Ночь первая. Ночь вторая
Было уже четыре часа утра, когда в комнату Фауста ввалилась толпа молодых приятелей – не то философов, не то прожигателей жизни. Им казалось, что Фауст знает все. Не зря он удивлял всех своими манерами и пренебрегал светскими приличиями и предрассудками.
Фауст встретил друзей по обыкновению небритым, в кресле, с черной кошкой в руках. Однако рассуждать о смысле жизни и назначении человека в такое время он отказался. Пришлось продолжить беседу в следующую полночь.
Фауст вспомнил притчу о слепом, глухом и
немом нищем, который потерял золотой. Тщетно проискав его, нищий вернулся домой и лег на свое каменное ложе. И тут монета вдруг выскользнула из-за пазухи и скатилась за камни.
Так и мы порой, продолжал Фауст, похожи на этого слепого, ибо не только не понимаем мир, но даже и друг друга, не отличаем правду от лжи, гения художника от безумца.
Ночь третья
Мир полон чудаков, каждый из которых способен рассказать удивительную историю. В жаркий день в Неаполе молодой человек в лавке антиквара встретил незнакомца в напудренном парике, в старом кафтане, разглядывавшего архитектурные гравюры. Чтобы познакомиться с ним,
посоветовал ему взглянуть на проекты архитектора Пиранези: циклопические дворцы, пещеры, превращенные в замки, бесконечные своды, темницы… Увидев книгу, старик с ужасом отскочил: “Закройте, закройте эту проклятую книгу!” Это и был архитектор Пиранези. Он создал грандиозные проекты, но не смог воплотить их и издал лишь свои чертежи.
Но каждый том, каждый рисунок мучил и требовал воплотить его в здания, не позволяя душе художника обрести покой. Пиранези просит у молодого человека десять миллионов червонцев, чтобы соединить аркой Этну с Везувием. Жалея безумца, он подал ему червонец.
Пиранези вздохнул и решил приложить его к сумме, собранной для покупки Монблана…
Ночь четвертая
Однажды мне явился призрак одного знакомого – почтенного чиновника, который не делал ни добра, ни зла. Зато он дослужился до статского советника. Когда он умер, его холодно отпели, холодно похоронили и разошлись.
Но я продолжал, думать о покойном, и его призрак предстал передо мною, со слезами упрекая в равнодушии и презрении. Словно китайские тени на стене, возникли предо мной разные эпизоды его жизни. Вот он мальчик, в доме отца своего. Но воспитывает его не отец, а челядь, она учит невежеству, разврату, жестокости. Вот мальчик затянут в мундир, и теперь свет убивает и развращает его душу.
Хороший товарищ должен пить и играть в карты. Хороший муж должен делать карьеру. Чем больше чины, тем сильнее скука и обида – на себя, на людей, на жизнь.
Скука и обида привели болезнь, болезнь потянула за собой смерть… И вот эта страшная особа здесь. Она закрывает мне глаза – но открывает очи духовные, чтобы умирающий прозрел наготу своей жизни…
В городе устраивают бал. Всем действом руководит капельмейстер. Он как будто собрал все, что есть странного в сочинениях славных музыкантов. Звучит могильный голос валторн, хохот литавр, смеющихся над твоими надеждами. Вот Дон-Жуан насмехается над донной Анной.
Вот обманутый Отелло берет на себя роль судьи и палача. Все пытки и терзания сливались в одну гамму, темным облаком висящую над оркестром… Из него капали на паркет кровавые капли и слезы.
Атласные башмачки красавиц легко скользили по полу, танцующих подчинило какое-то безумие. Свечи горят неровно, колеблются тени в удушливом тумане… Кажется, пляшут не люди, а скелеты.
Утром, заслышав благовест, я зашел в храм. Священник говорил о любви, молился о братском единении человечества… Я бросился пробудить сердца веселящихся безумцев, но экипажи уже миновали церковь.
Многолюдный город постепенно пустел, осенняя буря загнала всех под крыши. Город – живое, тяжело дышащее и еще тяжелее соображающее чудовище. Одно небо было чисто, грозно, неподвижно, но ничей взор не поднялся к нему. Вот с моста скатилась карета, в которой сидела молодая женщина со своим спутником.
Перед ярко освещенным зданием остановилась. Протяжное пение огласило улицу. Несколько факельщиков сопровождали гроб, который медленно несли через улицу. Странная встреча! Красавица выглянула в окошко.
В этот момент ветер отогнул и приподнял край покрова. Мертвец усмехнулся недоброю насмешкой. Красавица ахнула – когда-то этот молодой человек любил ее и она отвечала ему душевным трепетом и понимала каждое движение души его…
Но общее мнение поставило между ними непреоборимую преграду, и девушка покорилась свету. Едва живая, через силу поднимается она по мраморной лестнице, танцует. Но эта бессмысленная фальшивая музыка бала ранит ее, отзывается в ее сердце мольбой погибшего юноши, мольбой, которую она холодно отвергла.
Но вот шум, крики у входа: “Вода, вода!” Вода уже подточила стены, проломила окошки и хлынула в зал… Что-то огромное, черное появилось в проломе… Это черный гроб, символ неизбежности… Открытый гроб мчится по воде, за ним волны влекут красавицу…
Мертвец поднимает голову, она касается головы красавицы и хохочет, не открывая уст: “Здравствуй, Лиза! Благоразумная Лиза!”
Насилу Лиза очнулась от обморока. Муж сердится, что она испортила бал и всех перепугала. Он никак не мог простить, что из-за женского кокетства лишился крупного выигрыша.
И вот наступили времена и сроки. Жители городов бежали в поля, чтобы прокормить себя. Поля становились селами, села – городами.
Исчезли ремесла, искусства и религия. Люди почувствовали себя врагами. Самоубийцы отнесены были к героям.
Законы воспрещали браки. Люди убивали друг друга, и никто не защищал убиваемых. Повсюду появлялись пророки отчаяния, внушавшие ненависть отверженной любви, оцепенение гибели. За ними пришел Мессия отчаяния. Хладен был взор его, громок голос, призвавший людей вместе испытать экстаз смерти…
И когда из развалин вдруг появилась юная чета, прося отсрочить гибель человечества, ей отвечал хохот. Это был условный знак – Земля взорвалась. Впервые вечная жизнь раскаялась…
Ночь пятая
Несколько умов попытались построить новое общество. Последователи Бентама нашли пустынный остров и создали там сначала город, затем целую страну – Бентамию, чтобы воплотить в жизнь принцип общественной пользы. Они считали, что польза и нравственность – одно и то же. Работали все.
Мальчик в двенадцать лет уже откладывал деньги, собирая капитал. Девушка читала трактат о прядильной фабрике. И все были счастливы, пока население не увеличилось.
Тогда не стало хватать земли. В это время на соседних островах тоже возникли поселения. Бентамцы разорили соседей и захватили их земли.
Но возник спор пограничных городов и внутренних: первые хотели торговать, вторые воевать. Никто не умел примирить свою выгоду с выгодой соседа. Споры перешли в бунт, бунт – в восстание. Тогда пророк воззвал к очерствевшему народу, прося обратить взор к алтарям бескорыстной любви.
Никто не услышал его – и он проклял город. Через несколько дней извержение вулкана, буря, землетрясение уничтожили город, оставив один безжизненный камень.
Ночь шестая
Странный человек посетил маленький домик в предместье Вены весной 1827 г. Он одет был в черный сюртук, волосы растрепаны, глаза горят, галстук отсутствует. Он хотел снять квартиру. Видно, он когда-то занимался музыкой, потому что обратил внимание на музыкантов-любителей, собравшихся здесь разыграть последний квартет Бетховена.
Незнакомец, однако, не слышал музыки, он только наклонял голову в разные стороны, и слезы текли по его лицу. Лишь когда скрипач взял случайную ноту, старик поднял голову: он услышал. Звуки, которые раздирали слух присутствующих, доставляли ему удовольствие. Насилу молодая девушка, пришедшая вместе с ним, сумела отвести его.
Бетховен ушел, никем не узнанный. Он очень оживлен, говорит, что только что сочинил самую лучшую симфонию, – и хочет это отпраздновать. Но Луизе, которая содержит его, нечего подать ему – денег хватает только на хлеб, нет даже вина.
Бетховен пьет воду, принимая ее за вино. Он обещает найти новые законы гармонии, соединить в одном созвучии все тона хроматической гаммы. “Для меня гармония звучит тогда, когда весь мир превращается в созвучие, – говорит Бетховен Луизе. – Вот оно! Вот звучит симфония Эгмонта!
Я слышу ее. Дикие звуки битвы, буря страстей – в тишине! И снова звучит труба, ее звук все сильнее, все гармоничнее!”
О смерти Бетховена пожалел кто-то из придворных. Но его голос потерялся: толпа слушала беседу двух дипломатов…
Ночь седьмая
Гости покорились искусству импровизатора Киприяно. Он облекал предмет в поэтическую форму, развивал заданную тему. Он одновременно писал стихотворение, диктовал другое, импровизировал третье. Способность к импровизации он получил совсем недавно.
Его одарил доктор Сегелиель. Ведь Киприяно вырос в бедности и тяжело переживал, что чувствует мир, но не может его выразить. Он писал стихи по заказу – но неудачно.
Киприяно думал, что в его неудаче виновата болезнь. Сегелиель лечил всех, кто обращался к нему, даже если болезнь была смертельной. Он не брал денег за лечение, но ставил странные условия: выкинуть в море большую сумму денег, сломать свой дом, покинуть родину. Отказавшиеся выполнить эти условия вскоре умирали.
Недоброжелатели обвинили его в многочисленных убийствах, но суд оправдал его.
Сегелиель согласился помочь Киприяно и поставил условие: “Ты будешь каждое мгновение все знать, все видеть, все понимать”. Киприяно согласился. Сегелиель положил руку на сердце юноши и произнес заклинание. В этот момент Киприяно уже чувствовал, слышал и понимал всю природу – как прозектор видит и чувствует тело молодой женщины, касаясь его ножом…
Он хотел выпить стакан воды – и видел в ней мириады инфузорий. Он ложится на зеленую траву и слышит тысячи молотков… Киприяно и людей, Киприяно и природу разделила бездна… Киприяно обезумел. Он бежал из отечества, скитался.
Наконец он поступил шутом к одному степному помещику. Он ходит во фризовой шинели, подпоясанный красным платком, сочиняет стихи на каком-то языке, составленном из всех языков мира…
Ночь восьмая
Себастьян Бах воспитывался в доме своего старшего брата, органиста ордруфской церкви Христофора. Это был уважаемый, но немного чопорный музыкант, который жил по-старинному и так же воспитывал своего брата. Только на конфирмации в Эйзенахе Себастьян первый раз услышал настоящий орган. Музыка захватила его целиком!
Он не понимал, где он находится, зачем, не слышал вопросы пастора, отвечал невпопад, вслушиваясь в неземную мелодию. Христофор не понял его и очень огорчился легкомыслию брата. В тот же день Себастьян тайком проник в церковь, чтобы понять устройство органа И тут его посетило видение. Он увидел, как трубы органа подымаются вверх, соединяются с готическими колоннами.
Казалось, в облаках проплывали легкие ангелы. Слышен был каждый звук, и, однако, понятно становилось только целое – заветная мелодия, в которой сливались религия и искусство…
Христофор не поверил брату. Огорченный его поведением, он заболел и умер. Себастьян стал учеником органного мастера Банделера, друга и родственника Христофора.
Себастьян обтачивал клавиши, вымеривал трубы, выгибал проволоку и постоянно думал о своем видении. А вскоре он стал помощником другого мастера – Альбрехта из Люнебурга.
Альбрехт удивлял всех своими изобретениями. Вот и сейчас он приехал к Банделеру сообщить, что изобрел новый орган, и император уже заказал ему этот инструмент.
Заметив способности юноши, Альбрехт отдал его учиться вместе со своей дочерью Магдалиной.
Наконец учитель добился для него места придворного скрипача в Веймаре. Перед отъездом он обвенчался с Магдалиной. Себастьян знал только свое искусство. Утром он писал, занимался с учениками, объясняя гармонию. Венерами он играл и пел вместе с Магдалиной на клавикорде.
Ничто не могло нарушить его спокойствия. Однажды во время службы к хору присоединился еще один голос, похожий не то на вопль страдания, не то на возглас веселой толпы. Себастьян посмеивался над пением венецианца Франческе, но Магдалина увлеклась – и пением и певцом. Она узнала песни своей родины.
Когда Франческо уехал, Магдалина изменилась: замкнулась, перестала работать и только просила мужа сочинить канцонетту. Несчастная любовь и заботы о муже свели ее в могилу. Дети утешили отца в горе.
Но он понял, что половина его души погибла раньше времени. Тщетно пытался он вспомнить, как пела Магдалина – он слышал лишь нечистый и соблазняющий напев итальянца.
Ночь девятая
Когда свершился путь каждого из описанных героев, все они предстали перед Судилищем. Каждый был осужден либо за то, что сделал с собой, либо за то, чего не сделал. Один Сегелиель не признал над собой высшей власти. Судилище потребовало от подсудимого явиться перед собой, но ему отвечал лишь далекий голос из бездны: “Для меня нет полного выражения!”
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-russkie-nochi-odoevskij/
Краткое содержание: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Майская ночь
МАЙСКАЯ НОЧЬ
Опера в трех актах (четырех картинах)
Либретто Н. А. Римского-Корсакова
Действующие лица:
|
|
||
|
} | русалки |
|
- Парубки, девушки, десятские, утопленницы-русалки.
- Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на
Троицкой или Русальной неделе. - Время: начало XIX века.
- СЮЖЕТ
Веселые песни звучат майским вечером на улице
украинского села: это парубки и дивчата затеяли игру в «Просо». Лишь молодой
казак Левко не участвует в игре. Он торопится к своей возлюбленной, красавице
Ганне. Ласковой песней он зовет ее на свидание. И хотя отец Левко — старый
Голова — до сих пор не дал согласия на женитьбу, влюбленные счастливы.
Красота
украинского вечера, приветливые огоньки загорающихся звезд, тихий плеск озера
навевают им светлые грезы. Ганна просит рассказать ей старинное предание о
полуразвалившемся панском доме, что таинственно чернеет над озером. Левко не
хочет тревожить девушку страшной историей, но уступает ее настойчивым просьбам.
Давным-давно, рассказывает он, жил в этом доме вдовец-сотник с красавицей
дочкой. Он женился, но молодая жена невзлюбила свою падчерицу. Она была ведьмой
и сделала так, что сотник выгнал дочь из дому. Девушка с горя бросилась в озеро
и обернулась русалкой. Однажды вместе с подругами она утащила в воду свою
мачеху, но та тоже прикинулась русалкой.
Так и не знает Панночка, которая из ее
подруг — злая мачеха-ведьма. Пока рассказывал Левко, на землю спустились
сумерки. Далеко слышны задумчивые девичьи песни. Девушки весело подтрунивают
над пьяным Калеником, который никак не может найти своей хаты. С шутками они
указывают ему дорогу в хату Головы.
А тем временем Голова, воспользовавшись
отсутствием Левко, прокрался к Ганне, чтобы опять докучать ей любовными
признаниями. Рассерженная красавица грозит все рассказать своему жениху. Но
Левко и сам слышал это объяснение; он решил как следует проучить старого
кривого Голову, сложив про него насмешливую песню.
Голова и его Свояченица
чинно беседуют с почтенным гостем, Винокуром. Неожиданно в хату вваливается
пьяный Каленик. Не замечая никого, он располагается спать, как у себя дома, и
вовсю поносит Голову.
Только хотел возмущенный хозяин выпроводить незваного
гостя, как камень, пущенный чьей-то рукой, выбил стекло, и с улицы послышалась
озорная, насмешливая песня парубков про Голову. В гневе он выскочил из хаты,
чтобы поймать зачинщика, и возвратился, таща переодетого Левко.
Внезапно
светильник погас, и вместо сына в темном чулане оказалась запертой Свояченица,
которую ловкие парубки подсунули Голове в темноте. К торжествующему Голове
пришел Писарь с вестью, что главный смутьян пойман и посажен в казенную хату.
Но Голова уверен, что виновника поймал он сам. Чтобы разрешить пор, он отпирает
чулан и с изумлением видит Свояченицу.
Голова, Писарь и Винокур крадучись приближаются к казенной
хате и по очереди заглядывают в замочную скважину. Их охватывает суеверный страх:
они вновь видят Свояченицу.
Голова решает не пожалеть добра и спалить хату
вместе с сатаной в женском образе. Лишь Писарь осмелился приотворить дверь.
По
его требованию узница перекрестилась, а после того, как на Голову обрушился
поток ругательств и упреков, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что
перед ними в самом деле не черт, а Свояченица.
А Левко, оставив веселую ватагу парней, спустился к
озеру. Все его думы обращены к любимой. Он напевает о ней ласковую, задушевную
песню. И, словно привлеченная звуками музыки, в окне полуразрушенного дома
показалась Панночка, а по берегу озера русалки повели хороводы.
Они затеяли
игру в ворона, и Левко, по просьбе Панночки, указал ведьму. С торжествующими
возгласами русалки увлекли ее с собой на дно, а благодарная Панночка, дав
казаку записку для отца, пропала. Парубок проснулся с запиской в руке.
Приблизившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские (деревенская стража)
признали в Левко зачинщика вчерашнего переполоха и бросились вязать его. Но, к
удивлению присутствующих, Левко передал отцу записку, в которой комиссаровой
рукой предписывалось Голове женить сына на Ганне.
Радостно встретились
влюбленные; теперь ничто уже не мешает их счастью.
МУЗЫКА
Несмотря на простоту сюжета и относительно скромные
размеры, «Майская ночь» привлекает разнообразием музыкального содержания.
Наряду с лирическими сценами в ней представлены комедийно-бытовые и
фантастические эпизоды, картины народных обрядов, в обрамлении и на фоне
которых развертывается действие.
Музыка оперы имеет преимущественно лирический
характер, основой ее служат многочисленные напевные, легко запоминающиеся
мелодии, среди которых немало народных.
Увертюра, построенная на музыкальных темах оперы,
начинается поэтичными зовами валторн; музыка постепенно оживляется, приводя к
стремительной, темпераментной коде.
Первый акт открывается хороводом «Просо» (слова и
мелодия народные), основанным на перекличке двух хоров. Гибкая, привольно
льющаяся песня Левко «Солнышко низко, вечер уж близко» полна восторженного,
теплого чувства.
Следующий за ней лирический дуэт «О, не бойся, калиночка
красная» вырастает в большую сцену; певучим фразам Ганны сопутствуют то
капризные, то мечтательные реплики солирующей скрипки в оркестре;
заключительный эпизод сцены — рассказ Левко «Давно это было», в котором
свободно чередуются речитативно-ариозные фразы. Прощание Ганны и Левко звучит на
фоне печальной троицкой песни девушек «Завью венки» (слова и музыка народные).
С ней контрастирует последующая комическая сцена с пьяным Калеником, музыка
которой выдержана в ритме гопака. В терцете (Ганна, Левко, Голова)
выразительные мелодии Ганны оттеняются умоляющей скороговоркой Головы. Акт завершается
раздольной песней Левко и парубков «Хлопцы, слышали ли вы?»
Во втором акте — две картины, изобилующие комедийными
ситуациями.
В первой картине выделяются таинственно-вкрадчивый рассказ Винокура
«Вечером, как помнится, не поздней вот этого» и сменяющая его задорная песня
парубков (музыка из первого акта).
Картина заключается комической трехголосной
фугеттой (Голова, Писарь, Винокур) «Пусть все знают, что значит власть»; ее
напыщенная важность подчеркивается сопровождением флейты пикколо и малого
барабана.
В начале второй картины обращает на себя внимание
комическое фугато «Сатана! Это сам сатана!», передающее оцепенение и страх
Головы, Писаря и Винокура. Сочным юмором окрашена захлебывающаяся, дробная скороговорка
Свояченицы.
Третий акт распадается на две большие контрастные сцены
— фантастическую и бытовую. Оркестровое вступление (музыка начала увертюры)
живописует поэтичную картину южной ночи, полной таинственных, неясных звуков.
Ариозо Левко «Как тихо, как прохладно тут» и его песня «Спи, моя красавица»
проникнуты безмятежным, мечтательным настроением.
Полная восхищения песня Левко
«Ой ты, месяц», близкая к украинским народным напевам, прерывается чарующими
лирическими фразами Панночки, которые сопровождаются легкими, как дуновение «ветерка,
прозрачными пассажами арф.
Выдержанный в изящном танцевальном ритме хор русалок
«Заманивать молодца пением» пленяет чистотой и свежестью напевной мелодии.
Светлым, прозрачным колоритом обладает хороводная песня русалок «Собирайтесь,
девицы, собирайтесь, красные», родственная народным игровым песням.
Сцена игры
в ворона основана на мотивах, напоминающих древние языческие заклинания. Фантастическая
часть акта заканчивается нежным лирическим дуэтом Панночки и Левко «О, как
легко мне теперь, как отрадно» и оркестровой картиной солнечного восхода
(музыка начала акта).
С хрупкой, поэтичной музыкой фантастических эпизодов
выпукло контрастируют грубовато-комичные речитативы Головы, Писаря и Винокура.
Окончание речитативной сцены идет на фоне русальной обрядовой песни женского
хора «Порох, порох по дороге», которая сменяется песней мужского хора «Святая неделя,
зеленые святки» быстрого, решительного характера; затем оба напева,
полифонически объединяясь, звучат одновременно. Ликующий, взволнованный дуэт
Ганны и Левко и торжественный величальный хор завершают оперу.
Источник: http://vsekratko.ru/opera/085.html
«Белые ночи» Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя) (Повесть) Пересказ
Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 классПантелеева Е. В.
- «Белые ночи»
- Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя)
- (Повесть)
- Пересказ
Ночь первая
Герой произведения в течение восьми лет живет в Петербурге, но при этом не сумел завести ни одного знакомства. Ему известен почти весь город: многих людей он знает в лицо и видит на улицах каждый день. Одним из таких людей является старичок, которого герой в определенный час встречает на Фонтанке.
Если они оба в хорошем расположении духа, то кланяются друг другу. Мечтателю знакомы и дома. Порой он даже воображает, что они с ним разговаривают, или же он сам с удовольствием с ними общается: «Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора.
Нарочно буду заходить каждый день, чтоб не залечили как-нибудь, сохрани его господи!..» Три дня героя мучило беспокойство, причина которого — в боязни одиночества. Город опустел, так как его жители уехали на дачу.
Мечтатель готов был отправиться вместе с ними, но никто его не приглашал, словно все его забыли, словно он для них совсем чужой.
Возвращаясь в позднее время после прогулки, герой увидел на набережной девушку, пристально смотрящую в воду канала. Девушка плакала, и пока герой подыскивал вежливые слова утешения, она прошла мимо него по тротуару. Следовать за ней он не решился. Недалеко от незнакомки вдруг появился нетрезвый господин и поспешил вслед за ней.
Герой бросился на мужчину с сучковатой палкой, и только тогда тот оставил даму в покое. Мечтатель рассказывает девушке, что в своих мечтах он создает целые романы, но на самом деле ни разу не был даже знаком с женщинами по причине своей робости. Девушка говорит, что ей подобная скромность даже нравится.
Герой надеется на следующую встречу и просит незнакомку следующей ночью прийти на набережную снова. Дама обещает быть в девять, но умоляет не влюбляться в нее и рассчитывать только на дружбу. У девушки есть какая-то тайна, о которой она не хочет говорить.
Мечтатель почувствовал себя таким счастливым, что всю ночь бродил по городу, не в силах вернуться домой.
Ночь вторая
При встрече дама просит героя рассказать ей свою историю, на что он отвечает, что никакой истории у него нет. У девушки есть слепая бабушка, которая никуда ее не отпускает.
После того как героиня два года назад нашалила, старушка пришпилила булавкой ее платье к своему, и теперь молодая особа вынуждена сидеть дома и читать бабушке вслух. Герой говорит, что он — мечтатель, и только тогда вспоминает, что не знает имени спутницы. Она представляется Настенькой.
Герой рассказывает девушке о том, кто такие мечтатели: «Нет, Настенька, что ему теперь до всей этой мелочи! Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он, как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений.
Теперь он едва замечает ту дорогу, на которой прежде самая мелкая мелочь могла поразить его». В своих мечтах герой и дожил до двадцати шести лет, он даже справляет «годовщину своих ощущений». Девушка рассказывает мечтателю свою историю.
Мать и отец у Настеньки умерли очень рано, и поэтому она попала к бабушке. Однажды, когда старушка уснула, девушка уговорила сесть на свое место глухую работницу Феклу и отправилась к подруге. Когда бабушка проснулась и о чем-то спросила, Фекла испугалась и убежала, так как не могла понять, о чем ее спрашивают. Как-то в мезонин домика бабушки переехал новый жилец приятной наружности.
Он давал Настеньке книги, приглашал их с бабушкой в театр на «Севильского цирюльника». После этого они втроем еще несколько раз посещают театр, а потом жилец сообщает, что уезжает в Москву. Настенька тайком от бабушки собирает вещи и хочет ехать вместе с ним.
Мужчина говорит, что пока не может жениться на девушке, но через год обязательно за ней приедет: «Клянусь вам, что если когда-нибудь я буду в состоянии жениться, то непременно вы составите мое счастие; уверяю, теперь только одни вы можете составить мое счастье.
Слушайте: я еду в Москву и пробуду там ровно год. Я надеюсь устроить свои дела. Когда ворочусь, и если вы меня не разлюбите, клянусь вам, мы будем счастливы». Теперь он в городе уже три дня, но к Настеньке не приходит.
Мечтатель предлагает девушке написать письмо любимому и обещает передать его через знакомых Настеньки. Героиня дает ему письмо, уже давно написанное и запечатанное.
Ночь третья
В пасмурный и ненастный день герой понимает, что любовь Настеньки к нему была лишь радостью о скором свидании с другим. На свидание с героем девушка пришла на час раньше, так как очень хотела увидеть своего любимого и надеялась, что он придет. Но мужчина не пришел.
Мечтатель успокаивает Настеньку: «Вы только подумайте: он едва мог получить письмо; положим, ему нельзя прийти, положим, он будет отвечать, так письмо придет не раньше как завтра». Девушка надеется увидеть любимого на следующий день, но чувство досады не покидает ее.
Она сокрушается, что ее возлюбленный не похож на мечтателя, который так добр к ней.
Ночь четвертая
На следующий день в девать часов герои были уже на набережной. Однако мужчина все не появлялся. Мечтатель признается Настеньке в любви, но говорит, что понимает ее чувства к другому человеку и относится к ним с уважением.
Девушка говорит, что тот человек ее предал, и поэтому она всеми силами попытается его разлюбить. Когда герои уже собираются уходить с набережной, к ним подошел молодой человек: «Боже, какой крик! Как она вздрогнула! Как она вырвалась из моих рук и порхнула к нему навстречу!..
» Настенька ушла вместе со своим любимым, а мечтатель долго глядел им вслед.
Утро
В унылый и дождливый день работница Матрена принесла мечтателю письмо от Настеньки. Девушка просила прощения и благодарила героя за его любовь. Она обещает навсегда сохранить мечтателя в памяти и просит не забывать ее.
Герой перечитывал письмо несколько раз, и на его глаза наворачивались слезы: «Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал темнее облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда пошла вместе с ним к алтарю… О никогда, никогда!» Мечтатель мысленно благодарит девушку за минуту счастья, минуту блаженства, которую она ему подарила.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Рапсодия II. Белые ночи
И вот опять настал голубой час, час великой тоски, когда море поет возвышенную песнь о тебе и обо мне, мрачное страдание нашей печальной судьбы.Все сливается в моей душе; грезы моих ночей переходят в бодрствующий день; в глубокой тьме на голых
«БЕЛЫЕ НОЧИ» (Le notti bianche) Италия,1957.99 минут.
Режиссер Лукино Висконти.В ролях: Марчелло Мастроянни, Жан Маре, Мария Шелл, Клара Каламаи.М — 2; Т — 3; Дм — 4; Р — 3; Д — 4,5; К — 5, (0,667)Итальянские режиссеры часто экранизировали классические произведения русской литературы XIX века, как
«БЕЛЫЕ НОЧИ» (White Nights) США. 1985.135 минут.
Режиссер Тейлор Хэкфорд.В ролях: Михаил Барышников, Грегори Хайнс, Изабелла Росселлини,Ежи Сколимовский, Хелен Миррен, Джералдин Пейдж.В — 3,5; М — 2,5; Т — 2,5; Дм — 2; Р — 3,5; Д — 4; К — 3, (0,576) После аварии самолета танцор Николай Родченко из
«Тарас Бульба»
(Повесть из цикла «Миргород»)
Пересказ
IТарас Бульба встречает своих сыновей, которые учились в Киевской бурсе и теперь приехали домой к отцу. Это были два дюжие молодца, крепкие, здоровые. Тарас посмеивается над одеждой сыновей, те, не ожидая такого приема,
«Шинель»
(Повесть из цикла «Петербургские повести»)
Пересказ
В одном из департаментов служит ничем не примечательный чиновник, Акакий Акакиевич Башмачкин. В течение многих лет он делает одну и ту же рутинную работу — переписывает документы. Его должность называется
«Нос»
(Повесть из цикла «Петербургские повести»)
Пересказ
I25 марта в Петербурге случилось странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич захотел съесть горячего хлеба с луком. Он сел за стол, взял в руки нож и принялся резать хлеб. В одной из половин хлеба он увидел что-то
«Ася»
(Повесть)
Пересказ
В возрасте двадцати пяти лет Н. Н. уезжает за границу. Он молод, здоров, весел и богат. Молодой человек путешествует без определенной цели, его интересуют не скучные памятники, а люди. На водах Н. Н. увлекся молодой вдовой, но женщина предпочла
«Детство»
(Повесть)
Пересказ
В августе 18** г. в семь часов утра просыпается Николенька Иртеньев. Наступил уже третий день после десятого дня рождения мальчика. Гувернер Карл Иваныч ведет Николая и его брата Владимира здороваться с родителями. Мать в этот момент разливает
«Отрочество»
(Повесть)
Пересказ
Приехав в Москву, Николенька чувствует, что с ним произошли перемены. Сердце мальчика способно теперь не только отзываться на собственные беды, но и на несчастья других людей. Он способен сопереживать и сочувствовать. Николенька понимает
«Юность»
(Повесть)
Пересказ
Николаю Иртеньеву уже шестнадцать лет. Он готовится к вступительным экзаменам, и душа его наполнена мечтами и думами о своем дельнейшем жизненном предназначении. В отдельную тетрадь молодой человек записывает все обязанности, которые
«Леди Макбет Мценского уезда»
(Повесть)
Пересказ
Глава перваяКатерина Львовна была по наружности женщиной очень приятной, от роду ей шел двадцать четвертый год. Девушку выдали замуж за богатого купца Измайлова. Семья их состояла из вдового свекра Бориса Тимофеевича,
«Детство»
(Повесть)
Пересказ
Глава 1В полутемной комнате на полу, под окном, лежит отец мальчика. Он одет в белое, необыкновенно длинный, его веселые глаза прикрыты черными кружками медных монет, доброе лицо пугает оскаленными зубами. Мать, полуголая, стоит на коленях,
«Олеся»
(Повесть)
Пересказ
Рассказчик, Иван Тимофеевич, сообщает, как, отдыхая в отпуске в деревне, услышал о некой местной колдунье. Заинтригованный, он находит в лесу жилище старой ведьмы и знакомится с ее внучкой Олесей. Иван находит Олесю интересной в общении девушкой
«Поединок»
(Повесть)
Пересказ
Автор дает описание офицерства николаевского времени, выделяя в галерее портретов подпоручика Юрия Ромашова — молодого, амбициозного, немного самовлюбленного и обидчивого. Полный смелых мечтаний, он не видит смысла в существующей
«Собачье сердце»
(Повесть)
Пересказ
1В холодной и промозглой подворотне страдал от голода и боли в ошпаренном боку бездомный пес. Он вспоминал, как жестокий повар обварил ему бок, думал о вкусных колбасных обрезках и наблюдал за бегущей по своим делам машинисточкой. Пес
«Египетские ночи»
Повесть
(повесть, 1835; опубл. — 1837)
Источник: https://lit.wikireading.ru/44700
Краткое содержание повести «Белые ночи» по главам (Ф.М. Достоевский) | Литрекон
Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, творивший в 19 веке. Особенно отмечают его вклад в развитие стиля реализма в литературе, а также персонализм его произведений и их глубокую психологичность и экзистенциальность.
«Белые ночи» написаны Достоевским в 1848 году. Это работа была высоко оценена современниками. В ней писатель рассказывает историю мечтателя, оторванного от реальности жизни и впервые встретившего любовь. Здесь она воспроизведена в сокращении.
Основные события повести — встреча героя с девушкой, которая отрывает его от иллюзий. Сюжет интересен своей неоднозначностью, ведь в книге почти ничего не происходит, кроме разговоров и прогулок.
Поэтому краткий пересказ произведения «Белые ночи» от Многомудрого Литрекона насыщен цитатами из текста и передает все тонкости мысли и чувства персонажей.
Глава первая. Ночь первая
Герой повествования делится с читателями своими мыслями, из которых мы понимаем, что герой наш одинок. Предпочитая обществу людей компанию домов, каждый из которых он наделяет какими-то особыми, почти личностными чертами, он все-таки тяготится своим одиночеством. Когда он узнает, что все вдруг уехали на дачу, неизъяснимая печаль мучает его:
«Петербург грозил обратиться в пустыню, так что наконец мне стало стыдно, обидно и грустно: мне решительно некуда и незачем было ехать на дачу. Я готов был уйти с каждым возом, уехать с каждым господином почтенной наружности, нанимавшим извозчика; но ни один, решительно никто не пригласил меня; словно забыли меня, словно я для них был и в самом деле чужой!»
Герой рассказа наделен живым воображением. Он чувствителен и восприимчив. Знает свой город (Петербург) прекрасно.
Он рассказывает нам о впечатлении от случайной своей встречи с «неизъяснимо трогательной» петербургской природой, состоявшейся, когда герой наш случайно вышел к заставе, гуляя по городу.
Он сравнивает эту местность с чахлой, но задумчиво прекрасной девушкой, взгляд которой будит тоску о том, что
«так скоро, так безвозвратно завяла мгновенная красота, что так обманчиво и напрасно блеснула она перед вами, — жаль оттого, что даже полюбить ее вам не было времени…».
Далее герой продолжает свой рассказ о том дне, события которого и легли в основу всего повествования. Той же ночью он встречает у моста девушку, тихо плачущую. С трепещущим сердцем он пытается подойти к ней, однако она ускользает. Но случай дает герою возможность помочь незнакомке, и он спасает ее от грозного прохожего.
Между героями завязывается разговор, в котором герой чистосердечно заявляет:
«Я совсем отвык от женщин; то есть я к ним и не привыкал никогда; я ведь один… Я даже не знаю, как говорить с ними. Вот и теперь не знаю — не сказал ли вам какой-нибудь глупости?».
Девушка с симпатией отзывается на откровенность нашего героя, выраженную в его словах: «Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит». Он раскрывает ей свою душу:
«Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни, что я такие минуты, как эту, как теперь, считаю так редко, что не могу не повторять этих минут в мечтаньях».
Герой желает новой встречи, и девушка соглашается, оговариваясь о том, что желает что-то рассказать ему, вверить свою душу.
Он с нетерпением ждет новой встречи, бродя по городу абсолютно счастливым.
Глава вторая. Ночь вторая
Настенька и рассказчик встретились. Между ними завязывается долгий разговор, каждый из них рассказывают другому свою историю. Главный герой, говоря о себе, отмечает, что он «тип», то есть «оригинал», «смешной характер», наконец, мечтатель. Что есть для него
«как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время. Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька!) тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого».
Герой говорит о своей жизни, о сладком томлении мечтания, которое заменяет ему тоску обыденной жизни.
Настя говорит, что «нехорошо так жить», участливо удивляется рассказу героя, а он говорит , что знает теперь, что «даром потерял все свои лучшие годы»! Он говорил ей:
«Теперь, когда я сижу подле вас и говорю с вами, мне уж и страшно подумать о будущем, потому что в будущем — опять одиночество опять эта затхлая, ненужная жизнь; и о чем мечтать будет мне, когда я уже наяву подле вас был так счастлив!».
Настенька ответила, что теперь они будут всегда вместе, что она понимает героя и хочет рассказать ему свою историю.
История Настеньки
Девушка рассказала, что попала к бабушке маленькой девочкой после смерти отца и матери. До 15 лет Настя училась. В это же время она совершила проступок, за что бабушка «пришпилила» девушку к своему платью, чтобы та не отходила от нее. Так и дожила Настя до своих 17 лет (на момент встречи с героем).
Однажды заехал к ним в дом нанимать комнату молодой человек. Насте он понравился. Он заметил, в каком положении находится девушка, отчего Настя очень смутилась. Жилец давал девушке и ее бабушке новые книги, водил в театр, но потом почти перестал заходить.
Настя тосковала, она не могла перестать думать о том, в кого уже успела влюбиться. Наконец, она решилась на разговор, когда узнала, что скоро жилец выезжает, завершив свои дела по работе. Девушка сильно переживала, так, что даже сознание ее помутилось, она заплакала перед своим возлюбленным.
Он сразу все понял, но дал ей понять, что сейчас они не могут быть вместе. Герой сказал, что пока он беден, и ему не на что содержать семью. Молодой человек пообещал ей устроить свои дела и через год за ней вернуться, оставляя ей возможность в любой момент перестать ждать его.
Так он и уехал обратно в Москву.
И вот сейчас возлюбленный Насти вернулся, он в городе, она точно знает это, но он не ищет с ней встречи, не посылает письма.
Герой наш успокаивает девушку, предлагает ей написать письмо. Она смущается и сначала отказывается, считая, что этим навязывается, но уже в следующий момент сама отдает уже написанное письмо герою, чтобы тот отнес его на квартиру Настиному возлюбленному.
Глава третья. Ночь третья
День выдался дождливым, и встреча героя с Настенькой не состоялась. Нашему герою было скучно, его мучали смутные, еще не различимые мысли и сомнения. Он думал о том, что обманулся, что вся любовь и ласка Настеньки была лишь от ожидания встречи с другим.
Он вспоминал, как Настенька ждала встречи с возлюбленным, благодаря его (героя) за то, что он не влюбился в нее, как сделал бы всякий другой, что его она будет ничуть не меньше любить, чем своего возлюбленного мужа. От такой любви сердце героя переполнилось мукой, и он рассказал Насте о странном ощущении своем, не говоря прямо о чувствах.
На слова его Настя кокетливо отозвалась, но не слушала серьезно. Пробил одиннадцатый час, возлюбленного Насти все не было. Раздосадованный герой сообщил Насте о времени, но, почувствовав вину и боль за девушку и ее хрупкое сердце, тот час же принялся ее успокаивать и предложил завтра снова сходить на квартиру к возлюбленному девушки.
Настя согласилась. Слезы появились в ее глазах. Главный герой пытался утешить Настеньку, и она сказала ему
«Знаете ли, что мне пришло теперь в голову? Я вас обоих сравнила. Зачем он — не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас».
Наш герой ничего не ответил. Они говорили, и Настенька сказала:
«Послушайте, зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Зачем прямо, сейчас, не сказать что есть на сердце, коли знаешь, что не на ветер свое слово скажешь?».
Она поблагодарила его, пожелала счастья с той, которую он полюбит, сказала, что он совсем уже не Мечтатель и скоро вовсе излечится. Было поздно, и герои разошлись. Настенька сказала, что завтра, если будет дождь, она не придет, но послезавтра они встретятся обязательно.
На прощание она сказала, что они теперь навсегда вместе, но герой чувствовал себя как никогда одиноко.
Когда пробило девять часов, герой, несмотря на ненастье, не мог усидеть на месте и вышел на улицу, но Настеньку так и не увидел, ожидая завтрашнего дня. Думая, что она, наверное, уже вместе с возлюбленным.
Глава четвертая. Ночь четвертая
Герой пришел на встречу с Настенькой. Возлюбленный ее до сих пор не появился, и с новостью о том, что письма у главного героя нет, рухнула последняя надежда героини. Настенька недоумевала, отчего так жестоко бросили ее, а у героя разрывалось сердце от ее боли.
Он предложил вновь написать письмо, но Настя отмахнулась от его идеи со словами, что забудет своего обидчика. Она говорила ему: «Скажите: вы бы не так поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, вы бы не бросили ей в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?
Герой, терзаемый изнутри своей любовью, не выдержал и признался Насте в любви. Он смешалась, покраснела и не могла подобрать слов.
— Что ж делать, Настенька, что ж мне делать? – спрашивает герой девушку, не в силах справится с собой.
Настя не отгоняет его, выслушивает. А герой продолжает:
— Вам жаль меня, Настенька; вам просто жаль меня, дружочек мой!… я думал, что вы… я думал, что вы как-нибудь там… ну, совершенно посторонним каким-нибудь образом, уж больше его не любите. Тогда…я бы сделал так, что вы бы меня полюбили: ведь вы сказали, ведь вы сами говорили, Настенька, что вы меня уже почти совсем полюбили.
Девушка отвечала ему:
— Я его люблю; но это пройдет, это должно пройти это не может не пройти; уж проходит, я слышу…Возьмете ли вы теперь мою руку?
Герой был вне себя от счастья. Они с Настенькой гуляли, смеялись, плакали, «были как дети». Настенька предложила герою переехать к ним, нанимать у них мезонин.
Они разговорились о планах на будущее. Настенька все не отпускала героя домой, то смеясь, то плача. Наконец, герой пошел провожать Настю до дома. В один миг девушка вся замерла и прижалась к нему, пристально смотря в одну точку.
В эту минуту мимо проходил молодой человек и внимательно посмотрел на пару. Сердце задрожало в груди героя.
Это оказался возлюбленный Насти, она неистово закричала, вырвалась из рук героя и побежала к нему, но только коснувшись того, другого, вновь вернулась к герою и горячо поцеловала его, на этот раз, оставляя его навсегда. Герой долго стоял и смотрел на пару, пока они не пропали из глаз его.
Глава пятая. Утро
Наутро герой получил письмо от Насти, в котором она просила его о прощении и сердечно благодарила за его любовь, обещала хранить о нем вечную память. Она предложила ему встречу и прежнюю дружбу, пригласив на свою скорую свадьбу.
Герой долго перечитывал письмо, слезы стояли в его глазах. Вся комната вокруг будто посерела, давя на героя напоминанием о его неутешной теперь жизни, в которой он представил себя и через много лет.
Но он думал о том, что никогда обида не опорочит светлого имени Настеньки. Он твердил, как молитву:
«Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Екатерина Озаровская
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/belye-nochi-po-glavam/
Белые ночи — краткое содержание
a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db
a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db
a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db
a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db
Действие повести происходит в 1840-х годах в Петербурге. Главный герой – Мечтатель.
Ему 26 лет, и он уже 8 лет живет в этом городе в доходном доме в самой дешевой грязной комнате, стены которой покрыты копотью, а по углам висит паутина.
Мечтатель – мелкий чиновник и после работы он очень любит гулять по улицам города, любуясь его домами, среди которых у него уже есть «друзья». А вот среди людей хороших друзей у Мечтателя нет.
Однажды, возвращаясь домой после прогулки, он слышит женские рыдания и видит на берегу канала хрупкую фигурку девушки. Он решает узнать у нее, что произошло, но она пугается и убегает.
Но встрече и знакомству все же суждено было состояться – к девушке пристает пьяный похожий и Мечтатель, набросившись на него с палкой, побуждает его к бегству. Он рассказывает девушке о том, что никогда до этого не общался с женщинами, и поэтому робеет.
Но и девушке нужен кто-то, кто может выслушать ее и понять. Поэтому молодые люди договариваются о встрече на этом же месте на следующий день.
Следующий вечер Настенька и Мечтатель провели, рассказывая друг другу свои истории.
Мечтатель долго говорил ей о том, о какой жизни он грезит – о жизни, полной приключений и волшебства, о той жизни, о которой он читал в книгах.
Он рассказал ей, каким одиноким он чувствует себя, когда возвращается из своих грез в реальную жизнь. И Настенька, выслушав его, говорит о том, что теперь у него есть она, а значит, он уже не одинок.
Сама Настенька сирота, живет со старой бабушкой в небольшом доме. Бабушка слепа, и Настенька вынуждена проводить все время около нее. Год назад у них в доме комнату снимал молодой человек, который очень понравился Настеньке. Он тоже полюбил девушку и готов был на ней жениться, но у него не было денег.
Поэтому он уехал ровно на год в Москву, и они договорились, что через год встретятся в 10 часов вечера на берегу канала. Год пошел 3 дня назад, но молодой человек так и не появился в условленном месте – поэтому Настенька так горько и рыдала, сидя на берегу. Мечтатель решает помочь девушке и берется передать письмо ее жениху, что и делает на следующий день.
Вечером встреча Мечтателя и Настеньки не состоялась, так как шел сильный дождь. На следующий вечер, Мечтатель рассказывает Настеньке о том, что ему удалось передать ее письмо. Она взволнована и боится, что ее жених все равно не придет, и при этом начинает мечтать о будущей жизни. Мечтателю очень грустно слышать это, потому что он понимает, что и сам любит Настеньку.
Вместе с тем он чувствует, что у него уже есть то, от чего он не может быть одиноким – ее дружба.
На следующий вечер жених так и не пришел, и Настенька делает вывод, что он ее бросил. Мечтатель хочет снова повидать того молодого человека, но Настенька возражает. И тогда он решается на признание, говоря, что любит ее.
И в ответ слышит, что Настенька уже не любит своего жениха, так как он поступил с ней не благородно. Она может полюбить Мечтателя, если он даст ей немного времени, чтобы забыть старые чувства. Они еще долго мечтают о том, как будут жить вместе.
И как раз в ту минуту, когда они прощаются, договорившись о следующей встрече, появляется жених Настеньки. Она радостно бросается к нему, и они уходят.
На следующее утро Мечтатель получает письмо, в котором Настенька благодарит его за доброту, просит прощения и сообщает о том, что у нее скоро состоится свадьба. Он снова остается один, но в сердце у него уже не так пусто, как прежде.
Источник: http://szhato.ru/dostoevskiy/68-belye-nochi.html