, верно бы мне попался, если бы в то время батюшка не возвратился из города и не привез с собою новых игрушек, которые заставили меня на время позабыть о безруком.
Радость! веселье! прыгаю! любуюсь игрушками! А нянюшка ставит да ставит рядком их на столе, покрытом салфеткою, приговаривая: «Не ломай, не разбей, помаленьку играй, дитятко». Между тем зазвонили к обеду.
Я прибежал в столовую, когда батюшка рассказывал, отчего он так долго не возвращался. «Все постромки лопались, – говорил он, – а не постромки, так кучер то и дело что кнут свой теряет; а не то пристяжная ногу зашибет, беда, да и только! Хоть стань на дороге; уж в самом деле я подумал: не от Игоши ли?»
– От какого Игоши? – спросила его маменька.
– Да вот послушай, – на завражке я остановился лошадей покормить; прозяб я и вошел в избу погреться; в избе за столом сидят трое извозчиков, а на столе лежат четыре ложки; вот они хлеб ли режут, лишний ломоть к ложке положат; пирога ли попросят, лишний кусок отрушат.
– Кому это вы, верно, товарищу оставляете, добрые молодцы? – спросил я.
– Товарищу не товарищу, – отвечали они, – а такому молодцу, который обид не любит.
– Да кто же он такой? – спросил я.
– Да Игоша, барин. Что за Игоша, вот я их и ну допрашивать.
– А вот послушайте, барин, – отвечал мне один из них, – летом у земляка-то родился сынок, такой хворенький, Бог с ним, без ручек, без ножек, – в чем душа; не успели за попом сходить, как он и дух испустил; до обеда не дожил. Вот, делать нечего, поплакали, погоревали, да и предали младенца земле.
– Только с той поры все у нас стало не попрежнему… впрочем, Игоша, барин, малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословенье подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то Игоша и пойдет кутить: то у попадьи квашню опрокинет или из горшка горох выбросает; а у нас или у лошадей подкову сломает, или у колокольчика язык вырвет – мало ли что бывает.
– И! да я вижу, Игоша-то проказник у вас, – сказал я, – отдайте-ка его мне, и если он хорошо мне послужит, то у меня ему славное житье будет; я ему, пожалуй, и харчевые назначу.
Между тем лошади отдохнули, я отогрелся, сел в сани, покатился: не отъехали версты – шлея соскочила, потом постромки оборвались, а наконец оглобля пополам – целых два часа понапрасну потеряли. В самом деле подумаешь, что Игоша ко мне привязался.
Так говорил батюшка; я не пропустил ни одного слова. В раздумье пошел я в свою комнату, сел на полу, но игрушки меня не занимали – у меня в голове все вертелся Игоша да Игоша.
Вот я смотрю – няня на ту минуту вышла – вдруг дверь отворилась; я по своему обыкновению хотел было вскочить, но невольно присел, когда увидел, что ко мне в комнату вошел, припрыгивая, маленький человечек в крестьянской рубашке, подстриженный в кружок; глаза у него горели, как угольки, и голова на шейке у него беспрестанно вертелась; с самого первого взгляда я заметил в нем что-то странное, посмотрел на него пристальнее и увидел, что у бедняжки не было ни рук, ни ног, а прыгал он всем туловищем. Как мне его жалко стало! Смотрю, маленький человечек – прямо к столу, где у меня стояли рядком игрушки, вцепился зубами в салфетку и потянул ее, как собачонка; посыпались мои игрушки: фарфоровая моська вдребезги, барабан у барабанщика выскочил, у колясочки слетели колеса – я взвыл и закричал благим матом: «Что за негодный мальчишка! зачем ты сронил мои игрушки, эдакой злыден! да что еще мне от нянюшки достанется! Говори, зачем ты сронил игрушки?»
- – А вот зачем, – отвечал он тоненьким голоском, затем, – прибавил он густым басом, – что твой батюшка всему дому валежки сшил, а мне, маленькому, – заговорил он снова тоненьким голоском, – ни одного не сшил, а теперь мне, маленькому, холодно, на дворе мороз, гололедица, пальцы костенеют.
- – Ах, жалкинький, – сказал я сначала, но потом, одумавшись, – да какие пальцы, негодный, да у тебя и рукто нет, на что тебе валежки?
- – А вот на что, – сказал он басом, – что ты вот видишь, твои игрушки в дребезгах, так ты и скажи батюшке: «Батюшка, батюшка, Игоша игрушки ломает, валежек просит, купи ему валежки», – а ты возьми да и брось их ко мне в окошко.
Игоша не успел окончить, как нянюшка вошла ко мне в комнату, Игоша не прост молодец, разом лыжи навострил, а нянюшка – на меня: «Ах ты, проказник, сударь! зачем изволил игрушки сронить? Нельзя тебя одного ни на минуту оставить. Вот ужо тебя маменька…»
– Нянюшка! Не я уронил игрушки, право, не я, это Игоша…
– Какой Игоша, сударь?.. еще изволишь выдумывать!
– Безрукий, безногий, нянюшка. На крик прибежал батюшка, я ему рассказал все, как было, он расхохотался.
– Изволь, дам тебе валежки, отдай их Игоше. Так я и сделал. Едва я остался один, как Игоша явился ко мне, только уже не в рубашке, а в полушубке.
– Добрый ты мальчик, – сказал он мне тоненьким голоском, – спасибо за валежки; посмотри-ка, я из них себе какой полушубок сшил, вишь, какой славный!
И Игоша стал повертываться со стороны на сторону и опять к столу, на котором нянюшка поставила свой заветный чайник, очки, чашку без ручки и два кусочка сахара – и опять за салфетку, и опять ну тянуть.
– Игоша! Игоша! – закричал я, – погоди, не роняй – хорошо мне один раз прошло, а в другой не поверят; скажи лучше, что тебе надобно?
- – А вот что, – сказал он густым басом, – я твоему батюшке верой и правдой служу, не хуже других слуг ничего не делаю, а им всем батюшка к празднику сапоги пошил, а мне, маленькому, – прибавил он тоненьким голоском, – и сапожишков нет, на дворе днем мокро, ночью морозно, ноги ознобишь… – и с сими словами Игоша потянул за салфетку, и полетели на пол и заветный нянюшкин чайник, и очки выскочили из очешника, и чашка без ручки расшиблась, и кусочек сахарна укатился…
- Вошла нянюшка, опять меня журит: я на Игошу, она на меня.
- – Батюшка, безногий сапогов просит, – закричал я, когда вошел батюшка.
Источник: https://libking.ru/books/child-/child-tale/555903-vladimir-odoevskiy-igosha.html
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Игоша | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Владимир Федорович Одоевский 1803-1869 Андреянова И. Э.
Слайд 2
Игоша — мертворождённый младенец, или малютка, который умер до крещения. Игоша чрезвычайно привязан к дому, в котором он умер, или к месту, на котором его похоронили. А хоронили таких младенцев недалеко от дома, под полом или порогом. Игоша-домовой там живёт и даже растет, по прошествии определённого времени превращаясь в домового.
Всегда он присутствует в доме, особенно перед рассветом. Игоша очень большой проказник, поскольку по природе своей есть дух беспокойный, «неуспокоенный». Причина этого в том, что умер-то он скоропостижно, без крещения и без прощения.
Игоша часто не имеет ни рук, ни ног, то есть является неполноценным, не очень схожим с людьми, а больше принадлежащим миру потустороннего, нечеловеческого. Если в доме был игоша , старались поладить с ним. За столом отводили особое место и давали ему отдельную тарелку с едой. Клали ему ложку и хлебушек во время семейных застолий.
Зимой выбрасывали через окно на двор рукавицы и шапку. Но задобрить игошу-домового достаточно сложно. Если же вовсе забыть о нем, то обиженный домовой начнёт вредить жильцам: разбрасывать и прятать вещи, мешать в работе по дому. Андреянова И. Э.
Слайд 3
« Игоша » Андреянова И. Э.
Слайд 4
Андреянова И. Э.
Слайд 5
Андреянова И. Э.
Слайд 6
Андреянова И. Э.
Слайд 7
Андреянова И. Э.
Слайд 8
Андреянова И. Э.
Слайд 9
Андреянова И. Э.
Слайд 10
Андреянова И. Э.
Слайд 11
Андреянова И. Э.
Слайд 12
Андреянова И. Э.
Слайд 13
Андреянова И. Э.
Слайд 14
Андреянова И. Э.
Слайд 15
Вздрагивает огонек лампадки, В полутемной детской тихо, жутко, В кружевной и розовой кроватке Притаилась робкая малютка. Что там? Будто кашель домового? Там живет он, маленький и лысый… Горе! Из-за шкафа платяного Медленно выходит злая крыса.
В красноватом отблеске лампадки, Поводя колючими усами, Смотрит, есть ли девочка в кроватке, Девочка с огромными глазами. — Мама, мама! — Но у мамы гости, В кухне хохот няни Василисы, И горят от радости и злости, Словно уголечки , глазки крысы. Страшно ждать, но встать еще страшнее.
Где он, где он, ангел светлокрылый? — Милый ангел, приходи скорее, Защити от крысы и помилуй! Николай Гумилев Андреянова И. Э.
Слайд 16
Вопросы для обсуждения Кто повествует о событиях, описанных в рассказе? Верит ли отец в существование Игоши ? Почему? Приведи доказательства из текста.
Верит ли нянюшка в Игошу ? Приведите доказательства из текста. Почему именно мальчику явился Игоша ? Перечитайте последний абзац.
Кто же такой Игоша ? Это “игра воображения” или явление “другого мира”? Каково мнение рассказчика? А ваше? Андреянова И. Э.
Слайд 17
Кто же главный герой сказки? Мальчик. А фантастическое существо Игоша нужно автору для того, чтобы проникнуть во внутренний мир героя , показать противоречивость чувств мальчика, вот так, с помощью фантастики, автор создает характер . Андреянова И. Э.
Слайд 18
Психологизм – художественное изображение внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний, желаний. Андреянова И. Э.
Слайд 19
Гумилёв Н. С. Избранное. – Смоленск: Русич , 1999. Ожегов , Шведова 1999 – Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999 . Андреянова И. Э. Использованные источники
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/12/igosha
Рецензия на книгу «Игоша»
В детстве самым страшным сказочным существом для меня был Игоша. Кто не настолько глубоко погружён в русский жутковатый фольклор, с Игошей не встречался и Старобинец не читал, того сама концепция подобного персонажа может и поразить (хотя, конечно, у Старобинец он почему-то больше был похож на змею).
Оригинальный Игоша — младенец без ручек и ножек, который умер сразу после рождения, но продолжает являться в мир живых в виде своеобразного полупризрака-полудомового. Если его подкармливать и делать подарки, то он он помогает по дому.
Если же Игошу игнорировать (что делать довольно несложно, ведь он невидим для взрослых), то он начинает всё ломать, терять, путать, а вина за его проступки ложится то на всех окружающих из посюстороннего мира, то просто на «дело-то житейское».
Возможно, существо без ручек и без ножек, которое прыгает всем туловищем и цепляет вещи зубами, много напроказить и не может, но при желании да наличии свободного времени…
Впрочем, я всё это не о том. Недавно я прочитала, как «Игоша» Одоевского разбирается на уроках литературы в некоторых учебных программах. Вот честно — что-то в этом неверное и ограничивающее.
Одоевский бежит впереди паровоза своего времени, и на пяти-шести страничках скупого текста умудряется развернуть едва ли не «Бойцовский клуб».
В том смысле, что читателю так до конца и не будет ясно, существовал ли Игоша в воображении маленького одинокого мальчика, который тихонечко сходит с ума от отсутствия нормальной ребяческой жизни, пытается привлечь к себе внимание и все свои шалости сваливает на тёмную половинку себя — Игошу.
Вариант вполне жизнеспособный, учитывая, что рассказами про Игошу его как раз пичкают нянечка с батюшкой. Но и тот вариант, что Игоша всё-таки провёл пару дней с главным героем страшной сказки вполне может быть, хоть он и полностью отметается учебниками литературы.
Я, честно, даже не знаю, какой вариант страшнее. Первый показывает, что безумие может таиться даже в маленьком шкете, потому что я категорически отказываюсь принимать версию, что психически здоровый ребёнок может сублимировать свою тёмную половинку в такое жуткое безного-безрукое существо.
Это версия близка к той, что и Карлсона приписывает к существам внутри воображения ребёнка. Но Карлсон был шалун добродушный и не лишённый определённой последовательности в своих действиях, Игоша же явно агрессивен и нелогичен. Второй же путь явления Игоши к мальчику, как потустороннего монстра/призрака — вообще кошмар.
Потому что тогда получается, что он может прицепиться к кому угодно безо всякой на той причины и бесконечно его подставлять и подставлять, а несчастная жертва будет страдать и огребать.
Если большинство негативных сущностей появляются по какой-то причине — мстят за что-то, прикованы к месту, предмету, появляются в определённое время или просто потому что человек сделал что-то не то, то гнусный Игоша сваливается на бошку вот просто из ниоткуда. Из текста можно бы сделать вывод, что батя мальчика сам виноват — вроде как он его позвал к себе, пусть и в шутку.
Но пристал-то Игоша не к нему, а к пацану. Да и мужики, у которых до этого был Игоша, а потом и следующий «носитель проклятия» вообще ни в чём не провинились, просто им не свезло. А это знание ужасное, особенно в детском возрасте.
Я в детстве точно знала, что если я в полночь посмотрюсь в зеркало, то ко мне прицепится чёрт, но в этом буду виновата я сама, потому что имела наглость посмотреть в зеркало. Ну или кто-то плюнет мне на тень, а от этого у меня начнётся простуда — тоже сомнительное поверье, но тут уж тебе не повезло по вполне определённой причине. А Игоша — накося выкуси — просто появился и гадит тебе ни за что ни про что. Нечестно. И как-то обречённо неизбежно, а потому особенно страшно.
Я считаю, что для времён Одоевского эта «двойная трактовка» — очень крутая вещь. Да и само описание потустороннего младенца ошеломляет, если подключить воображение (вдумайтесь, он ведь умер сразу после рождения, а значит если представить его в деталях, то… АААА!) Не знаю, стоит ли давать такие сказочки пятиклассникам в программе по литературе.
Конечно, сейчас сила воображения заметно приглушена, но не исключено, что может попасться особенно чуткий ребёнок, который будет после этого не спать и ждать, когда ему на голову без предупреждения свалится ужасное наказание, которого он не заслужил. Я бы про Игошу вообще хоррор сняла, будь у меня такая возможность.
Не всё же мёртвых маленьких девочек с длинными волосами в белых ночнушках показывать.
Прочитано в рамках самоигрального флэшмоба «300 рассказцев», в котором я обязуюсь в течение года стараться читать по одному рассказу/сказке/миниатюре/новелле разного характера в сутки.
Почему 300, а не 365? Ну, мало ли что может случиться в течение года, 300 штук — это минимум с буфером свободных дней для праздников, форс-мажоров и прочих обстоятельств бурной реальной жизни.
Смотреть весь флэшмоб можно по соответствующему тегу.
Источник: https://www.livelib.ru/review/436849-igosha-vladimir-odoevskij
Игоша — краткое содержание рассказов Одоевского
Слишком маленький возраст главного героя не давал возможности понять некоторые простые вещи, которые иногда пугали его. Когда дверь в детскую комнату, где он играл на полу, периодически со скрипом отворялась, мальчик с недоумением требовал ответа от бабушки. Пожилая женщина объясняла, что это ходит «безрукий, безногий».
Однажды мальчик был уверен, что, наконец, застукает его, но в этот момент приехал отец с гостинцами. За столом отец рассказывал о причинах своего позднего приезда. То «постромки лопались», то кучер ломал прут – каждый раз находилось для него новое препятствие. От случайных извозчиков по пути отец услышал историю, которая давно ходила в народе.
Сидя за столом, они готовили лишнюю порцию еды во время трапезы. Так отец главного героя узнал о существовании Игоши, дух которого витал над людьми и проказничал, если не ставили на стол для него столовый прибор. Забавной показалась история отцу.
В последующие два часа с повозкой путешественника происходили странные происшествия, из-за которых он позже обычного приехал домой.
Задумавшись о странном никем не виданном Игоше, сын вернулся в свою комнату. Однако сколько удивления и жалости увидел он вдруг в представшем перед ним Игоше. Тот человечек выглядел именно так, как его описывал отец.
Однако не только удивление почувствовал рассказчик. Он был в ярости, когда гость сломал его игрушки. Из разговора с ним рассказчик понял, что эта обида затаилась от того, что отец не сшил ему варежки.
Теперь Игоша просил взамен на прекращение подобного разбоя для себя варежки.
Рассказал сын своему отцу все, что произошло в комнате. Мужчина сделал так, как сказал незваный гость, выполнив просьбу. Однако на второй раз, когда вновь всю вину сын переложил на невидимого гостя, не поверил батюшка в проделки Игоши.
Велел становиться сыну в угол. Однако и в этом месте не было от Игоши покоя. Он то толкался, то больно щипался. В знак наказания отец обещал отправить непослушного сына в пустую комнату и оставить его там в одиночестве.
Но и там пострадало окно.
Не стерпел мальчик, пристыдил Игошу за такое поведение. А проказник и рад теперь уйти к другому человеку, так как сын хозяина будет азбуку учить. А «безрукий, безногий» объяснил причину своего ухода и тем, что никто в доме не ценит его отличную службу. С тех пор мальчики расстались навсегда.
В дальнейшей жизни мальчика всплывали иногда в памяти воспоминания об Игоше. Но это «странное существо» больше не появлялось в его жизни никогда.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
← Русские ночи↑ ОдоевскийСеребряный рубль →
Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/odoevskij/igosha-rasskaz
Одоевский сказки и рассказы для детей дедушки иринея краткое содержание
Решил хозяин продать его, прикинув, какие хорошие деньги можно выручить за такую лошадь.
Как плакали дети, когда Гнедко увели на Конную, как они просили покупателя о том, чтобы он не мучил их славную лошадку, не заставлял ее таскать тяжести.
Передать всю горечь утраты, разочарование детей, описанные в произведении, может даже его краткое содержание. «Бедный Гнедко» — это история, способная вызвать жалось даже у самого черствого человека. Именно на это и надеялся автор рассказа.
– Это городок Динь-динь, – отвечал папенька и тронул пружинку… И что же? вдруг, невидимо где, заиграла музыка.
Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять; он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И к часам – не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец, Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке.
Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём и от башенок будто сияние.
Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и, наконец, за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только не надолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городе стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.
Но в этих разговорах мы прошли почти всю набережную… Посмотрите, посмотрите: что это там столпился народ. Пойдём. Ах, это наш бедный Гнедко! Посмотрите: он упал и не может больше встать; прохожие помогают извозчику поднять его; они поднимут, он опять упадёт. Как нога у него вспухла! Сам извозчик теперь плачет навзрыд.
«Поделом ему», – вы скажете; нет, не говорите этого: он уже сам видит свою вину и уже довольно наказан. Как он покажется на глаза хозяину? Да и что делать теперь с лошадью? Оставить её на улице нельзя; сама она идти не может; надо нанять другую лошадь с санями и на сани взвалить бедного Гнедка.
Но на это нужны деньги, а у извозчика их нет: толстый господин рассердился, зачем лошадь упала, и не заплатил ничего… Бедный Гнедко! Он не может шевельнуться, зарыл голову в снег, тяжело дышит и поводит глазами, как бы требуя помощи.
Бедный, он не может даже кричать, потому что лошади не кричат, как бы жестоко ни страдали.
«Злой извозчик! Зачем ты так измучил бедного Гнедка?» – Но перестанем упрекать его, хотя он и много виноват, а лучше дадим ему денег, пусть он наймёт товарища свезти Гнедка на квартиру, да прибавим совет: вперёд не ездить на хромой лошади и не требовать от больной, чтобы она бежала, как здоровая. На днях пошлём узнать, лучше ли нашей лошадке.
Владимир Одоевский — Сказки дедушки Иринея
Владимир Фёдорович Одоевский (1803—1862) родился в Москве. Последний представитель рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование, которое продолжил в Московском университетском благородном пансионе.
В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы.
При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834—1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838—1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским.
Так, в его сборник «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» вошли произведения, написанные по мотивам устного творчества других народов, например «Индийская сказка». Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского — «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
Источник: https://questionlaw.ru/avtomobilnoe-pravo/odoevskij-skazki-i-rasskazy-dlya-detej-dedushki-irineya-kratkoe-soderzhanie