Краткое содержание по праву памяти твардовский за 2 минуты пересказ сюжета

Искусство и развлечения 24 июня 2015

Александр Трифонович Твардовский – один из немногих по-настоящему талантливых советских писателей, которым удавалось печататься в те суровые времена. Не только хороший поэт, но и блестящий журналист, он пользовался расположением партийных деятелей.

Однако и в его творчестве нашлось то, что не пропустила цензура. Именно такому произведению и будет посвящена наша статья. Сегодня мы рассмотрим краткое содержание «По праву памяти». Твардовский многое рассказал в этой поэме о своих далеко не безоблачных отношениях с советской действительностью.

Тема

Краткое содержание По праву памяти Твардовский за 2 минуты пересказ сюжета

Тему поэмы, которую можно вычленить, прочитав даже краткое содержание «По праву памяти», Твардовский вынашивал долгие годы. Впервые она возникла в поэме «Страна Муравия», а затем ясно прозвучала в цикле под названием «Памяти матери». Тема эта – исповедь писателя, подведение жизненных итогов. Именно в поэме «По праву памяти» реализовались плоды многолетних тяжелых размышлений Твардовского.

Теме исповеди сопутствуют тема памяти и ответственности. Ответственности за содеянное перед будущими поколениями. Писатель был уверен в том, что мы не вправе забывать прошлое, так как оно определяет будущее и будет влиять на судьбы всех живущих в нашей стране.

Жанровое своеобразие

К жанру лирико-философских раздумий можно отнести поэму «По праву памяти». Краткое содержание (Твардовский в произведении буквально исповедуется читателю) лишний раз подтверждает это.

Главные действующие лица поэмы – обычные советские люди, их свершения и дела, которые не могут быть забыты и за которые нужно отвечать перед потомками. Автор словно смотрит на просторы родины в своей поэме и видит три дали:

  • невероятно большие русские просторы, которым нет ни конца, ни края;
  • пространство истории, где неразрывно сплетаются поколения людей, где проявляет себя неразрывность судеб и времени;
  • такое же необъятное пространство нравственности лирического героя.

Краткое содержание «По праву памяти» (Твардовский): глава первая

Первая глава называется «Перед отлетом», она была напечатана при жизни автора и носила название «На сеновале». Лирический герой и его друг собираются из деревни «в путь далекий». Юноши полны надежд и мечтаний о прекрасном будущем, они пребывают в своей иллюзии о чудесной жизни: «Напасти нам нипочем»; «Сами ждали только счастья».

Краткое содержание По праву памяти Твардовский за 2 минуты пересказ сюжета

Их восторженный оптимизм был так огромен, что они не услышали, как утренние петухи «отпевали конец ребячьих дней», предрекая, как вскоре край родной «сорвется с места в метелице сплошной». Последняя цитата намекает на коллективизацию, проведенную в деревне в 30-х годах.

Герои еще не знают, какие испытания ждут их впереди. О судьбе товарища присутствует лишь намек: «Та дружба числилась виною, что мне любой напомнить мог». Вероятнее всего, друг подвергся сталинским репрессиям и был объявлен врагом народа. Только за общение с таким человеком могли упрекнуть главного героя.

Глава 2

Продолжаем рассматривать поэму «По праву памяти». Краткое содержание Твардовский в какой-то мере сам заключает уже в название глав. Так, вторая глава имеет заглавие «Сын за отца не отвечает». Эти слова были произнесены Сталиным в 30-е годы.

Тогда дети кулаков и врагов народа восприняли их как нежданное спасение от клейма на всю жизнь. Но оказалось совершенно не так. Эта фраза приобрела другое аморальное и бесчеловечное значение.

Дети не избавились от отметин, переданных им родителями, зато целая нация оказалась оторвана от своих корней, предков, а следовательно утратила и нравственные ориентиры: «Предай в пути родного брата».

Ярко выраженная антисоветская направленность реализовалась в поэме «По праву памяти», краткое содержание по главам отлично это иллюстрирует. Поэт искренне раскаивается, что когда-то отрекался от своего отца и семьи. Эта вина преследовала Твардовского всю его жизнь, но облегчить жизнь близким было не в его силах.

Краткое содержание По праву памяти Твардовский за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 3

Подходит к концу поэма «По праву памяти» (Твардовский). Краткое содержание по главам завершается третьей частью – «О памяти».

Здесь поэт произносит гневный, полный мук и страданий монолог о том, что, несмотря на партийные указания забыть о прошлом, этого ни в коем случае нельзя делать. Человек вправе помнить свое прошлое, родителей, семью, ошибки и преступления.

Люди просто не могут забыть об этом, иначе им не видать счастливого будущего. Все неразрывно связано, поступки дедов отражаются на судьбах внуков.

На этой пронзительной ноте, на этом пике покаяния заканчивает Твардовский поэму, которая просто не могла быть напечатана в Советском Союзе.

Краткое содержание По праву памяти Твардовский за 2 минуты пересказ сюжета

Вывод

Итак, рассмотрев краткое содержание «По праву памяти» (Твардовский), мы можем заключить, что на долю поэта выпало много горестей и печалей, которые не покидали его на протяжении всей жизни. Самые суровые времена пережил он: сталинские репрессии, войну и послевоенные годы, оттепель. И все эти трудности и испытания вылились в прекрасную поэму.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/127334/

Александр Твардовский «По праву памяти», краткое содержание

пересказы

школьная программа

Краткое содержание По праву памяти Твардовский за 2 минуты пересказ сюжета

Запрещенная и долгое время считавшаяся антисоветской поэма А. Твардовского «По праву памяти» позволила в свое время советским гражданам по-иному взглянуть на личность И. Сталина и всю его реформаторскую деятельность. Написана она была в начале шестидесятых годов, но опубликоваться смогла лишь в конце восьмидесятых, в 1987 году.

В данной поэме Александр Твардовский в форме монолога высказал все свои личные переживания, связанные с темой памяти. Он погружался в воспоминания, опираясь на факты собственной биографии, заглядывал в будущее, пытался ответить на вопрос «А что будет, если…». Поэтому главного героя, от лица которого ведется повествование, читатели смело могут отождествлять с самим поэтом.

Глава «Перед отлетом»

Первая глава полностью посвящена ностальгии. Поэт окунается в свою молодость — прекрасное время надежд и мечтаний. Вместе со своим товарищем лирический герой строит планы на будущее, ставит вполне реалистичные цели: работать для людей, стать достойным гражданином своей страны.

Читайте также:  Краткое содержание астафьев зачем я убил коростеля? за 2 минуты пересказ сюжета

Особенно трогательным было когда-то его отношение к родной земле: за нее юноша готов был и в огонь, и в воду, а если нужно будет, то и с жизнью расстаться не страшно.

А все проблемы можно решить, придерживаясь простых правил: жить без обмана, без трусости и быть преданным своему государству и своему народу.

Сейчас, спустя столько времени, поэт вспоминает об этом одновременно с теплотой и горечью — ведь на деле все оказалось совсем не так, как представляли себе молодые веселые парни. Кажется, что между беззаботной юностью и настоящим прошла целая жизнь, наполненная тяжкими испытаниями.

Глава «Сын за отца не отвечает»

Центральная глава в поэме. В ней в полной мере раскрывается трагедия жизни самого Твардовского. Он рос в семье «врага народа».

Отец с матерью и младшим сыном из-за сталинских репрессий оказались сосланы в Сибирь, а родной хутор, где вырос поэт, сожгли. Твардовскому, незадолго до этого переехавшему в Смоленск, удалось избежать этой участи.

Но совесть он успокоить не смог — не так-то просто отказаться от своей семьи.

Разлука с родными, потеря отчего дома — все это выливается на страницы второй главы поэмы под названием «Сын за отца не отвечает».

Это знаменитая фраза Сталина, произнесенная им в 1935 году — пример неприкрытого политического обмана.

Твардовский пытается понять, в чем виноват «сын кулака», за что он должен страдать? И почему его вождь, «отец народа», главный идеолог страны так ненавидит таких как он, делая их жизнь в советском обществе невыносимой?

Также поэт стремится разгадать, отчего Сталин был так любим своим народом.

Многие репрессированные верили, что стоит ему только самому взяться за дело, лично прочесть письмо в Кремле, и вся несправедливость тут же исчезнет, а приговоры будут отменены.

Крестьяне без земли становились рабочими и рукоплескали, хотя в реальности радоваться было нечему. Отныне они были обречены на тяжелейший труд, скитания и бедность.

Измученная душа Твардовского уже размышляет об ответе. Неужели сын кулака не вправе побороться за справедливость? Неужели он не в силах ответить за своего отца, честного, добросовестного работника? И почему он должен от него отказываться?

О памяти

События данной главы опираются на реальные исторические факты. Во второй половине шестидесятых годов в СССР развивалась активная кампания, направленная против сталинизма. Все, что так тщательно скрывалось, было выплеснуто в народ: информация о жесточайших репрессиях, указах, законах, направленных против людей.

Третья глава оправдывает свое название. Здесь поднимается тема исторической памяти. Твардовский настаивает на том, что современная молодежь должна обнаружить настоящую правду.

История без прикрас страшна, но знать ее обязан каждый. Хотя люди ревниво прячут прошлое своей страны, власть старается скрыть его.

Поэтому новое поколение, погрязшее в неведении и забывшее свои корни, не может надеяться на безоблачное будущее.

Завершая свой монолог, Твардовский пишет, что человеческая память — это великий дар. Как можно добровольно отказаться от нее? Пока мы помним заслуги наших отцов, они остаются живы. Умирают они только тогда, когда мы о них забываем.

Краткое содержание поэмы Твардовского «По праву памяти» предоставлено Анастасией Трофимовой.

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/pereskazy/tvardovskiy-po-pravu-pamyati-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание поэмы А.Т. Твардовского "По праву памяти", краткий анализ

Автор вспоминает, как в далекой юности с товарищем они жили заветным замыслом дорваться до всех наук. Друзьям казалось, что никакие преграды им нипо­чем, поскольку главное в жизни — не трусить, не лгать, любить свою землю, быть верным народу.

Молодые люди представляли, как вернутся потом на родину великолепными московскими гостями, как будут гордить­ся родители и обмирать девушки на танцах. Никто не мог предположить, что готовила им судьба в будущем.

Сейчас автору кажется, что те юношеские мечты посещали его «жизнь тому назад» — столько пришлось ему пережить за прошедшие годы.

2. Сын за отца не отвечает

Эти пять слов были сказаны в кремлевском зале «вершителем земным» судеб, И. Сталиным. Автор обращается к молодому поколению, которому уже трудно представить, какой резонанс имела в обществе эта короткая фраза. Для людей его, автора, поколения анкетная графа о происхождении имела «зловещий» смысл.

В сталинское время те, кому с графой не повезло, подставляли «для несмываемой отметки» свое чело, чтобы всегда быть под рукой,  «на случай нехватки классовых врагов». Самые близкие друзья отворачивались и боялись сказать слово в защиту «сына врага народа», который, в большинстве случаев лично ничем не провинился перед режимом, но должен был нести кару за «прегрешение» отца.

После исторического заявления Сталина же можно было благодарить вождя за то, что он простил родного отца.

Сталину, впрочем, не пришло вовремя на ум, что такой «реабилитированный» сын вполне мог бы ответить за несправедливо осужденного отца — того, что работал всегда в поте лица, и приходя домой обедать, клал на стол усталые рабочие руки. На этих руках не было отдельных мозолей — она была сплошная.

Автор слышит в свой адрес обвинения в сердобольности, в попытке смотреть на вещи «с кулацкой колокольни» и «лить воду на мельницу врага». Автору уже надоело «слышать эхо древних лет», ведь ни колоколен, не мельниц тех нет на свете уже давно.

Зато сам крестьянин, «голоштанный помощник» Советской власти, ни в чем не ее упрекал, а только славословил и благодарил за «земельку долгожданную» Любой репрессированный искренне верил, что несправедливый приговор будет немедленно отменен, едва Сталин лично «в Кремле письмо его прочтет».

Крестьяне, выселенные с насиженных мест, не унывали, и переходили в рабочий класс. Теперь эта почетная дорога была для них открыта: ведь сын за отца не отвечал. Однако скоро все пошло по-прежнему. Стране, казалось, все не хватало клейменых сыновей. Только война предоставляла «право на смерть и даже долю славы».

Страшно было только пропасть без вести или же оказаться в плену. Тогда приходилось проследовать под гром победы с двойным клеймом из плена в плен. Вряд ли Родина стала счастливей, собрав рать своих сынов под небом Магадана. У советских людей появился в лице Сталина новый бог, звавший «отринь отца и мать отринь»…

В особенности это касалось национальных окраин, переселенных народов — крымских татар и пр. Автор свидетельствует о том, что отец как раз должен отвечать головой за сына, и жаль, что сам Сталин не стал ответчиком ни за своего сына, ни за дочь.

Читайте также:  Краткое содержание новые соседи артюховой за 2 минуты пересказ сюжета

3. О памяти

Автор считает, что нельзя забывать «крестный путь» тех, кто стал «лагерной пылью». Впрочем, об этом постоянно «забыть велят и просят лаской» для того, чтобы не смущать непосвященных оглаской.

Однако автор не видит вокруг себя непосвященных: вся страна знала о репрессиях, даже если человека лично они не коснулись, то наверняка «мимоездом, мимоходом». Именно с поэта впоследствии «взыщется», он обязан будет объяснить «пытливой дочке-комсомолке», «зачем и чья опека к статье забытой отнесла неназываемого века недоброй памяти дела».

Новое поколение тоже должно знать правду о прошлом, поскольку «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Автор думает, что невероятная популярность Сталина в народе, несмотря на все его свершения, объяснялась в том числе и тем, что мы рукоплескали всегда не одному лишь ему.

Казалось, что всегда был рядом Ленин — тот, кто не любил оваций. Не случайно в народе бытовала поговорка: «вот если б Ленин встал из гроба, на все, что стало, поглядел». Автор сравнивает подобные суждения с детским лепетом безответственных людей.

Мы сами виноваты во всем, что происходило, нам самим расхлебывать заваренную нами кашу, «и Ленин нас судить не встанет». Если уж непременно хочется «вернуть былую благодать», автор советует вызывать дух Сталина: «Он богом был, он может встать». К тому же «вечная жизнь» Сталина продолжается в его китайском преемнике (Мао Цзе Дун).

Автор не жалеет о том, что все сложилось иначе, чем мечталось в юности, так как мы будем впредь теми, кто «людям, не пряча глаз, глядит в глаза».

Анализ

Произведение в первую очередь примечательно тем, что было искренней попыткой человека старшего поколения осмыслить трагические страницы истории страны, связанные с репрессиями 30-х годов и «культом личности» Сталина.

В своей собственной судьбе («сын врагов народа») автор видит отражение судеб миллионов незаслуженно униженных людей, он призывает не забывать беззаконно уничтоженных в лагерях людей.

Вместе с тем произведение является типичным примером творчества так называемых «шестидесятников» и в нем отразились не только темы и «социальные проблемы», характерные для деятелей и — шире — поколения шестидесятых, но и присущие им иллюзии, в частности, об извращении Сталиным ленинских идей, об изначальной верности «идеи», о «возвращении к Ленину» и проч.

Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. — М: АСТ: Астрель, 2009.

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/tvardovskij_a_t/kratkoe_soderzhanie_poehmy_a_t_tvardovskogo_po_pravu_pamjati/15-1-0-20

Краткое содержание По праву памяти автора Твардовский А.Т

В жанрово-тематическом плане —это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью.

Действующие лица поэмы—необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и

свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора— пассажира поезда «Москва—Владивосток». Три дали прозревает художник: неоглядность географических

  • просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание
  • неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников
  • души лирического героя.
  • Поэма «По праву памяти» мыслилась первоначально автором как одна из
  • «дополнительных» глав к поэме «За далью—даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя «По праву памяти»
  • не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям
  • литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным «циклом»,
  • вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора
  • «Василия Теркина». Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за
  • два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это
  • откровенные строки, исповедь души: Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты
  • кривить душой,—Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой… Поэма композиционно распадается
  • на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично
  • вспоминает свои юношеские мечты и планы. И где, кому из нас придется, В каком
  • году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Мечты
  • эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то

и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью

вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько

тяжких и суровых испытаний готовит им судьба: Готовы были мы к походу Что проще

может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если— То и жизнь отдать… Лишь от себя теперь добавим. Что проще —да. Но что сложней? Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная и в

поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была

сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что

жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог.

Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая

Читайте также:  Краткое содержание гамсун голод за 2 минуты пересказ сюжета

рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти». Конец твоим лихим

невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он

  1. простил тебе отца. Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот
  2. уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в
  3. официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое
  4. отражение и в поэме. Да, он умел без оговорок, Внезапно— как уж припечет —Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье
  5. искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им

предсказанных побед. Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была

вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один

решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы. В

третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не

вправе забывать ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги.

  • Память—это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в
  • угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд
  • ли с будущим в ладу… Эта поэма—своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы
  • совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У
  • большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи. А вы, что ныне
  • норовите Вернуть былую благодать, Так вы уж Сталина зовите— Он Богом был — Он может встать.

Источник: http://www.megazoobrila.ru/summaries/t/tvardovskij_a_t/po_pravu_pamjati/112-1-0-399

Краткое содержание “По праву памяти” Твардовский

В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора – пассажира поезда “Москва-Владивосток”.

Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников

души лирического героя.

Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью – даль”, приобрела в ходе работы самостоятельный характер.

Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.

  • Во вступлении Твардовский
  • заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:
  • Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, – Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой…

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее.

Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:

Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если – То и жизнь отдать… Лишь от себя теперь добавим. Что проще – да.

Но что сложней?

Вторая глава “Сын за отца не отвечает” самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи.

Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”.

Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца.

Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Да, он умел без оговорок, Внезапно – как уж припечет – Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.

Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов.

И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.

В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги.

Память – это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:

Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу…

Эта поэма – своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

А вы, что ныне норовите Вернуть былую благодать, Так вы уж Сталина зовите – Он Богом был – Он может встать.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-po-pravu-pamyati-tvardovskij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector