Рассказ «Возвращение», краткое изложение которого приведено ниже, был первой ласточкой грядущей «оттепели» пост-сталинского Советского Союза. Однако написано произведение было намного раньше, в 1946 году, и тогда же опубликовано под титулом «Семья Иванова» в журнале «Новый мир».
Произведение вызвало противоречивые эмоции – его называли и «сплетней обывателя» и «гнуснейшей клеветой на советских воинов». Уж очень непохож был рассказ А. Платонова на сталинскую агитку тех лет. Кроме того, критики были склонны сравнивать почти одноименные произведения Платонова и Ремарка.
Краткое содержание рассказа Андрея Платонова «Возвращение» сводится к тому, как вернувшийся с войны солдат, несмотря на душевные травмы, сумел адаптироваться к мирной жизни.
Основные персонажи
Первым названием произведения Платонова было «Семья Ивановых», и это не случайно. Основные персонажи – это члены одной семьи, тем самым автор показывает повсеместность представленной темы.
Главные герои
- Алексей Алексеевич – глава семейства, вернувшийся с фронта;
- Любовь Васильевна – его супруга, в одиночку воспитывавшая двух детей, которой приходится работать на кирпичном заводе;
- Петруша – 12-летний сын пары, не по годам развитый, трудолюбивый мальчик, ставший во время отсутствия отца главой семьи;
- Настя – 5-летняя девочка, не помнящая отца и привязавшаяся к соседу Семену Евсеевичу.
Второстепенные лица
- Маша – 20-летняя девушка, также возвращающаяся с фронтом, где она работала помощником повара.
- Семен Евсеевич – сосед, утративший в годы войны жену и детей. Сам он в рассказе не появляется, но о нем супруги ведут жаркие споры.
Очень краткий пересказ
Алексей Иванов по возвращении домой с фронта встречает на небольшом полустанке девушку Машу. Двое суток они едут в одном поезде, а потом мужчина остается на несколько дней в родном городе своей попутчицы. Наконец, Алексей, в последний раз обняв любовницу, продолжает свой путь домой.
А дома объятия жены показались Иванову «знакомым и забытым прикосновением родного человека».
За обедом маленькая Настя кладет отдельно кусочек пирога. Она хочет угостить им «дядю Семена». Вечером, когда дети пошли спать, Алексей завел тяжелый разговор об этом мужчине.
Жена уверяет, что между ними не было ничего, но, в конце концов, признается в измене. Это признание несказанно обидело и разозлило только недавно изменившего супруга.
Проснувшись от плача матери, Петя высказал отцу все, что он о нем думает.
Утром Алексей собрал вещи и ушел на станцию, чтобы уехать к Маше. Петя, увидев, что отца нет (а мама спозаранку побежала работать), быстро одел сестру и потащил ее к станции. Завершим краткий пересказ счастливой развязкой сюжета. Бегущие за поездом дети изменили решение Алексея начать новую жизнь с Машей. Он соскочил с подножки вагона и вернулся домой – теперь уж окончательно.
Краткое содержание рассказа
Очень краткое содержание произведения «Возвращение» может не объяснять мотивации главных героев. Постараемся внести больше подробностей. Алексей чувствует в случайной попутчице Маше духовное родство – ведь она тоже была на фронте. Девушка делится с мужчиной своими переживаниями о будущем и о том, какова жизнь без войны.
«Оба они ощущали себя без армии осиротевшими»
На станции поселка отца встречает сын Петруша. Иванов помнит его совсем маленьким, и чувствует себя неловко от деловитости подростка. В родных стенах Алексея встречает жена. Обняв ее, и прижавшись к родному телу, он приходит в радостное возбуждение.
Но супруги чувствуют и отчуждение. Жена стесняется мужа «как невеста». Да и главный герой ожидаемой полноты радости от того, что он попал домой, не ощутил. Сын успокаивает сестру, не узнающую отца: «Это папа наш, он – родня!»
Обедая, мужчина обратил внимание, что Петруша очень мало кушал, хотя старательно собрал даже крошки и все их съел. Он сказал, что желает оставить другим членам семьи больше еды. А добрая Настя даже решила накормить «дядю Семена». Так муж узнал о роли соседа в их семейной жизни, «по-недоброму ухмыльнулся и закурил».
Конфликт
Поздно вечером между супругами произошел напряженный разговор. Алексей выпытывал у жены, что за Семен Евсеевич захаживает к ним домой. Любовь уверяла, что это хороший человек. Его семья погибла, а он просто заботится о детях, когда она целый день, до позднего вечера пропадает на заводе. Алексей говорит, что «без расчета добра не бывает».
Наконец, измученная расспросами женщина признается, что однажды, «когда душа совсем обмерла», она позволила себе близость с другим высокопоставленным мужчиной, но потом очень об этом жалела.
Он был партийным инструктором района. «Я живой человек, не игрушка!» – вспылил вчерашний солдат. Подслушивавший этот разговор Петя жалеет плачущую мать.
Он появляется перед родителями и говорит очень мудрые для своего возраста слова:
«У нас важное дело имеется – жить дальше. А вы ругаетесь, как глупцы!»
Мальчик рассказывает про дядю Харитона, которому стало известно, что в его отсутствие жена ему изменяла. Тогда он сказал, что у него на фронте тоже были разные женщины. И хотя Харитон соврал, это дало возможность супругам простить друг друга и зажить счастливо. Петя рассказывает, как тяжело им приходилось с матерью, сколько она перетерпела, чтобы поднять на ноги его и Настю.
Но Алексей остался тверд в своем намерении. Дождавшись ухода жены на работу, он собрал вещи и подался на вокзал. Стоя в тамбуре вагона, мужчина видит, как в последний раз перед его глазами проплывает родной поселок. Он замечает две маленькие фигурки, которые бегут, падают и вновь бегут вслед за поездом. Мужчина спрыгивает с подножки вагона и идет навстречу детям – своим детям.
Основная идея произведения
Андрей Платонов в своем рассказе показывает, что всякая война катком проезжается по человеческим жизням, а фронтовые обстоятельства настраивают смотреть на мир в черно-белых красках, не замечая нюансов. Однако Алексей Иванов сумел перебороть душевную травму. Он вернулся домой по-настоящему тогда, когда спрыгнул с подножки поезда, уходящего к Маше.
Краткое содержание рассказа позволяет ознакомиться лишь с сюжетом. Чтобы вникнуть в переживания героев, следует читать произведение полностью. Сам рассказ небольшой. Для чтения оригинала потребуется всего 45 минут.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/platonov-vozvraschenie.html
Краткое содержание рассказа "Возвращение" А. Платонова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении
Главная страницаПлатонов
«Возвращение». В. Н. Костецкий |
Рассказ «Возвращение» был впервые опубликован в журнале «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Иванова». В этой статье представлено краткое содержание рассказа «Возвращение» А. Платонова: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Все материалы по рассказу «Возвращение»
— Все материалы по творчеству Платонова Действие рассказа происходит после окончания Великой Отечественной Войны, судя по всему, в 1945 году.
Главный герой рассказа — гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов, мужчина в возрасте около 35 лет. Отслужив 4 года на фронте, он наконец возвращается домой.
Ожидая поезд, Иванов видит на вокзале знакомую девушку Машу, которая тоже едет домой с фронта. 20-летняя Маша работала помощницей повара в столовой на фронте. Маша и Иванов оба отвыкли от гражданской жизни и теперь чувствуют себя осиротевшими без армии и своих боевых друзей.
Герои вместе едут в поезде 2 дня. На третьи сутки Маша выходит на своей остановке. Иванов решает выйти вместе с ней. Маша рада этому решению. В своем родном городе девушка чувствует себя почти чужой: ее родители пропали без вести во время войны, теперь у нее осталась двоюродная сестра и тетки. Несколько дней Иванов гостит у Маши, между героями возникают любовные отношения. При этом Маша не подозревает, что Иванов женат и имеет двоих детей.
Погостив у Маши два дня, Иванов наконец уезжает к себе в город. Жена и дети уже несколько дней с волнением ждут его приезда. На вокзале Иванова встречает его 11-летний сын Петрушка. Отец и сын с трудом узнают друг друга после 4 лет разлуки.
Придя домой, Иванов наконец видит свою жену Любовь Васильевну и 5-летнюю дочь Настю. Мужчина чувствует, что за 4 года войны отвык от семьи. Его 11-летний сын Петрушка рано повзрослел и выполняет всю мужскую работу по дому. В этот день дети с матерью готовят вкусный обед и ужин, чтобы порадовать отца. Иванов чувствует себя странно после стольких лет разлуки с семьей.
Ночью, когда дети ложатся спать, Иванов беседует с женой. Та говорит, что последние два года к ним в гости часто приходил Семен Евсеич. Этот мужчина потерял всю семью и спасался от одиночества в семье Любови Васильевны. Иванов ревнует жену и подозревает ее в измене. Та со слезами объясняет мужу, что у нее с Семеном Евсеичем лишь дружеские отношения. Однако затем Любовь Васильевна признается мужу, что у нее была любовная связь с одним инструктором, не с Семеном Евсеичем. Женщина сожалеет об измене и объясняет, что на это ее толкнула тоска и одиночество. Иванов злится на жену и не видит будущего с ней. При этом сам он не признается в своей измене — недавней любовной связи с Машей. На следующий день Иванов уходит из дома на вокзал, чтобы уехать к Маше. Он надеется, что девушка будет рада снова видеть его. Когда поезд отъезжает от вокзала, Иванов стоит в тамбуре и смотрит на свой город. Вдруг Иванов замечает, что по улице к поезду отчаянно бегут двое детей — его сын и дочь. В этот момент в душе Иванова происходит переворот: его самолюбие и гордость отступают, а любовь к сыну и дочери берет верх. Иванов на ходу выбирается из поезда и остается в городе со своей семьей.
Конец.
Таково краткое содержание рассказа «Возвращение» Андрея Платонова: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Все материалы по рассказу «Возвращение»
— Все материалы по творчеству Платонова
Источник: https://www.literaturus.ru/2018/05/kratkoe-soderzhanie-vozvrashhenie-platonov-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html
Краткое содержание «Возвращение»
Рассказ «Возвращение» Платонова, впервые напечатанный в журнале «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Ивановых», вызвал шквал критики в свой адрес. Автора обвиняли в умышленной клевете на советских людей, воинов, сражавшихся за родину. Платонову пришлось внести существенные изменения в книгу, в которой были отражены проблемы советских семей в непростой послевоенный период.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Возвращение». Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.
- Алексей Алексеевич Иванов – капитан гвардии, мужчина 35 лет, прошедший всю войну.
- Любовь Васильевна – жена Иванова, измученная тяжелым трудом добрая, нерешительная женщина.
- Петрушка – не по годам взрослый двенадцатилетний мальчик, сын Иванова.
- Семен Евсеевич – вдовец, потерявший в войну жену и детей, добрый, отзывчивый человек.
- Маша – двадцатилетняя девушка, наивная, доверчивая, любовница Иванова.
- Настя – дочка Иванова, хозяйственная, смышленая девочка пяти лет.
Пройдя всю войну, «Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан», возвращался домой. На железнодорожной станции, в ожидании своего поезда, он познакомился поближе с девушкой Машей, которая «служила в столовой помощником повара по вольному найму».
Молодые люди разговорились, и Алексей узнал, что Маша возвращалась домой и не представляла, как «будет жить теперь новой гражданской жизнью». Сидя на станции, они чувствовали себя «осиротевшими без армии», и под наплывом чувств Алексей попросил у девушки разрешения поцеловать ее.
«Двое суток они ехали вместе» в одном поезде, и, когда Маше нужно было сходить, Алексей решил еще на пару дней задержаться в ее родном городе. Девушка была рада этому: родители ее умерли в немецком плену, в живых остались «лишь двоюродная сестра и две тетки», с которым Маша никогда не была близка, и присутствие Алексея ее успокаивало.
Алексея же дома «ожидала жена и двое детей, которых он не видел четыре года», но он не сообщил об этом Маше, которая по своей наивности во всем ему доверилась. Он попрощался с девушкой, выразив банальное сожаление о разлуке и поцеловав на прощание.
Супруга Иванова, Любовь Васильевна, не находила себе места от переполнявшей радости – все эти дни она встречала поезда, отпрашиваясь с работы и не выполняя нормы.
Встретил Алексея его двенадцатилетний сын Петрушка, «который казался старше своего возраста». Любовь Васильевна «встретила их на крыльце дома», и Алексей крепко обнял ее, «чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека». Пятилетняя Настена не помнила отца, и при виде незнакомого мужчины заплакала, но Петрушка быстро успокоил ее.
В честь благополучного возвращения главы семейства в доме стали готовится к праздничному застолью. Наблюдая за счастливой суетой близких, Алексей подивился, каким сноровистым, толковым и по-стариковски мудрым вырос его сын. Он принялся расспрашивать супругу, но Любовь Васильевна «стеснялась мужа, как невеста: она отвыкла от него».
Она рассказала, что работает «на кирпичном заводе, на прессу», и сокрушалась лишь о том, что видит детей только по ночам.
С приездом мужа она надеялась, что он возьмет решение на себя многих проблем, в том числе и воспитание детей.
В свою очередь Алексей ощущал, что что-то мешает «чувствовать радость своего возвращения всем сердцем», он не знал, сколько бед пришлось пережить его семье, и как с этим справиться.
За праздничным обедом Алексей заметил, что сын съел меньше всех, «но подобрал все крошки за собою и высыпал их себе в рот». Мальчик объяснил, что хочет, чтобы его близким досталось больше еды. Настя завернула кусок пирога в салфетку, и отложила «для дяди Семена».
Так Алексей узнал о существовании Семена Евсеевича – одинокого мужчины, потерявшего в войну жену и детей. Он приходил в дом Ивановых, чтобы поиграть с детьми, побаловать их при случае. Узнав об этом, Алексей «по-недоброму улыбнулся» и закурил.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/platonov/vozvrashchenie
Краткое содержание Возвращение в сокращении (Платонов А П)
Гвардии капитан Иванов Алексей Алексеевич демобилизовался из действующей армии и направился домой. На железнодорожной станции Иванов познакомился с девушкой. Как оказалось в завязавшемся разговоре, девушку звали Машей, она была дочерью пространщика и работала в столовой, где служил Иванов.
Вскоре поезд прибыл, и они оказались попутчиками. Через двое суток изматывающей езды в переполненном вагоне, Алексей Алексеевич и Маша прибыли в город, где двадцать лет назад родилась девушка.
В этом городе Иванову довелось пробыть двое суток.
Общаясь
с Машей, Алексей Алексеевич даже не заметил, как быстро пролетело время. Прощаясь с девушкой, он поцеловал ее, вдыхая запах ее волос, напоминавший запах осенней листвы в лесу.
Спустя день Иванов прибыл на вокзал родного города. Он сошел с поезда и не сразу узнал в худощавом одиннадцатилетнем подростке своего сына, который вышел его встречать. По дороге к дому они перебрасывались скупыми фразами, и Алексей Алексеевич не переставал удивляться серьезности и рассудительности Петрушки.
На крыльце дома их уже поджидала Любовь Васильевна, жена Иванова. Он обнял ее, и сразу почувствовал тепло родного человека. Настя, маленькая дочь Алексея Алексеевича, не помнила отца, и при встрече с ним расплакалась, испугавшись незнакомца.
Петрушка объяснил ей, что это родной их отец, но девочка сторонилась Иванова.
Стали собирать на стол. Петрушка со знанием дела руководил приготовлениями, а отец снова поражался его взрослости. Алексей Алексеевич умилялся, глядя на Настю, ему хотелось расцеловать ее, обнять, но он боялся снова напугать дочку.
За праздничным столом Иванов стал расспрашивать жену о жизни без него. Любовь Васильевна, отвечая, робела, стеснялась, как невеста. За долгие годы войны она отвыкла от мужа и не знала, как себя вести.
Дети ели мало. Петрушка объяснил, что оставляет еду другим членам семьи, а Настя припрятала кусок пирога для дяди Семена. На расспросы Иванова о дяде Семене, жена ответила, что у Семена Евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился наведываться к ее детям, играет с ними, иногда помогает. Алексей Алексеевич, слушая жену, криво усмехнулся, задумчиво закурил.
За столом нависла угрюмая тишина. Ее нарушил Петрушка, указывая отцу, чтобы тот поскорее стал на довольствие. Иванов, в который раз, испытал чувство неловкости и робости перед сыном.
Когда дети, наконец, улеглись спать, Алексей Алексеевич снова завел разговор с женой о ее жизни без него, напрасно стараясь выведать все подробности.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-vozvrashhenie-v-sokrashhenii-platonov-a-p/
Тимофеева Н.А. Рецензия на рассказ А.Платонова "Третий сын"
- Рецензия на рассказ А. Платонова «Третий сын»
- …чувству родины и любви к ней
- патриотизму, человек первоначально
- обучается через ощущения матери и отца
- то есть в семье…
- А. Платонов
Рассказ «Третий сын» известен как своего рода художественный канон прозы Андрея Платонова. Еще при его жизни он вошел в антологию русского рассказа на английском и французском языках, вышедшую во Франции и Англии.
В то же время это произведение послужило причиной резких критических нападок на писателя, обвиняемого в «ущербности» его гуманизма. (А. Гуревич). Меня же оно привлекло тем, что именно в этом рассказе наиболее полно раскрывается Платонов, как носитель глубочайшей гуманистической философии.
В «Третьем сыне» заключены дорогие писателю мысли, о единстве семьи-родины-человечества, сберегаемые памятью и любовью. Обвинения в мрачности и отсутствии гражданского оптимизма, по-моему надуманы.
Рассказ не велик по объему и читается на одном дыхании. Он поразил меня простотой и какой-то будничностью изображенных в нем событий. «В областном городе умерла старуха» — так начинается повествование А. Платонова.
Это похоже на сказочный зачин – только наоборот. Все действия связаны не с тем, что старуха «жила-была», а с ее смертью.
В том, как изображает писатель героиню, чувствуется его личное отношение к матери, Марии Васильевна, память о которой он пронес через всю свою жизнь.
К теме семьи, детства, проблемам сиротства – духовного и физического, Платонов возвращается постоянно. Но именно в этом произведении ему удалось с большей теплотой и любовью рассказать о матери, которая так долго старалась сберечь свое тепло «ради того, чтобы любить своих детей и гордится ими»..
Старуха, «давшая сыновьям обильную и здоровую жизнь», для своего внутреннего счастья, хотела лишь одного «жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которые она родила». Мать по Платонову, является источником жизни.
«Мать – это родина, народ, женское начало, чувство, душа, естество, природа». «Отец – это пастырь, идеолог, начало мужское, духовное, идеальное». Объединение этих первоначал бытия очень важно, считает автор. Именно слияние души и духа, рождает платоновскую одухотворенность человека.
Умерла мать, отошла в прошлое целая эпоха, а дети – ее взрослый вариант, это залог сердечности, человечности будущего. Не случайно, третий сын старухи, приехал вместе с дочкой, шестилетней девочкой. Она никогда не видела деда и бабку, но чтобы не утратилась связь поколений и эпох, девочка должна почувствовать их. И.
Платонов «укладывает» ее спать на кровати, «где сорок лет спала покойная старуха». А кровать «ставит» в той же большой комнате, где стоит гроб.
По-детски мудры рассуждения девочки-внучки, трогательны, искренни ее слезы в ночи. Сначала она жалеет о смерти старухи, говоря о несправедливости устроенного мироздания: «Все живут, смеются, а она умерла». И сочувствуя горю деда, успокаивая его, очень серьезно заключает: «лучше не плачь, ты старый, скоро умрешь, тогда все равно не будешь плакать».
Дед же испытывает различные чувства, в связи со смертью детей и приездом сыновей. Он тоскует, не находит себе место, ожидая их.
Платонов описывает все его действия в одном предложении на целый абзац, где использует такие глаголы: «курил», «плакал», «успокаивался», «заводил часы», «поглядывал в окно».
Очень естественно чередуются различные состояния и действия старика: одухотворенные горем и житейские, обыденные.
И весь рассказ поражает соединением на первый взгляд таких различных состояний героев: отчаяния и неуместной радости, одиночества и гордости, страха и восторга убежденности. Но ведь в жизни, как и в природе, чередуются различные состояния. Писатель готовит нас к пониманию этого.
В самом начале рассказа глазам мудрого деда мы видим, как меняется погода в природе: «то падали листья вместе с хлопьями сырого, унылого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое, как звезда…». Очень важно присутствие в этом пейзаже солнца, света.
Вполне реальный свет, пришедший из «второй» профессии Платонова (электротехник) был для него синонимом начала духовного, мужественного, просветляющего. Тьма в комнате, где стоял гроб, освещается Платоновым скудным рассеянным светом неба.
Тьма жизни после смерти старухи освещается присутствием любящих ее людей: мужа, шестерых сыновей и внучки.
В рассказе воплощается излюбленная писателем «идея жизни» — мать умерла, но дети живут по ее нравственному закону: собрались возле нее и вспоминают и ее, и детство, и радость, и горе, и все общее, что делает этот закон, по Платонову, общечеловеческим, этих шестерых родом и залогом вечности. Отсюда спокойствие и гордость старика-отца: «Старик взял внучку на руки и пошел им вслед, … и был доволен и горд…» Автор несколько раз в течение рассказа изображает деда с внучкой на руках. И это символично.
Рассказ называется «Третий сын». Почему же из шестерых сыновей писатель выделяет именно третьего? Одним из ответов на этот вопрос может быть то, что именно он приехал вместе с дочкой. А это уже третье поколение этой семьи. Есть связь эпох, связь настоящего с прошлым и будущим. Значит, не может быть и речи о самом страшном для Платонова духовном сиротстве человека.
Это значит, что эта девочка способна на слезы, также как и шестеро сыновей старухи, которые, стоя вокруг гроба на столе, «молча плакали редкими, задержанными слезами, искажая свои лица, чтоб без звука стерпеть печаль», ведь сыновья сожалеют « о погибшем счастье любви», которое «рождалось в сердце матери», и они «это постоянно и безотчетно чувствовали». Именно поэтому они «были сильней» и «смелее делали успехи в жизни». А о том, что они нашли свое место в жизни, свое дело, говорят их профессии: двое их них моряки-командиры кораблей, есть артист, физик, агроном, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден «за свое рабочее достоинство». И это тоже очень важно для Платонова, важен труд, одухотворенный высокой задачей. А покорение воздушного и морского пространства – что может быть возвышеннее этой цели, ведущей к преображению жизни, к пробуждению человеческого в человеке в конечном итоге.
После смерти матери эти сильные «громадные» мужчины почувствовали себя «одиноко и страшно». Для них «погас свет в ночном окне». «Как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома», пока была жива их мать. И был жив их детский мир, отворены двери дома, чтобы можно было туда вернуться. Теперь же «действительность превратилась в воспоминания», так как свет в окне погас.
Но когда они все собрались в родном доме, они забыли причину, приведшую их сюда. Сыновья рады возможности вспоминать детство, укрыться все теми же одеялами с надписями «голова» и «ноги», которыми они накрывались еще в детстве и отрочестве. Моряк с артистом радостно возились на полу, как в детстве.
И это «как в детстве», повторенное автором несколько раз, уточняет, когда «они жили все вместе».
Ведь именно семья лежит в основе Платоновского мира, яростный куль предков и потомков, стариков, покойников и детей, становится тем образом, средством выражения отношения ко времени — настоящего к прошлому и будущему.
Рассуждению автора о семье, о памяти и любви людской соответствует и сложный синтаксический строй рассказа. Язык произведения отличается самобытностью и колоритом. Писатель перемежает большие сложные конструкции, где идут рассуждения, и короткие предложения, несущие информацию о простой «обыденной» жизни.
Вновь задумываюсь над смыслом названия рассказа. Какова роль третьего сына? Вспоминаю, что когда братья слишком развеселились, именно третий сын, отец девочки, успокоил всех. Он до этого ничего не говорил и не смеялся. По моему, он глубже чем остальные братья, чувствовал боль о т ухода матери из жизни.
Третий сын ученый-физик приходит ночью к гробу матери и эти последние минуты прощания столь важны, что Платонов заставляет умолкнуть все звуки вокруг: никто не шел и не ехал по улице, пять братье не шевелились, а старик т его внучка замерли от внимания. Горе переполнило сына – он потерял сознание. Это и заставило его братьев вспомнить об умершей матери.
В два часа ночи, одевшись в свою форму и одежду, «они поодиночке тайно разошлись по квартире, по двору, по всей ночи вокруг дома». Сыновья «заплакали, шепча слова и жалуясь, точно мать стояла над каждым, слышала его и горевала». Казалось, что мать горевала от того, «что она умерла и заставила горевать своих детей по ней».
Конец этого рассказа напомнил притчу о материнском сердце, спросившем у упавшего сына, не ушибся ли он. Действительно, сила материнской любви огромна, мать способна на все ради счастья своих детей.
Но начинается и заканчивается рассказ изображением отца. И это верно. Пока жив отец, есть дом, где ждут сыновей, существует семья. Роль семьи в жизни общества, по Платонову, очень велика: семья – скрепа народа, родины, человечества. Пожалуй, это наиболее важно для писателя, потому, что и объединение родины, народа с пастырем, идеологом, рождает большую семью – государство.
Это образец философской и психологической прозы Платонова.
Именно в последние предвоенные годы писатель создает серию рассказов, в которых как и в этом произведении, активно отстаивает исчезавшую уже идею домашнего очага, семейной теплоты дома как великой нравственно-исторической ценности.
Рассказы Платонова учат нас великому дару любви, милосердия, доброты. Сложное предложение он заканчивает (как бы подводит итог) обобщающим словом тире перед которым, зрительно выделяется, пронизывая весь текст.
Нужно прислушаться, читая произведения вслух, чтобы услышать его особенный поэтический язык, почувствовать Платоновскую грусть и радость за людей: «он был доволен и горд, что его так же будут хоронить этих шестеро могучих людей, и не хуже:, — рассуждает старик, идя за гробом жены вместе с сыновьями.
Композиционно вплетаются в повествование и рассказы о судьбах двух одиноких «осиротелых» героев: служащей телеграфа и попа. Истории их жизни подтверждают правоту автора, утверждающего необходимость для существования и труда каждого человека внутреннего счастья.
Пожилая служащая «имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу», потому что была по мысли Платонова вдовой или оставленной женой, т.е. не имела семьи. Так же одинок и «неприкаян» старичок, исполняющий обязанности попа. Не случайно писатель сначала называет его просто старичком, а лишь потом говорит о нем как о попе.
Этот человек мечтает совершить такой героический подвиг «чтобы прорваться в блестящее будущее, в круг новых поколений». Значит, связи с будущим через свою семью, детей у него нет. Но по мнению Платонова, другого пути «в новые эпохи», кроме семьи не существует.
Поэтому на прошение попа, «чтобы его подняли на самую высокую высоту и оттуда сбросили вниз на парашюте без кислородной маски», ответ не приходит.
Источник: https://infourok.ru/timofeeva-na-recenziya-na-rasskaz-aplatonova-tretiy-sin-745867.html
«Третий сын», анализ рассказа Платонова
Рассказ «Третий сын» Платонова напечатан в 1936 г. в журнале «Красная новь». В семье родителей Платонова было 11 детей, Андрей был старшим. Мать Платонова умерла в 1929 г., отец пережил её на много лет, умер в 1952. Так что история похорон матери многочисленными детьми была Платоновым к моменту написания рассказа уже пережита.
Литературное направление и жанр
Рассказ считается образцом, классикой этого жанра. Он принадлежит к реалистическому направлению в литературе.
Жанровая разновидность произведения определяется как философский рассказ или даже рассказ-притча, потому что семья в нём олицетворяет всё человечество. Именно поэтому в рассказе нет имён.
Глубокий анализ психологии героев позволяет отнести произведение к жанровой разновидности психологического рассказа.
Тема и проблематика
Тема рассказа – отношение человека к смерти вообще, к потере близкого, к смерти матери. В рассказе поднимается экзистенциальная проблема страха смерти. Каждый член семьи по-своему переживает смерть родного человека.
Важнейшая для Платонова проблема связи поколений в семье решается в рассказе через образ третьего сына, восстановившего утраченную связь. Ещё одна актуальная для писателя проблема – проблема веры. Никто из героев, даже священник, не верит в Бога, поэтому не находит утешения в Нём.
Но без веры человек жить не может, поэтому третий сын открывает тайну бессмертия каждому члену своей семьи. Вечная жизнь человека – в жизни рода, семьи.
Сюжет и композиция
Действие рассказа занимает несколько дней. От момента смерти матери до приезда последнего из 6 сыновей проходит 3 дня. Кульминационной становится следующая ночь перед похоронами. Сами похороны занимают один абзац и являются развязкой.
Сцена отпевания старухи раскрывает замысел писателя. С трудом найденный поп в штатском служит панихиду «поспешно, почти иронически». Поп понимает, почему сыновья и даже дед не крестятся, уважает их и не прочь был бы побеседовать «с представителями нового мира, которым втайне восхищался».
Образ священника, разочаровавшегося в своей вере и чувствующего «энтузиазм перед строительством социализма», разрушает последнюю надежду читателя найти веру в готовом виде в какой-то концепции, будь то христианство или коммунизм.
Бессмертие человека, по Платонову, связано с жизнью семьи, рода, народа.
Герои и образы
Старик-отец, у которого умерла жена, горюет о ней, но не выглядит убитым горем. У него даже есть силы сочувствовать пожилой служащей телеграфа, которая плохо работает, потому что у неё нет внутреннего счастья.
Символом одиночества старика становится птица, которую он наблюдает в клетке, пока переживает горе до приезда сыновей. Когда же дети собираются, старик, отплакав, смотрит на детей «с тайным волнением, с неуместной радостью». Отец будто ожидает подтверждения своих надежд, связанных с сыновьями. Они – его будущее и его продолжающаяся после смерти жизнь.
Смех сыновей огорчает старика, так что он снова начинает плакать. Зато в конце рассказа отец «доволен и горд». Он обрёл покой, потому что убедился в достойном к себе отношении, в том, что его будут хоронить не хуже старухи.
Мать привыкла к ожиданию сыновей. До смерти она считала своей обязанностью любить своих детей и гордиться ими. Всю жизнь она отдавала себя детям, поэтому её тело «экономичное, маленькое, скупое», сбережённое для сыновей.
Сыновья, очевидно, редко бывали у матери, но «через тысячи вёрст» чувствовали её любовь. Даже умирая, старуха заботилась о сыновьях, прося отслужить по ней панихиду дома, чтобы не обидеть неверующих сыновей. Старуха «не хотела расстаться с жизнью без торжества и без памяти».
Но именно тогда, когда мать «больше никого не могла любить» и была похожа на равнодушную чужую старуху, исчезло и почтение к ней. Только восстановленная связь с матерью позволяет сыновьям почувствовать жажду её вечной жизни ради спокойствия сыновей.
Сыновьям старики как будто отдали свою жизнь, так что отец ниже младшего из сыновей, а сыновья характеризуются как «громадные мужчины». Все сыновья выросли достойными гражданами, получили хорошие специальности. Старший был начальником цеха аэропланного завода, орденоносцем.
Два сына – капитанами кораблей, один был москвичом, артистом, один ещё учился на агронома, а третий сын, в честь которого назван рассказ, был физиком. Платонов не случайно подчёркивает, что именно третий сын был коммунистом. Материалисту, не верящему в загробную жизнь, тяжелее других смириться со смертью, которую он воспринимает как исчезновение навсегда.
Впрочем, среди сыновей верующих нет, да и старик не крестится во время панихиды, даже старуха, велевшая позвать попа, «не столько верила в Бога».
Смерть матери для братьев – воспоминание «о детстве, о погибшем счастье любви». Сыновья искренне рады друг другу, они любят друг друга и радуются встрече.
Они не то чтобы не тоскуют по мёртвой матери, но общением стараются заглушить эту тоску. Они даже забывают о том, что мать мертва: жизнь берёт своё. Для сыновей «действительность превратилась в воспоминание».
Борясь с горем, они вычёркивают мать из своей жизни. Ведь в жизнь души никто из них не верит.
Но третий сын другой. Он приезжает на похороны не один, а с дочерью, которая должна была увидеть деда и хоть мёртвую бабушку. Платонов не раскрывает читателю, какие слова сказал третий сын братьям. Это была короткая фраза или несколько слов. Такой приём позволяет каждому читателю домыслить слова третьего сына в зависимости от того, что для самого читателя наиболее ценно.
Пока остальные братья радуются встрече, третий сын переживает горе.
Все братья в белье, как в детстве ночью, а третий сын «одетый как днём». Он отказывается от преодоления страха и горя смехом, он хочет пережить горе сполна и передаёт это своё мироощущение остальным братьям. Обморок у гроба матери показал силу и искренность его чувств, невольно подкрепив его слова, сказанные братьям.
Слова третьего сына побуждают остальных снова оживить в душе мать, понять, что каждый из них в ней нуждается и связан с ней даже после её смерти.
Сыновья вернулись в ту квартиру, дом, двор, ночь, где жили в детстве, и стали жаловаться матери, как будто она «стояла над каждым».
Умершая мать стала играть в жизни братьев ещё большую роль, чем при жизни, потому что стала жить в их сердцах неотлучно.
Шестилетняя внучка, дочь третьего сына, не понимает, почему смеются братья её отца. Она жалеет бабушку, хотя та для неё совсем чужая.
Девочка в рассказе говорит, возможно, те же самые слова, которые третий сын сказал братьям: «Все живут, смеются, а она одна умерла». Девочка ещё не приобрела необходимый жизненный опыт, чтобы почувствовать умершего человека частью собственной жизни.
Поэтому она, утешая деда, говорит страшные слова о смертности всего сущего, о том, что дед стар, всё равно скоро умрёт и перестанет плакать.
Её отец через несколько минут подбирает другие слова, дающие возможность поверить в жизнь матери после смерти, но не загробную жизнь христианской души, а в жизнь чаяний человека в его детях, в связи поколений.
Художественное своеобразие
В рассказе важны детали. Например, артист не может начать петь, потому что «ему стыдно начинать». Он запевает после того, как ему чем-то накрывают лицо.
Это детское желание спрятаться от мира повторяется в девочке, которая «от страха перед ночью и мёртвой старухой» боится высунуться из-под одеяла.
Так писатель показывает, что взрослые остаются неразумными детьми, даже когда вырастают до громадных мужчин.
Образ детского сознания каждого взрослого Платонов передаёт через развёрнутую метафору, где мать – лампа на подоконнике старого дома, в котором никогда не закрываются двери. Лампа освещает ночью весь детский мир тех, кто родился в доме, но уехал далеко и всё-таки знал об этой лампе. Для приехавших на похороны сыновей лампа потухает. Но третий сын зажигает её снова в сознании каждого.
Очевидно, символична цифра 3 в рассказе. Третий сын в сказке – это всегда носитель народной нравственности.
Своё отношение к жизни как тяжёлому труду и обязанности Платонов выражает в странном метафоричном языке: «Мать не вытерпела долго жить». В рассказе автор подобен постороннему наблюдателю, он не осуждает никого из сыновей, следя за их нравственными преобразованиями.
- «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
- «Возвращение», анализ рассказа Платонова
- «Сокровенный человек», анализ повести Платонова
- «Котлован», анализ повести Платонова
- «Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова
- «Чевенгур», анализ романа Платонова
- «Фро», анализ рассказа Платонова
- «Юшка», анализ рассказа Платонова
- «Корова», анализ рассказа Платонова
- «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
- «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова
- «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
- «Никита», анализ рассказа Платонова
- «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова
- «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова
- По произведению: «Третий сын»
- По писателю: Платонов Андрей Платонович
Источник: https://goldlit.ru/platonov/1207-tretii-syn-analiz
СРОЧНОО!ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЛАТОНОВА «СОЛДАТСКОЕ СЕРДЦЕ»
Закончилась война и гвардейский капитан, по имени Алексей Алексеевич Иванов демобилизуется из армии. Он долго ждет на станции поезд, но как оказалось, он не один его дожидался, еще девушка Маша, которая работала в столовой их части.
Они вместе едут в вагоне, почти двое суток, а потом Алесей останавливается на 2 дня в городе, где когда-то 20 лет назад появилась на свет Маша. Затем он отправляется дальше, а Маша на вокзале его целует.
Алексей навсегда запомнил запах ее волос.
Прошел еще один день и прибыл в Иванов, где на вокзале его встречает сын Петр. Сейчас ему уже двенадцатый год и Алексей не сразу его узнал. Жена же ожидает его дома на крыльце. Он обнимает жену и чувствует ее тепло такое родное. А вот дочка Настя его не помнит и начинает плакать. Петя постоянно ее одергивает, и говорит, что это их отец.
Дома начинают собирать на стол угощенья, и всем этим заведует Петя. Глядя на него, Алексей подумал, какой же он уже взрослый. Но ему по душе дочка Настя.
Алексей интересуется у жены, как же он все это время жили, но она поначалу его стесняется, потому что давно отвыкла от своего мужа.
Он чувствует, что ему что-то мешает радоваться возвращению, ведь он теперь совсем не понимает своих родных.
Они все сели за стол кушать и Алексей заметил, что дети мало кушают. Но Петя сказал, что хочет, чтобы родителям досталось больше. А Настя начала прятать кусочек пирога для дяди Семена.
Тогда жена рассказала Алексею, что есть Семен Евсеевич, и он потерял жену и детей. А потом сам попросился приходить и играть с детьми. Алексей внимательно слушает и начинает закуривать.
Петя хлопочет по хозяйству и наказывает отцу, чтобы он стал на довольствие. Алексею становится перед ним робко.
После того как они закончили ужинать, дети отправляются спать. А вот Алесей продолжает расспрашивать жену о жизни без него. Петя слышит разговор и жалеет мать, он понимает, что ей нелегко.
Но и для Алексея это разговор тоже не приятен и тогда жена ему прямо говорит, что между ней и Семеном Евсеевичем ничего не было. Она ждал его и только однажды стал близок ей другой человек из райкома. Но потом поняла, что может жить спокойно и счастливо только с мужем.
Она просит, чтобы муж остался с ними, ведь без него им плохо. Но Алексей говорит, что она его ранила прямо в сердце. Утром Алексей собирается, а сын начинает ему высказывать про их нелегкую жизнь, как его ждала мама, а он просто уходит сейчас.
Он ругается на сына, но Петя рассказывает ему историю про дядю Харитона, с которым изменила его мать. Он дослушивает эту историю до конца и удивляется.
Утром Алексей все же уходит на вокзал, выпив водки, сел на поезд. Он решил отправиться к Маше. Дома остался Петя и Настя, мама была на работе. Петя выспрашивает у сестры как ушел отец, а потом быстро начинает ее одевать.
Алесей стоит в тамбуре поезда, он проезжает не далеко от своего дома. И вдруг замечает маленькие фигурки. В них он узнал своих детей. Тогда он бросает свой мешок на землю и сходит с поезда. А по дорожке к нему бегут его дети.
Это произведение показывает, какие должны быть главные ценности в жизни каждого человека. Каждый может ошибиться, но заслуживает прощение. Нужно быть терпимыми к своим близким, ценить и уважать их.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Источник: Краткое содержание Платонов Солдатское сердце за 2 минуты пересказ сюжета
Источник: https://matfaq.ru/question/srochnootema-proizvedeniya-platonova-soldatskoe-serdtse/
Краткое содержание рассказа «Никита» А. Платонова
Рассказ «Никита» Платонов написал в 1945 году, он повествует о маленьком мальчике с добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, Никита видит жизнь во всех окружающих его предметах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Никиты» для читательского дневника.
«Никита» очень краткое содержание
Андрей Платонов «Никита» краткое содержание для читательского дневника:
Главные герои: Никита — пяти летний мальчик, мать — колхозница, отец — солдат.
Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него – живое.
В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце – умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня – это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути.
Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата – его отца, который пришел с фронта. Занимаясь домашними делами, папа дал сыну важное задание – выпрямлять гвозди.
Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.
Вывод:
В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения.
Важна главная мысль: труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 года, и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.
Короткий пересказ «Никита»
Краткое содержание «Никита» Платонов:
Пятилетний Никита — хозяин в доме. Он живёт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте.
Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живёт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.
Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину — это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он даёт выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:
«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
В отце он видит нечто родное, чувствует защищенность и силу. Отец преподают сыну важные уроки, которые очень помогут ему в дальнейшей жизни.
Вывод:
Рассказ учит малолетних читателей тому, что всем людям нужно стремиться к добру, и тогда они станут нужными. Назначение человека – преобразить мир посредством добрых дел; и выполняя это назначение, люди делают мир вокруг себя добрее.
Еще один рассказ «Волшебное кольцо» Платонова был написан в 1950 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Волшебное кольцо». В основу произведения легли сказочные и народные мотивы, которые благодаря авторской обработке приобрели форму увлекательной и поучительной сказки. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Сюжет рассказа «Никита» Платонов
«Никита» Платонов краткое содержание произведения:
В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе.
Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.
Одиночество и однообразие будней развивают в мальчике воображение, пробуждают фантазию, которая помогает ему не скучать. Он наделяет все предметы вокруг себя чертами людей: баня для него – это покойная бабушка, в солнце он увидел дедушкин образ, в бочке из сарая обитает маленький злой бородач, который украл мамины ножницы, а в колодце живут крошечные водяные человечки.
Камни, кусты, цветы, даже старый пень – все вокруг Никиты оживает, он разговаривает с воображаемыми существами, рассуждает об их прошлом и настоящем, пытается их поучать, угрожает.
Однако все вокруг настроено против него — все разговаривают с ним, сильнее и сильнее пугая. Только баня-бабушка и солнце-дедушка единственные во всем мире существа, к которым мальчик часто обращается за помощью и защитой. Но они не отвечают ему и смотрят так, как будто Никита им чужой.
Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его.
Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.
Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе.
Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.
Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот – добрый.
И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.
Это интересно: Писатель Андрей Платонов, прежде всего известный повестью «Котлован» и романом «Чевенгур», отличается необычным стилем повествования, который ближе всего к сказочному слогу.
Этот стиль, протяжный и ироничный, нашел своё место и в его пересказе русских народных сказок.
Весёлые, поучительные, но не поучающие сказки, словно рассказанные ласковым дедушкой, как например сказка «Умная Внучка».
Видео краткое содержание Никита
Главным героем рассказа является Никита – мальчик лет пяти. Малыш каждый день остается дома один: его отец до сих пор не вернулся с фронта, а мать вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить себя и сына.
Однообразные будни раскрывают характер мальчика: чтобы не скучать, Никита фантазирует и выдумывает, ассоциируя разные предметы во дворе с доступными его пониманию образами существ. От собственных фантазий малышу становится страшно, и он призывает на помощь дедушку-солнце с неба, обращается в надежде получить защиту от «чужих людей», которыми полон двор, к бабушке-бане.
Вскоре домой возвращается его отец с фронта, и затаенная в уголках детской души любовь мальчика к нему выливается наружу. Краткое содержание рассказа «Никита» для читательского дневника позволяет увидеть мир ребенка, его фантазии и доброту.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/nikita-platonov.html