В 1986 году в известном журнале «Новый мир» впервые было опубликовано произведение Чингиза Айтматова «Плаха». Краткое содержание романа дает возможность читателям понять жанровую направленность и главную мысль. Это сочинение является одним из значимых в творчестве писателя.
Анализ текста
Жанр произведения — роман в драматическом оформлении. После прочтения становится понятно, что эта книга — предупреждение, в ней описаны все нравственные проблемы современного человечества.
Название романа говорит само за себя. Каждый человек должен в своей жизни сделать выбор, и иногда случается так, что для отдельных личностей это становится плахой. Основной темой является предостережение о предстоящих бедствиях людей, которые сознательно решились на этот шаг, разрушая окружающую среду.
Главным героем романа «Плаха» автор изобразил молодого человека по имени Авдий Калистратов. Он рано потерял мать и был воспитан с отцом. Мужчина постоянно стремился к тому, чтобы обрести смысл жизни.
Для этого он много путешествовал по степным краям.
Судьба этого персонажа описывается автором как трагедия, так как все его попытки обратить людей в веру Бога остаются безрезультатными, и в итоге он погибает от насильственной смерти.
Отличительная черта произведения заключается в изображении волков. Писатель описывает их как представителей животного мира, живущих по своим законам и правилам. Их жизнь, кажется, намного гармоничнее и гуманнее, чем существование обычного человека.
Творение включает в себя несколько сюжетных линий, которые плавно пересекаются друг с другом:
- Описание жизни главного героя.
- Судьба волчьей пары.
- Автор знакомит с новыми героями.
Роман раскрывает множество проблем, которые на сегодняшний день имеют место быть. К большому сожалению, Чингиз Айтматов не описывает пути их решения.
Действующие лица
Человеческая жестокость повлекла за собой множество трагедий, которые отразились на жизни ни в чем не повинных граждан. Айтматов в произведении использует такие образы:
- Каллистратов Авдий — семинарист, искавший духовный путь.
- Гришан — главарь банды.
- Бостон Уркунчиев — хороший хозяин, добрый и отзывчивый человек.
- Нойгутов Базарбай — пьяница, завидовавший своему соседу Бостону.
- Ленька и Петруха — перевозчики наркотиков.
- Обер-Кандалов — жестокий человек, руководящий группой охотников на редких животных.
- Инга Федоровна — возлюбленная главного героя Авдия.
Человечество само уничтожает естественную среду обитания живых существ. Автор посредством этих образов рассказывает историю о конкретной паре волков.
Разбор по плану
Чтобы лучше понять произведение, необходимо изучать его по главам. Для лучшего восприятия текста поможет разделение его на смысловые части:
- Пришлые волки.
- Первая встреча с человеком.
- Отстрел сайгаков.
- Знакомство с наркокурьерами.
- Освоение в банде.
- Избиение главного героя.
- Встреча Авдия и Инги.
- Охота и убийство Авдия.
- Кража волчат.
- Погоня за щенятами.
- Случайная смерть ребенка.
- Убийство Базарбека.
Подробный разбор романа поможет подготовиться к пересказу. Своих читателей с каждой главой автор знакомит с новыми интересными событиями из жизни героев.
Сюжетная линия
История начинается с описания Моюнкумского заповедника. Именно на этой территории совсем недавно поселилась пара волков. Самку называли Акбара, а самца Ташчайнар — Камнедробитель. Такое прозвище волку дали местные пастухи из-за его крепких челюстей.
Волчица впервые должна стать матерью и уже сейчас требовала ласки. В отношениях пары самка являлась «головой»: именно она решала, когда нужно пойти на охоту, а самец лишь смиренно выполнял ее волю.
Животные чувствовали себя спокойно на территории заповедника. Единственным страшным явлением для них была встреча с людьми. Волки завоевали себе место и считались хозяевами ближайших степей.
Летом у волков появился первый выводок, и с каждым днем они становились сильнее и прозорливее. Однажды волчица повела своих щенят на равнину, где росла дурман-трава. Как известно, вдыхая ее запах, тело расслабляется и хочется спать.
Когда животные находились в полудреме, откуда ни возьмись появился человек и начал играть с волчатами. Мать, увидев это, кинулась на него, и он убежал.
Именно так произошла первая встреча с человеком, но на тот момент волки не знали, чем она для них обернется.
Неудачная охота
К зимней поре волчата стали совсем большими и радовались первому снегу. Их мать понимала, что это пора для охоты. Пара решила в первый раз отвести своих детенышей на облаву в степь.
Одинокие волки и семейные пары начали объединяться в группы, чтобы легче было ловить сайгаков. Когда они вышли на равнину, то услышали страшный гул. Оказывается, это были приземляющиеся вертолеты.
Волки не знали, что они тоже отлавливают сайгаков для мяса.
Когда началась перестрелка, волкам нужно было убегать в сторону, но они помчались вместе с антилопами. Когда обстрел был окончен, охотники решили остаться на ночлег в степи. Самка и самец очень долго убегали и, наконец, оторвались, их детенышам не удалось выжить. Они решили вернуться на свое старое место, но там уже сидели охотники, и им пришлось искать другой приют для отдыха.
Охотники начали складывать туши на вездеход, и среди них лежал Авдий Каллистратов. В таком положении он оказался из-за Обера, который был главным среди охотников.
Знакомство с героем
Мама Авдия погибла, когда он был еще маленький, и отец воспитывал его и сестру самостоятельно.
Дочь Варвара, когда повзрослела, уехала на обучение в Ленинград, а Авдий остался с отцом. Мужчина хотел, чтобы его сын был предан Богу.
Поначалу мальчику нравилась эта затея, и он даже посещал специальную школу, но вскоре его отчислили. Сегодня он работал корреспондентом комсомольской газеты
В Среднюю Азию парень попал из-за своей идеи. Он хотел подробнее узнать и написать о том, как в страну и в молодежную среду проникает наркотическое вещество — анаша.
Пока Авдий ехал в поезде, ему посчастливилось познакомиться с двумя молодыми парнями — Петрухой и Ленькой. Они были курьерами и перевозили запрещенные вещества.
У каждого из них была печальная история жизни, которая привела их подобному образу жизни.
Выслушав их, главный герой решил для себя, что наставит их на путь истинный. Тогда Авдий даже и не догадывался, что зло противоречит добру, даже если человек своими поступками хочет исправить жизнь тем, кто вступил на сторону зла.
Добровольное вступление
После того как мужчины остановились на станции Жалпак-Саз, то получили приказ сверху действовать поодиночке. Все их маршруты контролировал неизвестный человек. Авдию очень хотелось узнать, кто же он такой.
Парни предупредили любопытного журналиста, что если он вступит в банду, то выйти из нее уже больше не сможет. Во время беседы Авдий понял, что этот неизвестный человек, контролировавший каждый шаг перевозчиков, — очень жестокий и недоверчивый тип.
Немного передохнув, гонцы разбрелись по степи. Петруха посоветовал новичку приготовить для главаря подарок — пыльцевую массу анаши.
Для этого парню нужно было раздеться догола и бегать по полю, тогда на тело прилипает пыльца, которую нужно потом аккуратно собрать.
Во время беготни Авдий заметил маленьких волчат и начал играть с ними, позже выскочила их мать, и парню едва удалось сбежать от нее.
Встреча с главарем
Вскоре состоялась бандитская сходка, на которой героя отвели к главному — Гришану. Тот сразу сказал, что за добровольное вступление Авдию нужно немало платить.
После главарь начал допытывать, почему неизвестный парень старался отговорить его гонцов заниматься перевозкой наркотических средств.
Авдий ответил, что хочет открыть глаза падшим людям, которые занимаются преступной деятельностью.
Между Гришаном и главным героем завязал спор по поводу веры и смысла жизни. Авдий просил главаря банды освободить молодых парней, с которыми он познакомился в поезде. Но что бандит сказал, если ему удастся обратить гонцов в свою веру, то он не станет у них на пути и освободит их.
Разгневанные попутчики
Вскоре гонцы вместе с Авдием отправились в путь. Они едва успели запрыгнуть в последний вагон товарного поезда. Устроившись поудобнее, парни начали курить анашу. Вскоре их начало раздражать, что попутчик все время косо смотрит на них и при этом отказывается курить вместе с ними.
Мужчины начали высказывать свое негативное мнение, и Авдею это не понравилось. В результате завязался конфликт, во время которого главный герой вытряхнул рюкзак с травой прямо из дверей вагона. Гонцы разозлились на него и выбросили его из вагона прямо на ходу.
Когда Авдий упал в кювет, то потерял сознание. В это время ему привиделась сцена разговора Иисуса с Понтием Пилатом. Когда ему удалось прийти в себя, мужчина долго не мог понять, в каком мире он находится.
Люди, проезжающие мимо, помогли Авдию подняться и отвезли его на вокзал. Мокрый и измученный, он привлек внимание милиционеров, которые, подойдя к нему, потребовали паспорт. Но документ промок от дождя и превратился в комок бумаги. Дежурные забрали Авдия в участок, где мужчине стало плохо.
Новое знакомство
С участка журналиста-исследователя перевели в больницу, где поставили диагноз перелом ребер, ушибы и воспалительный процесс в организме Как-то в палату к мужчине вошла девушка. Оказалось, что она научный работник и изучает популяцию анаши.
Девушка занимается уничтожением мест ее прорастания. Она подумала, что-то, что она знает, может стать полезным для человека, который исследует эту тему. На тот момент больной не совсем понимал, что ему говорили. Лишь придя в себя, он узнал, что незнакомку зовут Инга Федоровна.
Мужчина влюбился в нее с первого взгляда.
Когда Авдий полностью поправился, поехал домой. Там оказалось, что всю информация, которую он добывал с риском для жизни, никому не нужна. Мужчина начал переписываться с Ингой, и в письме она сообщила, что находиться в разводе и у нее есть сын, который временно проживает у дедушки с бабушкой. Молодые люди договорились о том, что обязательно встретятся.
Следующей осенью Авдий приехал в Жалпак-Сазе для того, чтобы встретиться с любимой, но в последнем письме она сообщила ему, что вынуждена уехать и спрятать своего сыночка от бывшего мужа.
Именно так Авдий оказался на железнодорожном вокзале, где его заметил Обер-Кандалов. Он подошел к нему и предложил съездить на отстрел сайгаков. Герой, не думая, согласился, у него было такое состояние, что он готов на любые поступки, лишь бы не сидеть сложа руки.
Когда все члены группы начали обстреливать животных, Авдий был сильно удивлен и старался отговорить мужчин убивать живых существ. Его никто не стал слушать, а когда он вовсе всем надоел своими нравоучениями, его сильно избили, и он скончался.
Волчья жизнь
После того как Акбара и Ташчайнар потеряли свой выводок, прошло немало времени. Они перебрались жить в камыши и там снова стали родителями. Но их настигло горе. Оказывается, что при строительстве дороги был издан приказ сжечь все камыши.
Геологи обратились за помощью к человеку, который хорошо ориентировался в этой местности. Это был пьяница и бездельник Базарбай. Когда он водил рабочих по картам, то обнаружил волчье логово, в котором спали три щенка. Оказалось, это был новый выводок волчьей пары. Мужчина взял их и убежал прочь.
Акбара и Ташчайнар увидели, что их детенышей нет, и начали преследования. Благодаря острому нюху они быстро нашли Базарбая и начали гнаться за ним. Мужчина, увидев погоню, очень испугался и вздохнул с облегчением только тогда, когда увидел дом своего знакомого Бостона Уркунчиева.
Он зашел в дом, нагло сел за стол, выпил и откусил красное яблоко, которое лежало на столе. Переждав какое-то время, он уехал. Когда вернулся хозяин дома, то сильно возмущался. Бостон был уверен, что родители волчат обязательно придут сюда, и он оказался прав. Этой же ночью хозяева дома проснулись от ужасного воя. Это выражала свое горе волчья пара.
Наутро Бостон отправился к Базарбаю и попросил вернуть волчат родителям. Он утверждал, что теперь волки не уйдут и будут грызть весь скот. Но Базарбай из-за своей жадности отказался отдавать волчий выводок. С того момента волки выли каждую ночь, Бостон не мог спать и принял решения застрелить их. Этой же ночью ему удалось подстрелить Ташчайнара, а Акбара все же скрылась.
Волчица в одиночестве справлялась со своим горем, вспоминая все счастливые моменты из жизни. Однажды она решилась подойти близко к дому и увидела маленького мальчика, игравшего во дворе. Акбара схватила его и потащила в логово. Бостон услышал детские крики и выбежал на улицу с ружьем в руках. Мужчина стрелял в воздух, так как боялся попасть по собственному сыну.
Спустя несколько выстрелов Бостон все же решился, прицелился и совершил выстрел. Подбежав к волчице, он увидел бездыханное тело сына. Омраченный горем, которое с ним приключилось, он отправился к Базарбеку и убил его, позже придя домой застрелился сам.
Прочитав произведение Чингиза Айтматова полностью, становится понятно, почему волки не давали спокойно жить людям. На самом деле они сами этого заслужили. Если человек хочет жить спокойно, не стоит нарушать пространство других существ.
Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/romana-chingiza-ajtmatova-plaha.html
«Плаха» Айтматова в кратком изложении на Сёзнайке.ру
Действующими лицами книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, «кулаки».
В романе «Плаха» можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой.
Первая линия — это судьба пары волков — Акбары и Ташчайнара. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню — охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата.
Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек.
А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.
Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова — молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования.
Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой «гонцов» (собирателей анаши), чтобы написать о них статью. Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться.
Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои «степные очерки». Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с «гонцами» и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой.
Но Авдий не застает её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для «сафары» (охоты на сайгаков) «Обер-Кандалов — бывалый человек… в прошлом военный, причем из штрафбата».
Айтматов описал эту «сафару» так, что читателям становится ясна практическая невозможность мирного сосуществования человеческой цивилизации и дикой природы степей.
Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного.
В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков.
Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей.
Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюмкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, — сына Кенджеша.
«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни.
Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. Люди сочувствовали Гулюмкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда — у нее украли её волчат.
Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость.
Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. Но мы можем понять Бостона, застрелившего Базарбая, которого он считал виновным в смерти своего сына.
Когда Авдий спросил у «гонцов», Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом. Но честно работать можно тоже по-разному.
Бостону, который вкладывал все силы в работу, многие бедные чабаны завидовали, некоторые даже ненавидели его за то, что у него все было лучше, чем у них. За это Бостона из «передовика производства» превратили в «кулака». А парторг Кочсорбаев старался помешать «кулаку» добиться большего.
Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6604-plaha-aytmatova-v-kratkom-izlojenii
Чингиз Айтматов. ПЛАХА
Кто сказал, что Добро всегда побеждает Зло?
Чингиз Айтматов один из классиков литературы XX века. Лауреат множества премий, средь которых как российские, так и зарубежные. Вряд ли мне удастся передать все тонкости романа и все мысли автора, которые он хотел донести, но вкратце история выглядит так…
Роман начинается с облавы на сайгаков, а вместе с ним и попавших в ловушку волков – главных героев произведения. Волчица редкой в Моюнкумской саванне породы Акбара и ее волк Ташчайнар к лету смогли продолжить свой род тремя волчатами, которых им суждено было потерять в этот день.
Оставшись в живых, уставшие, они возвращаются в свое логово, где застают вазик, в который безработные люди собирают сайгачьи трупы для продажи. Среди них главный Обер, бывший старшина дисциплинарного батальона, Мишка-Шабашник, бывший артист Гамлет-Галкин и «Абориген» Узюкбай.
Параллельно они устроили самосуд над Авдием Каллистратовым, сыном покойного дьякона, изгнанным за ересь из духовной семинарии.
Ересь же его заключалась в том, что он утверждал: «Бог живет в каждом из нас – это совесть». Непонятый своими наставниками, выгнанный из жилища после смерти отца, он, услышав от одного своего знакомого историю про наркоторговцев, решает осветить это дело в газете и заодно помочь набожным встать на путь истинный, хотя и понимает, что будет нелегко.
Прослушав в Москве хор из Болгарии он, вместе с гонцами за анашой двадцатилетним Петрухой и шестнадцатилетним Лёнькой, отправляется в Учкудук, где они подрабатывают строительством, дабы не привлекать к себе внимания. Здесь Авдий встречает девушку на мотоцикле, в которую влюбляется с первого взгляда.
На следующее утро они приходят к зарослям конопли. От Петрухи Авдий узнает, что каждый новичок должен преподнести Самому – главному, который управлял всем этим, «пластилин» – однородную масса из пыльцы соцветий, которую соскребали с тела человека, после того как он долгое время бегал средь конопли голым. Дело было тяжелым, единственное что заставляет Авдия заняться этим – встреча с Самим.
Здесь у героя начинаются галлюцинации о девушке с мотоциклом. Уставший, здесь он впервые видит волчицу и волка с детьми и едва остается в живых.
Вскоре они отправляются обратно с добытой анашой. Авдия знакомят с Гришаном, и Авдий сразу понимает, что он и есть Сам.
Гришан догадывается, что Авдий хочет убедить гонцов бросить это дело, и, назвав его проигрышным, обещает дать возможность герою поговорить с парнями о Боге.
Вечером им удается пересесть на товарняк, где вся компания за исключением Авдия пустила по кругу самокрутку и расслабилась. Тут Авдий не вытерпел, схватил бычок и выбросил в открытую дверь, то же самое он сделал и со своим рюкзаком с анашой, призвав остальных последовать его примеру.
Разозленные гонцы сильно избивают его. Если же Лёнька пытается остановить их, то Гришан, довольный, наблюдает за всем этим со стороны. Ребята сбрасывают Авдия с движущего поезда.
В кювете, лежа под дождем, молодой человек видит сон. К прокуратору Понтию Пилату приводят Иисуса, обвиненного за свою веру. Как бы прокуратор не пытался убедить праведника отказаться от своих убеждений, тот стоит на своем, зная о скорой казни.
Авдий очутился в Иерусалиме и идет на площадь, где должны были казнить Учителя – Иисуса. Если одни сочувствовали участи казненного, то другие радовались и ждали зрелища. И как бы Авдий не хотел противостоять этому, его никто не слышал, ибо родился он в далеком двадцатом веке…
Авдий просыпается весь мокрый, к счастью, скитальца подбирает попутка и привозит на станцию Жалпак-Саз. Тут его задерживает милиция: избитый, промокший, в порванной одежде, с длинной доской вместо костылей, он вызывает подозрение.
Из-за промокшего и превратившегося в непонятный кусок бумаги паспорта его увозят. В милицейском участке он видит всех гонцов, кроме Гришана, которые делают вид, что не знают его.
Как бы Авдий не пытался доказать, что он один из них, милицейский, приняв его за сумасшедшего, выводит в зал ожидания, где молодому человеку становится плохо.
В больнице, узнав, что Авдий пишет статью о наркоторговцах, к нему приходит та самая женщина «с мотоциклом» Инга Федоровна, которая изучала историю моюнкумской конопли и занималась поисками ее искоренения без вреда окружающей среде. Она предложила свою помощь Авдию в его нелегком деле.
Вернувшись в Приорск, откуда его отправили в Казахстан за добычей материала, он идет в редакцию. Но редакция внезапно охладела к этой теме и отказывается печатать материал, да и отношение работников к нему изменилось.
Но Авдий смог это пережить, ибо был вдохновлен отношениями с Ингой, которые текли неспешно, но в нужном направлении.
Они пишут друг другу письма, где женщина рассказывает о своем разводе с летчиком и о планах с Авдием поехать к родителям и сыну.
Приехав к ней осенью, Авдий застает лишь письмо на почте, в котором рассказывается о желании мужа Инги через суд забрать сына, из-за чего ей пришлось срочно уехать. Также она оставила ключи у подруги и просила его подождать у нее дома. Но Авдий возвращается на вокзал, где застает его Обер. Он предлагает молодому человеку возможность заработать.
На следующий день они отправляются в Моюнкумский заповедник, где и устраивают облаву, в ходе которой Авдия, пытающегося остановить этот беспредел, избивают до смерти.
И, распяв его на саксауле, оставляют, дабы одумался и отрекся от Бога ради выживания. Именно в этот момент и приходят к нему волки Акбара и Ташчайнар.
Волчица обнюхивает его, а он, радостный, увидев большие синие глаза, произносит свои последние слова: «Ты пришла…»
Волки уходят из Моюнкума навсегда. Год прожив в Приалдашских камышах, они рожают пятерых волчат. Но вскоре, чтобы построить дороги, камыши сжигают. И снова волчата гибнут. Последнюю попытку продолжить свой род они предпринимают, придя в Прииссыккульскую котловину, где с ними и происходит страшная трагедия…
Пастух Базарбай Нагутой нанимается проводником к геологам. Проводив их и получив 25 рублей с водкой, он по пути домой находит волчье логово, где были четверо волчат – дети Акбары и Ташчайнара. Волки ушли на охоту, и, воспользовавшись случаем, мужчина крадет волчат, с целью продать.
Но не успевает он доехать до дома, как волки выходят к нему по следам. Они хотят догнать его и перегородить ему дорогу, но к его счастью, он успевает прискакать к дому Бостона Уркунчиева. Его Базарбай ненавидел, но на тот момент этот колхозный передовик был его спасением.
Хозяина дома он не застает, но его жена Гулюмкан впускает его и принимает как гостя. Он рассказывает всем про свой «подвиг», его принимают как героя. Мужчина забирает волчат и уезжает, а волки остаются около дома Бостона, желая вернуть своих волчат.
С той ночи семья Бостона не может спокойно спать, ибо слышится жалобный и громкий плач волчицы. Гулюмкан понимает ее, ибо сама мать полугодовалого мальчика. На следующий день Бостон приходит к Базарбаю с предложением вернуть волчат матери, но тот встречает его неприветливо и отказывается даже продать их Бостону.
В этот день волки начинают бродить по округе, пугая, а порой и нападая на людей. Но никто не догадывается, в чем истинная причина такого поведения. Бостона обвиняют в желании сохранить род волков – хищников, нападающих на скот и людей. А Базарбай тем временем продает волчат и начинает пропивать деньги.
Волки снова возвращаются в подворье Бостона и не дают ему уснуть. Глава семейства вспоминает про свою нелегкую жизнь. Отец его погиб на войне, когда мальчик учился во втором классе, потом умерла мать.
Всего он добился своим честным и тяжелым трудом. И поэтому он не обращал внимания на молву завистников, таких как Базарбай.
В его жизни не было ничего, в чем он чувствовал бы свою вину, кроме одного случая…
Бостон был вторым мужем Гулюмкан. С первым ее мужем Эрназаром он добивался, чтобы земли, где паслись отары, закрепили за его бригадой в постоянное пользование. Но ему отказали.
Особенно был против парторг совхоза Кочкорбаев. И тогда он вместе с Эрназаром решил перегнать овец за перевал, таким образом наметив путь для отар.
При подъёме на гору Эрназар упал в расщелину, и Бостон отправился за помощью. Увы, та подоспела слишком поздно…
Полгода спустя умерла первая жена Бостона и перед смертью просила мужа жениться на ее подруге и дальней родственнице – Гулюмкан. Вскоре у Гулюмкан и Бостона родился сын – Кенджеш, который стал отрадой для них обоих.
После очередной ночи под вой волков Бостон не выдерживает и решает убить их. Он подкарауливает волков с помощью отар. Ему удается убить Ташчайнара, который спасает Акбару, прикрыв своим телом. Волчица убегает, но поздно вечером приходит к месту, где Бостон закапывает тело волка, и молча лежит. Теперь она осталась совсем одна…
Казалось бы, все былое осталось в прошлом.
Однажды, Бостон, перегнав отар через выпас, приезжает за семьей. Вместе они садятся за стол, а Кенджеш в это время играет во дворе.
Акбара, которая часто ходит около их дома в надежде увидеть своих волчат, сразу же замечает дитя и принимает его как своего. Мальчик тоже не пугается зверя и играет с ней. Волчица, захотев его воспитать как своего волчонка, уносит с собой.
Бостон хватает ружье и гонится за ней. Стреляет, но попадает не только в нее, но и в сына. Мальчик умирает, а Акбара сбегает.
От горя Бостон приходит к Базарбаю и убивает его. А потом сдается властям…
Композиция
Роман состоит из трех частей. Первая и вторая посвящена Авдию, третья о Бостоне.
Главными героями романа являются Авдий и Бостон, раскрываются их проблемы через тяжелые испытания, выпавшие на их долю. Связывающей нитью является история волчицы Акбары.
О писателе
Чингиз Торекулович Айтматов – киргизский и русский писатель, классик двадцатого века, автор таких произведений, как «Джамиля», «Верблюжий глаз», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!» и др.
Я, как начинающий писатель, знаю, что все события описываются через призму собственного мировоззрения. Весь жизненный опыт, знания, боль, терзания, так или иначе, отражаются в произведении и передаются персонажам.
Произведение – это скрытое отражение автора, поэтому я осмелюсь судить о Чингизе Айтматове по одному прочитанному произведению. Он предстает передо мной сентиментальной и ранимой натурой. Мне очень симпатичен Авдий.
И я не верю, что Айтматов смог бы создать столь замечательный образ, не имея в себе те же задатки. Я просто уверена, что в нем самом жила частичка Авдия, который, несмотря на все испытания, не отказался от своих убеждений.
И тут как нельзя кстати подходят слова Лермонтова: «Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места остаются такими же, какие они есть на самом деле».
Впечатления
Хоть критики и приняли роман неоднозначно, мне он пришелся по душе.
Основным же недостатком его назвали то, что автор «вбухал» все проблемы в одну книгу, и среди писателей бытует такое мнение, мол, в одном произведении нужно раскрывать лишь одну проблему (один из секретов «бестселлера»), я же напротив считаю, если автор может раскрыть несколько проблем, связанных меж собой, то это просто замечательно.
Не случайно все истории в произведениях автора связаны с природой. Природа – это вдохновитель любого творческого человека, возьмите творчество любого классика: стихи Пушкина, Тютчева, Фета, «Бедная Лиза» Карамзина, образ дуба в «Войне и мир» Толстого и т. д.
Часто природа отражает внутренний мир главного героя. А в случае «Плахи» – моральное разложение общества. Человек, находящийся в гармонии с природой, находится и в гармонии с собой.
Основанная проблема романа – уничтожение природных ресурсов.
Жестокость общества показана не только глазами человека, но и глазами животного – семейства волков, которые не могут найти приют для продолжения рода из-за жестокости людей.
Наряду с браконьерством развивается и наркомания. Вся суть проблемы в том, что коноплю выращивают и свободно собирают. Никому до этого нет дела.
Антиподом всех наркоторговцев автор ставит верующего Авдия. К сожалению, как и я, автор понимает, что убеждения и вера молодого человека – наивны, и они просто не выдержали испытания реальностью.
Авдий призывает гонцов зарабатывать на жизнь законным путем, отказаться от промысла, который приносит легкую прибыль, да и удовольствие. К сожалению, такие люди, как Гришан, более реально смотрят на мир вокруг и трезво оценивают ситуацию.
Его убеждения, естественно, плохи, но, как мне показалось, они больше отвечают суровой действительности. Он утверждает, что Лёнька, Петруха, выросшие в бедности, не познавшие ни воспитания, ни любви материнской, ни достойного образования, привыкли выживать любой ценой.
Как добыть еду, где найти ночлег – вот что для них главное. Когда твоя жизнь сплошная борьба, ты просто борешься. Это твоя правда. Проблема есть – бедность, а выход из нее где?..
Да, малолетние гонцы несут вред другим, но занимаясь наркоторговлей, они стремятся к лучшей жизни, к той, которой они не могут жить, ибо являются детьми бедняков и сиротами. У них нет богатых родителей, хорошего образования, возможности реализовать свои способности, как у «Бай Ричи». У них ничего этого нет… а хочется… но как достичь? Именно Гришан, а не Авдий, дает ответ на этот вопрос.
Что касается Авдия. Лично я человек неверующий. Но мне очень понравилось его утверждение, что БОГ ЕСТЬ В КАЖДОМ ИЗ НАС – ЭТО СОВЕСТЬ. Его альтруистические намерения не увенчались успехом.
Ибо проблема есть, а решения нет.
Авдий указывает, что это плохо, а как жить дальше? Ибо молодой человек сам живет случайными подработками, его статьи не принимают в редакции, именно поэтому он идет вместе с Обером.
Да, возможно, я строю из себя чересчур умную, но корень проблемы в конопле – его нужно вырывать, сжигать, искоренять, не дать вырасти. Другая проблема – бедность, если бы у таких, как Петруха, Лёнька, – было бы образование, да и стабильная работа, стали бы они этим заниматься? Скорее всего, нет.
Что касается Бостона – это сильный человек, который, пройдя через все перипетии судьбы, смог остаться человеком, то есть смог прожить с совестью. Его антагонистом выступает Базарбай, который ничего в жизни не добился, а потому несет вред другим из-за зависти.
Для меня очевидно, что после похищения волчат, их мать хочет отомстить и нападает на людей, не дает им покоя. Лично мое убеждение: обидели – отомсти.
Как и в случае с волчицей и Бостоном хочется сказать: если правда на твоей стороне – борись, даже если весь мир против тебя.
Роман был написан в 1986 году, но проблемы, описанные в нём, актуальны и по сей день, ибо автор затронул вечные темы Добра и Зла, человека и природы, альтруизма и его границ. Я советую прочитать эту книгу всем тем, кому нужна пища для размышлений, ибо роман заставляет задуматься, он задает множество вопросов и отнюдь не дает на всё ответа.
Читателям, ищущих острых ощущений и приключений, произведение Айтматова вряд ли придется по душе, ибо здесь достаточное количество религиозных отсылок, философских рассуждений.
Если вы любите думать над книгой, порой ощущаете послевкусие от прочитанного, так, что некоторые ситуации и слова бродят в голове неделями, – обязательно прочитайте «Плаху» Айтматова.
А закончить думы о тяжелых судьбах людей хочется словами самого автора: «Люди ищут судьбу, а судьба – людей… И катится жизнь по тому кругу… И если верно, что судьба всегда норовит попасть в свою цель, то так оно случилось и на этот раз. Все произошло на редкость просто и оттого неотвратимо, как рок…».
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a75fbb077d0e64885ec870a/5aa54570256d5ca73927d93f
Краткое содержание «Плаха» Айтматова
Действующими лицами книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, . Автор уделяет много внимания отношениям между людьми и природой.
Это очень важно, потому что, чем больше мы узнаем о человеческих взаимоотношениях, о поступках людей, тем лучше мы понимаем друг друга, ведь каждый человек — это целый мир, который можно изучать вечно.
Прочитав эту книгу, понимаешь, как сложно порой могут переплетаться судьбы людей, как сильно их жизни зависят от обстоятельств и от действий других людей. В романе можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой.
Первая линия — это судьба пары волков — Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Но, продолжая читать, понимаешь, что автор сделал это намеренно. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей.
Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню — охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера.
Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.
Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова — молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования.
Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой (собирателей анаши), чтобы написать о них статью. Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться.
Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои . Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой.
Но Авдий не застает её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для (охоты на сайгаков) .
Айтматов описал эту так, что читателям становится ясна практическая невозможность мирного сосуществования человеческой цивилизации и дикой природы степей.
Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного.
В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе.
Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, — сына Кенджеша.
Роман привлекает читателей не только содержанием, но и проблематикой. Автор затрагивает много важных проблем, которые находят свое отражение в разных частях книги. В их числе вопрос о том, что же делает человека человеком. Людям дан великий дар — способность мыслить, и она должна помогать людям полюбить мир, жизнь и все живое.
Однако люди, которые лучше других должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких зверей, но и друг друга, уничтожают жизнь, защита и охрана которой не обязанность, а призвание человека. за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет.
А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Такие, как они, просто не знают, что такое жалость.
Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. И у читателей возникает вопрос: в ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям.
Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда — у нее украли её волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость.
Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. Но мы можем понять Бостона, застрелившего Базарбая, которого он считал виновным в смерти своего сына. В романе много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям.
Айтматов показывает, до какой низости, до каких преступлений могут довести человека зависть и желание жить лучше других.
Когда Авдий спросил у , Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом. Но честно работать можно тоже по-разному.
Бостону, который вкладывал все силы в работу, многие бедные чабаны завидовали, некоторые даже ненавидели его за то, что у него все было лучше, чем у них. За это Бостона из превратили в . А парторг Кочсорбаев старался помешать добиться большего.
Все это происходило потому, что та же государственная идеология, которая не допускала возможности существования таких пороков, как наркомания, была против любого неравенства. Айтматов прекрасно понимал противоестественность ситуации, в которой для всеобщего равенства все должны жить и работать одинаково плохо, а не одинаково хорошо.
Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху.
Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к .
Такая критика системы в то время, когда был написан этот роман, была очень смелым шагом. В наше время проблемы, затрагиваемые в романе , уже не так злободневны, но многие из них все ещё актуальны.
Поэтому я считаю, что ещё не одно поколение людей, среди которых всегда есть и стремящиеся собственным трудом добиться успеха, и старающиеся направить других на путь истинный, и просто желающие лучше понять человеческие взаимоотношения и характеры других людей, будут с большим интересом и удовольствием читать роман Ч. Айтматова .
Источник: https://sochineniya-na5.ru/kratkoe-soderzhanie-plaxa-ajtmatova/
«Плаха» Айтматова в кратком содержании
Действующими лицами книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, «кулаки».
В романе «Плаха» можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой.
Первая линия — это судьба пары волков — Акбары и Ташчайнара. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню — охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда
люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.
Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова — молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования.
Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой «гонцов» , чтобы написать о них статью. Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться.
Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои «степные очерки». Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с «гонцами» и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой.
Но Авдий не застает ее в городе и идет на вокзал, где его подбирает для «сафары» «Обер-Кандалов — бывалый человек… в прошлом военный, причем из штрафбата».
Айтматов описал эту «сафару» так, что читателям становится ясна практическая невозможность мирного сосуществования человеческой цивилизации и дикой природы степей.
Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного.
В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков.
Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей.
Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюмкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, — сына Кенджеша.
«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни.
Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. Люди сочувствовали Гулюмкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда — у нее украли ее волчат.
Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость.
Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. Но мы можем понять Бостона, застрелившего Базарбая, которого он считал виновным в смерти своего сына.
Когда Авдий спросил у «гонцов», Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом. Но честно работать можно тоже по-разному.
Бостону, который вкладывал все силы в работу, многие бедные чабаны завидовали, некоторые даже ненавидели его за то, что у него все было лучше, чем у них. За это Бостона из «передовика производства» превратили в «кулака». А парторг Кочсорбаев старался помешать «кулаку» добиться большего.
(No Ratings Yet) «Плаха» Айтматова в кратком содержании
Источник: https://home-task.com/plaxa-ajtmatova-v-kratkom-soderzhanii/
Краткое содержание Плаха, Айтматов читать по частям
Главная>Краткие содержания
Быстрый переход:
Очень краткое содержание (в двух словах)
Краткое содержание (подробно по частям)
Очень краткое содержание (в двух словах)
В заповеднике живёт волчья пара — Акбара и Ташчайнар, у которых недавно родились волчата. Неожиданно в их край приходят охотники за сайгаками, и по случайности, в этом хаосе волчата погибают. Среди тех охотников был Авдий.
Он работал корреспондентом в газете, которая отправила его проследить, как наркотики попадают центр из Средней Азии. Он вышел на тех, кто этим занимается трафиком и отправился туда вместе с Петрухой и Ленькой. На обратном пути он раскрыл карты и высыпал часть наркотиков из вагона, за что его избили и выкинули из поезда.
Руководил всем этим Гришан, главарь наркокурьеров. Авдий попал в больницу, где к нему приезжает Инга, с которой он встречался ранее, у них начинается любовь. Дома, в редакции отказываются печатать материал, он возвращается к Инге, где на вокзале знакомится с Обером и отправляется с его бригадой убивать сайгаков.
Ночью они напиваются, и убивают Авдия, который пытался их образумить и требовал перестать убивать зверей. Акбара и Ташчайнар снова заводят потомство, но при сжигании камышей они также гибнут. Они не сдаются и заводят третье потомство. На их беду мимо проходит Базарбай и ворует волчат.
Он прячется от родителей во дворе у Бостона, а потом тайно их вывозит. Акбара и Ташчайнар думают, что волчата у Бостона и ходят вокруг его двора. Бостон пытается выкупить волчат у Базарбая, но тот, назло ему, продаёт их другому. Волки совсем не дают житья Бостону, и он пытается их убить, но убивает только Ташчайнара.
Акбара, из-за мести похищает малолетнего сына Бостона, тот, пытаясь отбить его от волчицы, убивает их обоих. В гневе, он идёт к Базарбаю, и убивает его тоже.
Краткое содержание (подробно по частям)
Часть первая
Повествование романа начинается с описания Моюнкумского заповедника, в котором обитает волчья пара: Ташчайнар и Акбара. У пары летом впервые родились волчата, которым суждено было прожить до первой зимней охоты.
С наступлением первого снега волчье семейство отправилось на свою исконную добычу – сайгаков.
Они и представить не могли, что их там поджидает ловушка в виде вертолетов, разгоняющих стадо в сторону охотников, приехавших на «уазиках».
Как ни странно, в этот раз им разрешено было использовать «мясные запасы» заповедника. В этой погоне за сайгаками выжили только Акбара и Ташчайнар. Одного из волчат застрелил из ружья охотник, другие два были затоптаны копытами безумной массы.
Когда волки добрались до своего родного логова, они обнаружили, что и там ходили люди, собирающие трупы сайгаков. Главными организаторами этой охоты были бывший руководитель дисциплинарного подразделения Обер, верзила Мишка-Шабашник, захудалый актеришка Гамлет-Галкин и местный житель Узюкбай.
Для них это была неплохая возможность подзаработать. С собой они везли связанного сына бывшего дьякона Авдия Каллистратова.
Немного предыстории о том, как Авдий оказался пленным у этих бродяг. Недоучившийся студент духовной семинарии, человек, искренне верящий в добро и повсеместно проповедующий его, устроился работать внештатным сотрудником в областную газету, и был направлен на небезопасное и необычное «дело».
Газета поручила ему проследить путь наркотиков из Средней Азии и написать заметку о том, как анаша проникает в среду европейской молодежи. Здесь надо отметить, что Авдий, будучи последователем неизменных церковных постулатов, мечтал нести в массы свои представления о добре и морали.
Газета ему, как раз такую возможность давала.
В свою первую поездку с «гонцами за анашой» он был командирован в Примоюнкумские степи в самый пик цветения конопли. Группа молодых ребят формировалась на Казанском вокзале, при этом они были из самых разных концов страны, но больше всего было представителей портовых городов, откуда легче сбыть наркотик.
Ознакомившись с правилами, Авдий узнал, что друг с другом общаться было запрещено, на случай если последует провал, чтобы не выдать «сотоварища». Самым ценным товаром считался так называемый «пластилин» – масса из конопляной пыльцы. Но и соцветия растения приносили доход. Наиглавнейшим среди ребят был какой-то Сам.
Он руководил спецзаданием, но всегда оставался в тени, поэтому Авдий его лично не знал.
Чем больше он вникал в детали этого бизнеса, тем больше убеждался в существовании не только личных, но и общественных причин, порождающих тягу к пороку. Он даже хотел написать целый труд на эту тему или открыть социальную колонку в газете, чтобы уберечь молодежь от этой «современной болезни».
По пути в совхоз «Моюнкумский» Авдий познакомился с девушкой, которая сыграла немаловажную роль в его дальнейшей жизни. Встретил он ее в глухом поселке под названием Учкудук, когда остановился с Петрухой и Ленькой отдохнуть и немного подработать.
В то время, как они штукатурили какое-то здание, она подъехала на мотоцикле и навсегда произвела неизгладимое впечатление на Авдия. У нее были карие глаза и светлые волосы, что придавало девушке особый шарм.
Продолжив свой путь, «гонцы» вскоре набрели на конопляное поле, где взялись за добычу «пластилина». Каждый из них должен был сделать «презент» Самому – собрать спичечный коробок такой субстанции. Дело было хлопотным, выматывающим, но не мудреным.
Для этого нужно было, раздевшись догола, пробежаться по зарослям так, чтобы пыльца с соцветий прилипала к телу. Потом эта однородная масса соскребалась с тела и «пластилин» был готов.
Авдий занимался этим «варварским» промыслом только из-за перспективы встретиться с загадочным «боссом».
Теперь предстояла самая трудная часть задания. Когда они с сумками, набитыми до отказа анашой, отправились обратно в Москву, нужно было миновать милицейские посты на станциях.
У железной дороги, где «гонцам» нужно было сесть в вагон-товарняк, Авдий, наконец, увидел того Самого руководителя операции.
Как оказалось его настоящее имя Гришан и был он, конечно же, далек от «божественных» тем, которые проповедовал Авдий. В результате между ними разгорелся конфликт.
Часть вторая
Немного пообщавшись с «новобранцем», Гришан понял, что тот поехал с ними не ради наживы, а затем, чтобы морочить его «гонцам» голову всяческими разговорами о покаянии и спасении души. Тогда он решил поиздеваться над ним и разрешил ребятам вечером покурить травки.
Всем, кажется, это занятие нравилось. Один Авдий отказывался от предложенной самокрутки. Какое-то время он терпел это издевательство, но потом все-таки выхватил из рук у курильщиков эту дрянь и выкинул из вагона. Затем он начал туда же вытряхивать все содержимое рюкзаков.
За это «гонцы» чуть не убили бедного газетчика.
Теперь он понял, насколько злыми и жестокими могут быть наркоманы, которых лишили дозы. Гришан за всем этим наблюдал со стороны и даже пальцем не пошевелил, чтобы остановить своих озверевших поставщиков. В конце концов, изрядно избитого Авдия, выкинули из вагона поезда, движущегося на полном ходу.
Когда он очнулся уже шел дождь. Голова его стала мало по малу приходить в сознание. Ему казалось, что он существует в двух измерениях: в настоящем и прошлом.
Переждав ночь под мостом, наутро он обнаружил, что в кармане почти не осталось денег, а его паспорт, размокший от дождя, стал напоминать искомканный клочок.
На попутке Авдию удалось доехать до станции Жалпак-Саз, где его сразу же арестовали и забрали в участок, настолько у него был жалкий и потрепанный вид. Там он с удивлением обнаружил, что повязали почти всю группу «гонцов», кроме Гришана. Авдию повезло больше чем остальным. Его попросту приняли за сумасброда и отпустили.
Между тем ему становилось все хуже, а когда он окончательно заболел, Авдия положили в больницу. Там он снова встретился с кареглазой незнакомкой из села Учкудук. Теперь он узнал, что ее звали Ингой. Она была в разводе и одна воспитывала сына.
Сейчас ребенок был в Джамбуле у ее родителей, но вскоре она обещала познакомить Авдия с ними.
Ингу и Авдия связывал интерес к моюнкумской конопле. Девушка занималась изучением этого феномена и, узнав об истории больного газетчика, пришла поинтересоваться, не нужны ли ему научные данные. Так они и познакомились. Вскоре Авдия выписали и он смог вернуться в родной Приокск. Но там его ждало разочарование.
В редакции не хотели печатать его материал, а приятели и коллеги обходили стороной. С помощью Инги он смог преодолеть этот кризис, так как делился с ней своими проблемами. Она, в свою очередь, ему тоже рассказывала о себе, о разводе с мужем-летчиком.
Вскоре Инге пришлось надолго уехать, так как муж грозился через суд отобрать ребенка, и ей ничего не оставалось, как скрываться с маленьким сынишкой.
Так, на вокзале газетчик наткнулся на Обера (Кандалова), вместе с которым отправился в Моюнкумский заповедник охотиться на сайгаков. Вместе с ними поехала и вся известная «хунта». Когда живодеры стали массово убивать бедных животных, Авдий не выдержал и потребовал прекратить резню и немедленно покаяться.
Это и послужило предлогом, чтобы его связали и бросили в военный вездеход, где он лежал недвижно среди холодных трупов сайгаков. Но этого оказалось недостаточно. Обер устроил собственный суд, в результате которого было решено избить Авдия до полусмерти и распять на сухом дереве саксаула.
Так и закончилась жизнь бедного газетчика.
Перед смертью ему привиделась огромная водная гладь, над которой возвышалась фигура отца-дьякона. И слышался ему его собственный детский голос, читающий молитву. Где-то недалеко от заповедника крепко спали убийцы Авдия. А на рассвете его тело обнаружили Акабара и Ташчайнар.
Весь следующий год волки провели в приалдашских камышах. Они вновь обзавелись потомством. То были пятеро волчат, которые, как и предыдущие погибли от необдуманных действий человека. Камыши сожгли во время строительства очередной дороги, а вместе с ними сгорели и волчата.
Но все-таки самой страшной оказалась последняя попытка Акбары и Ташчайнара продолжить род.
Часть третья
Судьбу маленьких волчат решил невольно совсем неповинный человек, обладающий на самом деле добрым сердцем.
Бостон Уркунчиев был колхозным передовиком, у которого и работа была любимая, и жена-красавица, и сынишка славный, и хозяйство налаженное, и сам он был человек добропорядочный.
Завидовал ему черной завистью пастух Базарбай Нойгутов, который не мог понять, как у этого колхозника все так складно в жизни.
Однажды, получив зарплату и бутылку водки за работу с геологами, Базарбай возвращался домой. Когда он прилег у ручья, чтобы смаковать долгожданную бутылку, то услышал почти что детский плач.
То были маленькие волчата в логове, которых Базарбай поспешил забрать с собой, чтобы задорого продать. Он поспешно ушел с четырьмя волчатами до прихода их родителей.
Обнаружив пропажу, волки вышли на след Базарбая и догнали в надежде перекрыть ему путь.
Но мошеннику повезло. По пути была овчарня Бостона. Хоть он его и ненавидел, а другого выхода кроме как зайти в гости не оставалось. Хозяина дома не оказалось, а были только его жена Гулюмкан и полуторагодовалый сынишка.
Гулюмкан радушно приняла Базарбая, а тот, в свою очередь, рассказал про свой небывалый «подвиг». Когда он достал из сумки четверых волчат, малыш немного поиграл с ними, а потом Базарбай уехал. Родители волчат так и остались бродить возле подворья.
Каждую ночь они протяжно выли, не давая хозяевам спать.
Бостон не выдержал и лично поехал к Базарбаю, чтобы выкупить волчат, но напрасно. От своей алчности и завистливости Базарбай не хотел продавать волчат колхознику, которого так люто ненавидел.
Слишком все хорошо было в Бостоне: и шуба дорогая, и жена красивая, и конь славный, и дом уютный. Все в нем раздражало Базарбая. Так что он только поссорился с ним.
Волчат ни возвращать в логово, ни продавать пастух не согласился.
Акбара и Ташчайнар совсем потеряли покой и нарушили древний пакт о ненападении на людей. Они стали скитаться по округе и проявлять агрессивность. О волчьей паре пошла плохая слава, но никто не знал, отчего они так поступают.
А злосчастный пастух тем временем продал волчат и спокойно пропивал эти деньги. Между делом он хвалился, как отказал ненавистному Бостону, которому теперь приходилось совсем несладко.
Волки то и дело возвращались к нему во двор и выли в надежде отыскать своих малышей.
Стоит отметить, что у Бостона было отнюдь несладкое детство. Он рано осиротел и, будучи младшим в семье, рос самостоятельно. Он жил, не озираясь на других и всегда знал, что правда на его стороне, за исключением одного случая. На самом деле, Гулюмкан была женой его лучшего друга Эрназара, который погиб в горах. Всю жизнь Бостон винил себя, что не смог спасти друга.
А когда умерла его первая жена, то он женился на Гулюмкан. Его жена и сама просила не оставлять бедную женщину одну.
У обоих были уже взрослые дети от первых браков, и на счастье им родился совместный ребенок – малыш Кенджеш. Волки так и не уходили от дома Бостона и он не видел другого выхода, как пристрелить их.
Это решение ему далось нелегко. Уже второй раз за жизнь ему приходилось брать тяжелый грех на душу.
Убить он смог только Ташчайнара, Акбаре удалось бежать. Но с тех пор мир для нее утратил всякий смысл. Она затаилась на время, но все же отомстила колхознику.
Это произошло летом, когда старшие пили чай в доме, а малыш играл во дворе. Подкравшись Акбара утащила на спине ребенка.
Испуганный Бостон схватил ружье и начал стрелять ей вслед, все время промахиваясь, чтобы не задеть сына. А волчица уходила все дальше.
Очередной выстрел свалил волчицу. Когда Бостон подбежал, он увидел, что ребенок был уже мертв, а Акбара еле дышала. Обезумев от горя, он зарядил ружье и поехал убивать Базарбая. Застрелив негодяя, он поехал сдаваться властям. Такова была участь Бостона Уркунчиева.
- см. также:Краткие содержания других произведений
- Характеристики главных героев произведения Плаха, Айтматов
- Сочинения по произведению Плаха, Айтматов
- Краткая биография Чингиза Айтматова
Источник: https://www.sdamna5.ru/plaha_kratko