Краткое содержание отрывки из журнала маши одоевский за 2 минуты пересказ сюжета

Подробности Категория: Владимир Одоевский

8 января 18.. годаСегодня мне исполнилось десять лет… Маменька хочет, чтобы я с сего же дня начала писать то, что она называет журналом, то есть она хочет, чтоб я записывала каждый день все, что со мною случится… Признаюсь, я этому очень рада. Это значит… что я уже большая девушка!..

Сверх того, как весело будет через несколько времени прочитать свой журнал, вспомнить все игры, всех приятельниц, всех знакомых… Однако ж, должно признаться, это и довольно трудно.

До сих пор я брала перо в руки только затем, чтоб или списать пропись, или написать маленькое письмецо к бабушке… Да, это совсем нелегко! Однако ж увидим… Ну, что ж я делала сегодня? Проснувшись, я нашла на столике, подле кровати, маменькины подарки.

Маменька подарила мне прекрасную книжку в сафьяновом переплете для моего журнала; папенька подарил мне очень хорошенькую чернильницу с колокольчиком. Как я этому рада! Я все это положу на мой столик – и мой столик будет точь-в-точь как папенькин… Как я этому рада!

Я обедала… Маменька послала меня почивать.

Краткое содержание Отрывки из журнала Маши Одоевский за 2 минуты пересказ сюжета

9 январяКраткое содержание Отрывки из журнала Маши Одоевский за 2 минуты пересказ сюжетаСегодня я показывала маменьке мой вчерашний журнал. Маменька была им недовольна. «Зачем, – спросила она, – я не вижу в твоем журнале ни слова о том, что ты делала утром и после обеда?» Я не знала, что отвечать на это, да и мудрено было бы отвечать… потому что я вчера вела себя очень дурно: и журнал, который мне маменька велела вести, и чернильница, которую папенька мне подарил, все это как-то перемешало у меня мысли в голове, и когда поутру пришел ко мне братец Вася звать меня с собою играть, я показала ему мою сафьянную книжку и отвечала, что я уже не могу с ним больше играть, что я уже большая. Братец рассердился, расплакался, схватил мою книжку и бросил ее под стол. Это меня также рассердило; я поворотила его к дверям и толкнула, несмотря на нянюшку. Вася споткнулся, упал и ушибся, и когда няня стала мне выговаривать, то я, вместо того чтоб бежать к Васе и утешать его, сказала в сердцах, что он стоит того. В это время пришла маменька, но я так же и ее слов, как нянюшкиных, не послушалась, за что маменька приказала мне не выходить из моей комнаты… Только уже к вечеру я помирилась с Васей. Всего этого у меня духу недостало записать вчера в журнал, и я сегодня спрашивала у маменьки: неужели я в нем должна записывать даже все то, что я сделаю дурного в продолжение дня? «Без сомнения, – отвечала маменька, – без того какая же польза будет в твоем журнале? Он пишется для того, чтобы в нем находилось все, что человек делает в продолжение дня, чтобы потом, прочитывая записанное, он не забывал о своих дурных поступках и старался бы исправиться. Это называется, – прибавила маменька, – отдавать себе отчет в своей жизни».

Краткое содержание Отрывки из журнала Маши Одоевский за 2 минуты пересказ сюжета

Что же делать, чтоб не было стыдно, чтобы журнал не рассказывал, как я шалила, как я капризничала?.. Вижу ясно одно средство… не шалить, не капризничать и слушаться маменьки… Однако же это очень нелегко.

Сегодня все учителя были мною очень довольны. После обеда я весь вечер играла с Васей в такую игру, которую я совсем не люблю: в солдаты. Маменька меня за то очень похвалила, а Вася бросился ко мне на шею и расцеловал меня.

От этого мне стало так весело…

10 январяСегодня у нас была гостья – прекрасная дама! На ней была прелестная шляпка с перьями, я непременно такую же сделаю для моей куклы. После обеда я пришла в гостиную. Папенька и маменька разговаривали с дамой.

Многого из их слов я не понимала; одно только я заметила: эта дама очень удивлялась, отчего у нас в доме так мало слуг, а между тем все в таком порядке. «Вы, верно, – сказала она маменьке, – очень счастливы в выборе людей». – «Нет, – отвечала маменька, – но я сама занимаюсь хозяйством». – «Как это можно? – возразила дама.

– Я так этого никак не могу сделать». – «Кто же у вас смотрит за домом?» – спросил папенька. «Мой муж», – отвечала дама. «Ну, теперь неудивительно, – возразил папенька, – что у вас слуг вдвое больше нашего, а между тем все не делается в доме, как бы надобно.

Муж ваш занят службою, целое утро он не бывает дома, возвращается и работает целый вечер, когда же ему заниматься хозяйством? И потому у вас им не занимается никто».

– «Это почти правда, – отвечала дама, – но что же делать? Как этому помочь?» – «Смею думать, – сказал папенька, – что заниматься хозяйством – дело женщины; ее дело входить во все подробности, сводить счеты, надсматривать за порядком».

– «Для меня это невозможно, – отвечала дама, – я не так была воспитана: я до самого моего замужества не имела понятия о том, что называется хозяйством, только и умела, что играть в куклы, одевать себя и танцевать. Теперь я бы и хотела подумать о хозяйстве, да не знаю, как приняться.

Какое я ни дам приказание – выйдет вздор, и я в отчаянии уже решилась предоставить все мужу или, лучше сказать, никому». Тут папенька долго ей говорил, что ей должно делать, чтобы выучиться тому, чему ее в детстве не учили, но я многого не могла понять из его слов. Они еще разговаривали, когда к ней прискакал человек из дому и сказал, что ее маленький дитятя после кушанья очень занемог. Дама вскрикнула, испугалась и сама так вдруг сделалась больна, что маменька не решилась отпустить ее одну, а поехала к ней с нею вместе.

11 январяМаменька вчера возвратилась очень поздно и рассказывала, что дитятя занемог от какой-то нелуженой кастрюльки, доктора думают, что он не доживет до утра. Маменька никак не могла удержаться от слез, рассказывая, как страдал бедный мальчик, – и я заплакала.

Я никак не могла понять, каким образом дитя могло занемочь от нелуженой кастрюльки; но когда папенька сказал: «Вот что может произойти, когда мать семейства сама не занимается хозяйством!» – «Как? – спросила я.

– Неужели дитя умирает от того, что его маменька не занимается хозяйством?» – «Да, моя милая, – отвечал папенька, – если б его маменьку с детских лет приучали заниматься домом больше, нежели танцами, тогда бы с нею не было такого несчастна». – «Ах, боже мой! – вскричала я, бросившись к маменьке на шею.

– Научите меня хозяйству!» – «Изволь, моя милая, – отвечала маменька, – но только этого вдруг сделать нельзя; надобно, чтоб ты привыкла помаленьку, да достанет ли у тебя и терпения?» – «О, уверяю вас, что достанет!» – «Хорошо, – сказала маменька, – мы сделаем опыт. Ты видела в комоде, что в твоей комнате, свое белье?» – «Видела, маменька».

– «Заметила ли ты, что когда прачка Авдотья приносит белье к твоей нянюшке, то нянюшка принимает его по счету?» – «Заметила, маменька». – «Теперь, вместо нянюшки, ты будешь принимать белье от Авдотьи». – «Но как же, маменька, я упомню, сколько какого белья? Я заметила, что и нянюшка часто ошибается и спорит с Авдотьей».

– «Я не удивлюсь этому, – сказала маменька, – потому что твоя нянюшка не знает грамоте, для тебя же большою помощью будет то, что ты умеешь читать и писать. Ты запиши на бумажке все свое белье и отметь, сколько какого. Когда Авдотья будет тебе приносить его, то ты, смотря на бумажку, поверяй, все ли то принесла Авдотья, что ты ей выдала».

– «Ах, маменька, это очень легко! Как хорошо, что я умею читать и писать!» – «Вот видишь ли, моя милая, – заметила маменька, – помнишь, как ты скучала, когда заставляли тебя читать книжку или списывать прописи, ты мне тогда не хотела верить, как это необходимо». – «О, маменька! – вскричала я.

– Теперь во всем буду вам верить, но скажите мне, разве и белье принадлежит к хозяйству?» – «Да, моя милая, это составляет часть хозяйства, прочее ты узнаешь со временем, теперь заметь, один раз навсегда, что без порядка не может быть и хозяйства, а порядок должен быть и в белье, и в содержании прислуги, и в покупках, и в собственном своем платье, словом, во всем, и ежели не наблюдать порядка в одной какой-либо вещи, то слуги не будут его наблюдать и в другой, и оттого все в доме пойдет навыворот, от этого-то и происходят такие несчастна, какое случилось с дитятею этой дамы».

Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/odoevskyskz/otryvkiizzhurnalamashiodoevsky

Читать сказку Отрывки из журнала Маши — Владимир Одоевский, онлайн бесплатно с иллюстрациями

Отрывки из журнала Маши (рассказы)

9 маяСегодня я проснулась очень рано: я почти не могла спать от мысли, что сегодня я сама пойду в магазины, сама буду выбирать себе платья, сама буду платить за них. Как это весело!..Я возвратилась домой.

Как странно жить в этом свете и как еще мало у меня опытности! Войдя в лавку, я стала рассматривать разные материи; прекрасное тибе, белое с разводами, бросилось мне в глаза.– Можно мне купить это? – спросила я у маменьки.– Реши сама, – отвечала она. – Почем аршин? – продолжала маменька, обращаясь к купцу.

– Десять рублей аршин, это очень дешево; это настоящая французская материя; ее ни у кого еще нет.– Тебе надобно четыре аршина, – заметила маменька, – это составит сорок рублей, то есть больше того, что ты назначала на два платья.

– Да почему же, маменька, я обязана издержать на мое платье только тридцать рублей?– Обязана потому, что надобно держать слово, которое мы даем себе.

Скажи мне, что будет в том пользы, если мы, после долгого размышления, решимся на что-нибудь и потом ни с того ни с сего вдруг переменим свои мысли?Я чувствовала справедливость маменькиных слов, однако ж прекрасное тибе очень прельщало меня.

– Разве мне нельзя, – сказала я, – вместо двух платьев сделать только одно?– Это очень можно, – отвечала маменька, – но подумай хорошенько: ты сама находила, что тебе нужно два платья, и действительно тебе без новых двух платьев нельзя обойтись; ты сама так думала, пока тебя не прельстило это тибе.

Вот почему я советовала тебе привыкнуть заранее назначать свои издержки и держаться своего слова.Еще раз я почувствовала, что маменька говорила правду, но невольно вздохнула и подумала, как трудно самой управляться с деньгами. Кажется, купец заметил мое горе, что тотчас сказал мне:– У нас есть очень похожий на это кембрик.

В самом деле, он показал мне кисею, которая издали очень походила на тибе; я спросила о цене; три рубля аршин. Эта цена также была больше той суммы, которая назначена была мною на платье.– Нет, это дорого, – сказала я маменьке.Маменька улыбнулась.– Погоди, – сказала она, – может быть, другое платье будет дешевле, и мы сведем концы.

И точно: я нашла прехорошенькую холстинку по рублю пятидесяти копеек аршин. Таким образом эти оба платья вместе только тремя рублями превышали сумму, мною для них назначенную.– Не забудь, – сказала маменька, – что мы должны навести эти три рубля на других издержках.Мы просили купца отложить нашу покупку, сказав, что пришлем за нею, и пошли в другой магазин. Там, по совету маменьки, мы купили соломенную шляпку, подложенную розовым гроденаплем, с такою же лентою и бантом. За нее просили двадцать рублей, но когда маменька поторговалась, то ее отдали за семнадцать рублей. Потом мы пошли к башмачнице; я там заказала себе ботинки из дикенького сафьяна за четыре рубля. Оттуда мы пошли к перчаточнице и купили две пары перчаток.– Я предвидела, – сказала маменька, – что мы что-нибудь забудем; ведь нам надо взять подкладочной кисеи к твоим платьям.

Читайте также:  Краткое содержание лондон мексиканец за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Отрывки из журнала Маши Одоевский за 2 минуты пересказ сюжетаЯ смотрела на эту даму с удивлением и даже, боюсь сказать, с какою-то завистью. Как она должна быть богата, думала я. Между тем маменька взяла подкладочной кисеи и сказала мне: «Пойдем же, Маша». Маменькин голос заставил даму оборотиться; она тотчас встала и подошла к маменьке.– Ах! Это ты, Катя! – вскричала она. – Тебя нигде не видно, ты совсем забыла меня, а помнишь, как мы вместе учились танцевать?Маменька отвечала ей, что у нее домашние хлопоты отнимают все время, и к тому же, прибавила она, тебя никогда не застанешь дома.

– О, это просто эпиграмма на меня! – отвечала дама. – Напротив, я сейчас еду домой. Поедем вместе со мною, я тебе покажу новую картину, которую купил мой муж. Он уверяет, что она чудесна; ты большая мастерица рисовать и скажешь мне о ней свое мнение. Как бы я рада была, если б мой муж ошибся! Может быть, это бы его отучило от страсти к картинам: он на них совершенно разоряется.

После некоторого сопротивления маменька согласилась; мы сели в карету богатой дамы и поехали к ней.Я не могла удержаться и сказала:– Ах! Как весело ездить в карете.– Да, – заметила дама, – я не знаю, как можно обходиться без кареты.– Однако же, – промолвила маменька, – есть люди, которые без нее обходятся.

– Вообрази себе, Катя, – отвечала дама, – что муж мой хотел обойтись без кареты и ездить всегда в кабриолетке, но я доказала ему, что без кареты обойтись невозможно.

– Но когда содержание кареты превосходит наше состояние, тогда что делать?– Уж что бы там ни было, – отвечала дама, – но карета – вещь необходимая; надобно же иногда приносить жертву тому месту, которое мы занимаем в свете.Маменька взглянула на меня – я поняла ее. Мы приехали.Маменька прошла с дамой в ту комнату, где была картина, а я осталась в гостиной.

Здесь, на ковре, играла маленькая дочь хозяйки; никто ею не занимался; на ней было бархатное платьице, но уже довольно старое; поясок заколот булавкою, потому что пряжка была изломана; пелеринка была смята и изорвана; башмаки стоптаны.Когда мы вышли от этой дамы, я спросила у маменьки, заметила ли она странный туалет дитяти.

– Как не заметить, – отвечала она, – эта дама гораздо богаче меня, но дочь ее носит стоптанные башмаки, тогда как у тебя новые; это оттого, что моя приятельница целый век думает только о своих прихотях; никогда не соображает своего прихода с расходом; что она ни увидит, ей всего хочется; покупает все, что ей ни понравится, и мысль о том, что она может вконец разориться, оставить дочь без куска хлеба, ей никогда не приходит в голову. Она ничего не видит дальше настоящей минуты. Я того и жду, что она скоро совсем разорится и горькою бедностию заплатит за свою теперешнюю роскошь.Это меня поразило.– Ах, маменька, – сказала я, – клянусь вам, что я никогда не дам над собою воли прихотям.– Обещай мне, по крайней мере, стараться об этом, – заметила маменька. – С первого раза трудно научиться побеждать себя.Тут мы вошли в магазин, где я выбрала пояски, потому что маменька хотела за один раз купить все нужное, говоря, что не надобно понапрасну терять времени. Пока мы разбирали пояски, я увидела прекрасный шейный платочек, и мне очень его захотелось; он стоил только пять рублей.– Маша, – сказала мне маменька, – ведь это – прихоть.– Но, маменька, – возразила я, – мне очень нужен шелковый платочек, у меня ведь нет ни одного; у меня еще довольно осталось денег, почему же мне не купить этот платочек?– А сколько у тебя осталось денег?– Двадцать рублей… доход мой за целый месяц.– Вспомни, что тебе надобно заплатить еще по крайней мере десять рублей за шитье платьев и также оставить что-нибудь в запасе, потому что до окончания месяца ты можешь иметь еще нужду в деньгах.– Но, маменька, если я куплю этот платочек, у меня еще останется пять рублей.– Тебе очень захотелось этого платочка, он стоит довольно дорого, а ты можешь без него обойтись. Знаешь ли ты, Маша, что на эти пять рублей можно купить десять аршин выбойки, а из десяти аршин выйдет два платья дочерям той бедной женщины, которая к нам ходит и которая так долго была больна и не могла работать.Эти слова привели меня почти в слезы.– Нет, маменька, – сказала я, – я не хочу платочка, купите на пять рублей выбойки для бедных малюток.

Краткое содержание Отрывки из журнала Маши Одоевский за 2 минуты пересказ сюжета– Я очень рада, – сказала она, – что ты хочешь употребить деньги на действительную нужду, а не на прихоть. Ты сегодня сделала большой шаг к важной науке – науке жить. Когда тебе будет двенадцать лет, тогда ты мне будешь помогать в хозяйстве всего дома.– Ах, как это будет весело, милая маменька! Только я не буду знать, как за это приняться, – сказала я, подумав немного.

– Не будешь уметь приняться? Ты примешься за все хозяйство точно так же, как принялась за свое собственное. Теперь запиши в своей книжке все, что ты издержала, это всегда надобно делать тотчас.

Чтобы не забыть всего того, что мы говорили в продолжение всей этой недели, напиши на первом листе слова апостола Павла: «Тот богат, кто довольствуется тем, что имеет».

Запиши также, – прибавила маменька, – слова Франклина, великого человека, которого историю я когда-нибудь тебе расскажу: «Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро ты будешь продавать то, что тебе необходимо».

— КОНЕЦ —

Источник: https://vini-puh.ru/odoevskij-v/otryvki-iz-zhurnala-mashi-vladimir-odoevskij/6/

Краткое содержание: Отрывки из журнала Маши (Одоевский)

Сегодня нам предстоит познакомиться с Одоевским и его работой Отрывки из журнала Маши, а для того, чтобы быстро познакомиться с произведением, предлагаем вам прочитать Отрывки из журнала Маши в кратком содержании.

Одоевский Отрывки из журнала Маши

Отрывки из журнала Маши начинаются тем, что с 8 января Маша по просьбе мамы начала вести свой личный журнал, где она должна была записывать все, что с ней происходило в течение дня. Вот как раз 8 января она получила подарки от родителей. От папы чернильницу, а от мамы сафьяновую книгу для журнала.

9 число

Маша показывает журнал своей маме, но та недовольна, ведь Маша сюда много чего не записала. Маша вспомнила, как не слушалась маму, как грубила няне, как поругалась с братом Васей. Маша удивилась, ведь, неужели и плохое нужно записывать в журнал.

Мама же ответила, что в журнал пишется все и плохое в том числе, а иначе от дневника не будет толку. Он и нужен для того, что отдавать себе отчет.

Маша задумывается о том, как быть, чтобы не писать плохого в дневник, ведь порой, когда вспоминаешь о шалости, становится так стыдно, а тут дневник будет постоянно напоминать. И она делает вывод не шалить и быть послушной, что очень трудно будет для нее.

В этот день она весь вечер играла с братом в любимую его игру, хотя Маше она не нравилась. Мама была довольна, а брат за это расцеловал сестру.

10 число

Маша пишет о том, что в этот день к родителям наведалась какая-то женщина. Она была прекрасна.

Разговор девочка почти не поняла, услышала лишь о том, что речь вели о домашнем хозяйстве и если у Маши хозяйством занималась мама, то в семье у данной гостьи хозяйство вел муж, а так как ему некогда, ведь он еще и работал, то в доме было очень много прислуги.

Женщина же призналась, что не научили ее в детстве вести хозяйство, вот и есть, как есть. Тут прибежали слуги и доложили, что ребенок женщины заболел. Гостья отправилась домой, а мама Маши ее сопровождала.

11

Мама Маши пришла поздно и сообщила, что ребенок может не дожить и до утра. Как она сообщила, причиной недуга была нелуженая кастрюлька. Отец же подметил, что виной всему неумение женщины вести хозяйство и тут Маша испугалась.

Она захотела научиться вести хозяйство и о своем желании заявила родителям. Мама же сказала, что учиться нужно постепенно. Для начала мама поручила Маше вести счет своему белью, которое приносят из прачечной.

Сначала Маша испугалась, но мама разъяснила, что нужно просто записывать сколько какого белья Маша отдает, а сколько приносят. Маша обрадовалась, что умеет читать, считать и писать и порученное задание ей показалось легким.

При этом мама сказала, что важен порядок во всем, даже в таких мелочах, как белье, только тогда будет все хорошо и не приключится подобное несчастье, как с ребенком незнакомки.

12

Двенадцатого числа сообщили о смерти ребенка и о том, что мать ребенка в отчаянии. Маша же решила для себя, что нужно во что бы-то ни стало, научиться хозяйствованию.

Тут к отцу на стол положили какие-то картинки, как потом отец объяснил, что это карты. Также ему пришлось объяснить Маше, что такое вообще карта и что на ней изображается. Маше стало интересно и она захотела узнать в подробностях о других землях.

Отец пообещал ей рассказать об истории позже, только Маша должна напомнить ему.

17 января

Маше принесли с прачечной белье. Все было правильно, ничего не потерялось. Маша поняла, насколько мама был права. Затем Маша пошла к отцу и напомнила ему о том, что он обещал рассказать об истории. Отец и сказал Маше, что ее журнал, это ее история, ведь история — это то, что уже прошло и о чем написали.

Историей семьи было бы собрание всех журналов в единое целое.

И так у каждого человека, у каждого города, у каждой страны есть своя история, свои традиции, причем с каждый веком эти традиции, мода может меняться, поэтому и получается, что прадедушка Маши одет в совершенно иные одежды, у них тогда были другие взгляды и об этом расскажет история, но об этом Маша будет узнавать постепенно.

19

В этот день мама дарит Маше интересный прибор. Она сказала, что он нужен для кухни. Этот прибор познакомит Машу со всем необходимым, что пригодится на кухне. Он расскажет, как какая посуда называется и тому подобное. Маша так увлеклась, что аж расстроилась, когда няня ее позвала одеваться на бал к Воротынским.

20

На балу Маше пришлось ждать свой танец и она заскучала, однако с ней стала разговаривать Таня, очень интересная девочка, которое много умеет и много знает. С ней Маше было интересно и время пролетело быстро.

Потом к Маше подошли другие подружки и стали насмехаться над Таней все потому, что она сама готовит на кухне, в то время как у других это делают повара. Маша не знала, как поступать, но приняла сторону большинства.

Однако все круто изменилось, когда госпожа Воротынская позвала девочек для игры. Все задания, которые были заданы, девочки не могли выполнить, и лишь одна Таня могла, причем помогала и другим.

После этого на девочку посмотрели по-другому, а Маша вообще обняла Таню и извинилась за свое поведение. Ей было стыдно. Маша просит маму, чтобы она разрешила приехать Тане к ним в гости.

Сегодня папа Маши предложил ей и братьям поиграть в игру, нужно было на карте прочертить путь к Москве. Этот путь они уже проделывали по-настоящему, нужно было только вспомнить, какой город за каким следовал.

Дети должны были вставлять пуговки с соответствующим названием городов. С обычной картой дети справились.

А вот, когда отец положил так называемую немую карту, где не было надписей, а лишь линии — меридианы, дети стали ошибаться и тут отец сказал, что скоро научит детей ориентироваться по карте даже той, где нет названий городов.

1834 год Второе мая

Маша вошла к маме в комнату и увидела тяжелый мешочек, где находились пятьсот рублей. Маше показалось, что это много, тогда она не понимает, почему мама все время говорит, будто денег нет.

Читайте также:  Краткое содержание плавт хвастливый воин за 2 минуты пересказ сюжета

Тогда мама на примерах показала и рассказала, что такое деньги и что собой представляет стоимость, ценность.

Мама познакомила Машу с такими понятиями, как бедность и богатые, при этом она рассказала, как не умея вести хозяйство и неправильно распоряжаясь деньгами, можно из богатого в один день стать бедным.

Также мама рассказала, что людям приходится жить, согласно своего положения в обществе, а это значит, что они не могут носить дешевые одежды и жить в небольшой лачуге. Как ни как, их положение в обществе требует от них определенный затрат, чтобы соответствовать и не быть посмешищем в глазах других.

Для Маши все это было очень сложно, но она хотела научиться вести счет деньгам и в этом ей мама вызвалась помочь. Отныне она будет выделять на Машу деньги, которые она сама должна будет распределять на свои нужды и потребности. Все расходы и приходы она должна будет вносить в книгу, которую вручила ей мама.

8 мая

Целую неделю Маша ничего не писала в своем журнале, так как хотела «переварить» информацию, а после все изложила на листе и мама сказала, что она верно все поняла. Далее Маша взяла 85 рублей, которые дала мама и написала, что это приход.

Мама посоветовала распределить деньги правильно, а для этого заранее нужно подумать, чего не хватает Маше на лето. И какую сумму нужно на это выделить. Как оказалось, нужно докупить два платья, шляпу, ботинки, перчатки.

Мама посоветовала не тратить все деньги, ведь бывают непредвиденные обстоятельства, да и нужно делать так, чтобы от выделенной суммы что-то оставалось к следующему месяцу.

9 мая

Маша в радостном настроении, ведь сегодня она отправляется с мамой по магазинам. И вот они зашли в одну из лавок, где Маша стала рассматривать ткани.

Ей захотелось купить дорогие ткани, но мама сказала дочери, что не нужно отступать от того, что было принято ранее и если они заранее запланировали потратить на платья не более тридцати рублей, то так и должно быть. Маша выбирает ткани дешевле, затем они идут покупать перчатки, обувь, шляпу.

Когда они вернулись в магазин тканей за своей покупкой, они встретили знакомую мамы Маши, которая без разбору покупала все ткани, рассказывая, что это на вечер, то на просто так и тому подобное. Затем женщина позвала маму Маши к себе домой, чтобы та оценила картину, купленную мужем. Мама Маши нехотя соглашается.

Они едут в карете. Маша довольна такой поездке, однако мама Маши говорит, что нужно жить не как хочется, а по своим возможностям. На что женщина сказала, что можно в чем-то другом отказать, но комфорт прежде всего.

Пока женщины ходили смотреть картину, Маша была внизу и увидела маленькую дочку женщины, которая была ужасно одета в старые ткани, была обута в потертые башмаки.

Уже по дороге домой Маша спросила маму о девочке, на что та сказала, что из-за своих прихотей, ее подруга никого и ничто не замечает вокруг, а нужно жить по своим возможностям и никого не обделять из семейства. Когда мама с дочкой вновь пришли на рынок, чтобы взять еще и пояски, Маше приглянулся шейный платок, который стоил пять рублей.

Маша его захотела, но мама сказала, что это ненужная прихоть. Маша не согласилась с ней, но, когда мама сказала, что на эти деньги можно купить два недорогих платья для дочерей их прислуги, то Маша отказалась от своей затеи и попросила купить ткани для платьев тем двум девочкам. Мама была довольна дочерью.

Она ей сказала, что уже скоро Маша будет вместе с ней вести полное хозяйство, сразу, как ей наступит двенадцать. Затем посоветовала сразу в тетрадь внести все расходы и остаток, а также вписать фразу: Тот богат, кто довольствуется тем, что имеет.

Также мама сказала записать еще одно важное высказывание, которое звучит так: Если покупать то, что тебе не нужно, то вскоре будешь продавать то, что необходимо для тебя. На этом Отрывки из журнала Маши прерываются.

Одоевский Отрывки из журнала Маши главные герои

В произведении Одоевского Отрывки из журнала Маши главным героем, а вернее героиней является Маша, та самая девочка, которая ведет свой журнал, записывая все происходящее.

Это хороший, славный, а главное, умный ребенок, который уже в свои годы может рассуждать как взрослый, она ответственна и серьезная.

Кроме Маши в произведении фигурирует ее отец и мама, которые учат Машу правильно жить и вести хозяйство, а эти умения очень пригодятся в будущем.

Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-otryvki-iz-zhurnala-mashi-odoevskij.html

Краткое содержание «Отрывки из журнала Маши»

8 января 1833 года

Девочка Маша на страницах дневника рассказывает, что состоялось ее десятилетие. Родители посчитали, что она уже взрослая и может вести собственный журнал для записей. Мама подарила дневник с твердой обложкой, а папа – симпатичный флакончик для чернил.

9 января

Днем позже девочка дала маме посмотреть, что она написала в дневнике. Пролистав книжку, мама выразила недовольство поведением Маши – девушка не сделала запись о своем плохом поступке.

Оказывается, ее позвал играть ее брат Вася, но та не согласилась, показав дневник и сообщив, что она уже взрослая для игр. Вася начал плакать и швырнул книжку на пол. Маша разозлилась и толкнула брата.

Тот упал и ушиб коленку.

Все произошло на глазах у няни, которая тут же рассказала о поступке Маши ее маме.

Машу наказали, заперев в своей комнате до конца дня, а не записала она о случившемся в дневник, потому что чувствовала сильный стыд.

Мама сказала, что в записной книжке нужно рассказывать даже о плохих вещах, чтобы перечитывать и выносить для себя урок. Маша решила совершать только хорошие поступки, тогда плохих в журнале не будет.

10 января

В гости к папе и маме Маши приехала богатая женщина в красивой одежде. Женщину восхитил царивший повсюду порядок. Она принялась нахваливать горничных, но мама девочки возразила, сказала, что она сама убирает по дому.

Дама не умела сама вести хозяйство, а только красиво одеваться и петь. За домом всегда присматривал ее муж, но он сейчас на службе, поэтому вокруг один бардак.

Неожиданно за красивой дамой кто-то приехал и сообщил, что ее ребенок отравился из-за плохо приготовленного блюда. Мама Маши отправилась в больницу вместе с ней.

11 января

Мама вернулась поздно вся заплаканная. Она не могла поверить, что сын ее приятельницы может умереть. Произошедшее очень удивило Машу и оказало на нее большое влияние.

Она попросила маму научить ее приглядывать за домом, но родительница ответила ей, что этому нужно учиться по шагам. Для начала она сказала, что теперь не няня, а Маша будет забирать белье из прачечной.

Так Маша узнала, что стирка тоже является важной частью ведения хозяйства.

12 января

Сын красивой дамы умер. Узнав об этом, Маша решила следить за хозяйством вдвойне усерднее. Она приняла белье по реестру и рассчитала, какое количество мыла понадобится для стирки. Маша сделала все правильно и даже не поссорилась с прачкой, чему очень удивилась няня, которая постоянно спорила с ней.

Также папа Маши дал девочке посмотреть географическую карту и объяснил, почему она необходима путешественникам. Когда разговор зашел про историю, Маша узнала, что, оказывается, раньше люди жили совсем не так, как она и ее родители живут сейчас. У них были другие наряды и другой этикет. Маша решила, что изучать историю, должно быть, очень интересно.

  • 19 января
  • Мама подарила девочке детский кухонный прибор, чтобы Маша лучше разбиралась в том, что используется на кухне для приготовления еды.
  • 20 января

Накануне вечером Маша посетила торжество в доме знатной графини. Там были многие ее подруги и маленькая хозяйка – дочка графини Мими.

Маше все нравилось, но вдруг она заметила девочку в скромном наряде, которая сидела почему-то одна. Маша начала разговаривать с ней.

Девочку звали Таня, она умела красиво рисовать, делать из бумаги фигурки и красить красками. Маше было очень интересно ее слушать.

Неожиданно Машу отвела в сторону Мими. Она объяснила, что с Таней никто не разговаривает, потому что Таня – дочь простого учителя. Поговаривают, она даже ходит к нему на кухню. Все девочки начали дразнить Таню, обращаться к ней не иначе как «кухарка», а Маша не стала ее защищать, потому что боялась идти против подруг. Она чувствовала ужасный стыд.

К детям подошла графиня, которая решила вступиться за бедняжку, и предложила им нарисовать портрет, а потом вырезать его из бумаги. Ни у кого ничего не получилось, кроме Тани. Она нарисовала портреты хозяйки дома и Мими, которая начала испытывать вину, а потом портрет Маши. Все были восхищены, а Маша обняла ее и извинилась.

Когда все девочки попробовали сыграть что-нибудь на фортепиано, Таня сыграла великолепно. У остальных детей вышло плохо. Маша сыграла несложную и бесхитростную мелодию, чтобы умения Тани были видны во всей красе. Маша позвала новую подругу погостить у себя.

29 января

Папа Маши предложил детям поиграть с географической картой. На ней не было названий стран и городов. Цель игры состояла в том, чтобы показать путь до Москвы. Многие допустили ошибки.

2 мая 1834 года

У Маши и ее мамы состоялся разговор о деньгах. Мама рассказала дочке, что даже богатые люди не должны тратить деньги впустую, покупать дорогие, но ненужные вещи, без которых можно обойтись, иначе они обанкротятся.

До замужества маму не знала, как вести хозяйство и правильно распоряжаться деньгами, поэтому она совершала много ошибок, пока не научилась сама. Маша тоже захотела обучиться этому. Мама пообещала раз в месяц выдавать девочке определенную сумму, а та должна будет записывать свои расходы в блокнот.

8 мая

Маше 85 рублей на карманные расходы. Мама посоветовала дочке заглянуть в своей гардероб и решить, чего именно ей не хватает. Маша решила, что ей не хватает двух платьев, башмачков, перчаток и головного убора и поняла, что, если купит это, у нее еще будут деньги. Мама одобрила покупки, так как определенное количество денег всегда надо откладывать на черный день.

9 мая

Маше предстояло пойти и выбрать ткань для будущих платьев. С самого начала ей понравилась очень дорогая, но красивая ткань, и она начала упрашивать маму купить ее. Мама возразила, сказав, что тогда не получится оплатить пошивку и остальные покупки. Тогда продавец предложил купить похожую, но более дешевую ткань. Маша согласилась.

Потом они встретили богатую подругу мамы девочки. Та выбирала любые понравившиеся наряды, а Маша завистливо смотрела на нее. Дама предложила Маше и ее маме съездить к ней в гости и посмотреть на новую картину, которую приобрел ее супруг. Те согласились.

Когда они приехали, Маша увидела дочку богатой дамы. На девочке был надет старый, поношенный наряд.

Маша очень удивилась и, когда они с мамой шли назад, спросила, почему ребенок так плохо одет, ведь у него богатая мать. Мама объяснила Маше, что та барышня думает только о себе и своих прихотях.

Маша решила, что отныне будет отказываться от прихотей и покупать только то, что ей действительно понадобится.

Когда они с мамой пошли выбирать пояски для платьев, девочке захотелось шейный платок. За него нужно было отдать много денег, и мама объяснила ей, что это и есть прихоть, которой не следует потакать. Маша поняла и запомнила.

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-otryvki-iz-zhurnala-mashi.html

Читать онлайн "Отрывки из журнала Маши" автора Одоевский Владимир Федорович — RuLit — Страница 2

11 января.

Маменька вчера возвратилась очень поздно и рассказывала, что дитятя занемог от какой-то нелуженой кастрюльки, доктора думают, что он не доживёт до утра. Маменька никак не могла удержаться от слёз, рассказывая, как страдал бедный мальчик, – и я заплакала.

Я никак не могла понять, каким образом дитя могло занемочь от нелуженой кастрюльки; но когда папенька сказал: «Вот что может произойти, когда мать семейства сама не занимается хозяйством!» – «Как? – спросила я, – неужели дитя умирает от того, что его маменька не занимается хозяйством?» – «Да, моя милая, – отвечал папенька, – если б его маменьку с детских лет приучали заниматься домом больше, нежели танцами, тогда бы с нею не было такого несчастия». – «Ах, Боже мой! – вскричала я, бросившись к маменьке на шею, – научите меня хозяйству!» – «Изволь, моя милая, – отвечала маменька, – но только этого вдруг сделать нельзя; надобно, чтоб ты привыкла помаленьку, да достанет ли у тебя и терпения?» – «О, уверяю вас, что достанет!» – «Хорошо, – сказала маменька, – мы сделаем опыт. Ты видела в комоде, что в твоей комнате, своё бельё?» – «Видела, маменька». – «Заметила ли ты, что когда прачка Авдотья приносит бельё к твоей нянюшке, то нянюшка принимает его по счёту?» – «Заметила, маменька». – «Теперь, вместо нянюшки, ты будешь принимать бельё от Авдотьи». – «Но как же, маменька, я упомню, сколько какого белья? Я заметила, что и нянюшка часто ошибается и спорит с Авдотьей». – «Я не удивлюсь этому, – сказала маменька, – потому что твоя нянюшка не знает грамоте, для тебя же большою помощью будет то, что ты умеешь читать и писать. Ты запиши на бумажке всё своё бельё и отметь, сколько, какого. Когда Авдотья будет тебе приносить его, то ты, смотря на бумажку, поверяй, всё ли то принесла Авдотья, что ты ей выдала». – «Ах, маменька, это очень легко! Как хорошо, что я умею читать и писать!» – «Вот видишь ли, моя милая, – заметила маменька, – помнишь, как ты скучала, когда заставляли тебя читать книжку или списывать прописи, ты мне тогда не хотела верить, как это необходимо». – «О, маменька! – вскричала я, – теперь во всём буду вам верить, но скажите мне, разве и бельё принадлежит к хозяйству?» – «Да, моя милая, это составляет часть хозяйства, прочее ты узнаешь со временем, теперь заметь, один раз навсегда, что без порядка не может быть и хозяйства, а порядок должен быть и в белье, и в содержании прислуги, и в покупках, и в собственном своём платье, словом, во всём, и ежели не наблюдать порядка в одной какой-либо вещи, то слуги не будут его наблюдать и в другой, и оттого всё в доме пойдёт навыворот, от этого-то и происходят такие несчастия, какое случилось с дитятею этой дамы».

Читайте также:  Краткое содержание русские ночи одоевский за 2 минуты пересказ сюжета

12 января.

Сегодня пришли нам сказать, что бедный дитятя умер; какое несчастие! Бедная мать, говорят, в отчаянии. Вижу, что надобно слушаться маменькиных слов. – Сегодня я приняла бельё от нянюшки по реестру, составила особую записку чёрному белью и отдала Авдотье: она должна его возвратить чрез четыре дня.

Я спрашиваю у маменьки, как узнать, сколько надобно мыла для того, чтобы вымыть бельё. Маменька похвалила меня за этот вопрос и сказала, что на каждый пуд белья надобно фунт мыла. Я велела взвесить бельё, выданное мною Авдотье, и его вышло полпуда; из этого я заключила, что на него пойдёт мыла полфунта.

Сегодня к папеньке принесли большие свёртки, он развернул их на столе, и я увидела какие-то престранные картинки. Я никак не могла понять, что это такое. Папенька сказал мне, что это географические карты. – «На что они служат?» – спросила я его. «Они изображают землю, на которой мы живём», – сказал он.

 – «Землю, на которой мы живём? Стало быть, здесь можно найти и Петербург?» – «Разумеется, моя милая». – «Где же он? – спросила я папеньку, – я его не вижу, здесь нет ни домов, ни улиц, ни Летнего сада». – «Точно так, моя милая, здесь нельзя видеть ни домов, ни улиц, ни Летнего сада, но это вот отчего: слушай и пойми меня хорошенько».

Тут он взял лист бумаги и сказал: «Смотри, я нарисую эту комнату, в которой мы сидим, она четвероугольная, и я рисую четвероугольник: вот здесь окошко, здесь другое, здесь третье, вот одна дверь, вот другая, вот диван, фортепиано, стул, вот шкапчик с книгами». – «Вижу, – сказала я, – я бы тотчас узнала, что это наша комната».

 – «Теперь вообрази себе, что я бы хотел нарисовать план – такого рода рисунок называется планом, – план дома, в котором мы живём; но на этом же листе бумаги я его поместить не могу, и для того я, уменьшив его несколько в размере, перенесу мою комнату на другой лист. Вот посмотри: вот наша гостиная, вот кабинет, вот спальня, твоя детская.

Узнала ли бы ты по этому плану, что это наш дом?» – «О, без сомнения!» – «Теперь вообрази себе, что я бы хотел на таком же листе нарисовать план нашей улицы. Посмотри, как от этого должен уменьшиться план нашего дома. Теперь ещё вообрази себе, что я на таком же листе хотел бы нарисовать план целого Петербурга.

Тут наш дом должен уже обратиться почти в точку для того, чтоб можно было на этом листе уместить все улицы Петербурга; но кроме Петербурга есть и другие города, из которых иные далеко, очень далеко. Собрание всех этих городов называется нашим отечеством, Россиею.

Вообрази же себе, что я хотел бы на этом же листе нарисовать план всей России, точно так же, как я рисовал план Петербурга, план нашей улицы, нашего дома, нашей гостиной; но уже в плане России самый Петербург обратится в точку. Вот эта карта, которая теперь лежит перед нами, есть карта или план России.

Вот на ней Петербург, вот и Нева; но нельзя в нём видеть ни Летнего сада, ни нашей улицы, ни нашего дома, потому что сам Петербург замечен одною небольшою точкою или, лучше сказать, этим домиком с крестиком наверху, который ты здесь видишь». – «Ах, как это любопытно! – сказала я папеньке.

 – А есть ли ещё что-нибудь, кроме России?» – «Как же, моя милая, есть и другие земли, и для них есть особые карты». – «Ах, папенька, как бы я желала узнать все эти земли!» – «Ты это узнаешь, моя милая, но для этого надобно учиться истории». – «А что такое история?» – «На этот вопрос отвечать долго; напомни мне о нём после».

Источник: https://www.rulit.me/books/otryvki-iz-zhurnala-mashi-read-394376-2.html

Вопросы и ответы к «Отрывкам из журнала Маши» В. Ф. Одоевского

  1. Как вы объясните, почему «Отрывки из жур­нала Маши» были помещены Одоевским в книгу «Сказки дедушки Иринея»?
  2. Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих про­изведений придумано им самим. «Сказки дедушки Иринея» можно было бы назвать «Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоев­ский».

  3. Когда вы поняли, что «Отрывки из журнала Маши» — это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?
  4. Все читатели обычно замечают, что пе­ред ними дневник, как только видят чис­ло в начале текста: «8 января 18… года». Затем сразу же знакомятся с автором дневника — девочкой Машей.

  5. Чего больше в «Отрывках из журнала Маши» — описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?
  6. В «Отрывках из журнала Маши» боль­ше всего повествования о событиях, кото­рые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описа­ние прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географиче­ской карты, с которой ее познакомил па­пенька. Повествования и описания связа­ны между собой рассуждениями Маши.

    Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяс­нить.

    Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: «Это значит… что я уже большая девушка!» Вот еще событие — она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рас­суждает по этому поводу.

  7. Помог ли вам дневник Маши представить, ка­кая это была девочка?
  8. Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «ма­менька».

    Мы знаем также, чем они зани­мались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения.

    Мы ви­дим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоро­вью своей дочки.

  9. Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с ко­торой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши».
  10. Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подоб­ную тему.

    «Первый день моего дневника

    8 января 18… года

    Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется запи­сывать только то, что мне интересно.

    Сто­ит подумать, что я выберу из событий се­годняшнего дня. Во-первых, я начала вес­ти дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки.

    Это и чернильница с колокольчиком, и пре­красная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.

    • Для первого дня достаточно, записы­вать больше не буду.
    • Третий день моего дневника
    •           10 января 18… года

    Сегодня в гостях у нас была дама в пре­лестной шляпке с перьями. Такую шляп­ку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы.

    Всем хозяйством в ее доме ве­дает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много време­ни бывает на работе и лучше этим зани­маться жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел.

    Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде».

    Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику».

    «Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй де­вочкой, но умела видеть чужие и свои не­достатки. Она сразу же поняла, как труд­но вести дневник. При этом она призна­лась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и стара­лась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой».

  11. Попробуйте описать один день вашей жизни или сделайте запись об этом дне, как это делала ва­ша ровесница Маша.
  12. Предлагаем рассказ шестиклассницы.

    «Один день моей жизни, или 15 января 20… года Материал с сайта //iEssay.ru

    Сегодня мне нужно написать сочинение об  одном дне моей жизни. Но я не знаю, что можно написать, например, о сегод­няшнем дне. Особых событий в этот день не было. Только одно затруднение — на­писать сочинение. Этот день похож на все другие. Утром я пошла в школу.

    На пер­вом уроке меня спросили по математике, и я получила пятерку. Только хотела, что­бы оценку поставили в дневник, а тут вы­яснилось, что я его забыла. Не успела пе­режить эту неудачу, как на другом уроке нам задали писать сочинение.

    Можно счи­тать, что этот день оказался очень неудач­ным».

  13. Попробуйте повторить опыт девочки Тани и сделайте чей-то портрет по тени на стене.
  14. Есть художники, которые создают очень хорошие портреты-силуэты, кото­рые имеют большое сходство с изображен­ным человеком.

    Но художники не исполь­зуют для этого силуэт человека, который можно создать на стене, умело используя лампу.

    Вы же можете попробовать создать такой портрет, поставив того, кого вы хо­тите изобразить, между яркой лампой и гладкой стеной или специально повешен­ной белой тканью, листом белой бумаги, где обведете отраженное изображение.

  15. Каким словом можете вы назвать то чувство, с которым автор описывает девочку Машу из произ­ведения «Отрывки из журнала Маши»?
  16. Можно назвать это чувство симпатией к хорошей девочке, к славному и умному ребенку. Но стоит заметить, что в отноше­нии автора заметно и уважение к серьез­ности и ответственности, которые свойст­венны автору этого юношеского дневника.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/o/odoevskij/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/otryvki-iz-zhur-nala-mashi/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-otryvkam-iz-zhurnala-mashi-v.-f.-odoevskogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector