Краткое содержание оперы чайковского евгений онегин за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» – одна из самых популярных опер мира.

«Евгений Онегин» считается вершиной оперного творчества композитора. Опера создана по одноимённому роману в стихах А.С. Пушкина.

Замысел лирической оперы возник у Чайковского давно, но он не мог найти подходящий сюжет. Однажды певица Е.А.

Лавровская подала ему мысль о сюжете «Евгения Онегина», но композитор посчитал невозможной идею создания оперы на пушкинский сюжет, т.к.

считал «Онегина» «святой книгой», к которой он не осмелился бы прикоснуться даже во сне. В письме к брату М. И. Чайковскому он писал: «Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал».

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

И. Крамской «Портрет Е. А. Лавровской на сцене»

Но в то же время композитор не мог оставить без внимания совет Е.А. Лавровской, которую он очень уважал за её «чудный, бархатный, сочный» голос, художественную простоту исполнения, глубокое проникновение в стиль музыкального произведения.

Он писал о Лавровской: «И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью… чтобы очаровать слушателя.

Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам… Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности…».

И постепенно П.И. Чайковского захватывает идея написания оперы на сюжет романа А.С. Пушкина.

Работа над оперой

Работа над оперой началась в 1877 г., и меньше чем через год была закончена.

Чайковский преклонялся перед Пушкиным: его знанием жизни, знанием характера русского человека, тонким пониманием русской природы, музыкальностью стиха – всё это вызывало у композитора восхищение. Либретто композитор написал в сотрудничестве с К. С. Шиловским. Конечно, либретто в деталях всегда отличается от подлинного произведения.

В данном случае из пушкинского романа в стихах («энциклопедии русской жизни», по словам В. Г. Белинского) Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев. Сам композитор скромно назвал свою оперу «лирическими сценами», в музыковедении опера относится к лирико-психологическому жанру.

Именно поэтому Чайковский волновался за судьбу своей оперы: в ней не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Это музыкальное произведение было новым шагом в оперном искусстве. Поэтому он решил поручить первое её исполнение молодым музыкантам – ученикам Московской консерватории.

Премьера

Премьера оперы состоялась 17 (29) марта 1879 г. на сцене Малого театра силами учеников Московской консерватории. А дирижировал оперой известный российский пианист-виртуоз и дирижёр, основатель Московской консерватории и первый её директор Николай Григорьевич Рубинштейн.

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

Н.Г. Рубинштейн

Первыми исполнителями главных партий были:

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

  • М. Медведев (Ленский, в составе ученического спектакля)
  • Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета
  • П. Хохлов (Онегин, на сцене Большого театра)

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

М. Климентова-Муромцева (Татьяна, первая исполнительница в составе ученического спектакля)

Вопреки опасениям композитора, публика сразу была очарована этой оперной интерпретацией пушкинского романа в стихах и её выразительнейшей музыкой. Почти сразу к опере пришел триумфальный успех.

Опера оказалась новым словом в оперном жанре, и это слово было услышано.

С оперы «Евгений Онегин» Чайковского началась линия лирической оперы, а сам композитор продолжил эту линию своей следующей и последней оперой «Иоланта».

Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881) и Мариинского театра в Петербурге (1884), а затем  стала одним из самых популярных произведений.

Содержание оперы

В опере 7 картин. Действие происходит в деревне и в Москве в 20-х годах XIX в.

Картина первая. Татьяна и Ольга Ларины в саду своей усадьбы поют романс, а их мать и няня вспоминают годы своей молодости.

Приезжает жених Ольги – помещик-сосед Владимир Ленский и Онегин, недавно прибывший из Петербурга молодой дворянин. Татьяна очень взволнована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Поздним вечером Татьяна в своей комнате вся во власти своих дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости, но почти не слушает её рассказ, все мысли девушки поглощены Онегиным. В порыве охватившего её нового чувства она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. Внук няни относит письмо Онегину.

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

Татьяна и Онегин в саду. Иллюстрация Л. Тимошенко

Картина третья. Снова действие в саду Лариных. Крепостные девушки с песнями собирают ягоды. Неожиданно приезжает Онегин, Татьяна в смятении: что он ответит на её письмо? Но Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Девушка выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая. Бал в доме Лариных по поводу именин Татьяны. Съехалось много гостей, они танцуют, играют в карты… Провинциальный бал наводят на Онегина скуку.

Он решает отомстить Ленскому за то, что тот привез его сюда, и начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты и вызывает Онегина на дуэль.

Все пытаются примирить друзей, но безуспешно.

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

Дуэль. Иллюстрация Л. Тимошенко

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Появляется запоздавший Онегин. Противники не враги друг другу, они в нерешительности, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Выстрел – и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая. Петербург. В богатом особняке собралась знать города. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски.

Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

Татьяна и Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко

Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние.

Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её.

Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Музыка оперы

Несмотря на то, что П.И. Чайковский считал себя недостойным «прикоснуться к «Евгению Онегину» даже во сне», у него в результате получилось создать шедевр – до сих пор непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.

Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета

Татьяна. Иллюстрация Л. Тимошенко

Чайковский сумел создать средствами музыки образ Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты: душевность, поэтичность характера, умение слышать и понимать других людей, ценить и уважать чужие чувства, понимать своё жизненное предназначение.

Образ Татьяны – самый яркий и впечатляющий в опере. Композитора даже упрекали в том, что он неправомерно выдвинул этот образ на первый план.

Но в данном случае Чайковский оставался верен Пушкину: особую поэтичность и этическую возвышенность Татьяны отмечают все критики и исследователи, начиная с Белинского. Те же качества присущи и оперной Татьяне.

Чайковский психологически точно сумел передать превращение мечтательной девушки в женщину с сильным характером и твердыми моральными устоями. Верность долгу для неё является высшим и непререкаемым нравственным законом.

Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы» близок русскому бытовому романсу, а когда к голосам девушек присоединяется диалог Лариной и няни, дуэт превращается в квартет.

В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Уж как по мосту-мосточку».

Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» помогает понять её беспечный и живой характер. Ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» – самохарактеристика пылкого и романтического юноши.

В сцене письма с психологической чуткостью композитор запечатлел разнообразные душевные состояния героини: порыв, робость, решимость и, наконец, утверждение любви.

В центре третьей картины – ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом». Она также характеризует героя: мелодия холодноватая и немного монотонная.

В начале пятой картины звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни». Её музыка полна печали, тягостных предчувствий, но удивительно мелодична и искренна.

В заключительном ариозо Онегина повторяется мелодия из сцены письма Татьяны – она выражает вспыхнувшую любовь Онегина.

Дуэт Татьяны и Онегина полон контрастов, порывист.

Исполнители оперы

Музыка оперы П.И. Чайковского не может оставить равнодушным никого. Именно поэтому партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира. Например, партию Онегина исполняли в разное время такие известные оперные певцы, как А. Ворошило, П. Г. Лисициан, Ю. Мазурок, Н. Кондратюк, Г. Отс, И. Прянишников, Е. Кибкало, Д. Хворостовский и многие другие.

  1. Д. Хворостовский
  2. Ivanaivanova – собственная работа, из Википедии

Известные исполнители партии Ленского: И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Л. В. Собинов, А. Соловьяненко, З. Л. Соткилава и др.

  • Леонид Собинов в роли Ленского
  • Карл Андреевич Фишер; 1859 – after 1923), из Википедии

Партию Татьяны исполняли Н. Забела-Врубель, А. Нежданова, Г. П. Вишневская, Л. Казарновская, Анна Нетребко и др.

  1. Л. Казарновская
  2. Andamor1992 – собственная работа, из Википедии

Источник: http://www.classic-musik.com/opera/67-2016-05-31-19-07-00

Чайковский

  • Биография Чайковского. Роман в музыке →
  • Лирические сцены в 3 действиях. Либретто по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина написано композитором в сотрудничестве с К. Шиловским. Первое представление состоялось 17 марта 1879 года в Москве на сцене Малого театра. Исполнителями были ученики Московской консерватории.

    • Билеты на оперу «Евгений Онегин» в Большом театре на сайте Bolshoy-Teatr.com →
    • Действующие лица: Ларина, помещица, меццо-сопрано Её дочери:    Татьяна, сопрано    Ольга, меццо-сопрано Филипьевна, няня, меццо-сопрано Евгений Онегин, баритон Ленский, тенор Князь Гремин, бас Ротный, бас Зарецкий, бас Трике, француз, тенор Гильо, камердинер, без слов
    • Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

    Первое действие. Первая картина. Старый, густо разросшийся сад. Ларина и няня варят варенье. Из раскрытых окон барского дома доносятся девичьи голоса. Это поют дочери Лариной — Татьяна и Ольга.

    Их пенье рождает у матери воспоминания о давно минувших днях, об ушедших в прошлое годах, об увлечениях молодости. Вдали зазвенела песня. Она все ближе и ближе, ширится, растет. Крестьяне пришли поздравить барыню с урожаем. Протяжная песня сменяется быстрой пляской.

    Мечтательно-задумчивая Татьяна с книгой в руке рассеянно следит за танцующими Шаловливая хохотушка Ольга весело пляшет вместе с крестьянами.

    Приезжает сосед Лариных по именью — Владимир Ленский, юный поэт, с пылкой нежностью влюбленный в подругу своих детских лет Ольгу. На этот раз он привез с собой приятеля Онегина, холодного, чопорного петербуржца. По смущенью Татьяны, по той робости, с какой она беседует с Онегиным, прозорливая старушка- няня замечает, что ее любимице приглянулся новый барин.

    Вторая картина. Спальня Татьяны. Девушка, взволнованная встречей с Онегиным, не может уснуть. Она просит няню рассказать о старине. Старушка вспоминает прожитое, но Татьяна не слушает. Ее думами безраздельно завладел Онегин. В искренних и безискусственных словах Татьяна изливает в письме к Евгению свои чувства.

    Минула бессонная ночь. Пастушья свирель возвещает приход утра. Татьяна зовет няню и просит отправить письмо Онегину.

    Третья картина. Уединенный уголок сада. Вбегает Татьяна и в изнеможении опускается на скамью. С трепетным волнением ожидает она Евгения, его ответа на свое признанье.

    Входит Онегин. Холодно и рассудочно звучит его отповедь: он не может ответить взаимностью на любовь Татьяны и покровительственно советует девушке учиться властвовать собой.

    Второе действие. Первая картина. Зал в доме Лариных. Бал в честь именин Татьяны. В быстром вальсе кружатся пары. Среди гостей и Онегин с Ленским.

    Евгений досадует на приятеля за то, что тот привез его на этот глупый бал, где надо выслушивать сплетни провинциальных кумушек. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой.

    Кокетство Ольги оскорбляет, а поведение Онегина возмущает Ленского. Между друзьями вспыхивает ссора. Ленский вызывает Онегина на дуэль.

    Вторая картина. Раннее морозное утро. У оледенелой мельничной плотины Ленский и его секундант Зарецкий поджидают запаздывающего Онегина. Ленский в глубоком раздумье: что ждет его в грядущем, что несет ему наступающий день?

    Приходит Онегин со своим секундантом. Перед тем как начать дуэль, противники вспоминают былую дружбу. Они колеблются — не пожать ли друг другу руки, не разойтись ли полюбовно? Но отступать поздно — дуэль должна состояться, и каждый решительно отвергает мысль о примирении. Зарецкий отмеряет дистанцию. Противники становятся к барьеру. Выстрел. Ленский убит.

    Третье действие. Первая картина. Прошло несколько лет. Вернувшись из заграничных странствий, Онегин попадает в Петербурге на бал. Здесь знатный вельможа князь Гремин представляет его своей жене. В блистательной светской красавице Евгений узнает Татьяну Ларину и с безудержной страстью влюбляется в нее.

    Читайте также:  Краткое содержание рассказов ремарка за 2 минуты

    Вторая картина. На пути Татьяны вновь, как призрак беспощадный, встал Онегин. Он повсюду неотступно преследует ее. Вот и сейчас, вбежав в гостиную, Онегин застает Татьяну за чтением своего письма.

    Татьяна в смятении, на глазах ее — слезы. Для Онегина они дороже всех сокровищ мира. Значит, он не безразличен Татьяне, значит, у него есть надежда на взаимность.

    Взволнованно и страстно объясняется Онегин Татьяне в любви:

    Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать,

    Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

    На пылкое признание Онегина Татьяна отвечает таким же откровенным признанием. К чему скрывать, к чему лукавить? Она до сих пор любит Онегина.

    С горечью и печалью вспоминает Татьяна встречу с Онегиным в деревенской глуши, те блаженные времена, когда счастье было так возможно, так близко. Но судьба Татьяны решена. Она отдана другому и будет верна ему всю жизнь.

    В порыве отчаяния, покинутый Татьяной, Онегин восклицает: — Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!

    Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета Действие происходит в деревне и Петербурге в 20-х годах.

    Создавалась: Москва — май 1877, Сан-Ремо — февр. 1878. Датируется на основании писем Ч. (т. VI, № 565; т. VII, № 735).

    Первое исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. Отрывки: 1-4 карт. 17 марта 1879, Москва, Малый театр. Ученический спектакль Московской консерватории. Дирижер Н.Г.Рубинштейн. Режиссер И.В.Самарин. Художник К.Ф.Вальц.

    1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского — композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России.

    Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер.

    Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет «Лебединое озеро», Первый фортепианный концерт, фортепианный цикл «Времена года» и многое,многое другое.

    О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.

    Чайковскому 18 мая 1877 года: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал.

    Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина.

    С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине».

    Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки.»

    Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.

    Львова, известного как автора российского национального гимна «Боже, царя храни!». Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2.

    Проповедь и дуэль. 3. Встреча.

    Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин за 2 минуты пересказ сюжета Сценарий своей новой оперы «Евгений Онегин» Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим «Евгения Онегина» в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере — «Лирические сцены» — пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К.С.Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: » я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро»,- писал он брату.

    Живя в Глебово и работая над «Евгением Онегиным», Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: «Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой.

    Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая», — писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово.

    Факт обращения к сюжету «Онегина» принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться.

    Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы «Евгений Онегин».

    Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.

    Оперы, которые предшествовали «Онегину», Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались.

    И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н.Г.Рубинштейну: «Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену.» А несколько позже он писал своему другу К.К.

    Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: «Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена.

    » Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки «Онегина», добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: «Я готов ждать сколько угодно.»

    Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: «Лирические сцены». Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: «Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах г.Чайковский — несравненный элегический поэт в звуках.»

    В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим.

    Для примера, можно привести случай, когда пятью годами раньше ставилась сказка А.Н.Островского «Снегурочка» с музыкой Чайковского, но в ней был большой оркестр, хор, и тогда этот драматический спектакль с большим количеством исполнителей, хором и оркестром шел на сцене Большого театра.

    На сцене Малого театра хор и оркестр не могли быть большими.

    Итак, в марте 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина» на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории.

    Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн.

    Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.

    Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба «Евгения Онегина» сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина.

    И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного «Онегина», лирических сцен.

    Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы «Евгений Онегин». Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. «Евгений Онегин» до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений.

    Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в «Онегине» просится на музыку.

    Я это и сделал как мог.»

    П. Е. Вайдман

    «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Запись в mp3

    Действующие лица и исполнители: Евгений Онегин — Пантелеймон Норцов (баритон), Татьяна Ларина — Глафира Жуковская (сопрано), Владимир Ленский — Сергей Лемешев (тенор), Ольга — Бронислава Златогорова (контральто), Ларина — Мария Бутенина (меццо-сопрано), Филипьевна — Конкордия Антарова (контральто), Князь Гремин — Александр Пирогов (бас), Трике — Иван Коваленко (тенор), Зарецкий — Анатолий Яхонтов (бас), Ротный — Игорь Мантчавин (бас).

    Хор и оркестр Большого театра СССР. Дирижёр Василий Небольсин. Запись 1936 года.

  • 01. I АКТ, КАРТИНА I. Интродукция. Дуэт и квартет
  • 02. Хор и танец крестьян
  • 03. Сцена и ария Ольги
  • 04. Сцена Лариной
  • 05. Сцена и квартет
  • 06. Сцена и Ариозо Ленского
  • 07. Финальная сцена
  • 08. I АКТ, КАРТИНА II. Вступление и сцена с няней
  • 09. Сцена письма Татьяны
  • 10. Сцена и дуэт
  • 11. I АКТ, КАРТИНА III. Хор девушек
  • 12. Сцена и ария Онегина
  • 13. II АКТ, КАРТИНА I. Бал у Лариных. Антракт, вальс, сцена и хор
  • 14. Сцена и куплеты Трике
  • 15. Мазурка и сцена
  • 16. Финальная сцена
  • 17. II АКТ, КАРТИНА II. Вступление и ария Ленского
  • 18. Дуэль
  • 19. III АКТ, КАРТИНА I. Полонез
  • 20. Сцена и ария Гремина
  • 21. Сцена и ариозо Онегина
  • 22. Финальная сцена
  • Читайте также:  Краткое содержание рассказов владимира одоевского за 2 минуты

    Источник: http://www.tchaikov.ru/onegin.html

    Евгений Онегин

    Действие первое

    Картина первая

    Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей – Татьяны и Ольги, вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни.

    Песни крестьян привлекают внимание девушек: задумчивой мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги.

    В гости к Лариным приезжает их сосед Ленский, влюбленный в Ольгу восторженный поэт, и его друг Онегин, недавно приехавший из Петербурга и скучающий в деревенской глуши. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.

    Картина вторая

    Комната Татьяны, ночь… Девушка полна новым, неведомым ей чувством, так внезапно захватившим ее. Все ее мысли заняты Онегиным: «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил…». Татьяна пишет о своих чувствах возлюбленному.

    Картина третья

    В тенистом саду Лариных девушки поют песни. С трепетом Татьяна ожидает ответа на свое признание. Евгений приехал и сейчас он будет здесь. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на ее любовь не может. Татьяна с горечью выслушивает его нравоучения.

    Действие второе

    Картина четвертая

    В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Француз Трике, окруженный барышнями, провозглашает в честь именинницы поздравительный дифирамб.

    Провинциальный бал с пересудами и сплетнями обывателей вызывает у Онегина досаду. Чтобы «отомстить» Ленскому, который привел его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Вспыхивает ссора.

    В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов.

    Картина пятая

    Зимнее утро. Задолго до рассвета, к месту дуэли прибыл Ленский с секундантом. Мысли и чувства его обращены к Ольге. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминая былую дружбу, но пути к примирению отрезаны. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

    Действие третье

    Картина шестая

    В богатом особняке собралась петербургская знать. Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей – Онегин, возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски.

    Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает Татьяну. Князь сердечно рассказывает ему о своей счастливой женитьбе, представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той, чье первое девичье чувство им было когда-то отвергнуто.

    Охваченный внезапной любовью к Татьяне, он решается добиться свидания с ней.

    Картина седьмая

    Татьяна с волнением вспоминает Онегина, которого она до сих пор любит. Неожиданно входит Онегин. В его словах звучит признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было так возможно, так близко. Но прошлого не вернуть…

    Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/evgenij-onegin-2015/brief/

    Краткое содержание: Петр Ильич Чайковский. Евгений Онегин

    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

    Лирические сцены в трех актах (семи картинах)

    Либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского

    Действующие лица:

    Ларина, помещица меццо‑сопрано
    Татьяна Ольга } ее дочери сопрано контральто
    • Филиппьевна, няня
    • Евгений Онегин
    • Ленский
    • Князь Гремин
    • Ротный
    • Зарецкий
    • Трике, француз
    • Гильо, камердинер Онегина
    1. меццо‑сопрано
    2. баритон
    3. тенор
    4. бас
    5. бас
    6. бас
    7. тенор
    8. без речей
    • Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и
      помещицы, офицеры.
    • Действие происходит в деревне и в Петербурге в 1820-х
      годах.
    • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала
    Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вначале эта
    мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся
    ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский
    преклонялся перед Пушкиным.

    Его знание жизни, характера русского человека,
    тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора
    восхищение. Либретто было им написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893).
    Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его
    В. Г.

    Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и
    личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими
    сценами».

    В письме к своему ученику, известному композитору С.
    И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на
    конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

    «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский волновался
    за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а
    исполнение требовало максимальной простоты и искренности.

    Поэтому он решил
    поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. 17
    (29) марта 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина».

    Вскоре с большим
    успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881), где в
    1963 году состоялся ее 1500-й спектакль, и Мариинского в Петербурге (1884) и
    стала одним из самых популярных произведений.

    СЮЖЕТ

    Летний вечер. Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса
    дочерей — Татьяны и Ольги — вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания
    о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни. Это крестьяне пришли
    поздравить барыню и принесли с собой разукрашенный цветами и лентами сноп —
    символ законченной жатвы.

    Песни крестьян привлекают внимание девушек —
    задумчивой, мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости к
    Лариным приезжают их сосед Владимир Ленский, влюбленный в Ольгу восторженный
    юноша-поэт, и его друг Онегин, светский молодой человек, недавно прибывший из
    Петербурга и скучающий в деревенской глуши.

    Татьяна глубоко взволнована
    встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.

    Комната Татьяны. Девушка во власти тревожных дум. Она
    не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Но и это не рассеивает
    волнения Татьяны. Поглощенная новым, неведомым ей чувством, она пишет Онегину
    письмо, признаваясь в любви.

    В тенистом саду Лариных девушки с песнями собирают
    ягоды. В смятении вбегает Татьяна. Онегин приехал, сейчас он будет здесь. С
    трепетом она ожидает ответа на свое признание. Онегин учтив и сдержан. Он
    тронут искренностью Татьяны, но ответить на ее любовь не может. Потрясенная
    девушка с горечью выслушивает его нравоучения.

    В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество
    гостей. Француз Трике, окруженный барышнями, провозглашает написанный им в
    честь именинницы поздравительный дифирамб. Провинциальный бал с пересудами и
    сплетнями обывателей наводит на Онегина жестокую скуку.

    Чтобы отомстить
    Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский
    возмущен поведением друга, кокетством и легкомыслием невесты. Во время мазурки
    вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов.

    Присутствующие безуспешно пытаются примирить друзей.

    Зимним утром у мельницы назначена дуэль. Задолго до
    рассвета сюда прибыл Ленский с секундантом. Мысли и чувства его обращены к
    Ольге. Что готовит ему грядущий день? Появляется запоздавший Онегин. Противники
    колеблются, они вспоминают былую дружбу, но пути к примирению отрезаны.
    Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный
    насмерть.

    В богатом особняке собралась петербургская знать.
    Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей Онегин, возвратившийся из
    странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его
    тоски.

    Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает
    Татьяну. Князь сердечно рассказывает ему о своей счастливой женитьбе,
    представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той, чье
    первое девичье чувство было им когда-то отвергнуто.

    Охваченный внезапной
    любовью к Татьяне, он решает добиться свидания с нею.

    У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо
    Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах
    признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было
    так возможно, так близко. Но прошлого не воротить; взывая к чести и гордости
    Онегина, Татьяна просит оставить ее. Девические иллюзии больше не властны над
    нею. Онегин остается один.

    МУЗЫКА

    «Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической
    оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной
    музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством
    Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем
    русские национальные черты.

    Краткое оркестровое вступление вводит в мир
    поэтических грез и душевных порывов Татьяны.

    В первом акте три картины. Первая многогранно
    обрисовывает фон действия и знакомит слушателей с образами главных героев. Дуэт
    Татьяны и Ольги «Слыхали ль зы», близкий русскому бытовому романсу, проникнут
    безмятежным элегическим настроением.

    К голосам девушек присоединяется диалог
    Лариной и Филиппьевны: дуэт превращается в квартет. В сцене с крестьянами
    протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Уж как
    по мосту-мосточку». Ария «Я не способна к грусти томной» дает портрет беспечной
    и резвой Ольги.

    В лирически-восторженном ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга»
    возникает облик пылкого, романтического юноши.

    В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни,
    выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным
    речам.

    В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены
    разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная
    решимость и, наконец, утверждение любви.

    Смятение Татьяны выразительно
    оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.

    В центре третьей картины — ария Онегина «Когда бы
    жизнь домашним кругом», обрамленная прозрачным и светлым хором девушек;
    сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.

    Второй акт открывается увлекательным вальсом.

    Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые
    эпизоды создают контраст к сцене ссоры; напряженный драматический диалог героев
    звучит на фоне мазурки.

    Ариозо Ленского «В вашем доме» — проникновенное
    воспоминание о прошлом; к нежной, плавной мелодии постепенно присоединяются
    Онегин, Татьяна, Ольга и Ларина, а затем и взволнованный хор гостей.

    В начале пятой картины (вторая картина второго акта)
    звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые
    дни»; музыка ее полна печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий;
    она покоряет мелодической красотой и искренностью выражения. Дуэт Ленского и
    Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. Трагически звучит
    в оркестре мелодия предсмертной арии Ленского, завершающая картину.

    Картина шестая (третий акт) начинается торжественным
    полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» проникнута благородным,
    мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина, отражая вспыхнувшую в
    нем любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны.

    В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина —
    взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным
    нарастанием и драматическим срывом.

    

    Источник: http://vsekratko.ru/opera/096.html

    Евгений Онегин (опера) — это… Что такое Евгений Онегин (опера)?

    Евгений Онегин (1877—1878) — опера Петра Ильича Чайковского в трёх действиях, на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.

    История создания

    Опера написана в мае 1877 (Москва) — феврале 1878 в Сан-Ремо. Композитор работал над ней также и в Каменке. В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вскоре Чайковский увлекся этим предложением и за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку.

    В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

    Первая постановка 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн, партия Ленского — М. Е. Медведев. Постановка в московском Большом театре 11 (23) января 1881 (дирижёр Э.М.Бевиньяни).

    Первое исполнение в Санкт-Петербурге 22 апреля (4 мая) 1883 кружком любителей (дирижёр К. К. Зике, солисты — ученики консерватории). Постановка в Мариинском театре 19 (31) октября 1884, дирижёр Э. Ф. Направник.

    В 1895 — вторая постановка на сцене Большого театра, дирижёр С. В. Рахманинов.

    Первая зарубежная постановка 6 (18) декабря 1888 в Праге, дирижёр — автор. 19 (31) января 1892 постановка в Гамбургской опере, дирижёр Густав Малер.

    Первая постановка на советской сцене 14 сентября 1918 в Петрограде в Малом оперном театре. В 1921 постановка в Большом театре.

    Опера была изначально задумана как камерная, но позже специально для постановок на сцене Императорской оперы Чайковский создал новую редакцию. Уже в советское время первоначальный вариант, «лирические сцены», был воссоздан усилиями К. С. Станиславского. В настоящее время используются обе редакции оперы.

    Первая студийная запись «Онегина» состоялась в 1936. В ней принимали участие оркестр, хор и солисты Большого театра: П. Норцов, Г. Жуковская, С. Лемешев, А. Пирогов. Через год была записана ещё одна версия, на сей раз с И. Козловским в роли Ленского[1].

    Читайте также:  Краткое содержание пиковая дама по главам (пушкин) за 2 минуты пересказ сюжета

    Действующие лица

    Афиша премьеры оперы «Евгений Онегин» в Большом театре

    Партия
    Голос
    Исполнитель на премьере
    29 мая 1879
    Дирижёр: Николай Рубинштейн
    (ученический спектакль)
    Исполнитель на премьере в Большом театре
    23 января 1881
    Дирижёр: Энрико Бевиньяни
    Ларина, помещица меццо-сопрано М.П. Юневич
    Татьяна сопрано Мария Климентова Елена Верни
    Ольга контральто Александра Левицкая Александра Крутикова
    Филиппьевна, няня меццо-сопрано Матильда Винчи[2]
    Евгений Онегин баритон Сергей Гилёв Павел Хохлов
    Ленский тенор Михаил Медведев Дмитрий Усатов
    Князь Гремин бас Василий Махалов Абрам Абрамов
    Ротный бас Василий Махалов О.Р.Фюрер
    Зарецкий бас Л.Б.Финокки
    Трике, француз тенор А.И. Барцал
    Гильо, камердинер без речей
    Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

    Краткое содержание

    Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

    Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне.

    Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина.

    Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.

    Адам Дидур в роли Гремина в постановке «Метрополитен Опера»

    Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

    Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

    Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку.

    Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

    Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

    Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски.

    Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни.

    Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

    Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние.

    Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её.

    Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

    Музыкальные номера

    1. Вступление
    2. «Слыхали ль вы за рощей глас ночной… Они поют…» — Татьяна, Ольга, Ларина, няня.
    3. «Болят мои ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… » — хор крестьян, Ларина.
    4. Ария Ольги «Как я люблю под звуки песен этих… Уж как по мосту-мосточку…» — Татьяна, Ольга.

    5. «Ну ты, моя вострушка…» — Ларина, няня, Татьяна, Ольга, хор.
    6. «Mesdames! Я на себя взял смелость привесть приятеля…» — Ленский, Онегин, Ларина, Татьяна, Ольга.
    7. Ариозо Ленского «Как счастлив, как счастлив я!.. Я люблю Вас!..» — Ленский, Ольга, Онегин, Татьяна.

    8. «А, вот и вы!…Мой дядя самых честных правил…Моя голубка!..» — Ларина, няня, Ленский, Онегин.
       
    9. «Ну, заболталась я!..Не спится, няня…» — няня, Татьяна.
    10. Ариетта Татьяны «Пускай погибну я, но прежде…» — Татьяна («Сцена письма»).
    11. «Ах, ночь минула…» — Татьяна, няня.

       

    12. «Девицы-красавицы…» — хор крестьян.
    13. «Здесь он, здесь он, Евгений!.. Вы мне писали…» — Татьяна, Онегин.
       
    14. «Вот так сюрприз!..» — хор гостей, ротный, Онегин, Ленский.
    15. «Ужель я заслужил от вас насмешку эту?..» — Ленский, Ольга, Онегин, хор, Трике.
    16. «Messieurs, mesdames, места занять извольте!..

      Ты не танцуешь, Ленский?..» — ротный, Онегин, Ленский, хор, Ларина.

    17. «В вашем доме! В вашем доме!..» — Ленский, Онегин, Татьяна, хор, Ларина, Ольга.
       
    18. Ария Ленского «Ну что же?.. Куда, куда, куда вы удалились…» — Зарецкий, Ленский.
    19. «А, вот они!..» — Зарецкий, Онегин, Ленский.
    20. «Враги!..

      Давно ли друг от друга…» — Онегин, Ленский («Дуэт-канон»).
       

    21. Полонез
    22. Ария Онегина «И здесь мне скучно!.. Княгина Гремина! Смотрите!..» — Онегин, хор, Татьяна, Гремин.
    23. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны…» — Гремин.
    24. Ариозо Онегина «Итак, пойдём… Ужель та самая Татьяна?..

      » — Гремин, Татьяна, Онегин.
       

    25. «О! как мне тяжело!.. Онегин! Я тогда моложе…» — Татьяна, Онегин.
    26. «Позор… тоска… О, жалкий жребий мой!» — финал

    Источники текста

    • Помимо самого текста романа, либреттист привлек другие стихотворения Пушкина: «Певец» (№ 1)
    • Народные песни: «Болят мои ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… » (№ 2)

    Некоторые исполнители

    Леонид Собинов в роли Ленского

    Партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира.

    • Онегин: М. Баттистини, Н. Веков, А. Ворошило, М. Гришко, П. Г. Лисициан, Ю. Мазурок, Н. Кондратюк, П. М. Норцов, Г. Отс, И. Прянишников, Е. Кибкало, И. Тартаков, Д. А. Хворостовский, П. Хохлов (первый исполнитель на сцене Большого театра), Л. Яковлев, А. Марков;
    • Ленский: Э. Андерсон, А. Давыдов, А. Иванов, П. И. Словцов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, П. Лодий, О. Маржак, М. Медведев (самый первый исполнитель партии учащимися Московской консерватории), М. Михайлов, Л. В. Собинов, А. Соловьяненко, Н. Н. Фигнер, П. И. Словцов, З. Л. Соткилава;
    • Татьяна: Л. Александровская, А. Больская, М. Бриан, Е. Верни (первая исполнительница на сцене московского Большого театра), Л. Масленникова, Г. П. Вишневская, Р. Джаманова, Н. Забела-Врубель, Л. Казарновская, Е. Катульская, М. Климентова-Муромцева (первая исполнительница в составе ученического спектакля), Е. Д. Кругликова, А. Нежданова, Анна Нетребко, Т. Павловская, А. В. Панаева (самая первая исполнительница в 1-м концертном исполнении 6 марта 1879 в салоне Ю. Абазы), М. И. Фигнер, М. Френи,Рене Флеминг (Метрополитен-опера 2007);
    • Гремин: А. Батурин, Б. Гмыря, М. Горяинов, Н. Гяуров, М. Корякин, В. Лосский, Е. Нестеренко, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, Ф. И. Шаляпин;
    • Ольга: Е. Азерская, К. Антарова, М. Долина, Л. Звягина, Мария Максакова, Т. Синявская.

    Известные аудиозаписи

    • 1936 — дирижёр Василий Небольсин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.

    Исполнители: Татьяна — Глафира Жуковская, Онегин — Пантелеймон Норцов, Ленский — Сергей Лемешев, Ольга — Бронислава Златогорова, Гремин — Александр Пирогов, Ларина — Маргарита Бутенина, няня — Конкордия Антарова, Трике — Илларион Коваленко.

    • 1937 — дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.

    Исполнители: Татьяна — Елена Кругликова, Онегин — Пантелеймон Норцов, Ленский — Иван Козловский, Ольга — Елизавета Антонова, Гремин — Максим Михайлов.

    • 1948 — дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.

    Исполнители: Ларина — Бася Амборская, Татьяна — Елена Кругликова, Ольга — Мария Максакова, няня — Фаина Петрова, Онегин — Андрей Иванов, Ленский — Иван Козловский, Гремин — Марк Рейзен, Трике — Василий Якушенко.

    • 1956 — дирижёр Борис Хайкин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.

    Исполнители: Татьяна — Галина Вишневская, Онегин — Евгений Белов, Ленский — Сергей Лемешев, Ольга — Лариса Авдеева, Гремин — Иван Петров.

    • 1979 — дирижёр Марк Эрмлер, Хор и оркестр Большого театра, СССР.

    Исполнители: Татьяна — Тамара Милашкина, Онегин — Юрий Мазурок, Ленский — Владимир Атлантов, Ольга — Тамара Синявская, Гремин — Евгений Нестеренко.

    Музыкальный критик Виктор Коршиков о записи: «Во многом это самый необычный „Онегин“. Эрмлер дирижирует ровно и четко, не давая „итальянскому“ сентиментализму проникнуть в его запись.

    Безусловно, звезда всего спектакля Юрий Мазурок. Его Онегин агрессивен, но и снисходителен. Вся роль обдумана и все действия объяснимы. Про него можно смело сказать, что лучшего Онегина ещё не было. Милашкина в роли Татьяны похожа на свою Лизу из „Пиковой дамы“, что, безусловно, хорошо. В ней нет того порыва „сумасшедшей страсти“. Перед нами самая обыкновенная деревенская девушка.

    Атлантов, единственный Ленский, который поет „мужским“ голосом (очень редким „героическим тенором“, а не обычным сладковатым „лирическим“). Нестеренко и Синявская (будущие звезды первой величины) с блеском исполняют свои небольшие, но крайне сложные партии.»[3]

    Исполнители: Татьяна — Лидия Бычкова, Ольга — Тамара Синявская, няня — Раиса Котова, Онегин — Юрий Мазурок, Ленский — Александр Федин, Гремин — Александр Ведерников, Зарецкий — Владимир Маторин.

    Исполнители: Татьяна — Татьяна Новикова, Ольга — Лариса Дядькова, Онегин — Сергей Лейферкус, Ленский — Юрий Марусин, Гремин — Николай Охотников

    Исполнители: Ларина — Сара Уокер, Татьяна — Нучча Фочиле, Ольга — Ольга Бородина, няня — Ирина Архипова, Онегин — Дмитрий Хворостовский, Ленский — Нил Шикофф, Гремин — Александр Анисимов.

    Исполнители: Татьяна — Галина Горчакова, Ольга — Марианна Тарасова, няня — Ирина Архипова, Онегин — Владимир Чернов, Гремин — Владимир Огновенко.

    • 2000 — дирижёр — Евгений Колобов, хор и оркестр московского театра «Новая опера», Россия.

    Исполнители: Ларина — Елена Свечникова, Татьяна — Лидия Бычкова, Ольга — Ирина Ромишевская, няня — Эмма Саркисян, Онегин — Андрей Бреус, Ленский — Марат Гареев, Гремин — Владимир Кудашев, Зарецкий — А.Фетисов, Трике — Дмитрий Пьянов.

    • 2005 — дирижёр Александр Анисимов, хор и оркестр Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки, Россия.

    Исполнители: Татьяна — Лидия Бычкова, Ольга — Анна Викторова, няня — Людмила Семёнова, Онегин — Сергей Гордеев, Ленский — Максим Пастер, Гремин — Паата Бурчуладзе.

    • 2005 — дирижёр Феликс Коробов, хор и оркестр Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Россия.

    Исполнители: Ларина — Наталья Владимирская, Татьяна — Наталья Петрожицкая, Ольга — Елена Максимова, няня — Элла Фейгинова, Онегин — Анатолий Лошак, Ленский — Алексей Долгов, Гремин — Дмитрий Ульянов, Ротный — Денис Макаров, Зарецкий — Роман Улыбин, Трике — Вячеслав Осипов.

    Фильм

    • Евгений Онегин (фильм, 1958)

    Примечания

    1. http://www.fanfaremag.com/archive/articles/26_5/265090.zzhf-Tchaikovsky.html
    2. Переписка П.И. Чайковский с Н.Ф фон Мекк 30 декабря 1880 г., Каменка. «Вы просите, друг мой, сказать Вам, как распределены роли в “Онегине”. Вот оно: Татьяна-г-жа Верни, Ольга- г-жа, Крутикова, Ларина-г-жа Юневич, няня-г-жа Винчи; Онегин-г-н Хохлов, Ленский-г-н Усатов, князь Гремин-Абрамов, Тpике-г-н Барцал, а затем маленькие роли поручены неизвестным мне второстепенным артистам.» В примечаниях к изданию: Винчи Матильда, певица, в 1879—1881 гг. артистка московского Большого театра http://www.tchaikov.ru/1880-323.html
    3. В.Коршиков Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.
    • Домбаев Г. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах. — М., 1958
    • Пётр Ильич Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон-Мекк (В 3-х книгах) 2004 г., 624+688+736 стр. ISBN 5-8159-0393-0
    • Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008.

    Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/105989

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector