Краткое содержание пришвин голубая стрекоза за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Пришвин Голубая стрекоза за 2 минуты пересказ сюжета

  • Открытый урок
  • по литературе в 7 классе
  • Тема: «Осуждение войны в рассказе

М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»

Пензятка 2013

Цели урока:

  1. выявить основные проблемы рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза»; обучать анализу эпического произведения;

  2. развивать речь обучающихся, логическое мышление, внимание, формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

  3. формировать прочную нравственную позицию учащихся: неприятие войны, сострадание к тем, кто нуждается в помощи, готовность прийти на помощь.

Оформление класса: на доске портрет писателя, тема, эпиграф; на столе выставка книг М. Пришвина, столы для групп расставлены тупым углом к учителю.

  1. Оборудование: компьютер, презентация урока.
  2. Ход урока.
  3. I Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, давайте улыбнемся – поприветствуем друг друга.

II Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Есть в литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин. Имя это знакомо каждому. В этом году читающая Россия 4 февраля отметила юбилей писателя – 140 лет со дня рождения.

Слайд 1.

— Посмотрите на портрет писателя… Что вы можете сказать об этом человеке? / У него удивительно проницательные глаза, взгляд мудрого человека. (Дети замечают доброту, спокойствие, даже говорят о том, что он прожил долгую жизнь)

— С какими произведениями Пришвина вы уже знакомы, читали? Кем выступает в них писатель? (знатоком леса, родного края Родины)

— На перемене вы посмотрели выставку книг М Пришвина. Какая, на ваш взгляд, основная тема творчества Пришвина? (Природа)

  • Да, Пришвин — «Певец природы» — это определение прочно закрепилось за писателем.
  • Слайд 2.
  • Один из ценителей творчества Пришвина – К.Паустовский писал: «Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий…»
  • Да, он понимал и разговор деревьев, и птичий язык, мог ощущать движение и дыхание листвы каждой травинки и цветка. Вы только вслушайтесь в необыкновенно лиричные пришвинские строки:
  • Слайды 3, 4, 5, 6 (учитель комментирует каждый отрывок).

Можно бесконечно цитировать пришвинские строки, восхищаясь их выразительностью, яркостью, образностью! На первый взгляд, его рассказы просты и понятны. Но за этой простотой скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток человеческой души.

  1. «Пишу о природе, сам только о людях и думаю…» — говорил сам Пришвин.
  2. Итак, откройте тетради, запишите тему нашего урока.
  3. Слайд 7.
  4. Дома вы прочитали рассказ, выполнили опережающие задания.
  5. Цели урока:

Сегодня на уроке мы взглянем на творчество Пришвина немного с другой позиции, будем говорить о писателе не только как о певце природы. Мы должны понять и выразить свое мнение, почему рассказ с таким легким названием «Голубая стрекоза», автор наполнил таким серьезным содержанием, какие проблемы поднял в нем писатель, почему они волнуют его.

— Итак, наш рассказ носит удивительно теплое название — «Голубая стрекоза». Представили? Какие ассоциации возникают, когда слышите это словосочетание? Запишите их в тетради вокруг названия рассказа. (Учащиеся записывают слова «лето», «тепло», «вода», «детство», «солнце» и т.п.)

  • Слайд 8.
  • — Какое настроение вызывает название рассказа? (Легкое, веселое, светлое, от него как будто веет теплом и солнцем)
  • — О чем, судя по названию, должен был бы рассказывать автор в нем? (О природе, о голубой стрекозе)
  • — Он на самом деле о природе? (Нет, он о войне)

Какое впечатление произвел на вас рассказ? (Дети говорят о том, что они не ожидали, что рассказ будет таким серьёзным. Он как будто бы и о природе, но в то же время рисует картину войны. Произведение обычно нравится детям. Особенно их радует то, что все герои остались живы)

Прежде чем обратиться к строкам рассказа, нам нужно узнать его предисторию, в какое время было создано произведение.

III Сообщение учащегося о времени написания рассказа.

/ М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. (Ученик с помощью толкового словаря объясняет значение этого слова). Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки.

Рассказ «Голубая стрекоза» — один из них, он написан в 1941году. В дневниках писателя есть запись, относящаяся к этому периоду: «28 февраля, 1915 год. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть.

Три дня я видел, как врачи без сил и пищи перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы…»

— Приступим к анализу рассказа «Голубая стрекоза».

IV Художественный анализ произведения. (На этом этапе используются разные формы и методы работы с учащимися: беседа, выборочное чтение, сжатый пересказ, составление плана – групповая форма, индивидуальные задания дифференцированного характера)

— Еще раз, ребята, скажите, о чем это произведение? Какова его тема? (О войне, о том, как спасали раненых на войне)

— От какого лица ведется повествование? Для чего автор избрал такой композиционный прием? (Повествование ведется от 1-го лица, чтобы читатели поверили в достоверность описываемых событий)

  1. — Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? (Об-ся отмечают, что последовательность не нарушается)
  2. Это признак линейного сюжета, новое понятие для вас, запишите.
  3. Слайд 9.

— На какие условные части можно разделить рассказ? (На 2 части. В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего раненого)

Дома, чтобы понять, усвоить содержание, вы должны были эти части озаглавить словами текста – цитатами и по каждой части составить развернутый план. (1-ая группа работала над 1-ой ч., 2-ая – над 2-ой.) Что у вас получилось?

Ответы обучающихся. Реализация опережающих групповых заданий.

Примерный план.

  1. «Я здесь, на войне, не только писатель»

  1. «Чувство личной ненужности».

  2. «Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…».

  3. «Не стыдно … заниматься пустяками?»

  4. «Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…»

  1. «Умирающий мальчик на берегу лесного ручья».

  2. «Над заводью кружилась голубая стрекоза».

  3. «Она ещё летает?»

  4. «Мы спасли … раненого».

— Ребята, для чего вы составляли план? Что в нем отражается? (микротемы рассказа)

  • Чтобы осмыслить, раскрыть роль рассказчика, давайте выразительно прочитаем первую часть. (Подготовленный учащийся читает)
  • Индивидуальные задания (предлагается как опережающие)
  • а) перечитать первую часть, найти в ней выразительные средства, которые помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их;
  • б) перечитать описание внешности раненого бойца, найти выразительные средства, которые помогают создать образ этого героя, выявить отношение автора к нему;
  • в) перечитать во 2-й части описание природы, найти в нем выразительные средства, объяснить их функцию.

Выразительное чтение 1-ой части рассказа. Беседа. Запись в тетради выразительных средств.

— Давайте проследим, как развивается характер главного героя, постепенное «погружение» его в ситуацию войны. Что, попав на фронт, поначалу чувствует рассказчик? Доволен ли он собой? (Неудовлетворенность, «личную ненужность», не до конца понимает, что такое война)

— Какие художественные средства помогают автору передать это душевное состояние? (Отвечает ученик, получивший индивидуальное задание №1: «шел по дороге навстречу войне», «поигрывал со смертью» — метафоры, «пуля пчелкой жужжала» — сравнение, — все говорит о том, что герой не понимает, насколько опасно находиться на фронте. С помощью этих выразительных средств рассказчик описывает собственные ощущении)

Слайд 10.

— А скажите, ребята, какова роль такого персонажа, как Максим Максимович? Прочитаем описание его внешности. (Уч-ся зачитывают: « — Вы с ума сошли, — сказал мне строгий голос из-под земли. я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами строго и почти торжественно»)

— Для чего автор дает портрет Максима Максимовича? (Он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан)

— А в каких словах Максима Максимовича содержится прямая оценка поведения рассказчика? («Писатель вы такой-рассякой» («такой-рассякой» — просторечное выражение, оно употребляется только в разговорной речи). «Не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?» — в словах Максима Максимовича читатель, как и главный герой, слышит осуждение, неодобрение)

-Итак, война участники войны учат героя — повествователя, помогают осознать, найти свое место на войне. Шаг за шагом в нем происходят изменения.

— Прочитайте предложение, в котором указываются эти изменения в герое. (Я поднимал людей…» до слов: «не только писатель»)

— Для чего же автор избрал такой композиционный прием, как повествование от 1-го лица. (Чтобы мы поверили ему. Подчеркивается достоверность описываемых событий)

Слайды 11, 12, 13.

— Посмотрите на эти иллюстрации. Кто на них изображен? Как вы думаете, какие чувства они испытывают? (Слайды с изображениями раненых, им больно, страшно)

Раненые есть и в нашем рассказе, потому что без них война немыслима. Прочтите описание внешности раненого бойца.

Инд. задание №2 / «это был почти мальчик» до слов: «открылись глаза». (Учитель напоминает, что описание внешности героя – это портрет)

— Для чего повторяется слово мальчик? Какие чувства вызывает описание? (автор хочет подчеркнуть, что умирающий почти ребенок. Описание вызывает жалость и сострадание: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу»)

— Автор несколько раз повторяет слово «борьба» («выражая сильную борьбу», «борьба закончилась», «возникла новая борьба»). Для чего? (Чтобы показать невыносимые страдания, которые терпит на войне этот мальчик)

— Итак, в описании раненого бойца, почти мальчика, автор чаще всего прибегает к лексическим повторам, чтобы обратить внимание читателя на возраст этого героя и его страдания. Какое чувство хочет вызвать в читателе автор? (Сострадание, сопереживание, жалость. Автор ждёт душевной чуткости от читателя, активной позиции)

Слайд 14.

— Устали? Физкультминутка.

— Ребята, а вы не задумывались над тем, что когда у нас что-то не ладится, или просто нет настроения, яркое солнце, голубое небо, легкие облака помогают нам обрести душевное равновесие?

— Да, роль природы в нашем мироощущении очень велика. Найдите описание природы в рассказе, зачитайте его. (Уч-ся читают: «В косых лучах вечернего солнца… прекрасную песенку» и «…я увидел в чистой воде … как будто видят во тьме»).

Инд. задание №3. Выявление функции пейзажа.

— Какие выразительные средства использует автор, создавая эту пейзажную зарисовку? Их функция? («струйки ручья …пели» (олицетворение), «обычную прекрасную песенку» — эпитет, «вода – эти глаза земли остаются светлыми», «эти глаза как будто видят во тьме» — метафоры. Эти выразительные средства помогают передать мысль автора о том, что в природе все как обычно, всё прекрасно. Покой, чистота. Природа не обманывает, она помогает человеку. Забываешь, что идет война, льется кровь)

Слайд 15.

— А теперь представьте, на фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? (Они противопоставлены, автор противопоставляет природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда)

Слайд 16.

— Как вы думаете, кто или что помогло спасти раненого? (Ответы могут быть разными. В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала.

Помогли его душевная чуткость, внимание к умирающему, желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью.

Читайте также:  Краткое содержание гайдар четвёртый блиндаж за 2 минуты пересказ сюжета

С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его)

— Чем голубая стрекоза была для раненого? (Частичкой детства, родного дома, мира)

— Какие однокоренные слова повторяются, чтобы показать, как раненый воспринимает стрекозу? (Улыбка, улыбнулся)

— Можно ли считать этот образ символичным? Если да, то символом чего воспринимается нами «голубая стрекоза»? (Символ мира, детства, милосердия. Через него автор передает свое отношение к войне)

Слайд 17.

— Прочитайте высказывания. Как они соотносятся с нашим уроком?

1) «Нет никакого спасения в войне» (Вергилий)

2) «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (Н. Мясковский)

3) «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» (Л.Н.Толстой) (в них отражается тема рассказа, отношение автора к войне, 2-ое высказывание наиболее ярко показывает позицию автора, запишите его в тетрадь)

— Как же относится автор к войне? (Учащиеся говорят о негативном отношении М.Пришвина к войне, он осуждает войну, всем произведением показывая, что понятия природа и смерть, человек и война несовместимы)

V Подведение итогов урока. Рефлексия

— Для чего на ваш взгляд, Пришвин создал такой рассказ в 1941 году, в то время, когда шла война? (Пришвин осудил войну, сказал ей решительное «нет»)

Своим произведением, небольшим рассказом М. Пришвин воспитывает чувство причастности к природе, чувство особой ответственности перед ней на Земле, где человек выступает не только созидательно, но и нередко, к сожалению, разрушительно.

Я буду рада, если после сегодняшнего урока вас заинтересует творчество Пришвина, в вашем сознании закрепится за М. Пришвиным определение не только певца природы, но и защитника мира, осуждающего войну, говорящего на языке своих произведений – нет войне!

— Выставление оценок. Благодарность всем.

Домашнее задание Пересказ рассказа «Голубая стрекоза»; письменно ответить на вопрос: «Почему рассказчик выделил именно этот эпизод из всех своих военных впечатлений».

Использованная литература

        1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7класс./К.Сухарев-Дериваз В.Ю. Выборнова и др. – М.: ООО «Гендальф», 2000.

        2. Интернетресурсы: www.charko.narod.ru, metodrus.narod.ru,

krugovoe.comurok_prezentaciya_solnce.html, school.xvatit.com.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/osuzhdieniie-voiny-v-rasskazie-m-m-prishvina-golubaia-striekoza

Краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

1983Краткое содержание рассказа

Читается за 2 минуты, оригинал — 4 мин

Оригинал этого произведения читается всего за 4 минуты. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Очень кратко

Тяжело раненному мальчику помогает выжить природа в виде летающей над ручьём голубой стрекозы.

Во время Первой мировой войны 1914 года рассказчик, переодетый в костюм санитара, поехал военным корреспондентом на фронт и попал в большое сражение на западе.

Однажды рассказчик шёл, не обращая внимания на пули и снаряды, и наблюдал за стаей куропаток.

Вдруг, словно из-под земли, раздался строгий голос, прикрикнул на рассказчика и велел заниматься делом, а не писательскими глупостями. Это был капитан Максим Максимыч.

По приказу капитана рассказчик поднимал людей, таскал скамейки, укладывал раненых, забыв о себе, как о литераторе. Однажды тяжело раненый попросил у рассказчика воды. Принеся ему напиться из ближайшего ручья, рассказчик заметил, что раненый очень молод, почти мальчик. Пить он не стал, только повторял в бреду: «Вот бы водицы… Ручей». Рассказчик с санитаром перенесли мальчика к ручью.

В косых лучах вечернего солнца особенным зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

Мальчик поблагодарил рассказчика, посмотрел на красивую стрекозу и закрыл глаза. Время от времени, борясь со смертью, раненный приходил в себя и спрашивал, летает ли ещё голубая стрекоза, и рассказчик отвечал: «Летает, ‹…› и еще как!».

Когда начало смеркаться, мальчик снова спросил о стрекозе. Рассказчик, глубоко задумавшись, ответил, что она летает, не посмотрев, так ли это на самом деле.

Открыв глаза, мальчик не увидел стрекозы, и рассказчик испугался, что тот ослеп перед смертью, но потом взглянул на ручей и убедился, что стрекозы действительно не видно.

Подумав, что его обманули, мальчик огорчился и молча закрыл глаза. Расстроенный рассказчик взглянул на ручей внимательней и заметил в воде отражение стрекозы — её просто не было видно на фоне темнеющего леса, «но вода — эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме». Рассказчик радостно показал мальчику на стрекозу, и тот улыбнулся.

Мальчик выжил, по-видимому, ему помогли доктора. Но рассказчик верит, что «им, докторам, помогла песнь ручья» и голубая стрекоза, летающая в темноте над заводью.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/48642-kratkoe-soderzhanie-goluboj-strekozy-prishvina.html

Конспект урока по литературе "Рассказ М.Пришвина "Голубая стрекоза"

М. М. Пришвин. Рассказ «Голубая стрекоза». Осуждение войны в нем.

Цели урока:

  1. выявить основные проблемы рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза»; обучать анализу эпического произведения;

  2. развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание, формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

  3. формировать прочную нравственную позицию учащихся: ненависть к войне, сострадание к тем, кто нуждается в помощи, готовность прийти на помощь.

Оборудование: на доске портрет писателя, тема, эпиграф (закрыт почти до конца урока); на столе выставка книг М. Пришвина, компьютер, презентация урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Запись в тетрадях темы урока (кроме последней фразы «Осуждение войны в нем»).

  2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

— Наш рассказ носит удивительно теплое название — «Голубая стрекоза». Представили? Какие ассоциации возникают, когда слышишь это словосочетание? Запишите их в тетради вокруг названия рассказа. / Учащиеся записывают слова «лето», «тепло», «вода», «детство», «солнце» и т.п.

— Какое настроение вызывает это сочетание слов? /Легкое, веселое, светлое, от него как будто веет теплом и солнцем.

— О чем, судя по названию, должен был бы рассказывать автор в нем? / О природе, о голубой стрекозе.

— Вы, дети, уже прочитали рассказ. Он на самом деле о природе? /Нет, он о войне.

Какое впечатление произвел на вас рассказ?/ Дети говорят о том, что они не ожидали, что рассказ будет таким серьёзным. Он как будто бы и о природе, но в то же время рисует картину войны.

Сегодня на уроке мы должны понять,

1) почему рассказ с легким названием «Голубая стрекоза» автор наполнил таким серьёзным содержанием,

2) какие проблемы поднимает автор рассказа, почему они волнуют М.Пришвина.

Для начала нам нужно узнать, в какое время был создан рассказ.

  1. Сообщение о времени написания рассказа.

/ М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки.

Рассказ «Голубая стрекоза» — один из них, он написан в 1914 году. В дневниках писателя есть запись, относящаяся к этому периоду: «28 февраля, 1915 год. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть.

Три дня я видел, как врачи без сил и пищи перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы…»

— О самоотверженных действиях медперсонала во время вооруженных конфликтов вы, ребята, знвкомились в удивительных произведениях «Памяти Ю. П. Вревской» И. С. Тургенева, «Первая русская сестра» С. Сергеева-Ценского.

— Приступим к анализу рассказа «Голубая стрекоза».

  1. Идейно-художественный анализ произведения.

— О чем произведение? /О войне, о том, как спасали раненых на войне.

2. Особенности композиции рассказа. Сюжет произведения.

— Какие особенности композиции можно сразу отметить? /Повествование ведется от 1-го лица.

— Можно ли повествователя считать рассказчиком? / Да, он является участником описываемых событий.

— Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? /Уч-ся отмечают, что последовательность не нарушается./

— Это признак линейного сюжета. (Термин «линейный сюжет» уч-ся записывают в тетрадь.)

— На какие 2 части можно разделить рассказ? / В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего раненого.

— Как бы вы озаглавили эти части словами текста – цитатой?

1. «Я здесь, на войне, не только писатель».

2. «Голубая стрекоза…летает».

  1. Составление сложного плана рассказа. Примерный план.

  1. «Я здесь, на войне, не только писатель»

  1. «Чувство личной ненужности».

  2. «Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…».

  3. «Не стыдно … заниматься пустяками?»

  4. «Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…»

  1. «Умирающий мальчик на берегу лесного ручья».

  2. «Над заводью кружилась голубая стрекоза».

  3. «Она ещё летает?»

  4. «Мы спасли … раненого».

4. Индивидуальное задание

а) перечитать первую часть, найти в ней выразительные средства, которые помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их;

«шел по дороге навстречу войне», «поигрывал со смертью» — метафоры, «пуля пчелкой жужжала» — сравнение, обстоятельство «с любопытством разглядывая стаи куропаток» — все говорит о том, что герой не понимает, насколько опасно находиться на фронте. С помощью этих выразительных средств рассказчик описывает собственные ощущения.

— А скажите, ребята, какова роль такого персонажа, как Максим Максимович? Прочитаем описание его внешности.

(« -Вы с ума сошли, — сказал мне строгий голос из-под земли. я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами строго и почти торжественно»)

Для чего автор дает портрет Максима Максимовича? / Может быть, он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан.

— Какова связь Максима Максимыча с главным героем? Как они соотносятся? / Они противопоставлены. (Вспоминаем, как называется выразительное средство, построенное на противопоставлении).

Антитеза подчеркивает ненужность, несерьезность рассказчика и осознание важности происходящего старым капитаном, его опыт. Дети выделяют в портретной характеристике М. М.

«строгий голос», «бронзовое лицо с седыми усами было строго и почти торжественно», «решительным тоном» – эпитеты и обстоятельства образа действия выражают отношение старого капитана, бывалого воина к легкомысленному поведению героя.

— А в каких словах в речи М. М. содержится прямая оценка поведения рассказчика? / «Писатель вы такой-рассякой» — («такой-рассякой» — просторечное выражение, оно употребляется только в разговорной речи). «Не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?» — в словах М.М. читатель, как и главный герой, слышит осуждение, неодобрение.

— Вы заметили, что характер рассказчика показан в развитии? В чем это проявляется? / Жизнь, война, участники войны учат его, помогают осознать собственную неполноценность, найти свое место на войне.

— Что помогло герою почувствовать себя полезным? Прочитайте предложение, в котором указываются изменения, произошедшие в нем. /«Я поднимал людей…» до слов: «не только писатель»

— Для чего же автор избрал такой композиционный прием, как повествование от 1-го лица. / Чтобы мы поверили ему. Подчеркивается достоверность описываемых событий.

Работа над 2-й частью рассказа. Описание внешности раненого бойца.

— Прочтите описание внешности раненого бойца. /«это был почти мальчик» до слов: «открылись глаза». (Учитель напоминает, что описание внешности героя – это портрет)

— Какую деталь выделяет автор в портрете раненого. Какое выразительное средство использует? / Лексический повтор. Повторяется слово «мальчик»/ Для чего? / автор хочет подчеркнуть, что умирающий почти ребенок.

Описание вызывает жалость и сострадание: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу».

— Автор несколько раз повторяет слово «борьба» («выражая сильную борьбу», «борьба закончилась», «возникла новая борьба»). Для чего? / Чтобы показать невыносимые страдания, которые терпит на войне этот мальчик.

— Итак, в описании раненого бойца, почти мальчика, автор чаще всего прибегает к лексическим повторам, чтобы обратить внимание читателя на возраст этого героя и его страдания. Какое чувство хочет вызвать в читателе автор? /Сострадание, сопереживание, жалость. Автор ждёт душевной чуткости от читателя, активной позиции.

Читайте также:  Краткое содержание профессия миссис уоррен бернард шоу за 2 минуты пересказ сюжета

Выявление функции пейзажа.

— Найдите описание природы. Прочитайте его./ («В косых лучах вечернего солнца… прекрасную песенку» и «…я увидел в чистой воде … как будто видят во тьме»).

— Какие выразительные средства использует автор, создавая эту пейзажную зарисовку? Их функция? / «струйки ручья …пели» (олицетворение), «обычную прекрасную песенку» — эпитет, «вода – эти глаза земли остаются светлыми», «эти глаза как будто видят во тьме» — метафоры. Эти выразительные средства помогают передать мысль автора о том, что в природе все как обычно, всё прекрасно. Покой, чистота. Природа не обманывает, она помогает человеку. Забываешь, что идет война, льется кровь.

— На фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? / Антитеза.

— Какова роль ее? / Автор противопоставляет природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда.

— Как вы думаете, кто или что помогло спасти раненого? / В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала.

Его душевная чуткость, внимание к умирающему, его желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью.

С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его.

— Чем голубая стрекоза была для раненого? / Частичкой детства, родного дома, мира.

— Какие однокоренные слова повторяются, чтобы показать, как раненый воспринимает стрекозу? / Улыбка, улыбнулся.

— Какую роль сыграл образ «голубой стрекозы» в рассказе? Можно ли считать этот образ символичным? Если да, то символом чего воспринимается нами «голубая стрекоза»? / Символ мира, детства, милосердия. Через него автор передает свое отношение к войне.

— Как же относится автор к войне? /Учащиеся говорят о негативном отношении М.Пришвина к войне, вместе с учителем они находят глагол, с помощью которого можно охарактеризовать его отношение (осуждает войну).

  1. Вывод. — Прочитайте высказывания, написанные на доске.

1) «Нет никакого спасения в войне» (Вергилий.)

2) «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (Н. Мясковский.)

3) «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» (Л.Н.Толстой.)

— Какое отношение они имеют к нашему уроку? /( В них отражается идея рассказа. Их можно взять эпиграфом урока.) Запишите одно из них в тетрадь.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

— Для чего, на ваш взгляд, Пришвин создал такой рассказ в 1914 году, в то время, когда шла война? / Пришвин осудил войну, сказал ей решительное «нет».

— Как можно продолжить формулировку темы урока? / Осуждение войны в рассказе. (Записывают фразу в тему урока.)

  1. Домашнее задание. 1. ответить письменно на вопрос: «Как в записанном высказывании отражается идея рассказа «Голубая стрекоза»?

2. пересказ рассказа «Голубая стрекоза».

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-rasskaz-mprishvina-golubaya-strekoza-2812905.html

Пришвин голубая стрекоза краткое содержание. Михаил Пришвин. ​Голубая стрекоза

, сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Михаил Михайлович ПришвинГолубая стрекоза

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах.

Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?

– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.

  • – Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.
  • Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.
  • В это время один умирающий шептал мне:
  • – Вот бы водицы.
  • Я по первому слову раненого побежал за водой.
  • Но он не пил и повторял мне:
  • – Водицы, водицы, ручья.
  • С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

  1. – Спасибо, – прошептал он.
  2. Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
  3. Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
  4. – А что, она еще летает?
  5. Голубая стрекоза еще кружилась.
  6. – Летает, – ответил я, – и еще как!
  7. Он опять улыбнулся и впал в забытье.
  8. Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:
  9. – Все еще летает?
  10. – Летает, – сказал я, не глядя, не думая.

– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января (4 февраля) 1873 — 16 января 1954) — русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста. Рассказы Пришвина читать можно, начиная уже со школьной скамьи. Благодаря рассказам о природе Пришвина дети проникаются к ней искренним интересом.

Голубая стрекоза

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах.

Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи.

Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.
– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.
Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне: – Вот бы водицы. Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он не пил и повторял мне: – Водицы, водицы, ручья………..

С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья.

Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
– Спасибо, – прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза……..

Http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/m-prishvin/golubaya-strekoza.html

Рассказ Голубая стрекоза Пришвин читать

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах.

Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
— Вы с ума сошли, — сказал мне строгий голос из-под земли.

Читайте также:  Краткое содержание габова не пускайте рыжую на озеро за 2 минуты пересказ сюжета

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи.

Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
— Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
— Что же мне делать? — спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.
— Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.
В это время один умирающий шептал мне:
— Вот бы водицы.

Я по первому слову раненого побежал за водой.

Но он не пил и повторял мне:
— Водицы, водицы, ручья.
С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья.

Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
— Спасибо, — прошептал он.
Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
— А что, она еще летает?
Голубая стрекоза еще кружилась.

— Летает, — ответил я, — и еще как!
Он опять улыбнулся и впал в забытье.
Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:
— Все еще летает?

— Летает, — сказал я, не глядя, не думая.

— Почему же я не вижу? — спросил он, с трудом открывая глаза.
Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.
Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.
Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода — эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
— Летает, летает! — воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
И я ему показал отражение. И он улыбнулся.
Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, — по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

Стали вместе создавать место для раненных. Рассказчику сказали забыть о том, что писатель, оказывай помощь раненным солдатам!

И мы принялись располагать контуженных на лавочки. Я услышал просьбу умирающего парня. Ему хотелось пить. Я помчался за водой, но он захотел воды из ручья!

Присмотревшись, рассказчик увидел юное лицо, с красивыми чертами. Взяв носилки, мы отправились, с погибающим солдатом, к ручью. Всё зеленело, распускались цветы. А рядом летала стрекоза, у неё крылья были голубой расцветки. Санитар ушёл, оставив автора с больным.

Он лежал неподвижно и на лице видна была борьба за жизнь. Затем, он приоткрыл веки и сказал: «Большое спасибо!»

Лежал и наслаждался звуками ручья. И вдруг, он слегка раскрыл глаза и спросил: «А стрекоза не улетела?»

Мой ответ порадовал его. И он снова забылся.

Затем, мои мысли унесли писателя и он вспомнил об больном солдате, когда прозвучал вопрос: «Стрекоза на месте?»

Больной посмотрел и сказал, что не видит. Сначала в голове автора промелькнуло, что потеряно зрение. Внимательно, разглядывая местность, помощник тоже не увидел. Получилось, что обманул.

И писатель стал внимательно просматривать местность вокруг и заметил отражение насекомого. И громко сказал, что на месте. Раненый приоткрыл глаза. И я указал на силуэт отражения.

Паренёк улыбнулся и снова забылся.

Врачи помогали раненому, но ещё к этому прибавилась огромная любовь к родному краю. Шум ручья и шустрая стрекоза.

Красота природных богатств, солнце, шум ручья и вера, что волшебная стрекоза отпугнёт смерть, помогли выжить нашему молодому герою!

Надо верить в исцеляющие силы природы. Живой ручей, растущая листва деревьев, аромат лесных цветов, позволяют забыть о боли и спастись.

Картинка или рисунок Голубая стрекоза

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Корнель Гораций
    В очень далекие времена, когда еще не существовало ныне самых развитых стран, было два основных государства, Рим и Альба и были они союзниками и торговыми партнерами
  • Краткое содержание Тайна Мари Роже Эдгар По
    Огюст Дюпен успешно раскрыл тайну смерти мадам Д’Эспане и её дочери, чем заслужил уважение городской полиции и репутацию ясновидящего.
  • Краткое содержание Шукшин Охота жить
    Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы
  • Краткое содержание Чуковский Тараканище
    Однажды ехали восемь зверей и каждый на своём транспорте.
    И вот едут они смеются и вдруг им на встречу выходит Огромный таракан

Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января (4 февраля) 1873 — 16 января 1954) — русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста. Рассказы Пришвина читать можно, начиная уже со школьной скамьи. Благодаря рассказам о природе Пришвина дети проникаются к ней искренним интересом.

Голубая стрекоза

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах.

Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее. – Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи.

Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне: – Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками? – Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном. – Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых. Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне: – Вот бы водицы. Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он не пил и повторял мне: – Водицы, водицы, ручья………..

С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души. Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья.

Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза. – Спасибо, – прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза……..

Источник: https://alluz.ru/dokumentaciya-blanki-dokumentov/prishvin-golubaya-strekoza-kratkoe-soderzhanie-mihail-prishvin.html

Пришвин М. “Выскочка” Читательский дневник

  • Пришвин М.
  • Название: “Выскочка”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: о животных
  • Число страниц: 2
  • Главные герои и их характеристика

Вьюшка, охотничья собака, лайка. Веселого нрава, дружелюбная, игривая. Осторожная и предусмотрительная.

Выскочка, сорока. Наглая, бесцеремонная, глупая, хвастливая. Отбилась от коллектива и хотела получить кость нахрапом.

  1. О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
  2. Рассказ о наглой сороке, которую проучила умная
    собака.
  3. Сюжет — краткое содержание
  4. Очень хорошей и веселой собакой была Вьюшка, любившая получать вкусные косточки.
  5. Сороки тоже любили косточки и, увидев, что Вьюшка получила две косточки, попытались отобрать их.
  6. Сороки напали стаей и пока часть их отвлекала внимание собаки, остальные успели утащить кость.
  7. Одна из сорок, Выскочка, решила захватить вторую кость сама, понадеявшись на свою быстроту и наглость.
  8. Она стала подкрадываться к собаке, которая претворялась, что не замечает новой угрозы.
  9. Выскочка схватила кость, но Вьюшка схватила сороку за хвост и сорока без хвоста стала всеобщим посмешищем.
  10. Понравившийся эпизод

Мне очень понравилось, как Выскочка пыталась
захватить кость. Она подскочила к Вьюшке, извернулась и ухватила кость. Успела
даже развернуться и ударить крыльями, но ее хвост остался в лапах собаки.

План произведения для пересказа

  • Как Бийка стала Вьюшкой.
  • Добрый нрав собаки.
  • Две косточки.
  • Атака стаи сорок.
  • Действия Выскочки.
  • Сорока без хвоста.
  • Главная мысль
  • Иногда отрываться от коллектива не только плохо,
    но и опасно.
  • Чему учит эта книга

Рассказ учит действовать командой, сообща. Учит
осторожности и предусмотрительности. Учит не наглеть и не жадничать. Учит не
считать себя умнее других.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ и, особенно,
понравилась мудрая Вьюшка. Эта собака сумела отомстить наглой сороке и лишить
ту ее сорочьего достоинства.

  1. Новые слова и выражения
  2. Бия — река в Сибири.
  3. Пословицы к произведению
  4. Поперед батьки в пекло не лезь.
  5. Всякой наглости есть предел.
  6. В семье не без урода.
  7. Голова без ума, что фонарь без огня.
  8. Поспешишь — людей насмешишь.
  9. Другие читательские дневники

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/prishvin-m-vyskochka-chitatelskiy-d/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector