Встреча читателя с рассказчиком происходит в амстердамском баре под названием «Мехико-Сити». Рассказчик, бывший адвокат, имевший в Париже обширную практику, после переломного периода в своей жизни переселился туда, где его никто не знает и где он старается отрешиться от своих подчас тяжёлых воспоминаний.
Он очень общителен и использует бар в некотором роде в качестве храма, где знакомится с понравившимися ему людьми, рассказывает им о своей жизни, о своих прегрешениях и почти всегда добивается того, что его собеседники отвечают ему откровенностью на откровенность и исповедуются так, как исповедались бы своему духовнику.
Жан-Батист Клеманс, так зовут бывшего адвоката, раскрывается перед читателем, как перед одним из своих ежедневных собеседников. Работая в Париже, он специализировался на «благородных делах», на защите вдов и сирот, как говорится. Он презирал судей и испытывал чувство удовлетворения оттого, что брался за правое дело.
Он зарабатывал себе на жизнь благодаря словопрениям с людьми, которых презирал. Клеманс пребывал в лагере справедливости, и этого было достаточно для его душевного спокойствия. В своей профессиональной деятельности он был безупречен: никогда не принимал взяток, не унижался до каких-нибудь махинаций, не льстил тем, от кого зависело его благополучие.
Наконец, никогда не брал платы с бедняков, слыл человеком щедрым и действительно был таковым, извлекая из своей филантропии определённые радости, не последнее место среди которых занимала мысль о бесплодности его даров и весьма вероятной неблагодарности, которая за ними последует.
Он называл это «вершиной благородства», даже в житейских мелочах ему всегда хотелось быть выше других, поскольку, лишь возвышаясь над другими, возможно добиться «восторженных взглядов и приветственных криков толпы».
Однажды вечером Клеманс, очень довольный истёкшим днём, шёл по мосту Искусств, совсем пустынному в тот час. Он остановился, чтобы посмотреть на реку, в нем росло ощущение собственной силы и завершённости.
Вдруг он услышал позади себя тихий смех, однако, оглянувшись, никого поблизости не увидел. Смех шёл ниоткуда, Сердце его колотилось. Придя домой, он увидел в зеркале своё лицо, оно улыбалось, но улыбка показалась Жану-Батисту какой-то фальшивой.
С тех пор ему чудилось, что время от времени он слышит этот смех в себе. Тогда-то все и началось.
Клемансу стало казаться, что какая-то струна в нем разладилась, что он разучился жить. Он начал явственно ощущать в себе комедианта и понимать, что изо дня в день лишь одно волновало его: его «я». Женщины, живые люди, пытались ухватиться за него, но у них ничего не получалось.
Он быстро их забывал и помнил всегда только о себе. В своих отношениях с ними он руководствовался лишь чувственностью. Их привязанность его пугала, но в то же время он ни одну из женщин не хотел отпускать от себя, одновременно поддерживая по нескольку связей и многих делая несчастными.
Как Клеманс осознал позже, в тот период жизни он требовал от людей всего и ничего не давал взамен: он заставлял многих и многих людей служить ему, а их самих как будто прятал в холодильник, чтобы они всегда были под рукой и он мог ими воспользоваться по мере надобности.
При воспоминании о прошлом стыд жжёт его душу.
Однажды в ноябрьскую ночь Клеманс возвращался от своей любовницы и проходил по Королевскому мосту. На мосту стояла молодая женщина. Он прошёл мимо неё.
Спустившись же с моста, он услышал шум рухнувшего в воду человеческого тела. Затем раздался крик.
Он хотел побежать на помощь, но не смог пошевелиться, а потом подумал, что уже слишком поздно, и медленно двинулся дальше. И никому ни о чем не рассказал.
Его отношения с друзьями и знакомыми внешне оставались прежними, но понемножку расстраивались. Те все так же восхваляли его чувство гармонии, однако сам он ощущал в своей душе лишь сумятицу, казался себе уязвимым, отданным во власть общественного мнения.
Люди казались ему уже не почтительной аудиторией, к которой он привык, а его судьями. Внимание Клеманса обострилось, и он открыл, что у него есть враги, а особенно среди людей малознакомых, ибо их бесило его поведение счастливого и довольного собой человека.
В тот день, когда он прозрел, он почувствовал все нанесённые ему раны и сразу лишился сил. Ему казалось, что весь мир принялся смеяться над ним.
С того момента он стал пытаться найти ответ на эти насмешки, которые на самом деле звучали внутри него. Он стал эпатировать слушателей своих публичных лекций по юриспруденции и вести себя так, как никогда бы не позволил вести себя прежде. Он распугал всю свою клиентуру.
С женщинами ему стало скучно, поскольку он больше с ними не играл. Тогда, устав и от любви, и от целомудрия, он решил, что ему остаётся предаться разврату — он прекрасно заменяет любовь, прекращает насмешки людей и водворяет молчание, а главное, не налагает никаких обязательств.
Алкоголь и женщины лёгкого поведения давали ему единственное достойное его облегчение. Затем на него напала безмерная усталость, которая и до сих пор его не оставляет. Так прошло несколько лет.
Он уже думал, что кризис миновал, однако вскоре понял, что это не так, крик, раздавшийся на Сене в ту ночь за его спиной, не умолк и при любом удобном случае напоминал о себе даже после переезда Клеманса в Амстердам.
Однажды в баре «Мехико-Сити» он увидел на стене картину «Неподкупные судьи» Ван Эйка, украденную из собора св. Бавона. Хозяину обменял ее на бутылку джина один из завсегдатаев его заведения. Эту картину разыскивала полиция трёх стран. Клеманс убедил запуганного хозяина отдать ее ему на хранение.
С тех пор картина находится в его квартире, он рассказывает о ней всем своим собеседникам, и каждый из них может донести на него. Подсознательно к этому он и стремится, чувствуя свою неискупимую вину перед той девушкой, которую он не спас, понимая, что теперь уже никогда не представится возможность вытащить ее из воды.
А тяжесть на сердце останется с ним навсегда.
Знакомство с повествователем происходит в одном из баров Амстердама. Бывший адвокат из Парижа решил переселиться в место, где можно забыть прошлое. А бар Мехико-Сити служит той отдушиной, в которой встречаются совсем незнакомые люди и рассказывают друг другу обо всем.
Сегодня читатель является слушателем адвоката. Зовут его Жан-Батист Клеманс. В своей прошлой деятельности герой себя считал очень благородным. Он отказывался от гонорара, если клиент был бедным человеком. Одновременно с подобными порывами Жан-Батист считал свое благородство неблагодарным. Но желание превосходства не позволяло адвокату поступать по-другому.
Все изменилось в тот день, когда Жан-Батист возвращался домой. Было уже довольно поздно. Адвокат остановился на мосту. Идиллию прервал тихий смех, звучавший где-то за спиной. Но обладателя смеха видно не было. Придя домой, Жан-Батист посмотрел на свое отражение — улыбка стала совершенно неестественной.
Клеманс понял, что его жизнь изменилась. Те моменты, которые еще вчера были совершенно естественны, сегодня вызывали стыд. В отношениях с женщинами он руководствовался только своими эмоциями. В жизни адвоката одновременно присутствовали несколько связей и он не хотел отказываться ни от одной из них. Теперь свое поведение Жан-Клод считал чудовищным.
Как-то проходя через Королевский мост, Клеманс увидел молодую женщину. Будучи уже довольно далеко, он услышал всплеск и женский крик. Жан-Клод понял, что произошло, но никаких попыток спасти несчастную не предпринял.
Отношения с окружающими людьми постепенно портились. В душе Клеманса появилось чувство недовольства собой. Ему казалось, что над ним насмехаются. А еще он сделал открытие, что среди его приятелей было немало врагов, о которых он раннее не подозревал. Именно от этого адвокату было больнее всего.
Пытаясь сохранить лицо, Клеманс стал вести себя так, как никогда-бы раньше не посмел. Стал грубо и цинично отвечать всем. Клиентов становилось все меньше. Женщины наскучили. Жан-Клод ныряет в водоворот алкоголя и разврата. Но вскоре подобный образ жизни лишил его сил. Прошли года, но тот крик, что послышался на мосту, преследовал Клеманса даже в Амстердаме.
Теперь Жан-Клод рассказывает всем, что в его доме находится картина, разыскиваемая полицией. Это произведение искусств отдал ему на хранение хозяин бара. Клеманс надеется, что вскоре один из собеседников донесет на него. Адвокату кажется, что наказание хоть частично сможет унять ту боль, что разрывает его сердце с той самой ночи, когда он не спас тонущую женщину.
Источник: https://www.allsoch.ru/kamyu/padenie/
«Падение», краткое содержание повести Камю
В амстердамском баре «Мехико-Сити» бывший адвокат Жан-Батист Кламанс предлагает неизвестному посетителю помочь заказать джин у кабатчика, говорящего только по-голландски. По словам героя, хозяин питейного заведения – человек недоверчивый, в силу того, что он не понимает, о чём говорят окружающие.
В отличие от угрюмого кабатчика Кламанс позиционирует себя человеком крайне общительным и легко сходящимся с людьми. Описывая себя, Жан-Батист Кламанс подчёркивает двойственность своей натуры и говорит, что его единственной верной чертой является знание того, что у него ничего нет.
В менталитете голландцев герой также обнаруживает знакомую ему двойственность, а столицу страны – Амстердам – он сравнивает с кругами буржуазного ада.
Провожая собеседника до гостиницы, Кламанс проводит его по району местных жриц любви и пытается объяснить, что означает его профессия «судья на покаянии». В былые времена он был парижским адвокатом, в начале защищал права вдов и сирот, потом – убийц. От работы Кламанс получал истинное наслаждение. Со временем эта черта развилась у него до волнующего ликования от любой помощи людям.
Своей профессией адвоката он был доволен ровно так же, как и всей жизнью, принимаемой во всей её полноте и простоте. Кламансу нравилось и работать, и заниматься спортом, и любить женщин, и приобщаться к искусству.
При этом он чётко осознавал, что самое естественное в человеческой жизни – это ни к чему не обязывающее сочувствие, в то время как дружба и любовь родных представлялись ему отношениями разрушающими человека, подталкивающими его к самоубийству.
Ценность друзей и любимых Кламанс определял через смерть, поскольку она освобождает человека и позволяет выражать почтение к усопшим в свободное от работы и вечеринок время. Как-то раз герой услышал на вечерних парижских набережных «славный, естественный смех» и своя собственная улыбка показалась ему фальшивой.
Прогуливаясь вдоль амстердамских каналов, Кламанс рассказывает о том, что после злополучного вечера он стал проявлять себя с истинной стороны – в жестах, в словах. Начинается дождь. Герой вспоминает случай с мотоциклистом, ударившим его по уху, и признаётся, что в тот момент он понял, что не так и хорош, каким всегда себе казался.
Кламанс рассказывает о том, что любил всех женщин, но по-настоящему любил только самого себя. В любви он искал лишь чувственного наслаждения и убеждения, что у него есть власть над представительницами противоположного пола. Дождь прекращается. Кламанс просит собеседника проводить его до дому и рассказывает, как стал свидетелем самоубийства молодой женщины.
Об увиденном герой никому не сообщил.
На следующий день Кламанс с соотечественником едут на остров Маркен. Монолог персонажа продолжается. Он рассказывает о том, что в какой-то момент понял: друзей у него нет. Мало того – у него есть враги, причём из числа тех, с кем он даже близко не знаком.
Это открытие удивляет Кламанса, ведь он привык считать, что все вокруг его любят. Поняв, что весь мир смеётся над ним, герой осознал двуликость своей натуры и определил, что главное руководящее им чувство – это презрение к людям.
Не воспринимая мир всерьёз, Кламанс тяжело вписывается в современное ему общество. Мысли о смерти подталкивают героя к желанию признаться в своей лжи. Он начинает намеренно провоцировать окружающих на своё осуждение. Когда мир отворачивается от него, Кламанас начинает искать приют у женщин.
Он жаждет истинной любви, но, не играя с возлюбленными, он перестаёт быть им интересен. Он обращается к целомудрию, но долго не выдерживает. Он погружается в разврат, но со временем устаёт и от него. Количество клиентов уменьшается.
Кламанс решается заточить себя в «каменный мешок», наложив на себя бремя вины. По мнению героя, в настоящее время большинство людей отошли от христианских добродетелей и не прощают, а судят во имя Бога.
Страдающий малярийной лихорадкой Кламанс встречается с собеседником у себя в комнате. Он рассказывает, как во время Второй Мировой чуть не примкнул к французскому Сопротивлению, но потом передумал. В Северной Африке его по ошибке арестовывают и отправляют в концлагерь в Триполи. Там по велению сумасшедшего он становится Римским Папой.
Оказывая покровительство своей «группировке», Жан-Батист в первую очередь не забывает про себя. В конце беседы он объясняет, в чём смысл его новой профессии – «судья на покаянии». Раскаиваясь в собственных прегрешениях, Кламанс получает возможность приводить к покаянию и судить других.
В этом амплуа он смог раскрыться как личность и вполне примириться со своей двойственной натурой.
- См. другие сочинения:
- По произведению: «Падение»
- По писателю: Камю Альберт
Источник: https://goldlit.ru/camus/160-padenie
Краткое содержание: Падение
Рассказчик сидим в амстердамском баре «Мехико-Сити». В прошлом он был адвокат с долгим стажем, и его очень жаловали в Париже. Потом в его жизни случился болезненный перелом, и он уехал из Парижа туда, где нет знакомых лиц и мест.
Там он старается забыть свои переживания. Для общительного героя бар как храм. Здесь он знакомится с приятными ему людьми, рассказывает им о себе, о своих грехах.
Он ведёт себя с новыми знакомыми так искренне, что люди тоже открываются ему и почти исповедуются.
Героя зовут Жан-Батист Клеманс. Своего читателя он воспринимает как одного из завсегдатаев бара и исповедуется ему так же легко и непринуждённо, как делал бы это в баре. В Париже он был специалистом по защите прав вдов и сирот. Судей он считал стервятниками и глубоко презирал их, а удовлетворение ему приносило только решение благих дел.
Он зарабатывал тем, что пререкался с людьми, которых не переносил. Он неукоснительно соблюдал свои адвокатские правила: не взяточничал, не подтасовывал улики, не льстил судьям и прокурорам. Когда к нему обращались бедняки, он помогал им бескорыстно, и вскоре получил звание человека щедрого. Ему нравилось помогать людям.
Это было для него естественным источником радости. Однако не смотря на все эти удовольствия, его не покидали мысли о том, что его помощь может быть не оценена или ещё хуже – за его благодетелью последует открытая неблагодарность. Но он считал подобную ситуацию «вершиной благородства».
В любых мелочах он старался быть лучше других, поскольку тебя начнут почитать и уважать только тогда, когда ты станешь лучше толпы.
Однажды после хорошего трудового дня Клеманс прогуливался по безлюдному мосту Искусств. Вдруг он услышал тихое хихиканье. Ему показалось, что голос доносился сзади. Он обернулся, но сзади никого не было. Смех исходил отовсюду и не имел конкретного источника.
Сердце Клеманса бешено заколотилось. Он вернулся, зашёл в ванну, взглянул на себя в зеркало и замер. Его губы улыбались, но это была не его улыбка. Её словно приклеили к его лицу.
И ему почудилось, что тот странный смех, который он слышал на мосту, исходит из него самого.
Клемансу показалось, что он потерял навык жить. Какой-то механизм в нём заржавел и встрял намертво. Теперь единственное, что занимало его мысли, это поиск своего «я».
Когда женщины пытались заарканить его, они всегда промахивались: он забывал о них почти сразу же, не переставая думать о себе.
Он обладал только чувственностью: его пугало то, как женщины стремятся полностью подчинить его волю себе, слиться с ним… Но в то же время он не хотел отказываться от них, и часто не мог выбрать между несколькими женщинами.
Так он встречался сразу с несколькими, разбивая при этом им всем сердца. Оглядываясь назад, Клеманс понял, что в тот период своей жизни он высасывал из людей все их соки и ничего не отдавал им. Он держал их на привязи, словно собачек, чтобы они всегда были у него под рукой. Вспоминая себя прежнего, ему становится стыдно за себя.
Однажды в ноябре Клеманс прогуливался по Королевскому мосту, выйдя из квартиры любовницы. Он прошёл мимо молодой девушки. Когда он прошёл дальше, за спиной услышал визг и всплеск воды. Он подумал, что надо бы броситься обратно и спасти её, но почему-то застыл в странном оцепенении. Когда он очнулся, он решил, что уже слишком поздно и пошёл дальше. Это так и осталось его маленькой тайной.
Все его друзья и знакомые начали казаться ему чужими. Он вёл себя с ними по-прежнему, они, как и прежде, хвалили его за необычайный уравновешенный характер и гармоничность, но сам он чувствовал, как погряз в хаосе, стал зависим от чужого мнения. Теперь люди для него стали не аудиторией, которая внимает ему, а судьями, которые выносят ему приговор.
Клеманс стал чрезвычайно внимателен к мелочам и обнаружил, что у него много врагов. Особенно среди тех, кого он толком не знает. Посторонних людей просто раздражала его самодовольная и не к месту счастливая его морда. Когда он наконец снял свою броню и почувствовал все те раны, которые долгие года наносили ему недоброжелатели, он разом ослаб.
Ему казалось, что всё вокруг смеётся над ним.
С тех самых пор он пытался найти способ заткнуть эти насмешки, которые на самом деле исходили из него самого. Когда он публично читал свои лекции, он вёл себя так эксцентрично, как раньше себе никогда бы не позволил. Все клиенты разом отвернулись от него.
Женщины стали для него скучны, потому что он больше не претворяется. Тогда, устав от всего и сразу – от целомудрия, любви, заботы, — он решил удариться в блуд. Это отличный заменитель любви. Кроме того, люди сразу прекращают над тобой смеяться и замолкают, и блуду ты ничего не должен.
Алкоголь и доступные женщины – вот всё, что поможет тебе облегчить душу. Вскоре после этого на него напала смертельная усталость, от которой он не может избавиться по сей день. Так он жил многие и многие годы.
Однажды он думал, что кризис закончился, но тот крик, который он слышал тогда ночью на Сене, до сих пор оставался в его памяти даже после того, как он уехал в Амстердам.
Придя в бар «Мехико-Сити» он увидел картину Ван Эйка, «Неподкупные судьи». Эта картина была украдена из собора святого Бавона. Эта картина была очень ценной, и её искали жандармы трёх стран. Хозяину же продал эту картину за бутылку джина какой-то проходимец. Клеманс предложил хозяину спрятать эту картину у него в комнате.
С тех пор «Неподкупные судьи» так и висят у него на стене. Он рассказывает каждому, кто побывал у него дома, об этой картине и откуда она взялась. Любой из гостей может заложить его полиции – этого-то он и ждёт, словно подсознательно желая расплатиться с девушкой, которую когда-то не вытащил из воды.
Тяжёлое сердце будет мучить его до конца своих дней.
Краткое содержание романа «Падение» пересказала Осипова А. С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Падение». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/kamy/padenie/
“Падение” краткое содержание повести Камю
В амстердамском баре “Мехико-Сити” бывший адвокат Жан-Батист Кламанс предлагает неизвестному посетителю помочь заказать джин у кабатчика, говорящего только по-голландски.
По словам героя, хозяин питейного заведения – человек недоверчивый, в силу того, что он не понимает, о чем говорят окружающие. В отличие от угрюмого кабатчика Кламанс позиционирует себя человеком крайне общительным и легко сходящимся с людьми.
Описывая себя, Жан-Батист Кламанс подчеркивает двойственность своей натуры и говорит, что его единственной верной чертой является знание того, что у него ничего нет.
В менталитете голландцев герой также обнаруживает знакомую ему двойственность, а столицу страны – Амстердам – он сравнивает с кругами буржуазного ада.
Провожая собеседника до гостиницы, Кламанс проводит его по району местных жриц любви и пытается объяснить, что означает его профессия “судья на покаянии”. В былые времена он был парижским адвокатом, в начале защищал права вдов и сирот, потом – убийц.
От работы Кламанс получал истинное наслаждение. Со временем эта черта развилась у него до волнующего ликования от любой помощи людям. Своей профессией адвоката он был доволен ровно так же, как и всей жизнью, принимаемой во всей ее полноте и простоте.
Кламансу нравилось и работать, и заниматься спортом, и любить женщин, и приобщаться к искусству.
При этом он четко осознавал, что самое естественное в человеческой жизни – это ни к чему не обязывающее сочувствие, в то время как дружба и любовь родных представлялись ему отношениями разрушающими человека, подталкивающими его к самоубийству.
Ценность друзей и любимых Кламанс определял через смерть, поскольку она освобождает человека и позволяет выражать почтение к усопшим в свободное от работы и вечеринок время.
Как-то раз герой услышал на вечерних парижских набережных “славный, естественный смех” и своя собственная улыбка показалась ему фальшивой.
Прогуливаясь вдоль амстердамских каналов, Кламанс рассказывает о том, что после злополучного вечера он стал проявлять себя с истинной стороны – в жестах, в словах. Начинается дождь. Герой вспоминает случай с мотоциклистом, ударившим его по уху, и признается, что в тот момент он понял, что не так и хорош, каким всегда себе казался.
Кламанс рассказывает о том, что любил всех женщин, но по-настоящему любил только самого себя. В любви он искал лишь чувственного наслаждения и убеждения, что у него есть власть над представительницами противоположного пола. Дождь прекращается.
Кламанс просит собеседника проводить его до дому и рассказывает, как стал свидетелем самоубийства молодой женщины. Об увиденном герой никому не сообщил.
На следующий день Кламанс с соотечественником едут на остров Маркен. Монолог персонажа продолжается. Он рассказывает о том, что в какой-то момент понял: друзей у него нет. Мало того – у него есть враги, причем из числа тех, с кем он даже близко не знаком. Это открытие удивляет Кламанса, ведь он привык считать, что все вокруг его любят.
Поняв, что весь мир смеется над ним, герой осознал двуликость своей натуры и определил, что главное руководящее им чувство – это презрение к людям.
Не воспринимая мир всерьез, Кламанс тяжело вписывается в современное ему общество. Мысли о смерти подталкивают героя к желанию признаться в своей лжи. Он начинает намеренно провоцировать окружающих на свое осуждение.
Когда мир отворачивается от него, Кламанас начинает искать приют у женщин.
Он жаждет истинной любви, но, не играя с возлюбленными, он перестает быть им интересен. Он обращается к целомудрию, но долго не выдерживает. Он погружается в разврат, но со временем устает и от него. Количество клиентов уменьшается.
Кламанс решается заточить себя в “каменный мешок”, наложив на себя бремя вины. По мнению героя, в настоящее время большинство людей отошли от христианских добродетелей и не прощают, а судят во имя Бога.
Страдающий малярийной лихорадкой Кламанс встречается с собеседником у себя в комнате. Он рассказывает, как во время Второй Мировой чуть не примкнул к французскому Сопротивлению, но потом передумал.
В Северной Африке его по ошибке арестовывают и отправляют в концлагерь в Триполи. Там по велению сумасшедшего он становится Римским Папой.
Оказывая покровительство своей “группировке”, Жан-Батист в первую очередь не забывает про себя.
В конце беседы он объясняет, в чем смысл его новой профессии – “судья на покаянии”. Раскаиваясь в собственных прегрешениях, Кламанс получает возможность приводить к покаянию и судить других. В этом амплуа он смог раскрыться как личность и вполне примириться со своей двойственной натурой.
Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/padenie-kratkoe-soderzhanie-povesti-kamyu.html
Проблема двойственности главного героя повести А.Камю «Падение»
Вопросы творчества Альбера Камю наиболее плодотворно разработаны в таких работах отечественных литературоведов, как «Грани несчастного сознания» и «В поисках утраченного смысла» С. И. Великовского, «Нравственные ценности в философии Альбера Камю» И. Б.
Сазеевой, «Феноменология абсурдного в творчестве А. Камю» Л. М. Спину, «Мысли о А. Камю» В. В. Ерофеева, а также книга Е. П. Кушкина «Альбер Камю. Ранние годы».
Благодаря им исследованы такие проблемы, как «нравственные ценности философии Камю», «феноменология абсурда в творчестве Камю», «проблема свободы в философии Камю».
Объектом нашего анализа является последняя завершённая работа Альбера Камю — повесть «Падение», написанная в 1956 г. Отечественные учёные С. И. Великовский и В. В. Ерофеев проанализировали текст повести в общем, не останавливаясь на деталях. Целью нашего исследования является попытка решения проблемы двойственности главного героя повести — Жан-Батист Кламанса.
Для начала, обозначим некоторые необходимые определения. Экзистенциализм — философское направление середины ХХ в., которое выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, поднимает проблемы смысла жизни, отношения человека к смерти и абсурдности бытия.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. И осознание человеком своей собственной смертности и несовершенства является для экзистенциалистов самым глубоким знанием о природе человека.
Именно осознание главного героя, Жан-Батиста Кламанса, своего несовершенства и несовершенства всех людей лежит в центре повествования. Об этом мы узнаём ещё с первых страниц повести, когда «судья на покаянии» говорит своему собеседнику:
«Вы заметили, что концентрические каналы Амстердама походят на круги ада? Мы здесь в последнем кругу ада». [3, 387]
Уже в этом замечании прослеживаются библейские мотивы повести (что не свойственно представителям атеистического направления экзистенциализма). И если вспомнить, что в ад попадают за грехи, то название повести можно трактовать не просто как «падение» ценностей людских, и даже не то падение (самоубийство), свидетелем которого стал Кламанс, но и как грехопадение.
В повести множество библейских аллюзий. Так, имя главного героя переводе с французского — Иоанн Креститель.
Согласно Евангелиям, он (Иоанн Креститель) — ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, трижды окунув его в воду.
Подобно евангельскому Иоанну Крестителю циничный пророк из Амстердама корчит из себя провозвестника близящегося всесветного рабства под пятой земных кесарей.
Впрочем, христианская символика прослеживается и в форме, которую избрал автор для повести — исповедь. Согласно словарю Ожегова, исповедь имеет два значения: 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. 2. перен. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.) [5; 327]
Исповедь здесь выступает как особый феномен духовного бытия, без которого невозможно экзистенциальное самоопределение главного героя.
Несмотря на то, что вышеупомянутые исследователи говорят о монологе в связи с главным героем повести «Падение», нам бы хотелось остановиться на диалоге. Хотя, безусловно, говорит в повести лишь Жан-Батист Кламанс, однако этого требует форма исповеди. Кроме того, это диалог, потому что часто в речи самого Жана Батиста есть ответы на «не прописанные» вопросы собеседника:
«Что? Рассказать про тот вечер? Я дойду до него, потерпите немножко». [3; 397]
«А есть ли этому какое-нибудь оправдание? Откровенно говоря, есть…». [3; 426]
В связи с таким разногласием в трактовках возникает проблема коммуникации. Экзистенциалистская философия рассматривает коммуникацию как «заброшенность в мир». Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ в. такой системы нравов, как индивидуализм.
Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизоляции, что порождает такое явление культуры, как некоммуникабельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения.
В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали «кризисом коммуникации». Молчание — это тоже своего рода «кризис коммуникации».
Однако молчание тоже является её (коммуникации) частью. Тем более, что исповедь и подразумевает роль пассивного собеседника, собеседника-слушателя. Говоря о монологе, мы исключаем слушателя. Тем не менее, слушатель является неотъемлемой частью исповеди.
Для Жан-Батиста невозможна исповедь без «собеседника», ибо, по его же словам, он говорит о своих недостатках, судит себя, чтобы иметь право судить других, вызвать и других на исповедь.
Вместо предлагаемого термина «поток сознания», который используют рецензенты повести, мы выдвинем термин «исповедальное состояние сознания». Исповедальность — это интенция сознания, которая находит отражение в многоликости форм речевого общения.
Главный герой является обладателем двойственной натуры. И мотив двойственности красной нитью проходит через всю повесть. Впервые этот мотив возникает при упоминании главным героем двуликого бога Януса. Причём упоминает Жан-Батист его для объяснения своей натуры, или, как он говорит, «ярлыка».
Двойственность Кламанса проявляется во всём. В своей исповеди он признаётся, как любит помогать людям, но впоследствии выясняется, что помогает он из корысти, а не из добродетели — ему нравится чувство величия над людьми. Он откровенничает, что ликует, когда у кого-то случается беда:
«Один мой приятель, добродетельный христианин, признавался, что первое чувство, которое он испытывает при виде нищего, приближающегося к его дому, неудовольствие. Со мной дело обстояло хуже: я ликовал!». [3; 391]
Квинтэссенцией повести, на наш взгляд, является следующая фраза Жан-Батиста:
«Мне нисколько не было жаль расставаться с отдаваемой вещью или с определённой суммой денег; наоборот, я всегда извлекал из этой филантропии некоторые радости, и далеко не самой маленькой из них было меланхолическая мысль о бесплодности моих даров и весьма вероятной неблагодарности, которая за ними воспоследует». [3; 391]
Двойственность героя проявляется также в том, что он приводит аналогии и сравнения из священного писания, даёт собственную трактовку распятия Христа, считает, что счастье ему даровано свыше и т. д., но при этом он не верит в бога:
«Я чувствовал, что счастье, так сказать, дано мне неким высшим соизволением. Если я вам, что я человек абсолютно не верующий, вы ещё больше заметите необычайность такого убеждения». [3; 395]
Далее, рассказывая о своём друге, от которого он «чаще убегал», и явился к нему, лишь когда тот умер, Кламанс и сам высказывает мысль о двойственности людей вообще:
«Так уж скроен человек, дорогой мой, это двуликое существо…» [3;396]
Показательным является также и то, что герой данной повести А.Камю уже не воплощает всех тех экзистенциальных идей, выразителями которых являлись герои раннего творчества писателя.
Нельзя отрицать тот факт, что это могло произойти потому, что Камю в поздние годы творчества поставил под сомнение все те постулаты, которые ранее выдвигал, произошла, возможно, переоценка ценностей. Так, скажем, в повести «Посторонний» главный герой — Мерсо– является приверженцем свободы.
Несмотря на то, что над ним вершат суд, он считает себя свободным духовно: свободным от мнения окружающих, свободным от собственной точки зрения на что бы там ни было (ему всё «всё равно») и даже свободным от своей жизни, ибо является он скорее её пассивным наблюдателем, нежели проживающим её.
Жан-Батист же, напротив, является сам «вершителем судеб», так сказать, однако не ценителем свободы. Вот что говорит герой:
«Нельзя обойтись без господства и без рабства. Каждому человеку рабы нужны, как воздух. Ведь приказывать так же необходимо, как дышать». [3; 403]
- И в этой фразе можно увидеть отголоски философии Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
- Великовский также замечает «уход» Камю от философии экзистенциализма:
- «Это горькие, во многом исповедальные книги (повесть «Падение» и сборник «Изгнание и царство»), внушенные подозрением в каком-то непоправимом просчете, заведшем его (Камю) туда, где ему смолоду менее всего хотелось бы очутиться». [1]
И этот «уход» от философии экзистенциализма, естественно, нашёл отражение в творчестве писателя, в частности в повести «Падение». Именно это, по нашему мнению, явилось причиной двойственности главного героя.
Жан-Батист, отрицая существование Бога, тем не менее, то и дело прибегает к примерам из Библии, к прямой её цитации, также не зря автор «окрестил» его библейским именем.
Таким образом, двойственность главного героя определяется его, так сказать, «пограничным» положением между экзистенциальной атеистической философией вседозволенности и религиозностью.
Литература:
1. Великовский С.И Проклятые вопросы Камю http://www.philology.ru/literature3/velikovsky-89.htm
2. Ерофеев В. В. Мысли о Камю http://noblit.ru/node/1223
3. Камю А. Падение. Избранное. М., 1969, с.379–462
4. Камю А. Посторонний. Избранное. М., 1989, 464 с.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997, 1992 с
6. Федотова М. Г. Основы теории коммуникации. Омск, 2005, 58с.
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, исповедь, повесть, философия экзистенциализма, главный герой повести.
Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/136/6406/
Краткое содержание Альбер Камю Калигула — Сочинение
Альбер Камю. Калигула Пьеса в четырех действиях
https://www.youtube.com/watch?v=etamlgd_-Zk
Действие происходит во дворце Калигулы. Все во дворце кого то ищут. Патриции озабочены. Выясняется, что уже несколько дней все ищут Калигулу, который куда то ушел после личной драмы. Страж сообщает, что Калигулу видели в саду. Все выходят, Калигула заходит. Он грязный, с отчужденным взглядом. Вошедшему Геликону он объясняет, что хотел луну, и с этого времени все изменяется, он станет логичным.
Позже он повторяет это Цезонии, приближенной девушке. Он сообщает о своем первом указе по наполнению казны. Он приказывает всех казнить без списка, отбирая средства в пользу государства и так наполнить казну. На упреки управителя и Цезонии, Калигула отвечает, что лишь хочет сделать невозможное возможным. Он требует привести виновных, бьет в гонг, и требует все изменить. Это пугает всех вокруг.
Спустя три года, патриции также общаются во дворе, выговаривая свое недовольство Калигулой. Вот уже три года он наводит страх на все окружение, и на всю страну. Он многих казнил, в том числе и родственников патрициев. Также всех оскорбляет и унижает.
Они соглашаются, что продолжать терпеть такое поведение невыносимо, но в то же время не решаются что то предпринять для изменения ситуации. Особенно недовольны патриции Муций и Керея. Они готовы мстить. Входит Калигула с Цезонией и Геликоном, которые стали его приближенными.
Он требует сенаторов накрыть стол, и заметив замешательство, угрожает наказанием. Сенаторы накрывают. За обедом Калигула напоминает одному из патрициев, как убил его сына, другому, как казнил его родителей. Потом на время выходит из зала с женой Муция. Все это делает весело, с подергиванием патрициев, которые не могут ничего возразить.
После всего он заставляет их смеяться и плясать, что они и делают. Выясняется, что Калигула пишет литературное произведение. Все уходят, с Калигулой остается один Мерея. Он пьет что то из флакона, и Калигула обвиняет его в том, что это противоядия, после чего заставляет выпить яд.
После смерти Мерея выясняется, что он пил лекарство, что и пытался объяснить. Но это уже не имеет значения. После этого Калигула общается с Сципионом, поэтом. Расспрашивает его о последнем произведении. Они находят, что у них есть что то общее.
Третье действие начинается с балаганного представления. В зале патриции, на сцене Калигула, изображающий богов. От требует от зрителей повторять за ним прошения, хвалебную речь. Все выражают восторг и уходят. Только Сципион упрекает его в богохульстве, но Калигула не меняет своего мнения и поведения.
Позже Калигула дает Геликону задание принести луну, и тот соглашается его выполнить. Старый патриций убеждает Калигулу, что против того готовится заговор, но Калигула делает вид, что убежден в обратном, ведь патриций не стал бы предавать своих друзей.
И только Керея открыто говорит Калигуле о своих мыслях и планах, в том числе и о готовящемся покушении, тем не менее уходит из дворца невредимым.
Керея уговаривает принять участие в заговоре и Сципиона, но тот колеблется и не решается поддерживать бунт. На сцену выходят стражники, и испуганные патриции думают, что заговор раскрыт, и им не миновать пыток. На самом деле Цезония приглашает всех на встречу с прекрасным.
И сообщает, что Калигуле плохо, на что один из патрициев произносит речь к Юпитеру о готовности умереть вместо Калигулы. Появившийся здоровый Калигула сообщает, что ему уже лучше, благодарит патриция за любовь и приказывает увести его на казнь. После этого Цезония сообщает, что день посвящен искусству. Будет турнир поэтов.
Десять из них должны за минуту написать стихотворение про смерть. Победителей ждут призы. В жюри Калигула. Он слушает только первую фразу и прерывает всех поэтов. Только Сципион заставляет его задуматься. Всех остальных он выгоняет, заставив вылизать таблички с написанными стихами. После чего остается наедине с Цезонией.
Они разговаривают о любви и об участи, которую выбрал Калигула. В конце разговора он душит Цезонию. Во взгляде Калигулы видно безумие, он произносит монолог о своем внутреннем состоянии, стоя перед зеркалом. Слышен шум, появляется Геликон, которого убивают зашедшие заговорщики. Калигула разбивает зеркало и безумно смеется.
Заговорщики бьют его ножом, а он кричит, что еще жив.
Здесь искали:
- калигула камю
- калигула камю краткое содержание
- камю калигула краткое содержание
Источник: https://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-alber-kamyu-kaligula/
Краткое содержание фильма После |
18 апреля 2019 года на больших экранах России наконец-то появился долгожданный фильм «После», являющийся экранизацией известного одноименного романа американской писательницы Анны Тодд.
Фильм принес актерам масштабную известность, а роману сумел добавить в копилку множество новых читателей.
Если у вас нету времени на просмотр данного фильма, тогда предлагаем вам краткое содержание фильма После.
Краткое описание фильма После
Фильм «После» повествует о жизни неприметной девчушки Тессы, на долю которой выпало влюбиться на первом году учебы. Самое начало фильма живо рисует нам картину ее приезда в студенческий корпус. Зритель сразу же знакомится с матерью героини и ее парнем, отношения с которым длятся еще со времен детства.
Главная героиня остается одна в совершенно незнакомом ей месте, парень и мать уезжают в родной город, а единственным компаньоном Тессы становится ее амбициозная и неординарная соседка Стэф.
Увидев перед собой послушную девочку из маленького города, настоящую невинность и скромность, Стэф решает взять Тессу с собой на вечеринку у известного среди студентов Скотта Хардина.
Героиня успевает познакомиться с ним еще до вечеринки, неожиданно встретив его в своей комнате после душа. Уже на вечеринке между гостями начинается игра «Правда или действия». Действием Тессы стал поцелуй с Хардином снятый на камеру. Практически за секунду до обещанного поцелуя Тесса останавливается и говорит, что не желает играть дальше.
Гордо уйдя, Тесса не услышала разговор ребят и не видела продолжение видео, в будущем сыгравшее значительную роль в их отношениях. Вечеринка еще не закончена и девушка решает прогуляться по дому. Она заглядывает в одну из комнат с огромными шкафами с различными романами, как вдруг появляется Хардин.
Оказывается, именно в его комнате они и оказались.
Между героями происходит короткий диалог и они практически целуются. После этого их отношения держатся в напряжении. Интересная сцена происходит следом: на лекции по литературе студенты обсуждают роман «Гордость и предубеждение», из-за тонкостей которого у главных героев завязывается спор о любви.
После этой сцены зритель ненароком начинает ассоциировать Тессу и Хардина с главными персонажами романа. Проходит время и персонажи все больше и больше пересекаются и не могут перестать замечать друг друга. Неожиданно Хардин предлагает Тессе проехаться с ним до какого-то значимого для него места: им оказывается тихое озеро в лесу.
Парень прыгает в воду, чтобы поплавать, и зовет с собой девушку.
В итоге случается первый поцелуй пары, а после этого у них медленно, но верно завязываются любовные отношения. Но после сцены в кафе, когда Хардин признается, что не заводит отношений и не особо верит в любовь, Тесса отдаляется от него, держа обиду.
Неожиданно к ней в гости приезжает ее парень Ной, вместе с которым она идет на вечеринку у костра. Там в результате очередной глупой игры один из парней начинает приставать к Тессе, но вдруг за нее заступается Скотт, избив парня.
Той ночью девушке не удается спокойно поспать: поздним часом ей звонит сводный брат Хардина и просит ее прийти, ведь у героя случился срыв, во время которого в разговоре промелькнуло ее имя. Придя в дом, девушка видит полный разгром, а Скотта она находит пьяным у бассейна.
У них завязывается душевный разговор, а позже в комнате он признается ей в чувствах. Они целуются и остаются на ночь вместе.
Следующим утром Тесса хочет рассказать все Ною, но тот успел уже сам все узнать и сделать вывод, так что пара расстается.
Хардин и Тесса все больше и больше времени проводят вместе, что замечают друзья Скотта и не одобряют этого.
Пара в буквальном смысле расцветает, они начинают жить вместе, девушка знакомится с родителями Скотта — они по-настоящему счастливы. Но тут всплывает событие, произошедшее еще на первой вечеринке.
Дело в том, что Молли (подруга Скотта), воспользовавшись моментом, когда пара переживает не совсем радостное время, вместе с остальными друзьями показала полное видео того дня Тессе: в том видео Скотт спорит с ними, что специально влюбит в себя девушку, а потом отключит свои чувства. Пара окончательно расстается, а их страдания вовсю показывают зрителям. Но ситуацию спасает письмо Хардина Тессе, в котором он признается, что действительно полюбил ее сильнее всех, вопреки собственным принципам, как и Дарси полюбил Элизабет.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-filma-posle/