Краткое содержание оперы вагнера тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

История написания

Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

Вагнер решил написать оперу «Тангейзер», когда находился в Париже в 1841 году. Завершив работу над «Летучим Голландцем», он находился в поисках интересного сюжета для нового произведения. И ему вспомнилась легенда о Тангейзере и Волшебной горе, которую он знал по одной из новелл Людвига Тика. Вначале её сюжет не очень заинтересовал Вагнера, но весной 1842 года, направляясь в Дрезден, он решил посетить Вартбургский замок и был впечатлён его древними «тенями». Тогда он загорелся идеей скомбинировать историю Тангейзера с легендой о состязании певцов в Вартбурге.

Очевидно, что Тангейзеру и вправду доводилось бывать в этом городе, однако это было гораздо раньше, чем датировалось состязание.

Впрочем, даже первый вариант легенды о Вартбургском турнире миннезингеров записали не сразу, а лишь после смерти участников мероприятия.

Ясно, что здесь содержались многочисленные исторические неточности и фантазии автора, которые так и продолжили наслаиваться. Пересказ Гофмана содержит множество побочных линий, среди которых можно отметить:

  • любовь Матильды и Вольфрама;
  • магические заболевания Генриха;
  • дружеские отношения между главными героями;
  • заявление о том, что проигравший на турнире будет лишён жизни.

Молодой композитор объединил высокомерного Генриха с весёлым и одновременно чувственным Тангейзером, который успел побывать у Венеры.

Вагнер превратил своего персонажа в проповедника сексуальности, проявляющего стремление к вере, и противопоставил его социуму.

Герой нуждается в противовесе, так что истинный победитель состязания фон Эшенбах, который никогда не имел ничего против прославления сексуальных отношений, превращается в оперного Фольфрама, тяготеющего к возвышенным чувствам.

Супруга устроителя сражения, графиня София, заступившаяся за Генриха, перевоплотилась в незамужнюю племянницу хозяина, объединившись со своей будущей невесткой Элизабет. Меньше всего изменений можно заметить у Германа, который максимально остался самим собой.

В 1842 году композитор приступил к написанию либретто. Чтобы завершить эту работу, ему понадобился год. Далее он занялся композицией. Он так увлёкся процессом, что искренне переживал, что внезапная смерть может помешать доделать начатое.

Успех и провал постановки

Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

В 1845 году оперу приняли к постановке в Дрезденском театре. Премьера состоялась 19 октября и прошла довольно успешно. Опера была поставлена в нескольких городах, со временем публика стала проявлять всё больший интерес к ней, однако композитор не был удовлетворён своей работой и постоянно вносил в неё какие-то коррективы. Больше всего изменений он утвердил перед парижской премьерой 1861 года. Вагнер очень волновался перед этой постановкой. Он мечтал о том, чтобы покорить Париж и упорно не замечал ту славу, которую уже успел приобрести.

К сожалению, постановка провалилась, виной этому оказались вовсе не музыкальные, а политические причины. Непрекращающаяся франко-германская борьба обусловила большой скандал между членами «Жокей-клуба».

Те, кто привык приходить ко второму акту, где, как правило, ставился балет, были возмущены его переносом на начало. Подобное недовольство проявилось в виде нескольких хулиганских выходок.

Сохранились свидетельства участников событий, где сообщается, что устроить подобные безобразия членам «Жокей-клуба» было рекомендовано, ну а музыкальная составляющая никаких нареканий у них не вызвала.

Нужно сказать, что произведение очень впечатлило французскую богемную элиту, в частности, Берлиоза и Бодлера. Однако на виду были хулиганские крики и свисты. Так, после трёх представлений композитор прервал контракт.

Всю жизнь Вагнер был убеждён в «недоделанности» своего творения, и отчасти он был прав. Некоторые сцены местами явно провисают. Однако как бы там ни было, положительного в опере гораздо больше.

Это одно из наиболее репертуарных произведений по сегодняшний день, даже невзирая на предъявление высоких требований к исполнению основной партии.

Но в конце своей жизни Вагнер назвал «Тангейзера» худшей оперой.

Первое действие

Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

В первом действии рыцарь Тангейзер попадает в царство Венеры, где царит беззаботная и счастливая жизнь. Однако такое существование совсем скоро надоедает обычному человеку, который желает испытывать привычные трудности мирской жизни. Венера полюбила мужчину всем сердцем и не хочет его отпускать. Гневаясь на него, богиня его проклинает. Рыцарь верит, что святая дева Мария поможет ему спастись. Он произносит молитву, и сразу после этого владения Венеры пропадают, а Тангейзер попадает к себе домой.

Его взору открываются:

  • цветущие сады;
  • пастухи и их стада;
  • странники, направляющиеся в Рим и поющие благовест.

Главного героя встречают старые друзья, которых он давно покинул. Тангейзер намерен искупить вину и пойти в паломничество, но его пытаются убедить не делать этого.

Герой не поддаётся на уговоры, однако когда один из рыцарей произносит имя «Елизавета» и рассказывает, что эта девушка чуть не погибла от горя, когда Тангейзер ушёл, мужчина меняет своё решение и остаётся.

Его сердце всё ещё пылает от любви, а мысли о племяннице Лондграфа согревают душу. Действие завершается шествием процессии в Вартбургский дворец и доносящимися звуками охотничьих рогов.

Встреча влюблённых

На протяжении долгого времени Елизавета не хочет приходить в Вартбургский замок на праздники песни. Её одолевают печальные мысли о возлюбленном. Всё же она решается войти в красивейший зал Миннезингеров.

Она возвратилась лишь из-за того, что её избранник вновь во дворце. Через время его приводит Эшенбах и сам понимающе удаляется, чтобы влюблённые могли остаться наедине. Девушка рассказывает мужчине, как ей было без него плохо и как она истосковалась.

Пара соединяется в восторженном дуэте.

Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

Внезапно входит ландграф. Он говорит племяннице, что тут будет проходить турнир певцов и ей следует надеть корону на того, кто окажется победителем. Кроме того, она должна будет стать женой этого человека. Начало состязания возвещают звуки труб.

В зале собираются участвующие в турнире. Первым начинает Вольфрам. Тангейзер, нисколько не стесняясь, говорит ему, что тот не понимает, о чём его песня. Другой участник турнира поддерживает Вольфрама.

Тогда главный герой распаляется ещё больше и поёт гимн Венере, восхваляя чувственную любовь.

Зрители шокированы этим, женщины покидают зал, рыцари хватаются за оружие и бросаются на главного героя. Только Елизавета не предаёт его, она спешит к мужчине, пытаясь уберечь его от смерти. Ландграф принимает решение о том, что Тангейзер должен поехать в Рим, чтобы там отпустить свои грехи у Папы. Рыцарь раскаивается о содеянном.

Смерть Тангейзера и Елизаветы

Главный герой отправляется в Рим, в это время Елизавета ждёт его возвращения, молясь за возлюбленного. За девушкой наблюдает преданный ей Вольфрам. Он слышит пение приближающихся паломников.

Елизавета пытается найти любимого среди проносящихся мимо неё людей, однако его там нет. Она становится на колени и молится о спасении мужчины. Девушка готова отдать свою жизнь, лишь бы только Тангейзер искупил грехи.

Вольфрам желает проводить её до дома, но она отказывает ему с печальной улыбкой. Теперь у неё надежда лишь на смерть.

Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

Наступает вечер, на небе появляются звёзды. Вольфрам поёт, играя на арфе. Вдруг во тьме возникает образ Тангейзера. Он сообщает с горечью в голосе, что направляется в чертог Венеры. Он рассказывает о том, что ему было тяжело по пути в Рим, но всё же удалось преодолеть все трудности, хоть тяготы и казались безмерными. Когда же он предстал перед Папой, тот проклял его.

Тангейзер взывает к Венере, и она является перед ним. Богиня манит рыцаря в свои чертоги. Вольфрам старается удержать приятеля, но у него ничего не получается. К счастью, ему всё же удаётся спасти друга. Он останавливается, когда слышит, что за его душу молится ангел, и зовут его Елизавета.

Вдруг мимо мужчин проходит процессия с гробом той, что пожертвовала своей жизнью ради спасения возлюбленного. Тангейзер убит горем, он падает мёртвым возле девушки.

Опера завершается на позитивной ноте, появляются пилигримы, поющие хор. Они несут расцветший посох Папы из Рима. Оказывается, что он отпустил грехи главному герою.

Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

Считая оперу «Тангейзер» неудавшимся произведением, автор даже предположить не мог, какой колоссальный успех она будет иметь в будущем. Современный зритель заполняет театры более 400 раз в год в те вечера, когда название этого творения возникает на афишах.

Любопытно, что премьера оперы изначально планировалась на 13 октября 1845 года (день рождения племянницы композитора). Именно она исполняла партию Елизаветы. Из-за плохого самочувствия девушки пришлось перенести спектакль. Современные постановщики делают композицию из различных редакций, поэтому легко могут совмещаться сцены на немецком и французском.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/vagner-tangeyzer.html

Р. Вагнер. Опера «Тангейзер»

Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер за 2 минуты пересказ сюжетаЗамысел оперы «Тангейзер» зародился у Рихарда Вагнера весной 1842 года, после возвращения в Дрезден из Парижа. Во время этого путешествия композитор видел Вартбургский замок, в котором в начале XIII века состоялось состязание миннезингеров, вошедшее в историю – и в легенды – под названием «Вартбургская война». Но не только это послужило источников вдохновения.

В либретто оперы, которой композитор первоначально дал название «Грот Венеры», отразилась еще одна немецкая легенда – о рыцаре Тангейзере.

Этот немецкий поэт-миннезингер родился в начале XIII века (следовательно, исторический Тангейзер участвовать в знаменитом состязании певцов в Вартбурге не мог), участвовал в крестовом походе, любил – по его собственному признанию – хорошее вино и красивых женщин, что не могло нравиться католической церкви… В последующие века имя Тангейзера было окружено легендами. Согласно народной песне, известной с XVI века, он встретил у горы Герзельберг прекрасную богиню Венеру. Прельстившись ее красотой, рыцарь провел с нею семь лет, предаваясь плотским утехам. Во искупление этого греха Тангейзер отправился в Рим, но папа с негодованием заявил, что скорее его посох зазеленеет, чем этот грешник будет прощен. Через некоторое время посох действительно зазеленел…

К легенде о Тангейзере обращались многие деятели романтизма: Л. Уланд, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, она была включена в собрание братьев Гримм… Но Р. Вагнера сюжет в таком виде – конфликт кающегося грешника и беспощадного представителя церкви – не устраивал, ему нужна была антитеза Венере.

Так в опере появилась племянница ландграфа Елизавета, и Тангейзер теперь разрывается между двумя женщинами, одна из которых олицетворяет плотское начало, другая – духовное.

Герой, мечущийся между этими «мирами», не находит покоя нигде: в гроте Венеры он тоскует по Елизавете, на состязании в Вартбурге воспевает Венеру.

Это противостояние – как главная тема оперы – обозначено уже в увертюре, не случайно Ф. Лист определил эту увертюру как симфоническую поэму на сюжет оперы.

Она представляет собой большую трехчастную композицию, крайние разделы которой строятся на благородно-сдержанной теме хорала пилигримов, а средний являет собой сонатное allegro, живописующие соблазнительное царство богини любви.

Маршеобразная побочная партия – это гимн Венере, который Тангейзер исполнит на состязании певцов, погубив и себя, и Елизавету, которая умрет в тоске.

В дальнейшем сохраняется распределение персонажей по сферам, представленным в увертюре – так, музыкальная характеристика Елизаветы интонационно близка к хоралу пилигримов.

В партии же заглавного героя присутствуют оба начала, отражая «раздвоенность» его души, его стремлений.

Примечательно, что в сцене с Венерой в первом акте он противопоставляется богине любви: в ее музыкальной речи преобладает хроматика, в речи Тангейзера – диатоника.

Опера «Тангейзер» отличается масштабностью: в ней много действующих лиц, в нее включены шествия и развернутые ансамблевые сцены, достаточно велика роль хора, который предвосхищает душевное состояние героя.

В опере «Тангейзер» Р. Вагнер преодолевает завершенность традиционных номеров, которые перерастают в относительно свободно строящиеся монологи и драматические диалогические сцены. Эта тенденция получит дальнейшее развитие в «Лоэнгрине».

Первое исполнение оперы «Тангейзер» состоялось в октябре 1845 года в Дрездене, в Королевском саксонском придворном театре. Реакция публики была неоднозначной, мнения разделились, и в репертуаре театра опера не задержалась. Следующая постановка – с измененным финалом – состоялась двумя годами позже, и в этой редакции, именуемой «Дрезденской», опера чаще всего ставится ныне.

Существует еще одна редакция – парижская. В столице Франции опера «Тангейзер» была поставлена в 1861 году. Французские зрители привыкли к балетным сценам в опере, и Р.

 Вагнер охотно пошел навстречу вкусам публики, но единственное место в произведении, где можно было ввести балетную сцену – это был первый акт, так появился танец нимф и сирен в гроте Венеры. Это не понравилось молодым аристократам, которые имели обыкновение прибывать в театр не раньше второго действия.

Читайте также:  Краткое содержание крошка доррит диккенса за 2 минуты пересказ сюжета

Они были настолько возмущены, что им не удалось увидеть балет, что на последующих спектаклях позволяли себе отвратительные выходки – и в конце концов Р. Вагнеру пришлось забрать «Тангейзера» из театра «Гранд-Опера».

Сам Рихард Вагнер не особенно ценил свое произведение, под конец жизни называя «Тангейзера» своей «худшей оперой». В противоположность этому, Эдуард Ганслик, не раз обрушивавший на его произведения самую резкую критику, об этой опере высказался восторженно: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет».

Музыкальные сезоны

Источник: https://musicseasons.org/r-vagner-opera-tangejzer/

Краткое содержание оперы "Тангейзер" Вагнера

Либретто «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» написано знаменитым немецким композитором Рихардом Вагнером на основе легенды о Тангейзере и впервые поставлено в 1845 году в Дрездене. Также основой для произведения стали повесть Гофмана «Состязание певцов» и новеллы Тика о Тангейзере. Обратимся к сюжету этой оперы.

Первый акт начинается в гроте богини Венеры. Смертный поэт Тангейзер некогда проник в это место, чтобы провести свою жизнь в любви и наслаждениях. Своими песнями он славит богиню, однако пребывание в этом раю становится для него тягостным.

Он просит Венеру отпустить его на землю, поскольку вечное блаженство наскучило ему. Богиня ужасается его просьбе и, впав в ярость, прогоняет его, пообещав, что очень скоро он попросится назад.

Тангейзер обращается к Богоматери, и при упоминании святого имени мир Венеры исчезает, уступая место земле.

Тангейзер обнаруживает, что попал в мирную долину. Он видит молодого пастуха, паломников, направляющихся в Рим, которых он просит помолиться за него. Внезапно появляется компания знакомых ему рыцарей во главе с Вольфрамом.

До того, как отправиться в грот Венеры, Тангейзер поссорился с ними, однако теперь они хотят мира и призывают его поучаствовать в состязании певцов.

Тангейзер примиряется с товарищами и соглашается участвовать, заслышав имя Елизаветы, которую он некогда покинул.

Второй акт начинается с замка ландграфа. Елизавета, земная любовь Тангейзера, радостно встречает его. Вольфрам подслушивает их разговор и понимает, что может не рассчитывать на любовь Елизаветы, поскольку она связана с Тангейзером. Начинается состязание певцов.

Ландграф, хозяин замка, объясняет, что темой состязания будет любовь – победит тот из рыцарей, кто споет о ней лучше всего. Вольфрам обращается к теме духовной любви, поет о бескорыстном и чистом чувстве, не омраченном плотскими желаниями.

В приступе гордыни Тангейзер заносчиво отвечает ему, что такая любовь неполноценна, и что только физическое удовольствие делает это чувство важным. Второй рыцарь также продолжает лейтмотив Вольфрама, воспевая чистую любовь, и Тангейзер вновь возражает ему.

Все больше распаляясь, Тангейзер говорит о том, что невозможно познать истинную любовь, не побывав в гроте Венеры. Третий певец, Битерольф, оскорблен поведением Тангейзера и готов схватиться за меч, также в шок повергнуты все окружающие. Неожиданно на защиту возлюбленного встает Елизавета.

Она говорит о грешниках, которых также надо спасти. Все удивлены, что чистая дева защищает грешника и богохульника. Тангейзер понимает, что своими речами о плотской любви оскорбил Елизавету, и решает отправиться в паломничество, чтобы получить прощение от Папы.

Третий акт начинается с того, что Елизавета нетерпеливо ожидает возвращения паломников, среди которых находится ее возлюбленный. Она молится о Тангейзере. Паломники возвращаются, но среди них нет ее любимого, и она вновь обращается к Богу, прося о милости.

Спустя время в рваной одежде путника появляется Тангейзер. Он не получил прощения от Папы: тот сказал ему, что грех будет прощен тогда, когда расцветет его деревянный посох. Тангейзер хочет вернуться обратно в грот Венеры.

Богиня зовет его, но Вольфрам противится окончательному грехопадению своего товарища. Тангейзер умирает, так и не попав к Венере. Вновь возвращаются паломники и рассказывают о произошедшем в Риме: у Папы расцвел деревянный посох.

Это значит, что грех Тангейзера все-таки был прощен благодаря молитвам его близких и милости Бога.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-tangejzer-vagnera/

Краткое содержание: Рихард Вагнер. Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге

  • ТАНГЕЙЗЕР И СОСТЯЗАНИЕ ПЕВЦОВ В ВАРТБУРГЕ
  • Романтическая опера в трех актах (четырех картинах)
  • Либретто Р. Вагнера
  • Действующие лица:
Герман, ландграф Тюрингии
  1. бас
  2. тенор
  3. баритон
  4. тенор
  5. тенор
  6. тенор
  7. бас
  8. сопрано
  9. сопрано
  10. сопрано
  11. сопрано и альты
Рыцари-певцы:
  • Тангейзер
  • Вольфрам фон Эшенбах
  • Вальтер фон дер Фогельвейде
  • Битерольф
  • Генрих Шрайбер
  • Рейнмар фон Цветер
  1. Елизавета, племянница ландграфа
  2. Венера
  3. Молодой пастух
  4. Четыре пажа
  • Сирены, наяды, вакханки, пилигримы, тюрингские графы, рыцари
    и дамы.
  • Действие происходит в Вартбурге (Тюрингия) и его окрестностях
    в начале XIII века.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В либретто «Тангейзера» Вагнер мастерски сочетал три
различные легенды. Герой пьесы — историческая личность, рыцарь-миннезингер,
живший в Германии, вероятно, между 1220—1270 годами.

Он много странствовал,
принимал участие в междоусобной борьбе немецких князей против римского папы,
воспевал любовь, вино, женщин и горько каялся в своих грехах (сохранилась
музыка его «Песни покаяния»).

После смерти Тангейзер стал героем народной
песни, широко бытовавшей в Германии в нескольких вариантах. Один из них включен
А. Арнимом и К. Брентано в популярный сборник «Чудесный рог мальчика», другой —
в иронической форме, с привнесением современных мотивов — обработан Г.

Гейне;
Тангейзер является героем и новеллы Л. Тика, с юности известной Вагнеру. Это —
красивая легенда о кающемся рыцаре, проведшем целый год в царстве языческой
богини любви Венеры, и о жестокосердом римском папе, в руках которого зацвел
сухой посох.

С легендой о «Венериной горе» (так первоначально
назвал свою оперу Вагнер) композитор объединил сказание о состязании певцов в
Вартбурге, близ Эйзенаха — в замке ландграфа Тюрингского, страстного любителя
поэзии и покровителя миннезингеров.

Это сказание также было очень популярным в
Германии; ему посвятил одну из своих фантастических новелл Э. Т. А. Гофман.

Вагнер сделал Тангейзера главным героем певческого состязания (хотя этот
турнир, по преданию, состоялся больше, чем за десять лет до его рождения).

В качестве соперника Тангейзера композитор показал в
своей опере Вольфрама фон Эшенбаха — одного из крупнейших немецких поэтов
средневековья (1170—1220), автора поэмы о Лоэнгрине, его отце Парсифале,
которой позже Вагнер частично воспользовался в своих двух операх.

Третья легенда, использованная в «Тангейзере»,
послужила источником для образа героини — Елизаветы, которую Вагнер сделал
племянницей ландграфа Тюрингского.

Это — также исторический персонаж:
венгерская принцесса, она еще в детстве предназначалась в жены сыну ландграфа,
грубому и жестокому воину, погибшему впоследствии в крестовом походе.

Елизавета
кротко сносила притеснения мужа, а затем свекрови, и после смерти была объявлена
католической святой.

Мысль об опере на сюжет «Тангейзера» зародилась у
Вагнера во время пребывания в Париже, осенью 1841 года, окончательный план
сложился по возвращении на родину, в июне — июле следующего года; тогда же
появились первые музыкальные наброски. Опера была завершена весной 1845 года.

В
том же году, 19 октября, в Дрездене под управлением Вагнера состоялась
премьера. Опера пользовалась большим успехом, но несмотря на это композитор на
протяжении двух лет дважды перерабатывал финал.

Новая редакция (1860—1861)
сделана для постановки в парижском театре Большой оперы (расширен первый акт,
куда введены две балетные пантомимы на темы античных мифов, изменен дуэт
Тангейзера и Венеры, включающий большую арию героини).

Новая премьера,
состоявшаяся 13 марта 1861 года, ознаменовалась неслыханным скандалом;
парижская редакция «Тангейзера» в театральной практике не закрепилась.

МУЗЫКА

«Тангейзер» — типично романтическая опера с
характерными для нее противопоставлением фантастики и реальности,
торжественными шествиями, танцевальными сценами, обширными хорами и ансамблями.
Обилие действующих лиц придает опере пышность и монументальность. Большое место
занимают красочные зарисовки природы и быта, образующие живописный фон
лирической драмы.

В большой увертюре музыкально противопоставлены два
мира, борющиеся за душу Тангейзера, — мир сурового нравственного долга,
олицетворяемый сдержанными и величавыми темами хора пилигримов, и мир
чувственных наслаждений, переданный стремительными, манящими мотивами
Венериного царства.

На контрасте фантастических и бытовых сцен строится
первый акт. Вакханалия проникнута томительным беспокойством, буйным весельем;
завораживающе звучит хор сирен за сценой.

В центре картины — большой дуэт
Тангейзера и Венеры, обнажающий столкновение двух характеров; трижды, все более
приподнято, звучит энергичный, в духе марша, гимн в честь Венеры «Тебе хвала»,
ему противостоят вкрадчивое, ласкающее ариозо Венеры «Взгляни, мой друг, между
цветами, в тумане алом дивный грот» и ее гневное проклятие «Иди, раб дерзкий
мой».

Во второй картине первого акта разлит спокойный, ясный
свет. Безмятежная песенка пастуха. «Вот Хольда вышла из-под горы» с солирующим
английским рожком сменяется светлым хоралом пилигримов и красочными зовами
валторн. Завершается акт большим секстетом порывистого, ликующего характера.

Второй акт распадается на два раздела: лирические
сцены и грандиозный хоровой финал. В оркестровом вступлении и арии Елизаветы «О
светлый зал, чертог искусства» царит чувство нетерпеливого, радостного
ожидания. Близок по настроению лирический дуэт Елизаветы и Тангейзера.

Торжественный марш с хором подводит к сцене состязания певцов. Здесь чередуются
небольшие ариозо — выступления миннезингеров. Выделяется первое ариозо
Вольфрама «Взор мой смущен» — сдержанное и спокойное, в сопровождении арфы.

Более взволнованно звучит его второе, напевное ариозо «О небо, я к тебе взываю».
С ним непосредственно сопоставляется выступление Тангейзера — пылкий гимн в
честь Венеры — «Любви богиня, тебе одной хваленья».

В центре широко развитого
заключительного ансамбля с хором — проникновенная, певучая мольба Елизаветы «Несчастный
грешник, жертва страсти». Завершают акт просветленные звучания хорала.

Третий акт обрамлен хорами пилигримов; в центре его —
сольные эпизоды, характеризующие трех героев. Большое оркестровое вступление — «Паломничество
Тангейзера» предвещает драматизм его рассказа.

В начале акта звучит величавая
тема хора пилигримов «Я снова вижу тебя, край родимый» (первая тема увертюры). Умиротворенно-светлая
молитва Елизаветы «Небес царица пресвятая» сменяется широкой мелодией романса Вольфрама
«О ты, вечерняя звезда».

Рассказ Тангейзера богат контрастными сменами настроений:
отрывистая декламация звучит на фоне оркестровой темы, воссоздающей скорбное
шествие; ослепительным видением встает картина папского дворца.

В следующей
сцене (Тангейзер и Вольфрам) слышатся манящие оркестровые мотивы Венериного
царства (из первой картины). Их сметают торжественные звучания хорала,
венчаемые мощным, величавым хором пилигримов.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/015.html

«Тангейзер» — Романтическая опера Рихарда Вагнера в трех актах. Сюжет оперы..

Вагнер начал писать либретто «Тангейзера» под впечатлением от Вартбургского замка, который он посетил по дороге из Парижа в Дрезден.

Действие оперы происходит в Вартбурге в XIII веке, а в сюжете переплелись три средневековые легенды. Первая – о рыцаре, который провел год в царстве языческой богини Венеры. Вторая – о состязании певцов.

Третья – о святой Елизавете. Вагнер был знаком с этими легендами благодаря произведениям Гофмана и Тика.

Премьеру «Тангейзера» в Дрездене приняли неднозначно.

Так, Эдуард Ганслик, открыто не любивший Вагнера, отозвался о произведении восторженно: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет…

Рихард Вагнер, я уверен, величайший драматический талант среди всех современных композиторов». А сам Вагнер в конце жизни назвал «Тангейзер» своей худшей оперой.

Ф.Тишбайн. Тангейзер и Венера. Первая постановка Тангейзера. 1845 год © Wikimedia Commons

Так или иначе, после восьми спектаклей ее сняли с репертуара. Вагнер изменил финал, через некоторое время спектакли возобновились и пользовались успехом.

Специально для премьеры на французском языке в парижской Гранд-опера композитор ввел в оперу балетные партии, как было принято во Франции, но успеха это не принесло.

Возможно, отчасти потому, что опера начиналась слишком рано, и парижские денди, обиженные тем, что не успевали застать танцевавших в первом акте балерин, устраивали скандал и срывали спектакли.

Сегодня опера существует в двух основных редакциях, наиболее популярна первая, «дрезденская», – с измененным финалом и без балетных партий. «Парижская» редакция ставится гораздо реже.

«Тангейзер» – типичная романтическая опера, пышная, с хором, шествиями и танцевальными сценами.

Главный герой, рыцарь-миннезингер Генрих Тангейзер, в первом акте находится в Гроте Венеры, среди сирен, нимф и наяд.

Он наслаждался жизнью здесь уже долго, а теперь устал от языческих обрядов и хочет вернуться на землю.

Он призывает Деву Марию, и чары рассеиваются – он оказывается у Вартбургского замка, где встречает Вольфрама и рыцарей, своих бывших друзей. Они мирятся и уже вместе идут на певческое состязание.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов брэдбери за 2 минуты

Отто Книлле. Тангейзер и Венера. 1873 год © Wikimedia Commons

Второй акт проходит в замке ландграфа (князя Священной римской империи). Придя сюда, главный герой беседует с племянницей ландграфа Елизаветой, тосковавшей по Тангейзеру после его исчезновения. Начинается певческое состязание, на котором рыцари должны поведать слушателям, в чем же сущность любви.

Вольфрам воспевает чистую духовную любовь, Тангейзер уверен, что любовь невозможна без чувственного наслаждения, и поет гимн Венере. Вдруг он понимает, что этим оскорбил Елизавету. Все поражены, рыцари выхватывают мечи, но Елизавета закрывает собой Тангейзера.

Теперь он должен отправиться в Рим – получить отпущение грехов у Папы.

В третьем акте Тангейзер возвращается из Рима: он не получил прощения. По словам Папы, скорее сухой посох расцветет в его руках, чем рыцарь снимет с себя этот грех. Тангейзер собирается обратно в грот Венеры, языческая богиня уже зовет его. Елизавета молится за Тангейзера, и Венера исчезает. Группа паломников приходит с известием, что посох в руках Папы расцвел.

Источник: https://philharmonia.bm.digital/ontology/380533018969792512/tangejzer

Тангейзер (опера) — это… Что такое Тангейзер (опера)?

Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге (нем. Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg) — пятая по счёту опера Рихарда Вагнера (WWV 70).

Общие сведения

Романтическая опера в трёх актах.

Год первой постановки

Либретто Рихарда Вагнера. (Перевод на русский язык осуществил музыковед Константин Званцов).

Место и время действия: Вартбург, Тюрингия, XIII век.

Продолжительность около 3 ч. 45 мин.

История создания

В апреле 1842 г. Вагнер возвратился из Парижа в Дрезден. Это путешествие было богато впечатлениями, в том числе он увидел Вартбургский замок.

Летом того же года он начал набросок сценария новой оперы «Грот Венеры», а 4 июля следующего года либретто было полностью закончено.

В сюжете оперы были объединены несколько самостоятельных немецких легенд (о гроте Венеры, состязании певцов и святой Елизавете). В апреле 1845 г. Вагнер завершил партитуру и дал опере то название, под которым она теперь известна.

Премьера «Тангейзера» состоялась 19 октября 1845 г под управлением автора в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене.

Состав певцов был следующий: Тангейзер — Йозеф Тихачек, Елизавета — Иоганна Вагнер (племянница композитора), Вольфрам — Антон Миттервурцер, Венера — Вильгельмина Шрёдер-Девриент, Ландграф — Георг Вильгельм Деттмер. Мнения публики по поводу новой оперы разделились, после восьмого спектакля её сняли с репертуара. Для постановки 1847 г.

Вагнер изменил финал; эта редакция, известная как «Дрезденская», является наиболее часто исполняемой. Опера стала завоёвывать немецкие сцены; 16 февраля 1849 г она была исполнена в Веймаре под управлением Ференца Листа.

По инициативе княгини Меттерних 16 марта 1861 г состоялась премьера оперы в Париже (во французском переводе). Вагнер согласился ввести в первый акт балет, привычный для французской публики.

Кроме того, была расширена сцена Тангейзера и Венеры в первом акте и сокращено состязание певцов во втором. Поздняя парижская редакция несёт на себе отпечатки тристановского стиля, которые не всегда согласуются с оперой в целом, Вагнер сам это понимал.

Тем не менее, эта редакция исполняется едва ли намного реже дрезденской; иногда опера идёт в смешанной редакции.

Первая постановка «Тангейзера» в рамках Байройтского фестиваля состоялась в 1891 г под управлением Феликса Моттля (в смешанной редакции).

Действующие лица

  • Герман (Herrman), ландграф Тюрингии (бас)
  • Тангейзер, Генрих фон Офтердинген (Tannhäuser, Heinrich von Ofterdingen) (тенор)
  • Елизавета (Elisabeth), племянница ландграфа (сопрано)

Рыцари-певцы:

  • Венера (Venus) (меццо-сопрано или сопрано)
  • Молодой пастух (сопрано)
  • Четыре пажа (сопрано)
  • Хор: дворяне, паломники, нимфы.

Краткое содержание

Первый акт

Грот Венеры. Когда-то смертный Тангейзер проник сюда, добился любви Венеры и проводил жизнь в наслаждениях. Но теперь он тяготится этим состоянием и мечтает о земле, звоне колоколов и смене времён года. Он поёт песнь, в которой прославляет Венеру и чудеса её царства, но снова и снова просит отпустить его на землю.

Его не пугают возможные тяготы — вечное наслаждение не подходит для смертного. Венера тщетно уговаривает Тангейзера остаться. В конце концов она в ярости говорит, что люди отвернутся от него и он сам, униженный, будет искать путь назад. Тангейзер призывет Марию, и при упоминании имени Богоматери Венера и её грот исчезают.

Тангейзер оказывается в долине под Вартбургом. Молодой пастух приветствует весну. Мимо проходит процессия паломников, направляющихся в Рим. Пастух просит помолиться и за него. Тангейзер в раскаянии думает о своих грехах.

Появляется охотничья процессия рыцарей. Когда-то Тангейзер поссорился с ними и гордо покинул их круг, но теперь они, особенно Вольфрам, готовы помириться и просят его остаться.

Тангейзер долго отказывается, пока Вольфрам не упоминает Елизавету, которая после исчезновения Тангейзера затосковала и перестала посещать певческие состязания.

Тангейзер соглашается принять участие в предстоящем состязании.

Второй акт

Замок ландграфа. Входит радостная Елизавета. Из её разговора с Тангейзером стоящий в глубине Вольфрам понимает, что не может надеяться на взаимность Елизаветы, потому что её сердце отдано Тангейзеру.

В зал входят гости, приглашённые на певческое состязание, они прославляют ландграфа, покровителя искусств. Ландграф задаёт тему для состязания — участники должны раскрыть в своих песнях сущность любви. Победитель получит награду из рук Елизаветы.

Первым выступает Вольфрам, он воспевает чистую духовную любовь — преклонение, не требующее ничего взамен. Тангейзер отвечает ему, что без наслаждения любовь не имеет смысла.

Вальтер фон дер Фогельвейде опять прославляет добродетель и источник любви, который теряет волшебную силу, если приложить к нему губы (в парижской редакции выступление Вальтера отсутствует). Тангейзер говорит, что можно питать почтение к далёким звёздам, но не стоит отказываться и от чувственного наслаждения тем, что находится рядом.

Битерольф готов мечом защищать добродетель, оскорблённую Тангейзером, слушатели тоже возмущены словами последнего. Тангейзер окончательно теряет голову и говорит, что сущность любви знает лишь тот, кто побывал в царстве Венеры. Начинается скандал, возмущённые дамы покидают зал.

От расправы Тангейзера спасает Елизавета, напоминающая всем, что Спаситель когда-то пострадал и за грешников. После этой речи Тангейзер в ужасе осознаёт, как он на самом деле оскорбил Елизавету. Ландграф приказывает ему отправиться в Рим вместе со второй группой паломников и получить прощение от папы.

Третий акт

Долина под Вартбургом. Елизавета с волнением ожидает возвращения паломников. Вольфрам наблюдает за ней в отдалении и надеется, что её молитвы будут услышаны. Приближается процессия, но Тангейзера нет среди возвратившихся. Елизавета молит Богоматерь о смерти, чтобы просить самого Бога о милости для Тангейзера.

Вольфрам остаётся один. Он поёт знаменитую песню о вечерней звезде, которая должна поприветствовать отлетающую душу.

Появляется Тангейзер в изорванном одеянии пилигрима. Он ищет путь назад в грот Венеры. По просьбе Вольфрама он рассказывает о паломничестве, о своём раскаянии и о жестокости папы, который сказал, что такой грех так же не может быть прощён, как не может расцвести его посох. После проклятия людей Тангейзер надеется найти утешение на груди Венеры.

Вольфрам пытается воспрепятствовать этому новому греху. Появляется Венера, зовущая Тангейзера. Приближается похоронная процессия. Вольфрам говорит, что молитва Елизаветы будет услышана. Венера исчезает, Тангейзер умирает с именем Елизаветы на устах. Новая группа паломников рассказывает о чуде: в руках папы расцвёл сухой посох.

Все славят милость Творца.

Избранные записи

(солисты даются в следующем порядке: Тангейзер, Елизавета, Вольфрам)

  • 1951 — Дир. Карл Эльмендорф; солисты: Сигизмунд Пилинский, Мария Мюллер, Герберт Янсен; оркестр Байройтского фестиваля.
  • 1941 — Дир. Эрих Ляйнсдорф; солисты: Лауриц Мельхиор, Кирстен Флагстад, Герберт Янсен; оркестр Метрополитен-опера.
  • 1949 — Дир. Леопольд Людвиг; солисты: Людвиг Зутхаус, Марта Музиаль, Дитрих Фишер-Дискау; оркестр Берлинской городской оперы.
  • 1955 — Дир. Рудольф Кемпе; солисты: Рамон Винай, Астрид Варнай, Джордж Лондон; оркестр Метрополитен-опера.
  • 1960 — Дир. Франц Конвичный; солисты: Ханс Хопф, Элизабет Грюммер, Дитрих Фишер-Дискау; Берлинская государственная капелла.
  • 1962 — Дир. Вольфганг Заваллиш; солисты: Вольфганг Виндгассен, Анья Зилья, Эберхард Вехтер; оркестр Байройтского фестиваля.
  • 1968—69 — Дир. Отто Гердес; солисты: Вольфганг Виндгассен, Биргит Нильсон, Дитрих Фишер-Дискау; оркестр Немецкой оперы, Берлин.
  • 1970 — Дир. Георг Шолти; солисты: Рене Колло, Хельга Дернеш, Виктор Браун; Венский филармонический оркестр.

См. также

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/301789

Увертюра Вагнера к опере «Тангейзер»

Опера «Тангейзер» создавалась в начале 40-х годов в период подъема революционного движения в Германии. Ее сюжет возник на основе соединения трех средневековых легенд:

  • о рыцаре-миннезингере Тангейзере, долгое время предававшемся чувственным наслаждениям в царстве богини Венеры;
  • о состязании певцов в Вартбурге, героем которого был другой миннезингер, Генрих фон Офтердинген (как и Тангейзер это реальное историческое лицо);
  • о святой Елизавете, судьбу которой Вагнер связал с судьбой Тангейзера.

Вся концепция сводится к противопоставлению двух миров – мира духовного благочестия, сурового нравственного долга, и мира чувственных наслаждений.

Воплощением чувственного, «греховного» мира является Венера, воплощением же мира идеального, чистой беззаветной любви – невеста Тангейзера Елизавета. Вокруг каждого из этих образов группируется множество других персонажей.

У Венеры – мифологические нимфы, вакханки, сирены, влюбленные пары; у Елизаветы – пилигримы, совершающие путь в Рим для святого покаяния.

Венера и Елизавета, грех и святость, плоть и дух оказываются не только силами, борющимися за Тангейзера, но и олицетворением раздирающих его противоречий. Несомненно, опера отразила мысли Вагнера о судьбе художника, находящегося в вечном споре с самим собой.

Замечательная увертюра к «Тангейзеру» обобщила содержание оперы и ее основную идею (что дало повод Листу назвать ее симфонической поэмой на сюжет оперы). Контраст двух миров дается в увертюре крупным планом – в грандиозной Зхчастной композиции с сонатным allegro в качестве средней части.

Крайним хоральным частям («идеальным») противопоставлены чувственные, вакхические образы средней («греховной»). Материал увертюры целиком взят из оперы.

Это хор пилигримов, сцена вакханалии и гимн Тангейзера в честь Венеры, который звучит в сцене вакханалии и повторяется затем в сцене состязания певцов.

1 часть

Увертюра начинается с суровой и величественной хоровой песни пилигримов. Плавное, размеренное движение в хоральном складе у низких деревянных с валторнами придает звучности органный характер, а также напоминает пение мужского хора.

Интонационно тема близка немецким народным песням, для которых характерно трезвучное (фанфарное) строение.

В гармонии обращает на себя внимание трезвучие VI ступени, характерное для идеальных образов Вагнера (последовательность I–VI ступени в мажоре – это «лейтгармония» царства Грааля в «Лоэнгрине»).

2-я тема увертюры, звучащая у струнных (сначала виолончели, а затем скрипки с альтами), получила название «темы раскаяния Тангейзера», поскольку в опе­ре она впервые появляется тогда, когда Тангейзер присоединяется к пению пилигри­мов, произнося слова покаяния. Она во всем контрастна первой. Мелодия с широкими октавными скачками и нисходящими хроматизмами построена на восходящих секвенциях по м. З, что сообщает ей внутреннее напряжение.

Большое нарастание приводит к яркой кульминации, подчеркнутой включением меди: повторяется преображенная тема хорала, которая приобретает мощный, героический характер. Звучит она на фоне фигурации (трансформация темы раскаяния). Так сливаются воедино обе темы I части увертюры – внеличное и личное составляют единство.

При этом сами фигурации утрачивают скорбный характер темы раскаяния. Напротив, они окружают хорал пилигримов сиянием, словно нимб. Постепенно хорал стихает, замирает вдали. Таким образом, вся I часть увертюры представляет собой динамическую волну – crescendo с обратным diminuendo.

Возникает картина приближающегося и удаляющегося шествия.

2 часть

Вторая, центральная часть увертюры, воплощающая волшебное царство Венеры, написана в свободно трактованной сонатной форме с зеркальной репри­зой и эпизодом в разработке.

Характер музыки здесь резко меняется, становится чувственным и манящим, происходит как бы «смена декораций». В стремительном темпе несутся легкие и воздушные темы, которые сплетаются, переходят одна в другую.

Объединяет их господствующая скерцозность – это главная и связующая партии сонатного аллегро (E-dur).

Тематизм побочной партии (H-dur) – гимн Тангейзера в честь Венеры. В ее первой половине преобладают черты маршевости (благодаря чеканному ритму и фанфарным оборотам), вторая же половина более лирична и песенна. Следовательно, образ Танейзера раскрывается с двух сторон – это и мужественный рыцарь, и певец любви, поэт, музыкант.

Читайте также:  Краткое содержание житие феодосия печерского нестор летописец за 2 минуты пересказ сюжета

В начале разработки темы главной партии развиваются секвентно по звукам уменьшенного трезвучия. Подобное развитие напоминает проведе­ние темы раскаяния из I части. Создается интонационное единство целого.

Постепенно оркестровая ткань разрежается, становится прозрачной, и на фоне тончайшего тремоло засурдиненных скрипок в высоком регистре кларнет поет нежнейшую созерцательную мелодию, это и есть эпизод в разработке.

Его музыка создает образ Венеры, представшей перед Тангейзером.

После музыки эпизода возобновляется прежнее движение. В репризе главная и побочная меняются местами, причем характер главной становится все более страстным, знойным, экстатичным.

Включаются инструменты, до этого «молчавшие» – треугольник, бубен, тарелки. В самом конце II-й части увертюры раздается оглушительный удар всего оркестра, после чего начинается хроматическое нисхождение на непрерывном тремолирующем фоне ударных.

Этот момент вызывает ассоциации с разрушением царства Венеры.

Реприза

Реприза всей увертюры знаменуется возвращением темы пилигримов, в которой усиливается героико-утверждающий характер. Перемена трехдольного размера на четырехдольный еще более подчеркивает характер степенного, спокойного шага. Звучность хорала растет, передается всей меди и величественным гимном–апофеозом с огромной мощью завершает увертюру.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=81

Чайковский

Романтическая опера в 3 действиях. Либретто по саге XIII века написано самим композитором. Первое представление состоялось 19 октября 1845 года в Дрездене.

  • Действующие лица: Герман, Ландграф Тюрингский, бас Рыцари-певцы:    Тангейзер, тенор    Вольфрам фон Эшенбах, баритон    Вальтер фон дер Фогельвейде, тенор    Битероль, бас    Генрих дер Шрейбер, тенор    Рейнмар фон Цветер, бас Елизавета, племянница Ландграфа, сопрано Венера, сопрано Молодой пастух, сопрано Четыре пажа, 2 сопрано и 2 меццо-сопрано
  • Тюрингские рыцари, графы, вассалы, благородные дамы, пилигримы, три грации, сирены, наяды, нимфы, вакханки, юноши, амуры, сатиры, фавны.

Первое действие. Рыцарь-певец Тангейзер попадает в царство Венеры. Здесь познает он радости любви, но мятущаяся душа его не может успокоиться. Рыцаря томит тоска по радостям и горестям земного бытия. Простой смертный, он хочет вернуться на землю. Венера пытается удержать возлюбленного, но это не в ее власти.

В гневе проклинает она все земное и предрекает Тангейзеру, что он не найдет счастья и вновь вернется к ней. Певец верит в возможность спасения своей души. Его защитницей будет дева Мария. Едва прозвучало святое имя, как царство Венеры бесследно исчезло, и потрясенный Тангейзер очутился в родном краю.

Перед ним расстилаются цветущие долины с мирно пасущимися стадами. Слышится пенье пастуха. Вдали звучит благовест. Медленно проходят пилигримы — странники, идущие на поклонение в Рим. Душа рыцаря наполняется чувством умиротворенности и покоя. Он горячо молится. Внезапно издали доносятся звуки охотничьих рогов.

Они все ближе и ближе. Появляются рыцари-певцы во главе с Ландграфом. Они радостно приветствуют Тангейзера, но он не может долее быть здесь — его ждут новые странствия. Он должен искупить свой грех и вымолить себе прощение.

Рыцари уговаривают его остаться: что принесли ему странствия — одно лишь горе, а здесь, в кругу друзей, он быстро забудет все невзгоды. Тангейзер непоколебим. Но вот один из рыцарей — Вольфрам произносит имя Елизаветы, племянницы Ландграфа. Тангейзер в смятении.

С волнением слушает он рассказ о том, как грустила Елизавета в дни его отсутствия, как ждала его. В сердце рыцаря пробуждается былая любовь, побежденный, он решает остаться. Радостный хор охотников и рыцарей приветствует своего лучшего певца.

Второе действие. В замке Ландграфа, в зале для состязания певцов, Елизавета с волнением ждет Тангейзера. Вот и он. Радостно и смущенно встречает певца Елизавета. Ей страшно и хорошо от охватывающего ее чувства: она впервые полюбила. Тангейзер лишь теперь понял, что только любви к Елизавете обязан он своим возвращением на землю. Их ожидает теперь счастье.

Постепенно зал заполняется рыцарями и дамами. Скоро начнется состязание певцов. Входит Ландграф со свитой. Он приветствует всех и обращается к певцам. Этот праздник посвящен чудесному возвращению Тангейзера. Певцы должны в своих песнях рассказать, в чем сила и сущность любви. Победителя ждет награда — рука Елизаветы.

Состязание открывает Вольфрам. Он прославляет чистую святую любовь, не оскверненную греховным помыслом. В пылкой песне Тангейзер возражает ему. Только страсть приносит истинное счастье. Один за другим выступают певцы, защищая Вольфрама и вознося хвалу неземной любви. Каждому из них отвечает Тангейзер.

Рыцарь поет восторженный гимн в честь Венеры и открывает свою тайну:: он был в гроте богини любви. В ужасе вскакивают с мест дамы. Рыцари обнажают мечи. Потрясенная Елизавета заслоняет собой Тангейзера. Хоть преступление его ужасно, но перед ним открыт путь покаяния. Ее же сердце навеки разбито изменой. Тангейзер приходит в себя.

Раскаянием, слезами и молитвами готов он искупить свой грех. С надеждой уходит певец вслед за пилигримами в Рим.

Третье действие. Долина перед замком Ландграфа. Вечерний покой разлит в воздухе. Тихо склонилась в глубокой молитве Елизавета. День и ночь молит она о прощении великого грешника. В отдалении с благоговением наблюдает за нею Вольфрам. Приближаются странники, возвращающиеся из Рима.

Тщетно ищет Елизавета между ними Тангейзера. Он не вернулся. Надежды больше нет. В глубокой печали она уходит. В одиночестве Вольфрам поет о своей святой любви к Елизавете. Неожиданно спустилась ночь. Появляется изможденный, одетый в рубище Тангейзер. Он шел в Рим долгим, тяжелым путем, искупая страданиями свой грех.

Он молил всевышнего ниспослать мир и покой Елизавете, распростертый лежал в прахе у ног святого отца. Но услышанный им ответ был суров: нет прощенья душе Тангейзера. Он не спасется от ада, как не может покрыться ветвями жезл в руках святого отца. Отчаявшийся Тангейзер вновь вспоминает о Венере.

Он вернется к ней и опять изведает счастье. Вольфрам в ужасе пытается его удержать. Но поздно — на зов Тангейзера уже слетаются нимфы. В розовом тумане появляется и сама богиня. Тангейзер устремляется к ней. Но в этот момент его останавливает мрачное шествие: Ландграф и рыцари проносят тело умершей Елизаветы.

Тангейзер сражен. Со словами горького раскаяния он падает мертвым у ее гроба.

Источник: http://www.tchaikov.ru/tannhauser.html

Краткое изложение Рихард Вагнер. Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге

  • ТАНГЕЙЗЕР И СОСТЯЗАНИЕ ПЕВЦОВ В ВАРТБУРГЕ
  • Романтическая опера в трех актах
  • Либретто Р. Вагнера
  • Действующие лица:
Герман, ландграф Тюрингии
  1. Бас
  2. Тенор
  3. Баритон
  4. Тенор
  5. Тенор
  6. Тенор
  7. Бас
  8. Сопрано
  9. Сопрано
  10. Сопрано
  11. Сопрано и альты
Рыцари-певцы:
  • Тангейзер
  • Вольфрам фон Эшенбах
  • Вальтер фон дер Фогельвейде
  • Битерольф
  • Генрих Шрайбер
  • Рейнмар фон Цветер
  1. Елизавета, племянница ландграфа
  2. Венера
  3. Молодой пастух
  4. Четыре пажа
  • Сирены, наяды, вакханки, пилигримы, тюрингские графы, рыцари и дамы.
  • Действие происходит в Вартбурге и его окрестностях в начале XIII века.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В либретто “Тангейзера” Вагнер мастерски сочетал три различные легенды. Герой пьесы – историческая личность, рыцарь-миннезингер, живший в Германии, вероятно, между 1220-1270 годами. Он много странствовал, принимал участие в междоусобной борьбе немецких князей против римского папы, воспевал любовь, вино, женщин и горько каялся в своих грехах .

После смерти Тангейзер стал героем народной песни, широко бытовавшей в Германии в нескольких вариантах. Один из них включен А. Арнимом и К. Брентано в популярный сборник “Чудесный рог мальчика”, другой – в иронической форме, с привнесением современных мотивов – обработан Г. Гейне; Тангейзер является героем и новеллы Л.

Тика, с юности известной Вагнеру.

Это – красивая легенда о кающемся рыцаре, проведшем целый год в царстве языческой богини любви Венеры, и о жестокосердом римском папе, в руках которого зацвел сухой посох.

С легендой о “Венериной горе” композитор объединил сказание о состязании певцов в Вартбурге, близ Эйзенаха – в замке ландграфа Тюрингского, страстного любителя поэзии и покровителя миннезингеров. Это сказание также было очень популярным в Германии; ему посвятил одну из своих фантастических новелл Э. Т. А. Гофман. Вагнер сделал Тангейзера главным героем певческого состязания .

В качестве соперника Тангейзера композитор показал в своей опере Вольфрама фон Эшенбаха – одного из крупнейших немецких поэтов средневековья , автора поэмы о Лоэнгрине, его отце Парсифале, которой позже Вагнер частично воспользовался в своих двух операх.

Третья легенда, использованная в “Тангейзере”, послужила источником для образа героини – Елизаветы, которую Вагнер сделал племянницей ландграфа Тюрингского.

Это – также исторический персонаж: венгерская принцесса, она еще в детстве предназначалась в жены сыну ландграфа, грубому и жестокому воину, погибшему впоследствии в крестовом походе.

Елизавета кротко сносила притеснения мужа, а затем свекрови, и после смерти была объявлена католической святой.

Мысль об опере на сюжет “Тангейзера” зародилась у Вагнера во время пребывания в Париже, осенью 1841 года, окончательный план сложился по возвращении на родину, в июне – июле следующего года; тогда же появились первые музыкальные наброски. Опера была завершена весной 1845 года. В том же году, 19 октября, в Дрездене под управлением Вагнера состоялась премьера.

Опера пользовалась большим успехом, но несмотря на это композитор на протяжении двух лет дважды перерабатывал финал. Новая редакция сделана для постановки в парижском театре Большой оперы . Новая премьера, состоявшаяся 13 марта 1861 года, ознаменовалась неслыханным скандалом; парижская редакция “Тангейзера” в театральной практике не закрепилась.

МУЗЫКА

“Тангейзер” – типично романтическая опера с характерными для нее противопоставлением фантастики и реальности, торжественными шествиями, танцевальными сценами, обширными хорами и ансамблями. Обилие действующих лиц придает опере пышность и монументальность. Большое место занимают красочные зарисовки природы и быта, образующие живописный фон лирической драмы.

В большой увертюре музыкально противопоставлены два мира, борющиеся за душу Тангейзера, – мир сурового нравственного долга, олицетворяемый сдержанными и величавыми темами хора пилигримов, и мир чувственных наслаждений, переданный стремительными, манящими мотивами Венериного царства.

На контрасте фантастических и бытовых сцен строится первый акт. Вакханалия проникнута томительным беспокойством, буйным весельем; завораживающе звучит хор сирен за сценой.

В центре картины – большой дуэт Тангейзера и Венеры, обнажающий столкновение двух характеров; трижды, все более приподнято, звучит энергичный, в духе марша, гимн в честь Венеры “Тебе хвала”, ему противостоят вкрадчивое, ласкающее ариозо Венеры “Взгляни, мой друг, между цветами, в тумане алом дивный грот” и ее гневное проклятие “Иди, раб дерзкий мой”.

Во второй картине первого акта разлит спокойный, ясный свет. Безмятежная песенка пастуха. “Вот Хольда вышла из-под горы” с солирующим английским рожком сменяется светлым хоралом пилигримов и красочными зовами валторн. Завершается акт большим секстетом порывистого, ликующего характера.

Второй акт распадается на два раздела: лирические сцены и грандиозный хоровой финал. В оркестровом вступлении и арии Елизаветы “О светлый зал, чертог искусства” царит чувство нетерпеливого, радостного ожидания. Близок по настроению лирический дуэт Елизаветы и Тангейзера. Торжественный марш с хором подводит к сцене состязания певцов.

Здесь чередуются небольшие ариозо – выступления миннезингеров. Выделяется первое ариозо Вольфрама “Взор мой смущен” – сдержанное и спокойное, в сопровождении арфы. Более взволнованно звучит его второе, напевное ариозо “О небо, я к тебе взываю”.

С ним непосредственно сопоставляется выступление Тангейзера – пылкий гимн в честь Венеры – “Любви богиня, тебе одной хваленья”.

В центре широко развитого заключительного ансамбля с хором – проникновенная, певучая мольба Елизаветы “Несчастный грешник, жертва страсти”.

Завершают акт просветленные звучания хорала.

Третий акт обрамлен хорами пилигримов; в центре его – сольные эпизоды, характеризующие трех героев. Большое оркестровое вступление – “Паломничество Тангейзера” предвещает драматизм его рассказа.

В начале акта звучит величавая тема хора пилигримов “Я снова вижу тебя, край родимый” .

Умиротворенно-светлая молитва Елизаветы “Небес царица пресвятая” сменяется широкой мелодией романса Вольфрама “О ты, вечерняя звезда”.

Рассказ Тангейзера богат контрастными сменами настроений: отрывистая декламация звучит на фоне оркестровой темы, воссоздающей скорбное шествие; ослепительным видением встает картина папского дворца. В следующей сцене слышатся манящие оркестровые мотивы Венериного царства . Их сметают торжественные звучания хорала, венчаемые мощным, величавым хором пилигримов.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-izlozhenie-rixard-vagner-tangejzer-i-sostyazanie-pevcov-v-vartburge.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector