Краткое содержание произведений платона за 2 минуты

Миф о пещере Платона — это знаменитая аллегория, которую древнегреческий философ использовал в своем знаменитом труде «Государство». Таким образом, он стремился пояснить свое учение об идеях.

Этот миф в философии считается одним из ключевых понятий платонизма, а также в целом объективного идеализма.

Миф изложен в формате диалога, который другой древнегреческий философ Сократ ведет с братом Платона Главконом.

Суть платонизма

Краткое содержание произведений Платона за 2 минуты

Сутью и ключом к пониманию платонизма многие называют миф о пещере Платона. Согласно учению древнегреческого философа, пещера является символом чувственного мира, в котором обитают все люди, живущие на Земле.

Все эти люди, словно узники в настоящей пещере, считают, что познают истинную реальность. Такое обманчивое ощущение у них создается благодаря органам чувств. Но на самом деле такая жизнь — сплошная иллюзия.

О том, что творится в настоящем мире, они могут судить лишь по ускользающим теням, которые время от времени они видят на стенах пещеры. В отличие от большинства людей философ имеет возможность получить более полное представление о мире идей.

Так как он регулярно ставит вопросы и находит на них ответы. Но у него есть одна проблема. Он не может это сделать достоянием всего общества.

Дело в том, что толпа, в широком смысле этого понятия, не в состоянии оторваться от иллюзорности повседневного восприятия действительности.

Древнегреческий философ Платон

Краткое содержание произведений Платона за 2 минуты

Автор мифа о пещере Платон был учеником Сократа и наставником Аристотеля. Он жил в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Он был первым, чьи философские труды дожили до наших дней в полном объеме, а не в виде обрывочных отрывков.

Он появился на свет в богатой и знатной семье. Его первым наставником стал последователь Гераклита Кратил. Судьбоносным для Платона стало знакомство с Сократом примерно в 408 году до нашей эры, последователем которого он и решил стать.

Примечательно, что главный учитель в жизни остается неизменным персонажем практически всех произведений Платона, написанных в формате диалога. После смерти учителя Платон уехал в Мегару (в настоящее время это городок, расположенный неподалеку от Афин). Затем путешествует по свету и только в 387 г. до н. э. снова возвращается в Афины.

Там он основывает собственную школу, которую называет академией. По рассказам его современников, он умер в день своего рождения.

Платон знаменит не только написанием трактата об идеальном государстве, но и выдвижением аргументов в пользу бессмертия души.

По мнению философа, одним из доказательств этого служит цикличность, тот факт, что противоположности предполагают наличие друг друга. Как пример, Платон говорил о том, что большее возможно только при наличии меньшего, проводя аналогию, он утверждал, что, таким образом, смерть подразумевает существование бессмертия в этом мире.

После смерти, по его представлениям, происходит перевоплощение душ, которые, в конечном счете, остаются в нетленном состоянии. Еще один аргумент в пользу существования бессмертия был основан на разнородности самих понятий — душа и тело.

Также Платон сформулировал политико-правовое учение и собственную диалектику, его этические взгляды на окружающую действительность подробно изложены в трактате «Политик».

Трактат «Государство»

Краткое содержание произведений Платона за 2 минуты

Миф о пещере Платона входит в его трактат «Государство». Он написан в формате диалога философа, посвященного тому, как должно выглядеть идеальное государство. По мнению философа, оно должно выражать идеи справедливости.

Платон считал, что в любом государстве должно в обязательном порядке присутствовать разделение труда. Нужны воины, строители, ремесленники, земледельцы.

Платон сравнивал сословия, которые должны присутствовать в государстве, с тремя частями, которые, по его мнению, есть в человеческой душе. Это разум, страсть и вожделенная часть.

Так и в идеальном государстве философ видел высшее сословие, которое заботится о правильном образе жизни всех граждан, сословие стражей, которое обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность, и сословие прочих граждан, которые должны снабжать всем необходимым.

Платоновский миф о пещере — одна из частей этого произведения.

Краткое содержание мифа

Краткое содержание произведений Платона за 2 минуты

Миф приводится в седьмой главе «Государства». С подробного описания места действия начинает Платон. Миф о пещере, краткое содержание которого приведено в этой статье, начинается в неком подземном жилище. Оно сильно напоминает пещеру. Люди в нем томятся в оковах, которые не позволяют им повернуться к свету и даже посмотреть по сторонам. Они могут смотреть исключительно на то, что находится непосредственно перед ними.

Рядом с ними стена, пишет Платон в «Государстве». Миф о пещере повествует о других людях, находящихся по другую сторону этой стены. Они свободны и несут различные вещи — предметы роскоши и обихода и даже статуи.

Люди, которые находятся в пещере в заточении, самих предметов не видят, а наблюдают только за их тенями. Внимательно рассматривают, дают им названия, но их настоящая суть от них ускользает и остается недоступной.

Кульминация мифа

Краткое содержание произведений Платона за 2 минуты

К своей кульминации миф о пещере, краткое содержание которого приведено в этой статье, подходит неторопливо и плавно. Платон ведет неспешный диалог с Главконом и размышляет, каким образом поведет себя узник, если его вдруг освободят.

Собеседник автора убежден, что для человека это было бы нестерпимо больно, без привычки с этим не справиться.

Оба собеседника убеждены, что с высокой долей вероятности освободившийся узник в состоянии понять и принять саму сущность вещей и реальных предметов, отбросив в сторону их ошибочное восприятие. Но что случится, если узнику снова придется вернуться назад?

Возвращение в пещеру

Краткое содержание произведений Платона за 2 минуты

Платон и его собеседник Главкон продолжают развивать миф о пещере. Смысл его, по их мнению, заключается в том, что сотоварищи не примут этого узника, который, скорее всего, раскроет им глаза на истинную сущность вещей.

Они его наверняка высмеют и объявят безумцем, чем признают его правоту. И так будет происходить до тех пор, пока его глаза снова не привыкнут к мраку, а тени не вернутся на место реальных очертаний предметов.

Главное — все его соратники будут убеждены в том, что его временное освобождение принесло ему только психическое нездоровье и проблемы, поэтому не будут стремиться идти по его стопам.

Суть мифа

Какой же смысл вкладывал в это произведение Платон? Миф о пещере, анализ которого можно найти в этой статье, заключается в том, что осознание истинной сущности вещей не дается просто так. Оно требует немалых усилий и упорства, которые под силу только философам. Поэтому только они могут эффективно управлять идеальным государством. В этом смысл его высказывания.

Платон видел идеальное государство аристократическим. Философы, которые должны им править, занимают этот пост в 35 лет и руководят на протяжении 15 лет.

В платоновском государстве установлен настоящий коммунизм, о строительстве которого так мечтали в Советском Союзе. Все имущество общее, отсутствует понятие частной собственности. Труд распределяется строго по сословиям. Нет даже института брака. Все женщины и дети считаются общими, их воспитывает государство.

При этом древнегреческий философ в своих трудах рьяно критикует демократию, описывая сатирический образ человека, приверженного этой стратегии.

Образ собственного идеального государства Платон ставит в противоречие с четырьмя другими политическими устройствами, которые, по его мнению, не выдерживают никакой критики.

Это тирания, олигархия, демократия и тимократия (у власти находятся высшие военные чины).

Миф о пещере в художественной литературе

Краткое содержание произведений Платона за 2 минуты

Миф о пещере стал весьма популярным сюжетом для многих произведений мировой литературы. Например, лауреат Нобелевской премии, португалец Жозе Сарамаго положил миф в основу своего романа «Пещера».

Испанец Хосе Карлос Сомоса развивает эту теорию в интеллектуально-философском детективе «Афинские убийства».

Идея Платона встречается и у фантаста Дениса Гербера. Например, в рассказе «Нам всем здесь не место».

Источник: https://www.syl.ru/article/317250/mif-o-peschere-platona-osobennosti-analiz-i-soderjanie

Список книг и других произведений Платон (Plato) Сортировка по году написания

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э.

в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой.

По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену Лаэрстскому, Платон был зачат непорочно.

Периктиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати Тиранов недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны.

Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона.

Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

После смерти Сократа в 399 г. до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами.

«Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления» В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Академию.

Впоследствии он вновь посещал Сицилию в 366 и 361 годах до н. э. по приглашению своего друга и почитателя Диона.

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»).

Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе.

Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.

Источник: https://librebook.me/list/person/plato

Идеальное государство Платона — краткое содержание

Казарменно-тоталитарные черты идеального государства Платона полнее обрисованы в статье Платон «Государство» – реферат с цитатами.

Согласно учению Платона, истинное философское знание порождает добродетель. У Платона, как и у Сократа, добродетель – только практическое применение знания и, в соединении с ним, служит единственным истинным путем к счастью.

В трактате «Государство» Платон называет добродетель направлением деятельности каждой части души к достижению той цели, какую имеет эта часть, такою деятельностью этой части, какая соответствует её природе.

Добродетель разумной части души – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувственной части души – воздержность (Sophrosyne); общая правильная деятельность всех трех частей души производит справедливость, возникающую из их гармонии.

Великий греческий философ Платон

Платон учил, что эти четыре «основные добродетели» доставляют счастье и отдельному человеку и государству. Как в отдельном человеке, так и в государстве они должны быть гармонически соединены.

Связь между ними должна состоять в том, чтобы мужество, принадлежащее главным образом военному сословию, и воздержность, принадлежащая главным образом трудящемуся сословию (поселянам и промышленникам), были подчинены руководству философов, людей царственной души, которые обладают мудростью, потому одни только и способны хорошо править государством, и чтобы справедливость владычествовала над всем и возбуждала каждого человека добросовестно исполнять свою обязанность. Платон считал, что в гармоническом сочетании этих основных сил состоит благо государства, чья цель – «делать граждан хорошими людьми».

По учению Платона, идеальное государство (аристократическое в истинном смысле слова) представляет своим устройством подобие человека, нравственные силы которого находятся в правильном отношении между собою; дурные формы государственного устройства соответствуют состояниям человеческой души под владычеством пороков: тимократия (правление богатых) соответствует корыстолюбию, олигархия – честолюбию, демократия – легкомыслию и расточительности, тирания – полной нравственной испорченности. Главное условие благоденствия государства состоит в том, чтобы правители обладали знанием истины и добродетелью. «Если не будут править государствами философы, или правители государств не будут ревностно заниматься философией, – учил Платон, – если власть и философия не соединятся в одних руках, то нет конца страданиям для государств и для человечества». Потому он считает делом величайшей важности то, чтобы будущие правители получили философское образование, и подробно объясняет, как следует вести их воспитание. Воспитывать их должно государство; оно должно наблюдать, чтоб они учились музыке, поэзии, гимнастике, математике. О воспитании трудящегося сословия Платон не говорит.

Читайте также:  Краткое содержание бунин солнечный удар за 2 минуты пересказ сюжета

Поэты и художники должны находиться под постоянным надзором государства; оно должно наблюдать, чтобы поэты писали, и художники создавали только благородные, полезные произведения, которыми укреплялось бы в гражданах убеждение, что только добродетельный счастлив, а порочный всегда несчастен.

Лирическая поэзия должна в сочетании с простою, возвышенною музыкою прославлять богов и благородных людей; эпическая поэзия должна рассказывать только такие события и речи, которые могут служить хорошим нравственным примером;драматическая поэзия и мифология передают о богах дурные вымыслы, потому должны быть изгнаны из государства. Основная мысль трактата Платона «Государство» состоит в том, чтобы показать, какими способами могут быть осуществлены в области нравственной свободы те вечные законы истины, совершенства и гармонии, которые осуществлены творцом в устройстве вселенной.

Трактат Платона «Государство» – изображение поэтического идеала.

Но очень может быть, что, изображая этот идеал, он имел практическую цель, хотел показать афинянам, какие учреждения должны установить они, чтобы спасти от гибели свое совершенно расстроенное государство; для этого, по мнению Платона, им надо было ввести у себя организацию быта, основанную на подавлении личной свободы.

Материалами для построения этой организации послужили ему дорийские обычаи и учреждения; они вообще очень нравились ему; в дополнение к ним, он взял предания о пифагорейском союзе.

Эти материалы Платон переработал и систематизировал сообразно своим принципам своего учения, по которым все индивидуальное совершенно подчинено общему, и человек должен быть лишь гражданином. Результатом этой умственной работы Платона стал план такого государства, в котором люди разделены по сословиям и профессиям, похожим на касты, установлена общность женщин и имущества; подрастающее поколение воспитывается под строжайшим заведованием правительства.

Всем этим учение Платона о государстве совершенно устраняет всякую самостоятельность человека, всякую свободу личности.

Учёный Брандис говорит: «Чтобы создать полное единство, полную гармонию, Платон совершенно подчиняет личные цели человека целям общества, личную волю, личное счастье – воле и благу общества; отдает собственность, труд, воспитание, искусство, науку, обычаи, религию в безусловное распоряжение правительства, приносит в жертву целям государства даже брак и семейную жизнь». Платон ставит воспитание детей под надзор государства; он определяет, когда люди должны вступать в половую связь, определяет допустимое число детей. В идеальном государстве Платона нет семьи; дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что родители даже не знают своих детей, а дети родителей. Частная собственность и частное домашнее хозяйство отменяются. Высшие сословия (правители и воины) содержатся на счет государства, которое берет себе все добываемое трудящимся сословием. Женщины, не имея домашнего хозяйства, принимают участие в войне, в государственных делах, получают общественное воспитание, как мужчины. Государство Платона – государство греческое; потому в войнах с другими греками оно не должно делать пленных рабами; но в войнах с варварами может обращать пленных в рабство, так как варвары природные враги греков. Платон так далек от признания человеческого достоинства во всех людях, что в его государстве остается рабство.

Некоторые законы своего идеального государства Платон заимствовал из дорийских учреждений. Другие должны считаться выводами из его принципов его учения (общность женщин и имуществ, научное образование правителей). На мысль об общности жен и имуществ могли, впрочем, наводить Платона некоторые черты спартанского быта.

«Строгое подчинение человека обществу, политическому единству, сисситии, суровый образ жизни людей военного сословия, устранение их от занятий земледелием и ремеслами, которым были в спартанском государствепредоставлены исключительно периэкам и илотам, участие девушек и женщин в гимнастических упражнениях, военный характер этих упражнений, строгость и простота поэзии и музыки, изгнание поэтов, выбрасывание младенцев, родившихся слабыми, устранение молодых людей от участия в управлении, аристократический характер государственного устройства – все это достаточно показывает, что автор трактата «Государство», Платон, был приверженцем доризма». (Целлер).=========

Более подробно:

Платон «Государство» – реферат с цитатами

Источник: https://geogen-mir.livejournal.com/552555.html

Краткое содержание Юшка Платонова за 2 минуты пересказ сюжета

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика и образ Юшки в рассказе Платонова

Произведения А.П. Платонова в основном повествуют о добрых и несчастных людях, не способных на плохие поступки. Его персонажи зачастую беззащитны, но невероятно сильны духом, бескорыстны и добросердечны. Таким является и Юшка — главный герой одноимённого рассказа.

Юшка — невысокий, худой, бедный человек сорока лет, работающий в кузнице подручным помощником. Настоящее имя героя — Ефим, но все окружающие привыкли звать его Юшкой.

Несмотря на свой возраст, выглядел он намного старше, и причиной тому была долго мучившая его чахотка.

Юшка был слаб, плохо видел, глаза его всегда были влажны, будто в них стояли никогда не высыхающие слезы, а ходил он из года в год в одной и той же, порядком изношенной одежде.

Все жители города знали Юшку, но никто не был к нему по-настоящему добр, кроме, разве что, дочери хозяина кузницы Даши. Остальные же глумились над ним, вымещали на несчастном свою злобу.

Дети бросались в него комьями земли и смеялись, когда он без тени упрека отвечал им: «Вы, должно быть, любите меня!». Юшка отличался своей большой любовью ко всему живому, искренне восхищался природой, «целовал цветы» и «гладил кору на деревьях».

Этот человек был не способен проявлять жестокость по отношению к другим, именно поэтому люди имели возможность безнаказанно над ним издеваться.

Раз в год Ефим, надев на плечи котомку с хлебом, покидал город. Никто не знал, что он навещал девочку-сироту, которая училась и жила в Москве на зарабатываемые им деньги.

Юшка во всем ограничивал себя ради нее, копил средства на ее обучение, а она, в свою очередь, пообещала ему выучиться на врача и вылечить его чахотку. Однако главному герою было не суждено дожить до ее приезда. Юшка умер, получив толчок в грудь от прохожего, разозлившегося на его слова о всеобщем равенстве.

Это был первый и последний раз, когда Ефим Дмитриевич осмелился ответить на оскорбления. Смерть Юшки повлекла за собой не самые лучшие последствия. Оказалось, что своим существованием он действительно играл большую роль среди людей, хоть они и не замечали этого.

Исчез тот, на ком можно было срывать свою злость, тот, кто безответно терпел все издевки и унижения. Отныне «вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними».

Таким образом, Юшка, над которым насмехались, которого презирали и считали чудаковатым, оказался намного милосерднее и человечнее всех тех, кто его окружал. Позаботившись когда-то о девочке-сироте, он оставил память о себе, подарив своему городу чудесного доктора.

  Нравственный выбор — сочинение-рассуждение 9 класс

Жанр и сюжет произведения

«Юшка» — произведение гениального автора Андрея Платонова, суть написания которого заключалась в преподнесении повседневности со всеми ее жизненными проявлениями, а название красноречиво говорит о том, что центральную позицию в повествовании занимает человек с такой кличкой. Жанр «Юшки» — повесть. В центре сюжета стоит старик по прозвищу Юшка (на жаргоне это означает немощный или непутевый), кузнец, предоставляющий работу центральному персонажу, и Даша — девочка-сирота, которой помогал главный герой и которая стала врачом.

Довольно сложно уместить все страдания Ефима Дмитриевича (именно так зовут центрального персонажа) и основную мысль повести Платонова «Юшка» в кратком содержании для читательского дневника. Но школьники, проходящие это произведение, должны уметь грамотно составлять сокращенное описание. Для этого необходимо выделить основную сюжетную линию.

Главный герой по прозвищу Юшка — помощник местного кузнеца с трудной судьбой. В качестве завязки автор решил поведать историю жизни персонажа, рассказать о его работе, родственниках.

Кульминация же повести весьма непредвиденна, ведь жизнь Ефима обрывается из-за простого спора с озлобленным прохожим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

В качестве развязки автор рассказывает читателям о приемной дочке Юшки, которая была сиротой.

В своих рассказах Андрей Платонов не прибегает к рассуждениям об экстремальных ситуациях или неординарных поступках.

Герои его произведений демонстрируют простые бытовые взаимоотношения, позволяющие заглянуть внутрь человеческой души сквозь призму типичных ситуаций.

Основные проблемы, рассматриваемые писателем:

  1. люди не должны вымещать свою злобу на других представителей общества только потому, что они не такие;
  2. любую боль, жизненные неудачи, накопившуюся злобу нельзя проецировать на человека, отличающегося внешне, неспособного дать отпор;
  3. состоятельность любого человека проявляется не в красивой одежде, модной прическе, а в отношении к людям, требующим сострадания.

Тогда только можно стать богатым, наполнив себя высокими моральными качествами. И ярким тому примером был Юшка, богатый душой, заслуживающий внимания и уважения окружающих. Именно таких людей нужно ценить, беречь, а не губить.

Названная дочь

Вот так погиб Юшка. Очень краткое содержание рассказа продолжается неожиданным визитом в кузницу девушки. Она пришла осенью и попросила позвать Ефима Дмитриевича. Кузнец не сразу понял, что она говорила о Юшке. Он рассказал девушке, что произошло. Спросил, кем она приходится этому человеку.

Девушка ответила, что она сирота, и Ефим Дмитриевич ей не родня. Он заботился о девушке с самого детства, раз в год приносил ей накопленные деньги на жизнь и учебу.

Благодаря ему она окончила университет, стала доктором. И вот теперь приехала вылечить дорогого ей человека, но было уже поздно.

Однако девушка не покинула город, она стала здесь работать в туберкулёзной больнице, бесплатно приходила на дом ко всем нуждающимся, лечила их.

Даже когда она состарилась, не перестала помогать людям. В городе её прозвали дочерью доброго Юшки, слишком поздно поняв, каким необыкновенным и чистым душой был тот человек, которого они погубили.

План повести

Несмотря на то что рассказ сам по себе короткий, не разделен на главы, детям, учащимся в 7 классе, порой довольно сложно прочитать полностью столь эмоциональное произведение. Чтобы упростить себе задачу пересказа повести или создания изложения, стоит заранее составить план с выделением основных мыслей.

Условно его можно разделить на несколько частей:

  • Портрет главного героя Юшки, повествование о его работе и кузнеце.
  • Материальное положение Ефима Дмитриевича.
  • Отношение детей и взрослых к главному персонажу, моральное и физическое давление.
  • Поездки каждое лето в отпуск, никто не знает, куда отправляется ежегодно на месяц Юшка.
  • Плохое здоровье героя, из-за чего он не отправляется в очередную поездку.
  • Трагическая смерть Ефима Дмитриевича.
  • Изменение жизни односельчан после кончины подмастерья кузнеца.
  • Приезд приемной дочери Юшки, которая была обеспокоена отсутствием отца.
  • Рассказ, который заставил измениться злых людей, о доброте главного персонажа.
  • Устройство Даши на работу врачом в том же городе, где раньше жил ее приемный отец.
  • Несение добра людям Юшкиной дочерью.

Придерживаясь каждого пункта такого плана, можно с легкостью написать изложение или краткий пересказ повести, составить отчет для читательского дневника, проникнуться идеей.

Как одевался помощник кузнеца

Он не позволял себе тратить деньги. Почему? Об этом вы узнаете в самом конце рассказа «Юшка». Краткое содержание произведения даёт возможность лучше рассмотреть всю глубину души этого человека. Немолодой мужчина вместо сладкого чая пил воду.

Читайте также:  Краткое содержание хождение по мукам толстой а. н. за 2 минуты пересказ сюжета

Он постоянно отказывал себе в покупке новой одежды, поэтому ходил всегда в одном и том же. Летом его бедный гардероб состоял из блузы и штанов, которые со временем сильно закоптились и были прожжены искрами.

Летней обуви у героя рассказа не было, поэтому в теплое время года он всегда ходил босяком.

Зимний гардероб был таким же, только поверх рубахи помощник кузнеца надевал старый, доставшийся ещё от отца, полушубок. На ногах были валенки, которые от времени тоже продырявились. Но их каждую осень подшивал неутомимый Юшка.

Образ Юшки

Центральным персонажем повести является подмастерье местного кузнеца Ефим Дмитриевич, которого по просторечному называют Юшкой. Добросердечный мужчина выглядел как старик, хотя ему было всего сорок лет. Добросердечный Ефим всегда был примером истинной, святой, чистой любви.

По мнению окружающих, вел себя он предельно странно, о чем говорит цитата: «Он склонялся к земле и целовал цветы».

И поступал он так неспроста, он просто боялся повредить все живое своим дыханием, гладил древесную кору, старательно относил в траву попадающихся на его пути жуков, бабочек, всматриваясь прямо в их глаза, словно ведя беседу с насекомыми.

Отдыхая душой на природе, Юшка забывал о том, что страдает чахоткой, превратившей его из молодого мужчины в старика.

Без всего живого он испытывает одиночество, ведь люди не могут принять Ефима из-за внешности. Но это не умеряет его любви к людям.

Особенное значение в Юшкиной жизни имеет сиротка по имени Даша, выращенная им как родная дочка.

Она живет в Москве, где учится на врача. Он настолько сильно любил приемную дочь, что сам не пил чай, не ел сахар, лишь бы она могла все это позволить себе.

Краткая характеристика, анализ Юшки из одноименной повести Платонова:

  • У него нет жены, родных детей, друзей.
  • Отличается худощавым телосложением и низким ростом.
  • У Юшки нет густых усов или бороды, просто отдельно растущие волоски.
  • Словно затянутые, как у слепого, белой пеленой глаза.
  • Простая одежда, он всегда носил простую блузу и старые рабочие штаны.
  • Спокойный умиротворенный голос и добродушие в каждом слове звучали из его уст.
  • Безобидность и малая разговорчивость.
  • Спокойствие и невозмутимость, даже если кто-то пытался задеть главного героя словами либо действиями.

Из-за добродушия главному персонажу приходилось терпеть постоянные насмешки. Его мог обидеть не только взрослый, но и ребенок, которому привили презрение к больному односельчанину. Несмотря на это, Ефим не проявляет агрессию к окружающим, он молча терпит оскорбления и избиения.

Это еще больше злит оскорбителей, предстающих в рассказе в виде детей. Главный герой принимает подобные действия, словно проявление любви к нему, не подозревая, что рядом с ним стоит не друг, а враг.

Работает Ефим в кузнице, куда отправляется с раннего утра, откуда возвращается самым последним. Трудится он здесь, не покладая рук, на протяжении 25 лет.

Но в глазах окружающих он выглядит ущербным человеком, который ничего не достиг в жизни, им даже страшат детей, говоря, что они могут стать как Юшка, если не будут слушаться.

Счастливым главный герой чувствует себя исключительно вдали от города, наедине с травами, реками и их обитателями.

Главные герои

Юшка

Данный герой характеризуется с положительной стороны. Он очень добр ко всем и всех любит. Всегда отвечал добром на зло, не ожидая взаимности в ответ. Готов жертвовать последним ради незнакомого человека. За всю жизнь не обидев ни одного живого существа. Для него все равны и букашки и люди. Любви обильный человек.

Всю свою жизнь работает за гроши, которые не тратит на себя, а помогает бедной незнакомой сиротке. Эта девочка была для него всем смыслом жизни. Ради нее он вставал по утрам, зная что сегодня он поможет ей заработав немного денег.

Отдавал ей все. Воспитывал ее. Был примером для нее, примером добра, примером того что все заслуживают хорошего отношения ни взирая ни на что. Девочка слушала его и брала пример. После уехала в другой город для получения образования.

Окружающие люди, которых он встречает на своем пути, не понимают его действий и всячески пытаются над ним поиздеваться. Ведь горожане прогнили душой и не замечают за своими поступками всего этого зла.

Но Юшка пытается им это показать и доказать всеми способами. Помогая всем, кто к нему обращался за помощью. Взамен не просил ничего и не принимал благодарности в виде любых вознаграждений.

И вот однажды один из таких плохих людей случайно убивает Юшку.

Краткое содержание

Ефима, работающего помощником в кузнице, в народе прозвали Юшкой. На вид слабый мужчина был словно старик, хотя ему недавно исполнилось лишь сорок лет.

Так старо он выглядел из-за чахотки, подкашивающей его с каждым днем все больше. Он так долго работает в кузнице, что местные жители сверяют по нему часы. Когда тот отправляется на работу, то взрослые поднимают детей.

Когда он уходит домой, то приходит для других время ужина и сна.

Горожане обижают Юшку, постоянно осуждают за спиной, бьют, бросают в него камни и землю. Но он не обижается на людей. Детишки, пытающиеся разозлить помощника кузнеца, порой думают, что он не настоящий, наряду с этим сам Ефим считает подобное поведение выражением слепой любви.

Все заработанные деньги он бережно собирает, а питается только пустой водой. Каждый год летом на целый месяц он уезжает куда-то, но никто из местных не знает, куда и зачем. Некоторые подозревают, что он ездит к дочке, такой же жалкой и немощной как сам отец.

Ежегодно чахотка одолевает больного мужчину все больше. Одним летом он остается дома. Проходя по улице, Юшка встречает пьяного прохожего, задевающего мужчину за живое. Тот не выдерживает и отвечает на злословие веским аргументом, что, раз он появился на свет, значит, он тоже кому-то нужен здесь.

Такие слова не приходятся по вкусу прохожему, он толкает бедолагу в грудь, Ефим падает, теряет много крови и умирает. Все соседи сбежались на похороны подмастерья кузнеца, тело которого мастер нашел на улице. Теперь горожанам не на ком срывать свой гнев и злобу, они начинают скучать по Юшке.

Однажды в город из Москвы приезжает девушка, ищущая Ефима Дмитриевича. Все принимают ее за ту самую дочку, которая представилась Дашей.

Девушка рассказывает, что покойный не был ее отцом, он просто ухаживал за сироткой, которая была для него как дочка.

Даша училась на врача, она была благодарна опекуну, хотела вылечить его, ведь он заслуживал то, чтобы не болеть, но он не приехал в очередной раз, поэтому ей пришлось отправиться на поиски.

Узнав о смерти приемного отца, девушка остается в его родном городе, где работает врачом, а в народе ее все называют Юшкиной дочкой, хотя сами уже не помнят, кем он был.

Главный герой рассказа

Андрей Платонович Платонов написал этот удивительный рассказ в 1935 году. Автор ведет повествование от первого лица, поэтому читателю кажется, что он хорошо знал главного героя произведения.

Звали того Ефимом, но все именовали его Юшкой. На вид этот человек был старым. В его руках уже было мало силы, и зрение подводило — мужчина плохо видел. Работал он в кузнице при большой дороге, простиравшейся в сторону Москвы — выполнял посильные задания. Ефим носил уголь, воду, песок, раздувал горн мехами. Были у него и другие обязанности при кузне. Вот так и работал Юшка.

Жил он у хозяина кузницы на квартире. Рано утром уходил на работу, а поздно вечером возвращался обратно. За хорошее исполнение своих обязанностей хозяин его кормил кашей, щами, хлебом. Чай, сахар, одежду Юшка должен был покупать на своё жалованье, которое составляло 7 рублей 60 копеек.

Отзывы

Прочитав эту повесть, я поняла, что не стоит обижать и обзывать своих одноклассников, например, тех, кто зациклен на учебе или носит очки. Все мы равны, каждый по своему прекрасен. Нужно принимать окружающих такими, как есть, чтобы потом не ощущать чувство вины. Повесть Юшка прекрасно учит этому.

Ангелина

Задали ребенку прочитать этот рассказ. Скажу честно, короткий, но читается тяжело. Очень сопереживали с сыном главному герою. Жаль, что для него все закончилось трагически, а все поняли, что были неправы поздно. Многое можно переосмыслить благодаря повести Юшка, прочитать однозначно стоит.

Светлана

Краткое описание достаточно передает все нюансы рассказа. Написано доступно и понятно с выделением основных мыслей, благодаря чему можно составить отличный и детализированный пересказ. Мне понравилось. Павел

Источник: https://memblog.ru/stihotvoreniya/yushka-kratkoe-soderzhanie.html

Пол Стретерн: Платон за 90 минут

Пол Стретерн

Платон за 90 минут

Платона, без сомнения, можно назвать разрушителем философии. По крайней мере, так считают некоторые современные мыслители. По мнению Ницше и Хайдеггера, с V века до н. э.

вплоть до наших дней философия так и не смогла оправиться от «заботы» Сократа и Платона. Философия возникла менее двухсот лет назад, и в каком-то смысле можно считать, что она едва зародилась.

Но, видимо, уже при самом ее зарождении она пошла неправильным путем.

Сам Сократ не оставил после себя ни строчки. Мы знаем о нем лишь из диалогов Платона. Часто сложно определить, выражает ли персонаж, представленный там, идеи подлинного Сократа или он просто выступает глашатаем идей Платона. В любом случае эта фигура совершенно отличается от предшествующих философов (в настоящее время известных как досократики).

Так как же Платон и Сократ разрушили философию до того, как она на самом деле возникла? По-видимому, они ошиблись, рассматривая ее как рациональную деятельность. Введение анализа и убедительной аргументации все испортило.

Что же представляла собой эта ценная досократовская традиция, разрушенная внесением разума? К досократикам относится ряд замечательных чудаков, которые задавали всевозможные глубинные вопросы: «Что есть реальность?», «Что есть существование?», «Что есть время?». На многие из этих вопросов философы не нашли ответ и до наших дней (к ним относятся и те современные философы, которые отказываются играть в эту игру, сразу заявляя, что такие вопросы не могут задаваться).

Несомненно, самым интересным (и самым странным) из досократиков был Пифагор. Сегодня Пифагора больше всего помнят по его теореме, которая приравнивает квадраты сторон прямоугольного треугольника квадрату гипотенузы.

На протяжении веков эта теорема давала многим первое подлинно математическое понимание того, что они никогда не понимали математику.

Именно Пифагор на Платона оказал наибольшее влияние, и к нему мы должны обратиться в поисках истоков платоновских идей.

Пифагор был больше, чем просто философ. Он также успешно совмещал роли религиозного лидера, математика, мистика и врача-диетолога. Это требующее усилий интеллектуальное искусство оставило свой отпечаток на его философских идеях.

Пифагор родился на острове Самос около 580 года до н. э., но бежал от местного тирана, чтобы основать свою религиозно-философско-математически-диетическую школу в греческой колонии Кротон на юге Италии. Там он написал длинный список правил для своих учеников — мистиков и поклонников диет.

Среди прочих запретов наибольший упор делался на то, что нельзя есть бобы и сердце, первым брать ломоть хлеба и позволять ласточкам гнездиться под крышей своего дома. Кроме того, ни при каких обстоятельствах нельзя было есть собственную собаку. Аристотель утверждает, что Пифагор также показывал кое-какие чудеса, хотя (что нетипично для Аристотеля) не приводит их описания.

Читайте также:  Краткое содержание ванькины именины мамин-сибиряк за 2 минуты пересказ сюжета

С точки зрения Бертрана Рассела, Пифагор «соединял в себе Эйнштейна и миссис Эдди» (основательница Христианской Науки).

Увы, ряд впечатляющих заслуг Пифагора не нашел отклика у граждан Кротона. Постепенно они от всего этого устали, и Пифагору снова пришлось бежать. Он осел около дороги на Метапонт, где и умер около 500 года н. э. Его учение процветало еще около ста лет, распространяемое по южной Италии и Греции его учениками — мистиками и математиками. Именно от них Платон и услышал о Пифагоре.

Как и Сократ, Пифагор из предосторожности ничего не писал. Его поучения дошли до нас только через работы его учеников.

Теперь мы знаем, что именно их заслугой является многое из той пестрой мозаики мыслей, мистических практик, математики, философии и заблуждений, которая сегодня называется пифагореизмом.

На самом деле известная теорема Пифагора о квадрате гипотенузы была почти наверняка открыта не самим Пифагором. (К радости нематематиков, это означает, что и сам Пифагор не понимал теорему Пифагора.)

Можно предположить, что на Платона глубоко повлияло известное изречение Пифагора: «Все есть число». Оно является ключом к чисто философскому мышлению Пифагора, которое было столь же глубоким, сколь и влиятельным. Пифагор верил, что за изменчивым миром иллюзий стоит абстрактный гармоничный мир чисел.

В действительности его понимание числа было ближе к тому, что мы бы назвали «формой». Физические объекты были образованы не из материи, но состояли только из форм — форм и структур, — от которых они произошли. Идеальный мир чисел (или форм) был полон гармонии и представлялся более реальным, чем так называемый реальный мир.

Именно Пифагор или пифагорейцы открыли связь между числом и музыкальной гармонией. В свете этого открытия теория форм (или чисел) Пифагора не кажется такой уж неправдоподобной.

Как не кажется она ложной и в свете современной субатомной физики, которая с большей готовностью обращается к числам и описаниям форм, чем к определению субстанции.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/filosofiya/334607-pol-stretern-platon-za-90-minut.html

Платон — Биография Платона

Здесь можно скачать бесплатно » Платон — Биография Платона» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Биография Платона» читать бесплатно онлайн.

Биография Платона

ПЛАТОН (Platon) (род. 427 — ум. 347 гг.до н.э.) — греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование.

Возможно, слушал лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. Согласно легенде, после первого же разговора с ним Платон сжег свою трагическую тетралогию, подготовленную для ближайших Дионисий.

Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ которого он с таким пиететом рисовал впоследствии в своих диалогах. В 399 г. Сократ, приговоренный к смерти, закончил жизнь в афинском узилище. Платон, присутствовавший на процессе, не был с Сократом в его последние минуты.

Возможно, опасаясь за собственную жизнь, он покинул Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал в Египет и Кирену (где встретился с Аристиппом и математиком Феодором), а затем в Южную Италию колыбель элеатизма (Парменид, Зенон Элейский) и пифагорейства (Пифагор).

По другой версии, Платон из Египта возвратился в Афины и лишь оттуда поехал в Италию. В Таренте он посетил известного пифагорейца Архита, а в Локрах Тимея. Ок. 388 г. Платон покинул Италию и уехал на Сицилию, в Сиракузы, где правил Дионисий I Старший.

Приверженцем его философии стал родственник Дионисия, молодой Дион, но Платон поссорился с тираном, и тот удалил его из своего государства. Возможно, общение с Дионом вдохновило его по возвращении в Афины основать в садах Академа первую философскую школу, знаменитую Академию, где он преподавал до самой смерти.

В 367 г. в Сиракузах умер Дионисий Старший, и Платон, по просьбе Диона, во второй раз приехал ко двору сиракузских тиранов в надежде, что новый правитель Дионисий Младший легче подвергнется его влиянию и что он таким образом воплотит в жизнь свою мечту о философе на троне и о государстве, управляемом мудрым и справедливым царем.

Но эта миссия не удалась. Дионисий Младший сначала гостеприимно принял философа и заинтересовался его учением, но в конце концов, как и его предшественник, вынудил Платона покинуть Сицилию и — более того — приговорил к изгнанию Диона, подозревая его в заговоре. В 361 г. Платон предприиял третье и последнее путешествие на Сицилию.

Об этом его просил Дион, к этому же склоняли пифагорейцы, но он напрасно пытался воздействовать на Дионисия и получить разрешение на возвращение Диона. Тиран не только отказал ему в просьбах, но и конфисковал имущество Диона. Удерживаемый в Сиракузах насильно, Платон только при содействии Архита смог покинуть государство.

Он возвратился в Афины и там руководил Академией до самой смерти в 347 г.

До нас дошли, по-видимому, все сочинения Платона. Полное их собрание насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона Среди них находятся также неаутентичные диалоги. Авторство и хронология сочинений Платона долго и тщательно исследовались начиная еще с эпохи эллинизма (Аристофан Византийский, II в. до н. э.).

В конце XIX в. была установлена последовательность платоновских диалогов в рамках четырех различных групп: сократических, платонических, среднеплатонических и поздних. Это разделение было принято повсеместно, однако некоторые настаивают на существовании только трех групп (сократические диалоги, диалоги среднего периода и позднего периода).

К первой группе принадлежат: Ион, Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Хармид, Лахет, Лисий, Эвтифрон, Алология, Критон, Протагор, Горгий, Менон; ко второй: Федон, Пир, Федр, Кратил, Евтидем, Теэтет, Парменид, Государство (Politeia, кн. II-X); к третьей: Софист. Политик, Филеб, Тимей, Kpumuй, Законы (Nomoi) и Письма.

В диалогах раннего периода, так называемых сократических, главную роль играет Сократ.

Дифференцируя этические понятия вместе со своими собеседниками, он указывает, какие определения не следует принимать за истинные, разбивает аргументы противника, возобновляет попытки, ни одна из которых его не удовлетворяет, и в конце концов оставляет вопрос открытым. (На это впоследствии будут ссылаться скептики.) Здесь еще нет речи об идеях.

Диалоги среднего периода представляются наиболее зрелыми в художественном отношении (Пир, Федр, Государство), их отличают четкость композиции и поэтическое вдохновение. Платон формулирует в них принципы своего идеализма, выразителем которого он делает Сократа.

Произведения позднего периода содержат модифицированное учение об идеях (концепция Мировой Души — Филеб, Тимей). Сократу в них принадлежит роль слушателя, а в Законах он и вовсе не появляется. Изменяется стиль платоновских сочинений, а язык изобилует частицами и фразеологическими оборотами.

Все произведения Платона, кроме Апологии и Писем, являются диалогами.

Платон считается творцом этого жанра литературной прозы; эта форма казалась ему наиболее подходящей для представления диалектического метода и индуктивных выводов Сократа и его попыток дефиниции понятий, которые он предпринимал с учениками в разговорах и дискуссиях на площадях и улицах Афин. Ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложил своей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе. Это подтверждает он сам в письме VII, в котором мы находим более всего автобиографических мотивов и которое является одним из важнейших источников знаний об учении Платона. Подробнее всего Платон рассказывает о нем в Пире, Федоне, Федре и Государстве (знаменитый миф о пещере), а затем в Пармениде, Филебе и Тимее.

Свои философские изыскания Платон начал с утверждения, что существовавшие до тех пор греческие философские теории не могут быть истинными, поскольку они противоречат друг другу; например, Гераклит, опираясь на свидетельства чувств, провозгласил мировым принципом изменение, а Парменид утверждал, что бытие неизменно, вечно и неподвижно и что познать его можно только разумом, а не чувствами, ибо они обманчивы. К учению об идеях Платона привела дорога, указанная Сократом, который учил, что обязательно нужно уяснить для себя, чем является каждая вещь, о которой говорится, что требуется дать ее определение. В сократовских этических дефинициях, согласно Платону, заключалась вечная истина. Они являются «образцами» для мира вещей. Платон распространил эти черты неизменности и «образцовости» на все понятия. Например, предметами понятия «прекрасное» не могут быть прекрасные вещи, ибо они изменчивы и разнородны. Следовательно, должно существовать непостигаемое напрямую, единое и неизменное «прекрасное в себе» — идея прекрасного.

Так же обстоит дело со всеми понятиями. Им соответствуют вечные и неизменные бытия, которые Платон назвал идеями. Так как все вещи бывают высшими или низшими, то в мире идей тоже есть иерархия — от низших до все более всеохватных и высших идей — с идеей добра-красоты во главе.

Существует также два мира: познаваемый чувствами, бренный и изменчивый, или гигнетический (gignomai — являюсь), и мир, познаваемый разумом, вечный и неизменный — онтологический (on, ontos — сущий), вещи и идеи. Только идеи поистине существуют, вещи же только «являются», они — тени идеи.

В письме VII Платон проводит известное разграничение между: 1) именем; 2) определением; 3) зримым образом каждой вещи; 4) чувственным знанием о ней; и наконец 5) «тем, что познаваемо и поистине существует» — идеей.

В дальнейшем Платон говорит о том, что трудно связать мир идей с миром чувственно воспринимаемых предметов.

В Пармениде он размышляет над тем, каким образом неизменные и вечные идеи могут воплощаться в бренных и изменчивых вещах и каким образом эти вещи присутствуют в так понимаемых идеях.

Эти проблемы он пытается разрешить в Тимее и Филебе, где различает 4 вида сущего: 1) беспредельное (apeiron) материя; 2) предельное (peras) — идеи; 3) смешанное (symmisgomenon) — мир явлений; и 4) причина (aitia) этого смешения — ум, живущий в душе. Мир, как и человек, обладает не только телом, но и душой.

Мировая душа и является, согласно Платону, тем самым связующим звеном между миром идей и миром явлений. Ум, который в Тимее Платон называет демиургом, по образу идеи формирует из пассивной материи мир явлений, который представляется лишь отражением мира идей.

Тимей является одним из самых прославленных и чаще всего комментируемых платоновских диалогов. Однако представляется, что он вызвал резкую критику со стороны учеников Академии. В VII письме Платон сообщает, что он нигде не изложил полностью своего учения. Для его подтверждения он обратился к математическим спекуляциям.

Так же, как он различал два мира, Платон различал два рода познания: познание чувствами и познание умом. При помощи чувств мы познаем окружающий нас действительный мир, идеи же воспринимаются умом, который Платон называет также «оком души». Чувственному и дискурсивному познанию Платон противопоставил познание интуитивное, с кульминацией в экстазе (письмо VII).

Много внимания уделил он проблеме души и обоснованию ее бессмертия (знаменитая теория анамнеза).

Источник: https://www.libfox.ru/43097-platon-biografiya-platona.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector