Краткое содержание платонов июльская гроза за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Платонов Июльская гроза за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные герои рассказа Андрея Платонова «Июльская гроза» — брат и сестра, девятилетняя Наташа и четырехлетний Антошка. Однажды они вдвоем пошли в гости к бабушке, в соседнюю деревню. На днях бабушка позвала их в гости, передав приглашение через местного почтальона.

Дорога по детским меркам была дальней, день был очень жарким, и Антошка быстро устал. Временами Наташе приходилось нести брата на руках. По обеим сторонам дороги стояла высокая рожь, и девочке все время казалось, что оттуда кто-то может появиться и причинить им зло.

Поэтому, когда им встретился незнакомый старик, Наташа вскрикнула. Но старик снял шапку, поклонился детям и пошел своей дорогой. Наташа с братом пошли дальше. Антошка, сидя на спине сестры, уснул и проспал до самого бабушкиного дома.

Бабушка с самого утра поджидала внуков. Ее муж ушел по своим делам, а она готовилась к приходу маленьких гостей, собираясь угостить их блинами. Когда дети пришли, бабушка усадила их в комнате, а сама пошла в подпол за припасами.

Сидеть и ждать бабушку детям было скучно, да еще и Антошку стали донимать мухи. С детской непосредственностью он попросил сестру отвести его домой, к маме. Наташа, которой тоже у бабушки не понравилось, взяла брата и вышла на улицу.

Они пошли по дороге обратно домой, но тут налетел ветер и началась сильная гроза с ливнем. Дети спрятались во ржи и сидели там, пережидая бурю. Потом пошел град, и Наташа стала прикрывать брата собой, чтобы град его не побил. Вскоре град прекратился и начался дождь, сквозь который сверкали молнии.

Антошка с интересом смотрел на молнии и на то, как ветер пригибает рожь до самой земли. Дети еще не успели далеко отойти от деревни и они видели, как бабушка вышла на крыльцо и высматривала их.

Но возвращаться они не стали, и когда дождь утих, снова пошли по дороге. Вскоре их нагнала огромная туча и пошел такой ливень, что стало трудно дышать. Навряд ли Наташа и Антошка сумели бы сами добраться домой, если бы не старик, которого они встретили еще по дороге к бабушке.

Он опять попался детям навстречу и решил помочь им добраться до дому. Старик посадил Антошку в большую кошелку, которую закинул на спину. Потом он взял на руки Наташу и пошел в деревню, где жили дети. Идти с таким грузом ему было трудно, но старик упрямо шел вперед.

Они благополучно добрались до дома, где жили дети. В доме пережидали непогоду и отец ребят и мать, и даже дедушка, который оказывается с утра ушел именно в их деревню.

Наташе и Антошке было неинтересно слушать, о чем говорят взрослые и они вышли на улицу. Гроза уже ушла дальше, дождь почти закончился. Антошка предложил сестре завтра снова пойти к бабушке.

Он сказал, что теперь ничего не боится и что он любит грозу.

Наташа ничего не ответила брату, не желая ругать малыша за такие неразумные мысли. А потом мама позвала их ужинать.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Июльская гроза» заключается в том, что дети воспринимают окружающий мир не так, как взрослые. Им нравится, когда вокруг что-то происходит, и они не любят то, что вызывает у них скуку.

Поэтому, когда героям рассказа показалось, что у бабушки скучно, они просто ушли домой, не предупредив ее. И хотя во время грозы дети изрядно напугались, они, тем не менее, восприняли грозу, как интересное приключение.

И Антошка даже предложил повторить путешествие к бабушке на следующий день.

Рассказ Платонова «Июльская гроза» учит быть внимательным к детям, не оставлять их в беде и помогать им любой ценой.

В рассказе мне понравился старик, который помог детям во время грозы и принес их на себе домой, невзирая на свой почтенный возраст. Старый человек осознал серьёзность ситуации. Он понимал, что дети такого природного явления, как гроза, боятся. Да и промокнуть никто не рад. Поэтому он, собрав волю в кулак, доставил сам детей домой.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Июльская гроза»?

В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Гроза застала в поле — садись на землю.

Доброму человеку помощь не убыток.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_platonov_iyulskaya_groza/

Краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям (А.Н. Островский) | Литрекон

Александр Николаевич Островский – великий русский писатель и драматург. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русского театра. Одна из самых главных его пьес – «Гроза» была написана в 1859 году. Персонажи произведения делятся на две группы: самодуры и те, кто им подчиняется.

Самодуры не видят в своем грубом отношении к окружающим ничего зазорного, а, наоборот, считают, что все делают правильно. Из-за этого между героями развивается множество противоречий, которые в конце концов приводят к трагическому исходу событий.

Многомудрый Литрекон составил краткий, но подробный пересказ пьесы по действиям, который поможет Вам вникнуть в сюжет и основные события произведения, изложенного в сокращении.

Действие Первое: Экспозиция

Город Калинов, лето, берег реки Волги. Между часовщиком-самоучкой Кулигиным, конторщиком Дикого Кудряшом и мещанином Шапкиным заходит разговор о природе.

Кулигин очаровывается прекрасным видом, Кудряш же остается равнодушным к природе. Их прерывает купец Савел Прокофьевич Дикой, недалеко от них ругающийся со своим племянником Борисом.

Тема разговора сменилась на обсуждение поведения Дикого.

Входит Савел Прокофьевич с племянником. Он так же продолжает отчитывать Бориса, укорять его в дармоедстве и тунеядстве, после чего уходит.

Кулигин спрашивает у Бориса, почему же он терпит такое отношение к себе со стороны дяди. Борис рассказывает, что у него есть младшая сестра. После того, как они осиротели, из семьи у них остался только родной дядя.

Покойная бабушка хоть и оставила им наследство, но получить его они могут лишь, если будут уважительно и услужливо относиться к Дикому. Кудряш, долгое время зная Савела Прокофьевича, уверен, что с такими «невыполнимыми» условиями денег Борис в жизни не увидит.

Дикой всегда найдет что-то, к чему можно будет придраться.

Кудряш и Шапкин уходят. Кулигин и Борис продолжают обсуждать самодурство Дикого. Кулигин также упоминает купчиху Кабаниху, говоря, что она самый настоящий тиран.

Тема разговора снова меняется. Кулигин рассказывает о своей мечте – перпетуум-мобиле. Он грезит найти его, но никаких возможностей у него нет.

Борис остается один. Он сетует на угробленную молодость и сокрушается о том, что безрассудно полюбил в замужнюю даму. После уходит.
Появляется семейство Кабановых. Кабаниха отчитывает взрослого сына Тихона за непослушание, учит, как ему нужно обращаться с женой Катериной. Вдоволь наругавшись, она уходит домой.

Тихон нападает на супругу с обвинениями, утверждая, что именно она – причина гнева его матери. Его сестра Варвара защищает Катерину, а он идет к Дикому, чтобы пропустить стаканчик другой.

Читайте также:  Краткое содержание царь федор иоаннович толстой за 2 минуты пересказ сюжета

Оставшись вдвоем с Варей, Катя жалуется ей на жизнь, рассказывает, как славно ей жилось раньше. Она также сознается, что влюблена в другого. Варвара утешает ее, предлагает ей подождать момента, когда Тихон уедет из города, тогда они что-нибудь да придумают.

Приходит барыня, которая грозит девушкам, что красота и молодость погубит их, при этом показывая на Волгу. Катерина слишком буквально воспринимает слова этой дамы, и Варвара спешит снова успокоить ее. Тем временем надвигается гроза, которую очень страшится Катерина.

Тихон возвращается от Дикого, и они все вместе направляются домой.

Действие Второе: Завязка

Дом Кабановых. Служанка Глаша укладывает вещи Тихона в дорогу, а странница Феклуша делится с ней историями об иностранных краях, которых сама она никогда не посещала, но много о них слышала, после чего уходит.
Появляются Варвара и Катерина. Варвара указывает Глаше отнести багаж в прибывший экипаж.

Девушки, оставшись один на один, опять поднимают тему чувств Катерины. Варвара подозревает, к кому она неравнодушна, и Катя подтверждает ее догадки. Предметом ее воздыханий оказывается Борис. Варя предостерегает Катерину, чтобы она не выдала никому свою тайну.

Катя, в свою очередь, утверждает, что совершенно не умеет лгать и будет продолжать терпеть, пока это возможно. Варвара, удивленная подобным заявлением, интересуется, что она собирается делать, если ей надоест такое притворство.

Катерина без тени сомнения отвечает: 

«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».

У Вари есть предложение. Она хочет в отсутствие своего брата спать в саду вместе с Катей, так как в одиночку мать ей не разрешит. Входят Кабаниха с сыном. Она заставляет его давать наказания своей жене, как она обязана себя вести во время его отъезда.

Марфа Игнатьевна буквально диктует ему нотации, а он без укоризны вторит их Катерине. Тихон наказывает жене, чтобы та слушалась и почитала его мать, не бездельничала и не заглядывалась на чужих мужчин.

Удовлетворенная Кабаниха удаляется вместе с Варей, оставив мужа с женой наедине попрощаться.

Кабанов начинает извиняться перед Катей. Она же умоляет не бросать ее одну и просит взять с собой. Но Тихон отвечает отказом. Катя предчувствует, что отъезд мужа ничем хорошим не закончится. Она упрашивает, чтобы он взял с нее клятвенное обещание, что она останется ему верна. Супруг удивлен такому настроению жены.

Входит Кабанова, торопя сына в дорогу. Тихон начинает прощаться с семьей. Кабаниха и здесь указывает ему, что нужно делать, заставляя его кланяться ей в ноги. Позже ругается на Катерину за то, что та обняла мужа, а не преклонилась перед ним. Едва лишь Тихон уезжает, Купчиха начинает отчитывать Катю, что та неправильно провожает мужа в дальний путь.

Оставшись одна, Катя досадует о том, что не имеет детей, они бы скрасили ее одиночество. Чтобы голову не забивали дурные мысли, она решает шить белье для бедных.

Приходит Варвара с ключом от калитки на заднем дворе. Кабаниха всегда тщательно прячет его, но Варе удалось его выкрасть и заменить другим.

Уходя на прогулку, она говорит, что если встретит Бориса, то попросит его прийти вечером к этой самой калитке. Катерина пугается этого предложения, ей хочется выбросить ключ как можно дальше.

Катя размышляет о том, выкинуть ли ей ключ или все-таки спрятать. Соблазн встречи с Борисом одолевает ее, и она осмеливается оставить ключ.

Действие Третье: Развитие действия

У своего дома Марфа Игнатьевна с Феклушей обсуждает темпы жизни Москвы и Калинова. Феклуша считает, что столица уж слишком суматошна и тороплива, и расхваливает совершенно противоположный Калинов.

Приходит подвыпивший Дикой. Сначала он обменялся парой «любезностей» с Кабанихой, но потом, опомнившись, начал оправдываться, утверждая, что причиной его дрянного настроения являются рабочие, которые с утра пораньше пришли к нему просить свою заслуженную зарплату. После этого они уходят в дом продолжать пировать.

Появляется Борис, ищущий своего дядю. Удостоверившись, что он в гостях у Кабанихи, Борис печалится о том, что очень редко видит Катерину. Мимо него прогуливается Кулигин.

Он сетует на то, что в этом городе за высокими заборами поместий спрятаны деспотия, распутство и пьянство. В ходе разговора они видят целующихся молодых людей. Это Варя и Кудряш.

Кулигин спешит уйти, а Варвара, подойдя к Борису, приглашает его ночью прийти к калитке.

Подойдя с заходом солнца к установленному месту встречи, Борис встречает там поющего Кудряша.

Между ними завязывается словесная перепалка, потому что Кудряш сначала подумал, что Борис пришел к его возлюбленной.

Но он признается Кудряшу, что не собирается отбивать у него даму сердца, он любит Катерину. Кудряш пытается убедить его, что лучше ему бросить замужнюю даму, иначе он совсем ее погубит.

Появляется Варвара, забирает Кудряша и уходит на реку. Катерина бесшумно спускается по тропинке, укрытая платком. Борис без промедления признается ей в любви.

Она мечется, сначала ругает Бориса, пытается прогнать его, но потом сдается под натиском своих чувств.

Она сообщает о том, что супруг будет в отъезде на протяжении двух недель, и они смогут видеться каждую ночь в течении этого времени.

Варя с Кудряшом возвращаются. Варвара радуется, что ее замысел со свиданием удался. Влюбленные пары, договорившись о следующих встречах, расходятся.

Действие Четвертое: Кульминация

Прошло 10 дней. Недалеко от Волги прогуливаются жители города, но им начинает мешать дождь, и приходится спрятаться от него под сводами старинной постройки. Среди них Дикой и Кулигин.

Кулигин просит у купца материалы для часов, которые он хочет установить на бульваре, чтобы все могли знать время. Дикой, как обычно, недоволен и ругается. Тогда Кулигин решается попросить средств для громоотводов.

Савел Прокофьевич злится еще пуще, утверждая, что грозы посланы людям в наказание с неба, и никакой громоотвод не нужен. Дождь прекращается, народ расходится.

Приходит Варя. Сразу же после нее появляется и Борис. Варвара ошарашивает его новостью: ее брат неожиданно вернулся домой несколько раньше, чем планировалось. Из-за этого Катерина «сама не своя сделалась». Кабанова начала о чем-то догадываться, и Варя переживает, как бы Катя сама все им не рассказала.

Тучи снова начинают сгущаться. Под укрытием появляется все больше людей, среди них семейство Кабановых в полном составе.

Катя, охваченная страхом из-за наступающего ненастья и сложившейся ситуации, томится от терзаний совести. Муж пытается утихомирить ее, а Кабаниха только подначивает.

Заметив Бориса, Катерина дрожит, ее охватывает еще больший страх. Появляется Кулигин и тоже старается успокоить девушку, после удаляется вместе с Борисом.

Люди переговариваются. Один из них неосторожно бросает фразу о том, что эта гроза точно кого-нибудь погубит. Катя убеждена, что этим человеком будет она. Показывается престарелая барыня, Катерина пугается ее и прячется.

Читайте также:  Краткое содержание лезвие бритвы ефремов за 2 минуты пересказ сюжета

Та же опять начинает бредить о том, что именно красота станет причиной гибели молодой девушки. Катерина теряет контроль над своими чувствами, она больше не выносит напряжения и кается в содеянном семье.

Тихон стремится успокоить ее, Варя всеми силами оправдывает Катю, а Кабанова только ехидничает и злорадствует: теперь она может поворчать вдоволь.

Действие Пятое: Развязка

Кулигин, отдыхая в общественном саду, встречает Тихона. Завязывается беседа о недавнем инциденте. Из их разговора выясняется, что Тихон одновременно и зол, и испытывает жалость к супруге.

Обстановка в доме омрачается еще и благодаря Кабанихе. Она вне себя от произошедшего. Кабанов признается, что за содеянное побил Катю, но только лишь по воле матери.

Он говорит, что сама она закопала бы Катерину живьем.

Кулигин думает, что Кабанову надо начать думать своей головой и не вестись на поводу Марфы Игнатьевны. Но сам Тихон не хочет брать на себя никакой ответственности, так ему удобнее жить: 

«Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

В ходе их беседы выясняется, что Дикой спроваживает Бориса в наказание на север на три года. Также Кабанов говорит о побеге сестры от тирании матери. По всей видимости сбежала Варя со своим возлюбленным Кудряшом, его тоже никто нигде не может отыскать. Приходит Глаша с новостью об исчезновении Катерины. Мужчины спешат на ее поиски.

Появляется Катерина. Она растеряна, разыскивает Бориса. У нее опять проскальзывает мысль о гибели. Приходит Борис и осведомляет ее о своем отбытии. Она желает сбежать из этого злополучного и темного места с ним, но Борис утверждает, что это неприемлемо.

Катерина плачется о теперешней жизни в семье, ставшей абсолютно нестерпимой и мучительной. Она упрашивает своего возлюбленного по дороге не пропустить ни единого нищего, помогать каждому и просить их помолиться за нее. Приходит время прощаться.

Борис, видя, как любимая мучается, размышляет о ее смерти: 

«Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»

Девушка снова в одиночестве. Она находится в полной растерянности, не имеет понятия, как ей существовать дальше. У нее нет желания возвращаться: 

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…»

Катя в слезах убегает. Входят Кабаниха, Тихон и Кулигин, ищущие Катерину. Кто-то из народа вдалеке кричит, что в Волгу бросилась женщина. Кулигин стремительно кидается на помощь. Кабанов также пытается побежать к реке, но, как и всегда, мать останавливает его, а он и несильно сопротивляется.

Кулигин вылавливает уже мертвую Катерину из воды. Тихон кидается к бездыханному телу. Кабаниха без тени скорби и сожаления язвит, что «об ней и плакать-то грех». Кабанов смело набрасывается на ее с обвинениями, крича, что это именно она погубила Катю.

Она удаляется, чтобы не слышать этого, а Тихон, сидя над Катериной, сокрушается: 

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Дарья Ефремчева

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/groza-po-dejstviyam-ostrovskij/

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

  • Казанская школа № 142
  • УРОК ЧТЕНИЯ
  • в 5 классе

ТЕМА:  А.Платонов. «Июльская гроза».

 Провела:

учитель I квалификационной категории

Телегина С.А.

  1. 2017 год.
  2. Дата проведения: 18 октября 2017 года.
  3. Класс: 5а

Тема: А.Платонов  «Июльская гроза».

Цель: обеспечить условия для:

  1. Восприятия художественного произведения.
  2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.
  3. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи: Обучающие:   развитие интереса к творчеству А.Платонова; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

  • Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к  чтению, любознательность; развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.
  • Коррекционные:  эмоционально-волевая сфера.
  • Воспитательные:  воспитание чувства товарищества: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих близких, воспитание веры в свои силы; воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважение к хлебу.
  • Тип урока: изучение нового материала
  • Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг А.Платонова, портрет писателя, иллюстрации, колосья ржи, презентация, тест.

УРОК ЧТЕНИЯ в 5 классе

ТЕМА:  А.Платонов «Июльская гроза».

Этапы Средства и приёмы учителя
Оргмомент — Ребята! Поприветствуйте гостей.- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы.
Эмоциональная подготовка к восприятию произведения.
  1. Прозвенел звонок для нас
  2. Все зашли спокойно в класс.
  3. Встали все у парт красиво.
  4. Поздоровались учтиво.
  5. Тихо сели, спинки прямо.
  6. Вижу, класс наш хоть куда.
  7. Мы начнём урок, друзья,
  8. Будем отвечать активно,
  9. Хорошо себя вести,
  10. Чтобы гости дорогие
  11. Захотели вновь прийти.
  12. Приятного нам урока!
  13. — Итак, мы начинаем.
  14. — Я желаю вам новых открытий.
Проверка домашнего задания — Какое домашнее задание у вас было? (выучить стихотворение  И.Сурикова «Ярко солнце светит»).Проверка дзадания.
Объявление темы урока — Мы с вами продолжаем изучать большой раздел в учебнике по чтению, который называется «Картины родной природы».- Вспомним, какие произведения о летней природе мы прочитали? («Июнь», стихотворение «Ярко солнце светит».)
Представление автора. — Какое время года изображено на картине? (лето)- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Июльская гроза».- Но прежде мы пополним наши знания о биографии и творчестве писателя А.Платонова.Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов), родился в 1899 году в городе  Воронеж, умер в 1951 году в городе Москве) — русский советский писатель.Воспитывался в многодетной семье. У его мамы было 11 детей, Андрей был самым старшим. Помогал маме воспитывать и кормить всех братьев и сестер. Он выучится на инженера. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. На фронте был очень скромным. Участвовал в боях вместе с солдатами. Одной из ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, непохожий ни на кого простой  русский язык.  
Парадкниг. – Обратите внимание на выставку книг А.Платонова.- Эти книги станут нашими добрыми и умными друзьями.   Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Чтение 1 части учителем — Послушайте 1 часть рассказа «Июльская гроза».
Словарная работа — Ребята! Вам в 1 части встретились непонятные слова?

  • — Давайте прочитаем их.
  • Застило
  • Наискось
  • По обочине
  • Туча истратится
  • Зажмурил
  • Рожь полегла
  • — Какие слова вам были непонятны?
  1. Вопросы по содержанию
  2. 1 части текста.
  3. Выборочное чтение.
  • — Где происходит действие рассказа?  (в поле)
  • — Назовите главных героев рассказа. (Наташа и Антошка)
  • — Кем они приходились друг другу? (сестра и брат)
  • — Откуда и куда шли дети? (от бабушки домой — к маме и папе)
  • — Какое природное явление описывается в рассказе? (гроза)

— Как автор описывает начало грозы? (Дальняя молния в злобе разделила весь мир пополам, и оттуда, с другой стороны, шёл пыльный вихрь под тяжкой и медленной тучей; там раздался удар грома, сначала глухой и нестрашный, потом звук его раскатился и, повторившись, дошёл до Наташи так близко. Что она почувствовала боль в сердце.)- Чего больше всего хотелось Наташе? (Наташа спешила изо всех сил, ей хотелось лишь бы только донести Антошку домой, чтобы их не застала буря и гроза в чистом поле.)- Как вёл себя Антошка? Что его интересовало и чего он боялся? (Антошка молчал; он боялся того, что с ним будет теперь, но его  интересовала туча и молния, и он хотел, чтобы случилось что-нибудь страшное. А он бы посмотрел, но только не умер.)- Почему Наташа не побежала к дороге по ржи? Каким словом назвал автор рожь? Почему? (Наташа вошла в рожь, чтобы спрятаться с Антошкой. Она хотела быстро наискось пробежать по ржи к дороге и по той дороге уйти от тучи домой к отцу и матери, но затем передумала, потому что боялась помять хлеб, и пошла по обочине ржи.)- Почему дети, несмотря на опасность, не пошли через хлебное поле?- О каком отношении к хлебу говорит их поступок?

Работа с пословицами
  1. — Прочитайте пословицы:
  2. * Хлеб-кормилец.
  3. * Хлеб ногами топтать – народу голодать.
  4. * Смелость города  берёт.
  5. * Друг познаётся в беде.

—  Какие из пословиц подходят к 1-й части рассказа? Докажите свой ответ.

Физминутка
  • Мы устали чуточку,
  • Отдохнём минуточку.
  • Поворот, наклон, прыжок,
  • Улыбнись,  давай, дружок.
  • Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
  • На соседа посмотри,
  • Руки вверх и тут же вниз
  • И за парту вновь садись.
Чтение  2 части теста учащимися —  Сейчас мы с вами  возвращаемся к рассказу и начинаем читать  2 часть.Хорошо читающие ученики. Чтение по цепочке.
Словарная работа
  1. -Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части.
  2. Пригнетал
  3. Вихрь
  4. Град
  5. Прилегла
  6. В старой пахоте
  7. Жмурясь
  • Вопросы по содержанию
  • 2 части текста.
  • Выборочное чтение.
— Прочитайте о состоянии природы во время дождя. (Вихрь настиг детей и ударил в них песком, землёй, листьями, стеблями травы и деревенским сором.) (Вместе с вихрем, сквозь его горячую пыль, пошёл град и стал бить в хлеб, в землю и в Наташу с Антошкой.) (Град переменился на крупный, прохладный дождь.)- Какими стали небо, тучи? (Он увидел чёрное, близкое, бегущее  небо, а ниже его неподвижно висели серые облака, пустившие из себя длинные волосы ливня..)- В чём проявилась забота Наташи о брате? Подтвердите словами текста. (Тогда она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегла на него сверху и спрятала его голову в своих объятиях, тесно прижав брата к своему телу.)

  1. (Град бил по Наташе, по её голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошке теперь не больно и хорошо – он даже шевелился под ней немного, рассматривая землю около ржаных корней в старой пахоте.)
  2. (-Лежи, а то тебя громом убьёт, — ответила Наташа.)
  3. (Наташа села и взяла на колени брата, укрыв его голову от ветра и дождя.)

— Как закончилась гроза? (Вдруг дождь перестал идти. Ветер упал, стало тихо повсюду. Но тяжёлая рожь больше не поднялась.)

Работа по иллюстрации Рассмотрите иллюстрацию.- Какой эпизод рассказа здесь изображён?
Беседа по иллюстрациям
  • — Что изображено на этих иллюстрациях?
  • — Какой транспорт вы видите?
  • — Как называется человек, который собирает хлеб?
  • — Как думаете, ответственная эта работа или нет?
  • — Как люди должны относиться к хлебу, зная о тяжести труда хлебороба?
Рассматривание колосьев ржи Рожь — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, ведущая зерновая культура во многих странах.Получаемая из зёрен ржи мука используется при выпекании хлеба,изготовлении макаронных и кондитерских изделий. Рожь также используется как кормовая культура.
Конкурсное чтение
  1. Выразительное чтение отрывка:
  2. — Пусти меня, я выглянуть хочу.
  3. — Лежи, а то тебя громом убьёт, — ответила Наташа.
  4. — Нет, он мимо, — сказал Антошка и вывернулся из-за сестры.
  5. — Кому удалось прочитать  отрывок более выразительно?
  6. Подведение итогов.
Итог урока.Обобщение. Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, что мы делали, что нового узнали.Посмотрите на экран. Выберите одно предложение и закончите его своими словами.Оцените нашу работу на уроке.

  • Сегодня я….
  • Мне было  интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я научился (научилась)…
  • У меня получилось…
  • Я смог (смогла)…
  • Мне захотелось…
  • Мне не понравилось…
Оценки.Д/з. – Урок окончен. Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.Домашнее задание – пересказывать 1 и 2 части текста. Оценки за урок следующие…
Дополнительно Тест:

  1. Выберите рассказ, который написал А.Платонов:
  • А) «Серая Шейка»
  • Б) «Июльская  гроза»
  • В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

    2. О чём писал А.Платонов?

  1.           А) о машинах
  2.           Б) о взаимосвязи человека и природы
  3.           В) о животных

    3.Найди отрывок из рассказа А.Платонова «Июльская гроза»:А) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом.Б) Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет проводить в спячке полгода. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт.В) Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. Антошка приподнялся ногами на коленях Наташи и посмотрел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от колосьев и водяных капель, бьющих его по лицу.

Дополнительно Пересказ текста по опорным словам
  • Гром
  • Глухой
  • Нестрашный
  • Звук раскатился
  1. Молния
  2. Дальняя
  3. Злобная
  4. Разделила весь мир пополам
  • Туча
  • Страшная
  • Тяжкая
  • Медленная
  1. Ветер
  2. Пыльный вихрь
  3. Буря
  • Дождь
  • Крупный
  • Прохладный
  1. Град
  2. Бил в хлеб
  3. Бил по Наташе

Тест:

1.        Выберите рассказ, который написал А.Платонов:

  • А) «Серая Шейка».
  • Б) «Июльская  гроза».
  • В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2. О чём писал А.Платонов?

  1. А) о машинах;
  2. Б) о взаимосвязи человека и природы;
  3. В) о животных;

3. Найди отрывок из рассказа А.Платонова «Июльская гроза»:

А) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом.

Б) Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет проводить в спячке полгода. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт.

В) Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. Антошка приподнялся ногами на коленях Наташи и посмотрел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от колосьев и водяных капель, бьющих его по лицу.

  • Гром
  • Глухой
  • Нестрашный
  • Звук раскатился
  • Молния
  • Дальняя
  • Злобная
  • Разделила весь мир пополам
  • Туча
  • Страшная
  • Тяжкая
  • Медленная
  • Ветер
  • Пыльный вихрь
  • Буря
  • Дождь
  • Крупный
  • Прохладный
  • Град
  • Бил в хлеб
  • Бил по Наташе

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/03/05/urok-chteniya-v-5-klasse-na-temu-a-platonov-iyulskaya-groza

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector