Опера «Хованщина» (краткое содержание которой изложено в данной статье) — это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. Она состоит из пяти действий и шести картин.
Из оперы очень известны такие музыкальные номера: «Рассвет на Мосвке-реке» (вступление); «Силы потайные, силы великие (II действие, сцена гадания Марфы); «Исходила младешенька» (III д., песня Марфы); «Спит стрелецкое гнездо» (III д.
, ария Шакловитого); «Поезд Голицына» (антракт к IV д.); «Пляски персидок» (IV д.).
Либретто оперы «Хованщина». Краткое содержание
Нечто роковое тяготело над Модестом Петровичем Мусоргским.
Ни одна из его опер не была завершена самим композитором. «Женитьбу», «Бориса Годунова», «Сорочинскую ярмарку» досочинили и оркестровали М. М. Ипполитов-Иванов, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, Д. Д. Шостакович и другие композиторы. Опера «Хованщина» не является исключением. Ее завершил и оркестровал Н. А. Римский-Корсаков.
Либретто написал сам композитор. За основу сюжета он взял исторические события 1682 года. Это было кратковременное правление князя Ивана Хованского в Москве, который был назначен Софьей после стрелецкого бунта.
На тот период Петру было десять лет. Композитор, желая показать переход власти от царевны к новому правителю, добавляет и умело вплетает события 1689 года. В музыке он старается передать враждебные Петру силы.
Это:
- Стрельцы, во главе которых стоит князь Иван Хованский.
- Фаворит Софьи – князь Голицын.
- Старообрядцы, возглавляемые Досифеем.
Князь Хованский желает достичь царской власти. Стрельцы представлены как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы показаны как мужественные и бесстрашные люди, которые ради веры готовы к самосожжению.
Большая роль в развитии действия отведена народу. Хоры весьма разнообразны. Достаточно ярко олицетворены индивидуальные образы:
- Голицын – самовлюбленный и лукавый.
- Иван Хованский – властный и надменный.
- Досифей – величественный.
- Марфа – страстная, сильная, готовая на подвиг.
- Андрей Хованский – слабый и мятущийся.
- Федор Шакловитый – настроенный патриотически.
- Кузька – бесшабашный и веселый молодой стрелец.
- Подьячий – корыстный и трусливый.
Характеристика первого действия
Опера «Хованщина». Краткое содержание I д.
Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены. Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает.
Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему.
Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники.
Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время».
Действие второе
Опера «Хованщина». Краткое содержание II д.
За сценой слышны голоса петровцев.
Кратко третье действие
Опера «Хованщина». Краткое содержание III д.
Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо».
Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой.
Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит.
Характеристика четвертого действия
Краткое содержание оперы «Хованщина». 1 картина IV д.
Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему. Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать.Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет.
Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются.
Шакловитый заливается смехом.
Краткое содержание оперы «Хованщина». 2 картина IV д.
Место действия – площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается. Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его. Преображенский полк Петра направляется к Кремлю.
Действие пятое
Опера Мусоргского «Хованщина». Краткое содержание V д.
Она полна решимости и не боится умирать за веру. На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси.
Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Исследователи сравнивают это музыкальное произведение с огромной фреской. Композитору удалось показать катастрофу происходящего через гротеск, символику и иррациональность. Здесь нет главных героев. Ни один из них не показывается долгое время. Здесь важна целостность, общая идея.
Источник: https://autogear.ru/article/165/390/m-p-musorgskiy-opera-hovanschina-kratkoe-soderjanie/
Опера Мусоргского «Хованщина»
Народная музыкальная драма в пяти действиях; либретто Мусоргского.
Первая постановка: Петербург, 9 (21) февраля 1886 года.
Действующие лица:
князь Иван Хованский (бас), князь Андрей Хованский (тенор), князь Василий Голицын (тенор), боярин Шакловитый (баритон), старец Досифей (бас), Марфа (меццо- сопрано), подьячий (тенор), Эмма (сопрано), Варсонофьев (бас), Кузька (баритон), первый, второй и третий стрельцы (два баса и тенор), Стрешнев (тенор), Сусанна (сопрано), стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ, беглые московские люди, сторонники Хованских.
Действие происходит в 1682 году.
Действие первое
Москва. Красная площадь на рассвете. Слышится утренний благовест. У каменного столба спит стрелец Кузька, вокруг него товарищи.
Входит боярин Шакловитый и диктует подьячему анонимный донос, адресованный царям Ивану и Петру (оба они — в малолетнем возрасте и находятся под опекой сестры, царевны Софьи): князь Иван Хованский, глава стрельцов, разжигает мятеж и задумал при помощи раскольников посадить на трон своего сына Андрея.
Народ и стрельцы приветствуют Ивана Хованского («Белому лебедю путь просторен»). Князь обращается к народу: его долг — защищать малолетних царей от мятежных бояр. На сцене появляется Эмма, девушка из немецкой слободы, преследуемая Андреем (дуэт «Пустите, пустите, оставьте меня!»).
На помощь Эмме приходит Марфа, она упрекает князя за то, что он покинул ее, тот пытается ударить ее ножом, но она в свою очередь тоже заносит нож (терцет «Так, так, княже!»). Но не такой смертью Должен он умереть, пророчествует Марфа. Андрей презрительно называет ее бесноватой.
Иван Хованский, пораженный красотой Эммы, приказывает отвести девушку в свои палаты. Но Андрей готов лучше убить ее, чем уступить отцу. Досифей, глава раскольников, вовремя останавливает Андрея. Он призывает православных бороться за истинную веру (с хором «Боже, отжени»).
Действие второе
Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки. Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета («Силы потайные»). Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский.
Князья спорят о политике, обвиняя друг друга (дуэт «А мы без докладу, князь: вот как»). Досифей прерывает их спор (терцет «Князья, смири ваш гнев»). В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь. Князья поражены, что войска царя находятся так близко.
Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать».
Действие третье
Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени («Исходила младешенька»), Досифей утешает ее (дуэт «Ах ты, моя касатка»).
Шакловитый оплакивает участь Руси («Спит стрелецкое гнездо»). Из слободы доносится шум драки. Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского («Батя, батя, выйди к нам»).
Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора.
Действие четвертое
Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями («Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка»). Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен.
Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь («Плывет, плывет лебедушка»).
Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей.
В Москве князя Голицына отправляют в ссылку. Досифей узнает от Марфы царский приговор: искоренить раскольников. Настало время мученичества. Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца («Видно, ты не чуял, княже»).
Хованский не верит ее словам и трубит в рог, созывая стрельцов. Но те шествуют на казнь. На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место.
Действие пятое
Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Досифей молится о братии («Здесь, на этом месте святом»). Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры. Раскольники идут в скит.
Доносятся звуки войсковых труб. Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его.
Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
ХОВАНЩИНА — народная музыкальная драма М. Мусоргского в 5 д. (6 к.), либретто композитора. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г.; Киев, Городской театр, силами антрепризы И. Сетова, 26 октября 1892 г.; Московская русская частная опера (Шаляпин — Досифей), 12 ноября 1897 г.
Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г., но умер, оставив незавершенными II д. и финал и инструментовав лишь немногие фрагменты. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене.
События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть.
Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи.
Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла. Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой.
Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия. Его драма находит выражение в хоровых сценах. То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни.
Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др.
По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского.
С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей.
Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств.
Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену. Отдельные постановки в частных антрепризах (Киев, 1892; Петербург, 1893) не изменили положения. На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. с участием Шаляпина.
И только благодаря ему в 1911 г. «Хованщина» появилась на сцене Мариинского театра — в его режиссуре, под управлением А. Коутса (Шаляпин — Досифей, И. Ершов — Голицын, П. Андреев — Шакловитый, В. Шаронов — Хованский, Е. Збруева — Марфа). Спектакль стал поворотным в судьбе оперы. Партия Досифея принадлежит к числу крупнейших созданий Шаляпина.
В его интерпретации она выдвинулась на первое место. 17 декабря 1912 г. «Хованщина» была впервые представлена в московском Большом театре; партии Досифея и Марфы исполняли Ф. Шаляпин и Е. Збруева. В 1913 г. опера была исполнена в Париже, в Театре Елисейских Полей, в редакции Ф. Стравинского и М. Равеля (дирижер Э. Купер, режиссер А. Санин).
Вслед за этим началась всемирная слава этой народной драмы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира. Последовала череда постановок: в Барселоне (1923), Франкфурте-на-Майне (1924), Милане (1926), Дрездене (1927), Нью-Йорке (1931), Берлине (1958), Лондоне, Белграде и др.
«Хованщина» — одна из основ русского классического репертуара. Наиболее значительные спектакли: Москва, 1950 г., под управлением Н. Голованова; Ленинград, 1952 г., под управлением Б. Хайкина. Среди крупнейших исполнителей — Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, А. Огнивцев, И. Петров, Н.
Обухова, С. Преображенская, М. Максакова, В. Давыдова, И. Архипова, Б. Штоколов, Е. Образцова, Е. Нестеренко. Новую редакцию партитуры осуществил Д. Шостакович (1959), она была положена в основу спектакля Театра им. Кирова в Ленинграде (премьера — 25 ноября 1960 г.).
За рубежом лучшим исполнителем партии Досифея был югославский певец М. Чангалович. Среди спектаклей последних лет: 1989 г. — Вена (под управлением К. Аббадо), (1994 г. — Гамбург (режиссер Г. Купфер), 1996 г. — Москва, Большой театр (дирижер М. Ростропович, режиссер Б. Покровский), 2002 г.
— там же (дирижер А. Ведерников, режиссер Ю. Александров).
В 1959 г. опера была экранизирована (режиссер В. Строева).
А. Гозенпуд
Источник: https://www.classic-music.ru/hovan.html
Краткое содержание оперы "Хованщина" Модеста Мусоргского
Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского, никогда не ставилась при его жизни. Но после смерти композитора стала одной из популярнейших в его наследии. Широко известны и часто исполняются такие сильные музыкальные фрагменты ее, как «Рассвет на Москве-реке», «Поезд Голицына», «Силы потайные, силы великие», «Спит стрелецкое гнездо» и другие.
Любопытно, что либретто к этой исторической народной драме Мусоргский написал сам, представив собственное видение русской истории в один из смутных ее отрезков. Главный герой оперы, чьим именем она и названа, князь Хованский, очень недолго правил в Москве после Софьи, незадолго до восшествия на престол юного Петра.
Какова роль случайного человека во власти накануне великого переворота? Какие силы стоят за ним? Какими страстями движимы люди? И не только единичные люди – целый русский народ.
Первое действие — Москва
Сцена на красной площади. Боярин Шакловитый хочет подать донос подьячему, в котором обвиняет в тайном сговоре князей Хованских, якобы желающих захватить власть. Подьячий напуган и отказывается писать донос, но Шакловитый подкупает его.
После этого на сцене появляется сам Хованский с сыном Андреем, в сопровождении стрельцов. Мы видим, как Андрей проявляет знаки внимания к немецкой девушке Эмме, но он ей не мил и отвергнут. Оскорбленный барчук хочет ударить Эмму, но отец его останавливает. Разгорается сына между боярином и наследником, но вмешивается глава раскольников Досифей, появившийся на сцене.
Второе действие
Честолюбивый, самовлюбленный князь Голицын в своих хоромах читает любовное письмо царевны Софьи. Он ждет Марфу – гадалку, способную предвидеть будущее. Увы, ее предсказания сулят князю изгнание и опалу, несчастливый поворот судьбы. Именно тут звучит знаменитая ария «Силы потайные». Голицын велит убить гадалку, но та успевает убежать.
Затем на сцене – тут же, в покоях князя Голицына – появляется Хованский. И опять ссора между двумя боярами. И снова Досифей их разнимает. Марфа, увидев Досифея, вбегает в покои и умоляет пощадить ее, не убивать. Досифей ее утешает.
Действие третье
Толпа раскольников ходит по Стрелецкой слободе, они поют песни. Марфа у терема Ивана Хованского тоже поет народную песню «Исходила младёшенька», предчувствуя неизбежную беду. В этом же действии боярин Шакловитый выходит с арией «Спит стрелецкое гнездо». Однако нет, не спит – все пьют, кутят. И тут врывается на сцену подьячий, возвещая приход войска Петрова.
Действие четвертое
Пирует князь Хованский – широко, разгульно. Его развлекают плясками юные крестьянки. Боярин Голицын предостерегал Хованского о возможной опасности, но тот не поверил и отправляется по приглашению к интригану Шакловитому, будто бы на разговор к царевне Софье. Тут его и настигает смерть.
А боярин Голицын тоже во вражеских руках: стражники снаряжают его в ссылку. Сгущаются тучи над головами всех участников событий – Марфы, Досифея. Петровские полки идут к Кремлю
Действие пятое
Раскольник Досифей не хочет сдаваться врагу, готов умереть за правое дело. Он знает, что раскольники обречены и зовет их с собой – к смерти во имя истинной веры.
Раскольники с пением гимна, вместе с ними Марфа, шествуют на поляну, где разожжен костер. При появлении войск Петра старообрядцы восходят на костер и погибают. Весь раскольнический скит охвачен огнем.
За этим с ужасом наблюдают люди.
Возможно, просто перечитав либретто, не все поймут истинный пафос и смысл «Хованщины». Мусоргский пишет оперу об обреченности народа, всего прежнего строя русской жизни. Впереди – имперское будущее России и бесконечные страдания простолюдинов, навсегда обойденных всеми достижениями дворянской России.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-xovanshhina-modesta-musorgskogo/
Краткое содержание: Модест Петрович Мусоргский. Хованщина
ХОВАНЩИНА
Народная музыкальная драма в пяти актах (шести
картинах)
Либретто М. П. Мусоргского
Действующие лица:
|
|
- Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские
рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ. - Место действия: Москва.
- Время действия: 1682 год.
- СЮЖЕТ
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый —
ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов
князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси
старый порядок.
У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней
победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с
неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего
предводителя — Ивана Хованского.
Тут же и сын князя Андрей, который преследует
своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту
встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает
возвратившийся Иван Хованский.
Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов
скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит
Досифей, глава раскольников.
Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны
Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим.
Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын
в смятении.
Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить
гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники
Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и
боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей.
Он
призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает
взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном
спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра.
Но
еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре,
заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.
Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает
Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные
стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть
перепуганный подъячий.
Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы,
приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они
просят Хованского вести полки в бой.
Но, страшась Петра, князь призывает
стрельцов покориться и разойтись по домам.
Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в
своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает
гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с
приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать
себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник
Шакловитого поражает его кинжалом.
Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь
Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить
раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский.
Он не
верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк.
Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и
в страхе просит Марфу спасти его.
Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но
в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о
помиловании.
Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве
скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за
их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с
призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться.
Раскольники готовы
предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются
солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией
гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с
любимым.
Источник: http://vsekratko.ru/opera/081.html
Хованщина
Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина»
Весной 1870 года Мусоргский заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету В. В. Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях.
В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных. исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В. В.
Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Н. А. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров.
Однако предложение было отклонено. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года.
В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники.
Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения.
Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают «Хованщину» выдающимся произведением искусства.
В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням.
Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа — стрельцов, раскольников, московский люд.
С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.
Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; .слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым песенным потоком.
Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой.
В то время как Шакловитый диктует Донос, слышится веселая плясовая песня московского люда «Жила кума», затем-хор стрельцов «Гой вы, люди ратные»; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью.
Эта широкая сцена замыкается хором «Ой ты, родная матушка-Русь», печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная «Слава лебедю».
В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея «Приспело время» рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников «Боже, отжени словеса лукавствия» близок к подлинным старообрядческим напевам.
Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы (заклинание «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала»), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел — спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников «Победихом».
Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы «Исходила младешенька», основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо» — один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы.
Разухабистая хоровая песня «Ах, не было печали» и заразительно-веселая (в духе частушек) песня Кузьки «Заводилась в закоулках» передают разгульное веселье стрельцов.
В хоре-причитании стрельцов «Батя, батя, выйди к нам!» слышатся щемящая жалоба, страх и бессилие.
В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня «Возле речки, на лужочке», бойкая плясовая «Гайдучок» и величальная «Плывет, плывет лебедушка» основаны .на народных мелодиях. Включенный в картину танцевальный номер «Пляски персидок» выдержан в восточном стиле.
Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею «Видно, ты не чуял, княже»-стон сильной и страстной души. В сцене казни мелодия хора стрельцов приобретает характер траурного шествия. Акт завершает блестящий победный марш преображенцсв.
Оркестровое вступление к пятому акту, по словам композитора, изображает «шум леса то. усиливающийся, то утихающий, как морской прибой». Возвышенио-бла-городный монолог Досифея «Здесь, на этем месте» проникнут глубоким трагизмом. В основе заключительного хора «Господь мой»-напев старообрядческой молитвы.
Либретто оперы «Хованщина»
Народная музыкальная драма в четырёх действиях (шести картинах)Либретто М. П. Мусоргского
Действующие лица: Князь Иван Хованский, начальник стрельцов басКнязь Андрей Хованский, его сын тенорКнязь Василий Голицын тенорДосифей, глава раскольников басБоярин Шакловитый баритонМарфа, раскольница мецо-сопраноСусанна, старая раскольница сопраноПодъячий тенорЭмма, девушка из немецкой слободы сопраноПастор баритонВарсонофьев, приближенный Голицына басКузька, стрелец баритон1-й стрелец бас2-й стрелец бас3-й стрелец тенорСтрешнев, боярин тенор
Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ.
Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Старая Москва. Раннее утро. Дозорные стрельцы похваляются. как они расправлялись с ненавистным» юярами. В память этих кровавых дел на площади стоит столб, на котором написаны имена казненных.Ставленник царевны Софьи боярин Шакловитый диктует подьячему донос на князя Ивана Хованского, который помышляет захватить власть в Московском государстве.
У столба останавливаются пришлые люда. Они просят подьячего прочесть надпись на столбе. Народ узнает о гибели бояр, убитых стрельцами по приказу Хованского.На площадь вступают буйные торжествующие стрельцы. Они славят князя Ивана Хованского. Князь со стрельцами отправляется в обход по Москве.Через площадь бежит Эмма — девушка из Немецкой слободы.
Ее преследует молодой Андрей Хованский. Бывшая возлюбленная Андрея — раскольница Марфа — ревниво следит за ними. Неожиданно она появляется перед Андреем, гневно упрекая его.Возвращаются стрельцы после обхода, с ними Иван Хованский. Он велит стрельцам забрать Эмму. Но Андрей готов скорее убить Эмму, чем отдать на поругание стрельцам.
Из толпы выходит глава раскольников Досифей. Он поручает Марфе защитить девушку. Отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Картина втораяКнязь Василий Голицын читает любовное письмо царевны Софьи. Получивший из ее рук звание канцлера, он в то же время состоит в заговоре с Хованским. Голицына одолевают сомнения, страх перед будущим.
Он должен быть осторожным.Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Она знает, что положение всесильного князя Голицына непрочно. Под видом гадания Марфа открывает ему «тайну судьбы его» — близкую опалу и ссылку.Предсказание приводит в ужас суеверного князя. Марфа скрывается.
Приходит князь Иван Хованский, чтобы договориться с Голицыным о совместных действиях. Вскоре к ним присоединяется Досифей. Обуреваемые честолюбием заговорщики не могут поладить между собой.Вбегает Марфа. Она рассказывает Досифею, что по приказу Голицына ее пытались убить. Солдаты «потешных войск» молодого Петра спасли ее.
Весть о «потешных» вносит тревогу в стан заговорщиков.Появляется боярин Шакловитый. Он сообщает, что в селе Измайловском, где живет Петр, висит донос: «Хованские на царство покусились». Царь разгневан, «обозвал хованщиной и велел сыскать».Заговорщики потрясены. А по улице, мимо хором Голицына твердой поступью идут преображепцы — воины Петра.
Картина третьяК дому Хованских в Замоскворечье пришла раскольница Марфа. Князь Андрей больше не любит ее. Оплакивая крушение своих надежд, Марфа помышляет о самосожжении.Досифей утешает и уводит Марфу.Слышны разгульные песни подвыпивших стрельцов.
На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому.Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Картина четвертая
Отказавшись выступить со стрельцами против Петра. Хованский уехал в свою подмосковную вотчину. Тяжелые думы одолевают его. Он велит крепостным девушкам развлечь его веселыми песнями.Клеврет, посланный Голицыным, предупреждает Хованского о немилости Софьи к нему, советует поберечься.
Хованский приказывает выпороть Варсонофьева: в своей вотчине князь ничего не боится.Внезапно появляется боярин Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Хованский польщен. Он торжествует победу. Одеваясь в пышные парадные одежды, князь требует, чтобы сенные девушки величали его.
Важно шествует Хованский к выходу и падает замертво, сраженный ножом слуги Шакловитого.
Картина пятая
Гибнут и другие участники заговора. Софья отстранена от власти. Опальный князь Голицын под конвоем отправляется в ссылку.Страшную весть несет Досифею и Марфа: Петр хочет послать против раскольников свои войска.Поняв, что положение безнадежно.
Досифей принимает решение покончить самосожжением. Вместе с раскольниками должен сгореть и Андрей Хованский.Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца. Андрей не хочет верить. Он еще не знает о разгроме заговора.
Андрей убежден, что на его призыв тотчас же откликнутся верные стрельцы. Он трубит в рог.В ответ раздаются тревожные удары соборного колокола. Под этот звон стрельцов ведут на казнь.Подавленный зрелищем, Андрей просит Марфу спасти его.Раздается марш «потешных».
На Лобное место выходит посланный Петром молодой боярин Стрешнев и объявляет стрельцам милость и прощение Петра.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Картина шестая
Глухая ночь в раскольничьем скиту. Здесь раскольники укрываются от петровских войск.Выхода нет. Досифей призывает раскольников сгореть, чтобы не попасть в руки петровских солдат.Из леса доносятся звуки труб.
Проходят одетые в саваны раскольники. Марфа уводит за собой Андрея.Раскольники идут в скит. Фанатики-старики обкладывают стены хворостом и поджигают его. Скит горит.Появляются солдаты Петра.
Могучей лавиной движутся они сквозь лес, чтобы спасти гибнущих в огне людей.
Источник: http://operaibalet.ru/hovanschina
Хованщина
Действие первое Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый – ставленник царевны Софьи – диктует подьячему донос Петру I на начальника стрельцов князя Ивана Хованского, задумавшего посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок.
Тем временем дозорные стрельцы похваляются недавней расправой над ненавистными боярами. В память об этих кровавых событиях на площади поставлен столб, где высечены имена казненных. У столба останавливаются пришлые люди. Они заставляют подьячего прочесть им надписи.
В горестное раздумье повергает их мысль о смуте, о стрелецком самовластье.
Под приветственные крики стрельцов появляется князь Иван Хованский. За ним – его сын Андрей Хованский, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. Посулами и угрозами пытается он добиться любви Эммы.
На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу.
Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.
Действие второе Кабинет князя Василия Голицына – фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим.
Пастор немецкой слободы приходит к нему с жалобой на самоуправство Хованских, но князь не желает слушать его. Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Явившаяся под видом гадалки, Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении.
Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку, но Марфа успевает скрыться.
В доме Голицына собираются противники Петра I. Беседа Голицына и Хованского – скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси.
Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от солдат молодого царя Петра. С тревогой слышат заговорщики это имя.
Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел «сыскать».
Действие третье К дому Хованских в Замоскворечье пришла Марфа. Тяжело переживает она измену князя Андрея. Досифей, утешая, уводит ее с собой.
Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подьячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские войска. Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.
Действие четвертое Картина перваяСлуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности.
Хованский вспыхивает гневом – кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды.
Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого ударяет его кинжалом.
Картина втораяРасправа ожидает и других заговорщиков: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский.
Он не верит Марфе, сообщившей ему об убийстве его отца, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк.
Однако, увидев стрельцов, которых ведут на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его.
Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но посланный Петром боярин Стрешнев в последний момент объявляет указ о помиловании.
Действие пятое Поляна в глухом лесу. Ночь. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников.
Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя.
Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.
Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2010/6/2/1_1800
Мусоргский — Обзор содержания оперы «Хованщина». ч.1
Содержание «Хованщины» охватывает эпоху напряженной борьбы общественных сил на Руси в конце семнадцатого столетия — мятежную эпоху народной смуты, стрелецких бунтов, дворцовых усобиц и религиозных распрей перед самым началом деятельности Петра, когда ломались и рушились вековые устои феодально-боярской старины, когда определялись новые пути российского государства, —
Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра…
Заговор князей Хованских, «на царство покусившихся», послужил Мусоргскому лишь сюжетным стержнем музыкальной драмы, в которой он с проницательностью гениального художника запечатлел и динамику бурных событий, и реальные характеры героев, и бушеванье политических страстей, и живое ощущение истории — острую конфликтность переломной эпохи, чреватой громадными, решающими переменами в жизни страны.
Сюжет музыкальной драмы, предложенный — в самых общих чертах — Стасовым, Мусоргский разрабатывал самостоятельно, изучая характерные подробности эпохи стрелецких бунтов и воцарения Петра в исторических исследованиях и первоисточниках, в литературных памятниках и народном творчестве (крестьянский фольклор, старинные раскольничьи напевы и т. д.). Одновременно обдумывалась сценическая композиция «Хованщины», сочинялась музыка.
Новый большой замысел захватил Мусоргского: «…живу ноне в Хованщине, как жил в Борисе, и тот же я Мусорянин, только строже стал к себе после успеха… — писал он, — а народную драму хочется сделать — вот как хочется». И еще: «…знакомлюсь с тою эпохою, как знакомился в «Борисе» с зарождением «смутного времени» в бродягах, т. е.
история — моя ночная подруга, — я упиваюсь этим и наслаждаюсь, несмотря на истому и пасмурное утро на службе». Труден и долог был путь к осуществлению замысла. Громадный материал, накапливаемый в процессе работы, не вмещался в рамки оперной композиции.
Осмысливая и отбирая главное, жизненно необходимое, Мусоргский неоднократно перестраивал сценарный план и музыку «Хованщины». От многого ранее задуманного (отчасти и сочиненного) ему пришлось отказаться; многое возникало вновь либо требовало углубленного развития.
Он гнул материал по воле, упорно добивался органичного единства масштабной драматургии, полноты и правды воплощения борьбы народных масс, человеческих характеров, — раскрывая прошедшее в настоящем.
В драматических столкновениях старого и нового, сотрясающих патриархальную кондово-домостроевскую Русь, предстает народ «Хованщины», единый и разноликий — крестьянский люд, стрельцы, раскольники… В нем живы преданья и верованья старины.
В нем жив и дух Разинской вольницы, подавленной, но не покоренной в крови крестьянской войны 1670 — 1671 годов. Еще свежа и память о ней — немногим более десяти лет прошло после казни Степана Разина.
Многие соратники вольного атамана, уцелевшие от дыбы, рассеялись по стране: часть проникла в стрелецкое войско, иные бежали в окраинные земли, иные ушли в раскол. Горькое бездолье питает в порабощенном народе накипевшую ненависть к угнетателям, к боярской крамоле. И судьбы Родины тревожат его.
Так это выражено в стихийной вспышке крестьянской толпы на Красной площади (разрушение будки подьячего) и в сосредоточенно суровом народном раздумье (хоровые сцены первого действия) —
Ох, ты родная матушка Русь, Нет тебе покоя, нет пути; Грудью крепко стала ты за нас, Да тебя ж, родимую, гнетут…
Где путь к избавлению от рабства, нищеты, лихоимства, боярского произвола? Старое переворотилось, новое только-только вызревает, черты его еще неясны, непостижны, а горе народное неизбывно. В этот острый, переломный период невозможно разобраться в разноречивых явлениях и событиях государственной смуты, распознать их скрытые причины и последствия.
И народ в поисках правды легко поддается стихийным порывам. Волнуется крестьянский люд, бушуют недовольные стрельцы, растет движение раскольников. Под стягами «исконной мужицкой веры» собираются толпы темных, измученных рабством и горем людей, готовых собственною смертью одолеть «зла стремнины вражьи». И к ним обращал свой пытливый взор Мусоргский.
Он чувствовал и понимал, что за религиозными мотивами раскольничьего движения кроется неосознанная сила социального протеста обманутых масс, сила, еще скованная неведением, темнотой, суеверным фанатизмом, и все же грозная мрачной неустрашимостью: «Сгорим, но не сдадимся!». Одержимые ложной идеей спасенья в «божецкой жизни», ослепленные преданностью догматам старой, дедовской веры, раскольники трагически гибнут вместе со своим пастырем Досифеем в бессмысленном «подвиге самосожжения». Но не гибнет сила народного протеста — наступит время, она поднимется вновь и вновь, развернется в пугачевщине. Не скорбный Досифей, отрекшийся от мира князь Мышецкий, а вольный казак, атаман-раскольник Емельян Пугач поведет массы обездоленных крестьян и батраков на открытую борьбу с помещиками и вотчинниками.
Вот историческая перспектива, освещающая внутренний смысл раскольничьей трагедии в «Хованщине».
Как и многие передовые люди своего времени, Мусоргский видел за религиозным облачением раскола движение масс против феодального гнета, благолепно освящаемого официальной церковью, и в этом движении — зародыш и предвестие грядущих восстаний.
И, быть может, его воображению чудились уже образы будущей «Пугачевщины», когда он работал над народными сценами «Хованщины». В музыке народных сцен, составляющих основу драматургии всего произведения, воплотилось то, что влекло и Бакунина: Русь бунтовская, Стеньки-Разиновская, Пугачевская, раскольничья…
Источник: http://glinka-capella.ru/mp-musorgskij/proizvedeniya/688-musorgskij-obzor-soderzhaniya-opery-hovanshhina-ch1.html
Хованщина (опера) — это… Что такое Хованщина (опера)?
Хова́нщина — опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах). Либретто композитора.
Историческая основа сюжета
Хованщина — события 1682 г., короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказа. Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г.
было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощи Хованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей, и вернуть Русь к «старой вере». Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля (5 июля 1682 г.), который свёлся к взаимным обвинениям сторон в ереси и невежестве.
Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г.
Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый.
Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. 7 августа 1689 год Софья велела Шакловитому снарядить побольше стрельцов в Кремль, будто бы для сопровождения её в Донской монастырь на богомолье.
Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре.
8 августа сюда пришли «потешные» полки с артиллерией. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю.
Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён.
Драматургия и музыка
В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов.
Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; князя Голицына, фаворита Софьи; старообрядцев во главе с Досифеем (реальный Игумен Досифей (1690 ум.)). Если князь Хованский, потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах.
Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры.
Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны.
Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.
Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление («Рассвет на Москве-реке»); сцена гадания Марфы из 2-го действия («Силы потайные, силы великие»); ария Шакловитого из 3-го действия («Спит стрелецкое гнездо»); антракт к 4-му действию («Поезд Голицына»); «Пляски персидок» из 4-го действия.
История создания и варианты оркестровки
М. П. Мусоргский
«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия (рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…») и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился[1]. Бо́льшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» (3-е действие) и Песня Марфы.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117138