Александр Михайлович Гликберг, Саша Черный – знаменитый русский поэт
Серебряного века, блестящий сатирик и тонкий лирик. Известен он и как автор замечательных детских
произведений. Пожалуй, одной из
самых известных детских книг Саши Чёрного стал «Дневник фокса Микки», впервые опубликованный
во Франции.
Размер первого тиража составил всего лишь 200 экземпляров, но зато
каждая книга была собственноручно подписана: «Саша Черный. Париж. 1927». Потом эта
очень забавная и добрая книга
переиздавалась и переводилась на многие иностранные языки.
Но, поверьте,
даже восемьдесят пять лет спустя, она ничуть не устарела и читается на одном
дыхании, отлично поднимая настроение.
Хотите узнать, что думают о нас, людях,
братья наши меньшие, — например, собаки? Тогда прочитайте самый настоящий,
«собственнолапный» дневник на редкость смышлёного и симпатичного фокса Микки. В
ироничной манере он рассказывает о своей полной событий собачьей жизни, о
маленькой хозяйке Зине и обо всем, что его окружает. Трагикомичные рассказы о
наблюдениях пёсика за всем происходящим очень забавны. Они будут интересны и детям
младшего школьного возраста (7+) и взрослым, а ещё — это идеальная книга для
семейного чтения.
Чёрный, С. Дневник фокса Микки:
повесть, сказка / Саша Чёрный; худож. Н.В.Богуславская. –М.: Лабиринт Пресс,
2013. – 92 с.: ил. – (Открой книгу)
В книге много юмора, нежности и немного
грусти. В ней описаны наблюдения собаки за людьми и окружающим его миром. Этот «весёлый
фоксик Микки, самый умный из зверей» — великий фантазёр и мечтатель. Он милый, добрый, деликатный и верный. Но главное в нем – его жизнерадостность и
доброжелательность, особенно к детям. Правда иногда он бывает ворчлив, но это
самую капельку. Что Микки делает с большой охотой, так это рассуждает: «Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую
лужицу на полу – его тычут в нее носом: когда же то же самое сделает Зинин
младший братишка, пелёнку вешают на верёвочку, а его целуют в пятку. Тыкать – так
всех! … Петух ни с того ни с сего клюнул меня в нос. Я только подошел
поздороваться. Зачем же драться, нахал горластый?! Плакал, плакал, сунул нос в
корытце с дождевой водой и до вечера не мог успокоиться».
Иногда он делает совершенно неожиданные для
себя поступки: «Котята! Скажите
пожалуйста!.. Их мать, хитрая тварь, исчезнет в парке на весь день: шмыг – и
нету, как комар в елке. А я должен играть с ее детьми… один лижет меня в нос.
Я
тоже его лизнул, хотя зубы у меня почему-то щелкнули… Другой сосет мое ухо. Мамка я ему, что ли?
Третий лезет ко мне на спину и так царапается, словно меня теркой скребут.
Р-р-р-р! Тише, Микки, тише… Зина хохочет и захлебывается, ты, говорит, их
двоюродный папа.
Я не сержусь: надо же им кого-нибудь лизать, сосать и
царапать… Но зачем же эта девочка смеётся? Ах, как странно, странно! Сегодня
бессовестная кошка вернулась наконец к своим детям.
И, знаете, — когда они
бросили меня и полезли все под свою маму, — я посмотрел из-под скатерти,
задрожал всей шкурой от зависти и нервно всхлипнул. Непременно об этом напишу
стишок…»
Но, наверное, не стоит раскрывать всех секретов этого непоседы.
Просто откройте книгу, и пусть осуществится мечта этого добродушного фокстерьера,
который хотел, чтобы его дневник читала «какая-нибудь
девочка в зелёном платьице… Села бы она у камина с моим сочинением, читала бы,
перелистывала бы и улыбалась. И в каждом доме, где только есть маленькие ножки
с бантиками и без бантиков, знали бы моё имя: Микки!»
***
«Ставлю три звездочки. Я видал в детских книжках – когда человек
делает прыжок к новой мысли, он ставит три звёздочки…»
***
Литературный Микки имел в жизни реального
прототипа – небольшую шуструю собачку из породы фокстерьеров, которую поэт
завел вскоре после того, как поселился в Париже. Беззаветно преданный своему
хозяину, пёсик был всеобщим любимцем и поистине полноправным членом семьи.
«Фокс был презабавный – половина головы
чёрная, половина белая, и он был умница – понимал каждое слово своего хозяина.
Были у Микки и свои обязанности. В каждое утро, в половине восьмого, он садился
в передней у двери и не сводил глаз со щёлки из пола. Проходили минуты.
Микки
не двигался и только постепенно от нетерпения и внутреннего волнения начинал
дрожать всем телом… Наконец, часов в восемь, консьержка, разносившая почту,
начинала просовывать в щёлку номер «Последних новостей». Сначала показывался
кончик сложенной газеты, потом больше.
Наконец, наступал блаженный момент:
Микки схватывал газету зубами и стрелой летел в спальню, прыгал на постель
Александра Михайловича и с торжеством подавал ему номер. В конце концов пёсик
дождался литературной известности. Саша Черный начал печатать «Дневник фокса
Микки». А.
Седых «Далекие близкие». Нью —
Йорк, 1962 г.
Саша Черный умер 5 августа 1932 года в Ла
Фавьер, помогая тушить пожар, он перенапряг сердце. Ему было 53 года. Говорят,
когда он умер, его собака Микки легла ему на грудь и скончалась от разрыва
сердца.
Об авторе.
Александр Михайлович Гликберг родился 1 (13) октября 1880 года в
Одессе в семье аптекаря-провизора. Однажды он открыл секрет своего псевдонима:
«Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин.
Когда я еще не думал, что из моей «литературы» что-нибудь выйдет, я
начал подписываться этим семейным прозвищем». Семья Саши была большая и зажиточная,
но малокультурная. Счастливым его детство не назовешь, отношения с родителями не
заладились.
Когда Саше исполнилось 15 лет, он сбежал из дома, последовав,
кстати, примеру старшего брата. Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца,
отвезла его в Петербург, где он продолжил учение в гимназии. Однако был
отчислен из гимназии за несданный экзамен по алгебре.
Саша Черный оказался в
катастрофическом положении, без всяких средств к существованию. Отец и мать
перестали отвечать на письма сына с мольбами о помощи.
Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши,
брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его
горестной участи на страницах петербургской газеты «Сын Отечества» —
одной из крупнейших газет того времени.
Статья попала на глаза житомирскому
чиновнику Константину Константиновичу Роше, и тот решил взять его к себе в дом.
Здесь прошли молодые годы Александра Гликберга. К.К.Роше, самозабвенно
увлекаясь поэзией, преподал своему воспитаннику первые уроки стихотворства.
Гимназию в Житомире Саше тоже не удалось закончить из-за конфликта с
директором.
В 1900 году Александр был призван на воинскую службу. Отслужив 2
года, он был уволен в запас. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, Александр
Гликберг решает перебраться в Петербург. Здесь он начал сотрудничать в
сатирическом журнале «Зритель». 27 ноября 1905 года — день рождения
его имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале под стихотворением
«Чепуха».
В 1906 году поэт отправился в Германию, в Гейдельберг, где,
наконец, смог продолжить образование: в течение двух лет он слушал лекции в
университете, общаясь с философами, что сказалось на и на его мировоззрении, и
на творчестве. Вернувшись в Петербург, в 1908 году, он стал одним из ведущих
авторов журнала «Сатирикон».
Вскоре Саша Черный стал бесспорным поэтическим
лидером, завоевав всероссийскую известность. Его стихи, с какой-то особенной
смесью желчи и горечи, дерзости и детскости, были у всех на устах. После выхода
книг «Сатиры» и «Сатиры и лирики» в 1911 году Саша Черный
как бы исчезает с литературной арены.
Неожиданно для всех порвал с
«Сатириконом» — раз и навсегда. Ушел из журнала без всяких объяснений
и видимых причин. В этом же 1911 году состоялся дебют Саши Черного в детской
литературе.
В 1912 году вышел его первый детский рассказ «Красный
камушек», в 1915 году книга стихов для детей «Тук-тук», в 1914
году — «Живая азбука» в стихах, ставшая знаменитой. Постепенно
творчество для детей делается его главным занятием.
В Первую мировую войну Саша Черный отправился на фронт, где
служил в 5-й армии «рядовым из вольноопределяющихся». Впечатления от военных
действий легли в основу стихотворного цикла под названием «Война». Революция
застала поэта в Пскове, куда его назначили заместителем комиссара Северного
фронта. Поначалу он пытался смириться с новым режимом, однако так и не сумел.
В марте 1920 года он вместе с женой уехал
из России: вначале жил в Берлине, затем — в Италии, после – в Париже. В 1927 г.
вместе с группой эмигрантов поселился в Провансе, в поселке Ла Фавьер.
Дом,
который он построил, стал практически гостевым: поэты, писатели, художники,
музыканты, неохотно сменяя друг друга, подолгу останавливались у него. Детей у
Саши Черного не было.
Прекрасный ребенок жил у него внутри, невзирая на
тяжелейшее прожитое и пережитое, на пройденный фронт Первой мировой. И этот
ребенок творил чудесную детскую литературу.
Жизнь этого замечательного человека
оборвалась трагически: летом 1932 года загорелась одна из ферм по соседству. Саша
Чёрный, рискуя жизнью, помогал в тушении пожара, а потом, придя домой, слег и
больше не поднялся… На его могильной плите высечена строка из стихотворения Пушкина:
«Жил на свете рыцарь бедный».
Источник: http://blogproekt89.blogspot.com/2013/09/blog-post_12.html
Отзыв о книге Саши Черного «Дневник Фокса Микки»
Главный герой книги Саши Черного «Дневник Фокса Микки» — необычный пес по кличке Микки, который умеет думать, читать и даже писать. Свои мысли и впечатления Микки записывает в дневнике, держа карандаш в зубах.
Записи в дневнике Фокса Микки начинаются с того момента, когда он со своей хозяйкой, девочкой Зиной, жил в загородном доме неподалеку от Парижа. Жизнь за городом была веселой и беспечной, вот только Микки удивляло отношение людей к еде.
Ему казалось, что люди едят очень часто и тратят на это слишком много времени. А еще Микки казалось непонятным, зачем люди варят еду.
Однажды он попробовал сырое мясо, кусочек которого упал на пол, и оно ему показалось гораздо вкуснее супов и котлеток.
Фоксу Микки очень нравилось, когда Зина читала вслух. Однажды он обратил внимание, что некоторые тексты она читает ритмично, точно котлетки рубит. А строчки в этих текстах заканчиваются одинаково. Оказалось, что это стихи.
Стихи понравились Фоксу Микки, и он даже сочинил свое стихотворение, которое записал в дневнике. А вот музыка, звучащая из граммофона, Микки была не по нраву. Ему казалось, что лучше слушать мычащую корову, чем грампластинки.
В голове у Фокса Микки живет множество вопросов. Он пытается понять, почему у Зининого папы глаза на лоб полезли? Еще ему хочется знать, живут ли собаки на Луне, зачем рыбы попадают в сети, и для чего женщины красят волосы. Также Микки не понимает, зачем выращивать хлеб, если его можно купить в булочной. Все свои вопросы и мысли Микки аккуратно записывает в дневник.
С приближением осени все семейство стало собираться обратно в Париж. А Микки оставили жить в загородном доме вместе с дворовым псом. Кормить Микки и приглядывать за ним должен был садовник.
Но садовник кормил Микки овсяной кашей, а оставленные для пса продукты съедал сам. Еще Фоксу Микки было очень скучно одному в загородном доме. Настолько скучно, что он радовался даже мышонку, выбежавшему на середину комнаты.
Микки старался не двигаться, пока мышонок бегал рядом, чтобы тот не испугался и не убежал.
К счастью для Микки, Зина вернулась в загородный дом и забрала любимого песика в Париж. В городской квартире хоть и было тесновато, но развлечений было гораздо больше. Особенно Фоксу Микки нравилось с балкона дразнить соседскую собачку, доводить ее до истерики, а потом прятаться обратно в свою комнату.
Незабываемые впечатления Фокс Микки получил от поездки вместе с Зиной на море. Там было много соленой воды, песчаные пляжи, огромное множество детей, с которыми было очень весело играть.
Микки весело носился по пляжу и однажды даже потерялся на пару дней. Его приютила какая-то девочка, и он мог так и остаться у нее жить, если бы та девочка не встретила на пляже Зину.
Зина очень обрадовалась тому, что Микки нашелся, и долго благодарила девочку, приютившую его.
Вместе с Зиной Микки посетил цирковое представление, которое ему очень понравилось. А вот путешествие на пароходе ему пришлось совсем не по душе. Пароход качался и Микки качался вместе с ним, что совсем не доставляло псу никакого удовольствия.
Но пришло время возвращаться в Париж. Наступила осень, Зина пошла в школу, а Фокс Микки целыми днями оставался дома, болтал с воробьем, грелся у батареи парового отопления и перечитывал свой дневник. Он мечтал о том, что его дневник когда-нибудь напечатают в виде книги, и люди будут читать эту книгу и улыбаться.
Таково краткое содержание книги.
Главная мысль книги Саши Черного «Дневник Фокса Микки» заключается в том, что в жизни нет ничего хуже одиночества. Это хорошо понял Фокс Микки, когда его оставили в загородном доме. Ему было там настолько одиноко, что он был рад даже мышонку, которого встретил в одной из комнат дома. И когда за Микки приехала его хозяйка, девочка Зина, пес был на седьмом небе от счастья.
Книга Саши Черного «Дневник Фокса Микки» учит быть любознательным, интересоваться тем, что происходит вокруг и уметь задавать самому себе вопросы, чтобы потом искать ответы на них.
В книге мне понравился главный герой, пес Фокс Микки, который научился думать, читать и писать. Ему интересна жизнь, он жаден до всего нового, увлекательного, забавного.
Какие пословицы подходят к книге Саши Черного «Дневник Фокса Микки»?
И в раю жить тошно одному.
Грамоте учиться всегда пригодится.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_cherny_dnevnik_foksa_mikki/
с. 103 – 113. Саша Чёрный. Дневник Фокса Микки. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Глава “О Зине, о еде, о корове”
с. 105
? Вернись к названию произведения.
Посмотри в Толковом словаре, какие значения есть у слова “дневник”. Можешь объяснить, что означает это слово в данном случае? От чьего лица написан этот дневник? Найди и зачитай только те строчки, из которых понятно, что дневник пишется от лица…
Найдём слово «дневник» в Толковом словаре и выясним, что в названии этого произведения оно использовано в первом значении: книга, журнал, в который записываются наблюдения, события. Отметим, что дневник написан от имени собачки породы фокс по имени Микки.
В подтверждение этого зачитаем следующие строчки: «Гав! Я умею думать – и это самое главное. Что лучше – думающий Фокс или говорящий попугай? Ага!»; «Но фоксы гораздо прилежнее девочек.
Теперь я пишу не хуже Зины»; «Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс»; «А после обеда все бы барахтались и визжали, как Зина со мной… Гав-гав!».
Много ли времени фокс Микки проводит со своей хозяйкой? Уточни это, внимательно просмотрев текст этой главы.
Чтобы подтвердить, что фокс Микки очень много времени проводит со своей хозяйкой, нам понадобится подробно перечитать текст и найти косвенные подтверждения этому.
Строчки, в которых Микки сравнивает Зину с собачкой: «Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч и грызёт сахар, совсем как собачонка», показывают, что Микки постоянно резвится и играет с хозяйкой.
То, что Зина показывает Микки свои тетрадки по разным предметам, говорит о том, что фокс не расстаётся со своей хозяйкой и в то время, когда она готовит уроки (поэтому Микки знает, как пишет Зина и сравнивает свои буквы с Зиниными).
Микки находится рядом с Зиной и во время еды: он знает, что едят люди, как ведут себя дети и Зина за столом (просят ещё), а сам «погрызу косточку, съем, осторожно взяв из рук Зины, бисквит, и всё». И спит Микки, видимо, рядом с хозяйкой: в своём дневнике он замечает – «А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает».
? Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Сумеешь это подтвердить строчками из текста? О чём мечтает Микки?
То, что фокс Микки очень наблюдателен, подтверждают строчки, в которых он: ставит три звёздочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль (он заметил такую особенность в детских книжках); отмечает очень подробно, что именно и когда едят люди (в том списке, который он составил путём НАБЛЮДЕНИЙ, есть и кисель, и суп, и мороженое).
Чтобы ответить на вопрос, о чём мечтает Микки, зачитаем два последних абзаца этой главы: фоксу хочется, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетками и потом барахтаться и визжать, как это делают он и Зина. Иными словами, Микки не нравятся и непонятны многие привычки людей, он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.
Глава “Осенний кавардак”
с. 108
? Почему эта глава так называется?
Найди в тексте подтверждение тому, что в доме – кавардак. Куда и почему переезжает семья Зины? Всем ли нравится переезд в Париж?
Уточним в Толковом словаре значение слова «кавардак».
В доказательство того, что в доме царит беспорядок и неразбериха прочитаем следующие строчки из текста: «Снимают ковры, пересыпают каким-то нафталином» (вещи убирают с привычных мест: ковры, видимо, сворачивают, в доме непривычный, неприятный запах); «Зина собирает свои книжки…» (когда собирают вещи, всегда беспорядок: открыты шкафы, стоят стопки книг, коробки…); «Братец её лежит в своей колясочке перед клумбой и визжит, как щенок» (все настолько заняты переездом, что никто не успевает подойти к малышу); «Грузовик забрал вещи. В столовой – бумаги и сор» (вещи вывезли, комнаты опустели, остался случайный мелкий мусор).
С наступлением осени семья Зины из летнего загородного дома (дачи) переезжает в город, в Париж. Переезд не нравится не только фоксу («Ни за что я в Париж не поеду. Спрячусь у коровы в соломе – не разыщут»), но и Зинин папа воспринимает переезд, как большое неудобство («Собачья жизнь! – говорит Зинин папа»).
? Интересны ли наблюдения Микки о смене времён года? Приведи пример из текста. Понравились ли тебе фантазии Микки о весенних переменах у людей и собак?
Признаками наступившей осени для Микки являются не только листопад, туманы и дождливые дни, но и то, что «большая собака заберётся в будку и будет храпеть с утра до вечера». Дождик фокс Микки воспринимает, как живое существо: «Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать?».
- Первое же описание прихода весны сделано не просто от лица собачки, но глазами собачки: «вдруг потянет теплом», «налетят со всех сторон сумасшедшие птицы», «небо станет как вымытая Зинина голубая юбка», «на чёрных палках покажутся зелёные комочки…» – короткошёрстный фокс чувствует прежде всего тепло, отмечает огромное количество птиц, сравнивает небо с цветом Зининой юбки, ветки деревьев называет палками, а почки – комочками…
- Далее следует оригинальное наблюдение: деревья каждую весну молодеют, а люди и собаки – нет. Фокс размышляет о фантастической возможности: чтобы на лысом мужском черепе каждую весну зеленела травка, чтобы у каждой собаки в апреле на кончике хвоста распускался бутон…
- Глава “Я один”
- с. 112 – 113
? Подтверди, что Микки воспринимает ветер как живое существо. Почему он сравнивает его с собакой? А ещё почему?
Бросается в глаза яркость образа-олицетворения, который создал Саша Чёрный, описывая осенний ветер глазами собачки. Это, говоря в шутку, не о-лице-творение, но о-мордо-творение. Фокс вспомнил, как люди обычно называют такой ветер («собачий ветер»).
(Вспомним и встречающееся в тексте выражение «собачья жизнь», и бытующее выражение «холод собачий».) Фокс воспринимает ветер как обычное живое существо и совершенно по-бытовому, как о само собой разумеющемся факте, говорит: «Вообще, ветер – дурак».
Причина, по которой фокс считает именно так, состоит в том, что ветер дует в голом парке, где взять (сорвать) нечего. Фокс называет ветер также бандитом, поскольку он врывается в дом и дует повсюду и поскольку от него никуда не спрячешься.
Но главное в этом восприятии даже не то, что ветер – живой для фокса Микки, но то, что он «пищит … скулит… и подвывает так, точно его мама была собакой».
Фокс поражён, что при всех этих абсолютно собачьих звуках, у ветра нет «ни морды, ни глотки, ни живота, ни зада…».
С кем общается Микки на даче после отъезда хозяев? (Чтобы ответить на этот вопрос, посмотри не только эту главу, но и предыдущую).
Внимательно просмотрев текст, мы отметим, что фокс иногда ходит в гости к дворовой собаке, которая живёт в будке и играет с ней, но собака кажется ему слишком «глупой и необразованной»; что Микки общается с садовником, который должен его кормить, и получает что-нибудь вкусное от мясника, когда тот приезжает; что он общается с кошкой и котятами, дружит с мышами и пытается завязать общение даже с петухом.
Найди то место в этой главе, где рассказывается об отношении Микки к мышатам. Просмотри эту главу ещё раз. Какой вывод можно сделать о характере Микки?
— Главное в Микки, что он очень добрый, – сказала Маша.
? Ты можешь найти подтверждение Машиному выводу?
— А я думаю, самое важное то, что Микки – умный и смелый, – сказал Миша.
? Ты разделяешь Мишино мнение? Какие строчки в тексте привели Мишу к такому выводу?
Фокс не просто добрый и любит мышат. Пусть обнаружат, что фокс умный: он сдерживает проявление своих чувств любви, боясь напугать мышонка; он сдерживает и своё желание поиграть с мышонком в любимую игру по тем же соображениям. Фокс смелый: он готов защищать мышат, если им будет угрожать опасность со стороны кошки.
? Теперь посмотри ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях. Покажи на любых двух примерах огорчений, что Миккки не просто жалуется, но и размышляет о жизни.
Просматривая ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях, можно заметить, что фокс не просто жалуется, но и размышляет о жизни, делает из конкретного, происшедшего с ним неприятного случая какие-то общие выводы, вспоминает правила, нужные в жизни. Так, обнаружив в своей миске чёрного таракана, фокс пускается в рассуждения о том, что существование птиц и зверей как-то оправдано, а вот «…кому нужны чёрные тараканы?!» совершенно непонятно.
После случая с автомобилем фокс Микки не просто негодует и возмущается: «Почему он (автомобиль) не гудел на повороте?»; «Почему обрызгал меня грязью?», но и высказывает свой взгляд на автомобили вообще: «Ненавижу автомобили! И не по-ни-ма-ю…».
Налетев в огороде на колючую проволоку, Микки не только жалуется («Уй-ю-юй, как больно!»), но и вспоминает правило, которое знает от Зины: «…если порежешься ржавым железом, надо сейчас же смазаться йодом».
Какое огорчение является для Микки самым главным? Почему ты так думаешь? Зачитай строчки, из которых видно, что это огорчение для Микки закончилось.
Безусловно, самым главным огорчением является «Зина меня забыла!», потому что фокс измучился от навалившихся на него несчастий (холода, голода, одиночества) и огорчений, устал от них, соскучился по своей главной подружке и хозяйке Зине, которая делила с ним его радости и невзгоды.
Последние три строчки главы «Я один» показывают, что это огорчение для Микки закончилось: за ним приехала Зина, и он уже третью неделю живёт с хозяевами в Париже.
? Просмотри весь текст с начала до конца. Найди как можно больше подтверждений тому, что окружающий мир здесь показан глазами собачки.
? Как ты думаешь: чтобы написать такое произведение, как “Дневник фокса Микки”, нужно иметь богатую фантазию?
Эти два вопроса направлены на то, чтобы мы ещё раз просмотрели весь текст с начала до конца и зачитали как можно больше конкретных предложений из него, по которым видно, что он написан от лица собачки.
Вспомним, какие яркие и необычные сравнения, олицетворения, природные описания и рассуждения о жизни использовал в своем тексте Саша Чёрный, чтобы показать читателю мир глазами собачки, и придём к выводу, что для того, чтобы написать такое произведение, нужно иметь очень богатую фантазию.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
Источник: https://e-razumniki.ru/s-103-113-sasha-chyornyj-dnevnik-foksa-mikki-literaturnoe-chtenie-3-klass-pnsh/