Краткое содержание рассказов эсхила за 2 минуты

Эсхил родился в Элевсине, в греческом городе близ Афин, в 525 г. до н. э. Он был первым из великих греческих трагиков, предшественником таких писателей, как Софокл и Еврипид, а многие ученые признают его создателем трагической драмы.

До современной эпохи, к сожалению, дожили только семь пьес, которые написал Эсхил – «Прометей прикованный», «Орестея», «Семеро против Фив» и другие. До него пьесы как жанр пребывали в неразвитом состоянии – с одним актером и хором, который предлагал комментарии.

В своих произведениях Эсхил добавил «второго актера» (зачастую больше, чем одного), создавая серию новых возможностей для драматического искусства.

Он дожил до 456 г. до н. э., сражаясь в войнах против Персии, а также достигнув большого признания в мире афинского театра. В данной статье будет рассмотрена трилогия, которую написал Эсхил, – «Орестея». Краткое содержание цикла будет раскрыто отдельно по каждой трагедии.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Что включает трилогия?

«Агамемнон» является первой пьесой из трилогии «Орестея» Эсхила, другие две части – это «Хоэфоры» и «Эвмениды». Эта трилогия – единственная дошедшая до нас в полном виде из Древней Греции. По мнению многих критиков, она является величайшей афинской трагедией из когда-либо написанных из-за своеобразной поэзии и сильных персонажей.

Эсхил «Орестея»: краткое содержание по трагедиям

«Агамемнон» описывает покушение Клитемнестрой и ее любовником на одного из главных героев, чьим именем была названа первая трагедия. Трагедия «Хоэфоры» продолжает историю, описывая возвращение сына Агамемнона – Ореста, который убивает свою мать, и тем самым мстит за другого родителя.

В последнем произведении, которое входит в трилогию, – «Эвмениды» – Орест преследуется эриниями в наказание за матереубийство, и, наконец, находит убежище в Афинах, где богиня Афина освобождает его от преследований.

Рассмотрим подробнее краткое содержание «Орестеи» Эсхила, представленное в данной статье.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Краткий обзор первой части трилогии

Перед нами — подробное описание возвращения на родину Агамемнона, царя Аргоса, с Троянской войны.

Во дворце его ожидает жена, Клитемнестра, которая запланировала его убийство, во-первых, в качестве мести за жертвоприношение их дочери, которую звали Ифигения, и, во-вторых, из-за того, что во время десятилетнего отсутствия Агамемнона она вступила в прелюбодеяние с Эгисфом, двоюродным братом мужа.

Последний является единственным оставшимся из братьев в живых, лишенным собственности семьи и полным решимости вернуть себе трон, который, как он полагает, должен по праву ему и принадлежать.

Эсхил «Орестея»: «Агамемнон» (краткое содержание)

«Агамемнон» начинается с момента, когда караульный на своем дежурстве, находясь на крыше дворца в Аргосе, ожидает сигнала, который означал бы падение Трои перед греческой армией. Мигает маяк, и он радостно бежит рассказать новость королеве Клитемнестре.

Когда он уходит, хор, состоящий из стариков Аргоса, рассказывает историю о том, как троянец принц Парис украл Елену, жену греческого царя Менелая, что и привело к десятилетней войне между Грецией и Троей.

Затем хор вспоминает, как муж Клитемнестры, Агамемнон (брат Менелая), принес свою дочь Ифигению в жертву богине Артемиде в обмен на благоприятный ветер для греческого флота.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Королева появляется, и хор спрашивает ее, почему она заказала благодарственный молебен. Она говорит им, что система маяков принесла известие о том, что Троя пала предыдущей ночью.

Хор славит богов, но затем интересуется, правдивы ли ее новости; вестник появляется и все подтверждает, описывая страдания армии под Троей, и благодарит за безопасное возвращение домой.

Клитемнестра посылает его обратно к Агамемнону, чтобы тот быстро возвращался, но, прежде чем он уходит, хор спрашивает о новостях о Менелае. Вестник отвечает, что страшная буря захватила греческий флот на пути домой, поэтому Менелай и многие другие пропали без вести.

Хор поет о страшной разрушительной силе красоты Елены. Появляется Агамемнон на колеснице с Кассандрой, троянской принцессой, которую он сделал своей рабыней и наложницей.

Клитемнестра приглашает его, открыто демонстрирует свою любовь, которой на самом деле нет, и организовывает ему яркий прием, расстилая перед ним фиолетовый ковер.

Агамемнон относится к ней холодно и говорит, что ходить по ковру было бы актом высокомерия или чрезмерной заносчивости; она настаивает, упрашивая пройтись по ковру, и он входит во дворец.

Хор предвещает беду; Клитемнестра выходит наружу, чтобы пригласить Кассандру внутрь. Троянская принцесса молчит, и королева покидает ее в отчаянии. Тогда Кассандра начинает говорить, произнося бессвязные пророчества о проклятии на дом Агамемнона.

Она говорит хору, что они увидят их короля мертвым, и она также умрет, а потом предсказывает, что мститель к ним придет. После этих смелых предсказаний прорицательница, кажется, смиряется со своей судьбой и входит в дом.

Опасения хора растут, поскольку он слышит, что Агамемнон плачет от боли. Пока они обсуждают, что делать, двери открываются и Клитемнестра появляется, возвышаясь над трупами мужа и Кассандры.

Она заявляет, что убила его, чтобы отомстить за дочку, и объявляет о своей связи с Эгисфом, ее любовником. Хор заявляет, что Орест вернется из изгнания, чтобы отомстить за отца.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Краткий обзор трагедии «Хоэфоры»

«Хоэфоры» — это второе произведение, входящее в состав трилогии «Орестея» Эсхила. В ней идет речь о воссоединении детей Агамемнона, а именно Ореста и Электры, и их мести. Орест лишает жизни Клитемнестру, чтобы отомстить за смерть Агамемнона, своего отца.

Вторая часть трилогии

Краткое содержание «Орестеи» Эсхила продолжим изложением событий второй трагедии – «Хоэфоры», в которой главное место отводится таким понятиям, как месть и убийство.

Орест прибывает на могилу своего родителя в сопровождении двоюродного брата Пилада, сына царя Фокиды; там он оставляет несколько прядей волос.

Орест и Пилад прячутся, поскольку Электра, сестра Ореста, приходит также на могилу в сопровождении женского хора, чтобы совершить акт либации (составляющая процесса жертвоприношения) на могиле; они были отправлены Клитемнестрой для того, чтобы, по ее словам, «отразить вред».

Как только ритуальные мероприятия заканчиваются, Электра видит пряди волос на могиле, которые ей напоминают ее собственные волосы. В этот момент Орест и Пилад выходят из укрытия, и Орест постепенно убеждает ее, что он действительно приходится ей братом.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Пришло время для самой сложной части из дошедших до нас греческих трагедий, когда хор, Орест и Электра пытаются вызвать дух умершего Агамемнона, чтобы тот помог им отомстить.

Орест интересуется, зачем Клитемнестра послала совершить акт либации, что ее привело к такому решению.

Хор отвечает, что Клитемнестру разбудил ото сна кошмар: ей приснилось, что она родила змею, которая в настоящее время вскармливается из ее груди и питается таким способом не только ее молоком, но еще и ее кровью.

Озабоченная этим возможным знаком божьего гнева, женщина посылает Электру к могиле покойного мужа для совершения обряда на успокоение. Орест считает, что это он является в образе змеи во сне своей матери и вместе с сестрой строит план по отмщению за своего родителя, задумывая убить Эгисфа и саму Клитемнестру.

Орест и Пилад притворяются странниками и сообщают королеве, что Орест уже мертв. Обрадованная такими новостями, Клитемнестра посылает слугу за Эгисфом, и он прибывает. Позже Клитемнестра видит Ореста, стоящего над телом Эгисфа.

Затем Орест поставлен в трудную ситуацию: для того чтобы отомстить за отца, он должен убить ту, которая его родила. Женщина обнажает грудь, прося его о пощаде и заявляет: «Стыдись, дитя».

Орест поворачивается к своему близкому другу Пиладу, сыну царя Фокиды, и спрашивает: «Должен ли я устыдиться убийства своей матери?»

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Загадка вопроса

Моментов, что требуют раздумий, очень много в трилогии, которую написал Эсхил, – «Орестея». Анализ одного специалиста может кардинально отличаться от мнения других.

Многие интерпретаторы полагают, что вопрос Ореста связан с более обширной темой: человек иногда встречает трудности, которым нет решения, например, семейное обязательство Ореста по отношению к одному родителю кардинально противопоставляется семейному обязательству перед другим. Есть и иная точка зрения.

Может показаться, что это ненамного больше, чем просто риторический вопрос, поскольку Орест охотно принимает совет Пилада о правильности того, что он делает. Многие ученые изучали трилогию, как, например, Г.Ч. Гусейнов. «Орестея» Эсхила является одним из объектов его исследований.

Пилад умоляет Ореста не забывать своей обязанности перед Аполлоном. Орест после убийства прячет тела под одеждой, которую носил его отец. Как только он выходит из дома, эринии начинают его изводить. Орест убегает в мучительной панике. Хор предрекает, что насильственный цикл не остановить убийством Клитемнестры.

Краткий обзор трагедии «Эвмениды»

Заключительная часть трилогии «Орестея» Эсхила – это трагедия, в которой Орест, Аполлон и эринии приходят в ареопаг. Прибывает Афина с судьями; они решают, виновен ли Орест в убийстве матери.

Краткое содержание третьей части трилогии

Орест мучается от преследований эриний (фурий), которые являются божествами, занимающимися мщением за несправедливые поступки.

Благодаря подстрекательствам со стороны, он совершил убийство своей матери.

У Аполлона в Дельфах Орест находит спокойствие, и Бог, который не в силах избавить его от неутешного гнева эриний, отправляет его в путь, а сам, используя заклинания, пытается задержать эриний.

Клитемнестра появляется в виде призрака, но как и откуда — неизвестно… Ее появление было похоже на сон. Она призывает спящих фурий продолжать их охоту на Ореста. Как только одна из эриний начинает пробуждаться, призрак отходит.

Появление эриний пронизывает чувство погони: они напевают в унисон, пробуждаются расторопно и завораживающе и намерены отыскать запах ароматной крови, который их наведет на Ореста.

Легенда гласит, что премьера пьесы, которую написал Эсхил (трилогия «Орестея» имела тогда успех), вызвала так много ужаса у зрителей, что у одной беременной дамы случился выкидыш, и она скончалась на месте.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Решающий момент

Источник: https://autogear.ru/article/221/765/kratkoe-soderjanie-oresteya-eshil-trilogiya-eshila-oresteya-kratkoe-soderjanie-i-opisanie/

Эсхил

Математик Архимед

ЭСХИЛ — греческий драматург, первый из трех великих афинских трагиков 5 в. до н.э. Наши сведения о жизни Эсхила восходят главным образом к жизнеописанию, предпосланному его трагедиям в рукописи 11 в. Согласно этим данным, Эсхил родился в 525 до н.э.

в Элевсине, его отцом был Эвфорион, принадлежавший к старинной афинской аристократии, эвпатридам.

Эсхил сражался с персами у Марафона (этот факт с гордостью отмечается и в его эпитафии) и, вероятно, участвовал также в битве при Саламине, поскольку рассказ об этом сражении в Персах скорее всего принадлежит очевидцу.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

В молодости Эсхила Афины были малозначительным городом, но ему довелось сделаться свидетелем выдвижения родного города на ведущее место в греческом мире, что произошло после греко-персидских войн. Эсхил впервые выступил в состязании трагиков ок. 500 до н.э.

, но первый приз ему удалось выиграть только в 484. Позднее Эсхил занимал первое место по меньшей мере 13 раз. Афиняне очень высоко ставили его произведения.

Об этом можно судить уже по тому, что после его смерти в Афинах было принято постановление, что всякий желающий поставить пьесу Эсхила «получит хор» от властей (т.е. получит разрешение возобновить постановку драмы на празднестве Дионисий).

Эсхил несколько раз ездил на Сицилию и ставил там свои драмы, а в 476 до н.э. сочинил трагедию Этнянки в честь основания Этны Гиероном, тогдашним правителем Сиракуз.

Предание о том, будто в 468 до н.э. Эсхил покинул Афины, потому что его возмутил успех младшего соперника Софокла, скорее всего недостоверно. Как бы то ни было, в 467 до н.э. Эсхил уже вновь был в Афинах на постановке своей трагедии Семеро против Фив, а в 458 до н.э.

его шедевр, Орестея, единственная дошедшая до нас греческая трилогия, удостоилась первой премии. Эсхил умер в Геле на Сицилии в 456 до н.э. Как и все трагики до Софокла, он сам исполнял роли в своих драмах, но нанимал также и профессиональных актеров.

Считается, что это Эсхил совершил чрезвычайно важный шаг в развитии драмы, введя в действие второго актера. 

Произведения.

Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме, например судьбе рода Лайя.

Неизвестно, был ли он первым, кто начал создавать подобные единые трилогии, однако использование именно такой формы открывало широкий простор для мысли поэта и стало одним из факторов, позволивших ему достичь совершенства.

Считается, что Эсхил был автором девяноста драм, названия 79 нам известны; из них 13 – сатировские драмы, которые обычно ставились как дополнение к трилогии.

Хотя до нас дошло только 7 трагедий, их состав определился в результате тщательного отбора, произведенного в последние века античности, и поэтому их можно считать лучшими или наиболее типичными плодами поэтического дара Эсхила. Каждую из этих трагедий следует упомянуть особо.

Персы, единственная дошедшая до нас историческая драма во всей греческой литературе, описывает поражение персов при Саламине в 480 до н.э. Трагедия была написана через восемь лет после этих событий, т.е. в 472 до н.э. Относительно времени постановки трагедии Прометей прикованный данных не имеется.

Одни ученые считают ее относящейся к раннему периоду творчества, другие, напротив, к позднему. Вероятно, это была часть трилогии, посвященной Прометею.

Миф, на котором основана данная трагедия, – наказание Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса, – получил развитие в знаменитой поэме Шелли Освобожденный Прометей и во множестве других произведений.

 

Трагедия Семеро против Фив, поставленная в 467 до н.э., является изложением истории сыновей Эдипа, Этеокла и Полиника. Это завершающая часть трилогии, первые две трагедии были посвящены Лайю и его сыну Эдипу.

Трагедия Просительницы излагает историю пятидесяти дочерей Даная, которые предпочли бежать из Египта, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев, сыновей Египта, и нашли убежище в Аргосе.

Из-за обилия архаизмов эта трагедия долгое время считалась самым ранним из сохранившихся произведений Эсхила, однако папирусный фрагмент, опубликованный в 1952, позволяет датировать ее предположительно 463 до н.э. Трилогия Орестея была написана в 458 до н.э. и состоит из Агамемнона, Хоэфор и Эвменид. 

Читайте также:  Краткое содержание купер последний из могикан за 2 минуты пересказ сюжета

Техника драматургии. 

Когда Эсхил начинал писать, трагедия представляла собой преимущественно лирическое хоровое произведение и, по всей вероятности, состояла из хоровых партий, изредка прерывавшихся репликами, которыми обменивались предводитель хора (корифей) и единственный актер (впрочем, по ходу драмы он мог исполнять несколько ролей). Осуществленное Эсхилом введение второго актера оказало огромное влияние на сущность драмы, поскольку впервые дало возможность использовать диалог и передавать драматический конфликт без участия хора.

В Просительницах и в Персах хор играет основную роль.

Просительницы содержат лишь один короткий эпизод, в котором на сцене беседуют два персонажа, вообще же на всем протяжении пьесы актеры общаются только с хором (поэтому эту пьесу и принято было считать самой ранней трагедией Эсхила).

Однако к концу жизни Эсхил научился с легкостью управлять двумя или даже тремя персонажами одновременно, и хотя в Орестее по-прежнему отмечаются длинные партии хора, основное действие и развитие сюжета происходят именно посредством диалогов. 

Строение сюжета у Эсхила остается сравнительно простым. Главный герой оказывается в критическом положении, определенном волей божеств, и положение это, как правило, не меняется вплоть до развязки.

Остановившись однажды на определенном образе действий, герой продолжает шествовать по избранному пути, не зная сомнений. Внутренний конфликт, которому отводит столь важное место Еврипид, у Эсхила почти незаметен, так что даже Орест, собираясь убить свою мать по велению Аполлона, проявляет лишь минутное колебание.

Несколько незамысловатых эпизодов создают напряжение и вводят в действие детали, приводящие к самой катастрофе.

 

Песни хора, переплетающиеся с эпизодами, образуют величественный фон, они передают непосредственное ощущение трагической ситуации, создают настроение тревоги и ужаса и подчас содержат указание на нравственный закон, являющийся скрытой пружиной действия. Судьба хора всегда вовлечена в трагедию, исход драмы в определенной мере затрагивает и его участников. Таким образом, Эсхил использует хор в качестве дополнительного актера, а не просто как комментатора событий. 

Персонажи Эсхила обрисованы несколькими мощными штрихами. Здесь следует особо выделить Этеокла в Семеро против Фив и Клитемнестру в Агамемноне.

Этеокл, благородный и верный своему долгу царь, навлекший гибель на себя и на свой род отчасти именно из-за преданности отчизне, был назван первым трагическим героем европейской драмы. Клитемнестру часто сравнивали с леди Макбет.

Эта женщина, обладающая железной волей и непреклонной решимостью, одержимая слепой яростью, побуждающей ее убить мужа, безраздельно господствует во всех сценах Агамемнона, в которых она принимает участие. 

Мировоззрение. 

Величайшим достижением Эсхила было создание глубоко продуманной теологии. Отталкиваясь от греческого антропоморфного политеизма, он пришел к идее единого высшего божества («Зевс, кем бы он ни был, если ему так называться благоугодно»), почти полностью лишенного антропоморфных черт.

В Просительницах Эсхил обращается к Зевсу как к «Царю царей, самой благой и совершенной из божественных сил», а в последней своей трагедии, Эвменидах, изображает Зевса как всеведущее и всемогущее божество, объединившее в себе справедливость и мировое равновесие, т.е.

функции личного божества и неотвратимое свершение безличной судьбы.

Может показаться, что Прометей прикованный резко контрастирует с таким представлением о Зевсе, поскольку здесь Зевс воспринимается Прометеем, Ио и хором как злобный тиран, могучий, но отнюдь не всеведущий, и притом скованный железными законами Необходимости. Однако следует помнить, что Прометей прикованный – лишь первая из трех трагедий на этот сюжет, несомненно, в двух последующих частях Эсхил нашел какое-то решение затронутой им теологической проблемы. 

В теологии Эсхила божественное управление мирозданием распространяется также и на царство человеческой морали, т.е., если пользоваться языком мифа, Справедливость – дочь Зевса. Поэтому божественные силы неизменно наказывают грехи и преступления людей.

Действие этой силы не сводится к воздаянию за излишнее благополучие, как полагали некоторые современники Эсхила: надлежащим образом использованное богатство отнюдь не влечет за собой гибели.

Однако слишком благополучные смертные обнаруживают склонность к слепому заблуждению, безумию, которое, в свою очередь, порождает грех или самонадеянность и в итоге приводит к божественному наказанию и гибели.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Последствия такого греха часто воспринимаются как наследственные, передающиеся внутри семьи в виде родового проклятия, однако Эсхил дает понять, что каждое поколение совершает свой собственный грех, тем самым вызывая к жизни родовое проклятие. В то же время наказание, ниспосылаемое Зевсом, отнюдь не является слепым и кровожадным воздаянием за прегрешение: человек учится через страдание, так что страдание служит позитивной нравственной задаче. 

Орестея, трилогия, поставленная в 458 до н.э., состоит из трех трагедий – Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды.

В этой трилогии прослеживается действие проклятия, постигшего род Атрея, когда сын Пелопа Атрей, поссорившись со своим братом Фиестом, убил детей Фиеста и угостил их отца страшным яством, приготовленным из детей.

Проклятие, насланное Фиестом на Атрея, перешло на сына Атрея – Агамемнона. Поэтому, когда Агамемнон во главе греческого войска отправлялся под Трою, он решил принести в жертву собственную дочь, Ифигению, чтобы умилостивить Артемиду.

Его жена Клитемнестра так никогда и не простила ему это злодеяние. В его отсутствие она обзавелась любовником Эгисфом, сыном Фиеста, вместе с которым замыслила план отмщения. Через десять лет Троя пала, и греки вернулись домой. 

В трагедии Агамемнон действие начинается как раз с этого момента, а разворачивается оно вокруг умерщвления предводителя греческого войска собственной женой.

Когда Агамемнон возвращается домой в сопровождении троянской пророчицы Кассандры, ставшей его пленницей и наложницей, Клитемнестра приглашает его войти во дворец и убивает его; участь Агамеменона разделяет и Кассандра. После убийств на сцене появляется Эгисф и заявляет, что отныне царская власть принадлежит ему и Клитемнестре.

Хор аргосских старцев, сохранивших верность Агамемнону, тщетно протестует и намекает на грядущее возмездие, когда подрастет сын Агамемнона, Орест. 

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Трагедия Хоэфоры (или Жертва у гроба) повествует о возвращении Ореста, который после убийства отца был отправлен за пределы Аргоса. Повинуясь оракулу Аполлона, Орест тайно возвращается, чтобы отомстить за отца.

С помощью своей сестры, Электры, он проникает во дворец, убивает Эгисфа и собственную мать.

После этого деяния Орест становится жертвой Эриний, грозных духов, мстящих за убийство родича, и в безумии покидает сцену, чтобы вновь искать защиту у Аполлона. 

Трагедия Эвмениды посвящена страданиям Ореста, завершившимся в конце концов его оправданием. Преследуемый Эриниями юноша приходит в Афины и предстает здесь перед специально назначенным судом (Ареопагом) во главе с богиней Афиной.

Аполлон выступает в качестве защитника, а голос, поданный Афиной, решает дело в пользу Ореста, поскольку люди не смогли придти к окончательному решению. Так прекращается действие родового проклятия Атрея.

Эринии вне себя от гнева в связи с таким решением Ареопага, однако Афине удается их смягчить, уговорив их передать свои функции хранительниц справедливости Зевсу, а самим поселиться в Аттике в качестве благодетельных духов земли. 

Источник: https://tunnel.ru/post-ehskhil

Эсхил «Агамемнон» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

читайте также статьи Эсхил, Эсхил (краткая биография), Эсхил «Персы» – краткое содержание, Эсхил «Семеро против Фив» – краткое содержание, Эсхил «Прометей прикованный» – краткое содержание

Первая часть трилогии Эсхила «Орестея» – трагедия «Агамемнон» – посвящена судьбе этого главного предводителя греков в Троянской войне.

Действие происходит в Аргосе, столице царства Агамемнона, где Клитемнестра, его неверная жена, устраивает пышную церемонию встречи мужа, вернувшегося победителем с богатой добычей.

Предчувствиями близкой беды охвачены все присутствующие: смущен и напуган старый слуга, которого Клитемнестра заставила караулить возвращение кораблей, в смятении старейшины Аргоса, с ужасом слушают они страшные пророчества троянской царевны Кассандры, пленницы Агамемнона. Спокоен и далек от подозрений в драме Эсхила лишь один Агамемнон. Но как только он входит во дворец и переступает порог своей ванны, Клитемнестра сзади наносит ему удар секирой и, покончив с мужем, убивает прибежавшую на крик Агамемнона Кассандру.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Бюст Эсхила из Капитолийских музеев, Рим

По законам античного театра зрители не должны были видеть убийства. В трагедии Эсхила они слышали только крики жертв и узнавали о происшедшем из рассказа вестника. Затем на орхестру выкатывали эккиклему, на которой лежали тела убитых. Над ними с секирой в руках стояла торжествующая Клитемнестра.

По традиционной мотивировке она мстила Агамемнону за то, что некогда, желая ускорить отплытие греческого флота под Трою, он принес в жертву богам свою дочь Ифигению. Боги выбрали Клитемнестру орудием наказания преступного отца и осуществили свое правосудие.

Но такая интерпретация мифа уже не удовлетворяла Эсхила, которого интересовали этические мотивы поведения человека, свободного в выборе своих решений.

Поэтому не поруганные чувства матери руководят действиями порочной и жестокой Клитемнестры, а желание провозгласить царём Аргоса и своего возлюбленного, двоюродного брата Агамемнона, Эгисфа. Попирая все нормы человеческого поведения, обрызганная кровью своих жертв, Клитемнестра в драме Эсхила торжествует:

И радовалась я, как ливню ЗевсовуНабухших почек радуется выводок.

Краткое содержание рассказов Эсхила за 2 минуты

Клитемнестра, колеблющаяся нанести удар Агамемнону

Хор старейшин боится царицы, но не скрывает своего осуждения:

Как ты заносчива! Сколько гордыни в речах твоих. Кровь опьянила тебя! Бешенство душу твою обуяло. Ты веришь,

Будто к лицу тебе пятна кровавые…

В этой трагедии Эсхила Агамемнон выступает еще в традиционной роли носителя проклятия всего преступного рода Атридов, каждый член которого неизбежно становится преступником, а его наказание воспринимается как неизбежная кара богов, хранителей справедливости – основы миропорядка.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2592-eskhil-agamemnon-kratkoe-soderzhanie

Эсхил – «Персы» (краткое содержание)

отдельные статьи Эсхил «Персы» – краткое содержание и Эсхил «Персы» – анализ

После битвы при Марафоне, в то время, когда греческая нация гордилась сознанием своей победы и устранением страшной опасности, Эсхил получил (в первый раз) первую победную награду. Это было в 485 г. до Р. X. (Ол. 73, 4), когда поэту было уже 40 лет.

Древнейшая из сохранившихся до нашего времени трагедий Эсхила – «Персы» – составляла вторую часть трилогии, представленной в 472 г. (Ол. 76, 4); это единственная из дошедших до нас трагедий с историческим содержанием.

Сюжетом её послужило сражение при Саламине; следовательно, содержание её сходно с упомянутой нами трагедией Фриниха «Финикиянки», за которую автор был награжден за несколько лет перед тем.

Говорят, что именно трагедия Фриниха побудила Эсхила написать трилогию «Персы», и что он воспользовался произведением своего предшественника, не совершая однако плагиата. В комедии Аристофана «Лягушки» (ст. 1298 и сл.) Эсхил сам говорит по этому поводу, что он переделывал из прекрасного в прекрасное, чтобы не сказали, что он собирает цветы своей поэзии на том же лугу, где и Фриних.

«Персы» были даны в Афинах около 472 года. Эта трагедия проникнута восторженной гордостью, которой исполнило патриота Эсхила и всех греков торжество над персами. Действие драмы происходит в столице Персии, Сузах. Хор персидских вельмож прославляет многочисленность и храбрость войска, двинувшегося в 480 г.

с царём Ксерксом в Грецию, но высказывает и опасение, что войско это может подвергнуться бедствиям и что Персия будет опечалена его гибелью.

Атосса, мать Ксеркса, которая за отсутствием сына исполняет роль правительницы Персидского царства, рассказывает хору, что она видела сон, наполнивший ее печальным предчувствием. Хор советует ей принести жертву умершему её мужу Дарию и просить его о спасении войска.

Тут как раз является вестник от Ксеркса и сообщает Атоссе и вельможам о битве при Саламине и об уничтожении персидского флота. Его рассказ – великолепное описание боя – составляет кульминацию этой трагедии Эсхила:

«Когда же белоконный ясный ФебОкрестность озарил – как будто гимнРаздался мощный, шумный клик вдали:То были эллины – и громогласноИм вторя, со скалистых береговАяксовых отозвалось им эхоИ сильный страх на варваров напал;Надежда обманула их; врагиНе думали бежать, но пели гимнВеличественный, смело выступаяНа бой. И трубный звук воспламенялСердца их буйной храбростью; и тотчасУдарив в весла, дружно застучавПо шумным волнам моря, понеслисяИ скоро все пред нами показались.Вперед неслося правое крылоВ порядке стройном, а за ним – весь флотИх остальной; тогда-то можно былоУслышать клик: «Вперед, сыны Эллады!Идите и спасайте от врагаОтчизну! О, спасайте же детейИ жен, жилища дедовских богов,Гробницы предков; битва все решит»,Потом уже на языке персидскомПонесся говор встречу им, и медлитьУж больше было нечего… и вмигКорабль в корабль покрытым медью носомУдарился: то эллинский корабль;Он посшибал верхушки все на мачтахУ финикийского; потом сцепилисьДругие корабли. В начале битвыОборонялось храбро войско персов:Когда же множество судов стеснилосьВ заливе, и подать друг другу помощьНельзя было никак, когда сшибалисьОдни суда, окованные медью,С другими, страшно, страшно затрещалиБока у кораблей; ломались весла;A эллинские корабли коварноСовсем нас окружили, и на нашихПосыпались тяжелые удары:И опрокидывались кверху дномСуда; уж моря мы и не видали:Вкруг было все обломками покрытоОт кораблей и мертвыми телами:И берега, и скалы также былиПокрыты все убитыми… ТогдаВ смятенье ваши корабли бросалисьВперед, назад, ища спасенья в бегстве.A эллины, как будто бы тунцовКаких-нибудь, или другую рыбу,Обломками от весел, иль доскамиОт кораблей разбитых, били нашихИ убивали; плач и стон стоялНа море вплоть до самой той поры,Пока врагов не удалил мрак ночи…Когда бы на рассказ об этих всехНесчастиях потратил я дней десять,То и тогда не кончил бы. О, знай,Что никогда не погибало в день

Один такого множества народа!»

Хор, услышав печальную весть, выражает опасение, что покоренные народы восстанут против персов и свергнут их иго. Атосса приносит жертву на гробе мужа, вызывая его тень; является тень Дария. Атосса рассказывает мужу о несчастье, которому подверглось царство. В ответ Дарий говорит, что виной всех несчастий персов — надменность Ксеркса.

Ею ускорено исполнение древнего пророчества, что персидское войско, пошедшее в Грецию, погибнет. Боги прогневаны тем, что персы построили мосты через воды Геллеспонта и разрушили эллинские храмы.

Устами Дария Эсхил говорит, что персам следовало бы не посягать на Элладу и довольствоваться владычеством над Азиею, которое дано им от богов, ибо люди, которые хотят приобрести больше, чем им предназначено, подвергаются наказанию свыше.

Читайте также:  Краткое содержание алданов чертов мост за 2 минуты пересказ сюжета

Действие «Персов» продолжается появлением на сцене бежавшего из Греции Ксеркса, чьё царское облачение разорвано. Пьеса кончается тем, что Ксеркс и хор персидских вельмож оплакивают бедствие. Эсхил, таким образом, объясняет поражение персов с нравственно-религиозной точки зрения, как наказание за самонадеянность их царя.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4b88c245515100a9e1f547/5b5cc9d6b23bb300a9249540

"Прометей прикованный" (Эсхил): краткое содержание по эписодиям и анализ произведения

  • Действие происходит в Скифии.
  • Действующие лица:
  • Прометей, титан.
  • Гефест, бог-кузнец.
  • Власть, Насилие, слуги Зевса, демоны.
  • Океан, титан.
  • Ио, дочь Инаха, в образе коровы.
  • Гермес, глашатай Зевса.
  • Хор Океанид, дочерей Океана.

Пролог

  1. Вводят Прометея.
  2. Власть требует от Зевса приковать Прометея к скалам за то, что он украл божественный огонь и подарил людям.
  3. Гефест сожалеет о том, что ему придётся Прометея, «бога, кровно близкого, к скале, открытой ураганам, пригвоздить».

Власть торопит Гефеста, требуя, чтоб тот поскорее приковал Прометея. Гефест выполняет указ.

Власть, насилие и Гефест уходят.

Прометей остаётся один, он взывает к земле, ветрам, волнам морским, жалуясь на нестерпимые муки, но после говорит, что всё предвидел сам, поэтому и должен с лёгкостью переносить свою судьбу.

Вдруг откуда-то раздаются звуки. Прометей прислушивается, пытаясь понять, кто идёт к нему.

Парод

Появляется хор Нимф-Океанид, которые прилетели, чтобы поддержать Прометея. Прометей жалуется на суровую судьбу. Нимфы сожалеют о беззаконии Зевса.

Потом Прометей говорит нимфам, что настанет время, когда сам Зевс будет дружбы с ним искать, “станет ласков и сладок, надломлен и смят под копытом судьбы”.

Эписодий первый

Старшая Океанида спрашивает Прометея, за что же его так казнит Зевс. Прометей рассказывает, что были времена, когда шла междоусобица с целью свергнуть Крона и поставить на престол Зевса. Тогда к советам Прометея прислушивались титаны.

Прометей помнил заветы матери, которая учила, что не сила и не мужество, а хитрость завоюет в мире власть. Тогда он стал на сторону Зевса, который, сев на престол, начал распределять власть среди приближённых, а про людей совсем забыл.

Зевс решил полностью погубить людей, чтоб создать новый род. Никто не заступился за людей, а Прометей решил их спасти. Он поселил в сердцах людей надежду, подарил огонь, который должен научить искусствам. Океаниды плачут над судьбой Прометея.

Океан говорит, что он всегда любил и ценил Прометея и спрашивает, чем может он помочь. Океан советует не грубить, смирить свой нрав, позабыть гнев, а он, Океан, попросит Зевса смягчить участь Прометея.

Прометей не верит в милость Зевса и предупреждает Океан, что тот и на себя может гнев навлечь заступничеством.

Стасим I

Хор Нимф плачет над судьбой Прометея.

Эписодий второй

Прометей говорит, что люди были так беспомощны, что он вложил в них мысль и сознание. Не умели они строить дома, жили в плесени пещер, не знали примет времён года.

Прометей открыл людям науку звёзд, тайны чисел, научил буквам, помог создать повозки, запрячь в них коней. Он говорит о том, что придумал всего так много, а как от собственных страданий избавиться не знает.

Прометей рассказывает Океанидам, что научил людей лечиться, открыл секреты рецептов, потому что без них люди чахли и умирали. Он также открыл роду человеческому науку предвиденья, научил толковать сновидения, открыл залежи металлов.

Океаниды предлагают Прометею выручить теперь себя, подумать над своим спасеньем.

Прометей знает, что сильнее Зевса три Мойры, знающие будущее.

Стасим II

Хор поёт о страданиях Прометея, о том, что воля людей не в силах его освободить.

Эписодий третий

“Вбегает безумная Ио. На лбу у неё — коровьи рога.”

Ио спрашивает, что это за край. Она хочет уснуть, ей надоело брести, но её беспрестанно жалит овод.

Прометей говорит, что слышит мольбы Ио. Ио поражена, что он знает имя её отца и назвал её по имени.

Ио спрашивает, за что же Прометей прикован к скале?

Прометей говорит, что его приказал приковать Зевс.

Ио умоляет рассказать ей, что её ждёт, чем закончатся страдания. Она рассказывает, что ей снились сны о том, что Зевс желает сделать её своей. Об этих снах она рассказала отцу, а тот послал прорицателей узнать, что за предвестье приснилось его дочери. Прорицатель сказал, что Ио нужно выгнать из дома, иначе погибнет весь её род. Так отец и сделал.

У Ио выросли на лбу рога, и её постоянно жалит овод, вынуждая всё время бежать неизвестно куда.

Прометей говорит о том, что ещё предстоит пережить бедной Ио. Она попадёт к скифам, дойдёт до самого Кавказа, перейдёт горы, переплывёт пролив, пройдёт равнины Европы. Всё это из-за того, что Зевс наказывает её. Он хотел сделать её своей женщиной.

Прометей говорит Ио, что Зевс не бессмертен и погибнет от безрассудства, вступив в брак и раскаявшись в своём поступке. Жена Зевса родит сына, который будет сильней отца. Сын свергнет Зевса. А Прометея спасёт потомок рода Ио.

Прометей рассказывает Ио, как ей держать путь.

Рассказал он ей и о конечной цели — реке Нил, где Ио остановится. Там будет жить она и её дети. Коснётся Зевс Ио — от этого она родит сына. Один из рода Ио спасёт Прометея.

Ио вновь начинает жалить овод. Она вынуждена бежать.

Стасим III

Хор поёт о том, что мудр тот:

Кто дал заповедь людям:

Каждый пусть жену себе вровень берёт! И будет Счастлив.

  • Нет, не женись на роскоши и богатстве,
  • Не женись на знатности и породе,
  • Нищий, кто живёт трудами рук своих!
  • Хор сочувствует Ио.

Эксод

Прометей предрекает, что Зевс справит погибельную свадьбу. Только один Прометей знает, как Зевс может избежать гибели.

Входит Гермес, он передаёт Прометею, что Зевс велит рассказать всё, что известно о его предстоящей свадьбе.

Прометей отказывается раскрыть будущее Зевса.

Гермес говорит, что за такой ответ Прометея придавит скалой, а орёл будет постоянно клевать его, раздирая печень. И эти пытки станут бесконечны.

Прометей отвечает, что он предвидел и знал заранее всё, что предрёк ему Гермес. Умереть Прометею не дано. Он бессмертен.

Гермес называет Прометея глупцом, безумцем и бахвалом.

Гремит гром, сверкают молнии, поднимается ветер. Это Зевс вызвал бурю, чтобы навести ужас на Прометея. Прометей под звук грома проваливается под землю, как и обещал Гермес.

Анализ произведения “Прометей прикованный”

Одна из главных тем “Прометея прикованного” — осуждение власти, насилия и тирании. Сочувствие к людям, к тем, кто слабее, отличает Прометея от других. Именно сочувствием он заслужил гнев Зевса, но Прометей отказывается покаяться, оставаясь и в одиночестве не сломленным.

Титан, который помог людям, наказан.

С этого начинается произведение.

Зевс, доказывая своё могущество, обрекает Прометея на страшные муки, но почему он поступает так с богом, который помог ему занять место высшего правителя? Прометей посягнул на власть, поделившись знаниями с людьми, сделав их сильнее.

  1. Обречённость прикованного бога ясна, но он наделён великим знанием, которое его делает сильнее всех — это знание судьбы.
  2. Прометей всё видит наперёд и предрекает кончину Зевса, отказываясь ему рассказать о том, как избежать такой участи.
  3. Прикованный Прометей знает, кем и когда он будет спасён, и это знание даёт ему силы вытерпеть все страдания, выпавшие на его долю.
  4. Вера в неизменность судьбы — очень важный момент, на котором строится вся суть данного произведения.
  5. Прометей, умеющий предсказывать будущее, становится сильнее всех, он наделён даром огромной силы — знанием.

Источник: Н.В. Смолякова. Зарубежная литература — М. «Издат-школа 2000»

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/prometej_prikovannyj_ehskhil_kratkoe_soderzhanie_po_ehpisodijam_i_analiz_proizvedenija/62-1-0-2412

Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный» | Литерагуру

Пьеса выдающегося древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный» — одна из самых известных античных трагедий, которая заняла достойное место среди шедевров мировой литературы и оказала влияние на поэзию и драматургию последующих эпох.

Образ главного героя стал нарицательным, к нему обращались и им вдохновлялись такие великие деятели мировой культуры, как Гёте, Шиллер, Байрон, Максим Горький, Карл Маркс и многие другие.

И сегодня, спустя тысячи лет после создания, «Прометей прикованный» не теряет актуальности.

История создания

История создания пьесы Эсхила окутана тайнами. Трагедия была написана предположительно в 444-443 гг. до н.э.,  но о первой постановке ничего не известно.

«Прометей прикованный» — единственная дошедшая до нас в полном виде часть тетралогии великого древнегреческого драматурга, куда входили также «Прометей-огненосец», «Освобожденный Прометей» и произведение, название которого не сохранилось.

Хронологически «Прикованному Прометею», вероятно, предшествует трагедия «Прометей-огненосец», в которой, как считают исследователи, изображалось похищение Прометеем божественного огня, а «Освобожденный Прометей» затрагивает события, произошедшие после изгнания Прометея в Тартар.

Суть

Произведение Эсхила основано на распространённом античном мифе о восставшем титане, который захотел помочь людям. Как известно, Прометей, пойдя против воли Зевса, обучил человека добывать и использовать огонь.

Также его ученики смогли приручить животных, освоить моря, отыскать подземные дары и сокровища. Кроме того, он надоумил их начать писать и считать.

Так он поколебал власть богов и очень рассердил громовержца, который хотел видеть своих подданных в первобытном состоянии и вечном страхе перед владыкой. Невежество и рабская зависимость были основой власти царя Олимпа.

Верховный бог решил наказать дерзкого титана, приковав его к скале. Прометей был прикован в Скифии. Для Эсхила, как и для других великих древнегреческих трагиков, то, о чем он поведал, служит лишь условным средством, с помощью которого он раскрывает глубокие философские темы и проблемы.

Жанр

Произведение Эсхила написано в типичном для античной драматургии «серьёзном» жанре трагедии.

Однако в «Прометее прикованном», в отличие от других книг Эсхила (например, трилогии «Орестея»), имеют гораздо меньшее значение реплики Хора, которые в пьесах античных авторов играют ключевую роль в донесении авторского замысла. Это лишает трагедию возвышенной ораторской силы и помогает читателю сосредоточиться на образе главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой трагедии, Прометей, чье имя вынесено в название, занимает в книге центральное место. Его главные черты — это стремление к независимости, верность собственным принципам и героическая смелость.

    Он знает, что за помощь, оказанную людям, его ждут жестокие наказания от богов, но, тем не менее, все равно делает добро для человечества. «Добровольно, добровольно я совершил это», — говорит он.

    Независимость героя показывает сцена его диалога с океанидами, когда Прометей, несмотря на уговоры смириться и покориться Зевсу, отказывается изменить своим идеалам. Глубоко характер героя раскрывает также его реплика из диалога с Гермесом: «Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислужничество».

    Прометей остается верным своему слову до самой смерти: когда тиран низвергает его под землю, тот умирает непокоренным, «несломленным».

  2. Зевс — герой-антагонист Прометея, жестокий деспот и рутинёр. Его главные слуги носят «говорящие» имена — Власть и Насилие, и являются «отражением» личности их повелителя.

    «Всегда ты безжалостна и полна гнева», — так характеризуется в пьесе Власть. Образ Зевса раскрывается также с помощью других действующих лиц.

  3. Второстепенные персонажи – боги, служащие верховному правителю, с помощью которых Эсхил показывает, насколько пагубно и страшно влияние тирании.

    Гефест предстает перед читателем добрым, но малодушным и сломившимся под властью деспота богом, Океан – подлым ренегатом, заботящимся только о собственном благополучии, а Гермес – низким рабом, беспрекословно, как собака, исполняющим любую волю своего хозяина.

Проблематика

Центральный конфликт в пьесе Эсхила — это столкновение между двумя поколениями богов: титанами, к которым принадлежит Прометей, и обитателями Олимпа во главе с Зевсом. Когда-то титаны пали жертвой своего же отца, Кроноса, который поглотил их из страха перед возможным заговором.

Их мать горько жалела об утрате, поэтому сохранила жизнь своему очередному отпрыску – Зевсу, он и освободил всех остальных из чрева родителя. Тогда между титанами и богами завязалась война, в которой победила команда громовержца.

Немногие титаны остались в живых, и те с условием, что принимают власть победившего родственника. Таким образом, конфликт этих древних и своенравных существ очень древний и восходит еще к временам, когда этот мир только создавался.

Именно поэтому гнев небожителя можно оправдать, ведь он по старинной семейной традиции боялся бунта людей и своего свержения. Противостояние героев можно рассмотреть на социально-политическом и на философском уровнях.

На социально-политическом уровне конфликт между героями тесно связан с общественными устремлениями времен жизни Эсхила, показавшего победу прогресса (Прометей) в развитии общества, в государственном устройстве, над архаикой и деспотизмом (Зевс).

На философском уровне противостояние между героями можно определить как общечеловеческий конфликт между «старым» и «новым». Прометей олицетворяет борьбу за стремление вперед, а Зевс — рутинёрство, застой, который противостоит прогрессу.

В чем смысл трагедии?

Литература Древней Греции актуальна даже сегодня, например, главная идея трагедии Эсхила — в том, что необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию.

Даже тогда мысль о свободе, равенстве и братстве не давала покоя творческой интеллигенции. Очевидно, что Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни.

Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем.

По мнению автора, иногда для того, чтобы достичь этой высокой цели, нужно пройти через мучительные страдания, но в итоге прогресс всегда побеждает. Главная мысль Эсхила заключается в том, что Зевс, внешне «победивший» Прометея и свергнувший его в Тартар, в идейном плане проигрывает непокоренному, верному своим идеалам титану.

Северьян Цагарейшвили

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-tragedii-eshila-prometej-prikovannyj/

Краткое содержание Орестея Эсхил

Самым могучим царем в последнем поколении греческих героев был Агамемнон, правитель Аргоса.

Это он начальствовал над всеми греческими войсками в Троянской войне, ссорился и мирился с Ахиллом в “Илиаде”, а потом победил и разорил Трою.

Но участь его оказалась ужасна, а участь сына его Ореста – еще ужаснее. Им пришлось и совершать преступления и расплачиваться за преступления – свои и чужие.

Отец Агамемнона Атрей жестоко боролся за власть со своим братом Фиестом. В этой борьбе Фиест обольстил жену Атрея, а Атрей за это убил двух маленьких детей Фиеста и накормил ни о чем не догадывающегося отца их мясом.

(Про этот людоедский пир потом Сенека напишет трагедию “Фиест”.) За это на Атрея и его род легло страшное проклятие.

Третий же сын Фиеста, по имени Эгисф, спасся и вырос на чужбине, помышляя только об одном: о мести за отца.

У Атрея было два сына: герои Троянской войны Агамемнон и Менелай. Они женились на двух сестрах: Менелай – на Елене, Агамемнон – на Клитемнестре (или Клитеместре). Когда из-за Елены началась Троянская война, греческие войска под начальством Агамемнона собрались для отплытия в гавань Авлиду.

Здесь им было двусмысленное знамение: два орла растерзали беременную зайчиху. Гадатель сказал: два царя возьмут Трою, полную сокровищ, но им не миновать гнева богини Артемиды, покровительницы беременных и рожениц.

И действительно, Артемида насылает на греческие корабли противные ветры, а в искупление требует себе человеческой жертвы – юной Ифигении, дочери Агамемнона и Клитемнестры. Долг вождя побеждает в Агамемноне чувства отца; он отдает Ифигению на смерть.

(О том, что случилось с Ифигенией, потом напишет трагедию Еврипид.) Греки отплывают под Трою, а в Аргосе остается Климнестра, мать Ифигении, помышляя только об одном – о мести за дочь.

Двое мстителей находят друг друга: Эгисф и Клитемнестра становятся любовниками и десять лет, пока тянется война, ждут возвращения Агамемнона. Наконец Агамемнон возвращается, торжествуя, – и тут его настигает месть. Когда он омывается в бане, Клитемнестра и Эгисф накидывают на него покрывало и поражают его топором. После этого они правят в Аргосе как царь и царица.

Но в живых остается маленький сын Агамемнона и Клитемнестры – Орест: чувство матери побеждает в Клитемнестре расчет мстительницы, она отсылает его в чужой край, чтобы Эгисф не погубил за отцом и сына. Орест растет в далекой Фокиде, помышляя только об одном – о мести за Агамемнона.

За отца он должен убить мать; ему страшно, но вещий бог Аполлон властно ему говорит: “Это твой долг”.

Орест вырос и приходит мстить. С ним его фокидский друг Пилад – имена их стали в мифе неразрывны. Они притворяются путниками, принесшими весть, сразу и печальную и радостную: будто бы Орест умер на чужбине, будто бы Эгисфу и Клитемнестре больше не грозит никакая месть. Их впускают к царю и царице, и здесь Орест исполняет свой страшный долг: убивает сперва отчима, а потом родную мать.

Кто теперь продолжит эту цепь смертей, кто будет мстить Оресту? У Эгисфа с Клитемнестрой не осталось детей-мстителей. И тогда на Ореста ополчаются сами богини мщения, чудовищные Эриннии;

Они насылают на него безумие, он в отчаянии мечется по всей Греции и наконец припадает к богу Аполлону: “Ты послал меня на месть, ты и спаси меня от мести”. Бог выступает против богинь:

Они – за древнюю веру в то, что материнское родство важнее отцовского, он – за новое убеждение, что отцовское родство важнее материнского. Кто рассудит богов? Люди.

В Афинах, под присмотром богини Афины (она женщина, как Эриннии, и она мужественна, как Аполлон), собирается суд старейшин и решает: Орест прав, он должен быть очищен от греха, а Эринниям, чтобы их умилостивить, будет воздвигнуто святилище в Афинах, где их будут чтить под именем Евменид, что значит “Благие богини”.

По этим мифам драматург Эсхил и написал свою трилогию “Орестея” – три продолжающие друг друга трагедии: “Агамемнон”, “Хоэфоры”, “Евмениды”.

“Агамемнон” – самая длинная трагедия из трех. Она начинается необычно.

В Аргосе, на плоской крыше царского дворца, лежит дозорный раб и смотрит на горизонт: когда падет Троя, то на ближней к ней горе зажгут костер, его увидят через море на другой горе и зажгут второй, потом третий, и так огненная весть дойдет до Аргоса: победа одержана, скоро будет домой Агамемнон. Он ждет без сна уже десять лет под зноем и холодом – и вот огонь вспыхивает, дозорный вскакивает и бежит оповестить царицу Клитемнестру, хоть и чувствует: не к добру эта весть.

Входит хор аргосских старейшин: они еще ни о чем не знают. Они вспоминают в долгой песне все бедствия войны – и коварство Париса, и измену Елены, и жертвоприношение Ифигении, и нынешнюю неправедную власть в Аргосе: зачем все это? Видно, таков мировой закон: не пострадав, не научишься. Они повторяют припев:

“Горе, горе, увы! но добру да будет победа”. И молитва словно сбывается: из дворца выходит Клитемнестра и объявляет: “Добру – победа!” – Троя взята, герои возвращаются, и кто праведен – тому добрый возврат, а кто грешен – тому недобрый.

Хор откликается новой песней: в ней благодарность богам за победу и тревога за вождей-победителей. Потому что трудно быть праведным – блюсти меру: Троя пала за гордыню, теперь не впасть бы нам в гордыню самим: малое счастье верней большого.

И точно: является вестник Агамемнона, подтверждает победу, поминает десять лет мучений под Троей и рассказывает о буре на обратном пути, когда все море “расцвело трупами” – видно, много было неправедных. Но Агамемнон жив, близится и велик, как бог.

Хор вновь поет, как вина родит вину, и вновь клянет зачинщицу войны – Елену, сестру Клитемнестры.

И вот наконец въезжает Агамемнон с пленниками. Он и впрямь велик, как бог: “Со мной победа: будь она со мной и здесь!” Клитемнестра, склоняясь, стелет ему пурпурный ковер. Он отшатывается: “Я человек, а пурпуром лишь бога чтут”.

Но она быстро его уговаривает, и Агамемнон вступает во дворец по пурпуру, а Клитемнестра входит за ним с двусмысленной молитвою: “О Зевс-Свершитель, все сверши, о чем молю!” Мера превышена: близится расплата. Хор поет о смутном предчувствии беды.

И слышит неожиданный отклик: на сцене осталась пленница Агамемнона, троянская царевна Кассандра, ее полюбил когда-то Аполлон и дал ей дар пророчества, но она отвергла Аполлона, и за это ее пророчествам никто не верит.

Теперь она отрывистыми криками кричит о прошлом и будущем аргосского дома: людская бойня, съеденные младенцы, сеть и топор, пьяная кровь, собственная смерть, хор Эринний и сын, казнящий мать! Хору страшно. И тут из-за сцены раздается стон Агамемнона: “О ужас! в доме собственном разит топор! О горе мне! другой удар: уходит жизнь”. Что делать?

Во внутренних покоях дворца лежат трупы Агамемнона и Кассандры, над ними – Клитемнестра. “Я лгала, я хитрила – теперь говорю правду. Вместо тайной ненависти – открытая месть: за убитую дочь, за пленную наложницу.

И мстящие Эриннии – за меня!” Хор в ужасе плачет о царе и клянет злодейку: демон мести поселился в доме, нет конца беде.

Рядом с Клитемнестрой встает Эгисф: “Моя сила, моя правда, моя месть за Фиеста и его детей!” Старцы из хора идут на Эгисфа с обнаженными мечами, Эгисф кличет стражу, Клитемнестра их разнимает: “УЖ и так велика жатва смерти – пусть бессильные лаются, а наше дело – царствовать!” Первой трагедии – конец.

Действие второй трагедии – восемь лет спустя: Орест вырос и в сопровождении Пилада приходит мстить. Он склоняется над могилой Агамемнона и в знак верности кладет на нее отрезанную прядь своих волос. А потом прячется, потому что видит приближающийся хор.

Это хоэфоры, совершительницы возлияний, – по ним называется трагедия. Возлияния водой, вином и медом делались на могилах, чтобы почтить покойника. Клитемнестра продолжает бояться Агамемнона и мертвым, ей снятся страшные сны, поэтому она прислала сюда с возлияниями своих рабынь во главе с Электрой, сестрой Ореста.

Они любят Агамемнона, ненавидят Клитемнестру и Эгисфа, тоскуют об Оресте: “Пусть я буду не такой, как мать, – молит Электра, – и пусть вернется Орест отомстить за отца!” Но может быть, он уже вернулся? Вот на могиле прядь волос – цвет в цвет с волосами Электры; вот перед могилой отпечаток ноги – след в след с ногою Электры.

Электра с хоэфорами не знает, что и думать. И тут к ним выходит Орест.

Узнание совершается быстро: конечно, сначала Электра не верит, но Орест показывает ей: “Вот мои волосы: приложи прядь к моей голове, и ты увидишь, где она отрезана; вот мой плащ – ты сама соткала его мне, когда я был еще ребенком”.

Брат и сестра обнимают друг друга: “Мы вместе, с нами правда, и над нами – Зевс!” Правда Зевса, веление Аполлона и воля к мести соединяют их против общей обидчицы – Клитемнестры и ее Эгисфа. Перекликаясь с хором, они молятся богам о помощи.

Клитемнестре снилось, будто она родила змею и змея ужалила ее в грудь.

Пусть же сбудется этот сон! Орест рассказывает Электре и хору, как проникнет он во дворец к злой царице; хор отвечает песней о злых женщинах былых времен – о женах, из ревности перебивших всех мужчин на острове Лемносе, о Скилле, ради любовника погубившей отца, об Алфее, которая, мстя за братьев, извела родного сына.

Начинается воплощение замысла: Орест и Пилад, переодетые странниками, стучатся во дворец. К ним выходит Клитемнестра. “Я проходил через Фокиду, – говорит Орест, – и мне сказали: передай в Аргос, что Орест умер; если хотят – пусть пришлют за прахом”.

Клитемнестра вскрикивает: ей жалко сына, она хотела спасти его от Эгисфа, но не спасла от смерти. Неузнанный Орест с Пиладом входят в дом.

Нарастание трагизма перебивается эпизодом почти комическим: старая нянька Ореста плачется перед хором, как она любила его малюткой, и кормила, и поила, и стирала пеленки, а теперь он умер. “Не плачь – может быть, и не умер!” – говорит ей старшая в хоре.

Час близок, хор взывает к Зевсу: “Помоги!”; к предкам: “Смените гнев на милость!”; к Оресту: “Будь тверд! если мать вскрикнет: “сын!” – ты ответь ей: “отец!”

Является Эгисф: верить или не верить вестям? Он входит во дворец, хор замирает, – и из дворца доносятся удар и стон. Выбегает Клитемнестра, за нею Орест с мечом и Пилад. Она раскрывает грудь: “Пожалей! этой грудью я тебя вскормила, у этой груди я тебя баюкала”. Оресту страшно. “Пилад, что делать?” – спрашивает он.

И Пилад, до этого не сказавший ни слова, говорит: “А воля Аполлона? а твои клятвы?” Больше Орест не колеблется. “Это судьба судила мне убить мужа!” – кричит Клитемнестра. “А мне – тебя”, – отвечает Орест. “Ты, сын, убьешь меня, мать?” – “Ты сама себе убийца”. – “Кровь матери отомстит тебе!” – “Кровь отца страшней”. Орест ведет мать в дом – на казнь.

Хор в смятении поет: “Воля Аполлона – смертному закон; скоро минует зло”.

Раскрывается внутренность дворца, лежат трупы Клитемнестры и Эгисфа, над ними – Орест, потрясающий кровавым покрывалом Агамемнона. Он уже чувствует безумящее приближение Эринний.

Он говорит: “Аполлон велел мне, мстя за отца, убить мать; Аполлон обещал мне очистить меня от кровавого греха. Странником-просителем с масличной ветвью в руках я пойду к его алтарю; а вы будьте свидетелями моего горя”.

Он убегает, хор поет: “Что-то будет?” На этом кончается вторая трагедия.

Третья трагедия, “Евмениды”, начинается перед храмом Аполлона в Дельфах, где середина земного круга; храм этот принадлежал сперва Гее-Земле, потом Фемиде-Справедливости, теперь Аполлону-Вещателю.

У алтаря – Орест с мечом и масличной ветвью просителя; вокруг хор Эринний, дочерей Ночи, черных и чудовищных. Они спят: это Аполлон навел на них сон, чтобы вызволить Ореста. Аполлон говорит ему: “Беги, пересеки землю и море, предстань в Афины, там будет суд”.

“Помни обо мне!” – молит Орест. “Помню”, – отвечает Аполлон. Орест убегает.

Является тень Клитемнестры. Она взывает к Эринниям: “Вот моя рана, вот моя кровь, а вы спите: где же ваше мщение?” Эриннии пробуждаются и хором клянут Аполлона: “Ты спасаешь грешника, ты рушишь вечную Правду, младшие боги попирают старших!” Аполлон принимает вызов: происходит первый, еще короткий спор. “Он убил мать!” – “А она убила мужа”.

– “Муж жене – не родная кровь: матереубийство страшней мужеубийства”. – “Муж жене – родной по закону, сын матери – родной по природе; а закон всюду един, и в природе не святее, чем в семье и обществе. Так положил Зевс, вступив в законный брак с своею Герою”.

– “Что ж, ты – с молодыми богами, мы – со старыми!” И они устремляются прочь, в Афины: Эриннии – губить Ореста, Аполлон – спасать Ореста.

Действие переносится в Афины: Орест сидит перед храмом богини, обняв ее кумир, и взывает к ее суду, Эриннии хороводом вокруг него поют знаменитую “вяжущую песнь”: “Мы блюдем кровавый закон: кто пролил родную кровь – тому поплатиться своей; иначе не станет рода! Он бежать – мы за ним; он в Аид – мы за ним; вот голос старинной Правды!” Афина предстает из храма:

“Не мне вас судить: кого осужу, тот станет врагом афинянам, а я этого не хочу; пусть же лучшие из афинян сами свершат суд, сами сделают выбор”. Хор в тревоге: что решат люди? не рухнет ли древний порядок?

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-oresteya-esxil/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector