Краткое содержание он живой и светится драгунского за 2 минуты пересказ сюжета

Виктор Драгунский родился в 1913 году в Америке. Его родители, эмигранты из белорусского Гомеля, имели еврейские корни. Вскоре семья возвратилась на родину.

После смерти отца мать вышла замуж во второй раз за актера еврейского театра, с труппой которого они гастролировали по стране.

Трудовая биография Виктора началась рано, но он всегда находил время, чтобы посвятить самовыражению: посещал театральные мастерские и дебютировал как актер. Но по-настоящему его захватила литературная деятельность.

Он сочинял сценки, фельетоны, придумывал монологи и интермедии для цирка и эстрады. Талантливый юноша несколько раз снялся в кино. В военные годы писатель состоял в ополчении, в мирное время продолжил заниматься творчеством. Библиография литератора насчитывает 10 книг, многие из них нашли воплощение на экране.

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета

«Денискины рассказы» принесли Виктору Драгунскому настоящую популярность. Книга сразу полюбилась маленьким читателям и их родителям. В небольших историях описаны события, происходящие в столице в середине прошлого столетия. Главный герой – Денис Кораблев, он живет с мамой и папой в центре Москвы.

Истории о приключениях непоседливого мальчика начинаются, когда ему было 5 лет. В рассказах Драгунского он взрослел, пошел в школу, стал октябренком, а потом пионером. С мальчиком то и дело происходят курьезные случаи и смешные истории. Но самое главное, чему учит книга, это доброта, честность и взаимовыручка.

Лучшего друга Дениса зовут Миша Слонов, он его одноклассник и товарищ по приключениям. Среди других персонажей рассказов хочется отметить Аленку – девчонку заводилу, хотя она младше главных героев.

Из взрослых персонажей выделяются родители Дениса, пионервожатая Люся, учительница Раиса Ивановна и Борис Сергеевич – учитель музыки.

В сборник «Денискины рассказы» входят около семи десятков отдельных историй. Количество произведений в каждом издании менялось по усмотрению редакционной коллегии. Некоторые рассказы вошли в учебную программу начальной школы.

В данной подборке представлено краткое содержание отдельных программных произведений для их анализа учениками младших классов. Юным читателям будет не только интересно познакомиться с содержанием книги, но и задуматься о главном, узнать в героях произведения себя и своих друзей.

В этом ребятам непременно поможет читательский дневник, где можно делиться своими отзывами о книге, размышлять о характерах ее героев и делать краткий пересказ.

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета «Он живой и светится»

В рассказе «Он живой и светится» происходит следующая история. Ввиду того, что у Дениски нет ключей от квартиры, ему приходится ждать маму на улице. Она почему-то задержалась на работе или в магазине. Уже вечереет, мальчик устал, замерз и проголодался, но он не сходит с места.

К приятелю подходит друг Миша Слонов и на короткое время скрашивает его одиночество. Мишке очень понравился самосвал – игрушка, которую Денис получил в подарок от отца. Как последний аргумент, он предлагает другу обмен и достает коробочку с живым светлячком: «Он живой и светится».

Наслаждаясь сиянием, которое исходит из коробочки, Денис без сожаления соглашается обменять самосвал. Подоспевшая мама была в недоумении, как сын мог дорогую игрушку отдать в обмен на маленькое живое существо.

Ей было невдомек, что со светлячком сыну было дать не так грустно и одиноко.

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета«Тайное становится явным»

Эта ситуация произошла с Денисом ранним воскресным утром. На завтрак мама сварила манную кашу, которую он терпеть не мог. Но мама была непреклонна: «Если съешь кашу – пойдем в Кремль». Чтобы сделать блюдо вкуснее, мальчик его солил, перчил, но от этого каша стала совсем несъедобной. Недолго думая, находчивый мальчишка вылил кашу за окно и поставил перед собой пустую тарелку.

Каково же было удивление мамы, когда через несколько минут раздался звонок в дверь и в квартиру вошел гражданин в одежде, испорченной кашей. Оказывается, он шел к фотографу и надел свой лучший костюм. Денис понял, что его тайна раскрыта, и экскурсия отменяется.

Рассказ крайне поучительный для детей, ведь его главная мысль в том, что лучше всегда говорить правду, даже если она не очень приятная.

«Зелёнчатые леопарды»

Содержание рассказа повествует о том, как Денис, Мишка и Аленка собирались запускать ракету и для этого начали подготавливать место в песочнице. Пока рыли боковой выход, во дворе показался их приятель Костя. Мальчик только что переболел корью и выглядел слабым.

Ребята стали обсуждать различные болезни, все их минусы и преимущества. Больного ребенка родители жалеют, покупают игрушки, балуют вкусненьким. Но самой веселой болезнью герои истории назвали ветрянку, ведь можно с помощью зеленки сделать из себя настоящего пестрого леопарда.

Вволю повеселившись, ребята вместе с Костей продолжили готовить ракету к запуску.

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета«Сверху – вниз – наискосок»

Герои рассказа Драгунского однажды вышли погулять. Было лето и во дворе строители делали ремонт. Друзья иногда помогали им и жалели, что близится окончание работ. В этот день девушки маляры работали с краской, их звали Санька, Нелли и Раечка.

Когда строители ушли на обед, ребятам стало интересно, как работает шланг с краской. Сначала они покрасили с ног до головы Аленку, затем досталось случайному прохожему в белой одежде. После этого ребят наказали, больше всех досталось Денису.

Маляр Санька, когда увидела его, пошутила, мол, когда он подрастет, они могут работать в одной бригаде.

«Пожар во флигеле или подвиг во льдах»

Однажды Миша с Денисом опаздывали в школу на урок. Чтобы оправдаться, выдумывали разные истории. Они хотели соврать, что посещали зубного врача, или спасали ребенка, который попал под лед. Мальчики очень боялись учительницу, поэтому каждый старался выдумать историю больше похожую на правду.

Пока по дороге спорили, не пришли к единому мнению и когда оказались в классе, каждый рассказал свою историю. Учительница выслушала обе версии, посмеялась вместе с другими ребятами над хитростью друзей и поставила им плохие отметки. Основная мысль рассказа: всегда нужно говорить правду и быть честным.

Даже самая хитрая ложь перестанет быть тайной и обязательно раскроется.

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета«Хитрый способ»

В центре этого рассказа – семейные дела Кораблевых. Мама была в отпуске и сокрушалась, что во время отдыха ей приходится заниматься домашними делами. Она посоветовала мужу, и сыну найти способ избавить ее от этого.

Денис долго думал над изобретением специального прибора: чтобы мыл и вытирал посуду одновременно, но у него ничего не вышло. После того, как мама отказалась подавать ужин, мальчик придумал хитрый способ — есть из одной тарелки по очереди, но родители ответили, что это вне правил гигиены.

Ситуацию разрешил папа, который засучил рукава и позвал сына. С помощью нехитрого способа вдвоем они быстро справились с посудой.

«Главные реки»

Действие рассказа происходит, когда Денис уже учится в школе. Накануне вечером он возился во дворе с воздушным змеем и не сделал уроки. Одна двойка красовалась в дневнике за то, что он не выучил стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок».

Но на уроке географии учительница предложила ему исправиться. Нужно было назвать главные реки Америки. Друзья очень старались помочь Денису, но он перепутал название Миссисипи и произнес «миси-писи». От смеха покатился весь класс и учительница.

После этого мальчик твердо решил основное, что домашние задания будет всегда выполнять вовремя.

Про Дениса Кораблева и Мишу Слонова есть еще немало интересных историй. Смешная ситуация произошла в рассказе «Заколдованная буква». Когда перед Новым годом привезли елку, дети заметили на ней шишки.

Пятилетняя Аленка назвала их «сыски», Мишка сказал, что нужно говорить «хыхки», а Денис заметил, что в слове «фыфки» нет ничего сложного.

Они смеялись друг над другом потому что буква «Ш» оказалась для каждого из них заколдованной.

В рассказе «Ровно 25 кило» главные герои проявили находчивость. Чтобы получить подписку на любимый журнал «Мурзилка», Денису не хватало полкило. Пришлось выпить целую бутылку Ситро. Когда его вес достиг необходимой цифры, главный приз оказался у него в руках.

Еще раз ребята проявили смекалку в истории «Кот в сапогах» и поделили награду в конкурсе карнавальных костюмов. В произведении «Рыцари» описан случай, когда Денис решил вести себя как благородный и великодушный помощник. Весь день он пытался быть рыцарем и всем сообщал об этом.

История учит быть внимательным к своим близким.

Еще множество приключений происходит с ребятами в школе, дома, во дворе, в цирке. Примечательно, что прообразы главных героев – реально существующие дети. Дениску Кораблева автор писал с собственного ребенка – сына Дениса.

Его закадычный друг Мишка Слонов также существовал в реальной жизни, как и девочка Аленка, которая удивительно похожа на дочь Драгунских Ксению.

Наверно поэтому, герои «Денискиных рассказов» — обычные мальчишки и девчонки близки и понятны детворе, в них они узнают себя.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-968241-dragunskiy-deniskiny-rasskazy-kratkoe-soderzhanie

Конспект урока по литературному чтению для начальных классов "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""

Предмет: Литературное чтение

Дата:_______

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цели:

1.Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского, познакомиться с его рассказом «Он живой и светится»; учить выделять идею произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.

2.Развивать речь, мышление, память, внимание, умение анализировать поступки героев, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного чтения.

3.Воспитывать чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности.

Оборудование: портрет Драгунского, выставка книг Драгунского, карточки для словарной работы.

Ход урока.

I. Орг. момент.

— Здравствуйте ребята. Встали все ровно, настроились на урок и тихо сели.

II. Проверка домашнего задания.

  • — Дома вы готовились к пересказу рассказа М.Пришвина «Синий лапоть»
  • •Определите основную мысль рассказа.
  • Отвечает один ученик.
  • — Кто хочет дополнить?

III. Изучение нового материала.

— Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится»

— А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше?

  1. («Денискины рассказы» «Тайное становится явным», «Девочка на шаре»)
  2. — А кто помнит биографию автора?
  3. — Я вам напомню.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, приехавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже через год его семья вернулась обратно в ГОмель, где и прошло детство Драгунского. На жизнь писатель зарабатывал самостоятельно.

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» учиться актерскому ремеслу. Он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь. Первая книга вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях.

В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

— Ребята, посмотрите на портрет Драгунского. Как вы думаете, каким человеком он был? Какой у него был характер?

— Драгунский был добрым, веселым человеком, очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствую в нем старшего доброго товарища и друга.

— Сегодня мы познакомимся с его рассказом, который называется «Он живой и светится»

IV. Первичное восприятие.

Чтение рассказа учителем. У уч-ся книги закрыты.

— Ребята, сели ровно. Внимательно слушаем.

  • Вопросы:
  • — Ребята, вам понравился рассказ?
  • — Какой момент рассказа вам показался самым интересным?
  • — Какую картину вы представили, слушая рассказ?

— Назовите главных героев рассказа? Кто из них вам особенно понравился? — — Почему?

Читайте также:  Краткое содержание сотник дрессировщики за 2 минуты пересказ сюжета

V. Словарная работа.

  1. — Ребята, в рассказе встречаются такие слова, как:
  2. Брынза, моментально, Гватемала, Барбадос, пристально( слова на карточках вывешиваются на доску ), знакомы ли вам эти слова?
  3. — брынза — сыр из овечьего молока.
  4. — моментально — мгновенно, очень быстро.

— Гватемала, Барбадос — государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

— пристально – смотреть сосредоточенно, неотрывно.

VI. Физ. Минутка.

  • Вновь у нас физкультминутка,
  • Наклонились, ну-ка, ну-ка!
  • Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

  1. Разминаем руки, плечи,
  2. Чтоб сидеть нам было легче,
  3. Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

  • Голова устала тоже.
  • Так давайте ей поможем!
  • Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

VII. Вторичное чтение.

Чтение текста по частям.

— Ребята, откройте учебники на странице 128-131. Будем читать текст по частям. Один ученик начинает ( до слов «сидеть на песке и скучать»)

— Достаточно. Спасибо.

— Ребята, как чувствовал себя Дениска, зная, что мама опаздывает?

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

— Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?

(грусть, жалость, сочувствие).

Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?

  1. («Ожидание мамы»).
  2. Продолжает другой ученик ( до слов «тогда увидишь» )
  3. — Достаточно, спасибо.
  4. — Что Мишка увидел интересного у Дениски?
  5. ( самосвал )
  6. — На что он хотел его поменять?
  7. ( на Гватемалу и 2 Барбадоса или на плавательный круг)

— А почему Дениска не соглашался поменять свой самосвал? Он был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости — ведь ему было очень плохо без мамы).

— Ребята, а каким был Мишка?

(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь;

эгоистичный — любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово «пожалуйста», а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг.)

  • — Как озаглавим эту часть?
  • («Обмен самосвала»).
  • Третий ученик читает ( до слов «забыл про всех на свете» )
  • — Достаточно, спасибо.
  • — Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой — был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
  • — Как вы думаете, обмен был равноценным?
  • (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).
  • — Найдите и прочитайте в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
  • (а я остался со своим светлячком… )
  • — Как озаглавим эту часть?
  • («Светлячок», «Встреча со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная звездочка
  • в коробке»).
  • Четвертый ученик читает до конца.
  • — Хорошо, спасибо.

— Ребята, как вы думаете, почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)

  1. — А мама считала такой обмен равноценным?
  2. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)
  3. — Почему светлячок был лучше, чем самосвал для Дениски?
  4. ( он живой и светится)
  5. — Озаглавьте последнюю часть рассказа.
  6. («Лучше любого самосвала на свете»)
  7. VIII. Работа над идеей
  8. — Ребята, как вы думаете, почему Драгунский именно так называет свой рассказ?
  9. (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

— Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

— А теперь сравним двух героев. Какой Дениска?

(Дениска — добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный,

верный, надежный. нежный.)

— А Мишка?

(Мишка — невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.)

— то есть ребята по характеру совершенно разные. А теперь давайте подумаем: возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?

(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка — дорогие механические игрушки.

Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

IX. Итог урока.

  • — Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?
  • ( «Он живой и светится»)
  • — Кто его автор?

( В.Ю. Драгунский )

— Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?

(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной.)

— Хорошо. Молодцы.

X. Домашнее задание.

— Ребята, дома подготовьте выразительное чтение этого рассказа. Ответьте на вопросы после него стр 129-131

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Виктор Юзефович Драгунский
  2. «Он живой и светится»
  3. Предмет: Литературное чтение
  4. Дата:_______

Тема:С.Сахарнов Кто живет в теплом море.

Цели:

1.Продолжить знакомство с творчеством С.Сахарнова , познакомиться с его рассказом «Кто живет в теплом море»; учить выделять идею произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.

2.Развивать речь, мышление, память, внимание, умение анализировать поступки героев, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного чтения.

3.Воспитывать чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности.

Оборудование: портрет Сахарнова, карточки для словарной работы.

Ход урока.

I. Орг. момент.

— Здравствуйте ребята. Встали все ровно, настроились на урок и тихо сели.

II. Проверка домашнего задания.

— Дома вы готовились к пересказу рассказа В.Ю.Драгунского «Он живой и светится»

  • •Определите основную мысль рассказа.
  • Отвечает один ученик.
  • — Кто хочет дополнить?

III. Изучение нового материала.

  1. — Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом С.Сахарнова «Кто живет в теплом море»
  2. — А кто помнит биографию автора?
  3. — Я вам напомню.

Родился Святослав Сахарнов на Украине в 1923 году. Но родным местом для себя считает Россию, по которой много путешествовал, и  город Санкт-Петербург.Святослав Владимирович  Сахарнов много лет прожил в Санкт-Петербурге. В 2010 году писателю исполнилось 87 лет. Сначала Святослав Сахарнов был военным моряком, участвовал в Великой Отечественной войне.

 Как стал писателем?Однажды торпедный катер, которым командовал Сахарнов, повредил винты. Вместо водолаза к винтам опустился  сам Святослав Владимирович. Опустился и ахнул: чудеса кругом! Сказочный мир под водой! Выбравшись из воды, капитан Сахарнов почти сразу написал свой первый рассказ.

Автор  даже придумал себе такой девиз: я видел, не могу не рассказать! А так как видел моряк Сахарнов очень много, то и книг получилось более шестидесяти.

Среди них и сказки, и рассказы, и повести, и даже морская энциклопедия «По морям вокруг Земли»! Книги писателя известны во многих странах мира!Святослав Владимирович объездил полсвета, погружался во многие моря! Обо всём, что увидел, старался рассказать детям – его читателям.

  • – Посмотрите, на глобусе флажками отмечены места, где побывал писатель.
  • — Сегодня мы познакомимся с его рассказом, который называется «Кто живет в теплом море»
  • Блиц-ответы групп на вопросы.

– Какая страна стала родной для Сахарнова?– Где родился писатель?  – В каком городе живёт писатель?– Какая профессия была у Сахарнова сначала?– Кем решил стать капитан Сахарнов, когда побывал на дне моря?– Сколько лет исполнилось писателю в 2010году?

– Что писал Сахарнов для детей? Выберите верное: басни, сказки, стихи, рассказы, энциклопедию, повести.

IV. Первичное восприятие.

Чтение рассказа учителем. У уч-ся книги закрыты.

— Ребята, сели ровно. Внимательно слушаем.

  1. Вопросы:
  2. — Ребята, вам понравился рассказ?
  3. — Какой момент рассказа вам показался самым интересным?
  4. — Какую картину вы представили, слушая рассказ?

— Назовите главных героев рассказа? Кто из них вам особенно понравился? — — Почему?

V. Словарная работа.

  • Кашалот-
  • Пароход-
  • Борт-
  • Водолазы

VI. Физ. Минутка.

  1. Вновь у нас физкультминутка,
  2. Наклонились, ну-ка, ну-ка!
  3. Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

  • Разминаем руки, плечи,
  • Чтоб сидеть нам было легче,
  • Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

  1. Голова устала тоже.
  2. Так давайте ей поможем!
  3. Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

V. Вторичное чтение.

Чтение текста по частям.

— Ребята, откройте учебники на странице 132-133. Будем читать текст по частям. Один ученик начинает ( до слов «А у него каждый глаз с колесо»)

— Достаточно. Спасибо.

  • — Ребята, что делал кашалот?
  • Продолжает другой ученик ( до слов «Никого не боится никому дорогу не уступает» )
  • — Достаточно, спасибо.
  • — Ребята почему не уступает?
  • — Ребята, а каким был кашалот?
  • Второй ученик читает ( до слов «забыл про всех на свете» )
  • Третий ученик читает до конца.
  • — Хорошо, спасибо.
  • — Озаглавьте последнюю часть рассказа.
  • VI. Работа над идеей
  • — Ребята, как вы думаете, почему Сахарнов именно так называет свой рассказ?

VII. Работа в тетради.

IX. Итог урока.

— Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?

— Кто его автор?

— Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?

— Хорошо. Молодцы.

X. Домашнее задание.

— Ребята, дома подготовьте выразительное чтение этого рассказа. Ответьте на вопросы после него стр 132-133 ответьте на вопросы.

Разгадай морской кроссворд, начерти в тетради.

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета

1. Электрическая рыба. 2. У какой рыбы оба глаза на одном боку? 3. Название полярного белого дельфина. 4.  Крупная ящерица, питается водорослями. 5. Хищный зубастый угорь. 6.  Какая нелетающая птица водится на южном  полюсе? 7. Морские растения. 

8. Самый крупный представитель семейства ушастых тюленей. 

Разгадай морской кроссворд, начерти в тетради.

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Электрическая рыба. 2. У какой рыбы оба глаза на одном боку? 3. Название полярного белого дельфина. 4.  Крупная ящерица, питается водорослями. 5. Хищный зубастый угорь. 6.  Какая нелетающая птица водится на южном  полюсе? 7. Морские растения. 

    8. Самый крупный представитель семейства ушастых тюленей. 

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета

Святослав Сахарнов

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-dlya-nachalnykh-klassov-vyu-dragunskiy-on-zhivoy-i-svetitsya.html

Отзыв о рассказе В.Драгунского «Он живой и светится»

Краткое содержание Он живой и светится Драгунского за 2 минуты пересказ сюжетаГлавный герой рассказа «Он живой и светится» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» — мальчик по имени Денис. Он сидит во дворе своего дома и ждет, когда придет мама. Дениске тоскливо и грустно, потому что у других детей родители уже пришли и забрали их домой. Его не радует даже подаренная папой новая игрушка, самосвал. Наступил вечер и во дворе начало темнеть.

В это время во двор вышел знакомый мальчик, Мишка. Увидев у Дениски самосвал, Мишка очень им заинтересовался. Он его крутил, вертел и, в конце концов, попросил Дениску дать ему самосвал домой поиграть. Но Денис сказал, что это папин подарок и он не может его отдать.

Читайте также:  Краткое содержание сказание о князьях владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Тогда Мишка стал предлагать обмен. Вначале он предложил за самосвал почтовые марки Гватемалы и Барбадоса, но Денис дал понять, что это неравноценный обмен. Тогда Мишка предложил за самосвал плавательный круг, но Дениска знал, что круг у Мишки проколот, и на эту удочку не попался.

Наконец, Мишка использовал свой последний шанс. Он достал из кармана спичечный коробок и предложил его в обмен на самосвал. Но перед этим Мишка предложил заглянуть в коробок. Когда Денис его приоткрыл, он увидел внутри маленький зеленый огонек.

Это был настоящий живой светлячок! Будучи в полном восхищении, Дениска тут же сообщил Мишке, что тот может забирать самосвал насовсем. Обрадованный Мишка схватил игрушку и убежал домой.

А Денис после этого долго сидел и смотрел на светлячка, до тех пор, пока во двор не вошла мама.

Уже дома мама поинтересовалась Денискиным самосвалом, и он сказал ей, что сменял папин подарок на светлячка. Мама не стала ругать сына, но спросила, зачем Дениска так сделал? На мамин вопрос он ответил, что светлячок живой и он светится.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Он живой и светится» заключается в том, что любое живое существо – это настоящее чудо природы. И никакая механическая игрушка в глазах ребенка не может сравниться с чудом, маленьким творением природы, которое умеет светиться в темноте. Рассказ учит бережно относиться к природе и к живым существам, которые окружают нас.

В рассказе мне понравилась мама Дениса. Она не стала ругать сына, за то, что он поменял дорогую игрушку на крошечного светлячка, потому что поняла, насколько ценен для ее ребенка маленький живой светлячок по сравнению с покупной игрушкой.

Какие пословицы и афоризмы подходят к рассказу В.Драгунского «Он живой и светится»?

Жизнь полна чудес.
Легче поверить в чудо, чем объяснить его.

Иногда чудеса бывают такими крошечными, что люди просто не замечают их.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_on_zhivoy_i_svetitsya/

Драгунский Виктор рассказ

  • Драгунский, Виктор Юзефович
  • Название произведения: «Он живой и светится»
  • Число страниц: 5
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: Дениска, Мишка, Денискина мама.

Характеристика главных героев:

  1. Мишка — хитрый и проворный мальчишка.
  2. Хотел самосвал взять себе и схитрил перед другом.
  3. Напористый.

Рассказчик — добрый и доверчивый. Любознательный.

Любит природу.

Краткое содержание рассказа «Он живой и светится» для читательского дневника

  • Однажды вечером Дениска поджидал свою маму, но ее все не было.
  • Зато появился на детской площадке его друг, Мишка.
  • Он сразу заинтересовался игрушечным самосвалом, с которым играл Дениска.
  • Мишка долго изучал самосвал и его возможности, а потом предложил поменяться.
  • Мишка рассчитывал, что выменяет игрушку на несколько редких марок, но Дениска не соглашался.
  • Самосвал казался ему очень ценным, так как он был подарком папы.
  • Тогда Миша стал вспоминать, что у него еще есть на обмен.
  • Он предложил лопнутый плавательный круг, а потом предложил коробок с чудом.

В коробке что-то светилось. Это был светлячок.

  1. Дениска странно затих и решил, что за этого светлячка можно и самосвал отдать.
  2. Мишка торопливо убежал с самосвалом куда-то в темноту двора.
  3. Когда пришла мама и увела Дениску домой, она спросила мальчика про самосвал, но тот показал ей светляка.
  4. Мама казалось, была недовольна тем, что Дениска сменял свою новую и дорогую игрушку.
  5. Она строго посмотрела и захотела узнать, чем это лучше того.
  6. Дениска не струсил и просто ответил, что самосвал мертвый, а светлячок живой.

План произведения для пересказа :

  • 1. Мальчик в ожидании
  • 2. Игрушка самосвал
  • 3. Коробочка со светлячком
  • 4. Обмен
  • 5. Он живой

Рисунок — иллюстрация  к рассказу «Он живой и светится»

Синквейн

  1. Дениска.
  2. Маленький, любознательный.
  3. Ждет, меняется, радуется.
  4. Обменял самосвал на светлячка.
  5. Детство.

Главная мысль:

По-настоящему ценным может быть только живое.

Ведь жизнь в любых ее проявлениях сама по себе великое чудо.

Чему учит произведение «Он живой и светится»

Рассказ «Он живой и светится» учит нас понимать разницу между обычными игрушками и живыми существами.

Игрушки могут быть красивыми и может быть дорогими, но живые существа все равно останутся во много раз прекрасней.

Краткий отзыв о рассказе «Он живой и светится» для читательского дневника

  • Рассказ Виктора Драгунского — увлекательный и интересный.
  • В нем показан добрый душой и чистый сердцем мальчик, который без сожаления отдает дорогую игрушку за красивого светлячка.
  • Его настолько увлек светлячок и его яркое излучение, что он даже не заметил, как пришла мама.
  • Насколько его поступок кажется более привлекательным с моральной стороны, чем желание его друга во чтобы то ни стало, завладеть дорогой игрушкой.
  • Рассказ научил меня по-другому смотреть на природу и ее красоту.

Отрывок из рассказа «Он живой и светится», поразивший меня больше всего:

– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем!

  А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…

Пословицы к произведению «Он живой и светится»:

Живое живому, мертвое мертвому.

Выменял кукушку на ястреба.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Барбадос, Гватемала страны в Латинской Америке, здесь редкие марки.

Еще читательские дневники по произведениям Виктора Драгунского:

  1. Рассказ «Тайное становится явным»
  2. Рассказ «Что любит Мишка»
  3. Рассказ «Главные реки»
  4. Сборник «Денискины рассказы»
  5. Рассказ «Где это видано, где это слыхано»
  6. Сказка «Бы»
  7. Рассказ «25 кило»
  8. Библиотека читательских дневников автора пополняется

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/dragunskii-viktor-rasskaz-on-zhivoi-i-svetitsia

Рассказ Он живой и светится

Мальчик Дениска долго ждал маму в песочнице – за всеми детками пришли родители, а Денискиной мамы все нет. От грустных эмоций мальчуган променял свою машинку на спичечную коробочку, но она оказалась не простой. В коробке жил светлячок…

Рассказ Он живой и светится скачать:  

Рассказ Он живой и светится читать

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака — они были похожи на бородатых стариков…

  • И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.
  • И в это время во двор вошел Мишка. Он сказал:
  • — ЗдорОво!
  • И я сказал:
  • — ЗдорОво!
  • Мишка сел со мной и взял в руки мой самосвал.

— Ого! — сказал Мишка. — Где достал? А он сам набирает песок? А? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

— Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

  1. Тут Мишка говорит:
  2. — Не дашь самосвал?
  3. Я говорю:
  4. — Отвяжись, Мишка.
  5. Тогда Мишка говорит:
  6. — Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
  7. Я говорю:
  8. — Сравнил Барбадос с самосвалом.
  9. А Мишка:
  10. — Ну, хочешь, я тебе дам плавательный круг?
  11. Я говорю:
  12. — Он у тебя лопнутый.
  13. А Мишка:
  14. — Ты его заклеишь!
  15. Я даже рассердился:

— А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

— Ну, была не была! Знай мою добрость! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

  • — Ты открой, открой ее, — сказал Мишка, — тогда увидишь!
  • Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.
  • — Что это, Мишка, — сказал я шепотом, — что это такое?

— Это светлячок, — сказал Мишка. — Что, хорош? Он живой, не думай.

— Мишка, — сказал я, — бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму.

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, ну словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

  1. Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
  2. — Ну, как твой самосвал?
  3. А я сказал:
  4. — Я, мама, променял его.
  5. Мама сказала:

— Интересно! А на что?

Я ответил:

— На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

— Да, — сказала она, — это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

  • — Я так долго ждал тебя, — сказал я, — и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
  • Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
  • — А чем же, чем же именно он лучше?
  • Я сказал:

— Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! Он живой и светится!

Источник: https://aababy.ru/skazki/rasskazy/viktor-dragunskiy/rasskaz-zhivoy-i-svetitsya

Денискины рассказы – краткое содержание для читательского дневника: кто и о чем написал книгу, отзывы

«Денискины рассказы» – сборник веселых, забавных и часто очень поучительных историй о жизни маленького мальчика, написанный Виктором Драгунским. Они охватывают собой несколько лет жизни героя, примерно от 5 лет и до средней школы.

Простым и понятным детям языком автор рассказывает детям о повседневных событиях, ссорах и затеях с друзьями, событиях школьной жизни и обыденных семейных ценностях. Современный ребенок сможет узнать себя в историях о незатейливом детстве советского мальчика, выросшего во дворе многоквартирного дома и часто предоставленного самому себе в поисках приключений.

Читайте также:  Краткое содержание искандер запретный плод за 2 минуты пересказ сюжета

О чем книга?

Сборник был опубликован в 1959 году Виктором Драгунским. Как он впоследствии признавался, прототипом главного героя стал сын писателя, который впоследствии стал известным журналистом и писателем.

Рассказы быстро стали детской классикой, неоднократно экранизировались и полюбились детям за легкость, веселость и живого главного героя. Последствие книга неоднократно переиздавалась и до сих пор остается одной из самых читаемых среди младших школьников.

Так как книга является классикой детской литературы, ее часто задают читать на лето, с кратким изложением для читательского дневника. В этом случае достаточно выбрать несколько понравившихся историй и написать их краткий пересказ, дополнив ответом на вопрос, кто их написал.

Это интересно! Брифли Легкое дыхание: читаем краткое содержание

Структура записи в читательском дневнике:

  • Автор, название книги, ее жанр и дата издания.
  • Список главных героев, возможны краткие отметки, кто кому и кем приходится.
  • О чем книга (краткое содержание, включающее основную мысль, важные события, сюжет и завершение).
  • Примечания – эту строку заполняет учитель после проверки каждого конспекта.

Важно! Выбирать истории лучше не подряд, а те, которые действительно понравились и хорошо запомнились. Достаточно перечислить главных героев и максимально кратко описать содержание. Но если не получается сформулировать содержание в нескольких строках, то на помощь придет Википедия, в которой точно найдется подобная информация.

Краткое содержание рассказов

Достаточно трудно найти на всю книгу «Денискины рассказы» краткое содержание, ведь в нее входит 61 небольшой рассказ, каждый из которых является самостоятельным, хотя у всех них есть общий герой мальчик Дениска, его друзья и родители.

Он живой и светится…

Знакомство с этим маленьким мальчиком начинается с рассказа «Он живой и светится…». Герой играет в песочнице со своим лучшим другом Мишкой и ждет с работы маму. На улице постепенно темнеет, в небе загораются звезды, и больше всего Дениска хочет с мамой пить чай с баранками.

Мишка уговаривает его поменять на что-нибудь новый самосвал, подаренный Дениске папой. Но ни марки, ни круг для купания не стоят этой чудесной машины. Тогда Мишка дарит ему спичечный коробок со светлячком.

Мишка убегает домой с игрушкой. Мальчик остается с этим жучком ждать маму дальше.

Его волшебный зеленый свет, еле видимый через щелочку в коробке, заставляет мальчика забыть обо всем на свете и даже о своей тоске.

Когда приходит мама, она сначала сердится, что сын поменял такую хорошую машину на какого-то жука. Но потом объясняет ей, что живой и светящийся жук намного лучше самой дорогой игрушки.

Это интересно! Василий Шукшин: Чудик – читаем краткое содержание

Друг детства

Очень пронзительный рассказ – «Друг детства». Дениска долго думает, кем хочет стать, и в конце концов он решает быть боксером. Самая главное проблема в том, что ему нечем боксировать. У родителей в данный момент нет денег на покупку груши, и начинается поиск, по чему можно бить.

Тогда мама приносит ему старого медведя, уже убранного в кладовку. Узнав свою любимую детскую игрушку, которую обнимал перед сном, с которой так любил играться, мальчик понимает, что не сможет бить лучшего друга детства. Наверное, он никогда не станет боксером, но всегда будет хорошим другом.

Тайное становится явным

Один из самых популярных рассказов – «Тайное становится явным». Мама пообещала Денису пойти в Кремль, если мальчик съест всю кашу. Но тот так не любит манную кашу, ведь ее вкус нельзя исправить ни сахаром, ни солью, ни горчицей.

Единственным выходом кажется вылить в окно. Мама, увидев пустую тарелку, похвалила мальчика. Но тут в комнату вошел милиционер и незнакомый мужчина, у которого в шляпе и на плечах была это злополучная манная каша. Так Дениска понял, что все тайное обязательно станет явным и наказание найдет обманщика.

Одна из самых смешных историй, аннотация которого содержалась в каждом сборнике и по которому был поставлен фильм и мультик, – «Где это видано…».

Мишку и Дениса приглашают участвовать в концерте и петь короткие частушки, которые должны пристыдить двоечников. Текст частушек очень нравится мальчикам, и они бойко выкрикивают слова на репетиции.

Но на самом выступлении Мишка так сильно боится, что забывает свои слова.

Зрители смеются, несколько раз слыша одно и то же четверостишие, и смех еще больше пугает мальчика. Дениска хочет помочь и берет на себя текст частушки друга, но от волнения поет то же самое в очередной раз. Так друзья перехотели быть артистами.

Кот в сапогах

Рассказ «Кот в сапогах» повествует, как советские школьники могли сами себе организовывать праздники. В школе решили провести конкурс костюмов. Как раз в это время мама уехала в санаторий, а папа пропадал на работе.

Тогда Мишка и Денис решили сами придумать себе костюмы. Мишка оделся гномиком, а его друг после долгого бегания по квартире и при помощи соседей нарядился котом в сапогах.

Он использовал папины бахилы для рыбалки, мамину старую шляпу, а соседка одолжила ему хвост. Костюм кота выиграл, и Дениска получил в подарок две книги.

Важно! В своих историях Виктор Драгунский часто подчеркивает ценность книг для детей. Книги дарятся им на день рождения, в школе за конкурсы и успешную учебу. Дети много читают дополнительно, как говорит герой, сверх программы.

Также подчеркивается важность для мальчишек мнения друзей и одноклассников. В школе класс несет ответственность за своего ученика, а ученик представляет класс. Поэтому, когда кто-то получает двойку или ведет себя плохо, стыдно становится не только перед родителями или учителями, но перед всем классом.

Это интересно! Антон Чехов Каштанка: читаем краткое содержание в режиме онлайн

Ровно 25 кило

В рассказе «Ровно 25 кило» Дениска и Мишка узнают, что разыгрывается годовая подписка на журнал Мурзилка, но получат ее только те, кто весит ровно 25 килограммов. Друзья очень хотят выиграть этот приз. Мишка до конкурса выпивает пол-литра ситро и с водой весит 25,5 кг.

А вот Денис 24,5, и когда он с трудом влил в себя пол-литра сладкой воды, стал весить ровно столько, сколько надо. В итоге друзья решили поделить выигранную подписку, потому что Денису стыдно, что он обманул ведущего и хитростью добрал полкило за несколько минут. Но подписка этого стоила.

Здоровая мысль

В рассказе «Здоровая мысль» звучит самая главная детская истина, что мама каждого ребенка для него самая красивая и самая любимая. Денис с другом пускали в луже корабли, но их так далеко отнесло дома, что они потерялись, и все многоэтажные дома казались одинаковыми.

Мальчики решили стоять во дворе и ждать, пока мама не выглянет, и тогда они точно найдут свою квартиру. Но Мишке повезло, старушка-соседка забрала мальчика с собой. А Денис наугад постучался в квартиру, где узнал, что он уже шестой заблудившийся ребенок, и получил яблоко.

Девушки из этой квартиры вспомнила, что видела мальчика с мамой выходящими из подъезда напротив, ведь его мама очень красивая. Дома мальчик предложил папе повесить мамин портрет на их доме, чтобы все знали, что она самая красивая, а мальчик больше не путал дома.

Куриный бульон

Про то, как Денис и папа вели хозяйство, написано в рассказе«Куриный бульон». Мама оставила им свежую курицу и сказала, чтобы папа сварил обед, если придет с работы пораньше. Папа доверил Денису состригать ножницами лишние перья, а потом вообще решил их опалить над горелкой.

Потом курицу долго мыли с мылом, потому что та стала черной от горелки. Потом доставали из-под шкафа, потому что она стала скользкой от мыла. А когда наконец курица попала в кастрюлю, пришла мама и рассказала, что, оказывается, ее еще надо было и потрошить.

Это интересно! Александр Куприн – Гранатовый браслет: читаем краткое содержание

Девочка на шаре

В рассказе «Девочка на шаре» описывается первая детская любовь Дениса. Находясь вместе с классом в цирке, мальчик увидел много всего интересного, но больше всего его удивила девочка на шаре. Голубоглазая девочка была очень красивой, тонкой и ловкой. Она увидела Дениса и улыбнулась ему, а он улыбнулся ей. Дома он только и говорил об этой девочке и хотел папу повести его в цирк.

Папа пообещал, но смог только через две недели. Когда они наконец-то пришли на представление, оказалось, что эту девочку зовут Таня, и она уже уехала во Владивосток. И ехать туда из Москвы очень долго, только лететь. Печальный Денис шел домой, и ему не хотелось даже мороженого. И папа его понимал мальчика в этой первой тоске.

Дядя Павел истопник

Очень интересен с точки зрения общественной идеологии рассказ «Дядя Павел истопник». В гости к маме Дениса пришла соседка Мария Петровна. Она возмущалась тому, что в доме проходит ремонт, из-за этого ее собака вынуждена гулять на балконе.

Мама Дениса считает, что самое главное, чтобы людям жилось хорошо, и ради этого можно перетерпеть ремонт и временные неудобства. А Дениса просто возмущает, что соседка сравнивает людей и животных, ему больше нравится дядя Павел, который со всеми здоровается словами: «Здравствуй, человек!».

И действительно, в советское время было очень уважительное отношение к детям как к будущим взрослым, которые должны будут вслед за родителями работать на благо страны и жить в светлом будущем.

Подзорная труба

Интересный момент воспитания детей описывается в рассказе «Подзорная труба». Денис не слушается и постоянно везде лазает, при этом рвет штаны и портит другие вещи. Тогда мама придумала по совету папы соорудить волшебную подзорную трубу, которую она может брать на работу и с ее помощью наблюдать за Денисом во дворе.

После изобретения в жизни мальчика наступил черный период, когда он уже не мог баловаться, ловить головастиков и вообще совершать всякие мальчишеские глупости, потому что чувствовал, что мама наблюдает за ним. Но потом он нашел эту трубу в ящике, смятую и явно не нужную. От обиды на маму он быстро затеял драку с пацанами и совершил в один день все эти глупости, которые боялся делать так долго.

Это интересно! Емкое и краткое содержание сказки Пушкина о царе Салтане

Главные реки

Рассказ «Главные реки» посвящен теме подготовки к урокам. Денис во дворе заигрался с воздушным змеем и не успел сделать домашнее задание.

Конечно, на уроке отвечать вызвали именно его. За невыученное стихотворение Некрасова он получил двойку, но учительница дала ему шанс исправить оценку, если он ответит по внеурочному заданию и расскажет про главные реки Америки.

Оказывается, дети решили читать книжки сверх программы, чтобы расширить свои знания. Дети и друзья Дениса усиленно ему помогали, но он перепутал название реки и произнес миси-писи вместо Миссисипи. Глядя на рыдающих от смеха одноклассников и сползающую под стол учительницу, Денис понял, что есть вещи пострашнее двойки, и твердо решил учить уроки вовремя.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/deniskiny-rasskazy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector