Краткое содержание рассказов николая лескова за 2 минуты

Меню статьи:

Среди рассказов Лескова следует отметить произведение «Однодум» – повесть о необычном человеке, не отклонившемся от своих убеждений и построившем жизнь по тому, во что верил.

Начало жизни Алексашки Рыжова

В семье Рыжовых, проживающих в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии родился мальчик, которого назвала Алексашка. Позже его называли Александр Афанасьевич Рыжов. Семья жила в очень бедном доме, который по оценке «ничего не стоил». Когда мальчик был еще маленьким, умер кормилец семьи, оставив вдову с ребенком на руках.

Краткое содержание рассказов Николая Лескова за 2 минуты

Мать Алексашки была сильной и доброй женщиной и довольно скоро нашла возможность заработка. Она пекла пироги и продавала их на рынке, чем они с сыном и кормились. Мать и сын преданно любили друг друга.

Матери Саши предлагали выйти замуж после смерти мужа, но она отказалась, посвятив жизнь воспитанию сына, который вырос крепким, рослым и сильным.

Когда мальчик подрос, мать отвела его к дьяку, чтобы тот научил его читать и писать.

В четырнадцать лет Алексашка решил, что «негоже» сидеть на шее у матери и начал искать работу. Его взяли «пешим» почтальоном, и он переносил пешком письма из соседнего города Чухлома в родной Солигалич. Сумка для почты была не тяжела для сильного паренька, но он всегда носил с собой увесистую книгу Библию, которую постоянно читал.

Александр читал ее при всяком удобном случае, на отдыхе по дороге и дома. Он очень любил читать Библию и больше ни одной книги не читал. Многие книги Библии он знал наизусть. Больше всего любил книгу пророка Исайи. Иногда, впечатленный прочитанным, он стоял у дуба, где отдыхал в дороге и проповедовал пустоши и болоту изречениями из пророка.

Когда Рыжов повзрослел, а «пешую почту» решили сменить на конную, он пришел к городничему, как к высшей власти в городе и попросился на место квартального полицейского, чтобы следить за порядком и городничий взял его на эту должность.

В то время в России место квартального оплачивалось так низко, что на эту зарплату казалось невозможным прожить, и все же должность считалась престижной, потому что квартальный имел возможность брать «подарки». Взятки брали все и, конечно же, делились с городничим. Власти наказывали только тех, кто начинал брать слишком много и сильно притеснять народ.

Работа в новом звании

Александр Афанасьевич расставил торгующих на рынке, причем матери своей дал не самое лучшее место, а одинаково со всеми. Когда торгующие стали приносить ему «дары», он наотрез отказался, удивив всех.

Краткое содержание рассказов Николая Лескова за 2 минуты

Городничий узнал, что Александр Афанасьевич не берет даров и понял, что и самому от него не дождаться подарков. Он стал притеснять полицейского.

После тщательных проверок и выяснений, городничий узнал об Александре все и удивился, что тот «до Христа дочитался», то есть прочитал всю Библию.

Удивительно, что в то время даже грамотные верующие не читали Библию и прочитать ее всю казалось странным, хотя именно Библия является основой христианской веры.

Вместо того, чтобы удивляться тому, кто не прочитал Библию, люди считали странным всякого, кто ее прочел.

В народе бытовало мнение, что от тех, кто «до Христа дочитался» никому вреда не будет и городничий успокоился, понимая, что Александр Афанасьевич будет строг к себе, но не станет устраивать начальству неприятности.

Рыжов много лет трудился на своем посту и уступил, когда ему сказали, что теперь его матери нельзя продавать пироги. Вскоре старушка умерла, автор предполагает, что она ощутила себя ненужной, лишившись возможности работать.

Городничий придумал новое препятствие – сказав, что Александр не может быть квартальным, если не женится. На самом деле начальник надеялся, что жена сможет настоять, чтобы его подчиненный стал брать взятки.

Парень нашел невесту – дочь женщины, которую считали колдуньей.

Молодая женщина согласилась жить с ним в нищете, но не предавая того, во что он верил. Она много работала в огороде, ткала, вязала чулки, собирала летом грибы и сушила. Но даже солить не могла, потому что зарплата мужа не позволяла купить соль.

Рыжов установил порядок в доме, при котором она говорила ему: «Вы», а он ей «ты», он был господином, которому она прислуживала за столом. Данное упоминание также показывает, как был научен автор, ведь Христос говорил, что никто не должен называться господином и превозноситься над ближними, но данное нарушение кажется автору истинным, что говорит о его воспитании и восприятии мира.

Женщина ни словом, ни движением не противоречила мужу. Она работала на него, но постель у них была общей.

Также аккуратно как Рыжов относился к своей службе, он прилежно изучал Библию и записывал мысли в большую тетрадь, которую озаглавил: «Однодум». Мужчина аккуратно записывал свои наблюдения и выводы.

В семье героя повести родился ребенок, но они продолжали жить на ту самую зарплату, едва сводя концы с концами. Ничто не заставило Александра Афанасьевича изменить тем принципам, в которые он верил.

Жена втайне от мужа насолила груздей, приняв в подарок мешочек соли от торговца. Александр Афанасьевич побил жену и отдал бочонок груздей торговцу, добавив: «Делай с ним что угодно»

Воспитание и уровень развития автора позволило ему описать праведника, способного за провинность и непослушание побить женщину. У автора не возникло внутреннего конфликта, значит, в то время это казалось ему нормальным, несмотря на то, что противоречило библейским принципам.

Также, описывая семейную жизнь полицейского, автор говорит о том, что никто не знал, любила ли его жена. Главное, что она оставалась ему верна.

Понятие христианского учения, которому был научен автор, позволяло также называть праведником человека, в доме которого любовь была под вопросом.

Это выглядит необычным и даже странным, если знать, что база учения Христа – это любовь к людям и ко всем ближним в первую очередь.

Краткое содержание рассказов Николая Лескова за 2 минуты

Если помнить слова Апостола Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»

Но в глазах автора поведение его героя не противоречит понятию «праведник», что говорит о том, что автор научен и наставлен в определенных рамках понимания жизни и Библии.

Приезд губернатора

Спустя годы поменялся губернатор края, который устроил «чистку рядов» от тех, кто брал много взяток и притеснял народ. В опалу попал также и городничий Солигалича. Новый губернатор не торопился назначать чиновников на освободившиеся места, чтобы в спешке не поставить таких же или худших. Он приказал младшим чинам временно занять освободившиеся места и ожидать его приезда в город.

Таким образом, Александр Афанасьевич временно оказался на месте городничего. Подписывая указы и распоряжаясь, Рыжов ничего не изменил в своей жизни.

Он даже форму себе не заказал, потому что его зарплата не позволяла купить одежду, а подарков он не принимал и на посту городничего.

Александр Афанасьевич даже место за столом главы города не занял, продолжая подписывать бумаги за своим столом у входа, объясняя это тем, что в старом, заплатанном «бешмете» не прилично садиться за стол начальника.

Когда подошло время посещения губернатора, весь город готовился. Обычно городничий заставлял всех жителей менять заборы, красить и белить все. Но Рыжов сказал, что не будет обременять бедняков напрасно, а губернатор пусть увидит, как живут люди по-настоящему.

Все руководство города было озабочено тем, чтобы заставить Александра Афанасьевича переодеться в парадную одежду, но он был упрям и подарков не принимал.

Прошел слух о губернаторе как о «надменной фигуре» и каждый знал, что от городничего и от того, как тот примет начальство, зависит благосостояние города и расположение к нему губернатора.

Поэтому все горожане трепетали и пытались «воздействовать» на квартального, временно замещающего городничего.

С трудом согласился Рыжов только на то, чтобы покрасили городской шлагбаум и то только потому, что протопоп предложил, чтобы его покрасил откупщик «из усердия», потому как он был в числе провинившихся.

Никто не мог придумать, как заставить градоправителя снять его залатанный крестьянский бешмет. Протопоп придумал, чтобы заседатель дал на время Рыжову свой запасной мундир, чтобы встретить губернатора. На это градоначальник, наконец, согласился. Форму выпустили насколько это было возможно, но она была все же маловата рослому богатырю. Но Рыжова это нисколько не смущало.

Когда пришла весть, о том, что губернатор выехал из соседнего города, дежурные встали по дороге, чтобы сообщить начальству о приезде «надменной фигуры». Рыжов мог ждать посетителя дома, но он решил не утруждать людей и сам поехал к городскому шлагбауму ждать. Забыв о том, что тот покрашен, Рыжов облокотился на шлагбаум.

Когда вестник закричал: «Едет». Александр Афанасьевич вскочил на телегу, и все пришли в ужас – на его белых штанах отпечатались полосы краски, которой был покрашен шлагбаум. Рядом стоящие предложили ему снять испачканные рейтузы, но Рыжов поморщился и ответил: «Сюда начальству нечего глядеть», вскочил на телегу и помчался встречать губернатора.

Встретив их, городничий поехал перед повозкой губернатора, провожая начальство в город. Взгляд губернатора был прикован к странной фигуре впереди, в мундире явно с чужого плеча, а особенно к тому самому месту, куда смотреть ему было не положено. Он разглядывал отпечаток на белых штанах.

По обычаю, все должны были ехать к церкви, где гостя встречал протопоп с дьяком и другими. Рыжов остановил телегу, открыл дверцу кареты и Ланской, как всегда держа «надменную фигуру», вышел из кареты.

Конец XIX века подарил миру замечательный текст Николая Лескова, который называется «Тупейный художник». Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Священник встретил губернатора как положено, но трясся от испуга. Ланской первым вошел в церковь, держась также гордо и прямо. Тут Рыжов не выдержал, потому что поведение губернатора противоречило всем представлениям его о богопочитании и уважении. Он догнал губернатора, схватил его за руку и громко воскликнул:

– Раб божий Сергий! Входи во храм Господень не надменно, а смиренно, представляя себя самым большим грешником, – вот как! С этими словами он положил руку на спину губернатора и согнул его в поклоне, затем убрал руку и вытянулся «по струнке».

Губернатор удивился, но не стал противиться, как было положено, перекрестился и поклонился народу. Скоро он уехал на квартиру, которая была ему предоставлена.

В квартире Ланской принимал руководство города, решая дела. О Рыжове тоже расспросил:

«Что же он… вероятно, в помешательстве?» «Никак нет: просто всегда такой.» «Так зачем же держать такого на службе?» «Он по службе хорош». Получив объяснения, Ланской поинтересовался: «А как он насчет взяток: умерен ли?»

«Помилуйте, – говорит голова – он совсем ничего не берет…»

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-leskov/odnodum.html

Краткое содержание «Левша»: пересказ по главам рассказа Лескова

В данной статье представлено краткое содержание повести «Левша» Николая Лескова. Это яркий образец русского сказа – жанра, которому положил начало еще Н.В.Гоголь.

Впервые произведение было опубликовано в 1881 году под названием «Сказ о косом тульском Левше и стальной блохе (цеховая легенда)». При этом Лесков дал «Левше» краткое предисловие, в котором указал, что записал рассказ некоего тульчанина, переселившегося в Сестрорецк еще в царствование Александра I.

Критики заявили, что Лесков на самом деле не является автором.

Писатель вынужден был оправдываться, что народное предание гласит только: «Англичане сделали заводную блоху, а тульские мастера ее подковали», а всю фабулу повести придумал он сам.

Так или иначе, а основная идея произведения – неумение в России ценить своих мастеров – наделала много шума. Предлагаем вам прочитать краткое содержание повести.

Основные персонажи

  • Левша – главный герой. Автор в рассказе преднамеренно не называет его имени, показывая, что множество народных гениев остаются неизвестными, безликими.
  • Александр Первый – русский царь, восторгавшийся всем европейским. Привез из Англии механическую блоху.
  • Николай Первый – самодержец, сменивший на троне старшего брата. Критически настроен к Западу, приказал усовершенствовать механическую блоху.
  • Платов – казацкий атаман, приближенный Александра I.
  • Мартын Сокольский – доктор.
  • Чернышев – глава Министерства Иностранных Дел России
  • Тульские и английские мастера.

Очень краткий пересказ

Александр I привозит из Великобритании заводную блоху, которая умеет танцевать. Его преемник на троне отдает вещицу тульским мастерам, которые должны были доказать, что могут дать фору английским ремесленникам.

Читайте также:  Краткое содержание мериме этрусская ваза за 2 минуты пересказ сюжета

Левша с товарищами надевают на лапки крохотного насекомого микроскопические подковки. Поскольку их видно только в микроскоп, умельца отправляют в Англию. Мастера очень хвалили и звали переселиться в Туманый Альбион.

Но тот отказался и отправился домой. По дороге он пил водку со шкипером и оба отравились некачественным алкоголем. Всеми забытый, Левша умирает в лазарете для бедных, желая лишь рассказать властям России военный секрет, который оказывается никому не нужным. Но краткий пересказ повести недостаточным для ее понимания. Ознакомьтесь с более детальным содержанием.

Краткое содержание по главам

Главы 1-2 Книга начинается с того, как Александр I путешествует по Европе после Наполеоновских войн, восхищаясь диковинками западной науки. Но атаман Платов, сопровождающий императора, уверяет, что в России не менее искусные умельцы.

Под конец путешествия государь прибывает в Англию. Здесь он восторгается уровнем технического прогресса, сетуя, что русским до британцев далеко. Но Платов гнет свою линию. Когда Александру I преподносят «пистолю» тончайшей работы, атаман раскручивает механизм и демонстрирует всем надпись: «сделано Иваном Москвином во граде Туле».

Глава 3 Англичане не собирались сдаваться. На следующий день российского императора повели в кунсткамеру, где были собраны «нимфозории и минеральные самоцветы со всего мира». Там царю продемонстрировали миниатюрную заводную блоху. Когда ее закручивали малюсеньким ключиком, она прыгала и танцевала. Александр I был так очарован этим механизмом, что приобрел его за миллион.

Главы 4-5 Насекомое хранилось в футляре-табакерке, пока монарх не умер, а потом отошло в наследство вдове Елизавете Алексеевне, а после – брату Александра, Николаю Первому. Тот долго не мог понять, что за соринку усопший хранил так бережно.

Ко двору позвали на то время уже старого Платова, поскольку тот был приближенным предыдущего царя. Атаман принес «мелкоскоп», чтобы новый император смог увидеть, как блоха «танцует дансе». Но Николай I низкопоклонством перед Западом не отличался и приказал передать механизм отечественным мастерам.

Они должны были усовершенствовать его и утереть нос англичанам.

Выполняя приказ государя, атаман поехал к оружейникам в знаменитый город Тулу. Те приняли вызов, однако не сказали Платову, как собираются переделать железное насекомое, лишь попросив срок две недели. Платов согласился и уехал к себе на Дон.

Главы 6-9 Заказ императора взялись выполнить 3 умельца, в том числе Левша. И вдруг мастера загадочным образом исчезли из Тулы вместе с чудесным насекомым. Простой люд, обнаружив это, решил, что мастера побоялись взяться за дело, поэтому попросту сбежали.

Но на самом деле умельцы пошли в Мценск помолиться перед чудотворной иконой. Вернувшись, они укрылись в избе главного героя, ни с кем не общаясь, не открывая даже окон, а лишь работая денно и нощно.

Когда оговоренный срок вышел, Платов вновь прибыл в Тулу. Посыльные от него явились к оружейникам. Но те еще не закончили работу, а потому на стук не отвечали. Двери были заперты на крепкую кувалду, штурм посыльных ничего не дал. Тогда курьеры разобрали крышу. Но в этот миг мастера закончили работу и вручили им табакерку с блохой.

Краткое содержание рассказов Николая Лескова за 2 минутыТульские умельцы работают над блохой

Главы 10-12 Платов счел, что ничего не сделано, и стал грубо спрашивать тульцев о результате двухнедельной работы. Те обиделись, заявив, что только императору продемонстрируют свою поделку.

Платов велел связать Левшу, бросил его в сани и увез в Петербург. Он опасался, что тульцы испортили механизм, а потому прихватил с собой одного из виновников, чтобы самому не впасть в немилость перед императором.

Николай I захотел увидеть работу русских мастеров. Платов нехотя ответил, что те просто подержали механизм у себя и вернули. Удрученный царь приказал завести блоху. Но она больше не танцевала.

Разъяренный Платов выбежал из покоев и стал бить Левшу, ругая его бранными словами. Но мастер упрямо твердил, что работу артель выполнила, но ее можно рассмотреть только в «мелкоскоп».

Глава 13 Левшу привели к царю, чтобы он объяснил, на что следует смотреть в микроскоп. Оказалось – на лапки.

Тульские мастера набили насекомому подковки, потому оно, отяжелев, уже не могло скакать и прыгать. Левша объяснил, что умельцы даже выбили на подковках свои имена. Но это видно только в более мощный «мелкоскоп».

А поскольку Левша делал гвоздики для подковок, он свое имя не выгравировал, поскольку не было места.

Краткое содержание рассказов Николая Лескова за 2 минутыЛевша показывает императору блоху в «мелкоскоп»

Главы 14-15 Царь обрадовался, что его подданные обошли иноземных умельцев, и повелел Левше отправляться в Англию – продемонстрировать результат своей работы тамошним мастерам. Обмыли Левшу в «Туляновских банях», подстригли и приодели. Приставили к нему курьера, да и отправили на Туманный Альбион.

Узнали англичане, что Левша с блохой сделал, и принялись его обхаживать, поить-кормить да спрашивать, где он такой премудрости научился. Но выяснилось, что тульчанин

«арифметики совсем не знает, а в России учился у дьячка по Псалтыре и по Полусоннику».

И в «мелкоскоп» умельцы не заглядывали, а так – наметанный глаз имеют. Удивленные англичане уговаривали Левшу остаться у них, сулили большие заработки, обещали денег родителям в Тулу высылать. Но русский мастер отказался.

Глава 16 Тогда англичане решили удержать Левшу, поразив его воображение небывалым уровнем технического прогресса. Его приглашали на разные фабрикам да заводы.

Левша заметил только, что

«рабочих тут держат в сытости и довольстве».

Но в остальном иностранный гость держался мнения, что в России могут не хуже. Особенно интересовался Левша, как в Англии начищают старые ружья. На предложение жениться и осесть в Британии тульчанин ответил отказом, неодобрительно отозвавшись о внешности и нарядах англичанок.

Главы 17-20 Снабдили Левшу деньгами, подарили ему золотые часы, и отбыл мастер по «Твердиземному» морю на родину. На судне мастер поспорил с полшкипером, кто кого перепьет. В результате обоим стали мерещиться черти, и капитан велел запереть пьяниц в трюме. По прибытии судна в Петербург полшкипер и Левша тяжело заболели.

В английском посольстве моряка быстро поставили на ноги. А вот Левшу увезли в бедный квартал, где у него тут же отобрали одежду и часы. Поскольку «тугаментов» при больном не оказалось, ни один госпиталь не хотел его принимать. И Левшу отправили в лазарет для бедных.

Выздоровевший полшкипер нашел своего умирающего друга и сделал все, чтобы его навестил врач, Мартын Сокольский. Но оказалось поздно. Последние слова Левши были

«Передайте государю, что англичане ружья кирпичом не чистят».

Мартын Сокольский доложил об этом Чернышеву, да тот только отмахнулся, поскольку

«На то в России есть генералы».

Только в этой последней главе автор отходит от жанра «сказа», позволяя себе пофилософствовать. Земля Русская породила немало талантов, но «век машин» сделал их не нужными.

В чем авторская идея

Тонким намеком Лесков подбрасывает читателю мысль: а что было бы, вздумай Левша поддаться уговорам и остаться в Англии? Он бы как сыр в масле катался, окруженный почетом, а его имя вошло бы в историю.

Но в России он умер нищим, и даже имени его не сохранила народная память, а только прозвище. Талант из простонародья не смог ни пробиться, ни получить образования, он совершенно бесправен.

Его никто не оценил, и даже патриотизм этого мастера оказался никому не нужен.

Прочитав краткое содержание повести «Левша» по главам, найдите время, чтобы ознакомиться с произведением в полном объеме. Ведь, кроме сюжета, оно интересно своим живым и ярким языком, включающим местные диалекты и неожиданные коверкания иностранных слов, что делает повествование ярким и самобытным. Такая манера письма встречается и в других книгах автора.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/leskov/levsha.html

Николай Лесков — Повести и рассказы

Николай Семенович Лесков

Повести и рассказы

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р14-409-0938

Текст печатается по изданию:

Лесков Н. С. Собр. соч.: В 6 т. Москва: Правда, 1973.

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года в Орловской губернии. «Род наш, собственно, происходит из духовенства…. Мой дед, священник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед – все были священниками в селе Лесках. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия – Лесковы».

Однако отец писателя, Семен Дмитриевич, окончив семинарию, решил не продолжать семейную традицию, за что дед выгнал его из дома (черты деда проявятся в главном герое романа «Соборяне», протоиерее Савелии Туберозове).

Выбрав карьеру судебного служащего, Семен Дмитриевич всю жизнь оставался человеком честным, бескорыстным, на службе отличался «твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов», и дослужился до чина коллежского асессора, дававшего право на потомственное дворянство.

Лесков отмечал в своей автобиографии: «Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру с рассудком. Я думаю, что и тут многим обязан отцу.

Матушка была тоже религиозна, но чисто церковным образом, – она читала дома акафисты и каждое первое число служила молебны и наблюдала, какие это имеет последствия в обстоятельствах жизни.

Отец ей не мешал верить, как она хочет, но сам ездил в церковь редко и не исполнял никаких обрядов, кроме исповеди и святого причастия… Он несомненно был верующий и христианин, но если бы его взять поэкзаменовать по катехизису Филарета, то едва ли можно было его признать православным.»

О своей первой встрече с большой с литературой он вспоминал так: «В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил и сживался душа в душу.

Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего «мелкопоместного курничка», из постоялого двора и с поповки. А потому, когда мне привелось впервые прочесть «Записки охотника» И. С.

Тургенева, я весь задрожал от правды представлений и сразу понял, что называется искусством».

Николай Семенович сначала пошел по стопам отца – в 16 лет он поступил на работу в орловскую судебную палату. Еще через два года его перевели в Киев, где он посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, участвовал в религиозно-философском студенческом кружке и даже увлекся иконописью.

Уволившись со службы, Лесков начал работать в компании мужа своей тети, А. Я. Шкотта (Скотта), «Шкотт и Вилькенс». По служебным делам ему приходилось много ездить по Российской Империи. Позже он напишет: «Думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу.

Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе…»

После того как компания закрылась, Лесков переехал в Петербург. Там и началась его писательская карьера. В 1863 году выходят его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык». Вскоре за ними последовали «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница».

Уже в этих ранних произведениях проявился уникальный сказовый стиль писателя. Наиболее выразительное воплощение лесковский «сказ» получил в рассказе «Запечатленный ангел», где слышатся отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах.

Ко времени создания романа «Соборяне» (1872 г.), по словам Максима Горького, «литературное творчество Лескова. становится яркой живописью или, скорее, иконописью».

Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.

) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом».

Согласно воспоминаниям сына писателя, Андрея Николаевича Лескова, Николай Семенович считал, что, создавая циклы о «русских антиках», исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». В предисловии к первому из этих рассказов, «Однодум», писатель так объяснил их появление: «Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и. пошел я искать праведных.»

В этом «поиске праведных» Николай Семенович неоднократно обращался и к сюжетам из «Пролога». «Пролог» – название сборника христианских притч, пришедшего к нам из Византии и дополненного новыми сюжетами во времена Древней Руси.

Писатель изложил многие истории из «Пролога» литературным языком XIX века, а кроме того, и сам создал множество сюжетов, которые по праву можно назвать «Современным Прологом».

Читайте также:  Краткое содержание сетон-томпсон королевская аналостанка за 2 минуты пересказ сюжета

Каждое из этих произведений раскрывает перед читателем, как Господь Своим Промыслом, порой через тяжелые испытания, приводит людей к спасению и пониманию евангельской истины.

В последние годы жизни Николай Семенович стал близким другом Льва Николаевича Толстого, что отразилось и на его творчестве, и на отношении к Православной Церкви. Однако, в отличие от Толстого, Лесков до конца жизни остался православным христианином.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года от приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Евгений Юферев

1

Дело было о Святках, накануне Васильева вечера [1].

Погода разгулялась самая немилостивая. Жесточайшая поземная пурга, из тех, какими бывают славны зимы на степном Заволжье, загнала множество людей в одинокий постоялый двор, стоящий бобылем среди гладкой и необозримой степи.

Тут очутились в одной куче дворяне, купцы и крестьяне, русские, и мордва, и чуваши.

Соблюдать чины и ранги на таком ночлеге было невозможно: куда ни повернись, везде теснота, одни сушатся, другие греются, третьи ищут хотя маленького местечка, где бы приютиться; по темной, низкой, переполненной народом избе стоит духота и густой пар от мокрого платья.

Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу – везде лежат люди. Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. Сердито захлопнув ворота за последними добившимися на двор санями, на которых приехали два купца, он запер двор на замок и, повесив ключ под божницею, твердо молвил:

Конец ознакомительного отрывка Краткое содержание рассказов Николая Лескова за 2 минуты Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/561495-nikolay-leskov-povesti-i-rasskazy.html

Краткое содержание «Левша»

Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице.

Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора.

Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левша» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.

Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

  • Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
  • Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
  • Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
  • Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.

Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.

Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.

Чернышев – министр иностранных дел.

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории».

Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники.

Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха.

Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши.

Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом.

Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал.

Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента», ни в одной больнице его не приняли.

К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 13512.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/leskov/levsha

Краткое содержание рассказов Лескова

Трое друзей пьют чай и разговаривают о том, как бедна стала литература. Речь заходит об однообразии святочных рассказов. Один из друзей решает рассказать историю, которая произошла с его братом. Читать далее

Запечатлённый ангел

Во время непогоды на постоялом дворе укрывается много путников. В доме душно, жарко, плохо спится. Один из постояльцев замечает, что человека водит ангел, как и его самого когда-то. Путники просят рассказать эту историю. Читать далее

Зверь

Рассказчик, тогда ещё пятилетний мальчик, гостил у своего дяди в Орловской губернии. Не только крепостные крестьяне, но и члены семьи боялись его гнева. Он никому не прощал даже малейших промахов. Читать далее

Кадетский монастырь

Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности. Читать далее

Лев старца Герасима

Поучительная история о богатом и успешном старике Герасиме, который после болезни раздал все свои богатства нуждающимся и отправился в пустыню. Именно в пустыне, он осознал насколько неправильно, он проживал свою жизнь. Поселился Герасим в небольшой норе Читать далее

Левша кратко и по главам

Эта выдающаяся повесть Николая Лескова, была опубликована в одна тысяча восемьсот восемьдесят первом году, и состоит она из двадцати глав. Читать далее

Леди Макбет Мценского уезда

Молодая купчиха Измайлова Катерина Львовна одиноко тоскует в полупустом доме, в то время как супруг вечно проводит время на работе. Она влюбляется в юного и красивого приказчика Сергея. Читать далее

Читайте также:  Краткое содержание карамзин история государства российского за 2 минуты пересказ сюжета

На краю света

В этом произведении описана подлинная история из жизни и работы архиепископа Иркутского, а затем и Ярославского, Нила, рассказанная прозаиком публицистом Николаем Семеновичем Лесковым. Читать далее

Несмертельный голован

Рассказ «Несмертельный Голован» входит в цикл произведений Николя Семеновича Лескова «Праведники». Целью создания автором данного цикла было выявить и показать читателю наличие в русских людях лучших черт Читать далее

Обман

Начиналось все вполне обычно.Их полк был поселен в одном из румынских селений.Военные начали ходить к помещику местному.В карты поиграть, да алкоголь попить.Ну и пусть бы с ним только помещик за эти похождения брал деньги с них и в карты обыгрывал. Читать далее

Однодум

Главный герой рассказа Лескова «Однодум», Александр Афанасьевич Рыжов родился в бедной мещанской семье. Отец мальчика умер почти сразу же после рождения сына. Читать далее

Очарованный странник

Повесть была написана в 1872-1873 годах. Но все-таки мысль о написании появилась в 1872 году, после того как писатель побывал в Валаамском монастыре Читать далее

Приведение в инженерном замке

Поговаривали, что в здании, где ранее располагался Павловский дворец живут приведения. Сейчас этот дворец именуют Инженерным замком, который обжили кадеты. Читать далее

Пугало

Главным героем произведения является мужчина по имени Селиван, которого людская молва волею случая приравняла к разбойникам и колдунам, превратив жизнь мужчины в пугало по отношению к окружающим. Читать далее

Старый гений

В этом рассказе говорится о простой доброй старушке, которая решила помочь столичному франту. Он зарекомендовал себя как человек порядочный, принадлежал к одной из самых известных фамилий, поэтому добрая женщина Читать далее

Тупейный художник

Рассказ «Тупейный художник» был написан не просто так. Его написанию предшествовал рассказ нянюшки младшего брата Лескова, которая в прошлом была актрисой орловского театра Читать далее

Христос в гостях у мужика

Главному герою было 18 лет, в то время когда к ним в деревню приехал Тимофей Осипович. Человек этот был замкнутым в себе, почти не выходил из дома, а виделись с ним в основном слуги. По округе пошли слуги Читать далее

Человек на часах

Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым Читать далее

Лесков Николай Семенович великий русский самобытный писатель, сумевший показать русский колорит. Он писал и рассказы для детей.

В семье полицейского в Орловской губернии в 1831 году родился первенец. В семье кроме него родилось ещё четверо детей.

Пока мальчику не исполнилось 8 лет, он жил у родственников, затем его забрали домой. У него хорошо была развита способность, все схватывать на лету.

В 10 лет его отправили в гимназию. Но его обманули, он учился в течении пяти лет, а документ дали о том что он отучился два года. Его характер не позволил найти общий язык с учителями.

Николая папа устроил работать в канцелярию уголовного суда. Но в 1848 году у него умирает отец, и у него происходит пожар, в котором погибло всё его имущество. Ему пришлось смиренно идти к дяде за помощью.

Он у него был врачом и жил в Киеве, и дядя помогает ему.

Он активно шел вверх по карьерной лестнице. От помощника к регистратору, затем столоначальник. Его работа позволила ему собрать огромный запас наблюдений.

Он с интересом изучал живопись, архитектуру, религию, журналистику. В начале своей литературной деятельности, он показал себя как критик. Шестидесятые годы XIX века для него были звездными.

В 1860 году вышли его статьи в журналах, под вымышленным именем М.Стебницкий.

В 1862 году он путешествует по Чехии, Украине, Польше. Пишет рассказ «Погасшее дело». В 1863 году в печать выходят повести «Овцебык», «Житие одной бабы».

В 1864 году выходит первый роман «Некуда», в 1865 году выходят романы «Леди Макбет Мценского уезда», роман «Обойденные», а в 1866году повесть «Островитяне» В 1881 году Лесков пишет своё известное всем произведение «Левша». Раскрыв суть русского человека, во всей красе.

По указу императрицы его включают в комитет Министерства просвещения. Но Лесков проникся идеями радикалов, за что был исключен из комитета. В последних работах «Зверь» и «Тупейный художник» показаны сущность чиновников и духовенства.

В 1894 году он написал повесть «Заячий ремиз», но напечатали её только когда свергли царскую власть. Николай Лесков умер от астмы, в 1895 году в Петербурге.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/leskov

Краткое содержание биографии Николая Лескова

Николай Лесков, кажется, не относится к писателям первого ряда в русской литературе.

Но и во второй ряд его не запишешь: он стоит отдельно, особняком, не похожий ни на кого, полный самобытной творческой силы. Недаром Чехов считал его своим учителем.

Судьба Лескова была относительно бурной и отчасти несчастливой. Но она состоялась в главном: навсегда он завоевал место в пантеоне русских писателей.

Детство

Сын служащего и дочери обедневшего дворянина, Лесков в детстве он не подавал признаков высокой одаренности. Наоборот, в школе был откровенным двоечником и за пять лет сумел пройти только два класса.

Отец не знал, что делать с «балбесом» и решил определить его в писари при юридической конторе. И тут, совершенно неожиданно, парень показал себя умным и дельным служащим. Через несколько лет он занял весьма приличную должность, на которой можно себя прокормить.

Но не юридическая карьера в провинциальном Орле была мечтой Николая.

Лесков переезжает к родственнику в Киев, где тоже быстро поднимается по карьерной лестнице к должности губернского секретаря.

Но то ли заскучал, то ли захотел быстрых и легких денег, а бросил Николай свою службу и подался в коммерцию. О коммерческих его успехах мало что известно, зато мы достоверно знаем, что по работе Лесков объездил чуть ли не всю Россию.

Человеком он был общительным, разговорчивым – вот где он насобирал историй для своих будущих рассказов.

Писатель

Писать Лесков начинает за год до отмены крепостного права – в 1960 году. Но сначала это заметки в прессе, журналистская работа. О серьезной литературе он задумается потом, когда переедет в Петербург.

Затем появляются романы «На ножах», «Обойденные», и уже здесь мы видим стремление выписать народные образы России – ее праведников и грешников, святых и злодеев. Лесков понимает, что в сердцевине русского характера – загадка, нечто иррациональное. Особенно сильно мы понимаем это, прочитав его «Очарованного странника».

Лесков был человеком консервативных, почти домостроевских взглядов, противником революции. Не всегда его слог был легок и безупречен, не все редакторы принимали его произведения.

Катков, редактор «Русского вестника» правил Лескова очень сильно. Но никто не мог отрицать великой творческой силы, присущей этому человеку.

Пожалуй, «Запечатленный ангел» дошел до современного читателя в наибольшей целости и сохранности, его не порезала редакторская рука.

Еще один прославленный рассказ – «Левша», настоящая народная сага. А последнее произведение Николая Лескова – «Заячий ремиз», повесть. В ней он приближается к пониманию неизбежности революции, его обличительный пафос настолько велик, что повесть увидит свет только после революции 17 года.

Личная жизнь

Николай Лесков был человеком очень непростого характера. В молодости женился по страсти на сварливой женщине с тяжелым нравом, но и сам был очень взрывным, деспотичным человеком. Семейные скандалы Лескова стали притчей во языцех среди киевлян. В конце концов жена писателя окончательно погрузилась в безумие и до конца жизни содержалась в лечебнице.

Второй брак писателя был гражданским – он взял в жены разведенную женщину с детьми. Говорят, обращался с ней весьма сурово и неласково. В конце концов, расстался и с ней. Всю жизнь он мечтал о большой, патриархальной семье, но так и не создал ее по-настоящему. Хотя у Лескова выросло двое детей: дочь от первой жены и сын от второй.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/biography/kratkoe-soderzhanie-biografii-nikolaya-leskova/

Краткое содержание «Левша»

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает.

Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков.

Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп».

Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено.

А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам.

В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные».

Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок.

На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьет. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей.

В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу — в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада».

Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву».

Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает.

Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война.

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своем эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/leskov-nikolay-levsha/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector