Краткое содержание оперы чайковского чародейка за 2 минуты пересказ сюжета

П.И. Чайковский опера «Чародейка»

Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета

«Русская Кармен» — так современники великого Чайковского называли его оперу «Чародейка». Это потрясающее произведение выдающегося маэстро, которому, несмотря на его обворожительную музыку, была уготована сложная судьба.

Петр Ильич Чайковский сочинял эту оперу с большим увлечением, вложил в неё свою душу и умения, которых к тому времени было предостаточно.

Он считал «Чародейку» величайшей своей удачей и называл лучшим произведением для музыкального театра, но, к сожалению, ни публика, ни критика по достоинству её не оценили, что весьма расстраивало композитора. Однако время всё расставило по своим местам, и в нынешнее время опера причисляется к вершинным созданиям гениального Чайковского.

Краткое содержание оперы Чайковского «Чародейка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица Голос Описание
Князь Курляев Никита Данилович баритон наместник великого князя в Нижнем Новгороде
Княгиня Евпраксия Романовна меццо-сопрано жена наместника
Княжич Юрий тенор сын наместника
Мамыров бас дьяк
Настасья сопрано молодая вдова, прозванная Кумой и Чародейкой, хозяйка постоялого двора у переправы
Ненила меццо-сопрано сестра Мамырова, постельница Евпраксии Романовны
Журан Иван бас ловчий князя
Фока баритон дядя Настасьи
Полина сопрано подружка Настасьи
Кудьма баритон чёрный колдун
  • Краткое содержание оперы «Чародейка»
  • Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета
  • События оперы происходят в конце XV века в окрестностях Нижнего Новгорода.

Постоялый двор около переправы через реку Оку, на другом берегу которой расположился город Нижний Новгород. Хозяйка заезжего дома – молодая вдова, красавица Настасья, добрыми людьми называемая Кумой, а злыми языками – чародейкой, всегда приветливо встречает своих гостей.

Люди разных чинов и званий частенько заглядывают к ней, чтобы развеять скуку, весело попировать и вдоволь испить зелена вина. Однако поборникам строгих порядков такое разгулье не по душе: они ненавидят Настасью и распространяют слухи, что она знается с нечистой силой.

Как-то мимо постоялого двора проплывала лодка, в которой с охоты возвращался сын князя Курляева – молодой княжич Юрий.

Молва о благородстве и привлекательности юноши достигшая Настасьи, вызывала у неё большой интерес, однако Юрий, сторонясь бойкого места и его хозяйки – чародейки, вновь проплыл мимо.

Лишь только все проводили взглядом уплывающую лодку княжича, как пришло известие о прибытии новгородского наместника — князя Курляева. Все знали, что разгневанный наместник, подстрекаемый дьяком Мамыровым, давно хотел разогнать «бесовское гнездо».

Гости в смятении, так как знакомы с жестокостью и своенравием князя. Спокойна лишь Настасья. Когда Курляев прибыл со своей свитой, она своим обаянием и разумной речью так очаровала князя, что он не только сменил гнев на милость, но и, выпив чашу поднесённого ему вина, снял с руки перстень и одарил им красавицу хозяйку.

Захмелевший наместник уже сам не прочь повеселиться, и прибывшие с ним скоморохи пускаются в задорный пляс, к которому не по своей воле, а по приказу князя присоединяется дьяк Мамыров.

Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета

Спустя некоторое время в княжеском саду в кручине на крылечке сидит жена наместника — Евпраксия Романовна. С недавних пор князь не обращает на неё никакого внимания, покидает дом и уезжает за Оку на постоялый двор к Куме. Этой ситуацией решил воспользоваться дьяк Мамыров, обиженный на князя и Куму за принесённую ему обиду.

Он убеждает княгиню, что Настасья приворожила князя колдовскими чарами. Оставшись одна, униженная женщина поклялась отомстить сопернице. В плохом расположении духа в саду появляется князь, все мысли которого только о полюбившейся ему Настасье. Упрёки жены в измене его ещё больше раздражают. Разгневанные друг на друга супруги уходят, а в сад врывается разъярённый народ.

Толпа преследует прислужников князя, которые обнаглев, белым днём ограбили торгующих людей. Явившийся на шум, дьяк Мамыров выступил в защиту воров и приказал стражникам схватить бунтовщиков. Услышавший крик, сын князя Юрий разбирается в конфликте, упрекает дьяка в самоуправстве, успокаивает народ и призывает его разойтись. В сад возвращается княгиня.

Узнав, что князь вновь отправился за Оку, она рассказывает сыну о своей разлучнице. Негодующий княжич обещает матери убить Чародейку.

Вечер. Князь вновь прибыл с визитом к Куме. Он обещает ей бесчисленные богатства в обмен на её чувства. Однако молодая женщина неумолима и заявляет, что лучше лишит себя жизни, чем покорится нелюбимому.

Князь в бешенстве удаляется, но приходят друзья Кумы и предупреждают её о другой опасности. Теперь нужно остерегаться княжича, пообещавшего убить молодую вдову. Однако Настасья не боится, так как не дорожит своей жизнью, которая теперь ей совсем не мила.

Погасив свет и не закрыв дверь, женщина хочет лечь на кровать. В комнату бесшумно входит Юрий. Подойдя к ложу женщины с приготовленным для убийства кинжалом, он столбенеет. Красота Чародейки поразила княжича. Сердца молодых людей потянулись друг к другу.

Настасья тут же поведала возлюбленному, что не виновата и на притязания князя она всегда отвечала отказом.

Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета

В лесу на берегу Оки Юрий поджидает Настасью: влюбленные собрались вместе бежать в далёкие края, так как князь и княгиня за непокорность изгнали сына из родного дома. В тот же лес, переодевшись странницей, приходит Евпраксия.

Взяв у чёрного колдуна смертельного зелья, она хочет отравить «ведьму», разрушившую её семейное счастье. Пока Юрий на время отлучился, княгиня встретила Настасью и обманом напоила её отравленной водой. Когда вернулся княжич, а Насте стало плохо, княгиня призналась, что это она опоила Чародейку отравой.

Настасья умирает на руках Юрия, который называет свою мать убийцей и проклинает её. Тело молодой вдовы подоспевшие княжеские слуги по приказу хозяйки бросают в воду. В лесу появляется преследовавший сына князь, он не верит словам Юрия, что Настя мертва и в неистовстве убивает княжича.

От случившегося все присутствующие застыли в оцепенении. Надвигается буря с сильной грозой. Обезумевший от горя князь умирает.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
48 мин 43 мин 40 мин 29 мин
  1. Фото
  2. Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета
  3. Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета
  4. Интересные факты
  • Имя Петра Ильича Чайковского было настолько популярно у публики, что дирекция Мариинского театра вставила оперу «Чародейка» в репертуарный план ещё до того как композитор поставил последнюю точку в партитуре этого произведения.
  • Первой исполнительницей роли Настасьи была солистка Мариинского театра Эмилия Павловская. Певица сразу невзлюбила либретто и свою героиню, о чём постоянно говорила Петру Ильичу.

Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/charodejka

Опера Петра Чайковского «Чародейка»

Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжетаДрама «Чародейка. Нижегородское предание» попала в руки Петра Чайковского случайно. Она сразу привлекла интерес композитора, хотя с самого начала первоисточник пьесы показался несколько поверхностным и мелодраматическим, но и не лишенным эффектности. Именно поэтому Чайковскому пришлось переосмыслить всю драматургию пьесы. Ни одна из опер композитора не подвергалась стольким переделкам. Произведение переписывалось снова и снова даже в дни подготовки премьеры. Привлекла же драма внимание Чайковского силой страстей. Именно поэтому «Чародейка» завоевала такую любовь со стороны зрителей.

Первая постановка оперы «Чародейка» прошла в Мариинском театре Санкт-Петербурга 20 октября 1887 года под управлением автора.

Главные герои пьесы – князь Курлятов, родовитая Княгиня, его жена, прославившийся в битве с татарами их сын, Юрий и, с другой стороны, молодая вдова, красавица Настасья, которую люди называли «чародейкой», представляют собой два накладывающихся друг на друга «треугольника»; любовь – ненависть и один шаг между ними – основа страстей, развивающихся в драме.

Чайковский использовал некоторые напевы русских народных песен. Определяя своеобразие жанра «Чародейки», известный русский музыковед Б. В. Асафьев проницательно писал: «…она была первым по своей целеустремленности русским симфоническим и бытовым романом в русском музыкальном театре.

Именно рядом с природой, с действием у русской реки, с задушевными признаниями (отсюда песенно-романсный тонус), с русской гульбой в слободке заречной, с суеверными оберегами от жизни, с русской жестокой ревностью и местью, с жуткой страстью сильных суровых характеров… () То обстоятельство, что могучая красота женственности скрывается у Настасьи очень долго в оболочке Гулящей бабы, скорее усугубляет сценическую привлекательность ее…»

Сюжет оперы «Чародейка»

Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV века.

Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка за 2 минуты пересказ сюжета

В саду наместника грустит княгиня, покинутая князем. То и дело он уезжает на Оку. Мамыров, в отместку князю и Куме, убеждает княгиню в том, что чародейка Настасья околдовала ее мужа. Разгневанная, оскорбленная княгиня приказывает Мамырову неотступно следить за Кумой, мечтая жестоко отомстить сопернице.

Гордая княгиня, оставшись одна, клянется отомстить обидчице. Является старый князь, недовольный и гневный, поглощенный своим чувством к Куме. Княгиня упрекает его в измене и потере достоинства, грозится покарать «лихую бабу». Князь разгневан, он пытается защитить Настасью, но жена неумолима.

Разговор с княгиней, полный взаимного раздражения и угроз, лишь накаляет обстановку. Оба уходят.

В сад врывается разъяренная толпа, преследующая грабителя – одного из княжеских слуг. Мамыров берет его под защиту и приказывает схватить зачинщиков бунта. Вышедший на шум княжич Юрий успокаивает толпу, упрекая Мамырова за произвол. Народ расходится.

Бродяга монах Паисий сообщает, что князь опять уехал к Куме. Это известие переполняет чашу терпения княгини. Оскорбленная этой вестью до глубины души, княгиня изливает горе своему единственному защитнику, любимому сыну.

Княжич потрясен ее горем и обещает убить опутавшую отца своими бесовскими хитростями Чародейку.

Князь пришел вечером на постоялый двор, чтобы сломить сопротивление непокорной Кумы. Но тщетно он говорит о своей страсти, сулит золото и драгоценности; Кума непреклонна, не нужны ей ни золота, ни жемчуга. А когда, взбешенный ее упорством, князь пытается силой обнять ее, она отрезает: «Зарежусь! Скорей умру, чем сдамся»… В ярости князь уходит.

Только избавилась она от одной опасности, как узнает о другой: подруги принесли недобрую весть о том, что княжич Юрий поклялся убить ее. Но это не страшит Настасью. Жизнь не мила ей – незачем себя и беречь. Она гасит свет и, не заперев дверей, ложится. Неслышно входит Юрий. Обнажив нож, приближается княжич к ложу Настасьи.

Но не смог он поднять руку на Куму, он останавливается, восхищенный ее красотой. Настасья спокойна. Она чиста перед княгиней, перед княжичем, и она любит его больше жизни. В душе Юрия разгорается ответное чувство.

Дуэт победившего взаимного чувства завершает действие: «Когда ты гнев в душе моей, поведав все, смирила, Призором ласковых очей и речью зло смягчила».

Мрачный глухой лес на берегу Оки. К злому знахарю Кудьме пришла за ядом гордая княгиня, переодетая странницей. Она решила отомстить Куме за мужа и сына. Только скрылась она в землянке знахаря, как появляется Юрий с Настасьей. Здесь влюбленные решили встретиться, чтобы бежать и найти счастья в далеком краю.

Но этим планам не суждено осуществиться. В арии Кумы «Где же ты, мой желанный» ничего не осталось от ее чародейства, сильное, пламенное чувство отныне безраздельно владеет ею. Настасью встречает княгиня, переодетая нищей странницей. Она хочет сгноить соперницу зельем, полученным у колдуна, да таким, «которое бы по жилам кипящим оловом пошло».

Читайте также:  Краткое содержание главы наталья савишна из повести детство толстого за 2 минуты пересказ сюжета

Она подносит сопернице ковшик с отравленной водой. Настасья умирает на руках Юрия. Княгиня торжествующе открывает княжичу причину смерти чародейки. В отчаянии Юрий проклинает мать. По приказу княгини тело Кумы бросают в реку. Появляется старый князь, он не верит в смерть Настасьи.

Уверенный в том, что Юрий спрятал от него свою возлюбленную, он в исступлении убивает сына. Внезапно начинается буря. Князь остается один в лесу. Ужас охватывает сыноубийцу, его неотступно преследуют страшные видения.

Гремят удары грома, свирепеет с каждым мгновением буря, но еще страшнее, еще неистовее и безотраднее отчаяние, овладевшее сыноубийцей. Разум его мутится. Старый Князь, не в силах вынести тяжесть содеянного, падает замертво.

Фрагменты из оперы «Чародейка»

Источник: https://vmiremusiki.ru/opera-charodejka-chajkovskij.html

Краткое содержание оперы "Мазепа" П. Чайковского

3 февраля 1884 года под руководительством Альтани в Большом театре Москвы впервые поставили ещё одну работу Чайковского — оперу «Мазепа». Её, как либретто, написал Виктор Буренин, а сам Пётр Ильич положил текст на музыку.

Буренин написал своё либретто, вдохновившись поэмой Пушкина «Полтава». Это была уже не первая попытка перевести поэму великого русского поэта в оперный жанр. Поэтому первые постановки оперы не были столь популярны среди любителей творчества Чайковского.

Автор Виктор Буренин не раз вносил поправки и коррективы в текст оперы, хотя музыка и оставалась неизменной, и после этого работа стала очень популярной, а в советское время и вовсе была одной из любимых опер зрителя.

Она и сейчас относится к списку лучших русских опер.

Опера делится на 3 действия и 6 картин, в каждой из которых раскрывается характер украинского гетмана Ивана Мазепы, а также других героев «Полтавы» Пушкина.

Краткий сюжет оперы

Первое действие:

  • картина первая — в известного богатого малороссийского старшины Кочубея собираются гости, среди которых — Иван Мазепа; пока дочь Кочубея развлекалась со своими подругами, Мазепа говорил с её отцом; гетман рассказывает Кочубею, что он любит Марию, а она его, и просит отдать дочь за него замуж; Кочубей не соглашается и между ними начинается ссора; Мария с матерью пробует успокоить отца и любимого, но это им не удаётся; Мазепа решает покинуть дом хозяина и просит пойти Марию с ним, которая, хоть и колеблясь, соглашается;
  • картина вторая — мать Марии — Любовь — оплакивает свою дочь и просит мужа отомстить гетману; Кочубей соглашается и зовёт к себе Искру и Андрея — бывшего возлюбленного дочери; они вспоминают о том, как Мазепа говорил о скорых изменениях в политике и понимают, что тот хочет предать царя; Кочубей знает, что Пётр Великий доверяет Мазепе больше чем кому-либо и понимает, что это рискованное дело; Андрей решается самому отвести бумаги с доносом в дворец Петра I.

Второе действие:

  • картина первая — Кочубей — в темнице дворца в украинском городе; он размышляет о том, как Пётр Первый не поверил его доказательствам о измене Мазепы, который готовит против царя восстание; он вспоминает, как Пётр Первый приказал убрать его и теперь для Кочубея хотят казнить; к Кочубею приходит Орлик и приказывает рассказать, где тот прячет свои сокровища; Кочубей отказывает и Орлик говорит стражникам пытать старшинника;
  • картина вторая — Мазепа живёт с Марией в своём замке; он злится на Кочубея и приказывает своего соратнику Орлику приготовить всё для казни Кочубея; Мария подозревает что-то неладное и приходит к любимому; Мазепа успокаивает девушку и говорит, что готовится стать правителём; он спрашивает, кого любит больше всего девушка — его или отца, и Мария говорит, что ей дорог только любимый; к Марии приходит её мама, которая рассказывает о том, что Кочубея хотят казнить; Мария спешит к месту казни отца;
  • на поле возле Белой Церкви должна свершится казнь; собирается толпа народа, которые недовольны действиями гетмана; на поле появляется Мазепа на своём коне; выводят Кочубея и Искру, которых должны казнить; они молятся, обнимают друг друга и поднимаются к палачам с топорами; прибывает Мария с матерью, но они уже не могут что-либо сделать; Мазепа приказывает казнить Кочубея и Искру;

Третье действие:

  • Мария теряет рассудок после смерти отца; Мазепа проигрывает битву и убегает с Малороссии вместе с Орликом; Андрей пытается найти гетмана, чтобы убить его; он приходит в опустелый дом Кочубея; поблизости проезжает Мазепа, Андрей бросается на него с саблей, но Мазепа убивает казака; появляется Мария, но гетман покидает её; Мария, приняв Андрея за ребёнка, поёт ему колыбельную.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-mazepa-p-chajkovskogo/

Чародейка

Первое действие У молодой вдовы Настасьи, прозванной в округе Кумой, собрались попировать нижегородские люди.

Красота и приветливый нрав привлекают к Куме немало гостей разного чина и звания. Но есть и те, которые считают ее колдуньей, чародейкой. Идет шумная гульба.

Настасья поет гостям о бескрайнем волжском просторе, рождающем в душе жажду такого же бескрайнего, беззаветного чувства.

Неожиданно разносится весть о приближении великокняжеского наместника Никиты Курлятева, отца княжича Юрия, которого безответно любит Настасья. Князь Курлятев прибыл сюда по доносу дьяка Мамырова, чтобы разогнать «бесовское гульбище».

Однако, пораженный красотой Настасьи, ее разумной, смелой и приветливой речью, князь внезапно меняет гнев на милость.

Он принимает из рук хозяйки чашу вина, одаривает перстнем и, захмелев, по подсказке Настасьи, приказывает старому дьяку Мамырову плясать на потеху гостям.

Второе действие Княгиня, покинутая князем, горюет и негодует. Она требует, чтобы Мамыров рассказал ей всю правду о князе. Тот сообщает, что наместник часто бывает на постоялом дворе у Кумы. Княгиня клянется отомстить обидчице. Она приказывает Мамырову разузнать о неверности князя.

Княжич Юрий души не чает в своей матери. Он обеспокоен тем, что княгиня мрачна и несчастна, но та не называет ему причины своих горестей. Мамыров подкупает чернеца Паисия и просит его следить за Кумой. Князь понимает, что страсть к Куме разрушает его семью. Разговор с княгиней перерастает в ссору.

Князь угрожает княгине расправой.

Во дворец врывается разъяренная толпа. Народ возмущен непомерными налогами, которыми обложил его Мамыров. Молодой княжич Юрий успокаивает людей и уговаривает их разойтись. Мамыров Рассказывает Юрию, что причиной страданий его матери является Кума. Юрий обещает убить околдовавшую отца чародейку.

Третье действие Старый князь у Кумы. Он молит ее о любви, сулит богатые подарки. Напрасно: Кума с негодованием отвергает его. Князь угрожает Настасье, но тщетно. Взбешенный князь уходит.

Он и не догадывается, что слывущая легкомысленной Кума давно и безнадежно любит его сына. Вбегает подруга Кумы с недоброй вестью: княжич Юрий поверил злым наговорам и поклялся убить Настасью. Но это не страшит Куму.

Теперь она сможет, наконец, открыть княжичу свою любовь.

Врывается Юрий, полный решимости расправиться с обидчицей матери, но останавливается, восхищенный красотой Настасьи. В душе Юрия разгорается ответное чувство.

Четвертое действие Настасья и Юрий решаются бежать из родных мест. Но первой на месте встречи оказывается княгиня, которую Паисий привел к Мамырову, переодетому знахарем Кудьмой, за отравой. Княгиня решила отомстить за мужа и сына.

Появляется Настасья, которая ждет Юрия. В это время к Куме подходит княгиня в одежде нищей странницы. Она успевает напоить Настасью отравленной водой. Княжич возвращается, но яд уже начал действовать. Княгиня выдает себя.

Княжич Юрий не может сделать выбор между матерью и возлюбленной. Кума умирает.

Появляется старый князь. Он хочет знать, что случилось с Кумой. Заподозрив, что Юрий куда-то скрыл Настасью, князь в исступлении убивает сына. Князь-сыноубийца сходит с ума.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/enchantress

Опера П. И. Чайковского "Чародейка" (стр. 1 из 2)

Опера П. И. Чайковского «Чародейка»

Опера в 4-х д. Либретто И.В.Шпажинского по его трагедии «Чародейка» (Нижегородское предание). Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях (в последней четверти XV века).

Опера создавалась в сент. 1885, Майданово — май 1887, там же.

Впервые исполнена 20 окт. 1887, Петербург, Мариинский Театр. Дирижер П.И.Чайковский. Режиссер О.О.Палечек. Художник М.И.Бочаров. Костюмы по рисункам Е.П.Пономарева.

Сюжет

I д.

На веселом дворе молодой вдовы Настасьи идет гулянье, льется вино, затеваются игры. К берегу причаливают лодки желающих «потешиться, на воле в веселии пожить да поиграть». Отвечая на просьбы гостей, хозяйка, которую злые языки прозвали чародейкой, Кумой, заводит задушевную песню о Волге-матушке.

Мимо проезжает княжич Юрий, Настасью интригует молва о его великодушии и красоте. Но княжич сторонится чародейки. Внезапно появляется наместник Князь, прерывающий веселье. Жестокий, своенравный, он давно грозится уничтожить «гнездо гульбищ». Среди гостей смятение.

Одни разбегаются, другие полны решимости защитить Настасью. Лишь она спокойна. Красота девушки, ее приветливый взгляд, исполненные достоинства слова окорачивают гнев вельможи. Он принимает приглашение к столу, дарит женщине, пораженный ее красотой, дорогой перстень.

Реакция на неожиданную милость Князя выражена в большом ансамбле-децимете с хором, где разноречивые чувства его участников подчиняются благоговению перед силой редкой красоты. Прерванное веселье возобновляют с еще большим куражом скоморохи.

Сопровождающий наместника злобный дьяк Мамыров, мечтавший расправиться с местом «поганства, пьянства и бесчинств» с подачи Кумы и по распоряжению князя вынужден присоединиться к бесшабашной пляске скоморохов.

II д.

Княгиня в тоске. С некоторых пор Князь ее покинул, зачастил в заезжий двор к Куме. Мамыров в отместку за издевательства над ним наместника и Настасьи оговаривает ее перед Княгиней как колдунью, сумевшую прельстить ее мужа.

Наместник же не в силах думать ни о чем другом, кроме Настасьи. Княгиня упрекает его в измене и потере достоинства, грозится покарать «лихую бабу». Князь разгневан, он пытается защитить Настасью, но жена неумолима.

Узнавши об измене отца, княжич Юрий клянется убить разлучницу, вступившись за поруганную честь матери.

III д.

Две большие сцены диалога составляют содержание этого центрального акта драмы, за которой, по словам Чайковского, «неминуемо следует страшная и ужасная катастрофа». Князь сулит Настасье богатство и довольство. Но она не отвечает его страсти, а на угрозы прибегнуть к силе, отрезает: «Зарежусь! Скорей умру, чем сдамся»… Наместник, полный тяжелых раздумий, уходит.

После небольшого трио Кумы, ее подруги Поли и дяди Фоки, которые предупреждают Настасью о грозящей смертельной опасности со стороны княжича, следует вторая вершина этого акта. Сцена уже начинается с кульминации. Характерна ремарка композитора: «Юрий роняет кинжал и, прикрыв рукою глаза, медленно идет к двери».

Он поражен, ослеплен несказанной красотой молодой женщины. Противоречиво развертывается диалог героев. Настасья рассказывает Юрию об упорных преследованиях Князя. Юрий не в силах противостоять сильному, цельному чувству Кумы и страстно отвечает на ее любовь, властно овладевшую им.

Дуэт победившей взаимности завершает действие: «Когда ты гнев в душе моей, поведав все, смирила, Призором ласковых очей и речью зло смягчила».

IV д.

Здесь — развязка драмы, трагическая гибель влюбленных. Уже в симфоническом антракте, предваряющем действие, ощутимо предчувствие роковой судьбы. В ариозо Кумы «Где же ты, мой желанный» ничего не осталось от ее чародейства, сильное, пламенное чувство отныне безраздельно владеет ею.

Читайте также:  Краткое содержание умберто эко имя розы за 2 минуты пересказ сюжета

Пробирающихся по лесной тропе Настасью и Юрия, которые задумали бежать, преследует княгиня, переодевшаяся странницей. Она хочет сгноить соперницу зельем, полученным у колдуна, да таким, «которое бы по жилам кипящим оловом пошло».

Ловко завладев доверием Настасьи Княгиня-странница, воспользовавшись отлучкой сына, дает Куме выпить отраву. Настасья умирает на руках прибывшего Юрия. Потрясенный горем, он проклинает мать. По приказу Княгини, труп Кумы сбрасывают в реку. Появившийся Князь не верит в смерть Настасьи и в исступлении гнева убивает сына.

На Оке разражается буря, сверкает молния, начинается гроза. Старый Князь, истерзанный страшными видениями, падает замертво.

Случайно попавшая в руки Чайковскому драма «Чародейка. Нижегородское предание» известного в то время И.Шпажинского сразу завладела его воображением и, вместе с тем, вызвала необходимость существенно переосмыслить первоисточник пьесы, не лишенный эффектности, но достаточно поверхностный, мелодраматический.

Драма привлекла внимание Чайковского прежде всего силой страстей, в ней заложенных.

Главные герои пьесы — князь Курлятов, родовитая Княгиня, его жена, прославившийся в битве с татарами их сын, Юрий и, с другой стороны, молодая вдова, красавица Настасья, прозванная «чародейкой», взаимодействуют как два накладывающихся друг на друга «треугольника»; любовь — ненависть, сотрясающие пьесу, движут ее драматургию.

Пожелания композитора автору драмы, ставшему и либреттистом будущей оперы, сводились и к изменениям самих характеристик действующих лиц и к усилению специфики оперной драматургии. Так, в либретто исчез грубовато-бытовой колорит, который отличал пьесу Шпажинского. Чайковский попросил сократить число действий до 4-х. «В опере…

необходима сжатость и быстрота действия — иначе ни у автора-музыканта не хватит сил написать, ни у слушателя внимательно дослушать…», — объяснял Чайковский свою позицию. Композитор также настоял на введении самостоятельной народной сцены восстания нижегородцев против насилия наместника.

Развита роль масс и в последнем акте, который написан Шпажинским заново.

Интересами драматургии продиктованы и более мелкие изменения: в первую народную сцену для контраста введен эпизод ссоры, а в третьем акте полукомедийный эпизод подвыпившего Фоки заменен глубоко драматичным трио — подруги Кумы, Поли, Фоки и самой Насти, обсуждающих готовящееся покушение на Куму. По предложению Чайковского был введен новый персонаж — колдун Кузьма.

Ни одна из опер Чайковского не подвергалась стольким переделкам — и в период создания черновых эскизов, и во время инструментовки, и даже в дни подготовки премьеры, как «Чародейка». В музыке оперы Чайковский использовал некоторые напевы русских народных песен. Определяя своеобразие жанра «Чародейки», известный русский музыковед Б.В.Асафьев проницательно писал: «…

она была первым по своей целеустремленности русским симфоническим и бытовым романом в русском музыкальном театре.

Именно рядом с природой, с действием у русской реки, с задушевными признаниями (отсюда песенно-романсный тонус), с русской гульбой в слободке заречной, с суеверными оберегами от жизни, с русской жестокой ревностью и местью, с жуткой страстью сильных суровых характеров…

» И все это многообразие объединено главной героиней оперы, Настасьей, Кумой — проницательной женщиной, цельной натурой, трагическая судьба которой предопределена ее особой красотой.

Никто лучше самого Чайковского не определил эту особость: «То обстоятельство, что могучая красота женственности скрывается у Настасьи очень долго в оболочке Гулящей бабы, скорее усугубляет сценическую привлекательность ее…» Красота вносит с собою раздор, по существу, объяснимы все перипетии «Чародейки» — как сочувствие, так и сопротивление ее красоте, руководимое завистью, алчностью, хищничеством (Княгиня, которая ослеплена чувством оскобленной оставленной женщины и родовитой аристократки, и Князь, ее муж — жестокий насильник, разбуженный подлинной страстью к Куме).

Не только Настасья, но и наместник — Князь Курлятев, неистовый в страстях и неудержимый в деспотизме, и его жена — сильная, властная, гордо самолюбивая натура — выписаны тонко и психологически глубоко. Составляя круг контрдействия, Князь и Княгиня обрисованы в то же время отнюдь не прямолинейно.

Каждый показан в противоречии свойств, у каждого своя роковая роль в движении драмы к катастрофе. Не только главные, но и второстепенные персонажи важны для Чайковского: остаются в памяти угловатый речитатив дьяка Мамырова, окарикатуренные интонации церковного пения, сопровождающие беглого монаха, пьяницу и доносчика Паисия.

Глубокое чуткое чувство Родины возвышает всю творческую концепцию «Чародейки».

Четыре акта оперы состоят из ряда больших, непосредственно следующих друг за другом сцен; включенные в них ариозо, диалоги, хоры не препятствуют непрерывному потоку симфонически развиваемой музыки, отмеченной единством вокальной и инструментальной партий.

Перед нами излюбленная Чайковским симфонизированная драма. От спокойно-величавого созерцания Оки — Волги и быта заречной слободы через сквозное становление страстей и интриг к финалу, где развязка человеческой любви и ненависти поглощается грозой и бурей. Нагнетание идет через весь четвертый акт и завершается человеческая катастрофа разбушевавшейся катастрофой в природе.

По-своему действует, «поет» в «Чародейке» русская природа. Волга и оказалась — в ее течении и в перспективности видов на могучий ее простор — главной, симфонически раскрываемой темой всей оперы…

Недаром вступление к «Чародейке» развивается из напева-тезиса: «Глянуть с Нижнего», становящегося величанием красоты стихийного речного простора, красоты, которую не затуманить никакому наплыву человеческих хищных страстей».

«Чародейка» стала крупным этапом в развитии Чайковского-драматурга.

Здесь композитор продвинулся вперед в смысле свободного и логичного сочинения конструктивно четких музыкальных форм и непрерывности нарастающего действия, здесь еще теснее и органичнее смыкаются вокальная, хоровая и оркестровая части произведения. «Чародейка» — шаг вперед и как возвышение индивидуального до общезначимого, лирического до эпического.

Источник: https://mirznanii.com/a/315929/opera-p-i-chaykovskogo-charodeyka

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Петр Ильич Чайковский. Чародейка

ЧАРОДЕЙКА

Опера в четырех актах

Либретто И. В. Шпажинского

Действующие лица:

  • Князь Никита Данилыч Курлятев,
  • великокняжеский наместник в Нижнем
  • Новгороде
  • Княгиня Евпраксия Романовна, жена его
  • Княжич Юрий, их сын
  • Мамыров, старый дьяк
  • Ненила, сестра его, постельница княгини
  • Иван Журан, княжеский ловчий
  • Настасья, по прозвищу Кума, хозяйка заезжего
  • двора у перевоза через Оку, молодая женщина
  • Фока, дядя ее
  • Поля подруга
  • Балакин, гость нижегородский
  1. баритон
  2. меццо‑сопрано
  3. тенор
  4. бас
  5. меццо‑сопрано
  6. бас-баритон
  7. сопрано
  8. баритон
  9. сопрано
  10. тенор
Потап Лукаш } гости торговые бас-баритон тенор
  • Кичига, кулачный боец
  • Паисий, бродяга под видом чернеца
  • Кудьма, колдун
  1. бас
  2. характерный тенор
  3. баритон
  • Девушки, гости из Нижнего, приставы, княжеские холопы,
    охотники и псари, скоморохи, народ.
  • Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях
    в последней четверти XV века.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1885 году внимание Чайковского привлекла популярная
в то время драма И. В. Шпажинского (1848—1917) «Чародейка». По предложению
композитора драматург написал по пьесе оперное либретто. Сочинение музыки началось
в сентябре 1885 года. Премьера «Чародейки» состоялась 20 октября (1 ноября)
1887 года в петербургском Мариинском театре под управлением композитора.

Знание сцены, умение интересно и живо развить сюжет,
склонность к мелодраматическим эффектам приносили пьесам Шпажинского большой, но
преходящий успех.

Их содержание обычно исчерпывалось темами семейных отношений,
остро, но поверхностно трактованными. В этом смысле «Чародейка» характерна для
драматургии Шпажинского.

Однако Чайковский увидел в этой драме возможности для
создания реалистической народно-бытовой трагедии.

Либретто оперы значительно отличается от пьесы.
Количество актов уменьшено с пяти до четырех, большинство диалогов сокращено,
исключен ряд второстепенных персонажей, изъяты отдельные сцены.

Одновременно
были развиты некоторые существенные моменты драмы, как, например, вскользь
упоминаемый в пьесе эпизод столкновения горожан с княжеской челядью, выросший в
опере в развернутую массовую картину.

По предложению Чайковского был введен новый
персонаж — колдун Кудьма.

В центре оперы находится образ Кумы — Настасьи,
страстно любящей жизнь простой русской женщины. В борьбе за личное счастье
раскрывается ее душевная стойкость, нравственная чистота и цельность.

Образ
Настасьи, хозяйки корчмы, «чародейки», завлекающей постояльцев, наделен
трагедийными чертами. Как писал Чайковский первой исполнительнице этой роли Э.
К.

Павловской, «в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и
красота, которой только негде было высказаться».

Несмотря на активное участие Чайковского, либретто
оперы получилось во многом несовершенным. Уже на репетициях оперы обнаружились
длинноты, побудившие композитора сделать значительные сокращения в музыке.

Кроме того, либретто страдало стилистическими пороками; оно было изложено
псевдонародным языком с примесью вульгарного бытового говора. Новая редакция
текста оперы создана советским поэтом С. М.

Городецким для постановки
Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1941).

МУЗЫКА

«Чародейка» представляет характерный для Чайковского
тип лирико-психологической оцеры с острыми столкновениями, трагедийным
конфликтом. От близких по духу произведений она отличается полнотой обрисовки
русского народного быта.

Важную роль в музыкальной характеристике Настасьи
играет народно-песенное начало, передающее широту и нравственную силу ее души.
Глубоко национальны образы страстных, неистовых в любви и ненависти князя,
княгини и княжича Юрия: колоритны зловещие фигуры дьяка Мамырова, бродяги
Паисия, колдуна Кудьмы.

Большой выразительной силы достигает оркестр, рисующий
картины широких волжских просторов, дремучих лесов, свирепой бури.

Первый акт открывается разгульной пляской-песней хора «Любо
нам за Окой, у Камы молодой собираться». В лирически задумчивой песне «Пойду
ль, выйду ль я» Настасья предстает как простая русская женщина. Особенно ярко
ее образ раскрывается в широкой мелодии ариозо «Глянуть с Нижнего» (на ней
основана оркестровая интродукция оперы).

Сцена встречи с князем предваряется
тяжелой, властной темой в оркестре. Изумление присутствующих неожиданной
милостью князя выливается в большом ансамбле — децимете с хором; разноречивые
чувства его участников объединены общим настроением благоговейного восхищения
перед могучей силой красоты. Акт завершается пляской скоморохов.

Второй акт пронизан резкими контрастами; напряжение
возрастает, достигая кульминации в конце акта. Песня девушек за сценой «Как не
туча стелет по небу» выдержана в духе протяжных лирических народных песен.
Гневом и возмущением насыщено ариозо княгини «Так вот беда пришла откуда»; его
мелодия решительна и энергична.

Лирически светло звучит дуэт княгини и сына «Дай
нам бог в счастье жить». В кратком монологе Мамырова «Меня, меня плясать
заставить!» жестокость и мстительность дьяка переданы угловатой речью,
противостоящей мелодической распевности других действующих лиц. Ариозо князя «А
образ той пригожницы всегда со мной» проникнуто горячим, страстным чувством.

Драматически напряженная сцена народного возмущения заключает собой этот акт.

Третий акт распадается на две части — сцены встречи
Кумы с князем и с княжичем. Степенно-величавая мелодия симфонического
вступления полна чувства внутренней силы и достоинства.

Эта мелодия
главенствует в сцене Кумы с князем; на всем ее протяжении драматизм растет,
достигая предельной остроты в заключительном эпизоде.

Спокойно и уверенно
звучат начальные фразы обращения Настасьи к княжичу; в стремительном развитии
воплощен большой диапазон чувств, обуревающих Куму: горькая ирония,
трогательная мольба, страстная тоска, упоение счастьем.

Четвертый акт содержит трагическую развязку. Ее
предвещает скорбное оркестровое вступление. Элегическое ариозо Юрия «Милее мне
всего на свете» передает чувства любви и тревоги. Замечательное лирическое
ариозо Кумы «Где же ты, мой желанный?» согрето нежным чувством и страстным
порывом. В сцене встречи Юрия и Настасьи господствуют настроения бурной
радости. Опера заканчивается картиной бури.

Читайте также:  Краткое содержание толстой исповедь за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://geum.ru/opus/highly-100.php

Краткое изложение Петр Ильич Чайковский. Чародейка

ЧАРОДЕЙКА

Опера в четырех актах

Либретто И. В. Шпажинского

Действующие лица:

  • Князь Никита Данилыч Курлятев,
  • Великокняжеский наместник в Нижнем
  • Новгороде
  • Княгиня Евпраксия Романовна, жена его
  • Княжич Юрий, их сын
  • Мамыров, старый дьяк
  • Ненила, сестра его, постельница княгини
  • Иван Журан, княжеский ловчий
  • Настасья, по прозвищу Кума, хозяйка заезжего
  • Двора у перевоза через Оку, молодая женщина
  • Фока, дядя ее
  • Поля подруга
  • Балакин, гость нижегородский
  1. Баритон
  2. Меццо сопрано
  3. Тенор
  4. Бас
  5. Меццо сопрано
  6. Бас-баритон
  7. Сопрано
  8. Баритон
  9. Сопрано
  10. Тенор
ПотапЛукаш } Гости торговые Бас-баритонТенор
  • Кичига, кулачный боец
  • Паисий, бродяга под видом чернеца
  • Кудьма, колдун
  1. Бас
  2. Характерный тенор
  3. Баритон
  • Девушки, гости из Нижнего, приставы, княжеские холопы, охотники и псари, скоморохи, народ.
  • Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV века.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1885 году внимание Чайковского привлекла популярная в то время драма И. В. Шпажинского “Чародейка”. По предложению композитора драматург написал по пьесе оперное либретто. Сочинение музыки началось в сентябре 1885 года.

Премьера “Чародейки” состоялась 20 октября 1887 года в петербургском Мариинском театре под управлением композитора.

Знание сцены, умение интересно и живо развить сюжет, склонность к мелодраматическим эффектам приносили пьесам Шпажинского большой, но преходящий успех. Их содержание обычно исчерпывалось темами семейных отношений, остро, но поверхностно трактованными. В этом смысле “Чародейка” характерна для драматургии Шпажинского.

Однако Чайковский увидел в этой драме возможности для создания реалистической народно-бытовой трагедии.

Либретто оперы значительно отличается от пьесы. Количество актов уменьшено с пяти до четырех, большинство диалогов сокращено, исключен ряд второстепенных персонажей, изъяты отдельные сцены.

Одновременно были развиты некоторые существенные моменты драмы, как, например, вскользь упоминаемый в пьесе эпизод столкновения горожан с княжеской челядью, выросший в опере в развернутую массовую картину.

По предложению Чайковского был введен новый персонаж – колдун Кудьма.

В центре оперы находится образ Кумы – Настасьи, страстно любящей жизнь простой русской женщины. В борьбе за личное счастье раскрывается ее душевная стойкость, нравственная чистота и цельность. Образ Настасьи, хозяйки корчмы, “чародейки”, завлекающей постояльцев, наделен трагедийными чертами.

Как писал Чайковский первой исполнительнице этой роли Э. К. Павловской, “в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота, которой только негде было высказаться”.

Несмотря на активное участие Чайковского, либретто оперы получилось во многом несовершенным. Уже на репетициях оперы обнаружились длинноты, побудившие композитора сделать значительные сокращения в музыке.

Кроме того, либретто страдало стилистическими пороками; оно было изложено псевдонародным языком с примесью вульгарного бытового говора. Новая редакция текста оперы создана советским поэтом С. М.

Городецким для постановки Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова .

МУЗЫКА

“Чародейка” представляет характерный для Чайковского тип лирико-психологической оцеры с острыми столкновениями, трагедийным конфликтом. От близких по духу произведений она отличается полнотой обрисовки русского народного быта.

Важную роль в музыкальной характеристике Настасьи играет народно-песенное начало, передающее широту и нравственную силу ее души.

Глубоко национальны образы страстных, неистовых в любви и ненависти князя, княгини и княжича Юрия: колоритны зловещие фигуры дьяка Мамырова, бродяги Паисия, колдуна Кудьмы.

Большой выразительной силы достигает оркестр, рисующий картины широких волжских просторов, дремучих лесов, свирепой бури.

Первый акт открывается разгульной пляской-песней хора “Любо нам за Окой, у Камы молодой собираться”. В лирически задумчивой песне “Пойду ль, выйду ль я” Настасья предстает как простая русская женщина. Особенно ярко ее образ раскрывается в широкой мелодии ариозо “Глянуть с Нижнего” . Сцена встречи с князем предваряется тяжелой, властной темой в оркестре.

Изумление присутствующих неожиданной милостью князя выливается в большом ансамбле – децимете с хором; разноречивые чувства его участников объединены общим настроением благоговейного восхищения перед могучей силой красоты. Акт завершается пляской скоморохов.

Второй акт пронизан резкими контрастами; напряжение возрастает, достигая кульминации в конце акта. Песня девушек за сценой “Как не туча стелет по небу” выдержана в духе протяжных лирических народных песен. Гневом и возмущением насыщено ариозо княгини “Так вот беда пришла откуда”; его мелодия решительна и энергична.

Лирически светло звучит дуэт княгини и сына “Дай нам бог в счастье жить”. В кратком монологе Мамырова “Меня, меня плясать заставить!” жестокость и мстительность дьяка переданы угловатой речью, противостоящей мелодической распевности других действующих лиц. Ариозо князя “А образ той пригожницы всегда со мной” проникнуто горячим, страстным чувством.

Драматически напряженная сцена народного возмущения заключает собой этот акт.

Третий акт распадается на две части – сцены встречи Кумы с князем и с княжичем. Степенно-величавая мелодия симфонического вступления полна чувства внутренней силы и достоинства. Эта мелодия главенствует в сцене Кумы с князем; на всем ее протяжении драматизм растет, достигая предельной остроты в заключительном эпизоде.

Спокойно и уверенно звучат начальные фразы обращения Настасьи к княжичу; в стремительном развитии воплощен большой диапазон чувств, обуревающих Куму: горькая ирония, трогательная мольба, страстная тоска, упоение счастьем.

Четвертый акт содержит трагическую развязку. Ее предвещает скорбное оркестровое вступление. Элегическое ариозо Юрия “Милее мне всего на свете” передает чувства любви и тревоги.

Замечательное лирическое ариозо Кумы “Где же ты, мой желанный?” согрето нежным чувством и страстным порывом. В сцене встречи Юрия и Настасьи господствуют настроения бурной радости. Опера заканчивается картиной бури.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-izlozhenie-petr-ilich-chajkovskij-charodejka.html

Краткое содержание Петр Ильич Чайковский. Чародейка

ЧАРОДЕЙКА

Опера в четырех актах

Либретто И. В. Шпажинского

Действующие лица:

  • Князь Никита Данилыч Курлятев,
  • Великокняжеский наместник в Нижнем
  • Новгороде
  • Княгиня Евпраксия Романовна, жена его
  • Княжич Юрий, их сын
  • Мамыров, старый дьяк
  • Ненила, сестра его, постельница княгини
  • Иван Журан, княжеский ловчий
  • Настасья, по прозвищу Кума, хозяйка заезжего
  • Двора у перевоза через Оку, молодая женщина
  • Фока, дядя ее
  • Поля подруга
  • Балакин,
  • гость нижегородский
  1. Баритон
  2. Меццо сопрано
  3. Тенор
  4. Бас
  5. Меццо сопрано
  6. Бас-баритон
  7. Сопрано
  8. Баритон
  9. Сопрано
  10. Тенор
  11. Потап
  12. Лукаш
  13. }
  14. Гости торговые
  15. Бас-баритон
  16. Тенор
  17. Кичига, кулачный боец
  18. Паисий, бродяга под видом чернеца
  19. Кудьма, колдун
  20. Бас
  21. Характерный тенор
  22. Баритон
  23. Девушки, гости из Нижнего, приставы, княжеские холопы, охотники и псари, скоморохи, народ.
  24. Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV века.
  25. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1885 году внимание Чайковского привлекла популярная в то время драма И. В. Шпажинского (1848-1917) «Чародейка». По предложению композитора драматург написал по пьесе оперное либретто. Сочинение музыки началось в сентябре 1885 года. Премьера «Чародейки» состоялась 20 октября (1 ноября) 1887 года в петербургском Мариинском театре под управлением композитора.

Знание сцены, умение интересно и живо развить сюжет, склонность к мелодраматическим эффектам приносили пьесам Шпажинского большой, но преходящий успех.

Их содержание обычно исчерпывалось темами семейных отношений, остро, но поверхностно трактованными. В этом смысле «Чародейка» характерна для драматургии Шпажинского.

Однако Чайковский увидел в этой драме возможности для создания реалистической народно-бытовой трагедии.

Либретто оперы значительно отличается от пьесы. Количество актов уменьшено с пяти до четырех, большинство диалогов сокращено, исключен ряд второстепенных персонажей, изъяты отдельные сцены.

Одновременно были развиты некоторые существенные моменты драмы, как, например, вскользь упоминаемый в пьесе эпизод столкновения горожан с княжеской челядью, выросший в опере в развернутую массовую картину.

По предложению Чайковского был введен новый персонаж — колдун Кудьма.

В центре оперы находится образ Кумы — Настасьи, страстно любящей жизнь простой русской женщины. В борьбе за личное счастье раскрывается ее душевная стойкость, нравственная чистота и цельность.

Образ Настасьи, хозяйки корчмы, «чародейки», завлекающей постояльцев, наделен трагедийными чертами. Как писал Чайковский первой исполнительнице этой роли Э. К.

Павловской, «в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота, которой только негде было высказаться».

Несмотря на активное участие Чайковского, либретто оперы получилось во многом несовершенным. Уже на репетициях оперы обнаружились длинноты, побудившие композитора сделать значительные сокращения в музыке.

Кроме того, либретто страдало стилистическими пороками; оно было изложено псевдонародным языком с примесью вульгарного бытового говора. Новая редакция текста оперы создана советским поэтом С. М.

Городецким для постановки Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1941).

МУЗЫКА

«Чародейка» представляет характерный для Чайковского тип лирико-психологической оцеры с острыми столкновениями, трагедийным конфликтом. От близких по духу произведений она отличается полнотой обрисовки русского народного быта.

Важную роль в музыкальной характеристике Настасьи играет народно-песенное начало, передающее широту и нравственную силу ее души. Глубоко национальны образы страстных, неистовых в любви и ненависти князя, княгини и княжича Юрия: колоритны зловещие фигуры дьяка Мамырова, бродяги Паисия, колдуна Кудьмы.

Большой выразительной силы достигает оркестр, рисующий картины широких волжских просторов, дремучих лесов, свирепой бури.

Первый акт открывается разгульной пляской-песней хора «Любо нам за Окой, у Камы молодой собираться». В лирически задумчивой песне «Пойду ль, выйду ль я» Настасья предстает как простая русская женщина. Особенно ярко ее образ раскрывается в широкой мелодии ариозо «Глянуть с Нижнего» (на ней основана оркестровая интродукция оперы).

Сцена встречи с князем предваряется тяжелой, властной темой в оркестре. Изумление присутствующих неожиданной милостью князя выливается в большом ансамбле — децимете с хором; разноречивые чувства его участников объединены общим настроением благоговейного восхищения перед могучей силой красоты. Акт завершается пляской скоморохов.

Второй акт пронизан резкими контрастами; напряжение возрастает, достигая кульминации в конце акта. Песня девушек за сценой «Как не туча стелет по небу» выдержана в духе протяжных лирических народных песен. Гневом и возмущением насыщено ариозо княгини «Так вот беда пришла откуда»; его мелодия решительна и энергична.

Лирически светло звучит дуэт княгини и сына «Дай нам бог в счастье жить». В кратком монологе Мамырова «Меня, меня плясать заставить!» жестокость и мстительность дьяка переданы угловатой речью, противостоящей мелодической распевности других действующих лиц. Ариозо князя «А образ той пригожницы всегда со мной» проникнуто горячим, страстным чувством.

Драматически напряженная сцена народного возмущения заключает собой этот акт.

Третий акт распадается на две части — сцены встречи Кумы с князем и с княжичем. Степенно-величавая мелодия симфонического вступления полна чувства внутренней силы и достоинства.

Эта мелодия главенствует в сцене Кумы с князем; на всем ее протяжении драматизм растет, достигая предельной остроты в заключительном эпизоде.

Спокойно и уверенно звучат начальные фразы обращения Настасьи к княжичу; в стремительном развитии воплощен большой диапазон чувств, обуревающих Куму: горькая ирония, трогательная мольба, страстная тоска, упоение счастьем.

Четвертый акт содержит трагическую развязку. Ее предвещает скорбное оркестровое вступление. Элегическое ариозо Юрия «Милее мне всего на свете» передает чувства любви и тревоги. Замечательное лирическое ариозо Кумы «Где же ты, мой желанный?» согрето нежным чувством и страстным порывом. В сцене встречи Юрия и Настасьи господствуют настроения бурной радости. Опера заканчивается картиной бури.

(No Ratings Yet) Краткое содержание Петр Ильич Чайковский. Чародейка

Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-petr-ilich-chajkovskij-charodejka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector