Краткое содержание оперы русалка даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

А.С. Даргомыжский опера «Русалка»

Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

Литературной основой «Русалки» — оперы Даргомыжского, стало одноименное сочинение А.С. Пушкина.

Над созданием этого произведения композитор работал на протяжении семи лет – трепетно, с душой, бережно воссоздавая и углубляя образы пушкинской драмы.

И так, нота за нотой, сцена за сценой трагическая история любви дочери мельника была воссоздана композитором в оперном жанре, чтобы с годами стать самым известным и любимым творением в его наследии.

Краткое содержание оперы Даргомыжского «Русалка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 Действующие лица Голос Описание
Наташа сопрано дочь мельника, русалка, царица подводного царства.
Мельник бас жадный прагматик, любящий отец.
Князь тенор возлюбленный Наташи
Княгиня меццо-сопрано невеста и жена Князя
Ольга сопрано приближенная к Княгине сирота
Маленькая Русалочка без вокала дочь русалки Наташи, 12 лет 

Краткое содержание «Русалки»

Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

Дочь мельника Наташа безумно влюблена в Князя, каждый день она с тоской вглядывается вдаль, ожидая своего возлюбленного. Но Князь приезжает все реже и реже, и девушка начинает догадываться о причине его отсутствия.

Он вынужден жениться на другой, знатной и богатой девушке, о чем и сообщает Наташе на последней встрече. Князь уходит, так и не узнав, что вскоре у нее должен родиться ребенок.

Девушка не может жить без любимого и в отчаянии бросается в воды Днепра.

Но Князю не суждено обрести счастье с новой возлюбленной. Смерть Наташи обрекает на несчастную жизнь всех участников этой драмы. И на княжеской свадьбе, в самый разгар пиршества, страшным предзнаменованием этого прозвучит чья-то жалобная песня о трагической и обманутой девичьей любви.

Княгиня все замужество проведет в одиночестве, отец Наташи сойдет с ума и возомнит себя вороном, а вот Князь… Князь встретит на берегу ночного Днепра маленькую Русалочку, которая расскажет ему о несчастной девушке, ее матери, бросившейся в воду 12 лет назад и ставшей Царицей подводного царства.

А затем, под воздействием каких-то таинственных чар, он уйдет вслед за Русалочкой под воду…

Продолжительность спектакля
I Акт II — III Акт IV Акт
45 мин. 60 мин. 20 мин.
  • Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета
  • Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета
  • Интересные факты
  • Как известно, свою драму «Русалка» А.С. Пушкин завершить не успел. Возможно, произведение бы и не закончилось смертью Князя, если бы поэт не погиб, но сделать финал таким решил сам Даргомыжский. «Русалка», таким образом, благодаря композитору обрела еще и идею мести, которой не было у Пушкина.
  • Премьерный спектакль успеха не имел. Причинами этого стали: сюжет – аристократы не оценили страданий дочери Мельника, сокращение многих сцен, а также совершенно неподходящие декорации и костюмы из другой оперной постановки под названием «Русская свадьба».
  • Опера «Русалка» Даргомыжского — не единичная в истории русского музыкального театра. «Русалочий бум» пришелся на XIX столетие, когда была поставлена целая серия оперных спектаклей о Днепровской русалке (например, «Леста, или Днепровская русалка» С.И. Давыдова, «Дунайская русалка» Ф. Кауэра» и др.

Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

  • В. Белинский считал, что основной особенностью музыкального творчества Даргомыжского была идея сближения возвышеного с реалиями жизни. Тема, которой пронизаны многие его произведения «натуральная (настоящая) школа» — эта тема подразумевает жизнь простых людей из бедного сословия, в реальных очертаниях. Он также поднимает вопрос о «маленьком» человеке и раскрывает его психологические аспекты. Именно эти темы волновали Дагомыжского и были им серьезно задействованы в опере «Русалка», а также во многих романсах.
  • Суммарно, с учетом перерывов, композитор писал оперу около 10 лет.
  • Сочинив оперу «Русалка» Даргомыжский внес новое направление в русское оперное искусство: лирико-драматическую бытовую драму. Суть в сложных человеческих характерах, которые переплетены с остроконфликтными взаимоотношениями, а в конечном счете случается большая трагедия.
  • Данная опера не единственная работа композитора, написанная по произведению А.С. Пушкина. Многие романсы и некоторые оперы Даргомыжского также написаны на стихи и поэмы великого писателя. (Опера «Каменный гость», романсы: «Я вас любил…», «Вертоград», и мн.другие).
  • Знаменитый оперный певец Леонид Витальевич Собинов собирал свои сценические костюмы, театральные аксессуары и реквизиты — создавая из этого целую эксклюзивную коллекцию. Народный артист очень щепетильно относился к созданию костюмов, и практически всегда принимал личное участие в процессе шитья одеяний. В числе его первых личных театральных костюмов — образ Князя из оперы «Русалка».
  • В 1971 году был снят великолепный черно-белый фильм-опера «Русалка». Среди актеров можно встретить таких известных личностей, как: Е. Супонева, О. Новак, А. Кривченя, Г. Королеву и др. Как известно, в подобных фильмах актеры и исполнители вокальных партий — это разные люди. Поэтому смотря оперу вы услышите: И. Козловского, В. Борисенко, Е. Смоленскую и др. Интересно, что Алексей Кривченя — оперный певец, оказался таким хорошим актером, что звучит не только его бас, но и в фильме он играет самого Мельника.
  1. Популярные арии и номера
  2. Ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молоды» — слушать
  3. Ария Русалки — слушать
  4. Каватина Князя — слушать
  5. Хор ''Сватушка'' — слушать
  6. Музыка

Драматургию «Русалки» композитор воссоздал, продемонстрировав в либретто большую жизненную правду и показав глубокие проникновенные душевные миры главных персонажей. Даргомыжскому удается передать музыкой характерные черты героев, а также показать все душевные переживания.

Диалогические сцены в опере встречаются довольно часто, и с их помощью, композитору удается показать напряженные взаимоотношения между действующими лицами. За счет такой особенности сцен, они занимают особо значимое место (наподобие арий, ансамблей).

Все действие произведения протекает на фоне обычной, непримечательной картины быта того времени.

Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

Даргомыжский выделил в «Русалке» значительное место хоровым эпизодам. В действиях есть картины, где показывается народный быт. Большинство хоров крестьян композитор писал используя подлинные народные тексты.

Ансамбли в музыкальной драме чаще всего имеют гибкую форму ариозо, усиливается ценность слова и смысла в речитативах, характеризующие пиковые, кульминационные драматические фрагменты. Даргомыжский пишет оперу по принципу «номерной» партитуры, т.е.

он обозначает отдельные номера привычными наименованиями — ариями, дуэтами, терцетами и т.д.. Но, композитор все равно зачастую расширяет ансамбли в «Русалке» до масштабных сцен.

В таких сценах наблюдается переплетение песенно-ариозных элементов с речитативно-декламационными.

История создания

Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

Идея о написании оперы на сюжет «Русалки» по поэме А.С. Пушкина возникла у композитора в конце середины 19 века. Уже в 1848 году Даргомыжский сделал первые наброски на нотных листах. Через 7 лет, в 1855 году, музыкальный творец закончил оперу.

Даргомыжский сам писал либретто для оперы «Русалка». Несмотря на то, что досочинить конец поэмы ему пришлось самому, много авторского текста композитор сохранил неизменным. В том числе он добавил заключительную сцену гибели Князя.

И с изменениями трактовал образы Пушкина, например, в образе Князя он убрал чрезмерное лицемерие, которое ему присуще в авторском тексте. Поэт не уделил должного внимания душевной драме Княгини, а композитор широко развил эту тему. Мельник в пушкинском варианте корыстный, Даргомыжский же показал его еще и хорошим, любящим отцом.

Образ Наташи, композитор сохранил, показав линию характерных перемен такими же, как в поэме писателя.

Постановки

4 мая 1856 года была первая постановка оперы «Русалка» в Мариинском театре (Санкт-Петербурга). Премьера получилась небрежной, неаккуратной (несоответствующие костюмы, декорации).

Из-за этого театральная дирекция была недовольна и враждебно настроена к этой музыкальной драме, да и зрителям опера не понравилась. Меньше, чем через 10 спектаклей «Русалку» сняли со сцены.

Только в 1865 году возобновили спектакль, который был восторженно принят новой публикой, в том числе и интеллигенцией.

Эта опера и по сей день пользуется популярностью на оперных сценах России. Уже свыше 150 лет «Русалка» входит в репертуар Российских театров.

В заключении хочется сказать, что «Русалка» безумно актуальна для реалий любого времени.

Такие ситуации случаются и в наше время, когда происходят такие казусы в отношениях между мужчиной и женщиной.

Даргомыжский сумел своей музыкой выразить всю палитру эмоций так, что слушая эту музыкальную драму, невольно вливаешься в предложенную историю и сопереживаешь вместе с главными героями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

А.С. Даргомыжский «Русалка»

Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-rusalka

Опера «русалка» — психологическая музыкальная драма

  • ОПЕРА  «РУСАЛКА»  —  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ДРАМА
  • Прокопышина  Екатерина
  • класс  6  специализации  «Теория  музыки»,  МАОУДОД  ДШИ  №  46,  РФ, г.  Кемерово
  • Заиграева  Валентина  Афанасьевна
  • научный  руководитель, преподаватель  теоретических  дисциплин  МАОУ  ДОД  «ДШИ  №  46»,  РФ, г.  Кемерово

Введение.

  История  создания  оперы  «Русалка».

Начинает  Даргомыжский  работу  над  оперой  в  1843  году,  после  опубликования  неоконченной  драматической  поэмы  Пушкина  «Русалка».

  Существует  версия,  что  толчком  для  написания  оперы  послужил  написанный  дуэт  для  сопрано  и  контральто  «Свободною  толпою».  Характеризуя  свой  творческий  замысел,  композитор  писал  В.

Одоевскому:  «Чем  больше  изучаю  наши  народные  музыкальные  элементы,  то  больше  открываю  в  них  разнообразных  сторон… 

Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

Рисунок  1.  Портрет  А.С.  Даргомыжского

По  силе  и  возможности  я  в  «Русалке»  своей  работаю  над  развитием  наших  драматических  элементов».  Сначала  он  изучил  народный  быт,  фольклор,  составляя  сценарий  и  либретто.  Работал  Даргомыжский  над  оперой  10  лет  (1845—1855  гг.).

  Над  музыкальным  материалом  он  особенно  трудился  в  1853—1855  гг.  Замысел  оперы  родился  у  истоков  «Натуральной  школы».  Либретто  составлял  сам  композитор,  переработав  четыре  рукописи  приблизительно  до  1848  года.

  Даргомыжский  очень  бережно  отнесся  к  драме  Пушкина:  1)  он  перенес  в  оперу  глубокий  и  тонкий  психологизм;  2)  развил  народные  элементы;  3)  значительно  сохранил  стихи  Пушкина.  Но  композитор  не  оставил  содержание  поэмы  в  неприкосновенности.

  Он  нашел  правдивый  конец  драмы,  сохраняющий  цельность  образа  главной  героини.  Первая  постановка  состоялась  в  Петербурге  в  «Театре-цирке»  4  мая  1856  года  под  управлением  Лядова. 

Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

Рисунок  2.  Грампластинки  с  записью  оперы  «Русалка»

             I.     Черты  драматургии  оперы.

Драматургия  оперы  тесно  связана  с  жанром  оперы  —  психологическая  драма.  Драматургия  –  развитие  сюжетной  линии  в  соответствии  с  жанром.  Происходит  сквозное  развитие  драматического  конфликта.  В  каждом  действии  присутствуют  свои  кульминации. 

I  действие  —  завязка  (конфликт  между  Наташей  и  Князем;  отказ  в  женитьбе;  смерть  Наташи.)  Особая  направленность  драматического  развития. 

  1. II  действие  —  развитие  (свадьба  Князя;  появление  призрака  Наташи 
  2. III  действие  —  в  разгар  свадьбы;  тоска  Князя  на  берегу  по  Наташе).
  3. IV  действие  —  кульминация  (сцена  встречи  с  Русалочкой  и  заманивание 

Князя  в  пучину).  Развязка  (торжество  Русалки  —  месть  свершилась).

«Русалка»  в  корне  отличается  от  предыдущих  опер.  Реальность  в  показе  образов  присуща  Даргомыжскому  в  «Русалке».

          II.          Особенности  жанра  «Русалки»  как  психологическая  музыкальная  драма.

А.Трактовка  жанра.

Жанр  оперы  трактуется  как  психологическая  драма.  Сохраняя  верность  Пушкину  в  центральных  и  второстепенных  сценах,  Даргомыжский  психологически  углубил  драму  простых  людей.

  Там,  где  все  требования  эффективности  по  драматизму  положения  сливаются  с  «правдой»  музыкальной,  —  там  для  автора  «Русалки»  полное  торжество.  Психологический  конфликт  Наташи  и  Князя  просматривается  через  всю  оперу.

  Русалка  решает  отомстить  Князю  за  свою  любовь.  Это  происходит  в  конце  оперы,  когда  Русалочка  заманивает  князя  в  воды  Днепра.

Б.  Черты  жанра  в  номерах  оперы.

Даргомыжский  верно  определил  характер  и  направление  будущей  оперы,  в  которой  психологическая  драма  раскрывается  как  драма  социальная,  народная. 

Драма  героев  показана  на  ярком  фоне.  Композитор  многообразно  использовал  обрядовую  сторону  русской  жизни,  введя  игровые  и  песенные  элементы.

  Стремясь  правдиво  передать  жизнь  во  всех  ее  проявлениях,  композитор  органически  сочетает  драматические  и  комедийные,  жанрово-бытовые  и  лирические  элементы  в  номера  оперы.

  Отсюда  богатство  содержания  музыки,  ее  впечатляющая  сила.

Речитатив  «Русалки»  —  правдивый,  поэтический  и  эмоционально  —  выразительный.  Все  переживания  героев  тонкие  и  едва  уловимые,  выражены  правдиво  и  просто.  Речитатив  проникнут  широкой  распевностью,  песенностью;  в  то  же  время  он  верен  принципу  декламационности. 

В. раматургия  оперных  образов. 

  • Раскрылась  она  прежде  всего  в  образах  Наташи  и  Мельника.
  • 1)  сквозное  развитие; 
  • 2)  углубленность  психологических  характеристик;
  • 3)  цельность  и  выдержанность  индивидульных  музыкальных  портретов:

1.  Развитие  образа  Наташи.

В  центре  оперы  стоит  образ  крестьянской  девушки  (в  начале  оперы  —  лиричного  тона;  в  дуэте  с  Князем  —  драматизация  образа;  дальнейшее  развитие  в  дуэте  с  Мельником;  Наташа  в  IV  действии  —  неукротимая  и  властная  царица  русалок).

2.  Развитие  образа  Мельника.

  Характеристика  Мельника  построена  на  эволюции  от  жанровости  и  бытовых  черт,  к  глубокому,  яркому  драматизму.  Так,  в  начале  его  арии  —  лукавый  и  хитрый  старик-отец.  Даргомыжский  будто  «лепит»  характер  Мельника. 

Читайте также:  Краткое содержание роковые яйца булгаков за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Русалка Даргомыжского за 2 минуты пересказ сюжета

Рисунок  3.  Ария  Мельника,  1  действие

С  развитием  событий  в  его  характеристике  отпадают  житейские  черты,  он  уже  —  страдающий  и  любящий  отец.  В  III  действии  Мельник  —  помешавшийся  старик.

3.  Развитие  образа  Князя. 

Образ  Князя  развивается  скромнее.  В  I  действии  Князь  —  одновременно  и  сострадалец,  и  себялюбивый  барин.  Затем  предавшись  влиянию  лирической  оперы,  композитор  приукрашивает  Князя  —  он  раскаялся,  он  вновь  любит  Наташу.

4.  Развитие  образа  Княгини. 

Этот  образ  отличился  цельностью  и  выдержанностью  характера.  Ее  партия  лирична.  Ария  из  III  действия  наделяет  образ  исчерпывающей  полнотой.

Г.  Трактовка  хоровых  и  ансамблевых  номеров.

Их  трактовка  подчинена  драматургическим  целям.  Назначение  хоровых  сцен  —  воссоздание  бытовой  обстановки,  в  котором  протекает  действие. 

Три  хора  из  I  действия  передают  сельский  колорит  и  являются  контрастом  к  основному  драматическому  развитию  сюжета.  II  действие  —  сюита  свадебных  хоров  («Как  во  горнице»;  славление  молодых  —  «Да  здравствует  наш  князь  младой»;  игровая  сценка  с  хором  «Сватушка»)  и  большой  финальный  ансамбль  с  хором.

  1. В  III  и  IV  действиях  хоры  и  ансамбли  играют  «оттеняющую»  роль.
  2. «Русалка»  написана  в  смешанной  форме,  то  есть  наряду  с  традиционными  сольными  и  ансамблевыми  номерами  присутствуют  и  сквозные  сцены.
  3. Среди  ансамблевых  номеров  встречаются  и  традиционные,  например, 
  4. Дуэт  Наташи  и  Князя  («Ласковым  ты  словом»),  Дуэт  Княгини  и  Князя 

(«Отныне  буду  я  твоей»).  Они  несут  в  себе  определенные  драматургические  функции,  являясь  музыкально-  психологическим  обобщением  ситуаций.  (Терцет  «Ах,  прошло  то  время»  из  I  действия; 

Квартет  с  хором  из  II  действия.)

Но  главным  новаторским  достижением  Даргомыжского  в  этой  области  являются  дуэты  и  терцеты  из  I  и  III  действия,  играющие  центральную  роль  в  развитии  драмы.

  Ансамбли  Даргомыжского  имеют  некоторые  особенности:  1)  преобладание  диалогического  пения;  2)  важное  значение  речитативов;  3)  текучесть,  переходящая  в  сквозное  развитие.

  Такие  сцены  состоят  из  последования  сольных,  речитативных,  диалогических,  ансамблевых  «номеров».

Д.  Роль  оркестра  в  обострении  психологического  конфликта.

При  первом  знакомстве  с  партитурой  можно  сказать,  что  она  ничем  не  отличается  от  партитур  XIX  века.  В  аккомпанементе  Даргомыжского  преобладает  вертикально-гармоническое  начало.  Принципы  вокальности  безусловно  доминируют  над  инструментализмом.

  В  сопровождение  преобладает  струнная  группа  оркестра,  к  которой  изредка  присоединяются  и  выдвигаются  даже  на  первый  план  духовые.  Даргомыжский  предвещает  принцип  Чайковского  —  эмоциональный  подъем.  Роль  деревянных  духовых  велика  в  фантастических  сценах  русалок  из  IV  действия.

  В  использовании  меди,  арфы  и  ударных  ничего  индивидуального  нет. 

      III.          Использование  цитат  в  опере.

  • Тексты  для  народных  хоров  Даргомыжский  использовал  из  сборника  русских  народных  песен  Сахарова  «Сказание  русского  народа».
  • 1)    «Среди  двора  из-под  древа»  —  I  действие  «Как  на  горе»
  • 2)  «Ах,  девица  –  красавица…»  («Ох,  ти,  горе  великое»  (плач))  –  I  действие  «Днепра  царица»
  • 3)  «Идет  коза  рогатая»  —  IV  действие  Призыв  Наташи  (  в  оркестре)  «Тебя,  Князь  милый,  я  призываю».

      IV.          Обобщение  и  вывод.

Аналогов  «Русалке»  в  русской  оперной  музыке  еще  не  было.  Хотя  сюжет  этот  уже  использован  неоднократно  русскими  композиторами.  (Давыдов  «Леста  —  приднепр.  Русалка»).  Серов  писал:  «Здесь  —  глубокая  сердечная  драма  между  четырьмя  лицами  с  дивным  вмешательством  мира  фантастического.»

  1. «Русалка»  —  единственная  из  четырех  сценических  произведений  Даргомыжского,  которому  преподослана  оркестровая  увертюра.
  2. Жанр  оперы  —  народно-бытовая  лирико-психологическая  социальная  драма  четко  доказана  музыкальным  материалом.
  3. Список  литературы:

1.Гозенпуд  А.А.  Краткий  оперный  словарь.  Киев:  Музычна  Украйина,  1986.  —  295  с. 

2.Кандинский  А.И.  История  русской  музыки:  учеб.  пособие.  М.:  Музыка,  1980.  —  440  с.

3.Пекелис  М.С.  Александр  Сергеевич  Даргомыжский  и  его  окружение.  Т.2.    М.:  Музыка,  1983.  –  313  с.

4.Серов  А.Н.  Русалка  //  Современник.  1856.  №  1—10.

5.Смирнова  Э.С.  Русская  музыкальная  литература:  учеб.  пособие.  М.:  Музыка,  2002.  —  141  с. 

6.Шорникова  М.И.  Музыкальная  литература.  Русская  музыкальная  классика:  учеб.  пособие.  Ростов-н/Д.:  Феникс,  2014  —  286  с. 

Источник: https://sibac.info/shcoolconf/science/xii/40786

Опера А.С. Даргомыжского «Русалка» (1855)

«Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 годы, открыла в русском оперном искусстве новую тему – тему социального неравенства. Как и «Каменный гость», она связана с творчеством Пушкина.

Неоконченная драматическая поэма Пушкина «Русалка» была опубликована вскоре после смерти поэта в журнале «Современник» и сразу же поставлена в двух театрах (для постановки в московском Большом театре музыку сочинил Алябьев – четыре номера).

В основе пьесы – достаточно распространенный романтический сюжет. Это история крестьянской девушки, покинутой богатым князем. Поэт соединил ее с фантастическим мотивом: покончившая самоубийством девушка превращается в могущественную Русалку.

Даргомыжского в пушкинском сюжете заинтересовали, в первую очередь, сложные душевные переживания, особенности человеческой психологии. В этом отношении он выступил как художник, воплотивший новую эстетику критического реализма.

Даргомыжский сам написал либретто1, о чем упомянул в одном из писем («сам плету стихи»). Ему всецело принадлежит концепция финала, отсутствующего в поэме Пушкина2.

В оперном финале получает развитие идея мести, от которой поэт отказался3. Этот вариант завершения драмы В.Г. Белинский оценил как наиболее верный.

Переосмысление основного конфликта драмы (наделение его социальным звучанием) потребовало частичного изменения характеристик действующих лиц и их взаимоотношений.

Существенно изменен в опере образ Князя. Князь Пушкина – лицемер, он сознательно обманывает преданную девушку. В сцене свадьбы его волнует лишь скандал.

В оперном либретто Князь мягкий, бесхарактерный, опечален разлукой, искренне не хочет огорчать любимую. Из-за слабости характера расставание с ней не становится для Князя драмой.

Виной его разлуки с Наташей Даргомыжский делает не пороки самого Князя, а сословные преграды («Видишь ли, князья не вольны жен себе по сердцу брать»).

Оперная Наташа – первый трагический женский образв русской опере. В отличие от героини Пушкина, это более сильный, решительный и последовательный характер.

Главное в нем – любовная страсть, порождающая жажду мести. Сильно в Наташе и бунтарское начало, альтернативное женской кротости и терпению.

Пройдет почти полвека, прежде чем подобный образ получит развитие – Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова.

Наименьшим изменениям подвергся в либретто образ Мельника.

Восполняя краткость пушкинского текста, Даргомыжский дополнительно ввел в оперу несколько жанровых сцен, рисующих русский сельский быт (крестьянские хоры в I действии, свадебный обряд во II действии). В финалах II и IV актов добавлены сцены Княгини.

По типу драматургии «Русалка» близка большой романтической опере. Черты общности:

  • концентрированность драматического действия;
  • обилие конфликтных диалогических сцен;
  • наличие фантастических сцен4 и балета;
  • декоративность.

Вместе с тем национальная специфика вызвала коррективы этого жанра. Оттолкнувшись от большой романтической оперы, Даргомыжский создал народно-бытовую, лирико-психологическую драму5 со сквозным музыкальным развитием.

Одна из особенностей драматургии«Русалки» – обилие больших, развернутых, действенных ансамблей. В них сосредоточена основная динамика действия (дуэты-сцены Князя и Наташи, Мельника и Наташи, Князя и безумного Мельника).

В ансамблях широко используется гибкая форма ариозо, возрастает смысловая роль речитатива, который зачастую характеризует переломные, кульминационные моменты драмы.

Мастерство певучего речитативного письма является наиболее сильной стороной оперы Даргомыжского.

Наибольшим драматическим напряжением отличается I действие оперы. За исключением выходной арии Мельника и народной хоровой сцены, оно целиком состоит из ансамблевых номеров (два дуэта, терцет и финал с хором). Наташа, образ которой находится в центре действия, не имеет здесь ни одного самостоятельного сольного номера.

Сохраняя в построении оперы «номерной» принцип, Даргомыжский пользуется для обозначения отдельных номеров традиционными определениями: ария, дуэт, терцет.

Однако многие ансамбли «Русалки» разрастаются до масштабов целых сцен, в которых песенно-ариозные и речитативно-декламационные элементы тесно переплетаются между собой6.

Яркий пример – дуэт Наташи и Князя из I акта, характеризующий переломный момент в развитии действия: Наташа догадывается, что Князь женится. Опорными точками в построении дуэта являются три эпизода мелодически-распевного характера:

  • «Бывало, издали уже спешишь» (тема побочной партии увертюры);
  • «Разве я за тобою вслед»;
  • «Суди сама, ведь мы не вольны жен себе по сердцу брать».

Ни один из этих трех разделов не вырастает в завершенную форму. Средний раздел, развивающийся с непрерывным нарастанием, приводит к драматической кульминации всей сцены – «Теперь я понимаю все. Ты женишься?..» (с.79). Слова Наташи звучат почти без сопровождения, вначале робко, вопросительно (3т), затем как крик отчаяния (f, скачок на ум.7, тремоло в оркестре).

Форма рассматриваемого дуэта незамкнута: он оканчивается тонально подвижным построением, ведущим к дуэту Наташи и мельника. Одно столкновение сменяется другим.

Образы главных героев

Новаторской чертой драматургии «Русалки» является показ главных образов – Наташи и Мельника – в развитии.

Все первое действие «Русалки», фактически, «держится» на образе Наташи (сопрано).

В начале оперы ее характеристика выдержана в лирических тонах, преобладают мелодии романсового склада, а также фрагменты, близкие русской народной песне и кантилене глинкинского типа.

Примером может служить ариозо «Ах, прошло то время» из терцета I действия (Наташа, Князь, Мельник). Терцет является экспозицией образа Наташи. Второе ариозо из этого же ансамбля – «Ласковым ты словом» (с.40) – легкое, игривое, близко танцевальной музыке.

Заметная перемена в характеристике Наташи происходит в дуэте с Князем. На смену ариозности приходит речитативность, подчеркнутая импульсивными репликами оркестра.

В музыке отражается целая гамма чувств – от робости до отчаяния и гнева. Речитативные фразы чередуются с ариозными разделами. Один из них – «Бывало, издали уже спешишь» (с.

67) – ласковая лирическая мелодия, настроение светлой грусти.

Наиболее выразительна речитативная сцена Наташи в заключительном разделе дуэта – «Постой, тебе сказать хотела» – где оркестр передает движение мысли героини, находящейся на грани помешательства.

Последней характеристикой Наташи в I действии является драматическое ариозо «Днепра царица» (с.110). Его мелодия основана на подлинном народном напеве, который трансформируется в драматическую декламацию (кульминация образа).

Между характеристиками «реальной» и «неживой» героини помещается гениальная песня «По камушкам» (с.164), звучащая на свадьбе князя. Лирическую протяжную песню о простой крестьянской девушке поет фантастическое существо. Значение этого номера выходит за пределы индивидуальной характеристики Наташи.

Его музыка звучит как голос совести, вызывая у присутствующих на свадебном торжестве тревожные предчувствия, и пробуждая у Князя искорку раскаяния. Во вступлении сочетается жалобная и певучая фраза гобоя (знак печали) и холодные переборы арфы (фантастический элемент).

Как и у Глинки, распевность сочетается с виртуозностью (каденции-концовки).

Во второй половине оперы действие происходит через 12 лет. Большая ария в последнем, IV действии «Давно желанный час настал» (с.272) принадлежит уже не прежней Наташе, а фантастическому существу.

Ласковая, любящая девушка (реальный образ) превратилась в могущественную Русалку, царицу Днепра, охваченную жаждой мести (фантастический образ). Этим объясняется заметное интонационное отличие ее музыки от партии Наташи в I акте.

Подвижная виртуозная мелодика широкого диапазона, характерная для классических образцов «арий мести», большие скачки перебрасывают арку к заклинанию «Днепра царица». В последнем эпизоде призыва Русалки раскрыта фантастическая сущность образа.

В целом, сольных номеров в партии Наташи немного, но есть многочисленные ариозо в ансамблевых сценах (в терцете это «Да, наконец, ты вспомнил обо мне», «Ах, прошло то время», «Ласковым ты словом»; в сцене с Мельником – «Не верю, не может быть», «Скажи, родимый», «О Боже, он уехал», «Вот, вот венец мой», «Днепра царица»).

Одно из наивысших достижений Даргомыжского в «Русалке» – образ Мельника (бас). В образе первого русского оперного безумца заложено направление, ставшее чрезвычайно значимым для национальной оперной традиции7.

Динамика развития образа Мельника направлена от буффонады и водевиля к высотам трагедии. В начале оперы это чисто водевильная фигура; жадноватый прагматик, смотрящий сквозь пальцы на любовную связь дочери, при этом – любящий отец. Первая ария Мельника «Вот то-то, все вы девки молодые» (с.17) близка водевильным куплетам.

Музыка основана на плясовых попевках народно-бытового склада. Но уже в конце I действия (в дуэте с Наташей, с.84) в его характеристике намечается перелом: «Так вот, что должен теперь я слышать» (с.100). Наташа упрекает отца в том, что он поощряет ее отношения с Князем, ожидая дорогих подарков.

Секундовые задержания придают мелодии горестный оттенок.

Трагическую трансформацию образа подготавливает и драматический финал I действия.

В III действии Мельник – трагический персонаж. В его дуэте с Князем, характеризуя безумие несчастного старика, Даргомыжский сохраняет черты прежнего облика, но показывает их в «кривом зеркале». Речь Мельника построена на отрывистых восклицаниях: «Здорово, здорово зять!… Я здешний ворон!» (с.

Читайте также:  Краткое содержание шолохов пастух за 2 минуты пересказ сюжета

228). Интонации приобретают гротесковый характер. Сохраняется лейтжанр первого акта – плясовая («Я продал мельницу», «С тех пор свободно летаю»). Вместе с плясовой остается и штрих staccato – и в вокальной партии, и в оркестровом сопровождении. К этому прибавляется диссонантная интервалика.

Перевозбуждение сменяется эмоциональным спадом (точно подмеченная деталь поведения душевнобольных). В лирическом эпизоде «Да, стар и шаловлив я стал…» (с.236) мелодия Мельника приобретает романсовую напевность, в ней слышится горесть и тоска. Медленная, кантиленная, красивая музыка олицетворяет то лучшее, что было загублено в этом человеке.

Особое место в опере занимают хоровые эпизоды. В I-м действии это большая картина народного быта. Три звучащих здесь крестьянских хора («Ах ты, сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили») основаны на подлинных народных текстах.

Подлинные народные тексты использованы и в сцене свадебного пира из II-го действия, с ее обрядовыми и жанровыми элементами. Среди свадебных песен выделяется шуточный трехголосный женский хор «Сватушка» (с.157).

В оркестре – подражание народным инструментальным наигрышам.

Праздничный, радостный настрой этой музыки глубоко контрастирует с финалом I акта, где гибнет Наташа. Ту же функцию выполняют танцы и хоры русалок в двух последних действиях оперы.

Музыкальных цитат в «Русалке» немного. В их числе – плясовая «Как на горе мы пиво варили» (с.57), где звучит плясовой народный напев, записанный самим композитором.

Источник: http://musike.ru/rml/darg/rusalka

Русалка

Действие первое Мельница на берегу Днепра. Дочь Мельника Наташа ожидает страстно любимого ею Князя. Мельник поучает дочь, как нужно вести себя с возлюбленным, чтобы тот женился или, по крайней мере, не скупился на богатые подарки. Вскоре появляется и сам Князь. Наташа рада ему, но он невесел. Мельник зовет крестьян потешить гостя песнями и плясками.

Князь признается Наташе, что их ожидает разлука. Девушка догадывается, что он собирается жениться на другой. Князь пытается откупиться роскошными подарками и дарит Наташе ожерелье. Потрясенная Наташа признается, что скоро должна стать матерью. Пообещав не оставить ее и ребенка, Князь уезжает. Наташа горько упрекает отца за то, что он не препятствовал ее увлечению.

В отчаянии она кидается в Днепр.

Действие второе Богатые хоромы. Пышно и весело празднует Князь свадьбу. Своим чередом идет старинный свадебный обряд. Внезапно в него вторгается печальная песня о покинутой девушке-утопленнице, но никто не видит поющую. Когда Князь пытается поцеловать молодую жену, раздается женский стон. Пирующими овладевает смятение.

Действие третье 1-я картина Княжеский терем. Княгиня в одиночестве грустит. Давно прошли дни, когда муж любил ее. Теперь она все чаще остается одна. Ольга, приближенная Княгини, пытается развлечь ее веселой песней. Узнав, что Князь решил остаться ночью один на берегу Днепра, Княгиня вместе с Ольгой отправляется на его поиски.

2-я картина

Ночь, берег Днепра. 12 лет прошло с тех пор, как приезжал Князь к Наташе. Давно развалилась мельница на берегу Днепра, но до сих пор его влечет сюда неведомая сила. Появление нежданного гостя спугнуло русалок, приплывших поиграть при луне.

Князь с грустью вспоминает прежнее счастливое время. Внезапно перед ним появляется косматый старик в лохмотьях – это Мельник, отец Наташи, потерявший рассудок после самоубийства дочери. Он воображает себя вороном, сторожем этих мест и, увидев Князя, набрасывается на него.

Подоспевшие охотники спасают своего господина.

Действие четвертое 1-я картина Подводный терем русалок на дне Днепра. Наташа стала царицей русалок.

Она велит своей дочери, маленькой Русалочке, встретить на берегу отца и рассказать ему, что Наташа по-прежнему любит и ждет его. Оставшись одна, она мечтает о любви и мести разлучнице.

2-я картина

Берег Днепра. Князь снова у мельницы, там же Княгиня и Ольга, они в нерешительности прячутся за развалинами. Из воды выходит Русалочка и зовет Князя за собой. Княгиня пытается остановить мужа, но Мельник сталкивает его в воду. Русалки увлекают безжизненное тело к ногам своей царицы.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/rusalka1

Урок по предмету мировая музыкальная литература по теме "Опера А.Даргомыжского "Русалка"

Открытый урок по предмету «Мировая музыкальная литература»

(третий год обучения)

Тема: Опера А.С.Даргомыжского «Русалка»

Цель: познакомить с оперным творчеством С.А.Даргомыжского на примере оперы «Русалка», повторить биографию композитора, закрепить понятия «опера», «либретто», «увертюра», развивать навыки слушания музыки, интерес к классической музыке и к творчеству русских композиторов, воспитать чувство прекрасного.

Ход урока

  1. Организационный момент (на столах лежат конверты)

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы обратили внимание, что на столах у вас лежат конверты, они лежат неспроста. На протяжении всего урока мы будем их открывать и выполнять задания указанные в конвертах, поэтому наш урок называется «Урок – конверт». Итак, приступим.

— Чтобы узнать, какова тема нашего урока нужно открыть первый конверт. В нем находится ребус, отгадав его вы, узнаете название темы нашего урока.

(Опера «Русалка»)

— Откройте тетради и запишите дату и тему урока: Опера «Русалка» С.А.Даргомыжского.

Цель нашего урока – познакомиться с оперным творчеством С.А.Даргомыжского на примере оперы «Русалка».

— Прежде чем говорить о творчестве композитора Даргомыжского я предлагаю вам повторить некоторые значимые моменты из биографии композитора. Для этого вам нужно открыть конверт № 2.

Задание называется «Вопрос – ответ». Я буду вам задавать вопрос, а вы из множества слов, названий и фамилий должны найти ответ и выложить их на столе в столбик. Работаете каждый самостоятельно.

А потом мы проверим правильность ваших ответов.

Вопросы:

  • Почему Александр Сергеевич носит фамилию Даргомыжский? (по названию деревни)
  • — Сколь детей было в семье Даргомыжских? (шесть)
  • — Что было не так у композитора до пятилетнего возраста? (не разговаривал)
  • — Кем бы мог стать Даргомыжский, если бы не увлекся музыкой? (государственным чиновником)
  • — Кто из известных русских композиторов повлиял на творчество А.С. Даргомыжского? (М.И.Глинка)
  • — Какие произведения писал композитор в ранний период творчества? (песни, романсы)
  • — Как называлась первая опера, которую написал Даргомыжский? (Эсмиральда)
  • — Руководителем, какого общества избрали С.А.Даргомыжского? (Русского музыкального общества)
  • — Какое произведение не смог закончить композитор? (опера «Каменный гость»)
  • — Какая из его опер имела грандиозный успех при жизни композитора? (опера «Русалка»)

— А теперь проверим ваши ответы и отметим правильные. Если у вас правильный ответ вы оставляете его на столе, если нет, то вы его убираете. По окончании проверки вы посчитаете, на сколько вопросов вы ответили правильно.

4. А теперь, прежде чем перейти к изучению оперы «Русалка», я предлагаю вспомнить, что такое опера? (это музыкальный спектакль, где все поют)

— Я предлагаю вам составить кластер по жанру опера. Откройте конверт № 3.

В нем находятся разные слова. По моему заданию вам нужно по одному подойти к доске и приклеить на доску нужное слово.

  • — Кто участвует в создании оперы?
  • — Как называется литературный текст оперы?
  • — Как называются музыкальные номера в опере?
  • — Как называются составные части оперы?
  • Кластер
  • Либретто
  • Композитор ария
  • Драматург речитатив
  • Режиссер ансамбль
  • Художник хор
  • Дирижер ОПЕРА дуэт
  • Оркестр трио
  • Гример ариозо
  • Костюмер каватина
  • Хореограф
  • Певцы-артисты действия
  • Артисты балета картины

Слайд 1  История создания     Замысел «Русалки» на сюжет поэмы Пушкина возник у Даргомыжского в конце 1840-х годов. Либретто Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено).

Слайд 2 К 1848 году относятся первые музыкальные наброски. Весной 1855 года опера была закончена. Через год, 4 (16) мая 1856 года, в Петербурге на сцене Мариинского театра состоялась премьера.

Поставлена «Русалка» была небрежно, с большими купюрами, в, чем сказалось враждебное отношение театральной дирекции к новому, демократическому направлению в оперном творчестве. Игнорировал оперу Даргомыжского и «высший свет».

      Тем не менее «Русалка» выдержала немало представлений, получив признание у широкой публики. Передовая музыкальная критика в лице А.Н. Серова и Ц.А. Кюи приветствовала ее появление. Но подлинное признание пришло в 1865 году.

При возобновлении на петербургской сцене опера встретила восторженный прием у нового зрителя — демократически настроенной интеллигенции. Опера состоит из 4 действий и 6 картин.

  1. Чтобы определить жанр оперы, вам нужно открыть конверт № 4. Задание — найти пару. Работаем парами.

  1. «Свадьба Фигаро» — комический
  2. «Риголетто» — трагический
  3. «Алпамыс» — эпический
  4. «Евгений Онегин» — лирический
  5. «Золотой петушок» — сказочный
  6. «Орфей» — мифологический
  7. «Иван Грозный» — исторический
  8. «Русалка» — психологический бытовой
  9. Слайд 3 — Правильно вы определили жанр – психологическая бытовая музыкальная драма.
  10. 7. Действующие лица: (записать в тетрадь)
  11.     Князь — тенор    Княгиня — меццо-сопрано    Мельник — бас    Наташа, его дочь, потом Русалка — сопрано    Ольга, сирота, преданная княгине — сопрано    Сват — баритон    Русалочка, 12 лет — без пения    Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки

— Но перед тем, как определить каким голосом поет каждый герой, вспомним, как называются голоса в оперном спектакле. Откройте конверт № 5. Решить кроссворд. Работа самостоятельная.

Слайд 4 — А теперь определим вокальные партии каждого героя. Молодцы!

  1. Перед началом оперы всегда звучит вступление – увертюра.

— Кто ее исполняет? (оркестр)

Я предлагаю вам изобразить игру музыкантов оркестра. Звучит увертюра из оперы «Русалка» вы изображаете игру на музыкальном инструменте.

— Какая мелодия по характеру, настроению?

    Опера открывается драматической увертюрой. Музыка основного (быстрого) раздела передает страстность, порывистость, решительность героини и, вместе с тем, ее нежность, женственность, чистоту чувств.

 В ней мастерски слиты в одно музыкальное целое темы и мотивы, которые будут разработаны далее в опере и которые характеризуют главных персонажей и главные события этой драмы.

Сначала мы слышим звуки свадьбы князя, затем вырисовывается образ грусти княгини, мелькают фантастические фразы из подводного царства, мелодии у скрипок из той сцены, когда дочь мельника в большом волнении объявляет князю, что скоро будет матерью, и тотчас же за этим — таинственные переливы мелодии и гармонии из последней сцены оперы.

8. Сюжет оперы. Откройте конверт № 6. ( Линия драматургии) Вы знаете, что сюжет любого спектакля основан на развитии драматургической линии – завязка, развитие, кульминация, развязка и итог. Запишите в тетрадь. Я буду читать вам сюжет, а вы попробуйте определить в каких действиях будет проходить эта линия драматургии.

Слайд 5    1. действие.

На берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью Наташей. С некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит Наташу и сумел вызвать в сердце девушки ответное чувство. Но в последнее время Князь появляется все реже. С тоской ждет Наташа его приезда. Ждет Князя и Мельник.

По-своему желая, дочери добра, он с простодушно-грубоватой прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но Наташа не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский топот. С радостью встречает Наташа возлюбленного, ласково упрекая его за долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы.

Желая успокоить девушку, он дарит ей дорогое ожерелье. Невесел Князь. Его не могут развлечь затеянные крестьянами танцы и игры. Он приехал, чтобы навсегда проститься с Наташей. Нет, не война и не дальний путь причина их разлуки. «Князья не вольны жен себе по сердцу брать», — говорит Князь.

Ни отчаяние несчастной девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его. Обезумевшая от горя Наташа срывает с себя драгоценный подарок и бросается в Днепр. 

Слайд 6 2. действие    Княжеская свадьба. Князь женится на богатой и знатной девушке. Гости величают молодых. Среди свадебного веселья слышится чья-то жалобная песня об обманутой девичьей любви. Князь в испуге: он узнал голос Наташи.

Сват старается восстановить нарушенное веселье и провозглашает «Горек мед!». Но когда Князь наклоняется, чтобы поцеловать Княгиню, в тишине раздается женский стон. Свадебное торжество омрачено; все в смятении.       Слайд 7  3.

Действие

1.картина. Прошло 12 лет. Женитьба не принесла Князю счастья. В тоскливом одиночестве проводит свои дни Княгиня. Входит ловчий. Он рассказывает, что Князь, отослав слуг, остался один на берегу Днепра. Взволнованная Княгиня вместе с Ольгой спешит к реке.     Слайд 8 2. Картина Ночь. На берегу Днепра под холодным светом луны весело играют русалки.

Читайте также:  Краткое содержание женский разговор распутина за 2 минуты пересказ сюжета

Заметив Князя, они исчезают. Князь узнает места, где бывал много лет назад: полуразвалившуюся мельницу, старый дуб. Воспоминания о прежнем счастье и раскаяние наполняют его душу. Неожиданно перед ним предстает страшный оборванный старик. Это мельник. Смерть дочери лишила его рассудка. Князь зовет несчастного к себе в терем, но Мельник отказывается.

Внезапно он набрасывается на Князя, требуя вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя от безумного старика. Много лет минуло с тех пор, как Наташа, бросившись в реку, стала грозной властительницей днепровских вод. Она по-прежнему любит Князя, но вместе с тем лелеет мечту о мести.

Наташа рассказывает дочери-русалочке об отце-своем неверном возлюбленном, поручая ей выйти на берег и заманить его в реку.        Слайд 9 4. Действие.

Картина 1. Подводный терем русалок. Одни из них прядут, другие танцуют. Входит царица русалок. Она обращается к остальным русалкам и посылает их плыть вверх, но никому не причинять вреда. Русалки расходятся (вернее сказать, расплываются). Тут вбегает русалочка.

Ей двенадцать лет, и ни у кого нет сомнений в том, кто она. Она рассказывает русалке (своей матери — когда-то Наташе), что она выходила к деду, что он просил собрать ему со дна реки деньги, но она не знает, что это такое, и вынесла ему пригоршню раковинок самоцветных, и что он был им очень рад.

(У русалочки нет вокальной партии, и все это она рассказывает своим прелестным детским голоском). Русалка сокрушается об отце, слушая рассказ русалочки. И теперь она наказывает ей, чтобы она плыла к берегу и вышла навстречу тому мужчине, который придет сегодня на берег.

«Он нам близок, он твой отец», — говорит она дочери.

Слайд 10 Русалка просит дочь завлечь отца в воды реки. Она по-прежнему любит князя, желает возвратить его себе, но при этом полна решимости отомстить — отомстить коварной разлучнице (княгине).

2. картина Берег Днепра. Сюда влекут Князя воспоминания о днях былого счастья. Из воды выходит Русалочка и рассказывает Князю, что она -его дочь, зовет его за собой. Тот готов последовать за ней. Появившиеся на берегу Княгиня и Ольга, пытаются удержать его. Но слышен голос Наташи, призывающей Князя. Повинуясь ему, Князь уходит вслед за Русалочкой под воду. 

Слайд 11 В эпилоге изображено подводное царство. Русалки кладут мертвое тело Князя к ногам своей царицы. Так отомстила Русалка за обманутую девушку Наташу. В оркестре гордо и властно звучит тема ее призыва, построенная на интонациях народной колыбельной.

  • Итак, как вы обозначили развитие драматургической линии?
  • Завазка – 1 действие
  • Развитие – 2 действие
  • Кульминация – 3 действие
  • Развязка – 4 действие
  • Итог — эпилог

9. Теперь я вам предлагаю открыть следующий конверт № 7. Рыбья кость.

Я вам предлагаю всем вместе подумать и определить положительные и отрицательные качества, которые присутствуют в опере. (ребята записывают такие слова как: месть, любовь, предательство, нежность и т.д.)

10. Итог урока. Что вы узнали нового? Оценки за урок. Домашнее задание нарисовать иллюстрацию к опере «Русалка».

11. Рефлексия. Откройте последний конверт № 8. В нем вы видите разноцветных рыбок. Я предлагаю вам разместить их в нашем аквариуме, но с условием:

  1. Красная – я узнал много нового.
  2. Желтая – было очень интересно и познавательно на уроке
  3. Зеленая – ничего нового я не узнал
  4. Синяя – мне было скучно на уроке.

Источник: https://infourok.ru/urok-po-predmetu-mirovaya-muzikalnaya-literatura-po-teme-opera-adargomizhskogo-rusalka-1879781.html

Краткое изложение оперы Даргомыжского «Русалка»

Задумывая оперу «Русалка», Даргомыжский внимательно изучил образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов, а особенно русские народные песни. Он и сам записывал их, приезжая для этого в своё небольшое родовое имение. Не удивительно, что русская народная песня занимает всё большее место во всём его творчестве.

Работа над оперой затянулась на многие годы, почти на десятилетие. В основу её либретто легла неоконченная пушкинская драма. Даргомыжского она привлекла социальной направленностью сюжета, в осуждении неправедности существовавшего жизненного уклада. Личная трагедия девушки-крестьянки становится частью трагедии народа — угнетённого и бесправного.

В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни – подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским. В опере проходят две драматические линии. Первая из них занимает весь первый акт.

Главные действующие лица – Наташа и Мельник – показаны здесь как часть той среды, в которой они живут. Им противостоит образ князя, обрисованный музыкой в стиле городских романсов. В опере «Русалка» перед хором стоят сложные исполнительские задачи.

Хоровой коллектив должен воплотить художественные образы различных социальных групп русского народа: крестьян, бояр, сенных девушек, дружины князя, а так же русалок.

ХОРЫ ИЗ I ДЕЙСТВИЯ

В первом действии хор появляется на сцене 2 раза. Его первое появление прерывает объяснение Князя с Наташей, внося атмосферу начавшейся драматической сцены разрядку.

Таким образом, конфликт между героями оперы воспринимается слушателем с ещё большей остротой. Второй раз – во время ссоры Наташи с отцом и её гибели.

Если первые хоровые номера оперы не были непосредственно связаны с развитием сюжета, то при втором своём появлении хор становится участником происходящих событий.

Три хоровых номера: «Ах ты, сердце», «Заплетисья, плетень», «Как на горе мы пиво варили» — соединены между собой речитативом Мельника и являются своеобразной сюитой. Первый номер этой сюиты, «Ах ты, сердце», начинается протяжной мелодией народного характера, исполняемой солирующим гобоем.

Это вступление к хору. Тенор-солист повторяет эту тему. Затем вступает мужской хор, сопровождаемый тем же солирующим инструментом. Это построение, представляющее собой период-куплет, начинается в ре-миноре и заканчивается ля-миноре.

Во время его исполнения хор, воплощающий образ крестьян, выходит на сцену.

Второй период по своему строению аналогичен предыдущему, но отличается от него некоторым расширением благодаря имитационному изложению начала темы и диалогу между Мельником и женским хором, звучащим на фоне мужского.

Ладотональный план 2-го периода построен на движении от ля-минора к ре-минору. Интонации, использованные композитором в этом хоре, уходят своими истоками в городской бытовой романс.

Связующим звеном между 1-м хором сюиты и 2-м является короткий речитативный диалог между Мельником и крестьянами.

В хоре «Заплетися, плетень» при втором проведении даётся полифоническое изложение, которое как нельзя лучше подчёркивает игровое содержание данного номера. Форма хора – сложная трёхчастная. В основе его лежит короткая мелодия весёлого характера из 6-ти тактов, близкая крестьянской песни. Начинается хор двукратным проведением темы (см.

приложение). Середина 1-й части написана в ми-мажоре и состоит из 8-ми тактов. Реприза первой части сокращена: тема проводится в ней только 1 раз. Вторая часть хора построена на музыкально-тематическом материале 1-й части и носит разработочный характер: характерным для неё являются имитации, вычленение начальной попевки (см. приложение).

3-я часть хора – реприза – выдержана в гомофонно-гармоническом складе. Основная её тема проводится дважды в до-мажоре. Хоровое изложение в более высокой тесситуре по сравнению с 1-й частью хора и участие всех партий обусловливает насыщенное звучание.

Заканчивается хор дополнением, утверждающим тональность до-мажор и подготавливающим появление 3-го номера сюиты.

Хор «Как на горе мы пиво варили» построен на теме плясового характера, изложенной в форме периода, который членится на 2 предложения: 1-е представляет собой запев, а 2-е – припев.

Форма хора сочетает в себе трёхчастность с вариационностью. В основе лежит многократное варьированное проведение темы. Вместе с тем первые три вариации представляют собой как бы экспозицию темы, следующие вариации ( 4-6 ) – её разработку, а 7-я вариация – репризу.

В 3-ем такте 1-й вариации основная тема передаётся альтам, сопрановой партии поручается подголосок (см. приложение). В последних тактах припева подготавливается переход в доминантовую тональность (до-мажор).

Во второй вариации тема проходит параллельно у альтов и басов, высокие голоса ( сопрано, тенор ) выполняют функции подголоска, что делает звучание хора более насыщенным.

Вариация представляет собой повторение второй с той разницей, что в последних 2-х тактах происходит модуляция из до-мажора в соль-мажор и имеется четырёхтактное дополнение, которое заканчивается на доминанте соль-мажора. 4-я вариация модулирует из соль-мажора в параллельный ми-минор.

В ней появляются имитационные проведения темы между мужскими и женскими голосами. 5-я вариация начинается в тональности ми-минор и заканчивается в ре-мажоре. Такое соотношение тональностей характерно для русской народной песни.

Ядро темы, проведённое в начале у басов и вторых теноров, передаётся в следующем такте женским голосам, которые исполняют её в унисон. 6-я вариация написана в си- бемоль мажоре. Унисонное изложение темы у альтов и первых теноров предаёт звучанию хора тембровый колорит. В этой вариации композитор использует развитое многоголосье.

7-я вариация имеет секвенционное повторение припева и добавление к нему трёхтактного построения. Ладотональный план этой вариации: фа мажор – ми-бемоль мажор – до минор – фа мажор, это придаёт необычайное, своеобразное звучание хору. В запеве 7-й вариации тема излагается поочерёдно у двух партий – сначала мелодию ведут сопрано и тенора в несколько изменённом виде, а затем она передаётся альтам, а тенора повторяют свой вариант темы. Такой приём придаёт разнообразие тембровых красок в звучании хора ( см. приложение).

В хоре «Как на горе мы пиво варили» с наибольшей полнотой выявляется связь Даргомыжского с русской народной песней.

Это нашло своё отражение и в характере самой темы, и в вариационности её развития и в соотношении тональностей.

После окончания хора следует оркестровое заключение к сюите, в котором проходят отголоски темы хора «Заплетися, плетень». Эти хоры представляют собой единую хоровую сюиту. Она как бы отвлекает от напряжённого сюжета оперы.

ХОРЫ ИЗ II ДЕЙСТВИЯ

Второе действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. Хору предшествует значительное по своему объёму оркестровое вступление торжественного характера. Форма хора трёхчастная. Основная тональность – ля-бемоль мажор. Умеренное движение в четырёхдольном размере придаёт ему величавый характер.

В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни. 1-я часть хора делится на 2 неравных построения: 8+11 тактов.

Восьмитактовое построение заканчивается в тональности ми-бемоль мажор, и состоит из 2-х предложений. 2-е построение 1-й части модулирует из ми-бемоль мажора в ля-бемоль мажор – основную тональность.

Форма этой части – двухчастная, репризная.

2-я часть хора так же состоит из 2-х построений: 6+4 тактов. Каждое из построений 2-й части заключает в себе определённый художественный образ. В 1-м построении даётся образ Князя, а во втором – рисуется образ Княгини (см. приложение). Вся 2-я часть носит разработочный характер.

Она тонально не устойчива, в ней проходит ряд тональностей: ми-бемоль мажор, ре мажор, ля мажор. Заканчивается 2-я часть ре-диез мажорным трезвучием, которое является доминантой к основной тональности хора. После 2-й части следует реприза. Она возвращает к торжественному, праздничному настроению 1-й части.

Реприза полностью повторяет 1-ю часть, но расширена благодаря развитому дополнению. После него следует оркестровое заключение. Хор написан для смешанного состава. Изложение его гомофонно-гармоническое. Хор 4-х голосный, в котором встречаются кратковременное divisi в теноровой партии (см. приложение).

Тесситура хоровых партий достаточно удобна. Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.

Роль Даргомыжского в истории русской музыки очень велика. Продолжив начатое Глинкой утверждение в русской музыке идей народности, реализма, он своим творчеством предвосхитил достижение последующих поколений русских композиторов XIX века – членов «Могучей кучки» и П.И.Чайковского

Хоровое творчество Даргомыжского чрезвычайно разнообразна. Многим из его произведений присуща сложность художественно-исполнительских задач, выполнение которых требует высокой вокальной и музыкальной подготовленности певцов.

Этим Даргомыжский утверждает необходимость того, что хоровое исполнительство должно быть профессиональным.

Хоровое творчество Даргомыжского является оригинальным и чрезвычайно важным вкладом в хоровую литературу, которое характеризуется чертами:

Разнообразие стилей хорового изложения Изобретательность в варьировании музыкального материала Использование различного состава хора Реальность в передаче различных чувств и настроений Использование песенного творчества разных социальных слоёв русского народа Использование приёмов хорового письма для создания интересной хоровой звучности.

Источник: https://www.slavkrug.org/kratkoe-izlozhenie-opery-dargomyzhskogo-rusalka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector