Краткое содержание паустовский сказочник за 2 минуты пересказ сюжета

Через год после окончания Великой Отечественной войны Константин Паустовский написал рассказ «Телеграмма». К этому времени писатель приобрел известность не только на родине, но и за рубежом. В какой-то мере начало этому произведению дали рассказы из цикла «Летние дни» и «Мещерская сторона». Предлагаем краткий пересказ и небольшой анализ рассказа Телеграмма.

Содержание

Краткое содержание Паустовский Сказочник за 2 минуты пересказ сюжета

В семье царила творческая атмосфера, все говорили о творчестве, обсуждали произведения искусства. Теперь Катерина осталась одна: отец умер, а единственная дочь живет далеко в городе. Говорить о творчестве ей не с кем.

По хозяйству помощницей для Катерины Петровны стала соседская девчонка Манюшка. Также к главной героине иногда наведывался сторож Тихон. Он был довольно стар, об этом говорит факт, что Тихон помнил, как дом строили, и отца Катерины.

Это интересно! Михаил Зощенко рассказ Елка: краткое содержание

Главная героиня ежедневно думала о своей дочери. Она в глубине души желала, чтобы Настя приехала. Но…, мечты оставались мечтами. И писем дочь матери тоже в последнее время совсем не писала… Только приходили от нее денежные переводы.

Краткое содержание Паустовский Сказочник за 2 минуты пересказ сюжета

Она писала о том, что хочет ее увидеть, что желает обнять, прижать к сердцу. Письмо заканчивалось мыслью, что предстоящая зима станет для Катерины Петровны последней на этом свете.

Далее речь идет о самой Насте. Паустовский говорит о том, что девушка занята, работает в Союзе художников делопроизводителем. Коллеги зовут девушку Сольвейг за ее светлые волосы и большие глаза, которые, к сожалению, почти всегда были холодные.

Когда Настя получала из дома весточку, то у нее возникали двойственные чувства. С одной стороны, она считала, что если мать пишет, значит, все нормально. С другой – письма служили немым укором для невнимательной дочери. Получив очередное письмо от матери, девушка его не стала читать, потому что была очень занята на работе. Она просто положила его в сумку.

Это интересно! Искандер рассказ Тринадцатый подвиг Геракла: краткое содержание

При организации выставки ей на глаза попалась статуя Николая Гоголя. Выражение его лица показалось насмешливым и, вместе с тем, укоризненным. Тогда Настя решила письмо прочесть. Когда дочь узнала из письма о просьбе приехать, то она вспомнила, какой неблизкий путь ей предстоит преодолеть, и как будет плакать ее мама. Поэтому письмо она убрала пока подальше.

Прошло две недели. Выставка прошла на «ура». В это время дочке передали телеграмму, где сообщалось, что маме остались считанные дни. Телеграмма была от Тихона. Настя сначала подумала, что ошиблись адресом.

Но тень беспокойства легла на ее лицо. Кто-то спросил у нее, что произошло. Она попыталась не акцентировать на этом факте внимания. Снова на глаза девушки попалась скульптура Гоголя.

Но на этот раз классик смотрел осуждающе.

Девушка вдруг осознала, что именно мама была для нее самым близким и любящим человеком. Тогда она решила ехать в отчий дом. Как назло в железнодорожной кассе не было билетов, но, предъявив телеграмму, все-таки удалось купить билет на ближайший поезд.

Краткое содержание Паустовский Сказочник за 2 минуты пересказ сюжета

Когда он прочитал содержание телеграммы Катерине Петровне, то она тихо сказала: «Спасибо». А после закрыла глаза и уснула, но как оказалось, умерла.

На завтра были похороны. В доме собралось много людей, чтобы проводить старушку в последний путь. По пути на кладбище к церемонии присоединилась учительница. Она даже поцеловала руку Катерины Петровны, потому что была виновата перед собственной мамой.

Прошло два дня. Настя приезжает в родной, но, увы, опустевший дом. Она плачет всю ночь напролет, но слезами мать не вернуть.

Это интересно! Анализ оперы Князь Игорь: читаем краткое содержание

Уехала девушка из родного дома так, чтобы ее никто не видел. Но никто не собирался ее ни в чем упрекать. Настю не покидало ощущение, что никто кроме матери не снимет с нее тяжелое чувство вины. Далее автор делает экскурс в прошлое главной героини и упоминает о том, что ее отец был художником. Что он построил дом в местечке с названием Заборье.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/konstantin-paustovskiy-telegramma-chitaem-kratkoe-soderzhanie

Читать паустовский рождение сказки – ..:

06.01.2020| alexxlab|

Стоял зимний день. Холодное время года уже подходило к завершению и во всем чувствовался скорый приход весны. Писатель Муравьев ехал на поезде на дачу своих друзей. Ему нужно было написать рассказ для одного московского журнала. Рассказ нужен был о труде.

Однако работа у Муравьева никак не клеилась. Он уже довольно долго трудился над своим сочинением, но все было не то. Причину этому видел он в суете городских будней.

И вот, он решил отправиться за город, надеясь на то, что там к нему придет вдохновение, и работа сдвинется с мертвой точки, хотя он и знал, что уединиться совсем ему там не удастся.

На даче должны были находится дальние родственники друзей, знаком с которыми он не был.

Муравьева переполняло чувство беспричинного счастья. Настроение его было радостным и восторженным. И он почему-то был полностью уверен в том, что там, на даче знакомых, у него непременно все получится. Еще, его не покидало чувство того, что вот-вот должно произойти что-то хорошее.

Вот он уже и прибыл на станцию. С поезда шагнул он на платформу, находящуюся в лесу и пошел по пустынной дороге, все рассуждая о том, как бы написать ему рассказ. Муравьев заметил, что здесь стал он мыслить в слух. Поговорил он и с воробьем, который недовольно что-то чирикнул писателю.

Пройти предстояло Муравьеву целых три километра. Меж тем, солнце уже клонилось к горизонту. По пути попался писателю ручей, который, журча, пытался освободиться ото льда. И тут, Муравьев подумал, что нужно бы ему помочь весне и принялся ломать лед, сковывавший ручеек.

Тут он заметил неподалеку девушку с лыжами. Герой было смутился: ему стало неловко от того, что он, солидный человек, занимается ребячеством. Однако девушка, подойдя к нему, предложила ломать ему лед лыжной палкой – так гораздо удобнее. А потом она занялась этим вместе с ним.

Герои молча трудились. Появился откуда- то еще и мальчишка. И только тогда, когда освобождение ручья было окончено, Муравьев и девушка разговорились. Оказалось, что зовут ее Женей, и она является той самой родственницей, живущей на даче друзей писателя. Находилась она там вместе со своим отцом – ботаником.

Они ожидали прибытия Муравьева. А Женя очень сильно переживала за то, что отец будет мешать писательскому труду, так как он очень любил поговорить и вряд ли смог бы сдержаться.

А дальнейший их разговор словно осенил Муравьева – невзначай Женя подсказала ему то, о чем ему следует писать рассказ. Он понял: писать он должен о том труде, с которым хорошо знаком – о писательском.

Настроение его улучшилось еще больше. Не зря он вырвался за город и не спроста было у него такое окрыленное состояние. Муравьев писал всю ночь. Мысли его все лились и лились одна за другой, и строки ложились на листы бумаги. Все то, что было написано им вперед, он, без тени сожаления, сжег в печи.

Он писал о прозе и о поэзии. Он писал о красоте и силе русского языка и о труде известных писателей. Он писал о познании и воображении, которые считал он источниками литературного искусства.

К утру были дописаны им последние фразы рассказа. Окончил Муравьев его словами Горького о том, что, создавая произведение, нужно представлять людей, которые будут его читать, или слушать. Муравьеву хотелось прочитать его Жене.

Ведь именно она вдохновила на его создание писателя, задав, не задумываясь, ему простой вопрос. Она почему-то знала, что писать нужно ему именно об этом труде. И как же сам он раньше до этого не додумался? Писал он свой рассказ, думая о ней.

Ему хотелось высказать ей все то хорошее, что было у него в душе.  Однако, он ничего этого не сделал.

Женя уезжала в Москву в институт. Муравьев проводил ее к поезду. Он лишь поблагодарил ее за помощь. За что ее благодарят, девушка не поняла. Ведь она не знала, что поспособствовала «рождению» рассказа.

Автор хотел показать этим рассказом то, что дело, которое по душе и которое хорошо знакомо для человека, всегда будет приносить ему не только пользу, но и удовольствие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Рождение рассказа. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Стругацкие Град обреченныйРоман антиутопия рассказывает о некой планете, на которой Наставники собрали землян двадцатого столетия. Каждый из них дал согласие на участие в неизвестном эксперименте. Люди были из разных стран и разного времени
  • Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжетВсе начинается с грустной истории принцессы Одетты. Красивая девушка прогуливалась в старинном парке, когда ее увидел незнакомец. Им оказался злой волшебник Ротбарт.
  • Краткое содержание Франко Захар Беркутахар Беркут это историческая повесть Ивана Франко. Действие происходит на землях древней карпатской общины в 1241 году. Там, в живописной долине, защищённой со всех сторон горами, находится село Тухля.
  • Краткое содержание Сетон-Томпсон Королевская аналостанкаПроизведение канадского писателя повествует нам о судьбе кошки, которая выросла в трущобах. Первые страницы рассказа начинаются с того, что торговец печенью каждое утро подкармливал домашних любимцев жильцов
  • Краткое содержание Островский Последняя жертваДанная пьеса не отличается особой популярностью, но она довольно оригинальна. Герои ее меняются местами. Состоятельный не молодой мужчина, желавший юную красавицу, оказывается на много честнее, чем ее молоденький и привлекательный жених.

2minutki.ru

К. г. паустовский. «рождение сказки». «теплый хлеб» – сказка о труде и взаимной выручке

Урок 50К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «РОЖДЕНИЕ СКАЗКИ».«ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» – СКАЗКА О ТРУДЕ

  • И ВЗАИМНОЙ ВЫРУЧКЕ
  • Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
  • Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя об авторе.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18 мая 1892 года. Детство будущего писателя прошло на Украине – в деревне, потом в городе Киеве. С детства Паустовского окружали талантливые, добрые люди.

Тяга к учебе наблюдалась с самого раннего возраста. К. Г. Паустовскому пришлось быть свидетелем нескольких войн – Первой мировой в 1914 году, революции 1917 года, гражданской войны.

Он даже участвовал в боях с петлюровцами, был матросом, подручным в рабочей артели, позже стал журналистом.

В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы, обыкновенные люди, ее не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая.

В своем творчестве он прежде всего выражает свое собственное отношение к миру. Его отношение к миру, людям подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле.

В своем творчестве писатель прославляет доброту человеческую и труд, который всему голова…

2. Художественный пересказ сказки «Теплый хлеб».

  1. 3. Составление плана:
  2. а) история раненого коня.
  3. б) мельник Панкрат.
  4. в) лютая зима.
  5. г) Филька по прозвищу «Ну тебя».
  6. д) рассказ бабки.
  7. е) осознание Филькой своего поступка с конем.
  8. ж) разговор Фильки с Панкратом.
  9. з) Как помогла Фильке старая сорока?
  10. и) Как пришло спасение?
  11. к) Как Филька помирился с раненым конем?

4. Образы героев сказки.

– Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? (Конь Мальчик – вороной конь, «раненый, пострадал от врага».

Мельник Панкрат – «скорый на работу, сердитый старик… ребята считали его колдуном».

Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» – «молчаливый, недоверчивый».)

– Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? (О Фильке: «Отвечал сердитым басом», «бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха». О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».)

– Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершалигерои?

Ученики коротко пересказывают сюжет сказки, затем учитель подробно объясняет домашнее задание.

5. Реальное и фантастическое в сказке.

– Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история.

Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, – деревня Бережки, – и указывается время действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице…

Читайте также:  Краткое содержание басни осел и соловей крылов за 2 минуты пересказ сюжета

» Кавалеристы и немецкий снаряд – это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.

В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.)

– Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь – боялся пустыни»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.)

– Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких – реальными? (Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления: ветер, мороз – олицетворяются, как в сказочной традиции.)

6. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста.

а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. (Теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.)

б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость:

џ Зачем помирать? Надеяться надо.

  • џ Льготного срока не будет.
  • џ Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
  • џ За твою дурь расплачиваться своим горбом?
  • џ От теплоты лед начал оседать.
  • џ Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете.
  • џ Хлеб-соль подносить.
  • џ Не только человеку извинение требуется.
  • џ Бери хлеб, мирись!
  • џ Трещала как пулемет.

7. Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру…» до слов: «– Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих»).

– Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)

– Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?

– Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

– Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?

– В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)

III. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…».

Завершая работу над темой, учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо…»

Задача ребенка – постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.

Комментарий. В учебнике 5 класса представлен также рассказ «Заячьи лапы». Изучению этого рассказа может быть посвящен отдельный урок (материалы для его проведения предложены далее). Однако этот текст может быть дан и для самостоятельного чтения учащихся. Руководствуясь этими соображениями, авторы-составители не присвоили данному уроку порядковый номер.

multiurok.ru

Краткое содержание Рождение рассказа Паустовский для читательского дневника

Московский писатель Муравьёв получил задание от одного из журналов на написание рассказа. В нем требовалось воспеть человеческий труд.

Писатель уже делал несколько попыток выполнить заказ, но не мог. В большом шумном городе сложно было сосредоточиться и создать что-то, стоящее внимания читателя. Писать же плохо Муравьёв не хотел.

Тогда писатель решил пожить на даче своих знакомых в Подмосковье. Муравьёв знал, что там уже живут родственники хозяев загородного дома.

Муравьёв приехал на поезде и отправился к месту своего временного жительства. Природа в пригороде восхищала городского жителя. Все вокруг пробуждалось от долгого зимнего сна. Настроение писателя улучшилось, и у него появилось хорошее предчувствие в том, что здесь у него получиться написать прекрасный рассказ.

По пути к даче Муравьёв решил немного помочь весне. Он начал разбивать палкой лёд на ручье. Взрослый человек так увлекся процессом, что даже не заметил девушку, которая наблюдала за ним. Мужчина вначале засмущался, но молодая девушка посоветовала ему колоть лёд лыжной палкой. Вдвоём они принялись за дело.

Оказалось, что эта девушка живёт на даче друзей Муравьёва и её зовут Женя. Она студентка института. Вместе с отцом, который является ботаником, девушка отдыхает за городом.

Расспросы девушки о будущем рассказе навели писателя на мысль о его содержании. Муравьёв решил написать о том, в чем он разбирается лучше всего: о труде писателей.

Общение с разговорчивым ботаником, отцом девушки, укрепило его в намерении описать нелёгкий труд тружеников пера и бумаги. Муравьёв сжег в печке все, что было создано им в Москве. За одну ночь автор смог написать свой рассказ.

На следующее утро Муравьёв отправился провожать свою новую знакомую на поезд. Он сказал о своём скором отъезде в город. Девушка испугалась, что она и отец мешают работе писателя.

Автор рассказа сказал, что он почти завершил свою работу. Ему было неудобно признаться Жене, что он закончил написание рассказа за одну ночь.

Ещё Муравьёв постеснялся сказать молодой девушке, что она является музой, вдохновившей писателя.

Муравьёв остался на пару дней на даче, чтобы отдохнуть и пообщаться с отцом Жени.

Так, случайное знакомство помогло писателю выполнить его заказ для журнала.

Источник: https://detkamonline.ru/raznoe-2/chitat-paustovskij-rozhdenie-skazki.html

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: К. Г. Паустовский "Великий сказочник" | Социальная сеть работников образования

  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги
  • Щетинникова Анна Александровна
  • Учитель начальных классов

К. Г. Паустовский

«Великий сказочник»

Цели: — знакомство с К. Г. Паустовским и его творчеством;

  1.             — пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой
  2.               темы;  
  3.             — развитие умения анализировать текст, освоение содержания и его
  4.               нравственных уроков;
  5.             — развитие речи, внимания, наблюдательности учащихся;
  6.             — развитие умения находить в тексте художественно- выразительные    
  7.               средства;
  8.             — развитие умения доказывать свое мнение, опираясь на цитаты
  9.               текста.        
  10. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый,
  11.                                 исследовательский.    
  12. Ожидаемые результаты:
  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
  3. Коллективно обсуждать прочитанное произведение, доказывать собственное мнение, опираясь на цитаты текста.
  • Учитель:
  • — Библиотекарь хорошо запомнил этого странного мальчика. Одни читатели просили определенную книгу, другие — «что-нибудь», но этот указал на полку с книгами и сказал:
  • — Дайте мне первую от края.

На следующий день, возвращая прочитанную книгу, он попросил вторую от края. Потом третью, четвертую…

Оказалось, что мальчик решил прочитать все книги, какие существуют на свете, а звали его Томас. Томас Эдисон. Знаменитый изобретатель (электрическая лампа накаливания) Эдисон всегда доводил задуманное дело до конца.

Но от чтения всех книг на свете он отказался. Почему? Да просто потому, что это неосуществимо. Так ли это важно прочитать все книги на свете? (Важно научиться правильно, выразительно читать и анализировать произведение).

— Вот сегодня мы и будем «ломать голову» целый урок над новым произведением и должны «зарубить себе на носу» значение новых непонятных слов.

     2. Знакомство с К. Г. Паустовским и его творчеством.

— Внимательно рассмотрите запись на доске и сформулируйте задание к упражнению. (Исключив иностранные буквы, прочесть название произведения или фамилию автора произведения).

  1. ПWZASУCTFOVBZCKИJЙY
  2. ПОКАЗ ПОРТРЕТА ПИСАТЕЛЯ
  3. Показ портрета писателя  (СЛАЙД №1)
  4. — Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года.

Сколько лет прошло со дня рождения писателя? (124 года).

— Мальчик родился в семье железнодорожника. Отец был неисправимым мечтателем, из-за чего постоянно менял место работы и жительства. Константин учился в Киевской гимназии. В последнем классе стал подрабатывать репетиторством.

Поступил в Киевский университет, затем перевелся в Московский на юридический факультет, но не окончил его. Он сменил много профессий: водитель трамвая, санитар, учитель. Но всегда красота природы завораживала его, дарила вдохновение, и он много писал.

     С его точки зрения, главным умением было «искусство видеть мир». Через состояние природы Паустовский пытался объяснить состояние души.

Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранить и преумножить богатства родного языка, потом преподносить их как дар своему читателю.

— Давайте вспомним произведения писателя, прочитанные ранее.

— О ком и о чем эти произведения? (О растениях и животных).

— К. Г. во время войны как военный корреспондент побывал во многих местах. А после войны впервые был на Западе: Чехословакии, Италии, Турции, Греции, Швеции.

Но все-таки он писал: «Я не променяю Среднюю Россию на самые потрясающие красоты земного шара.

Всю нарядность Неаполитанского залива я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску». Он долгое время жил под Калугой в Тарусе, там умер в 1968 году.

      Показ памятника и дома-музея писателя  (СЛАЙД № 2)

— Паустовский писал не только рассказы и повести о природе, но и очерки о других странах, создавал и литературные портреты художников, писателей разных эпох и стран, сказки: «Теплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Квакша».

-Писатель создает удивительный мир. Именно он заставляет нас смеяться или плакать, жалеть героев или ненавидеть. И настоящий читатель видит образ персонажа на страницах книги. Сейчас я прочитаю отрывок из произведения Паустовского, посвященный известному писателю, а вы попробуйте узнать его.

— «Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем. Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года — всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый сказочник встретил меня на пороге нового века.

Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном.

Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. Я должен сказать, что этот случай был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву».

3. Знакомство с текстом.

    Учитель:

— С кем же познакомился будущий писатель?

Показ портрета Г.Х. Андерсена  (слайд №3)

— Сейчас мы прочитаем отрывок из произведения К. Г. Паустовского «Великий сказочник» и проанализируем его.

Константин Георгиевич Паустовский

«ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК»

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Гансом Христианом Андерсеном. Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года — всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый детский сказочник встретил меня на пороге нового века.

Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном.

Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. Я должен сказать, что этот случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». Просто это мне, должно быть, привиделось.

В этот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался этой елке.

Я хорошо знал, что в глубине зеркальных магазинных витрин появятся разные волшебные вещи: коньки, витые свечи всех цветов радуги, маски клоунов в маленьких белых цилиндрах, оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях, хлопушки и золотые бумажные цепи.

Читайте также:  Краткое содержание островский на всякого мудреца довольно простоты за 2 минуты пересказ сюжета

Я знал со слов взрослых, что вечер 31 декабря 1899 года был совершенно особенный. Действительно, зимний вечер в последний день 1899 года был не похож на все остальные.

Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, с неба слетают на город легкие белые розы. Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли, и в комнате началось такое веселое потрескивание свечей, будто вокруг лопались сухие стручки акации.

Около елки лежала толстая книга — подарок от мамы. Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. Я сел под елкой и раскрыл книгу.

Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку.

Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги. Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел самого Андерсена.

С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном.

  1. Анализ прочитанного текста.

— А как вы думаете, могли встретиться великий сказочник и будущий писатель? Почему?

— Объясните выражение «сон наяву».

— Константин Георгиевич создавал литературные портреты Исаака Левитана, Ивана Бунина и Тараса Шевченко. Давайте  прочитаем отрывок из произведения и проанализируем его. (Чтение первого абзаца и его анализ)

— Иногда писатель не рисует портрет героя произведения. Тогда читатель сам создаёт образ персонажа. Зачем нужен словесный портрет героя? (Понять характер персонажа, мотивы его поступка, отношение автора к своему герою)

  • — Составьте портрет Андерсена. (Ученики «рисуют» портрет на доске)
  • внимательный        наблюдательный
  • аккуратный        проницательный
  • романтик        ироничный
  • — Докажите характеристики портрета цитатами из произведения.
  1. Физкультминутка.
  2. Работа с художественно-выразительными средствами.
  1. Учитель:
  2. — Самостоятельно прочитайте 2 следующих абзаца и выпишите в тетрадь: слова-незнакомцы и художественно-выразительные средства.
  3. Слова-незнакомцы                   Выразительные средства
  4.     гнедые лошади        снег падал важно – олицетворение
  5.     цилиндр        хлопья, что белые розы – сравнение
  6.     кавалеристы        свечи будто стручки – сравнение
  7.         горячие лошади – эпитет
  8. Разъяснение слов-незнакомцев: 1) гнедые лошади – лошади коричневого цвета с чёрным нависом (гривой, хвостом); «гнедой» –  со старославянского языка – «дым, чад»; 2) цилиндр – высокая шляпа с тульей в форме цилиндра; 3) кавалеристы – военнослужащие на коне.   (слайды №4-6)
  9.                 Учитель:
  10. — Как вы думаете, зачем Паустовский написал этот рассказ? (Привлечь внимание к великому сказочнику, выразить своё отношение к писателю, вызвать взаимные переживания встречи Нового года)
  11. — Какова тема этого произведения? (Создание литературного портрета Андерсена)
  12. — Какова главная мысль произведения? (Хотя Андерсен жил в бедности, но имел богатый внутренний мир, умел радоваться жизни, был наблюдательным добрым человеком и создал чудесные сказки)
  13.            Мозговой штурм.
  14.                Учитель:
  15. — Назовите фразеологизмы, которые я употребила вначале урока. («Ломать голову», «зарубить на носу»)
  16. — Найдите среди фото гнедую лошадь, кавалериста, шляпу-цилиндр.
  17.      (слайды №7-9)
  18.    Учитель:
  19. — Продолжите фразу:
  20. — Сегодня на уроке …
  21. — Я понял, что …
  22. — Урок дал мне для жизни …
  23. — Мне захотелось…

9.Домашнее задание.

1. Прочитать рассказ до конца.

2. Дополнить портрет Андерсена.

3. Выписать в тетрадь слова- незнакомцы и художественно-выразительные средства.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/02/05/k-g-paustovskiy-velikiy-skazochnik

К. Паустовский, "Старый повар": краткое содержание и анализ произведения

27 Марта 2020 г.

Поделитесь: VK | FB | OK | TW

Содержание:

Где происходят события? (показать на карте) . – С кем жил старый повар? – Какое настроение создаётся в начале рассказа? – Почему? – Опишите дом, в котором жил старик.

(Работа с текстом) – Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель? (Клавесин) СЛАЙД– С каким чувством пишет о нём Паустовский? (Работа с текстом) – С какого момента настроение рассказа резко меняется? – Как выглядел незнакомец? (Работа с текстом) – Для чего пришёл незнакомец в дом старика? СЛАЙД– В чём же хочет исповедаться старый повар? (Работа с текстом) СЛАЙД– Как назвал незнакомец грех старика? – Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа? – Что ответил незнакомец? – В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику? – Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала такие впечатления? – Представьте себе, что мы находимся в домике старого повара. Послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой старик. (звучит музыка Моцарта, слайды) – Что происходит вокруг, когда незнакомец начинает играть? – Как звучит клавесин? – Что происходит в природе? –А что почувствовал старик, слушая её? (Работа с текстом) – Как же ему удалось увидеть то, чего он так желал? – Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего сада? – Какова роль этих эпитетов? – Кроме того, противопоставляется мрачная жизнь повара ярким, цветущим воспоминаниям – приём антитезы. – Как заканчивается рассказ? – Автор называет Моцарта великим музыкантом. – А в чём его величие? – Как вы думаете, почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего? – Как вы теперь понимаете эпиграф к уроку? ВЫВОД. III. Творческая работа. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Какие впечатления вы получили после знакомства с произведением К. Г. Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта? ». Напишите, пожалуйста, слушая замечательную музыку В. А. Моцарта. – Индивидуально: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе; нарисуйте образ счастья, у

Марии удаётся привести к отцу «худого маленького человека». Как сразу догадывается опытный читатель, этому-то «ещё очень молодому незнакомцу» и предстоит стать главным героем рассказа. Он сразу пообещал повару «снять тяжесть» с его души властью, «данной не от бога, а от искусства».

И он его в этом не обманул.

А раз так, то по закону «малого жанра» читатель должен просто поверить, что этот идеальный романтический герой не обманет умирающего и в обещании исполнить его последнюю волю – «позаботиться о Марии» (видимо, путём устройства музыкальной карьеры девушки, чьим единственным богатством был клавесин) .

9 Речевые клише Проблема (какая?)- сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, острая, неразрешимая… Автор текста затрагивает проблему… В тексте К.Г.Паустовского поднимается проблема… Предложенный для анализа текст К.Г.Паустовского посвящен проблеме…

Тема урока: «Сочинение- рассуждение по данному тексту». (По рассказу К. Г. Паустовского «Старый повар») . 2 Композиционная схема сочинения. 1. Вступление. 2. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. 3. Дайте комментарий к сформулированной вами проблеме. Избегайте пересказа текста. 4. Сформулируйте позицию автора. 5.

Выразите собственное мнение, согласившись или не согласившись с позицией автора. Приведите два аргумента из художественной литературы, а также из личного опыта, подтверждающих ваше мнение. 6. Сделайте вывод из сказанного. 3 Прочитайте внимательно текст. К. Г. Паустовский. Рассказ «Старый повар».

(«Незнакомец») 4 «Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь

Краткое содержание паустовский старый повар точный пересказ сюжета за 5 минут

Старик попросил открыть окно. Он жадно дышал и проговорил, что увидел все так, словно на самом деле вновь оказался в юности. Теперь он хотел знать только одно – имя человека, сидевшего за клавесином. «Вольфганг Амадей Моцарт», – произнес незнакомец.

Мария низко склонилась перед знаменитым композитором. Когда девушка выпрямилась, старый повар был уже мертв. А за окном разгоралась заря, освещая засыпанный мокрым снегом сад.

Так заканчивает свое произведение «Старый повар» Паустовский, краткое содержание которого вы только что прочитали.

Искусство и ремесло. Эти два понятия могут восприниматься и как противоположные по содержанию, и как близкие.

Если создание произведений авторы рассматривают лишь как способ прославиться, добиться материального успеха, то их деятельность – это обычное ремесло, причём низкого качества, утратившее признаки настоящего искусства.

А если авторы с годами оттачивают свой талант, доводят его до совершенства, то можно говорить, что своё ремесло, дело, которому они посвятили жизнь, стало истинным искусством.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и Моцарта, проектор, работы детей (рисунки).

Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал.

Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки.

Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.

Старый повар, краткое содержание (Паустовский)

Кира резко проснулась, холодный пот покрыл все ее тело, страшные картинки никак не уходили из головы. Она подошла к матери и рассказала ей про увиденный только что сон. Мать побледнела, ведь ее сновидение было очень похожим на рассказ дочери.

Материнское сердце почуяло неладное, стало очень тревожно за сына. Она знала про его горячий характер, и в голове мелькнула мысль: «Как бы ни случилось беды». С беспокойными мыслями мама с дочкой пошли в свои комнаты и, не сговариваясь, стали читать молитвы за Сашу.

Беззаботный сын

У нас принято мыть посуду после каждой трапезы. Ну, или в крайнем случае в конце дня. Европейки же ждут, пока посудомоечная машина не заполнится полностью. Так что грязная посуда в доме – это обычное в здешних краях явление. Опять же, дело в экономии воды, за которую здесь приходится дорого платить. Расходовать воду на пару тарелок – это пустая трата денег. Водные процедуры

«…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди».

Паустовский очень часто пользуется для изображения человека в своих рассказах выдумкой.

Выдумка, впрочем, может быть хуже, чем реалистические средства, хуже даже, чем чистая, сверкающая, бесплотная фантастика Александра Грина. . . Рассказ «Музыка Верди» дает нам представление о способе К.

Паустовского изображать человека. В рассказе описано, как московская актриса Солнцева должна была спеть в спектакле

Изображение великого музыканта

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского) . Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Имя Хатидже (рус. «Екатерина») Е. Загорской дали татарки из

Тэги: #повар #онлайн #брифл #рисунк #егэ #рецензи #википеди #рисунок

Нашли неточность или устаревшие данные? Отредактируйте статью!

Источник: https://skibiit.ru/31069/

Шиповник – краткое содержание рассказа Паустовского (сюжет произведения)

Берг не понимал значения слова «родина». Он не ощущал привязанности к своему детству, а родной город вспоминался ему, как плохо написанная картина. Читать далее

Бакенщик

Автор приходит на озеро. Здесь он должен встретиться с бакенщиком. Бакенщик человек немолодого возраста. Он умный и мудрый. Бакенщика зовут Семеном. Несмотря на свой пристойный возраст, он не любить сидеть сложа руки. Читать далее

Барсучий нос

Рыбаки остановились на стоянке в лесу возле Безымянного озера. Однажды ночью на запах жарившейся на огне картошки к рыбачьей стоянке приходит барсук. Он аккуратно подбирается к еде Читать далее

Белая радуга

Художника Петрова эвакуировали из Москвы в большой среднеазиатский город, из которого его призвали на фронт на втором году войны. Читать далее

Дело было в Москве в далёком пороховом 1944 году. Моряк, коих много участвовало в Севастопольской кампании находился в кабинете доктора и с нетерпением ждал салюта в честь освобождения города русских моряков. Читать далее

Дремучий медведь

В одной деревне жил да был ребенок по имени Петр. Сирота, одна только бабушка у него и была. А когда он был совсем маленьким, была и сестра, но в осеннюю пору она сильно застудилась и померла Читать далее

Желтый свет

Под желтым светом в очерке Паустовского подразумеваются осенние листья, от которых исходит солнечное сияние. Автор с особым чувством повествует о таинстве, происходящем осенью в природе Читать далее

Читайте также:  Краткое содержание уэллс война миров за 2 минуты пересказ сюжета

Жильцы старого дома

В старом деревенском доме за Окой живут такие обитатели, как хромоногая такса Фунтик, задиристый кот Степан, разъярённый петух, злая курица, напоминавшая своим видом вывеску из вальтеровских романов, лягушка Читать далее

Заботливый цветок

В рассказе К. Паустовского “Заботливый цветок” рассказчик повествует о своем пребывании в небольшом живописном городе, который не особо отличался от других городов. Читать далее

Заячьи лапы

Мальчик принес к ветеринару больного зайца и попросил осмотреть его. Врач сначала отказывался, но Ваня начал объяснять, что его послал дедушка. Он очень просил вылечить животное. Читать далее

Золотая роза

Эта книга состоит из нескольких рассказов. В первом рассказе главный герой Жан Шамете находится на службе в армии. По удачному стечению обстоятельств ему так и не удаётся узнать настоящей службы. Читать далее

Золотой линь

Наша жизнь, судьба и просто каждое утро должно проходиться с уважением. Ведь без этого никак не быть. А потому иногда бывает трудно что-то делать, когда знаешь, что тебя все равно не уважают, не ценят, и считают смешным до жути. Читать далее

Исаак Левитан

Туманным мартовским днем художник Саврасов сидел за столом. Он выпивал водку из серой рюмки, рядом сидел худющий мальчик, его ученик Левитан. Саврасов говорил ему, что множество людей стесняются своей Родины Читать далее

Квакша

В деревне месяц стояла небывалая жара. Старый рыбак Глеб тщетно пытался найти червей, перекапывая близлежащие огороды. Читать далее

Колотый сахар

Этот необыкновенный рассказ Константин Георгиевич Паустовский написал о широте русской души а так же человеческой доброте. Данное действие происходит в небольшом городке Забайкалья Читать далее

Корзина с еловыми шишками

Основные действия произведения начинаются в осеннем лесу. Композитор по имени Эдвард Григ встречает там восьмилетнюю девчушку, которую зовут Дагни. Читать далее

Кот ворюга

Однажды в одной из деревень спокойную и размеренную жизнь прервал случай, который нельзя назвать необычным. Читать далее

Мещерская сторона

Произведение является прозаической поэмой, которая повествует о родном крае писателя. Этот край очень дорог сердцу, хоть в нем и нет каких-то несметных богатств. Зато природа его неописуемо красива Читать далее

Повесть о жизни

В повести описаны воспоминания юного мечтателя, увлечённого морем. В ней рассказывается о событиях и людях, каждый из которых повлиял на дальнейшую судьбу юного мореплавателя. Читать далее

Подарок

Автор очень сильно грустил из-за уходящего лета. Тогда мальчик сделал ему подарок – березку. Он думал, что автор посадит ее в собственном доме. Березка должна была вырасти, и радовать автор своей зеленой листвой круглый год. Читать далее

Похождения жука-носорога

Петр Терентьев собирался на войну. От своего сына Степы, в подарок он получил жука, которого тот нашел на огороде. Читать далее

Прощание с летом

Один из ноябрьских пасмурных дней. В конце ноября в деревне становится очень скучно и уныло. Погода по нескольку дней становится невыносимой. Постоянные дожди и сильные ветры превращают каждый день нудным и однообразным. Читать далее

Разливы рек

Поручика Лермонтова сослали на Кавказ. Из-за сильного наводнения, которое образовалось в результате весны, сильно задержало его в пути, и торопиться он не желал. Читать далее

Растрепанный воробей

История, которая случилась на самом деле, очень напоминает сказку. Жила семья: мама, папа, девочка и их няня. Время было непростое, послевоенное. Отец Маши ушел на фронт, когда началась война. Читать далее

Рождение рассказа

Московский писатель Муравьёв получил задание от одного из журналов на написание рассказа. В нем требовалось воспеть человеческий труд. Читать далее

Сказочник

Автор начинает свое повествование с рассказа о первом своем знакомстве с великим писателем Гансом Христианом Андерсеном. Это произведение – воспоминание из жизни Паустовского, он рассказывает о себе. Читать далее

Скрипучие половицы

Среди высоких сосен на опушке стоял старый дом. Из-за жары, которая шла из леса, дом полностью иссох. Воздух всегда был наполнен прекрасным ароматом цветов. Этот старый дом был целым миром и вдохновением для Чайковского. Читать далее

Татьяна Петровна, дочь Варя и няня эвакуировались из Москвы в маленький городок. Они поселились у местного старика. Через месяц Потапов умер. У дедушки был сын, который нес службу на Черноморском флоте. Читать далее

Собрание чудес

В рассказе К.Г. Паустовского герой отправляется в путешествие к озеру Боровое вместе с деревенским мальчишкой Ваней, рьяным защитником леса. Путь их лежит через поле и село Полково с удивительно высокими крестьянами Читать далее

Стальное колечко

В деревне, возле самого леса жили дед Кузьма и внучка Варя. Когда наступила зима, у деда закончилась махорка, он стал кашлять и все время жаловался на здоровье Читать далее

Старый повар

Основные действия рассказа происходят на окраине Вены. Здесь стоит ветхий домик, в котором умирает старый повар. Мужчина всю свою жизнь проработал в имении одного богатого аристократа. Читать далее

Телеграмма

Содержание рассказа позволительно передать даже в нескольких предложениях: незамужняя женщина преклонного возраста проживает в дальнем тихом селе, в жилище, сооруженном еще ее родителем, великим живописцем Читать далее

Тёплый хлеб

В Бережках жил мельник Панкрат, который приютил вороного коня. Конь считался ничейный, поэтому каждый считал должным его покормить, то хлебушком чёрствым, а то и морковкой сладкой. Читать далее

Об авторе

Константин Паустовский, 1892 года рождения, начал свое творчество до революции. Свой первый рассказ “На воде” написал во время учебы в киевской гимназии.

В своем творчестве Паустовский был романтиком, несмотря на то, что он был человеком с суровым опытом жизни и познавшим тяжелый физический труд. Так, в 1935 году вышло произведение автора “Романтики”.

Также, Паустовским был написан роман “Блистающие облака”. Так, герои данных произведений, как и сам писатель, видят жизнь через призму духовности человека.

Для писателя характерен отход от суровых будней к прекрасным чувствам, надеждам и мечтаниям.

Наиболее яркими являлись книги, написанные автором в 30-е годы 19 столетия. Тогда писатели отражали в своих творениях попытки человека поставить природу себе на службу. Тогда Паустовский написал книгу “Кара-Богаз”, в которой смешал историю с естественными науками, прошлое с настоящим и будущим.

В 1937-1938 годах автор создает повести о поэтах и художниках. Такими произведениями стали “Орест Кипренский”, “Тарас Шевченко”, “Маршал Блюхер”, “Исаак Левитан”.

Спустя некоторое время писатель в своем творчестве перешел от покорения природы к преобразованию человеческой души. Любой уход от гуманности Паустовский считает как нарушение общечеловеческих норм. Например, в рассказе “Телеграмма” писатель описывает прелестную природу среднерусского края. Также, хвалит любимую землю автор и в произведениях “Летние дни”, “Кордон 273” и “Дождливый рассвет”.

Последней ступенью творчества Паустовского является созданная шеститомная “Повесть о жизни”. В ней он описывает жизнь людей, с которыми был знаком., а также события, встречи и наблюдения своей жизни.

В 50-х годах Паустовский выпустил сборник-альманах “Тарусские страницы”, в котором разместил стихи М. Цветаевой, также повесть Б. Окуджавы “Будь здоров, школяр”.

Проанализировав творчество Паустовского, можно сказать, что в своих произведениях он был романтиком, уходил от суровости жизни, от проявлений жестокости и лишений. Его романтичность приподнималась над действительностью.

Краткое содержание «Тёплый хлеб»

Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Филька – угрюмый, нелюдимый мальчик, в сердце которого не было доброты ник животным, ник людям.

Другие персонажи

Панкрат – старый мельник, мудрый, практичный, рассудительный мужчина.

Бабушка – родная бабушка Фильки, добрая и чуткая женщина.

Краткое содержание

Когда кавалеристский отряд проходил неподалеку от деревни Бережки, разорвался немецкий снаряд, и осколок « ранил в ногу вороного коня ». Командиру отряда ничего не оставалось, как оставить его в деревне, и продолжить свой путь.

Раненого коня взял себе старый мельник Панкрат, которого местные ребятишки считали колдуном. Старику удалось выходить коня, который стал его верным помощником и « терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину ».

Мельнику было тяжело прокормить коня, и вскоре тот начала ходить по деревне, выпрашивая еду у местных жителей. Многие жалели умное животное, пострадавшее в войне, и подкармливали его, кто чем мог.

В Бережках проживал со своей бабушкой « мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя ». Это был угрюмый, замкнутый парнишка, который по делу и без дела вставлял в разговор свою любимую фразу – « Да ну тебя! », за что его так и прозвали.

К началу зимы Панкрату удалось починить мельницу. В деревне осталось совсем немного муки, и мельник собирался незамедлительно приступить к молотьбе хлеба.

Как раз в это время раненый конь бродил по деревне в поисках еды. Он « постучал мордой в калитку к Филькиной бабке ». Мальчик нехотя вышел во двор. В руках он держал недоеденный кусок хлеба, посыпанный солью. Конь потянулся было к хлебу, но Филька « наотмашь ударил коня по губам » и бросил краюху в снежный сугроб.

Конь жалобно заржал, из его глаз скатилась слеза. Неожиданно поднялся сильный ветер, замела пурга. Филька с трудом добрался до избы. Сквозь рев обезумевшего ветра мальчику чудился « тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам ».

Метель стихла только к вечеру. Придя домой, Филькина бабушка рассказала, что вся вода в деревне замерзла. Сильный мороз, который обрушился на Бережки ночью, вызвал тревогу у местных жителей – если погода не изменится, наступит голод. Мука у всех на исходе, вода в реке замерзла, и мельница работать не может.

В избе было так холодно, что из подпола стали выбираться мыши, чтобы спрятаться « под печкой в соломе, где еще оставалось немного тепла ». Филька заплакал от страха, и бабушка, чтобы успокоить внука, принялась рассказывать ему давнюю историю.

Однажды в их краях приключилась большая беда – сильнейший мороз, погубивший все живое.

А причиной тому стала человеческая злоба – когда старый бедняк, солдат-калека, попросил у зажиточного мужика хлеба, тот бросил черствый кусок на землю.

С трудом подняв хлеб с земли, пожилой солдат заметил, что он весь покрыт зеленой плесенью и есть его невозможно. В этот же момент « сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала », и жадный мужиктут же умер.

Филькина бабушка уверена, что и в этот раз причиной лютого мороза стал злой человек, который появился в деревне. Надежда только на то, « поправит дурной человек свое злодейство» , а помочь в этом может только мудрый и всезнающий мельник.

Ночью Филька, прихватив с собой телогрейку, со всех ног бросился к Панкрату. Он честно признался, что обидел коня. Мельник объяснил мальчику, что тот сможет искупить свою вину перед раненым конем и людьми, если изобретет « спасение от стужи ».

Филька решил собрать всех знакомых ребят и всем вместе разбить лед на реке, чтобы заработала мельница. На рассвете собрались ребята и старики, и на реке послышался « частый стук ломов ». За дружной работой никто не заметил, как погода изменилась в лучшую сторону – подул теплый ветер, оттаяли ветки на деревьях, запахло весной.

К вечеру лед разошелся, и мельница заработала в полную силу. Жители Бережков были очень довольны – в каждом доме стоял запах « запах теплого хлеба с румяной коркой ».

На следующее утро Филька пришел к Панкрату с целой буханкой свежего хлеба, чтобы накормить коня. Поначалу тот не хотел принимать угощение из рук обидчика, но мельник уговорил его помириться с мальчиком. Съев весь хлеб, раненый конь « положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия ».

Заключение

Своей книгой Константин Паустовский хотел напомнить читателям, насколько важно быть добрым и чутким к чужой беде, не оставаться равнодушным и проявлять милосердие.

Прочитав краткий пересказ «Теплый хлеб», рекомендуем ознакомиться с рассказом Паустовского в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание повести «Мещерская сторона» и отзыв для читательского дневника (К. Г. Паустовский)

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/shipovnik-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-paustovskogo-syuzhet-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector