Краткое содержание рассказов эмиля золя за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Радость жизни

Жанр: Классическая проза

Радость жизни IКогда часы с кукушкой пробили в столовой шесть, Шанто потерял последнюю надежду Он с трудом поднялся с кресла у камина, где грел свои скованные подагрой ноги Уже два часа ждал он жену, которая Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Деньги

Жанр: Классическая проза

Деньги 1 Часы на бирже только что пробили одиннадцать, когда Саккар вошел в ресторан Шампо, в белый с позолотой зал с двумя высокими окнами, выходящими на площадь Он окинул взглядом ряды столиков, где с озабо Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Тереза Ракен

Жанр: Классическая проза

ТЕРЕЗА РАКЕН Предисловие Я простодушно полагал, что этот роман не нуждается в предисловии… Имея обыкновение излагать свои мысли полным голосом и недвусмысленно обрисовывать в своих произведениях даже мел Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Чрево Парижа

Жанр: Классическая проза

ЧРЕВО ПАРИЖА 1 По дороге в Париж, среди глубокой тишины и безлюдья, тащились возы огородников, мерно покачиваясь на ухабах, и громыханье колес эхом отдавалось между домами, спавшими по обе стороны шоссе за см Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Добыча

Жанр: Классическая проза

» Добыча» один из лучших романов цикла » Ругон Маккары» великого французского писателя Эмиля Золя (18401902) История авантюриста и биржевого игрока Аристида Саккара, делающего деньги из всего, что подвернется под руку, и ег Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Собрание сочинений. Т. 15. Разгром

Жанр: Классическая проза

В » Разгроме», который является логическим завершением » Ругон Маккаров», хотя формально серия заканчивается романом » Доктор Паскаль», писатель стремится, как он указывает в подготовительных материалах, поведать «правду Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Плечи маркизы

Жанр: Классическая проза

Маркиза спит в широкой кровати под атласным желтым пологом Только в полдень, услышав мелодичный звон часов, она решается открыть глаза В комнате тепло Ковры, портьеры на дверях и окнах превращают спальню в мягкое гнездышко, не доступное для холода Воздух насыщен ароматом духов Здесь царит вечная вес Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

Собрание сочинений. Т.11. Творчество

Жанр: Классическая проза

Роман » Творчество» входит в двадцатитомную серию Эмиля Золя » Ругон Маккары», в которой автор запечатлел жизнь Франции в эпоху второй империи » Творчество» это роман о судьбе художника в буржуазном мире, поднимающий вме Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты

«Приманки»

Жанр: Классическая проза

« Приманки» I В Париже все продается: распутницы и девственницы, ложь и правда, слезы и улыбки Вам небезызвестно, что в этом царстве торгашей красота является товаром и предметом чудовищной торговли Продают и покупают большие глаза и маленькие рты, носы и подбородки — все имеет свою точную цену Кажд

Источник: https://dom-knig.com/author/49467?p_=2

«Бескомпромиссный правдолюб» 175 лет со дня рождения французского писателя Эмиля Золя (1840-1902)

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты Эмиль Золя родился в Париже в семье инженера-итальянца. Ранняя смерть отца привела к тому, что Золя вырос в бедности, рано пошел работать (начинал клерком в издательстве); с 1865 года он зарабатывал на жизнь, публикуя стихи, рассказы и литературно-критические статьи.

В 1867 году увидел свет первый значительный роман Золя «Тереза Ракен» — по замечанию одного из критиков, «блестящее психологическое исследование убийства и страсти».

Этим романом Золя «основал» новое литературное направление — натурализм; по его мнению, натуралистический роман — тот, что глубоко проникает во все сферы человеческого существования и описывает любое социальное зло, никому и ничему не давая поблажки.

С 1871 по 1893 год Золя написал двадцать романов, входящих в цикл «Ругон-Маккары»; эти романы — художественное воплощение «доктрины натурализма». 

Из романов цикла наиболее известны «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Нана» (1880), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891) и «Разгром» (1982).

Сам Золя называл романы этого цикла «документами эпохи»; Поздние романы писателя не столь интересны; из них можно выделить трилогию «Три Города» (1894-1898) — «Лурд» (1894), «Рим» (1896) и «Париж» (1898).

Высшим же достижением Золя-критика считаются работа «Экспериментальный роман» (1880) и сборник статей «Писатели-натуралисты» (1881).

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты Золя Э. Западня. Роман. – М. : «Дом», 1993. – 352 с.

Роман «Западня» — одно из лучших произведений автора, в котором правдиво изображена жизнь парижских предместий начала XIX века.

Главная героиня романа — прачка Жервеза проходит через череду нелегких испытаний, постепенно опускаясь на самое дно общества.

Ее жизнь — это запах грязного белья и миазмы перегара, измены и беспробудное пьянство мужа, нищета и тяжелый, выматывающий труд. Вся жизнь Жервезы — западня, из которой нет выхода, «вызволить» из которой может только гробовщик…

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты Золя Э. Творчество. Роман. – М.: Художественная литература, 1981. – 400 с.
Роман «Творчество» входит в двадцатитомную серию Эмиля Золя «Ругон-Маккары», в которой автор запечатлел жизнь Франции в эпоху второй империи. 
«Творчество» — это роман о судьбе художника в буржуазном мире, поднимающий вместе с тем коренную эстетическую проблему отношения искусства к действительности. 

В основу его сюжета легли некоторые реальные события, связанные с полемикой, которую в 60-х годах прошлого века Э.Золя вел в защиту группы художников-импрессионистов.

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты Золя Э. Завоевание Плассана. Роман. – СПб. : Азбука-Классика, 2010. – 416 с.

Эмиль Золя, выдающийся французский писатель, вошел в мировую литературу как создатель двадцатитомной эпопеи «Ругон-Маккары», где блистательный анализ современного писателю общества ничуть не затмевает накала страстей. 

Добиться победы на местных выборах, провести в парламент нужного кандидата, подчинить своей власти провинциальный городок — что это? Пункты повестки предвыборного совещания какой-нибудь современной партии? Нет, это взято из романа Золя «Завоевание Плассана», написанного с необычайной правдивостью и страстностью. В романе излагается история человека, подчинившего себе целый город. Черствость, цинизм, неразборчивость в средствах, темные авантюры — у автора нет ни малейших сомнений в том, что жаждущий власти пойдет на все. 

Не случайно в России высоко оценили этот роман Золя: в 1874 году он печатался одновременно в различных переводах и пересказах сразу в шести журналах и газетах. И.С.Тургенев письмо к автору заключил фразой: «В России теперь читают только вас!».

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты Золя Э. Карьера Ругонов. Роман. – СПб.: Азбука-Классика, 2010. – 384 с.

В своем первом романе «Карьера Ругонов» (1870), написанном накануне войны с Пруссией и парижской Коммуны, автор противопоставляет юных идеалистов Сильвера и его подругу Мьетту с их революционной страстью, чистотой порыва, и тех, кто рвется к власти.

Эти люди озабочены лишь тем, как «продать себя возможно дороже», они готовы перейти на сторону тех, кто щедро вознаградит в час торжества. Г.Флобер назвал эту книгу «жуткой и прекрасной»: «Не могу опомниться! Сильно, очень сильно, — писал он.

— У вас большой талант, и вы смелый человек».

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты Золя Э. Жерминаль. Роман. – М.: Высшая школа, 1986. – 454 с .

Роман «Жерминаль» (1885) — одно из лучших произведений Эмиля Золя. 
Основной темой книги, написанной в годы подъема стачечного движения во Франции конца XIX в., является грандиозная забастовка углекопов.

Рисуя жизнь в шахтерском поселке, передавая историю шахтерской семьи Маэ, писатель показывает изнурительный труд, нищету и полуголодное существование рабочих — все то, что явилось причиной восстания.

Значительное место в романе занимает образ Этьена Лантье, для которого работа в шахте, забастовка стали школой политического опыта.

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты Золя Э. Дамское счастье. Роман. – М. : Зксмо, 2002. – 784 с.

Герой романа ДАМСКОЕ СЧАСТЬЕ, — Октав Мурэ, создавший новый тип дамского магазина. Тонко чувствуя женскую психологию и вкусы своих покупательниц, он пользуется этим и поначалу превосходит своих конкурентов, смело идя на коммерческий риск, проявляя инициативу, выдумку, изобретательность.

Краткое содержание рассказов Эмиля Золя за 2 минуты Золя Э. Деньги. Роман. – М. Правда, 1986. – 448 с.

Никогда еще мир финансовых дельцов не был изображен с такой широтой и точностью как в романе «Деньги» известного французского писателя Эмиля Золя (1840-1902).
Его главный герой Саккар, «пират биржи», за четыре года проходит путь от головокружительного успеха к сокрушительному падению; здесь все поступки людей и все их бедствия определены деньгами.

Источник: http://lib.bspu.ru/node/446

«Жерминаль»

Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощёчину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту компании Монсу, что близ городка Воре, в посёлке Двухсот Сорока.

Работы нет нигде, шахтёры голодают. Место для него на шахте нашлось лишь потому, что накануне его прихода в Воре умерла одна из откатчиц.

Старый забойщик Маэ, чья дочь Катрина работает с ним в шахте второй откатчицей, берет Лантье в свою артель.

Работа невыносимо трудна, и пятнадцатилетняя Катрина выглядит вечно измождённой. Маэ, его сын Захария, артельщики Левак и Шаваль работают, лёжа то на спине, то на боку, протискиваясь в шахте шириной едва в полметра: угольный пласт тонок. В забое невыносимая духота. Катрина и Этьен катают вагонетки.

В первый же день Этьен решает было покинуть Воре: этот ежедневный ад не для него. На его глазах руководство компании разносит шахтёров за то, что те плохо заботятся о собственной безопасности. Молчаливое рабство шахтёров поражает его. Только взгляд Катрины, воспоминание о ней заставляют его остаться в посёлке ещё на некоторое время. Маэ живут в непредставимой бедности.

Они вечно должны лавочнику, им не хватает на хлеб, и жене Маэ ничего не остаётся, как пойти с детьми в усадьбу Пиолена, принадлежащую помещикам Грегуарам. Грегуары, совладельцы шахт, иногда помогают бедным. Хозяева усадьбы обнаруживают в Маэ и её детях все признаки вырождения и, вручив ей пару старых детских платьиц, преподают урок бережливости.

Когда женщина просит сто су, ей отказывают: подавать — не в правилах Грегуаров. Детям, однако, дают кусок булки. Под конец Маэ удаётся смягчить лавочника Мегра — в ответ на обещание прислать к нему Катрину.

Покуда мужчины работают в шахте, женщины готовят обед — похлёбку из щавеля, картошки и порея; парижане, приехавшие осмотреть шахты и ознакомиться с бытом шахтёров, умиляются щедрости шахтовладельцев, дающих рабочим столь дешёвое жилье и снабжающих все шахтёрские семьи углём.

Одним из праздников в шахтёрской семье становится мытье: раз в неделю вся семья Маэ, не стесняясь, по очереди окунается в бочку с тёплой водой и переодевается в чистое.

Маэ после этого балуется с женой, называя своё единственное развлечение «даровым десертом». Катрины между тем домогается молодой Шаваль: вспомнив о своей любви к Этьену, она сопротивляется ему, но недолго.

К тому же Шаваль купил ей ленту. Он овладел Катриной в сарае за посёлком.

Этьен постепенно привыкает к работе, к товарищам, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются гуляющие за отвалом влюблённые, но Этьен полагает, что молодёжь свободна. Возмущает его только любовь Катрины и Шаваля — он неосознанно ревнует.

Вскоре он знакомится с русским машинистом Сувариным, который живёт с ним по соседству. Суварин избегает рассказывать о себе, и Этьен нескоро узнает, что имеет дело с социалистом-народником. Бежав из России, Суварин устроился на работу в компанию.

Этьен решает рассказать ему о своей дружбе и переписке с Плюшаром — одним из вождей рабочего движения, секретарём северной федерации только что созданного в Лондоне Интернационала.

Суварин скептически относится к Интернационалу и к марксизму: он верит только в террор, в революцию, в анархию и призывает поджигать города, всеми способами уничтожая старый мир. Этьен, напротив, мечтает об организации забастовки, но на неё нужны деньги — касса взаимопомощи, которая позволила бы продержаться хоть первое время.

В августе Этьен перебирается жить к Маэ. Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и Маэ как будто начинает верить в возможность справедливости, — но жена его тут же резонно возражает, что буржуи никогда не согласятся работать, как шахтёры, и все разговоры о равенстве навсегда останутся бредом.

Представления Маэ о справедливом обществе сводятся к желанию пожить как следует, да это и немудрено — компания вовсю штрафует рабочих за несоблюдение техники безопасности и изыскивает любой предлог для урезания заработка. Очередное сокращение выплат — идеальный повод для забастовки.

Глава семьи Маэ, получая безбожно сокращённый заработок, удостаивается также выговора за разговоры со своим жильцом о политике — об этом уже пошли слухи. Туссена Маэ, старого шахтёра, хватает только на то, чтобы испуганно кивать. Он сам стыдится собственной тупой покорности.

По всему посёлку разносится вопль нищеты, На новом участке, где работает семья Маэ, становится все опаснее — то ударит в лицо подземный источник, то слой угля окажется так тонок, что двигаться в шахте можно, только обдирая локти.

Читайте также:  Краткое содержание карамзин чувствительный и холодный за 2 минуты пересказ сюжета

Вскоре происходит и первый на памяти Этьена обвал, в котором сломал обе ноги младший сын Маэ — Жанлен. Этьен и Маэ понимают, что терять больше нечего: впереди только худшее. Пора бастовать.

Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей составили делегацию для переговоров с хозяевами. В неё вошёл и Маэ. Вместе с ним отправились Пьеррон, Левак и делегаты от других посёлков. Требования шахтёров ничтожны: они настаивают на том, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су.

Энбо пытается вызвать раскол в депутации и говорит о чьём-то гнусном внушении, но ни один шахтёр из Монсу ещё не состоит в Интернационале. От имени углекопов начинает говорить Этьен — он один способен спорить с Энбо. Этьен в конце концов прямо угрожает, что рано или поздно рабочие вынуждены будут прибегнуть к другим мерам, чтобы отстоять свою жизнь.

Правление шахт отказывается идти на уступки, что окончательно ожесточает шахтёров. Деньги кончаются у всего посёлка, но Этьен убеждён, что забастовку надо держать до последнего. Плюшар обещает прибыть в Воре и помочь деньгами, но медлит. Наконец Этьен дождался его. Шахтёры собираются на совещание у вдовы Дезир.

Хозяин кабачка Раснер высказывается за прекращение забастовки, но шахтёры склонны больше доверять Этьену. Плюшар, считая забастовки слишком медленным средством борьбы, берет слово и призывает все-таки продолжать бастовать. Запретить собрание является комиссар полиции с четырьмя жандармами, но, предупреждённые вдовой, рабочие успевают вовремя разойтись.

Плюшар пообещал выслать пособие. Правление компании между тем задумало уволить наиболее упорных забастовщиков и тех, кого считали подстрекателями.

Этьен приобретает все большее влияние на рабочих. Скоро он совершенно вытесняет их былого лидера — умеренного и хитрого Раснера, и тот предрекает ему со временем такую же участь. Старик по кличке Бессмертный на очередном собрании шахтёров в лесу вспоминает о том, как бесплодно протестовали и гибли его товарищи полвека назад.

Этьен говорит страстно, как никогда. Собрание решает продолжать стачку. Работает на всю компанию только шахта в Жан-Барте, Тамошних шахтёров объявляют предателями и решают проучить их. Придя в Жан-Барт, рабочие из Монсу начинают рубить канаты — этим они вынуждают углекопов покинуть шахты.

Катрина и Шаваль, которые живут и работают в Жан-Барте, тоже поднимаются наверх. Начинается драка между бастующими и штрейкбрехерами. Руководство компании вызывает полицию и армию — драгун и жандармов. В ответ рабочие начинают разрушать шахты. Восстание набирает силу, пожаром распространяясь по шахтам. С пением «Марсельезы» толпа идёт в Монсу, к правлению.

Энбо теряется. Шахтёры грабят лавку Мегра, погибшего при попытке спасти своё добро. Шаваль приводит жандармов, и Катрина едва успевает предупредить Этьена, чтобы он не попался им. Этой зимой на всех шахтах расставляют полицию и солдат, но работа нигде не возобновляется. Забастовка охватывает новые и новые шахты.

Этьен наконец дождался прямой стычки с предателем Шавалем, к которому давно ревновал Катрину, и победил: Шаваль вынужден был уступить её и спасаться бегством.

Между тем Жанлен, младший из Маэ, хоть и хромая на обе ноги, выучился довольно резво бегать, разбойничать и стрелять из пращи. Его разбирало желание убить солдата — и он убил его ножом, по-кошачьи прыгнув сзади, не умея объяснить свою ненависть. Столкновение шахтёров с солдатами становится неизбежным.

Углекопы сами пошли на штыки, и, хотя солдаты получили приказ применять оружие только в крайнем случае, вскоре раздаются выстрелы. Шахтёры швыряют в офицеров грязью и кирпичами, солдаты отвечают пальбой и первыми же выстрелами убивают двух детей: Лидию и Бебера. Убита Мукетта, влюблённая в Этьена, убит Туссен Маэ.

Рабочие страшно испуганы и подавлены. Вскоре в Монсу приезжают представители власти из Парижа. Этьен начинает ощущать себя виновником всех этих смертей, разорения, насилия, и в этот момент лидером шахтёров снова становится Раснер, требующий примирения.

Этьен решает уйти из посёлка и встречается с Сувариным, который рассказывает ему историю гибели своей жены, повешенной в Москве, С тех пор у Суварина нет ни привязанностей, ни страха. Выслушав этот страшный рассказ, Этьен возвращается домой, чтобы провести в семье Маэ свою последнюю ночь в посёлке.

Суварин же идёт к шахте, куда рабочие собираются вернуться, и подпиливает одну из скреп обшивки, защищающей шахту от подземного моря — «Потока». Утром Этьен узнает, что Катрина тоже собирается пойти в шахту. Поддавшись внезапному порыву, Этьен идёт туда с ней: любовь заставляет его ещё на один день остаться в посёлке.

К вечеру поток прорвал обшивку. Скоро вода прорвалась на поверхность, все взрывая своим мощным движением. На дне шахты остались покинутыми старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина. По грудь в воде они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах.

Здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен раскроил череп вечному сопернику. Вместе с Катриной Этьену удаётся выскрести в стене некое подобие скамьи, на которой они сидят над несущимся по дну шахты потоком.

Три дня проводят они под землёй, ожидая смерти и не надеясь на спасение, но вдруг доносятся чьи-то удары сквозь толщу земли: к ним пробиваются, их спасают! Здесь, в темноте, в шахте, на крошечной полоске тверди, Этьен и Катрина в первый и последний раз сливаются в любви. После этого Катрина забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Когда их подняли на поверхность, Катрина была уже мертва.

Оправившись, Этьен уходит из посёлка. Он прощается с вдовой Маэ, которая, потеряв мужа и дочь, выходит на работу в шахту — откатчицей. Во всех шахтах, ещё недавно бастовавших, кипит работа. И глухие удары кайла, кажется Этьену, доносятся из-под расцветающей весенней земли и сопровождают каждый его шаг.

Бывший механик железной дороги Этьен Лантье с трудом устраивается на работу в шахту компании Монсу в поселке Двухсот Сорока. Из-за отсутствия работы люди вынуждены трудится в невыносимых условиях. Катрина — изможденная пятнадцатилетняя девушка, работает в шахте откатчицей.

Первый рабочий день мог стать последним для Этьена. Он думал, что такой каторжный труд не для него. Но решает остаться на некоторое время из-за Катрины. Родители этой девушки очень бедны и вынуждены были обратится за помощью в усадьбу Пиолена, где жили помещики Грегуары.

Грегуары иногда помогали беднякам. Глядя на детей, они выделили им пару платьев и дали кусок хлеба. В деньгах получили отказ. Проходили дни. Женщины готовили скудный обед, а мужчины вкалывали на шахте. Приезжие парижане умилялись щедрости шахтовладельцев, которые предоставляли дешевое жилье и обеспечивали углем семьи шахтеров.

Мытье один раз в неделю было праздником для членов шахтерской семьи. Они по очереди окунались в бочку и одевали чистую одежду. Артельщик Шаваль домогается Катрины. Сначала получает отказ, так как Катрина любит Этьена. Потом она ему уступает. Они становятся очень близки.

Этьен привыкает к тяжелому труду и друзьям. Дико ревнует Катрину к Шавалю. Вскоре, он знакомится с русским машинистом Сувариным. Он был тайнам социалистом-народником, который верил только в террор, революцию, анархию. Этьен мечтает об организации забастовки, но для этого нужны деньги, которых не было.

В конце лета Этьен переезжает жить к Маэ. Своими идеями пытается вовлечь главу семейства, который готов поверить в идею справедливости и равенства. Но его жена считает эту идею не реальной.

Идеальным поводом для забастовки могло стать очередное незаконное сокращение выплат. Обстановка накалялась. Люди все больше бедствовали, работа становилась все опаснее. На шахте произошел первый обвал.

Младший сын Маэ сломал обе ноги. Наступило время бастовать.

На работу никто не вышел. Была создана делегация для переговоров. Шахтеры просили мизерную прибавку в размере пяти су к оплате за вагонетку. Руководство шахты отказалось идти на уступки. Оно решило уволить ярых организаторов забастовки.

Но забастовка продолжалась. Этьен стал лидером, в которого верили многие. Шахта работала только в Жан-Барте. Тамошние шахтеры были объявлены предателями. Собрание решает проучить их. Придя в Жан-Барт, бастующие затевают драку с местными шахтерами.

Этьен вступил в стычку с Шавалем и победил его. Шаваль сбежал, оставив Катрину Этьену. Столкновение набирало силы. Против бастующих шахтеров выступили солдаты с оружием. Происходят первые убийства.

Этьен, чувствуя себя виноватым, передает лидерство Растену, который требует перемирия. Сам возвращается домой.

Суварин делает диверсию на шахте, когда узнает, что шахтеры хотят туда вернуться. Утром Этьен последовал за Катриной в шахту. Там случился внезапный прорыв воды. Под землей были люди — старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина. Три дня они были под землей, ожидая спасения или смерти. Их спасли. Но Катрина была уже мертва.

Этьен покинул этот поселок. Работа на шахтах восстановилась.

Источник: https://www.allsoch.ru/zolya/zherminal/

“Жерминаль” краткое содержание романа Эмиля Золя

Механик Этьен Лантье в поисках работы забредает на угольные копи. Там он знакомится со стариком Бессмертным , прозванным так за то, что его три раза извлекали из-под земли, где он должен был погибнуть. Семья Маэ на протяжении ста шести лет трудится на Компанию угольных копей.

Утро в рабочем поселке Двести Сорок. В четыре утра просыпается Катрин – старшая дочь в семействе Маэ . Ее братья и сестры: Захарий , Жанлен , Альзира , Ленора , Анри , Эстелла . Катрин будит Захария и Жанлена. Маэ с женой обсуждают, как прожить целую неделю без денег.

Отец с Катрин, Захарией и Жанленом отправляются на работу.

Этьена принимают в артель Маэ вместо умершей откатчицы. Он спускается вместе со всеми в Ворейскую шахту. Артель Маэ работает на Гильомовом пласте в тяжелых условиях – в забое очень жарко и влажно.

Катрин учит Этьена быть откатчиком. В десять утра углекопы завтракают. Катрин делится с Этьеном едой. Парень хочет поцеловать девушку, но другой углекоп, Шаваль, опережает его.

Работа продолжается. В забой приходит инженер Поль Негрель – племянник директора Энбо. Он ругает артель за плохо установленные крепления.

Кабатчик Раснер предоставляет Этьену свободную комнату и кредит на две недели.

Утро в усадьбе Грегуаров, Пиолене, начинается в восемь. Г-жа Грегуар просит кухарку испечь слоеную булочку для дочери Сесиль. Грегуары живут за счет одной акции угольных копей Монсу.

На завтрак в Пиолену приезжает господин Денелен – двоюродный брат г-на Грегуара.

Жена Маэ с младшими детьми просит у лавочника Мегра хлеба, затем пять франков у Грегуаров. Господа из Пиолены дают только вещи, Мегра одалживает продукты и деньги, надеясь на то, что сможет переспать с Катрин.

Жены углекопов перемывают косточки друг другу. Вернувшись домой Маэ с детьми обедает. Потом все моются прямо на кухне: в начале дети, затем отец семейства.

Вечером Маэ занимается прилегающим к дому огородом.

Около Рекильяра, в районе заброшенной шахты, местные парни и девушки предаются любовным утехам. Там же, в разваливающемся доме, живет старый конюх Мук со своим сыном и дочерью Мукеттой. В Рекильяре Шаваль лишает девственности Катрин.

Этьен сходит с ума от ревности.

Через три недели Этьен привыкает к работе углекопа и становится лучшим откатчиком. Вечером он пьет пиво с машинистом Сувариным, живущим в соседней комнате у Раснера. Суварин – русский дворянин-анархист, сбежавший во Францию после покушения на императора. В один из вечером Этьен получает письмо от Плюшара и говорит, что не прочь создать в Монсу ячейку Интернационала.

В июле Маэ предлагает Этьену стать забойщиком.

В последнее воскресенье июля в Монсу проходит ярмарка. Углекопы пьют пиво. Этьен уговаривает их создать кассу взаимопомощи. Жена Маэ соглашается поженить Захарию с Филоменой, от которой у него двое детей.

Вечером, на танцах, Маэ предлагает взять на постой Этьена, чтобы возместить убытки, связанные с уходом из семьи сына.

За несколько месяцев Этьен революционизирует поселок. Осенью Компания устраивает простои, накладывает на углекопов штраф за плохие крепления и выдает мизерную зарплату. Бессмертного отправляют на пенсию. Жанлен попадает под обвал и становится хромым. Катрин уходит к Шавалю.

В декабре начинается забастовка углекопов. Директор Энбо, его жена, племянник – Поль Негрель, Грегуары и Денелен завтракают, испуганно поглядывая на дорогу. К ним приходит делегация углекопов и излагает свои требования.

Забастовка длится несколько недель и охватывает все большее количество шахт. Люди начинают голодать. На собрание углекопов из Лилля приезжает Плюшар и принимает всех в Интернационал. К январю поселок охватывает голод. Этьен сходится с Мукеттой и берет у нее еду для семьи Маэ.

Читайте также:  Краткое содержание моцарт и сальери пушкина за 2 минуты пересказ сюжета

Жанлен с другими детьми начинает обворовывать лавочников. Он устраивает себе логово в заброшенной шахте.

В Вандамском лесу углекопы собираются на сходку. На следующей день на шахте Жан-Барт забастовщики из Монсу режут тросы, после чего начинают беспрерывный бег по округе и громят все попадающиеся им на пути шахты.

Г-н Энбо узнает о том, что жена изменяем ему с Негрелем. Бунтовщики осаждают его особняк и чуть не убивают Сесиль Грегуар. Лавочник Мегра ползет в свою лавку по крыше и сворачивает себе шею.

Женщины отрывают ему мужское достоинство, насаждают его на палку и носятся с ним по улицам.

К февралю забастовка охватывает все новые и новые области. Мертвые шахты охраняются жандармами. Маэ увольняют.

Этьен прячется в заброшенной шахте у Жанлена.

Альзира простужается, подбирая угольные крошки, и умирает. Аббат Ранвье призывает углекопов вернуться в лоно церкви. Компания нанимает новых рабочих из Бельгии.

Шаваль дерется с Этьеном, последний побеждает. Ночью Этьен видит, как Жанлен убивает часового. Он заставляет мальчика помочь ему спрятать труп солдата в заброшенной шахте.

Шаваль бьет Катрин и выгоняет ее из дома.

Утром на Ворейской шахте забастовщики бросают камни в солдат. Солдаты открывают огонь. Маэ, Мукетта и еще несколько углекопов, в том числе и детей – убиты.

Компания пытается примириться с рабочими, и в Ворейскую шахту постепенно возвращаются углекопы. Этьена бывшие товарищи чуть не забивают камнями. Суварин ослабляет опоры в шахте.

Этьен сближается с Катрин и спускается вместе с ней под землю. Сруб шахты рушится. Часть углекопов вместе с Этьеном, Катрин и Шавалем остаются внизу.

Ворейская шахата оседает. Вслед за ней разрушаются и надземные строения. На шахте начинаются спасательные работы.

Во время них погибает Захария.

Грегуары привозят милостыню Маэ. В доме они встречают одного старика Бессмертного – инвалида, тронувшегося умом. Он убивает Сесиль Грегуар, оставшуюся с ним на несколько минут.

Под завалами Этьен убивает Шаваля. Вместе с Катрин они ждут помощи. К концу второй недели Этьен и Катрин занимаются любовью, после чего девушка умирает.

Этьена спасают.

Через полтора месяца вдова Маэ идет работать на шахту Жан-Барт. Этьен уходит в Париж к Плюшару.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/zherminal-kratkoe-soderzhanie-romana-emilya-zolya.html

Жерминаль

В следующую же ночь после обвала в Воре г-н Энбо уехал в Париж, чтобы лично уведомить о случившемся администраторов, раньше чем известия о катастрофе появятся в газетах.

Вернувшись через день, он был совершенно спокоен и обрел свой обычный тон – холодный и начальственный. Ему действительно удалось снять с себя ответственность, и расположение Правления к нему, по-видимому, нисколько не уменьшилось.

Наоборот, ровно через день было подписано постановление о награждении его орденом Почетного легиона.

Но если директор отделался благополучно, сама Компания сильно поколебалась от этого ужасного удара. Дело было не в убытке, составлявшем несколько миллионов франков, – нет, это была зияющая рана, страх и неуверенность в завтрашнем дне, поскольку одна из шахт исчезла с лица земли.

Компания была потрясена и еще сильнее почувствовала необходимость, чтобы вокруг этого события не было шума. К чему ворошить такие ужасы? Даже если найдут злоумышленника, зачем делать из него мученика, чей потрясающий героизм только взбудоражит другие головы, породит целую шайку поджигателей и убийц.

К тому же Компания и не подозревала, кто является настоящим виновником, а предполагала существование целой армии сообщников: невозможно было допустить, чтобы у одного человека нашлись мужество и сила для подобного поступка.

На этом главным образом и сосредоточивались предположения Компании – мысль о том, что вокруг ее шахт растет огромная угроза.

Директор получил приказание организовать широкую сеть шпионажа, а затем удалить незаметным образом, по одному, все опасные элементы, которых можно заподозрить в том, что они причастны к преступлению. Из соображений высшей политической осторожности пришлось удовольствоваться такой чисткой.

Немедленно уволен был только один – старший штейгер Дансарт. Со времени скандала с женой Пьеррона присутствие его в шахте сделалось нестерпимым. Поэтому придрались к тому, что он непозволительно вел себя во время катастрофы, бросив своих людей, как презренный трус. С другой стороны, это была скрытая уступка ненавидевшим его шахтерам.

Однако в публику проникли неблагожелательные слухи, и Правлению пришлось послать в прессу опровержение одного из сообщений, где говорилось о том, что шахту взорвали забастовщики, заложив бочонок с порохом.

После беглого опроса правительственный инженер пришел в своем докладе к заключению, что причиной являлась естественная порча обшивки, рухнувшей под давлением почвы. Компания же сочла благоразумным молчать, приняв обвинение в недостаточной осмотрительности.

В парижской прессе, уже на третий день после катастрофы, значительно увеличились столбцы происшествий; все разговоры вращались вокруг рабочих, умиравших в глубине шахты, каждое утро с жадностью читали телеграммы. Даже в самом Монсу жители приходили в трепет и лишались дара слова при одном упоминании названия Воре.

Вокруг события вырастала целая легенда, которую даже наиболее смелые рассказывали с дрожью в голосе, на ухо друг другу. Вся округа выражала великое сочувствие жертвам, устраивались паломничества к разрушенной шахте, на которую ходили смотреть целыми семьями, ступая тяжелыми шагами над головами заживо погребенных.

Денелен, только что назначенный окружным инженером, вступил в исполнение своих обязанностей как раз в момент катастрофы. Первой его заботой было отвести канал в прежнее русло, так как поток воды увеличивал опасность буквально с каждым часом.

Необходимы были большие работы, и он тотчас же послал сто человек рабочих для постройки плотины. Напор воды дважды сносил первые запруды.

Поставили насосы; это была ожесточенная борьба – шаг за шагом отвоевывалась обратно исчезнувшая под водой земля.

Но работы по спасению погребенных шахтеров волновали еще больше. Негрелю поручено было приложить к этому делу все усилия, и нельзя было сказать, что у него не хватало для этого рабочих рук; движимые братским чувством, все углекопы шли к нему и предлагали свои услуги.

Они забыли про забастовку, не справлялись даже о заработной плате; можно было и совсем им не платить, они добровольно рисковали собой, раз товарищам угрожала смерть. Все были налицо, с инструментами в руках, волнуясь в ожидании, пока укажут, в каком месте нужно пробивать пласт.

Многие, совершенно больные от страха после катастрофы, охваченные нервной дрожью, обливаясь холодным потом, непрерывно преследуемые кошмаром, все-таки упорно шли к шахте, желая вступить в битву с землей, как бы стремясь за что-то отомстить ей.

К несчастью, все были в замешательстве перед вопросом, что же может оказаться полезным. Что делать? Как пробраться вниз? С какой стороны пробивать каменные глыбы?

Негрель держался того мнения, что ни один из этих несчастных не выживет; несомненно, погибли все пятнадцать, либо утонув, либо задохнувшись. Но при катастрофах в шахтах всегда принято предполагать, что замурованные внутри люди живы. Поэтому и он действовал, исходя из этого предположения.

Первая задача, которую он себе поставил, состояла в том, чтобы определить, где именно могли они укрыться.

Штейгеры и старые шахтеры, с которыми он советовался, все соглашались на одном: до того, как начались толчки, углекопы, конечно, подымались из галереи в галерею, стараясь взобраться возможно выше, в самые верхние пласты, так что они, должно быть, загнаны в конец какой-нибудь штольни, ближе к поверхности земли.

Это совпадало с запутанным рассказом старого Мука, будто безумие бегства разделило оставшихся рабочих на мелкие группы, так что беглецы рассеялись во время пути по всем этажам. Но относительно дальнейшего мнения штейгеров расходились: они по-разному думали о возможных попытках к спасению.

Так как самые верхние штольни были расположены на глубине ста пятидесяти метров, нечего было и думать о том, чтобы буравить колодец. Единственным возможным доступом оставался Рекийяр, – только оттуда можно было приблизиться к месту обвала. Хуже всего оказалось то, что старый рудник также был затоплен и не имел больше сообщения с Воре.

Там оставались свободными от воды, возвышаясь над ее уровнем, только отрезки галерей, начинавшихся от первого подъемника. Для откачивания же понадобились бы целые годы, и потому наиболее правильным решением было осмотреть эти галереи, узнать, не примыкают ли они к затопленным штольням, в конце которых можно было предполагать местонахождение пострадавших. Прежде чем пришли логическим путем к этому решению, пришлось много спорить, отвергать множество невыполнимых проектов.

Тогда Негрель начал рыться в пыли архивов и, найдя старые планы обеих шахт, изучил и наметил пункты, по которым должны были направиться розыски. Мало-помалу эти поиски захватили его целиком, и он стал относиться к работе очень добросовестно, несмотря на свою ироническую беззаботность по отношению к людям и обстоятельствам.

Первые затруднения встретились уже при спуске в Рекийяр: вход в шахту пришлось расчищать от зарослей и боярышника; кроме того, нужно было чинить лестницы. Затем начались пробные поиски. Инженер, спустившись в шахту с десятью рабочими, заставлял их бить железными прутьями по указываемым им местам жилы.

Затем при полнейшей тишине все прикладывали ухо к пласту каменного угля, слушая, не последует ли издалека ответных стуков. Но они напрасно прошли по всем доступным галереям, – в ответ не долетало ни звука.

Возникли еще большие затруднения: где начать пробивать пласт? К кому направляться, раз там, вероятно, никого не было? Однако все продолжали упорно искать, повинуясь растущей тревоге.

Источник: https://iknigi.net/avtor-emil-zolya/2764-zherminal-emil-zolya/read/page-32.html

Эмиль Золя: Страница любви

Ночник из синеватого стекла горел на камине, заслоненный книгой; полкомнаты тонуло в тени. Мягкий свет пересекал круглый столик и кушетку, струился по широким складкам бархатных портьер, бросал голубоватый отблеск на зеркало палисандрового шкафа, стоявшего в простенке.

В гармоничности буржуазного убранства комнаты, в синеве обоев, мебели и ковра было в этот ночной час нечто от смутной нежности облака. Против окон, в тени, также обтянутая бархатом, темной громадой высилась кровать; на ней светлым пятном выделялись простыни.

Элен спала, сложив руки, в спокойной позе матери и вдовы; слышалось ее тихое дыхание.

В тишине пробило час. Шумы улицы давно умолкли. Сюда, на высоту Трокадеро, доносился лишь отдаленный рокот Парижа. Легкое дыхание Элен было так ровно, что не колебало целомудренных очертаний ее груди.

У нее был правильный профиль, тяжелый узел каштановых волос; она спала мирным и крепким сном, склонив голову, словно к чему-то прислушивалась засыпая.

В глубине комнаты широким провалом чернела открытая дверь.

Не слышалось ни звука. Пробило половина второго. Маятник стучал слабеющим стуком, уступая власти сна, сковавшего комнату. Ночник спал, спала мебель. На столике, рядом с потушенной лампой, спало рукоделие. Лицо Элен во сне сохраняло обычное для него выражение серьезности и доброты.

Когда часы пробили два, покой был нарушен. Из мрака соседней комнаты донесся вздох. Зашуршала простыня, и снова все затихло. Затем послышалось прерывистое дыхание. Элен не шевельнулась. Но вдруг она приподнялась на постели: ее разбудил невнятный лепет страдающего ребенка. Еще полусонная, она поднесла руки к вискам и, услыхав глухой стон, соскочила на ковер.

— Жанна! Жанна!.. Что с тобой? Скажи мне! — воскликнула она.

Ребенок молчал. Подбегая к камину за ночником, она прошептала:

Читайте также:  Краткое содержание гессе игра в бисер за 2 минуты пересказ сюжета

— Боже мой! Ей с вечера нездоровилось. Не надо мне было ложиться.

Элен поспешно вошла в соседнюю комнату, — там уже наступило гнетущее молчание. Фитиль ночника, утопая в масле, отбрасывал зыбкий свет, тусклым кружком мерцавший на потолке. Склонившись над железной кроваткой, Элен сначала ничего не могла разглядеть.

Потом в синеватом свете, среди откинутых простынь, она увидела Жанну; девочка вся вытянулась, запрокинула голову, мускулы шеи были напряжены, одеревенели. Прелестное худенькое личико было искажено судорогой; открытые глаза вперились в карниз портьеры.

— Боже мой! Боже мой! — вскрикнула Элен. — Боже мой! Она умирает.

Поставив ночник, она дрожащими руками ощупала дочь. Ей не удалось найти пульс. Казалось, сердце девочки перестало биться. Ручки, ножки были судорожно вытянуты. Элен обезумела.

— Она умирает! Помогите! Моя девочка! Моя девочка! — охваченная ужасом, бормотала она.

Она вернулась в свою спальню, бросаясь из стороны в сторону, натыкаясь на мебель, не сознавая, куда идет. Потом снова вбежала в комнату дочери, снова припала к ее кроватке, продолжая звать на помощь.

Она обняла Жанну, она целовала ее волосы, гладила ее, умоляя ответить, сказать хоть одно слово.

Что у нее болит? Не хочет ли она давешнего лекарства? Не полегчает ли ей от свежего воздуха? И она упорствовала в своих расспросах, страстно стремясь услышать голос девочки.

— Скажи мне, Жанна!.. О, скажи мне, молю тебя!

Боже мой! И не знать, что делать! Такая беда — вдруг, среди ночи! Даже света нет. Мысли Элен путались. Она продолжала разговаривать с дочерью, задавая ей вопросы и сама же отвечая на них. Что у нее болит? Животик? Нет, горло. Все обойдется. Главное — спокойствие.

И она напрягала все силы, чтобы сохранить присутствие духа. Но чувствовать в своих руках неподвижное, одеревенелое тело дочери было выше ее сил, раздирало ей сердце. Она, не отрываясь, смотрела на девочку, судорожно застывшую, бездыханную, она пыталась здраво рассуждать, побороть потребность кричать во весь голос.

Вдруг, помимо воли, крик вырвался из ее груди.

Она пробежала через столовую и кухню, восклицая:

— Розали! Розали! Скорей доктора! Моя девочка умирает! Служанка, спавшая в каморке за кухней, разахалась. Элен бегом вернулась в спальню. Она топталась на месте в одной сорочке, казалось, не чувствуя холода морозной февральской ночи.

Неужели служанка даст ее дочурке умереть? Не прошло и минуты, как Элен опять метнулась в кухню, оттуда назад в спальню. Порывисто, ощупью она надела юбку, набросила на плечи шаль. Она опрокидывала мебель, наполняя исступленным отчаянием комнату, только что дышавшую таким безмятежным покоем.

Затем, в ночных туфлях, и не закрывая за собой дверей, она сбежала с четвертого этажа, убежденная, что никто, кроме нее, не сможет привести врача.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/klassicheskaya-proza/59406-emil-zolya-stranica-lyubvi.html

Краткое содержание Жерминаль (Эмиль Золя)

Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту компании Монсу, что близ городка Воре, в поселке Двухсот Сорока.

Работы нет нигде, шахтеры голодают. Место для него на шахте нашлось лишь потому, что накануне его прихода в Воре умерла одна из откатчиц.

Старый забойщик Маэ, чья дочь Катрина работает с ним в шахте второй откатчицей, берет Лантье в свою артель.

Работа невыносимо трудна, и пятнадцатилетняя Катрина выглядит вечно изможденной. Маэ, его сын Захария, артельщики Левак и Шаваль работают, лежа то на спине, то на боку, протискиваясь в шахте шириной едва в полметра: угольный пласт тонок. В забое невыносимая духота. Катрина и Этьен катают вагонетки.

В первый же день Этьен решает было покинуть Воре: этот ежедневный ад не для него. На его глазах руководство компании разносит шахтеров за то, что те плохо заботятся о собственной безопасности. Молчаливое рабство шахтеров поражает его.

Только взгляд Катрины, воспоминание о ней заставляет его остаться в поселке еще на некоторое время.

Маэ живут в непредставимой бедности. Они вечно должны лавочнику, им не хватает на хлеб, и жене Маэ ничего не остается, как пойти с детьми в усадьбу Пиолена, принадлежащую помещикам Грегуарам. Грегуары, совладельцы шахт, иногда помогают бедным.

Хозяева усадьбы обнаруживают в Маэ и ее детях все признаки вырождения и, вручив ей пару старых детских платьиц, преподают им урок бережливости. Когда женщина просит сто су, ей отказывают: подавать не в правилах Грегуаров. Детям, однако, дают кусок булки.

Под конец Маэ удается смягчить лавочника Мегра — в ответ на обещание прислать к нему Катрину.

Покуда мужчины работают в шахте, женщины готовят обед — похлебку из щавеля, картошки и порея; парижане, приехавшие осмотреть шахты и ознакомиться с бытом шахтеров, умиляются щедрости шахтовладельцев, дающих рабочим столь дешевое жилье и снабжающих все шахтерские семьи углем.

Одним из праздников в шахтерской семье становится мытье: раз в неделю вся семья Маэ, не стесняясь, по очереди окунается в бочку с теплой водой и переодевается в чистое.

Маэ после этого балуется с женой, называя свое единственное развлечение «даровым десертом». Катрины между тем домогается молодой Шаваль: вспомнив о своей любви к Этьену, она сопротивляется ему, но недолго.

К тому же Шаваль купил ей ленту. Он овладел Катриной в сарае за поселком.

Этьен постепенно привыкает к работе, к товарищам, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются влюбленные, но Этьен полагает, что молодежь свободна. Возмущает его только любовь Катрины и Шаваля — он неосознанно ревнует. Вскоре он знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству.

Суварин избегает рассказывать о себе, и Этьен нескоро узнает, что имеет дело с социалистом-народником. Бежав из России, Суварин устроился на работу в компанию.

Этьен решает рассказать ему о своей дружбе и переписке с Плюшаром — одним из вождей рабочего движения, секретарем северной федерации только что созданного в Лондоне Интернационала.

Суварин скептически относится к Интернационалу и к марксизму: он верит только в террор, в революцию, в анархию и призывает поджигать города, всеми способами уничтожая старый мир. Этьен, напротив, мечтает об организации забастовки, но на нее нужны деньги — касса взаимопомощи, которая позволила бы продержаться хоть первое время.

В августе Этьен перебирается жить к Маэ.

Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и Маэ как будто начинает верить в возможность справедливости, но жена его тут же резонно возражает, что буржуи никогда не согласятся работать, как шахтеры, и все разговоры о равенстве навсегда останутся бредом.

Представления Маэ о справедливом обществе сводятся к желанию пожить как следует, да это и немудрено — компания вовсю штрафует рабочих за несоблюдение техники безопасности и изыскивает любой предлог для урезания заработка. Очередное сокращение выплат — идеальный повод для забастовки.

Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей составили делегацию для переговоров с хозяевами. В нее вошел и Маэ. Вместе с ним отправились Пьеррон, Левак и делегаты от других поселков. Требования шахтеров ничтожны: они настаивают на том, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су.

Энбо пытается вызвать раскол в депутации и говорит о чьем-то гнусном внушении, но ни один шахтер из Монсу еще не состоит в Интернационале. От имени углекопов начинает говорить Этьен — он один способен спорить с Энбо. Шахтеры собираются на совещание у вдовы Дезир. Хозяин кабачка Раснер высказывается за прекращение забастовки, но шахтеры склонны больше доверять Этьену.

Плюшар, считая забастовки слишком медленным средством борьбы, берет слово и призывает все-таки продолжать бастовать. Запретить собрание является комиссар полиции с четырьмя жандармами, но предупрежденные вдовой рабочие успевают вовремя разойтись. Плюшар пообещал выслать пособие.

Правление компании между тем задумало уволить наиболее упорных забастовщиков и тех, кого считали подстрекателями.

Этьен приобретает все большее влияние на рабочих. Скоро он совершенно вытесняет их былого лидера — умеренного и хитрого Раснера, и тот предрекает ему со временем такую же участь.

Старик по кличке Бессмертный на очередном собрании шахтеров в лесу вспоминает о том, как бесплодно протестовали и гибли его товарищи полвека назад. Восстание набирает силу, пожаром распространяясь по шахтам. С пением «Марсельезы» толпа идет в Монсу, к правлению. Энбо теряется.

Шахтеры грабят лавку Мегра, погибшего при попытке спасти свое добро. Шаваль приводит жандармов, и Катрина едва успевает предупредить Этьена, чтобы он не попался им. Этой зимой на всех шахтах расставляют полицию и солдат, но работа нигде не возобновляется. Забастовка охватывает новые и новые шахты.

Этьен наконец дождался прямой стычки с предателем Шавалем, к которому давно ревновал Катрину, и победил: Шаваль вынужден был уступить ее и спасаться бегством.

Между тем Ханлен, младший из Маэ, хоть и хромая на обе ноги, выучился довольно резво бегать, разбойничать и стрелять из пращи.

Его разбирало желание убить солдата — и он убил его ножом, по-кошачьи прыгнув сзади, не умея объяснить свою ненависть. Столкновение шахтеров с солдатами становится неизбежным.

Углекопы сами пошли на штыки, и, хотя солдаты получили приказ применять оружие только в крайнем случае, вскоре раздаются выстрелы.

Шахтеры швыряют в офицеров грязью и кирпичами, солдаты отвечают пальбой и первыми же выстрелами убивают двоих детей: Лидию и Бебера. Убита Мукетта, влюбленная в Этьена, убит Туссен Маэ. Рабочие испуганы и подавлены. Вскоре в Монсу приезжают представители власти из Парижа.

Этьен начинает ощущать себя виновником всех этих смертей, разорения, насилия, и в этот момент лидером шахтеров снова становится Раснер, требующий примирения. Этьен решает уйти из поселка и встречается с Сувариным, который рассказывает ему историю гибели своей жены, повешенной в Москве.

С тех пор у Суварина нет ни привязанностей, ни страха. Выслушав этот страшный рассказ, Этьен возвращается домой, чтобы провести в семье Маэ свою последнюю ночь в поселке.

Суварин же идет к шахте, куда рабочие собираются вернуться, и подпиливает одну из скреп обшивки, защищающей шахту от подземного моря — «потока».

Утром Этьен узнает, что Катрина тоже собирается пойти в шахту. Поддавшись внезапному порыву, Этьен идет туда с ней: любовь заставляет его еще на один день остаться в поселке. К вечеру вода прорвалась на поверхность, все взрывая своим мощным движением. На дне шахты остались покинутыми старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина.

По грудь в воде они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах. Здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен раскроил череп вечному сопернику. Здесь, в темноте, в шахте, на крошечной полоске тверди, Этьен и Катрина в первый и последний раз сливаются в любви.

После этого Катрина забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Когда их подняли на поверхность, Катрина была уже мертва.

Оправившись, Этьен уходит из поселка. Он прощается с вдовой Маэ, которая, потеряв мужа и дочь, выходит на работу в шахту — откатчицей. Во всех шахтах, еще недавно бастовавших, кипит работа. И глухие удары кайла, кажется Этьену, доносятся из-под расцветающей весенней земли и сопровождают каждый его шаг.

Источник: https://school-essay.ru/zherminal-emil-zolya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector