Краткое содержание роковые яйца булгаков за 2 минуты пересказ сюжета

Здесь можно скачать бесплатно «Спартак Ахметов — Калейдоскоп. Научно-фантастические повести и рассказы» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика, издательство ЖАЛЫН, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы

Краткое содержание Роковые яйца Булгаков за 2 минуты пересказ сюжета

Описание и краткое содержание «Калейдоскоп. Научно-фантастические повести и рассказы» читать бесплатно онлайн.

В сборник вошли повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» и И. А. Ефремова «Сердце Змеи», а также рассказы советских и зарубежных писателей-фантастов.

КАЛЕЙДОСКОП

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ

Современная фантастика не монотонна. Она пестра, как радуга, и так же плавно, как радуга, меняет цвета, переходя от реализма к самой буйной игре ума.

Если бы мы попытались назвать семь основных цветов в спектре американской фантастики, то скорее всего нам пришли бы на ум имена Драйзера, Твена, Азимова, Бредбери, Саймака, Берроуза, По.

А вот аналогичное семицветие для русской фантастики: Лев Толстой — Достоевский — Беляев — Ефремов — Алексей Толстой — Булгаков — Гоголь.

Каждый читатель или видит весь спектр целиком, или любуется узким диапазоном. Одним по нраву научная фантастика («сайнс фикшн»), другим — игра воображения («фэнтэзи»), третьим и четвертым — сказка или «космическая опера». Мировая фантастическая литература может удовлетворить любой вкус.

Один из рассказов выдающегося американского писателя Рэя Бредбери называется «Калейдоскоп». В нем описана трагическая ситуация: случайный метеорит распорол космический корабль, как стальной нож консервную банку.

Космонавтов разбросало в разные стороны. Они несутся в безвоздушном пространстве подобно разноцветным рыбкам. Всей жизни осталось ровно столько, на сколько хватит кислорода в баллонах.

Что будут делать эти люди в свои последние минуты? О чем говорить, думать, мечтать?

«Калейдоскоп» — так называется сборник научно-фантастических произведений, который вы держите в руках. Он посвящен не какой-то локальной теме — взаимоотношениям человека и робота, космическим приключениям, невероятным изобретениям или социальным проблемам.

Сборник пестр по составу, каждый может легко разнести его составные части по различным участкам многоцветной радуги. Многие рассказы ворвались в нашу жизнь двадцать и тридцать лет назад, словно космические пылинки в атмосферу Земли.

Они прочертили яркую траекторию, но не сгинули бесследно. Лучшие из них вошли в золотой фонд мировой научно-фантастической литературы.

В сборнике вы увидите имена, от одного упоминания которых сладко замирает сердце любителя фантастики: Айзек Азимов и Рэй Бредбери, Клиффорд Саймак и Роберт Янг, Эдмунд Гамильтон и Гарри Гаррисон, Кобо Абэ и Иван Ефремов!

Однако первое слово скажем о Михаиле Афанасьевиче Булгакове. Сейчас он — признанный классик советской литературы.

Общий тираж романа «Мастер и Маргарита» далеко ушел за миллион экземпляров и на этом, конечно, не остановился. Влияние Булгакова несомненно испытали в своем творчестве братья Стругацкие.

Без Булгакова вряд ли появились бы книги В.Орлова «Альтист Данилов», В.Краковского «День творения», О.Корабельникова «Башня птиц».

В. А. Каверин считает, что Булгаков развивал традиции Гоголя, Сухово-Кобылина и Салтыкова-Щедрина.

«В «Мастере и Маргарите», — пишет Каверин, — эта традиция вспыхнула с новым блеском… В романе действуют написанные с выразительностью Гойи силы зла, воплотившиеся в людей обыкновенных и даже ничтожных.

Превращениям, чудесам, мрачному издевательству Сатаны над людьми нет предела. Но в самой слабости, с которой этому преступному своеволию противопоставлена простая история Христа, заложена основа нравственной победы».

«Мастер и Маргарита» — не единственное фантастическое произведение Булгакова.

Сквозь толщу десятилетий уже пробились комедии «Иван Васильевич» (кстати, очень неплохо экранизированная) и «Блаженство», впервые напечатанная в журнале «Звезда Востока» в 1966 г.

Летние книжки журналов «Знамя», «Октябрь» и «Дружба народов» за 1987 г. вернули нам повесть «Собачье сердце», пьесы «Адам и Ева», «Багровый остров». «Рукописи не горят», — булгаковский афоризм столь же верен, сколь лаконичен.

И вот «Роковые яйца». Повесть была опубликована в 1925 г. в журнале «Красная панорама» (в номерах 19–21 под названием «Луч жизни», в номерах 22, 24 появилось нынешнее название). Затем в альманахе «Недра» вышел расширенный вариант.

[1] Повесть принесла писателю шумную славу и невероятные поношения. Маяковский, вернувшийся из поездки по Америке, рассказывал, что одна из местных газет опубликовала сенсационное сообщение под заголовком «Змеиные яйца в Москве».

Это было изложение повести Булгакова, выданное за действительное происшествие. После 1926 г. рапповская критика повела по Булгакову «прицельный огонь» (по выражению критика В. Лакшина). Статьи были не только резки, но и оскорбительны.

Писателя обвиняли в «зубоскальстве», «злопыхательстве», во враждебности к Советской власти. Где теперь эти критики, кто их помнит?

Однако пойдем по порядку. Все началось с того, что в 1921 г. в феодосийской газете появилась заметка. Местный корреспондент сообщал о появлении в районе горы Карадаг «огромного гада», то есть змея. На его поимку якобы была отправлена рота красноармейцев.

Каких размеров был «гад», поймали его или он благополучно скрылся в пучинах Черного моря газета более не сообщала. Этот факт так бы и канул в Лету, если бы не жена Максимилиана Волошина Мария Степановна, признанный хранитель коктебельских обычаев и преданий. Она вырезала из газеты сообщение о «гаде», а М.

Волошин отправил его в Москву Булгакову. Примерно так, по словам Вс. Иванова, было заронено зерно будущей повести.

В 1922–1925 гг. М.А.Булгаков сотрудничал во многих периодических изданиях: «Рупоре», «Гудке», «На вахте», «Красной газете», «Красном журнале для всех», «Красной панораме». Не потому ли в повести появляется журнальный волк Альфред Аркадьевич Бронский, сотрудник «Красного Огонька», «Красного Перца», «Красного Прожектора» и даже «Красного Ворона»?

Среди современников В.Маяковский и М.Булгаков слыли великими остряками. Как-то они встретились в редакции «Красного Перца». Михаил Афанасьевич сказал:

— Я слышал, Владимир Владимирович, что вы обладаете неистощимой фантазией. Не можете ли вы мне помочь советом? В данное время я пишу сатирическую повесть, и мне до зарезу нужна фамилия для одного моего персонажа. Фамилия должна быть явно профессорская.

— Тимерзяев! — немедленно ответил Маяковский.

— Сдаюсь! — с ядовитым восхищением воскликнул Булгаков.

Своего героя он назвал Персиковым.

Профессор Персиков, как и многие русские интеллигенты, революцию не принял. Однако эмигрантом не стал. Во время гражданской войны голодал и холодал вместе со всеми москвичами. Ругал бюрократов, нэпманов, но объективно работал во славу молодой советской науки. Его замечательный «луч жизни» принес бы стране многочисленные блага, если бы в дело не вмешались тупицы.

Повесть «Роковые яйца» была закончена в 1924 г., а события, описываемые в ней, относятся к 1928 г. Москву недалекого будущего Булгаков рисует в полурадужных, полуиронических тонах. Здесь и пятнадцатиэтажные небоскребы, и рабочие коттеджи, которые якобы решили жилищный кризис, здесь и точно схваченные «гримасы нэпа», которые писатель предвидел с великолепной прозорливостью.

В повести там и сям разбросаны приметы времени, хорошо знакомые Булгакову-фельетонисту. Например, куплетисты Ардо и Аргуев — это, конечно, хорошо известные старым москвичам Арго и Адуев. Под писателем Эрендорфом подразумевается И.Эренбург, автор фантастического романа «Остров Эрендорф».

Булгаков был сторонником классического направления в драматургии, поэтому не воспринимал новаций В.Мейерхольда. В «Роковых яйцах» в шутливых тонах описан театр имени покойного Мейерхольда. Режиссер якобы погиб при постановке «Бориса Годунова» — обрушилась трапеция с голыми боярами.

Это смешно и соответствует стилю постановок Мейерхольда.

В повести «Роковые яйца» Булгаков использовал старый прием: изобретение поворачивается против ученого. Такой прием применили Мэри Шелли в плохо написанной, но знаменитой повести «Франкенштейн», Жюль Верн, Герберт Уэллс, А.Толстой, Карел Чапек, Д.Уиндэм и многие другие. Однако силой своего таланта писатель изобразил мир настолько реально, что поневоле ввел в заблуждение американскую прессу.

Лучшие умы России восприняли повесть восторженно. 30 июня 1925 г. В.В.Вересаев писал М.Горькому на Капри: «Обратили ли вы внимание на М.Булгакова в «Недрах»? Я от него жду очень многого…» Однако Горький уже прочитал повесть. Первая реакция была положительная: «Остроумно и ловко написаны «Роковые яйца» Булгакова».

Затем он дал более критическую оценку: «Булгаков очень понравился мне, очень, но он сделал конец рассказа плохо. Поход пресмыкающихся на Москву не использован, а подумайте, какая это чудовищно интересная картина» Максим Горький, видимо, прав.

Однако если бы Булгаков попытался раскрутить сюжет с нашествием «гадов» на столицу РСФСР, то неизвестно как сложилась бы судьба всей повести.

Между тем в тридцатых годах бурное развитие советской фантастики было надолго остановлено. Произведения А.Платонова, А.Грина, А.Беляева лежали под спудом, сами авторы влачили полуголодное существование. Рапповская критика обрушилась на фантастическую пьесу В.Маяковского «Баня», немало поспособствовав гибели поэта.

Подверглись репрессиям Владимир Киршон, автор фантастической пьесы «Большой день», и Вивиан Итин, написавший первую советскую утопию «Страна Гонгури». Расцвела так называемая фантастика «ближнего прицела», представителями которой стали В.Немцов, В.Охотников и им подобные.

Их фантазия простиралась в буквальном смысле не дальше завтрашнего дня и по характеру была близка к производственному роману. Апостолы «мечты бескрылой, приземленной» не могли дать полноценной пищи для воображения подрастающему поколению. Дело усугубилось также полной изоляцией советского читателя от зарубежной фантастики.

Сталинский «железный занавес» делал свое дело: мы ничего не знали об Азимове, Бредбери, Вайссе, Каттнере, Саймаке, первые книги которых появились в тридцатых годах.

Источник: https://www.libfox.ru/164947-spartak-ahmetov-kaleydoskop-nauchno-fantasticheskie-povesti-i-rasskazy.html

Где читать, скачать краткое содержание повести "Роковые яйца" по главам?

Могу предложить вариант краткого содержания фантастической повести Булгакова о профессоре Персикове и товарище Рокке непосредственно здесь, т.к. совсем недавно перечитывала ее, и сюжет свеж в памяти. Чтобы было понятнее, как развивались события с красным лучом и теми безобразиями, которые он (пучок света) натворил, свой ответ разобью на части, в соответствии со структурой произведения, которое само насчитывает 12 глав.

О чем говорится в 1 главе «Куррикулюм витэ профессора Персикова» из повести «Роковые яйца»?

———————­———————­———————­——————

Сначала дается небольшое описание прошлой жизни профессора Персикова. На момент совершения открытия — 16.04.1928 года, профессору уже 58 лет, он разведен, и по-прежнему предан своим лягушкам, изучением которых занимается с маниакальной преданностью.

Случившиеся разруха и бескормица в период с 1919 по 1925 (начало 1926) год, рушат его профессиональную деятельность (гибнут подопытные экспонаты, профессора теснят в квартирном вопросе), и он даже задумывается о переезде за рубеж.

Однако, неожиданным образом, жизнь в стране налаживается и зооинститут, где он служит директором, снова начинает заниматься исследованиями животного мира.

Обзор 2 главы «Цветной завиток»

———————­————

Персиков сидит в своем кабинете и рассматривает в микроскоп амеб. Его помощник Иванов, тем временем, подготавливает в своей лаборатории к испытаниям лягушку, и когда брыжжалка установлена, зовет профессора к себе.

Они около 1,5 часов спорят и обсуждают проводимый эксперимент, после чего Персиков возвращается в свой кабинет. Он мельком бросает взгляд на своих амеб, но вдруг его внимание привлекает необычный световой завиток, в котором амебы ведут себя необычайно активно.

Он слегка ошарашен происходящим и еще не полностью осознает, что сулит человечеству увиденное им в своем кабинете.

Кратко о 3-ей главе «Персиков поймал»

———————­——————

Что же удалось поймать профессору? Некий красный луч, который можно создать только от электричества. Амебы, попадающие в поле его действия, становились гиперактивными и росли чрезвычайно быстро.

Когда места перестало хватать для всех, сильные стали пожирать слабых, при этом новые особи получались в два раза крупнее. Персиков после увиденного решает рассказать все Иванову, которому поручается сделать камеру для проведения опытов. Когда новый прибор готов, то ученые проделывают опыт над лягушачьей икрой.

О, чудо! Действие луча оказывается эффективным, скоро институт начинает напоминать болото, от хора квакающих «образцов».

Глава 4-ая о «Попадье Дроздовой»?

———————­———

Несмотря на то, что данная часть содержит в себе упоминание некой дамы, речь в ней идет о стремительном распространении слухов в Москве. Никто не знает, кто проболтался об открытии Персикова, но скоро газеты заполнились небывалыми статьями о красном луче профессора, который переименовали в луч жизни.

Читайте также:  Краткое содержание зощенко трусишка вася за 2 минуты пересказ сюжета

Вскоре к профессору пожаловал нахальный журналист Бронский, который не столько брал интервью, сколько забрасывал Персикова невероятными предположениями о нужности луча. Уже в конце главы, благодаря прессе: увязали кошмарный мор кур Дроздовой с кошмарным лучом Персикова.

Вся эта шумиха рассердила профессора, который предпочитал тихие опыты с лягушками всеобщему ору.

О чем рассказывается в 5-й главе «Куриная история»?

———————­———————­———-

Глава начинается с того, что в Стекловске в курином хозяйстве Дроздовой случается мор. Ее любимые курочки и петушки, несмотря на заботу хозяйки, гибнут одна за другой. Ничто, даже церковные службы, не спасают ситуации с гибнущей птицей. Все заканчивается тем, что куриная «чума» охватывает всю страну.

  • Тем временем Персиков отбивается от назойливой прессы и малоприятных визитеров. Его даже пытаются сделать шпионом и подкупить, но Персиков выдерживает этот «натиск», выгоняя неприятных «товарищей» вон. В один из дней возле института он снова встречается с уже знакомым ему Бронским, благодаря коему стал «известным», и узнает шокирующую новость о «куриной чуме» страны Советов…

Какой предстает «Москва в июне 1928 года» — глава 6?

———————­———————­-

Обстановка напоминала феерию. Блеск иллюминаций, сожжение курей, издевательские шутки про объедание яиц, и полный запрет на птичьи продукты перемежался с громогласными криками газетных «изданий», где бичевали не только возможности новой интервенции Запада, но и бедного Персикова, производимого «ужасные» опыты со своим лучом.

Появление Рокка — глава седьмая

———————­————

Прошло две недели, прежде чем шествие мора завершилось на разных пограничных рубежах страны.

В результате ЧП, была создана комиссия, которой надлежало заняться восстановлением «поголовья» птицы, в которую попал и Персиков.

Эта работа чрезвычайно утомила профессора, однако вскоре он смог вернуться к своим испытаниям, где уже не спеша сооружалась большая камера и был сделан большой заказ за границу…

Все бы шло своим чередом, однако, в августе в дверь постучали… Перед Персиковым предстал товарищ Рокк, с бумагой из Кремля. Надлежало передать собранную профессором камеру в руки Рокка, который нацелился в подведомственном ему совхозе заняться опытами с домашней птицей, используя для благой цели изобретение Персикова.

  • Несмотря на сопротивления и разумное предостережение ученого о неизвестности последствий такого эксперимента, Рокк берет ответственность на себя и уезжает в совхоз «Красный луч» с надеждой на успешное проведение «облучения» куриных яиц.
  • Краткое содержание 8-ой главы «История в совхозе»
  • ———————­———————­———

Александр Семенович, прибыв на место службы, быстренько устанавливает камеру в оранжереи. Скоро прибывают яйца, и он наводит на них луч в соответствии с инструкциями, полученными от профессора.

В свою очередь, Персиков раздосадован на то, что его заказ на крокодиловые, страусиные и змеиные яйца, до сих пор не приходит из-за границы, в то время, как для Рокка успевают доставить все в срок и вовремя.

Тем временем, в совхозе начинают происходить чудеса. Сначала невыносимо воют собаки, потом исчезают все птицы, куда-то сбегают первые вылупившиеся птенцы, полученные под воздействием луча, и их никто не может найти… И вот близится новый день, когда Рокк все-таки должен получить свое первое «потомство».

Трагедия случается у у пруда, где Рокк самолично видит гибель своей жены в пасти огромной анаконды. Вот какие куры получились в совхозе! Рокк, в полном сумасшествии, бежит в ГПУ.

Краткое содержание Роковые яйца Булгаков за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/297392-gde-chitat-skachat-kratkoe-soderzhanie-povesti-rokovye-jajca-po-glavam.html

Собачье сердце: краткое изложение глав, идея и содержание повести — Учёба

04.11.2019

Повесть «Собачье сердце» бесспорно принадлежит к числу самых известных произведений, созданных русским писателем-сатириком Михаилом Булгаковым. В своём противоречивом литературном труде писатель истолковывает идею «пробуждения пролетарского сознания» на фоне Великой Октябрьской Революции.

Краткий пересказ сюжета повести «Собачье сердце»

Москва, декабрь 1924 год. Профессор с «говорящей» фамилией Преображенский подбирает на улице замерзающего пса. Собака обретает дом и кличку Шарик.

Спустя неделю профессор и его ассистент доктор Борменталь проводят научный эксперимент над животным: операбельно заменяют собачьи семенные железы и гипофиз на человеческие. Донором органов становится «свежий» труп пьяницы и дебошира Клима Чугункина.

Преображенский планировал эксперимент в области омоложения организма, но вместо предполагаемого результата добился совершенно других качественных перемен: «милейший пёс» с течением времени полностью очеловечился.

Вышедшее с операционного стола существо поднялось на ноги, стало носить одежду, разговаривать и выбрало себе имя — Полиграф Полиграфович Шариков.

«Новый гражданин» быстро социализируется: знакомится с председателем домкома Швондером, выбивает себе документы и устраивается на работу, связанную с отловом и уничтожением бездомных животных. Шариков даже начинает претендовать на часть квартиры своего создателя и приводит на порог профессора невесту.

Узнав, о правде своего происхождения, полиграф Полиграфович задумывает месть и пишет донос на Преображенского. Но у доктора наук давно есть связи в высших органах власти, кляузе не дают ход.

Понимая, что дальше будет только хуже, профессор и его помощник проводят обратную операцию. Спустя 10 дней в квартиру научного светилы вламывается Швондер с милицией.

Он требует объяснить исчезновение Шарикова. Преображенский предъявляет незваным гостям недавно прооперированную собаку.

Изумлённые представители «новой власти» уходят, а Преображенский вновь получает возможность нормально жить и работать.

Краткое содержание Роковые яйца Булгаков за 2 минуты пересказ сюжета

Список и краткая характеристика главных героев и других персонажей повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»

  •  Шарик — бродячая собака, которую подобрал профессор Преображенский
  •  Шариков Полиграф Полиграфович — мужчина, появившийся в результате эксперимента профессора Преображенского
  •  Чугункин Клим Григорьевич — почивший донор органов для эксперимента профессора
  •  Филипп Филиппович Преображенский — светила науки, талантливый хирург и учёный
  •  Борменталь Иван Арнольдович — молодой и перспективный ассистент Преображенского
  •  Бунина Зинаида Прокофьевна — горничная в квартире Преображенского
  •  Иванова Дарья Петровна — кухарка в квартире доктора наук
  •  Фёдор — швейцар
  •  Швондер — председатель домового комитета
  •  Вяземская — заведующая культурным отделом
  •  Васнецова — «невеста» Шарикова, машинистка
  •  Пётр Александрович — «крутой» пациент профессора

Краткое содержание повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» по главам

Кратчайший пересказ повести «Собачье сердце» по главам не раскроет ценности этого величайшего произведения, но поможет бегло ознакомиться с его сюжетной линией и основной идеей.

Глава 1. Мир глазами Шарика

Бездомный пёс погибает на улицах Москвы, мысленно описывая своё несчастное существование. Он страдает от голода, холода и жуткой боли от ожога кипятком. Собаку прикармливает колбасой некий господин в шубе, пёс послушно следует за своим благодетелем и оказывается на пороге хорошего дома со швейцаром.

Глава 2. Квартира профессора Преображенского

Одурев от запахов квартиры, служащей приютившему его профессору ещё и рабочим местом, Шарик пытается вырваться на волю. Его усыпляют, когда буян приходит в себя, он чувствует себя на много лучше.

Теперь новый жилец наблюдает за вереницей клиентуры профессора. Каждый из пациентов Преображенского мечтает лишь об одном — омолодиться любыми способами. За хорошую оплату, светило хирургии творит чудеса.

Вечером Шарик наблюдает скандальный визит в квартиру профессора Швондера и его прихвостней. Члены домкома требуют от Преображенского «уплотнения» в жилищном плане. Филипп Филиппович возмущенно звонит одному из своих высокопоставленных пациентов. Профессора оставляют в покое, напоследок обвинив в «нелюбви к пролетариату».

Глава 3. Новый статус Шарика и его истинные причины

В процессе принятия пищи профессор Преображенский рассуждает на тему «что такое разруха и откуда она берёт своё начало». Затем обсуждается судьба Шарика, принимается решение о покупке ошейника.

Профессор категорически запрещает использование насильственных методов воспитания в отношении собаки. Шарик начинает думать, что его жизнь удалась.

Раздаётся звонок телефона, он вызывает суматоху — Преображенский приказывает нести обед заранее, а Шарика лишают еды и запирают. Глава 4. Операция

Шарика оперируют. Ему удаляют семенники и гипофиз, на их место вживляют новые, от тела покойного Клима Чугункина. По предположению медиков, подобный эксперимент может стать открытием в сфере омоложения организма. Преображенский особых иллюзий не питает, он допускает высокую вероятность того, что пёс погибнет после операции.

Глава 5. Преобразования Шарика

В своём дневнике доктор Борменталь описывает историю перевоплощения выжившего пса. Собака теряет шерсть, у неё вытягиваются кости, меняется череп, лай всё больше похож на голос человека. Вывод: эксперимент приводит к очеловечиванию животного. Борменталь считает своего учителя гением, Преображенский, напротив, обескуражен результатами эксперимента.

Глава 6. «Человек» родился

Из Шарика получается трудновоспитуемый гражданин. Он требует оформления документов, называет себя Полиграфом Полиграфовичем Шариковым и переворачивает размеренную жизнь в квартире профессора вверх дном. Преображенский желал бы выселить нахала в любую другую комнату со своей жилплощади, но швондер отказывает ему, припомнив недавний скандал с «уплотнением» квартиры.

Глава 7. Клим разбушевался

Шариков глотает за обедом водку, читает переписку Энгельса с Каутским, отказывается от похода в театр. Борменталь уводит балагура на цирковое представление. Преображенский начинает задумываться над содеянным.

Глава 8. Ситуация накаляется до предела

Шариков требует узаконить своё проживание в квартире профессора. Он устраивается на работу в комитет по отлову бродячих животных. Из кабинета профессора пропадают деньги.

Борменталь готов взять на себя отравление неудачного результата эксперимента мышьяком, но Преображенский категорически ему это запрещает. К концу главы шариков приводит в дом невесту. Девушке объясняют, кто такой на самом деле её ухажёр. Шариков задумывает месть.

Глава 9. Последняя капля

Профессор преображенский принимает у себя своего старого пациента в военной форме. Тот рассказывает доктору наук, что его подопечный Шариков написал донос, в котором обвинил его и Борменталя в контрреволюционных речах, незаконном хранении оружия и угрозах убийства Швондера.

Шарикова зажимают в угол, требуют покинуть жилплощадь навсегда. Полиграф наглеет, достаёт пистолет и угрожает им Борменталю. Врачи, окончательно рассвирепев, скручивают дебошира, лишают его чувств и готовят операционную.

Глава 10. Эпилог

По требованию Швондера в квартиру профессора преображенского вторгается милиция с ордером на обыск. Профессора обвиняют в убийстве Шарикова.

Но светила науки спокойно объясняет незваным гостям, что его эксперимент сам собой пошёл вспять. Он предъявляет представителям власти некое существо, отдаленно напоминающее Шарикова. Посетители уходят.

Профессор продолжает работу. Шарик остаётся жить в его богатой квартире.

Краткие выводы и история создания повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Булгаков написал «Собачье сердце» буквально на одном дыхании — за три месяца. В виду своего содержания, повесть долгое время ходила «по рукам» знакомых и близких, не претендуя на печать.

7 мая 1926 года рукопись повести была обнаружена в квартире писателя и конфискована Советской Властью.

Прочесть этот труд ещё долго нельзя было официально — повесть выпускалась лишь самиздатом, её читали ночами, торопясь закончить и передать следующему.

Первая официальная публикация повести произошла в Германии. В 1968 году «Собачье сердце» опубликовал журнал «Грани». На Родине, благодаря перестройке и гласности, повесть увидела свет только в 1987 году со страниц журнала «Звезда».

Среди главных тем повести: наказание за вмешательство в естественный ход жизни и невозможность доверить изменение пусть даже несовершенного мира деятелям, не обладающим достаточным опытом, мудростью, нравственными качествами. Основная мысль повести: «разруха не в клозетах, а в головах».

Прочтения краткого содержания повести недостаточно, чтобы полностью оценить художественную ценность произведения «Собачье сердце».

Оригинальный текст повести буквально разобран на крылатые фразы, он блещет тонким сарказмом и любопытными замечаниями, характеризующими человеческое общество во всей его абсурдной противоречивости.

По мотивам повести, достаточно близко к тексту в 1988 году снят увлекательный одноимённый фильм.

Источник:

Краткое содержание Собачье сердце по главам (Булгаков)

Глава 1

Беспризорный пёс Шарик воет в подворотне от холода, голода и боли. Недавно его облил кипятком повар столовой. Пёс вспоминает свою несчастную жизнь. Люди неоднократно обижали его, били сапогами, кирпичами.

Шарик рассуждает о нравах московских обывателей. Он приходит к выводу, что самые мерзкие из них – дворники. Мучаясь от ожога, пёс прижимается к стене и решает, что скоро умрёт. Ему страшно, больно и одиноко.

Из магазина выходит человек в шубе, которого Шарик называет «господином». Пёс знает, что «товарищи» или «граждане» выглядят по-другому. Господин уверен в себе и никого обижать не станет. Неожиданно незнакомец достаёт колбасу. Он даёт кусок собаке, осматривает её и зовёт за собой.

Читайте также:  Краткое содержание бунин солнечный удар за 2 минуты пересказ сюжета

У подъезда Шарик видит, как подобострастно разговаривает с его благодетелем швейцар. Пёс решается зайти в богатый дом. Швейцар рассказывает, что в остальные квартиры будут подселять жильцов по постановлению товарищества. Господину новость не нравится, хотя его квартиру «уплотнение» не коснулось.

Глава 2

Шарик попадает в роскошную квартиру профессора Преображенского. У дверей их встречает женщина в белом фартучке. Господин поручает ей отвести пса в смотровую. Шарик, решив, что попал в ветлечебницу, пробует вырваться и убежать. Пса усыпляют хлороформом. Профессор лечит его рану.

Когда Шарик приходит в себя, он слышит, как Филипп Филиппович рассказывает горничной Зине, что приманил пса лаской и колбасой. Профессор уверен, что террор (ни красный, ни белый) не действует ни на одно живое существо, так как парализует нервную систему.

К Преображенскому на приём приходят обеспеченные пациенты. Шарик с любопытством наблюдает, как постаревшие люди хотят омолодиться с помощью чудо-лекарств и операций. Пожилой ловелас, престарелая дама и другие посетители платят профессору крупные суммы и уходят счастливые. Приём заканчивается вечером.

Неожиданно в квартиру заходят странные молодые люди. Члены нового домоуправления требуют, чтобы профессор добровольно отдал две из семи комнат под уплотнение. Преображенский приходит в ужас от такого предложения. Он объясняет, что нормальные люди обедают в столовой, оперируют в операционной, принимают гостей в приёмной.

Профессор звонит влиятельному пациенту и сообщает ему, что уедет в Сочи. Операции он предлагает проводить Швондеру – председателю управления. Члены домкома вынуждены уйти. Напоследок женщина в мужской одежде предлагает купить журналы, оказав помощь детям Германии. За отказ гневно называет профессора врагом пролетариата.

В наступившей тишине кухарка подаёт обед, а Шарик благоговейно склоняется перед спасителем.

Глава 3

За сытным обедом профессор беседует со своим ассистентом о еде, пищеварении и непонятных порядках новой власти. Преображенский рассказывает Борменталю Ивану Арнольдовичу, как чтение советских газет плохо влияет на здоровье. Он возмущается, что пролетарии ходят по мраморной лестнице в грязных валенках, что стали пропадать калоши, а свет теперь гаснет каждый вечер.

Филипп Филиппович уверен, что причина разрухи кроется в головах. Жизненный опыт позволяет ему утверждать, что человек должен выполнять свою работу, а не пытаться устроить судьбу далёких испанцев.

Шарику периодически достаются лакомые куски. Псу кажется, что он попал в собачью сказку. Засыпая, собака слышит, как Борменталь говорит, что уже договорился с патологоанатомами. Профессор обещает пока присмотреть за бездомным псом.

Неделю Шарик живёт как в раю. Его сытно кормят, покупают дорогой ошейник. Теперь он уверен, что попал в дом к божеству. Когда пёс безобразничает и Зина предлагает его наказать, божество авторитетно заявляет, что воздействовать на живое существо можно лишь внушением.

Источник: https://rozli.ru/prochee/sobache-serdtse-kratkoe-izlozhenie-glav-ideya-i-soderzhanie-povesti.html

Булгаков «Роковые яйца» – краткое содержание по главам — Русская историческая библиотека

На нашем сайте вы можете прочитать и ПОЛНЫЙ ТЕКСТ повести М. Булгакова «Роковые яйца». краткие содержания других его произведений: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Ханский огонь

58-летний профессор Владимир Ипатьич Персиков, знаменитый на весь мир биолог, специалист по земноводным и пресмыкающимся, живёт в Москве на Пречистенке.

Несмотря на тяготы и ужасы большевицкого режима, он из патриотизма остаётся в Советской России, помогает возродить разрушенный во время революции зооинститут и преподаёт в университете, где поражается тупости направляемых сюда партией студентов-марксистов, которые десятками не сдают экзаменов.

Роковые яйца. Экранизация повести М. Булгакова. 1995

Глава 2. Цветной завиток – краткое содержание

Но случайное событие 16 апреля 1928 становится началом ужасной катастрофы. В этот вечер Персиков рассматривает амёб через микроскоп у себя в кабинете. Ассистент Иванов на некоторое время отзывает его в другую комнату. Вернувшись, профессор видит нечто потрясающее на той части стекла с амёбами, в которую попал обычный отсвет линз микроскопа, похожий на цветной завиток.

«Ведь это же чудовищно!.. – произносит Владимир Ипатьич. – И если б он меня не отозвал, я бы этого не заметил! Ведь это сулит черт знает что такое!.. Даже нельзя представить всех последствий».

Персиков впадает в такое сумасшедшее вдохновение, что выходит из института в одной калоше и бредёт по улице с незажжённой папиросой во рту.

Глава 3. Персиков поймал – краткое содержание

Случайный поворот увеличительного рычажка нечаянно вызвал такой угол наклона линз, что в разноцветном завитке появился узенький ярко-красный луч.

И пока Персиков отходил в другую комнату, амёбы, попавшие под этот луч, начали с необычайной быстротой делиться.

Они к тому же приобрели вдвое бóльшие обыкновенных амёб размеры и неслыханную ярость – стали рвать друг друга в клочья: половина только что родившихся была тут же пожрана другими.

В следующие дни профессор окончательно убеждается: именно красный луч стал причиной всего этого. Приглашённый поглядеть на результаты опытов Иванов потрясённо возглашает, что Персиков открыл луч жизни. Иванов сооружает камеру, где при помощи линз и зеркал создаёт такой же луч, но более мощный и шириной сантиметра в четыре.

1-го июня Персиков начинает с помощью камеры опыты с лягушачьей икрой. За два дня из неё вылупляются тысячи головастиков, которые быстро вырастают в злых, готовых терзать друг друга лягушек. Вся эта масса квакает уже по всему институту, и её приходится перебить ядами.

Булгаков. Роковые яйца. Аудикнига

Глава 4. Попадья Дроздова – краткое содержание

Слухи об открытии Персикова распространяются по Москве, а потом и за границу. Едва начавший опыты учёный пока избегает говорить об их результатах, но к нему проникает назойливый репортёр «пролетарских» газет Альфред Бронский, выведывает некоторые сведения и с искажениями публикует их в «красной» прессе, вызывая громкую шумиху.

Ошеломлённый профессор видит, как московские толпы читают небылицы о его открытии на бегущих строках в центре города. Среди печатаемых там новостей проскальзывает и краткая заметка о том, что у кур некоей попадьи Дроздовой «появилась кошмарная болезнь».

Глава 5. Куриная история – краткое содержание

Дроздова, вдова бывшего протоиерея, скончавшегося в 26-м году от «антирелигиозных огорчений» [гонений], сумела создать в маленьком городишке Костромской губернии крупное куроводческое хозяйство из 250 несушек.

Несмотря на нещадные налоги, которыми облагала её советская власть, она достигла таких успехов, что её яйца возили продавать даже в Москву и Тамбов. Но в эти летние дни 1928 на кур Дроздовой напал мор, от которого все они передохли.

Потом та же куриная болезнь распространилась по всему городку.

Персиков в Москве долго не знает об этом. У него и так много забот: за материалами о его открытии уже охотятся иностранцы, и ГПУ приставляет к профессору охрану. Но вскоре к Персикову вновь является Альфред Бронский, и недоумевающий учёный слышит от него, что мор истребил уже всех кур в СССР.

Глава 6. Москва в июне 1928 года – краткое содержание

В июне 1928 гигантские рупоры радиоинформации вещают по всей Москве о мерах по борьбе с куриной чумой. Мясо и яйца погибшей птицы есть нельзя: они вызывают тяжёлую болезнь. Газетная пропаганда намекает, что мор вызван происками буржуазных держав. Известные куплетисты Шрамс и Карманчиков поют с эстрады: «Ах, мама, что я буду делать без яиц?».

Глава 7. Рокк – краткое содержание

Персиков продолжает исследования красного луча. К концу июля из Германии привозят новые линзы, и Иванов изготовляет камеры, где луч достигает в раструбе целого метра.

Однако к профессору приходит странный человек – в давно устаревшей чекистской кожаной куртке, с огромным маузером на боку и неприятным лицом.

Это Александр Рокк, заведующий подмосковным показательным совхозом, невежественный коммунистический бюрократ, который из карьеризма предложил кремлёвским вождям план быстро восстановить поголовье кур путём облучения яиц в своём совхозе лучом Персикова.

Профессор потрясён: воздействие луча на живые организмы полностью не исследовано. Даже если из облучённых яиц вылупятся куры, неизвестно, смогут ли они размножаться и можно ли их будет есть. Он предупреждает Рокка насчёт опасности затеи, однако тот объявляет: правительство уже издало распоряжение перевезти в его совхоз все камеры Персикова, кроме первой, самой маленькой.

Глава 8. История в совхозе – краткое содержание

При царе Рокк играл на флейте в одном из кинематографов Екатеринослава, а с началом революции примкнул к большевикам и сделал видную карьеру.

Он назначался на самые разные должности, но нигде не имел специальных знаний, действуя лишь как партийный надсмотрщик и контролёр.

Вот и теперь, по своей недалёкости и жажде возвыситься в чинах, он легкомысленно надумал применить открытие Персикова к восстановлению куроводства

В августе в совхоз к Рокку доставляют три больших камеры Персикова. Через несколько дней туда же привозят три ящика яиц, закупленных в Германии. Яйца имеют необычный вид: они очень большие и покрыты странными пятнами, однако Рокк по беспечности не придаёт этому значения.

Яйца помещают под луч. Вскоре после этого собаки близких к колхозу деревень начинают истошно выть по ночам. Из ближайших рощ улетают птицы, а из прудов пропадают лягушки.

Из-под скорлупы начинает раздаваться непрерывный стук. Однажды утром Рокк обнаруживает в оранжерее осколки от двух взломанных яиц, но вылупившихся цыплят рядом нет, и найти их нигде не удаётся! От волнения Рокк решает пойти искупаться на пруд. За ним бежит его толстая жена Маня.

Из зарослей лопухов у тропинки к пруду рядом с Рокком вдруг поднимается ввысь огромная пятисаженная змея. Она бросается на Маню оборачивается вокруг неё, давит, ломает кости и начинает проглатывать. Рокк с диким рёвом бросается бежать.

Глава 9. Живая каша – краткое содержание

Рокк добегает до ближайшей железнодорожной станции и рассказывает там о происшедшем сотрудникам ГПУ Щукину и Полайтису. Те принимают его за сумасшедшего, но всё же выезжают в совхоз на мотоцикле, вооружившись электрическим револьвером и ручным пулемётиком.

В совхозной усадьбе чекистов поражает полное безлюдие. Из оранжереи, где облучались яйца, слышен звук вроде шипения паровоза. Заглянув в окно, чекисты видят массу огромных змей, которые кишат на полу, как живая каша.

Выпрыгнувшая сзади громадная ящерица перекусывает Полайтису ногу. Щукин пытается отстреливаться, но его обвивает в своих кольцах гигантский удав…

Глава 10. Катастрофа – краткое содержание

Ночью в московскую газету «Известия» льются сообщения о том, что в сёлах Смоленской губернии рядом с совхозом Рокка появились громадные змеи, крокодилы и страусы величиной с лошадь. Утром вся столица читает разбрасываемый по улицам экстренный газетный выпуск: «Змеи идут стаями к Можайску, откладывая неимоверные количества яиц. Чтобы их остановить, приходится поджигать леса».

Персиков той же ночью, запасшись на всякий случай ядовитыми газами, готовится к опасному опыту по облучению в оставшейся у него камере яиц анаконд, страусов и варанов.

Однако для эксперимента ему неожиданно привозят куриные яйца.

Прочитав наутро сообщения газет, Персиков понимает: пришедшие из Германии яйца пресмыкающихся вследствие путаницы отвезли Рокку, а предназначенные для совхоза куриные – сюда, в московский институт!

Глава 11. Бой и смерть – краткое содержание

В охваченную паникой Москву прибывают толпы беженцев. Город объявлен на военном положении, из него уже вывозят золотой запас министерства финансов.

Против страшных гадов брошены военные части. По Тверской улице идёт на лошадях многотысячная Конная армия во главе со своим легендарным вождём. Идут и цистерны отравляющих газов. Разносится весть, что подвергшийся нападению гремучих змей Смоленск сгорел: жители, спасаясь из города, бросали зажжённые печи.

К институту Персикова собирается буйная толпа. Профессора несправедливо считают виновником катастрофы. Людская масса врывается в здание, убивает Персикова и предаёт институт огню.

Глава 12. Морозный бог на машине – краткое содержание

В боях с мерзкими гадами под Можайском Конная армия теряет три четверти своего состава, но не может остановить ужасных пресмыкающихся. Москву спасает лишь неслыханный мороз. Он внезапно ударяет в ночь с 19 на 20 августа, доходит до минус 18 градусов и держится два дня. Змеи и вараны, выходцы из тропических болот, не выдерживают такого холода и все погибают от него.

Читайте также:  Краткое содержание стендаль ванина ванини за 2 минуты пересказ сюжета

До самой весны 1929 года военные части очищают необозримые пространства от гниющих трупов гадов и людей. Большие камеры Персикова уничтожены при бомбёжке змей в совхозе Рокка, а последняя, маленькая, – толпой при погроме института. Красный луч потом больше никому и не удаётся получить – на том и кончается страшная история великого открытия.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

[1] Жизненный путь (лат.).

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5102-bulgakov-rokovye-yajtsa-kratkoe-soderzhanie-po-glavam

«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

Пьеса «Кабала святош» была написана Булгаковым в 1929 г. В 1930 г. пьеса была разрешена к постановке, но запрещена цензурой спустя 2 месяца. В 1931 г. Сталин беседовал с Булгаковым и разрешил играть пьесу. К этому приложил руку Максим Горький.

Но цензура изменила название на «Мольер», потребовала убрать намёки на современность (какие нашла). БДТ и МХАТ заключили договоры на постановку, но БДТ вскоре отказался от постановки из-за критической отрицательной статьи, подчёркивающей неактуальность пьесы.

Премьера состоялась в 1936 г. во МХАТе и имела большой успех.

В пьесу Булгаков перенёс свои отношения со Сталиным. В подтексте не Людовик запрещает Мольеру «Тартюфа», разрешая играть только смешные комедии, а Сталин запрещает Булгакову все пьесы, разрешая только «Дни Турбиных».

Литературное направление и жанр

Критик Вишневский обвинил Булгакова в том, что проблемы 17 в. неактуальны в советском обществе. Он предлагал читать пьесу как историческую хронику. Булгаков определял жанр своей пьесы как романтическую драму.

Булгаков не стремился к биографической точности.

Писатель указывает на две погрешности, призванные усилить драматический эффект: реальный исторический Мольер умер дома, почувствовав себя плохо на спектакле; Людовик охладел к Мольеру постепенно, прямого конфликта между ними не было.

По общепринятой классификации драматических жанров «Кабала святош» — трагедия, потому что главный герой умирает, пережив жизненное крушение.

Пьеса относится к реалистическому направлению. Показан тип писателя и тип тирана, которые хорошо накладываются на Мольера и Людовика, на Булгакова и Сталина, на всех прошлых и будущих творцов и тиранов. Их поведение обосновано психологически.

Проблематика

Основная проблема – судьба и творчество писателя, которому пришлось жить во времена тирана. С этого начинается пьеса: Мольер превозносит своё время, потому что это время Людовика.

Но судьба творца и его произведений зависит от одного человека, который требует слепого обожания и поклонения. Проблема отношений Мольер — Людовик 14 переносится на отношения Булгаков – Сталин.

Это заметили сразу, Сталину и Молотову была направлена записка, в которой разоблачался «тайный политический замысел» писателя: показать бесправие писателя при абсолютной монархии и диктатуре пролетариата.

Одна из проблем – профессиональное и личностное в человеке. С точки зрения Станиславского, Булгаков создал, прежде всего, просто человека, а не человека огромной воли и таланта. Мольер как гений, как артист не интересует Булгакова. Ему интересна простая человеческая жизнь Мольера.

В пьесе поднимается проблема человеческого сердца. Библейская основа лейтмотива – фраза о том, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Таковы сердца кабалы святош.

Но даже сердце Муаррона, по словам Мольера, не подходит для работы в сыскной полиции. А сердце Мольера так хорошо, что болеет от несправедливости мира и, в конце концов, не может жить.

Муаррон только пугает, что жизнь его продолжаться не может. Жизнь Мольера действительно не может продолжаться.

Конфликт

Внешние конфликты Мольера разнообразны и объясняются его тяжёлым вспыльчивым характером. Мольер ругается со слугой, с другими актёрами, первой и второй женой, приёмным сыном. Его нападки на религию в «Тартюфе» становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королём.

Все положительные герои обременены внутренними конфликтами, и именно это отличает их от отрицательных. Внутренний конфликт заставляет человека жить двойными стандартами, так что самому герою это противно. Так в первом действии Мольер славит короля, потому что именно от него зависит постановка его пьес, а в последнем, лишившись его милости, обличает.

Сюжет и композиция

Пьеса состоит из 4 действий. Между первым и вторым действием проходит от 7 до 10 лет (сами герои определяют прошедшее время противоречиво). В основе бытового сюжета – возможная кровосмесительная связь по незнанию Мольера с собственной дочерью. Историки не подтверждают такой связи в жизни Мольера.

Сюжет отсылает к древнегреческому мифу об Эдипе, который по незнанию женился на собственной матери. Мольер попадает в положение древнегреческого героя, чья жизнь полностью зависит от воли богов, а боги несовершенны. Таким богом в пьесе выступает Людовик 14, который распоряжается судьбами всех своих подданных, а не только Мольера.

Он делает Мольера придворным поэтом, становится крёстным отцом его детей (впрочем, они умирают). А потом запрещает Мольеру играть «Тартюфа» и лишает его своей милости, послушавшись заверений Кабалы Священного писания во главе с архиепископом в безбожии мэтра.

Мольер умирает, оставленный Армандой, лишившийся поддержки умершей Мадлены, переживший предательство приёмного сына, но умирает он на сцене! По словам верного актёра труппы Лагранжа, Мольера убила немилость короля и чёрная Кабала.

Герои пьесы

Жан-Батист Поклен де Мольер – главный герой пьесы. Его характер изображён очень реалистично. Все события первого действия раскрывают черты характера Мольера. С первых реплик читатель узнаёт, что Мольер болен.

Отыграв роль Сганареля, Мольер появляется в уборной, держась за сердце. Актёр вспыльчив, набрасывается на слугу Бутона, обвиняя его в том, что он сбил свечу. Мольер смущается, когда оказывается, что это сделал он сам.

Он великодушен, заглаживает свою вину, дарит Бутону свой кафтан вместо разорванного им.

Часть личностных характеристик дана в ремарках, из которых читатель узнаёт, что Мольер чуть заикается в жизни, но на сцене «первоклассен». Неисчерпаемо богатство его интонаций, движений, гримас, заразительна улыбка. В быту Мольер чувствует себя старым, седым, он окружён врагами и боится позора.

Речь Мольера, обращённая к Людовику, строится на контрасте и парадоксе. Он начинает с того, что ему нечего сказать королю, а заканчивает тем, что славен игрой во время великого французского короля Людовика.

Мольер справедлив, берёт себе только десятую часть денег, пожалованных королём, а остальное делит между актёрами.

Бутон характеризует Мольера как великого артиста по профессии и грубияна по характеру. Арманда считает его смелым и великим.

Мольеру до конца жизни не хватает Мадлены, с которой он привык советоваться в трудную минуту. Сама Мадлена называет Мольера страшным человеком и боится его.

Несчастья меняют Мольера. Он не только признаёт, что у него необузданный характер, но и справляется со своим гневом, даже не даёт Лагранжу убить Муаррона. Мольер прощает приёмного сына и открывает перед ним двери дома. Он великодушен.

В четвёртом действии именно Мольер становится выразителем авторской мысли. Он восклицает: «Ах, сердце человеческое», осуждая поведение короля, «куманька».

Всё окружение Мольера пользуется им в корыстных целях. Бутон заодно с подаренным кафтаном присваивает себе и штаны Мольера, и две серебряные монеты в кармане.

Бутон – типичный персонаж-трикстер. Он смешон в своей важности. Бутон считает, что он хорошо воспитан, потому что француз. Бутон неудачник, как и Мольер. Он прогорел на торговле пирожками, потом попал к Мольеру.

Мольер нуждается в грубых шутках Бутона, который ему предан. Слуга повторяет, усиливает слова Мольера. Бутон боится, чтобы Мольер не сказал ничего лишнего или запрещённого. Он любит Мольера и во имя этой любви просит его бежать в минуту опасности.

Лагранж отделён от остальных персонажей изначально. Читателю кажется, что он не заражён общим ожиданием из-за зависти. Но в момент потасовки Мольера с Бутоном Лагранж плачет. Он – хранитель тайны Мадлены, чёрный рыцарь, преданный ученик.

Людовик 14 показан как человек, живущий импульсивно. С одной стороны, он сочувствует де Лессаку, которого за обман должен ударить подсвечником, обругать, посадить в тюрьму. С другой стороны, он выспрашивает о последствии крапления карт с иезуитским любопытством. Он сажает Лессака в тюрьму на месяц, но велит отдать ему выигрыш.

Манера говорить у Людовика напоминает библейскую манеру Христа. Он задаёт вопросы, повторяет утверждения других, сам же ничего не утверждает. Он делает это не для того, чтобы прояснить истину, как Христос, а потому что сам во всём сомневается.

Людовик разоблачается Булгаковым в последних двух действиях. Его манипуляции (сначала дать, потом отнять; сначала пошутить, потом дать; сначала напугать, потом простить) – следствие испорченного сердца.

Мольер называет Людовика тираном, который подобен золотому идолу с изумрудными глазами. Идол раздавил Мольера, а тот всю жизнь лизал ему шпоры.

Лозунг Мольера «Ненавижу королевскую тиранию» — это лозунг самого Булгакова, который, как Мольер, боится говорить, что думает.

Мадлена – воплощение спокойной  семейной старости для Мольера. Страсть его давно прошла. Мадлена предлагает Мольеру радости семейного быта: он читает третий акт «Тартюфа», может с ней посоветоваться, любит грелку свечи, камин. Мадлена всё ещё любит Мольера, она ползает на коленях и умоляет не оставлять её, готова даже на связь Мольера с другой женщиной.

Муаррон – приёмный сын Мольера. Арманда называет Муаррона самым опасным человеком в Париже, Мольер – бесчестным бродягой и усыновлённым вором. Став предателем и почти пережив смерть (инициацию), Муаррон меняется.

Он тоже приобретает одну из черт Булгакова – покорность судьбе. Он действительно роднится с Мольером, потому что оба они (справедливо или нет) обвиняются в преступлении. Муаррон называет себя человеком с пятном.

Поэтому его не следует трогать и нельзя оскорблять, ведь он не может ответить.

Справедливый сапожник высказывает сокровенную мысль Мольера о том, что королевство без доносов существовать не может, а доносчики – это сволочь. Он – выразитель акцентов, идей в форме подтекста.

Стилистические особенности

Ремарки пьесы похожи скорее на эпические вставки и трудновыполнимы. Например, глаза дю Круази «опрокинуты», на всех вещах и людях «печать необыкновенного события, тревоги и волнения».

Некоторые фразы благодаря подтексту приобрели афористический смысл. Людовик бросает: «Люблю всех моих подданных, в том числе и бродячих».

Тема предательства, связанного с дьяволом и адом, раскрывается, прежде всего, через образ архиепископа Шаррона. В исповедальне он страшен, в дьявольской митре, крестит Арманду обратным крестом. Булгаков продумывает также световое сопровождение (фигуры то и дело поглощает тьма) и звуковое (орган, звучащий по-разному, детский хор).

Булгаков использует стилистические возможности языка. Например, речь отрицательных персонажей у него изобилует канцеляризмами даже в простом разговоре. Булгаков подчёркивает, что люди, подобные Муаррону или Шаррону (недаром фамилии созвучны) обо всём судят формально. Так Муаррон говорит, что повесится вследствие того, то его жизнь больше продолжаться не может.

В пьесе много библейских мотивов. Кроме уже упомянутых, обыгрывается возвращение блудного сына, мотив повешения предателя, мотив первородного греха.

  • «Кабала святош», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа
  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
  • Проделки Воланда и компании в Москве
  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
  • «Белая гвардия», анализ романа Булгакова
  • «Собачье сердце», анализ повести Булгакова
  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
  • «Бег», анализ пьесы Булгакова
  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова
  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
  • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
  • По произведению: «Кабала святош»
  • По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Источник: https://goldlit.ru/bulgakov/1019-kabala-sviatosh-analiz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector