Меню статьи:
Творчество Василия Шукшина связано со срединой ХХ века и отображает это непростое время. «Срезал» – это анекдотическое, философское произведение об отсутствии единства между людьми.
Лейтмотив большинства текстов писателя – конфликт между жителями деревень и обитателями городов.
В данном же случае этот лейтмотив выступает скорее фоном, через который просвечивается основная – философская – идея.
«Срезал» – это ключ, который автор сам дает в руки читателям, чтобы те раскрыли секреты его мировоззрения. Шукшин и сам подчеркивал важность этого произведения для своей творческой биографии.
Главный герой – Капустин – изображается начитанным и ехидным человеком. Капустин – выходец из народа, обычный рабочий.
Писатель сравнивает знания этого героя, умение себя показать, и мировосприятие городских «знатных» людей.
Из истории написания рассказа
«Срезал» – символичное произведение. Шукшин не случайно так много рассказывает о реформах, проведенных в Советском Союзе (электрификация и т. д.). Дело в том, что год создания этого литературного шедевра – 1970-й. А именно в этом году праздновался юбилей Ленина. Да еще какой! Столетие со дня рождения Владимира Ильича.
Василий Шукшин получил репутацию мастера коротких, лаконичных рассказов. Анализируемый текст входит в сборник русского автора под названием «Характеры». Произведение отличается уникальностью сюжета, оригинальностью выписанных персонажей.
Отдельное внимание критиков и литературоведов привлекает ключевая проблема рассказа. Писатель, в частности, описывает социальную неудовлетворенность, размышляет о несостоятельности людей.
Большинство героев произведения – люди неустроенные, не самодостаточные.
О жанровой специфике произведения
Василий Шукшин обладал не только художественным талантом, но и аналитическими способностями. Писатель, в частности, сам создал классификацию типов произведений. По этой классификации «Срезал» принадлежит к категории «рассказов-анекдотов» и «рассказов-характеров».
Анекдотическая природа произведения связана с краткостью, лаконичностью сюжета, внешней абсурдностью происходящего, комичностью ситуаций. Основные события текста происходят вечером, в один день. Диалоги персонажей поражают своей нелогичностью. Эта черта делает диалоги смешными.
Читатель заведомо настраивается на комичный лад, ожидая смешных ситуаций. Смех вызывают также характеры персонажей, которые выводит писатель. «Рассказом-характером» текст делает точность деталей.
Автор безжалостно, четко, немного жестковато изображает своих героев, которые участвуют в философских баталиях.
Тема и проблематика текста
Анализируемое произведение относится к поздним творениям Шукшина. В этот период писатель постоянно поднимает в своем творчестве проблему отношений между деревней и мегаполисом. Однако этот социальный мотив – только внешняя оболочка, которая скрывает философскую глубину рассказа.
Василий Шукшин вошел в историю русской литературы своими колоритными, живыми произведениями. Одно из них “Чудик”, которое называют рассказом-судьбой. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого рассказа
Философская (точнее философско-антропологическая) сторона произведения кроется в размышлениях о разобщенности. Народ в представлении Шукшина – отнюдь не целостная единица. Люди живут в отчуждении, непонимании, не желают слушать и слышать друг друга.
Стилистические и художественные особенности произведения
Шукшин обращается к чеховскому приему «диалога глухих». Это ключевая художественная деталь произведения. Писатель акцентирует внимание на важности словесных портретов. Кандидаты наук вне университетских стен используют простые, затертые, пустые слова. Напротив, работник пилорамы, простец из народа, «срезает» «ученых» людей научными терминами и оригинальным стилем.
Текст отличается объективной лаконичностью. В глаза бросаются емкие, острые, резкие детали, которыми автор буквально сражает читателей наповал.
Ключевые моменты сюжета
Приезд гостей
Писатель начинает повествование с рассказа об алтайской деревне. В глухом селе проживает старушка – Агафья Журавлева. Женщина принимает московских гостей: «богатого ученого» Константина Ивановича, его жену и дочь-школьницу. Это событие описывается очень важным для селения. Автор делает на этом особый акцент.
Образ москвичей
Супругу «богатого ученого» звали Валей. Автор представляет героиню коренной жительницей Москвы – самого крупного города в России. Обитателей мегаполиса выдали подарки, которые гости привезли в деревню.
Кроме электрического самовара, разноцветного халата, тут были также деревянные столовые приборы. Электрические приборы – это намек на повсеместность электрификации. Об идее Ленина электрифицировать всю страну писал, в частности, Андрей Платонов.
Автор отмечал плюсы, минусы и реальные последствия электрификации. Шукшин, таким образом, показывает, что Алтай тоже снабжен электричеством.
Непонимание между людьми
Писатель искусно использует подарки, чтобы продемонстрировать степень непонимания между людьми. «Настоящий» самовар, вода в котором разогревается с помощью мини-костра из шишек, вкуснее.
Разноцветный халат – не самая оригинальная вещь, ведь продается почти во всех сельских магазинах. В Москве, конечно, столовые приборы a la «этно» выглядят экзотично и модно.
Но в алтайских деревнях такие вещи, скорее, примут вежливо, но без понимания, – в лучшем случае. В худшем же случае народ презрительно отвергнет подарки москвичей.
Жители городов описываются далекими от сельской жизни. Москвичи, по-видимому, считают, что в деревне почти средневековье. Хотя деревянные ложки тут давно не в ходу, люди едят обычными, металлическими столовыми приборами.
Константин, теперь уже москвич, едет к родной маме. Герой и сам происходит из Алтая, но не задумывается о бесполезности, абсурдности своих подарков. «Свита» гостей – целых пять чемоданов.
Но мать ждет сына, а не подарки, поэтому женщине безразлично, что в этих чемоданах.
Отношения матери и сына
В тексте не говорится прямо, но сюжет рассказа дает понять: Константин очень долго не наведывался к матери. Возможно, прошло целое десятилетие с момента последнего визита. Жизнь в мегаполисе затянула героя в свой нескончаемый и яркий водоворот. Мама Кости впервые ощутила себя бабушкой: женщина увидела свою внучку впервые.
Константин показывает себя не самым надежным и благодарным сыном. Этот факт становится очевидным – как читателям, так и персонажам. Семья Кости принадлежит к категории «знатных». Писатель делает небольшой экскурс в историю деревни (которая, кстати, называется Новой). Селение – маленькое, но оно дало жизнь многим «знатным» людям (то есть интеллигенции).
История Глеба Капустина
Среди сельских жителей автор упоминает некоего Глеба Капустина. Этого человека в деревне никто не любил. Более того, Капустин даже вызывал опасения окружающих людей, а особенно – интеллигентов. Почему? Дело в том, что Глеб имел привычку – «приходить и срезать знатных гостей». Не зря употреблено слово «срезать» («Срезал» автор сделал заголовком своего произведения).
Автор рассказывает, как герой «срезал» одного «знатного» человека, полковника. Причина крылась в том, что полковник исказил имя графа, по приказу которого в 1812-м сожгли Москву. Критики шутят, что Шукшин проверяет эрудицию своей аудитории. Писатель так и не называет правильного имени того графа (Ростопчин).
Ну а полковник «обозвал» графа Распутиным. Эта часть произведения и является анекдотом: Распутин – известная личность времен правления Николая Второго. Читатели, которые знают о Распутине, наверняка посмеются над этой историей.
Кроме того, писатель насмехается над полковником, который не знает военной истории – сферы своей компетенции.
Ошибка Константина
События, происходящие в селении, не волнуют Константина. Героя с концами затянула московская жизнь. Мужчина приехал не столько проведать мать, сколько показать свой достаток и благополучие. Цель Константина – хвастовство. Поведение героя еще больше увеличивает пропасть непонимания между жителями деревни и городскими обитателями.
В результате Константин фатально ошибается. Герой игнорирует Капустина, не отдает должного интересу, который проявляет Глеб. Этот момент и становится основой сюжетного анекдота.
Капустин демонстративно выказывает презрение к терминам и заумным словам. И все же герой не глупый. Глеб понимает, что москвичи – филологи, а не философы. Поэтому спор о философских материях выглядит комичным и абсурдным.
Писатель в форме анекдота раскрывает несуразность некоторых положений диалектического материализма. Костя с супругой не проходят проверку спором, терпя позорное поражение.
Капустин – обычный рабочий, который трудится с утра до ночи на пилораме, – знает о диамате больше, чем «знатные» люди из города.
Философский диспут как анекдот
Итак, Капустин затевает с четой Журавлевых философский спор. Цель этого спора-диспута – вовсе не в выяснении истины. Глебу нравится, «щелкать» ученых людей по носам. Таким образом, как считает герой, он сбивает короны с голов «знатных» особей.
Капустин, конечно, выигрывает в споре исключительно спекуляцией. Но объективно Глеб не прав. В доводах героя страдает как форма, так и содержание. Капустин скорее оскорбляет, изощренно обвиняет Константина, чем рационально доказывает свою точку зрения.
Идеи, как и здравые мысли, в речи Капустина отсутствуют.
Кроме того, Капустин ведет себя неприлично, потому что грубит людям, придя к ним в гости. Впрочем, в словах Глеба звучит много житейского опыта. В позиции, которую занимает Капустин, хватает здравомыслия. Герой будто выводит интеллектуалов, «знатных» людей на чистую воду.
С одной стороны, «ученые» люди, действительно, совершают открытия, создают новые продукты, изобретают полезные вещи, пишут книги. С другой же стороны, интеллектуалы часто используют слова о благе народа. При этом «ученые мужи» забывают о реальном положении вещей в деревнях.
Реальность сельской жизни заключается в тяжком ежедневном труде, приземленности, отдаленности от высоких материй.
Символизм имен
Шукшин наделяет своих персонажей «говорящими», символичными фамилиями. Чета Журавлевых ставит себя выше других людей. Супруги «воспарили» среди общественной элиты, как журавль в небе. Капустин, с другой стороны, так и остался на уровне огорода, капусты. Однако автор словно задает между строк вопрос: насколько справедлив такой расклад?
Композиция текста
Шукшин славился пристрастием к литературным экспериментам. Чаще всего эти эксперименты касались композиции. В этом произведении экспозиция идет не в начале текста, а следует за завязкой сюжета. Экспозиция, в частности, касается истории Глеба.
Характеристика действующих лиц
Образы Кости и Вали
Писатель изображает москвичей учеными людьми, кандидатами филологических наук. Костя и Валя – супруги и коллеги. Герои преподавали филологию в московском университете. В 1970-м Костя с Валей получали достаточно высокую зарплату, чтобы выглядеть «богатыми», «знатными» людьми.
Герои – типичные московские жители. Костя и Валя погрузились в замкнутую, размеренную, обустроенную, запланированную на месяцы вперед городскую жизнь.
Супруги не чувствуют нужды, наслаждаются постепенно развивающейся карьерой. Преподаватели вскоре достигнут уровня профессоров, а после – если повезет – академиков.
Чета Журавлевых, однако, не знают, как на самом деле живут обычные люди, как живет народ.
Образ жителей деревни
Жители деревни – это некий сборный образ. Константин тоже когда-то принадлежал к категории алтайских крестьян. Костя в прошлом и нынешний Костя – это две разных личности.
Народ не воспринимает героя как одного из своих, чувствуя определенное отторжение. Корень противоречий кроется в памяти жителей селенья о прошлом, о жизни Константина в деревне.
Писателей ясно дает читателям понять: герою давно стала безразличной память о прошлом.
Обычный человек CONTRA «знатные» люди
Писатель раскрывает в «Срезал» наивность народа. Жители деревни верят словам, которые слышат из уст авторитетов. «Ученый», «знатный» человек – это носитель некоего сокровенного знания.
Именно так думают обычные представители народа. Знание представляется людям благом, пользой. Корень подобных убеждений кроется в пропаганде, в партийной идеологии.
Рупор таких идеологических ценностей – Никита Хрущев. В 1964 году лидер партии подчеркивал, что всякий «ученый» человек должен задумываться: что его деятельность дает обычному человеку? На первом месте, якобы, стоят колхозник, крестьянин, не «знатный» человек. Но такие писатели, как Шукшин и Платонов, жестоко разоблачали иллюзию, показывая реальность.
Образ Глеба Капустина
Автор вводит в повествование Капустина, чтобы показать наивность, веру простых людей в идеал «знатного» человека. Герою исполнилось сорок лет. Капустин не отличается приятной внешностью: у мужчины белые волосы, толстые губы, ехидная ухмылка. Глеб кичится своей эрудицией, начитанностью, поражает других деревенских жителей уровнем своих «знаний».
Автор не сообщает о происхождении Капустина. На это намекает лишь фамилия героя: мол, «в капусте нашли». Константин считает Глеба «демагогом». И это абсолютно справедливая оценка.
Глеб изображен, кроме прочего, циником. Откуда у мужчины такие познания? Капустин сам выдал источник своей информации: Глеб почитывает газеты.
Народ «удивлялся, изумлялся, восхищался» Капустиным, но не любил героя.
Выводы Шукшина
Русский писатель, прежде всего, призывает общество быть внимательнее к народу. Носителями знаний являются не только «ученые», «знатные» мужи, но и представители простого народа.
Может ли колхозник тягаться в учености с городскими кандидатами наук? Что ж, Шукшин – в форме анекдота – старается найти ответ на этот вопрос в том числе.
Автор критикует фальшивые идеалы, псевдоискусство, массовую культуру, которая потакает дурновкусию и интеллектуальной убогости.
Шукшин критически переосмысливаетф значение социального статуса, привилегий, социальных благ. Автор делает вывод, что привилегии означают дополнительные обязанности для людей. Порой человек получает блага, к которым не готов, и тогда чувствует себя королем – не по праву, смотря на других людей свысока. В этом контексте на первый план выходят усилия по самосовершенствованию.
Источник: https://r-book.club/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie/srezal.html
Шукшин «Осенью» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
Однажды осенью, в конце сентября, пожилой паромщик Филипп Тюрин, как обычно, работал на реке. Филипп смолоду был очень активным, всегда увлекался политикой.
Он горячо участвовал в коллективизации, много спорил и кричал, убеждал недоверчивых идти в колхоз. Партийцем Филипп никогда не был, но ответственные товарищи не могли без него обойтись.
Людей, плохо чувствовавших значение важных политических моментов, Тюрин называл про себя «обормотами дремучими».
Василий Шукшин, автор рассказа «Осенью»
В тот самый осенний день к парому Филиппа сначала подъехала свадьба – по новой моде: показушная, хвастливая, на легковых, с лентами и шарами. Очень выламывался среди неё один дядя в шляпе – видимо, главный организатор. Пускался в пляс, смотрел орлом, но никого так и не заразил своим деланым весельем.
Филипп перевёз их и стал вспоминать про собственную женитьбу. Была в их селе девка Марья Ермилова, красавица. Очень она Тюрину нравилась. Но связался Филипп с комсомольцами. Хоть сам в их союзе и не был, но кричал и ниспровергал все наравне с ними.
Особенно разъярялся он против церковных браков и венчания, считал всё это тёмным, ненужным обычаем. Уже близко дружили Филипп с Марьей, но, как ни переубеждал он её, не хотела она идти замуж без венчания. Из-за этого и расстались.
Женился потом Тюрин на другой, по правилам гражданского брака, а всю жизнь потом сердце кровью плакало по Марье. Даже на войне, когда думалось о том, что защищает от врага матерей и жён, представлялась ему не своя жена, а Марья.
Марью же увёз венчать в соседнее село парень Павел. Однако дошёл вскоре слух, что живут они неважно: Марья тоскует. Филипп, узнав об этом даже запил на время от нахлынувшей новой боли. А Павел решил, что жена печалится, не в силах забыть о Филиппе. Встречаясь, глядел на него с затаённой злостью.
Вспоминал об этом Тюрин на осеннем ветру, пронизывавшем до костей, и тут увидел: подъехала к паромному перевозу крытая машина. Опытным глазом он сразу понял: это похороны.
Филипп направил паром к машине и вдруг узнал в одном из стоявших возле неё людей мужа Марьи, Павла. И понял Филипп: везут хоронить – Марью. В начале лета он перевозил её саму на пароме, и рассказала она ему о своей жизни. Помянула и о том, что побаливает у нём сердце – иногда так сожмёт, хоть плачь… Теперь Филипп как узнал Павла, так ахнул про себя.
Паром стукнулся о берег. Машина стала заезжать на него. Филипп стоял остолбенелым, не мог целиком осознать, что везут мертвую Марью. Отодрав, наконец, ноги от места, Филипп подошёл к Павлу, спросил его: «Что?», но тот молча смотрел вниз. Теперь в крытой машине увидел Филипп и гроб.
Когда плыли, Тюрин машинально водил рулевым веслом. Самый дорогой человек плывет с ним последний раз… На том берегу крытая машина съехала и стала уже подниматься в гору, когда ошарашенный Филипп неожиданно понял: ««Да проститься же надо было! Гроб-то еще не заколочен, посмотреть-то можно же!» Машина увозила от него самое главное, самое нужное, чем он жив был… Филипп не замечал, что плачет.
Михаил Ульянов читает рассказы Василия Шукшина «Раскас», «Осенью», «Микроскоп». (Чтение рассказа «Осенью» начинается с 16:00 времени фильма)
Быстро сойдя с парома, он остановил ещё одну только что перевезённую им машину, сел туда и попросил шофёра догнать крытую. Шофёр глянул на него с любопытством, но поехал. «Родня что ли?» – спросил он Филиппа. Тот молчал. Они обогнали машину с гробом. Филипп вылез из кабины и поднял руку. Крытая машина остановилась.
Филипп полез в кузов.
– Павел… – сказал он так, что не узнал своего голоса. – Дай я попрощаюсь с ней… Открой, хоть гляну.
– Иди отсюда! – жестоко сказал Павел. И толкнул Филиппа в грудь, так что он чуть не упал. – Приполз… гадина, – Павел топал ногой, как будто взбесился с горя.
Филипп слез с кузова. И тоже зло закричал на Павла:
– Что, горько?.. Захапал чужое-то, а – горько. Радовался тогда?.. Побирушка. Ты же побирушка!
– Да что вы?! – стали кричать на них из машины. – Нашли место!
Машина поехала. Филипп медленно пошел назад, думая: полаялись они с Павлом как два дурака. Из-за того, что ни у них обоих, ни у Марьи жизнь не удалась…
– Надо как-нибудь дожить… Да тоже собираться следом, – сказал он себе под конец. – Ничего теперь не воротишь.
Голо было кругом и холодно. Осень, с чего теплу быть?
Автор краткого содержания
на нашем сайте вы можете прочесть и ПОЛНЫЙ ТЕКСТ рассказа Василия Шукшина «Осенью». краткие содержания сразу многих рассказов Василия Шукшина в одной статье
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3064-shukshin-osenyu-kratkoe-soderzhanie
Василий Шукшин — Осенью
Василий Шукшин
Осенью
Паромщик Филипп Тюрин дослушал последние известия по радио, поторчал еще за столом, помолчал строго…
— Никак не могут уняться! — сказал он сердито.
— Кого ты опять? — спросила жена Филиппа, высокая старуха с мужскими руками и с мужским басовитым голосом.
— Бомбят! — Филипп кивнул на репродуктор.
— Кого бомбят?
— Вьетнамцев-то.
Старуха не одобряла в муже его увлечение политикой, больше того, это дурацкое увлечение раздражало ее.
Бывало, что они всерьез ругались из-за политики, но сейчас старухе не хотелось ругаться — некогда, она собиралась на базар. Филипп, строгий, сосредоточенный, оделся потеплее и пошел к парому.
Паромщиком он давно, с войны. Его ранило в голову, в наклон работать — плотничать — он больше не мог, он пошел паромщиком.
Был конец сентября, дуло после дождей, наносило мразь и холод. Под ногами чавкало. Из репродуктора у сельмага звучала физзарядка, ветер трепал обрывки музыки и бодрого московского голоса. Свинячий визг по селу и крик петухов был устойчивей, пронзительней.
Встречные односельчане здоровались с Филиппом кивком головы и поспешали дальше — к сельмагу за хлебом или к автобусу, тоже на базар торопились.
Филипп привык утрами проделывать этот путь — от дома до парома, совершал его бездумно. То есть он думал о чем-нибудь, но никак не о пароме или о том, например, кого он будет переправлять целый день. Тут все понятно. Он сейчас думал, как унять этих американцев с войной.
Он удивлялся, но никого не спрашивал: почему их не двинут нашими ракетами? Можно же за пару дней все решить. Филипп смолоду был очень активен. Активно включился в новую жизнь, активничал с колхозами… Не раскулачивал, правда, но спорил и кричал много — убеждал недоверчивых, волновался.
Партийцем он тоже не был, как-то об этом ни разу не зашел разговор с ответственными товарищами, но зато ответственные никогда без Филиппа не обходились: он им от души помогал. Он втайне гордился, что без него никак не могут обойтись.
Нравилось накануне выборов, например, обсуждать в сельсовете с приезжими товарищами, как лучше провести выборы: кому доставить урну домой, а кто и сам придет, только надо сбегать утром напомнить… А были и такие, что начинали артачиться: «Они мне коня много давали — я просил за дровами?..» Филипп прямо в изумление приходил от таких слов.
«Да ты что, Егор,- говорил он мужику,- да рази можно сравнивать?! Вот дак раз! Тут политическое дело, а ты с каким-то конем: спутал телятину с…» И носился по селу, доказывал. И ему тоже доказывали, с ним охотно спорили, не обижались на него, а говорили: «Ты им скажи там…» Филипп чувствовал важность момента, волновался, переживал.
«Ну народ! — думал он, весь объятый заботами большого дела. — Обормоты дремучие». С годами активность Филиппа слабела, и тут его в голову-то шваркнуло — не по силам стало активничать и волноваться. Но он по-прежнему все общественные вопросы принимал близко к сердцу, беспокоился.
На реке ветер похаживал добрый. Стегал и толкался… Канаты гудели. Но хоть выглянуло солнышко, и то хорошо.
Филипп сплавал туда-сюда, перевез самых нетерпеливых, дальше пошло легче, без нервов. И Филипп наладился было опять думать про американцев, но тут подъехала свадьба… Такая — нынешняя: на легковых, с лентами, с шарами.
В деревне теперь тоже завели такую моду. Подъехали три машины… Свадьба выгрузилась на берегу, шумная, чуть хмельная… весьма и весьма показушная, хвастливая.
Хоть и мода — на машинах-то, с лентами-то,- но еще редко, еще не все могли достать машины.
Филипп с интересом смотрел на свадьбу. Людей этих он не знал нездешние, в гости куда-то едут. Очень выламывался один дядя в шляпе… Похоже, что это он добыл машины. Ему все хотелось, чтоб получился размах, удаль.
Заставил баяниста играть на пароме, первый пустился в пляс покрикивал, дробил ногами, смотрел орлом. Только на него-то и смотреть было неловко, стыдно. Стыдно было жениху с невестой — они трезвее других, совестливее.
Уж он кобенился-кобенился, этот дядя в шляпе, никого не заразил своим деланным весельем, устал… Паром переплыл, машины съехали, и свадьба укатила дальше.
А Филипп стал думать про свою жизнь. Вот как у него случилось в молодости с женитьбой. Была в их селе девка Марья Ермилова, красавица, Круглоликая, румяная, приветливая… Загляденье. О такой невесте можно только мечтать на полатях. Филипп очень любил ее, и Марья тоже его любила — дело шло к свадьбе, Но связался Филипп с комсомольцами…
И опять же: сам комсомольцем не был, но кричал и ниспровергал все наравне с ними. Нравилось Филиппу, что комсомольцы восстали против стариков сельских, против их засилья. Было такое дело: поднялся весь молодой сознательный народ против церковных браков. Неслыханное творилось…
Старики ничего сделать не могут, злятся, хватаются за бичи — хоть бичами, да исправить молокососов, но только хуже толкают их к упорству. Веселое было время. Филипп, конечно, тут как тут: тоже против веньчанья, А Марья — нет, не против: у Марьи мать с отцом крепкие, да и сама она окончательно выпряглась из передовых рядов: хочет венчаться.
Филипп очутился в тяжелом положении. Он уговаривал Марью всячески (он говорить был мастер, за это, наверно, и любила его Марья — искусство, редкое на селе), убеждал, сокрушал темноту деревенскую, читал ей статьи разные, фельетоны, зубоскалил с болью в сердце… Марья ни в какую: венчаться, и все.
Теперь, оглядываясь на свою жизнь, Филипп знал, что тогда он непоправимо сглупил. Расстались они с Марьей, Филипп не изменился потом, никогда не жалел и теперь не жалеет, что посильно, как мог участвовал в переустройстве жизни, а Марью жалел. Всю жизнь сердце кровью плакало и болело. Не было дня, чтобы он не вспомнил Марью.
Попервости было так тяжко, что хотел руки на себя наложить. И с годами боль не ушла. Уже была семья — по правилам гражданского брака — детишки были… А болело и болело по Марье сердце. Жена его, Фекла Кузовникова, когда обнаружила у Филиппа эту его постоянную печаль, возненавидела Филиппа. И эта глубокая тихая ненависть тоже стала жить в ней постоянно.
Филипп не ненавидел Феклу, нет… Но вот на войне, например, когда говорили: «Вы защищаете ваших матерей, жен…», Филипп вместо Феклы видел мысленно Марью. И если бы случилось погибнуть, то и погиб бы он с мыслью о Марье. Боль не ушла с годами, но, конечно, не жгла так, как жгла первые женатые годы. Между прочим, он тогда и говорить стал меньше.
Активничал по-прежнему, говорил, потому что надо было убеждать людей, но все как будто вылезал из своей большой горькой думы. Задумается-задумается, потом спохватится — и опять вразумлять людей, опять раскрывать им глаза на новое, небывалое. А Марья тогда… Марью тогда увезли из села.
Зазнал ее какой-то (не какой-то, Филипп потом с ним много раз встречался) богатый парень из Краюшкина, приехали, сосватали и увезли. Конечно, венчались. Филипп спустя год спросил у Павла, мужа Марьи: «Не совестно было? В церкву-то поперся…» На что Павел сделал вид, что удивился, потом сказал: «А чего мне совестно-то должно быть?» «Старикам-то поддался».
— «Я не поддался, — сказал Павел, — я сам хотел венчаться».- «Вот я и спрашиваю,- растерялся Филипп,- не совестно? Старикам уж простительно, а вы-то?.. Мы же так никогда из темноты не вылезем». На это Павел заматерился. Сказал: «Пошли вы!..» И не стал больше разговаривать.
Но что заметил Филипп: при встречах с ним Павел смотрел на него с какой-то затаенной злостью, с болью даже, как если бы хотел что-то понять и никак понять не мог. Дошел слух, что живут они с Марьей неважно, что Марья тоскует, Филиппу этого только не хватало: запил даже от нахлынувшей новой боли, но потом пить бросил и жил так — носил постоянно в себе эту боль-змею, и кусала она его и кусала, но притерпелся.
Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/51330-vasiliy-shukshin-osenyu.html
«Критики» краткое содержание рассказа Шукшина – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Рассказ «Критики» Шукшина поднимает глобальную проблему – взаимоотношения между поколениями, извечную проблему «отцов и детей». Также в своей книге писатель делает акцент на не желании людей понимать друг друга и ценить своих ближних.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Критики», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.
Содержание
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Заключение
Главные герои
Тимофей Макарович Новоскольцев – 73-летний нервный старик, страдающий глухотой.
Петька – внук Тимофея Макаровича, самостоятельный, упрямый мальчик 13-ти лет.
Другие персонажи
Родители Петьки – спокойные, вежливые люди.
Московские родственники – Петькина тетя, сестра его матери, и ее супруг, образованные городские жители.
Краткое содержание
Петька был очень дружен со своим дедом, Тимофеем Макаровичем. Их объединяла одна страсть – любовь к кино. Она была настолько велика, что «половина дедовой пенсии уходила на билеты». Однако дед никогда не жалел потраченных денег – он жил в семье своего сына, и считал, что совместные с внуком походы в кино – «это для пользы».
Тимофей Макарович всегда выбирал места в первом ряду – так дешевле, да и для его слабого слуха получше. Он чрезвычайно серьезно относился к увиденному, и «любил высказаться по поводу того, что видел на экране».
Несмотря на возраст, дед очень остро чувствовал фальшь, и был весьма категоричен в суждениях, «особенно в отношении деревенских фильмов». В таких случаях он неизменно вспоминал свою молодость, жизнь в селе, а Петька ему напоминал, что время изменилось, а вместе с ним – и люди. Дед на это неизменно отвечал, что «всегда люди одинаковые».
Тимофей Макарович всегда спокойно обсуждал кинематограф с Петькой, но в присутствии взрослых стеснялся вступать в спор. И тому была серьезная причина.
Однажды Петька с дедом вернулись из кинотеатра не в духе – они смотрели комедию, но она им совершенно не понравилась. Тем временем в доме, где гостила петькина тетя с мужем, все смотрели «по телевизору какую-то деревенскую картину».
Петька отправился учить уроки, а дед присоединился к родственникам. Но уже через несколько минут начал возмущаться тем, что показывают по телевизору. Супруг петькиной тети поинтересовался причиной возмущения, и дед ответил, что таких плотников, как в кино, в жизни не бывает. Он «сам всю жизнь плотничал» и видит, что актер даже «даже топор правильно держать не умеет».
Московские родственники отнеслись довольно снисходительно к замечаниям Тимофея Макаровича, но тем самым еще больше раззадорили старика. Он отправился в петькину комнату, но и там продолжал себя накручивать.
Раздраженный, дед взял деньги и вышел из дома. «Пришел через час пьяный», и продолжил изливать потоки возмущения на внука. Петька попытался было его уложить спать, но безуспешно. Дед вошел в комнату, «размахнулся и запустил сапогом в телевизор».
Пьяный Тимофей Макарович принялся кричать, дебоширить, чем очень испугал московских родственников. Петькина тетя привела участкового милиционера, и тот отвел строптивца в вытрезвитель.
Петька долго не понимал, что происходит. Когда же деда собрались уводить в участок, он «громко заплакал и кинулся защищать» его. Мать и тетя попытались успокоить мальчика, но тот еще долго плакал, жалея любимого деда.
Заключение
Рассказ «Критики», как и большинство других произведений Шукшина, пронизан идеями любви к ближнему, терпения, всепрощения, уважения к старшим.
Для более полного понимания творчества писателя рекомендуем после ознакомления с кратким пересказом «Критики» прочесть рассказ полностью.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19064-kritiki-kratkoe-soderjanie-rasskaza-shykshina-chitat-pereskaz-onlain.html
«Микроскоп»: краткий пересказ рассказа В.М. Шукшина
Рассказ Василия Шукшина «Микроскоп» вышел в свет в 1969 году. В дальнейшем он был включен в сборник «Земляки». Статья содержит краткое описание сюжета и основную идею произведения.
Основные персонажи
Перед чтением краткого содержания рассказа Шукшина «Микроскоп» необходимо ознакомиться с главными персонажами:
- Ерин Андрей – простой рабочий человек, трудящийся на благо семьи. Неожиданно у него появляется увлечение.
- Ерина Зоя – супруга Андрея. Очень практичная и требовательная женщина.
Очень краткий пересказ
Далее следует очень краткое содержание произведения «Микроскоп».
Андрей Ерин приходит с работы и с порога объявляет супруге, что потерял зарплату. Супруга Зоя, придя в себя после заявления, хватается за сковородку, бегая за ним по квартире. Уклоняясь от ударов, мужчина обещает, что будет работать в полторы смены, чтобы заработать на зимнюю одежду детям.
После того как жена успокоилась, спустя несколько дней, Ерин приносит домой короб с микроскопом, утверждая, что прибор выдали в качестве премии. Зоя была очень недовольна бесполезной вещью, но муж стал убеждать ее, что микроскоп необходим для изучения микробов, которые кишат везде.
Ежедневно Ерин с детьми рассматривает с помощью прибора все: каплю воды, пота и даже кровь. Постепенно Зоя оттаяла, ведь мужа стали считать ученым. Однажды к ним приходит его коллега и рассказывает, что премии не было. Спасаясь от жены, Ерин сбегает на ночь к другу. А утром узнает, что жена уехала в комиссионный магазин.
Краткое содержание
Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Зарплата у него небольшая, поэтому решиться на столь существенную покупку было трудно. Однако еще тяжелее признаться в этом строгой супруге. Поэтому в один из дней Ерин с порога заявил своей второй половине, что он потерял всю зарплату.
На миг Зоя потеряла дар речи, ведь на эти деньги была запланирована покупка зимней одежды для детей. Недолго думая, она схватила сковороду и начала гонять непутевого супруга по всей квартире. Обзывая и оскорбляя его, Зоя тщетно пыталась ударить его.
Ерин как мог оборонялся подушкой, на бегу обещая все отработать, трудясь весь месяц в полторы смены.
Спустя несколько дней, когда супруга была уже спокойнее, Ерин принес домой короб с микроскопом, рассказав, что прибор ему выдали на службе в качестве премии. Зоя, однако, не оценила премию, мечтая о пылесосе.
Однако муж с энтузиазмом принялся объяснять супруге, насколько вредны микробы и что они сейчас везде. В процесс наблюдения за микроорганизмами включились и дети.
Зоя, немного успокоившись, стала даже гордиться своим мужем, которого во дворе прозвали ученым.
Жизнь самого Ерина меняется. Теперь все его мысли заняты тем, как можно избавить человечество от микробов. В свободное от работы время он вместе с детьми рассматривает капли воды, пота и даже собственную кровь.
И везде обнаруживает опасные, по его мнению, микроорганизмы. Пытаясь найти методы борьбы, Ерин пытается наколоть их на иглу, а после неудачных попыток принимает решение воздействовать на них электрическим током.
Его планам мешает нежданный гость Сергей Куликов, сотрудник «ученого». Нахваливая Ерина, он просит разрешения взглянуть на микробов, но получает категоричный отказ.
Зоя, наблюдая за мужчинами, не переставала ворчать, что, вместо бессмысленного микроскопа, лучше бы выдали что-то более полезное. Куликов, услыхал ее бормотанье, был удивлен, ведь никому никакой премии не выдавали.
Невзирая на тайные знаки коллеги, призывающего его молчать, тот продолжает уверять Зою, что премий у них на работе не было.
Только теперь супруга начинает понимать, что микроскоп куплен ее беспечным супругом на якобы потерянные 120 рублей. Изловчившись, Ерин выскакивает в коридор, захватывая с собой не в меру общительного Куликова. Домой в ту ночь он не вернулся, предпочтя отсидеться у товарища.
Утром, появившись у себя дома, он не обнаружил там жены. По словам детей, она рано уехала в комиссионный магазин, прихватив микроскоп. Вздохнув, отец семейства просит сына никогда не пить и уходит спать в комнату.
Основная идея рассказа
Несмотря на то, что рассказ очень короткий, В.М. Шукшин полностью раскрыл характер своего героя, его внутренний мир и переживания. Жизнь главного персонажа до поры до времени похожа на жизнь многих трудяг. Но в какой-то момент его пытливый ум желает разобраться в сложных проблемах. Это увлечение, не понятое близким человеком, на время становится отдушиной для него.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/shukshin/mikroskop.html