Краткое содержание рассказов юрия бондарева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Горячий снег

Жанр: Советская классическая проза

ГОРЯЧИЙ СНЕГ Глава первая Кузнецову не спалось Все сильнее стучало, гремело по крыше вагона, вьюжно ударяли нахлесты ветра, все плотнее забивало снегом едва угадываемое оконце над нарами Паровоз с диким, раздирающим метель ревом гнал эшелон в ночных полях, в белой, несущейся со всех сторон мути, и в Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

«Простите нас!»

Жанр: Современная проза

« ПРОСТИТЕ НАС!» Южный экспресс задержался здесь не более пяти минут Павел Георгиевич долго стоял на безлюдной платформе и слушал горячую трескотню кузнечиков за насыпью степного разъезда После духоты вагона, утомительных дорожных разговоров в накуренном купе за полночным преферансом, ненужных знако Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Последние залпы

Жанр: Советская классическая проза

Повесть » Последние залпы» о тяжелых сражениях, которые вели наши войска с фашистскими захватчиками на польской земле Юрий Бондарев Последние залпы Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой Отчизне С честью да Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Батальоны просят огня (редакция №2)

Жанр: Советская классическая проза

Батальоны просят огня … Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле А Твардовский Глава первая Бомбежка длилась минут сорок Потом она кончилась Полковник Гуляев, оглушенный, втиснутый разрывами в пристанционную канаву, провел ладонью по своей багровой шее – ее покалывало, жгло, – выругался и под Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Бермудский треугольник

Жанр: Современная проза

В романе » Бермудский треугольник» описываются драматические события в России в постсоветский период начала 1990х годов, повествуется о сложной судьбе литературных героев, переживших крайние стрессовые ситуации на гра Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Юность командиров

Жанр: Советская классическая проза

Книга » Юность командиров» это повесть о молодых людях, вернувшихся с войны и направленных в военное училище Герои ее сержанты, младшие офицеры, рано познавшие цену жизни, цену товарищеской помощи в трудную минуту, л Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Выбор

Жанр: Биографии и мемуары

В романе Юрия Бондарева рассказывается об интеллигенции 70х годов Автор прослеживает судьбы героев с довоенного времени, в повествовании много возвращений в прошлое Такая композиция позволяет выявить характеры гер Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Непротивление

Жанр: Современная проза

Новый роман Юрия Бондарева » Непротивление» это то, чего нам сегодня не хватает. Это роман русского сопротивления Это нынешний офицерский вызов Юрия Бондарева. В Юрии Бондареве и по сей день живёт фронтовая ненависть Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Тишина

Жанр: Советская классическая проза

В романе » Тишина» рассказывается о том, как вступали в мирную жизнь бывшие фронтовики, два молодых человека, друзья дества Они напряженно ищут свое место в жизни Действие романа развертывается в послевоенные годы, в об Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Незабываемое

Жанр: Современная проза

НЕЗАБЫВАЕМОЕ Лена ложится на краешек нар, укрывается шинелью и, согреваясь, думает в полудремоте: « Хорошо как! Никогда не знала, что так хорошо в землянке!» Она только что вернулась из санроты, расположенной на берегу Днепра, долго плутала в осенних потемках, намерзлась на сыром ветру и лишь по тра

Игра

Жанр: Современная проза

Роман » Игра» логически завершает своеобразную трилогию (» Берег», » Выбор») о современной интеллигенции В нем поднимаются все те же вопросы добра и зла, смысла жизни ее цели, темы любви и смерти человека, который за недолги

Искушение

Жанр: Современная проза

Источник: https://dom-knig.com/author/44802

Юрий Бондарев

В День Победы только некоторые праздничные телеэфиры остаются без вездесущей рекламы, зато все центральные каналы обязательно демонстрируют любимые военные ленты – как дань памяти павшим и живым, сражавшимся на поле боя.

Среди культовых «В бой идут одни «старики», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Два Федора» особое место занял сериал «Батальоны просят огня», снятый по одноименному произведению Юрия Бондарева.

Кстати, и автором сценария к кинокартине является также он.

Детство и юность

В российском прошлом, к сожалению, множество трагических и страшных страниц, и так получилось, что мужская часть семьи Бондаревых стала ветеранами двух войн: отец, происходивший из крестьян – Первой мировой, единственный сын – Великой Отечественной.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минутыПисатель Юрий Бондарев

Детство Юры, появившегося на свет 15 марта 1924 года в Орске, прошло в переездах – Урал, Средняя Азия, Оренбуржье, далее – Замоскворечье. Мать являлась для ребенка воплощением любви и нежности, Василий Васильевич – бесстрашия и стойкости. По вечерам читались книги, особенно русская классика, повлиявшая на развитие творческих способностей мальчика.

Поначалу предпочтение отдавалось иной профессии – моряка. Благодаря Джеку Лондону наизусть учились специальные термины, организм закалялся зимой и летом, продумывались варианты, как оставаться на ногах во время качки.

Но однажды все изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало его лучшее сочинение о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки, научивших тонкостям и премудростям охоты, рыбалки, строительства шалаша и полевой жизни на реке Белой под Уфой.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минутыЮрий Бондарев

Учительница, заметив талант подопечного, рекомендовала заниматься писательством. И, последовав ее совету, он даже выпускал журнал в родной 516-й школе. Но все прервалось с голосом Левитана, объявившим о вторжении немецких захватчиков. Трепетные воспоминания о самом беззаботном времени получили воплощение в рассказе «Степь».

В 17 лет был в числе тех, кто сооружал укрепления под Смоленском, едва успев вернуться до начала боев в последнем эшелоне в Москву, затем – колхозный труд в степях Казахстана и в шахтах.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минутыЮрий Бондарев в военной форме

Военный путь состоит из Сталинграда, обернувшегося первым ранением, контузией и госпиталем; освобождения Киева и Житомира, принесшим второе увечье; битв в Карпатах, Польше и Чехословакии.

Долгожданное победное 9 Мая младший лейтенант встретил в артиллерийском училище в Чкалове (сейчас — Оренбург). После демобилизации вопрос, чем заняться дальше, решил старый друг, увидевший тетрадь с набросками текста.

Так Бондарев стал студентом Литинститута, которое позднее окончил с отличием.

Книги

В 1949-м в печать вышел первый рассказ «Поздним вечером», который задолго до публикации оценил сам Константин Паустовский, убедительно рекомендовавший зачислить в вуз его создателя без экзаменов, сборник – через 4 года. Кстати, Константин Георгиевич также лестно высказался и о «Тишине», впоследствии экранизированной и получившей продолжение в романе «Двое».

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минутыЮрий Бондарев, Расул Гамзатов и Василий Белов«После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, – это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы», – говорил Юрий Васильевич.

Из-под пера появились пронзительные «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Юность командиров», «Последние залпы», «Берег», относящиеся критикой к «лейтенантской прозе». Сочинения Бондарева и даже цитаты из них помогут понять отношение к причинам, последствиям и исходу кровопролитного вооруженного конфликта XX века.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минутыКниги Юрия Бондарева

Работал над сценарием эпического кинофильма «Освобождение», даже встречался с маршалом Жуковым для уточнения нюансов, а после получил Ленинскую премию. Также в библиографии отдельное место занимает ряд статей, посвященных мыслям о красоте, поиске истины, сохранении ценностей.

За творческую деятельность отмечен 19 литературными премиями, из них Таврическая присуждена в 2016-м. Читатели могут познакомиться с трудами автора на 70 языках мира.

Личная жизнь

С избранницей, младшей на 3 года, Бондарева связала не только судьба, но и улицы – оказалось, что молодые люди жили по соседству.

Кроме того, Валентина Никитична училась в одном классе с сестрой будущего мужа. По воспоминаниям, влюбленные договаривались встречаться на перекрестке, много гуляли и разговаривали.

Впоследствии супруга подарила мужу двух дочерей – Елену (1952) и Екатерину (1960).

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минутыЮрий Бондарев

Со слов жены, Юрий Васильевич – главный пример поведения для детей в личной жизни, особенно – в заботливом отношении друг к другу и к старшим. В семье подрастают правнуки – Юра и Лиза.

Любимые классики – Лев Толстой, Иван Бунин, Константин Паустовский, Александр Твардовский, из современников – Виктор Некрасов, Константин Воробьев, Василь Быков, Константин Симонов. Дружил с Валентином Распутиным, и даже день рождения у них один на двоих.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минутыЮрий Бондарев в старости

Простая радость для него – «закат, рассвет, звездная ночь», чудесная смена времен года и окружающая действительность. Огорчение – ложь, боль и насыщенность русского языка жаргонизмами. Любимое хобби – охота и рыбалка. Еще одним увлечением является изобразительное искусство – в доме хранится богатая коллекция книг о живописи и альбомов с копиями известных картин.

Несмотря на то, что в молодости вступил в ряды ВЛКСМ и придерживался идей коммунизма, к религии и церкви относится с уважением, а храм называет домом, куда нужно входить с поклоном.

Юрий Бондарев сейчас

В 2018 году к 73-й годовщине Победы над фашизмом фронтовик дал редкое интервью российскому еженедельнику, где поделился неизвестными фактами биографии, жизненными наблюдениями и воспоминаниями о военном прошлом, размышлениями о поступках человека и стоящем перед ним ежесекундном выборе.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минутыЮрий Бондарев сейчас

Сейчас Юрия Васильевича нечасто увидишь на телевизионных экранах или в СМИ, общение с журналистами и фотографии, мелькающие на первых полосах газет или в Интернете – большая редкость. В 2019-м готовится отметить 95-летний юбилей. Стоит отметить, что мужчины в роду Бондаревых славятся долгожительством.

Цитаты

«Меня держит на земле литература!».«Всё простить невозможно. И, наверное, не нужно».«Твоя жизнь – это секунда в мироздании. И ты должен быть счастлив, что она тебе дана. Эта обжигающая секунда. Именно секунда – говорю с высоты прожитого».«Писатель зависим от всей мировой культуры, но он не зависит ни от кого в отдельности. Так я дерзко сформулировал когда-то».

Библиография

  • 1956 – «Юность командиров»
  • 1957 – «Батальоны просят огня»
  • 1959 – «Последние залпы»
  • 1962 – «Тишина»
  • 1962 – «Поздним вечером»
  • 1964 – «Двое»
  • 1969 – «Родственники»
  • 1970 – «Горячий снег»
  • 1975 – «Берег»
  • 1981 – «Выбор»
  • 1985 – «Игра»
  • 1992 – «Искушение»
  • 1996 – «Непротивление»
  • 1999 – «Бермудский треугольник»
  • 2004 – «Без милосердия»

Источник: https://24smi.org/celebrity/29161-iurii-bondarev.html

Юрий Бондарев, «Выбор». Краткое содержание романа

Искусство и развлечения 20 января 2016

Очень часто в своем творчестве обращается к военной теме Ю. Бондарев. «Выбор» (краткое содержание произведения и будет являться основной темой нашей статьи) – роман, не ставший исключением. Кроме того, в этом произведении поднимаются серьезные нравственно-философские вопросы, связанные с ролью выбора в жизни человека.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

О произведении

В 1980 году опубликовал свою книгу Юрий Васильевич Бондарев («Выбор»). Читать краткое содержание можно по-разному, однако не стоит забывать о том, что в романе заключен глубокий философский смысл.

Читайте также:  Краткое содержание лесков на ножах за 2 минуты пересказ сюжета

Он связан не только с самой проблемой выбора, но и с описанием тех изменений, которые происходят с душой человека, побывавшего в сражении. В связи с этим возникает очень серьезный вопрос о том, уродует ли война людские сердца или просто показывает истинную сущность.

Предлагая решить эту головоломку самостоятельно, не дает четкого ответа в своем произведении Бондарев.

«Выбор»: краткое содержание

Илья Рамзин – главный персонаж романа. Он целеустремлен, занимается спортом и борьбой, большое внимание уделяет своему духовному росту. Главное для него – сила и свобода.

В его понимании идеальный человек — это сильный и смелый боец, который может сам распоряжаться своей свободой. Самое страшное для Ильи – оказаться униженным.

Презрение и пренебрежение окружающих – нет ничего страшнее для него.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Время идти в бой

Именно этого уверенного в своих силах персонажа избирает для своей истории Юрий Бондарев. Выбор (краткое содержание это ниже подтвердит) для Ильи Рамзина станет самым суровым испытанием в его жизни. Автор видел своей целью показать читателю человека, поставленного перед суровой действительность. Теперь на кону будут не смутные идеалы и представления о мире, а собственная жизнь.

Время этой суровой действительности, как несложно догадаться, — начало Великой Отечественной войны. Наш герой, еще совсем молодой человек, неожиданно для себя самого попадает в артиллерийское училище. А оттуда прямиком на фронт. Особенно тяжело было в первые месяцы – начало войны было неудачным, шли отступления по всем фронтам.

И неудивительно, что Рамзин и его батарея оказываются в окружении противника. Илья начинает предпринимать хоть какие-то попытки спасти артиллерийские орудия, которые находились в распоряжении его товарищей.

Но ему мешает в этом командующий батареей. Это недальновидный и глупый человек, действия которого приводят не только к потере всего оружия, но и к гибели почти всех солдат, находящихся под его командованием.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Фашисты, окружившие батарею, начинают наступление. Понимая, что сопротивляться бесполезно, Илья стреляет в своего командира. Рамзин собирался покончить и со своей жизнью, но не успевает – его берут в плен.

Но бой — это не самое страшное, показывает читателю Бондарев («Выбор»). Краткое содержание описывает куда более ужасную участь – не по своей вине оказаться в руках неприятеля. Реалии лагерной жизни военнопленных повергают Рамзина в ужас.

Он даже не мог себе представить, что солдаты, еще вчера сражавшиеся плечом к плечу, будут доносить друг на друга, спокойно предавать и лгать. Для них уже нет понятий долга и чести, главное – выжить.

Кроме этого, серьезным ударом для Ильи становится то, что фашисты восприняли как подвиг убийство им командира.

По прошествии лет

Проходит тридцать лет. Именно с этого момента возобновляет описание событий Бондарев. Выбор (краткое содержание это подтверждает), который совершил на войне Илья, становится известен читателю только сейчас. Герой так и не вернулся на родину.

Рамзин — теперь житель Венеции. Именно на улицах этого европейского городка он случайно встречает Васильева, своего бывшего одноклассника. Выясняется, что Илью все считают пропавшим на войне без вести.

Ведь главный герой за все эти годы не написал никому ни строчки, а также избегал тех мест, где можно было бы встретить бывших соотечественников. Даже мать ничего не знала о его судьбе.

Васильев рассказывает о том, как она долгие годы ждала Илью, пыталась разыскать и очень скорбела о потере единственного сына.

Рамзин рассказывает о своей жизни – он давно женился, но жена его уже умерла. Зато остался сын, который в данный момент проживает в Мюнхене.

Краткое содержание рассказов Юрия Бондарева за 2 минуты

Окончание

Завершает свое повествование Бондарев. «Выбор» (краткое содержание романа мы рассмотрели) оканчивается тем, что Илья решает отправиться в СССР, повидаться с матерью. Но старушка не рада сыну-предателю. Она прогоняет его прочь. Рамзин не может после этого прийти в себя. Его начинает мучить проснувшаяся ненароком совесть. В итоге герой решать покончить жизнь самоубийством.

Бондарев не дает оценок поступкам своего героя, предоставляя читателю сделать это самому.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/124717/

Читать онлайн "Мгновения. Рассказы (сборник)" автора Бондарев Юрий Васильевич — RuLit — Страница 1

Юрий Бондарев

Мгновения. Рассказы

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)»

© Ю. В. Бондарев, 2014

© Издательство ИТРК, 2014

Жизнь есть мгновение,

Мгновение есть жизнь.

… И если на то будет Воля Твоя, то оставь меня на некоторое время в этой моей скромной и, конечно, грешной жизни, потому что в родной моей России я узнал много печали ее, но еще не узнал до конца земную красоту, таинственность ее, чудо ее и прелесть.

Но дано ли будет это познание несовершенному разуму?

Море гремело пушечными раскатами, било в мол, взрывалось снарядами по одной линии. Обдавая соленой пылью, фонтаны взлетали выше здания морского вокзала. Вода опадала и снова катилась, обрушиваясь на мол, и фосфорно вспыхивала извивающейся шипящей горой исполинская волна.

Сотрясая берег, она ревела, взлетала к лохматому небу, и было видно, как в бухте мотало на якорях трехмачтовый парусник «Альфа», раскачивало, бросало из стороны в сторону, накрытые брезентом, без огней, катера у причалов. Две шлюпки с проломанными бортами выкинуло на песок.

Кассы морского вокзала наглухо закрыты, везде пустынность, ни единого человека на ненастном ночном пляже, и я, продрогнув на сатанинском ветру, кутаясь в плащ, шел в хлюпающих ботинках, шел один, наслаждаясь штормом, грохотом, залпами гигантских разрывов, звоном стекол разбитых фонарей, солью брызг на губах, в то же время чувствуя, что происходит какое-то апокалипсическое таинство гнева природы, с неверием помня, что еще вчера была лунная ночь, море спало, не дышало, было плоско как стекло.

Не напоминает ли все это человеческое общество, которое в непредугаданном общем взрыве может дойти до крайнего неистовства?

Всю жизнь память задавала мне загадки, выхватывая, приближая часы и минуты из военного времени, будто готово быть со мной неразлучно.

Сегодня вдруг явилось раннее летнее утро, расплывчатые силуэты подбитых танков и около орудия два лица, заспанных, в пороховой гари, одно пожилое, хмурое, другое совсем мальчишеское, – увидел эти лица до того выпукло, что почудилось: не вчера ли мы расстались? И дошли до меня их голоса, как если бы они звучали в траншее, в нескольких шагах:

– Утянули, а? Вот фрицы, тудыть иху муху! Восемнадцать танков наша батарея подбила, а восемь осталось. Вон, считай… Десять, сталыть, утянули ночью. Тягач всю ночь в нейтралке гудел.

– Как же это? И мы – ничего?..

– «Как, как». Раскакался! Зацеплял тросом и тянул к себе.

– И вы не видели? Не слышали?

– Почему не видели, не слышали? Видели и слышали. Я вот всю ночь мотор в лощине слыхал, когда ты дрых. И движение там было. Поэтому пошел, капитану доложил: никак, опять атаковать ночью или к утру готовятся. А капитан говорит: подбитые свои танки утягивают. Да пусть, говорит, все равно не утащат, скоро вперед пойдем. Сталыть, двинем скоро, школьная твоя голова!

– Ах, здорово! Веселей будет! Надоело тут, в обороне. Страсть надоело…

– То-то. Глуп ты еще. До несуразности. Наступление вести – не задом трясти. Весело на войне только дуракам бывает и таким гусарам, как ты…

Странно, в памяти осталась фамилия пожилого солдата, дошедшего со мной до Карпат. Фамилия же молодого исчезла, как исчез он сам в первом бою наступления, зарытый в конце той самой лощины, откуда немцы ночью вытягивали свои подбитые танки. Фамилия пожилого солдата была Тимофеев.

– Вы спрашиваете, что такое любовь? Это начало и конец всего на белом свете. Это рождение, воздух, вода, солнце, весна, снег, страдание, дождь, утро, ночь, вечность.

– Не слишком ли романтично в наше-то время? Красота и любовь – истины архаичные в век стрессов и электроники.

– Вы ошибаетесь, мой друг. Есть четыре непоколебимые истины, лишенные интеллектуального кокетства. Это рождение человека, любовь, боль, голод и смерть.

– Я с вами не согласен. Все относительно. Любовь потеряла чувства, голод стал средством лечения, смерть – перемена декораций, как думают многие. Осталась нерушимой боль, которая может объединить всех… не очень здоровое человечество. Не красота, не любовь, а боль.

Муж бросил меня, и я осталась с двумя детьми, но из-за моей болезни их воспитывали мои отец и мать.

Помню, когда я была в доме родителей, мне не спалось. Я вышла на кухню, чтобы покурить, успокоиться. А на кухне горел свет, и там был отец. Он писал какую-то работу по ночам и тоже вышел на кухню покурить. Услышав мои шаги, он обернулся, и лицо его показалось таким усталым, что я подумала: что он болен.

Мне стало так жаль его, что я сказала: «Вот, папа, мы с тобой оба не спим и оба мы с тобой несчастливы». – «Несчастливы? – повторил он и посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая, заморгал добрыми глазами. – Что ты, милая! О чем ты?.. Все живы, все в сборе в моем доме – вот я и счастлив!» Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую.

Чтоб были все вместе – ему больше ничего не нужно было, и он готов был ради этого работать день и ночь.

Источник: https://www.rulit.me/books/mgnoveniya-rasskazy-sbornik-read-421979-1.html

"Последние залпы" (Бондарев): анализ повести

В «Последних залпах», все внимание писателя сосредоточено на одном бое одной батареи, которая преградила в последние дни войны путь сильной группировке немцев, прорывающейся в Чехословакию. Здесь героическое тесно переплетено с трагическим. Приняв на себя основную тяжесть удара врага, герои повести почти все погибают.

Бондарев предельно внимателен к своим героям. И не только к главным — Новикову, Овчинникову, Алешину, Лене, но и к второстепенным: смелому, азартному, чем-то напоминающему Жорку Витьковского из «Батальонов…

» разведчику Горбачеву; умному, тонкому командиру дивизиона, и на войне ухитрявшемуся сохранить свои довоенные холостятские привычки майору Гулько; пожилому рядовому Лягалову, готовому «двести раз воевать», лишь бы не «мучились и не страдали на войне женщины»; мужественному, умудренному жизнью сержанту Сапрыкину, парторгу батареи; только что вернувшемуся после лечения рядовому Ремешкову, с огромным трудом преодолевающему «тыловые настроения»; бывшему шахтеру Богатенкову, твердо верящему в-то, что земля его защитит и от пули, и от снаряда. Тонко и точно передает Бондарев характер каждого из них, создавая запоминающиеся образы.

Читайте также:  Краткое содержание газданов вечер у клэр за 2 минуты пересказ сюжета

И еще есть одна черта у этой повести — ярко выраженный гуманистический пафос, ощущающийся уже с первых строк и связанный в основном с образом главного героя повести — командира батареи капитана Новикова.

Имея с предыдущей повестью «Батальоны просят огня» много общего, «Последние залпы» в то же время не повторяли ее, а продолжали. Главная для всего творчества Бондарева героическая направленность в показе войны проявилась в новой повести с неменьшей силой. Если в «Батальонах…

» значительное внимание уделялось разоблачению карьериста Иверзева, совершенно не думающего о людях и строящего свое благополучие за счет других, а гибель батальонов в значительной степени воспринималась главным героем капитаном Ермаковым и другими участниками боя не как жестокая необходимость, а как результат какой-то трагической ошибки, недоразумения, то в «Последних залпах», имеющих и свои внутренние конфликты, почти все внимание писателя уделено изображению героического подвига бойцов батареи капитана Новикова, которые с самого начала понимают значение этого боя и осознают его необходимость. Причем героям «Последних залпов» труднее, чем героям «Батальонов…». Труднее психологически. Война кончается. И то, что раньше казалось таким далеким и почти нереальным,— Победа и мирная жизнь,— теперь к каждому придвинулось вплотную, стало близким и осязаемым. И уже думают и мечтают солдаты об этой мирной жизни, вспоминая свой дом. Вспоминается Россия, оставшаяся далеко позади. Но как ни близка Победа, не всем было суждено дойти до нее. В последнем своем бою героически погибает большинство действующих лиц «Последних залпов»: Колокольчиков, Лягалов, Сапрыкин, Степанов, Богатенков, Ладья… Погибнет и главный герой повести — командир батареи капитан Новиков.

Образ Новикова, центрального героя «Последних залпов», чрезвычайно важен как для правильного понимания самой повести (ибо главным образом с ним связано философское осмысление писателем событий войны), так и для уяснения творческого движения Ю. Бондарева вообще.

Если сравнить два образа — Ермакова и Новикова, сразу же можно заметить и их общность, и то, что образ Новикова значительно сложнее, психологически богаче.

Большая по сравнению с образом Ермакова психологическая сложность и глубина образа Новикова, как отмечалось критикой, объясняется не только возросшим мастерством Бондарева-художника, возмужавшей и окрепшей силой его таланта. Здесь нельзя забывать и о том, что время действия «Батальонов…» — 1943 год, а «Последних залпов» — конец 1944-го.

Новиков моложе Ермакова (к концу войны ему исполнилось лишь двадцать лет). Но он в то же время и старше его своим фронтовым опытом, переплавлявшимся в огне боев в опыт душевный.

Мы почти ничего не знаем о короткой довоенной жизни Новикова («Где-то там, в бездне лет, один курс горного института, книги, настольная лампа. Прошлое можно уложить в одну строчку. В настоящем — одни подбитые танки. Не уложить в страницу»).

Не знаем мы, если не считать эпизода с расстрелом немцами в 1941 году ополчения, о чем вспоминает Новиков в разговоре с Леной, и подробностей его военной биографии.

Характер главного героя раскрывается перед нами непосредственно во время действия повести, длящегося чуть более полутора суток.

Основной конфликт повести Бондарева «Последние залпы» — бой батареи капитана Новикова с пробивающимися в Чехословакию гитлеровцами — это отражение основного жизненного конфликта того времени — борьбы нашего народа с фашизмом.

И Новиков в изображении Бондарева — частица сражающегося народа.

Главное внимание писатель уделяет тем чертам характера своего героя, которые характеризуют его как воина, как защитника Родины, ибо ценность человека на войне определялась тем вкладом, который внес он в общенародное дело Победы.

Как и характеры других героев Бондарева, характер Новикова наиболее полно раскрывается во время боя, в ситуациях, требующих сверхнапряжения всех душевных и физических сил.

Ненависть к врагу, храбрость, мужество, стойкость — все это есть в характере главного героя. Но есть у него и другое очень важное на войне качество, которое особо выделяет Ю.

Бондарев, — умение воевать, умение хорошо делать свою солдатскую работу.

Новиков знает, как лучше всего расположить орудия, как распределить силы, как в трудную минуту вселить уверенность в бойцов. Он чувствует малейшие нюансы боя, умеет точно предугадать намерения противника. А в критические моменты, оставив все, сам встает вместо наводчика к прицелу.

Каждодневная жизнь Новикова — это жизнь воина, жизнь солдата. Сверхчеловеческое напряжение боев, постоянная опасность наложили на его характер свой отпечаток. Он скуп на слова, замкнут, в чем-то даже чрезмерно суров (некоторые критики даже упрекали Бондарева за излишнюю, с их точки зрения, «зажатость» образа главного героя, определенную его «искусственность»).

Но за внешней суровостью Новикова еще яснее видится его человеческая сущность, его богатый внутренний мир, многогранно раскрывающийся как в поступках героя, так и в его размышлениях, прямо связанных с одной из центральных проблем повести и всего творчества писателя — проблемой добра и зла на войне.

Проблему эту Новикову приходится решать, как уже говорилось, постоянно.

Возьмем для примера эпизод с Ремешковым.

Так ли поступил Новиков? И добро или зло он совершил, сразу же бросив отвыкшего от войны Ремешкова в пекло боя? (Интересно сопоставить этот эпизод с эпизодом из известной повести Быкова «Его батальон», герой которой — старший лейтенант Волошин стоит перед аналогичным выбором: послать или не послать в бой только что прибывших на передовую необстрелянных бойцов. И после недолгого раздумья решает не посылать, «пожалеть», дать время освоиться.)

А мысли Новикова по поводу гибели Колокольчикова?

Да, добра в чистом виде не было на войне. И потому Новиков, за долгие месяцы военного лихолетья твердо усвоивший эту истину, не поддался на уговоры Алешина и бойцов батареи, рвавшихся выручить своих товарищей, оставшихся на огневой Овчинникова. И хотя каждая минута могла стать для окруженных последней, он лишь с наступлением темноты идет на прорыв.

И еще об одном чрезвычайно важном моменте необходимо сказать более подробно.

Помимо главного конфликта — боя нашей батареи с фашистскими танками, есть в повести, как, впрочем, и в «Батальонах…», еще и конфликт внутренний, выраженный в противопоставлении двух центральных персонажей — Новикова и Овчинникова.

Завязка этого конфликта дана уже на первых страницах произведения, когда Новиков, обходящий посты, попадает на «вечеринку», устроенную по случаю своего дня рождения Овчинниковым.

По мере развития действия конфликт этот становится все более ощутимым, достигая своей кульминации в тот момент, когда Овчинников, не выдержав страшного напряжения боя, бежит со своей огневой и встречается с Новиковым.

Говоря обо всем этом, следует подчеркнуть особо, что писателю чужда прямолинейность в изображении данного конфликта и характеров главных героев. У Овчинникова есть, кроме недостатков, и свои достоинства. Он опытный и умелый артиллерист — десять танков подбил его взвод в этом бою.

И трусом в прямом смысле этого слова, а тем более предателем, его не назовешь: бегство с позиции — это скорее минутная слабость, неожиданный пароксизм страха, чем осознанный поступок.

(Подтверждением этому служит восьмая глава повести, где рассказывается о поведении Овчинникова в плену у немцев и его гибели.)

Но поступок Овчинникова во время боя батареи нельзя назвать и случайным. Он объясняется прежде всего недостаточным пониманием героем своего долга и своего места в общей борьбе.

И не случайно писатель подчеркивает в характере Овчинникова болезненное самолюбие, тщеславие — качества, в значительной степени определяющие его поведение и резко отличающие его от Новикова, все чувства и мысли которого сосредоточены на главном — борьбе с врагом. (Аналогичный образ мы встретим в романе «Горячий снег» — образ Дроздовского.)

Конфликт Новиков — Овчинников, включающий в себя важнейшие вопросы человеческого бытия на войне, включает и проблему, о которой уже говорилось выше, — проблему добра и зла.

Причем Бондарев ставит ее здесь чрезвычайно остро, заставляя главного героя повести капитана Новикова в считанные секунды сделать важнейший выбор — выбор между жизнью и смертью. Но жизнью и смертью не своей, а своего товарища.

И это еще более усиливает трудность решения и драматизм момента.

Имею или не имею я право убить Овчинникова (его, раненого, окружают немцы, стремясь захватить живым) — примерно так думает Новиков перед тем, как нажать спусковой крючок.

«Убил я его или не убил?» — мучается он мыслью после того, как выпустил в Овчинникова очередь из пулемета.

Прав или не прав Новиков?— задаем себе вопрос мы. Добро или зло он совершил?

Думается, что однозначного решения здесь нет. Новиков не побоялся страшной ответственности и выстрелил в Овчинникова. И наверное, с точки зрения военной целесообразности, он прав. Ведь немцы многое могут узнать из документов и показаний русского офицера (если он их даст).

«Но почему же не спокоен Новиков? Почему то, что он сделал сейчас, как будто ото всех отделило его?» И «не травмирует ли подобный поступок душу?» — спрашивает в статье «Исповедь поколения» М. Кузнецов. «Да,— пишет он,— так справедливо по логике боя.

И не один трибунал не осудит Новикова. Можно и еще найти «железно логических» доводов в защиту его действий. Но не травмирует ли подобный поступок душу? Думаю, что да. И что бы нам ни говорила эта неопровержимая логика, мы останемся при своем.

И Бондарев это знает: Новиков, стреляя в Овчинникова, все же не попал в него».

Источник (в сокращении): Журавлев С.И. Память пылающих лет. Соврем. сов. проза о Великой Отеч. войне. Кн. для учителя. — М.:Просвещение, 1985

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bondarev_ju_v/poslednie_zalpy_bondarev_analiz_povesti/29-1-0-2546

Книга Щенок — читать онлайн. Бондарев Юрий Васильевич. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Юрий Бондарев

ЩЕНОК

Всю ночь без сна ворочался с боку на бок, подминал под голову измятую подушку, мычал, стискивая зубы, как от боли, — не мог забыть того, что случилось днем, не исчезало острое чувство совершенного преступления, и неотступно стояли перед глазами подробности того, что произошло с ним.

Читайте также:  Краткое содержание мастер и маргарита булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Было теплое солнце, ярый субботний мартовский день сиял в Москве, везде таял сразу почерневший снег, кое-где дымились парком сухие пролысины тротуаров, везде зеркально блестели лужи на мостовых, было много прохожих, одетых уже по-весеннему.

В машине стало даже жарко, тесно от солнца, блещущего на переднем стекле, на капоте, и у него тоже было легкое, свободное ощущение весны и вместе почти счастливое ожидание того, что сейчас выедет из Москвы на подсохшее в полях шоссе и через сорок минут будет в загородном доме отдыха среди двоих своих детей и жены, которых отвез на каникулы неделю назад.

  • После шумного, ослепительного, шелестящего шинами перекрестка свернул на тихую параллельную проспекту дорожку, не торопясь поехал по широким лужам, объезжая расколотые дворниками глыбы желтого льда, мимо стоявших по обочине заляпанных грязью машин, мимо киосков с горячим сверканием витринных стекол, мимо идущих по тротуару людей в расстегнутых плащах.
  • Впереди на солнцепеке у обочины увидел поддомкраченную машину; человек, без пальто, без шапки, в сером пиджаке, возился возле колеса, отвинчивая ключом гайки, и он подумал опять с удовольствием:
  • «Действительно, настоящая весна».
  • И лишь успел подумать это, заметил вывернувшегося из-за этой поддомкраченной машины щенка, он выскочил из-под ног склоненного к колесу человека, темно-коричневый, с острой веселой мордой, и бросился играющими прыжками, как-то боком навстречу его машине.

Скорость была небольшой, он мгновенно нажал на тормоз, но все-таки не сумел сразу затормозить.

Машину катило по льду, и в ту же секунду щенок, все приближаясь, игриво лая, тряся смешными ушами, мелькнул под радиатором, и потом послышались там, внизу, какие-то удары, потом как будто машина проехала по чему-то твердому, ее вроде бы чуть подняло даже — и он, весь в горячем поту, наконец со всей силы затормозил, ужасаясь тому, что почувствовал, ощутил в эту минуту.

  1. Еще не отпуская тормоз, он оглянулся и с тем же ужасом увидел щенка уже возле человека в сером пиджаке — щенок, мотаясь всем телом, казалось, жалуясь тихонько, взвизгивая, искательно тыкался острой мордой в его руки.
  2. А он смотрел, точно скованный, на щенка, на человека в пиджаке, растерянно опустившегося перед ним на корточки, и сознавал, что совершил сейчас нечто непоправимо преступное, как убийство.
  3. Он ясно чувствовал эти удары под машиной и ясно понимал, что щенок в горячке еще двигается, как бы извиняясь за ошибку, прося прощения, тычется мордой в руки хозяина, лижет его пальцы, а человек в пиджаке, лаская, успокаивая его, еще не знает, как ощутимо и страшно минуту назад качнуло машину на чем-то твердом.
  4. Потом человек в пиджаке взял щенка на руки и, все продолжая гладить его длинные уши, трепать его голову, испачканную мокрой грязью, повернул бледное лицо.

— Какой же вы шофер, если не можете остановить машину? — с упреком сказал человек, подойдя. — Это же глупый щенок, понимаете вы это или нет?

Уже на тротуаре и вокруг человека с тихо поскуливающим щенком на его руках столпились люди, зло крича; кто-то постучал по капоту с тем знакомым выражением осуждения и неприязни пешехода к водителю, какое всегда бывает во время уличных катастроф, — и он, жгуче презирая себя за почти инстинктивный толчок самозащиты, сдавленным голосом выговорил:

— А вы… зачем отпускаете на дорогу щенка?..

Он плохо помнил, как выехал из Москвы на загородное шоссе, все словно подсеклось, срезалось в нем, и было до тошноты мерзко, гадко на душе от той защитительной своей фразы, звучавшей в его ушах: «А вы зачем отпускаете на дорогу щенка?»

И, глядя на дорогу, он опять с поразительной ясностью представлял того щенка с острой веселой мордой, когда тот, играя, смешно тряся ушами, бросился к машине, ощущал глухие удары под днищем и представлял, как железо било его по голове, как в смертельном испуге заметался под колесами щенок, не понимая, что произошло, почему на его игру с этой чужой машиной ему ответили такой страшной болью.

«Я убил его… Это же он в горячке выскочил потом к хозяину. Как он мотал головой, как тыкался мордой в его руки, точно спасения искал!..» — думал он и стискивал зубы, морщась, потирая рукой лицо, уже не видя ни шоссе, ни талого снега, ни мокрых мартовских полей под прекрасным весенним солнцем.

Через час, приехав в дом отдыха, он не поцеловал жену, не поцеловал детей, будто потерял на это право, только долго и пристально смотрел на свою пятилетнюю дочь, взяв ее на руки, прижимая ее к себе.

Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-4067

Читать книгу «Мгновения. Рассказы (сборник)» онлайн— Юрий Бондарев — Страница 2 — MyBook

Лежал при синеватом свете ночника, никак не мог заснуть, вагон несло, качало среди северной тьмы зимних лесов, мерзло визжали колеса под полом, будто потягивало, тянуло постель то вправо, то влево, и было мне тоскливо и одиноко в холодноватом двухместном купе, и я торопил бешеный бег поезда: скорей, скорей домой!

И вдруг поразился: о как часто я ожидал тот или иной день, как неблагоразумно отсчитывал время, подгоняя его, уничтожая его одержимым нетерпением! Чего я ожидал? Куда я спешил? И показалось, что почти никогда в прожитой молодости я не жалел, не осознавал утекающего срока, словно бы впереди была счастливая беспредельность, а та каждодневная земная жизнь – замедленная, ненастоящая – имела лишь отдельные вехи радости, все остальное представлялось настоящими промежутками, бесполезными расстояниями, прогонами от станции к станции.

Я неистово торопил время в детстве, ожидая день покупки перочинного ножа, обещанного отцом к Новому году, я с нетерпением торопил дни и часы в надежде увидеть ее, с портфельчиком, в легоньком платьице, в белых носочках, аккуратно ступающую по плитам тротуара мимо ворот нашего дома.

Я ждал того момента, когда она пройдет возле меня, и, омертвев, с презрительной улыбкой влюбленного мальчика наслаждался высокомерным видом ее вздернутого носа, веснушчатого лица, и затем с той же тайной влюбленностью долго провожал глазами две косички, раскачивающиеся на прямой напряженной спине.

Тогда ничего не существовало кроме кратких минут этой встречи, как не существовало и в юности реального бытия тех прикосновений, стояния в подъезде около паровой батареи, когда я ощущал сокровенное тепло ее тела, влагу ее зубов, ее податливые губы, вспухшие в болезненной неутоленности поцелуев.

И мы оба, молодые, сильные, изнемогали от неразрешенной до конца нежности, как в сладкой пытке: ее колени прижаты к моим коленям, и, отрешенные от всего человечества, одни на лестничной площадке, под тусклой лампочкой, мы были на последней грани близости, но не переступали эту грань – нас сдерживала стыдливость неопытной чистоты.

За окном, исчезали обыденные закономерности, движение земли, созвездий, переставал падать снег над рассветными переулками Замоскворечья, хотя он падал и падал, будто в белой пустоте заваливая мостовые; переставала существовать сама жизнь, и не было смерти, потому что мы не думали ни о жизни, ни о смерти, уже не были подвластны ни времени, ни пространству, – мы создавали, творили что-то особенно главное, сущее, в котором рождалась совсем иная жизнь и совсем иная смерть, неизмеримые сроком двадцатого столетия. Мы возвращались куда-то назад, в бездну первозданной любви, толкнувшие мужчину к женщине, раскрывшие перед ними веру в бессмертие.

Гораздо позднее я понял, что любовь мужчины к женщине есть акт творчества, где оба чувствуют себя святейшими богами, и присутствие власти любви делает человека не покорителем, а безоружным властелином, подчиненным всеобъемлющей доброте природы.

И если бы спросили тогда, согласен ли, готов ли ради встреч с ней в том подъезде, возле паровой батареи, под тусклой лампочкой, ради ее губ, ее дыхания отдать несколько лет своей жизни, я ответил бы с восторгом: да, готов!..

Иногда думаю, что и война была как бы длительным ожиданием, мучительным сроком прерванного свидания с радостью, то есть все, что мы делали, было за дальними границами любви.

А впереди, за пожарами задымленного, прорезанного пулеметными трассами горизонта, манила нас надежда на облегчение, мысль о тепле в тихом домике среди леса или на берегу реки, где должна произойти какая-то встреча с незавершенным прошлым и недосягаемым будущим.

Терпеливое ожидание длило наши дни на простреленных полях и вместе с тем очищало наши души от смрада висящей над окопами смерти.

Я помню первый успех в жизни и предваряющий его звонок по телефону, в котором было обещание этого успеха, долгожданного мною.

Я бросил трубку телефона после разговора (никого не было дома) и воскликнул в приливе счастья: «Черт возьми, наконец-то!» И подпрыгнул молодым козлом возле телефона, и начал ходить по комнате, разговаривая сам с собой, потирая грудь.

Если бы кто-нибудь увидел меня в эту минуту со стороны, то подумал бы, вероятно, что перед ним сумасшедший мальчишка. Однако я не сошел с ума, я просто был на пороге того, что представало важнейшей вехой моей судьбы.

До знаменательного дня, когда должен был я полностью удовлетвориться, ощутить собственное «я» счастливого человека, нужно было еще ждать не один месяц. И если бы опять спросили меня, отдал бы я часть своей жизни за сокращение времени, за то, чтобы приблизить желанную цель, я ответил бы без заминки: да, я готов сократить земной срок…

Разве когда-нибудь раньше я замечал молниеносную быстроту уходящего времени?

И вот сейчас, прожив лучшие годы, переступив срединную грань века, порог зрелости, я не испытываю былой радости завершения. И уже не отдал бы ни часа живого дыхания за нетерпеливое удовлетворение того или иного желания, за краткий миг результата.

Почему? Я постарел? Устал?

Нет, теперь я понимаю, что путь воистину счастливого человека от рождения до последнего растворения в вечности и есть тормозящая неизбежную мглу небытия радость ежедневного существования в окружающем мире, и я поздно осознаю: какая же бессмысленность торопить и вычеркивать ожиданием цели дни, то есть неповторимость мгновений жизни, данной нам единый раз как драгоценный подарок.

И все-таки: чего я жду?..

Источник: https://MyBook.ru/author/yurij-vasilevich-bondarev/mgnoveniya-rasskazy-sbornik/read/?page=2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector