Краткое содержание рассказов ромена роллана за 2 минуты

Французский писатель Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.

Детство и юность

Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыЮный Ромен Роллан с сестрой

В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.

Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыРомен Роллан в молодости

Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти».

Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).

Книги

Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыРомен Роллан за фортепиано

Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.

С 1900 года в журнале «Revue d'Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902).

В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте.

Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыПисатель Ромен Роллан

В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902).

В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы.

Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.

Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыРомен Роллан и Рабиндранат Тагор

Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.

Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912).

«Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.

«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».

Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыРомен Роллан и Максим Горький

На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыРомен Роллан и Махатма Ганди

В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.

Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:

«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность». Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыРомен Роллан и Иосиф Сталин

Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.

Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.

Личная жизнь

Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыРомен Роллан и Мария Кудашева

Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.

Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.

Смерть

В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минутыМогила Ромена Роллана

Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.

После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.

Библиография

  • 1897-1903 – цикл «Трагедии веры»
  • 1898-1939 – цикл «Театр революции»
  • 1903 – «Народный театр»
  • 1903-1911 – цикл «Героические жизни»
  • 1904-1912 – «Жан-Кристоф»
  • 1914-1918 – «Кола Брюньон»
  • 1920 – «Клерамбо»
  • 1924 – «Махатма Ганди»
  • 1925-1933 – «Очарованная душа»
  • 1927 – «Бетховен»
  • 1944 – «Пеги»

Источник: https://24smi.org/celebrity/5027-romen-rollan.html

Ромен Роллан: краткая биография, личная жизнь, фото писателя и книги

Книги Ромена Роллана — словно целая эпоха. Неоценим его вклад в дело борьбы за счастье и мир человечества. Роллана любили и считали верным другом трудящиеся многих стран, для которых он стал “народным писателем”.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минуты

Детство и студенчество

Ромен Роллан (фото выше) родился в маленьком городке Кламси на юге Франции в январе 1866 года. Отец его был нотариусом, как и все мужчины в семье. Дед Роллана принимал участие в штурме Бастилии, и его жизнелюбие стало основой образа одного из лучших героев, созданным писателем, Кола Брюньона.

В родном городе Роллан окончил колледж, затем продолжил обучение в Париже, был преподавателем в Сорбонне. В одном из своих философских трактатов написал, что главное для него — это жизнь, прожитая на благо людей, и поиск истины. Роллан переписывался со Львом Толстым, и это укрепило его поиски истоков искусства.

Ромен любил музыку, которой мать обучала его с ранних лет, окончил престижную школу Эколь Нормаль, где изучал историю. После окончания он в 1889 году по стипендии уехал в Рим для изучения истории. Под впечатлением от пьес Шекспира начал писать исторические драмы о событиях итальянского Возрождения. Вернувшись в Париж, он писал пьесы и занимался исследовательской работой.

Цикл “Французская революция”

В 1892 году женился на дочери знаменитого филолога. В 1893 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию по музыке, после чего преподавал на кафедре музыки. Жизнь Ромен Роллана следующие 17 лет — это чтение лекций, занятия литературой и первые произведения.

Роллан был сильно встревожен состоянием искусства, видя, что буржуазия зашла в тупик, и он поставил своей задачей мужественное новаторство. В те времена Франция была близка к гражданской войне — в таком конфликте и берут начало первые произведения писателя.

Литературная деятельность началась с пьесы «Волки», вышедшей в 1898 году. Годом позже была поставлена пьеса «Торжество разума». В 1900-м писатель написал драму «Дантон», которая в этом же году была продемонстрирована публике.

Еще одна драма, которая занимает важное место в революционном цикле Роллана, — «Четырнадцатое июля», написанная в 1901 году. В ней писатель показал мощь и пробуждение восставшего народа.

Исторические события, которые Роллан хотел воспроизвести, явно просматривались уже в первых драмах.

В них большое место отведено народу, мощь и силу которого писатель ощущал всем существом, но народ для него оставался загадкой.

Народный театр

Ромен Роллан вынашивал идею Народного театра и, наряду с драмами, писал на эту тему статьи. Они вошли в книгу «Народный театр», вышедшую в 1903 году. Его творческие замыслы душит обрушившееся на писателя буржуазное общество.

Отказавшись от планов создания Народного театра, Роллан берется за роман «Жан-Кристоф», желая воплотить в нем то, что не удалось сделать в театральных начинаниях. Впоследствии он скажет, что Жан-Кристоф отомстил за него на этой ярмарке тщеславия.

В начале века произошел поворот и в творчестве писателя. Роллан уже не обращается к истории, а ищет героя.

В предисловии к «Жизни Бетховена», опубликованной в 1903 году, Ромен Роллан пишет: «Пусть нас овеет дыханием героя». Он старается подчеркнуть в облике знаменитого музыканта черты, которые импонируют ему.

Вот почему жизнеописание Бетховена получило в его трактовке своеобразный оттенок, не всегда соответствующий исторической правде.

Жан-Кристоф

В 1904 году Роллан приступает к написанию романа «Жан-Кристоф», который он задумал еще в 90-х годах. Закончен он был в 1912-м. Все этапы жизни героя, полной непрестанных исканий, принесшей ему беды и победы, проходят перед читателем от рождения до его одинокой смерти.

Первые четыре книги, рассказывающие о детстве и молодости героя, отображают Германию и Швейцарию тех лет. Писатель всячески старается показать, что только из народа может выйти настоящий гений.

Непримиримый и не привыкший отступать, Кристоф столкнулся с буржуазной общественностью. Ему пришлось оставить свою родину и бежать из Германии. Он приезжает в Париж и рассчитывает найти то, что ему надо.

Но все его мечты рассыпаются в прах.

С пятой по десятую книги рассказывается о жизни героя во Франции. Они охватывают сферу культуры и искусства, которые так волновали автора книги, и он выставил напоказ и обнажил истинную сущность буржуазной демократии. В дневнике писателя еще в 1896 году есть запись о первоначальном замысле романа: «Это будет поэма моей жизни». В каком-то смысле так оно и есть.

Героические жизни

В 1906 году Ромен Роллан пишет «Жизнь Микеланджело» и параллельно работает над четвертой книгой Кристофа. Ясно просматривается внутреннее сходство этих двух произведений. Таким же образом просматривается параллель между девятой книгой и «Жизнью Толстого», которая была напечатана в 1911 году.

Доброта, героизм, духовное одиночество, чистота сердца, — то, что влекло Роллана к русскому писателю, стало переживаниями Кристофа. На «Жизни Толстого» задуманный Роменом цикл «Героические жизни» о жизни Гарибальди, Ф. Милле, Т. Пейна, Шиллера, Мадзини остановился и так и остался ненаписанным.

Читайте также:  Краткое содержание глуховский метро 2033 за 2 минуты пересказ сюжета

Кола Брюньон

Следующим шедевром стала книга Ромен Роллана «Кола Брюньон», опубликованная в 1914 году.

Писатель воссоздал здесь историческое прошлое, и читатель отчетливо чувствует его восхищение французской культурой, нежную и горячую любовь к родной земле. Действие романа происходит в родном городе Роллана Кламси.

Роман представляет запись жизни главного героя — резчика по дереву, талантливого, остроумного, с редкостным жизнелюбием.

Годы борьбы

В годы войны обнажаются сильные и слабые стороны творчества Роллана. Он ясно видит преступность войны и одинаково относится к обеим враждующим сторонам. Чувства мучительного разлада просматриваются в сборниках антивоенных статей, написанных писателем с 1914 по 1919 год.

Время между двумя войнами писатель называет «годами борьбы». В это время написана смелая и откровенная исповедь «Прощание с прошлым», опубликованная в 1931 году. Здесь он честно открыл свои внутренние искания в жизни и творчестве, искренне признал свои ошибки. В 1919 — 1920 годах увидела свет «История свободомыслящего человека», «Клерамбо», повести «Пьер и Люс» и «Лилюли».

Писатель продолжал в эти годы цикл драм о Французской революции. В 1924 и 1926 годах выходят пьесы Ромен Роллана «Игра любви и смерти» и «Вербное воскресенье». В 1928 году он написал драму «Леониды», по словам критиков, самую «неудачную и антиисторическую».

Очарованная душа

В 1922-м писатель приступает к циклу «Очарованная душа». Это огромное произведение Роллан пишет восемь лет. Многое роднит Кристофа и героиню этого романа, поэтому и воспринимается произведение, как что-то давно знакомое.

Аннета ищет «свое место в трагедии человечества» и думает, что нашла. Но она далека от цели, и таящуюся в ней энергию героиня не может применить на благо народа. Аннета одинока. Ее опора только в ней самой, в ее душевной чистоте.

По мере развития событий в романе все большее место занимает обличение буржуазного общества. Вывод, к которому приходит героиня романа: «сломать, разрушить» этот порядок смерти. Аннета понимает, что ее лагерь найден и социальный долг ничего не стоит рядом с материнством и любовью, вечными и непоколебимыми.

Продолжит дело матери ее сын Марк, в которого героиня вложила все лучшее, что могла ему дать. Он и занимает большую часть последних частей эпопеи.

Юноша, вылепленный из «добротного материала», становится участником антифашистского движения и ищет путь к народу. В Марке автор дает образ интеллигента, которого занимают идейные искания.

И перед взором читателей предстает человеческая личность во всех ее проявлениях — радости и горе, торжестве и разочаровании, любви и ненависти.

Написанный в 30-е годы роман «Очарованная душа» и сегодня не теряет своей актуальности. Насыщенный политикой и философией, он остается повествованием о человеке со всеми его страстями. Это великий роман, в котором автор поднимает жизненно важные вопросы, в нем ясно виден призыв к борьбе за счастье человечества.

Новый мир

В 1934 году Роллан женится во второй раз. Его спутницей жизни стала Мария Кудашева. Они возвращаются из Швейцарии во Францию, и писатель становится в ряды борцов с нацизмом. Ромен клеймит всякое проявление фашизма, и вслед за «Очарованной душой» в 1935 году выходят два замечательных сборника публицистических выступлений писателя: «Мир посредством революции» и «Пятнадцать лет борьбы».

В них — биография Ромен Роллана, его политическое и творческое развитие, искания, вступление в антифашистское движение, переход «на сторону СССР». Так же, как и в «Прощании с прошлым», много самокритики, рассказ о его пути к цели через преграды — шел, падал, уклонялся в сторону, но упорно продолжал идти, пока не достиг нового мира.

В этих двух книгах много раз упоминается имя М. Горького, которого писатель считал своим товарищем по оружию. Они переписывались с 1920 года. В 1935 году Роллан приехал в СССР и, несмотря на болезнь, стремился как можно больше узнать о Советском Союзе. Вернувшись из страны Советов, семидесятилетний Роллан всем говорил, что у него заметно прибавились силы.

Незадолго до войны, в 1939 году, Ромен Роллан публикует пьесу «Робеспьер», которая и завершила цикл, посвященный Французской революции. Через всю драму проходит тема народа.

Четыре года гитлеровской оккупации тяжелобольной писатель провел в Везеле. Последним публичным выступлением Роллана стал прием в честь годовщины революции в советском посольстве в 1944 году.

Он умер в декабре этого же года.

Краткое содержание рассказов Ромена Роллана за 2 минуты

Читательские отзывы

О Ромен Роллане пишут, что он отличается редкой для тех лет энциклопедичностью — прекрасно разбирается в музыке и живописи, в истории и философии. А еще он неплохо понимает людскую психологию и реалистично показывает, почему человек так поступает, что им движет и творится в его голове, с чего все началось.

Литературное наследие писателя на редкость многообразно: эссе, романы, пьесы, мемуары, биографии людей искусства. И в каждом произведении он натурально и живо показывает жизнь человека: детство, годы взросления. От его пытливого ума не скроются чувства и переживания, свойственные многим.

Казалось бы, изобразить мир ребенка глазами взрослому человеку сложно, но у Роллана это получается невероятно живо и талантливо. Он восхищает своим плавным и легким стилем.

Произведения читаются на одном дыхании, как песня, насквозь пропитанная музыкой, будь то описание природы или домашнего быта, чувства человека или его внешность. Меткие замечания автора поражают простотой и одновременно глубиной, каждую его книгу можно буквально разобрать на цитаты.

Ромен Роллан устами своих героев высказывает читателю свое мнение обо всем: о музыке и религии, политике и эмиграции, журналистике и вопросах чести, о стариках и детях. В его книгах — жизнь.

Источник: https://autogear.ru/article/419/750/romen-rollan-biografiya-lichnaya-jizn-foto-pisatelya-i-knigi/

Краткое изложение повести Ромен Роллана “Кола Брюньон”

“Жив курилка…” – кричит Кола приятелям, пришедшим посмотреть, помер ли он от чумы.

Но нет, Кола Брюньон, “старый воробей, бургундских кровей, обширный духом и брюхом, уже не первой молодости, полвека стукнуло, но крепкий”, не собирается покидать столь любимую им землю и по-прежнему упивается жизнью, даже находит ее “более смачной, чем раньше”. Кола – столяр, у него дом, сварливая жена, четверо сыновей, любимая дочь и обожаемая внучка Глоди.

Вооружившись долотом и стамеской, он стоит перед верстаком и делает мебель, украшая ее замысловатыми узорами. Истинный художник. Кола ненавидит серость и пошлость, каждое его изделие – настоящее произведение искусства.

Хорошенько поработав, Брюньон охотно воздает должное старому бургундскому и вкусной еде. Кола радуется каждому прожитому дню, он живет в ладу с собой и так же старается жить и со всем миром.

Но увы! последнее-то как раз удается далеко не всегда.

Недавно во Франции умер добрый король Генрих IV, его сын Людовик еще мал, и страной правит вдовствующая королева-регентша Мария Медичи вместе со своими фаворитами-итальянцами.

Затихшая было при Генрихе вражда между католиками и гугенотами вспыхивает с новой силой. “Пускай всякий живет себе в нашей Франции и не мешает жить другим!” – считает Кола. Он согласен со всеми богами и готов распить бочонок доброго вина и с католиком, и с гугенотом. Политика – это забава для принцев, а крестьянам нужна земля.

Крестьяне делают землю плодородной, растят хлеб, ухаживают за виноградниками, а потом пьют доброе вино.

Наступает весна, и снова ноет сердце старика Брюньона – никак не может он забыть свою юношескую любовь, рыжеволосую красавицу Селину. Не он один был влюблен в эту спорую на работу и острую на язычок девушку, прозванную Ласочкой. Пришлось тогда Кола даже помериться силой с лучшим своим приятелем, но напрасно: досталась бойкая Ласочка жирному мельнику.

Вот спустя много-много лет отправляется Кола поглядеть на свою Ласочку. И хотя та уже старуха, в глазах Брюньона она прекрасна, как и раньше. Только сейчас узнает Кола, что любила его Ласочка больше всех на свете, да только упряма была, вот и вышла за другого. Но прошлого не воротишь… Но станет ли Кола “дуться на жизнь, как старый дурак, оттого, что это и то не так?

Все хорошо, как оно есть. Чего у меня нет, ну его к чертям!”

Летом в городке Кламси, подле которого живет Кола, вспыхивает эпидемия чумы. Брюньон отправляет семью в деревню, а сам остается есть, пить и веселиться вместе с друзьями, уверенный, что чума минует его дом стороной. Но однажды он обнаруживает у себя признаки страшной болезни.

Опасаясь, что его дом сожгут, как и все дома, где побывала чума, Кола, захватив любимые книги, перебирается в хижину на своем винограднике. Жизнелюбие Кола, целительная сила земли побеждают недуг, Кола поправляется. “Жив курилка…”

В деревне в это время заболела чумой жена Брюньона, а затем и любимая внучка Глоди. Чего только Кола не делал, чтобы спасти девочку, даже в лес ее носил – чтобы старуха поворожила. Смерть отступила от ребенка, но прибрала к себе жену Брюньона.

Похоронив жену и поставив на ноги внучку, Кола возвращается домой – на пепелище. Едва началась чума, старшины покинули город, отдав его на растерзание проходимцам, охочим до чужого добра, И под предлогом, что надо жечь дома, где была чума, бандиты принялись хозяйничать в городе и его окрестностях. Дом Кола пустовал, с него и начали:

Все начисто разграбили, а потом сожгли и дом, и мастерскую, и все его работы, что там были. Ничего не осталось у Брюньона. Но он не унывает – иначе он не был бы Брюньоном! Кола решительно направляется в Кламси – пора навести в городе порядок. По дороге он встречает своего подмастерья, который, рискуя жизнью, спас из горящей мастерской одну из работ Брюньона – фигурку Магдалины.

И мастер понимает: не все потеряно, ведь осталась лучшая из его работ – душа мальчишки-подмастерья, которому он сумел внушить такую же, как у него, любовь к прекрасному.

Брюньон поднимает жителей Кламси на борьбу с грабителями. Когда те совершают очередной набег на винные погреба, вооруженные горожане во главе с Кола дают им достойный отпор, и большинство грабителей гибнет под горящими развалинами. А тут и королевское правосудие подоспело, как раз вовремя.

Но мнение Кола таково: “Подсоби себе сам, подсобит и король”.

Наступает осень. Оставшийся без крова Брюньон ночует то у одного приятеля, то у другого – совместная борьба с разбойной шайкой сплотила горожан.

Но жизнь налаживается, у всех свои заботы, и Кола приходится поселиться у дочери, которая давно уже зовет его к себе.

Но ему хочется иметь собственный угол, и он начинает потихоньку восстанавливать свой дом – сам ковыряет камень в каменоломне, сам кладет стены, не брезгуя, разумеется, помощью соседей.

Но однажды он, оступившись, падает с лесов, ломает ногу и оказывается прикованным к постели – “пойманным за лапку”. И вот “старый хрыч” Кола попадает в полное подчинение к своей дочери Мартине. И – незаметно правит всем в доме.

А на Крещение у Мартины собирается все семейство Кола – сама хозяйка, четыре сына Брюньона, многочисленные внуки. И хотя у Кода не осталось ни кола, ни двора, он все равно богат – сидит во главе стола, на голове его корона – пирожная форма, он пьет и счастлив. Потому что “всякий француз родился королем.

Здесь я хозяин, и здесь мой дом”.

Е. В. Морозова

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-izlozhenie-povesti-romen-rollana-kola-bryunon.html

Роллан Ромен

Ромен Ролан — это очень известный французский романист, прозаик и публицист, который родился на Юге Франции в 1866 году в маленьком городке Кламси в семье очень уважаемого в городе юриста.

По инициативе матери будущего писателя в 1880 году их семья перебирается в Париж, для того, чтобы Ромен мог учиться и получить достойной образование. Также, заслуга его матери была в том, что она еще с детства прививает ему любовь к музыке. Женщина учит своего сына играть на фортепиано.

Особенно по душе была Роллану музыка Бетховена, а немного позднее еще одним его любимейшим композитором стал Вагнер.

Далее биография Роллана Ромена складывается следующим образом.

В 1886 году по окончанию лицея имени Людовика Великого юноша становится воспитанником Эколь Нормаль — очень престижного на то время учебного заведения, где, по воле своей матери, готовится стать университетским исследователем и ученым.

Получив диплом историка в 1889 году, молодой парень по стипендии отправляется в столицу Италии до 1991 года, чтобы изучать там историю, изобразительное искусство, творческое наследие и жизненный путь известных итальянских композиторов.

Читайте также:  Краткое содержание дидона и эней за 2 минуты пересказ сюжета

Его уже меньше интересует исследовательская работа. Он находится под большим впечатлением от исторических пьес Шекспира, и благодаря этим пьесам зарождаются его первые собственные драмы, которые посвящены людям и событиям итальянской эпохи Возрождения.

Не утрачивая своей любви к музыке классической, юноша в качестве специальности выбирает историю музыки.

Он возвращается во Франции, по-прежнему пишет пьесы и ведет исследовательские работы, а уже в следующем году в октябре месяце Роллан женится на замечательной девушке Клотильде Бреаль и уезжает с ней в Рим.

Там он начинает работать над диссертацией, которую защищает по возвращению во Францию, в Сорбонне, в 1895 году. Это его первая диссертация подобного рода, благодаря которой парень получает учрежденную специально для него кафедру музыкознания.

Работая профессором истории музыки, он читает лекции в Сорбонне и еще в двух учебных заведениях, а также занимается литературой.

Такой период биографии известного романиста, когда он уделяет примерно одинаковое время литературе и преподавательской деятельности, длится на протяжении семнадцати лет. В журнале «Двухнедельные тетради» публикуются его первые произведения.

А еще более известным он стает после того, когда были изданы и поставлены пьесы, которые он написал в духе исторических хроник Шекспира, освещавшие события Великой Французской революции.

После опубликования «Жан Кристоф» — 10-томного романа-эпопеи к Ромену Роллану пришла всемирная слава. Этот роман публиковался на протяжении 1904 — 1912 годов. Он был переведен на десятки языков. Прототипом этого произведения является Бетховен, и в какой-то степени и сам автор. Кроме этого этому произведению присуще масштабное полотно европейской жизни начала XX столетия.

В Сорбонне в 1912 году Роллан расстается с кафедрой и с головой уходит в литературное творчество.

Незадолго до начала Первой мировой войны Роллан Ромен переезжает в Швейцарию и в 1915 году публикует ряд своих антивоенных статей, которые отстаивали интернационализм.

Из-за этих его статей разгорелся огромный скандал, в результате чего Нобелевская премия по литературе была вручена ему в 1916 году, хотя ее лауреатом он стал еще в 1915 году.

В период между двумя мировыми войнами Роллан ведет активную творческую деятельность. Он пишет замечательные романы, биографии, дневниковые записи, воспоминания, статьи по языковедению и очерки, но, несмотря на это, он еще посвящает много сил и времени политике и жизни общества.

Его политические взгляды отличаются противоречивостью, что особенно заметно в его отношении к СССР. С одной стороны, он, вроде, и критикует государство за ошибки, а с другой стороны — он его поддерживает, бывает в Москве, контактирует с Максимом Горьким и встречается с Иосифом Сталиным.

Особый интерес в 20-ых годах для него представляет индийская религиозная и политическая мысль. В 1931 году к нему приезжает сам Ганди.

В течении 1925-1933 годов он выпускает 7-томный роман «Очарованная душа» — который посвящен эмансипации женщин. Писатель в 1938 году переезжает на родину. В начале Второй мировой войны Роллан со всей своей страстной натурой включается в борьбу против нацизма. В 1944 году 30 декабря он умирает от туберкулеза, который мучил его еще с детства.

Источник: https://biblioman.org/authors/rollan/

Ромен Роллан

Ромен Роллан — французский писатель, был общественным деятелем. Кроме того признанный ученый-языковед. Одно из главных достижений Роллана то, что он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1915 году, как было написано: «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». Ниже ознакомьтесь с краткой биографией Ромена Роллана.

Родился Ромен Роллан 29 января 1866 года в Бургундии. Отец был нотариусом. Когда Ромену было 15 лет, его семья переехала жить в Париж. Там он и получил высшее образование. С раннего детства Роллан очень увлекался музыкой.

Он играл на фортепиано. В студенческие годы он продолжил серьезно заниматься музыкой и даже решил своей специальностью выбрать историю музыки. Можно сказать, что эта веха стала одной из ключевых в биографии Ромена Роллана.

Позже он защитил диссертацию на тему: «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти».

Этот факт из биографии Ромена Роллана весьма интересен, поскольку это была первая в Сорбонне докторская диссертация на музыкальную тему. Роллан получил звание профессора истории музыки.

Известно, что Роллан состоял в переписке с Толстым. Это сильно повлияло на него и сыграло большую роль в развитии его творчества.

Роллан выступал за создание новой драматургии, но его книга «Народный театр» не получила большого признания. Роллан добился большого успеха на французской сцене, как драматург.

Он написал такие пьесы, как Трагедия веры (Tragédie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Aért, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899).

Позже исторические пьесы: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938).

В период Первой мировой войны Роллан был активным участником европейских пацифистских организаций. Ему принадлежит авторство множества антивоенных статей, которые позже вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

Говоря о творческой биографии Ромена Роллана, обязательно надо отметить, что в 1915 году он был награждён Нобелевской премией по литературе.

Возможно благодаря навеянным Львом Толстым идеям (читайте краткую биографию Льва Толстого), Роллан стал известным пацифистом. Ему нравились идеи М. Ганди в отношении сопротивления злу. А именно, что нельзя отвечать на зло насилием.

Также с 1920-х годов у него завязались дружеские отношения с Максимом Горьким (читайте краткую биографию Максима Горького). Он даже приезжал в Москву по приглашению Горького, где ему удалось пообщаться со Сталиным.

В 1937 году Роллан написал Сталину письмо. В нем он выражал обеспокоенность, и пытался выступить в защиту репрессированных Бухарина и Аросеева, но не получил ответа.

Также среди других его корреспондентов были такие личности, как Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.

В годы Второй мировой войны Роллан жил в оккупированном городе Везле. Там он продолжал свое творчество. Там же он и умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза.

Ознакомившись с биографией Ромена Роллана, вы можете поставить свою оценку писателю вверху страницы. К тому же помимо биографии Ромена Роллана предлагаем вашему вниманию общий раздел по всем писателям — Биографии.

Источник: https://reedcafe.ru/author/romen-rollan

Горький и Ромен Роллан

Горькому, как я говорил, «Пышка» понравилась. Сталину тоже.

Ну, правда, картина понравилась далеко не всем. Первым зрителем был один известный, во всяком случае, довольно известный писатель, много бывавший за границей. Я очень уважаю этого человека, не хочу называть его фамилию, назовем его X. Вот ему первому я показал картину. Он смотрел довольно мрачно в маленьком холодном просмотровом зале «Мосфильма», по окончании просмотра сказал:

– Ну, по картине видно, что вы западнее Потылихи не бывали.

Это было его первое замечание. Второе было такое:

– Францию вы не знаете. Все это у вас неправильно. И пьют не так, и моются не так. Вообще-то французы в дороге не станут мыться, особенно виноторговцы, не так уж они чистоплотны. Все это у вас бутафория, ни на что не похожая. Не советую вам показывать эту картину за границей. Там вас засмеют, и она скомпрометирует советское искусство. Ну, а у нас, пожалуй, пройдет. Может, и пройдет.

Я был очень огорчен, но, как уже говорил, утешился, потому что Горький похвалил картину.

Прошел примерно год. В Советский Союз приехал Ромен Роллан. Поселился он у Горького, в Горках под Москвой, недалеко от Николиной горы. И вот группу кинематографистов повезли к нему, чтобы поговорить мы могли с великими старцами. Повезли самых известных, знаменитых, великих. Ну, прихватили и меня. Дело в том, что Ромену Роллану тоже почему-то понравилась картина.

Приехали мы. Огромный дом, имение. Громаднейшая комната, длинный стол. Сели все вокруг этого огромного стола, за которым человек сорок могло усесться. Первым вышел Горький – сутуловатый, широкоплечий, с нависшими усами, в просторно болтавшемся пиджаке на худых плечах. Все время курил сигареты, беспрерывно. Покашливал. Отчетливо говорил на «о».

Разговор поначалу не клеился. Мы его спросили: а кто будет переводить, когда спустится Ромен Роллан? Он сказал: а кто у вас тут умеет переводить? Если выйдет с ним жена, она будет переводить, а нет – сами уж устраивайтесь.

Тогда кто-то сказал: вот Ромм тут есть, он знает французский язык, «Пышку» сделал, он пусть и переводит. Горький спросил:

– А который тут Ромм?

Показали на меня. Он поглядел на меня довольно мрачно и неодобрительно. Очевидно, я ему не очень понравился. Потом кашлянул и сказал, отвернувшись:

– Хорошая картина.

Наступило неловкое молчание. Я чувствовал, что надо что-то ответить Горькому. Ну, решил быть скромным и говорю:

– А вот некоторые говорят, что картина неправильная, что не похоже: Франция не такая и французы не такие.

– А в чем не такие? – сердито спросил Горький.

Я говорю:

– Да вот, говорят, не такие уж они чистоплотные: например, не моются в дороге. А у меня вон моется Луазо.

– Это хорошо, что он моется, – сказал Горький, – вот могучая сила кино. Никогда не знал, что у Горюнова такая волосатая спина, а вот узнал. А кто это вам сказал, что французы не моются?

Я говорю:

– Да вот, X сказал. Он говорит:

– Икс сказал, потому что он сам принадлежит к богеме, а богема нечистоплотна во всех странах мира, одинаково нечистоплотна. Вот ему и кажется, что французы нечистоплотны. Он кроме богемы ничего не знает. Вы ему передайте, когда увидите его, что французы моются, пока ухаживают за женщинами. А ухаживают они до шестидесяти лет. А потом уж так привыкают, что, надо – не надо, все равно моются.

Раздался смех. Настроение несколько разрядилось. Кто-то спросил Горького:

– А как нам узнать, что Ромен Роллан устал? Чтобы нам прекратить разговор, уйти.

И Горький вдруг ответил:

– А он не будет стесняться. Он ведь скоро умрет, а человек, который скоро помрет, не стесняется. Устанет – встанет и уйдет. Что вы на меня смотрите? Что я сказал, что он скоро помрет? Так ведь у него ж туберкулез. У меня тоже туберкулез, но у меня легочный туберкулез, а у него миллиарный. Я еще долго проживу, а ему осталось немного.

Получилось-то все наоборот. Ромен Роллан прожил еще девять лет, а Горький умер в следующем году.

Ну вот, среди таких разговоров, не очень приятных для окружающих, кстати, Горький сделал такое замечание, оглядевши всех. Недавно награждали орденами кинематографистов. Он сказал:

– Вот вы все тут в орденах, – меня он в виду не имел, потому что у меня ордена не было, я не получил, – все вы в орденах, я против ничего не имею, но ежели бы я раздавал ордена, я бы их по-другому распределил, и барышне вот – показал на Барскую, которая сделала перед этим «Рваные башмаки», – барышне дал бы вот такой орден, – развел руки и сказал: – фунтов десять весом. Вот так.

Ну, и как раз после этого замечания спустился Ромен Роллан. По сравнению с ним Горький казался… мужиком, что ли. Утонченный, высокий, длинный, стройный, в черном сюртуке, в черном жилете, да еще в пуховом шарфике, с орлиным носом, с редкими волосиками, прилипшими к вискам, с длинными-длинными пальцами пианиста, Ромен Роллан производил впечатление какого-то поразительного аристократа духа.

Настроен он был тоже не очень весело. Ну, вскорости зашел разговор о «Пышке». Ромен Роллан тоже стал хвалить «Пышку», и, оказалось, вот что ему понравилось:

– Меня поразило, – сказал Ромен Роллан, – что вы так глубоко и так любовно изучили Францию. Только француз знает, что Руан славится утками. И то, что у вас настоящие руанские утки во дворе гостиницы плещутся в луже, – это великолепно, это купило меня.

А надо сказать, что утки появились совершенно случайно. Снимал я двор гостиницы, и оператор попросил пустить какую-нибудь живность. А у нас было подсобное хозяйство. Мне притащили уток и кур.

Я спрашиваю: кого пустить, уток или кур? Оператор, Волчек Борис Израилевич, говорит: да тут вот лужа, давайте пустим уток, они будут в лужах плескаться, лужа будет немножко рябить, будет все-таки бличок.

Пустили уток, вот это и вызвало такой восторг Ромена Роллана.

Читайте также:  Краткое содержание стругацкие трудно быть богом за 2 минуты пересказ сюжета

В связи с этой беседой один присутствующий здесь же режиссер попросил разрешения поставить «Кола Брюньона». Ромен Роллан резко ответил, что не разрешает.

  • – Почему?
  • – Эту вещь надо снимать во Франции, в Кламси, – сказал Ромен Роллан.
  • – Я готов снимать в Кламси.
  • – Эту вещь должен ставить француз.
  • – Но почему же?

– Потому что никто, кроме француза, не может ее понять. Никто, кроме француза, не может сделать Францию.

– Но ведь вот же Ромм сделал «Пышку», и вы хвалили, – сказал режиссер.

Роллан несколько опешил, потом, помолчавши, сказал:

– Ну, прежде всего, я не Мопассан и не знаю, как бы отнесся Мопассан к этой вещи. Потом, тут очень узко: дилижанс, гостиница, это можно сделать. А у меня широкая картина Франции. Ну, а кроме того, если хотите, могу вам обещать, что когда после моей смерти пройдет столько лет, сколько прошло после смерти Мопассана, – ставьте тогда «Кола Брюньона». А до тех пор – не хочу.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/154521

Ромен роллан

В
20-ые годы Ромена Роллана неофициально
называли «совестью Европы», сейчас
же его воспринимают неоднозначно. Это
типичная для эпохи судьба. Он получил
прекрасное образование, занимался
историей и теорией итальянской музыки,
сделал научную карьеру в области
гуманитарных наук.

Он еще в юности
страстно хотел стать писателем, он
обращается к писательству старательно,
он обдумывал, каким писателем он должен
стать, о чем он должен писать. Поэтому
он пишет письмо Льву Толстому. Это,
кстати, свидетельствует об изменении
роли русской литературы, она входит в
контекст европейской,
пользуется
большим авторитетом.

Толстой ответил
на то письмо, в ответе он написал об идее
служении писателя народу, и эта идея
очень понравилась Роллану, хотя он ее
сначала не понял, ибо в России общественная
функция литературы очень велика, совсем
иная ситуация сложилась в литературе
19 века в Европе.

Там господствовал
буржуазный индивидуализм, на котором
и построено западное общество. Человек
должен отвечать только перед господом
Богом, между человеком и богом нет
никаких посредников, писатели не
стремились, поэтому, учить, не брали на
себя такую функцию, эта идея начинает
работать только под влиянием русской
литературы.

Идея Толстого, что писатель
это лицо общественно значимое, что он
должен воспитывать, повлияло очень
сильно на все творчество Ромена Роллана.

В
прошлый раз я начала говорить вам
говорить о Ромене Роллане и о том, как
он начинал свою деятельность. Ощущение
конца века, совпадающее с концом эпохи,
заставляло
многих подводить
итоги;
а с другой стороны, пытаться
выстроить какие-то перспективы, планы
на будущее.

Поэтому резко возрастает степень
осознанности, с которой начинающие
писатели подходят к определению того,
о чем им нужно писать и как
им
нужно писать. Отсюда желание Р.Роллана
найти способ письма, потом что-то пытаться
делать. Ему в достаточной мере помогло
письмо Толстого, в котором он заговорил
о долге писателя как представителя
перед народом.

Роллан поэтому выбрал
для себя реализм как метод, которому он
считает нужным следовать.

Первые
шаги Роллана были в области драматургии.
Он написал целый ряд пьес в 90-е годы,
которые потом были напечатаны и существуют
под единым названием «Театр революции»
(«14 июля», «Дантон», о великом
французском революционере). Правда,
есть у этого цикла еще одно название —
«Пьесы народного театра». По своим
художественным достоинствам и особенностям
эти пьесы весьма традиционны.

Роллан
писал эти пьесы для определенных актеров
и определенных зрителей. В конце века
во Франции, Англии, России распространяется
мода,
тенденция образовывать народные массы.
(В Петербурге — «Народные дома»).
Цель — научить
грамоте, политической грамоте, раскрыть
таланты и дарования.
И Роллан писал свои пьесы для вот такого
самодеятельного театра, для одного из
парижских Народных домов.

Идеи
социализма конца 19 — начала 20 пека не
просто призраком ходили по Европе, а
имели вполне определенную форму. Сама
идея
социалистического переустройства
общества витала в воздухе и была
чрезвычайно популярна.

И как производное от этой социалистической
идеи и возникали Народные дома и всякого
такого рода организации, так как самым
распространенным вариантом социализма
была доктрина реформаторского социализма,
то есть кардинального изменения
социально-экономического устройства
при помощи реформ и пропаганды,
постепенного эволюционного перехода
от одного строя к другому.

Соответствующим
элементом пропаганды было распространение
этих идей, повсеместно — и в верхах, и в
низах. Но низы нужно было образовывать,
чтобы они имели возможность раскрыть
свой потенциал.

Ромен Роллан пишет
пьесы, выбирая предмет
изображения — Великая Французская
революция,
выбирая намеренно: для успехов в
воспитании народных масс нужно привить
им чувство собственного достоинства,
сознание собственных великих возможностей.

Это можно сделать, напомнив французскому
народу о его «звездном» часе, а
именно как этот «звездный» час
Роллан рассматривает французскую
революцию, когда все зависит от народных
масс, когда они оказывают решающее
воздействие, когда они активизируются.
Этот
цикл пьес — своего рода идейный урок.
Литература должна не только что-то
сообщать, не просто что-то рассказывать,
она должна иметь идейный заряд,
который она должна стараться довести
до читателя, которые должны быть
преимущественно простые люди, а не
буржуа.

Примерно
эти же идеи, но не столь юношески
прямолинейно, легли в основу первого
крупного прозаического произведения,
написанного в первые годы 20 века,
сделавшего ему имя — «Жан-Кристоф».
Роллан писал этот роман долго: с 1904 по
1912 год. Ему все время вменяли в вину:
почему он сделал героем романа немца?
Жан-Кристоф Крафт — немецкий музыкант.

Роллан отвечал, что его
задачей было не столько рассказать
биографию своего героя, сколько рассказать
о жизни Франции прежде всего и других
европейских стран.
Действительно, большая часть действия
происходит во Франции. Сторонний глаз
иностранца может увидеть во французской
жизни гораздо больше, чем глаз человека
изнутри.

Важно что: Роллан в этом ответе
очень четко сформулировал, что есть
главная задача романа — не столько
жизнь Жана-Кристофа, сколько рассказ о
жизни Франции и других европейских
стран. Тот контекст, в котором действует
персонаж, перестает быть фоном историческим
и социальным, а становится самостоятельным
предметом, изображения.

То есть резко
возрастает степень прорисовки связей
героя и окружающего его мира. Роман
сохраняет модель бальзаковского
повествования: в центре одно действующее
лицо и далее то, что с ним происходит в
жизни.

Тип романа-биографии, но это не
роман-биография в понимании литературы
середины 19 века, здесь биография личности
тесно вписана в биографию континента
многих стран. Он бывает в Швейцарии,
Италии, детство, юность в Германии затем
уезжает во Францию. Биография вписана
в континент европейской жизни очень и
очень подробно.

В результате мы узнаем,
что Р.Роллан счел сущностно важным в
истории Европы большей части 19 века.
Жан-Кристоф прожил достаточно долгую
жизнь, и в романе мир вокруг него
представлен на достаточно большом
отрезке.

Роллан
использует толстовский прием. Толстой
написал роман-эпопею, это особый жанр
(эпопея >
эпос).
Суть эпоса: через судьбу персонажей
показана судьба народа (героическая
или мифологическая). Этот принцип эпоса
используется при создании романа-эпопеи,
когда судьбы
отдельных персонажей становятся зеркалом
— воплощение того, что происходит в мире,
в стране.
Толстой создал этот жанр.

В начале 20
века именно этот жанр приходит в
западноевропейскую и американскую
литературу не без влияния Толстого.

Писатели понимают, что такого рода
повествование может решить эти задачи
и создать произведение, в котором
писатель продемонстрирует свое осознанное
внимание к народной жизни, которое
вырисовывало бы суть исторических
моментов и тем самым обладало бы зарядом
обучающим и воспитывающим.

С
народностью в этом романе-эпопее не все
у Роллана получилось.

Он пошел самым
примитивным путем: он пытался доказать,
что музыка Жана-Кристофа необычна и
непривычна для музыкальных кругов не
тем, что она экспериментаторская,
авангардная, а тем, что она возвращается
к народным истокам, к народной музыке.

Это доказывается тем, что в салонах
музыку Жана-Кристофа не принимают, но
когда он, сидя в своей мансарде, что-то
сочиняет, кровельщики, стучащие по
соседней крыше, перестают работать и
слушают.

Когда
началась I
мировая война, Р.Роллан был одним из
тех, кто занял
четкую антивоенную позицию.
Он очень четко сформулировал эту позицию:
«Я
слишком люблю свою страну, чтобы позволить
ей победить в этой войне».

Когда
война началась, не многим было ясно
из-за состояния эйфории, патриотизма,
но потом, по мере того война шла,
становилось ясно, что эта война для всех
воюющих сторон в одинаковой степени
несправедлива. Это была в
чистом виде империалистическая война
за передел сфер влияния, за передел
территории.

Роллан стал всеми средствами с этой
войной сражаться: стал активным участником
идейных боев, толкователем коллизий,
воспитателем масс. Он занимался и
публицистикой, работал в службе Красного
Креста, помогал раненым. Писал драмы,
повести, в которых речь шла о смысле
этой войны.

Когда I
мировая война закончилась чередой,
революций, в ходе которых три из пяти
империй перестали существовать, Роллан
был среди тех, кто приветствовал
русскую революцию.
Тут он наткнулся на дилемму:
революция — это не только торжество
одних, но и репрессии других.

Что с этим делать? В эти годы он открыл
для себя совсем другой мир идей: становится
популярным маленький сухонький человек
Махатма Ганди. Вместе с Ганди приходит
мир Востока, идеология Востока, культура
Востока. Роллан начинает увлекаться
идеями непротивлению злу насилием.
Отсюда вытекает идея
бескровной революции, духовного
обновления.
В это время он возвращается к жанру
художественной биографии: жизнь Толстого,
жизнь Микеланджело и жизнь Бетховена
— композитор, художник, писатель, три
бунтаря.

А
в 20-е годы он пишет другие литературные
биографии: «Жить Махатма
Ганди»
и о жизни других людей Востока. В 1922 году
Роллан начал писать свою следующую
эпопею
«Очарованная душа». Весь этот
комплекс идей и представлен в первых
томах «Очарованной души».

Закончил
он в 1933 году, год прихода к власти фашистов
в Германии, а в Италии фашистский режим
существовал с середины 20-х годов. Умным
людям становилось ясно, что это начало
нового пути
к
войне. На этом пути
никому не
удастся остаться в стороне и. что самое
главное — никому
нельзя
оставаться в стороне. В этой грядущей
войне посторонних не может быть.

Поэтому Роллан вынужден принять идею
необходимости борьбы, насилия, если в
ходе этой борьбы отстаиваются интересы
народа, демократии. Эти идеи напрямую
видны в «Очарованной душе», они
составляют суть «Московских дневников»
Ромена Роллана (у Роллана неофициальный
титул
— «Совесть Европы», «Друг советского
народа»). Роллан виделся со Сталиным,
разговаривал с ним.

Подробно описывает
разговор. Этот дневник разрешалось
вскрыть через 50 лет. Грядет война, это
неизбежно, западноевропейские страны
вступят в войну с Германией.

Где в этой
схватке будет Советский Союз? Стоит
дилемма: пускается ли он, со всем его
моральным авторитетом в Европе, в критику
Советского Союза, сталинизма, культа
личности и, обличив, подталкивает Россию
к сближению с Германией (его моральный
авторитет будет много значить других
странах для построения отношений с
Советским Союзом), или он молчит о том,
что происходит, и отношения укрепляются,
сохраняются, и Англия и Франция приобретают
союзника. Нельзя из этих двух возможностей
выбрать безупречный ответ. В «Дневниках»
представлен неупрощенный
взгляд на историю, неупрощенное понимание
событий. Можно
занять любую
позицию, ни одна из них не безупречна.
Роллан занял свою позицию: не стал
«выступать с критикой того, что
происходит в Союзе, и запретил публикацию
дневников.

Вот
эта степень
вовлеченности Роллана в общественную
жизнь Европы — до того небывалая.
Изменились времена — эта позиция
определяет и творчество, так как предметом
обсуждения является и судьба персонажа,
и историческая жизнь разных стран. В
«Очарованной душе» действие основное
происходит во Франции.

Л во 2-й части
романа — уже и война, и революция. И Роллан
стал едва ли не первым писателем, который
дал в своем произведении изображение
«новых русских», которые служат
советской России, а не эмигрантов.

Герои
«Очарованной души» не желают просто
жить, они желают понимать, как и почему
они живут, быть сознательными участниками
исторического процесса.
Aнетта
Ривьер не желает подчиняться кому бы
то ни было, желает быть самостоятельной
личностью, самодостаточной.

Мир меняется,
и женщина начинает существовать как
самостоятельная единица. Именно об этом
роман, о том, как меняется мир и люди
живущие в нем.

Источник: https://studfile.net/preview/5430462/page:118/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector