Краткое содержание паустовский исаак левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Показать публикацию Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Исаак Ильич Левитан. Автопортрет. Холст, масло, 39×58. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея.

  • Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900) — мастер лирического пейзажа.
  • Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета
  • Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) – писатель.

Маленькая повесть «Исаак Левитан» написана в 1937. …Великопостный звон тоскливо гудел над дровяными складами и тупиками старой Москвы — Москвы восьмидесятых годов прошлого века. Саврасов пил водку из рюмки, серой от старости. Ученик Саврасова Левитан — тощий мальчик в заплатанном клетчатом пиджаке и серых коротких брюках — сидел за столом и слушал Саврасова.

— Нету у России своего выразителя, — говорил Саврасов.- Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки. Тихая была старушенция, все моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского Сказала мне напоследок: «Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты».

А на иконе были изображены травы и цветы — самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот какая оказалась хитрая бабка! Я в то время писал акварели на продажу, носил их на Трубу мелким барышникам. Что писал — совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми лебедями. Чепуха и срам.

С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа.

Мальчик застенчиво молчал.

(К. Паустовский)

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Исаак Левитан. Автопортрет. Тушь, Белила, Размывка, 37.7×27.8. 1885. Государственная Третьяковская галерея

….Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее.

Левитан называл это нечто воздухом. Но это был не тот воздух, каким он представляется нам. Мы дышим им, мы чувствуем его запах, холод или теплоту.

Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам.

(К. Паустовский)

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

 Исаак Левитан. Лесные фиалки и незабудки. Холст, масло, размер 49 x 35, 1889

Государственная Третьяковская галерея.

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Исаак Левитан. Ранняя весна. 41.5×66.3, холст, масло, 1898.Третьяковская галерея.

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Исаак Левитан. Этюд. Весна. Последний снег. 49 x 51, холст, масло, 1895. Частное собрание.

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Исаак Левитан. Весна — большая вода. Холст, масло. 64,2X57,5. Государственная Третьяковская галерея.1897

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Исаак Левитан. Тишина. 96×128, холст, масло. 1898 Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

…Этой же осенью Левитан написал «Осенний день в Сокольниках».

Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном… Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

«Осенний день в Сокольниках» — единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек.

(К. Паустовский)

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 63,5 × 50, холст, масло. 63,5 × 50. 1879.

Государственная Третьяковская галерея.

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Исаак Левитан. К вечеру. Река Истра. Холст, масло, 20×31. 1885.

Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа.

Исаак Левитан. Первая зелень. Май. 42.8 х 59.6, холст, масло, 1888. Третьяковская галерея.

На сарае в деревушке Максимовке, где летом жил Левитан, братья Чеховы повесили вывеску: «Ссудная касса купца Исаака Левитана»… Мечты о беззаботной жизни, наконец, сбылись. Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею.

Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко. «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», — писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, — одни были более левитанистыми, чем другие.

 Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно,, что в этом

  1. веселом слове заключен точный смысл — оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России, которое из всех тогдашних художников умел передавать на полотне один Левитан.
  2. (К. Паустовский)

Исаак Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. Холст, масло, 43,5 х 67. 1884. Государственная Третьяковская галерея.

Несмотря на жизнь, полную летней прелести, Левитан много работал. Стены его сарая — бывшего курятника — были сверху донизу завешаны этюдами.

В них на первый взгляд не было ничего нового — те же знакомые всем извилистые дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей, облака и ленивые реки.

 Знакомый мир возникал на холстах, но было в нем что-то свое, не передаваемое скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах…

(Константин Паустовский)

Исаак Левитан. Бурный день. 84×86, холст, масло, 1897. Государственная Третьяковская галерея.

Исаак Левитан. Летний вечер. 49×73, масло, картон.1899.  Государственная Третьяковская галерея.

Исаак Левитан. На озере. Холст, масло. 109х163. 1893. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева.(?)

Исаак Левитан. Осинник. Масло, картон,30×21, 1880-е. Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М. С. Туганова, Владикавказ. 

В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым. В Москве он всю зиму писал декорации для оперного театра, и эта работа не прошла для него бесследно. Он начал смелее обращаться с красками. Мазок стал свободнее.

Появились первые признаки еще одной черты, присущей подлинному мастеру, — признаки дерзости в обращении с материалами. Свойство это необходимо всем, кто работает над воплощением своих мыслей и образов.

 Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору — с глиной и мрамором, художнику — с красками и линиями. Самое ценное, что Левитан узнал на юге, — это чистые краски. Время,

  • проведенное в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантских водоемах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам.
  • (К. Паустовский)

Исаак Левитан. У берега моря. Крым. 41.3×65 см. 1886.

Государственный Русский музей.

Исаак Левитан. В Крымских горах. Холст, масло,67 х 36,5. 1886.

Государственная Третьяковская галерея.

На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками.

Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков. Солнце и черный цвет несовместимы.

Черный цвет — это не краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов темные тона. Правда, это не всегда ему удавалось.

  1. Так началась длившаяся много лет борьба за свет.
  2. (К. Паустовский)

Исаак Левитан. Берёзовая роща. 28,5 × 50, Бумага на холсте, масло.1885 – 1889.

Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан. Вечер на Волге. Холст, масло, 22 x 33. 1888. Частное собрание.

  • После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепко вошла Волга.
  • (К. Паустовский)

Исаак Левитан. Вечер на Волге. Холст, масло. 50×81. 1888. Государственная Третьяковская галерея.

Исаак Левитан. После дождя. Плёс. Холст, масло. 80 × 125. 1889.

Государственная Третьяковская галерея.

Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем».

Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился. 

…Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз.

Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.

(К. Паустовский)

Исаак Левитан. Над вечным покоем. Холст, масло. 150 × 206. 1894.

Государственная Третьяковская галерея.

В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

 Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

(К. Паустовский)

Исаак Левитан. Свежий ветер. Волга. Холст, масло. 72 × 123. 1895. Государственная Третьяковская галерея.

В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка». Свет и блеск впервые появились у Левитана в его «волжских» работах — в «Золотом Плесе», «Свежем ветре», «Вечернем звоне».

Читайте также:  Краткое содержание волков тайна заброшенного замка за 2 минуты пересказ сюжета

Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

 В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, — хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, — и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все — города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, — будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины. Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.

(К. Паустовский)

Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс. Холст, масло. 84,2 × 142. 1889. Государственная Третьяковская галерея.

Исаак Левитан. Озеро. Русь. Холст, масло. 149 × 208. 1899 – 1900. Государственный Русский музей.

Исаак Левитан. Вечерние тени. Холст, масло, 73×125. 1891. Таганрогский художественный музей, Таганрог.

Исаак Левитан. Вечерний звон. Холст, масло. 87 × 107,6. 1892. Государственная Третьяковская галерея.

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень… Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

 Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.  Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух.

Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно.

Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.

Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

(К. Паустовский)

Исаак Левитан. Долина реки. Осень. Пастель, бумага, 52×67. 1896. Государственный Русский музей.

Исаак Левитан. Золотая осень. Холст, масло. 82 × 126. 1895. Государственная Третьяковская галерея.

Исаак Левитан. Осень. Туман. Акварель, белила, Бумага на картоне, 48×60. 1899. Государственный Русский музей.

…Двадцать второго июля 1900 года он умер. Были поздние сумерки, когда первая звезда появляется над Москвой на страшной высоте и листва деревьев погружена в желтую пыль и в отсветы гаснущего солнца. Лето было очень поздним.

В июле еще доцветала сирень. Ее тяжелые заросли заполняли весь палисадник около дома.

Запах листвы, сирени и масляных красок стоял в мастерской, где умирал Левитан, запах, преследовавший всю жизнь художника, передавшего на полотне печаль русской природы…

(К. Паустовский)

Исаак Левитан. Жёлтые розы. Этюд. Картон, масло. 25 x 33. 1894. Плёсский музей-заповедник.

Это один из первых моих постов. Сделала его тогда, когда у меня появился компьютер.

Надежда- Сумина профессионал

  • Активность: 8331
  • Репутация: 668

Надежда- Сумина профессионал

Источник: https://obiskusstve.com/1907958735540324573/isaak-levitan-i-konstantin-paustovskij/?comment=1915934500411412194&single

Исаак Левитан

Краткое содержание Паустовский Исаак Левитан за 2 минуты пересказ сюжета

сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

Хандра прошла. Было стыдно даже вспоминать о ней.

Каждый день приносил трогательные неожиданности – то подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжелую долю. Ее Левитан прозвал Катериной из «Грозы» Островского. Он решил вместе с Кувшинниковой помочь Катерине бежать из Плеса, от постылой семьи. Бегство обсуждалось в роще за городом. Кувшинникова шепталась с Катериной, а Левитан лежал на краю рощи и предупреждал женщин об опасности тихим свистом. Катерине удалось бежать.

До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ, населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого училищного сторожа «Нечистую силу», трактирных половых, наглых коридорных из меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь, тупую покорность, презрение к себе, к еврею.

До жизни в Плесе он не верил в ласковость народа, в его разум, в способность много понимать. После Плеса Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу – талантливому, обездоленному и как бы притихшему не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением.

  • В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему:
  • «На твоих картинах уже есть улыбка».
  • Свет и блеск впервые появились у Левитана в его «волжских» работах-в «Золотом Плесе», «Свежем ветре», «Вечернем звоне».
  • Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.
  • В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу,-хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, – и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все-города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах,-будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины.
  • Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.

Жизнь Левитана была бедна событиями. Он мало путешествовал. Он любил только среднюю Россию. Поездки в другие места он считал напрасной тратой времени. Такой показалась ему и поездка за границу.

Он был в Финляндии, Франции, Швейцарии и Италии.

Граниты Финляндии, ее черная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску. «Вновь я захандрил без меры и границ,-писал Левитан Чехову из Финляндии. – Здесь нет природы».

В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор ничем не отличался для Левитана от видов картонных макетов, размалеванных крикливыми красками.

В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рожденных тусклыми лагунами.

В Париже Левитан увидел картины Монэ, но не запомнил их. Только перед смертью он оценил живопись импрессионистов, понял, что он отчасти был их русским предшественником, – и впервые с признанием упомянул их имена.

Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего-Волочка на берегах озера Удомли. Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но его спасли…

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

В «Большой воде» затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы.

В «Ранней весне» черная глубокая река мертво стоит среди оврагов, еще покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома.

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись роб

ким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи:

Читайте также:  Краткое содержание глуховский метро 2033 за 2 минуты пересказ сюжета

стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву;

одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

Исподволь, из года в год, у Левитина развивалась тяжелая сердечная болезнь, но ни он, ни близкие ему люди не знали о ней, пока она не дала первой бурной вспышки.

Левитан не лечился. Он боялся идти к врачам, боялся услышать смертный приговор. Врачи, конечно, запретили бы Левитану общаться с природой, а это для него было равносильно смерти.

Левитан тосковал еще больше, чем в молодые годы. Все чаще он уходил в леса, – жил он в лето перед смертью около Звенигорода, – и там его находили плачущим и растерянным. Он знал, что ничто – ни врачи, ни спокойная жизнь, ни исступленно любимая им природа не могли отдалить приближавшийся конец.

Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту.

В то время в Ялте жил Чехов. Старые друзья встретились постаревшими, отчужденными. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил

о близкой смерти. Он боялся ее и не скрывал этого. Сердце болело почти непрерывно.

Чехов тосковал по Москве, по северу. Несмотря на то, что море, по его собственным словам, было «большое», оно суживало мир. Кроме моря и зимней тихой Ялты, казалось, ничего не оставалось в жизни.

Где-то очень далеко за Харьковом, за Курском и Орлом лежал снег, огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель; она казалась милой и близкой сердцу, гораздо ближе беклиновских кипарисов и сладкого приморского воздуха. От этого воздуха часто болела голова.

Милым казалось все: и леса, и речушки – всякие Пехорки и Вертушинки, и стога сена в пустынных вечерних полях, одинокие, освещенные мутной луной, как будто навсегда позабытые человеком.

Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена. Этот этюд Чехов вставил в камин около письменного стола и часто смотрел на него во время работы.

Зима в Ялте была сухая, солнечная, с моря дули тепловатые ветры. Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.

Его преследовало воспоминание об этой поездке, когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо. Над головой висело солнце, здесь оно казалось гораздо ближе к земле, и желтоватый его свет бросал точные тени.

Облачное небо дымилось внизу в пропастях и медленно подползало к ногам Левитана, закрывая сосновые леса.

Небо двигалось снизу, и это пугало Левитана так же, как пугала никогда не слыханная горная тишина. Изредка ее нарушал только шорох осыпи. Шифер сползал с откоса и раскачивал сухую колючую траву.

Левитану хотелось в горы, он просил отвезти его на Ай-Петри, но ему в этом отказали – разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву. Он почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке.

Двадцать второго июля 1900 года он умер. Были поздние сумерки, когда первая звезда появляется над Москвой на страшной высоте и листва деревьев погружена в желтую пыль и в отсветы гаснущего солнца.

Лето было очень поздним. В июле еще доцветала сирень. Ее тяжелые заросли заполняли весь палисадник около дома. Запах листвы, сирени и масляных красок стоял в мастерской, где умирал Левитан, запах, преследовавший всю жизнь художника, передавшего на полотне печаль русской природы, – той природы, что так же, как и человек, казалось, ждала иных, радостных дней.

  1. Эти дни пришли очень скоро после смерти Левитана, и его ученики смогли увидеть то, чего не видел учитель, – новую страну, чей пейзаж стал иным потому, что стал иным человек, наше щедрое солнце, величие наших просторов, чистоту неба и блеск незнакомых Левитану праздничных красок.
  2. Левитан не видел этого потому, что пейзаж радостен только тогда, когда свободен и весел человек.
  3. Левитану хотелось смеяться, но он не мог перенести на свои холсты даже слабую улыбку.

Он был слишком честен, чтобы не видеть народных страданий. Он стал певцом громадной нищей страны, певцом ее природы. Он смотрел на эту природу глазами измученного народа, – в этом его художественная сила и в этом отчасти лежит разгадка его обаяния.

1937

Назад к карточке книги «Исаак Левитан»

Источник: https://itexts.net/avtor-konstantin-georgievich-paustovskiy/95644-isaak-levitan-konstantin-paustovskiy/read/page-2.html

Константин Георгиевич Паустовский о людях искусства. «Исаак Левитан» (урок литературы в 7 классе) план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Константин Георгиевич Паустовский о людях искусства. «Исаак Левитан» (урок литературы в 7 классе)

Цели:

1. Познакомить учащихся с отрывками из книги К.Г.Паустовского «Исаак Левитан». Помочь увидеть образ художника, созданный писателем. Познакомить с творчеством Левитана. Подготовить к написанию сочинения – описания по картине Левитана.

2. Развивать творческую самостоятельность учащихся, познавательную и поисково-исследовательскую активность, вырабатывать навык эстетического восприятия текста.

3. Воспитывать любовь к литературе, живописи, чувство прекрасного.

  • Ход урока:
  • — С каким рассказом писателя вы познакомились? («Корзина с еловыми шишками»)
  • — О ком этот рассказ? (О норвежском композиторе Эдварде Григе и молодой девушке Дагни Педерсен)

— Американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…» Какие чувства остались у вас в душе после прочтения и обсуждения рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Я поняла, что настоящей музыкой можно сказать очень многое. Искусство делает человека лучше. В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.)

  1.  Есть в творчестве таинственная сила!
  2. Какое счастье заглянуть вперёд,
  3. Увидеть жизнь особенно красивой
  4. И ощутить души своей полёт.
  5. И мучиться бессонными ночами,
  6. Оттачивая мыслей острие,
  7. Сверять детали замысла, начала,
  8. Выкладывать всё существо своё.
  9. И высекать, как скульптор, из гранита,
  10. Отбрасывая лишние куски,
  11. Свою задумку, что трудом добыта,
  12. Пусть ломит от усталости виски.
  13. Не оставлять в себе страницы белой
  14. И ничего не прятать на потом.
  15. Врубаться в жизнь отчаянно и смело
  16. И дерзновенно думать о большом.

— О чём это стихотворение? (Оно о том, как создаются произведения искусства, о том, что творец должен вложить в своё произведение всю душу, всего себя, только тогда это произведение станет искусством.)

— Какие виды искусства вы знаете? (Музыка, живопись, литература, балет и т.д.)

2. Работа по теме урока.

— К.Г.Паустовский говорил: «Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров — те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества».

В конце 30-х годов Паустовский написал несколько биографических книг о художниках и писателях:  «Орест Кипренский» (1936), «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1938), Паустовский написал также рассказы и очерки о Максиме Горьком, Петре Ильиче Чайковском, Антоне Павловиче Чехове, Александре Сергеевиче Пушкине, Хансе Кристиане Андерсене, Эдварде Григе, Аркадии Петровиче Гайдаре, Михаиле Михайловиче Пришвине, Михаиле Юрьевиче Лермонтове и многих других. Паустовского волновала тема судьбы художника, ответственности таланта перед людьми.

— К сегодняшнему уроку вы прочитали отрывок из книги Паустовского «Исаак Левитан».

И сегодня мы познакомимся с репродукциями картин пейзажиста, поговорим о том, каким показан художник в книге Константина Георгиевича.

Перед тем как вы услышите рассказ об Исааке Левитане, познакомьтесь со значением некоторых слов. Знание этих слов понадобится вам на уроке. (Таблички со значением слов вывешены на доске.)

ЗОДЧЕСТВО- наука и искусство созидать здания, строить; архитектура. ВАЯТЬ — высекать, вырезывать от руки выпуклые или округлые подобия людей, животных или разные украшения; лепная работа.

ЭТЮДЫ — опыты, попытки, образцы для изученья. РЕПРОДУКЦИЯ – печатная копия картины художника.

-А теперь послушайте рассказ о Левитане.

 Левитан Исаак Ильич родился в Литве. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. В 13 лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ещё в школе проявил себя талантливым пейзажистом.

Как и многие другие его сверстники, Левитан учился на медные гроши, ночевал под скамьями в классах и кормился на 3 копейки в день. Но, испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно трудится. Левитан занимался в мастерской Саврасова, известного вам по картине «Грачи прилетели».

 Он был любимейшим учеником Саврасова, но из училища его выпустили лишь с дипломом неклассного художника, который давал право работать только учителем рисования. Левитан вновь вернётся в училище уже известным художником и будет руководителем мастерской. Саврасов всё внимание учеников направлял на изучение природы.

Не просто изучение — он призывал любить природу, без этого нельзя стать пейзажистом. 

Учитель лит-ры

— Найдите и прочитайте, что Паустовский рассказывает об учёбе Левитана в училище живописи и ваяния.

— Какими словами Паустовский характеризует Левитана, как бы ставя их в противовес тому, о чём писал раньше? ( Паустовский называет Левитана тончайшим художником своего времени, первым и ещё робким певцом русской природы.)

Читайте также:  Краткое содержание возвращение платонова за 2 минуты пересказ сюжета

— Расскажите, как складывались отношения между Н. Чеховым и Левитаном?

— Что выражает собой слово «левитанистый»? ( Оно выражает особое обаяние пейзажа Средней России, которое тогда умел передать на полотне один Левитан.)

— Друг Левитана по Училищу живописи говорил: «Пойдем мы компанией на этюды в окрестности Москвы, бродим и ничего интересного, а Левитан сядет у первой попавшейся лужицы и приносит домой прекрасный мотив для пейзажа». Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова?

— О каких «дождливых работах» художника рассказывает Паустовский?

— Рассмотрите картину Левитана «После дождя». Попробуйте описать её. Прочитайте, как описывает эту картину Паустовский.

— Над приволжским городом только что прошумел ливень, и солнечный свет начинает пробиваться сквозь тучи. Мокрые рыжевато-зелёные кусты, блестящие от дождя крыши домов, потемневшие лодки и баржи объединены в единый серебристо-серый тон.

Пропитанный влагой воздух как бы окутывает тонкой пеленой притихший город, смягчает очертания предметов. Но уже светлеет небо, светлеет Волга. Лёгкая рябь на воде, стекающие к реке из лужиц ручейки, быстро идущий вдали пароход оживляют природу.

Левитан создал правдивый и поэтичный образ типичного приволжского городка с приметами современной художнику жизни.

  • — А вот ещё одна «дождливая работа» Левитана — «Над вечным покоем»
  • Краткий рассказ учителя о том, почему картина имеет такое название.
  • Учитель лит-ры

Задание. Вставьте (выберите) нужные прилагательные в описание картины «Над вечным покоем». (Репродукция картины перед учащимися. Текст у каждого ученика на столе.)

В картине «Над вечным покоем» поэзия (хмурого, ненастного, яркого) дня выражена с большой силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где (светлые, тёмные, белые) берёзы гнутся под (сильным, слабым, порывистым) ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, (большое, огромное, громадное) облачное небо, (тяжёлые, свинцовые) тучи, напитанные влагой, висят над землей. (Прямые, косые) холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой (грустной, печальной) силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно, что ощущается как величие.

— Сравните с текстом Паустовского, посмотрите, насколько вам удалось использование эпитетов. Объясните выбор эпитетов Паустовским. (1 ученик читает текст Паустовского по учебнику)

— Да, когда смотришь на эти картины, то соглашаешься с Паустовским, который называет Левитана «художником печального пейзажа».

— Крамской писал: « Есть вещи, которые слово выразить решительно не может… Если всё можно сказать словом, то зачем тогда искусство, зачем музыка?» В самом деле, как опишешь словами левитановский «Март»?

(Слайд ) Попробуйте описать эту картину.

— Прочитайте, как это делает Паустовский.

— Снег, деревья, дом, лошадёнка, впряженная в сани… Но как передать ту «весну света», тот живой трепет пробуждающейся природы, то предчувствие перемен, каким полна эта картина? Чтобы рассказать всё это, нужны не слова, а краски. Этим-то орудием владел Левитан, как Чайковский — звуками, как Чехов – словом.

— Найдите и прочитайте, почему Паустовский сравнивает картины Левитана с чеховскими рассказами. (Рассказы небольшие по объёму, нет в них интригующего сюжета, но вложен большой смысл. Паустовский считает, что картины Левитана, подобно рассказам Чехова «скромны и точны»)

— У Левитана есть несколько превосходных весенних вещей. Вспомните, что говорит о весенних картинах Левитана Паустовский? (Все они похожи на осень)

— Рассмотрите репродукции картин с весенними пейзажами Левитана. Согласны ли вы с Паустовским? 

  1. Слайды  «Солнечный день. Весна», «Большая вода»
  2. После ответов учащихся на заданный вопрос учитель  обобщает ответы.
  3. Учитель лит-ры
  4. — Какое время года Левитан любил больше всего? (Осень)
  5. — Подтвердите это словами из текста Паустовского.
  6. — Прочитайте, какой изображал осень на своих картинах Левитан?

— Давайте рассмотрим ещё несколько картин Левитана. (Слайды «Сумерки. Луна». «Осень. Дорога в деревне»)

— Перед вами картина «Золотая осень» (Слайд ). Светла и задумчива эта осень. Попробуйте, может быть, вы вспомните стихи об осени, которые соответствовали бы этой картине.

  • Лес, точно терем расписной,
  • Лиловый, золотой, багряный,
  • Весёлой, пёстрою стеной
  • Стоит над светлою поляной.
  • …Сегодня так светло кругом,
  • Такое мёртвое молчанье
  • В лесу и в синей вышине,
  • Что можно в этой тишине
  • Расслышать листика шуршанье.
  • (Иван Александрович Бунин)
  • Бунин и Левитан одинаково почувствовали прелесть золотой осени и прославили её: один – в стихах, другой – в картинах.
  • Учитель лит-ры
  • — Послушайте ещё один отрывок из книги Паустовского «Исаак Левитан», которого нет у вас в учебнике.

Лето кончилось… Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Её узкие руки белели из-под черных кружев. Мягкая туча закрыла небо. Шёл редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелках зажгли фонари.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он подался, и дождь зашуршал по его шёлковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел её лица – оно было закрыто зонтиком.

Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он различал бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым. Левитан вернулся в свою каморку и лёг.

Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.

Этой же осенью Левитан написал « Осенний день в Сокольниках».(Слайд 16) Это была его первая картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в чёрном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало её ощущением грусти и задумчивости.

«Осенний день в Сокольниках» — единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласые и одинокие.

Эту картину девятнадцатилетнего художника с ученической выставки приобрёл П.Третьяков для своей галереи. Это было первым признанием таланта художника.

— Рассказ о картине « Владимирка».(Слайд )

Настроение не только грусти – безысходного отчаяния навевает его полотно – «Владимирка». Уходит вдаль истоптанная сотнями ног дорога. Вокруг – насколько хватает глаз – ровное гладкое поле, да на горизонте исхлёстанная ветрами роща. По этой страшной дороге, гремя кандалами, шли на каторгу в Сибирь ссыльные, уходили, чтобы никогда не вернуться.

Просторы, синие дали захватывают дух и одновременно рождают скорбное настроение, тяжёлые думы. Эту картину живописец преподнёс в дар Третьяковской галерее.

— Рассказ о картине «Озеро. Русь» (Слайд )

Картина «Озеро» стала лебединой песней художника, то есть последней написанной им картиной. Полотно пронизано солнечным светом, на картине изображен величавый разлив озера с деревней на берегу, несущиеся по небу облака.

Левитан хотел назвать этот пейзаж «Русью». «Озеро» — обобщённый образ русской прекрасной и светлой природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника.

Он не сумел закончить картину, как хотел, потому что 22 июля 1900 года Левитана не стало.

Учитель лит-ры

— Прочитайте, как пишет Паустовский о смерти Левитана.

— Каким настроением проникнуты эти строки? (Строки проникнуты настроением грусти, печали.)

— Каким описан вечер, в который умер художник, прочитайте ещё раз. Что напоминают вам эти слова? (Описание природы: поздние сумерки, листва деревьев, погружённая в желтую пыль, отсветы гаснущего солнца – всё такое же, как на картина художника.)

— Давайте просто насладимся просмотром репродукций картин Левитана. (Слайды )

— Прочитайте, как критики отзывались о картинах художника.

— Паустовский иронизирует над хозяйкой квартиры и критиками, которые «требовали, чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастуха и женщин». Вы увидели сегодня много репродукций картин Левитана, попробуйте возразить на эти пожелания не понимавших Левитана людей.

(Природа Левитана не нуждается в оживлении, она жива своей неповторимостью. Левитан видит красоту в том, где не замечают её ни хозяйка, ни критики. Недаром Левитан думает о великолепном солнце, которое должно придать каждой берёзке весомость и блеск драгоценного металла, т.е.

берёзка, освещённая солнцем, ценна для Левитана не менее, а может быть и более, чем любой драгоценный металл.)

— А теперь немного поиграем. Определите, какие картины не принадлежат кисти Левитана. Вспомните название картин Исаака Ильича.

3. Итог урока:

— Вернёмся к тексту К.Г.Паустовского. Подумайте, каково отношение Паустовского к художнику, в каких словах это выражается?

— Какой образ художника создаёт Паустовский в своей книге? Каким вы представили себе художника после прочтения отрывков из книги о нём? (Паустовский создаёт образ талантливого художника-пейзажиста, судьба к которому не всегда была благосклонна, человека впечатлительного, творческого, любящего Россию и выражающего эту любовь в своих картинах.)

 А. Энгр, французский художник, говорил: « Искусство только тогда достигает высшей степени совершенства, когда оно до такой степени похоже на природу, что его можно принять за самую природу». Можно с уверенностью сказать, что искусство Левитана достигло высшей степени совершенства. А Паустовскому талантливо удалось в своей книге раскрыть образ величайшего художника-пейзажиста.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/10/17/konstantin-georgievich-paustovskiy-o-lyudyah-iskusstva-isaak

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector