Краткое содержание островский горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Комедия в пяти действияхПодготовка текста пьесы и комментарии к ней А. И. Ревякина

Александр Николаевич Островский

Горячее сердце

ЛИЦА:

  • Павлин Павлиныч Курослепов, именитый купец.
  • Матрена Харитоновна, жена его.
  • Параша, дочь его от первой жены.
  • Наркис, приказчик Курослепова (по дому).
  • Гаврило, приказчик (по лавке).
  • Вася Шустрый, сын недавно разорившегося купца.
  • Девушка.
  • Силан, дальний родственник Курослепова, живет в дворниках.
  • Двор: направо от зрителей крыльцо хозяйского дома, рядом дверь в комнату, где живут приказчики; налево флигелек, перед ним звено забора, перед флигелем кусты, большое дерево, стол и скамья, на заднем плане ворота.
  • Летний вечер, восьмой час.
  • Действие происходит лет 30 назад в уездном городе Калинове.
  • Гаврило (сидит на скамье с гитарой), Силан (с метлой стоит подле).

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Силан. Слышал ты, пропажа-то у нас?

Гаврило. Слышал.

Силан. Вот она где у меня сидит, пропажа эта. По этому случаю, теперь, братцы мои – господа приказчики, У меня чтоб аккуратно: в девятом часу чтоб дома, и ворота на запор. А уж это, чтоб по ночам через забор лазить, – уж это заведение надо вам бросить; а то сейчас за ворот, да к хозяину.

Гаврило. Чудак ты человек, да коли нужно.

Силан. Мое дело: было б сказано, а там, как знаете! Я теперь необнаковенно зол, вот как зол, беда!

Гаврило бренчит на гитаре. Силан молча смотрит ему на руки. Доходишь?

Гаврило. Дохожу помаленьку. (Поет и аккомпанирует себе):

Ни папаши, ни мамаши,Дома нету никого,Дома нету никого,Полезай, милый, в окно.

Силан. Песня важная.

Гаврило. Песня расчудесная, в какой хочешь компании пой; только вот перебор… смотри хорошенько! Видишь? не выходит, да и на поди!

Силан. Я так полагаю, друг любезный, тебе это самое занятие лучше бросить.

Гаврило. Зачем же мне его бросать, дядюшка Силантий? Что я труда положил, ты то подумай!

Силан. Много тебе муки мученицкой за него.

Гаврило. Мука-то ничего, а убытку много, это верно; потому гитара струмент ломкий.

Силан. Ежели ее с маху да об печку, тут ей и конец.

Гаврило. Конец, братец ты мой, конец, плакали денежки.

Силан. Об печку? А? Придумал же хозяин экую штуку; как увидит эту самую гитару и сейчас ее об печку! Чудно!

Гаврило (со вздохом). Не все об печку, дядюшка Силантий, две об голову мою расшиб.

Силан. И довольно это, должно быть, смешно; потому гул по всему дому.

Гаврило. Кому смешно, а мне…

Силан. Больно? Само собой, если краем…

Гаврило. Ну, хоть и не краем… Да уж я за этим не гонюсь, голова-то у меня своя, не купленая; а за гитары-то я деньги плачу.

Силам. И то правда. Голова-то поболит, поболит, да и заживет; а гитару-то уж не вылечишь.

Гаврило. А что, не убираться ли мне! Как бы хозяин не увидал.

Силан. Нет! Где! Он спит по обнаковению. Ночь спит, день спит; заспался совсем, уж никакого понятия нету, ни к чему; под носом у себя не видит. Спросонков-то, что наяву с ним было, что во сне видит, все это вместе путает; и разговор станет у него не явственный, только мычит; ну, а потом обойдется, ничего.

Гаврило (громко поет):

Ни папаши, ни мамаши,Дома нету никого,

Курослепов выходит на крыльцо.

Силан. Постой-ка! Никак вышел! И то! Уходи от греха! Или стой! Притулись тут; он дальше крыльца не пойдет, потому ленив.

Гаврило прячется.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Курослепов и Силан.

Курослепов (садится на крыльцо и несколько времени зевает). И с чего это небо валилось? Так вот и валится, так вот и валится.

Или это мне во сне, что ль? Вот угадай поди, что такое теперь на свете, утро или вечер? И никого, прах их… Матрена! Ни дома, ни на дворе, чтоб им!… Матрена! Вот как оно страшно, когда не знаешь, что на свете… Жутко как-то. И сон это я видел али что? Дров будто много наготовлено и мурины.

Для чего, говорю, дрова? Говорят: грешников поджаривать. Неужто ж это я в аде? Да куда ж это все провалились? И какой это на меня страх сегодня! А ведь небо-то никак опять валится? И то валится… Батюшки! А теперь вот искры.

И что, ежели вдруг теперь светопреставление! Ничего мудреного нет! Оченно это все может случиться, потому… вот смолой откуда-то запахло и пел кто-то диким голосом и звук струнный или трубный, что ли… Не поймешь.

  1. Бьют часы городские.
  2. Раз, два, три, четыре, пять (считает, не слушая), шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать.
  3. Часы, пробив восемь, перестают.

Только? Пятнадцать!… Боже мой, боже мой! Дожили! Пятнадцать! До чего дожили! Пятнадцать. Да еще мало по грехам нашим! Еще то ли будет! Ежели пойти выпить для всякого случаю? Да, говорят, в таком разе хуже, а надо чтобы человек с чистой совестью… (Кричит.) Силантий, эй!…

Силан. Не кричи, слышу.

Курослепов. Где ты пропадаешь? Этакое дело начинается…

Силан. Нигде не пропадаю, тут стою, тут, тебя берегу.

Курослепов. Слышал часы?

Силан. Ну, так что ж?

Курослепов. То-то, мол! Живы еще все покудова?

Силан. Кто?

Курослепов. Домочадцы и все православные христиане?

Силан. Ты очувствуйся! Умойся поди!

Курослепов. Источники водные еще не иссяклись?

Силан. Нет. С чего им?

Курослепов. А где же теперь жена?

Силан. В гости ушла.

Курослепов. Вот этакий теперь случай; она должна при муже.

Силан. Ну, уж это ее дело.

Курослепов. Какие гости! Нашла время! Страх этакий.

Силан. Какой?

Курослепов. Всем в услышание пятнадцать-то часов било.

Силан. Ну, пятнадцать, не пятнадцать, а девятый час это точно… ужинать теперь бы самое время, да опять спать.

Курослепов. Ты говоришь, ужинать?

Силан. Да, уж это беспременно. Уж ежели что положение, без того нельзя.

Курослепов. Так это, значит, мы вечером?

Силан. Вечером.

Курослепов. И все, как бывает завсегда? Ничего такого?

Силан. Да чему же?

Курослепов. А я было как испугался! Мало ли я тут, сидя, чего передумал. Представилось мне, что последний конец начинается. Да ведь и то сказать, долго ли.

Силан. Что толковать.

Курослепов. В соборе отошли?

Силан. Сейчас только.

Курослепов (запевает). Но, яко… Ты ворота запер?

Силан. Запер.

Курослепов. Пойти посмотреть за тобой.

Силан. Пройдись малость, лучше тебе…

Курослепов. Да, «пройдись малость!» Все твое несмотрение. Везде свой глаз нужен. У меня две тысячи рублей пропало. Шутка! Наживи поди!

Силан. А ты спи больше, так и всего обворуют.

Курослепов. Вам разве хозяйского жаль! Еще я с тобой… погоди.

Силан. Ну да, как же! Испугался! С меня взять нечего. Я свое дело делаю, я всю ночь хожу, опять же собаки… Я хоть к присяге. Не токма что вор, муха-то не пролетит, кажется. У тебя где были деньги-то?

Курослепов. Не успел я в сундук-то убрать, под подушкой были, в чулки спрятаны.

Силам. Ну, кому же возможно, сам посуди! В чулки прячешь, – так вот ты чулки-то и допроси хорошенько!

Курослепов. Рассказывай. А вот взять тебя за волосы, да, как бабы белье полощут…

Силан. Руки коротки!

Курослепов. Опять же вина не наготовишься, целыми бутылями пропадает.

Силан. С того ищи, кто пьет, а меня бог миловал.

Курослепов. Кто бы это украл?

Силам. Диковина!

Курослепов. Уж, кажется, кабы…

Силам. Ну, да уж и я бы…

Курослепов (нараспев). Но, яко… Так ужинать ты говоришь?

Силан. Одно дело.

Курослепов. Пойти приказать.

Силан. А что ж ворота?

Курослепов. После. Ты у меня… (Грозит.) Слушай! Я, брат, ведь нужды нет, что ты дядя. А у меня, чтоб всё, двери, замки, чтоб все цело! Пуще глазу, как зеницу ока, береги. Мне из-за вас не разориться.

Источник: https://mybrary.ru/books/poetry-/dramaturgy/246267-aleksandr-ostrovskii-goryachee-serdce.html

Краткий пересказ пьесы "Гроза" по действиям: краткое содержание "по главам"

Главная страницапьеса Гроза

События пьесы происходят в середине XIX столетия в городке Калинов на берегу Волги.

Действие 1
Жители города слышат, как жадный и злой купец Дикой ругает своего племянника Бориса. Когда Дикой уходит, Борис признается своему знакомому Кулигину, что он терпит ругань Дикого ради наследства. Борис и его сестра получат наследство дядьки Дикого, если будут во всем его слушаться.
Оставшись один, Борис думает о Катерине Кабановой — замужней женщине, в которую он влюблен.В это время на прогулку идет купчиха Кабаниха с дочерью Варварой, сыном Тихоном и его женой Катериной Кабановой. Кабаниха упрекает сына в том, что тот, женившись, перестал любить мать, как прежде. Тихон успокаивает мать, и та уходит. Сам Тихон идет в гости к Дикому.Варвара и Катерина остаются вдвоем. Катерина признается Варваре, что она любит другого человека, а не своего мужа Тихона. Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее.
Действие 2
Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает.Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом. Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса.

Действие 3

В гости к Кабанихе приходит ее кум — купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали.
Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться.   

Действие 4

Проходит десять дней.
Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно.
Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел.

Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее.

Мимо Катерины проходит «полусумасшедшая барыня», которая внезапно называет Катерину грешницей.

Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом.

Действие 5 Тихон встречает на улице Кулигина и рассказывает ему новости: Варвара убежала из дома с Кудряшом, Катерина ведет себя странно, Дикой отправляет Бориса в другой город на три года.
Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать, Кабаниха, не позволит этого, а он во всем слушается матери.
Тут же Тихон слышит от служанки, что Катерина ушла из дома. Тихон идет ее искать.
Тем временем Катерина идет по городу и видит Бориса. Он прощается с ней, так как ему нужно ехать в Сибирь по делам по приказу дядьки Дикого. Они прощаются. Убитая горем Катерина говорит себе, что хочет умереть.

Кабаниха, Тихон Кабанов и другие герои ищут Катерину по городу. Вдруг Катерину находят в речке. Тихон хочет бросится в воду, чтобы спасти ее. Но Кабаниха останавливает сына. Она обещает проклясть его, если тот бросится спасать жену. Наконец тело Катерины выносят на берег. Тихон бросается к мертвой жене и винит во всем мать, Кабаниху.

Это был краткий пересказ пьесы «Гроза» А. Н. Островского по действиям: краткое содержание произведения «по главам».

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/07/groza-ostrovskij-kratkoe-soderzhanie.html

Читать

Александр Николаевич Островский

Горячее сердце

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

  • ЛИЦА:
  • Павлин Павлиныч Курослепов, именитый купец.
  • Матрена Харитоновна, жена его.
  • Параша, дочь его от первой жены.
  • Наркис, приказчик Курослепова (по дому).
  • Гаврило, приказчик (по лавке).
  • Вася Шустрый, сын недавно разорившегося купца.
  • Девушка.
  • Силан, дальний родственник Курослепова, живет в дворниках.
  • Двор: направо от зрителей крыльцо хозяйского дома, рядом дверь в комнату, где живут приказчики; налево флигелек, перед ним звено забора, перед флигелем кусты, большое дерево, стол и скамья, на заднем плане ворота.
  • Летний вечер, восьмой час.
  • Действие происходит лет 30 назад в уездном городе Калинове.
  • ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
  • Гаврило (сидит на скамье с гитарой), Силан (с метлой стоит подле).
Читайте также:  Дверь в стене - краткое содержание рассказа уэллса за 2 минуты пересказ сюжета

Силан. Слышал ты, пропажа-то у нас?

Гаврило. Слышал.

Силан. Вот она где у меня сидит, пропажа эта. По этому случаю, теперь, братцы мои – господа приказчики, У меня чтоб аккуратно: в девятом часу чтоб дома, и ворота на запор. А уж это, чтоб по ночам через забор лазить, – уж это заведение надо вам бросить; а то сейчас за ворот, да к хозяину.

Гаврило. Чудак ты человек, да коли нужно.

Силан. Мое дело: было б сказано, а там, как знаете! Я теперь необнаковенно зол, вот как зол, беда!

Гаврило бренчит на гитаре. Силан молча смотрит ему на руки. Доходишь?

Гаврило. Дохожу помаленьку. (Поет и аккомпанирует себе):

  1. Ни папаши, ни мамаши,
  2. Дома нету никого,
  3. Дома нету никого,
  4. Полезай, милый, в окно.

Силан. Песня важная.

Гаврило. Песня расчудесная, в какой хочешь компании пой; только вот перебор… смотри хорошенько! Видишь? не выходит, да и на поди!

Силан. Я так полагаю, друг любезный, тебе это самое занятие лучше бросить.

Гаврило. Зачем же мне его бросать, дядюшка Силантий? Что я труда положил, ты то подумай!

Силан. Много тебе муки мученицкой за него.

Гаврило. Мука-то ничего, а убытку много, это верно; потому гитара струмент ломкий.

Силан. Ежели ее с маху да об печку, тут ей и конец.

Гаврило. Конец, братец ты мой, конец, плакали денежки.

Силан. Об печку? А? Придумал же хозяин экую штуку; как увидит эту самую гитару и сейчас ее об печку! Чудно!

Гаврило (со вздохом). Не все об печку, дядюшка Силантий, две об голову мою расшиб.

Силан. И довольно это, должно быть, смешно; потому гул по всему дому.

Гаврило. Кому смешно, а мне…

Силан. Больно? Само собой, если краем…

Гаврило. Ну, хоть и не краем… Да уж я за этим не гонюсь, голова-то у меня своя, не купленая; а за гитары-то я деньги плачу.

Силам. И то правда. Голова-то поболит, поболит, да и заживет; а гитару-то уж не вылечишь.

Гаврило. А что, не убираться ли мне! Как бы хозяин не увидал.

Силан. Нет! Где! Он спит по обнаковению. Ночь спит, день спит; заспался совсем, уж никакого понятия нету, ни к чему; под носом у себя не видит. Спросонков-то, что наяву с ним было, что во сне видит, все это вместе путает; и разговор станет у него не явственный, только мычит; ну, а потом обойдется, ничего.

Гаврило (громко поет):

Ни папаши, ни мамаши,

Дома нету никого,

Курослепов выходит на крыльцо.

Силан. Постой-ка! Никак вышел! И то! Уходи от греха! Или стой! Притулись тут; он дальше крыльца не пойдет, потому ленив.

  • Гаврило прячется.
  • ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
  • Курослепов и Силан.

Курослепов (садится на крыльцо и несколько времени зевает). И с чего это небо валилось? Так вот и валится, так вот и валится.

Или это мне во сне, что ль? Вот угадай поди, что такое теперь на свете, утро или вечер? И никого, прах их… Матрена! Ни дома, ни на дворе, чтоб им!… Матрена! Вот как оно страшно, когда не знаешь, что на свете… Жутко как-то. И сон это я видел али что? Дров будто много наготовлено и мурины.

Для чего, говорю, дрова? Говорят: грешников поджаривать. Неужто ж это я в аде? Да куда ж это все провалились? И какой это на меня страх сегодня! А ведь небо-то никак опять валится? И то валится… Батюшки! А теперь вот искры.

И что, ежели вдруг теперь светопреставление! Ничего мудреного нет! Оченно это все может случиться, потому… вот смолой откуда-то запахло и пел кто-то диким голосом и звук струнный или трубный, что ли… Не поймешь.

  1. Бьют часы городские.
  2. Раз, два, три, четыре, пять (считает, не слушая), шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать.
  3. Часы, пробив восемь, перестают.

Только? Пятнадцать!… Боже мой, боже мой! Дожили! Пятнадцать! До чего дожили! Пятнадцать. Да еще мало по грехам нашим! Еще то ли будет! Ежели пойти выпить для всякого случаю? Да, говорят, в таком разе хуже, а надо чтобы человек с чистой совестью… (Кричит.) Силантий, эй!…

Силан. Не кричи, слышу.

Курослепов. Где ты пропадаешь? Этакое дело начинается…

Силан. Нигде не пропадаю, тут стою, тут, тебя берегу.

Курослепов. Слышал часы?

Силан. Ну, так что ж?

Курослепов. То-то, мол! Живы еще все покудова?

Силан. Кто?

Курослепов. Домочадцы и все православные христиане?

Силан. Ты очувствуйся! Умойся поди!

Курослепов. Источники водные еще не иссяклись?

Силан. Нет. С чего им?

Курослепов. А где же теперь жена?

Силан. В гости ушла.

Курослепов. Вот этакий теперь случай; она должна при муже.

Силан. Ну, уж это ее дело.

Курослепов. Какие гости! Нашла время! Страх этакий.

Силан. Какой?

Курослепов. Всем в услышание пятнадцать-то часов било.

Силан. Ну, пятнадцать, не пятнадцать, а девятый час это точно… ужинать теперь бы самое время, да опять спать.

Курослепов. Ты говоришь, ужинать?

Силан. Да, уж это беспременно. Уж ежели что положение, без того нельзя.

Курослепов. Так это, значит, мы вечером?

Силан. Вечером.

Курослепов. И все, как бывает завсегда? Ничего такого?

Силан. Да чему же?

Курослепов. А я было как испугался! Мало ли я тут, сидя, чего передумал. Представилось мне, что последний конец начинается. Да ведь и то сказать, долго ли.

Силан. Что толковать.

Курослепов. В соборе отошли?

Силан. Сейчас только.

Курослепов (запевает). Но, яко… Ты ворота запер?

Силан. Запер.

Курослепов. Пойти посмотреть за тобой.

Силан. Пройдись малость, лучше тебе…

Курослепов. Да, «пройдись малость!» Все твое несмотрение. Везде свой глаз нужен. У меня две тысячи рублей пропало. Шутка! Наживи поди!

Силан. А ты спи больше, так и всего обворуют.

Курослепов. Вам разве хозяйского жаль! Еще я с тобой… погоди.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=102082&p=1

Краткое содержание комедии Островского «Горячее сердце»

1001student.ru > Литература > Краткие содержания > Краткое содержание комедии Островского «Горячее сердце»

Пьесы не всегда легко понять, но они часто затрагивают серьезные социальные темы. Краткое содержание «Горячего сердца» Островского позволяет познакомиться с главными героями и дает возможность лучше узнать замысел автора. Текст написан в жанре комедии, в которой драматург откровенно высмеивает Тараса Хлынова, показывая его никчемность.

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

История создания

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Пьеса Островского состоит из пяти действий. Работу над ней автор начал в октябре 1868 году и в ноябре он уже закончил текст. Комедия была опубликована через год в журнале «Отечественные записки».

Ставить же ее на сцене было затруднительно, так как цензура не пропускала работу.

Разрешение Островский мог получить только после добавления небольшого примечания в начале текста: события происходят 30 лет назад в уездном городе Калинове.

Критики негативно встретили работу драматурга. Они указывали на излишнюю карикатурность действительности. Первая постановка была проведена 15 января 1869 года. Официальные отзывы тоже были отрицательными, но сам драматург не воспринимал их. Через несколько лет в одной газете он писал, что спектакль имел небывалый успех.

Особенно тепло о сюжете «Горячего сердца» Островского отзывался Л. Н. Толстой. После этого пьеса была неоднократно воспроизведена в разных театрах и актерских составах. Не все они имели успех.

В современном мире комедия не теряет своей актуальности, так как она затрагивает «вечные» темы. Для детального анализа произведения придется внимательно прочитать текст пьесы. Можно также запомнить основных героев и события комедии.

Действующие лица

Главный персонаж «Горячего сердца» Островского — именитый купец Павлин Куроспелов. Он является собирательным образом российского зажиточного человека. У него есть жена Матрена Харитонова. До нее Куроспелов уже был однажды в браке и от того союза осталась дочь Параша. Купец имеет двух приказчиков — Наркис и Гаврило. Первый отвечает за дом, второй за лавку.

Еще один герой пьесы — Тарас Тарасыч Хлынов. Он является богатым подрядчиком, который уверен в своей власти над другими людьми. Его основные качества:

  • глупость;
  • никчемность;
  • аморальность;
  • алкоголизм.

Хлынов и Куроспелов являются воплощением мещанского быта. Они живут примитивно, у них низменные интересы и их жизнь является «темным царством» Калинова. В комедии также встречаются и другие персонажи — Вася Шустрый, дворник Силан, городничий Градобоев и другие.

Краткое содержание

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Комедия Островского начинается с разговора Гаврила с Силаном. Они обсуждают повседневные вещи, и после приказчик прячется.

На крыльцо выходит Куроспелов, который перестал различать сон и явь. Он подробно расспрашивает дворника о самочувствии домочадцев.

После купец приказывает Силану крепко закрывать ворота и никого не пускать, кроме Матрены, после этого Куроспелов отправляется снова спать.

Гаврила возвращается и продолжает беседу с дворником, позже к ним присоединяется Наркис. Втроем они поют песни. Позже Матрена ссорится с Парашей, так как девушка хочет пойти погулять. В конфликт вмешивается Куроспелов.

Вечером Градобоев приходит к купцу. Параша в это время беседует с Гаврилой и ждет появления Васи. Между влюбленными происходит ссора, и за ней Гаврила поучает Васю, как правильно общаться с девушками.

В это время Градобоев рассказывает Куроспелову о нападении разбойников. В краже обвиняют Васю, тот попытался оправдаться и сказать, что не склонен к воровству, но его никто не услышал.

Гаврила получает освобождение и об этом рассказывает Параше.

Девушка тяжело переживает новость и уходит к крестной. Поговорить к ней приходит еще один мещанин — Аристарх. Он показывает ей арестантов и предлагает переговорить с Васей. Позже Аристарх идет разговаривать с Куроспеловым и Градобоевым. К ним приходит Хлынов и барин с усами. Мещанин уговаривает Тараса Тарасыча выкупить Ваську, богатый подрядчик соглашается.

Через некоторое время Ваську приводят в сад Хлынова, где юноша благодарит своего спасителя. Чуть позже Параша с Гаврилой идут по лесу с богомолками. Там они сталкиваются с барином и людьми Хлынова. Барин пытается уговорить девушку выйти за себя замуж, но безуспешно. Тогда Параше показывают, что ее любимый Вася стал обычной прислугой и запевалой.

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Пьеса Островского заканчивается тем, что девушка решает выйти замуж за Гаврилу. Они прощаются со всеми и уходят.

В сочинении или докладе о «Горячем сердце» нужно раскрыть смысл произведения.

Через главную героиню драматург демонстрирует стремление человека к свободе.

Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/komedii-ostrovskogo-goryachee-serdtse.html

Урок 2. а.н. островский — основатель русского национального театра. островский и малый театр — Литература — 10 класс — Российская электронная школа

  • Литература
  • 10 класс
  • Урок № 2

А. Н. Островский — основатель русского национального театра. Островский и Малый театр.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Биографические сведения о писателе;
  2. Сюжет пьес А. Н. Островского, особенности композиции и система образов. Анализ драматических произведений в единстве содержания и формы;
  3. Литературные понятия: ремарка, драма, конфликт.
  1. Тезаурус
  2. Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.
  3. Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
  4. Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.
  5. Комедия — драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее общественные или бытовые пороки; а также представление его на сцене.
  6. Пьеса — драматическое произведение для театрального представления.
  7. Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
  8. Список литературы
  9. Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. 367 с.

Дополнительная литература:

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература: 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. 95 с.

Открытые онлайн-ресурсы:

1. Бак Д. Александр Островский. Пьесы. 2008. // culture.ru: портал культурного наследия и традиций России. URL: https://www.culture.ru/movies/1171/aleksandr-ostrovskii-pesy (дата обращения: 17.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Николаевич Островский — основатель русского национального театра. Гончаров в одном из писем пишет: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться “Театр Островского”».

Великий русский драматург родился 12 апреля 1823 года в Москве в семье судейского чиновника. Получив хорошее домашнее образование, в 1835 году начинает учёбу в Московскую губернскую гимназию. Молодой человек проводит много времени, читая книги Пушкина, Гоголя, Грибоедова.

Читайте также:  Краткое содержание вальтер скотт айвенго за 2 минуты пересказ сюжета

Будущий писатель увлекается игрой на фортепиано. По окончании Московской гимназии в 1840 году он поступает на юридический факультет Московского университета. Однако оставляет занятия, так как решает всерьёз посвятить себя литературе.

Он работает в Московском коммерческом суде и начинает свои первые писательские опыты.

С 1847 года Островский создаёт драматургические произведения, приступает к пьесе «Банкрот» или «Свои люди — сочтёмся». Она выходит в журнале «Москвитянин» 16 марта 1850 года и сразу становится популярной. Но эту комедию запрещают печатать, признав, что она «обидна для русского купечества». Автор очень переживает по этому поводу.

Творчество Александра Николаевича признают народным. Литературный критик того времени Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского — это нечто новое, чему дали бы название “пьес жизни”».

О полном понимании изображения современного общества говорит Белинский: «Драматическая русская литература представляла собой странное зрелище.

У нас есть комедии Фонвизина, “Горе от ума” Грибоедова, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя — и, кроме них, нет ничего хоть сколько-нибудь замечательного.

Островский пытается найти в русской жизни что-то яркое, активное, живое. И он обращается к российской истории».

В 1856–1857 годах писатель привлечён к работе в «Морском сборнике», который издается по инициативе великого князя Константина Николаевича.

В этом журнале планируют разместить пособия по географии, истории нашей страны, в частности — от Волги до Нижнего Новгорода.

Собранные материалы автор включает в содержание пьес: о жизни приволжских городков рассказывает в «Грозе». Она публикуется в 1859 году.

В дальнейшие годы выходят произведения: «На бойком месте», «Женитьба Бальзаминова», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Тяжёлые дни», «Шутники».

Обращаясь к истории, Островский создаёт такие пьесы, как «Воевода (Сон на Волге)», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино».

В конце 1860-х годов Александр Николаевич в своих работах раскрывает распад купеческой и мещанской среды. Писатель испытывает творческий подъем.

Он отходит от исторических и фольклорных мотивов и снова возвращается к актуальным и острым современным настроениям.

Так, один из главных героев пьесы «Горячее сердце» — богатый купец с говорящей фамилией Курослепов — новый образ самодура, потерявшего всякую связь с реальностью и утратившего человеческий облик.

Обладая хорошими знаниями русского фольклора, в 1873 году, писатель создаёт пьесу «Снегурочка». А в 1881 году Римский-Корсаков сочиняет для не` великолепную музыку: так сюжеты народных сказок и легенд оформляются в знаменитую оперу.

Драматург ведёт борьбу за создание реалистического театра нового типа. Он организует союзы творческих людей: «Артистический кружок», «Общество русских драматических писателей». Островский пишет: «Покажите, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нём есть дикого, грубого, с чем он должен бороться».

В 1868 году он издаёт новые пьесы, которые имеют большой успех. Также его приглашают работать в «Отечественные записки», писатель сотрудничает с журналом «Современник», занимается исследованием истории русского театра. Автор придерживается традиций драматургии: у Гоголя заимствует коллизии — столкновения противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

С Малым театром, который современники называют «вторым московским университетом», связана большая часть жизни Александра Николаевича. Будучи и режиссёром, и постановщиком своих пьес, он проводит репетиции с актёрами и распределяет роли.

По его мнению, театру «требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий громкий смех, горячие чувства, живые и сильные характеры». Островский пробует работать с разными жанрами, но основными всё же считает социальную комедию и драму.

Он открывает дорогу многим актерам — Александру Евстафьевичу Мартынову, Ольге Осиповне Садовской, Любови Павловне Косицкой.

«Только те произведения, — говорит драматург, — пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света». В последний год жизни Островского под давлением общественности официально признаны его заслуги: он назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища.

Его вклад в развитие отечественной литературы поистине велик и включает создание русского национального театра, школы актёрского мастерства. Писатель своим примером показывает, что талант и любовь к искусству возвышают людей.

  • Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
  • Пример 1.
  • Подстановка элементов в пропуски в тексте

Получив хорошее домашнее _______, в 1835 году будущий писатель поступает в Московскую ________ гимназию. Он проводит много времени, читая _______ Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на ______.

Варианты ответов:

образование, губернская, фортепиано, книга

Подсказка: интересы А. Н. Островского-гимназиста.

Ответ:

Получив хорошее домашнее образование, в 1835 году будущий писатель поступает в Московскую губернскую гимназию. Он проводит много времени, читая книги Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на фортепиано.

Пояснение: Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Детство и раннюю юность он провёл в Замоскворечье. Александр получил хорошее домашнее образование, очень любил читать. К 13 годам будущий писатель перечитал большинство книг из отцовской библиотеки.

  1. Пример 2.
  2. Ребус-соответствие
  3. Соедините между собой термины и их определения
  4. Термины:
  5. Пьеса;
  6. Драма;
  7. Характер.
  8. Определения:
  9. Драматическое произведение для театрального представления;
  10. Литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене;
  11. Это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
  12. Ответ:
  13. Пьеса — драматическое произведение для театрального представления.
  14. Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
  15. Характер — это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
  16. Подсказка: Пьеса предназначена для сценического воплощения.

Пояснение: С 1847 года Островский создает драматургические произведения, приступает к пьесе «Банкрот» или «Свои люди — сочтёмся». Она выходит в журнале «Москвитянин» 16 марта 1850 года и сразу становится популярной. Но эту комедию запрещают печатать, признав, что она «обидна для русского купечества». Автор очень переживает по этому поводу.

Творчество Александра Николаевича признают народным. Литературный критик того времени Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского — это нечто новое, чему дали бы название “пьес жизни”».

Будучи и режиссёром, и постановщиком своих пьес, он проводит репетиции с актёрами и распределяет роли. По его мнению, театру «требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий громкий смех, горячие чувства, живые и сильные характеры».

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3888/conspect/

Краткое содержание сюжета драмы Островского Гроза: действующие лица, пересказ событий по главам

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Конфликт в ней — это борьба «темного царства» с новыми веяниями.

Оглавление:

  • Действующие персонажи пьесы
  • Основное содержание
  • Первое действие
  • Второе действие
  • Третье действие
  • Четвертое действие
  • Пятое действие

Когда произведение было опубликовано, его очень много обсуждали и критиковали. Прототипом главной героини явилась актриса театра Любовь Косицкая.

Она в дальнейшем и стала первой Катериной на сцене театра. Событием, послужившим причиной страданий молодой женщины, явилось прибытие в Калинов Бориса и их любовь.

Читатель становится очевидцем событий и чувств главной героини, которые и стоили ей жизни.

Это интересно: стихотворные размеры, таблица с примерами.

Основное действие драмы «Гроза» Александра Островского разворачивается в первой половине XIX в. Место действия — выдуманный автором город Калинов.

Действующие персонажи пьесы

Основные:

  • Катерина Кабанова — молодая женщина, супруга Тихона Кабанова. Тихоня и скромница. Чиста и правильна в помыслах. Очень болезненно переживает несовершенство окружающего мира,
  • Борис — молодой мужчина, имеющий хорошее образование. Приехал и живет у дядюшки Дикого Савла Прокофьевича. Любит Екатерину Кабанову,
  • Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) — мать мужа Катерины. Вдовствующая состоятельная женщина купеческого сословия. Угнетает всю свою семью в лице дочери, сына и невестки, а также прислуги. Не прочь подчинить и других себе,
  • Тихон Кабанов — сын Кабанихи и одновременно супруг Катерины. Нет своего мнения, и поэтому всегда подчиняется своей властной матери.

Это интересно: дата рождения Пушкина, его этапы жизни.

Другие персонажи:

  • Варвара — дочь Кабанихи. Девушка, по натуре своевольная, а угрозы матери для нее пустой звук,
  • Кудряш — приказчик богатого купца Дикого. Возлюбленный Варвары,
  • Савел Прокофьевич Дикой — купец. Человек, который имеет большой вес при решении многих важных вопросов в Калинове. Груб и невоспитан,
  • Кулигин — мещанин, полагающий, что прогресс победит все скверное в жизни,
  • Барыня — дама не в своем уме,
  • Феклуша — странница,
  • Глаша — служанка семейства Кабанихи.

Основное содержание

Для того чтобы узнать о конфликте и основных сюжетных линиях произведения, давайте быстро прочитаем пьесу «Гроза» Островский, краткое содержание по действиям.

Первое действие

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

В этот момент мужчины замечают купца Дикого Савлу Профьевича с племянником Борисом. Они о чем-то оживленно беседуют, племянник отчаянно жестикулирует. Речь между тем заходит о грубых поступках и самодурстве Дикого. Купец приближается к Кулигину и его компании. Он сильно недоволен Борисом и его приездом в город.

В процессе беседы читатель понимает, что у Бориса и его сестры никого нет, кроме дядюшки. Также становится ясно, что бабушка Бориса и его сестры, а значит, родная мать Савлы Дикого, оставила свое состояние внуку. При этом указав одним из условий добрые отношения дядюшки и внука. Купец и слышать не хочет об этом.

Дикой удаляется. Борис, Кудряш и Кулигин продолжают вести разговор о тяжелом нраве купца. Молодой человек жалуется на то, что ему не очень хорошо живется в городе, так как ему неведомы местные традиции.

Механик поведал, что многие в городе зарабатывают нечестным трудом и утверждает, что если у него когда-нибудь будут деньги, то он соберет на благо людей перпетуум-мобиле.

Приходит Феклуша и хвалит всех купцов города как благодетелей.

Борис чувствует жалость к механику-самоучке потому, что вряд ли ему удастся исполнить свою мечту и изобрести нечто полезное для общества. Дело даже не в его таланте, а в финансовом вопросе. Он против того, чтобы оставаться здесь и провести свои лучшие годы. Ругает себя ещё и за то, что «сдуру-то влюбиться вздумал…» Предмет вожделения — Екатерина Кабанова.

Затем на сцену выходят Катерина, Тихон, Кабаниха и Варвара. Мать и сын ведут беседу. Читатель наблюдает за тем, как обычно общается между собой это семейство. Тихон устал слушать постоянные наставления матери, но он все равно продолжает раболепно ей внимать. Кабаниха просит не таить греха и сказать ей, что Катерина стала важнее для него, чем собственная мать.

Марфа Игнатьевна сокрушается, что он вскоре и вовсе не будет ценить мать. Невестка, слушая сей разговор, отрицает слова матери мужа. Кабаниха еще больше наговаривает для того, чтобы остальные пожалели ее. Она утверждает, что мешает супружеской жизни Тихона и Катерины. Ее тирада так и дышит неискренностью. Через секунду мать уже рвет и мечет, называя Тихона слабохарактерным.

Марфа Игнатьевна полагает, что Катя обязана во всем быть послушной как мужу, так и свекрови.

«Станет ли жена бояться…» — вот основная фраза, характеризующая смысл семейных отношений по мысли сей представительницы «тесного царства» самодуров. Тихон согласен, что он обладает слабым характером. Марфа Игнатьевна уходит.

Тихон жалуется сестре на мать. Сестра говорит, что все мы сами в ответе за свои поступки и свой характер. Кабанов уходит к Дикому, чтобы выпить.

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Главная героиня вся в предчувствии чего-то страшного, возможно, даже смерти. Она говорит золовке, что Тихон — нелюбимый муж для нее.

Варвару очень беспокоит настроение Катерины и для того, чтобы его исправить, она делает все, что в ее силах — устраивает Катерине встречу с другим человеком.

Затем читатель снова видит Барыню, и она произносит пророческие слова, показывая на реку: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Этому верит Катерина и ей очень страшно. Варвара не верит словам Барыни, так как считает, что та во всем видит погибель.

Приходит Кабанов. Катерина ждет мужа, так как замужним женщинам в 19 веке запрещено было гулять одним.

Второе действие

Варвара полагает, что Катерина страдает из-за того, что она еще не любила. Женщину действительно очень молодой отдали замуж. Она не желает жить во лжи с человеком, которого не любит. Варвара убеждена, что снохе надо просто молчать, и ей жаль брата.

В этот момент Кабанову надо отбыть на 2 недели по делам очень срочно.

Вещи упакованы, карета подана, и здесь читатель наблюдает еще одну сцену, унижающую не только молодую супружескую пару, но и их чувства.

Читайте также:  Краткое содержание роковые яйца булгаков за 2 минуты пересказ сюжета

С подачки Кабанихи, Тихон сказал жене, чтобы она не смотрела на молодых мужчин. Катерина попросила мужа, чтобы он не оставлял ее, взял с собой. Она предчувствует беду. Кабанов отказывает ей.

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Катя одна. Ей жаль, что нет у нее ни сына, ни дочки. О них уж она смогла бы позаботиться. Варя говорит, что на калитке новый замок. Эту уловку она придумала для устройства свидания Катерины и Бориса.

Катерина осознает, что во многих ее несчастьях виновата Кабаниха. Она не хочет подаваться искушению и тайно встречаться с Борисом. Сам мужчина придерживается такого же мнения. Он не знает, какие чувства к нему испытывает Катерина.

Третье действие

Феклуша и Глаша ведут беседу о морали. При этом они считают семейство Кабановых последним оплотом моральных принципов, когда в Калинове кругом «Содом и Гоморра». Вспоминают Москву и говорят, что это очень беспокойный и суетный город, а оттого и люди ходят там недовольные и печальные.

Приходит изрядно выпивший Дикой. Он желает побеседовать с Кабанихой. Ей он признается, что все у него часто пытаются выпросить денег, и более всего раздосадован он на своего племянника.

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

По дороге им встречается Варвара. Она целуется с Кудряшом и говорит Борису, где и когда его будет ждать Катерина.

Ночь. Овраг под садом Кабановых. Кудряш поет. Борис признается ему и Варваре, что любит Катерину. Варя и Кудряш ушли на берег реки. Борис продолжает ждать. Молодая женщина появляется и очень испугана. Нервничает. Обнимает Бориса. Они говорят друг другу о своей любви.

Встреча влюбленных длится недолго, так как Кабаниха может заметить отсутствие невестки. Вдруг прибывает Тихон.

Четвертое действие

Прошло десять дней после предыдущих событий. На сцене слышится, как гремит гром. Калиновцы прогуливаются по аллее с видом на реку. На стене нарисованы сцены геенны огненной. Дикой и Кулигин оживленно спорят.

Механик просит у купца денежные средства на его новое изобретение — громоотвод. Механик говорит Дикому, что тот не осознает всей важности этого открытия. Купец грубо обрывает Кулигина и называет его «червяком».

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

У Катерины все отчетливее предчувствие смерти. Кабанов просит ее покаяться, так как сильно обеспокоен поведением жены. Разговор заканчивается с появлением Варвары. Появляется Борис и приветствует Кабанова. Катя бледнее смерти. Варвара дает понять Борису, чтобы он ушел, так как Марфа Ипатьева может что-нибудь понять.

Кулигин призывает, чтобы люди не пугались грозы.

Катерина утверждает, что сегодня она станет ее жертвой. Золовка и муж не могут ее понять. Варвара просит ее не беспокоиться, а Кабанов велит отправиться домой.

Приходит Барыня. Он снова говорит Катерине пророческие слова. Та в исступлении кается перед мужем и свекровью. Читатель узнает, что встречались они в течение десяти дней пока не было Кабанова.

Пятое действие

Кабанов и Кулигин разговорит о признании Кати. Тихон думает, что часть вины лежит на его матушке, которая ненавидит невестку. Он смог забыть измену жены, но реакция Кабанихи для него непреодолимое препятствие. Кабанихина семья исчезает как песочный замок. Из нее сбежала ее дочь со своим возлюбленным.

Глаша рассказала, что нигде нет Катерины. Все бросаются на ее поиски.

Краткое содержание Островский Горячее сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Доносятся крики людей. Читатель из них узнает, что неизвестная женщина кинулась в воду. Тихон осознает, что это его супруга и хочет броситься за ней следом. Марфа Игнатьевна удерживает его. Тело Катерины принесено Кулигиным. Она прекрасна, как и тогда, когда была живой. На виске лишь капелька крови.

Кабанов говорит: «…я зачем-то остался жить на свете и мучиться!» Он понимает, что нет больше «луча света» в темном царстве. Прочитав пьесу «Гроза» — краткое содержание по главам — мы понимаем, что Островский вкладывает в уста Тихона Кабанова весь смысл трагедии: как плохо, когда силы «темного царства» побеждают.

Даже необязательно полностью читать «Грозу» — краткое содержание по действиям дает понять читателю, как сложно приходится «птицам» в «темном царстве». Таким как Катерина, Кулигин, Борис и другие персонажи пьесы. События пьесы разворачиваются на фоне обычных бытовых дел, а заканчиваются трагедией — смертью Катерины, главной героини произведения.

С первого взгляда незамысловатый сюжет имеет несколько линии развития. И не заканчивается лишь непростой любовью главной героини и Бориса. Читатель наблюдает конфликты второстепенных персонажей:

  • механика Кулигина и купца Дикого,
  • Вареньки Кабановой и приказчика Кудряша.

Это и делает пьесу особенной.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/kratkiy-pereskaz-pesyi-a-n-ostrovskogo-groza

Краткое содержание “Еще пересказ Островский Гроза” Островский А. Н

События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие – в общественном саду на высоком берегу Волги.

Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми – Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным – о грубых выходках и самодурстве Дикого.

Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии.

Он же приехал

к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить часть наследства бабушки, которое Дикой должен ему отдать согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за “бла-а-лепие”, а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. “Кабановы?” – переспрашивает Борис: “Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем”, – поясняет Кулигин.

Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоем с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне.

Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит “неладное что-то”. Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас.

Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что “красота-то в самый омут ведет”, и пророчит адские муки. Катерина страшно пугается, а тут еще “гроза заходит”, она торопит Варвару домой к образам молиться. Второе действие, происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей.

Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передает баснословные рассказы о дальних странах, где люди с песьими головами “за неверность” и т. п.

Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передает от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона.

Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы.

Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять ее в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: “Мало ли что придет в голову…” Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает.

Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и дает ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поко-лебавшись, прячет в карман. Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома.

Феклуша и Кабаниха беседуют о “последних временах”, Феклуша говорит, что “за грехи наши” “время в умаление приходить стало”, рассказывает о железной дороге (“змия огненного стали за-прягать”), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут еще худших времен. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить.

Пока Дикой угощается, приходит присланный семьей Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства.

Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: “Хоть бы одним глазком взглянуть на нее!” Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.

Вторая сцена представляет ночное гулянье молодежи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать – “дождешься чего-нибудь”.

Происходит свидание Катерины и Бориса. После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. “Что меня жалеть – никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня!

Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса).

Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Все четвертое действие, происходящее на улицах Калинова, – на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, – идет на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы.

Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником.

Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод, Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы “шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться” грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мржу в измене.

Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждет, что ее, не покаявшуюся в грехе, убьет молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что “гуляла” с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: “Что, сынок!

Куда воля-то ведет; Вот и дождался!” Последнее действие снова на высоком берегу Волги.

Тихон жалуется Кулигину на свое семейное горе, на то, что мать говорит о Катерине: “Ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!” “А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть”.

Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту.

Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы “она с тоски-то на себя руки не наложила!”, и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену. Появляется Катерина, она жалуется на свое отчаянное положение в доме, а главное – на страшную тоску по Борису. Ее монолог заканчивается страстным заклинанием: “Радость моя!

Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!” Входит Борис. Она просит его взять ее с собой в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу.

Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые “прилетят на дерево, будут петь, детей заведут”. “Опять жить?” – с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: “Друг мой! Радость моя! Прощай!” и уходит.

Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: “Женщина в воду бросилась!” Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами: “Прокляну, коли пойдешь!” Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. “Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!” Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: “Маменька, вы ее погубили!” и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!” – этими словами Тихона завершается пьеса.

Deike.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-eshhe-pereskaz-ostrovskij-groza-ostrovskij-a-n/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector