Краткое содержание сказание о князьях владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

  • «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, краткое содержание которого изложено в статье, – создан неизвестным автором предположительно в XIII веке.
  • Судя по всему, сказание было предназначено прежде всего для исполнения перед слушателями: ведь грамотных людей во времена создания эпоса было очень мало, а слушать «Слово…» мог даже тот, кто не умел читать.
  • Средневековая рукопись, представляющая собой список, сделанный с оригинала около XVI века, была обнаружена спустя два столетия в одном из русских монастырей известным коллекционером древностей графом Алексеем Мусиным-Пушкиным.

Древняя копия хранилась в графской библиотеке и сгорела во время московского пожара 1812 г., однако уцелели копии, благодаря чему эта повесть (или поэма) стала известна широкому кругу людей и вошла в сокровищницу русской и мировой литературы. Произведение изучают не только специалисты, но и школьники.

Оригинальный язык «Слова…» доступен лишь людям, в совершенстве владеющим старославянским. Дословный перевод сказания на современный русский язык также достаточно труден для восприятия. Поэтому при изучении произведения в школьной программе обычно используются адаптированные тексты.

История создания «Слова о полку Игореве» в переводе Заболоцкого

Существует несколько вариантов перевода этого древнерусского героического эпоса как прозаических, так и стихотворных.

Чаще всего для изучения произведения в 9 классе средней школы за основу берется стихотворное изложение в интерпретации Николая Алексеевича Заболоцкого (1903 1958) – известного русского советского поэта и переводчика.

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 — 1958) — русский советский поэт, переводчик, член Союза писателей СССР.

Работать над «Словом…» он начал в 1937 году, но закончить работу помешал арест: в марте 1938 года Заболоцкий был арестован и осужден по обвинению в антисоветской пропаганде. После освобождения в 1944 году поэт жил в ссылке в Караганде, где и завершил наконец свой труд.

Работа получилась столь впечатляющей, что ее публикация помогла автору вернуться из ссылки обратно в Москву и восстановить членство в Союзе писателей.

Главные герои повести

Большинство персонажей «Слова…» – реальные исторические личности, память о которых сохранилась в официальных документах того времени – летописях.

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Главными героями произведения являются:

  • Игорь – князь Новгород-Северский. События, описание которых послужило сюжетом для произведения, произошли во время его похода на половцев в 1185 году,
  • Всеволод – князь Курский, родной брат Игоря, вместе с ним участвовавший в этом походе, так же, как и главный герой, попавший в плен,
  • Святослав – князь Киевский. В сказании именуется отцом, но на самом деле является двоюродным братом главного героя. Отцом его называют в силу как возрастного, так и иерархического старшинства: князья, занимавшие престол в Киеве – главном городе древнерусского государства, считались верховными правителями,
  • Ярославна – супруга главного героя, Ефросинья Ярославна, дочь галицкого князя Ярослава.

В сказании часто упоминается Боян – полумифическая личность, знаменитый древнерусский поэт, певец и сказитель, обладающий способностью предвидеть будущее: «Боян бо вещий…»

Неизвестный автор «Слова…», также очень одаренный и образованный человек, судя по всему, принадлежащий к высшему или среднему классу, преклоняется перед поэтическим даром Бояна и прекрасно ориентируется в исторических и политических реалиях того времени.

Своеобразным главным действующим лицом «Слова…» можно назвать русскую природу, активно участвующую в развитии сюжета. В повести она позиционируется как одушевленное существо, действующее на стороне русичей: отзывается на эмоциональное состояние героев, старается предостеречь Игоря от неверного шага, помогает бежать из плена.

Второстепенные персонажи

Ко второму ряду персонажей этого эпоса следует отнести половцев.

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Сюда входят:

  • Кончак – половецкий хан, хитрый и опытный лидер степняков, пленником которого стал князь Игорь. Он умело пользовался междоусобными распрями русских князей, совершая набеги на города древней Руси. Желая стравить князей между собой, поочередно приходил на помощь то одному, то другому в их борьбе друг против друга. В то же время Кончак понимал, что у него недостаточно сил для самостоятельной борьбы с князьями. Стремясь установить прочный мир между половцами и русичами, использовал приемы «мирной дипломатии»: устроил брак своей дочери с сыном князя Игоря – Владимиром, попавшим в плен вместе с отцом,
  • Гзак – еще один хан половцев, возглавлявший клан бурчевичей. В летописях его именуют Козой Бурновичем. В битве с войском князя Игоря Гзак и Кончак выступили союзниками. Сын Гзака, Кзич, взял в плен брата Игоря – Всеволода,
  • Овлур – половец, мать которого была русской (судя по всему, пленницей). Он сочувствует Игорю, организуя для него побег из плена, и сам бежит вместе с ним. Овлур – единственный из людей – персонажей эпоса, реальное существование которого не подтверждено летописными сведениями. Однако это вполне объясняется его малозначимостью с точки зрения составителей летописей.

Краткий пересказ «Слова о полку Игореве»

Кратко пересказать содержание этого древнерусского эпоса поможет конспект, который можно составить по следующему плану:

  1. Вступление.
  2. Неудачный поход и плен.
  3. Сон Святослава и его обращение к князьям.
  4. Плач Ярославны.
  5. Побег из плена.
  6. Погоня и разговор Кончака с Гзаком.
  7. Возвращение домой.

Предлагая произведение в сокращении, нужно уделять главное внимание центральной линии сюжета. Таким образом можно уместить всё содержание в очень краткое изложение.

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Во вступлении к «Слову…» неизвестный автор вспоминает славного Бояна, пальцы которого били по струнам гуслей, как десять соколов, охотящихся за лебедями, и от их прикосновений струны рокотали, воспевая подвиги героев далекого прошлого. Но он – не Боян, и хотел бы рассказать о событиях, случившихся не так давно: походе князя Игоря на половцев.

Поход начался с недобрых предзнаменований – сама природа старалась предостеречь военачальника. Накануне выступления войска случилось солнечное затмение, но, охваченный жаждой воинской славы, полководец не обращает внимания на это грозное природное явление и не отменяет похода.

Он обращается с речью к своей дружине, призывая воинов переломить копья в битве с половцами и «испить шеломом (шлемом) из Дона», либо погибнуть, и ратники отправляются в дорогу.

Дурные знаки встречает войско на всем своем пути: слышится волчий вой, птицы с жалобными криками носятся над головами людей, лисицы облаивают их, степные орлы клекочут, словно предчувствуя, что скоро насытятся трупами павших…

Но воины идут вперед, не обращая внимания на эти предостережения. Наконец они перешли границу и вступили на территорию половцев. «О, русская земля! Ты уже за холмом», – восклицает автор.

Сначала ратникам сопутствует удача: они разбили половцев и захватили богатую добычу. Но князь решил дать своей дружине отдохнуть и остановиться на ночлег, вместо того, чтобы вернуться домой, и эта роковая ошибка предрешила трагический исход похода: на рассвете на лагерь напали ханы Кончак и Гзак с большим войском.

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Битва продолжалась три дня, и русичи потерпели в ней поражение, а раненый Игорь, его сын Владимир и брат Всеволод попали в плен.

В это время князю Святославу в Киеве снится тяжелый сон: словно его, лежащего на кровати, покрывали черным полотном, осыпали жемчугом из половецких колчанов и поили отравленным синим вином.

На крыше княжеского терема вместо конька (фигурки коня, считавшейся оберегом у славян), сидел черный ворон, который затем с громким карканьем полетел к синему морю.

Бояре князя, к которым Святослав обратился за толкованием сна, объяснили сновидение тревогой за родственников, отправившихся в поход.

Вскоре Святослав узнаёт о том, что войско Игоря разбито, а сам он вместе с братом и сыном попал в плен. Горю старого князя нет предела: он упрекает Игоря и Всеволода в неразумии, говорит, что они своим необдуманным походом загубили не только собственные жизни и жизни воинов, но и навлекли беду на всю русскую землю.

Теперь осмелевшие половцы без страха приходят на Русь, грабят и убивают ее жителей, и никто им не препятствует. Святослав обращается к русским князьям, призывая объединиться и дать отпор врагу. Но призыв остается без ответа…

Русские люди, страдая от набегов половцев, обвиняют Игоря в том, что он навлек на них эту беду своим неразумным и плохо подготовленным походом.

И лишь Ярославна, преданная и любящая супруга князя, ни в чем его не винит.

Она тоскует и плачет на стенах крепости в Путивле, обращаясь то к солнцу, то к ветру, то к реке, упрекая силы природы в том, что они не уберегли ее любимого, и умоляя их помочь ему вернуться домой.

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

И хотя Игорь далеко, его сердце слышит зов Ярославны. Глубокой ночью пленный князь не может уснуть в шатре: все его мысли – о родной земле, о том, как туда вернуться. Ему на помощь приходит Овлур: он уже оседлал коней, и свистом вызывает князя из шатра. Князь вместе с Овлуром спешат к реке – путь по воде поможет им скрыться от погони, которую послали вслед за беглецами Гзак и Кончак.

Поняв, что вернуть беглецов уже не удастся, Кончак говорит Гзаку, что, хотя сокол и улетел, у них остался соколенок – юный Владимир, сын Игоря.

Нужно подстрелить его золотой стрелой, то есть женить на половецкой девушке, и он останется с ними и станет их союзником.

Гзак возражает, что молодой сокол всё равно будет стараться вернуться в родное гнездо, и не только сам улетит, но возьмет с собой и жену.

Наконец Игорь возвращается на родную землю, которая встречает его с радостью. «Слово о полку Игореве» заканчивается славословием князьям и их дружине. Таково очень краткое содержание этой древнерусской саги.

Анализ произведения

Главной идеей «Слова…», которая красной нитью проходит через всё произведение, является мысль о необходимости объединения русских земель и преодолении междоусобных войн. Не только князь Святослав, но и автор «Слова…» упрекает князей, что за раздорами они забыли о главном: о родной земле.

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

В то время, как они ссорятся и дерутся между собой, говоря про малое, что это – великое, и выясняя, кто из них главнее, враги топчут русскую землю. И так будет до тех пор, пока междоусобицы не прекратятся и они не поймут, что являются единым народом и должны защищать землю не друг от друга, а от внешнего врага.

  1. Любовь к Родине, Руси, необходимость ставить на первое место ее благо, а не собственную гордыню – вот о чем говорит эпос.
  2. Помимо идеи патриотизма, в произведении воспеваются героизм и смелость князя и его дружины, преданная и верная любовь русских женщин к своим мужьям-воинам, которую олицетворяет Ярославна.
  3. Важное место отводится тому, какая ответственность лежит на князьях и военачальниках, как важен их опыт, разумная осторожность, умение предвидеть последствия своих поступков, совершая которые, нужно думать не только о собственной славе, но и о пользе для людей.

Заключение

«Слово о полку Игореве» является самым известным в России и в мире памятником древнерусской литературы. Своим существованием оно доказывает высокий культурный уровень Древней Руси, который наша страна имела задолго до того, как на ее территории распространилась европейская культура.

Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Из-за того, что средневековый список этого сказания не сохранился, некоторые критики, как зарубежные, так и отечественные, до сих пор сомневаются в его подлинности, приписывая авторство различным людям, начиная с самого графа Мусина-Пушкина, ставшего его первооткрывателем.

Однако стоит заметить, что если бы это было правдой, следовало бы признать, что в таком случае он имел не только литературный талант, граничащий с гениальностью, но и широчайшие познания в истории Древней Руси, уникальные для представителя более позднего времени.

Странно, что человек, обладающий столь уникальными способностями, удовлетворился ролью неведомого мистификатора, остановившись на одном-единственном творении и не имея возможности объявить о своем авторстве. Гораздо более правдоподобной выглядит версия, что автор лично участвовал в походе Игоря, либо слышал о нем от подлинного участника.

Читайте также:  Краткое содержание русские ночи одоевский за 2 минуты пересказ сюжета

Делая анализ «Слова…», нужно помнить, что это не документ, а художественное произведение, поэтому не стоит видеть в нем летопись и требовать исторической точности в изложении фактов.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/slovo-o-polku-igoreve-kratkoe-soderzhanie-2

«Руслан и Людмила» А. С. Пушкин Кратко

Александр Сергеевич Пушкин написал большое количество знаменитых и интересных произведений. Творения Пушкина пропитаны какой-то особенной атмосферой и не похожи на произведения других писателей.

Краткий пересказ поэмы «Руслан и Людмила»

Людмила и Руслан женятся. Многие рады данному событию, лишь Князь Владимир — отец невесты, не одобряет выбор дочери. После окончания торжества, кто-то крадет Людмилу.

Князь Владимир узнает о происшествии и злится на Руслана из-за его бездействия. Отец Людмилы посылает трёх витязей на поиски дочери, вместе с ними едет и Руслан. Все мужчины хотят найти Людмилу и решают поехать по-разным дорогам.

Скача на лошади, Руслан замечает пещеру и заезжает в неё. Герой знакомится со стариком, Финном, который рассказал, что Людмилу похитил Черномор и, что Руслан одолеет врага.

Руслан остаётся ночевать в пещере и только на утро отправляется снова в путь. Один из витязей узнает о приключении Руслана, решает помешать ему.

Все то время Людмила спала, проснувшись она оказывается в красивой комнате, но за окном лежит снег. К ней приходит карлик, которого удаётся испугать. У Руслана получается победить витязя.

Людмиле посчастливилось скрыться от Черномора, надев шляпу невидимку.

Руслан приходит биться с Черномором и побеждает его, срезав волшебную бороду.

Людмила спит, жених решает отвести её в Киев, но на пути у молодой пары встаёт один из богатырей, Фарлаф. Он убивает главного героя и забирает Людмилу, но Финну удаётся воскресить Руслана. Молодой человек отыскивает Людмилу и прощает Фарлафа. Для Людмилы и Руслана князь Владимир сыграл еще раз свадьбу .

Список и краткая характеристика героев поэмы «Руслан и Людмила»

Главные герои поэмы «Руслан и Людмила»:

  • Руслан. Мужчина является настоящим олицетворением богатыря: сильный, храбрый, мужественный. Представлен в произведении, как белокурый и зеленоглазый молодой человек. Очень целеустремленный, может пройти через любые препятствия, которые встречаются на пути. Спас свою возлюбленную, которую зовут Людмила.
  • Людмила. Молодая дама является младшей дочерью князя Владимира и женой Руслана. Образ Людмилы в произведении описан, как образ тонкой и чувствительной натуры. Она идеальная, верная жена, с твёрдым характером. Данный факт можно заметить по эпизоду, когда Людмила сумела скрыться и противостоять Черномору.
  • Черномор. В произведении представлен в роли отрицательного героя, врага Руслана. Черномор — злой колдун, который все время похищает красивых и юных дам. Внешне он не очень привлекательный: низкий рост, длинная борода. Вся сила колдуна заключается именно в его бороде, которую впоследствии Руслан отрезал.
  • Финн. Старик — волшебник, которого Руслан находит в пещере. Финн является положительным героем романа, он помог Руслану спасти его возлюбленную. Пробудил главного героя от смертельного сна, также дал кольцо, которое повлияло на спасение Людмилы.

Второстепенные герои поэмы «Руслан и Людмила»:

  • Рогдай — один из витязей, злобный и коварный. Хотел убить Руслана, но получилось наоборот.
  • Фарлаф — один из богатырей, но является трусом. Из-за чувств к Людмиле, убивает Руслана и крадет молодую даму.
  • Ратмир — князь хазар, влюблён в Людмилу. Когда вышел на поиски пропавшей дамы, встретил простушку и у них завязался роман.
  • Наина — коварная женщина, владеющая магией. Возлюбленная Финна, пытается вместе с Черномором противостоять Руслану.
  • Князь Владимир — князь Киева и отец Людмилы. Вспыльчивый, но в тоже время отходчивый мужчина.

Краткое содержание «Руслан и Людмила» подробно по главам (песням)

Песнь 1

В городе Киев князь Владимир выдаёт свою дочку по имени Людмила замуж за Руслана. В ночь после свадьбы случается несчастье, Людмилу кто-то похищает. Князь Владимир, поникший от горя, решает выдать дочку ещё раз замуж за того, кто отыщет её. Огласив список вознаграждений, за нахождение Людмилы, трое витязей, Фарлаф, Рогдай, Ратмир, а также Руслан, отправились на поиски.

Всадники едут вместе, но как только дороги разветвляются, они решают разделиться. Руслан едет по своей тропинке и натыкается на пещеру, в которой горит огонь. Заехав в неё, обнаруживает старика — колдуна по имени Финн. Он сидел возле лампы и читал книгу.

 Финн рассказал, что Людмилу украл Черномор и поведал кратчайший путь, по которому можно её отыскать. Старик укладывает Руслана спать и рассказывает свою историю про его любовь — Наину. Также тот предупредил, что Наина является злой и коварной, так что Руслану нужно быть аккуратнее.

Всю ночь главный герой прослушал истории про Наину, а на утро двинулся в путь в поисках своей возлюбленной.

Песнь 2

Витязь Рогдай хочет убить Руслана, тем самым заполучить сердце Людмилы. Фарлаф, ища Людмилу, слышит, что за ним кто-то гонится. Он пытается скрыться от неизвестного всадника, перепрыгивая через ров. Фарлаф падает с лошади в грязь. Подлетевший Рогдай готов сразится с соперником, но замечая, что это не Руслан, гнев его постепенно сходит на нет.

Под горой Рогдай встречает старуху, которая рассказывает, где находится Руслан. Рогдай уезжает, а старуха подходит к Фарлафу и советует ему, возвратиться домой, потому что Людмила не будет его.

Тем временем, Людмила проснулась от долгого сна и оказалась в прекрасной комнате. Ей заплели косы, одели и обули, но это не успокаивало её. Героиня решает выйти из комнаты. Как только она открывает дверь, то оказывается в прекрасном саду. Людмила просидела в саду до вечера, после ушла спать. Перед сном, к ней пришёл карлик с длинной бородой, которого девушка спугнула.

Рогдай находит Руслана и бьется с ним. Руслан одалевает соперника, нашедшего свою гибель в водах Днепра.

Песнь 3

Неожиданно к Черномору наведывается Наина, которая предупреждает о грядущей опасности. Людмила узнала тайну шапки-невидимки и решила воспользоваться её свойствами. Не найдя заключённую, разгневанный Черномор решает найти её.

После битвы с Рогдаем, Руслан продолжает искать свою возлюбленную. Найдя доспехи, он замечает большую Голову, которая все время язвит и хохочет. Руслан пронзает Голове язык, она откатывается. На том месте, где стояла Голова, лежит меч, который Руслан забирает.

Песнь 4

Ратмир добирается до замка, который стоит на скале. Он слышит прекрасное пение, которое манит его. Ратмир встречает большое количество прекрасных дам.

Руслан проводит ночь возле головы, на утро сноваидёт на поиски.

Людмила продолжает скрываться от колдуна с помощью шапки-невидимки, но Черномору удаётся завлечь Людмилу в свои сети.

Раздаётся звук рога, и Черномор, надев на себя шапку-невидимку идёт на разведку. Это оказался Руслан.

Песнь 5.   Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских за 2 минуты пересказ сюжета

Руслан и Черномор начинают сражение. Главный герой одерживает победу, отрезав колдуну его бороду.

Руслан ищет возлюбленную по всему замку. Найдя Людмилу, она находится в непробудном сне. Внезапно появляется Финн и даёт ему совет, чтобы он отвёз Людмилу в Киев.

По пути домой, Руслан встретил Ратмира, который полюбил пастушку. Наина решает убить Руслана с помощью рук Флафана. Витязь находит Руслана и убивает его, забирая Людмилу.

Песнь 6.

Флафан добрался до Киева, и начал всех убеждать в его мужестве и героизме. Тем временем, Финн узнал о несчастье Руслана, принёс ему два кувшина — с мертвой и живой водой. Данная Вода исцелила Руслана. Герой добрался до города и разбудил Людмилу, с помощью волшебного кольца. Князь Владимир сыграл новую свадьбу для Людмилы и Руслана.

История создания произведения «Руслан и Людмила»

Произведение поэт писал в период с 1818 года по 1820 год, после того как окончил лицей. Александр Сергеевич Пушкин говорил, что писать поэму начал ещё в лицее, но изучив все факты, можно догадаться, что в лицее писатель придумал лишь сюжет и набросал несколько отрывков.Главной целью было написать «богатырскую» поэму-сказку, которая похожа на произведение «Неистовый Роланд».

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/ruslan-i-lyudmila

Краткое содержание: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ

Опера в четырех актах (шести картинах)

Либретто В. И. Бельского

Действующие лица:

  • Князь Юрий Всеволодович
  • Княжич Всеволод Юрьевич
  • Феврония
  • Гришка Кутерьма
  • Федор Поярок
  • Отрок
  1. бас
  2. тенор
  3. сопрано
  4. тенор
  5. баритон
  6. меццо‑сопрано
Двое лучших людей: 1-й 2-й тенор бас
  • Гусляр
  • Медведчик
  • Нищий-запевала
  1. бас
  2. тенор
  3. баритон
Бедяй Бурундай } богатыри татарские бас бас
Сирин Алконост } райские птицы сопрано контральто
  • Княжьи стрельцы, поезжане, домрачи, лучшие люди, нищая
    братия, народ, татары.
  • Лето от сотворения мира 6751.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Как оперный сюжет древнерусская легенда о граде Китеже
привлекла внимание Римского-Корсакова в 1898 году. Тогда же возникла мысль
связать ее с образом Февронии — героини распространенной в народе муромской
повести о Петре и Февронии.

Этот образ занял центральное место в либретто В. И.
Бельского (1866—1946). К сочинению музыки композитор приступил в начале 1903
года. К концу сентября следующего года партитура оперы была закончена.

Первое
представление состоялось 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в
Петербурге.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
принадлежит к числу наиболее значительных произведений русской оперной
классики. Для него характерно сочетание эпоса и лирики, героических и
фантастических мотивов народной поэзии.

В основу сюжета положена древнерусская
легенда XIII столетия, эпохи татаро-монгольского владычества.
Реальные исторические события приобрели в ней фантастическую окраску.

По словам
легенды, град Китеж был спасен от разорения татарами «божьим произволением»: он
сделался невидимым и стал местом идеальной, по народным понятиям, земной жизни.

В работе над либретто Бельский и Римский-Корсаков
широко пользовались разнообразнейшими мотивами народно-поэтического творчества.
В итоге, как справедливо утверждал либреттист, «во всем произведении не
найдется ни одной мелочи, которая так или иначе не была бы навеяна чертою
какого-либо сказания, стиха, заговора или иного плода русского народного
творчества».

Перед зрителем проходит галерея ярких национальных
типов, небывало новых на оперной сцене. Такова Феврония — идеальный образ
русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной и
бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования.

Ей резко
противопоставлен потрясающий своей драматичностью и жизненной правдой образ
Кутерьмы — человека морально сломленного, раздавленного нищетой. По своей
социально-обличительной силе этот образ не имеет равных в мировой оперной
литературе.

Трагические судьбы главных героев показаны в нераздельной связи с
судьбой народа, переживающего тяжкую годину татарского нашествия, на фоне
картин русской природы, народного быта, патриотической борьбы с безжалостным
врагом.

В соответствии с содержанием народных легенд, наряду с реальными в
опере возникают волшебные картины райской природы и чудесно преображенного
града Китежа.

СЮЖЕТ

В глухой чаще заволжских лесов стоит избушка Февронии.
Дни ее полны покоя, тихих радостных дум. На ее голос сбегаются звери, слетаются
птицы. Однажды появился незнакомый молодец в одежде (княжьего ловчего.

Юношу
поразили восторженные речи девушки о красоте природы, о счастье жить под
величавыми сводами лесов, радуясь сиянию солнца, аромату цветов, блеску
голубого неба. Пришлись они друг другу по сердцу и порешили обменяться кольцами.

Только успел молодец отправиться в обратный путь, как появились
стрельцы-охотники во главе с Федором Поярком, разыскивающие своего товарища. От
них Феврония узнала, что незнакомый юноша, с которым она обручилась, — княжич Всеволод,
сын старого князя Юрия, правящего в Великом Китеже.

На торговой площади Малого Китежа толпится народ,
ожидающий в нетерпении приезда жениха и невесты. Поводырь с медведем смешит
толпу; седой как лунь Гусляр поет былину. Ропщут китежские богатеи, недовольные
тем, что княгиней станет простая крестьянка.

Увидев пьяного Гришку Кутерьму,
они дают ему денег, чтобы он напился допьяна и как следует «почествовал»
невесту. Китежане радостно приветствуют свою госпожу. Но Гришка Кутерьма
подступает к Февронии с наглыми речами, издеваясь над ее простым происхождением
и бедностью.

Читайте также:  Краткое содержание дойл знак четырёх за 2 минуты пересказ сюжета

Народ его прогоняет, и по знаку дружки — Федора Поярка — девушки
заводят свадебную песню. Неожиданно песня обрывается. Слышатся звуки военных
рогов, и на площадь выбегают в смятении толпы народа, преследуемые татарами.
Татары злы: цикто из жителей не соглашается выдать своего князя, показать
дорогу к Великому Китежу.

С угрозами они набрасываются на Кутерьму, и бражник
не выдерживает: убоявшись страшных мук, он соглашается вести татарскую рать.

У одной из церквей Великого Китежа в полночь собрался
народ, чтобы выслушать вестника — Федора Поярка, ослепленного врагами.
Присутствующих потрясает его скорбный рассказ о народном бедствии и о том, что,
по слухам, ведет татар к Великому Китежу Феврония.

По призыву старого князя
Юрия народ возносит мольбы о спасении. Княжич Всеволод просит отца благословить
его с дружиной на ратный подвиг и выступает из Великого Китежа навстречу
врагам.

Только их песня затихла вдали, как город окутался светлым, золотистым
туманом, сами тихо загудели колокола, предвещая избавление.

Темной, непроглядной ночью Гришка привел татар, а с
ними пленную Февронию, к озеру Светлояру. Но татарские воины не верят
предателю; накрепко они привязали его к дереву, чтобы дождаться утра, и
принялись за дележ награбленной добычи. Татары похваляются своей победой над
китежской дружиной, рассказывают о гибели княжича Всеволода.

Между воинами
разгорелся спор — кому владеть полонянкой Февронией. В пылу ссоры Бурундай
ударом топора убивает соперника. Дележ закончен, охмелевшие татары засыпают.
Феврония горько плачет о своем погибшем женихе. Гришка Кутерьма окликает ее;
его, предавшего врагу родную землю, оклеветавшего Февронию, мучают угрызения
совести.

Он в отчаянии просит Февронию отпустить его на волю, чтобы он смог
замолить тяжкий грех предательства. Февронии стало жаль несчастного бражника, и
она освободила его от пут. Гришка хочет бежать и не может: колокольный звон
наполняет его душу непреодолимым страхом.

Кинулся он к озеру, чтобы утопиться,
и остолбенел при виде небывалого зрелища: первые лучи восходящего солнца
скользнули по водной глади, озарили пустой берег Светлояра, а под ним в озере —
отражение стольного града Великого Китежа. В безумном удивлении, с диким воплем
Кутерьма исчез в лесной чаще. Увидели отражение невидимого города и татары.

Загадочное зрелище навело на них панический страх. Забыв обо всем, они в ужасе
бежали от страшного места.

В глухой чаще керженских лесов, через бурелом и цепкие
кустарники пробираются бежавшие от татар Феврония и Кутерьма. Их мучит голод и
усталость. Не выдержав мук совести и страшных видений, Кутерьма пропадает в
дремучей чаще. Обессиленная Феврония опускается на траву, призывая
избавительницу-смерть.

Вокруг нее расцветают невиданные цветы, свечи загораются
на ветвях деревьев, голоса райских птиц ей пророчат покой и счастье, а из
глубины прогалины приближается призрак княжича Всеволода. Вновь полная сил,
Феврония радостно бросается ему навстречу, и молодые медленно удаляются к
Великому Китежу.

На площади чудесно преображенного города их встречает
народ в белых одеждах. Затейливые терема озарены ярким серебристым сиянием, лев
и единорог с серебряной шерстью сторожат княжеские хоромы, райские птицы поют,
сидя на высоких шпилях. Феврония с изумлением рассматривает волшебный град.

Под
звуки райских свирелей народ запевает свадебную песню, недопетую в Малом
Китиже. Но Феврония вспоминает о несчастном, безумном Гришке Кутерьме, которому
не суждено войти в волшебный Китеж, и решает послать ему весть.

1
Наконец грамотка написана, и молодые под торжественное пение и колокольный звон
медленно и величаво шествуют в собор к венцу.

МУЗЫКА

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» —
опера-легенда. Замедленное развитие действия, обилие широких выразительных
мелодий песенно-русского характера придают опере самобытную национальную окраску,
колорит далекой седой древности.

Оркестровое вступление «Похвала пустыне» живописует
картину леса с шелестом листвы и птичьим пением; здесь звучат напевные мелодии
Февронии.

Музыка первого акта проникнута светлым лирическим
настроением. Песня Февронии «Ах ты лес, мой лес, пустыня прекрасная» отмечена
душевной чистотой, безмятежным спокойствием.

Большая сцена Февронии с княжичем
постепенно наполняется ликующим, восторженным чувством. Любовный дуэт, теплый и
задушевный, завершает ее. Дуэт прерывается призывными сигналами охотничьих
рогов и мужественной песней стрельцов.

Акт заканчивается могучими горделивыми
фанфарами, символизирующими образ Великого Китежа.

Второй акт — монументальная историческая фреска,
написанная широкой кистью. Скорбная былина Гусляра (пророчество о грядущем
бедствии) выдержана в стиле старинного эпического сказа. За ней следует хор,
напоминающий народные причитания-плачи. В развитой сцене дается многосторонняя
характеристика Гришки Кутерьмы.

Перезвоны бубенцов в оркестре, радостные возгласы
соединяются в торжественном хоре, приветствующем Февронию. В сцене встречи
Февронии и Кутерьмы ее плавным, лирическим, напевным мелодиям резко
противопоставлена угловатая, судорожная речь бражника.

Вторжение татар
знаменует резкий поворот действия; вплоть до конца акта в музыке властвует
стихия мрачных красок, угрожающих, жестких звучаний, которыми обрисовано
татарское нашествие.

Третий акт состоит из двух картин, которые связывает
симфонический антракт. Первая картина окрашена в темные, суровые тона,
подчеркивающие драматизм происходящих событий. Сумрачный, скорбный рассказ
Поярка, прерываемый взволнованными возгласами хора, образует широкую сцену,
насыщенную большим внутренним напряжением.

Настроением тяжелого раздумья и
глубокой печали проникнута ария князя Юрия «О слава, богатство суетное!».
Героическая песня дружины, которую запевает Всеволод, омрачена предчувствием
обреченности. Заключительный эпизод картины полон таинственно мерцающих
звучаний, приглушенного гула колоколов и волшебного оцепенения.

Симфонический антракт «Сеча при Керженце» — выдающийся
образец русской программной музыки. С потрясаюшим реализмом, зримой
наглядностью здесь обрисована схватка татар с русскими. Достигнув предельного
драматизма, сеча обрывается; слышны лишь отголоски удаляющейся дикой скачки,
которой противостояла ныне сломленная прекрасная мелодия песни китежской
дружины.

Устало, безрадостно звучит в начале второй картины хор татар «Не
вороны голодные». Причитания Февронии напоминают протяжную народную песню.
Тоска, лихорадочное возбуждение, страстная мольба, скорбь, радость, ужас — эти
нервно чередующиеся состояния передают страшные душевные муки Кутерьмы.
Смятенные хоровые фразы татар и грозный набат завершают третий акт.

Четвертый акт также состоит из двух картин, связанных
вокально-симфоническим антрактом. Первая картина распадается на два больших
раздела. В центре первого — Кутерьма.

Музыка с огромной трагической силой
передает острый душевный разлад человека, теряющего рассудок, дикие видения его
галлюцинирующей фантазии. Следующий раздел посвящен показу чудесного
преображения природы.

Картина заканчивается светлым лирическим дуэтом.

Без перерыва следует вокально-симфонический антракт «Хождение
в невидимый град»; на фоне лучезарного, величавого шествия, радостных перезвонов
звучит затейливое пение райских птиц. Музыка второй картины создает
неподвижную, словно застывшую в сказочном очаровании панораму чудесного града.

Вокальные фразы действующих лиц, хоровые эпизоды мерно и степенно следуют друг
за другом; их мажорное звучание озаряет музыку мягким и ровным сиянием. Лишь
свадебная песня и сумрачные образы, возникающие в сцене письма Февронии,
напоминают о минувших грозных событиях.

Опера заканчивается просветленным,
долго замирающим аккордом.

1 Сцена письма Февронии к Кутерьме, по традиции первых постановок оперы, обычно выпускается.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/093.html

II. Основные образы “Повести временных лет”

Образы
“ПВЛ” можно разделить на две группы:
созданные с
помощью приемов народного творчества

и исторические
образы
.

  1. Князь Олег – мужественный и мудрый воин. В 907 году он благодаря воинской смекалке (поставил корабли на колеса и пошел к вражескому городу, чем заставил греков сдаться) он одержал победу над греками. Он ловко распутывает все хитросплетения своих врагов-греков и заключает выгодный для Руси мирный договор с Византией.

    В знак своей победы Олег прибивает свой щит на вратах Царьграда к вящему позору врагов и славе своей родины. Князь прозван в народе “вещим”, т.е. волшебником, но ему не удается уйти от своей судьбы. 912 — поэтическое предание о коне Олега, имеющее законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании.

    В нем выражается идея о силе судьбы, которую не в силах избежать никто.

  2. Князь Игорь также мужественный и смелый. В походе 944 года он одерживает победу над греками. Он заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, но жаден. Это и погубило его, когда он решил собрать больше дани с древлян. Летописец осуждает его словами одного из древлян: ”Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его”

  3. Княгиня Ольга – жена Игоря. Мудрая, верная памяти своего мужа, отвергает сватовство не только древлянского князя Мала, но и греческого императора. Жестоко мстит убийцам своего мужа. В описании 4 местей Ольги подчеркивается мудрость, твердость и непреклонность характера русской женщины. Все описание мести строится на лаконичном и сценическом диалоге княгини с древлянами.

  4. Святослав – сын Игоря. Он суровый, простой, сильный, мужественный и прямодушный воин. Ему чужды коварство, лесть, хитрость присущи его врагам-грекам (льстивы). С малой дружиной он одерживает победу над превосходящими силами врага.

    Краткой мужественной речью он воодушевляет воинов: “Не посрамим земли Русской!” Он презирает богатство и ценит только свою дружину. Автор сравнивает его с “пардусом”.

    Он живет интересами дружины и даже отказывается принять христианство, как его просит княгиня Ольга, потому что боится насмешек дружины. Его постоянное стремление к войнам, пренебрежение интересами Киева, попытка перенести столицу Руси на Дунай вызывает осуждение летописца.

    Гибнет Святослав в неравном бою с печенегами у днепровских берегов. Его убил печенежский князь Куря и сделал из его черепа чашу. Автор видит причину гибели Святослава в том, что он отказался принять христианство.

  5. Князь Владимир – сын Святослава. Это противоречивый образ.

    С одной стороны, мы видим князя-язычника с его необузданными страстями (женитьба на полоцкой княжне Рагнеде), с другой – идеальный правитель-христианин, наделенный всеми христианскими добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим, инокам и монахам. Контрастом летописец показывает превосходство новой христианской морали над языческой.

  6. Русский юноша Кожемяка. В 992 году Владимир воевал с печенегами, и они решили устроить схватку между двумя сильнейшими воинами.

    Сказание подчеркивает превосходство мирного ремесленника над профессиональным воином – печенежским богатырем. В русском юноше Кожемяке воплощена исполинская сила, которой обладает русский народ.

    Печенег хвастлив и заносчив, Кожемяка скромен. Он совершает подвиг без кичливости и бахвальства.

  7. Старец в Белгороде. В истории о белгородском киселе описана осада печенегами Белгорода. Люди хотели уже сдаться врагам, но один старец придумал, как обмануть печенегом. В один колодец поставили болтушку для киселя, а в другой – сладкую сыту. Печенеги поверили, что жители города получают еду из-под земли. Это победа смекалки, находчивости над легковерием врага.

Совсем
по-другому описаны исторические личности,
которые жили незадолго до и во время
написания летописи. Князьям придается
официальный характер. Это не просто
люди, а общественные деятели.

Особое
место в летописи занимает сказание об
убийстве Бориса и Глеба. Здесь мы видим
контраст двух идеальных князей-мучеников
Бориса и Глеба,
“христолюбивых страстотерпцев”, и
окаянного Святополка.

Это сказание в
повести носит агиографические черты.

В
повести об ослеплении Василька
Теребовльского в 1097
главными образами являются Давыд,
Святополк и Василько.

Давыд вероломен, коварен, для него ничто
клятвы на кресте. Святополк колеблется,
ему не верится в справедливость наветов
Давыда, но в конце концов он принимает
участие в заговоре.

Василько доверчивый,
благонравный, воспитанный, слушается
старшего брата. Он не верит в то, что
можно нарушить клятву на кресте. Но
повесть не идеализирует Василька.

Он
не только жертва наветов, жестокости и
коварства Давыда Игоревича, но и сам
обнаруживает жестокость и коварство
по отношению к виновникам зла и ни в чем
не повинным людям.

Образы
князей имели большое значение для
последующей литературы. В литературе
XVIII-XIX веков многие образы заимствованы
из “ПВЛ” (князь Олег у Пушкина, образы
Владимира, Святослава, Олега в романтических
“Думах” Рылеева).

Читайте также:  Краткое содержание куприн суламифь за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://studfile.net/preview/7440637/page:9/

«Руслан и Людмила» краткое содержание поэмы Пушкина – читать пересказ для 5 класса — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Поэма «Руслан и Людмила» – волшебная сказка, написанная в 1818 – 1820 годах. На создание произведения автора вдохновил русский народный фольклор, русские былины и лубочные повести.

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» насыщена элементами гротескной фантастики, просторечной лексикой и добродушной иронией автора.

По мнению литературоведов, произведение является пародией на рыцарские романы и романтические баллады Жуковского.

Прочитать краткое содержание «Руслана и Людмилы» вы можете прямо на нашем сайте.

Главные герои

  • Руслан – храбрый князь, жених Людмилы, спасший ее от Черномора.
  • Людмила – княжна, младшая дочь князя Владимира, невеста Руслана.
  • Черномор – горбатый карлик с длинной волшебной бородой, «полнощных обладатель гор», похитил Людмилу.
  • Финн – старик-волшебник, который помогал Руслану отыскать и спасти Людмилу.

Другие персонажи

  1. Рогдай – «воитель смелый», один из соперников Руслана.
  2. Фарлаф – «крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный», убил Руслана и похитил Людмилу.

  3. Ратмир – «младой хазарский хан», хотел жениться на Людмиле, но влюбился в другую деву.
  4. Наина – возлюбленная Финна, колдунья.

  5. Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы.

Краткое содержание

Посвящение

Автор посвящает свое произведение «красавицам» – «царицам его души». Поэма начинается с описания сказочного лукоморья – перед читателем раскрывается волшебный мир, где живут ученый кот, русалка, леший, Баба Яга, царь Кащей, витязи и колдуны.

Песнь первая

Князь Владимир выдает свою меньшую дочь Людмилу за «князя храброго Руслана». Празднество в самом разгаре, гости слушают песню «сладостного певца» Баяна, прославляющего молодоженов. Однако не все веселятся, «в унынье, с пасмурным челом» сидят три витязя, соперники Руслана – Рогдай, Фарлаф, Ратмир.

После пира молодые отправились в свои покои. Неожиданно грянул гром, в комнате потемнело и «кто-то в дымной глубине / Взвился чернее мглы туманной». Руслан в отчаянии обнаруживает, что Людмила пропала. Узнав о случившемся, князь Владимир обещает тому, кто сможет ее разыскать, руку дочери и полцарства. Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир отправляются в разные стороны на поиски Людмилы.

По пути Руслан замечает пещеру. Войдя в нее, витязь видит седого старца, читающего книгу. Старец сообщает ему, что Людмилу похитил «волшебник страшный Черномор». Витязь остается на ночь в пещере, и старец рассказывает ему свою историю.

Он был «природным финном», пастухом, влюбленным в очень красивую и гордую девушку Наину. Однако она отказала юноше. Тогда финн отправился в далекие края и через десять лет вернулся победителем, бросив к ногам возлюбленной сокровища. Но Наина снова отказала ему.

Финн решил привлечь возлюбленную чарами, много лет учился в лесах у колдунов и, наконец, смог влюбить в себя женщину. Однако с их последней встречи прошло сорок лет, и теперь перед ним была не молодая красавица, а дряхлая старуха, да еще и колдунья.

Финн сбегает от воспылавшей к нему страстью женщины и с тех пор Наина возненавидела мужчину.

Песнь вторая

В это время Рогдай решает убить главного своего соперника – Руслана, и едет обратно. Фарлаф же, обедая возле ручья, увидел несущегося на него рыцаря, испугался и сбежал. Когда Рогдай, считавший, что гонится за Русланом, догнал его, то был разочарован и отпустил витязя.

По дороге Рогдай встретил старуху Наину, которая указала ему путь к Руслану на север. Явилась колдунья и Фарлафу – она посоветовала ему вернуться в Киев, так как от них «Людмила не уйдет».

После похищения Людмила долго находилась в «тягостном забвенье». Девушка очнулась в богатых покоях, подобных дому Шехеразады. Три девы под чудное пение заплели Людмиле косу, надели на нее перловый венец, лазурный сарафан и жемчужный пояс. Однако княжна сильно грустит и тоскует по Руслану.

Ее не радует даже волшебный по красоте сад, где она проводит целый день. Ночью в ее комнату неожиданно входит «арапов длинный ряд». Они вносят на подушках длинную бороду, принадлежавшую горбатому карлику. В испуге Людмила закричала и хотела ударить карлика, но тот, пытаясь убежать, запутался в собственной бороде.

Арапы унесли его.

Руслан выезжает в чистое поле, где на него с копьем несется всадник. Это был Рогдай. Руслан побеждает соперника, и Рогдай находит свою смерть в реке.

Песнь третия

Утром к карлику Черномору прилетает крылатый змий, который «вдруг Наиной обернулся». Женщина предлагает колдуну заключить союз, и он соглашается.

Черномор узнает, Людмила пропала – ее не было ни в палатах, ни в саду. Девушка же случайно обнаружила шапку-невидимку колдуна и теперь развлекалась, прячась от карлика и его слуг.

Руслан выезжает на поле старой битвы, усеянное костями, где подбирает для себя доспехи, но не находит достойного меча. Направляясь дальше, князь замечает в высокий холм, на котором спит огромная голова воина в шлеме. Руслан разбудил голову и она, сердясь, начала дуть на витязя.

Сильный вихорь уносил Руслана назад, но он изловчился и вонзил копье в язык головы, а затем и опрокинул ее. Князь хотел «ей нос и уши обрубить», но голова попросила не делать этого, рассказав свою историю.

Она раньше принадлежала великану, которому очень завидовал его брат-карлик Черномор. Однажды Черномор узнал, что существует меч, который отрубит великану голову, а ему бороду (в которой «таилась роковая сила»).

Великан раздобыл клинок, и пока брат спал, карлик отрубил ему голову, поставив ее здесь охранять меч. Голова просит Руслана забрать клинок себе и отмстить Черномору.

Песнь четвертая

Ратмир выезжает к долине и видит перед собой замок на скалах. Витязь замечает идущую по стене и поющую песнь прекрасную деву. Юный хан стучится в замок и его встречают красные девицы. Ратмир остается в замке.

Людмила же все это время бродила по владениям колдуна, тоскуя по возлюбленному. «Жестокой страстью уязвленный» Черномор решает поймать Людмилу, обернувшись раненым Русланом. Девушка бросается к возлюбленному, но обнаружив подмену, падает без чувств. Неожиданно раздается звон рога.

Песнь пятая

Как оказалось, на битву колдуна вызвал Руслан. В разгаре сражения витязь хватает Черномора за бороду и они подымаются в небо. Руслан не выпускал бороду колдуна три дня, и тот, устав спустился на землю. Тут же витязь обнажил меч и отсек бороду колдуна, после чего тот лишился волшебной силы.

Руслан возвращается во владения Черномора, но не может найти Людмилу. Горюя, витязь начинает все вокруг крушить мечом и нечаянным ударом сбивает с княжны шапку-невидимку. Руслан падает к ногам девушки, но она заколдована и спит.

Неожиданно рядом появляется добродетельный Финн. Он советует отвезти Людмилу в Киев, где княжна очнется. Витязь так и поступает.

На обратной дороге Руслан говорит голове великана, что отомстил, и она спокойно умирает. У тихой реки витязь встречает рыбака с милой девой, в котором узнает Ратмира. Бывшие соперники желают друг другу счастья.

К Фарлафу является Наина. Колдунья отводит витязя к спящему у ног Людмилы Руслану. Фарлаф «вонзает трижды хладную сталь» в грудь соперника и похищает княжну.

Песнь шестая

Фарлаф приезжает в Киев, но Людмила продолжает спать. Вскоре начинается восстание печенегов. В это время к убитому Руслану приходит Финн с мертвой и живой водой и оживляет витязя. Волшебник отправляет князя защитить Киев и дает с собой кольцо, которое поможет расколдовать Людмилу.

Руслан ведет войско и побеждает печенег. После победы князь зашел в палаты, коснулся чела Людмилы кольцом и девушка проснулась. Руслан и Людмила простили Фарлафа, а карлика приняли во дворец.

Заключение

В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин раскрывает вечный конфликт – противостояния добра и зла. Все герои произведения неоднозначны – у них есть и положительные и отрицательные стороны, однако то, по какому пути идти, выбирают они сами. В финале поэмы автор, следуя за традиционной волшебной сказкой, показывает, что добро всегда побеждает зло.

Краткий пересказ «Руслана и Людмилы» поможет ознакомиться с сюжетом произведения, а также подготовиться к уроку русской литературы.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19000-ryslan-i-ludmila-kratkoe-soderjanie-poemy-pyshkina-chitat-pereskaz-dlia-5-klassa.html

Сказание о князьях Владимирских

СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬИХ ВЛАДИМИРСКИХ — литературно-публицистический памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе С.

лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой — якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в С.

, повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Эти регалии были получены Владимиром Мономахом после успешного похода “на Фракию, Царяграда области”. Константин Мономах, приняв мудрое решение, отправил послов на Русь с царскими дарами во главе с митрополитом Неофитом.

Перечисление отсылаемых даров представлено в виде торжественного обряда, что свидетельствует о благорасположении византийского императора к Владимиру Мономаху: “От своея же выя снемлет животворящий крест от самого животворящаго древа, на нем же распятся владыка Христос.

Снемлет же от своея главы венець царьский и поставляет его на блюде злате. Повелевает же принести крабьицу сердоликову, из нея же Август, царь римъский, веселяшеся, и ожерелье, иже на плещу своею ношаше и чепь от злата аравьска исковану, и ины многи дары царьскиа”.

Вручая Владимиру Мономаху эти драгоценности, митрополит Неофит произносит речь, в которой называет великого князя самодержцем и боговенчанным царем. Заключая рассказ о Владимире Мономахе, автор С. сообщает: “И от того времени князь великий Владимир Всеволодичь наречеся Манамах, царь великиа Русия”.

Согласно историческим данным, великий князь киевский Владимир Всеволодович прозван Мономахом по имени матери, дочери византийского императора Константина Мономаха, который умер, когда Владимиру Мономаху было два года.

Время появления изложенных в С. легенд не установлено, и о существовании их до начала XVI в. ничего не известно. В 10-х гг. XVI в. (во всяком случае, до 1523 г.) легенды были соединены в Послании церковно-публицистического писателя Спиридона-Саввы.

На основании Послания примерно в это же время (не позднее 1527 г.) была составлена 1-я редакция С. о князьях владимирских. Написание С. следует связывать с деятельностью литературного окружения Максима Грека и Вассиана Патрикеева в период, когда последний был близок великому князю Василию III.

Это подтверждают сохранившиеся материалы книгописной мастерской Михаила Медоварцева, который как профессионал-писец в 1518—1525 гг. работал под руководством Максима Грека и был тесно связан с Вассианом Патрикеевым. Однако в научной литературе высказывалось иное мнение о времени создания С.: И. Н.

Жданов и А. А. Зимин относили это произведение к концу XV в.

Авторы С. преследовали цель создать произведение, которое могло быть использовано в политической практике Русского государства. Идеи С. были реализованы в дипломатических спорах при Василии III и Иване IV.

Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была использована составителями Воскресенской летописи, позднее была помещена как вступительная статья к Государеву родословцу 1555 г., включена в Степенную книгу. Текст С.

был вновь переработан в связи с подготовкой венчания на царство Ивана IV, в результате чего появилась 2-я редакция. Рассказ о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий был помещен как вступительная статья к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г.

Сюжет этого рассказа передан в виде рельефов, украшающих “царское место” Ивана IV, которое было установлено в 1551 г. в Успенском соборе Московского Кремля.

Р. П. Дмитриева

Источник: http://www.rlspace.com/skazanie-o-knyazyax-vladimirskix/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector