Краткое содержание шолохов наука ненависти за 2 минуты пересказ сюжета

Нет ничего страшнее войны. Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» — это трагическая история жизни солдата, прошедшего все ужасы Великой Отечественной Войны. Произведение впервые было опубликовано в газете «Правда» в 1956 году. Рукопись Шолохов написал молниеносно, всего за несколько дней, но сам замысел рассказа созревал в течение десяти лет.

Очень краткий пересказ рассказа Шолохова «Судьба человека»

Автор рассказывает о своей встрече с сорокапятилетним Андреем Соколовым в послевоенные годы. Случайный знакомый оказывается одним из многих солдат, что сражался за свою страну не жалея жизни. Он рассказывает автору свою жизнь.

  1. Сначала — это прекрасная история жизни простого человека. Рассказ о его молодой семье, где царит согласие, и родились долгожданные дети.
  2. Затем — жестокая война. Прощание с близкими. Соколову довелось пережить и голод, и плен, и потерю самых дорогих людей — жены и дочерей. В живых остался только сын главного героя, но и он трагически погиб за свою родину.
  3. В завершении — это победа сильного характера главного героя над всеми ужасами, что случились с ним в военные годы. Не очерствел душой истерзанный физически и морально солдат и, встретив мальчика, который остался, как и он, сиротой, назвал его приёмным сыном и взялся его воспитывать и оберегать.

Краткое содержание Шолохова «Судьба человека» подробно по частям

Сюжет истории, рассказанной автору и читателям Андреем Соколовым, можно условно разбить на 4 части. Важно упомянуть и о небольшом введении от автора, в котором он описывает момент встречи со своим героем и его приёмным сыном Ванюшкой.

Введение: встреча на переправе

Краткое содержание Шолохов Наука ненависти за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказчик, вынужденный дожидаться попутчика на берегу разлившейся по весне реки, сел прикурить на бревно, но тут выяснил, что сигареты промокли. Так и скучал бы он без табака в одиночестве, если бы не встретил мужчину — Андрея Соколова и ребёнка. Пока мальчик Ванюша играл, между взрослыми завязалась беседа, и случайный знакомый рассказал автору всю свою жизнь.

1. Мирная жизнь Андрея Соколова

Молодым мужчиной Андрей женился на девушке Ирине, такой же, как и он сам, сироте. Жена ему попалась очень хорошая. И стали они друг другу поддержкой. Вскоре родились в семье и дети — сын Анатолий и две дочери Настя и Оля. Жизнь с каждым днём становилась только лучше, пока не грянула Великая Отечественная Война.

Краткое содержание Шолохов Наука ненависти за 2 минуты пересказ сюжета

2. Война и плен

На фронт Андрея провожали дети и жена. Хуже всех пришлось Ирине, она решила, что видит мужа в последний раз. Долго герой ждал, когда супруга успокоится, но она не унималась. Тогда он легонько её оттолкнул от себя, обижаясь, что та хоронит его раньше времени, о чём жалел после страшно. Ведь новой встречи для него с семьёй так и не случилось.

На войне Соколов служил по профессии — шофёром. Дважды был ранен. В мае 1942 года попал в плен. В одну из ночей, когда колонна с пленными ночевала в церкви, Соколов убил предателя Крыжнёва, который хотел выдать немцам незнакомого герою взводного за его коммунистические взгляды. Пока его и других пленных перегоняли, попытался бежать. Фашисты пустили по следу беглеца собак и вернули в лагерь.

3. Освобождение из плена

После двух лет в плену Соколова определили возить фашистского майора, который сносно обращался с ним и даже подкидывал еду. При первой же возможности, оглушив своего начальника, герой сбежал на линию фронта и вернулся к своим.

Краткое содержание Шолохов Наука ненависти за 2 минуты пересказ сюжета

Находясь на лечении в госпитале, Соколов написал домой письмо. Ответ ему прислал сосед, в нём говорилось, что нет у Андрея больше ни дома, ни жены, ни дочерей — только воронка от снаряда, где когда-то был очаг его семьи. К счастью, сына Анатолия в момент бомбёжки не было. Он закончил артиллерийское училище и ушёл на фронт.

4. Война закончилась

В день Великой Победы снайпер убил Анатолия и на родину Соколов вернулся один. Опечаленный смертью сына, в родной город герой не захотел возвращаться, уехал к товарищу.

Там устроился работать шофёром и познакомился с мальчиком-сиротой Ваней. Пожалев беспризорного пацана, Соколов усыновил его, и они зажили вместе как одна семья.

Забота о маленьком Ванюше помогла пережить Соколову потерю семьи.

Заключение и выводы по произведению Шолохова «Судьба человека»

Тяжёлым испытанием стала Великая отечественная война для русского народа. В своём рассказе Шолохов соединил трагизм судьбы и веру в силу характера, волю и отзывчивость свойственные простому русскому человеку.

Автор наделил непобедимостью истинную человечность, показав её в образе главного героя, которому пришлось испытать тяжесть расставания, бои, плен и потерю семьи.

Но судьба Соколова отражает в первую очередь не зло войны, а возможность одолеть это зло, благодаря надежде на лучшее и вере в добро.

Прототипами главных героев рассказа «Судьба человека» стали мужчина и мальчик, которых автор встретил близ хутора Моховского и степной реки Еланки, куда приехал на охоту. Взрослый путник поведал Шолохову свою историю жизни, чем до глубины души задел писателя, который сразу для себя решил — будет написан рассказ.

Осенью 1957 года в «Литературной газете» был опубликован киносценарий на «Судьбу человека», который написали Фёдор Шахмагонов и Юрий Лукин. В 1959 году на российские экраны вышел одноимённый фильм Фёдора Бондарчука.

Список действующих лиц рассказа «Судьба человека» и их краткая характеристика

Главные герои рассказа «Судьба человека»:

Читая рассказ «Судьба человека» в сокращении, важно познакомиться с его основными персонажами. Характеристика героя поможет разобраться в сюжетной линии произведения.

  •  Андрей Соколов — тот самый солдат, о судьбе которого идёт речь в рассказе. Во время войны он работал шофёром и был из тех солдат, что воюют не за звания. Андрей Соколов окажется в плену на долгие два года, потеряет близких, но не очерствеет сердцем.
  •  Анатолий — сын Андрея Соколова, воевавший честно и доблестно, как и отец. Анатолий падёт от пули снайпера в День Великой победы.
  •  Ванюшка — приёмный сын Андрея Соколова.

Второстепенные герои рассказа «Судьба человека»:

В рассказе присутствует ряд второстепенных персонажей, которые остаются для читателя как бы «за кадром». Они эпизодичны в жизни Андрея Соколова.

  • Жена Ирина, дочери Настеньки и Олюшка — погибшая семья Андрея Соколова, которая живёт лишь в воспоминаниях главного героя.
  • Крыжнев — предатель.
  • Мюллер — лагерфюрер.
  • Автор — второстепенный, но слышимый герой повествования, которому встретились Соколов и его Ванюша на переправе.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/sholohov/sudba-cheloveka

«Наука ненависти» — анализ произведения М.А. Шолохова — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

«Наука ненависти» — получивший большую известность рассказ Михаила Александровича Шолохова, написанный им в разгар Великой Отечественной войны и приуроченный к годовщине начала героических сражений за отчизну.

В основу рукописи легла история плена политрука Красной армии Зиновия Фердмана.

Анализ произведения Шолохова «Наука ненависти» позволяет читателю проникнуться той страшной атмосферой, которая царила на фронте и в концентрационных лагерях.

История создания

Михаил Шолохов, как и его современники из литературной среды, с первых дней страшной бойни, начатой фашистскими захватчиками, регулярно публиковал свои очерки на страницах советских печатных изданий.

Надо сказать, что он никогда не испытывал особой тяги к журналистской деятельности, поскольку привык тщательно обдумывать мельчайшие детали своих рассказов, в то время как подготовка статей в номер требовала работы в авральном режиме.

Наблюдая за потугами талантливого писателя, главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг не давил на Шолохова и не требовал от него регулярных заметок. Однажды издатель предложил Михаилу Александровичу отправиться на фронт, чтобы воочию увидеть подвиги сражавшихся за родину солдат и рассказать об этом гражданам, оставшимся дома.

В качестве военного корреспондента Шолохов прибыл в эпицентр боевых действий, успел побывать под Смоленском и Сталинградом, вместе с красноармейцами вступил на немецкую землю. Он специально обратился к офицерам с просьбой разрешить ему находиться в самых горячих точках. Шолохов вел непримиримую борьбу с оккупантами и писательским пером, и боевым оружием.

Рассказ, который писатель закончил писать весной 1942 г. в Камышине, впервые вышел в свет 22 июня того же года в «Правде», главной газете Советского Союза, а уже на следующий день он был опубликован в «Красной звезде». Добро на публикацию «Науки ненависти» дал сам Иосиф Виссарионович Сталин.

В основе рассказа — реальный случай, произошедший с фронтовиком, которого писатель знал лично. Фамилия этого солдата является вымышленной. Шолохов дает понять, что повествование не ограничивается одной частной судьбой, а носит обобщенный характер. В образе главного героя воплощены черты, характерные для воюющего советского народа.

Прототип главного героя

Идея создания произведения возникла у Шолохова после того, как он услышал историю из уст политрука Зиновия Яковлевича Фердмана, побывавшего в немецком плену.

Этот человек, еврей по происхождению, был схвачен фашистами 21 сентября 1941 года возле села Денисовка Полтавской области, после чего переправлен в лагерь для военнопленных в селе Боканка.

21 ноября ему удалось совершить оттуда побег.

Судя по стилистике зафиксированных писателем показаний спасшегося политрука, Михаил Александрович либо стал свидетелем опроса Фердмана, либо скопировал протокол дела в особом отделе.

Сотрудники НКВД, вынося окончательный вердикт Зиновию Яковлевичу, учли его национальность. Как известно, фашисты безжалостно расправлялись с евреями, поэтому вряд ли у Фердамана могла быть хоть какая-то мотивация самовольно сдаться в плен.

Его показания свидетельствовали о бесчеловечном отношении к пленным.

По словам Фердмана, их содержали под открытым небом и обращались как со скотом, кормя лишь зерном и семенами подсолнуха, из-за чего желудки многих бедолаг попросту не выдерживали. Пленных, умерших страшной смертью, не церемонясь, выбрасывали за ограду.

Читайте также:  Краткое содержание андерсен золотой мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Краткий пересказ

Тот, у кого нет возможности целиком прочитать рассказ Шолохова на брифли, можно ознакомиться с кратким содержанием «Науки ненависти».

Вкратце сюжет произведения сводится к следующему. Рассказчик, попавший на фронт по долгу службы, ведет беседу с лейтенантом Виктором Герасимовым, который демонстрирует болезненную реакцию, когда мимо него проходит колонна пленных солдат вермахта. Офицер рассказывает своему собеседнику:

  • краткую информацию о себе;
  • историю попадания в плен.

Читателю становится известно, что Виктор Герасимов вырос в семье простых рабочих, трудился на промышленном предприятии, расположенном в Сибири. До войны успел жениться и обзавестись двумя отпрысками. Жена и отец-инвалид провожали единственного кормильца на фронт, взывая к его патриотическим чувствам, и даже глава райкома партии произнес ему несколько напутственных слов.

Уже летом 1941 года Виктор очутился в самом пекле военных действий.

Отступая, бойцы его подразделения успели взять в плен группу немцев, которым товарищи Герасимова поначалу даже симпатизировали, делясь с ними своей похлебкой и табаком.

Офицер-кадровик, повидавший на своем веку многое, призвал солдат поубавить восторженный тон, поведав о том, как фашисты, в отличие от порядочных советских военнослужащих, обращаются с пленными воинами и гражданскими лицами.

Спустя несколько дней часть Герасимова была брошена в наступление, и красноармейцы убедились в правдивости слов своего соотечественника. Наибольший шок у лейтенанта вызвала изнасилованная и убитая эсэсовцами юная школьница.

Рядом с ней лежал учебник по географии, точно такой же, как у его дочки. Чуть позже бойцы красной армии наткнулись на место казни сослуживцев. На груде окровавленных и изуродованных трупов лежали красноармейские пилотки.

В этот момент к солдатам пришло окончательное понимание, с какими осатаневшими выродками им приходится иметь дело.

Осенью 1941 года Герасимов получил серьезное осколочное ранение, рухнул без сознания и был взят в плен. Подробное описание кошмара, творившегося в концлагере, отчетливо дает понять, откуда берет исток такая лютая ненависть к фашистам. Лейтенанту удается спастись бегством. Он кратко рассказывает, как вышел к партизанам, от них добрался до госпиталя, а затем очутился в родных краях.

Анализ рассказа

Центральная линия произведения — история лейтенанта Виктора Герасимова, которому чудом удалось избежать смерти, будучи пленником в руках гитлеровцев.

Четко выстроенная композиция помогает в полной мере реализовать замысел: автору важно продемонстрировать эволюцию главного действующего лица от позитивного отношения к окружающей реальности и даже противнику, — к ненависти. Шолохов обозначает свою позицию через повествователя, так что личный опыт главного героя играет ключевое оценочное значение в трактовке и моральной оценке происходящих событий.

С первых строк чувствуется важнейшая, сквозная тема творчества Михаила Александровича, в раскрытии которой он признанный гений, — изображение живой природы как метафоры долгого жизненного пути.

Подробно описанная судьба деревьев, ран, нанесенных им снарядами, — не только вражескими, но и советскими, тянущиеся к солнечному свету листья, зачинают тему войны как всеобщей катастрофы.

Несмотря на это, с самого начала рассказа сквозь трагедию просвечивает не растерянная на полях сражений нежность, которую способен пробудить в своей душе человек, даже если он находится в невыносимых условиях.

Прежде чем читатель узнает, каково приходилось пленникам в лагерях, он знакомится с описанием:

  • чудесной природы украинских земель;
  • чувством стыда, пережитого при отступлении.

Все эти зарисовки являются подступами к основной сюжетной коллизии — суровому испытанию пленом. Вся палитра ощущений героя говорит о чувстве собственного достоинства, внутреннем стержне. Лейтмотивом, неким трагическим знаком не павшего духом выступают зверские избиения, породившие жажду мести.

Побег из лагеря, описанный героем, встреча с партизанами — все это не составляет центра сюжетной линии, так как подводит финальную черту под историей пленения и завершает раскрытие экзистенциональной темы как победы над внешним врагом и всеми невзгодами.

Своим рассказом Шолохов хотел обличить все изъяны воспитания, несовместимого ни с одной из сформировавшихся в европейской традиции гуманистических школ. Ненависть, по мнению писателя, — абсолютное зло, но в то же время единственно действенный инструмент, способный освободить родину от варваров, желавших поставить великую страну на колени.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/91577-nayka-nenavisti-analiz-proizvedeniia-m-a-sholohova.html

"Наука ненависти". Как Шолохов учил ненавидеть фашистов

Михаил Шолохов, как и другие писатели, в военное время выступал со своими очерками на страницах газет, хотя журналистская деятельность его тяготила.

Он привык не спеша обдумывать каждое слово на бумаге, в то время как подготовка материалов в номер требовала быстрой, отлаженной работы.

Наблюдая мучения писателя, редактор «Красной звезды» Давид Ортенберг не требовал от Шолохова регулярных материалов.

Поэтому когда писатель 21 июня 1942 года пришел к редактору с исписанными листами, тот моментально отложил все дела и стал внимательно читать.

Во время войны Михаил Шолохов был военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда».

О чем «наука ненависти»?

Главный герой, лейтенант Герасимов, люто ненавидит живых немцев. «На мертвых смотрит— ничего, я бы сказал,— даже с удовольствием, а вот пленных увидит и либо закроет глаза и садит бледный и потный, либо повернется и уйдет», — говорит о герое политрук.

Оказывается, лейтенант прошел через немецкий плен. Через некоторое время он сам повествует о своей жизни рассказчику.

Рассказывает о мирной жизни, о том, как трогательно прощался со своей женой, какие суровые наставления ему давали при отъезде на фронт («Ты — потомственный рабочий; прадед твой еще у Строганова работал; наша фамилия сотни лет железо для родины делала, а чтобы ты на этой войне был железным»).

Поначалу Герасимов, как и другие солдаты, не понимают, с каким врагом имеют дело. Они пока воспринимают врага естественно — достойный противник, с которым предстоит потягаться силой.

Потому они заботятся о плененных немцах, называют их «комрадами«.

И лишь когда они сталкиваются с жертвами среди мирного населения, видят убитых и измученных детей, осознают весь ужас происходящего вокруг.

В одном из боев Герасимова берут в плен.

Описание лагерных «будней» отчетливо дает понять, откуда в герое взялась такая лютая ненависть к гитлеровцам. Однажды ночью пленные услышали гул орудий.

«—Товарищи, наши наступают!И тут произошло что-то невообразимое: весь лагерь поднялся на ноги, как по команде! Встали даже те, которые не поднимались по нескольку дней. Вокруг слышался горячий шопот и подавленные рыдания… Кто-то плакал рядом со мной по-женски, навзрыд… Я тоже… я тоже…».

Многоточия в этой реплике красноречивее тысячи слов.

Герасимову удается бежать из лагеря. Затем он кратко рассказывает, как попадает к партизанам, от них — в госпиталь, затем — домой. Но после всего случившегося и увиденного Герасимов не может отлеживаться дома.

«Так я ненавижу немцев за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков«.

Каково было значение рассказа?

Ненависть к врагу — тема, не сходившая со страниц газет в военное время. Полные гнева очерки и статьи писали Алексей Толстой, Константин Симонов, Илья Эренбург.

«Наука ненависти» вышла в «юбилейном» номере «Красной звезды», год спустя после начала Великой Отечественной войны. В это время немцы начали новое наступление.

«Вновь надо было напомнить, что плен — хуже смерти. «Наука ненависти» с исключительной силой предупреждала, какие страдания, душевные и физические, ждут того, кто очутился вольно или невольно в плену, звала сражаться с врагом до последнего дыхания», — писал редактор «Красной звезды» Давид Ортенберг.

22 июня рассказ опубликовали в «Правде», главной газете Советского Союза. И лишь на следующий день — в «Красной звезде».

Источники

Шолохов М.А. Наука ненависти

Ортенберг Д.И. Год 1942

Литвиненко Н.А. О рассказе М.А. Шолохова «Наука ненависти»: звонит колокол…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b60a8e2d908d200a9e1f6b9/5cea59dad2421400b4588228

Михаил Шолохов — Наука ненависти

На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанного огнем нашей артиллерии. В этом лесу недавно укреплялись немцы, выбитые из села С., здесь они думали задержаться, но смерть скосила их вместе с деревьями.

Под поверженными стволами сосен лежали мертвые немецкие солдаты, в зеленом папоротнике гнили их изорванные в клочья тела, и смолистый аромат расщепленных снарядами сосен не мог заглушить удушливо-приторной, острой вони разлагающихся трупов.

Казалось, что даже земля с бурыми, опаленными и жесткими краями воронок источает могильный запах…

Михаил Александрович Шолохов

Наука ненависти

На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанного огнем нашей артиллерии. В этом лесу недавно укреплялись немцы, выбитые из села С., здесь они думали задержаться, но смерть скосила их вместе с деревьями.

Под поверженными стволами сосен лежали мертвые немецкие солдаты, в зеленом папоротнике гнили их изорванные в клочья тела, и смолистый аромат расщепленных снарядами сосен не мог заглушить удушливо-приторной, острой вони разлагающихся трупов.

Казалось, что даже земля с бурыми, опаленными и жесткими краями воронок источает могильный запах.

Смерть величественно и безмолвно властвовала на этой поляне, созданной и взрытой нашими снарядами, и только в самом центре поляны стояла одна чудом сохранившаяся березка, и ветер раскачивал ее израненные осколками ветви и шумел в молодых, глянцевито-клейких листках.

Читайте также:  Краткое содержание в списках не значился васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Мы проходили через поляну. Шедший впереди меня связной красноармеец слегка коснулся рукой ствола березы, спросил с искренним и ласковым удивлением:

— Как же ты тут уцелела, милая?..

Но если сосна гибнет от снаряда, падая, как скошенная, и на месте среза остается лишь иглистая, истекающая смолой макушка, то по-иному встречается со смертью дуб.

На провесне немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на берегу безыменной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние все еще жадно протягивают к солнцу точеные, тугие листья…

* * *

Высокий, немного сутулый, с приподнятыми, как у коршуна, широкими плечами, лейтенант Герасимов сидел у входа в блиндаж и обстоятельно рассказывал о сегодняшнем бое, о танковой атаке противника, успешно отбитой батальоном.

Худое лицо лейтенанта было спокойно, почти бесстрастно, воспаленные глаза устало прищурены. Он говорил надтреснутым баском, изредка скрещивая крупные узловатые пальцы рук, и странно не вязался с его сильной фигурой, с энергическим, мужественным лицом этот жест, так красноречиво передающий безмолвное горе или глубокое и тягостное раздумье.

Но вдруг он умолк, и лицо его мгновенно преобразилось: смуглые щеки побледнели, под скулами, перекатываясь, заходили желваки, а пристально устремленные вперед глаза вспыхнули такой неугасимой, лютой ненавистью, что я невольно повернулся в сторону его взгляда и увидел шедших по лесу от переднего края нашей обороны трех пленных немцев и сзади — конвоировавшего их красноармейца в выгоревшей, почти белой от солнца, летней гимнастерке и сдвинутой на затылок пилотке.

Красноармеец шел медленно. Мерно раскачивалась в его руках винтовка, посверкивая на солнце жалом штыка. И так же медленно брели пленные немцы, нехотя переставляя ноги, обутые в короткие, измазанные желтой глиной сапоги.

Шагавший впереди немец — пожилой, со впалыми щеками, густо заросшими каштановой щетиной, — поравнялся с блиндажом, кинул в нашу сторону исподлобный, волчий взгляд, отвернулся, на ходу поправляя привешенную к поясу каску. И тогда лейтенант Герасимов порывисто вскочил, крикнул красноармейцу резким, лающим голосом:

— Ты что, на прогулке с ними? Прибавить шагу! Веди быстрей, говорят тебе!..

Он, видимо, хотел еще что-то крикнуть, но задохнулся от волнения и, круто повернувшись, быстро сбежал по ступенькам в блиндаж. Присутствовавший при разговоре политрук, отвечая на мой удивленный взгляд, вполголоса сказал:

— Ничего не поделаешь — нервы. Он в плену у немцев был, разве вы не знаете? Вы поговорите с ним как-нибудь.

Он очень много пережил там и после этого живых гитлеровцев не может видеть, именно живых! На мертвых смотрит ничего, я бы сказал — даже с удовольствием, а вот пленных увидит и либо закроет глаза и сидит бледный и потный, либо повернется и уйдет.

 — Политрук придвинулся ко мне, перешел на шепот: — Мне с ним пришлось два раза ходить в атаку: силища у него лошадиная, и вы бы посмотрели, что он делает… Всякие виды мне приходилось видывать, но как он орудует штыком и прикладом, знаете ли, — это страшно!

* * *

Ночью немецкая тяжелая артиллерия вела тревожащий огонь.

Методически, через ровные промежутки времени, издалека доносился орудийный выстрел, спустя несколько секунд над нашими головами, высоко в звездном небе, слышался железный клекот снаряда, воющий звук нарастал и удалялся, а затем где-то позади нас, в направлении дороги, по которой днем густо шли машины, подвозившие к линии фронта боеприпасы, желтой зарницей вспыхивало пламя и громово звучал разрыв.

В промежутках между выстрелами, когда в лесу устанавливалась тишина, слышно было, как тонко пели комары и несмело перекликались в соседнем болотце потревоженные стрельбой лягушки.

Мы лежали под кустом орешника, и лейтенант Герасимов, отмахиваясь от комаров сломленной веткой, неторопливо рассказывал о себе. Я передаю этот рассказ так, как мне удалось его запомнить.

— До войны работал я механиком на одном из заводов Западной Сибири. В армию призван девятого июля прошлого года. Семья у меня — жена, двое ребят, отец-инвалид.

Ну, на проводах, как полагается, жена и поплакала и напутствие сказала: «Защищай родину и нас крепко. Если понадобится — жизнь отдай, а чтобы победа была нашей».

Помню, засмеялся я тогда и говорю ей: «Кто ты мне есть, жена или семейный агитатор? Я сам большой, а что касается победы, так мы ее у фашистов вместе с горлом вынем, не беспокойся!»

Отец, тот, конечно, покрепче, но без наказа и тут не обошлось: «Смотри, — говорит, — Виктор, фамилия Герасимовых — это не простая фамилия. Ты — потомственный рабочий; прадед твой еще у Строганова работал; наша фамилия сотни лет железо для родины делала, и чтобы ты на этой войне был железным. Власть-то — твоя, она тебя командиром запаса до войны держала, и должен ты врага бить крепко».

«Будет сделано, отец».

По пути на вокзал забежал в райком партии. Секретарь у нас был какой-то очень сухой, рассудочный человек… Ну, думаю, уж если жена с отцом меня на дорогу агитировали, то этот вовсе спуску не даст, двинет какую-нибудь речугу на полчаса, обязательно двинет! А получилось все наоборот: «Садись, Герасимов, — говорит мой секретарь, — перед дорогой посидим минутку по старому обычаю».

Посидели мы с ним немного, помолчали, потом он встал, и вижу — очки у него будто бы отпотели… Вот, думаю, чудеса какие нынче происходят! А секретарь и говорит: «Все ясно и понятно, товарищ Герасимов.

Помню я тебя еще вот таким, лопоухим, когда ты пионерский галстук носил, помню затем комсомольцем, знаю и как коммуниста на протяжении десяти лет. Иди, бей гадов беспощадно! Парторганизация на тебя надеется».

Первый раз в жизни расцеловался я со своим секретарем, и, черт его знает, показался он тогда мне вовсе не таким уж сухарем, как раньше…

И до того мне тепло стало от этой его душевности, что вышел я из райкома радостный и взволнованный.

А тут еще жена развеселила. Сами понимаете, что провожать мужа на фронт никакой жене невесело; ну, и моя жена, конечно, тоже растерялась немного от горя, все хотела что-то важное сказать, а в голове у нее сквозняк получился, все мысли вылетели. И вот уже поезд тронулся, а она идет рядом с моим вагоном, руку мою из своей не выпускает и быстро так говорит:

«Смотри, Витя, береги себя, не простудись там, на фронте». — «Что ты, — говорю ей, — Надя, что ты! Ни за что не простужусь. Там климат отличный и очень даже умеренный». И горько мне было расставаться, и веселее стало от милых и глупеньких слов жены, и такое зло взяло на немцев. Ну, думаю, тронули нас, вероломные соседи, — теперь держитесь! Вколем мы вам по первое число!

Герасимов помолчал несколько минут, прислушиваясь к вспыхнувшей на переднем крае пулеметной перестрелке, потом, когда стрельба прекратилась так же внезапно, как и началась, продолжал:

— До войны на завод к нам поступали машины из Германии. При сборке, бывало, раз по пять ощупаю каждую деталь, осмотрю ее со всех сторон. Ничего не скажешь — умные руки эти машины делали.

Книги немецких писателей читал и любил и как-то привык с уважением относиться к немецкому народу.

Правда, иной раз обидно становилось за то, что такой трудолюбивый и талантливый народ терпит у себя самый паскудный гитлеровский режим, но это было в конце концов их дело. Потом началась война в Западной Европе…

И вот еду я на фронт и думаю: техника у немцев сильная, армия — тоже ничего себе. Черт возьми, с таким противником даже интересно подраться и наломать ему бока. Мы-то тоже к сорок первому году были не лыком шиты.

Признаться, особой честности я от этого противника не ждал, какая уж там честность, когда имеешь дело с фашизмом, но никогда не думал, что придется воевать с такой бессовестной сволочью, какой оказалась армия Гитлера.

Ну, да об этом после…

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/150921-mihail-sholohov-nauka-nenavisti.html

Краткое содержание рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека” (Второй вариант)

Боец, звали которого Андрей Соколов, принял рассказчика за такого же шофера, каким и сам являлся, и захотел излить перед незнакомцем душу. Рассказчик познакомился с солдатом случайно уже в мирное время, в первую весну после войны. Соколов прошел всю войну, пережив немало опасностей.

Еще в 1941 г. он попал в плен и был отправлен на работы в Германию. В тылу осталась семья – любящая жена Ирина и трое детей. Соколов часто вспоминал о них, жалея, что холодно простился с женой, которая в день его отбывки на фронт сильно убивалась по мужу, так как не

рассчитывала увидеться с ним.

В плену благодаря находчивости и неунывающему характеру Соколов сумел выжить и заслужил уважение лагерного начальства как боец, ставящий превыше всего честь советского мундира.

Когда в 1944 г. солдата перевели на перевозку грузов, он стал тщательно готовиться к побегу.

И Соколову удалось осуществить этот план, угнав у немцев грузовик, а заодно и захватив “языка” – фашистского инженера в чине майора.

Оказавшись у своих, солдат узнал о том, как во время бомбежки погибли жена и обе дочери. Одна надежда оставалась у Соколова – сын, который, по слухам, уже выслужился до командира и имеет много орденов.

Горе принес Андрею Соколову последний день войны: бойцу сообщили о гибели сына во время операции по взятию Берлина.

Читайте также:  Краткое содержание книги зелёная миля стивена кинга за 2 минуты пересказ сюжета

Солдат поселился у фронтового товарища в Урюпинске, где устроился на работу шофером. Выполняя один рейс, Соколов подсадил к себе мальчишку. Ванька был сиротой, потерявшим за войну всех родных. И тогда Соколов неожиданно решил: “Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!” Соколов сказал мальчику, что он его отец, которого тот считал погибшим.

Ребенок с огромной радостью поверил в это. Сейчас бывший шофер, лишившись по нелепости водительской книжки, решил попробовать себя плотником в Кашарах, и туда, на новое место, его с сыном повела жизнь.

(No Ratings Yet) Loading… Краткое содержание рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека” (Второй вариант)« Выпускное сочинение: алгоритм подготовки“Большие надежды” Диккенса в кратком изложении »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-m-a-sholoxova-sudba-cheloveka-vtoroj-variant/

Краткое содержание романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» (Книга 4, часть восьмая)

  • Книга четвертая
  • Часть восьмая
  • I

Аксинья вновь вернулась на родной хутор. Страх за Гри­гория сблизил ее с Ильиничной: они обе ждали о нем вестей, одинаково боялись за него.

Ильинична сильно тоскует по сыну, печалится о нем больше, чем о погибшем муже. Ду­няша стала приглашать Аксинью в гости, чтобы развеселить мать разговорами. Казаки, проезжавшие через хутор, ничего не могли сообщить о судьбе Григория. Наконец весть принес Прохор Зыкин.

Он сообщил, что Мелехов записался в Крас­ную армию и отправился воевать против белополяков.

II

Ильинична стала готовиться к встрече сына, которая, как считала старуха, будет скорой. На хуторе объявился Мишка Кошевой. Ильинична встретила его холодно. Она была против его визитов, но Дуняша настояла на том, чтобы Кошевой появлялся в их курене и дальше. Мишка понемно­гу помогал женщинам по хозяйству. Постепенно Ильинич­на привязалась к нему.

III

Вскоре справили свадьбу. Дуняша настояла на венча­нии в церкви, что испортило настроение обоим молодым. Свадьба прошла тихо и скучно, Ильинична тяжело пере­живала появление в доме чужого человека, она чувствовала себя одинокой и лишней на собственном же базу.

Старуха молила бы о смерти, но ей хотелось дождаться Григория. На ее счастье, однажды Прохор принес известие о том, что Гри­горий осенью приезжает на побывку. Ильинична подели­лась радостью с Аксиньей. Затем старухе стало хуже, и она отчаялась дождаться сына: поняла, что умрет раньше. Так и произошло.

Гришкиных детей взяла к себе похоронившая Ильиничну Аксинья.

IV

Мишка Кошевой изнемогал от скуки на хуторе. Заня­тия хозяйством ему быстро надоели, он хотел вернуться на фронт, где разворачивалась борьба против Врангеля, Мах­но и других антисоветских сил.

Кошевой в спорах с Про­хором высказывает мысль о том, что воевавшие на сторо­не белых должны понести наказание, даже если потом пе­решли к красным и искупили вину кровью. Вскоре Миш­ку назначили председателем местного ревкома, и Кошевой решил навести на хуторе порядок.

Первым делом он отпра­вился к Кириллу Громову, которого хотел арестовать, по­скольку подозревал в хранении оружия. Громов сбежал, не­смотря на старания Мишки задержать его.

V

Кошевой жил в постоянном страхе за свою жизнь, он всерьез опасался нападения Громова. Кроме того, многие казаки роптали на советскую власть, поскольку жизнь на хуторе была бедная — не хватало предметов первой необ­ходимости.

Мишка кричал на недовольных или обманы­вал их, рассказывая о придуманных им же злодеяниях бе­лых, оставивших страну без соли, спичек, железных дорог и т. д.

С Дуняшей Мишка тоже крупно повздорил: ей не по­нравились его слова против Григория, и теперь она цепля­лась к каждому слову Кошевого. Кошевой поспешил и ее за­писать во враги советской власти.

VI

Мелехов возвращался на бычьей подводе на родной ху­тор. В мыслях он либо обращался к своему детству, либо к Аксинье, которую твердо решил взять в свой дом, чтобы она присматривала за детьми. Часть пути Григорий от не­терпения прошел пешком.

Мишка встретил Мелехова сдер­жанно, отложив важный разговор на потом. Пока же было решено отметить возвращение Григория, для. чего были приглашены в гости Прохор Зыкин и Аксинья. Когда гости ушли, Михаил и Григорий завели разговор о будущей жиз­ни.

Кошевой открыто сказал, что не доверяет бывшей «кон­тре», и потребовал срочно зарегистрироваться в ревкоме.

VII

Мелехов узнает от Прохора о восстании неподалеку — против большевиков и продразверстки. Это беспокоит Гри­гория, так как он уверен, что его могут обвинить зачинщи­ком. Григорий завидует тем, для кого с 1917 г.

все было ясно и понятно, кто не колебался в своем выборе. К полуд­ню он явился в станицу для регистрации, но проходить все инстанции поначалу не хотел, испугавшись ареста.

Под ко­нец казак передумал, решив держать ответ за свои дела.

VIII

Аксинья, нарядившись для встречи с Мелеховым, при­ходит в дом Дуняши. Та с плачем сообщает Астаховой о том, что Григорий может не вернуться из станицы. Аксинья по­кидает курень, возвращается восвояси. Но Григорий все же пришел, хотя и поздно вечером. Заглянув домой, он почти сразу пошел к Аксинье.

IX

Григорий показал Кошевому оформленные по форме документы и больше не общался с ним. Вскоре Мелехову пришлось проститься с сестрой. Он оставил ей отцовский курень, а сам решил с детьми перебраться к Аксинье.

Пере­селившись к Астаховой, он так и не обрел покоя в семейной жизни и домашних делах. Григорий старался не встречать­ся с соседями, чтобы не сболтнуть лишнего и не навлечь на себя подозрений.

Как-то ночью к Григорию прибегает се­стра предупредить о готовящемся аресте. Мелехов быстро собирается и уходит из дома.

X

Вскоре на Дону вновь вспыхнуло восстание, которое организовали казаки, недовольные продразверсткой. Од­ним из его наиболее активных организаторов оказался быв­ший друг Мелехова Яков Фомин, командовавший красным эскадроном. Под действием пропаганды Фомина весь эска­дрон объявил войну комиссарам, занимающимся продраз­версткой.

XI

Григорий какое-то время пожил у дальних родственни­ков Аксиньи, а после двинулся на хутор Ягодный. На пол- пути его перехватили красноармейцы, которые оказались людьми Фомина. Яков рассказал Григорию о своем восста­нии. Мелехов согласился вступить в банду, несмотря на от­вращение к тем методам, которыми Фомин наводил поря­док в округе.

XII

Фомин ездил по хуторам и пытался привлечь казаков на свою сторону, но его агитация не действовала. Голодные, уставшие от войны люди в большинстве своем не соглаша­лись поддержать банду. Поначалу Яков спокойно переносил отказы, но затем все чаще грозил казакам. Казаки в ответ либо угрюмо молчали, либо посмеивались. Бабы-казачки в открытую потешались над фоминцами и грубили им.

XIII

Весной банда начала таять. Людей, которые увиде­ли тщетность борьбы, потянуло к земле. Фоминцы приня­ли решение при первой возможности отступить и слиться с другой, более крупной бандой. Григорию надоело сложив­шееся положение, он видел, что очутился среди грабите­лей.

Вскоре из-за недальновидности и бездарности Фомина как командира его отряд был окружен и почти полностью уничтожен. Григорию удалось вывести из окружения лишь нескольких человек. Спасшиеся договорились спешиться и укрыться в лесу, чтобы потом идти на хутор Рубежный.

XIV

Ближайший соратник Фомина — бывший эсер Капарин, испугавшись предстоящих трудностей, предлагает Мелехову убить Фомина и остальных, чтобы затем сдать­ся советской власти: кровь Фомина послужит для Капарина и Григория оправданием. Григорий не идет на сдел­ку и, ради собственной безопасности, обезоруживает Капарина. Фоминцы, догадавшись обо всем, в ту же ночь убили Капарина.

XV Материал с сайта //iEssay.ru

Фомин беспрепятственно переправляется через Дон, где к его отряду присоединяется один казак. Фоминцы окончательно решают идти на слияние со знаменитой бан­дой Маслака.

В поисках этой банды пришлось объездить не­мало хуторов и нарваться на красноармейский развод и от­ряд милиции. Один из фоминцев (Стерлядников) во время преследования был ранен в ногу, и рана воспалилась.

Стер­лядников попросил убить его, что было на руку Фомину. Раненого бойца прикончил его товарищ Чумаков, сильно переживавший из-за этого.

XVI

Спустя полторы недели к отряду Фомина пристало еще сорок казаков, и банда стала заниматься исключительно грабежами. Фомин, однако, доказывал близким товари­щам, что это временное состояние и что они на самом деле борются за счастье трудового народа. Григорий тайно подго­тавливает все для ухода из банды. В один из ночных переез­дов ему удалось осуществить свой план.

XVII

Мелехов вновь объявился на родном хуторе. Он неза­меченным пробрался в дом Аксиньи и предложил ей ехать с ним на Кубань подальше от опасности. Аксинья согла­силась на это, решив временно оставить детей Дуняше.

Во время переправы у одного из хуторов на их пути Мелехов с Аксиньей нарвались на милицейский пост. Аксинья была смертельно ранена. Григорий увез ее в лес, где женщина умерла у казака на руках, не приходя в сознание.

XVIII

С этого дня Мелехов трое суток бесцельно скитался по степи. В лесу он отыскал убежище дезертиров и поселил­ся с ними. Позднее среди них оказался Чумаков, расска­завший Григорию о гибели Фомина.

Вскоре Чумаков ушел «шукать легкую жизнь», а следом за ним покинул лес и Ме­лехов — отправился на родной хутор. Здесь он узнал, что потерял дочь, умершую от скарлатины.

Все, что оставалось еще у Григория, — возможность стоять у ворот своего дома и держать на руках сына, о чем он и мечтал в молодости.

На этой странице материал по темам:

  • краткое содержание 4 тома тихий дон
  • михаил александрович шолохов найти и записать фразу которая говорит о сили и характере русского человека краткое содержание
  • тихий дон краткое содержание 4 книга часть 8 по главам
  • краткое содержание четырех томов тихий дон
  • книга четвертая, часть восьмая, глава xvii тихий дон

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/kratkie-soderzhaniya-pereskazy/tihij-don/kratkoe-soderzhanie-romana-m.-a.-sholohova-tihij-don-kniga-4-chast-vosmaya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector