Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, арфа, струнные.
История создания
«В середине зимы (1887—1888 годов. — Л. М.), среди работ над «Кн[язем] Игорем» и прочим у меня возникла мысль об оркестровой пьесе на сюжет некоторых эпизодов из «Шехеразады»…» — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова.
Лето 1888 года композитор с семьей проводил в Нежговицах — имении своего знакомого в Лужском уезде Петербургской губернии. Оттуда он писал Глазунову: «Я задумал выполнить во что бы то ни стало затеянную давно оркестровую сюиту на «1001 ночь»; припомнил все, что у меня было, и заставил себя заняться.
Сначала шло туго, но потом пошло довольно скоро и, во всяком случае, хотя бы и призрачно, но наполнило мою скудную музыкальную жизнь».
Нерадостный тон письма вызван тем, что 80-е годы были для композитора трудным временем. Росла семья, которую нужно было содержать.
Чрезвычайное количество различных обязанностей — профессура в консерватории, исполнение должности помощника управляющего Придворной певческой капеллой, участие в издательском деле М.П.
Беляева, в концертах РМО, редактирование музыки ушедших из жизни друзей — все это почти не оставляло ни времени, ни душевных сил для творчества.
Тем не менее, именно в эти годы им создаются прекрасные произведения, в том числе «Шехеразада», которая стала одной из вершин симфонического творчества композитора. На автографе партитуры сохранились даты написания каждой из четырех частей сюиты: в конце первой части — 4 июля 1888 года, Нежговицы. В конце второй — 11 июля, в конце третьей — 16 июля, в конце всей партитуры — 26 июля. Таким образом, все произведение было написано менее, чем за месяц.
Римский-Корсаков в основу сюиты, посвященной В. Стасову, положил некоторые из арабских сказок сборника «1001 ночь», широко распространенных в разных (как в полном, так и в сокращенных и адаптированных) изданиях.
Этот сборник — памятник средневековой арабской литературы, источники которого восходят к персидским сказаниям IX века, окончательно сложился в XV веке, а с XVII века довольно широко распространился на Востоке в списках.
В 1704—1717 годах появился его первый перевод на французский язык А. Галла- на. На русский язык перевод с французского издания впервые был осуществлен в 1763—1777 годах.
Таким образом, русским читателям уже более ста лет были широко известны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены, дочери султанского визиря Шехеразады.
Партитуре композитор предпослал программу, составленную им самим по началу сборника: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение.
Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».
Первоначально композитор дал название каждой части: «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение», однако нигде не дал указаний, к каким именно сказкам отсылаются слушатели.
Впоследствии он решил снять эти дополнительные разъяснения к программе: «Нежелательное для меня искание слишком определенной программы в сочинении моем заставило меня впоследствии, при первом издании, уничтожить даже и те намеки на нее (программу. — Л. М), каковые имелись в названиях перед каждой частью…
» Следуя пожеланию композитора, исследователи его творчества никогда не занимались уточнениями программы по сказкам «1001 ночи». По свидетельству самого авторитетного исследователя творчества композитора А.
Соловцова, «остается неясным, какие же именно эпизоды прославленного издания арабских сказок вдохновили Римского-Корсакова и как, в каких музыкальных образах воплощены они в сюите. Римский-Корсаков вполне обоснованно подчеркивает… что в основу «Шехеразады» легли «отдельные, не связанные друг с другом» эпизоды…
Действительно, картины, выбранные Римским-Корсаковым, не объединены общим сюжетом, это не повествование о каком-либо из героев «Тысячи и одной ночи».
Первое исполнение «Шехеразады» состоялось в Петербурге 22 октября (3 ноября) 1888 года в первом из Русских симфонических концертов, состоявшемся в Дворянском собрании под управлением автора.
Музыка
Пролог сюиты открывается могучими и грозными унисонами, рисующими, как принято считать,образ Шахриара. После мягких тихих аккордов духовых инструментов вступает прихотливая мелодия скрипки соло, поддержанная лишь отдельными арпеджиато арфы. Это — прекрасная Шехеразада.
Отзвучала скрипка, и на фоне мерного фигурационного движения у виолончелей, у скрипок снова появляется начальная тема.
Но теперь она спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы, непревзойденным певцом которых был автор — моряк, совершивший кругосветное плавание и как никто из композиторов умевший воплощать образы водной стихии.
Вторая тема, звучащая в аккордовом изложении духовых, на миг (всего четыре такта) прерывает мерное движение накатывающихся волн. Нежное соло флейты выдержано в том же движении. Это плавно скользит по волнам корабль Синдбада-морехода. Постепенно поднимается волнение. Вот уже грозно бушует стихия.
Сплетаются ранее звучавшие темы, тревожными становятся фигурации струнных. Картину бури дополняют возгласы духовых, полные отчаяния. Но буря стихает. Повторяется первый раздел части (реприза). В ее заключении тема моря звучит спокойно и ласково.
Вторую часть начинает тема Шехеразады, вслед за которой солирующий фагот исполняет прихотливую восточного склада мелодию, богато орнаментированную, развивающуюся вариационно в тембрах других инструментов. Это рассказ о восточных чудесах, все более взволнованный и увлекающий.
Центральный раздел рисует события, о которых повествует рассказчик. Разворачивается картина битвы, в которой основная тема — бывшая тема султана, теперь потерявшая связь с первоначальным образом. Ритмически острый возглас тромбонов, интонационно сходный с ней, — тема битвы.
Батальный эпизод прерывается развернутой каденцией кларнета. С пронзительным свистом высоких деревянных инструментов, звучание которых перекрывает флейта-пикколо, начинается следующий эпизод: проносится сказочная птица Рух. Повторяется картина битвы, а в заключительном разделе тему царевича Календера прерывают каденции.
«Кажется, будто слушатели не могут сдержать волнения и горячо обсуждают описываемые события» (А. Соловцов).
Третья часть в спокойном темпе Andantino quasi allegretto имеет две основные темы: Царевича — лирическую, плавную, танцевального склада с простыми гармониями на выдержанном органном пункте, с внезапно вторгающимися гаммо- образными пассажами, — и Царевны, сходную с первой интонационно, но более оживленную, кокетливую, с характерным сопровождением малого барабана, выбивающего прихотливые ритмические фигуры. Эти темы повторяются, варьируются, обогащаются новыми оркестровыми красками. Развитие прерывает тема Шехеразады, исполняемая скрипкой соло, но и далее продолжается ее рассказ о Царевиче и Царевне, который завершается угасанием звучности и нежным арпеджиато струнных.
Четвертая часть — самая продолжительная и богатая различными образами. Ее вступление — первая тема Пролога, которая здесь вновь меняет свое значение. Это уже не грозный Шахриар и не морские просторы, а радостный сигнал к началу праздника. После генеральной паузы звучит его последний мотив. Снова генеральная пауза.
И капризная, усложненная каденция Шехеразады у солирующей скрипки не в одноголосии, как ранее, а в двухголосии, с аккордами в заключении. Еще более бурно, неистово вступает первая тема. Теперь она звучит более длительно, развернуто.
Второе проведение темы Шехеразады также становится более возбужденным (в трех- и четырехголосных аккордах солирующей скрипки). А далее на остинатном ритме разворачивается картина праздника с различными сменяющими одна другую темами.
В общее движение вплетаются и ранее звучавшие темы: мотив из рассказа Календера, мелодия
Царевны, воинственный возглас сцены битвы — как будто знакомые персонажи мелькают среди веселящейся толпы. Внезапно, на кульминации праздника, меняется картина: начинается буря. Еще более грозно, чем в первой части, вздымаются волны.
Взвиваются и ниспадают пассажи арф, хроматические гаммы у высоких деревянных. Звучит тема битвы из второй части. Мощный, фортиссимо, аккорд медных духовых, поддержанный гулким звучанием тамтама, рисует момент, когда корабль разбивается о скалу. Успокаивается движение волн, все постепенно затихает.
Задумчиво и спокойно исполняет каденцию Шехеразады скрипка. На пианиссимо у струнных проходит некогда грозная, а теперь смягчившаяся тема Шахриара. И завершает сюиту, возникшая уже не полностью, а отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре, тема прекрасной султанши.
Л. Михеева
реклама
Римский-Корсаков. «Шехеразада». Записи в mp3 (classic-music.ru)
- Балет «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова
Источник: https://www.belcanto.ru/rimsky_scheherazade.html
Краткая биография Римского-Корсакова
Краткая биография Римского-Корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. Предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью выдающегося маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.
Краткие биографии тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть. Кстати, интересные факты о Римском-Корсакове читайте здесь.
Биография Римского-Корсакова
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.
Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.
В 1862 г, после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Именно там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Вступив в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка», Римский-Корсаков окончательно сформировал свои эстетические взгляды.
Краткая биография не позволяет нам рассказать обо всех особенностях военной службы будущего композитора. Скажем лишь, что с 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служит на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.
Начало творчества Римского-Корсакова
Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.
Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.
Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.
С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.
Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.
Успех и признание
Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.
Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.
Композитор в 1897 году
Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.
В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.
Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».
Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского (см. интересные факты об Островском).
Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
Семья Римского-Корсакова
В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд. Она также была пианисткой, музыковедом и композитором.
У них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. Не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.
Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.
Более подробно о его биографии вы можете прочитать в книге серии «ЖЗЛ» автора И.Ф. Кунина.
Последние годы жизни
В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.
Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.
Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.
Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.
Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.
Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Если вам понравилась краткая биография Римского-Корсакова, обязательно поделитесь ею в социальных сетях.
И да, читайте самые интересные факты на InteresnyeFakty.org и не забывайте подписываться на сайт любым удобным способом.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Источник: https://interesnyefakty.org/biografiya-rimskogo-korsakova/
Балет «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова
Балет на музыку Н. Римского-Корсакова в одном акте, двух картинах. Либретто А. Бенуа.
- Шах Шахриар
- 3еман, его брат, правитель Персии
- 3обеида, его жена
- Золотой раб
- Жены Шахриара, альмеи, евнухи, черные рабы, янычары
Действие происходит на Востоке в сказочные времена.
«В середине зимы (1887—1888 года. — Л. М.), среди работ над «Кн[язем] Игорем» и прочим у меня возникла мысль об оркестровой пьесе на сюжет некоторых эпизодов из «Шехеразады»…» — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова. Лето 1888 года композитор с семьей проводил в Нежговицах — имении своего знакомого в Лужском уезде Петербургской губернии.
Оттуда он писал Глазунову: «Я задумал выполнить во что бы то ни стало затеянную давно оркестровую сюиту на «1001 ночь»; припомнил все, что у меня было, и заставил себя заняться. Сначала шло туго, но потом пошло довольно скоро и, во всяком случае, хотя бы и призрачно, но наполнило мою скудную музыкальную жизнь».
Нерадостный тон письма был вызван тем, что 1880-е годы стали для композитора трудным временем. Росла семья, которую нужно было содержать. Чрезвычайное количество различных обязанностей — профессура в консерватории, исполнение должности помощника управляющего Придворной певческой капеллой, участие в издательском деле М. П.
Беляева, в концертах РМО, редактирование музыки ушедших из жизни друзей — почти не оставляло ни времени, ни душевных сил для творчества. Тем не менее, именно в эти годы Римским-Корсаковым были написаны прекрасные произведения, в том числе и «Шехеразада», которой суждено было стать одной из вершин симфонического творчества композитора.
На автографе партитуры сохранились даты написания каждой из четырех частей сюиты: в конце первой части — 4 июля 1888 г. Нежговицы. В конце второй — 11 июля, в конце третьей — 16 июля, в конце всей партитуры — 26 июля.
В основу сюиты, посвященной В. Стасову, Римский-Корсаков положил некоторые из широко распространенных арабских сказок сборника «1001 ночь». Этот сборник — памятник средневековой арабской литературы, исток которого восходит к персидским сказаниям IX века — окончательно сложился в XV веке, а с XVII века довольно широко распространился на Востоке.
В 1704—1717 годах появился первый перевод сборника на французский язык А. Галлана. Русский перевод с французского впервые был осуществлен в 1763—1777 годах.
Таким образом, русским читателям уже более ста лет были широко известны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены Шехеразады.
Следуя пожеланию композитора, исследователи его творчества никогда не занимались уточнениями программы. По свидетельству самого авторитетного исследователя творчества композитора А. Соловцова, «…
остается неясным, какие же именно эпизоды прославленного издания арабских сказок вдохновили Римского-Корсакова и как, в каких музыкальных образах воплощены они в сюите.
Римский-Корсаков вполне обоснованно подчеркивает что в основу «Шехеразады» легли «отдельные, не связанные друг с другом» эпизоды Действительно, картины, выбранные Римским-Корсаковым, не объединены общим сюжетом и не являются повествованием о каком-либо из героев «Тысячи и одной ночи».
В 1910 году, готовя второй Русский сезон в Париже, Сергей Дягилев решил воспользоваться «Шехеразадой» для постановки балета Михаилом Фокиным (1880—1942), уже ярко проявившим себя на протяжении нескольких лет и ставшим постоянным хореографом
Русских сезонов. Либретто создавалось совместно Александром Бенуа (1870—1960), художником, критиком, одним из лидеров «Мира искусства», Дягилевым и Фокиным. Однако на афише спектакля, премьера которого состоялась 4 июня 1910 года в парижской Grand Opera, автором либретто был назван Бакст, художник спектакля. Это вызвало возмущение Бенуа, но на его упреки Дягилев ответил просто: «Надо было дать что-нибудь Баксту. У тебя «Павильон Армиды», а у него пусть будет «Шехеразада»».
Балет в блестящем исполнении дягилевской труппы имел колоссальный успех. Его хореография была основана на сложных движениях нескольких групп танцоров, в которые вплетались индивидуальные па.
В кульминации — сцене оргии — все группы соединялись в одну, внезапно останавливались, а затем движение резко ускорялось, «словно для того, чтобы распутать это сплетение человеческих тел», — вспоминал один из помощников Дягилева.
Роль Зобеиды, предназначавшаяся для Иды Рубинштейн, внешность которой удивительно подходила для воплощения роковых восточных красавиц, отличалась минимальными движениями. Все складывалось из отдельных поз, жестов, поворотов головы.
Роль Золотого раба исполнял Нижинский — уникальный танцор, отличавшийся удивительной гибкостью, высочайшим прыжком, во время которого он словно парил в воздухе. По словам Фокина, Нижинский «напоминал первобытного дикаря… всеми своими движениями.
Это — полуживотное-получеловек, похожий то на кошку, мягко перепрыгивающую громадное расстояние, то на жеребца с раздутыми ноздрями, полного энергии и от избытка силы перебирающего ногами на месте». Бенуа также оставил свое впечатление: «полукошка-полузмея, дьявольски проворный, женоподобный и в то же время страшный». Марсель Пруст, побывавший на премьере, сказал: «Я никогда не видел ничего более прекрасного».
В последующие годы предпринимались и другие попытки балетного воплощения этой музыки, как в четырех картинах (Москва, балетмейстеры Л. Жуков, позднее В. Бурмейстер), так и в четырех актах (Ленинград, балетмейстер Н.
Анисимова).
В разных вариантах, поставленная разными балетмейстерами «Шехеразада» шла во многих городах СССР, однако подлинной классикой жанра осталась первая постановка Фокина, которая периодически возобновляется на разных сценах.
В шахском гареме Зобеида пытается умилостивить мужа. Но Шахриар мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны. Зобеида вновь пытается смягчить сердце повелителя, но он непреступен и бросает вокруг подозрительные взгляды. Танец трех альмей не в силах отвлечь Шахриара от тяжких дум. Он объявляет, что отправляется на охоту.
Зобеида умоляет его остаться, но шах со свитой удаляется. Обитательницы гарема упрашивают главного евнуха впустить в гарем их любовников — негров. Внезапно вернувшийся Шахриар застает жен, развлекающихся с любовниками. Его янычары кривыми саблями режут жен и рабов. Зобеида молит оставить ей жизнь, но, получив отказ, убивает себя. В наступившей тишине рыдает шах.
В «Шехеразаде» проявились лучшие качества творчества Римского-Корсакова: яркая характеристичность образов, блестящее владение всем разнообразием оркестровых красок, точность и выверенность формы.
Первая часть с ее могучими и грозными унисонами, прихотливой мелодией скрипки соло и образами водной стихии — увертюра спектакля.
Вторая часть с восточного склада мелодиями, развернутой каденцией кларнета, звучит в начале балета.
Четвертая часть (третья выпущена) — самая продолжительная, с капризной, усложненной каденцией, бурными, неистовыми пассажами, воинственными возгласами и грозными звучаниями из второй части — основа сцены расправы. Но все постепенно затихает.
Задумчиво и спокойно исполняет каденцию скрипка. На пианиссимо у струнных проходит смягчившаяся тема Шахриара. В последний раз отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре, завершает сюиту прихотливая скрипичная тема.
Л. Михеева
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2012/07/blog-post_7373.html
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Шехеразада»
Пленительный образ Востока был любим русскими композиторами со времен «Руслана и Людмилы» Глинки – даже в такой, казалось бы, далекий от восточных мотивов сюжет, как «Хованщина» Мусоргского, вплетается «Пляска персидок». Отдал дань восточной теме и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Источником вдохновения для него послужил памятник арабской литературы «1001 ночь» – сборник сказок, восходящих к персидскому средневековому фольклору. Обрамлением для этих сказок служит история о жестоком султане Шахриаре. Не веря в женскую верность, он казнил каждую жену после первой же ночи, и лишь одной из них – Шехеразаде – удалось увлечь супруга чудесными сказками и тем самым спасти свою жизнь.
Эта история и легла в основу четырехчастной оркестровой сюиты. Части ее не связаны с судьбой какого-то одного героя, с одним сюжетом – они представляют собой относительно самостоятельные «рассказы».
Первоначально композитор дал каждой из них название, но впоследствии отказался от них, чтобы слушатели не воспринимали номера «Шехеразады» только как музыкальные иллюстрации: он желал не иллюстрировать восточные сказки, а воссоздавать в своей музыке их чудесный мир.
Первая часть первоначально была озаглавлена «Море и Синдбадов корабль». Темы, которые открывают ее – это вступление не только к данной части, но и ко всей сюите. Первая из них – жесткий унисон струнных и медных духовых – ассоциируется с образом Шахриара, властного, сильного и деспотичного правителя.
Вторая – причудливая мелодия солирующей скрипки, поддержанная арпеджированными аккордами арфы, представляет образ Шехеразады. Обе темы пройдут через всю сюиту, меняя свое образное содержание и играя роль объединяющего начала.
Здесь из первой части вырастает главная партия, живописующая морскую стихию, столь любимую Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Побочная складывается из двух тем, первая из которых построена на размеренных аккордах деревянных духовых, вторая – видоизмененная вторая тема вступления, вновь у скрипки-соло.
В разработке разворачивается картина бури – чтобы стихнуть в репризе. Часть завершается спокойным проведением темы моря.
Вторая часть – единственный момент в сюите, название которого («Рассказ царевича Календера») содержало прямое указание на источник: сказку о царевиче, пережившем множество приключений и явившегося в одежде календера – странствующего монаха, живущего подаянием.
В начале части напоминанием о рассказчице звучит тема Шехеразады, а затем фагот излагает тему, в которой орнаментация и иные восточные черты сочетаются с речитативным началом. Тема варьируется, звуча в других тембрах. Если первый раздел можно уподобить рассказу, то средний – его содержание: захватывающие приключения и битвы.
Он основан на двух темах, одна из которых являет собою видоизмененную тему Шахриара (здесь не связанную с этим образом). В репризе тема прерывается каденциями.
Третья часть, которой композитор планировал дать заглавие «Царевич и царевна», основана на варьировании двух тем – интонационно родственных, но отличающихся по характеру: первая – лирическая, вторая – кокетливая, с более выраженным танцевальным началом, украшенная ударными. В развитие их вплетается и тема Шехеразады, вновь исполняемая солирующей скрипкой.
Четвертая часть – самая продолжительная, самая богатая в тематическом отношении и самая загадочная в отношении содержания, если говорить о предполагаемом названии: «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником».
Начинается она двумя лейтмотивами сюиты – темами вступления из первой части, которые звучат здесь более возбужденно. Форма сочетает черты вариационности и рондо-сонаты.
Основная тема – стремительная, танцевальная – вовлекает в головокружительную пляску темы из других частей: вторую тему из третьей части, которая становится побочной, мотивы из всех разделов второй части.
Внезапно этот «праздник» сменяется картиной моря, кажущегося еще более грозным, чем в первой части. Но «буря» стихает, и в коде вновь появляются основные темы сюиты. Тема Шахриара звучит теперь у струнных на pp (прекрасной рассказчице удалось смягчить сердце царственного супруга).
Музыкальные Сезоны
Источник: https://musicseasons.org/rimskij-korsakov-shexerazada/
Н.А.Римский-Корсаков Симфоническая сюита "Шехеразада"
Н.А.Римский-Корсаков начал творческий путь с создания симфонии. Однако в дальнейшем он предпочитал сочинять программные одночастные и циклические произведения, а также произведения на народные темы. Программность была ближе его музыкальному мышлению, чем традиционный симфонический цикл.
Она определила и основные жанры симфонического творчества композитора: увертюра, фантазия, картина, сюита. В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы и народного быта, что определило картинный, эпический характер симфонизма Римского-Корсакова. Большинство сочинений написано в 60-е и 80-е годы XIX века.
В русской музыке композитор создал новый жанр — симфоническую сказку.
Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение.
В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами.
Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.
Первая часть «Море. Синдбадов корабль».
Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах.
Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно. Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы.
Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент: Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие волшебные превращения.
За вступлением следует основной раздел, написанный в сонатной форме без разработки.
Главная партия (ми мажор), построенная на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей.
Побочная партия состоит их двух тем: первая (до мажор) создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими светлыми аккордами у деревянных духовых.
Вторая тема побочной партии (си минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря. Постепенно звучность усиливается, и в момент кульминации начинается реприза.
В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.
Вторая часть «Рассказ Календера-царевича» — (Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в монашескую одежду). Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы предает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке.
Тему Календера (си минор) исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.
Вторая часть сюиты написана в сложной трехчастной форме: ее крайние разделы представляют собой симфонические вариации на тему Календера, а средний воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя, причем его фанфарная и маршевая темы интонационно связаны с темой Шахриара.
Третья часть «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Она, как и первая часть, написана в сонатной форме без разработки.
Главная партия (соль мажор) — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками.
Побочная партия (си-бемоль мажор) — тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер.
Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струнных пиццикато и ударных инструментов напоминает по тембру народный восточный ансамбль: Чуть живее в репризе главная партия дважды прерывается появлением темы Шехеразады.
Четвертая часть «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».
Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.
Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска.
Она звучит на фоне острого ритмического рисунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника, и выполняет роль рефрена.Важное значение имеет тема Царевны (из третьей части), ставшая побочной партией четвертой части.
В насыщенной музыкальной ткани разработки и репризы постоянно возникают знакомые темы и интонации. В коде стихия народного праздника внезапно сменяется образами бушующего моря и кораблекрушения: это кульминация всего произведения. Постепенно буря стихает и море успокаивается.
В небольшом эпилоге сюиты в последний раз появляются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шахриара и завершающая произведение поэтичная тема юной и мудрой Шехеразады. Римского-Корсакова по праву считают непревзойденным мастером оркестра. В предисловии к «Основам оркестровки» он писал, что «инструментовка есть одна из сторон души самого сочинения».
Следуя глинкинским традициям, композитор предпочитает прозрачность фактуры, «чистые» тембры, часто использует солирующие инструменты.
В блестящей партитуре «Шехеразады» гармонично сочетаются изысканность и яркость многочисленных сольных эпизодов, раскрывающих тембровые и технические возможности инструментов, с мощью и полнотой звучания тутти.
Новаторство оркестрового стиля Римского-Корсакова, находки его тембровой звукописи оказали большое влияние на симфоническое творчество Лядова, Глазунова, Стравинского, Дебюсси, Равеля и многих других композиторов.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/n_a_rimskii_korsakov_simfonichieskaia_siuita_shiekhierazada
Краткое содержание: Николай Андреевич Римский-Корсаков
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
1844—1908
Римский-Корсаков — выдающийся композитор, музыкально-общественный
деятель и педагог — оставил огромное творческое наследие.
Оно включает 15 опер,
3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны
симфоническая сюита «Шехерезада», 1888 и «Испанское каприччио», 1887), многочисленные
романсы и другие произведения.
Ему принадлежат также два сборника русских
народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии,
содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным
вопросам музыкального искусства.
Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно
раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к национальным чертам
духовного облика, к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа.
В них широко использованы мотивы ныродных былин и сказок, сокровища русского
песенного фольклора.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта
1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано,
но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской
корпус в Петербурге. В 1861 году завязались тесные творческие связи с кружком
М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А.
Кюи, М. П.
Мусоргский, а несколько позднее — А. П. Бородин. Общение Римского-Корсакова с
балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием,
которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его
творчестве.
Наиболее значительные произведения этого периода — симфоническая
картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея,
1872).
В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число
профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении
почти четырех десятилетий.
Пристальное изучение русской народной песни вызвало
к жизни оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879) и «Снегурочка» (по Островскому,
1881), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной
сказочностью и языческой мифологией.
Период наиболее интенсивного творчества начинается в
1889 году созданием фантастической оперы-балета «Млада». За ней последовали
опера-колядка «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1894), опера-былина «Садко»
(1895—1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (одноактная; пролог к «Псковитянке»,
1898) и «Царская невеста» (по Л.
Мею, 1898). На рубеже XX века внимание
композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений
в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл.
Ирония в
изображении незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (по Пушкину, 1899)
уступила место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей
бессмертный» (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире «Золотого петушка» (по
Пушкину, 1907).
К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится
также драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии» (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия.
Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 года в усадьбе
Любенск под Петербургом
Источник: http://vsekratko.ru/opera/083.html
Римский-Корсаков. Шехеразада
Пора сделать перерыв в обзорах популярной музыки, она и так окружает нас повсеместно и имеет тенденцию к девальвации.
Я, случается, устаю от клиповости музыкальных номеров и однообразия музыкальных гармоний в популярной музыке и тогда с огромным удовольствием окунаюсь в мир музыки классической.
В конце концов популярная музыка насчитывает в лучшем случае сто лет истории, тогда как классическая на порядок больше.
Классическую музыку и своё впечатление от неё описывать гораздо сложнее, чем популярную. Та же рок-музыка или джаз вызывает поверхностные эмоции, живую энергетику, тогда как классическая трогает гораздо более глубокие струны в подсознании — по крайней мере у меня.
Тем не менее, я считаю, что лучшие образцы классической музыки — а их предостаточно — звучат современно и сейчас, да и будут звучать так всегда.
В качестве доказательства я решил написать статью про симфоническую сюиту Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада» (в те времена это имя писалось именно так), написанную в 1888 году.
Сюита эта безусловно концептуальное произведение. Сказки 1001 ночи взяты Николаем Андреевичем просто для канвы сюжета, для общей формы. К тому же разнообразие сюжетов позволяет не испытывать дефицита в музыкальных образах — а создавать акустические образы так. чтобы перед глазами вставала живая картинка Римский-Корсаков был большой мастер.
Пару слов собственно про нашего композитора. Стабильно создавать программные музыкальные произведения он начал в довольно зрелом возрасте — в девяностые годы девятнадцатого века, когда было ему далеко за сорок (родился в 1844 году).
Николай Андреевич служил на флоте, пять лет в молодости провёл в морях. Начав писать произведения в шестидесятые годы, в семидесятые он делает десятилетний перерыв, который посвящает музыкальному самообразованию и одновременно преподаванию в консерватории.
«Шехеразада», пожалуй, открывает новый период в его творчестве, ознаменованный десятком знаменитых опер и сюит.
Сюита состоит из четырёх частей, сторонник программного симфонизма, Римский-Корсаков сопроводил каждую из них текстом.
Он и впоследствии придерживался этих правил, считая, что музыка должна создаваться на основе сюжетов.
Мелодическое богатство каждой из частей настолько велико, что зачастую несколько мелодий вплетены в один музыкальный фрагмент контрапунктом, что нисколько не мешает восприятию.
Я остановлюсь, пожалуй, только на первой части сюиты — «Море и Синдбадов Корабль» — рамки статей в Яндекс Дзен не позволяют делать слишком развёрнутые опусы. Впоследствии вернусь и к остальным частям произведения, ибо каждая из них настолько же прекрасна, как и все вместе.
Первая часть наиболее проста по сюжету. Как известно, Шехеразада каждый вечер рассказывала Шахрияру одну из сказок, чтобы отвлечь его от замысла по-поводу казни своих подданных. Вот и мелодическая тема Шехеразады появляется в самом начале части, чтобы потом появиться только в других частях.
Но короткой сорокасекундной теме Шехеразады предшествует короткий и мощный драматический фрагмент, значение которого становится понятно только потом — это шум моря в период сильного волнения. Получается, что Шехеразада сначала услышала (скорее подумала) о шуме моря и потом на ходу сочинила для Шахрияра сказку.
В некоторых изданиях я читал, что грозный вступительный фрагмент это тема самого Шахрияра (она встречается и в других частях).
Вполне может быть — тогда получается, что свирепость Шахрияра для Шехеразады сродни свирепости штормового моря, о котором она стала рассказывать — концепция получается ещё более выпуклой
Далее вся сюита, кроме короткой интермедии в середине, представляет из себя звуковое изображение моря, то спокойного, то с усиливающимся до бури волнением, то опять успокаивающегося — корабль Синдбада преодолевает это неспокойное море, сопротивляясь накатывающимся волнам.
Звуковое изображение моря сделано Римским-Корсаковым настолько убедительным, что я. как ни старался, не смог подобрать аналогов во всей мировой музыке, включая популярную. Да. это самое настоящее бушующее море, мы слышим (и даже видим) волны с бурунами, которые накатывают на борт корабля и отступают, чтобы снова накатить.
Не зря Николай Андреевич пять лет провёл в морях — эти впечатления ему ой как пригодились. Этот музыкальный океан настолько гениально сделан средствами симфонического оркестра, что у меня нет слов, чтобы описать это в сильных выражениях.
Слава богу этого и не надо — достаточно просто слушать переплетение нескольких мелодий с крещендо и диминуэндо, с ударными долями и всё это в очень медленном природном ритме
Самое, на мой взгляд, привлекательное в классических произведениях — это отсутствие многих ограничений. Хотя принято в массах считать наоборот — классическая, дескать, консервативная. Это совсем не так.
У классического композитора нет причин ограничивать себя временными рамками, чтобы уместиться на сингле или попасть в радиоформат.
Нет жёстких требований к маловариативной форме куплет-припев-проигрыш, нет особых ограничений и в инструментарии, ибо диапазон струнной и духовой группы гораздо шире, чем диапазон традиционных для популярной музыки гитар.
Вот и сюита «Шехеразада» состоит из четырёх частей, каждая из которых звучит больше десяти минут.
Но равномерная и неторопливая подача компенсируется богатством мелодического ряда и разнообразием подачи от разных групп симфонических инструментов — слушать это мне совершенно не скучно, всё идёт на одном дыхании и о времени, честно говоря, забываешь. С увлечением прослушаешь первую часть и только потом понимаешь, что прошло одиннадцать минут.
В середине части звучит красивая скрипичная мелодия, украшенная восточными орнаментами. Корабль попадает в штилевую полосу, судя по стихшему музыкальному волнению, и на нём происходит какое-то спокойное действие.
Тут надо сказать, что «восточная» тематика очень часто появляется у отечественных великих композиторов — это «Руслан и Людмила» Глинки, множество упоминаний у Бородина и Рубинштейна.
И я хочу отметить, что у наших композиторов эта восточная эстетика звучит куда убедительнее, чем у европейских композиторов (взять тот же Турецкий Марш Моцарта или его «Похищение в Серале»), для которых восток это некая малознакомая экзотика, а для наших — это не самая дальняя провинция империи, её составная часть. Мало того, мы и сами были частью восточной империи, так что это у нас в подсознании сидит гораздо крепче
Эта коротенькая «восточная» мелодия звучит меньше минуты, потом океан снова набрасывается на корабль с новой силой, отступает и снова набрасывается — а под конец отступает насовсем и тему бурных волн повторяет флейта уже без форте, тихо и спокойно — опасность осталась позади.
В общей сложности количество отдельных законченных мелодий в одной этой части не меньше десяти, но этого не замечаешь.
Их постоянный возврат и переплетение создают поистине феерическую картину в воображении и действуют на меня чрезвычайно благотворно — уж нервы точно успокаивают)).
Отдельные фрагменты эхом звучат в других частях сюиты и это чередование представляет из себя действительно законченную концепцию, сюжет которой каждый может трактовать по своему воображению. Так что концептуализм и пост-модернизм это изобретение далеко не нашего времени.
«Шехеразаде» была уготована славная память и через сто лет. Группа Deep Purple (вернее Джон Лорд) с удовольствием использовал её в первом же альбоме группы в 1968 году в композиции Prelude: Happiness — узнаёте? Это же тема бушующего моря из первой части «Шехеразады»
В 1975 году одна из британских групп прогрессивного рока Renaissance записала целый альбом Scheherazade and Other Stories, в котором прямых параллелей с сюитой не было, но темы из неё цитировались постоянно.
Обратите также внимание насколько кинематографична эта сюита — музыка из неё способна стать саундтреком к любому киножанру от кинозарисовок до художественных фильмов. Это и используют зачастую — например музыкальная тема известного турецкого телесериала «Тысяча и одна ночь» — это музыка Римского-Корсакова в чистом виде.
Уж если турки сами будучи восточным народом, решили, что это подходящее оформление для сериала персидской тематики — то тут все вопросы о попадании композитора в яблочко отпадают.
Так что советую всем прослушать (и не один раз) симфоническую сюиту Николая Андреевича и поразиться его музыкальным гением — вам понравится, честное слово.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5af02e209b403c6169f85374/5c4c29ea4d0f1e00acb93cd3
Краткое содержание биографии Николая Андреевича Римского-Корсакова |
Н. А. Римский-Корсаков – великий русский композитор. Его можно назвать композитором – маринистом. Самые живописные музыкальные описания морских просторов встречаются именно в его произведениях. До него ни один из музыкантов не мог так красочно и восхитительно изобразить морскую стихию. Любовь и преданность морю передалась композитору по наследству, поскольку его предки были моряками.
Родился Н. А. Римский-Корсаков в городе Тихвин в 1844 году. Семья музыканта принадлежала к дворянскому роду.
С 6 лет Николая начали обучать игре на фортепиано, и тогда же он пробовал сочинять свои первые детские музыкальные произведения. Но музыка не особенно привлекала юношу. В своих мечтах он грезил о дальних странствиях.
В возрасте 12 лет Николай поступает на обучение в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Только после знакомства с произведениями Россини, Бетховена, М. И.
Глинки к юноше приходит настоящая, неподдельная любовь к музыке. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» поразили Николая.
И именно в этот период он решает, что ему необходимо получить профессиональное музыкальное образование. Будущий композитор начинает обучаться частным образом.
В 1862 году композитор вступает в кружок музыкантов «Могучая кучка». Именно в это время к композитору приходит замысел серьезного произведения. Так появится на свет его «Первая симфония».
В 1862 году Николай Андреевич завершает обучение в Морском кадетском корпусе и поступает на службу во флот. На клипере «Алмаз» в течение трех лет он совершает кругосветное путешествие и посещает множество разных мест.
Перечень стран, которые удалось увидеть Римскому-Корсакову, огромен. Это страны Европы, Северной и Южной Америки, Англия. Впечатления от путешествия сыграли огромную роль в формировании композитора.
И хотя свободного времени у моряка нет, но именно тогда Николай Андреевич начинает писать музыкальную картину «Садко».
Известна одна особенность «морских» произведений композитора. Все они написаны в тональности ми мажор. И это не случайно. Римский – Корсаков обладал цветным слухом или синестезией. Каждая тональность представлялась ему в каком-то одном цвете. Ми мажор казался ему синей тональностью.
По окончании военно-морской службы композитор переходит в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1872 году он заключает брак с Надеждой Пургольд, которая также являлась музыкантом. У супругов родилось семеро детей, но двое из них умерли.
Все дети получили музыкальное образование. Николай Андреевич был очень хорошим отцом и семьянином. Очевидно, именно любовь к детям повлияла на то, что основой для его музыки стали сказки. Не зря его называли композитором-сказочником.
Величайшими произведениями Н. А. Римского – Корсакова считаются оперы «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Псковитянка», сюиты «Шехерезада», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством». Незабываемы и до сих пор популярны его романсы на стихи русских поэтов.
Причиной смерти великого композитора стал инфаркт, который он перенес в связи с опалой царя. В 1907 году из-под пера Римского-Корсакова вышла комическая опера «Золотой петушок», в которой образ царя был представлен карикатурно. Некоторое время его произведения было запрещено исполнять. Несмотря на это, музыка великого композитора звучала в салонах и на квартирах.
Умер Н. А. Римский – Корсаков в 1908 году, могила его находится в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга. В 1952 году в Северной столице на Театрально площади, напротив Консерватории был установлен памятник великому русскому композитору, педагогу, дирижёру.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-biografii-nikolaya-andreevicha-rimskogo-korsakova/