Краткое содержание рассказов анатолия рыбакова за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минутыКраткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты
Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

Характеристика романа

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

Жанр произведения «Кортика» — приключенческий роман. Он был издан в 1958 году, его стремились прочитать все советские школьники. Ведь это были не какие-то сказочные приключения, намертво оторванные от реальности. Наоборот, события, которые произошли с героями произведения, вполне могли случиться с обыкновенными школьниками. Именно этим книга может понравиться и современным школьникам, которые любят историю о приключениях или сами участвуют в квестах. Ведь, говоря современным языком, «Кортик» — это практически готовый квест.

Аннотация к роману гласит, что книга представляет собой историю поисков сокровищ. Но на самом деле это не совсем так. Для начала ребятам предстоит разгадать тайну старинного морского кортика, который Михаил Поляков получил от своего знакомого — красного командира Сергея Полевого.

Сюжет книги

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

Краткое содержание романа можно изложить следующим образом. Действие книги начинается в небольшом украинском городе Ревске в 1921 году. Еще не окончилась Гражданская война, еще свирепствуют банды, но подростка Мишу Полякова мама отправляет на каникулы в Ревск, к бабушке и дедушке, потому что считает, что там ему будет лучше.

Жизнь на каникулах течет своим чередом: речка, сады, стрельба из рогатки, драки между местными мальчишками. Но однажды Миша видит, как их постоялец, красный комиссар Полевой, прячет во дворе странный кинжал — морской кортик, как выяснится позже.

В тот же день на дом совершает налет банда. Предводитель бандитов Никитский хочет знать, где спрятан кортик. Но Миша помогает Полевому сбежать от бандитов. А позже комиссар передает ему кортик и рассказывает, что с этим оружием связана целая история.

Когда-то Полевой служил матросом на линкоре «Императрица Мария». Кортик принадлежал одному из офицеров. Его застрелил Никитский, который также служил на этом линкоре.

В рукояти кортика спрятана пластина с шифром, видимо, ее и хотел получить Никитский.

Но Полевой попытался забрать у него кортик, они боролись, когда линкор взорвался, и у офицера остались ножны, а само оружие оказалось у будущего красного комиссара. Видимо, сам шифр находится в кортике, а ключ к нему спрятан в ножнах.

В Ревске становится опасно, и мать забирает Мишу в Москву. Те, кто будут читать книгу онлайн, узнают, что Миша и его друзья Слава и Генка начнут искать ножны к кортику.

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

К сожалению, рассказ Полевого оставляет больше вопросов, чем ответов, ведь он не знал имя офицера, который был первым владельцем кортика, не знал ничего и о предыдущей истории с документами.

Впрочем, в одном классе с ребятами учится Леля Подволоцкая, и ее семья знает гораздо больше о мастере Терентьеве, который в свое время изготовил кортик.

Дневников, конечно, не сохранилось, но есть письма, которые помогают пролить свет на старую историю…

А еще ребятам поможет в их поисках директор школы. Вместе они смогут прочитать зашифрованное послание, которое гласит, что кортик является ключом к неким часам с секретом. Ребятам остается только найти эти часы, и тут им неожиданно помогут новые знакомые — семья цирковых акробатов.

Впрочем, интересы ребят не ограничиваются поисками сокровищ.

Миша Поляков и его друзья живут на Арбате, они принимают активное участие в деятельности домового клуба и драмкружка, они помогают беспризорникам.

Но ребята мечтают проявить себя по-настоящему, они хотят создать пионерский отряд по примеру пионеров с Красной Пресни. И им это удается — еще бы, ведь они отдают этому столько времени и сил!

В конце книги героям удастся:

  • раскрыть подпольную контрреволюционную сеть, занимающуюся грабежом и диверсиями;
  • найти тайник, в котором хранятся точные координаты кораблей с ценными грузами (золотом и драгоценными камнями), затонувших в разных морях.

Книга до последней страницы удерживает внимание читателей и заставляет сопереживать юным героям.

Несколько слов о персонажах

Главные герои и их характеристики — это один из самых важных моментов в рассказе о книге. Дело в том, что одним из основных достоинств этой приключенческой трилогии является то, что перед читателем проходят живые люди, непохожие один на другого, обладающие достоинствами и недостатками.

Так:

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

  • Миша Поляков — очень эмоциональный человек, всегда верный своему долгу, несмотря на юный возраст. Он стремится поступать по справедливости. К сожалению, именно эмоциональность его часто подводит, и поэтому поступки его бывают опрометчивы.
  • Его друг Генка Петров, конечно, фантазер и немного хулиган, он любит прихвастнуть, но при этом он на самом деле добрый и веселый парень, который всегда готов прийти на помощь своим товарищам.
  • Славу с его длинными и тонкими «музыкальными» пальцами во дворе все дразнят «буржуем». Но на самом деле это просто очень интеллигентный мальчик, углубленный в книги и музыку. Он никогда ни с кем не дерется, но в то же время ввязывается с Генкой и Мишей в опасные приключения.
  • Александр (Шура) Огуреев считает себя великим артистом, и поэтому иногда кажется заносчивым, но все-таки он тоже умеет дружить! И даже наивный и смешной Вова Баранов, которому одноклассники дали прозвище «Бяшка», вызывает симпатию.

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

Увлекательный сюжет и реалистичные персонажи — не единственные достоинства повести-романа. Анатолий Рыбаков, практически классик советской литературы, написал частично автобиографическое произведение. По крайней мере, Миша Поляков — это и есть сам автор, который также прожил весьма бурную и интересную жизнь.

По сути, приключенческая повесть является иллюстрацией к истории Советского Союза 1920-х годов. Писатель рассказывает о том, как менялась страна, как создавались первые пионерские отряды, с какими трудностями сталкивались комсомольцы той эпохи.

Неважно, будет ли это описание для читательского дневника или полноценное сочинение, стоит обратить внимание. Так, первая же глава переносит читателей в вымышленный город Ревск, что на Украине. Прототипом его был вполне реальный Сновск Черниговской губернии, откуда была родом мать Анатолия Рыбакова.

В 1921 году он и в самом деле приехал туда на каникулы — и колоритный украинский базар, рогатки и драки с местными мальчишками и в самом деле взяты из воспоминаний писателя, хотя, конечно, ему пришлось их править, чтобы вписать в сюжет.

Позже этот же город, только уже под настоящим названием Сновск, появится в другом его сочинении — «Тяжелая вода» (это первый советский роман о холокосте).

Те, кто внимательно прочитают текст романа, наверняка заметят еще одну интересную параллель — на этот раз с книгой Вениамина Каверина «Два капитана».

Только если у Каверина речь идет об экспедиции, опередившей свое время, то здесь о некоем оружейнике елизаветинских времен Поликарпе Терентьеве, который у себя в поместье пытался заниматься постройкой водолазного колокола для подъема затонувшего корабля. И это еще один проект русского ученого, недооцененный современниками.

Эта параллель не является полным плагиатом. Просто обе книге были написаны в разгар идеологической кампании, при которой в Советском Союзе пропагандировали достижения именно отечественной науки.

Еще одна сюжетная линия

Кстати, в книге есть еще одна сюжетная линия, связанная именно с идеологией — ее автору буквально пришлось написать. Много времени уделяется тому, как ребята создавали свой пионерский отряд.

Все дело в том, что в конце 1940-х — начале 1950-х годов работа пионерской организации стала во многом формальной.

И правительство через книги пыталось популяризовать пионерское движение, были также рекомендации по организации работы отрядов с:

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

  • совместным чтением;
  • проведением экскурсий;
  • постановкой школьных спектаклей;
  • походами на природу и т. д.

Словом, поощрялось все то, чем занимаются Миша Поляков и его друзья в свободное от поисков разгадки шифра время.

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

И еще — к написанию книги Анатолий Рыбаков подошел очень серьезно. Взрыв на линкоре «Императрица Мария» действительно имел место в Первую мировую войну. К этой загадочной истории обращались и другие авторы, например, Борис Акунин.

Что касается упомянутого в романе английского судна «Черный принц», то оно затонуло в период крымской войны, в 1854 году, в районе Балаклавы. В 1920-е годы его действительно пытались поднять, эта тема была очень актуальна, ее широко освещали в прессе.

Видимо, сам автор в юности следил за развитием событий, и они отложились в его памяти. Так же, как и вышедшая в 1930-е годы книга Михаила Зощенко, в которой доказывалось, что золота на «Черном принце не было». Что бы там ни собиралось делать советское правительство, а обломки судна были обнаружены только в 2010 году.

Впрочем, Рыбаков этого знать не мог, а история получилась очень впечатляющей и без таких подробностей.

И главная мысль этого произведения, которую автор высказывает словами своего героя Сергея Полевого, заключается в том, что нужно стремиться к справедливости, жить не только для себя, но и для других, быть честным и великодушным.

А еще — что истинная дружба преодолевает все преграды. И что только объединив усилия, можно бороться с подлостью и жестокостью в этом несовершенном, но таком прекрасном мире.

Что ж, времена меняются, уходит в прошлое старая идеология, но с этим сложно не согласиться, эти принципы остаются актуальными и сегодня.

Отзывы читателей

Очень интересная книга, которая учит ребят настоящей дружбе. Однозначно рекомендую прочитать «Кортик» Рыбакова.

Повесть «Кортик» отличается хорошим и продуманным сюжетом, который держит читателя в постоянном напряжении. Читать очень интересно. Побольше бы таких книжек.

В «Кортике» характеристики главных героев показывают настоящих друзей, которых сейчас едва ли встретишь на всем земном шаре. Сюжет продуманный, к тому учит всему хорошему. Рекомендую прочитать всем.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kortik.html

Трилогия "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова — о главной проблеме Советского Союза

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

Трилогия Анатолия Рыбакова «Дети Арбата»

Эта рецензия далась мне сложно.
Есть такие книги, которые поднимают целый ворох внутренний переживаний, воспоминаний, отрезков жизни, которые переосмысливаешь.

Для меня такой книгой стала трилогия «Дети Арбата».
Только через пару месяцев я сформулировал ясно почему.

Я яснее увидел свою жизнь в свете жизни моих родителей, дедушек и бабушек и главное, среды, из которой они вышли и воспитывали меня. И некоторые вопросы были глубоко в подсознании, но именно книга дала ответы на них.

В общем, я взялся за «Детей Арбата» — книгу, о которой слышал давно, хотел прочесть давно, да всё руки не доходили. Анатолий Рыбаков был для меня тёмной лошадкой, автором, о котором я ничего не слышал, но знал, что это человек сильной судьбы.
Прочитал. И понял, что это изменило меня и мое понимание многого, в том числе и себя.

Однажды Твардовский сказал Анатолию Рыбакову:

«Каждый писатель, — сказал Твардовский, — мечтает о своей главной книге, но не всякий, даже очень талантливый, ее создает, потому что не находит того, что должно послужить для нее материалом. Вы нашли свой золотой клад. Этот клад — ваша собственная жизнь.

И то, что вы, пренебрегая своей славой известного беллетриста, своим материальным положением, пишете такую книгу, без надежды на скорое её опубликование, пишете всю правду, подтверждает, что вы настоящий писатель. Я уже имел случай говорить товарищам из секретариата Союза писателей о вашем романе.

Я им сказал, что это первый в советской литературе роман о Москве. Вы прекрасно показали ту эпоху, показали общество во всех его разрезах — от сына портного до дочери наркома. И от этого невозможно оторваться. Я прочитал его за одни сутки. Вы достигли в нем поразительной силы и убедительности изображения.

Мне очень горько, что я ничего не могу пообещать вам конкретно. Журнал в очень тяжелом положении, его медленно и тихо удушают. Я уже говорил им — так дальше невозможно, так дальше журнал существовать не сможет. Мы имеем, что печатать, но нам не дают, хотят, чтоб журнал угас сам по себе.

Я им много хорошего говорил про ваш роман, я его большой поклонник и пропагандист, но как только я упомянул, что там есть арест, она сразу замолчали и больше к этому не возвращались. И ставить сейчас вопрос о вашем романе бесполезно.»

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

01.01.1993 Анатолий Наумович Рыбаков, русский советский писатель, романист,

Есть писатели, которые нашли свою тему. Им повезло — они вычерпывают неисчерпаемый источник. Только написал одну книгу об этом — уже появилась новая, с другого ракурса.
К ним я отношу Ремарка с темой о нацизме, потерянном поколении и эмигрантах, Хэмингуэя — с темой становления личности и войной, Солнженицына с ГУЛАГом.

Читайте также:  Краткое содержание астафьев зачем я убил коростеля? за 2 минуты пересказ сюжета

И вот появился новый автор — Анатолиий Рыбаков. И его переосмысление влияния Сталина на эпоху и на страну.

Человек особенной судьбы — Анатолий Рыбаков пережил ссылку в 22 года, но в 35 был полностью реабилитирован. И решил начать жизнь заново.

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

«Дети Арбата» я принимал как пилюлю.

У меня был ряд вопросов к тому времени — в какой стране жили мы, мои родители и их родители. В какой стране я родился. И почему у моих родителей именно такая жизнь, а не другая.
Сегодня этой страны нет, но ее ноги до сих пор торчат из шкафа.

«Дети Арбата» показывает истоки Советской машины, перемалывающей реальных людей ради мнимого светлого будущего. И я читал ее так, словно это сборник с ответами на ребус, который я не мог разгадать долгие годы. Я вертел этот сборник и так, и эдак, пока наконец у меня не сформировалась цельная картинка.

Сегодня я понимаю, что образ мышления Сталина сформировал образ мышления страны. Он заложил его. И Именно Анатолий Рыбаков показал, как мыслил человек, 30 лет управлявший 4-й частью земного шара.

Как я читал?

Первые 100 страниц я читал медленно и втягивался.
Потом 400 страниц у меня был ритуал. Я укладывал дочь спать и у меня был вечер с чашкой вкусного чая и не менее вкусного чтения.

А последние 700 страниц превратились в марафонский бег. Я не мог остановиться, читал и читал, книга захватывала всё сильнее и глубже.

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

Мемориальная доска на доме на Арбате, где жил Анатолий Рыбаков.

«Дети Арбата» — одна из тех книг, которые я поставлю на особую полку. Полку книг, которые я перечитываю.
Это фундаментальный труд, который отразил эпоху. Именно так эпохально ее и стоит читать — спокойно, не спеша и с глубоким погружением.

И после этой книги у меня еще больше вопросов, но теперь есть и ответы, например на вопрос — что больше всего формировалось в СССР в людях.

Я понимаю, что настоящей свободы не было — было приспособленчество и мышление «не высовывайся», в большинстве своём.

(Да, я, как и вы, знаю отдельные примеры людей, которые не позволили себе слиться с толпой и партией и были честны до конца, но это редкие исключения) И это печально, но лучше честно признать этот факт.

Сейчас меня больше волнует другой вопрос. Мы-то вышли из Советского Союза, но вышел ли он из нас?

P.S. И да, вы правы если подумал, что на основании отдельной книги нельзя судить. Но в моем случае «Дети Арбата» стали последним штрихом к картине, сформированной Солнженицыным, Бродским, Пастернаком.

P.P.S. Уже после завершения прочтения книги к нам в гости приехал папа. Мы живем сейчас в разных городах.
Он ночевал у нас и я до часа ночи мучал его вопросами, которые цепляют, тревожат меня: какие перспективы были у молодежи тогда? Как можно было развиваться? Что читали молодые люди?

Его рассказы только подтвердили мои выводы — большая страна, со мнимым светлым будущим и реальным отсутствием перспектив. Как шутили тогда по словам папы, «СССР — страна с неясным прошлым, а не будущим». Каждый год всплывали такие жуткие факты, тщательно скрываемые от всех, что у многих волосы на голове становились дыбом.

Похоже, чтобы избавиться от этого пугающего наследия, нам нужно еще время и осмысление. Да, только время и осмысление.

Автор текста Владимир Багненко

Краткое содержание рассказов Анатолия Рыбакова за 2 минуты

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”.

Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.

Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Источник: http://bagnenko.name/books/children-of-the-arbat-anatoly-rybakov-about-the-main-problem-of-the-soviet-union

Краткое содержание повести «Бронзовая птица» А. Рыбакова

Повесть «Бронзовая птица» Рыбакова написана в 1956 году и стала второй книгой трилогии автора («Кортик» «Выстрел»). Познакомиться с сюжетом увлекательного произведения мастера «подростковой» прозы поможет краткое содержание «Бронзовая птица» для читательского дневника.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Миша Поляков.
  • Генка Петров.

Другие персонажи:

  • Васька Рыбалин – деревенский мальчишка.
  • Николай – брат Васьки.
  • Борис Сергеевич –директор детдома.
  • Софья Павловна – «графиня».
  • Алексей Кагаев – граф.

Рыбаков «Бронзовая птица» очень кратко

Краткое содержание «Бронзовая птица» А. Рыбакова для читательского дневника:

Сложный послевоенный период. 1920‑е годы. Трое друзей-подростков отправились в пионерский лагерь под Москвой близ усадьбы графа Карагаева. Мальчишки оказались в старинном, загадочном месте.

Ходили слухи, что статуя бронзовой птицы на территории усадьбы служит подсказкой, с помощью которой можно найти клад. В тоже время в деревне убивают местного жителя. Подозрения падают на невиновного.

Любознательные мальчишки срочно начинают расследование. Они наблюдают за смотрительницей особняка, которая ведёт себя крайне подозрительно. Приятелям удаётся обнаружить тайник в бронзовой статуе, найти спрятанное сокровище и настоящего виновника преступления. А усадьба Карагаева достаётся беспризорным детям.

Вывод:

Повесть учит молодое поколение дружбе, смелости, ответственности за принятые решения и любви к справедливости.

Сжатый пересказ «Бронзовой птицы»

А. Рыбаков «Бронзовая птица» краткое содержание:

У усадьбы Графа Карагаева со временем построили пионерский лагерь. Миша Поляков должен руководить отрядом этого лагеря. Их цель повысить уровень грамотности в ближайшем селе. Между пионерами и местными ребятами образовалась крепкая дружеская связь.

Теплые дружеские отношения были с Васей Рыбалиным. Его больше знали по имени Жердяй. С братом Жердяя Николаем случается неожиданный случай. Его по ошибке обвиняют в убийстве. Миша пытается найти истинного виновника и со своими друзьями узнает о сокровище Графа Карагаева, которое ищут экономка Графа и лодочник.

Ребятам удалось узнать, что именно лодочник совершил убийство. Теперь они сделают все возможно, чтобы спасти Николая.

Миша и Слава решили исследовать статую бронзовой птицы в музее, поскольку в замке имеется такая же, кроме того, Графиня в музее не отходила от статуи. Незнакомец в тайне открывает птицу, кладя туда записку.

В замке в подобной птице находят карту сокровищ, которая разумеется подделка. В итоге ребята выявили кто истинный убийца.

Пропажа ребят заставила вмешаться директора детдома, которому ребята и открыли истину. Они поймали младшего Карагаева с сокровищем. Именно там его и удалось задержать. Ребятам удалось распутать очень запутанную преступную историю и спасти своего друга.

Сюжет повести «Бронзовая птица» по частям

«Бронзовая птица» Рыбаков краткое содержание с описанием каждой части:

Часть первая. Беглецы

Пионерский отряд стоял лагерем возле усадьбы графа Карагаева. Комсомолец, руководивший отрядом, ушёл служить в армию, и на его место назначили Мишу Полякова.

Его руководящая работа началась с чрезвычайного происшествия: двое ребят удрали в Испанию бить фашистов. Об этом Миша узнал, вернувшись из Москвы, куда ездил по делам.

Вместе с ним приехал Михаил Коровин, бывший беспризорник, а ныне трудколонист.

Директор их детского дома, Борис Сергеевич, решил основать в усадьбе трудовую коммуну, и послал Коровина осмотреть дом. Миша, однако, считал, что туда беспризорников не пустят.

В огромном запущенном доме с украшением в виде большой бронзовой птицы на фронтоне, жила смотрительница, высокая худая старуха с длинным крючковатым носом, которую называли графиней.

У неё имелась охранная грамота на усадьбу, и в дом старуха никого не пускала.

В лагере Миша узнал, что ребята сбежали из-за Генки Петрова, который их задразнил. Оставалась надежда, что беглецы просто уехали домой. Миша послал Генку в Москву с поручением разжиться провизией и разузнать о сбежавших пионерах.

У Мишиного отряда была важная задача — создать в близлежащей деревне пионерское звено и ликвидировать безграмотность. Деревенские ребята, однако, в пионеры не рвались, были пугливы и суеверны. Ближе всех с ребятами сошёлся Васька Рыбалин по кличке Жердяй. Его старший брат Николай помогал пионерам обустраивать деревенский клуб.

От Жердяя ребята узнавали последние новости. Он же рассказывал пионерам истории и небылицы, в том числе легенду о Голыгинской гати, под которой якобы был похоронен один из графов Карагаевых вместе с сыном. Местные верили, что по ночам старый граф выходит на гать, держа в руках свою голову, и утаскивает в болото припозднившихся путников.

Утром Миша встретил у реки Николая, который вместе с соседом Кузминым собирался ехать в лодке на Халзин луг. Немного позже мальчик узнал, что Кузмина застрелили, а в убийстве обвиняется Николай, которого уже арестовали. В виновность Николая Поляков не верил, да и тот отрицал причастность к убийству.

Из Москвы вместе с Генкой приехал Борис Сергеевич. Хранительница усадьбы надменно предъявила ему охранный документ за подписью зам. зав. губернским отделом народного образования Серова и покидать дом отказалась.

Задание узнать о беглецах Генка провалил, только встревожил их родителей. В деревне Мише рассказали, что у сына местного кулака Ерофеева угнали самодельный плот. Мальчик догадался, что беглецы уплыли на плоту примерно сутки назад и решил их догнать. Взяв лодку у местного художника-анархиста, Миша, Генка, Слава и Жердяй отправились вниз по реке.

Часть вторая. Погоня

Выехали мальчики ранним утром. Подплывая к лодочной станции, они заметили графиню, кулака Ерофеева и лодочника. Те погрузили на лодку какие-то мешки, и лодочник отплыл вниз по реке. Ребята увидели его через несколько часов. Лодочник остановился у начала тропы, ведущей на Голыгинскую гать, с помощью двух дюжих парней перетащил мешки в лес и уплыл.

Притворившись, что просто прогуливаются, ребята поплыли ему навстречу. Увидев пионеров, тот попытался их задержать, но ребята сумели ускользнуть. Миша решил, что непонятное поведение лодочника имеет отношение к убийству, свидетелями которого могли оказаться сбежавшие пионеры.

Сломанный плот, лежащий на берегу, ребята заметили под вечер. В ближайшей деревне Поляков узнал, что два мальчика проплывали здесь на лодке вчера.

Пустая лодка нашлась у мельничной плотины. К всеобщему удивлению, это оказалась лодка Кузмина.

Беглецов друзья обнаружили в соседней деревне — их задержал местный милиционер, подозревавший мальчиков в соучастии в убийстве, поскольку они плыли на лодке убитого.

На самом деле ребята взяли её, беспризорную, на Песчаной косе. Пионеров отпустили только после того, как они дали показания городскому следователю.

Часть третья. Голыгинская гать

Лагерь жил обычной жизнью, но Миша не мог забыть о лодочнике и графине. Николая не оправдали, но следователь начинал сомневаться в его виновности.

От художника-анархиста Кондратия Степановича, который взялся украшать сельский клуб, ребята узнали, что графиня, оказавшаяся графской экономкой Софьей Павловной, и лодочник ищут клад, оставленный отцом сбежавшего за границу графа. Убитый Кузмин был графским лесником.

Миша решил, что убили его из-за клада, который зарыт где-то в лесу. Именно его и ищет лодочник со своими дюжими помощниками.

Клуб Кондратий Степанович испортил, расписав стены сюрреалистическими линиями и кляксами. За пустую трату общественных средств ребятам досталось от председателя сельсовета, который находился под влиянием кулака Ерофеева. Через несколько дней в лагерь явился следователь.

Миша рассказал ему о лодочнике, «графине» и своих подозрениях, однако действовать следователь не спешил. Он знал, что старый граф, богач и чудак, добывал драгоценные камни на Урале, но в существование клада не верил. Лодочник оказался известным вором-рецидивистом, специалистом по валюте и драгоценностям. Следователь был уверен, что убивать он не станет.

По мнению Миши, «такому следователю заниматься делами о похищении кур, а не искать убийцу». Мальчик решил сам найти улики и спасти Николая.

Отправив Славу в библиотеку за сведениями о графах Карагаевых, мальчик уговорил Жердяя отвести его ночью к Голыгинской гати.

Вернувшийся из библиотеки Слава поведал, что Карагаевы были дальними родственниками знаменитых Демидовых и могли, удирая за границу, оставить здесь клад из драгоценных камней.

Ночью у Голыгинской гати ребята наткнулись на свежевырытые ямы. Со стороны гати доносились глухие равномерные удары. Подобравшись ближе, друзья увидели помощников лодочника, которые выкапывали очередную яму.

Читайте также:  Краткое содержание казаков арктур - гончий пес за 2 минуты пересказ сюжета

Часть четвёртая. Краеведческий музей

Зайдя как-то к матери Жердяя, Миша застал там Ерофеева. Тот хотел, чтобы вдова уговорила старшего сына признать свою вину. Миша попросил женщину не делать этого и пообещал помощь своего отряда. На следующий день обнаружилось, что кто-то сломал четыре яблони в бывшем помещичьем саду. Об этом и других провинностях пионеров написали в местной газете.

Несколько дней спустя Мише вручили бумагу за подписью Серова, в которой отряду предлагалось покинуть усадьбу из-за систематической порчи имущества. Сдаваться Миша не собирался.

Взяв с собой Славку, он отправился в губернский центр отстаивать свои права. В поезде ребята увидели «графиню» и лодочника, который за ней следил.

Мальчики наблюдали за ними до краеведческого музея — «графиня» вошла внутрь, а лодочник дожидался её снаружи.

Оставив Славу караулить, Миша отправился к Серову. Тот заявил, что с трудом потушил скандал, разгоревшийся из-за статьи.

Он посоветовал Мише срочно найти отряду другую стоянку, а затем попытался его запугать, грозил отчислением из комсомола. Мальчик не дрогнул и отправился в губком комсомола.

Секретарь губкома сказал, что комсомольские дела Серова не касаются, и велел отряду оставаться в усадьбе.

Разобравшись с делами, Миша встретился со Славой, и мальчики вошли в музей.

Слава рассказал, что в отделе «Быт помещика», где выставлялись предметы из усадьбы, «графиня» несколько минут возилась возле бронзовой птицы — уменьшенной копии той, что украшала дом.

Что именно она делала, Слава не увидел, но в птице явно был тайник. Миша попытался открыть его, но мальчику помешали посетители музея и сторож.

В лагере заболел один из пионеров. Прибывший к больному доктор оказался давним знакомым «графини». Он уговорил Софью Павловну пустить больного в бывшую людскую.

Через пару дней Миша и Генка снова отправились в краеведческий музей. Они решили остаться там на ночь и попытаться открыть тайник. Мальчики промучились всю ночь, но тайну птицы не разгадали.

Следующим днём был вторник, единственный выходной в музее.

Миша этого не учёл, и мальчикам пришлось остаться там ещё на сутки. Утром в среду в зал «Быт помещика» вошёл высокий, чуть прихрамывающий человек. Спрятавшись за портьерой, друзья видели, как тот открыл тайник, нажав птице на глаза, и оставил в нём записку. Когда незнакомец ушёл, ребята открыли птицу и узнали, что он приедет в усадьбу в будущую среду.

Часть пятая. Тайна бронзовой птицы

«Если есть тайник в маленькой птице, то почему не быть ему и в большой, той, что стоит в усадьбе?» Ребята решили это проверить, но им не повезло: больной выздоровел, и «графиня» велела покинуть людскую.

Вскоре, однако, появился новый больной — очень прожорливый мальчик по кличке Кит. Он объелся и теперь мучился несварением желудка. Миша убедил приехавшего доктора, что Кита следует изолировать, иначе он снова объестся.

К неудовольствию графини людскую опять заняли.

Улучив момент, когда Софья Павловна уехала, ребята подобрались к бронзовой птице. В её голове действительно был тайник, где лежал чертёж.

Друзья решили, что с его помощью они найдут графские драгоценности, но их разочаровал доктор, приехавший навестить больного.

Он рассказал, что перед самой революцией Карагаев-младший, которого за лёгкую хромоту прозвали Рупь Двадцать, попытался объявить отца сумасшедшим и завладеть наследством.

У него ничего не вышло, старый граф уехал за границу, а перед отъездом наказал сына, спрятав оставшиеся богатства. Место, где они хранятся, должен указать родовой герб. Карта, доставшаяся ребятам, была фальшивой. Даже «графиня» не знала, где спрятан клад. Поляков вспомнил, что человек, которого они видели в музее, тоже прихрамывал, как молодой Карагаев.

Мише пришлось разочаровать друзей, но Слава уже успел сделать три копии плана. Разглядывая их, Поляков обратил внимание на герб в углу листа. Это был орёл с чёрной головой, заштрихованным туловищем и белыми лапами.

Возможно, разгадка крылась именно в нём. После долгих споров ребята решили, что на гербе изображён беркут-халзан, или степной орёл, он же орёл-курганник. Мише сразу вспомнился Халзин луг, где убили Кузмина.

Выходило, что сокровища спрятаны в степи на кургане у речки Халзан.

Ребята немедленно отправились на поиски, но кургана не нашли. Тем временем в лагерь приехал Коровин. Беспризорникам всё же отдали усадьбу: выяснилось, что «графиня» дала взятку Серову за охранную грамоту.

Софья Павловна согласилась уступить дом, но попросила подождать до четверга. Директор детдома тоже интересовался бронзовой птицей и считал, что это орёл-ягнятник, вьющий гнёзда на высоких скалах.

Как раз такая скала и возвышалась у речушки Халзан.

В среду ребята увидели, как «графиня» встречается с прихрамывающим незнакомцем. Из разговора друзья поняли, что этот человек — граф Алексей Карагаев. Именно он убил Кузмина за то, что тот знал, где лежат сокровища, но графу не говорил. «Графиня» назначила Карагаеву новую встречу через три часа у скалы возле Халзана.

Ребята обратились за помощью к директору детдома, а тот позвал с собой председателя сельсовета и позвонил следователю. У скалы собрались не только пионеры, но и жители деревни. На её вершине, под валунами, обнаружилась могильная плита.

В углублении под плитой лежала чёрная металлическая шкатулка, а в ней — усыпанная камнями брошь с огромным бриллиантом в центре. В этот момент появился Карагаев. Он выхватил шкатулку из рук директора детдома и начал отступать, угрожая толпе револьвером. Уйти ему не удалось.

К осени трудколонисты заселили усадьбу, а пионеры, устроив прощальный костёр, разъехались по домам.

Три повести А. Рыбакова о Кроше, которые впервые были опубликованы в 1960 году, широко известны у нас в стране и юному и взрослому читателю, любителям веселых и опасных приключений. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Трилогия о Кроше» Рыбакова, познакомиться в сокращении с каждой повестью

Источник: https://litfest.ru/shortwork/bronzovaya-ptitsa.html

Биография Анатолия Рыбакова

После окончания школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофером.

В 1930 году он поступил на автодорожный факультет Московского Транспортно-экономического института.

5 ноября 1933 года студент Анатолий Аронов был арестован и осужден на три года ссылки по статье 58-10 — контрреволюционная агитация и пропаганда. По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по стране, работал шофером, слесарем, трудился на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина (ныне Тверь), Рязани.

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны он был призван в армию. С ноября 1941 года по 1946 год служил в автомобильных частях, участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина.

Войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса.

За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками был признан не имеющим судимости, а в 1960 году был полностью реабилитирован.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Аронов вернулся в Москву. Тогда же он начал свою литературную деятельность, стал писать приключенческие повести для юношества.

В 1948 году была опубликована его первая повесть «Кортик», которую он подписал фамилией матери — Рыбаков.

В 1956 году напечатано продолжение «Кортика» — повесть «Бронзовая птица.

Его роман «Водители» (1950) был удостоен Государственной премии СССР в 1951 году. Затем вышли романы «Екатерина Воронина» (1950), «Лето в Сосняках» (1964), повести «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970).

В 1978 году был издан роман «Тяжелый песок», в 1987 году — роман «Дети Арбата», написанный еще в 1960-х годах. События, о которых рассказывалось в произведении, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие годы» (1988), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990), а третьей — роман «Прах и пепел» (1994).

В 1995 году вышло Собрание сочинений Анатолия Рыбакова в семи томах, а в 1997 году — автобиографический «Роман-воспоминания».

Его книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.

По книгам писателя поставлены кино- и телефильмы. В 1954 году на экраны вышла кинолента «Кортик», в 1957 году — «Екатерина Воронина», в 1961 году — «Приключения Кроша».

Рыбаков является автором сценариев фильмов «Эти невинные забавы» (1969), «Минута молчания» (1971), «Кортик» (1973), «Бронзовая птица» (1974), «Последнее лето детства» (1974), «Каникулы Кроша» (1980), «Неизвестный солдат» (1984), «Воскресенье, половина седьмого» (1988).

  • В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата», в 2008 году — телесериал «Тяжелый песок».
  • В 1989-1991 годах писатель был президентом советского ПЕН-центра.
  • С 1991 года — секретарь правления Союза писателей СССР.

23 декабря 1998 года Анатолий Рыбаков скончался в Нью-Йорке, куда приехал на операцию. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Писатель был удостоен ордена Отечественной войны I степени и двух орденов Отечественной войны II степени. Среди его наград — ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Лауреат Государственной премии СССР (1951), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973).

В 2006 году известный документалист Марина Голдовская сняла фильм «Анатолий Рыбаков. Послесловие», посвященный жизни и творчеству писателя.

Старший сын писателя Александр Рыбаков, 1940 года рождения, скончался в 1994 году. Его дочь Мария, 1973 года рождения, внучка писателя, — автор романов «Анна Гром и ее призрак», «Братство проигравших», «Острый нож для мягкого сердца» и др.

Сын Анатолия Рыбакова Алексей, 1960 года рождения, взяв псевдоним Макушинский (фамилия бабушки по матери), стал писателем, автором романов «Макс», «Город в долине». С 1992 года живет в Германии и работает в университете города Майнц на кафедре славистики.

Вдова Анатолия Рыбакова, Татьяна Винокурова-Рыбакова (1928-2008), была дочерью репрессированного заместителя наркома пищевой промышленности Микояна, окончив Полиграфический институт, работала редактором журнала «Кругозор». О своей жизни с писателем она написала книгу «Счастливая ты, Таня…», опубликованную в 2005 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20160114/1358431393.html

Жизнь, воплощенная в литературе: 10 фактов о писателе Анатолии Рыбакове

На телеканале «МИР» 14 июля в 11.10 будет показан легендарный советский приключенческий фильм «Бронзовая птица».

«Кортик» и «Бронзовая птица», пожалуй, два самых известных произведения писателя Анатолия Рыбакова, ставшего одним из классиков отечественной подростковой литературы. Третья повесть цикла — «Выстрел» — известна меньше, хотя именно она стала гораздо более зрелым произведением, посвященным судьбе тех же героев. Сегодня «МИР 24» рассказывает о десяти фактах из жизни и творчества Анатолия Рыбакова, ставшего не только классиком подростковой литературы, но и одним из самых знаменитых писателей эпохи перестройки.

Настоящая фамилия писателя — Аронов

Рыбаков — фамилия по матери. Родившийся 1 января (14 по новому стилю) 1911 года в еврейской семье, мальчик Анатолий получил фамилию отца — Аронов. Как вспоминала позднее его вдова Татьяна Винокурова-Рыбакова, «муж и воевал как Аронов, и судимость сняли с него как с Аронова», но свое первое произведение — повесть «Кортик» — он подписал псевдонимом, которым ему послужила фамилия матери: Рыбаков.

Именно как Анатолий Рыбаков писатель стал всемирно известен, а псевдоним постепенно стал его официальной фамилией. Например, в наградных документах 1940-х годов Анатолий Наумович фигурирует под фамилией Аронов, а в документах о награждении орденом Отечественной войны II степени в 1985 году — уже как Рыбаков.

Анатолий Рыбаков учился в школе-коммуне

А точнее, он окончил Московскую опытно-показательную школу (МОПШ) имени Лепешинского. В этой уникальной московской школе Анатолий Аронов учился два последних класса — восьмой и девятый.

Именно МОПШ дала ему качественную техническую подготовку: в этом учебном заведении, построенном как коммуна, весь образовательный процесс был построен вокруг изучения текстильной фабрики, а все предметы были объединены в трудовые комплексы и изучались на материале конкретных производственных процессов.

Анатолий Рыбаков: «Мы проводили в школе весь день, с утра и до вечера. У нас не было обслуживающего персонала, мы все делали сами: раздавали пищу в столовой, мыли посуду, убирали школьные помещения, дежурили на вешалке, в библиотеке, благоустраивали территорию… В школе царил особый дух коллективизма, высокой нравственности, бескорыстности».

Учебный процесс в МОПШ был организован непривычно для современного человека: Уроки продолжались по сто минут без перерыва, и шли с 9 утра до обеда.

При этом занятия строились как самостоятельная деятельность, а учитель выступал только в роли консультанта.

После обеда начиналась работа мастерских — переплетной и столярной, старшая группа уходила на фабрику, с семи до девяти часов вечера работали кружки, а в 22.30 в школе-коммуне объявлялся отбой.

Не окончил институт из-за ареста и ссылки

Проработав после школы два года сначала грузчиком, а потом шофером, Анатолий Аронов поступил на автодорожное отделение Транспортно-экономического института Наркомата путей сообщения (позднее этот институт стал частью Московского института инженеров транспорта). Но через три года его исключают сначала из комсомола, а потом и из института: причиной стало участие в политической дискуссии, в которой, как следует из материалов уголовного дела, он выступал «как бы примиренчески по отношению к троцкистской оппозиции».

ФОТО: Морковкин Анатолий, ТАСС

Добившись восстановления, Анатолий Аронов вскоре вновь подвергается репрессиям: в ноябре 1933 года его арестовывают и постановлением Особого совещания (ОСО) коллегии ОГПУ приговаривают к трем годам ссылки без права проживания в городах с паспортным режимом. Поэтому после окончания ссылки будущий писатель два года кочевал по стране, а затем три года — с 1938 по 1941 — жил в Рязани, где и познакомился со своей первой женой.

Был женат трижды

Первой женой писателя стала бухгалтер Анастасия Тысячникова, с которой он познакомился в Рязани и которая стала матерью первого сына писателя — Александра Рыбакова. Второй супругой была писательница Наталья Давыдова (настоящее имя — Майя Максимовна Давыдова), коллега по писательскому труду: в этом браке у Анатолия Рыбакова родился сын Алексей. Второй брак распался в 1978 году, и после этого Анатолий Рыбаков женился третий и последний раз — на Татьяне Винокуровой-Рыбаковой, дочери заместителя наркома снабжения и пищевой промышленности. Его третья жена долгое время работала в Гостелерадио.

  • Прошел всю войну от Москвы до Берлина
  • Драки русских поэтов
  • Есенин, Пастернак и другие
Читайте также:  Краткое содержание рассказов владимира одоевского за 2 минуты

В ноябре 1941 года главный инженер Рязанского областного управления автотранспорта Анатолий Аронов был призван в Красную Армию, в которой прослужил потом до 1946 года.

Севший за баранку грузовика еще в 1928 году, будущий писатель и в армии служил в автомобильных частях, начав боевой путь рядовым шофером под Москвой, в самые тяжелые дни обороны столицы.

А окончил войну он в звании гвардии инженер-майора и в должности начальника автослужбы 4-го гвардейского стрелкового Бранденбургского Краснознаменного корпуса.

В рядах этого корпуса Анатолий Аронов прошел практически всю войну: он стал его бойцом во время формирования корпуса в январе 1942 года, вместе с ним участвовал в обороне Ленинграда и вместе с ним был переброшен под Сталинград, а потом дошел со своим корпусом до Берлина.

За это время Анатолий Аронов был удостоен медали «За боевые заслуги», двух орденов Отечественной войны (I и II степени), а также медалей «За оборону Ленинграда» и «За взятие Берлина».

Но самое главное, за боевые заслуги он был признан не имеющим судимости, что существенно облегчило его послевоенную жизнь (полностью реабилитирован писатель был только в 1960 году).

Литературное творчество начал в 37 лет
Прослужив после Победы почти год в Германии, где был оставлен 4-й гвардейский корпус, Анатолий Аронов был демобилизован вместе со всеми однополчанами, когда прославленную воинскую часть расформировали. Летом 1946 года он возвращается на родину, но не в Рязань, к жене, а в Москву: решение о том, что он не имеет судимости, вновь дает ему возможность поселиться в столице.

В это же время Анатолий Аронов принимает решение круто изменить свою жизнь: переквалифицироваться из инженеров-управленцев в писатели. Он садится за первое свое литературное произведение — повесть «Кортик».

В апреле 1947 года Анатолий Аронов, подписав повесть псевдонимом «Анатолий Рыбаков», лично относит ее в издательство Детгиз, а в сентябре 1948 года «Кортик» выходит в свет.

Впоследствии писатель так вспоминал об этом периоде обучения писательскому труду.

Анатолий Рыбаков: «Легче всего написать первую книгу. Труднее, когда появляется опыт… Перечитывая свои ранние книги, я удивляюсь тому, как легко решал всякие сложности. Теперь легкости нет. Новую книгу пишу так, будто ничего до этого не писал».

Героя романа «Водители» зовут так же, как и героя «Кортика»

Главным героем повести «Кортик» стал пионер Мишка Поляков — а главного героя первого крупного произведения Анатолия Рыбакова, романа «Водители», зовут Михаил Григорьевич Поляков. Формально это всего лишь совпадение: ни в «Водителях», ни в продолжениях «Кортика» — повестях «Бронзовая птица» и «Выстрел» — нет никаких упоминаний о том, что это один и тот же персонаж.

По мнению многих литературоведов, для самого писателя выбор имени главного героя водительской эпопеи был не случайным. Тем самым, возможно, он стремился дать картину судьбы поколения, принявшего на свои плечи главный груз Великой Отечественной войны.

Кстати, роман «Водители» принес Анатолию Рыбакову первую серьезную награду: вышедший в 1950 году, он был удостоен Сталинской премии второй степени, что открыло писателю путь в большую литературу.

Цикл «Кортик», «Бронзовая птица» и «Выстрел» писался почти 30 лет
Если «Кортик» увидел свет в 1948 году, то вторая повесть цикла — «Бронзовая птица» — была опубликована лишь восемь лет спустя, в 1956-м и стала четвертым произведением, вышедшим из-под пера Анатолия Рыбакова.

Но писатель не собирался расставаться с героями, полюбившимися не только читателям, но и ему. Правда, на то, чтобы вернуться к ним, ушло еще 19 лет: только в 1975 году увидела свет последняя повесть цикла — «Выстрел».

Таким образом, на создание всей трилогии у Анатолия Рыбакова ушло 27 лет!

Роман «Дети Арбата» ждал публикации без малого 20 лет
Все украдено еще до «Тихого Дона»

Шесть великих плагиаторов прошлого

Самым известным произведением Анатолия Рыбакова считается его роман «Дети Арбата». Первая часть романа увидела свет в 1987 году — через пять лет после того, как сам писатель посчитал роман законченным. При этом начат он был много раньше: «Над „Детьми Арбата“ я начал работу в самом конце 50‑х годов, — вспоминал автор. — Впервые роман был анонсирован в журнале „Новый мир“ в 1966 году. Александр Твардовский (главный редактор „Нового мира“ — прим. ред.) очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось. Второй раз „Дети Арбата“ были заявлены „Октябрем“ (литературный журнал „Октябрь“. — прим. ред.), шел уже 1978 год, но это тоже окончилось неудачей. А работа продолжалась».

Только в 1987 году роман наконец был напечатан. Год спустя вышла вторая часть — роман «Тридцать пятый и другие годы», в 1990 году — третья, роман «Страх», а в 1994 году, за четыре года до смерти автора — последняя, четвертая часть, роман «Прах и пепел».

Почти все произведения экранизированы

За полвека литературной деятельности Анатолий Рыбаков написал не так много произведений, в общей сложности всего 15: шесть повестей и девять романов. Но при этом почти все его произведения были экранизированы. Число экранизаций — тринадцать — почти равно числу написанных книг.

Первой была экранизирована повесть «Кортик»: одноименный фильм увидел свет в 1954 году.

Девятнадцать лет спустя, в 1973 году по той же повести сняли трехсерийный телефильм с тем же названием, а через год после него, в 1974 году экранизировали вторую повесть, «Бронзовую птицу», тоже в виде трехсерийного телефильма с теми же актерами.

Еще через год под названием «Последнее лето детства» вышла трехсерийная телевизионная экранизация «Выстрела». Кроме того, был экранизирован цикл повестей о Кроше, в 2005 году — роман «Дети Арбата», а в 2008 году — роман «Тяжелый песок», посвященный жизни евреев на Украине в первой половине ХХ века.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ

Источник: https://kino.rambler.ru/other/40261681-zhizn-voploschennaya-v-literature-10-faktov-o-pisatele-anatolii-rybakove/

Читать

Анатолий Рыбаков

Кортик

Часть первая

Ревск

Глава 1

Испорченная камера

Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да изредка из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ежился. Его тянуло обратно в теплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.

Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислоненный к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью. Миша снял висевшую над велосипедом рваную, в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен.

Он осторожно открыл дверь, собираясь выйти из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился, наблюдая.

Полевой вышел во двор и, подойдя к заброшенной собачьей будке, внимательно осмотрелся по сторонам.

«Чего ему не спится? – думал Миша. – И осматривается как-то странно…»

Полевого все называли «товарищ комиссар». В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из-под куртки на ремешке у него всегда болтался наган. Все ревские мальчишки завидовали Мише – ведь он жил в одном доме с Полевым.

«Чего ему не спится? – продолжал думать Миша. – Так я из чулана не выберусь!»

Полевой сел на лежавшее возле будки бревно, еще раз осмотрел двор. Пытливый взгляд его скользнул по щелочке, в которую подглядывал Миша, по окнам дома.

Потом он засунул руку под будку, долго шарил там, видимо ощупывая что-то, затем выпрямился, встал и пошел обратно в дом. Скрипнула дверь его комнаты, затрещала под грузным телом кровать, и все стихло.

Мише не терпелось смастерить рогатку, но… что искал Полевой под будкой? Миша тихонько подошел к ней и остановился в раздумье.

Посмотреть, что ли? А вдруг кто-нибудь заметит? Он сел на бревно и оглянулся на окна дома. Нет, нехорошо! «Нельзя быть таким любопытным», – думал Миша, ожесточенно ковыряя землю. Он засунул руку под будку. Ничего здесь не может быть. Ему просто показалось, будто Полевой что-то искал… Рука его шарила под будкой.

Конечно, ничего! Только земля и скользкое дерево… Мишины пальцы попали в расщелину. Если здесь и спрятано что-нибудь, то он даже не посмотрит, только убедится, есть тут что или нет. Он нащупал в расщелине что-то мягкое, вроде тряпки. Значит, есть.

Вытащить? Миша еще раз оглянулся на дом, потянул тряпку к себе и, разгребая землю, вытащил из-под будки сверток.

Он стряхнул с него землю и развернул. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Кортик! Такие кортики носят морские офицеры. Он был без ножен, с тремя острыми гранями. Вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком.

Обыкновенный морской кортик. Почему же Полевой его прячет? Странно. Очень странно. Миша еще раз осмотрел кортик, завернул его в тряпку, засунул обратно под будку и вернулся на крыльцо.

Со стуком падали деревянные брусья, запиравшие ворота. Коровы медленно и важно, помахивая хвостами, присоединялись к проходившему по улице стаду. Стадо гнал пастушонок в длинном, до босых пят, рваном зипуне и барашковой шапке. Он кричал на коров и ловко хлопал бичом, который волочился за ним в пыли, как змея.

Сидя на крыльце, Миша мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. Ничего в этом кортике нет, разве что бронзовая змейка… И почему Полевой его прячет?

Рогатка готова. Эта будет получше Генкиной! Миша вложил в нее камешек и стрельнул по прыгавшим на дороге воробьям. Мимо! Воробьи поднялись и уселись на заборе соседнего дома. Миша хотел еще раз выстрелить, но в доме раздались шаги, стук печной заслонки, плеск воды из ушата. Миша спрятал рогатку за пазуху и вошел в кухню.

Бабушка передвигала на скамейке большие корзины с вишнями. Она – в своем засаленном капоте с оттопыренными от множества ключей карманами. Чуть кося, щурятся маленькие, подслеповатые глазки на ее озабоченном лице.

– Куда, куда! – закричала она, когда Миша запустил руку в корзину. – Ведь придумает… грязными лапами!

– Жалко уж! Я есть хочу, – проворчал Миша.

– Успеешь! Умойся сначала.

Миша подошел к умывальнику, чуть смочил ладони, прикоснулся ими к кончику носа, тронул полотенце и отправился в столовую.

На своем обычном месте, во главе длинного обеденного стола, покрытого коричневой цветастой клеенкой, уже сидит дедушка. Дедушка – старенький, седенький, с редкой бородкой и рыжеватыми усами.

Большим пальцем он закладывает в нос табак и чихает в желтый носовой платок.

Его живые, в лучах добрых, смешливых морщинок глаза улыбаются, и от его сюртука исходит мягкий и приятный запах, только одному дедушке свойственный.

На столе еще ничего нет. В ожидании завтрака Миша поставил свою тарелку посреди нарисованной на клеенке розы и начал обводить ее вилкой, чтобы замкнуть розу в круг.

На клеенке появляется глубокая царапина.

– Михаилу Григорьевичу почтение! – раздался за Мишей веселый голос Полевого.

Полевой вышел из своей комнаты с обвязанным вокруг пояса полотенцем.

– Доброе утро, Сергей Иваныч, – ответил Миша и лукаво посмотрел на Полевого: небось не догадывается, что Миша знает про кортик!

Неся перед собой самовар, в столовую вошла бабушка. Миша прикрыл локтями царапину на клеенке.

– Где Семен? – спросил дед.

– В чулан пошел, – ответила бабушка. – Ни свет ни заря велосипед вздумал чинить!

Миша вздрогнул и, забыв про царапину, снял локти со стола. Велосипед чинить? Вот так штука! Все лето дядя Сеня не притрагивался к велосипеду, а сегодня, как назло, принялся за него. Сейчас он увидит камеру – и начнется канитель.

Скучный человек дядя Сеня! Бабушка, та просто отругает, а дядя Сеня скривит губы и читает нотации. В это время он смотрит в сторону, снимает и надевает пенсне, теребит золоченые пуговицы на своей студенческой тужурке.

А он вовсе не студент! Его давным-давно исключили из университета за «беспорядки». Интересно, какой беспорядок мог наделать такой всегда аккуратный дядя Сеня? Лицо у него бледное, серьезное, с маленькими усиками под носом.

За обедом он обычно читает книгу, скашивая глаза и наугад, не глядя, поднося ко рту ложку.

Миша опять вздрогнул: из чулана донеслось громыханье велосипеда.

И когда в дверях показался дядя Сеня с порезанной камерой в руках, Миша вскочил и, опрокинув стул, опрометью бросился вон из дома.

Глава 2

Огородные и Алексеевские

Он промчался по двору, перемахнул через забор и очутился на соседней, Огородной, улице. До ближайшего переулка, ведущего на свою, Алексеевскую, улицу, не более ста шагов. Но ребята с Огородной, заклятые враги алексеевских, заметили Мишу и сбегались со всех сторон, вопя и улюлюкая, в восторге от предстоящей расправы с алексеевским, да еще с москвичом.

Миша быстро вскарабкался обратно на забор, уселся на нем верхом и закричал:

– Что, взяли? Эх вы, пугалы огородные!

Это была самая обидная для огородных кличка. В Мишу полетел град камней. Он скатился с забора во двор, на лбу его набухала шишка, а камни продолжали лететь, падая возле самого дома, из которого вдруг вышла бабушка. Она близоруко сощурила глаза и, обернувшись к дому, кого-то позвала. Наверно, дядю Сеню…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=34986&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector