Краткое содержание произведений казакова за 2 минуты

В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку.

Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения.

Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.

Краткое содержание произведений Казакова за 2 минуты

Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.

И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.

Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.

Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).

Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой.

Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии.

Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.

Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»

Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.

Подходит для подростков от 14 лет.

2

Вячеслав Комков. «Я — немец»

Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.

Подходит для подростков от 12 лет.

3

Елена Долгопят. «Часы»

Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.

Подходит для подростков от 12 лет.

4

Анна Игнатова. «Джинн Сева»

Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься.

И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн.

Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..

Подходит для детей от 10 лет.

Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.

Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:

5

Нина Литвинец. «Антиквар»

Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся.

«Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим».

Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.

Подходит для подростков от 14 лет.

6

Олег Рябов. «Смерть старика»

В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.

Подходит для подростков от 16 лет.

7

Андрей Волос. «Калитка»

Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь.

Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.

Подходит для подростков от 16 лет.

8

Леонид Юзефович. «Поздний звонок»

Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда.

И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно.

Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.

Подходит для подростков от 16 лет.

9

Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»

Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом.

Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости.

Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.

Подходит для подростков от 16 лет.

10

Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»

  • Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.
  • Подходит для подростков от 15 лет.

11

Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»

По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.

Подходит для подростков от 14 лет.

12

Игорь Лёвшин. «Полет»

Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.

  1. Подходит для подростков от 16 лет.
  2. На заставке: фото Johnny McClung on Unsplash

Источник: https://foma.ru/12-sovremennyih-rasskazov-ot-kotoryih-podrostki-ne-zaskuchayut.html

Адам и Ева (краткий пересказ содержания). Казаков Юрий Павлович

Адам и Ева

Краткое содержание рассказа

Художник Агеев жил в гостинице, в северном городе, приехал сюда писать рыбаков. Стояла осень. Над городом, над сизо-бурыми, заволоченными изморосью лесами неслись с запада низкие, свисающие облака, по десять раз на день начинало моросить, и озеро поднималось над городом свинцовой стеной. Утром Агеев подолгу лежал, курил натощак, смотрел на небо.

Дождавшись двенадцати, когда открывался буфет, он спускался вниз, брал коньяку и медленно выпивал, постепенно чувствуя, как хорошо ему становится, как любит он всех и все — жизнь, людей, город и даже дождь. Потом выходил на улицу и бродил по городу часа два. Возвращался в гостиницу и ложился спать.

А к вечеру снова спускался вниз в ресторан — огромный чадный зал, который он уже почти ненавидел.

Так провел Агеев и этот день, а на другой к двум часам пошел на вокзал встречать Вику. Он пришел раньше времени, от нечего делать зашел в буфет, выпил и вдруг испугался мысли, что Вика приезжает. Он почти не знал её — два раза только встречались, и когда он предложил ей приехать к нему на Север, она вдруг согласилась. Он вышел на перрон. Поезд подходил.

Вика первая увидела его и окликнула. Она была очень хороша, а в одежде её, в спутанных волосах, в манере говорить было что-то неуловимо московское, от чего Агеев уже отвык на Севере. «Везет мне на баб!» — подумал Агеев. «Я тебе газеты привезла. Тебя ругают, знаешь». — «А-а! — сказал он, испытывая глубокое удовольствие.

— «Колхозницу» не сняли?» — «Нет, висит… — Вика засмеялась. — Никто ничего не понимает, кричат, спорят, ребята с бородами кругами ходят…» — «Тебе-то понравилось?» Вика неопределенно пожала плечами, и Агеев вдруг разозлился.

И весь день уже как чужой ходил рядом с Викой, зевал, на её вопросы мычал что-то непонятное, ждал на пристани, пока она справлялась о расписании, а вечером снова напился и заперся у себя в номере. На другой день Вика разбудила Агеева рано, заставила умыться и одеться, сама укладывала его рюкзак. «Прямо как жена!» — с изумлением думал Агеев.

Но и на пароходе Агееву не стало легче. Побродив по железному настилу нижней палубы, он примостился возле машинного отделения, недалеко от буфета. Буфет наконец открылся, и тотчас к Агееву подошла Вика: «Хочешь выпить, бедный? Ну, иди, выпей». Агеев принес четвертинку, хлеба и огурцов. Выпив, он почувствовал, как отмякает у него на душе.

«Объясни, что с тобой?» — спросила Вика. «Просто грустно, старуха, — сказал он тихо. — Наверно, я бездарь и дурак». — «Глупый!» — нежно сказала Вика, засмеялась и положила ему голову на плечо. И стала она вдруг близка и дорога ему. «Знаешь, как паршиво было без тебя — дождь льет, идти некуда, сидишь в ресторане пьяный, думаешь… Устал я.

Читайте также:  Краткое содержание бегущая по волнам грина за 2 минуты пересказ сюжета

Студентом был, думал — все переверну, всех убью своими картинами, путешествовать стану, в скалах жить. Этакий, знаешь, бродяга Гоген… Три года, как кончил институт, и всякие подонки завидуют: ах, слава, ах, Европа знает… Идиоты! Чему завидовать? Что я над каждой картиной…

На выставку не попадешь, комиссии заедают, а прорвался чем-то не главным — еще хуже. Критики! Кричат о современности, а современность понимают гнусно. И как врут, какая демагогия за верными словами! Когда они говорят «человек», то непременно с большой буквы. А мы, которые что-то делаем, мы для них пижоны…

Духовные стиляги — вот мы кто!» — «Не надо бы тебе пить…» — тихо сказала Вика, жалостливо глядя на него сверху вниз. Агеев посмотрел на Вику, поморщился и сказал: «Пойду-ка спать». Он начал раздеваться в каюте, и ему стало до слез жалко себя и одиноко. Спасение его было сейчас в Вике, он знал это. Но что-то в ней приводило его в бешенство.

Смотрите также

  • Во сне ты горько плакал
  • Двое в декабре

К острову пароход подходил вечером. Уже видна была темная многошатровая церковь. Глухо и отдаленно сгорела короткая заря, стало смеркаться. У Вики было упрямое и обиженное лицо. Когда совсем близко подошли, стали видны ветряная мельница, прекрасная старинная изба, амбарные постройки — все неподвижное, пустое, музейное.

Агеев усмехнулся: «Как раз для меня. Так сказать — на переднем крае». Гостиница на острове оказалась уютной — печка на кухне, три комнаты — все пустые. Хозяйка принесла простыни, и хорошо запахло чистым бельем.

Вика со счастливым лицом повалилась на кровать: «Это гениально! Милый мой Адам, ты любишь жареную картошку?» Агеев вышел на улицу, потихоньку обошел церковь и присел на берегу озера. Ему было одиноко. Он сидел долго и слышал, как выходила и искала его Вика. Ему жалко было её, но горькая отчужденность, отрешенность от всех сошла на нею.

Он вспомнил, что больные звери так скрываются — забиваются в недоступную глушь и лечатся там какой-то таинственной травой или умирают. «Где ты был?» — спросила Вика, когда он вернулся. Агеев не ответил. Они молча поужинали и легли, каждый на свою кровать. Погасили свет, но сон не шел.

«А знаешь что? Я уеду, — сказала Вика, и Агеев почувствовал, как она ненавидит его. — С первым же пароходом уеду. Ты просто эгоист. Я эти два дня думала: кто же ты? Кто? И что это у тебя? А теперь знаю: эгоист. Говоришь о народе, об искусстве, а думаешь о себе — ни о ком, ни о ком, о себе…

Зачем ты звал меня, зачем? Знаю теперь: поддакивать тебе, гладить тебя, да? Ну нет, милый, поищи другую дуру. Мне и сейчас стыдно, как я бегала в деканат, как врала: папа болен…» — «Замолчи, дура! — сказал Агеев с тоской, понимая, что все кончилось. — И катись отсюда!» Ему хотелось заплакать, как в детстве, но плакать он давно не мог.

На следующее утро Агеев взял лодку и уплыл на соседний остров в магазин. Купил бутылку водки, папирос, закуску. «Здорово, браток! — окликнул его местный рыбак. — Художник? С острова? А то приезжай к нам в бригаду. Мы художников любим. И ребята у нас ничего. Мы тебя ухой кормить будем. У нас весело, девки как загогочут, так на всю ночь.

Весело живем!» — «Обязательно приеду!» — радостно сказал Агеев. Возвращался Агеев в полной тишине и безветрии. С востока почти черной стеной вставала дождевая туча, с запада солнце лило свой последний свет, и все освещенное им — остров, церковь, мельница — казалось на фоне тучи зловеще-красным.

Далеко на горизонте повисла радуга, И Агеев вдруг почувствовал, что ему хочется рисовать.

В гостинице он увидел вещи Вики уже собранными. У Агеева дрогнуло в душе, но он промолчал и начал раскладывать по подоконникам и кроватям картонки, тюбики с краской, перебирать кисти. Вика смотрела с удивлением. Потом он достал водку: «Выпьем на прощание?» Вика отставила свою стопку. Лицо её дрожало. Агеев встал и отошел к окну… На пристань они вышли уже в темноте.

Агеев потоптался возле Вики, потом отошел, поднялся выше на берег. Внезапно по небу промчался как бы вздох — звезды дрогнули, затрепетали. Из-за немой черноты церкви, расходясь лучами, колыхалось, сжималось и распухало слабое голубовато-золотистое северное сияние. И когда оно разгоралось, все начинало светиться: вода, берег, камни, мокрая трава.

Агеев вдруг ногами и сердцем почувствовал, как поворачивалась земля, и на этой земле, на островке под бесконечным небом, был он, и от него уезжала она. От Адама уходила Ева. «Ты видел северное сияние? Это оно, да?» — спросила Вика, когда он вернулся на пристань. «Видел», — ответил Агеев и покашлял. Пароход причаливал. «Ну, валяй! — сказал Агеев и потрепал её по плечу.

— Счастливо!» Губы у Вики дрожали. «Прощай!» — сказала она и, не оглядываясь, поднялась на палубу…

Покурив и постояв, пошел в теплую гостиницу и Агеев. Северное сияние еще вспыхивало, но уже слабо, и было одного цвета — белого.

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=241&bookid=2

Тарас Бульба — краткое содержание по главам, действующие лица

История и традиции родной страны всегда интересовали Николая Васильевича Гоголя. По сути, повесть «Тарас Бульба» является иллюстрацией жизни, концентрацией всевозможных обычаев и традиций, отражает народный характер и ментальность.

Кратко об истории создания повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Работу над своей знаменитой повестью Николай Васильевич Гоголь начал примерно в 1830 годах. На написание «Тараса Бульбы» Гоголь потратил 10 лет.

Это огромное количество времени Писатель все время изменял текст, ведь был не удовлетворён рукописью. Если верить источникам, автор переделывал свое произведение больше 8 раз.

Впервые повесть «Тарас Бульба» увидела свет в 1835 году.  И лишь спустя 7 лет, в 1842 году появилась окончательная версия произведения во втором томе «Сочинений» писателя. Но литературоведы относят «Тараса Бульбу» к сборнику «Миргород».

Главные герои повести «Тарас Бульба»

Тарас Бульба – старый и уважаемый казак. Самовольный и упрямый, отличался грубоватым характером. Дабы сделать из своих сыновей истинных казаков, подобных ему, мечтал быстрее привезти их в Запорожскую Сечь.

Оказавшись в Запорожье, стал инициатором битвы с поляками. Когда его сын предал товарищей, он, не раздумывая, расстался с ним. Старший сын Остап во время битвы попал в плен. Его казнили у отца на глазах. Вскоре и сам Тарас Бульба погиб.

Старший сын Остап – воинственный казак. Отец направил его в Киевскую академию, но у юноши не было желания учиться, он, как и отец, считал образование второстепенной вещью.

Лишь после того, как Тарас Бульба пригрозил сыну ссылкой в монастырь, Остап изменился и стал прилежно выполнять задания в академии. Юноша всегда грезил о подвигах и воинской славе, стремился стать настоящим воином и быть похожим на отца. Он был честным и прямым. Даже кончину он встретил мужественно.

Младший сын Андрий имел более мягкий, ранимый характер. Он рос очень чутким мальчиком и умел прочувствовать все душевные тонкости.  Андрий не был похож ни на отца. Ни на старшего брата. Его привлекало искусство, чувственность и человеческие чувства.

Андрий был не так прост, он был крайне смышленым и лукавым. Воинская слава не манила его, да и вообще, на поле битвы юноша терялся. Хоть из него и вышел хороший воин, душа Андрия не лежала к этому.

После того как юноша влюбился в прекрасную полячку, он переходит на сторону врага, и отец, без колебаний, расправляется с ним. Когда стоял выбор между долгом и любовью, Андрий выбрал любовь.

Другие персонажи

Жена Тараса описывается Гоголем как добродушная, пожилая женщина, любящей своих детей. Когда старушка провожала сыновей на Сечь, она будто предчувствовала беду, и поэтому тосковала и печалилась о них.

Панночка – крайне очаровательная полячка, красавица, которая вскружила голову Андрию. Ветреная девушка часто потешалась над юношей.

Янкель – жадный, хитрый жид. Был торгашем. Все время думал лишь о собственной выгоде. Тарас Бульба спас его от верной гибели.

Краткое содержание

К старому и уважаемому казаку приезжают два сына: старший сын Остап и младший Андрий. Отец хочет воспитать юношей настоящими, праведными воинами, поэтому тут же собирается отправиться с ними на Запорожскую Сечь.

Мать, предчувствуя беду, всю ночь горевала о любимых детях. В пути юноши переживают расставание с отчим домом, а отец вспоминает былую юность.

Младший сын – Андрий грезил о полячке, в которую, казалось, по уши влюбился. Когда Тарас, Остап и Андрий приехали на Сечь перед молодыми казаками будто новый мир открылся. Праздный и вольный.

Отец, убежденный, что только настоящая битва взрастит из его сыновей настоящих мужчин, посовещавшись с товарищами, принимает решение организовать наступление. Новый кошевой, прислушавшись к Тарасу, принимает решение идти на Польшу.

Тарас Бульба не ошибся, благодаря сражениям сыновья на глазах возмужали и стали одними из лучших. Отец был горд. Но в одну ночь младшему сыну снится, как его возлюбленной нечего есть. Выбирая между спасением панночки и казаками, Андрий выбирает панночку.

Он твердо уверен в своем решении защищать ее во что бы то ни стало. В этот момент младший сын сделал свой выбор, от которого, в прямом смысле зависела его жизнь.

Отец узнает о предательстве сына. Он сначала не хочет в это верить, но, когда Тарас собственными глазами видит, как сын нападает на своих же, ему ничего не остается.

Во время финального сражения Андрий в лесу, лицом к лицу, встречается с отцом, который, не выдержав предательства сына, расправляется с ним. В это время Остапа взяли в плен, раненный Тарас возвращается к казакам.

Подлечив раны, Тарас спешит вызволить Остапа из плена.  У отца ничего не выходит, и сына казнили прямо на его глазах. Старшему сыну было важно знать, тут ли отец, видит ли он его, видит ли, на что он готов ради него, ради Сечи.

Это, пожалуй, один из самых эмоциональных моментов. Позже самого же Тараса схватили поляки, а остальным казакам удалось сбежать и возвратиться домой. Тараса сжигают, во время кончины он думает о товарищах и о Сечи.

Краткое содержание по главам

В первой главе мы знакомимся с Тарасом Бульбой и его сыновьями — старшим Остапом и младшим Андрием, которые возвращаются домой, окончив учебу. Отец намерен отправить сыновей на Сечь, чтобы те возмужали и стали истинными казаками.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов марка твена за 2 минуты

Бедная мать просидела у кровати сыновей всю ночь, тоскуя. На утро юноши с отцом отправляются в дорогу. Всех переполняют новые, еще неизвестные эмоции.

Глава 2

В этой главе Тарас Бульба вспоминает свою молодость, верных товарищей. Автор описывает сыновей. Именно этот фрагмент повести, рассказывающий о двух мальчиках, является ключевым в понимании и осознании поступков и скрытых мотивов каждого.

Их отправили обучаться в академии, когда мальчикам исполнилось 12 лет. Старшему сыну учеба давалась непросто и учился он лишь ради отца.

Младший Андрий учился хорошо. Он был сообразительным юношей, поэтому часто попадал в передряги. Он был открытым и чувственным мальчиком, с тонкой душевной организацией. Сечь и жизнь казаков нравилась ему, но была чужда.

Однажды он увидел девушку – полячку, которая вскружила ему голову. Что, пожалуй, и определило дальнейший ход событий. Поглощенные своими мыслями казаки прибыли на Сечь.

Глава 3

Сечь им показалась «постоянным пиршеством». Молодые люди очень быстро вдохновились, окружавшей их свободой. Отец стремится участвовать в настоящих боях, считая, что только они могут закалить сыновей. Преследуя свою цель, Тарас Бульба подставляет кошевого. На его место избирают нового, верного приятеля Тараса – Кирдяга.

Глава 4

Случился религиозный конфликт. Католики притесняли христиан, что и послужило поводом начала войны. В это же время Тарас Бульба сохраняет жизнь одному жиду – Янкелю, который потом сослужит казаку очень хорошую службу.

Глава 5

Запорожские казаки двинулись на Юго-запад. Сыновья Тараса возмужали, стали настоящими казаками. Войско Тараса осаждает город Дубно. В это же время панночка Андрия голодает. Юноша спешит спаси возлюбленную. Отец же, предчувствуя беду, не одобряет поведение сына.

Глава 6

Андрий добрался до панночки и накормил девушку. Он уверен в своем выборе. Андрий стремиться защищать полячку во что бы то ни стало. Он отрекается от Родины, от семьи и боевых товарищей.

Глава 7

Казаки нападают на город. В этой же главе в душе атамана поселяются сомнения на счет преданности младшего сына. Тарас Бульба не находит Андрия на поле боя.

Глава 8

Из Сечи пришла весть о нападении татар. Кошевой принимает решение идти с войском на Запорожье, но Тарас не поддерживает идею, он хочет остаться и не желает оставлять товарищей в плену.

Казаки делятся — одна группа едет за татарами, а вторая осаждает город. Среди оставшихся казаков поселилось недоверие и неуверенность, Тарас решает своей речью возродить товарищей.

Глава 9

Во время битвы Тарасу открылась правда — он увидел Андрия, который бил своих товарищей, помогая недругу. Позже, в лесу, отец кончил родного сына за предательство.

В это время битва закипала с новыми оборотами. На Остапа напали поляки и он не смог выбраться, так старший сын Тараса попал в плен.

Глава 10

Тарас Бульба приходит в себя. Отец узнает о том, что его сын стал пленником у поляков. Тарас пытается сделать хоть что-то, чтобы помочь сыну. Атаман вспоминает о Янкеле и просит его об услуге, ведь вариантов спасения Остапа не так много.

Глава 11

У Тараса не получается спасти сына. Он видит казнь Остапа на площади. На последних минутах своей жизни юноша зовет отца. Ему важно, чтобы Тарас увидел его и разделил с ним это. Остап погиб защищая Сечь, ставшую родной, казаков и отца.

Глава 12

Наступила финальная битва. В последний момент Тарас отвлекся, и на него тут же навалилось бесчисленное количество поляков. Ему не удалось спастись, а вот его товарищи смогли уйти и вернуться домой. Тараса Бульбу сожгли, а казаки не могли забыть о подвиге своего атамана.

Краткий обзор по событиям

  1. Приезд сыновей
  2. Отъезд сыновей и отца на Сечь
  3. Запорожская Сечь, служба казаков, описание жизни в тех краях
  4. Любовь Андрия к панночке, предательство
  5. Тарас наказывает младшего сына
  6. Остап попадает в плен
  7. Тарас наблюдает за казнью старшего сына
  8. Казаки спасаются, а атамана Тараса предают огню.

В запорожской сечи

Владения Запорожской Сечи именовались Кош. Управленцами считались избранные кошевые. Избирали их рядовые казаки. Планы и цели обговаривались на собрании казаков, таким образом, по сути, решения принимали все вместе.

Прийти на Сечь мог любой, но вот только самые достойные, прошедшие все испытания и сумевшие доказать свою силу, имели честь жить в этих краях. Запорожцы являлись сосредоточением крайностей, они сочетали в себе беспечность, воинские подвиги и удивительную свирепость.

На Сечи царил простой быт, исключительная строгость в отношении традиций, принцип верности себе, товарищам, своему делу и вольность.

Война началась

Сечь знакомит Остапа и Андрия с вольной жизнью. Отец же считает, что только строгость и трудности могут сделать из сыновей настоящих казаков. Он добивается переизбрания кошевого, ведь старый был сторонником мира с поляками, а это было не по душе Тарасу.

Новый кошевой решает идти со всем войском на Польшу, чтобы отомстить за пренебрежение и ущемление православной веры.

Остап и Андрий во время битвы

Остап выбрал приоритетной Отчизну, отца и товарищей. В душе он всегда был настоящим воином, поэтому в бою сражался самоотверженно и храбро. Он буквально жил Сечью. И гордость отца была для него лучшей наградой. Даже на казне Остап оставался спокойным и мужественным перед лицом врага.

Андрий сторонился войны. Воинские подвиги были чужды ему, да и сам характер юноши противоречил, он не мог идти на самопожертвования, защищая Отчизну. Он предпочел любовь войне.

Андрий выступает за свободу личности, за свободу выбора. Он считает, что волен самостоятельно выбирать свои ценности и цели.

По своей натуре ранимый, нежный и чувствительный Андрий полностью погряз в мире чувств. Юноша напрочь забыл о товарищах, о долге перед Родиной и снял с себя ответственность, перешел на другую сторону. Отец, для которого Сечь стояла на первом месте, не смог простить выбор сына.

Гибель Остапа

Остап — настоящий воин. Даже во время казни он открыто смотрел в лицо смерти и не боялся неизбежного, он остался верен своему ратному делу. Тарас был для сына безмерно важен.

Когда старший сын шел на казнь, он крикнул, видит ли его отец, чтобы убедиться, что Тарас видит и гордиться им. Для Остапа было знать, что отец здесь и видит, на что готов пойти сын ради Отчизны.

Последние дни Тараса

Кончина Тараса во многом похожа на казнь его старшего сына. Атаман ничуть не страшился смерти. И даже перед гибелью он думал лишь о своих товарищах, никакие мучения не заставили его засомневаться в правильности своего выбора, ничто не сломило его.

Источник: https://logoprav.ru/literatura/taras-bulba-kratko

"Мертвые души": краткое содержание поэмы. Том второй

На хохочущем генерале поэма дает сбой, и мы обнаруживаем Чичикова направляющимся к полковнику Кошкареву. Против ожидания он попадает к Петру Петровичу Петуху, которого застает поначалу совершенно нагишом, увлеченного охотою на осетра.

У Петуха, не имея чем разжиться, ибо имение заложено, он только страшно объедается, знакомится со скучающим помещиком Платоновым и, подбив его на совместное путешествие по Руси, отправляется к Константину Федоровичу Костанжогло, женатому на платоновской сестре.

Тот рассказывает о способах хозяйствования, которыми он в десятки раз увеличил доход с имения, и Чичиков страшно воодушевляется.

Весьма стремительно он навещает полковника Кошкарева, поделившего свою деревеньку на комитеты, экспедиции и департаменты и устроившего совершенное бумагопроизводство в заложенном, как выясняется, имении.

Вернувшись, он слушает проклятья желчного Костанжогло фабрикам и мануфактурам, развращающим мужика, вздорному желанию мужика просвещать и соседу Хлобуеву, запустившему изрядное поместье и теперь спускающему его за бесценок.

Испытав умиление и даже тягу к честному труду, выслушав рассказ об откупщике Муразове, безукоризненным путем нажившем сорок миллионов, Чичиков назавтра, в сопровождении Костанжогло и Платонова, едет к Хлобуеву, наблюдает беспорядки и беспутство его хозяйства в соседстве с гувернанткою для детей, по моде одетой женой и другими следами нелепого роскошества.

Заняв денег у Костанжогло и Платонова, он дает задаток за имение, предполагая его купить, и едет в платоновское поместье, где знакомится с братом Василием, дельно управляющим хозяйством. Затем он вдруг является у соседа их Леницына, явно плута, снискивает его симпатию умением своим искусно пощекотать ребенка и получает мертвых душ.

После множества пробелов в рукописи Чичиков обнаруживается уже в городе на ярмарке, где покупает ткань столь милого ему брусничного цвета с искрой.

Он сталкивается с Хлобуевым, которому, как видно, подгадил, то ли лишив, то ли почти лишив его наследства путем какого-то подлога.

Упустивший его Хлобуев уводится Муразовым, который убеждает Хлобуева в необходимости работать и определяет ему сбирать средства на церковь. Меж тем обнаруживаются доносы на Чичикова и по поводу подлога, и по поводу мертвых душ.

Портной приносит новый фрак. Вдруг является жандарм, влекущий нарядного Чичикова к генерал-губернатору, «гневному, как сам гнев». Здесь становятся явны все его злодеяния, и он, лобызающий генеральский сапог, ввергается в узилище.

В темном чулане, рвущего волосы и фалды фрака, оплакивающего утрату шкатулки с бумагами, находит Чичикова Муразов, простыми добродетельными словами пробуждает в нем желание жить честно и отправляется смягчить генерал-губернатора.

В то время чиновники, желающие напакостить мудрому своему начальству и получить мзду от Чичикова, доставляют ему шкатулку, похищают важную свидетельницу и пишут множество доносов с целью вовсе запутать дело.

В самой губернии открываются беспорядки, сильно заботящие генерал-губернатора. Однако Муразов умеет нащупать чувствительные струны его души и подать ему верные советы, коими генерал-губернатор, отпустив Чичикова, собирается уж воспользоваться, как…

— на этом месте рукопись обрывается.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Источник: https://ria.ru/20090227/163468093.html

Читать — ПОМОРКА — Оглавление — Книга

Последнее время она стала плохо спать. Какая-то торжественная перемена происходит у нее глубоко в душе. И эту перемену она воспринимает, как знак, как таинственное предзнаменование скорой смерти.

Все чаще снятся ей муж, отец, мать, умершие дети… И я вижу, как лазит она в сундук, разглядывает свое смертное: чистую рубаху, уже пожелтевшую и пропахшую деревом сундука, просторный белый саван, платье, расшитое покрывало, ленты холстины, темные чулки и тапки.

Она рассматривает, перекладывает, расправляет все это — чуждое и страшное человеку, — с такой же споростью и пристальностью, как и всякую другую необходимую в хозяйстве вещь.

— Не тогда плясать, когда гроб станут тесать, — с удовольствием говорит она мне. Умирать ей не страшно. Она непоколебимо убеждена в справедливости жизни, в справедливости и необходимости прихода смерти.

— Могилка-то давно меня ждет, — ласково, как о чем-то очень приятном, говорит она, глядя поверх меня тусклыми глазами. — Там и батюшка и матушка мои повалены лежат… И сыны там, все там. Небось по мне соскучились. А я, слава тебе, царица небесная, пожила.

Читайте также:  Краткое содержание короленко река играет за 2 минуты пересказ сюжета

Ночью, особенно когда на море разыгрывается шторм, ревет внизу совсем близко прибой и рев этот отдается по всей избе, так что вздрагивают потолки и стены — Марфа молится, стоя на коленях в углу. Молится она не за себя — за тех, кто на рыбных промыслах в Баренце.

— Пошли, господи, поветерь, — шепчет она и кланяется, стукаясь лбом о пол. — Не погуби, господи, сохрани их, Николушка!

Странно мне слушать это — будто бабка моя молится, будто мать свою я слышу сквозь сон, будто все мои предки, мужики, пахари, всю жизнь, с детства и до смерти пахавшие, косившие, положенные, забытые по погостам, родившие когда-то и хлеб, и другую, новую жизнь, — будто это они молятся, не за себя, за мир, за Русь — неведомому богу старозаветному, доброму Николушке-чудотворцу.

— Пошли им погодушку поратую, небушко чистое, водицу светлую, — шелестит во тьме девяностолетний голос.

Потом она ложится и лежит неподвижно, глядя в темноту.

Тошно ей, тяжко, давят ее годы — детство, молодость, такие далекие, такие неясно-прекрасные — как белая ночь, вся в хрустальной радости, вся в солнце незакатном, и старость — как один темный осенний вечер.

Лежит, вспоминает всю свою жизнь, и представляется ей, будто она молодая девка поет песню, слышит со стороны свой чистый упругий, печальный голос:

  • Ах ты, моя матушка,
  • Твой сынок да разнесчастный
  • Далеко на море побежа-ал.

Но эти радостные и грустные мысли скоро уходят, уступая место другим, привычным мыслям и заботам. И она уже думает, как бы дожить до Михайлова дня, когда все начнут собираться домой, что корова уже стара, плохо и мало доится, и не забыть сказать, чтобы купили новую, что надо гонять овец за коргу — там много морской капусты давеча накидало, что надо жать ячмень на огороде да вешать сушить…

Засыпает она не скоро и не сразу, вздрагивая несколько раз, во сне редко и слабо дышит, просыпается, перекладывает млеющие руки, и опять спит и не спит, все слышит и понимает, но и сны видит — смутные, давно знакомые…

Все чаще бушует море, и все чаще выходит Марфа к вечеру на берег, стоит неподвижно возле наискось заделанных палок плетня, твердо чернея на бледно-желтом фоне зари. Смотрит на грязно-взлохмаченное море, на без конца бегущие и ревущие на отмели взводни с беглыми гривами.

Резко и горько пахнет холодной картофельной ботвой, водорослями, резко, несмотря на гул моря, слышны женские голоса, шаги по деревянным мосткам, какой-то особенный в этой деревне, басовитый и короткий крик коз.

По улице, по деревянным мосткам, крепко стуча сапогами, идет сосед-рыбак — крутоплечий, крепкий, счастливый своей крепостью. Подходит поздороваться, зовет вечером в кино, дымит махоркой и густо кашляет, наливаясь кровью. Потом замечает Марфу, делает серьезное лицо и грубо-восхищенно говорит:

— Ах, ты! Опять выползла… Своих ждет. Хорошая старуха-то, святая, одно слово — поморка! Хошь, выпьем за нее?

Он сильно затягивается, прищуривая правый глаз, обжигая губы, бросает окурок, втаптывает его каблуком в песок, жидко сплевывает и идет берегом на рыбоприемный пункт, потирая красную шею, ширкая друг о друга отвороченными голенищами высоких рыбацких сапог. Проходя мимо Марфы, он сдергивает кепку и почтительно кланяется ей.

Ветер холодает, небо темнеет, заря кровянеет, воздух делается прозрачней, стеклянней, смугло румянеют избы наверху, на востоке загораются редкие бледные звезды, скоро совсем смеркнется, а Марфа все будет стоять, положив старчески-сизые руки на плетень, и смотреть на море, пока не погаснет последний мглистый отблеск зари.

Источник: https://litlife.club/books/319211/sections/10?page=2

Юрий Казаков: Манька

Казаков Юрий Павлович

Манька

Юрий Павлович Казаков

МАНЬКА

Посвящается К.Г. Паустовскому

1

От Вазинцев до Золотицы — тридцать верст. Дороги нет, идти нужно по глухой тропе, зарастающей мхом, травой, даже грибами. Маньке кажется иногда: не ходи она каждый день с почтой по этой тропе, все бы давно заглохло — блуди потом по лесу!

Манька — сирота.

— Батюшка в шторм потонул, — говорит она, опуская глаза и облизывая губы острым языком, — а матушка на другой год руки на себя наложила. Порато тосковала! Вечером раз вышла из избы, побегла по льду в море, добегла до полыньи, разболоклась, одежу узелком на льду сложила и пала в воду…

И, покраснев, невнятно договаривает:

— У меня матушка дикая была…

Дикость какая-то, необычность есть и в Маньке. Дремучесть, затаенность чувствуются в ее молчании, в неопределенной улыбке, в опущенных зеленоватых глазах.

Когда года четыре назад хоронили ее мать, Манька, скучная, равнодушная, упорно смотревшая себе под ноги, вдруг поднимала ресницы и разглядывала провожавших такими лениво-дерзкими, странными глазами, что мужики только смущенно откашливались, а бабы переставали выть и бледнели — пугались.

Года два уже работает Манька письмоносцем. В свои семнадцать лет она прошла так много верст, что, наверное, до Владивостока хватило бы. Но работу свою она любит. Дома неприглядно, пусто, скучно: скотины нет, сквозь давно не чиненную крышу повети глядит небо, печь полгода не топлена.

Худая, высокая, голенастая — ходит Манька легко и споро, почти не уставая. Выгорают за лето ее волосы, краснеют, а потом темнеют ноги и руки, истончается, худеет лицо, и еще зеленей, пронзительней становятся глаза.

Дует в лицо ровный морской ветер, несет удивительно крепкий запах водорослей, от которого сладко ломит в груди.

По берегам темных речушек, заваленных буреломом, журчащих и желто пенящихся, зацветают к августу пышные алые цветы. Рвет тогда их Манька, навязывает из них тяжелые букеты.

Или, отдыхая в тени серых, изуродованных северными зимними ветрами елок, украшает себя ромашками, можжевельником с темно-сизыми ягодами, воображает себя невестой.

Легко, сладко, вольно ходить ей, когда мало почты. Но иногда приходит много посылок, бандеролей, журналов. Тогда надевают на спину Маньке большой пестерь и плотно, тяжело нагружают его.

— Ну как, девка? — кричит тенором начальник почты. — Дойдешь ли? Может, за лошадью послать?

— Ничего… — сипло отвечает Манька, розовеет лицом и шевелит лопатками, поудобнее устраивая пестерь.

Уже через версту начинает ломить у нее спину и тяжелеют ноги. Зато сколько радости в эти дни у рыбаков на тонях! Какое оживление, веселье разгорается, как медленно, старательно, с каким смехом заполняются квитанции, и как любят рыбаки Маньку в такие дни!

— А ну, девка! — кричат ей. — Скидывай пестерь-то, поспеешь еще дак… Садись с нами уху хлебать! Митька, ложку!

И кидается какой-нибудь белобрысый Митька со всех ног в чулан за ложкой, торопливо обтирает ее полотенцем, с шутливым низким поклоном подает Маньке.

— Семужки, семужки ей поболе! — покрикивают с разных сторон. И, краснея, опуская глаза, Манька садится и ест, стараясь не глотать громко, с благодарностью чувствуя заботу и любовь к себе рыбаков.

Зато с газетами и письмами идти хорошо, не режут плеч лямки пестеря, чего только не насмотришься в дороге, о чем не надумаешься! В три рыбачьих тони нужно зайти Маньке по дороге в Золотицу.

Каждый раз ждут ее там с нетерпением, и никогда не обманывает она ожидания: вовремя зайдет, попьет чаю с брусникой, расскажет новости, отдаст почту, к вечеру приходит в Золотицу и ночует там.

А утром, захватив обратную почту, идет к себе в Вазинцы.

2

Первая от Вазинцев тоня называется Вороньей. Жили там четверо рыбаков со стряпухой, а с лета, когда ночи стали золотеть, прибавился пятый — Перфилий Волокитин.

Черноволосый, стриженый, с крепким маленьким лицом, он по весне демобилизовался, месяца два жил дома, хотел подаваться в город, но вдруг загулял с Ленкой — самой красивой и озорной девкой в деревне, из-за которой не раз дрались в клубе ребята, — решил остаться и попросился на Воронью рыбаком.

Принес он на тоню гармонь, часто играл, бездумно глядя в море, был постоянно и ровно весел, был по-солдатски чуток, расторопен, охотно брался за самую тяжелую работу, а вечерами брился, подшивал к гимнастерке ослепительные подворотнички, чистил сапоги, надевал набекрень фуражку и уходил в деревню, в клуб, возвращаясь каждый раз на рассвете.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/266831-yurij-kazakov-manka.html

Краткое содержание «По дороге» Казакова

Рассказ Юрия Казакова «По дороге» посвящен теме социальных изменений в селе в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия. Главные герои рассказа — Илья Снегирев и его мать. Илья Снегирев родился в селе и работал в колхозе шофером, но его манили иные края. Не впервые весна срывала его с места. Побывал он и в Сибири — но ему там не понравилось.

Осенью вернулся Илья в колхоз и вновь начал работать шофером. Но воспоминания о Сибири, об этом огромном, открывшемся ему крае не давали ему покоя. Автор рассказывает нам о времени освоения Сибири, о великих стройках, о создании в тайге новых городов.

Рабочим приходилось жить в палатках, в наскоро построенных бараках, выполнять тяжелую работу, но люди торжествовали, видя результаты своего труда.

Красота сибирской природы, радость напряженного труда огромного коллектива людей оказались для Ильи важнее, чем неудобства, дороже, чем спокойная жизнь в родной деревне.

Когда наступила весна, Илья взял в колхозе расчет и купил билет на поезд. Вечером односельчане собрались его проводить, а наутро к поезду он пошел вдвоем с матерью.

Он шел быстро, мать едва успевала за ним и вскоре решила попрощаться прямо в поле, чтобы сын не опоздал на поезд: «- Дай я тебя… тебе… — говорит мать и мелко крестит его.

— Иди, иди, тебе ходчее надо идти, а я еще … я тоже… пойду потихоньку».

Мы чувствуем, что мать, всю жизнь прожившая в деревне, не понимает, почему ее сын куда-то уезжает, почему ему не живется в родной деревне, где у него есть дом, где живет девушка Тамара, которая любит его.

Но мать не удерживает сына, она благословляет его, признавая за ним право свободного выбора своего жизненного пути. Илья несколько раз оглядывается на мать, которая смотрит ему вслед, и шагает к станции.

Юрий Казаков утверждает право человека на выбор собственного пути, на поиск новых дорог. В то же время с помощью прекрасных описаний природы автор подчеркивает ценность труда людей, живущих в Центральной России, на земле, где они родились. Образы матери и односельчан Ильи — это образы чутких и трудолюбивых людей. Мы понимаем, что созидательный труд ценен на любой земле.

(2

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-po-doroge-kazakova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector