Произведения русской литературы XVIII века до сих пор не теряют свою актуальность. Например, краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» (по главам) читал почти каждый школьник.
Данное произведение освещает несправедливое отношение к крестьянам со стороны остальных классов.
Автор пытается донести до читателя свое негодование и тревогу по поводу жестокости, небрежности и безразличия к крепостным людям.
Главные герои произведения
В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» герои – прототипы обычных людей российского общества того времени. Путешественник (он же рассказчик) странствует по миру, пытаясь отыскать правду. Он постоянно сталкивается с крестьянами, знатью, дворянами. Главный герой – честный и добрый человек, с открытым сердцем, который очень хотел бы помочь несчастным.
Глава 1-я: выезд
Дворянин среднего возраста, состоятельный человек, является главным героем произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», сюжет построен на увиденном в пути, знакомствах, рассказах людей разных сословий. Он отправляется в своем экипаже. Выехал сразу после ужина в кругу друзей. Ночью прибыл на почтовый двор. На вопрос, где они сейчас находятся, извозчик ответил, что в Софии.
Глава 2-я: София
Описывается, как трудятся работники станций, на которых путники меняют лошадей. Служащие отказали в замене животных, соврав, что все уже заняты. Однако главный герой лично убедился, что лошади в конюшнях есть, и отправился напрямую к ямщикам. За минимальную мзду они представили ему свежих животных, и путешественник смог продолжить путь.
Глава 3-я: Тосна
Дорога из Петербурга сначала казалась хорошей, но после прошедшего дождя улицы стали совершенно размыты и проехать по ним стало почти невозможно. Путешественник решил сделать остановку. В избе он увидел стряпчего, разбиравшего бумаги.
Он направлялся в Петербург. Путешественник и стряпчий разговорились. Последний поведал. Что работает регистратором в архиве и занимается родословными. Он хотел продать их дворянам, но путешественник назвал это глупым решением и посоветовал сбыть бумаги на обертки разносчикам.
Глава 4-я: Любани
Отдохнув, главный герой продолжил путь. Как-то раз он решил немного пройтись пешком и встретит крестьянина, который пахал в воскресенье, да еще в самую жару. Путешественник удивился, почему человек не отдыхает. Они разговорились, и выяснилось, что у крестьянина большая семья – шестеро детей, а ему приходится всю неделю работать на местного помещика.
В итоге, чтобы прокормить свою семью, приходится трудиться по выходным и ночами. Особенно крестьянин сокрушался, что его помещик отдает временно своих работников другим зажиточным соседям. Однако простые люди с этим сделать ничего не могут. Главный герой сильно огорчился от такой несправедливости и устыдился, что сам иной раз плохо обращался со своим слугой.
Глава 5-я: Чудово
Неожиданно в избе зазвонил входной колокольчик и в помещение вошел друг путешественника – некий К., который тоже приехал из Петербурга.
Он рассказал о морской прогулке, во время которой судно чуть не потонуло. Заметил, что в такие моменты границы между богатыми и бедными полностью стираются.
Героически поступил и Павел, капитан судна, который спасал всех, независимо от их положения.
Он первым смог попасть на берег и попросить помощи у солдат. Однако их начальник спал, а подчиненные не разбудили его, побоявшись гнева. Тогда Павел обратился за помощью к простым солдатам, и они помогли спасти людей с тонущей лодки. В результате все были спасены. Однако Ч. был сильно возмущен поведением начальства гарнизона и уехал из города.
Глава 6-я: Спасская крепость
Путешественник, остановившись переждать ливень на очередной станции, услышал, как разговаривала супружеская чета.
Муж работал присяжным и рассказывал об одном чиновнике, который за привоз ему устриц расплачивался из государственной казны. После того как дождь прошел, главный герой хотел снова отправиться в путь.
В это время к нему в попутчики напросился незнакомый человек.
Он рассказал, что был успешным купцом, но из-за мошенников попал под суд. Супруга была на сносях, сильно расстроилась и родила преждевременно.
Женщина с новорожденным ребенком скончались через трое суток. Купец был заключен под стражу, но нашлись люди, которые помогли ему сбежать.
История вызвала сильное впечатление у путешественника, и он начал думать, как сообщить о происшедшем в высший суд.
Однако благим намерениям помешал сон. Во сне он оказался правителем, который думал, что в стране все хорошо. Неожиданно заметил в толпе женщину – Истину. Она открыла ему глаза на правду. В действительности дела в государстве шли ужасно. Когда путешественник проснулся, он понял, что это был сон, а хороших царей в реальности не бывает.
Глава 7-я: Подберезье
Главный герой не смог продолжить путь, так как разболелась голова, и он решил выпить кофе с молодым человеком, который оказался рядом за столом. Они разговорились, и незнакомец рассказал, что учился в семинарии, направлялся в Петербург, к дяде. По словам студента, путешественник понял, что обучают их очень плохо.
Когда молодой человек уходил, обронил клочок бумаги. Путешественник из любопытства прочел его. Студент выражал на бумаге свое огорчение, что вместо истины в народе верховодит заблуждение и невежество. Путешественник был полностью с этим согласен.
Глава 8-я: Новгород
В грустных мыслях он въехал в Новгород. Несмотря на то что в городе было много величественных монастырей, а торговля шла успешно, он все равно находился в плохом состоянии. Ранее Новгородом управлял народ, а князья были менее влиятельны. Все изменилось после захвата города И. Грозным.
В результате Новгород был полностью разорен. Путешественнику не давали покоя горькие мысли, почему сила дает право людям распоряжаться чужими судьбами. Главный герой пообедал у Карла Дементьевича, купца и понял, что вексельная система не гарантирует честности, бесполезна, и даже потворствует обогащению с помощью воровства.
Например, гостеприимный хозяин слыл уважаемым человеком, но обманывал людей, беря авансы, а взамен ничего не отдавая. При этом он не считал себя вором, а от законной кары спокойно ушел, так как все имущество купца было переписано на супругу. И такие происшествия происходят по всей стране. Путешественник с горечью отмечает, что закон и суд несовершенны.
Глава 9-я: Бронницы
Главный герой поднимается на возвышенность, где раньше был храм для языческого поклонения. Там он долго размышляет о Боге, жизни, людях. Он приходит к мысли, что только сам человек имеет право распоряжаться собственной судьбой, а чтобы она была счастливой, должен сам прилагать к этому усилия, а роль Бога – в моральном воспитании.
Глава 10-я: Зайцово
На дворе в Зайцево путешественник встретил своего приятеля Крестьянкина. Он служил начальником суда. Они не виделись многие годы и с удовольствием восполнили этот пробел беседой. Оказалось, что несправедливое отношение к крестьянам и человеколюбие стали причиной его отставки после одного дела. Один помещик купил деревню, где и поселился с семьей.
Он очень жестоко обращался с крестьянами, издевался над ними. Однажды почти изнасиловал девушку перед венчанием. Тут людское терпение лопнуло. Крестьяне убили помещика и его семью. Крестьянкин понимал их, считал невиновными, а сослуживцы настаивали на суровом суде, чтобы предотвратить подобные случаи. Не желая принимать в этом участие, друг путешественника ушел со службы.
После этого главный герой получил послание от друга. Он писал о свадьбе двух стариков. Женщина 62-х лет ранее заведовала публичным домом и на этом разбогатела. Ее жениху, барону Дурындину, исполнилось 78 лет. Он решил жениться из-за богатства невесты.
Глава 11-я: Крестьцы
Описывается, как выросшие сыновья отправляются на военную службу. Главный герой размышляет, кем становятся потом дворянские дети, ведь если в них нет нравственности и доброты, то что от них ожидать в будущем?
Глава 12-я: Яжелбицы
В Яжелбицах дорога путешественника проходила мимо кладбища. Герой услышал отчаянные стенания отца по умершему сыну. Его родитель считал себя виновным в его гибели.
Оказалось, что сын уже родился больным. Причиной стали лекарства из ртути, которые принимал его отец, когда был молодым, излечиваясь от венерического заболевания.
Путешественник задумывается о пороках, в частности, о разврате, что его нужно искоренять полностью.
Глава 13-я: Валдаи
Рассказывается о городе Валдаи, имеющим дурную славу. В этом месте много развратных девиц, которые предлагают свои услуги приезжим. Многие соглашаются провести приятно время в бане с услужливыми дамами. Путешественник описывает местные нравы.
Глава 14-я: Едрово
Добравшись до Едрово, он увидел крестьянок и сравнил их с богатыми дамами. Они, несмотря на дорогие корсеты и пышные платья, сильно уступают простолюдинкам в красивых сарафанах.
Путешественник разговорился с одной из крестьянок, Анной. Девушка рассказала, что ее отец умер, она живет с матерью и маленькой сестрой и мечтает выйти замуж.
У нее уже есть жених, но свадьбу сыграть не получается, так как на выкуп нужно собрать сто рублей, а для них это большие деньги.
Главный герой хотел помочь и предложил нужную сумму, но Девушка и ее мать решительно отказались. Несмотря на нищету, они не потеряли гордость. Потом оказалось, что жениха уже выкупил его отец. Путешественник предлагал деньги молодым, чтобы поддержать семью на первых порах, но молодые люди отказались и от этого предложения. Продолжив путь, он размышляет о нравственности и неравных браках.
Глава 15-я: Хотилов
Этот отрывок повествования затрагивает отмену крепостного права. По дороге главный герой находит бумаги, оставленные его другом, который проезжал здесь ранее. В них крепостничество оценивается как преступление, зло, рабство и явный призыв к отмене этого ярма для крестьян.
Глава 16-я: Высший Волочок
Оказавшись в Высшем Волочке, путешественник видит цветущие поместья и поля, много товаров. Все это – благодаря тяжелому крестьянскому труду. Ему сразу вспомнился один помещик, которого барину часто ставили в пример.
Мужчина, решив приумножить свои богатства, заставил крестьян трудиться без выходных целый год. Одновременно отнял у них скотину и даже землю.
Доходы помещика увеличились многократно, но, по мнению автора, это было достигнуто варварским, преступным путем и за такую жадность необходимо наказывать.
Глава 17-я: Выдропуск
Путешественник размышляет о нравах и роскоши, царящих при дворе. Главный герой продолжает читать забытые бумаги, которые забрал с собой, и нашел проект об изменении должностей при дворе. Главная мысль в этих рассуждениях – человек должен отличаться и цениться по своим поступкам, а не за счет уровня богатства.
Глава 18-я: Торжок
В этой главе речь идет о цензуре и ее ненужности. Главный герой знакомится с молодым человеком, который едет в Петербург как раз по этому вопросу. Он считает, что цензура не нужна вовсе, так как ее вполне заменяет народное мнение.
Глава 19-я: Медное
Продолжив свой путь, главный герой читает статью о торгах, на которых продаются крестьяне и имения. Этим занимаются многие разорившиеся помещики.
Чтобы избежать нищеты, они продают имения вместе с крестьянами. При этом их семьи часто разделяются и оказываются у разных хозяев.
Для крестьян это большая трагедия, однако, закон не на их защите, бедняки оказываются бесправны.
Глава 20-я: Тверь
Добравшись до Твери, путешественник знакомиться с молодым поэтом, который расстраивается, что в России не дают раскрыться поэзии в полной мере. Все произведения неинтересны, чересчур просты. Большинство господ предпочитают французский язык, забывая русский. Поэт знакомит путешественника со своими творениями, которые планирует скоро напечатать.
Глава 21-я: Городня
В Городне главный персонаж видит, как забирают крестьян на службу. Власти бесчеловечно забирают даже единственного кормильца у больной матери, которая после этого оказывается, обреченной на голод и смерть. Некоторые молодые люди видят в службе спасение от постоянных унижений помещиков.
Некоторые крестьяне стоят в кандалах. Они были проданы незаконно, зато их прежний хозяин получил хороший куш. Среди отправляющихся в армию находится даже француз, который не смог заработать себе на жизнь и он продал себя, став крестьянином, а потом солдатом.
Глава 22-я: Завидово
Добравшись до Завидово, путешественник столкнулся с ситуацией, как иногда наглеют офицеры. Один из них потребовал, чтобы главный герой подарил ему своих лошадей. Однако он дал офицеру резкий отпор.
Ямщики же постарались как можно быстрее сменить животных наглецу, чтобы он смог продолжить путь. Путешественник рассуждает, о деградации пресмыкающихся людей перед высокими чинами и что последние – ничтожества и недостойны даже капли уважения.
Глава 23-я: Клин
На станции главный герой встречает нищего слепого старика, просящего милостыню.
Путешественник хотел дать ему намного больше, чем кидали остальные, но старец попросил просто теплую вещь, которая бы его согревала.
Позже главный персонаж узнал, что подаренный им платок старик носил до самой смерти и в нем же был и похоронен. Путешественнику было приятно. Что он смог помочь старцу.
Глава 24-я: Пешки
Оказавшись в Пешках, он остановился отобедать в крестьянской хате.
Хозяйка рассказала о тяжелых жизнях простых людей – как они едят испорченный хлеб, многие не пробовали даже сахара, хотя все это делают своими руками. Женщина жалуется на несправедливость и нищету.
Путешественник задумывается, почему помещики так жестоки по отношению к своим крепостным и не стараются обеспечить нормальные условия для жизни.
Глава 25-я: Черная грязь
В этой части рассказывается о необычной свадьбе, на которой удалось побывать главному герою. Жених и невеста оказались грустными и вступали в брак без радости. Свадьба проводилась насильно, по приказу помещика. Путешественник задумался, что такие союзы не приносят людям счастья. Получается, что насильные браки приравниваются к преступлениям.
Вклад в культуру М. Ломоносова
В заключительной части автор повествует о том, какой вклад внес М. Ломоносов в культуру и науку. Он родился в бедной семье, но нашел в себе силы покинуть ее и получить хорошее образование. Путь его был труден, но в конце он был вознагражден.
Основная мысль и идея произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» заключается в осуждении богатого класса на примере помещиков, жестокости и бесчеловечности по отношению к простым крестьянам. При этом автор делает акцент на их жизнях, описывая разные моменты, показывая самодурство богачей и трагичность крестьянской судьбы.
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-po-glavam.html
Путешествие из Петербурга в Москву
Книга представляет собой путевые записки дворянина средних лет.
Краткое содержание повести «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам предлагает познакомиться с впечатлениями автора от встреч на почтовых станциях, населенных пунктах, расположенных по пути из одной столицы в другую. Путешественник записывает свои мысли, читает дневники и научные труды тех, с кем пришлось встретиться в дороге.
Главный герой – человек, путешествующий по стране. Он состоятельный дворянин, жалеющий русское крестьянство и осуждающий несправедливость государственного устройства.
А.М.К. Любезному другу
Автор обращается к другу с размышлениями о человеке. Вокруг столько горя, что душа переполнилась страданиями. Мысли привели к выводу, что все
«…бедствия человека происходят от человека».
София
Путешественнику требуется замена лошадей. Он ищет почтового комиссара. Тот спит и не хочет помогать ночному визитеру. Комиссар врет, что лошадей нет, в конюшне спокойно отдыхали до 20 коней. Понятно, что все они были худы, но довезти автора до следующего стана могли. Ямщики, которым путешественник даровал 20 копеек, запрягли кибитку, он продолжил путь.
Тосна
Дорога, которая когда-то была наилучшей (во время проезда государя), превратилась в непроходимую грязь. Автор останавливается в постовой избе для отдыха и встречает там стряпчего. Он рассказывает о своем труде.
Он создал книгу о российском дворянстве. Стряпчий надеялся, что его труд поможет доказать старинное происхождение дворян любой фамилии.
Глупые рассуждения автор воспринимает как хвастовство древних пород, которое истребили века.
Любани
Путешественник встречает в пути пахаря. Крестьянин работает с усердием, поражает легкость движений мужика. Автор удивлен тем, что мужик пашет в воскресные дни. Он спрашивает, не раскольник ли крестьянин. Мужик объясняет труд просто: неделю он работает на барина, на свою семью остаются выходные.
Автор еще больше удивлен. Как справляется мужик, тот добавляет, что им остаются еще ночи. У барина 100 рук трудятся на один рот, а у крестьян 2 руки на семью. У мужика в ней 7 ртов. Мысли о жестокости помещиков вызвали осуждение.
Автор вспомнил, как он иногда награждает слугу Петрушку пощечинами и подзатыльниками.
Чудово
Рассказчик встречает своего приятеля Ч. Он рассказывает ему о своем приключении во время морской прогулки. Судно попадает в грозу. Ветер загнал его между двух камней. Вода набиралась, и люди боялись утонуть. Силы их быстро иссекали. Рулевой Павел поплыл к берегу за помощью.
Начальник спал, и его помощники не стали будить. Павел нашел помощь. Господин Ч. отправился к начальнику, ему хотелось понять причину отказа гибнущим. Начальник не принял претензии, в его должностных обязанностях не было спасения людей. Такое отношение поразило автора-рассказчика.
Грустно становится всем.
Спасская полесть
Путешественник собирался продолжить путь, но ему помешал дождь. Пришлось остаться на ночлег в избе. Здесь же остановилась чета присяжных. Автор стал невольным слушателем истории, которую муж рассказал жене. Она повествовала о государевом наместнике — любителе устриц. Он отправлял своих подчиненных в Петербург за деликатесом, за это награждал их чинами.
Утром путешественник уже собрался отправиться, как к нему попросился в попутчики странный человек. Он рассказывает, что стал участником частного откупа. Мужчина перешел из купеческого звания в дворянское, но попался на зависти стряпчего и был записан в преступники.
Попутчик потерял дом, семью и вынужден скрываться. Множество мыслей возникло в голове, путешественник задремал. Ему приснился странный сон. Он представил себя царем, шахом, человеком, сидящим на престоле. Лавровый венок, золотой трон, меч из серебра.
Две книги лежали на весах: Закон милосердия и Закон совести. Казалось спящему, что все вокруг него прекрасно. Его восхваляли стоящие вокруг трона. Появилась женщина, назвавшая себя Истиной, врачом. Она очистила зрение, сняла пелену с глаз. Все сразу изменилось.
Народ несчастлив, чиновники – обманщики. От увиденного ужаса, путешественник просыпается.
Подберезье
Тяжелый сон вызвал головную боль. Рассказчик готовит себе по рецепту нянюшки кофе. Выпить весь напиток не хватило сил, и он угостил семинариста. Юноша шел из Новгорода в Петербург. Семинарист рассказывает о науках, которые получает. Юноша жалуется на неинтересные и ненужные знания.
Учение идет на латинском языке, половина предметов остаются непонятными. Автор успокаивает юношу, скоро науки будут преподаваться по желанию студентов. Семинарист отправился в путь, но потерял «пук бумаги». Автор решил почитать то, чем увлечен молодой человек. Это оказались записки о мартинизме, новом веянии среди мистиков — масонов.
Путешественник не разделял таких взглядов и стал мысленно спорить с мартинистами.
Новгород
Подъезжая к «Новугороду», автор рассматривает монастыри. Народ был в городе истинным государем. Новгородские вече славились на всю Русь. Вышел рассказчик, постоять на реке Волхов. Задумался об истории города. Не понятен стал ему поступок Ивана Грозного, разорившего и уничтожившего Новгород.
Прекратило существовать народное право. В главе приведен отрывок из «Летописи Новогородской». Колокольный звон собирал народ, но царь Иван отнял колокол. Летопись завершается вечной истиной, доказывающей временный промежуток любой царской власти: Новгород стоял на прежнем месте каждый новый век.
Рассказчик попадает в городе к Карпу Дементьичу на второй день свадьбы сына. Именитый горожанин, купец Карп – обманщик и аферист. Он хитер и умен. Чтобы не попасть под суд, все имущество оформил на жену. Пир был таким обильным, что рассказчик еле сумел остаться трезвым и с трудом покинул гостеприимного хозяина.
Бронницы
Около Бронницы путешественник решил остановиться. Ему захотелось постоять на месте храма, основателя пропавшего в веках древнего города Холмоград. Автор дошел до маленькой церкви – все, что осталось от древнего величия. Мужчина обращается к Всевышнему с молитвой. Он уверен, что человек должен творить только благие дела, а не разрушения.
Зайцово
Автор встречает здесь еще одного приятеля – господина Крестьянкина. Мужчина с такой фамилией служил в уголовной палате. Он разбирал дело о помещике, которого забили насмерть крестьяне. Добился он всего, двигаясь с низов, но добившись власти, стал чувствовать себя Богом, властителем.
Он относился к крестьянам как к скоту: отнял землю, отобрал скотину, сек не только розгами, но и кошками. Жена и сыновья были не менее жестокими. Дочери увечили прядильщиц. Мужики убили его и сыновей. Все произошло перед свадьбой.
Один из сыновей хотел поглумиться над невестой, но жених ударил его колом по голове. Помещик приказал высечь жениха. Терпел мужик истязание, но не смог вытерпеть, когда заметил, что его любимую повели в дом другие братья. Он выхватил «заборину» и стал защищать себя и невесту.
Крестьяне окружили господ и забили их насмерть. Господин Крестьянкин ушел со службы, чтобы не участвовать в несправедливом суде.
Автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Он рассказывает новость: поженились два старика. Невесте 62 года, жениху – 78 лет. Барон Дурындин женится из-за наживы. В таком возрасте он мечтает о деньгах. Жена разбогатела на девушках. Она хозяйка «дома терпимости», в бывшем сама занималась непристойным трудом.
Крестьцы
Здесь автор становится свидетелем прощания отца с сыновьями, уезжающими на службу. Отец обязан выполнять государственную обязанность, но отпустить от себя детей ему тяжело. Он обращается к ним со словами скорби. Отец говорит о любви к ним матери. Речь звучит трогательно. Рассказчик начинает рассуждать об отношениях между поколениями.
Яжелбицы
Здесь то же прощание, но более тяжелое. Отец хоронит сына. Он не дает опустить гроб, вцепившись в крышку. Крики и слезы отца задевают автора. Он начинает понимать причину слез. Распутство в молодости привело отца к страшно болезни.
Чтобы излечиться, он принимает лекарство, которое влияет на потомство. Именно отец виноват в болезни сына и скорой смерти. Автор размышляет о «смрадной болезни», которая уничтожает целые поколения. Бороться с развратом должны все государства.
Валдаи
Путь проходит через городок Валдаи. Он славится банями, где можно заняться развратом и любовью с женщинами. История города символична. Монах влюбился и каждую ночь покидал свою келью, чтобы насладиться женскими ласками. Встречи проходили в бане. Монаху приходилось плыть через озеро.
Взаимная страсть была настолько сильна, что мужчину не пугали ветра и дожди. В одну из ночей природа взбушевалась и помешала добраться до берега. Монах утонул. Женщины, по размышлению путешественника, недолго горюют. Уже на следующую ночь они ублажали в бане других путников.
Валдайские бани сделали город известным на всю страну.
Едрово
Путешественник выходит из кибитки, чтобы отдохнуть и попадает в толпу деревенских женщин. Автор рассказа понимает, что крестьянки намного привлекательнее знатных барышень, «городских боярынек». Дорогие корсеты и модные ткани не сравнимы с внешностью деревенских девушек с чистейшими белыми зубами, веселым взором, здоровьем на щеках. Одна из девушек Анна.
Она не может выйти замуж по любви, так как у жениха нет денег на свой выкуп. Нужно 100 рублей. Автор так покорен искренностью речей девушки, что готов дать ей нужную сумму. Он идет в дом Анны. Мать отказывается от денег. Она объясняет, что им не могут давать деньги просто так. Все в округе воспримут это платой за безнравственность, а ей дорога честь дочери.
Путешественнику приходится согласиться с бедной женщиной. Он продолжает свой путь в раздумьях о неравных и нелепых браках, когда зрелых крестьянок выдают замуж за 10 –летних мальчишек, а богатые дворяне престарелого возраста берут в жены юных девушек.
Хотилов
Автор наслаждался внутренней тишиной, когда на почтовом разъезде нашел замаранную грязью бумагу. Путешественник расспросил, кто проезжал и оставил бумаги, попросил отдать их ему, так как знал владельца записей.
Размышления велись об уничтожении рабства в России. Особое внимание пишущий обращал на сельское рабство, с него и призывал начинать. Крепостничество – зло, преступление.
Его отмена – дело ближайшего будущего, поэтому у главы есть другое название – проект в будущем.
Вышний Волочок
Город славится шлюзами. Каналы наполнены баржами с хлебом и товаром. Но восхищение перешло в негодование. За каждой наполненной баржой стоял изнуряющий труд крестьянина, горькие слезы нищих.
Рассказывает автор о помещике, который решил за счет небольшой деревни получить огромный доход. Крестьяне работали на барина все дни. «Узников» лишили всего, даже самого насущного. Прославился помещики как знаменитый земледелец. Нажитое грабежом и насилием осуждалось автором.
Он призывал сжечь все и осудить пример помещика, чтобы другие не заразились той же болезнью.
Выдропуск
Рассказчик возвращается к чтению записок приятеля «Проект в будущем». Речь идет о придворных чинах. Правители окружают себя толпой прихвостней и льстецов из знатных людей и мелких придворных. Они живут в роскоши и лени. В записках речь идет о необходимости делать добрые и полезные дела. Только поступки отличают настоящего правителя, а не уровень его благополучия.
Торжок
В городе путешественник встречает человека, который везет в Петербург прошение об отмене «ценсуры». Он считает, что печатать могут все, «кому что на ум ни взойдет». Слова – это не преступления, в них нет вреда. Он не согласен с необходимостью проверки каждой книги полицейским.
Цензура имеет особыми правилами — правами: «почеркивать, марать, не дозволять, драть, жечь». Цензоры не проявляют справедливости, ни славы не дают, ни бесславия. Цензура, по мнению автора записок, бесполезна. Он утверждает, что свободно может мыслить каждый, а читатель сам должен определиться во мнении.
В записках есть «Краткое повествование о происхождении ценсуры». Ее создателями стали учредители инквизиции, священнослужители. Они создали оковы, организовывали гонения на умы и жгли опасные книги. Автор записок называет точную дату происхождения цензуры – 1486 год.
В городе Майнце архиепископ ввел проверку содержания книг, переведенных с иностранных языков. Если книга появлялась без контроля текст проклинали, а на автора налгали штраф.
Господин считает, что цензором должен стать народ, а при демократии ей «ценсуре» вообще не будет места.
Медное
Автор продолжает читать записки приятеля. Он доходит до сообщения, которое появляется в газетах 2 раза в неделю. В ведомостях сообщается, что какой-то господин не может платить по долгам. Автор представляет, что стоит за этим. Продаются за долги крестьянские семьи. Записки описывают тех, кто выставлен на торги.
Ужас стоит за каждым словом: старик 75 лет, старуха 80, женщина – нянька барина, 40 лет, дочь женщины и внучка стариков – девушка 18 лет. Ее история совсем ужасна. Над ней надругались, употребив насилие, отдали замуж за детину 25 лет, наперсника господина. На руках младенец, сын варвара, выставившего семью на продажу.
Трагедия крестьян в том, что нет законов, которые могли бы их защитить от произвола помещиков, владельцев живых душ.
Тверь
Путешественник остановился на обед в Твери. Беседа с товарищем по трактирной трапезе шла о поэзии. Речь идет о Ломоносове, Сумарокове и других авторах. Собеседник говорил о правилах стихосложения. Автор слушает оду о свободе, он рад ее завершению. Стихи были ему очень неприятны, а колокольчик обрадовал, что можно продолжать путь.
Городня
Деревня была наполнена воплем «жен, детей и старцев». Причиной был рекрутский набор. Судьба всех рекрутов разная. Мать воет, она остается одна без средств к существованию. Без сына ее ждет смерть от голода.
Веселый крестьянин Ванюша сбегает от унижений жестокого помещика. Крестьяне в кандалах проданы в рекруты помещиком. Ему потребовалась новая карета. Француз продал себя за 200 рублей, он испробовал кучу профессий.
Выслушав все истории, с уязвленным сердцем путешественник садится в кибитку и продолжает путь.
Завидово
На почтовой станции стало шумно. Воин в гренадерской шапке требовал, чтобы у всех отобрали лошадей для важной персоны, приближающейся к станции. Путешественник дает отпор наглому воину, когда тот чуть не распряг его кибитку.
Примчался его превосходительство, все в смятении разбежались. Смена лошадей прошла за считанные минуты. Автор понимает, как много таких глупых людей, как этот воин. Они пресмыкаются перед власть имущими, надеясь на похвалу и покровительство.
А сами важные персоны вряд ли достойны уважения, чаще они глупы и ничтожны.
Клин
Путешественник слушает пение слепого старца. Слова народных песен проникают далеко в душу, плачут женщины, юноши, даже мужчины. Старцу дают денежки, хлеб, он все принимает с благодарностью. Автор положил певцу рубль, стал ждать молитву старца, но тот, узнав, о монете, велел ее вернуть.
Если бы у старика было зрение, он принял бы рубль, чтобы отдать его нуждающимся. Так объяснил он свой поступок. Пока автор стоял в стороне, оторопев от такого отказа, к певцу подошла женщина с пирогом. Он принял его с великим чувством благодарности. Путешественник вернулся и спросил, почему старик так обидел его.
Старец извинился, он не мог и предположить, что огорчил состоятельного добродетеля. Старик попросил платка для шеи. Автор снял платок и отдал его слепому. Возвращаясь через город, он не увидел старика. Женщина рассказала, что он заболел и умер, но платок остался с ним в гробу.
Автор почувствовал великое облегчение от таких слов.
Пешки
Голод заставил путешественника остановиться в крестьянской избе. Обед был хуже обычного, но автор завершает его привычным кофе. Хозяйка увидела сахар и подослала мальчика попросить «боярского кушанья». Автор удивлен названием. Он начинает беседу с крестьянкой. Женщина говорит, что сахар куплен на слезы крестьян. Разговор переходит к хлебу.
Его состав совсем несхож с хлебом богатых. Дети и взрослые мрут от голода, а то, что они создают, достается другим. Путешественник услышал скорбь в голосе женщины и стал осматривать избу. Его сердце сжалось от боли. Посуда из дерева, животные, издающие невозможный запах, свет от свечи.
Автор обращается к жестокосердным помещикам, призывает их пожалеть тех, над кем властвуют.
Черная грязь
Свадьба двух несчастных людей. Их эмоции ближе к тем, кого ведут на казнь. Автор осуждает служителей церкви, которые благословляют такие браки. Кроме них брак делают законным наемники, градодержатели, дворяне. Горестная участь людей не интересует их, они пекутся только о своей выгоде.
Слово о Ломоносове
Автор рассуждает о Ломоносове. Он читает статью поэта, с которым обедал в Твери. Ломоносов открыл многие области науки, но самый большой вклад он внес в развитие русского языка.
Автор прощается с теми, для кого писал свои заметки, он подъезжает к Москве. Путешествие закончилось.
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2100-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu.html
«Путешествие из Петербурга в Москву» краткое содержание романа Радищева – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева написана в жанре сентиментального путешествия, который был особенно популярен в литературе в конце XVIII века. Представляет собой рассуждения писателя касательно общественного устройства России. Впервые произведение было опубликовано в 1790 году без указания авторства, но быстро оказалось под запретом вплоть до 1905 года.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Путешественник – средних лет мужчина, состоятельный дворянин, который делится своими впечатлениями во время поездки. Он остро переживает несправедливость, жалеет крестьян и пытается им помочь.
Другие персонажи
Господин Ч. – добрый знакомый главного героя, человек крутого нрава.
- Павел – капитан небольшого судна, который, рискуя собственной жизнью, спас двадцать человек, оказавшихся в затопленной лодке.
- Купец – жертва мошенника, из-за которого оказался под судом, лишившись чинов, имущества и семьи.
- Карп Дементьич – купец третьей гильдии, именитый гражданин.
- Крестьянкин – давнишний приятель главного героя, честный и справедливый дворянин.
- Аннушка – простая крестьянская девушка, честная, искренняя, благородная.
- Слепой старик – зарабатывает на жизнь милостыней, в прошлом – отважный воин.
Краткое содержание
Вступление
Автор обращается к другу и жалуется на то, что его душа «страданиями человечества уязвленна стала». Он с грустью отмечает, в большинстве случаев беды и несчастья с человеком происходят по той причине, что он «взирает непрямо на окружающие его предметы».
Пытаясь отыскать решение этой проблемы, автор находит его и радостно делится: «Я человеку нашел утешителя в нем самом». Он надеется, что его книга придется по душе если не всем читателям, то хотя бы некоторым из них.
Выезд
Сразу после ужина с друзьями главный герой усаживается в кибитку, и «во всю лошадиную мочь» мчит по городским улицам. Ему тяжело расставаться с близкими и дорогими сердцу людьми, однако он пытается перебороть чувство тоски.
Незаметно он засыпает под «звон почтового колокольчика», а, проснувшись, узнает, что подъезжает к почтовому двору в Софии.
София
Сонный почтовый комиссар отказывается поменять лошадей путешественнику. Он говорит, что лошадей нет, и предлагает ему испить чаю и лечь спать. Однако мужчина не верит комиссару и отправляется в конюшню, чтобы лично убедиться в наличии лошадей. Хоть и сильно исхудавшие, они все же стоят в конюшне, и вполне могут довезти его до следующей станции.
Путешественник хочет было попотчевать комиссара палкой за несговорчивость, но в последний момент меняет свое решение. Он платит софийским ямщикам, чтобы те побыстрее запрягли лошадей, и отправляется в дорогу. Герой приходит к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости».
Тосна
Поначалу дорога из Петербурга радует путешественника, но, «дождями разжиженная», она становится непроходимой. Устав от сильной тряски, он решает немного передохнуть. В почтовой избе он находит старой закалки стряпчего с «великим множеством изодранных бумаг».
Стряпчий рассказывает, что служит регистратором в архиве и занимается составление родословных древ. Ему удалось восстановить родословные «многих родов российских», и теперь он планирует продавать их дворянам. Однако путешественник понимает, что это многим может вскружить голову и советует регистратору продать свои записи «на вес разносчикам для обвертки».
Любани
Во время путешествия в кибитки мысли героя устремлены в «неизмеримость мира», однако философским рассуждениям мешает откровенно плохая дорога, и путешественник решает пройтись пешком. Неподалеку от дороги он замечает крестьянина, вспахивающего землю. Герой удивляется, что мужчина работает в воскресный день, да еще в самую жару.
Выясняется, что у пахаря большая семья, и, чтобы прокормить ее, он вынужден работать на помещика без выходных, с утра и до глубокой ночи. Но он не жалуется на жизнь, и лишь сокрушается по поводу новой моды – отдавать «крестьян своих чужому в работу». Вот только простые работяги ничего поделать с этим не могут.
Рассказ крестьянина заставляет задуматься путешественника и переосмыслить собственное отношение к верному слуге.
Чудово
В почтовой избе герой неожиданно встречает своего хорошего приятеля – господина Ч., который рассказывает ему причину своего вынужденного отъезда из Петербурга.
Он решил посетить Кронштадт и осмотреть быстро развивающийся город. Напоследок господин Ч. вознамерился потешить себя морской прогулкой и полюбоваться «великолепным зрелищем восхождения солнца». Однако внезапно начавшийся шторм помешал его планам. Судно быстро наполнилось водой и все, кто был на нем, независимо от сословий, принялись вычерпывать воду.
Капитану судна удалось первому попасть на берег, где он обратился за помощью к солдатам. Вот только подчиненные побоялись разбудить начальника гарнизона, опасаясь его гнева. Изможденному Павлу не оставалось ничего иного, как попросить обычных солдат помочь спасти людей из тонущей лодки.
В результате все были спасены, но господин Ч. был настолько разъярен равнодушным поведением начальника гарнизона, что покинул город и светское общество, которое оказалось на стороне этого бездушного человека.
Спасская полесть
Когда путешественник готов был вновь отправиться в путь, начался сильный ливень. Понимая, что «с погодою не сладишь», он возвращается в избу, и слышит, как мужчина рассказывает свой жене историю об одном чиновнике. Тот настолько любил устриц, что ел их при любой возможности, и даже за казенный счет гонял за ними курьера в Петербург.
По окончанию дождя путешественник вновь собирается в дорогу. К нему в попутчики напрашивается мужчина, который рассказывает свою печальную историю. Будучи купцом, он оказался жертвой ловкого мошенника, из-за которого попал под суд.
Узнав об этом, его горячо любимая жена, бывшая на сносях, преждевременно родила. Младенец скончался, а спустя несколько суток умерла и несчастная женщина, подхватившая горячку.
В последний момент купцу помогли сбежать его верные друзья, и теперь он едет, «куда глаза глядят».
Подберезье
Из-за плохого самочувствия герой вынужден сделать небольшую паузу в своем путешествии. Он знакомится с приятным молодым человеком – семинаристом, который пешком держит путь в Петербург, к дяде.
Разговорившись, семинарист делится с путешественником проблемами современного образования. В семинариях обучают многим наукам, но лишь на латинском языке и на основе трудов античных ученых.
Выучив английский и французский, и прочитав работы европейских авторов, молодой человек был поражен, насколько прогрессивными оказались западные умы.
Он уверен, что науки только в том случае будут развиваться, если «преподаются на языке народном».
Новгород
Подъезжая к Новгороду, герой любуется «на множество монастырей, вокруг оного лежащих». Но, оказавшись в самом городе, он видит, тот находится в плачевном состоянии.
Ранее, во время народного правления, Новгород процветал, но после захвата его Иваном Грозным и утверждением княжеской власти, он постепенно стал ветшать.
Герой рассуждает на тему «права народного» и эти горькие мысли не дают ему покоя.
Путешественник останавливается у своего старого знакомого – купца Карла Дементьевича, который на днях женил своего сына. Они беседуют о вексельной системе, которая, по сути, совершенно бесполезна. Пользуясь несовершенством законодательной системы, Карл Дементьевич без зазрения совести брал большие ссуды, но отдавал их, предварительно переписав все имущество на супругу.
Бронницы
Герой поднимается на гору, «близ Бронниц находящуюся», на которой ранее располагался языческий храм. Поддавшись атмосфере старинного места, он размышляет о Боге и смысле жизни. В итоге приходит к выводу, что только человек волен распоряжаться собственной судьбой. Для достижения земного счастья нужно усердно трудиться, а Бог является лишь инструментом морального воспитания.
Зайцово
В Зайцове путешественник встречает своего старинного приятеля, начальника суда Крестьянкина, имеющего чувствительную душу и «сердце человеколюбивое». После многолетней разлуки друзья делятся событиями своей жизни, и главный герой узнает, что альтруизм его приятеля послужил причиной отставки от одного дела.
Некий помещик, купивший деревню, стал очень жестоко обращаться с тамошними крестьянами. Терпению подневольных людей наступил конец, когда барские сыновья ради потехи чуть было не изнасиловали невесту перед самим венчанием. Не выдержав подобного надругательства, крестьяне убили помещика и все его семейство.
Крестьянкин жалел крестьян, однако сослуживцы настаивали на самом суровом для них приговоре. Не желая принимать участия в этом грязном деле, он покинул службу.
После этой истории главный герой получает письмо от своего приятеля, в котором узнает о неожиданной для всех свадьбе двух стариков: бывшей владелицы публичного дома и барона Дурындина, польстившегося на деньги невесты.
Крестьцы
В Крестьцах путешественник становится невольным свидетелем «расстания у отца с детьми». Эта сцена трогает героя, поскольку он сам отец и в будущем ему также предстоит с ними расстаться.
Его откровенно раздражает «несчастный предрассудок», согласно которому дворянские дети должны идти на службу. Герой находит в этом лишь непомерное тщеславие отцов, желающих видеть своих отпрысков в высоких воинских чинах.
На самом же деле, лишь двое из ста «дворянчиков» становятся добрыми людьми, остальные же начинают вести разгульный образ жизни, постепенно превращаясь в распутных щеголей.
Яжелбицы
Этот день послан герою «судьбою на испытание», поскольку он, проезжая мимо кладбища, становится очевидцем страшной картины. Обезумевший от горя отец мешает погребению умершего сына, крепко вцепившись в маленький гроб.
Выясняется, что мальчик был больным уже при рождении, и причиной его хвори стала «смрадная болезнь» – венерическое заболевание, которым в молодости переболел его отец.
Герой пускается в размышления о разврате. Он призывает молодежь задумываться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих потомков, прежде чем поддаться греховному искушению.
Валдаи
Приехав в Валдаи, путешественник узнает, что «сей городок достопамятен» распутством местных жителей, «особливо женщин незамужних».
Герой описывает нравы этого города, в котором развратные девицы завлекают приезжих, предлагая им свои услуги. Местом для любовных услад служат бани, куда валдайские дамы приглашают отдохнуть с дороги денежных странников.
Путники проводят в бане ночь, «теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время».
Едрово
В Едрово путешественник видит группу из тридцати молодых сельских женщин. Он любуется ими, его пленяет «красота юности в полном блеске». Герой сравнивает искусственную, болезненную красоту городских кокеток с живой, крепкой статью крестьянок, и этот выбор явно не в пользу горожанок.
По дороге путешественник знакомится с молодой крестьянкой Аннушкой, который рассказывает о своей мечте – выйти замуж за любимого парня и нарожать ему детишек. Вот только на выкуп жениха нужно сто рублей, а для их семьи это огромные деньги.
Герой решает помочь молодым, но те решительно отказываются от помощи. Несмотря на бедность и низкое происхождение эти люди не утратили честь и достоинство. Герой немало удивлен тому, сколько «благородства в образе мыслей у сельских жителей».
Хотилов
Проезжая мимо Хотилова, герой пускается в рассуждения о человеческих правах. Его безмерно огорчает тот факт, что один из самых важных членов общества – земледелец – «ощущает тяготу неволи». В крепостничестве он видит большое зло, причину многих пороков среди крестьян, и призывает к отмене этого жестокого ярма.
Вышний Волчок
Прибыв в Вышний Волочок, путешественник замечает, что здесь царит «мощный побудитель человеческих деяний — корыстолюбие». Однако все богатство этого края есть результат рабского труда местных крестьян.
Герой припоминает одного помещика, который в погоне за звонкой монетой заставлял своих крепостных трудиться без выходных, отбирал у них скотину и даже небольшие клапти земли.
Барин этот стал знаменитым землевладельцем, вот только, по мнению героя, это не делает ему чести, и он не в праве «носить имя гражданина».
Выдропуск
Проезжая мимо Выдропуска, путешественник принимается за бумаги своего приятеля «о уничтожении придворных чинов». Во время и прочтения он размышляет о расточительной роскоши и сомнительных нравах, царящих при дворе. Герой уверен, что человека необходимо ценить по его личным качествам и совершенным поступкам, но не по уровню его богатства.
Торжок
На почтовом дворе в Торжке герой знакомится с молодым человеком, который также держит путь в Петербург. Они заводят разговор о цензуре, которая преследует лишь уничижительную цель – «почеркивать, марать, не дозволять, драть, жечь». Собеседники приходят к единому мнению, что цензура – явление абсолютно бесполезное, и ее следует заменить на народное мнение.
Медное
Продолжив свой путь, герой принимается за чтение местной газеты, в которой натыкается на объявление о продаже имений и крестьян. К подобной мере прибегают разорившиеся помещики. Очень часто при таких торгах крестьянские семьи навеки разлучаются, оказываясь у разных хозяев. Новых владельцев мало беспокоит нечеловеческое горе их новой прислуги, которую они принимают за бесправный скот.
Тверь
Во время обеда в одном из трактиров в Твери путешественник знакомится с молодым поэтом. Тот делится своими переживаниями о том, что поэзия в России «далеко еще отстоит величия». Большинство образованных людей предпочитают разговаривать на французском, забывая свой родной русский язык. Поэт делится с новым знакомым своими произведениями, которые намеревается напечатать.
Городня
В Городне путешественник становится свидетелем большого смятения среди деревенских жителей. Как оказалось, «рекрутский набор был причиною рыдания и слез многих толпящихся». Власти безжалостно отбирают даже единственного сына у престарелой больной вдовы, обрекая ее на голодную смерть.
Но для некоторых рекрутов служба была спасением от ежедневных унижений со стороны господ. Незавидная солдатская доля для них слаще рабской жизни.
Завидово
Во время смены лошадей в Завидово путешественник сталкивается с надменным и своевольным офицером. Он не собирается терять время на постоялом дворе и требует у главного героя, чтобы тот подарил ему своих лошадей.
Путешественник, не обращая внимание на приказной тон «властновелительного гранодера», дает ему решительный отпор.
После он принимается рассуждать о нравственной деградации людей, которые привыкли пресмыкаться перед высокими чинами.
Клин
На станции герой встречает слепого старца, поющего народную песню. Его грустный голос, весь его облик «проницал в сердца его слушателей».
Желая как-то помочь старику, путешественник дает ему рубль, однако тот отвергает его, боясь, что кто-то сможет согрешить и украсть его. Вместо денег он просит у странника теплый платок.
Разговорившись, слепой старец делится незамысловатой историей своей жизни. Им было совершено немало хороших дел, поскольку старик всегда считал, что «доброе приятно господу».
Пешки
Сильный голод приводит путешественника к крестьянской избе, где он обедает «старым куском жареной говядины».
Хозяйка, заметив у гостя небольшой кусок сахара, просит барина поделиться им с маленьким сыном, для которого это небывалое угощение. Разговорившись, женщина жалуется на тяжелую долю, страшную нищету и несправедливость.
Герой не понимает, отчего большинство помещиков совсем не беспокоятся о достойной жизни для своих крестьян, которым они обязаны своим богатством.
Черная грязь
Проезжая по Черной грязи, герой становится свидетелем «самовластия дворянского над крестьянами» – насильственной свадьбы, сыгранной по приказу помещика. Ни жених, ни невеста совсем не рады этому союзу. Путешественник считает, что такие браки никогда не принесут людям счастья и, по сути, являются настоящим преступлением.
Заключение
Основная идея романа заключена в осуждении самодержавия, крепостнического права и помещичьего класса. За столь оскорбительное для монархии содержание книги Радищев был приговорен к смертной казни, но позже помилован и отправлен в ссылку на 10 лет.
Краткий пересказ «Путешествия из Петербурга в Москву» будет особенно полезен для читательского дневника. После его прочтения рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения А. Н. Радищева.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19431-pyteshestvie-iz-peterbyrga-v-moskvy-kratkoe-soderjanie-romana-radisheva-chitat-pereskaz-onlain.html