Исчезновение совести
Совесть пропала быстро и почти мгновенно. Еще вчера она мельтешила у людей перед глазами, а сегодня ее нет. Она исчезла, а люди продолжали жить как прежде. Часть из них даже почувствовала себя лучше. Отсутствие такой маленькой детали позволило им лучше обманывать, льстить и подставлять окружающих. Людей больше ничего не огорчало и не заставляло задуматься. Остатки досады исчезли, а вместе с ней и нравственность. Все самые смышленые осознав, от чего они избавились, быстро поспешили этим воспользоваться. И тогда мир начал тонуть в грабежах, а люди стали злее.
Совесть же тем временем лежала под ногами и каждый ее пинал, как грязную, никому не нужную тряпку.
Начало скитаний
И длилось это до тех пор, пока эту бесполезную вещицу не поднял несчастный пьяница. Он надеялся променять ее на выпивку.
Но вместо этого, мозг пьяницы внезапно вырвался из плена винных испарений и к нему вернулась память. А вместе с ней и чувство страха. Все, что было в прошлом, стало казаться ему мерзким преступлением.
Его запястья и раньше были в цепях, но когда в нем проснулась совесть, они стали в 2 раза ощутимее и тяжелее. Столпотворение людей вокруг видело, как он плачет и смеялось над ним.
Они не понимали, что внезапное возвращение совестливости — худшее наказание для человека.
От этого чувства мужчина пожелал как можно скорее избавиться. Так начался мучительный путь этого некому ненужного чувства.
Блуждание по рукам
Пьяница оставил совесть в кабаке, где работал его давний приятель Прохорыч. Владельцу забегаловки она сказала, что спаивать людей — дело гиблое. И понял Прохорыч, что единственный его выход теперь — это разорение.
Супруга его решила иначе. И она похитила у него совестливость и подбросила ее в пальто надзирателя квартала Ловца, когда тот шел мимо на рынок. Шел он туда, чтобы собрать дань с местных торгашей. У него совесть пробыла дольше всего и пыталась помочь творить ему благие дела.
- Когда к Ловцу вернулось чувство стыда, он резко осознал, что товары на базаре — это не его собственность, а претендовать на чужое неприлично. Мужики заметили, что Ловец потерял голову, и стали над ним смеяться. Домой к семье он вернулся без товара и без денег. Но сняв в коридоре пальто, он стал прежним — ведь все то честное, что было в нем минуту назад, осталось лежать в нем.
- Тогда надзиратель решил вернуться на базар, но надев пальто, он вновь испытывает стыд. Мужчине кажется, что даже деньги, лежащие в его карманах ему не принадлежат. И он достает их и раздает людям вокруг.
- Увидев нищих, он ведет их в дом и просит супругу дать им горячий обед.
Жена была удивлена таким положением вещей и заподозрила неладное. Она уложила мужа спать, а сама решила посмотреть его карманы. Там она нашла несчастную совесть.
Женщина долго думала, кому бы ее подкинуть, чтобы не испортить жизнь человека этим чувством, а лишь немного побеспокоить. И выбрала для этой цели еврея, экономиста и умелого изобретателя Самуила Бржоцского.
Мужчина героически выдержал все пытки, отведенные ему, но не вернул ни единой монеты из незаконно присвоенных денег.
И пожертвовал он эту ненужную тряпочку под названием совесть в какую-то благотворительную организацию, передав с ней купюру в 100 рублей.
И так ходила несчастная из рук в руки, и каждый к кому она попадала, думал лишь как поскорее от нее избавиться. Но в какой-то момент ей надоело быть скитальцем.
Новый хозяин
Попросила тогда совесть последнего своего обладателя, бедного мещанина, найти русского младенца и запрятать ее в его непорочном сердце. Она надеялась, что может хотя бы ребенок приютит ее и поможет стать сильнее. Мещанин сделал все как попросили.
Младенец будет взрослеть вместе, живущей в его сердце совестью. Когда он станет большим, вырастет и она. И сможет совесть сама всем правит, и искоренит она из мира несправедливость, обман и другие пороки его.
С более детальным пересказом произведения или полной версией текста можно ознакомиться на брифли.
Анализ произведения
Писатель изобразил картину падения человека и исчезновение в нем таких моральных качеств, как человечность и созидание, мешающих краху человеческой души. Краткий анализ рассказа «Пропала совесть»:
- Впервые произведение было опубликовано в 1869 году в литературном журнале «Отечественные записки». В 1878 году, автор незначительно отредактировал свой труд и включил его в сборник «Сказки и рассказы».
- Основная тема — размышления автора на тему важности в человеческой жизни такого чувства, как совесть, выражающиеся на примере образов героев произведения.
- Идея сказки — показать моральное и нравственное разложение нынешнего общества.
- По жанру это социально-сатиристическая сказка.
- Композиция строится на описании общества, из которого внезапно испарилось чувство стыда и совестливости.
Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание. Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/propala-sovest.html
Урок по литературе «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки» Анализ сказки «Пропала совесть»10 Класс
Слайд №15
Слайд №16
г) Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).
Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая.
Задания группам..
- 1.
- -Как попадает совесть к пьянице?
- -Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?
- -Каким он выглядит?
- -Каким образом расстаётся с совестью?
- 2.
- -Кто такой Прохорыч?
- -Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?
- -Каким он выглядит?
- -Каким образом расстаётся с совестью?
- 3.
- -Кто такой Ловец?
- -Какой приём использует автор при характеристике героя?
- -Что сделала совесть с надзирателем?
- -Меняется ли он?
- -Каким образом расстаётся с совестью?
- 4.
-Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.
- -Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?
- -Как избавляется от неё?
- -Что почувствовал, когда избавился от совести?
- 5.
Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
- Примерные ответы.
- 1 группа рассматривает образ пьяницы.
- Как совесть к нему попала? ( Позарился с пьяных глаз)
Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)
Каким он выглядит? (Жалким.)
Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).
2 группа рассматривает образ Прохорыча.
Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).
Что он почувствовал, когда получил совесть? ( Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.)
Каким он выглядит? ( Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть)
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).
3 группа рассматривает образ Ловца.
Кто такой Ловец? (Надзиратель).
Какой приём использует автор при характеристике героя? (Говорящая фамилия).
Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих)
Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).
4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.
Кем является герой? Расскажите о его семье.
Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).
Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)
Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).
— Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»
Источник: https://doc4web.ru/literatura/urok-po-literature-me-saltikovschedrin-i-ego-skazki-analiz-skazk.html
Анализ произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М.Е. Салтыков-Щедрин) | Литрекон
Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина.
Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры.
Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.
История создания
История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:
- Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
- Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
- Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
- Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.
Направление и жанр
Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами.
Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям.
Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.
Композиция и конфликт
Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:
- Сказочный зачин.
- Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
- Развязка — возвращение в столицу.
Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д.
Суть: о чём сказка?
- Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.
- Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.
- Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.
- Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.
- В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.
Главные герои и их характеристика
Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
герои | характеристика |
два генерала – пожилые чиновники | дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти. |
мужик | таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу. |
Темы
Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:
- Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
- Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
- Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
- Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
- Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.
Проблемы
Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в х):
- Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
- Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
- Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.
Смысл
Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.
С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.
Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.
Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России.
Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством.
Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.
Чему учит?
Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком.
Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.
Средства выразительности
Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.
Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.
Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Критика
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.
Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы.
Михаил Щепин
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil-saltykov-shhedrin/
Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина М. Е
«Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего!» Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». Начались грабежи и разбои, люди остервенились.
Совесть же валялась на дороге и «всякий швырял ее, как негодную ветошь», удивляясь, «каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие». Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им.
Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая «крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою» .
Сознание проснулось в человеке, но «указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч.
Этому торговцу и подсунул несчастный совесть «в тряпице». Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ!
Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву.
Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу.
День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец. Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое.
Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала.
Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто, опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость.
Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге «нищих видимо-невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить «странных людей», сам пальто снял… И удивился: что з. а люди по двору бродят?
Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила совесть почтой.
И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, «сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы». Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход.
Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу.
Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!» «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть.
И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина М. Е
Источник: https://essay.englishtopic.ru/kratkoe-soderzhanie-propala-sovest-saltykova-shhedrina-m-e/
Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина
Никто не заметил пропажи чего-то важного. Совесть… Люди, как прежде, массово скапливались на бульварах и в театре, беспокоились, хлопотали и не подозревали, что им чего-то не хватает. Многим даже стало проще вредить другим, угодничать, ябедничать и сплетничать. Она исчезла внезапно, стремительно.
Накануне назойливая иждивенка мельтешила перед очами, мерещилась взбудораженной фантазии. Перестали мучить публику призраки, успокоилась душевная тревога. Умные люди поняли, что они освобождены от гнета, затруднявшего их действия раньше, и воспользовались полученной свободой.
Они пришли в неистовство, начались ограбления, преступления, всеобщее разорение.
Несчастная совесть валялась на тракте – замученная, униженная, опозоренная. Ее топтали ногами, бросали как можно дальше. Все удивлялись, что в самом удобном месте валяется такая нелепость.
Бедняжка могла бы пролежать так очень долго, но наконец ее поднял несчастный пьяница, понадеявшийся получить за нее чекушку. Неожиданно он почувствовал, что его как будто пронизало электричеством.
Его мутный взгляд блуждал вокруг в поисках объяснения случившегося, а мозг стал освобождаться от опьянения.
Внезапно он осознал свое бедственное положение, которое старался заглушить все последнее время. Поначалу он только испугался, потом начал вспоминать все свое позорное прошлое, фантазия подсказывала подробности и детали измен и предательств.
Страшно стало ему судить самого себя, рекой полились слезы раскаяния. Пропойца не видел другого выхода, как только освободиться от совести, и отправился к трактиру, где занимался торговлей его знакомый Прохорыч.
Ему-то и подложил тряпицу с совестью наш пьяница, которому сразу стало легче жить.
Прохорыч сразу же ощутил муки совести и начал сожалеть о прегрешениях: преступно подпаивать народ. Он даже начал выступать перед посетителями трактира, объясняя им пагубность водки.
Кое-кому целовальник пытался передать совесть, но все открещивались от такого подарка. Кабатчик даже дошел до того, что чуть было не уничтожил вино.
Торговать в тот вечер не получилось, зато спалось ему безмятежно, не как раньше.
Супруга догадалась, в чем дело, почему не идет торговля, и надумала спастись от ненужной вещи. Рано утром украла у благоверного тряпицу с содержимым и побежала на рынок, где подкинула надоедливую совесть в пальто квартальному надзирателю Ловцу, который имел обычай брать взятки.
Тот всегда видел в рыночном товаре собственность. Неожиданно, ни с того ни с сего, он начал осознавать, что чужое добро ему не принадлежит. Даже торгующие крестьяне стали насмехаться, потому что привыкли к тому, что их обирают. Так и вернулся домой с пустыми руками.
Обидевшаяся жена отказалась кормить обедом.
Снявший пальто Ловец стал снова думать, что все вокруг ему принадлежит, и захотел вернуться на рынок, чтобы компенсировать упущенное. Как только пальто, в кармане которого лежала совесть, оказалось надетым, снова проснулось чувство стыда. Даже свой кошелек начал давить. Пришлось раздать деньги прохожим.
Собрал бедняков и повел их к себе домой, чтобы покормить. Снова оказавшись без пальто, велел прогнать всех приглашенных. Хозяйка, начавшая обыскивать мужнину одежду в поисках завалявшейся копеечки, отыскала совесть. Сообразительная женщина отправила ее банкиру Бржоцкому. Самуил Давыдович знал все способы добывания денег.
Даже самые маленькие его дети считали, кто и сколько кому должен за съеденные конфеты. В подобной семье совестливость уж точно не требуется. Финансист быстро догадался, как от нее избавиться.
Он отправил некогда обещанный генералу филантропический взнос, добавив к конверту с сотенной ассигнацией совесть в качестве бесплатного приложения.
Так и переходила она из одних рук в другие, нигде надолго не задерживаясь. Никто в ней не нуждался. Пришлось ей упросить последнего, к кому она попала, найти маленького ребенка и отдать ее этому малышу. Таким образом и было сделано.
Подрастает этот ребенок теперь вместе с совестью. Когда станет дитя взрослым, совесть тоже вырастет. Пропадут тогда все несправедливости, обманы, вероломство, произвол, ведь совесть уже не будет пугливой и станет командовать всеми сама.
(1 votes, average: 2.00
Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-propala-sovest-saltykova-shhedrina.html
Современны ли сказки Салтыкова- Щедрина (На примере сказок «Премудрый пескарь», «Пропала совесть» 10 класс)
- Современны ли сказки Салтыкова- Щедрина (На примере сказок «Премудрый пескарь», «Пропала совесть» 10 класс).
- Цель урока: доказать, что сказки писателя 19 века современны, вызывают большой интерес до сих пор;
- уяснить, в чем смысл жизни;
- нужна ли совесть современному человеку?
Салтыков – Щедрин – великий сатирик 19 века.
Он написал много произведений, но идейные и художественные особенности сатиры наиболее ярко проявились в жанре сказки. Если бы кроме сказок писатель ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие.
Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок. Это были сказки для детей от 7 до 70 лет, сказки для детей «изрядного возраста».
Дети- это взрослые, нуждающиеся в поучении. В сказке можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни.
Сказки называют «малой энциклопедией сатиры», а самого Салтыкова- Щедрина «прокурором русской действительности».
-
Пересказ сказки «Премудрый пескарь».
-
Вопросы к сказке «Премудрый пескарь»:
- подберите синоним к слову премудрый (умный, мудрый, толковый, башковитый);
- подберите антоним к слову премудрый (глупый, бестолковый, несообразительный);
- хотя автор называет своего героя премудрый, но какой смысл вкладывает в это понятие;
- какой наказ был дан пескарю?
4. Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?
(Хочешь жить- умей вертеться. Моя хата с краю. Знай, сверчок, свой шесток).
-
Вывод: Главный мотив завета пескаря, предостерегающий от массы жизненных невзгод, призывающий заботиться о себе, о своей сохранности, благополучии.
-
Кого же высмеивает писатель?(Безразличных, равнодушных людей. Их порок- равнодушие).
-
Можем ли мы согласиться с тем, что «премудрые пескари» безвредны?
-
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который его то упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью.
-
Является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания.
Целью сказки «Пропала совесть» является выявление степени актуальности понятие «совесть» в современном обществе. Что такое совесть?
- Пересказ сказки «Пропала совесть»:
-
С кем и с чем сравнивает писатель совесть?
-
Как чувствуют себя люди, к которым попала совесть?
-
Почему люди не захотели жить с совестью?
-
Как отвечает писатель на вопрос нашего урока? Современна ли совесть? Чтение вслух последнего абзаца сказки.
Современна ли совесть в наше время? Совесть объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, приводит к очищению. Совесть – это внутренний голос настоящего человека, голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела.
- Учащиеся зачитывают выдержки из сочинений «Нужна ли совесть человеку?»
Итог урока: Сказки писателя современны, актуальны.
Источник: https://infourok.ru/sovremenni-li-skazki-saltikova-schedrina-na-primere-skazok-premudriy-peskar-propala-sovest-klass-1937045.html
Краткое содержание “Пропала совесть” Салтыкова-Щедрина М. Е
“Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего!” Без совести людям стало жить легче, они “поспешили воспользоваться плодами этой свободы”. Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и “всякий швырял ее, как негодную ветошь”, удивляясь, “каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие”. Один “несчастный
пропоец” подобрал совесть “в надежде получить за нее шкалик”. И тотчас им овладели страх и раскаяние: “из тьмы постыдного прошлого” выплыли все позорные поступки, совершенные им.
Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая “крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою” . Сознание проснулось в человеке, но “указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения”.
Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул
несчастный совесть “в тряпице”. Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака – о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву.
Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много.
Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец. Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг – видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться – привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать.
Так он и ушел с базара “без кульков”. Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился – “стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его”. Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить.
Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге “нищих видимо-невидимо”, чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить “странных людей”, сам пальто снял… И удивился: что з.
а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить – не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий “побьется малое дело, а выдержит!”. И отправила совесть почтой.
И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, “сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы”. Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование.
К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу. Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: “Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!”
“Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама”.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-propala-sovest-saltykova-shhedrina-m-e/
Урок по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"
- Цель: осмысление понятия совести как
ответственности за свои поступки на основе
анализа художественного текста - Оборудование: демонстрационный материал
(определения понятия «совесть» из толковых
словарей) - Ход урока
Организационный момент. Введение в текст, тему
урока.
М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам
сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на
котором чудесным образом оказались два генерала,
и одичавший помещик, из имения которого чудесным
образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед
нами совершенно необыкновенная ситуация —
пропала совесть. А что такое совесть, как вы
думаете?
(Ответы учащихся)
Своими словами вы высказали четки определения,
которые есть в словарях (обращаемся к
демонстрационному материалу):
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка: Совесть — чувство
нравственной ответственности за свое поведение
перед окружающими людьми.
Словарь русского языка/ Под редакцией А.П.
Евгеньевой: Совесть — чувство и сознание
моральной ответственности за свое поведение
перед самим собой и окружающими людьми.
Какое определение вам кажется более полным?
Почему?
(Ответы учащихся)
Итак, совесть пропала, исчезла, человек и
совесть разъединились — что с ними сталось?
Человек без совести — как изменились люди? «Многие
начали чувствовать себя свободнее».
Как вы это понимаете? Исчезло человеческое,
люди стали похожи на животных.
А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая
приживалка, обличительница, иго, вопиющее
безобразие.
Люди освободились от совести, и она стала
ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее
никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают,
подбрасывают друг другу.
Комментированное чтение текста.
Итак, начинается путешествие совести. Хотя я
назову другое слово — мытарства. Какое из них
сильнее? Мытарства, т.к. это не просто
путешествие, это бедствия, страдания, скитания.
У кого побывает совесть? У пропойцы; у
Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального
надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.
чтение фрагмента со слов «И бог знает, долго ли
бы пролежала таким образом бедная изгнанница,
если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец,
позарившийся с пьяных глаз даже на негодную
тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.» до
слов «:прежде, нежели Прохорыч успевает
опомниться, ужасная находка уже лежит у него в
руке.»
Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века?
Что делает совесть с пропойцей? «Пронизала
электрическая струя», «голова освобождается от
винных паров», «возвращается сознание
действительности, страх, память, стыд»
Самый ли это страшный порок? Нет, потому что
пропойца отвечает только за себя и губит только
себя.
Чтение по ролям фрагмента со слов «Некоторое
время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами;
потом вдруг весь вспотел.» до слов «Она во
весь дух побежала за ним, и едва успела
поравняться, как сейчас же, с изумительною
ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман
его пальто.»
Какое открытие делает Прохорыч для себя? «Легко
тому человеку, у кого совесть в глазах есть».
Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч —
облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок
Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.
Чтение фрагмента со слов «Ловец был малый не то
чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил
и запускал лапу довольно свободно.» до слов «-
Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, —
сказала она мужу, воротившись домой.»
С какой буквы написано имя героя: с большой или
с маленькой? Что это — имя или прозвище? Прозвище,
отражающее самую суть человека.
Какой он? «Бесстыжий», «устремительный»,
«лихоимец порядочный».
Это без совести. А с совестью в кармане? «Пришел
он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что
там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в
лавках, — всё это не его, а чужое. Никогда прежде
этого с ним не бывало.»
В чем же его порок? Мздоимство,
взяточничество, грех еще более тяжкий.
Чтение фрагмента со слов «Самуил Давыдыч
Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный
всем своим семейством.» до слов «В этот же вечер
он уже совсем позабыл о претерпенных им
страданиях и выдумал такую диковинную операцию
ко всеобщему уязвлению, что на другой день все
так и ахнули, как узнали.»
Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.
Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья,
умный человек, жена, дети — в чем же его порок? Он
расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.
Чтение фрагмента со слов «И долго таким
образом шаталась бедная, изгнанная совесть по
белому свету, и перебывала она у многих тысяч
людей.» до конца
Вернемся к определениям, с которыми мы работали
в начале урока. «Негодной тряпицей» была
совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его
героев?
(Ответы учащихся)
Прочитайте еще одно определение из «Толкового
словаря живого великорусского языка» В.И. Даля:
«Совесть — внутреннее сознание добра и зла,
тайник души, чувство, побуждающее к истине и
добру».
Согласны ли вы с таким определением?
Так где же пристанище совести? Впервые мы
слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? «Отыщи
ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо
мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»
- Почему именно в сердце дитя?
- (Ответы учащихся)
- Творческая работа на ассоциации.
- Попробуйте материализовать образ совести,
представьте ее в виде какого-то конкретного
предмета или явления. - (Ответы учащихся)
- Итоги урока.
- Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть
надежды, ибо она для него — хранительница
человеческого в человеке, госпожа будущего
состояния мира.
Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/urok_po_skazke_m_e_saltykova_shhedrina_quot_propala_sovest_quot/6-1-0-1414